Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Танцевально-двигательная терапия. Где этому учат? И для чего это нужно? Танцевальная терапия — когда болит все, кроме души

Танцевальная терапия - это совершенно уникальное явление. Что оно собой представляет? Это направление психотерапии, в котором движение и танец способствуют как физической, так и эмоциональной интеграции индивида. У данного метода богатая история. Да и вообще, он представляет собой определенный интерес. Так что данной теме хотелось бы уделить отдельное внимание.

О предпосылках

Всем людям, хоть немного знакомым с фольклором, историей и искусством, хорошо известно, что танец испокон веков был неотъемлемой частью различных ритуалов, общинной жизни и прочих практик. Это больше, чем просто движение под музыку. Танец нёс сакральную, коммуникативную, идентификационную, экспрессивную и рекреационную функции. Он помогал свободно выражать себя, контактировать с партнёрами, эмоционально разряжаться и снимать физическое напряжение. По сути, все перечисленные функции танец несёт и сегодня.

Целебные свойства танца в XX веке побудили специалистов в области психотерапии использовать их, как новый метод лечения. К тому же в то время появился данного жанра стал совершенно особенным. Ведь именно в нём подчеркивалась индивидуальность каждого человека и важность личного. Первыми танцевальными терапевтами стали такие люди, как Мэри Вигман и Рудольф Лабан.

И, конечно, рассказывая о предпосылках, нельзя не отметить вниманием учение Этот специалист уверял, что все невыраженные человеком переживания и эмоции никуда не исчезают. Они накапливаются в мышцах. И появляются своеобразные «блоки». В целом танцевально-двигательная терапия, упражнения которой будут отмечены вниманием чуть позже, обращается к учениям Райха. А точнее, к тому, как объясняет специалист работу психосоматических механизмов. Но методы его как таковые не используются.

В России

В нашей стране данное направление появилось не очень давно - в 90-х годах. И изначально даже не было обозначено такое понятие, как танцевальная терапия. Теория гласит: в России она изначально представлялась как метод личностного роста и развития. А вот в 1995-м понятие уже появилось. А вслед за ним - АТДТ (Ассоциация танцевально-двигательной терапии). Её организовали в Москве. И АТДТ работает при поддержке Американской, Европейской и Международной ассоциаций.

Сейчас ТДТ - это самостоятельное направление в психотерапии. И круг его применения очень широк. Танцевальная терапия направлена на борьбу со стрессами, болезнью Паркинсона, аутизмом, посттравматическими расстройствами и т.д.

О принципах

Как и любая другая лечебная методика, данный опирается на определенные положения и правила. Им следуют и врачи, работающие в данном направлении. Суть главного принципа заключается в том, что тело человека и его психика неотделимы. И они постоянно друг с другом взаимодействуют. Также танец воспринимается как способ коммуникации. И человек, занимающийся ТДТ, вступает в контакт с собой, партнёром и целым миром.

Ещё один важный принцип заключается в единстве мыслей, чувства и поведения. Потому что любое изменение в одном аспекте влечёт за собой перемены в двух других. В этом, кстати, проявляется принцип целостности. Также «изюминкой» является восприятие своего тела в качестве не объекта или предмета, а процесса. Само осознание этого отражается на результате, преподнося нужный эффект. И ещё один важный принцип - в ходе практики танцевальной терапии специалист обращается к творческим ресурсам человека, как к бесконечному источнику созидательной энергии и жизненной силы.

Цели

Танцевальная терапия для детей и взрослых направлена на достижение одинакового результата. Главная цель заключается в расширении сферы осознания своего тела, а также его возможностей и особенностей. Важно, чтобы человек сумел развить доверие по отношению к самому себе и улучшил свою самооценку. Для этого врачи и занимаются развитием тела пациента, прививают ему любовь к этому делу.

Ещё одна цель заключается в совершенствовании социальных умений и интеграции внутреннего опыта. Важно, чтобы человек в ходе лечения установил особую связь между движениями, мыслями и чувствами.

Методы

Стоит отметить, что существуют разные группы танцевальной терапии. Основной является клиническая. Это вспомогательный тип терапии, образующий эффективный в плане лечения симбиоз с медикаментами, прописанными пациентам. Клиническая ТДТ может длиться долго - иногда на протяжении нескольких лет. Но эффективность того требует. Кстати, особенно хорошо она помогает пациентам, имеющим нарушения в речи и межличностных коммуникациях (то есть в общении). Кстати, появилась клиническая ТДТ более 75 лет тому назад.

Также широкое применение находит ТДТ у людей с психологическими проблемами. И этот вид терапии намного более сложный, чем ранее упомянутый. Поскольку он направлен на решение конкретных проблем человека. И проводится такая ТДТ как в группе с другими пациентами, так и в индивидуальном порядке. В основу метода обычно ложится аналитическая психология.

А ещё существует танцевальная терапия для тех людей, у которых нет никаких проблем, но они хотят от своей жизни чего-то большего. Например, узнать с помощью ТДТ своё скрытое «я», найти новый способ самовыражения и начать взаимодействовать с другими.

Инновация

Как уже было сказано в начале, ТДТ обрела популярность не так давно. Что не удивительно, ведь это инновация. В ходе занятий с пациентами врач использует умения, навыки и знания, которые относятся к психологии, творчеству, искусству, физиологии и терапии. Это важно. Ведь практически каждая болезнь является психосоматической. И до того момента, когда недуг начинает проявлять себя на телесном уровне, он появляется в подсознании. То есть на уровне психики.

ТДТ особенна тем, что в ходе её проведения уделяется огромное внимание не только мыслительным процессам и когнитивным методам реабилитации, но ещё и физической и творческой части. То есть, проще говоря, задействуются оба полушария. А это - то, что необходимо гармоничному и целостному человеку. И как бы то ни было, но самым неизученным аспектом нашего мира на сегодняшний день является именно человек. А именно то, как его тело взаимодействует с психикой.

Польза

Танцевальная терапия, история которой весьма интересна, действительно эффективна. Она как нельзя лучше сводит к минимуму физическое напряжение и увеличивает подвижность человека. Если верить пресловутой теории Райха, то получается, что тот самый мышечный «зажим» ликвидируется. Ведь человек начинается двигаться, выражать свои чувства и эмоции в ходе танца. И скопившаяся энергия, которая тратилась на поддержание мышечного «зажима», находит своё применение.

Ценность артистических переживаний очень велика. В танце они даже из бессознательного извлекают потребности и влечения, о которых пациент мог даже не догадываться. Иначе говоря, он просто избавляется от них.

К тому же ТДТ - отличный способ для невербального взаимодействия. Именно по этой причине в последнее время обрели популярность групповые занятия. Человек начинает контактировать не только с целителем, но ещё и с другими участниками. А это - дополнительный сброс напряжения и более расслабленная обстановка. Групповые занятия значительно улучшают эмоциональное и физическое состояние пациентов. А если они ещё и являются подростками, то ТДТ помогает им увеличить уровень своей самооценки и выработать более положительный образ собственного тела. Контактируя с другими участниками группы, молодые люди могут пробудить в себе новые, ранее неизведанные чувства.

Движения

Итак, методы танцевальной терапии мы рассмотрели максимально подробно. Теперь можно затронуть вниманием и упражнения. Каких-то ограничений и общепринятых стандартов нет. Ведь одна из целей, как уже говорилось ранее, заключается в демонстрации свободы и творчества. Самое главное, чтобы движения, исполняемые пациентом, были направлены на осознание им собственных же чувств в данный, конкретный момент. Его задача - танцем выразить свои переживания. И терапевт, наблюдая за ним, должен понять, что пытается донести пациент. Здесь вступает в действие психоанализ. В задачи врача входит обязанность максимально точно разобрать поведение пациента, что поможет понять его проблему.

Потом целитель вместе с человеком приступает к расширению ограниченного потенциала движений. Так удаётся раскрепостить пациента, направить его на преодоление комплексов и психологических проблем. На это и направлена танцевальная терапия.

Упражнения являются тем, на чем должен сконцентрироваться пациент во время занятий. Когда человек «тянется», то ему важно прочувствовать, что именно в данный момент он чувствует. А врач, в свою очередь, должен помочь ему прийти к осознанию своих физических ощущений. На последней стадии пациент обычно чувствует, что его душа едина с телом, и передает это своим танцем.

Что ещё стоит знать?

Для ТДТ не существует преград. Никаких возрастных рамок или же ограничений по диагнозу. Сейчас существуют центры, работающие со взрослыми и детьми, которые принимают любых желающих, помогают справиться с личностными проблемами, тревогами, страхами, личным кризисом, непониманием себя и потерей смысла жизни. Имеет место быть и супружеская ТДТ.

Для детей разработаны особые программы, которые способны скорректировать (к чему относится аутизм, задержка развития, Для взрослых есть программа, помогающая справиться с навязчивым перееданием, анорексией и булимией. При помощи ТДТ можно даже наладить детско-родительские отношения.

И люди, которые решили заняться ТДТ (или им пришлось это сделать), уверяют, что эффект есть. Вся описанная теория подтверждается на практике. И терапия позволяет не только восполнить силы, но ещё и познать себя, ощутить свой свет, уникальность и ценность для этого мира, что подтверждают многие отзывы.

Обучение

Как уже можно было понять, очень сложной и многогранной является деятельность человека, который владеет таким искусством, как танцевальная терапия. Обучение специалистов данного профиля также проходит в несколько этапов. Сама программа была создана в 1995 году. Это пока единственная методика, которая соответствует требованиям Европейской Ассоциации ТДТ. И программу осуществляет такой вуз, как Институт практической психологии и психоанализа. Находится ИППиП в Москве.

Всем обучающимся по данному направлению предстоит освоить немало дисциплин. Подготовка всесторонняя и серьёзная. К преподаванию привлечены ведущие специалисты не только из России, но ещё из США и Европы.

В ходе обучения будущие терапевты проходят теоретические семинары по ТДТ и психологическому консультированию. Также программа включает в себя супервизии. Ещё учащимся предстоит прохождение личной психотерапии и клинической практики.

Образовательные нюансы

Важно отметить, что это не 4-годичный курс, а профессиональная переподготовка, по окончанию которой учащимся выдают соответствующий диплом. Данный документ дает специалистам право вести профессиональную деятельность в области психотерапии и, конечно же, ТДТ.

Для поступления необходимо составить анкету и написать содержательное эссе (своеобразный творческий конкурс). Также каждый будущий учащийся обязан пройти вводный курс по ТДТ. Это необходимо для выявления способностей человека к данной деятельности. В программу включено 10 часов основ креативного танца и 50 - групповой ТДТ «Основные жизненные темы». После завершения курса человек проходит собеседование и принимается на обучение.

Кстати, на сегодняшний день есть ещё региональная программа обучения, пройти которую можно в центре исцеляющего искусства и творчества в Уфе, сотрудничающем с ранее упомянутым вузом (ИППиП).

Термин «танцевальная терапия» только недавно начал приобретать широкую известность, но многие люди, желающие улучшить свое психическое состояние, уже познакомились с этой техникой.

В крупных городах России существуют центры, популяризирующие танцтерапию и профессионально помогающие взрослым пациентам и детям.

Танцевальная терапия – это вид психотерапии, при котором во время процесса движения (танца) происходит интеграция социального, когнитивного, эмоционального и физического аспектов жизни человека.

Подобный способ лечения подходит здоровым людям и тем, кто столкнулся с эмоциональными расстройствами, психосоматическими болезнями, нарушениями коммуникативных навыков и другими проблемами.

Танец как форма общения своими корнями уходит в глубокую древность; в то время движение тела под определенный ритм было ритуальным действом, которое могло преследовать разные цели: начиная от социально-общинных и заканчивая целительными практиками.

Уже в то время танец аккумулировал в себе функции, отражающие социальную и психологическую жизнь человека и общества. Для чего служил танец:

  1. Ритуальное общение. Танец был формой передачи сакральных знаний и общения с божественным началом.
  2. Коммуникативная функция, когда с помощью танца человек способен установить контакт с представителем своего вида (среди историков существует теория, что до появления языка общение между людьми происходило посредством танца).
  3. Идентификационная функция, когда с помощью танца индивидуум показывает свою сопричастность к определенной общине.
  4. Экспрессивная функция. Танец выступает как способ выражения чувств и снятия напряжения.
  5. Катарсическая функция, когда через танец человек получает возможность погрузиться в интенсивные негативные переживания и тем самым избавиться от их токсичного влияния, получить душевное очищение. (Катарсис – это острое переживание освобождения и перерождения в результате сильного потрясения или страдания).

Движения под музыку справлялись с этими задачами на протяжении всей истории существования человечества. Лечебные свойства танца были известны среди индийских племен.

В Китае ряд определенных танцевально-гимнастических упражнений, например, Тайцзицзюань были популярной практикой во время лечения.

Шаолиньский монах

В Англии в 19 столетии среди врачей существовала теория о благотворном влиянии танца на лечение болезней, связанных с физиологическим и психологическим состоянием пациента, а благодаря работам хореографов Марты Грэм и Дорис Хамфри в Великобритании были разработаны первые теории танцевально-двигательной психотерапии.

Марта Грэм

Предпосылки для развития танцевальной терапии как успешного метода лечения формировались длительное время, но в ХХ веке случилось 2 события, которые оказали большое влияние на становление направления. Что привело к рождению танцетерапии:

  1. Появление и быстрая популяризация психоанализа в Европе и Америке, благодаря которому начали изучать бессознательные психические процессы.
  2. Возникновение нового вида танца модерн, яркими представителями которого считаются Айседора Дункан, Рудольф Лабан и Мэри Вигман. Посредством отказа от канонических форм танца, обращаясь к новым сюжетам и используя необычные танцевально-пластические средства, представители этого направления стремились к передаче личного, бессознательного опыта и индивидуального самовыражения.

Родоначальником танцевальной терапии как способа лечения считается Мэрион Чейз, которая была танцовщицей и педагогом.

Занимаясь с учениками танцем, Мэрион обратила внимание на разделение между учащимися: если одни акцентировали внимание непосредственно на технике танца, то других занимала чувственная составляющая и самовыражение.

Изменив методику преподавания, она позволила своим ученикам передавать больше эмоций за счет свободы движения, что позволило прийти к пониманию психологических преимуществ, заложенных в танце как форме восприятия мира и эмоционального взаимодействия с ним.

Работая с детьми и подростками в разных учебных заведениях, ей удалось произвести должное впечатление на психологов, чтобы ее методику лечения начали принимать всерьез.

После этого она занималась танцевально-двигательной терапией с людьми, которые испытывали как психологические, так и двигательные проблемы, а в 1946 году Мэрион была приглашена в качестве действующего танцевального терапевта в госпиталь Св. Элизабет, где благодаря ее работе, усилиям и знаниям пациенты, до этого считающиеся безнадежными, смогли научиться взаимодействию в группе и выражению эмоций, после чего их лечение протекало в классической форме, но с большим успехом.

Как независимая дисциплина танцевальная терапия начала развиваться после 1966 года, когда была создана Американская ассоциация танцевальной психотерапии.

Преимущества и особенности метода

Главным образом к танцетерапии обращаются люди, познающие окружающий мир и определяющие в нем свое место посредством движения, через свое тело.

Движение в их случае рассматривается как способ выразить и понять себя, поскольку на каком-то этапе они потеряли связь с собой, гармонию и ощущение целостности.

Не ощущая контакта со своим телом, люди теряют связь со своим глубоким, живым и творческим началом, связь с собственной природой. Принципы и цели танцевально-двигательной терапии, на основе которых строится методика лечения, заключаются в следующем:

  1. Происходит интеграция телесного и психического опыта. Возникает целостность мыслительных, поведенческих процессов и эмоциональной вовлеченности личности. Изменения в одном аспекте влекут за собой изменения в других.
  2. С помощью танца можно осуществлять коммуникацию на трех уровнях: с миром как таковым, с другими участниками группы, с самим собой. При этом создается единая и собственная система общения.
  3. Движение позволяет раскрыть творческий потенциал, которое есть суть и первопричина энергии человека.

Важно помнить, что танцевальная терапия — это прежде всего направление психологии, а не искусства. Красота танцевальных жестов и движений, пластичность, техника исполнения и направление танца не являются ключевыми аспектами терапии.

Благодаря вовлеченности в творческий процесс, способный открыть человеку путь к изучению и осознанию себя, своих возможностей и пределов, пациент получает возможность проработать и другие задачи. Что дает танец:

  1. Улучшается физическое и эмоциональное состояние.
  2. Повышается самооценка и чувство собственного достоинства, человек учиться по-новому доверять себе и выстраивает собственный благоприятный образ.
  3. Важным для взаимоотношений с собой и с другими становится опыт интеграции чувств, мышления и движения.

Кроме этого, в случаях групповой терапии у пациентов с психологическими проблемами налаживается процесс взаимодействия с людьми, происходит обучение новым навыкам в общении.

Варианты классификации танцевально-двигательной терапии

Рассматривая танцевальную терапию с разных точек зрения, можно выделить, как минимум, две классификации, отображающие подход к методологии лечения и требованиям к образованию танцевального терапевта, к сложности и уникальности комплекса мер по оказанию помощи пациентам.

Первая классификация базируется на количестве участников. Выделяют следующие виды танцтерапии:

  • индивидуальная;
  • парная;
  • групповая.

Самым востребованным и проработанным на сегодняшний день является последний, поскольку он позволяет эффективно и качественно проводить лечение сразу многих людей. Обычно в процесс вовлечены сразу все участники, но возможны и разные форматы (например, когда кто-то двигается, а кто-то – наблюдает).

Соответственно, вторая классификация основана на требованиях к специфике образования, опыта и навыков танцетерапевта, который проводит лечение.

Вот виды танцетерапии по этой классификации:

  1. Клиническая танцевальная терапия для пациентов с психическими расстройствами применяется как дополнительный метод лечения наравне с медикаментозным. Считается самым сложным видом танцетерапии. Имеет широкое применение в случаях, когда у пациентов наблюдаются нарушение речи, и они с трудом контактируют с другими людьми. Для появления и закрепления улучшений требуется длительное терапевтическое воздействие.
  2. Танцевальная психотерапия для психически и физически здоровых людей с конкретными запросами. Либо для соматических пациентов, испытывающих трудности на физиологическом уровне и рассматривают танцетерапию, прежде всего, как дополнительный способ лечения нарушений, связанных с движением и координацией.
  3. Танцевальная арт-терапия для людей, не страдающих психическими заболеваниями, а имеющих желание развиваться, свои навыки и по-новому взглянуть на мир. В данном случае терапия служит способом самовыражения, расширения представления о себе, своем теле.

И работа в группе, и индивидуальные занятия могут быть действительно полезными и приносить новый, вдохновляющий опыт.

Техники ТДТ и их характеристики

В танцевально-двигательной терапии существует несколько возможных видов танца, которые применяются в зависимости от сохранности физических возможностей.

  1. Неструктурированный танец, состоящих из спонтанных и разнообразных движений. Этот вариант часто выбирают для терапии неврозов. Спонтанные движения воспринимаются как элемент игры, с помощью которых можно выражать эмоции и ощущения.
  2. Структурированный танец, к которому можно отнести, например, хоровод. Круговой танец обладает особыми терапевтическими свойствами, дает чувство сопричастности, общности и близости.

Кроме кругового танца к упражнениям, характеризующимся четкой и грамотной структурой, можно отнести методики, направленные на расслабление и концентрацию или на движение в окружающей среде.

Пациентам с психотическими нарушениями зеркальные ответы могут восприниматься как агрессия, что неблагоприятно сказывается на эффективности терапии. Чтобы члены группы комфортно и безопасно себя чувствовали, терапевт должен быть эмпатичным и достаточно квалифицированным.

Танцевальная терапия для детей

Сегодня танцевальная терапия для детей — это один из самых популярных способов лечения маленьких пациентов с нарушениями коммуникативных навыков. Обучение детей танцу в общеобразовательных, развивающих и досуговых центрах проходит на занятиях ритмикой с профессиональным педагогом. С ритмика положительно влияет на развитие пластики и грации у ребенка. Он учится слышать ритм и понимать музыку, согласовывать услышанное с движениями тела.

Сначала педагог обучает детей элементам танца, помогает формировать и развивать новые двигательные навыки, но само по себе подражание — только половина работы. В работе с детьми для развития творческого начала присутствуют элементы постановок и игр, когда дети могут использовать выдуманные образы, включать фантазию, апеллировать к собственным душевным переживаниям и раскрывать эмоции.

Задайте вопрос эксперту в комментариях

Определение

Происхождение

Теоретическая основа

Описание

Подготовка

Предупреждения

Обучение и сертификация

Техники танцевально-двигательной терапии

Трансформация движения в коммуникацию

Развитие темы в действие

Внимание к взаимодействию

Использование ритма

Освобождение от напряжения

Работа с реквизитом

Танец стихий

Определение

Танцевальная терапия - это вид психотерапии, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека. Танцевальные терапевты работают с людьми с разнообразными эмоциональными проблемами, снижением интеллектуальных возможностей и тяжелыми заболеваниями. Они работают в психиатрических больницах, поликлиниках, центрах психического здоровья, тюрьмах, спецшколах и имеют частную практику. Они работают с людьми всех возрастов в групповой и индивидуальной терапии. Некоторые также проводят исследования. Танцтерапевты стараются помочь людям развить навыки общения, позитивный образ себя и эмоциональную стабильность.

Происхождение

Очевидно, что танец как метод лечения относится к сфере телесно-ориентированной терапии, а также психологии, лечебной физкультуры, арт-терапии и психосоматической медицины. Особая ценность и сила танца, его интеграционный смысл состоят в том, что все физические, эмоциональные, интеллектуальные и духовные процессы соединяются в единое действие. Здесь нет посредника для выражения чувств - как краски и холст для художника или музыкальные инструменты для музыкантов, инструментом и создателем является тело человека.

Корни танцевально-двигательной терапии восходят к древним цивилизациям, в которых танец являлся важной составляющей жизни. Вероятно, люди начали танцевать и использовать движение тела как средство коммуникации задолго до возникновения языка. Танец являлся выражением самых важных аспектов культуры. В своем межкультурном исследовании танца в различных обществах Бартеньефф, Поулей и Ломакс обнаружили, что те движения, которые люди производили во время своей ежедневной работы, вошли в танцевальный стиль, в танцевальную форму данной культуры. Например, широкая и устойчивая стойка эскимоса с быстрыми, напоминающими стрелы движениями рук, которые были необходимы для подледного лова рыбы и метания копья, была включена в танец. Общественные ценности и нормы передавались из поколения в поколение через танец, таким образом поддерживая механизм выживания и передачи культурных ритуалов. Другими примерами использования танца в культурах являются приготовления к чему-либо, празднования, войны, надежды на обильный урожай. Во многих обществах танец продолжает служить этим важным функциям. Именно этот выразительный и коммуникативный аспект танца, непосредственное выражение эмоций на предвербальном и физическом уровне в совместных движениях под общий ритм, характерных для примитивных обществ, и оказали влияние на развитие танцевально-двигательной терапии. Ощущения и чувство единения и гармонии, которые возникают в групповых танцевальных ритуалах, дают людям эмпатическое понимание друг друга.

Танец позволяет человеку без риска высказать все, что может и не может быть выражено словами; он может как стимулировать, так и придавать форму глубоко скрытым фантазиям, таким образом символически выражая человеческие возможности и конфликты. Так как танец использует естественную радость, энергию и ритм, которые доступны всем, он способствует развитию осознания, понимания “Я". Движение само по себе изменяет ощущения. Эти изменяющиеся физические ощущения часто обостряются в танце. Они обеспечивают тот базис, на котором возникают и выражаются чувства. То, что находилось на предвербальном и бессознательном уровне, часто кристаллизуется в непосредственное чувство и личностное переживание. Именно признание этих элементов, изначально присущих танцу, и привело к их использованию в танцевально-двигательной терапии.

Революционные изменения в танцевальном искусстве, происшедшие в первой половине XX века, определили развитие ТДТ. Такие пионеры танца, как Исидора Дункан и Мэри Вигман, считали, что эмоциональное и индивидуальное выражение является самым главным для танцовщика. Их опыт и убеждение показывают, что через тело мы непосредственно переживаем и отвечаем жизни. Отбросив в сторону строгую и структурированную технику балета, они поощряли непосредственное, прямое выражение индивидуальности средствами танца. Посредством танца выстраивается коммуникация с самим собой и окружающей средой. Эти танцовщицы-новаторы полагали, что танец вовлекает в действие всю личность целиком: тело, интеллект и душу, - и является средством выражения и коммуникации.

Открытие психологических аспектов танца чаще всего связывают с именем Мэрион Чейз - танцовщицы и преподавателя танца. В процессе занятий в своих классах она заметила, что некоторые студенты больше интересуются чувствами, выражающимися в танце, чем техникой. Тогда она стала обращаться к свободе движения, а не к механике танца.

Танцевальная терапия появилась как профессия в 40-ые гг. ХХ века благодаря работе Мэрион Чейс. Танцовщица, она начала преподавать танец модерн после того, как закончила свою карьеру в компании Денишоун в 1930 г. Она заметила на своих классах, что некоторые студенты больше интересовались чувствами, которые выражались в танце (одиночество, испуг, страх и т.д.), и мало интересовались самой техникой танца. И тогда она стала помогать им больше обращаться к свободе движения, а не механике танца.

Вскоре местные врачи стали посылать ей своих пациентов. Это были дети с антисоциальным поведением, взрослые с двигательными проблемами и пациенты психиатров. Постепенно Чейс стала работать как сотрудница Красного Креста в больнице Св. Елизаветы. Она была первым танцтерапевтом, работавшим на государственной службе. Чейс работала с пациентами, у которых были эмоциональные проблемы, и пыталась помочь им восстановить контакт с другими людьми через танец. Некоторые из них были шизофрениками, другие бывшими военными с посттравматическим синдромом. Для этих пациентов улучшение состояло в возможности участия в классах движения под ритмичную музыку. Чейс однажды сказала: "Ритмичное движение в унисон с другими приносит ощущение благополучия, расслабления и единения".

Чейс затем окончила Школу психиатрии в Вашингтоне и могла ставить диагноз и назначать лечение своим пациентам наравне с другими врачами. Ее работа привлекла многих последователей, и первые стажеры начали изучать и преподавать танцевальную терапию в больнице Св. Елизаветы в 50-е годы.

В тот же период другие танцоры также стали использовать танцевальную терапию, чтобы помочь людям лучше чувствовать свое тело и самих себя. Среди этих танцоров были Труди Шуп и Мэри Уайтхауз. Уайтхауз позднее стала юнгианским аналитиком и влиятельным членом сообщества танцтерапевтов. Она разработала процесс, который назвала "movement-in-depth" (движение-в-глубину), который воплощал ее понимание танца, движения и глубинной психологии. Ее подход помог создать современную практику движения, называемую "аутентичным движением". В этом виде движения, базирующимся на принципах юнгианского анализа, пациенты протанцовывают свое ощущение внутренних образов, что помогает лучше помочь движущие силы прошлого и настоящего. Одна из учениц Уайтхауз, Джанет Адлер, развивала аутентичное движение и в 1981 г. основала Институт Мэри Старкс Уайтхауз.

В 1966 г. была основана Американская Ассоциация Танцевальной Терапии (ADTA) и танцевальная терапия стала признанным и формально организованным движением.

В 1946 году Чейз пригласили опробовать свои "методы" на душевнобольных. Именно этот момент считают началом развития танцевально-двигательной терапии как метода лечения. Основным умением танцевального психотерапевта, как учила впоследствии Мэрион Чейз, является инстинктивная радость, которую он получает от движения. Только в этом случае он сможет передать, "заразить" ею клиента или пациента. В настоящее время профессиональные танцтерапевты работают более чем в 30 странах мира. Чуть подробнее стоит остановиться на психосоматике и телесно-ориентированном подходе - первом шаге, с которого началось теоретическое обоснование всех танцевально-двигательных практик. Например, Уильям Шелдон - американский ученый, заложивший основы "психологии телесности", рассматривал движение тела человека как слово, произнесенное душой. А основоположник телесной психотерапии, известный психоаналитик Вильгельм Райх доказал, что мышечный "панцирь" является результатом многочисленных фрустраций: впервые они возникают в детстве и связаны с подавляемыми сексуальными ощущениями и страхом наказания. А впоследствии накапливаются в теле на протяжении всей жизни как защитная реакция на эмоциональные переживания. Это создает различные напряжения - зажимы и блоки, что является первопричиной всех заболеваний души и тела. Райх добивался восстановления естественного дыхания и спонтанных движений тела пациента. По его мнению, это активизировало движение энергии, провоцировало появление ассоциированных воспоминаний и эмоциональных всплесков. Благодаря этому мышечное напряжение полностью растворялось.

Он первым обнаружил, что после распускания "панциря" его клиенты обретают возможность полной и гармоничной жизни. Последователи Райха развивали этот принцип и находили новые точки его применения.

Например, Лоуэн видел, что у многих его клиентов нет ощущения твердой почвы под ногами. Иметь "почву под ногами" - быть в энергетическом соприкосновении с реальностью, чувствовать уверенность и стабильность крайне важно для психологического и физического здоровья. Получить "заземление", прочувствовать его и закрепить в теле - в этом и состоит главная задача техник танцевально-двигательной терапии.

Танцы – это не только весёлое, но ещё и весьма полезное занятие. Маленькие дети обладают гораздо большей свободой и лёгкостью движения, нежели взрослые. Они познают мир в первую очередь посредством телесных ощущений, и задача родителей – постараться сделать так, чтобы отрицательных отпечатков (травм, физических наказаний) было значительно меньше, чем положительных. Для психически коррекционных целей была создана целая программа – танцевальная терапия для детей.

Основные цели и задачи

Танцевальная терапия как метод психокоррекции давно зарекомендовала себя на практике с лучшей стороны и применима для людей всех возрастов. Особенно важна работа в этом направлении для детей дошкольного возраста. Обучение в школе сопряжено с изменением привычного ритма жизни, установлением чётких норм поведения, правил. Такая стрессовая ситуация вызывает массу эмоций, с которыми необходимо совладать. Психология самосовершенствования и самовыражения в танце позволяет не только справиться с этой задачей, но и подготовиться.

Одна из важнейших составляющих, которые имеет данная методология – танцевальная игра. Упражнения на занятии преподносятся в игровой форме. В сочетании с танцем она помогает раскрыться фантазии, импровизировать свободно, перерабатывая напряжённые чувства и эмоции в движения.

Музыка дополняет танцевальную терапию, способствуя выражению радости. Такие игры пробуждают и воспитывают положительные качества личности, развивают её. В танце без слов и мимики можно показать все чувства: агрессивность и злость, печаль и боль, радость и восторг.

Таким образом, целями танцевальной терапии являются:

  1. снятие психоэмоционального напряжения;
  2. выплёскивание энергии;
  3. снятие своих страха и агрессивности;
  4. осознание собственного «Я» в предлагаемых обстоятельствах;
  5. проигрывание своих внешних и внутренних ощущений;
  6. совместное переживание волнующих ситуаций;
  7. пробуждение положительных эмоций;
  8. развитие коммуникабельности и творческих способностей (импровизировать, воображать),
  9. умение рассуждать логически и проявлять инициативу;
  10. сплочение в коллективе.

Основные задачи

  1. осознание своего тела участниками занятия;
  2. формирование осознания возможностей применения тела, средств для выражения чувств;
  3. обучение установлению взаимосвязи эмоций с движениями, изучение чувств через танцевальную экспрессию и высвобождение их.

Принципы работы терапии танцем

Виды танцевальной терапии и их упражнения, как правило, подразделяют:

Те, в которых руководитель (то есть взрослый) чётко излагает задачу, а затем показывает её сам. В данном случае дети должны подражать движениям. Это могут быть:

  • игры с ритмикой;
  • «повторялки»;
  • игры на перемещение в пространстве;
  • игры на улавливание движений (замедленно - быстро, высоко - низко)

Упражнения, которые выстроены на основе импровизации, когда руководитель лишь даёт объяснения условностей и инструкций:

  • на конкретную тему («бал снежинок», «танец стрекозы»);
  • со всевозможными предметами (с букетом, с платком, с книгой, с панамкой, с игрушкой);
  • на определённое действие и перемену обстоятельств («знакомство», «в невесомости»);
  • контактные импровизации (попарно, в группе);
  • релаксационные упражнения.

Также данные техники танцевальная терапия может совмещать, интерпретировать.
К примеру, дети меняют ритм, способ выполнения или темп при смене музыкального сопровождения, обстоятельств.

Условия, которые важны для выполнения любого упражнения или техники: добровольное участие, открытое выражение чувств, ответственность, активность и конфиденциальность.

Этапы и упражнения

Итак, от теории и изучения методики танцевальной терапии перейдём к практике. Выделяют следующие этапы (части) занятия:

  1. разогрев
  2. основной
  3. завершающий

Такой интегративный (целостный) подход очень важен. Он позволяет не просто что-то делать, а подготавливаться к процессу и закреплять его. Интегративная танцевально-двигательная терапия захватывает сознание, наполняет реальность смыслом, создавая некое единство тела с эмоциями и чувствами.

Разогрев

  • На эту часть интегративной танцевально-двигательной терапии отводится около трёх минут, понадобится музыкальный проигрыватель с соответствующими записями, где прослеживается чёткий ритмический рисунок.
  • Целью данного этапа является подготовка тела к работе. Все участвующие встают в круг, руководитель называет определённую часть туловища, и дети в произвольном порядке придумывают для неё движения. Так по очереди танцуют кисти рук, затем руки полностью, голова, плечи, живот и ноги.
  • Разогреваясь и подготавливаясь к занятию интегративной танцевально-двигательной терапии ребёнок начинает осознавать и снимать мышечные зажимы, расширять экспрессивные резервы.
    Затем с детьми можно обсудить, что было легко, а в чём возникали затруднения, а также что они при этом чувствовали.

Основная деятельность

Далее необходимо углубить и развить у ребенка осознание собственного тела, его возможностей, помочь ему понять взаимосвязь чувств и движений. Также здесь интегративная танцевально-двигательная терапия помогает высвободиться эмоциям наружу при помощи танцевальной экспрессии.

Завершение

В результате занятия танцевальной терапии дети эмоционально возбуждаются, поэтому в конце занятия необходимо помочь им снять напряжение, а также восстановить дыхание.

Для этого существуют различные упражнения и техники. Вот некоторые из них:

  • Упражнение “Восходящее солнце”
    Включается медленная и сдержанная музыка и дети усаживаются в круг. Необходимо закрыть глаза, расслабиться и представить восходящее солнце, которое наполняет всё вокруг светом и теплотой.
    В конце упражнения детям нужно сказать, что это их внутреннее солнце. В те моменты, когда настигают негативные эмоции: грусть, тоска и тревога, нужно точно так же закрыть глаза и позволить солнышку взойти.
    Эта задача многим не под силу с первого раза, но со временем дети учатся справляться с отрицательными эмоциями при помощи релакса.
  • Упражнение “Хвалим себя”
    Можно выполнять в положении стоя или сидя. Необходимо вытягивать ручки вперёд, как бы стремясь за ними всем своим телом и произносить слово «Умница», растягивая первый слог.
    Теперь руки тянутся в стороны, а тело наклоняется вперёд. Произносится слово «Молодец» с протяжным ударным слогом.
    Так все зажимы, которые вызваны стрессовыми ситуациями, расслабляются, ребёнок приобретает уверенность и позитивный настрой.

В конце интегративной танцевально-двигательной терапии обязательно нужно обсудить с детьми их чувства, что понравилось выполнять, а что не очень.
Поклон – это прощание в движении, им нужно завершить занятие.

Заключение

Иногда можно услышать термин «танцевальная арт-терапия». Арт – искусство, то есть танцевальная терапия является не чем иным, как исцеляющим творчеством.
Оздоровительную силу танцу приписывали ещё в давние времена, используя различные движения в качестве средства для избавления болезней любого уровня. В наши дни задачи танцевальной терапии направлены прежде всего на эмоциональное и психическое здоровье.

Хореография – это особое средство, формирующее и гармонизирующее личность.

В развитии ребёнка это важный аспект, поэтому чем раньше родители начнут с ним заниматься практикой танцевальной терапии, тем лучше будет результат.
Здесь приведена лишь общая характеристика метода танцевальной терапии и некоторые упражнения. Но главное – осознать её смысл. Поняв суть метода можно импровизировать и выполнять упражнения дома, не обращаясь для этого в специальные клубы и студии.

  1. Возникновение и развитие танцевально-двигательной терапии
  2. Основные принципы и цели
  3. Эмоции и движение
  4. Работа с межличностными отношениями в танцевально-двигательной терапии
  5. Танцевально-двигательные методы и тренинги личностного роста
  6. Заключение

Возникновение и развитие танцевально-двигательной терапии

Корни танцевально-двигательной терапии восходят к древним цивилизациям. Возможно, люди начали танцевать и использовать движение как средство коммуникации задолго до возникновения языка. Делая экскурс в историю, мы видим, что танец был одним из способов жизни, общения, гармонизации человека. Человеческую историю можно рассматривать не только как хронологию событий, но и как историю движения.

Со временем в западных культурах танец из формы социальной коммуникации самовыражения превратился в вид искусства, целью которого была поучение и увеселение публики (К. Рудестам,1998). Одной из первых, кто внес вклад в возрождение творческого танца, была известная танцовщица Айседора Дункан (ХХ век). Традиционно считается, что душевная жизнь человека самым непосредственным образом связана с телом, с движениями. Терапией, которая объединяет в себе работу с телом, движениями и эмоциями, является танцевально-двигательная терапия.

На ее развитие оказали влияние психоаналитическая теория (В. Райх, 1942; Г. Салливан, 1953), аналитическая психология К. Юнга (1961). Одним из главных достоинств танцевально-двигательной терапии является ее преемственность традициям древнейших культур, с точки зрения понимания строения и роли движения в жизни человека и целостного подхода к телесному и психическому здоровью. К.Юнг считал, что взаимное проникновение телесных и душевных признаков столь глубоко, что по свойствам тела мы не только можем сделать далеко идущие выводы о качествах души, но и по душевным особенностям мы можем судить о соответствующих телесных формах. В литературе выделяются следующие факторы, способствовавшиеся развитию танцевально-двигательной терапии:

После II Мировой войны многим людям требовалась реабилитация: физическая и духовная. Танцевально-двигательная терапия способствовала этому. "Первой леди" в данном виде терапии считали Мэриан Чейс (Chace M.), которая работала в больнице св. Элизабет в Вашингтоне, округ Колумбия. Она развила танец в терапевтическую модальность. Работая с невербальными и психическими больными, добилась больших успехов. Пациенты, которые считались безнадежными, стали способны к групповым взаимоотношениям и выражению собственных чувств.

50-е годы были открыты транквилизаторы. Танцевально-двигательная терапия выступила как альтернативная программа для лечения психических расстройств.

60-е годы: "движение тренинга человеческих отношений", что способствовало работе с группами и разработке методов развития самосознания.

Исследования невербальной коммуникации, в том числе анализ коммуникативного поведения человеческого тела (Birdwhistell, 1970).

Представление о танце как коммуникации было развито танцовщицей Мери Вигман (Wigman): "Танец – это живой язык, которым говорит человек... Танец требует общения прямого, потому что его носителем и посредником является сам человек, а инструментом выражения – человеческое тело".

В 50-е – 60-е годы тоже стали использовать танец в качестве терапевтической модальности для лечения эмоциональных расстройств. Это Труди Шуп и Мэри Уайтхаус, Франческо Боус и Лилиан Эспинак. Работали они в разных направлениях, но их общими терапевтическими целями являлись: интеграция тела, ведущая к ощущению цельности, разделение группового и индивидуального выражения чувств, выражение эмоционального материала, включающего в себя конфликты, воспоминания и фантазии через символические действия.

Большое влияние на развитие танцевально-двигательной терапии оказала аналитическая психология К. Юнга. "Тело без души нам ни о чем не говорит, так же как – позволим себе встать на точку зрения души – душа ничего не может значить без тела..." К. Юнг считал, что артистические переживания, которые он называл "активным воображением", выраженные, например, в танце, могут извлечь неосознанные влечения и потребности из бессознательного и сделать их доступными для катарсического освобождения и анализа. "Душа и тело – не отдельные сущности, а одна и та же жизнь".

Основные принципы и цели танцевально-двигательной терапии.

Основная задача танцевально-двигательной терапии – обретение чувствования и осознанности собственного "Я". Люди обращаются к танце-терапевту потому, что они, будучи отчужденны от тела, не чувствуют себя интегрированными, В нашей современной культуре мы относимся к телу часто как к вещи, предмету. В отличие от подходов работы с телом (которые мы упоминали выше), в танцевально-двигательной терапии нет идеальной модели тела, которую нужно достичь. Танце-терапевт относится к телу как к эволюционирующему процессу. И еще важнейшее отличие танцевально-двигательной терапии от различных подходов работы с телом состоит в том, что здесь клиент сам исследует себя (принцип активности клиента), свои движения и развивается по собственному пути, а терапевт следует за ним (т.е. недирективный стиль терапии). Данная терапия больше интересуется тем, как движение чувствуется, чем тем, как оно выглядит.

Джоан Смолвуд (Joan Smallwood), юнгианский аналитик и танце-терапевт, ученица Мери Уайтхаус и Труди Шуп, выделила три компонента терапевтического процесса:

1. Осознание (частей тела, дыхания, чувств, образов, невербальных “двойных сообщений” (когда наблюдается диссонанс между вербальным и невербальным сообщением человека).

2. Увеличение выразительности движений (развитие гибкости, спонтанности, разнообразия элементов движения, включая факторы времени, пространства и силы движения, определение границ своего движения и их расширение).

3. Аутентичное движение (спонтанная, танцевально-двигательная импровизация, идущая от внутреннего ощущения, включающая в себя опыт переживаний и чувств и ведущая к интеграции личности). Аутентичное движение активизирует те части психики, которые К.Юнг описывал как части бессознательного. Аутентичное Движение как метод танцевально-двигательной терапии, основанный на аналитической психологии К. Юнга, создала Мэри Уайтхаус.

Танцевально-двигательная терапия может служить мостом между миром сознания и бессознательного. С помощью танцевально-двигательной терапии пациент может использовать движение для более полного выражения себя и для сохранения своей аутентичности в контакте с другими. В отличие от других подходов работы с телом, танцевально-двигательная терапия использует сны, образы или символы в работе с телом. Танцевально-двигательная терапия – это единственный вид терапии, где используется очень много свободного пространства. Танце-терапевт работает постоянно с собственным телом, используя его как инструмент, с помощью которого он знакомится с невербальным миром клиента. Танцевально-двигательная терапия, помимо движения, использует еще такие понятия как вес, пространство, время – для расширения и обогащения творческого и выразительного мира клиента.

Танце-терапевт концентрируется на взаимоотношениях терапевт – клиент, клиент – пространство, осознанные движения – неосознанные. Танцевально-двигательная терапия выступает в двух формах: индивидуальной и групповой. В групповой форме процесс танцевально-двигательной терапии основан на том, что терапевт направляет спонтанность движений участников, развивает их. Типичная групповая сессия включает в себя 3 части: разогрев, его развитие и завершение (такая структура характерна и для других видов психотерапевтических групп: психодрамы, гештальта и т.д.).

Разогрев помогает включиться в группу, лучше почувствовать свое состояние, центрироваться. Эмоционалные состояния участников группы выражаются и развиваются более полно на телесном уровне, интегрируя мысли, чувства и действия. В результате разогрева участники группы обычно чувствуют расслабление, координированность и готовность двигаться. Разогрев также способствует началу осознавания своих чувств и мыслей и их связи с телом и движениями. (Например: вытягивание плечей и рук может развиться в толкающее движение, связанное с желанием вытолкнуть что-то прочь, неприятную ситуацию или человека, с кем это связано). Повторяя и усиливая движения, терапевт помогает каждому участнику осознать чувства через обратную визуальную связь. Двигательное поведение расширяется в танце, помогая осознаванию конфликтов, желаний, и может способствовать проживанию негативных чувств и освобождению от них. Здесь терапевт должен быть очень чувствительным к происходящему в группе, чтобы не было эмоциональной и физической перегрузки, которая ведет к сопротивлению работе. Терапевт помогает привести процесс движения к завершению (3 часть группового процесса) с помощью вербальной обратной связи. Эта стадия способствует интеграции физического, эмоционального и когнитивного компонентов структуры Я. психологические темы, соотнося их с личной историей каждого. Одна из главных тем групповой работы является "Как быть собой, находясь в контакте с другими людьми."

Раньше танцевально-двигательная терапия применялась почти всегда к людям с тяжелыми нарушениями. Сегодня же – все больше ориентируется на работу со здоровыми людьми, имеющими психологические затруднения, с целью развития у них самопринятия, эффективного межличностного и группового взаимодействия, самоактуализации, интеграции частей Я. Поэтому все больший интерес приобретают именно социально-психологические аспекты танцевально-двигательной терапии. Существует три основные области работы танце-терапевта:

  1. Тело и его движения
  2. Межличностные отношения
  3. Самосознание

Целями терапии в первой области являются: активизация тела для того, чтобы помочь пациенту обнаружить полностью напряжения и конфликты, развить больше возможностей тела для получения опыта чувства телесной интеграции и координации.

Во второй области танце-терапевт устанавливает базовый уровень коммуникации через использование ритма и прямого физического взаимодействия. групповой опыт позволяет увеличить степень самосознания через визуальную обратную связь, которую человек получает через наблюдение за движениями других людей. Наблюдая, как выражаются чувства через тело у других, участник группы может начать идентифицировать и обнаруживать свои собственные чувства. Микрокосм мира, представленный в группе, дает участнику группы возможность получать и давать обратную связь и расширить поведенческий репертуар социально-психологических ролей.

В третьей области цели сгруппированы вокруг идеи о том, что осознанный телесный опыт благоприятствует и углубляет самосознание. Наиболее прямое выражение особенностей индивидуальности возможно через тело. Это физический опыт действия мышц выступает как быстрый путь познания и получения опыта о себе, развивает Я-концепцию и способствует повышению самооценки.

Танцевально-двигательные методы и тренинги личностного роста

На тренингах личностного роста и трансформации ТДТ используется с различными целями, в различном объеме и с различной степенью осознанности. Целью данной статьи является прояснение места и возможностей ТДТ в контексте других техник и направлений "новой психотерапии".

Основные техники ТДТ вплетены в ткань общей танцевальной сессии и являются параллелями, интерпретациями известных терапевтических техник на языке движения и танца. Мы можем проследить несколько таких параллелей: присоединение по позе и дыханию в НЛП, присоединение по позе и движению ("зеркало"); преувеличение, усиление чувства и его выражения в гештальт-терапии – оформление, преувеличение определенного движения в процессе танцевальной сессии, развитие темы в действие; работа с мышечными блоками и последовательностями сложнокоординированных действий в телесноориентированной терапии освобождение от напряжения, расширение диапазона движений в ТДТ и т.д. Таким образом, можно сказать, что ТДТ, обладая примерно тем же арсеналом приемов, что н другие направления "новой волны" психотерапии, работает с ними на своем поле в теле и движении.

Кроме техник-приемов внутри ТДТ разработано множество техник-форматов (упражнений и форматов), которые могут быть легко включены в контекст многих тренингов. Это такие упражнения как "континуум" (в его многообразных российских вариантах), "аутентичное движение", контактная импровизация, "танец пешеходов""(pedestrian dance), "джаз тела" Габриэлы Рот и мн.др.

Для примера приведем процесс "Тропа танца" (Dancing Path), известный также как "Танец пяти движений". Авторство его принадлежит "городскому шаману" Габриэле Рот. Она выделила пять первичных ритмов движения, которые, по ее мнению, присутствуют во всех культурах и являются репрезентациями онтологических качеств.

  1. Flowing – плавные, мягкие, округлые и текучие движения; движения "женской" энергии.
  2. Stacatto – резкие, сильные и четкие движения, "мужские" движения.
  3. Chaos – хаотические движения.
  4. Lyrical – тонкие, изящные движения, "полет бабочки" или "падающего листа".
  5. Stillness – движение в неподвижности, наблюдение за первичными импульсами движения, "пульсирующая статуя"(5).

Для этого процесса существует специальная музыка, каждая стадия длится около пяти минут. Перед началом процесса проводится инструктаж, после процесса – проговор. "Танец пяти движений" рекомендуется проходить с закрытыми глазами, полностью отдаваясь, включаясь всем телом в каждый из ритмов.

Эти модальности или ритмы движения в контексте терапии и личностного исследования являются репрезентациями характеристик личности. У клиента или участника тренинга может быть неприятие определенных движений. Так, достаточно часто женщины среднего возраста не принимают "мужские", резкие и сильные движения. "Я не такая, мне это не нравится" – говорят они. Одновременно они жалуются на недостаток внимания в семье, невозможность выражать свои чувства, положение жертвы. В процессе работы выясняется, что именно ясное, яркое и четкое выражение своих желаний помогает изменять ситуацию. Источник силы часто находится там, куда нам страшно н непривычно идти.

Таким образом, эта техника может выполнять несколько функций:

Диагностическую – человек обнаруживает "освоенные и неосвоенные" качества и то, как эта картина связана с его жизнью. Он может сделать осознанный выбор – освоить определенную зону своей жизни, до этого незнакомую или даже "запретную".

Тестовую – если проводить эту технику в начале и в конце тренинга, то многие люди ясно воспринимают степень и качество наступивших личностных изменений.

Терапевтическую – в сочетании с другими техниками осознания и трансформации "Тропа танца" позволяет человеку найти способы выражения себя, расширить диапазон реакций и форм взаимодействия. Кроме того, само по себе движение, к тому же наполненное личностным и смыслами, оказывает положительное психофизиологическое действие.

Заключение

Танцевально-двигательная терапия позволяет проработать динамический аспект паттернов мышечного напряжения. Динамический аспект мышечного напряжения иногда трудно отреагировать иным способом, даже глубинная телесноориентиоованная работа не охватывает эту последовательность напряжений. Осознавая танец, танцуя свободно и осознанно, человек делает шаг к принятию свободы и творчества в повседневной жизни.

Танце-терапевт должен обладать большой чувствительностью к происходящему, чтобы дать возможность людям прожить эмоции, выразить их и трансформировать.

Благодаря работе в группе по танцевально-двигательной терапии с проблемами доверия, осознания личностных границ, и другими личностными проблемами, а также с помощью обратной связи: вербальной и невербальной, устанавливаются благоприятные межличностные отношения. Группа по танцевально-двигательной терапии – это микрокосм различных социальных ситуаций, благодаря чему клиенты учатся более адекватно воспринимать себя и других и расширять спектр поведенческих возможностей.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса