Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Вербальные и невербальные способы коммуникации. Разница между вербальным и невербальным общением

Кто владеет информацией, тот, как говорится, владеет миром. А тот, кто умеет грамотно передавать информацию, владеет тем, кто владеет миром. Грамотная речь во все времена ценилась в человеческом обществе и значительно превышала статус того, кто ей обладал. Информация всегда передается двумя путями: вербально и невербально. И если ваши жесты и мимику прочитать сможет далеко не каждый, то ошибки в том, как вы пишете, и в том, что вы говорите, заметит практически каждый. Поэтому рассмотрим подробнее, что представляют собой вербальные средства общения.

Вербальное общение и его виды

Основным средством вербального общения является речь. Она делится на письменную и устную, слушание и чтение, а также на внутреннюю речь и внешнюю. Простыми словами, к вербальным средствам общения относится наше умение говорить и писать, умение слушать и воспринимать информацию, а также наши внутренние диалоги с самими собой и внешние - с окружающими.

Вербальная сторона общения заключается в том языке, на котором осуществляется коммуникация. Например, не каждый иностранец способен понять русский язык со всеми нашими междометиями и уменьшительно-ласкательными суффиксами. Именно поэтому, чтобы собеседники всегда могли понять друг друга, существуют общие правила вербального общения, виды вербальной коммуникации и общепринятые формы общения. И поскольку вербальная форма общения происходит на русском языке, не стоит забывать о стилях, с помощью которых мы передаем информацию. Всего их пять:

  • научный – этот вербальный способ общения основан на научной терминологии. Речь в научном стиле отличается своей логичностью, связанностью различных понятий и обобщенностью;
  • официально-деловой – многим известен как язык законов. Этот стиль речи несет информативную и повелевающую функции. Тексты, написанные в официально-деловом стиле, как правило, стандартные и обезличенные, обладают сухостью выражений и точностью высказываний;
  • публицистический – главная функция этого стиля – воздействие на аудиторию. Отличается эмоциональной окраской, экспрессией и не обладает конкретным стандартом;
  • разговорная речь. Не совсем является разговорным стилем, однако в литературе её часто можно встретить в виде диалогов и монологов на повседневные темы;
  • художественный литературный язык. Стиль, обладающий самыми яркими средствами выразительности. Кроме стандартных форм, используемых в остальных стилях, эта разновидность невербального общения может включать в себя диалекты, жаргонизмы и просторечие.
Коммуникативные барьеры

Вербальная форма общения является основной в деловых отношениях. Знание правил родного языка как никогда важно при ведении деловых встреч и переговоров. Однако здесь собеседников может поджидать проблема в виде коммуникативных барьеров:

  1. Фонетический барьер. Может возникнуть из-за особенностей речи говорящего. Сюда относятся интонация, дикция, акцент. Чтобы избежать этого барьера, нужно говорить с собеседником громко и четко.
  2. Логический барьер. Может возникнуть в том случае, если у собеседников разные типы мышления. Уровни интеллекта, например, могут привести к непониманию и возникновению этого барьера.
  3. Смысловой барьер. Возникает между представителями разных стран и культур. Проблемой здесь является разная смысловая нагрузка одних и тех же слов.
  4. Стилистический барьер. Возникает при нарушении построения сообщения. Чтобы избежать этого барьера, необходимо сначала привлечь внимание к своему сообщению, затем вызвать к нему интерес, перейти к основным положениям, обсудить вопросы и возражения, а затем дать собеседнику сделать выводы. Любое нарушение этой цепочки вызовет непонимание.

Особенности вербального общения заключаются не только в общепринятых правилах написания и речи. Осуществляя коммуникацию, стоит помнить о дистанции, на которой вы находитесь от собеседника. Психология вербального общения заключается в четырех уровнях коммуникации:

Вербальная сторона общения позволяет нам определить социальный статус собеседника и уровень его интеллекта. Наша речь способна оказывать влияние на других людей и способствует карьерному росту. Бывает так, что на вас производит впечатление внешность и манера поведения человека, но как только он начинает говорить, все положительные впечатления мгновенно рушатся. Помните, что на месте этого человека в любой момент можете оказаться вы. Поэтому, если хотите чтобы вас понимали и принимали – говорите грамотно.

Общение – неотъемлемая часть в жизни каждого человека. Благодаря обмену информацией, выражению своих мыслей, мнения, советов и чувств мы можем нормально жить в обществе, ставить перед собой цели и уверенно приближаться к их достижению.

Не всегда в спорах, дружеских разговорах и простого обмена информацией собеседники откровенно выражают свои мысли и чувства.

Вербальное и невербальное общение – эти две составляющие присуще в общении каждого из нас. Умея распознавать признаки невербального общения в процессе беседы человеку гораздо проще составить правильное мнение о своем окружении.

Суть вербального общения – что это и зачем оно нужно

Под вербальным общением подразумевают устную, а также письменную речь. Именно с их помощью мы можем выражать свое мнение, мысли, откровенно спорить с компаньоном, приводить аргументы, делиться впечатлениями с друзьями, рассказывать об увиденном, услышанном, прочитанном и т.д.

Когда один говорит, второй очень внимательно слушает и ответно реагирует. Это может быть согласие, возмущение, спор или просто поглощение новой интересной информации. Отсутствие вербального общения делает каждого человека одиноким, замкнутым и изолированным от окружающего мира. Именно благодаря спорам, разъяснениям и изложению своих мыслей люди приходят к компромиссу, находят выход из сложных ситуаций.

Правильно поставленная речь – важный фактор вербального общения, которое играет на пользу каждому. От того насколько быстро человек умеет ориентироваться в беседе, отвечать на поставленные вопросы, налаживать новые связи и выражать мысли будет напрямую зависеть его место в этом мире. При устройстве на работу начальство особое внимание уделяет этим факторам.

Кроме простых слов и предложений особенно важную роль имеет эмоциональный посыл. По интонации, тону, скорости разъяснений можно понять настроение собеседника. Крик, недовольство, критика чаще всего вызывают ответную реакцию в виде агрессии, игнорирования собеседника. Когда начальник (друг, родители) правильно подбирает слова и говорит спокойно, сотруднику проще переработать полученную информацию, найти допущенную ошибку и исправить ее.

Средства вербального общения

Основным средством данного варианта общения является человеческая речь. Именно благодаря произнесенным (написанным) словам человек может передать свои слова, мысли, а также узнать новую для себя информацию. Кроме понимания и знания слов нужно уметь их правильно строить в предложение и доносить до собеседника.

Помогают в этом такие средства вербального общения:

  1. Интонация играет важную роль в процессе общения и помогает показать свою позицию касательно сложившейся ситуации. Для более комфортной беседы она должна быть ровной и спокойной. В этом случае вся информация легче понимается и воспринимается слушателем.
  2. Качество голоса – еще один важный аспект. Безусловно каждый имеет свой тембр и голос. Но его тренировка и умение им обладать играет на пользу. Ведь довольно часто встречаются люди с очень громкими или тихими голосами от природы. Это приносит неудобство в разговорах, так как другим приходится прислушиваться или испытывать дискомфорт из-за шума. Неуверенные в себе личности чаще всего говорят почти шепотом, быстро и проглатывая окончание. Амбициозные и целеустремленные – произносят фразы четко, громко и понятно.
  3. Темп речи еще одно средство, которое может многое рассказать о чувствах человека в той или иной ситуации. Тип темперамента также играет весомую роль. Меланхолики и флегматики в отличие от сангвиников и холериков медлительны в разговоре.
  4. Логические и фразовые ударения позволяют каждому человеку выделять наиболее важные в его рассказе детали. Именно от правильно поставленного ударения в словах зависит наше восприятие услышанной информации.

Что такое невербальное общение?

Не обращая внимания на признаки невербального общения, люди могут допускать большую ошибку. Многие слушают ушами, несмотря на то, что “язык тела” собеседника кричит о противоположном.

Невербальный язык выражается сразу в нескольких формах, отличающихся между собой.

1. Кинесика включает в себя пантомимику, мимику и жесты. Довольно часто в эмоциональной беседе человек начинает размахивать руками (жесты), кривляться (мимика) или занимать закрытую позу скрестив руки на груди (пантомимика). Любые даже неприметные движения в процессе беседы могут стать признаком пренебрежения, недоверия, высокомерия, привязанности или уважения.

Научившись замечать мелочи и понимать настроение собеседника можно избежать ссор и ненужных конфликтов, а также выждать нужный момент для достижения цели и спокойного настроения. Ведь довольно часто по человеку видно, в каком настроении он вернулся с работы (учебы). Это может быть тяжелая, сутулая походка, длительное молчание, нежелание отвечать на вопросы или закрытые позы. Если подойти к родственнику (другу) с упреками и агрессией из-за пустяка ответного всплеска эмоций невозможно будет избежать.

2. Такесика – еще одна форма невербального общения. Не зная ее основ, довольно часто между людьми возникают конфликты и недопонимание. Прикосновения – основная составляющая данного вида. Рукопожатия, объятия, похлопывания по плечу и много другого включает в себя такесика. В зависимости того как именно осуществляются эти движения (дистанции, сила сжатия и прочее) напрямую зависит настрой или отношение человека к своему собеседнику.

Довольно часто в общественном транспорте во время час пика людям приходится тесниться между собой. В этом случае многие терпят дискомфорт и чувствуют себя неуютно. Сильная близость вследствии столпотворения приводит к тому, что не нарочно люди врываются в личное пространство друг друга (диапазон которого от 115 до 45 см). На подсознательном уровне это расценивается как опасность и вызывает ответные реакции в виде недовольства, скованности.

3. Составляющими просодики являются громкость, интонация и высота голоса. Они являются более распознаваемыми и понятными признаками для большинства людей. Практически все известно, что обозначают повышенный голос и резкая интонация.

4. Экстралингвистика – это дополнительные реакции в ходе разговора. Сюда входят смех, вздохи, удивительные возгласы и паузы в речи.

Экстралингвистика и просодика выступают как дополнение при вербальном общении. С их помощью можно определить настроение и эмоциональное состояние собеседника.

Построение отношений, учитывая секреты невербального общения

В процессе общения для человека одинаково важны и вербальный и невербальный типы общения. Хорошая ориентированность и понимание «языка тела» позволит избежать обмана, увидеть истинные чувства оппонента или срыть свои. Ораторы особенно хорошо осведомлены и ориентированны с принципами беседы и коммуникациями на двух языках. Артисты, меценаты, политики и прочие ораторы во всех интервью, выступлениях применяют самоконтроль. Это помогает не выдавать истинные мысли и чувства и избежать осуждений со стороны общественности.

Учитывая все нюансы невербального общения, а также правильно распознавая его суть, каждый человек сможет понять собеседников, завязать выгодные отношения и достигнуть своей цели. Умение правильно говорить и располагать к себе слушателей гарантирует доверие, желание сотрудничать и помогать.

Наладить личные и деловые отношения или избежать аферы, обмана – все это можно, если правильно распознать посыл, проявляющейся на подсознательном уровне собеседника. Порой выражения лица, поза и жестикуляция говорят гораздо больше слов.

Основные секреты, которые помогут распознать истинные эмоции человека в процессе общения:

1. Чрезмерно интенсивное жестикулирование руками говорит об эмоциональном возбуждении. Слишком резкие движения являются признаком того что рассказчик изо всех сил старается донести слушателю передаваемую информацию. Чаще всего друзья подобным способом рассказывают о своих победах и свершениях, произошедших в их жизни ситуациях.

Стоит отметить, что национальность и темперамент человека играет весомую роль в этом факторе. Известно, что португальцы и итальянцы практически всегда применяют жестикуляцию в процессе бесед. Финны же являются более замкнутыми и сдержанными. Наша страна находится центре этой планки.

2. Многие из нас привыкли читать эмоции по лицу своего собеседника. Ехидная ухмылка говорит о злорадстве. Поднятые вверх брови об удивлении. Прищуренный взгляд о недоверии. Вглядываясь в мимику знакомых, можно отметить для себя много полезной информации.

Зрительный контакт – важный элемент любого диалога. От того насколько просто людям смотреть друг другу в глаза и зависит уровень их отношения. При дискомфорте, лукавстве, лжи и лицемерии человек всегда отводит взгляд в сторону или пытается избежать прямого контакта. Очень длительный и пристальный взгляд малознакомого человека или незнакомца является свидетельством негатива и агрессивного настроя с его стороны. В процессе общения каждому участнику беседы должно быть комфортно и легко.

3. Походка входит в пантомимику и может много рассказать о человеке. Посмотрев со стороны можно увидеть внутренне состояние и настроение идущего. Поднятая вверх голова и широкий шаг всегда свидетельствует об уверенности и положительном настрое. Сутулые плечи, тяжелое передвижение ног, опущенный взгляд всегда говорит об обратном, а именно – плохом настроении, задумчивости и озабоченности. Находясь в гневе, походка чаще всего является резкой и быстрой.

4. Поза собеседника – еще один очень важный момент, который может многое рассказать о настрое собеседника на общение, его отношении к рассказчику и всему происходящему. Всем известно, что скрещенные на груди руки говорят о замкнутости, нежелании общаться или разделать точку зрения своего оппонента.

Подобные мелочи играют весомую роль в процессе построения карьеры. Ведь если во время дискуссии (создании проекта, раздачи обязанностей) начальник или сотрудники кивают и соглашаются, находятся при этом в закрытой позе – стоит усомниться в их искренности и желании поддерживать.

Дав человеку что-либо подержать, можно подтолкнуть его к тому, чтобы он открылся. Об открытости, искренности и желании общаться говорит повернутый корпус и свободное (не скрещенное) расположение ног и рук. Чтобы снять дискомфорт во время обещания, который ощущается при первом знакомстве можно прислушаться к советам психологов и постараться зеркально отображать его позы, мимику и жесты. Таким образом, можно настроиться на волну собеседника и установить контакт.

зеркально отображать, то есть повторять позу, жесты и мимику собеседника. Таким образом, можно настроиться на одну волну и облегчить общение.

5. Рукопожатие также может многое рассказать об отношении мужчин друг к другу. Слишком крепкое сжатие свидетельствует о властности и агрессивности человека. Едва ощутимое сжатие пальцев рук говорит о неуверенности.

Завоевать доверие и расположить к себе слушателей, заставить их довериться и заключить дружбу – все это возможно если обуздать свои эмоции и научиться правильно использовать невербальное общение. Довольно часто основа доверия миссиям из сектантских церквей, менеджерам, политикам, ораторам лежит в их правильно расположении к себе. Поза, интонация, подача информации, взгляд – все эти мелочи имеют особое значения в процессе выступлений, деловых переговоров, поиска инвесторов и т.п.

Для того чтобы научиться полностью брать свои чувства под контроль и доказывать невербальным общением сказанное могут уйти годы.

Почему познание невербального общения так важно в современном мире?

Довольно часто люди неправильно воспринимают чувства и намерения своих знакомых. Кроме языка тела еще присущи внутреннее состояние или привычки. Не всегда закрытая поза обозначает предвзятое отношение к собеседнику. Бывает, что у человека что-то произошло или у него нет настроения для того, чтобы пускаться в веселые обсуждения и делиться своими мыслями. Все зависит от эмоций и внутреннего настроя.

Именно поэтому умение замечать все мелочи и сопоставлять их между собой помогает находить друзей, понимать родственников (знакомых), не спешить с выводами и составлять правильное мнение.

Внутренние особенности также играют весомую роль. Большинству людей присущи свои привычки. Некоторые цыкают, другие скручивают губы в трубочку (грызут их), вскидывают бровь вверх и прочее. Подобные привычки нельзя относить к невербальному общению и приравнивать к личностным отношениям.

Начиная познавать секреты невербального общения и сопоставлять сигналы подсознания с произнесенными фразами, следует обратить внимание на свое поведение. Проведя самоанализ, понаблюдав за тем, как реагирует тело на разные фразы, людей и события каждый человек сможет поболее адекватно понять других.

Умея распознавать (понимать) язык тела, человек сможет находить настоящих друзей и единомышленников, достигать поставленных целей, завоевывать интерес у слушателей и видеть негативно настроенных завистников, лжецов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

3.2. Вербальные и невербальные средства общения

Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный – от латинского слова устный, словесный) и неречевой (невербальный) каналы общения. Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника.

В структуру речевого общения входят:

1. Значение и смысл слов, фраз («Разум человека проявляется в ясности его речи»). Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.

2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.

3. Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыкание, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки – это кашель; нулевые звуки – паузы, а также звуки назализации – «хм-хм», «э-э-э» и др.

Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7 %, звуки интонации – 38 %, неречевое взаимодействие – 53 %.

Невербальные средства общения изучают следующие науки:

1. Кинестика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика изучает движение мышц лица, жестика исследует жестовые движения отдельных частей тела, пантомимика изучает моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку.

2. Таксика изучает прикосновение в ситуации общения: рукопожатие, поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкивание и пр.

3. Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении. Выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте:

Интимная зона (15–45 см) – в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди; для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновение. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделения адреналина, прилив крови к голове и пр. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность;

Личная, или персональная зона (45-120 см) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор;

Социальная зона (120–400 см) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми, кого не очень знают;

Публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общение с большой группой людей – в лекционной аудитории, на митинге и пр.

Мимика – движения мышц лица, отражающие внутреннее эмоциональное состояние – способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70 % информации, т. е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. Так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

По своей специфике взгляд может быть: деловым, когда он фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьёзной атмосферы делового партнерства; светским, когда взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника (до уровня губ) – это способствует созданию атмосферы светского непринужденного общения; интимным, когда взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица – на другие части тела до уровня груди. Специалисты утверждают, что такой взгляд говорит о большей заинтересованности друг другом в общении; взгляд искоса – говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.

Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок – эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и т. п. Причем легче всего распознаются положительные эмоции: радость, любовь, удивление; труднее воспринимаются человеком отрицательные эмоции – печаль, гнев, отвращение. Важно заметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы.

Жесты при общении несут много информации; в языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения. Богатейший «алфавит» жестов можно разбить на шесть групп:

1. Жесты-иллюстраторы – это жесты сообщения: указатели («указывающий перст»), пиктографы, т. е. образные картины изображения («вот такого размера и конфигурации»); кинетографы – движения телом; жесты-«биты» (жесты-«отмашки»); идеографы, т. е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы.

2. Жесты-регуляторы – это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками.

3. Жесты-эмблемы – это своеобразные заменители слов или фраз в общении. Например, сжатые руки на манер рукопожатия на уровне руки означают во многих случаях – «здравствуйте», а поднятые над головой – «до свидания».

4. Жесты-адапторы – это специфические привычки человека, связанные с движениями рук. Это могут быть:

а) почесывания, подергивания отдельных частей тела;

б) касания, пошлепывания партнера; в) поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаш, пуговица и т. п.).

5. Жесты-аффекторы – жесты, выражающие через движения тела и мышцы лица определенные эмоции. Существуют и микрожесты: движения глаз, покраснение щек, увеличенное количество миганий в минуту, подергивания губ и пр.

Практика показывает, что, когда люди хотят показать свои чувства, они обращаются к жестикуляции. Вот почему для проницательного человека важно приобрести умение понимать ложные, притворные жесты. Особенность этих жестов заключается в следующем: они преувеличивают слабые волнения (демонстрация усиления движений руками и корпусом); подавляют сильные волнения (благодаря ограничению таких движений); эти ложные движения, как правило, начинаются с конечностей и заканчиваются на лице. При общении часто возникают следующие виды жестов:

Жесты оценки – почесывание подбородка; вытягивание указательного пальца вдоль щеки; вставание и прохаживание и др. (человек оценивает информацию);

Жесты уверенности – соединение пальцев в купол пирамиды; раскачивание на стуле;

Жесты нервозности и неуверенности – переплетенные пальцы рук; пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами; трогание спинки стула перед тем, как на него сесть и др.;

Жесты самоконтроля – руки заведены за спину, одна при этом сжимает другую; поза человека, сидящего на стуле и вцепившегося руками в подлокотник и др.;

Жесты ожидания – потирание ладоней; медленное вытирание влажных ладоней о ткань;

Жесты отрицания – сложенные руки на груди; отклоненный назад корпус; скрещенные руки; дотрагивание до кончика носа и др.;

Жесты расположения – прикладывание руки к груди; прерывистое прикосновение к собеседнику и др.;

Жесты доминирования – жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ, резкие взмахи сверху вниз и др.;

Жесты неискренности – «прикрытие рукой рта»; «прикосновение к носу» как более утонченная форма прикрывания рта, говорящая либо о лжи, либо о сомнении в чем-то; поворот корпуса в сторону от собеседника, «бегающий взгляд» и др.

Умение понимать популярные жесты (жесты собственности, ухаживания, курения, зеркальные жесты, жесты-поклоны и др.) позволит лучше разбираться в людях .

Из книги Формирование личности ребенка в общении автора Лисина Майя Ивановна

Средства общения Основные разновидности средств общения. Поскольку общение ребенка с окружающими людьми есть деятельность, оно протекает в форме действий, составляющих единицу этого процесса. Действие характеризуется целью, на достижение которой направлено, и задачей,

Из книги Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний автора Кратохвил Станислав

Из книги Тренинги развития с подростками: Творчество, общение, самопознание автора Грецов Андрей Геннадьевич

7. Средства общения Задачи занятия: продолжить развитие навыков эффективного общения. Продемонстрировать, что средствами общения выступают не только слова, но и интонации, жесты, контекст общения и т. д.Упражнение-разминка «Пишущая машинка»Описание упражнения.

Из книги Психология любви автора Ильин Евгений Павлович

8.2. Вербальные средства выражения ласки Вербальные средства - это ласковые обращения, в том числе использование ласковых прозвищ, даваемых любящим человеком объекту своей любви.При выборе прозвища логика часто ни при чем, так как любое, даже самое негативное слово,

Из книги Деловое общение. Курс лекций автора Мунин Александр Николаевич

8.3. Невербальные средства К невербальным средствам выражения ласки относятся тактильный контакт (прикосновения, поглаживания, надавливания, обнимания, трепания по щеке и похлопывания по плечу) и поцелуи.Выбор средств и способа выражения ласки зависит от того, какого

Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, взгляд, т. е. понять язык невербального (вербальный –

Из книги Психология этнического общения автора Резников Евгений Николаевич

ВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ Как бы ни были важны чувства, эмоции, отношения людей, но общение предполагает не только и не столько передачу эмоциональных состояний, сколько передачу информации. Содержание информации передается при помощи языка, т. е. принимает

Из книги Психологический практикум для начинающих автора Барлас Татьяна Владимировна

ГЛАВА 2 Средства общения Все средства общения делят на две группы: речевые и неречевые (рис. 2.1). Рис. 2.1. Классификация средств

Из книги Шпаргалка по социальной психологии автора Челдышова Надежда Борисовна

2.1. Речь, или вербальные средства общения Речь - это процесс использования языка в целях общения людей, это говорение. Язык - это совокупность звуковых, словарных и грамматических средств выражения мыслей. В разных языках (английском, немецком, русском и т. д.) эти

Из книги Трудные люди. Как налаживать хорошие отношения с конфликтными людьми автора Макграт Хелен

2.2. Невербальные средства общения Невербальными средствами общения являются жесты, позы, мимика и другие двигательные действия.Невербальным средствам общения придавали большое значение еще в Древней Греции. Например, большое значение придавалось осанке. Мужчине

Из книги автора

Другие невербальные средства общения Общение действиями включает: 1) показ двигательных действий при обучении;2) движения, выражающие отношение к собеседнику (например, аплодисменты);3) прикосновения: похлопывание собеседника по плечу или по спине в знак одобрения его

Из книги автора

Невербальные средства этнического общения В главе 1 данной работы невербальная информация рассматривалась в аспекте ее восприятия и оценки личных и деловых качеств собеседника (этнофора). Здесь же она анализируется с позиций разнообразных возможностей человека,

Из книги автора

Контекстуальные средства общения В отечественной научной литературе информация по контекстуальным средствам общения этнофоров почти отсутствует. Имеются публикации по данной проблеме на английском языке. К контекстуальным средствам общения относятся

Из книги автора

Задание 2б. Невербальные характеристики эффективного и проблемного общения взрослых и детей Процедура наблюдения в данном задании в целом повторяет задание 2а, поэтому мы остановимся лишь на различиях.Объекты наблюдения. В качестве объекта для наблюдения следует

Из книги автора

33. Функции и средства общения Функции общения – это роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека:1) информационно-коммуникативная функция состоит в обмене информацией между индивидами. Составными элементами общения являются:

Из книги автора

Используйте невербальные средства самоутверждения Примите удобную закрытую позу. Смотрите в глаза собеседнику (уверенным, но не неподвижным взглядом). Выпрямитесь, расправьте плечи и грудь, но не напрягайтесь. Расположитесь прямо лицом к

Что в первую очередь отличает нас от других биологических видов? Двигает общественный и личностный прогресс? Позволяет шире познать мир, делая нас теми, кто мы есть – созданиями с развитым интеллектом и мышлением?

Конечно же, это общение – обмен информацией и взаимодействиями между двумя или несколькими индивидуумами.

Общение делится на две группы: вербальное и невербальное. А ещё - на индивидуальное и массовое. Взаимодействие вербальных и невербальных средств передачи информации помогает разнообразить разговор, придать ему нужный характер. Обе эти формы одинаково важны при живом общении.

К этой группе относится передача информации с помощью слов – речь. Выделяются речевые взаимодействия двух видов:

Устный разговор:

  • слушание – восприятие речи говорящего;
  • говорение – использование речи для передачи сообщений слушателю.

Беседа в письменной форме:

  • чтение – восприятие информации с носителя;
  • письмо – фиксация мыслей/знаний на бумажном или электронном носителе.

Речь возможна благодаря главному инструменту общения – языку. Языком называется система знаков и символов, разными комбинациями которых передаётся информация о конкретном предмете/явлении. Для использования языка нужны мышление и интеллект.

Особенности языка состоят в том, что он разнообразен и многогранен. Так, есть нелитературные и литературные его формы и виды, использующиеся людьми в зависимости от конкретной жизненной ситуации.

  • Литературная речь подразумевает чёткие правила, которым нужно следовать. Она считается образцовой языковой классикой.
  • Нелитературная речь свободнее и не стеснена условностями. К ней относятся диалекты и просторечные формы языка и те слова, которые мы используем в быту.

Функции языка

  • Эмоциональная. Людям свойственно выражать свои чувства и получать эмоциональную разрядку посредством речи в общении. Эмоциональная функция выполняется и невербальными средствами.
  • Коммуникативная. Когда мы говорим об общении или передаче информации, то чаще всего имеем в виду язык.
  • Познавательная. Язык даёт индивидууму возможность приобщиться к знаниям других и самому передать эти знания кому-то ещё. Изучение иностранного языка развивает интеллект и логическое мышление.
  • Этническая. Язык нужен для объединения людей в группы по национальному признаку.
  • Аккумулятивная. Благодаря владению языком нам доступно накапливание и хранение информации об окружающем мире. Это сведения, почерпнутые из книг, фильмов, полученные от других людей и др.
  • Конструктивная. Язык помогает человеку грамотно выражать собственные мысли, придавая им чёткую осязаемую форму, структурировать мыслительные процессы.
  • Контактоустанавливающая. Язык играет роль и тогда, когда общение на нём не несет полезной информации для собеседников – в этом случае он помогает установить контакт для дальнейших отношений.

Владение навыками вербального общения – ключ к успешным межличностным коммуникациям. Развивать нужно не только интеллект, правильность и грамотность речи, читая классическую литературу и изучая родной и иностранные языки. Важно уметь говорить в том смысле, в котором это преподносит психология – учиться случать собеседника, устранять барьеры и боязнь контактировать с другими людьми, выражать понимание и сочувствие. Человек, умело использующий навыки вербальных коммуникаций, легко найдёт общий язык с какой угодно, даже самой непростой по характеру личностью.

Невербальное общение

Невербальную форму коммуникации называют ещё «язык тела» или «язык жестов». Она включает в себя всю информацию, которую мы передаём собеседнику или собеседникам без участия речи, а также взаимодействия с ними, несущие определенную эмоциональную окраску. Например, рукопожатие (выражает дружелюбие и готовность к сотрудничеству), поцелуй (любовь), похлопывание по плечу (фамильярный дружеский жест) и др.

Особенности невербального вида

Невербальное общение происходит только при беседе лицом к лицу. Разговор в социальных сетях через личные сообщения лишён этой коммуникативной составляющей.

Психология обращает особое внимание на эту форму общения – она говорит о человеке больше, чем может рассказать вербальная.

Для педагогического общения очень значимы невербальные средства. Они помогают педагогу привлекать и удерживать внимание учеников, вырабатывают его стиль преподавания. Обучающиеся при активном и уместном использовании жестов и мимики в процессе педагогического общения лучше усваивают материал и используют мышление, они становятся более открытыми и легче идут на контакт.

Средства невербальных коммуникаций

  • Жесты. Играют не последнюю роль в сочетании со словами. Служат и самостоятельным средством общения: мы показываем большой палец, когда хвалим или выражаем одобрение. Количество жестов в процессе беседы – показатель темперамента человека. У разных народов это количество сильно различается: самыми эмоциональными признаны исследователями жители жарких стран, северяне же куда более сдержанны. Мы много жестикулируем в процессе неформального общения. В деловых ситуациях это мало уместно.
  • Мимика. Движения лицевых мышц несут много информации – ведь они помогают понять истинные чувства собеседника, его личностные особенности, характер мышления, уровень интеллекта, служат выражением его планов. Лицом «сказать» можно всё что угодно. Все части его удивительно точно координируются друг с другом в процессе выражения эмоций. Наибольшая смысловая нагрузка приходится на губы и брови – на них стоит обращать внимание при разговоре.
  • Взгляд. Определяет заинтересованность индивидуума в разговоре. Если человек, не отрывая глаз, внимает говорящему, ясно, что ему действительно важна эта информация. А еще продолжительный зрительный контакт иногда выражает враждебность или вызов. Постоянное отведение взгляда означает скуку, возможное желание прекратить беседу или же является своеобразным детектором лжи – установлено, что человек, говорящий неправду, смотрит собеседнику в глаза менее трети времени разговора.
  • Поза и походка. Психология определяет характер, самооценку, возраст, настроение, самочувствие по этим показателям. Непринуждённые позы свойственны самоуверенным людям с высоким социальным статусом. Движения необщительных и замкнувшихся в себе личностей в особенности скованны, нерешительны.

Тяжёлая походка характерна для людей, которых обуревает гнев или другие отрицательные эмоции, лёгкая, воздушная - свидетельствует о безоблачном настроении человека.

Функции невербального общения

  • Подчеркнуть сказанную информацию. Так, человек, высказавший решительный протест, может негодующе встряхнуть головой. А ещё мы киваем, выражая полное согласие с собеседником – одно из проявлений взаимодействия вербальных и невербальных средств передачи информации.
  • Дополнить произнесённое. Когда мы описываем крошечный предмет, то сближаем пальцы руки на небольшое расстояние.
  • Показать истинное душевное состояние человека или отношение к собеседнику. Иногда люди ведут себя и разговаривают, как обычно в компании, хотя в душе у них тяжело. Внимательные товарищи замечают это по выражению лица или движениям.
  • Заменить слова. Жест пожатия плечами, означающий «я не знаю» не требует дополнительных речевых пояснений.
  • Сделать акцент. Упоминая в процессе рассказа весомые сведения или показывая нечто важное в подготовленной презентации, мы поднимаем указательный палец вверх, привлекая дополнительное внимание собеседников к произнесённой фразе.

Так проявляется взаимодействие вербальных и невербальных средств передачи информации.

Люди следят за своей речью и тем, что они сообщают собеседникам. Куда сложнее постоянно контролировать мимику, жесты, походку. Не всем из нас это удаётся. Тем не менее это помогает понять истинные чувства и побуждения человека, что используется в психологии.

Психология говорит нам, что в общении важно выдерживать правильное соотношение средств вербальной и невербальной коммуникации. Аудитория вряд ли проникнется монотонным безэмоциональным прочтением доклада или презентации, не уделив выступающему должного внимания. Но и в крайности кидаться не нужно: есть люди, мысли и эмоции которых опережают возможности речевого аппарата. Они бурно жестикулируют, проглатывают слова, заставляя собеседника уставать от такой экспрессивности.

Кроме того, стоит учитывать и ситуацию, в которой к месту та или иная форма общения, как и особенности и интеллект собеседника.

Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный - "устный, словесный") и неречевой (невербальный) каналы общения. Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника.

В структуру речевого общения входят:

  • 1. Значение и смысл слов, фраз ("Разум человека проявляется в ясности его речи"). Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.
  • 2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.
  • 3. Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыкание, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки - это кашель; нулевые звуки - паузы, а также звуки назализации - "хм-хм", "э-э-э" и др.

Рис. 6.6.

Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют - 7%, звуки интонации - 38%, неречевое взаимодействие - 53%.

Невербальные средства общения изучают следующие пауки.

  • 1. Кинестика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика - движение мышц лица, жестика - жестовые движения отдельных частей тела, пантомимика - моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку.
  • 2. Такесика изучает прикосновение в ситуации общения: рукопожатие, поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкивание и пр.
  • 3. Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении. Выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте:
    • - интимная зона (15-45 см), в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди, для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновение. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделение адреналина, прилив крови к голове и пр. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность;
    • - личная, или персональная, зона (45-120 см) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор;
    • - социальная зона (120-400 см) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми, которых не очень знают;
    • - публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общение с большой группой людей - в лекционной аудитории, на митинге и пр.

Мимика - движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние, способно дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т.е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. Так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

По своей специфике взгляд может быть: деловой, когда он фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства; светский - когда взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника (до уровня губ), это способствует созданию атмосферы светского непринужденного общения; интимный - когда взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица - па другие части тела до уровня груди. Специалисты утверждают, что такой взгляд говорит о большей заинтересованности друг другом в общении; взгляд искоса - говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.

Восприятие другого человека происходит на основе анализа его внешности, походки, жестов и других сигналов (рис. 6.7).

Рис. 6.7.

Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок - эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и т.п. Причем легче всего распознаются положительные эмоции: радость, любовь, удивление, труднее воспринимаются человеком отрицательные эмоции - печаль, гнев, отвращение. Важно заметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы.

Жесты при общении несут много информации, в языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения. Богатейший "алфавит" жестов можно разбить на следующие пять групп.

  • 1. Жесты-иллюстраторы - это жесты сообщения: указатели ("указывающий перст"), пиктографы, т.е. образные картины изображения ("вот такого размера и конфигураций"); кинетографы - движения телом; жесты-"биты" (жесты-"отмашки"); идсографы, т.е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы вместе.
  • 2. Жесты-регуляторы - это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками.
  • 3. Жесты-эмблемы - это своеобразные заменители слов или фраз в общении. Например, сжатые вместе руки по манере рукопожатия на уровне руки означают во многих случаях - "здравствуйте", а поднятые над головой - "до свидания".
  • 4. Жесты-адапторы - это специфические привычки человека, связанные с движениями рук. Это могут быть: а) почесывания, подергивания отдельных частей тела; б) касания, пошлепывания партнера; в) поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаш, пуговица и т.п.).
  • 5. Жесты-аффекторы - жесты, выражающие через движения тела и мышц лица определенные эмоции.

Существуют и микрожесты: движения глаз, покраснение щек, увеличенное количество миганий в минуту, подергивания губ и пр.

Практика показывает, когда люди хотят показать свои чувства, они обращаются к жестикуляции. Вот почему для проницательного человека важно приобрести умение понимать ложные, притворные жесты. Особенность этих жестов заключается в следующем: они преувеличивают слабые волнения (демонстрация усиления движений руками и корпуса); подавляют сильные волнения (благодаря ограничению таких движений). Эти ложные жесты, как правило, связаны с конечностями.

При общении часто возникают следующие виды жестов:

  • - жесты оценки - почесывание подбородка; вытягивание указательного пальца вдоль щеки; вставание и прохаживание и др. (человек оценивает информацию);
  • - жесты уверенности - соединение пальцев в купол пирамиды; раскачивание на стуле;
  • - жесты нервозности и неуверенности - переплетенные пальцы рук; пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами; трогание спинки стула перед тем, как на него сесть, и др.
  • - жесты самоконтроля - руки сведены за спину, одна при этом сжимает другую; поза человека, сидящего на стуле и вцепившегося руками в подлокотник, и др.;
  • - жесты ожидания - потирание ладоней; медленное вытирание влажных ладоней о ткань;
  • - жесты отрицания - сложенные руки на груди; отклоненный назад корпус; скрещенные руки; дотрагивание до кончика носа и др.;
  • - жесты расположения - прикладывание руки к груди; прерывистое прикосновение к собеседнику и др.;
  • - жесты доминирования - жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ, резкие взмахи сверху вниз и др.;
  • - жесты неискренности - жест "прикрытие рукой рта", "прикосновение к носу" как более утонченная форма прикрытия рта, говорящая либо о лжи, либо о сомнении в чем-то; поворот корпуса в сторону от собеседника, "бегающий взгляд" и др.

Умение понимать популярные жесты (жесты собственности, ухаживания, курения, зеркальные жесты, жесты-поклоны и др.) позволит лучше разбираться в людях. (Дж. Ниренберг, Г. Калеро. Как читать человека словно книгу. М., 1990.)

Виды и правила слушания, восприятия и понимания другого человека представлены на рис. 6.8.

Рис. 6.8.

Правила эмпатического слушания:

  • 1. Освободить душу от собственных переживаний и проблем, отказаться от предубеждений относительно собеседника, настроиться на чувства собеседника.
  • 2. В своей реакции на слова партнера вы должны в точности отразить переживание, чувство, эмоцию, стоящую за его высказыванием, показать, что вами чувство собеседника не только правильно понято, но и принято (не осуждая, не критикуя, не поучая его).
  • 3. Надо только отразить чувство партнера, но не интерпретировать его поступки и скрытые мотивы поведения, не объяснять ему причину возникновения у него этого чувства, не поучать его.
  • 4. Необходимо держать паузу. После вашего ответа собеседнику обычно надо помолчать, подумать, разобраться в своих переживаниях. Не забивайте его своими дополнительными соображениями, разъяснениями, уточнениями. Правила "Я-высказываний" (способ самовыражения, осознание своих чувств, возникающих в напряженных ситуациях, и называние их партнеру, осознание своей ответственности за решение проблемы): 1 -описание ситуации, вызвавшей напряжение; 2 - точное название своего чувства в этой ситуации; 3 - называние причин этого чувства ("я испытываю такое раздражение, когда ты говоришь, что...") (рис. 6.9, 6.10).
Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса