Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

С чего начать иллюстрации. На что живут иллюстраторы

Один парень недавно задал мне вопрос “можно ли стать иллюстратором с нуля? с чего начать? как выйти из тумана войны?”

Dan Gartman

Можно, вот план действий:
1. Найти время и силы для практики
2. Решить, каким именно иллюстратором вы хотите быть
3. Начать практиковать основы
4. Рисовать эскизы
5. Использовать референсы
6. Смотреть видеоуроки и спидпеинты
7. Выкладывать работы, что бы следить за развитием
8. Выгребать на реальных заказах

Инвентарь
1. Графический планшет (хотя бы bamboo)
2. Монитор с хорошей цветопередачей
3. Базовое знание Adobe Photoshop, Illustrator (обязательно), либо их альтернативы вроде SAI, Corel и тп. Если вы не знакомы с программами, то на Youtube уже есть большое количество уроков для новичков.
4. Карандаш, бумага, ластик (для тру-художников)

Каким иллюстратором хочу быть?

Раньше уже в средних учебных заведениях всех студентов-художников делили на 2 специальности:
1. Станковисты (этюд, пейзаж, масло, мастихин, холст)
2. Оформители (декоративный натюрморт, плакат, бумага)

Разделение вполне верное и логичное. В нынешних реалиях я добавлю еще один тип “Авантюристы”. О каждом типе по порядку:

Компьютерные художники (digital art, concept art, digital painting, speed painting) Эти ребята обычно сидят на Artstation и рисуют эльфов для Blizzard. Их сильные стороны это крепкая академическая база, построение фигуры, понимание анатомии, отличное чувство объема, штрих и мазки. Внешний вид работ идет рядом с реализмом, что делает рисунки художников похожими между собой. Выделяться на фоне других и вносить свой неповторимый стиль очень сложно. По своей сути это ремесло, требующее много однотипных тренировок и отточенных механических навыков.

Rudy Siswanto

Дмитрий Уткин

Nikolai Lockertsen

Оформители (книжные иллюстраторы, дизайнеры персонажей, постеров и тп) Наиболее универсальный лагерь. Эти иллюстраторы часто базируются на Dribbble и Behance. Сайты, приложения, книги, анимационные ролики - это все те места где висят их картинки. Сильные стороны это умение мыслить декоративно, стилизовать, упрощать, компоновать в ограниченных условиях и экспериментировать. Именно по-этому работы сильно разнятся между собой и каждый может выделиться особенностью стиля. Такие иллюстраторы на 40% дизайнеры, отсюда вытекает отличный вкус и чувство цвета. Конечно в этом есть и минус. Стоит одному придумать интересный прием, как тут же многие начинают делать тоже самое.

AQ Studio

James Gilleard

Bee Johnson

Авантюристы (обладатели одного необычного стиля) Обычно это человек, который нигде не учился, опираясь только на чувства, рисует что-либо - получается криво и круто. Такие иллюстраторы наседают на стиль, который “выстрелил” и плодят, до тех пор, пока их стиль востребован. Некоторым иногда даже удается выйти за рамки стиля и пробовать развиваться. Об универсальности говорить нет смысла.

Fil Dunsky

Jack Teagle

Стоит изначально разобраться, каким именно иллюстратором вы видите себя в будущем. Конечно, можно комбинировать, но как показывает практика, придется сделать упор на что-то одно ради достижения максимального результата.

Основы

Для любого профессионального иллюстратора (в не зависимости от его рабочих задач) основополагающими являются:

1. Основы композиции
2. Цветоведение
3. Основы пластической анатомии

Они же являются наиболее сложными во всей художественной практике. Все достигается путем частых тренировок и упражнений. Это тяжело, скучно и однообразно. Нужно быть очень терпеливым, что бы вынести из этого опыт.

Основы композиции
Хотел прикрепить книгу Ирины Сержантовой “Основы композиции”, однако не нашел цифрового варианта. Однако существует масса книг для художников, которые можно поискать в интернете.

Композиция- это фундамент иллюстрации. Какие позы, цвета, детали ни рисуй, при плохой композиции рухнет все и сразу. Чувство композиции тренируется уравновешиванием примитивных объектов в различных форматах, контраста формы, статики и динамики. Ох, не завидую…

О выше перечисленных ресурсах я сделаю отдельный пост. В целом стоит там зарегистрироваться, поискать и подписаться на понравившихся иллюстраторов. Заходить, вдохновляться и подсматривать приемы.

ВАЖНО! Нужно найти грань между вдохновением и копированием. Если вам нравится как у кого-то нарисованы елки, то не стоит срисовывать их один в один. Нужно взять основной прием и как-то видоизменить например сделав форму не треугольной, а немного кругловатой.

Не понимание разницы между копированием и вдохновением на примере моей работы:

Pinterest Данный ресурс хорош тем, что можно собрать целую доску из разных тематических картинок для определенного проекта.

Портфолио

Нужно иметь обязательно. Если даже никому не показывать, то для себя. Можно взять любой удобный ресурс (тот же Behance) и закидывать работы по-мере продвижения. Это нужно для того, что бы отслеживать прогресс развития и сравнивать результаты.

Что именно делать

Рисовать и фантазировать. Много рисовать! Как можешь. Со временем будет получаться все лучше. Фантазию тоже нужно тренировать. Искать идеи, какие-то интересные сюжеты, предметы или атмосферу. Фантазировать - это значит не рисовать девочек с большими глазами, как делают все на deviant art. Именно по-этому я категорически не рекомендую данный ресурс. Это платформа для любителей (мы хотим стать профи). Даже будучи новичком, ориентироваться на данное комьюнити не стоит. Искать стиль не нужно, он появится сам. Если не заниматься копированием, то определенные приемы будут получаться по-своему - эти детали и будут формировать стиль.

Работа и практика

Нет ничего лучше, чем реальные проекты. Груз ответсвенности просто не позволит отлынивать и подвести заказчика. Человек бежит в экстремальной ситуации так быстро, как никогда в жизни. Так же и вы будете делать свою иллюстрацию, как никогда прежде хорошо.
Высшей точкой развитие будет день, когда в 3 часа ночи, с красными глазами вы осознаете, что сделали все, что в ваших силах для результата.

Где брать реальные проекты?

  1. Самый лучший вариант. Найти понравившуюся студию с хорошим арт-директором, который наставит и поможет и устроиться туда стажером или джуниором. Первое время будет тяжело, но здесь и начнется запуск развития.
  2. Хороший вариант - фрилансить(я сейчас говорю не о всяких freelance.ru и прочих трешовых ресурсах). Сначала придется рисовать дешево, возможно, бесплатно, для друзей, по собственной инициативе для малобюджетных стартапов и тп. Можно искать конкурсы для иллюстраторов - это хороший способ засветиться. Получив первый серьезный заказ, нужно обязательно за него браться, даже если нет опыта в подобном стиле. Теперь будет.

Возраст и образование

Часто спрашивают “не поздно ли начать заниматься в N лет?”

Ответить однозначно нельзя. Конечно, если человек рисует с детства, потом учится в художественной школе, колледже, академии искусств, то его навыки уже в 20 лет могут быть профессиональными. Объективно, если взять человека с образованием и без, при условии одинаковой загруженности и стараний, безусловно первый будет на голову выше. Но это теория, а на практике все зависит от характера и упорства. В жизни все получается наоборот и в итоге у меня в студии работает больше людей без худ.образования, чем с ним.

Стать иллюстратором “авантюристом” можно вообще хоть в 70 лет.

От автора: привет, друзья! Сегодняшнюю свою статью, я, пожалуй, посвящаю всем творческим людям, склоняющимся к выбору профессии иллюстратора. Я расскажу вам, как стать мастером своего дела, и с чего следует начать. Если вы задаетесь вопросом, как стать иллюстратором, то эта статья будет вам полезна.

В чем заключается профессия иллюстратор?

Иллюстратор - это творческий человек, создающий образы к написанным текстам и историям для журналов и книг, а также для интернет-ресурсов. Разумеется, эти иллюстрации должны не просто сухо передавать смысл текста, а визуализировать идеи, эмоции и мысли автора. Это и есть суть профессии иллюстратора - понятно, емко и кратко выразить в изображении замысел автора текста. Наиболее востребованы художники-иллюстраторы широкого профиля, умеющие создавать красивые картинки, делать дизайн, обрабатывать фотографии, находить и дорабатывать изображения.

Что входит в обязанности иллюстратора?

К основным должностным обязанностям художника-иллюстратора можно отнести:

создание иллюстраций и коллажей;

ретушь и обработку фотографий и изображений;

JavaScript. Быстрый старт

разработку шрифтов;

цветокоррекцию;

работу с растровыми и векторными изображениями.

Дополнительными функциями иллюстратора могут быть создание персонажей и отрисовка кадров для мультфильмов, разработка фирменного стиля и прочие задачи.

Что должен знать каждый художник-иллюстратор?

Суть работы иллюстратора - разработка готовых работ и эскизов для заказчиков. Перед тем как начать обучение ремеслу художника-иллюстратора, обратите внимание на такие техники рисования:

Графическая иллюстрация. Создание рисунка по технике графики черным или простым карандашом. При создании иллюстрации используются штрихи и пятна. Основное требование графики: присутствие линий одного цвета.

Техническая иллюстрация. Это чертежи, сопровождающие всю инженерную документацию.

Ботаническая иллюстрация. Такие картинки являются изображением описываемых объектов и обычно применяются в учебниках для школ и вузов.

Иллюстрации, выполненные особыми техниками. К таким иллюстрациям можно отнести вышивку, лепку, оригами, аппликацию и др.

Иллюстратору желательно овладеть всеми вышеперечисленными техниками, ведь заказчики могут предъявлять абсолютно разные требования к работе. К основным требованиям к художнику-иллюстратору также можно отнести:

умение рисовать в таких графических редакторах, как CorelDraw, Adobe Illustrator, Photoshop;

знание различных программ, например, Power Point;

умение фотографировать, делать коллажи, обрабатывать фотографии, накладывать эффекты и т. д.

JavaScript. Быстрый старт

Изучите основы JavaScript на практическом примере по созданию веб-приложения

Желательно конечно выработать свой собственный, хорошо узнаваемый стиль. Некоторые издательства хотят иметь свое лицо и нанимают иллюстраторов с «изюминкой» для длительного сотрудничества.

Плюсы и минусы профессии художник-иллюстратор

Если вы настроены решительно и уже планируете пойти на курсы иллюстратора, то прежде чем это сделать, рекомендую ознакомиться с недостатками и преимуществами профессии. Возможно вы подумаете, что я не с того начинаю, но делаю я это осознанно. Да, сначала хочу перечислить минусы работы художника-иллюстратора, чтобы вы сразу понимали, готовы ли вы следовать своему призванию, несмотря ни на что.

Итак, если ваша цель - слава и легкие деньги, то советую вам выбрать другую профессию. В большинстве случаев заказчик платит за конечный продукт и никого не интересует, сколько часов вы потратили на работу.

Также иногда попадаются такие клиенты, которые очень любят вносить поправки и изменения. Плюс ко всему финансовая нестабильность. Сегодня вы не знаете, за какую работу хвататься, а завтра - затишье. Не стоит становиться иллюстратором, если вы не умеете подстраиваться под проект, клиента, ситуацию и не переносите критики.

Данная профессия, увы, предполагает первое место для клиента, поэтому придется «плясать под его дудку». Забудьте о таких вещах, как отпуск и больничный, ведь все это планируется вокруг рабочего графика. Ну и в конце концов, помимо рисования, вам регулярно придется заниматься саморекламой, участвовать в конкурсах, обновлять вебсайты.

Что касается преимуществ, то их намного меньше, но, если работа художника-иллюстратора - ваше призвание, они значительно перевесят недостатки.

Профессия иллюстратор не имеет языковых барьеров и географических границ. Вы можете работать для любых стран и в любой точке земли.

Эта профессия не позволит вам скучать, ведь каждый следующий проект не будет похож на предыдущий. С каждым заданием вы будете совершенствоваться и познавать массу новой полезной информации. Вы будете заниматься любимым делом и при этом еще получать денежки!

Но самым главным плюсом работы художника-иллюстратора является осознание того, что вы превращаете скучные буквы в прекрасные картинки. Поверьте, уж очень приятно лицезреть свои работы на сайтах, в журналах и книгах!

Где можно выучиться на иллюстратора?

Для того чтобы стать иллюстратором, нужно научиться техникам рисования. Получить необходимые навыки и знания можно, поступив в художественное училище или закончив художественную школу. Так как такой вид обучения требует достаточно много времени и финансовых вложений, поэтому большинство людей задаются вопросом, как стать иллюстратором без образования.

И тут на помощь приходят компьютерные курсы, видеоуроки и дистанционное обучение на иллюстратора. С их помощью вы сможете получить все необходимые знания, не выходя из дома.

Как устроиться на работу по специальности иллюстратор?

Профессия художника-иллюстратора достаточно востребована. Даже если не будет вакансий в ведущих компаниях, у вас всегда будет возможность поискать заказчиков в Интернете. Специальность иллюстратор-художник может быть востребована в следующих направлениях бизнеса:

Вам будет достаточно просто найти работу в какой-нибудь из этих организаций. Для этого следует периодически просматривать вакансии в интернете, фрилансерские форумы и каналы, дизайнерские сайты.

Если профессия иллюстратора вас привлекает, но вы не уверены, что сможете найти работу легко - не волнуйтесь, подработок в интернете достаточно, главное, создать себе качественное портфолио. Не стоит ожидать мгновенного признания, просто получайте удовольствие от своей работы, и мир улыбнется вам!

Если вам понравилась моя статья, жмите лайк и делитесь с друзьями!

JavaScript. Быстрый старт

Изучите основы JavaScript на практическом примере по созданию веб-приложения

Эта статья посвящается начинающим иллюстраторам и людям, которые подумывают об этой карьере.

Даже не знаю, с чего начать, с плюсов или минусов.... Начну наверное с самого главного. Если вы хотите славы и больших, а главное - легких денег - подумайте о другой профессии. Серьезно заниматься иллюстрацией имеет смысл только если - это ваша страсть, хобби и самое любимое дело на свете, и своей жизни без него вы не представляете. И даже тогда еще не факт, что вам понравятся иллюстраторские будни.

По поводу денег - прошу помнить, что в большинстве случаев вам платят за конечный продукт (рисунок, книгу, количество разворотов и т.д.), и сколько часов вы потратили на этот продукт - никого не интересует. Так же клиент имеет право вносить изменения и правки, и попадаются клиенты, которые обожают это делать. Вам нужно быть настоящим дипломатом, тактиком и стратегом, чтоб найти подход к некоторым клиентам. Прибавьте к этому финансовую нестабильность. Сегодня вы заваленны работой и не знаете за что хвататься, а завтра - у вас затишье, а счета, как известно, надо платить каждый месяц.

Быть иллюстратором и быть художником - это очень разные вещи. Иллюстрация - это бизнес. Да, он носит творческий характер, но будь вы 100 раз безумно талантливым художником, если вы не умеете общаться с клиентами, придерживаться сроков, заключать договоры, контролировать финансы, у вас ничего не выйдет. В нашем деле в первую очередь пользуется спросом не самый талантливый, а самый шустрый. Из самых шустрых на следующую ступень к успеху вскарабкиваются самые профессиональные, а вот на олимп из этих шустрых и профессиональных уже выбираются самые талантливые. Так что наличие таланта и умение рисовать - это еще не гарантия успеха.

Еще, если у вас болезненное эго, и вы не переносите критики, или не умеете подстраиваться под клиента, ситуацию, проект, если вы считаете, что вы знаете лучше, как надо, то тоже подумайте дважды. В данной профессии - главная роль отводится не вам, как художнику, а вашему клиенту! И плясать вы должны под его дудку... Да, нужно быть дипломатом и уметь культурно и доходчиво обьяснять свою концепцию и идею, но если вас просят нарисовать зеленого динозавра, а вы рисуете фиолетовую свинку, потому что вашему творческому "Я" свинка кажется лучше - то тогда лучше творите как свободный художник, выставляйте своих свинок в галлереях и ищите на них покупателей....

Работа Иллюстратором - это ненормированный рабочий день, и если вы будете заниматься этим серьезно, а не порисовывать для друзей, то у вас будут бесконечные горящие сроки. Очень многие издательства имеют ограниченное время на выполнение работы, и вы должны будете в него вписаться. А вы сами понимаете, что далеко не всегда рисуется сразу все правильно и как надо, и быстро и именно то, что клиент хотел. Это творческий, иногда весьма мучительный процесс, который требует времени и сил. Часто этого времени у вас будет в обрез, и рисовать прийдется ночью, рано утром, и по 12 часов в сутки, если надо. Вы к этому готовы?

Для того, чтоб работать иллюстратором вам понадобится колоссальная самодисциплина и самомотивация. Большинство из нас работают дома, где очень много отвлекающих факторов вроде холодильника, телевизора, телефона, кофеварки, интернета в конце-концов.... И так как над вашей душой не стоят дядя или тетя со строгими глазами, уверенны ли вы, что вы сможете от всего этого отказаться на 8 часов в день? Или хотя бы даже на 6? И хочется лишний часок поспать, и на кофе с друзьями сходить, и за молоком и сосисками выбежать, а там глядишь и день пошел.

Таких понятий, как больничный, отпуск, похмелье, расстройство желудка, приезд тети из Самары - не существуют. Если вам завтра сдавать проект, а сегодня у вас схватил апендицит, то вы сначала дорисовываете и отправляете заказ клиенту, а потом едите в больницу. И все отпуска, болезни и приезды родственников планируются вокруг вашего рабочего графика, а не наоборот. Вы подведете клиента раз, через месяц об этом будут знать все или почти все.

Ну и на последок, кроме рисования вам еще постоянно прийдется заниматься саморекламой, учавствовать в конкурсах, вести блоги, обновлять вебсайты, представлять себя различными способами, приставать к издательствам и агентам со своим портфолио, и думать каждый день о том, чтоб ваше портфолио было всегда на глазах или перед носом у потенциального клиента. Это тоже не мыло по тазику гонять, а весьма конкретный и ощутимый труд.

Ну и еще пару слов о признании и успехе... Ну что я могу сказать, закатывайте губу:) В мире существует целая многомиллионная армия безымянных иллюстраторов, которые нарисовали миллионы картинок, и о которых никто ничего не знает... Да, есть такие, о которых знают многие, но их - единицы. И вы можете смело считать себя счастливчиком, если вас хоть в эту армию примут, потому что даже там конкурренция бешанная. И туда пролезть не просто. Но! чудеса бывают, и кто знает, может вы как раз и есть следующий Квентин Блейк?

Ладно, хватит вас стращать, давайте теперь о хорошем!

Профессия Иллюстратор не имеет географичеких границ и языковых барьеров, хотя если вы хотите работать на международном уровне, то английский нужно знать. Можно работать из любой страны и для любой страны, так же можно работать путешествуя и смело переезжать куда душе угодно не теряя при этом клиентов. Это очень круто!

Вы можете построить свой бизнес и свою карьеру (международную карьеру) практически с нуля и с минимумом капиталовложений. Все, что вам надо - это время, мозги, и ОЧЕНЬ большая трудоспособность. Ну и талант, разумеется.

Вы свободны, у вас нет начальников-самодуров, вы сами решаете, когда работать и когда отдыхать, как себя продвигать и какие работы показывать. Вы - сам себе командир, и лично для меня - это огромный плюс.

С этой профессией вам никогда не станет скучно. Каждый проект не похож не предыдущий. Каждое задание - это вызов, это поиск, совершенствование, познание чего-то нового. Это всегда увлекательно!

Вы занимаетесь любимым делом, а вам за это еще и деньги платят.

Ужасно приятно видеть свои работы в журналах и книгах, а книги - на книжных полках, а еще круче - в руках довольных читателей:))) Иногда люди очень хвалят, и это тоже не может не радовать.

Да и помните - если вы иллюстратор, вы - творец, вы раскрашиваете этот мир, вы делаете его интересней! Вы переводите буквы в удивительные картинки! Вы видите то, что другие без вас не увидели бы....

Так что, друзья мои, выбор за вами!

P.S. Для профессионалов - если вам есть, что добавить к моему списку, пожалуйста добавляйте в комменты, тогда у новичков будет более полная картина об этой профессии, и они, я думаю, будут вам весьма признательны за информацию

Очень насущная тема. Не вижу смысла выдумывать новые истины, когда до тебя это сделал замечательный дизайнер и иллюстратор, съевший уже на практике не одну собаку.

Сегодня все советы от Натали Ратковски ( conjure ), которая плохого не порекомендует. ;)

Техника работы

Первое, что хочется действительно посоветовать - определиться, в какой именно технике хотелось бы работать. Я очень сожалею, что в своё время мне некому было подсказать, что иллюстрировать - это не всегда просто рисовать.

Иногда понимаешь, что было бы не менее интересно делать иллюстрации из пластилина, бумаги или в форме коллажа с элементами рисунка, но за пазухой накопилось уже достаточно толстое портфолио с работами, выполненными в определённом стиле и в ранее выбранной технике, появился определённый круг клиентов, которые ожидают на выходе работы именно в том стиле, который представлен в портфолио. Резко менять всё не хочется, а вплетать постепенно новые элементы - очень трудоёмкое занятие.

Часто ситуация «просто рисующих» ухудшается ещё и тем, что откуда-то появляется целая тьма людей, которые вдруг рисуют такими же линиями, похожими цветами и похожими текстурками. И упаси боже, если этот человек станет на каком-то отрезке пути более известнее, чем источник - на собственной карьере крест может ставить и не стоит (уж не надо наглецам доставлять такой радости), но переживания по поводу воруют отнимают очень много сил.

Иллюстрации Лизбет Цвергер

Даже если в ситуации полного копирования чужаком твоего стиля понимаешь, что твои иллюстрации отличаются от других особым подходом к процессу создания работ, особенным почерком и какими-то характерными деталями, факт остаётся фактом, что от индивидуальности и именно неповторимости техники вообще зависит очень многое.

Особенная, неповторимая техника, которая к тому же будет оттачиваться годами - это уже половина всего дела. Я понимаю, что нет смысла подходить к вопросу выбора техники методично: что требуется на рынке, что больше всего пользуется спросом, в какой технике работает меньше всего иллюстраторов - чтобы конкуренция поменьше была, но многое всё-таки нужно учитывать.

Мало того, что ситуация на рынке может резко измениться - сегодня моден вектор, а завтра все будут бегать за пластилиновыми иллюстрациями, так ещё и хочется заниматься любимым делом всю жизнь, работать так, как нравится, оставаться верным себе, но найти золотую середину, учитывающую требования рынка и собственные ожидания от жизни было бы всё-таки неплохо.

Уже давно прошли те времена, когда в иллюстраторы шли люди, обученные по всем канонам классической живописи, и это здорово! Поле деятельности современного иллюстратора настолько велико, что нет необходимости концентрироваться только на умении иллюстрировать традиционным способом.

Как выбрать свою технику работы? Просто пробовать! Попробовать всё, что только можно:
- иллюстрацию из пластилина
- иллюстрацию из бумаги
- иллюстрацию с помощью самодельных кукол
- вышивку по ткани или бумаге
- коллаж
- инкрустация соломкой
- работы тушью, акварелью, акрилом, карандашами
- иллюстрации в компьютерных программах вроде Photoshop, Painter или Illustrator
- иллюстрации с помощью смешанной техники - рисунка, коллажа и компьютерной постобработки.

В самом начале пути лучше не принимать поспешных решений, не связывать себе руки какой-то одной техникой исполнения работ. На своём собственном опыте я столкнулась с тем, что ничего плохого в пестроте техник и стилей нет, пока речь идёт о подготовке к профессиональной деятельности.

Творческие эксперименты - один из самых важных моментов в созревании хорошего иллюстратора. Я сама перепробовала кучу всего: работа тушью, акварелью, акрилом, гуашью, простым карандашом и белилами по тёмному фону, работа растром в стиле графики 20-30 годов в графических программах, работа растром в более реалистичной манере, рисование куколок и дудликов, иллюстрации в векторных программах. Только перепробовав кучу всяких техник я пришла к своему теперешнему стилю работы, хотя, признаюсь честно, у меня нет чувства, что он полностью оформился, пока мне кажется, что я меняюсь от иллюстрации к иллюстрации, хотя какие-то отточенные приёмы уже есть.

Я уже не первая, кто советует начинающим иллюстраторам проверить, какая техника соответствует больше собственной натуре, но ведь что стоит проверить себя и попробовать? Если корм пойдёт в коня, и за достаточно короткое время в выбранной технике насобирается как минимум 10 работ, и не надоест их и дальше ваять - то можно хотя бы временно остановиться на выбранной технике и перейти ко второму шагу алгоритма - подумать, каким именно иллюстратором хотелось бы стать.

Copyright Rafal Olbinski

Если решишь стать журнальным иллюстратором, то здесь нужно уметь работать с графическими метафорами, жить в режиме стресса и сжатых сроков, уметь вычленять даже из статей с совершенно дикими и незнакомыми темами основное высказывание и поддерживать его своими иллюстрациями. К тому же и журналов есть целая куча: женские, мужские, детские, о здоровье, домашнем очаге, науке и технике, психологии и т.д. Каждый отдельный журнал выдвигает свои требования как к сложности, количеству, так и технике иллюстраций.

Как понять, каким иллюстратором хочешь стать? Только пробовать! Листать журналы, книги, просматривать сайты, но самое главное - неустанно работать над собой - рисовать много и часто, как будто каждый день последний. Любовь к чему-то конкретному нужно не только обнаружить, но и проверить на деле. Именно когда станешь проверять себя на любови или нелюбови к какому-то конкретному направлению в иллюстрации, столкнёшься с новой проблемой - объём работы.

Объём работы

Объём работы себе можно представить, только начав работать в выбранном направлении. Например, попытаться проиллюстрировать первую попавшуюся статью 2-3 иллюстрациями. Выбери статью нарочно без разбора, вне зависимости от того, нравится текст или нет, разбираешься в нём или нет, и попробуй разбить на такие части, чтобы иллюстрации к ним равномерно сопровождали и отражали текст.

Иногда мне приходят такие заказы, что я читаю их и понимаю, что ничего не понимаю. Я не знаю каких-то имён, мне ни о чём не говорят события, описанные в статье. Первое, что я делаю - иду разбираться: читаю и смотрю всё, что мне попадается по этой теме. При этом нельзя забывать, что время на сбор материала и ознакомление с ним отнимается от общего времени заказа - чем дольше провозишься с поисками и выяснениями, тем меньше времени останется на работу. Поэтому так важно иметь хорошую связь с заказчиком или артдиректором - в крайнем случае всегда можно выспросить, что именно от тебя ожидают.

Хочешь стать книжным иллюстратором, попробуй проиллюстрировать маленькую историю на 3-4 страницы или целую главу из какой-то любимой книги.

Хочешь иллюстрировать учебники, посмотри, какие уже есть на сегодняшний день, что бы сделала в них лучше, доходчивее, красивее.

Нужно себе представлять, что в зависимости от рода деятельности не сможешь выбирать, что иллюстрировать - это работа, которая должна кормить, пока не сможешь позволить себе "перебирать харчами". Нужно будет научиться чётко оговаривать условия работы, научиться доверять людям и иногда терпеть огорчения.

Получилось как-то очень много, и на деле нужно просто садиться и работать - глаза боятся, а руки делают. Ни в коем случае не унывать, сначала разобраться с основным - направлением деятельности и техникой, а остальное уже приложится.

Инстаграм, все-таки, великая сила! Какое количество талантов я там нашла, вы даже не представляете! Хотя постепенно начнете представлять, потому что всеми своими самыми выдающимися открытиями я обязательно буду делиться с вами, дорогие мои читатели!

Итак, очередная потрясающая находка – Оксана Батурина! Оксана рисует очень крутые вещи, и выкладывает в свой Инстаграм не только сами рисунки, но и процесс их создания. И вот на этих видео я просто подвисаю, и не могу оторваться. За одно и технику можно подсмотреть. А техника классная! Я уже давно наблюдаю за работами Оксаны, вижу как трансформируется ее стиль, как оттачивается мастерство композиции и передачи настроения. Как она все круче рассказывает ИСТОРИЮ в картинках. Оксана – одна из немногих художников, которые никогда не останавливаются на достигнутом. Каждый новый проект – своеобразный новый вызов, еще одна ступенька вверх к профессионализму самой высокой марки.

Ну а вы знаете, если мне кто-то понравился, я его (ее) обязательно достану, и попрошу дать интервью. Уж очень мне интересно узнать, кто же прячется за такими классными работами. А потом обязательно рассказать и ВАМ. Так что знакомьтесь – Оксана Батурина.

1 – Расскажите немного о себе. Где вы родились, где живете, когда начали рисовать, и что для вас – рисование.

Я лягушка – путешественница! Меня придумали в Волгограде, родили в Нерюнгри, растили и воспитывали в Кировограде и Южно-Сахалинске, потом наконец-то отпустили, и вот я в Санкт-Петербурге с 1999 года! Всегда было интересно, как чувствуют себя люди, всю жизнь прожившие в одном городе!
Творчество так или иначе было рядом со мной с самого раннего детства. Помню, отец приносил домой всякие сабли и клинки и чеканил прямо руками и каким то резцом на них узоры. А я наблюдала за стружкой, она так увлекательно скручивалась в процессе…
Думаю, рисую я неспроста!))

2 – Есть ли у вас художественное образование, и считаете ли вы его наличие необходимым для успешной карьеры иллюстратора.
Высшего художественного образования у меня нет, только гены и худ. школа. Сейчас так много интересного можно найти в инете! Думаю, при большом желании вполне достаточно самообразования!

3 – С чего все началось? Как вы стали иллюстратором? Как к вам пришел первый проект? Что это было?
Началось всё с анимации. В 2002 г я случайно увидела объявление в газете и отправилась на курсы анимации на студию “Мельница”, после которых работала на проекте “Карлик Нос”. Всё это чудом совмещала с учебой в ” очном” институте. Думала, буду психологом, хаха! На студии познакомилась с будущим мужем, который на досуге иллюстрировал детские книги. Однажды и мне доверил. Мне так понравилось, что я решила заняться этим всерьез. Правда, я совсем не знала, где искать работу, как это вообще всё происходит. Я сделала портфолио, составила список детских издателей Санкт-Петербурга и стала ходить без приглашения, как снег на голову. И повезло! В издательстве “Азбука” мне сначала дали тестовое задание, а потом сразу целую серию Муми-троллей!

4 – Я давно слежу за вашим профессиональным ростом. Помню вашу книгу про Сову. Там были совершенно потрясающие иллюстрации. Расскажите немного о ней. Для кого? Где можно купить? Как вы ее рисовали?
Несколько лет назад я выложила на ФБ папку со своими иллюстрациями. Одна из картинок стала очень популярной и пошла гулять по инету. И вот однажды мне написал совершенно незнакомый человек, писатель-переводчик из Ирана Эрфан Моджиб, рассказал, как эта картинка впечатлила и вдохновила его написать целую историю про девочку, которая часто оставалась дома одна, скучала и придумала себе интересное занятие. Представляете, как это приятно, когда твое творчество вдохновляет! Конечно я проиллюстрировала эту милую историю. Так родилась наша первая независимая книга ” Мой блокнот слишком мал!” Правда, оказалось, что пристроить книгу гораздо сложнее, чем нарисовать. Первое издание вышло аж в Китае! Надеюсь, очень скоро книга будет издана и в Санкт-Петербурге, процесс идет!

Потом мы с Эрфаном создали вторую книгу. Это история про филина, который уделял мелочам слишком много внимания, старался исправить то, что считал несовершенным, но это не делало его счастливым. Работала в смешанной технике: сначала рисовала акварельные детали, потом всё соединяла и обрабатывала в фотошопе. С нетерпением жду, когда книга будет издана в питерском издательстве!

5 – Потом была целая эпопея с курочками и петухами. Откуда появилась эта идея? Почему именно петушки?
Петушки появились сразу после одного очень ценного и полезного мастер-класса замечательной художницы Светланы Румак. Вернее, один петушок, очень удачный! А потом я вспомнила, что приближается год петуха и понеслось! Пришла идея сделать колоду карт с петухами. А так как персонажей в колоде 12, всё это удачно превратилось в календарь. В общем, всё совпало! Мастер-класс оказался таким классным, что после него я перестала бояться бумаги и красок! Перестала думать о том, что всё должно быть идеально, нельзя ошибиться. Сейчас я точно знаю: чем хуже, тем лучше! Чем кривее, тем живее!

А еще был авторский мультфильм! В 2014 году мы с мужем получили небольшой грант на создание мультфильма. Анимация – процесс трудоемкий!
На создание всего лишь 4-х минут ушло 7 месяцев и пострадала одна шея, моя! 🙂 График работы был очень плотный, потому что в случае гранта полагается строгая отчетность! В течение дня удавалось только поесть и снова за работу! Никаких прогулок, встреч, посторонних дел, ничего! Я занималась и фонами и анимацией. Фоны рисовала в фотошопе, анимацию делала на кальке, сканировала и красила в фотошопе. Потом мультфильм немножко покатался по фестивалям. Призов не получили, но мы не расстроились!)) Добрые отзывы важнее! Мультфильм получился очень трогательный и милый. Честно, честно! Его можно посмотреть в инете, называется “Билетик”.

6 – Еще были совершенно умилительные собачки в костюмчиках. А потом, на мой взгляд, произошел какой-то прорыв или сдвиг, и вы пошли творить совершенно чумовые иллюстрации с клоунами. Что-то типа графической новеллы или очень крутого комикса. Расскажите пожалуйста поподробней об этом проекте. Как вы создавали эти иллюстрации? Какие материалы и техники вы использовали? Откуда взялась идея? Мы увидим эту книгу в печати?

Собачек я рисовала на заказ для Текстильного Дома “Алетто” для наступающего Нового года Собаки. Подушки с собаками можно купить на их сайте.

Вот мы и добрались до главного проекта! Сейчас я иллюстрирую очень необычную историю про клоуна, про Цирк Злых Уродов, про кладбище и мертвецов. Но главное – это история про любовь! Про подростковую трепетную первую влюбленность, когда сердце бьется быстрее только лишь от взгляда, от легкого случайного прикосновения. Когда бабочки в животе… Придумал историю питерский писатель Антон Соя, большой романтик, на мой взгляд. Все его книги, даже самые жуткие, так или иначе про любовь. Все иллюстрации я делаю исключительно на бумаге, ватман А3 формата. Рисую акрилом, довожу до ума карандашами. Часто использую трафареты, вырезаю из того же ватмана. Растираю, разбрызгиваю, царапаю и тд., всячески издеваюсь над бумагой и кисточками. Благодаря этой истории я обнаружила в себе неожиданные пристрастия. Оказалось, я люблю рисовать комиксы, что-нибудь темненькое, страшненькое, мистическое! Книга обязательно выйдет, но говорить о сроках пока рано. Надо таки дорисовать!)



8 – Я вижу, что вы работаете над очень интересными проектами. А есть ли проект мечты? Что еще очень-очень хочется проиллюстрировать? Или может написать самой и проиллюстрировать?
Проект мечты… не задумывалась… мне прям сейчас отлично рисуется)) Ну, может быть я хотела бы когда нибудь сделать большой комикс. Надо запланировать!

9 – Что для вас самое легкое в создании ваших работ, и что – самое сложное?
Самое легкое для меня – это увидеть самый первый образ книги или иллюстрации, когда только прочла текст или услышала историю. Сразу вижу общую картинку и очень не люблю детали. Могу пропустить важный момент в описании чего нибудь. Однажды я прочитала отзыв на моих Муми-троллей. Кто-то очень внимательный заметил, что я не нарисовала кисточки на хвостах Мумиков. Представляете, я лишила персонажей важной детали!
Самое сложное – это раскадровка! Часто в тексте бывает много моментов, которые хочется нарисовать, а разворот не резиновый! Приходится долго крутить-вертеть-выкручиваться, чем то жертвовать.


10 – Как вы работаете? Я имею в виду когда и где. Какой у вас график? Что вас вдохновляет, а что наоборот, убивает всякую охоту к творчеству?

Работаю дома где то с 11-00 до 20-00. Выпиваю чашку чая, включаю знакомый фильм для фона, навожу марафет на столе и начинаю. Либо придумывать либо сразу рисовать. Люблю делать картинку за один день. Если приходится оставлять на завтра, то всё чешется! Или снится.
Самый тяжелый день – когда нет идеи. Бумага портится почем зря, возникает чувство потерянного времени! Не люблю такое!
Самое приятное – когда основное содержание картинки уже есть, можно отключить голову и чирикать карандашиками. Люблю такое!
Вечером убираю образовавшийся высокохудожественный мусор… мечтаю о студии.

12 – Что бы вы посоветовали начинающим иллюстраторам?
Посоветую больше смотреть и учиться у других. Не бояться при этом, что скопируете, украдете. Не получится! Это еще надо постараться! Зато сможете заполнить свой чердак хорошими идеями, которые переосмыслите и сделаете круче! Посоветую не терять время на сомнения, на “я не умею рисовать”! Это сейчас в тренде, между прочим! Ну, и посоветую сразу придумывать себе проект, даже если хотите нарисовать просто вазочку. #цветныевазочки #365вазочек #вазочкиспб #котынавазочках #приключениясинейвазочки и тд
Это будет стимулировать вас и не позволит остановиться на одной. А вам так и надо! Инстаграм в помощь!

13 – Кто ваши кумиры? На кого вы ориентируетесь в своем творчестве?
Кумир – такое слово… это наверное когда в ком то нравится всё безоговорочно. Мне нравятся некоторые иллюстрации некоторых художников. Их много.
Гением детской иллюстрации считаю Игоря Олейникова! Владимир Зарубин – великолепный! Светлана Румак, конечно, неподражаемая! Лев Бакст и его умопомрачительная театральная графика! И еще, еще…

П.С. Я раньше думала, что интервью берут у тех, кто уже все умеет. Ничего подобного! Сейчас допишу и пойду дальше что-нибудь чужое изучать, подсматривать, придумывать, изобретать…

Надеюсь вам было интересно и полезно. Зачем иначе я гоняюсь за талантливыми иллюстраторами по всему интернету и прошу их рассказать о своей жизни и работе? Да чтоб мотивировать всех тех, кто считает, что у него ничего не выйдет и нет шансов. Видите, все с чего-то начинали, и как-то у людей получается. Каждый делится крупицей своего опыта и пути, и возможно все эти интервью сложатся в вашей голове в ВАШУ картинку, как и вы можете дотянуться до своей мечты. Не боги горшки обжигают. А МЫ С ВАМИ:))))

Репост, как всегда, приветствуется! Давайте делиться красотой и хорошим настроением!

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса