Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Необычная история мадам Тюссо и ее музея (9 фото). Восковые фигуры Музея мадам Тюссо. Восковые фигуры знаменитостей


Анну-Марию Тюссо называют женщиной, оживившей историю. Ее музей восковых фигур знают во всем мире, во многих городах есть его филиалы. Но мало кто знает о том, с чего все начиналось, и что побуждало молодую женщину сотрудничать с палачами и лепить маски казненных роялистов, революционеров и преступников.

Мадам Тюссо
В официальной биографии мадам Тюссо указано, что ее отец был военным, погибшим за 2 месяца до рождения дочери. Обычно о том, что в роду ее отца все мужчины были палачами, не упоминается. Но отец Анны-Марии Йозеф Гроссхольц не пошел по стопам своих предков, он действительно был солдатом. Однако его дочери довелось иметь дело с палачами на протяжении всей жизни.

Слева – восковая фигура Вольтера – первая самостоятельная работа мадам Тюссо. Справа – восковые фигуры Марии-Антуанетты и Людовика XVI

Анна-Мария родилась в 1761 г. во Франции, позже они с матерью переехали в Швейцарию. Там мать Анны устроилась работать экономкой к известному скульптору Филиппу Кёртису. Сначала он изготавливал анатомические модели из воска в медицинских целях, а затем занялся созданием портретов и фигур. Восковые скульптуры пользовались спросом и приносили их изготовителю немалые доходы. Вскоре Кёртис начал создавать восковые портреты членов королевской семьи, переехал в Париж и открыл собственное ателье. Анна-Мария часами наблюдала за работой мастера и вскоре сама решила попробовать лепить. Она стала ученицей и помощницей скульптора, и уже в 17 лет создала свою первую самостоятельную работу – бюст Вольтера. Работу выставили в витрине мастерской, и люди толпились у окон целыми днями.


Восковые фигуры Марии-Антуанетты и Людовика XVI

В 1779 г. Анна-Мария получила приглашение обучать сестру короля Елизавету своему мастерству. В течение следующих 10 лет она оставалась придворным скульптором, до тех пор, пока не началась Великая французская революция. Женщину как пособницу роялистов кинули за решетку и собирались казнить, но в последний момент помиловали. Ей предложили сделать посмертные маски казненных Людовика XVI и Марии-Антуанетты.


Слева – мадам Тюссо. Справа – мадам Тюссо создает портрет гильотинированной Марии-Антуанетты.

Сотрудничество с революционерами было вынужденным – в случае отказа ее бы саму лишили жизни. В коллекции становилось все больше и больше фигур казненных жертв революции. Ее знали все парижские палачи, позволявшие снимать маски со своих жертв при жизни и остригать им волосы после казни. «Я заплатила за эти реликвии тем, что руки мои были в крови. Эти воспоминания не покинут меня, пока я жива», – говорила она. Ей приходилось лепить и маски преступников, и тогда у нее появилась идея: не показывать их поодиночке, а выстраивать сюжетную композицию преступления. Это стало первым шагом к созданию музея.


Экспонаты из комнаты ужасов музея мадам Тюссо

В 1795 г. женщина вышла замуж за инженера Франсуа Тюссо. Из-за пристрастия мужа к азартным играм и алкоголю брак не продержался долго, и Анна-Мария уехала в Великобританию. Там она пополнила свою коллекцию восковыми фигурами английских политиков и устраивала выставки в разных городах. Впоследствии она получила британское гражданство и в 74 года открыла стационарный музей в Лондоне. Все самые знаменитые люди эпохи были увековечены мадам Тюссо, и люди толпами посещали экспозиции.

Автопортрет мадам Тюссо в возрасте 81 года

Даже будучи известной и состоятельной дамой, Тюссо продолжила сотрудничество с палачами – чтобы изготавливать посмертные маски серийных убийц и известных преступников. Так в музее появилась «комната ужасов» с их фигурами и скульптурами жертв французской революции. Иногда мадам Тюссо самостоятельно проводила экскурсии для посетителей. В комнате с гильотиной и фигурами казненных французов она говорила: «По приказу вождей революции мне приходилось делать восковые слепки с голов, брошенных палачом в корзину. Только что отсеченных вот этим орудием. Но они все мои друзья, и я бы хотела не расставаться с ними».

Музей восковых фигур мадам Тюссо в Лондоне

Музей Тюссо продолжил собственную жизнь и после смерти основательницы, он пополнялся новыми экспонатами и открывал филиалы по всему миру.


Анну-Марию Тюссо называют женщиной, оживившей историю. Ее музей восковых фигур знают во всем мире, во многих городах есть его филиалы. Но мало кто знает о том, с чего все начиналось, и что побуждало молодую женщину сотрудничать с палачами и лепить маски казненных роялистов, революционеров и преступников.



В официальной биографии мадам Тюссо указано, что ее отец был военным, погибшим за 2 месяца до рождения дочери. Обычно о том, что в роду ее отца все мужчины были палачами, не упоминается. Но отец Анны-Марии Йозеф Гроссхольц не пошел по стопам своих предков, он действительно был солдатом. Однако его дочери довелось иметь дело с палачами на протяжении всей жизни.



Анна-Мария родилась в 1761 г. во Франции, позже они с матерью переехали в Швейцарию. Там мать Анны устроилась работать экономкой к известному скульптору Филиппу Кёртису. Сначала он изготавливал анатомические модели из воска в медицинских целях, а затем занялся созданием портретов и фигур. Восковые скульптуры пользовались спросом и приносили их изготовителю немалые доходы. Вскоре Кёртис начал создавать восковые портреты членов королевской семьи, переехал в Париж и открыл собственное ателье. Анна-Мария часами наблюдала за работой мастера и вскоре сама решила попробовать лепить. Она стала ученицей и помощницей скульптора, и уже в 17 лет создала свою первую самостоятельную работу – бюст Вольтера. Работу выставили в витрине мастерской, и люди толпились у окон целыми днями.



В 1779 г. Анна-Мария получила приглашение обучать сестру короля Елизавету своему мастерству. В течение следующих 10 лет она оставалась придворным скульптором, до тех пор, пока не началась Великая французская революция. Женщину как пособницу роялистов кинули за решетку и собирались казнить, но в последний момент помиловали. Ей предложили сделать посмертные маски казненных Людовика XVI и Марии-Антуанетты.



Сотрудничество с революционерами было вынужденным – в случае отказа ее бы саму лишили жизни. В коллекции становилось все больше и больше фигур казненных жертв революции. Ее знали все парижские палачи, позволявшие снимать маски со своих жертв при жизни и остригать им волосы после казни. «Я заплатила за эти реликвии тем, что руки мои были в крови. Эти воспоминания не покинут меня, пока я жива», – говорила она. Ей приходилось лепить и маски преступников, и тогда у нее появилась идея: не показывать их поодиночке, а выстраивать сюжетную композицию преступления. Это стало первым шагом к созданию музея.





В 1795 г. женщина вышла замуж за инженера Франсуа Тюссо. Из-за пристрастия мужа к азартным играм и алкоголю брак не продержался долго, и Анна-Мария уехала в Великобританию. Там она пополнила свою коллекцию восковыми фигурами английских политиков и устраивала выставки в разных городах. Впоследствии она получила британское гражданство и в 74 года открыла стационарный музей в Лондоне. Все самые знаменитые люди эпохи были увековечены мадам Тюссо, и люди толпами посещали экспозиции.



Даже будучи известной и состоятельной дамой, Тюссо продолжила сотрудничество с палачами – чтобы изготавливать посмертные маски серийных убийц и известных преступников. Так в музее появилась «комната ужасов» с их фигурами и скульптурами жертв французской революции. Иногда мадам Тюссо самостоятельно проводила экскурсии для посетителей. В комнате с гильотиной и фигурами казненных французов она говорила: «По приказу вождей революции мне приходилось делать восковые слепки с голов, брошенных палачом в корзину. Только что отсеченных вот этим орудием. Но они все мои друзья, и я бы хотела не расставаться с ними».



Музей Тюссо продолжил собственную жизнь и после смерти основательницы, он пополнялся новыми экспонатами и открывал филиалы по всему миру. Его история заслуживает отдельного внимания:

Давно стал для Лондона такой же визитной карточкой, как Биг Бен, Тауэр или Трафальгарская площадь. Его экспонатами являются восковые фигуры знаменитостей разных эпох. Здесь собраны скульптуры политиков, звёзд шоу-бизнеса, спортсменов и прочих людей, прославившихся на весь мир. Любой турист, оказавшийся в британской столице, включает этот музей в список достопримечательностей, которые обязательно нужно посетить, ведь в нём можно не только воочию увидеть восковые фигуры своих кумиров, но и потрогать их и даже сфотографироваться рядом с ними на память.

Музей в столице Великобритании и его филиалы

Восковые фигуры Музея мадам Тюссо сегодня представлены не только в Лондоне. Заведение имеет свои филиалы в разных странах. Полюбоваться восковыми можно в Берлине, Амстердаме, Токио, Нью-Йорке, Сиднее и других городах. Всего у музея насчитывается 14 филиалов по всему миру. С того момента, когда талантливая женщина-скульптор Мария Тюссо создала своё первое восковое творение, прошло несколько столетий, с тех пор её учреждение превратилось в огромную индустрию развлечений. Только лондонское его отделение ежегодно посещает 2,5 млн. туристов со всех уголков планеты.

Жизнь Марии во Франции

(до замужества она носила фамилию Гросхольц) появилась на свет в 1761 году в Страсбурге. Её мама работала простой экономкой в доме Филиппа Кёртиса - доктора, занимавшегося изготовлением восковых муляжей знаменитых людей. Именно он стал для маленькой Марии первым и единственным учителем, обучившим её искусству, ставшему смыслом всей её жизни. В 1769 году Кёртис переезжает в Париж, захватив с собой ученицу и её мать. Здесь он организовывает выставки своих работ и получает заказы на изготовление восковых двойников Людовика XV, Марии-Антуанетты и других знатных особ.

Первой знаменитостью, чей облик талантливой ученице доктора Кёртиса удалось запечатлеть в воске, был Вольтер. Это случилось в 1777 году, когда Марии исполнилось всего 16 лет. Вслед за ним последовали скульптуры Руссо и Франклина. Восковые фигуры мадам Тюссо поражали своим необыкновенных сходством с их оригиналами, и мастерица стала получать множество выгодных заказов. Талант девушки был замечен представителями монаршего рода и её пригласили преподавать скульптурное искусство членам королевской семьи. В период Французской революции ей поручили изготавливать посмертные маски политических и приговорённых к казни. После смерти Кёртиса (1794 г.) вся его огромная коллекция перешла к Марии. Мастерица же стала пополнять ее и своими творениями.

Переезд Марии в Лондон, организация постоянной выставки

В 1802 году Тюссо повезла в Лондон восковые скульптуры публичных деятелей и преступников. Из-за событий англо-французской войны она не смогла вернуться в Париж и вынуждена была остаться в Англии, переезжая с экспонатами из одного города в другой. 1835 год оказался ключевым для Марии Тюссо, так как именно тогда ей удалось открыть постоянную выставку своих работ на Бейкер-Стрит. С этого момента начинается история Музея восковых фигур, прославившего талантливую женщину на весь мир. На выставке сначала было представлено около 30 фигур, постепенно она пополнялась новыми, среди которых были статуи Вальтера Скотта, адмирала Нельсона и прочих известных личностей. скульптур, представленных в музее, не превышала трёх лет, поэтому старые фигуры регулярно приходилось заменять новыми. Только после смерти Тюссо в 1850 году её сыновья Франсуа и Жозеф изобрели новую технологию закрепления воска, благодаря чему удалось сделать фигуры более долговечными. Дети и внуки Марии стали достойными последователями её дела. В 1884 году восковые фигуры Музея мадам Тюссо сменили адрес, переехав на Мэрилебон-Роуд. Именно там заведение находится и сейчас, радушно принимая своих посетителей.

Особенности изготовления восковых фигур

Сегодня над созданием одной скульптуры музея мадам Тюссо работают около 4 месяцев. Над каждой фигурой трудится профессиональная команда, состоящая из двух десятков человек. Изготовление воскового двойника известной персоны подобно ювелирной работе. Прежде чем сделать статую, сотрудники музея проводят несколько сотен замеров, дабы в точности воссоздать фигуру и знаменитости. Подбор цвета для создания естественного оттенка кожного покрова звезды и формирование её причёски - не менее кропотливая работа, требующая много времени. Результат такого труда получается ошеломляющим: скульптура знаменитости выходит настолько правдоподобной, что отличить, где копия, а где оригинал, получается далеко не у каждого.

Экспонаты современного лондонского музея

Восковые фигуры Музея мадам Тюссо - это больше 1000 экспонатов, в точности изображающих известных людей разных эпох. В выставочных залах музея представлены все члены британской королевской семьи, президенты ведущих стран мира, писатели, учёные, полководцы, актёры, певцы, музыканты и т. д. Любая знаменитость почитает за честь заполучить своего двойника в музее, ведь это указывает на её популярность и признание общественностью. Здесь под одной крышей можно увидеть принцессу Диану, молодых "Битлз", Мэрилин Монро, Майкла Джексона, Леди Гагу, Джастина Бибера, Бритни Спирс, Жерара Депардье, Николь Кидман, Джонни Деппа, Дэвида Бекхэма, Бориса Ельцина, Владимира Путина и многих других известных людей. Некоторые фигуры двигаются и даже разговаривают. В одном из залов скромно стоит маленькая старушка из воска, одетая в чёрный наряд. Это и есть Мария Тюссо. Она словно наблюдает из глубины веков за созданной ею огромной восковой империей.

«Палата ужасов»

Не только звёзды представлены в музее. Есть в заведении выставочный зал, рассчитанный на людей с крепкой психикой. Называется он «Палатой ужасов». Здесь собраны восковые фигуры серийных убийц, маньяков, висящих на виселице преступников. Коллекцию дополняют отрубленные головы и орудия пыток. В этой же комнате можно лицезреть представителей французской королевской семьи, сделанные собственноручно Марией Тюссо. Весь зал навевает на посетителей ужас, поэтому сюда запрещено входить детям, беременным женщинам и людям со слабым здоровьем и неустойчивой психикой.

Сегодня сложно встретить путешественника, побывавшего в Лондоне и не увидевшего восковые фигуры Музея мадам Тюссо. Фото с двойниками своих кумиров - предмет гордости любого туриста. Ими принято хвастаться, как и снимками на фоне Эйфелевой башни или египетских пирамид. Посетить музей можно в будни с 9.30 до 15.30. В праздничные и выходные дни выставочные залы заведения открыты для гостей до 18.00.


Анну-Марию Тюссо называют женщиной, оживившей историю. Ее музей восковых фигур знают во всем мире, во многих городах есть его филиалы. Но мало кто знает о том, с чего все начиналось, и что побуждало молодую женщину сотрудничать с палачами и лепить маски казненных роялистов, революционеров и преступников.



Мадам Тюссо. Фото

В официальной биографии мадам Тюссо указано, что ее отец был военным, погибшим за 2 месяца до рождения дочери. Обычно о том, что в роду ее отца все мужчины были палачами, не упоминается. Но отец Анны-Марии Йозеф Гроссхольц не пошел по стопам своих предков, он действительно был солдатом. Однако его дочери довелось иметь дело с палачами на протяжении всей жизни.


Слева - восковая фигура Вольтера - первая самостоятельная работа мадам Тюссо. Справа - восковые фигуры Марии-Антуанетты и Людовика XVI

Анна-Мария родилась в 1761 г. во Франции, позже они с матерью переехали в Швейцарию. Там мать Анны устроилась работать экономкой к известному скульптору Филиппу Кёртису. Сначала он изготавливал анатомические модели из воска в медицинских целях, а затем занялся созданием портретов и фигур. Восковые скульптуры пользовались спросом и приносили их изготовителю немалые доходы. Вскоре Кёртис начал создавать восковые портреты членов королевской семьи, переехал в Париж и открыл собственное ателье. Анна-Мария часами наблюдала за работой мастера и вскоре сама решила попробовать лепить. Она стала ученицей и помощницей скульптора, и уже в 17 лет создала свою первую самостоятельную работу - бюст Вольтера. Работу выставили в витрине мастерской, и люди толпились у окон целыми днями.


Восковые фигуры Марии-Антуанетты и Людовика XVI

В 1779 г. Анна-Мария получила приглашение обучать сестру короля Елизавету своему мастерству. В течение следующих 10 лет она оставалась придворным скульптором, до тех пор, пока не началась Великая французская революция. Женщину как пособницу роялистов кинули за решетку и собирались казнить, но в последний момент помиловали. Ей предложили сделать посмертные маски казненных Людовика XVI и Марии-Антуанетты.


Слева - мадам Тюссо. Справа - мадам Тюссо создает портрет гильотинированной Марии-Антуанетты. Восковая фигура

Сотрудничество с революционерами было вынужденным - в случае отказа ее бы саму лишили жизни. В коллекции становилось все больше и больше фигур казненных жертв революции. Ее знали все парижские палачи, позволявшие снимать маски со своих жертв при жизни и остригать им волосы после казни. «Я заплатила за эти реликвии тем, что руки мои были в крови. Эти воспоминания не покинут меня, пока я жива», - говорила она. Ей приходилось лепить и маски преступников, и тогда у нее появилась идея: не показывать их поодиночке, а выстраивать сюжетную композицию преступления. Это стало первым шагом к созданию музея.


Экспонаты из комнаты ужасов музея мадам Тюссо

В 1795 г. женщина вышла замуж за инженера Франсуа Тюссо. Из-за пристрастия мужа к азартным играм и алкоголю брак не продержался долго, и Анна-Мария уехала в Великобританию. Там она пополнила свою коллекцию восковыми фигурами английских политиков и устраивала выставки в разных городах. Впоследствии она получила британское гражданство и в 74 года открыла стационарный музей в Лондоне. Все самые знаменитые люди эпохи были увековечены мадам Тюссо, и люди толпами посещали экспозиции.


Автопортрет мадам Тюссо в возрасте 81 года

Даже будучи известной и состоятельной дамой, Тюссо продолжила сотрудничество с палачами - чтобы изготавливать посмертные маски серийных убийц и известных преступников. Так в музее появилась «комната ужасов» с их фигурами и скульптурами жертв французской революции. Иногда мадам Тюссо самостоятельно проводила экскурсии для посетителей. В комнате с гильотиной и фигурами казненных французов она говорила: «По приказу вождей революции мне приходилось делать восковые слепки с голов, брошенных палачом в корзину. Только что отсеченных вот этим орудием. Но они все мои друзья, и я бы хотела не расставаться с ними».


Музей восковых фигур мадам Тюссо в Лондоне

Музей Тюссо продолжил собственную жизнь и после смерти основательницы, он пополнялся новыми экспонатами и открывал филиалы по всему миру.

Малоизвестные факты о музее

В 2010 году Оззи Осборн стоял в музее и выдавал себя за статую, пугая ни о чем не подозревающих посетителей.


Фигура Гитлера в музее Тюссо.

В 2008 году посетитель из Германии проскочил мимо охраны в музее и оторвал голову фигуре Гитлера. Немец впоследствии заявил, что на табличке было написано, что нельзя фотографироваться со статуями, но о том, что им нельзя отрывать головы, ничего не было сказано. Также турист уточнил: его очень беспокоит тот факт, что Гитлер является туристической достопримечательностью.

Музей мадам Тюссо хотел сделать фигуру Матери Терезы, но она не дала своего согласия. Она настаивала на том, что ее труд является гораздо более важным, чем ее жизнь.

Художники берут около 150 замеров с тела человека, чтобы сделать с него восковую фигуру.

Иногда известным людям, к примеру королеве Елизавете, приходится позировать по несколько раз в течение многих лет.

Все фигуры делают примерно на 2 процента больше настоящих размеров человека. Это делается потому, что воск "усыхает" с течением времени.


Самая маленькая восковая фигура

Самая маленькая восковая фигура в музее мадам Тюссо — фигурка феи Динь-Динь из "Питера Пэна". Время от времени специалисты музея делают восковые фигуры сказочных персонажей, к примеру Шрека и Невероятного Халка.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса