Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Проект по декоративно-прикладному искусству "народные промыслы". Народно- декаротивно -прикладное искусство в детском саду

Светлана Подзолкова

День семьи «Народное декоративно-прикладное искусство »

ЦЕЛЬ : Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей и их родителей посредством ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством .

ЗАДАЧИ :

1. Познакомить детей и их родителей с видами народного декоративно-прикладного искусства , с прекрасными творениями народных умельцев .

2. Вызвать интерес и привлечь родителей к активному участию по созданию мини-музея в детском саду

3. создать комфортную и благоприятную атмосферу для сплочения и объединения детского коллектива и взрослых;

4. воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество, дружелюбие, справедливость; способствовать налаживанию межличностных отношений между детьми группы, их родителями и педагогами; интерес к народному искусству

Здравствуйте, уважаемые родители и ребята!

В этом году в нашем детском саду разработана и утверждена департаментом образования программа «Развитие» «Нравственное воспитание через любовь к родному краю» . В рамках реализации программы с октября 2015 г. в детском саду реализуется проект к 300 летию Омска «Наш любимый город Омск» . Целью проекта является создание музейной комнаты в детском саду. Нравственное воспитание – это воспитание любви к родному краю, к природе, истории родного края, к прикладному искусству .

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим…

Культуру России невозможно представить себе без народного искусства . Художественные произведения, созданные народными мастерами , всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир. Человек издавна старался украсить своё жилище и делал это с помощью материала, который находился с ним рядом – это дерево, глина, кость и т. д. Как дерево не может жить без корней, так и человек не может чувствовать себя свободным в обществе, не опираясь на обычаи и традиции своего народа .

Чтение стихотворений :

Ребёнок 1

Богата и привольна Родина моя.

И промыслом народным славится она

Есть Тула, Гжель и Суздаль

И Павловский Пасад,

Загорская матрёшка,

И хохломской наряд.

Ребёнок 2

По всей России – матушке,

Куда не бросишь взгляд

Народные умельцы с любовью мастерят.

А сейчас родители вместе со своими детьми разделятся на две команды, каждая команда представляют своё название.

Все мастера трудились, создавая что-то своими руками. Давайте мы с вами вспомним пословицы и поговорки о труде. (За каждую пословицу команда получает по фишке) .

А сейчас мы с вами поиграем в русскую народную игру «Ручеёк» , но мы не просто будем играть, а направлять наш «» ручеёк к волшебному столу. (на столе выставлены изделия народных мастеров ) (Под русскую народную музыку ) (фото1,2)

Фото1 В ручеёк играют дети фото2 В ручеёк играют родители

А сейчас вы внимательно посмотрите и послушаете о изделиях народно-прикладного искусства .

Хохлома : Жил когда- то в нижегородс ких лесах чудо-мастер. Построил он дом на берегу реки и начал делать да красить деревянную посуду. Чашки и ложки были похожи на золотые, передал мастер свой секрет жителям села «Хохлома» , а сам исчез. Хохлома представляет собой декаративную роспись посуды и мебели чёрным и красным, а так же изредка жёлтым и зелёным цветом по золотистому фону. Традиционные элементы хохломы – травяные узоры, ягоды, цветы и ветки.

Полхов-Майданская матрёшка : Характеризуют яркие цветы с отчётливым чёрным контуром. Сделаны матрёшки в селе Полх-Майдан.

Розовые, жёлтые, красные, фиолетовые, голубые и зелёные краски, звонкие под лаком, делают их очень нарядными!

Жостовские подносы : Вначале подносы делали из «битой бумаги» - папье-маше. Обычно подносы бывают чёрного цвета, на них изображают яркие, очень красивые цветы, фрукты и ягоды, сказочных птиц.

Гжель : Самый известный крупный народный керамический промысел – подмосковная гжель. Мастера создавали нарядную посуду (Квасники, кувшины, кружки, блюда) . Для гжели используется одна краска – синяя, самый излюбленный узор мастеров – гжельская роза. Кроме роз и другие цветы встречаются – ромашки, колокольчики, маки, тюльпаны, а рядом с ними – птицы, рыбы, деревья и даже целые города.

Дымковская игрушка : С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка, видно село Дымково. А почему оно так называется? В старину – и зимой, когда топились печи, и летом, когда туман, село это – будто дымкой окутано, все в дыму. Здесь в далекую старину и зародилась игрушка., которую так и называли – «дымковская» . Вначале были свистульки. Сказочные коники, индюки, похожие на жар-птиц, бараны в штанишках, барыни и кавалеры, карусели, даже печки – одна с Емелей, а другая с козлятами, и все это – настоящее чудо. Сначала игрушки лепят из глины, затем сушат в печке. Из печи выходят фигурки закаленные, крепкие, звонкие. Их белят мелом, разведенным на молоке, затем начинают расписывать. И выходят из-под кисточки узоры : кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятнышки, точки.

Городецкая роспись : Отличается яркой росписью, выполненной свободными мазками с белой и черной графической обводкой. Основные мотивы : цветочные узоры (розы, купавки с симметричными листьями, фигурки коней и птиц, жанровые сцены (всадники на конях, барышни с кавалерами, дерево жизни. Росписью украшали прялки, мебель, ставни, двери, бытовую утварь.

Сейчас каждой команде по очереди будем загадывать загадки о народных промыслах .

1. Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они, как золотые,

А может, солнцем залитые.

(Хохлома.)

2. Эта роспись

На белом фарфоре –

Синее небо, синее море

Синь васильков,

Колокольчиков звонких.

Синие птицы

На веточках тонких.

(Гжель)

3. Коль на досточке девица

Иль удалый молодец

Чудо-конь и чудо-птица

Это значит … .

(городец)

4. Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы.

А ну, назови-ка меня!

(Дымково.)

5. Круглые, железные,

В хозяйстве полезные.

Черные, желтые, красные,

Удивительно прекрасные!

(Жостовские подносы.)

6. Есть ещё для вас игрушка,

Не лошадка, не Петрушка-

Красавица девица,

У неё сестрицы. Каждая сестрица-

Для маленькой темница. (Матрешка)

Подведём итоги нашей викторины. И родители вместе со своими детьми создадут свои игрушки.

фото 5 Выставка поделок родителей и детей




Публикации по теме:

«Декоративно-прикладное искусство. Филимоновская роспись». Конспект НОД с детьми 5–6 лет «Декоративно – прикладное искусство. Филимоновская роспись» Непосредственная образовательная деятельность с детьми 5-6 лет с ограниченными.

Декоративно-прикладное искусство как основа эстетического воспитания дошкольников «Развитие эстетического сознания учащегося через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического.

Декоративно-прикладное искусство в общей системе художественно-эстетического воспитания дошкольников Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование.

Конспект занятия по изодеятельности в старшей группе «Декоративно-прикладное искусство в технике «тестопластика» Подготовила и провела Воспитатель: Эргарт Людмила Федоровна Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе "Народное.

Художественно - эстетическое воспитание детей дошкольного возраста характеризуется как процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность дошкольника, благодаря которому у воспитуемых формируются чувство вкуса, интерес к искусству, умение наслаждаться им, развиваются творческие способности. Значение художественно - эстетического воспитания заключается в том, что оно делает ребенка гармоничнее, положительно влияет на его нравственность, возвышает чувственность, украшает жизнь.
В качестве средства формирования творческих способностей у дошкольников можно использовать декоративно-прикладное искусство, которое оказывает сильное эстетическое и эмоциональное воздействие на личность ребёнка, а также обладает большими познавательными, развивающими и воспитательными возможностями.
Знакомство детей с различными видами народного декоративно-прикладного искусства на непосредственно – образовательной деятельности по декоративному рисованию поможет научить их воспринимать красоту окружающего мира, познакомит с народными традициями, заложит фундамент художественно - эстетического воспитания.
Организация непосредственно – образовательной деятельности по декоративному рисованию дает возможность детям почувствовать себя в роли художника-декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира.
Моя работа по данной тематике строится в два этапа:
Знакомство с народным промыслом
Обучение приемам лепки и рисования
Работа начинается с создания условий для приобщения детей и родителей к народной культуре. Для родителей проводится различное анкетирование с целью выявления уровня знаний о декоративно – прикладном искусстве, как они приобщают к нему своих детей. Выяснить желают ли они, чтоб их ребёнок изучал декоративно – прикладное искусство в ДОУ. Для детей подбирается познавательная литература о народном промысле, об особенностях узоров, об истории промысла, уточняются методы и приемы, используемые при ознакомлении детей с декоративно – прикладным искусством.
Обучение детей начинаем с рассматривания дымковских игрушек и их изображений, по ходу делая необходимые пояснения, чтобы помочь детям разобраться в особенностях дымковской росписи.
Дымковская игрушка поражает детей своей колоритностью, ни с чем несравнимой красотой, самобытностью исполнения. Контрастные сочетания, яркие цвета, нанесенные по белому фону, пробуждают в детях интерес к вятской игрушке, вызывают желание самим научиться лепить и расписывать глиняные изделия.
При знакомстве детей с дымковской игрушкой ставим перед собой следующие задачи:
Познакомить с дымковской игрушкой и сформировать любознательность к этому виду народного творчества.
Создать необходимые условия для приобщения детей и родителей к народному творчеству через лепку и расписывание дымковской игрушки.
Сформировать знания об элементах дымковской росписи и их символике, находящей отражение в окружающей природе.
Развить у детей эстетический вкус, формирование самостоятельности и творческих способностей.
Осуществлять патриотическое воспитание через изучение национального наследия.
Для решения этих задач, используем следующие методические приемы:
Беседы.
Чтение художественной литературы.
Дидактические игры.
Обучение в форме непосредственно – образовательной деятельности.
Работа с родителями.

В начале непосредственно – образовательной деятельности дети знакомятся с дымковской игрушкой, рассматривают изделия, красочные иллюстрации. Дети с огромным интересом слушают рассказ воспитателя, ведь каждую игрушку можно представить ярко, эмоционально, используя различные сравнения, эпитеты, стихи.
При рассматривании дымковских игрушек с детьми, обращаем внимание на особенности дымковской росписи, на умение выражать свои впечатления от восприятия этих игрушек, подчеркнуть яркость и разнообразие цветов дымковских игрушек, так как ребенок эмоционально отзывчив к цвету. Таким образом, достигается цель – приобщение детей к народному творчеству и выделение элементов дымковской росписи. Ребята учатся рисовать некоторые элементы данной росписи: прямую линию (держа кисть вертикально от листа бумаги) и точку (тычком).
Это вызывает интерес к дымковской игрушке и чувство радости от первых эскизов.
В дальнейшей непосредственно – образовательной деятельности дети знакомятся с новыми элементами – волнистая линия, круги, клетки, зерновидные формы а также закрепляют цветовую гамму. Перед тем, как начать рисовать элементы росписи на бумаге, мы их прорисовываем в воздухе.
Не все дети справляются с заданиями. Поэтому я провожу индивидуальную работу вне занятий, используя дидактические игры, такие как: «Обведи элемент» - цель, которой обучить технике рисования новых элементов, «Обведи и раскрась», эта игра помогает развивать мелкую моторику пальцев рук, закрепить с детьми цветовую гамму, которую использовали дымковские мастера. Во время проведения индивидуальной работы учитываю возможности и способности каждого ребенка.
Когда знакомлю детей с тем или иным элементом обращаю внимание на специфичность каждого узора, каждой детали, и тогда дети начинают рисовать отдельные элементы все более уверенно.
У дошкольников неустойчивая память, слабо развита мелкая моторика пальцев рук. Поэтому обучение строится от простого к сложному. В процессе обучения технике рисования дети учатся самостоятельно подбирать и сочетать цвета друг с другом.
Так постепенно развиваются их творческие способности. После того как технические навыки у детей сформированы начинаю развивать у детей творческое воображение, используя в свободное от занятий время дидактические игры, развивающие воображение, память, творческое умение анализировать.
Дидактическая игра «Картинки – близнецы»
Задачи: продолжить знакомить детей с дымковской игрушкой; выделять и называть элементы; развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.
Дидактическая игра «Декоративная мозаика»
Задачи: знакомить детей с элементами различных росписей, выделяя элементы дымковской росписи; уметь находить пару; развивать внимание, умение анализировать.
Дидактическая игра «Собери пазл»
Задачи: закреплять знания детей о «дымке», учить собирать из нескольких частей целое; развивать мышление, творческое воображение.
Дидактическая игра «Найди аналогичный узор на готовом изделии»
Задачи: учить сравнивать картинки с отдельными дымковскими узорами и готовые глиняные игрушки, находить одинаковые элементы, развивать внимание, мышление, зрительную память, умение анализировать.
Эти игры помогают детям придумывать новые композиции, дети самостоятельно без моей помощи учатся рисовать различные узоры. Расписывая бумажные шаблоны, дети по своему желанию подбирают элементы росписи и цветовую гамму.
На протяжении всего времени обучения детей организовывала выставки детских работ для родителей, приглашала их на открытые занятия с целью показать родителям успехи их детей в освоении лепки и росписи дымковской игрушки. В ходе реализации поставленных задач необходимо отслеживать результаты детей. Для этого провожу диагностику по определенным критериям, которая показывает рост интереса детей к народному творчеству.
Диагностика уровня знаний, умений и навыков у детей средней группы
по народному декоративно-прикладному искусству. Дымковская игрушка.
Основные критерии:
1. Цвет:
Знает цветовую гамму для дымковской росписи;
Знает цветовую гамму, иногда забывает цвета;
Не знает цветовую гамму.
2. Форма:
Рисует простые и сложные элементы дымковской росписи, узор передает точно;
Рисует точно простые элементы, а сложные немного искажает;
Рисует только простые элементы с искажением, а сложные не удаются;
(простые элементы: точка-горошина, прямая линия, круг; сложные элементы: клеточка, дуга, волнистая линия, зерновидные формы).
3. Умение работать кончиком кисти:
Хорошо владеет навыком рисования кончиком кисти;
Умеет работать кончиком кисти, но преобладает манера письма всей кистью;
Не умеет работать кончиком кисти.
4. Композиция:
Ребенок украшает полностью всю глиняную заготовку, используя простые и сложные элементы дымковской росписи;
Ребенок украшает лишь переднюю часть фигуры;
Скученное изображение, сгруппированное в одной из частей фигуры.
5. Уровень самостоятельности выполнения работы:
Самостоятельно выполняет работу, дополняя изображение подходящими элементами;
Необходима небольшая помощь воспитателя;
Не может выполнить работу.
Высокий уровень.
Проявляет интерес к дымковской игрушке, знает цветовую гамму для дымковской росписи; рисует простые и сложные элементы; узор передает точно; хорошо владеет навыком рисования концом кисти; ребенок видит и украшает полностью всю фигуру; используя простые и сложные элементы дымковской росписи; может самостоятельно выполнить работу, дополнить изображение подходящими элементами.
Выше среднего.
Проявляет интерес к дымковской игрушке, знает цветовую гамму, иногда забывает цвета; рисует точно простые элементы, а сложные немного искажает; умеет работать концом кисти, но преобладает рисование всей кистью; ребенок видит часть плоскостного силуэта и украшает его; при выполнении самостоятельной работы необходима небольшая помощь педагога.
Средний уровень.
Проявляет слабый интерес к дымковской игрушке, называет не все цвета дымковской росписи (не менее 5), не точно рисует простые элементы, а сложные сильно искажает; работает в основном всей кистью; украшает часть плоскостного силуэта, создает скученное изображение. При выполнении самостоятельной работы часто прибегает к помощи педагога.
Низкий уровень.
Не проявляет интереса к дымковской игрушке, не знает цветовую гамму для дымковской игрушки (может назвать 2-3 цвета). Изображает простые элементы с искажением, а сложные не удаются; не умеет работать концом кисти; нет композиции. Не может самостоятельно выполнить работу.
Я назвала свой проект «Цветное чудо», потому что на глазах детей действительно рождается чудо. Из бесформенной, нелепой глиняной массы, имеющей специфический цвет и даже запах, мы, подобно древним мастерам, создаём прекрасную игрушку, жизнерадостную по колориту, живую и динамическую по рисунку, пленяющую и очаровывающую детей, отвечающую их эстетическим чувствам.
В результате непосредственно – образовательной деятельности по декоративному рисованию, рассматривание иллюстраций, изделий дымковских мастеров, бесед, дидактических игр, чтения стихов об этой игрушке, наблюдений в природе, работы с родителями у детей может появиться устойчивый интерес к дымковской игрушке, дети научатся хорошо ориентироваться на листе бумаги, усвоят цвета данной росписи, станут лучше владеть кистью, они смогут назвать все элементы дымковской росписи. Всё это будет способствовать развитию их творческих способностей. Непосредственно – образовательная деятельность и дидактические игры по дымковской росписи дадут возможность детям узнать приемы рисования и научат составлять узоры на различных формах.
Так как мы живём в России, детей необходимо знакомить с народным искусством русского народа.
Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его творческих способностей.
Прекрасные образцы дымковского орнамента нашли яркое выражение в различных произведениях многовекового творчества русского народа: в тонких узорах ювелирных изделий, красочных вышивках и узорных тканях, головных уборах, разноцветной мозаике кожаной обуви и т.д.
В мотивах и узорах различных бытовых изделий отражается богатство художественного мышления народа, тонкое чувство ритма, пропорции, понимание формы, силуэта, цвета, материала.
Дальнейшее изучение декоративно – прикладного искусства в старшей и подготовительной группе позволит детям выработать умение строить узор, располагая его элементы в определенном ритме: на полосе, круге, квадрате, располагать элементы узора в определенной последовательности: в середине, по углам.
В старшем дошкольном возрасте продолжается развитие у детей интереса к изобразительной деятельности с включением элементов дымковского орнамента и создания декоративных композиций по мотивам народных изделий. Дети закрепляют способы рисования дымковских узоров: круги различного диаметра, зерновидные формы, клетки, полоски, волнообразные мотивы. Ребята знакомятся с правилами симметричного расположения элементов в узоре на глиняных заготовках.

Для индивидуальной работы можно использовать следующие дидактические игры:
«Найди лишний орнамент», цель игры: закрепить знания детей элементов дымковского орнамента, по силуэту узнавать, называть, описывать внешний вид и характерные признаки, по которым его определили.
«Составь узор из частей», цель: научить детей действиям синтеза, умению выделять части и составлять целое, закрепит знания элементов дымковского орнамента, развивать творчество и воображение.
«Дорисуй нужный элемент», цель: закрепить знания детей о принципах построения симметричных элементов, учить основным приемам рисования симметричных узоров, развивать глазомер и мелкую моторику руки.
«Найди дымковскую игрушку на картинке», цель: закрепить знания детей о дымковских игрушках (барыня, козлик, конь с седоком, карусель и другие).
«Что символизируют цвета в дымковских игрушках?», цель: закрепить знания детей о символике цветов дымковских узоров и учить связывать их с природой.
Эти игры способствуют развитию интереса к национальной культуре, придумывать новые композиции, дети самостоятельно учатся сочетать различные виды дымковских узоров. Развивается мышление, память, внимание, мелкая моторика пальцев, обогащается лексикон дошкольников.
В подготовительной к школе группе у детей необходимо воспитывать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира. Дошкольники учатся самостоятельно применять изобразительные умения и навыки в декоративной деятельности, используя выразительные средства росписи дымковского орнамента. Развивается декоративное творчество детей на основе усвоения русского народно - прикладного искусства. Дети составляют более сложные узоры на бумажных и глиняных заготовках на основе наглядных образцов дымковской игрушки.
В процессе приобщения детей средней группы к декоративно – прикладному искусству, я пришла к следующим выводам:
Занятия декоративно-прикладным искусством способствует формированию логического мышления дошкольников. При знакомстве с изделиями декоративно-прикладного искусства перед детьми раскрывается разнообразие национального достояния культуры русского народа, изучаются самобытные традиции, ритуалы и обряды, передаваемые от поколения к поколению.
Дошкольник учится анализировать результаты своей деятельности и находить им применение. Кроме того, сам процесс работы над поделкой доставляет детям большое удовольствие, даёт возможность почувствовать себя в качестве дымковских мастеров, позволяет создать «цветное чудо».
В процессе углубленного изучения народно-прикладного творчества, дети многое узнают об элементах орнамента дымковской игрушки, его символичном значении, связи с окружающей природой.
Рассматривая иллюстрации дымковских узоров, дети учатся образному восприятию: глиняные игрушки похожи на персонажей из сказки. Описывая изделия вятских мастеров, дети рассказывают об их значении, форме, истории создания, что способствует развитию грамотной связной речи.
Многие элементы орнамента рисуют не только кистями, но и целым набором специальных деревянных палочек – тычков. Мы с ребятами экспериментировали используя вместо них ватные палочки, как один из способов нетрадиционного рисования.
Таким образом, можно заключить, что изучение декоративно-прикладного искусства как часть художественно - эстетического воспитания дошкольников помогает развивать в детях творческие способности, любознательность и тягу к экспериментам, логическое мышление, воображение, эстетические чувства и гордость за культурное наследие наших мастеров.

Исторические закономерности развития декоративного творчества и задачи по знакомству с ним в детском саду. Программы и методика по обучению детей декоративно-прикладному искусству. Учебно-воспитательный процесс на занятиях по декоративному рисованию.

1. Исторические закономерности развития декоративного творчества 3

2. Задачи по знакомству в детском саду 11

3. Программы по обучению декоративно-прикладному искусству 14

4. Методика знакомства детей с декоративно-прикладным искусством 16

5. Практическая часть 19

1. Исторические закономерности развития декоративного творчества

Декоративное искусство прошло огромный путь развития -- от элементарных украшений первобытными людьми различных орудий, глиняной посуды, одежды до сложного комплекса многочисленных изделий в современном интерьере, городе. Развитие это шло в нескольких направлениях, или срезах. Одним из них выступает жанровое развитие декоративного искусства. Декоративное творчество захватывает в свою орбиту постепенно все более широкий круг объектов окружения и сегодня стало едва ли не универсальным. Новые жанры возникали и возникают в нем не только при втягивании в сферу декоративного творчества новых явлений, например кораблестроения в Х -- XI веках, книгопечатания в XIV -- XV веках, садово-паркового дела в XVI -- XVII веках и т. д. Они появляются также в силу развития технологий декоративной обработки материалов. Так, в XVII -- XVIII веках возникает европейское производство фарфоровой посуды, вскоре давшее толчок развитию мелкой декоративной пластики. В XIX веке зарождается и результате прогресса в металлургии и металлообработке жанр станковой художественной чеканки, ныне получившей весьма широкое распространение наряду с новым ее жанром -- монументальным, вышедшим на улицу.

Характерно, что вскоре после появления первых электрических приборов освещения предпринимаются попытки использовать их для вечерней иллюминации города («русский свет» в Париже на Эйфелевой башне). Сегодня благодаря простоте и безопасности устройства сложных систем электрической иллюминации декоративная театрализация пространства и действий с помощью света, применявшаяся уже в древности с использованием факелов (например, факельные шествия), получила грандиозный размах.

На жанровое развитие декоративного искусства существенное влияние оказывает социальное развитие общества, неуклонно ведущее к демократизации жизни, вовлечению в активную деятельность все больших слоев общества. В частности, с переходом от рабовладельческой общественно-экономической формации к феодальной начинается развитие собственно народного декоративного творчества и его своеобразных жанров, зачастую неповторимых у разных народов: расшитых или вышитых полотенец, глиняной игрушки, резной декорировки фасадов изб, ковроделия и др. В современную эпоху декоративное творчество ознаменовалось еще большим развитием самодеятельного начала, в том числе самодеятельности у детей и школьников. Оно прочно проникло в общественный быт, производственный и учебный процессы, став их необходимым элементом в виде стенгазет, досок объявлений, пригласительных билетов, плакатов, наглядных учебных пособий и др.

Особенностью развития декоративного искусства, связанной со спецификой его эстетической функции служить художественному обогащению обстановки жизни, является то, что его жанры, однажды появившись, уже не умирают. Некоторые из них на время, иногда значительное, как бы забывались.

Строгой классификации жанров декоративного искусства нет. Принято их различать по признакам материала, техники исполнения и типам назначения. В настоящее время существуют следующие основные жанры декоративного искусства: оформление интерьеров (бытовых, общественных, производственных, учебных), оформление музеев, выставок и выставочных территорий, садово-парковое искусство, оформление улиц, в том числе вечернее, в праздники и т.п., театрально-декорационное искусство, одежда, декоративные бытовые изделия и украшения, сувениры и значки, игрушки, малые графические, формы, декоративный плакат и стенгазета, станковая чеканка, монументальные виды чеканки, живописи и графики (входят в оформление интерьеров, территорий, улицы), гобелен, художественная мебель, ювелирное искусство и др.

Другой срез в развитии декоративного искусства -- смена художественных стилей.

В декоративном творчестве своеобразные черты художественного стиля наиболее ярко обнаруживаются в организации и оформлении интерьеров, уличных и садово-парковых ансамблей, то есть в специфических для той или иной эпохи принципах, приемах и средствах комплексного решения декоративной среды. Ведущая роль этих жанров в стилевом развитии всего декоративного искусства объясняется тем, что импульсы стилевого развития исходят от архитектуры, с которой эти жанры связаны самым тесным образом. Стили в архитектуре в своих основных чертах почти сразу находят отклик и поддержку, развитие в декоративном творчестве. Поэтому периодизация стилей последнего в основном совпадает со стилевой периодизацией истории архитектуры. При этом, изучая историю декоративно-прикладного искусства, нужно учитывать, что наблюдались отдельные периоды, когда этот вид искусства играл сравнительно с архитектурой более важную роль в создании художественного образа интерьера. Это относится, в частности, к современному интерьеру жилых и общественных зданий. Их архитектурно-строительная основа отличается конструктивным рационализмом, одной из причин чего являются жесткие экономические нормативы массового строительства.

Третий срез исторического развития декоративного искусства -- темы, мотивы и сюжеты произведений, в том числе орнаментации. Их изменение происходит в прямой связи с появлением в декоративном искусстве новых жанров и сменой стилей. В тематике декоративного искусства всегда находили и будут находить отображение преимущественно такие темы и мотивы, которые связаны с хозяйственно-производственной и общественной деятельностью людей. В памятниках искусства кочевых племен мы видим почти исключительно изображения животных, на которых были сосредоточены интересы и помыслы человека. В тематике декоративного творчества оседлых земледельческих народностей решительно преобладает растительный мир и разнообразная, порой космологическая, символика, связанная с основными циклами жизни природы и сельскохозяйственной деятельности.

В последующие столетия тематическая структура декоративного искусства значительно усложнилась. Но в ней все равно довольно четко прослеживается, пусть часто и не прямое, воздействие главных интересов повседневной жизни людей. Правда, распространение в Европе в VI -- Х веках христианства привело к определенной нивелировке местных тематических особенностей декоративного творчества, к интернационализации тем и мотивов. Все же некоторые специфические национальные мотивы сохраняются, особенно в народном творчестве, вплетаясь в композиции общеевропейского типа.

Значительно прочнее сохранялись и во многом дошли до наших дней национальные особенности в художественной трактовке, манере, почерке построения форм и характере выразительных приемов и средств.

Сегодня в декоративном искусстве также находят широкую разработку темы и сюжеты современной хозяйственно-производственной и общественной деятельности людей, например такие, как индустриальное производство, научные исследования, освоение космоса, борьба за мир, забота о сохранении памятников старины и др. Главным образом это относится к изобразительным жанрам декоративного искусства: монументальной живописи, графике, станковой чеканке. Но и в орнаментальных его жанрах легко прослеживается влияние современного уклада жизни, косвенно выражающееся в лаконизме, точности и нетрадиционности ритмов, цветовых сочетаний, фактур, силуэта и в других композиционных качествах произведений.

О народных умельцах рассказывается в Ипатьевской летописи. Наглядное представление о красочности древних хором дают миниатюры Остроумова евангелия. В Изборнике Святослава 1073 года содержатся изображения расписных фасадов зданий.

Народное ремесло Киевской Руси было представлено мастера множества профессий, в том числе художественных и отделочных.

Места концентрации народных художественных промыслов определились давно и связаны прежде всего с наличием того или иного природного материала, а также с перекрестками торговых путей, центрами культуры и рядом других факторов. К XVI -- XVII векам на землях нашего государства в основном уже сложилась нынешняя география промыслов, определилось их национальное и местное своеобразие в композиционном решении формы, в понимании материала, в рисунке и пластике, цвете и отделке.

Тесная связь народного прикладного искусства со всем бытом людей, его условиями и традициями определила в нем черты правдивости и эмоциональной непосредственности. Так, не случайна графичность монохромной, скупой на цвет мезеньской росписи, зародившейся па Севере страны. Закономерно и постоянное стремление народов солнечной Средней Азии к яркой многоцветной палитре и в керамике, и в ковроделии, и в мозаике. Народы часто заимствовали друг у друга технику выполнения, рецепты отделки изделий и даже их форму. Но каждый раз, попав в новые условия, заимствованные элементы подвергались переработке в духе национальных традиций или приобретали новое звучание благодаря своеобразной национальной основе изделий.

Народное прикладное искусство зачастую впитывает в себя те или иные достижения в творчестве профессиональных мастеров. Известна, в частности, роль живописцев конца XIX -- начала XX века в деятельности подмосковных и Смоленских художественных промыслов, в возрождении вятской игрушки, в развитии мелкой костяной пластики.

Основным видом материала художественного ремесла в лесных районах страны с древних пор и до наших дней служит древесина. Почерк ее обработки самый разный, например, резьба в Сергиевском посаде, Богородском (богородская резьба) и Хотькове, точение с раскраской в Семенове, Хохломе и Рородце. Довольно давно применяется также техника инкрустирования древесины металлом, цветными камнями, ракушечным перламутром, «черепахой», а также техника интарсии -- набора картинок или орнамента на поверхности предметов и досок из разнотонных кусочков древесины разных пород, в том числе ценных привозных.

В центральной полосе страны много изделий вырабатывалось из лозы черемухи и ивы -- в Костроме, Кинешме, в Ивановской области. Почти повсеместно применялась и береста, из которой изготавливались бураки (туески) для воды, молока и кваса, набирухи, или корзины, для ягод и грибов, короба и пестери (вид заплечного короба). Для изготовления разных бытовых изделий и игрушек шла также солома злаковых растений (в Прибалтике и на юге -- камыш, на Кавказе -- бамбук).

Изготовление глиняной посуды всегда было одним из самых распространенных промыслов на всей территории страны. От века к веку оно совершенствовалось: научились подбирать сорта глины, замешивать ее с добавками, обжигать при различных режимах, обливать стеклом, расписывать, штамповать. В зависимости от ресурсов сырья и топлива появилась специализация: гончарные изделия производятся в Скопине, Балхаре, Дымкове, Чернигове и др., майолика -- в Гжели, Косове и др., фаянс и фарфор -- на Верхней Волге.

Украшение одежды -- один из самых массовых и самобытных видов творчества у всех народов нашей страны. Ткань, являющаяся почти всегда основным материалом для изготовления одежды, подвергается самой разнообразной художественной отделке. На нее набивается орнамент с резных досок (набойка), ее расписывают, вышивают, в том числе жемчугом и бисером, гофрируют, украшают вязаными кружевами (Вологда, Вятка, Елец, Рязань и т.д.). Бытовал промысел узорного ткачества в России, на Украине, в Белоруссии. В Прибалтике, на Украине и Кавказе давно было распространено шерстяное вязание.

Ковроделие, первоначально появившись в кочевом хозяйстве, было воспринято и развито оседлыми народами. На Севере ковры делались из шкур, в Казахстане и в горном Кавказе -- валяные.

У оседлых земледельческих народов Средней Азии, Украины и других высокого совершенства достигает многодельный тканый ковер, вырабатываемый вручную на больших станках.

Север страны славился изделиями из меха и кожи. По ним вышивали цветной ниткой, бусами, бисером. Часто в одном изделии соединялись мех, кожа и сукно. Кожу здесь красили и тиснили (в Прибалтике), часто подкрашивая тисненый орнамент.

Как и изделия из глины, изделия из металла издревле получили повсеместное распространение в качестве продукта народного промысла. Металл ковали, гнули, лили, чеканили, гравировали, чернили. Жестяные изделия в Жостове расписывались. Из металла изготовлялся довольно большой круг бытовых изделий, постепенно расширявшийся. Часто декоративные детали из металла, в основном из листового и полосового железа, применялись как украшения здания с полезной функцией: дымники, водолеи, оковка дверей и др. Широко они применялись и в мебели.

В северных районах страны (Холмогоры, Тобольск, Якутия) видное место заняла мелкая скульптура из кости, гравировка на бивнях моржей, прорезная кость для декорировки мелкой утвари. При раскопках древнего Новгорода также было найдено много костяных изделий, среди которых и шахматные фигуры. Южнее, например, под Москвой в Хотькове, но особенно в горных районах Кавказа (Кисловодск, аулы Дагестана и др.) до сих пор существует промысел обработки рога.

В республиках Прибалтики по сей день видное место занимает янтарный промысел. С древних времен Прибалтика была поставщиком янтаря для всего мира. Польский писатель Я. Маховский в книге «История морского пиратства» писал, что флибустьеры, корсары, каперы специально охотились за кораблями, которые шли из Прибалтики в Египет с грузом янтаря. В Паланге во дворце Тышкевичей сегодня создан музей янтаря.

Позже других промыслов начали развиваться обработка камня (Урал, Алтай) и изготовление изделий из стекла (Ленинград, Гусь-Хрустальный и др.).

В Центральных районах России в конце XIX века начала появляться на базе иконописания и лакокрасочного промысла замечательная лаковая миниатюра на мелких шкатулках и позже на небольших платках (Федоскино, Палех, Мстеры, Холуй). Это один из примеров сравнительно недавнего появления нового жанра в народном декоративно-прикладном творчестве. Весьма большое распространение получило также гипсовое литье (копилки в виде кошечек, статуэтки), лубочные картинки и др. Следует отметить также такие, видимо, древние виды художественных промыслов, как роспись яиц (Украина, юг России) и выпечка фигурных и узорчатых резных пряников (Тула, Москва и др.).

Вообще разнообразие промыслен необычайно. Они появляются, по сути дела, там, где в наличии имеется какой-то свободный материал и, конечно, определенная художественная идея. Сегодня порой можно видеть на рынке, например, сравнительно немного обработанные (без сюжета) наплывы на стволах деревьев, интересные и что-то напоминающие корни растений и т. п. Слава российских мастеров художественных промыслов давно стала всемирной. Наша страна богата художественными дарованиями. Только в Российской Федерации ныне работает свыше 70 тысяч мастеров. Среди них видные художники, как Герой Социалистического Труда, народный художник СССР Н. Зиновьев, кружевница Н. Васильева, народные и заслуженные художники РСФСР палешанин Б. Ермолаев, мастер хохломской живописи О. Лушина, кубачинец Р. Алиханов и многие другие. За последние несколько лет более 30 художников народных промыслов стали лауреатами премий имени И.Е. Репина. В разных городах страны организуются выставки народного творчества.

Огромная роль в пополнении кадров мастеров художественных промыслов принадлежит современной школе и детским дошкольным учреждениям, плодотворно работающим в ней художникам-преподавателям, многие из которых сами являются энтузиастами декоративно-прикладного творчества на основе народных традиций.

2. Задачи по знакомству в детском саду

Задача развития творчества детей, воспитателей, учителей, преподавателей вузов была выдвинута как одна из центральных задач всей системы образования в нашей стране.

Развитие творчества в обществе, отвергающем «духовную монополию» становится одной из первоочередных задач воспитания подрастающего поколения. В наши дни подчеркивается необходимость формирования нового человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

Задачи перестройки системы народного образования в стране, поставленные в документах реформы общеобразовательной и профессиональной школы, включая первое ее звено -- дошкольные учреждения, требуют развития самостоятельности, инициативы и творчества детей во всех областях их деятельности. Работа эта должна начинаться с раннего детства и осуществляться разными средствами, среди которых особое место принадлежит художественно-творческим деятельностям. Одной из таких деятельностей является декоративно-прикладное искусство. Оно рано начинает привлекать внимание

На занятиях по декоративно-прикладной росписи развиваются эстетическое восприятие, представление, эстетические чувства. Накапливается сенсорный опыт, обогащается речь. У детей развиваются мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение. В последнее время подчеркивается важность занятий по декоративно-прикладной росписи в детском саду для формирования коллективных форм работы, умения работать вместе, действовать согласованно, сообща, оказывать помощь товарищам. Развивается способность радоваться успехам каждого воспитанника, достижениям всего коллектива группы. Все это создает основу для воспитания а дальнейшем подлинного коллективизма, взаимной требовательности и вместе с тем товарищеской взаимопомощи.

Обучение декоративно-прикладной росписи дошкольников заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. При этом эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети будут постепенно овладевать этой деятельностью в соответствии с возрастными особенностями и будут получать удовлетворение от нее. Если же дети не почувствуют радости от созданного ими, если у них процесс творчества не вызовет хорошего настроения, а наоборот, дети будут испытывать неудовлетворенность, огорчение от того, что не получается задуманное, то постепенно это приведет к потере интереса к росписи, и тогда их влияние на всестороннее развитие личности окажется не со знаком плюс, а со знаком минус. В связи с этим перед нами стояла задача найти пути оптимизации деятельности с целью увеличения ее влияния на всестороннее воспитание личности ребенка, развитие его способностей и творческого потенциала.

Исключительно важное значение в духовном развитии дошкольников, в их трудовом и эстетическом воспитании, в подготовке их к труду в народном хозяйстве имеет декоративно-прикладное искусство. Народное декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью культуры, активно влияет на формирование художественней вкусов.

Высокая духовно-идейная значимость народного декоративно-прикладного искусства оказывает мощное влияние на формирование внутреннего мира детей. Систематические занятия различными видами художественной обработки материалов благотворно сказываются на развитии эстетического вкуса детей и, в то же время, связаны с приобретением ими навыков, необходимых для дальнейшей трудовой деятельности. Технологический процесс обработки материалов базируется на промышленном оборудовании и вместе с тем невозможен без использования ручных инструментов, умения владеть приемами работ столяря, токаря, фрезеровщика, штамповщика, сварщика, паяльщика, формовщика, электрика, кузнеца м многих других. Занимаясь художественной обработкой материалов, дошкольники осваивают навыки этих конкретных профессий, приобретая умения творческого подхода к выполнению трудовых операций.

Различные виды художественной обработки материалов заставляют детей невольно соприкасаться с техническими и технологическими задачами. Благодаря интересу к этим занятиям, увлеченности ими, воспитываются трудолюбие и настойчивость в работе. Через процесс создания красивых, эстетически оправданных изделий декоративно-прикладного искусства исподволь, ненавязчиво, но весьма продуктивно прививается детям любовь к различным профессиям.

Занятия декоративно-прикладным искусством сочетает в себе основы многих наук, имеющих главное значение в политехническом развитии детей.

Декоративно-прикладное искусство как никакой другой вид учебно-творческой работы дошкольников, позволяет одновременно с вооружением их техническими знаниями, развитием у них трудовых умений и навыков, психологической и практической подготовкой к труду, к выбору профессии раскрывать красоту, огромную духовную ценность изделий народных мастеров, их высокое мастерство и искусство, формировать эстетический вкус и эстетический идеал.

Таким образом, специфика декоративно-прикладного искусства, выражающаяся в единстве формы и практического назначения декоративной вещи, в единстве трудовых умений, навыков и художественно-эстетического вкуса позволяет осуществлять комплексный подход к постановке занятий декоративно-прикладным искусством в детском саду, определяет органическое единство трудового и эстетического воспитания дошкольников. Это единство обусловлено и современным требованием международных стандартов в промышленных изделиях, которое выражается не только в высокоэффективном уровне рабочего процесса, но и в требованиях технической эстетики.

Наибольший воспитательный эффект дает знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством народных художественных промыслов.

Изделия народных мастеров отличаются чувством материала, органическим единством утилитарности (практической направленности) вещи с ее декором, национальным колоритом, высокими нравственно-эстетическими достоинствами. В народном искусстве заложено столько воспитывающего заряда (не только в готовых изделиях, радующих глаз, но и в самом процессе, в технологии их создания), что естественно возникает вопрос о самом активном его использовании в работе с дошкольниками.

Задача воспитателя - направлять творческий процесс дошкольников, ориентируя их на изучение образцов народного декоративно-прикладного искусства. Принцип ориентации на народное искусство должен быть заложен в основе содержания занятий с дошкольниками различными вицами декоративно-прикладного искусства.

3. Программы по обучению декоративно-прикладному искусству

Научный интерес к народному искусству как средству воспитания в отечественной педагогике особенно возрос в последние два десятилетия. Именно в это время появляются историко-педагогические работы, освещающие проблемы народной педагогики, включающие и вопросы эстетического воспитания.

Ученые справедливо отмечает, что рост числа и расширение числа историко-педагогических исследований по народной проблематике, происшедшие в последние десятилетия, - одно из крупнейших завоеван историко-педагогической науки. Значение этих исследований трудно переоценить. Только с их помощью может быть раскрыта вся сложность и многоплановость процесса развития отечественной школы и педагогики в органическом единстве общероссийских, национальных и региональных проявлений этого.

В последнее время появились публикации и кандидатские диссертации, в которых отразились прогрессивные тенденции методики преподавания декоративного рисования и эстетического воспитания средствами народного искусства.

Диссертационные работы 90-х годов отражают разные уровни адаптирования достижений педагогической теории и достижений искусствоведения в содержании эстетического воспитания и обучения. Важно отметить, что исследования касаются основных звеньев системы эстетического воспитания и обучения детей и подростков.

Так, кандидатская диссертация С.В. Максимова "Роль народного прикладного искусства в художественном развитии детей 5-7 лет" посвящена определению значения и места детской изобразительной деятельности с использованием образцов русского народного декоративно-прикладного искусства в системе эстетического воспитания в детском саду.

При разработке проблем преемственности изобразительной деятельности детей детского сада и младших школьников данное исследование может быть полезным для определения дальнейших путей наиболее эффективного педагогического воздействия на развитие детского творчества под влиянием народного прикладного искусства.

Методике преподавания декоративного рисования на материале народного искусства в начальных классах посвящено несколько диссертаций (Р. Хасанов, Я.А. Савзонов, Л.Н. Любарская, В.С. Белова).

В исследовании Р. Хасанова и Я.А. Савзонова на материале народного искусства Узбекистана и Таджикистана апробирована последовательность заданий, посвященных изучению специфики восточного орнамента в декоративной работе с младшими школьниками.

В диссертации Л.Н. Любарской "Развитие художественно-творческой активности у младших школьников в процессе занятий изобразительным искусством" на материале украинской народной росписи показан процесс формирования способностей к эстетическому освоению действительности и потребностей к продуктивной эстетической деятельности через развитие чувства декоративности у школьников I - III классов.

Исследование Б.С. Белова "Пути совершенствования методов преподавания изобразительного искусства в подготовке учителей начальных классов (декоративное рисование применительно к факультетам педагогики и методики начального обучения)" направлено на решение важной проблемы - выявления путей более успешного решения педагогической задачи улучшения эстетического воспитания и образования учителя начальных классов для руководства изобразительной деятельности детей.

Важно, что в работе Б.С. Белова с этой целью показаны эффективные способы решения изобразительных задач по декоративно-прикладному искусству с широким привлечением народного искусства Марийской республики, способствующие активизации изобразительной деятельности в целом.

В кандидатской диссертации Д.Г. Пилипенко "Исследовании эстетико-воспитательных возможностей занятий декоративным искусством в детском саду" находят отражение некоторые положения о значении народного искусства в эстетическом воспитании и обучении дошкольников при определении автором примерной систематизации отдельных видов декоративно-художественной деятельности детей старшей и младшей группы.

4. Методика знакомства детей с декоративно-прикладным искусством

Разные цели, стоящие перед учебными предметами "изобразительное искусство" и "художественный труд" обуславливают и разные подхода в эстетическом осмыслении материалов народного искусства. Так, знакомство с декоративно-прикладным творчеством в детских садах, расположенных в местах традиционных художественных промыслов, нацелено на овладение детьми основ художественного ремесла. В практике знакомства в детских садах такого типа есть прекрасные примеры решения обозначенных целей. Например, опыт детского сада селения Кубачи в реализации системы учебно-творческих работ на занятиях художественного труда по овладению мастерством художественной обработки металла. Коллектив воспитателей в своей работе опирается на комплекс методических материалов: апробированную программу занятий художественным трудом, альбомы, книги, таблицы, посвященные истории кубачинского искусства. Воспитательная работа не ограничивается рамками занятий. Ценить и уважать труд народного мастера учат здесь в повседневной жизни. Опыт народной педагогики кубачинцев, когда на протяжении многих веков в каждой семье отец передавал секреты обработки дорогих материалов сыну, нашел современную трансформацию в эстетическом и трудовом воспитании дошкольников.

Активный поиск программного содержания уроков художественного труда ведут воспитатели детских садов на базе предприятий художественных промыслов Горьковской области. Благодаря совместным усилиям работников системы дошкольного воспитания в детских садах области изучение основ народной художественной росписи по дереву осуществляется с помощью народных мастеров с фабрик "Хохломский художник" (село Семино) и "Хохломская роспись" (г.Семенов), мастеров промыслов росписи по дереву в Полхове-Майдане и Городце.

В осмыслении эстетического содержания воспитания на занятиях по труду в детских садах на базе предприятий народных художественных промыслов большую помощь воспитателям оказывают труды сотрудников ВНИИ художественной промышленности. Например, двухтомник «Основы художественного ремесла». Сотрудники института художественной промышленности разрабатывают серию программ уроков художественного труда с учетом специфики традиционной техники народного творчества, сложившихся художественных школ мастерства.

Привлечение народного декоративного искусства как активного средства эстетического воспитания в системе уроков декоративного рисования в детском саду имеет свои преимущества. Главные из них - широкие горизонты эстетического познания и многообразные аспекты воспитательного воздействия народного искусства в процессе гармонического воспитания личности дошкольника.

Знакомство с передовым педагогическим опытом эстетического воспитания средствами народного декоративного искусства в детских садах Российской Федерации позволяет говорить о многочисленных примерах реализации воспитателями эффективных методов и приемов, раскрывающих особенности стиля разных художественных школ народного искусства с целью более полного использования воспитательных функций произведений народных мастеров. Например, воспитатели старших групп г. Костромы и области увлеченно работают с детьми над темами, связанными с народной художественной росписью и резьбой по дереву. С этой целью происходит знакомство не только с памятниками деревянного зодчества родного края, но и широко привлекается искусство народных мастеров соседних областей: Ярославской, Ивановской, Владимирской, Горьковской. Благодаря педагогическому мастерству небольшие беседы на занятиях декоративного рисования превращаются в серию увлекательных путешествий в страну красоты и добра, созданную руками народных мастеров,

В детских садах Загорска Московской области - центре по производству традиционной деревянной русской игрушки - воспитатели разнообразно проводят занятия с опорой на искусство русской игрушки. Много воспитательных возможностей открывается перед детским садом по пропаганде русского народного искусства в совместной работе с сотрудниками Загорского государственного музея-заповедника.

Неисчерпаемое богатство художественных идей таит в себе изучение народного костюма, и, как свидетельствует практика, особенно перспективны два направления в разработке этой темы. Изучение истории народного костюма родного края и интерпретация мотивов в иллюстрации преданий, исторических событий края, создание сувениров. Такой подход отражен в работе воспитателей-специалистов детских садов г. Павлово Горьковской области. Другая трактовка темы связана с изучением действующего центра народных художественных промыслов, продукция которого связана с использованием народных эстетических традиций в современном костюме. Такую работу ведут воспитатели-специалисты в г. Павловском Посаде Московской области, где производятся знаменитые набивные павловские платки, шали, набивные шерстяные платки.

5. Практическая часть

Построение новой системы учебно-творческих заданий на основе народного декоративного искусства мы рассматриваем как построение части системы занятий по изобразительному искусству в детском саду в целом. Систему изучения изобразительного искусства, как и всякую методическую систему характеризуют ведущая идея (цель) и дидактические принципы, которые определяют отбор содержания программы, своеобразие методов обучения.

Ведущая цель, поставленная обществом перед нашим предметом - достичь тесного единства трудового, нравственного и эстетического воспитания для всестороннего, развития личности каждого ребенка. В учебно-воспитательном процессе на занятиях по декоративному рисованию решение столь важной государственной задачи мы видим в реализации системы учебно-творческих заданий на материале народного декоративного искусства. Такая система должна служить раскрытию духовных сил ребенка, быть эффективной для эстетического развития личности дошкольника, активизировать декоративное творчество ребят.

Социальный заказ современного общества должен отразиться на содержании преподавания декоративного рисования средствами народного декоративно-прикладного искусства. С этой целью нами учитывались единство содержательной и процессуальной сторон обучения с точки зрения дидактики, разработка современного состояния преподавания изобразительного искусства в детском саду. Это дало нам основание определить следующие ведущие факторы для построения системы учебно-творческих заданий:

Системное и комплексное планирование учебно-воспитательных целей и задач на занятиях декоративного рисования;

Системный отбор произведений народного декоративно-прикладного искусства, объектов действительности для эстетического познания и декоративной работы детей;

Дифференцирование методов, приемов педагогического руководства, методов стимулирования как процессом эстетического познания, так и декоративной работой детей;

Учет оценки уровней эстетической воспитанности по результатам, достигнутым детьми в декоративной работе.

Учет названных методологических предпосылок в построении системы учебно-творческих заданий позволил нам выделить существенные стороны учебно-воспитательного процесса на уровне: виды декоративной работы детей; ведущие эстетические знания и формы эстетического познания; межпредметные и внутрипредметные связи; объем графических умений и навыков.

Опираясь в изучении народного искусства на реализацию важнейших дидактических принципов, мы стремились к обобщению методических приемов, определению места и значения художественного анализа произведений народного искусства на занятиях декоративного рисования, а также к разработке критериев уровней эстетической воспитанности детей, имея в виду конечной целью эффективное творческое развитие личности дошкольника.

Принципиально важным в этой системе является единство эстетического познания и содержания декоративной работы (трудовой деятельности) детей на материале народного декоративно-прикладного искусства, причем разрабатываются такие методические приемы, которые стимулируют творческое создание детьми самостоятельных композиций, а не простое подражание приемам народного искусства. Для этой цели на занятиях по декоративному рисованию привлекаются народная роспись Городца, Полховского Майдана, Хостова, Хохломы, глиняные дымковские и филимоновские игрушки, деревянная народная игрушка, бытовые изделия мастеров Севера, вышитые изделия из Рязани, Владимира, Торжка, произведения мастеров художественных лаков Палеха. В работе с детьми углубляются и систематизируются эстетические познания дошкольников на основе знакомства с народной керамикой Гжели, Скопина, с народной набойкой, народной гравюрой - лубком.

Конкретизацию существенных сторон учебно-воспитательного процесса на занятиях по декоративному рисованию, проводимых на основа системы учебно-творческих заданий, можно увидеть в динамике форм эстетического познания и видов декоративной работы детей (таблица I).

Таблица 1

Примерные формы эстетического познания детей

Примерные виды декоративной работы

1. Ознакомление о цветочным узором в изделиях мастеров современного Городца и Полховского Майдана.

2. Понятие узор, ритм.

3. Простейшие приемы народной кистевой росписи (ягодка приемом тычка; листок приемом прикладывания кисти; декоративный цветок "розан").

4. Интерпретация приемов.

Самостоятельное исполнение оформления эскизов предметов, в украшении которых возможны простейшие орнаментальные композиции: чередование элементов в полосе (для украшения спинки детского стульчика, оконного наличника сказочного домика, орнаментированной полосы-фриза для украшения комнаты и т.д.).

1. Ознакомление с русской матрешкой, с русской деревянной и глиняной игрушкой.

2. Элементарные понятия о единстве практического назначения, конструкции и узора (орнаментальной композиции).

3. Элементарные понятия о создании декоративного изображения на основе переработки и обобщения объектов действительности.

4. Простейшие приемы народной кистевой росписи.

5. Интерпретация приемов.

Самостоятельное выполнение эскизов игрушек. Роспись игрушек, выполненных на занятиях по труду, согласно эскизам.

1. Ознакомление с сюжетно-декоративной росписью в бытовых изделиях мастеров Севера, в лаковой миниатюре Палеха.

2. Эстетическая, оценка явлений действительности в декоративном образе.

3. Приемы народной росписи, значение силуэта как средства декоративной композиции.

Самостоятельное исполнение эскизов художественных вещей, в украшении которых возможны простейшие сюжетно-декоративные композиции: роспись кухонной разделочной доски, роспись памятного кубка, роспись сувенирной коробочки для русского пряника и т. д.

1. Знакомство с произведениями мастеров народной керамики Гжели, Скопина.

2. Понятие о связи практического назначения керамических изделий с изобразительными элементами в облике художественной вещи в целом.

3. Дальнейшее представление о создании декоративного образа на основе переработки форм реальных животных и птиц.

Самостоятельное исполнение эскизов художественных вещей на основе единства декоративного изображения и практического назначения предмета: эскиз фигурного сосуда, масленки, чайника, подсвечника, фигурки для фонтана в детском парке и т.д.

Список использованной литературы

1. Беляев Т.Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений у учащихся. - М., 1989.

2. Моран А. История декоративно-прикладного искусства. - М., 1986.

3. Основы декоративного искусства в школе. - М., 1981.



Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.

Полюбив то, что его окружает, ребенок лучше поймет и оценит то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидит то, что отличает их друг от друга в зависимости от природных условий, занятий местных жителей, их вкусов.

Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.

Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно-прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства. У детей формируются разнообразные способности - как художественные, так и интеллектуальные.

Знакомство ребенка с русским народным декоративно-прикладным искусством опирается на принцип общей дидактики - связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности.

Успешная реализация программных требований на занятиях в разных возрастных группах зависит от подготовки до них самого воспитателя и детей, а также от наличия необходимого оборудования.

В каждой группе должны быть наглядные пособия, произведения декоративного искусства, доступные детям разнообразные материалы, в частности белая и цветная бумага. Белая бумага должна быть крепкой (плотной), а цветная - такая, чтобы на неё хорошо ложилась краска. Глянцевая и меловая бумага для декоративного рисования не пригодна.

Кисти для рисования желательно использовать круглые, волосяные, с мягким эластичным ворсом и острым концом.

Для декоративного рисования используют гуашь. Разводят ее водой до густоты сметаны. Наилучшая - «художественная» гуашь, но можно использовать и плакатную. Желательно, чтобы она была разных цветов и оттенков. Воспитатель должен уметь самостоятельно создать определённый цвет или его оттенок. С этой целью используется способ смешивания красок основных цветов - красного, жёлтого, синего для образования оранжевого, зелёного, фиолетового и других. Оттенки разных цветов получают, смешивая белую гуашь с нужным цветом. Так, розовый цвет получают, добавляя к белилам красной краски. Разводить гуашь надо в отдельном сосуде. Для этого её набирают маленькой ложкой или палочкой и, вливая понемногу воды, размешивают до получения однородной массы.

К занятиям по рисования надо подготовить банки с водой для промывания кисточек (лучше по две - для промывания и прополаскивания), салфетки для просушивания кисточек после промывания, подставки для них, подкладки размером 25x35 см. Краски разливают в чашечки, которые ставят на подносы.

В средней группе используется бумага прямоугольной формы (1/2 альбомного листа), полоска (1/4 листа), квадрат (со стороной 15 см), круг (диаметром 10 см), вырезанные из бумаги предметы.

Детям средней группы лучше всего рисовать кистью № 12 - круглым, с острым кончиком. Следует от него широкий, и благодаря этому можно быстро выполнить узор. К занятию надо подготовить не меньше как 4 краски, чтобы дети могли не копировать цвета, предложенные на образце, а самостоятельно подобрать их. В конце занятия демонстрируются те работы детей, на которые наиболее удачно объединены цветами.

К занятиям по декоративному рисованию в старшей группе следует подготовить не только кисти (лучше № 8), а и патычки, иногда даже по два патычки на одно занятие, если, например, в узоре должны быть пятнышки двух цветов или двух размеров.

Бумага нужна такой формы, чтобы дети могли учиться рисовать на ней узоры: в виде полоски, квадрата, многоугольника, розети, круга, плоских предметов. Многоугольник, розету, круг вырезают из целого альбомного листа, квадрат - со стороной 16 см. Для передачи колорита украинской керамики лучше всего фон коричневого, жёлтого, зелёного тонов.

В старшей группе детям часто предлагают на одном занятии бумагу разных цветов, чтобы они самостоятельно добирали фон.

Детей старшей группы учат выбирать из шести цветов те, которые хорошо объединяются или отвечают колориту определённого вида искусства керамики, вышивки, декоративной росписи. Эта работа не ограничивается одним занятиям, учить надо постепенно, на каждом занятии.

В подготовительной группе дети рисуют узоры кистью №6. Им можно предложить по две кисти - № 12 для рисования больших элементов в узоре №6 - для выполнения тонких линий, мелких элементов. Листы бумаги могут быть большие и малые. Для рисования по мотивам украинских росписей лучше давать бумагу светлых тонов; Городецкие узоры рисуют на жёлтом. Хохломские и Жостовские узоры - на чёрной, красной или золотистой бумаге. Гуашь надо предлагать по 8-10 цветов в наборе, чтобы дети могли выбирать нужный цвет, проявлять свой вкус, знание колорита.

Для демонстрирования детских работ, показа способа изображения лучше всего использовать мольберт или доску-стенд.

Статья из опыта работы «Художественно-эстетическое развитие детей в дошкольном учреждении и семье средствами декоративно – прикладного искусства (каргопольская игрушка)».

Материал предназначен для воспитателей дошкольных учреждений,для работы с детьми среднего дошкольного возраста.

«Получить в детстве начало эстетического воспитания – значит, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и оценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству». Н. А. Ветлугина

В своей работе я опиралась на научно – исследовательские, методические и организационно – педагогические условия.
Научно – исследовательские. Исследователи народного искусства Комарова Т.С., Василенко В.Н., Ветлугина Н.А., Сакулина Н.П., Флерина Е.А. и др. отмечают значение декоративно-прикладного искусства для разностороннего развития личности ребёнка. Е.А.Флерина одной из первых выступила за использование декоративно-прикладного искусства в детском саду. Она считала, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики.

Методические условия.
- Изучение методической литературы. (Изучили литературу касающиеся истории каргопольского промысла, уточнила методы и приемы, используемые при ознакомлении детей дошкольного возраста с игрушкой и обучение их лепке и росписи.); методической литературы по взаимодействию педагогов и родителей для реализации современной модели художественно-эстетического образования в ДОУ;
- Организация РППС;
- Разработка методического сопровождения;
- Поиск наиболее эффективных методов работы с детьми и родителями;
Организационно – педагогические условия.
- взаимодействие с семьями воспитанников для реализации плана работы по данной теме
- взаимодействие детского сада с социумом
- выступление на педагогическом совете
- транслирование опыта в интернет сообществах

Актуальность.
Проблема художественно – эстетического воспитания и развития детей всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Одной из задач ФГОС дошкольного образования, является развитие творческих способностей у детей, для становления креативной и успешной личности. С давних пор дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих земляков детям легче, получить первоначальное эстетическое воспитание.
Начиная работу по теме, мы обратилась к народной игрушке. Так как национальная русская игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающая ветвь народного искусства, имеющая свои традиции. Из всего разнообразия русских народных игрушек мы выбрали каргопольскую глиняную игрушку, так как считаем, что она разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребенка. Удивительная простота сюжета, пропорциональность, четкость формы сочетаются с простой раскраской, их образ понятен детям, а орнамент доступен для понимания. Практика показывает, что для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В семье закладываются основы личности ребенка,происходит развитие эмоционально-чувственной сферы.

Цель: художественно-эстетическое развитие детей в дошкольном учреждении и семье средствами декоративно – прикладного искусства (каргопольская игрушка).

Задачи:
1.Создать условия способствующих реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала.
2. Способствовать развитию художественно-эстетического развития детей в дошкольном учреждении и семье средствами декоративно – прикладного искусства (каргопольская игрушка).
3.Привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.

Ведущая педагогическая идея данной работы заключается в том, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по ознакомлению детей дошкольного возраста с народной игрушкой, ее изготовлению и украшению при взаимодействии с родителями будет способствовать развитию творческих способностей детей, способствовать гармоничному разностороннему развитию ребенка.

Этапы работы. I этап – Подготовительный
Подобрали методическую литературу. За основу в своей работе мы используем парциальную программу «Цветные ладошки» Лыкова И.А., которая является вариативной частью Основной Образовательной Программы. Разработали методическое сопровождение (перспективный план, определили направления) . Провели анализ РППС. Разработали педагогическую диагностику в соответствии с Основной образовательной программой. Критерии диагностики определила в соответствии с основными направлениями работы по теме. В оценке достижений детей использовала малоформативные методы: наблюдение, беседа, наблюдение в совместной деятельности. Результаты диагностики выявили недостаток развития личностных качеств у детей, (эмоциональная отзывчивость, чувство сопереживания), дефицит знаний и представлений у детей о каргопольской игрушке, владение практическими навыками в изобразительной деятельности.
Работа с детьми проходила по следующим направлениям
- Вызвать эмоциональную отзывчивость.
- Развивать представления о каргопольской игрушке.
- Формировать практические навыки и умения в изобразительной деятельности.
Подготовительный этап. Начиная работу с детьми по выбранному направлению, пополнили среду образцами изделий каргопольской народной игрушки, сделанными своими руками и оригинальными. Оформили выставку игрушек (для того чтобы заинтересовать детей, произвести на них впечатление). Радовали детей возможность поиграть с глиняными игрушками. Оформили яркий красочный плакат с изображением каргопольских игрушек, элементами росписи. Сделали красочные, иллюстрированные альбомы: « Каргопольская игрушка», « Лепим каргопольскую игрушку», «Путешествие в Каргополь» (возникновение промысла), альбом с основными элементами росписи в порядке их усложнения. Сделали таблицу, показывающую последовательность изготовления глиняной игрушки, основные цвета росписи, элементы узора. Украсили группу тематическими картинками. Пополнили мини –музей « Уголок русской избы» (скатерть на стол с каргопольскими узорами, сундучком украшенный каргопольским узором). Пополнили музыкальный уголок шапочками для игр-драматизаций и инсценировок. Дидактическими играми: «Составь картинку», «Подбери правильно», «Сходства и различия», «Трафареты», «Продолжи узор», «Домино», «Народные промыслы», «Расставь по полочкам», «Назови правильно». Уголок физического развития пополнили атрибутами для народных игр (ленты, венки, маски, шапочки). Пополнили уголок изобразительной деятельности, в нём находиться готовая к лепке глина, каргопольские игрушки, картинки, иллюстрированные альбомы таблицы, краски, бумажные силуэты, раскраски чтобы дети при желании могли заняться любимым делом. Оформили фотовыставку « Каргопольская глиняная игрушка».
Практический этап включает работу с детьми, взаимодействие с родителями и взаимодействие с социумом.

Формы работы с детьми. Работа проходила через все виды детской деятельности (игровую, продуктивную, двигательную, чтение (восприятие) художественной литературы, музыкально – художественную, познавательную, трудовую, коммуникативную) и поэтапного знакомства с народным промыслом путем погружения в различные формы.
Моделируя темы всех мероприятий, мы старались продумать их содержание таким образом, чтобы ребенок мог познакомиться с историей народной игрушки, выразить свое отношение, проявить личностные качества. Весь материал детям преподносили в игровой форме.
Беседы с просмотром презентаций: « Знакомство с каргопольской игрушкой», «Путешествие в Каргополь», видеофильма « Как делают каргопольскую глиняную игрушку» Познакомили детей с каргопольскими игрушками, особенностями и этапами изготовления, с историей возникновения этого промысла. При этом воспитывали эстетическое восприятие произведений декоративно – прикладного искусства.
Рассматривали выставку каргопольских игрушек. С целью вызвать интерес и эмоциональный отклик, обращали внимание на её красоту и забавный характер, который с любовью передают каргопольские мастера, особенности игрушки (мифические образы « Полкан», « Тяни – Толкай»). Обращали внимание на материал, из чего сделана игрушка, как украшена.
Рассматривали красочные, иллюстрированные альбомы: « Каргопольская игрушка», « Лепим каргопольскую игрушку», « Каргопольская игрушка» (возникновение промысла). Формировали интерес дошкольников путём использования различных видов наглядности.Плакат с основными элементами росписи в порядке их усложнения. Знакомили детей с особенностями и своеобразием каргопольской росписи.
Играли в дидактические игры: «Трафареты», «Продолжи узор», « Собери узор». Помогали детям овладеть приёмами и техниками росписи по мотивам каргопольской игрушки. «Домино», «Народные промыслы», «Расставь по полочкам», «Подбери правильно», «Сходства и различия», «Составь картинку» .Играли в словесные игры «Назови правильно». Учились называть знакомые народные игрушки, их характерные признаки, расширяли словарь: элемент, узор. роспись. С помощью таблицы составляли рассказ об этапах изготовления каргопольской игрушки, называть основные цвета, основные элементы росписи.
Познакомили детей с природным материалом, из которого делают игрушки – глиной. Провели опыт с глиной « Волшебный комочек».
Продуктивная деятельность (лепка, аппликация, рисование). «Зарисовка элементов росписи», « Узор на полосе», « Платочек». Продолжали знакомить детей с промыслом, способствовали развитию умений рисовать элементы росписи. Закрепляли знания об отличительных особенностях каргопольской росписи. Выделяли средства выразительности: элементы узора, их цвет, колорит росписи, ритм элементов, чередование. « Роспись Коня –Полкана декоративными элементами», « Роспись Берегини».Формировали умение поэтапно, расписывать силуэт игрушки. Лепка « Птичка свистулька», лепка «Утушка – Маховая», лепка « Мишка». Познакомили детей с приемами лепки в процессе создания образа каргопольской игрушки, лепить из целого куска, используя приёмы оттягивания, вдавливания, прищипывания, сглаживания.
Росписывали силуэты каргопольской игрушки по образцу. Способствовали развитию умений выделять элементы узора (прямые линии, крестики, точки, волнистые линии). Подбирать цвета в соответствии с образцами.
Для самостоятельной деятельности детям предлагали раскраски, способствовали развитию умений самостоятельно выбирать элементы росписи и цветовую гамму, украшать плоскостные игрушки.
Провели экскурсию по фотовыставке «Каргопольская глиняная игрушка». Продолжали знакомить с промыслом. Показали красоту глиняной игрушки, ее выразительность, образность, простота узора. Воспитывали уважение к труду народных мастеров.
Разучивали песенки, потешеки, физкультминутки, пальчиковые гимнастики по теме. Обогащали словарь детей новыми словами, загадками, стихами.
С детьми и родителями провели развлечение» Ярмарка». Формировали у детей способности чувствовать, понимать, оценивать, любить искусство народных мастеров и наслаждаться им.
Взаимодействие с социумом.
Детский сад тесно сотрудничает с АФ ННГУ. Студенты провели мастер – класс для родителей по росписи каргопольской игрушки.
Без взаимодействия с семьёй, работа по развитию художественно – творческих способностей у детей была бы не полноценной и незаконченной. На подготовительном этапе провели родительское собрание.
Провели анкетирование. В анкету включили такие вопросы как:
Считаете ли вы, что детям нужно прививать нравственные качества?
Будет ли детям интересно знакомиться с каргопольскими игрушками?
Готовы ли Вы принять участие в работе по развитию художественно – творческих способностей у детей через знакомство с народной игрушкой?
Провели собрание на тему «Влияние народного творчества на нравственное воспитание детей 3-4 лет», где получили согласие родителей на работу по теме. Вместе с родителями определить тему индивидуального участия, рассказы об интересных фактах, связанных с коргопольской игрушкой, подбор иллюстраций, изготовление дидактических игр и т.д. Затем подготовили наглядные консультации «Как развивать творческие способности дошкольников», «Значение народной игрушки в воспитании детей», «Роль декоративно – прикладного искусства и художественных промыслов в развитии детей дошкольного возраста», « Художественно – эстетическое развитие детей дошкольного возраста в домашних условиях», « Как развивать творческие способности у детей». Провели мастер – класс по росписи каргопольской игрушки. Разработали информационные буклеты. Провели экскурсию « Каргопольская глиняная игрушка». Организовали выставку совместного творчества детей и родителей.

Трудности: к сожалению, не все родители идут на контакт, но благодаря активным формам взаимодействия они проявляют, интерес и сотрудничество. Все формы работы с родителями создают атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребенка. А чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок.
По итогам мониторинга на конец учебного года наблюдается рост интереса детей к русскому народному творчеству. Работая по данной теме в системе, дети стали проявлять эмоциональную отзывчивость, творческую активность.
Стали ориентироваться в произведениях народных мастеров, научились выделять каргопольские игрушки среди других, различать не только форму, но и цветовые композиции (узнают элементы росписи каргопольской игрушки, знают значение знаков-символов).
Дети освоили простейшие практические навыки, научились рисовать элементы росписи каргопольской игрушки и украшать ее силуэт. Владеют основными принципами лепки из одного куска глины.

Работа по художественно – эстетическому воспитанию и развитию детей средствами декоративно – прикладного искусства ещё не закончена, но уже сегодня, наблюдая за детьми, можно утверждать, что результаты проводимой работы положительные.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса