Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Тема: Единство музыкального произведения. Презентация на тему ""магическое единство" музыкального произведения" Тесное и широкое понимание музыкальной формы

НАЧИНАЕМ

УРОК!


«Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее.

Благодаря музыке, вы найдете в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках»

Д.Д. Шостакович.


Музыкальная викторина

Определите жанр музыкального произведения.


Рихард Вагнер. Антракт из оперы «Лоэнгрин»


Вольфганг Амадей Моцарт. Маленькая ночная серенада


Франц Шуберт. Серенада.


Музыкальная викторина

Назовите музыкальное произведение и его автора.


1. П.Чайковский.

Вальс из оперы «Евгений Онегин»




4.Фридерик Шопен. В альс № 10


динамика

стаккато

серенада

Какие средства выразительности помогали вам определять жанр и характер музыки?

интонация


Сравни два изображения. Как мы воспринимаем музыкальное произведение?

Музыкальная



  • Что значит изучать музыкальную форму?
  • Означает изучать музыку, то, как она сделана, какими путями следует музыкальная мысль, из каких компонентов она складывается, образуя композицию и драматургию музыкального произведения.

Сравните два произведения, используя средства музыкальной выразительности.

Характер

Темп, мелодия

Звукоизобрази-тельность

Как исполняется



Ф.Шуберт. Поэт-В.Мюллер. «Шарманщик». Из цикла «Зимний путь»



В.Моцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро»

Характер

Ф.Шуберт. «Шарманщик». Из цикла «Зимний путь»

Одно из самых жизнерадостных произведений в истории музыки. Он полон жизнелюбия и радости, к которым она устремлена.

Темп, мелодия

Полная отчуждённость и обречённость человека от жизни.

Темп – presto звучит стремительно и безудержно, сметая всё со своего пути. Воля к жизни. Непрерывная мелодия.

Звукоизобрази-тельность

В музыке царит ре-мажор, к. приобретает столь светлое и праздничное звучание, что слушателя охватывает чувство не замутнённой радости.

Сломленная воля теряет порыв к движению, прерывистые, угасающие фразы.

Ля минор несёт в себе одиночество и невообразимую тоску.

Шумная говорливая толпа во время карнавала и праздника.

Как исполняется

Подражание заунывной мелодии шарманки.

Звучит Tutti (полный состав оркестра). Когда много, тогда весело!


  • Непрекращающееся музыкальное движение, которое «трепещет всюду и везде, то смеётся, то потихоньку хихикает, то торжествует; в стремительном полёте возникают всё новые его источники… всё мчится к ликующему концу… увертюра раскрывается апофеозом неистовой торжествующей жажды жизни, увлекательнее которого невозможно себе представить».

Так, воплощая свой замысел, композитор продумывает форму произведения, все её особенности – от общего строения до мельчайших деталей. Ведь в деталях и выражается главная сущность искусства, которое убеждает нас.

УРОК

Слайд 2

Музыка- это вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах, активно воздействующих на психику человека. Музыка играла и играет огромную роль в жизни человека. Одна из главных ее функций - объединять людей, поскольку язык музыки понятен без перевода.

Слайд 3

Откуда же появилась музыка?

Раньше всего возникла народная музыка. Первоначально звуки первых инструментов (они были ударными) сопровождали утомительный и однообразный труд. Затем появилась военная и культовая музыка.

Слайд 4

Еще в Древней Греции музыканты подавали сигналы войскам и играли в храмах.

Слайд 5

Так постепенно сформировались две основных составляющих музыки - профессиональная и народная.

Слайд 6

Со временем к ним добавилось и деление музыки на культовую и светскую.

  • Слайд 7

    Музыкальное произведение – сочинение, состоящее из звуков с текстом или без текста, исполняемое голосом или с помощью инструментов. Музыкальное произведение – это единое целое, как и любое художественное произведение.

    Слайд 8

    Самыми важными и яркими средствами музыкальной выразительности являются: мелодия гармония ритм лад тембр Поддерживая и обогащая друг друга, они выполняют единую творческую задачу – создают музыкальный образ и воздействуют на наше воображение. Средства музыкальной выразительности

    Слайд 9

    Мелодия

    Когда слушаешь музыку, невольно обращаешь внимание на ведущий голос, главную музыкальную тему. Это звучит мелодия. Греческое слово мелодия состоит из двух корней: melos и ode, что означает «пение песни». Мелодия – это содержание произведения, его стержень. Она передает главные художественные образы.

    Слайд 10

    Гармония

    Слайд 11

    Гармония

    Это слово пришло к нам из Греции и в переводе означает «стройность», «созвучность», «слаженность». Гармония имеет 2 смысла: приятная для слуха слаженность звуков, «благозвучие»; объединение звуков в созвучия и их закономерное последование.

    Слайд 12

    Ритм

    Ритмом в музыке называется чередование и соотношение различных музыкальных длительностей. Ритм – тоже греческое слово и переводится как «мерное течение». Благодаря ритму мы отличаем марш от вальса, мазурку от польки и т.д.

    Слайд 13

    Лад

    Лад в музыке создает настроение. Оно может быть радостным, светлым или, наоборот, задумчивым, печальным. Лад – славянское слово и переводится как «мир», «порядок», «согласие». В музыке лад означает взаимосвязь и согласованность звуков, различных по высоте. Самыми распространенными ладами являются мажор и минор.

    Слайд 14

    Слайд 15

    Тембр

    Тембр в переводе с французского означает «окраска звука». Тембр – это отличительный знак каждого музыкального инструмента или человеческого голоса.

    Слайд 16

    О каких музыкальных произведениях сложнее говорить? О музыкальных произведениях, никакой программы не содержащих. О музыкальных произведениях непрограммной музыки. Несмотря на отсутствие литературной программы, такие произведения имеют не менее богатое музыкальное содержание.

    Слайд 17

    Какие бывают музыкальные произведения непрограммной музыки

    Концерты; Симфонии; Сонаты; Этюды; Инструментальные пьесы…

    Слайд 18

    Что такое соната? Сона́та (итал. sonare - звучать) - жанринструментальной музыки, а также музыкальная форма, называемая сонатной формой. Сочиняется для камерного состава инструментов и фортепиано. Как правило, соло или дуэта. Л. В. Бетховен

    6 класс

    Тема: Единство музыкального произведения

    Музыкальное произведение – сочинение, состоящее из звуков с текстом или без текста, исполняемое голосом или с помощью инструментов.

    Музыкальное произведение – это единое целое, как и любое художественное произведение.

    Из чего состоит это целое? Какие средства использует композитор, создавая музыкальное произведение?

    Самыми важными и яркими средствами музыкальной выразительности являются мелодия, гармония, ритм, лад, тембр. Поддерживая и обогащая друг друга, они выполняют единую творческую задачу – создают музыкальный образ и воздействуют на наше воображение.

    Давайте разберёмся в этих названиях.

    1. Мелодия

    Когда слушаешь музыку, невольно обращаешь внимание на ведущий голос, главную музыкальную тему. Это звучит мелодия. Греческое слово мелодия состоит из двух корней: melos и ode, что означает «пение песни». Мелодия – это содержание произведения, его стержень. Она передает главные художественные образы.

    2. Гармония .

    Это слово тоже пришло к нам из Греции и в переводе означает «стройность», «созвучность», «слаженность». Гармония дополняет мелодию новыми эмоциональными красками, насыщает, «расцвечивает» ее, создает фон. Между мелодией и гармонией всегда нерасторжимая связь. Гармония имеет 2 смысла:

    а) приятная для слуха слаженность звуков, «благозвучие»;

    б) объединение звуков в созвучия и их закономерное последование.

    3. Ритм

    Ни одна мелодия или картина не может существовать вне ритма. Ритмом в музыке называется чередование и соотношение различных музыкальных длительностей.

    Ритм – тоже греческое слово и переводится как «мерное течение».

    Ритм обладает огромными возможностями. Это яркое выразительное средство, которое определяет характер музыки. Благодаря ритму мы отличаем марш от вальса, мазурку от польки и т.д. Ритм существует не только в музыке, но и в природе, быту. Мы чувствуем его всегда, потому что он заложен в основе нашей жизни. Ритмично бьется сердце человека, ритмично отстукивают часы, ритмично происходит смена дня и ночи, времен года. Мы ритмично шагаем, ритмично дышим.

    4. Лад

    Лад в музыке создает настроение. Оно может быть радостным, светлым или, наоборот, задумчивым, печальным. Лад – славянское слово и переводится как «мир», «порядок», «согласие». В музыке лад означает взаимосвязь и согласованность звуков, различных по высоте. Сочетания звуков воспринимаются по-разному. Одни устойчивые, на них можно остановиться или вообще закончить движение. Другие неустойчивые и требуют движения дальше. Самый устойчивый звук лада называется тоникой. Самыми распространенными ладами являются мажор и минор.

    5. Тембр

    Тембр в переводе с французского означает «окраска звука». Тембр – это отличительный знак каждого музыкального инструмента или человеческого голоса. Любую мелодию мы воспринимаем в определенной звуковой окраске. Человеческий голос тоже обладает своим тембром. В вокальной музыке различают два женских голоса (сопрано, альт) и два мужских (тенора, басы).

    Каждый музыкальный инструмент тоже имеет свой тембр, по которому мы его узнаём.

    Все эти компоненты музыкального произведения и создают его целостность, каждый композитор применяет их по-своему.

    Музыка говорит с нами ярким выразительным языком. И его необходимо знать и понимать. Вот тогда искусство станет для нас близким и доступным. И мы, слушая музыкальные произведения, сможем восхищаться виртуозностью показа отдельных выразительных средств произведения: проникновенной, чувствовать эмоциональность мажора или минора, любоваться красотой гармоний, многоцветной палитрой тембров, неповторимым многообразием ритмических рисунков.

    На следующих уроках мы поговорим подробно о каждом компоненте музыкальных произведений, а сегодня послушаем пьесу Г.Свиридова "Тройка" из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина "Метель".

    Свиридов Георгий Васильевич. 1915 –1998.

    Дебютировал в 1935 году циклом романсов на слова А.С. Пушкина, в которых выявились характерные черты индивидуального стиля Свиридова - яркий методизм, гармоническая свежесть, простота фактуры.

    В ряде произведений 40-х годов проявилось сильное влияние творчества Шостаковича. Вокальная поэма «Страна отцов» (1950) и цикл песен на слова Р. Бернса (1955) - первые произведения зрелого периода творчества Свиридова.

    Центральное место в творчестве Свиридова занимает вокальная музыка, опирающаяся на поэтическое слово. Интонации народных песен, им используемые, обогатили мелодику.

    Какой же образ нам нарисовала музыка?

    - «Птица - тройка» лошадей.

    Учитель : это поэтический символ чего и почему именно кони?

    Это символ России, свободной и независимой, оплот православия. Конек венчал крышу русской избы – символ силы, но доброй, ведь Русь не нападала на врагов, а оборонялась.

    Учитель : сколько основных музыкальных тем, характеризующих образы, вы услышали? Опишите первую музыкальную тему и пропойте ее.

    Призывная, несущаяся, фанфарная…

    Учитель: Опишите вторую музыкальную тему и пропойте ее.

      песенная, протяжная, льется…

    Василий Андреевич Жуковский:

    Кони мчатся по буграм,

    Топчут снег глубокий…

    Вот, в сторонке божий храм

    Виден одинокий.

    Вдруг метелица кругом;

    Снег валит клоками;

    Черный вран, свистя крылом,

    Вьется над санями;

    Вещий стон гласит печаль!

    Кони торопливы

    Чутко смотрят в темну даль,

    6 класс

    Тема: Единство музыкального произведения

    Музыкальное произведение – сочинение, состоящее из звуков с текстом или без текста, исполняемое голосом или с помощью инструментов.

    Музыкальное произведение – это единое целое, как и любое художественное произведение.

    Из чего состоит это целое? Какие средства использует композитор, создавая музыкальное произведение?

    Самыми важными и яркими средствами музыкальной выразительности являются мелодия, гармония, ритм, лад, тембр. Поддерживая и обогащая друг друга, они выполняют единую творческую задачу – создают музыкальный образ и воздействуют на наше воображение.

    Давайте разберёмся в этих названиях.

    1. Мелодия

    Когда слушаешь музыку, невольно обращаешь внимание на ведущий голос, главную музыкальную тему. Это звучит мелодия. Греческое слово мелодия состоит из двух корней: melos и ode, что означает «пение песни». Мелодия – это содержание произведения, его стержень. Она передает главные художественные образы.

    2. Гармония .

    Это слово тоже пришло к нам из Греции и в переводе означает «стройность», «созвучность», «слаженность». Гармония дополняет мелодию новыми эмоциональными красками, насыщает, «расцвечивает» ее, создает фон. Между мелодией и гармонией всегда нерасторжимая связь. Гармония имеет 2 смысла:

    А) приятная для слуха слаженность звуков, «благозвучие»;

    б) объединение звуков в созвучия и их закономерное последование.

    3. Ритм

    Ни одна мелодия или картина не может существовать вне ритма. Ритмом в музыке называется чередование и соотношение различных музыкальных длительностей.

    Ритм – тоже греческое слово и переводится как «мерное течение».

    Ритм обладает огромными возможностями. Это яркое выразительное средство, которое определяет характер музыки. Благодаря ритму мы отличаем марш от вальса, мазурку от польки и т.д. Ритм существует не только в музыке, но и в природе, быту. Мы чувствуем его всегда, потому что он заложен в основе нашей жизни. Ритмично бьется сердце человека, ритмично отстукивают часы, ритмично происходит смена дня и ночи, времен года. Мы ритмично шагаем, ритмично дышим.

    4. Лад

    Лад в музыке создает настроение. Оно может быть радостным, светлым или, наоборот, задумчивым, печальным. Лад – славянское слово и переводится как «мир», «порядок», «согласие». В музыке лад означает взаимосвязь и согласованность звуков, различных по высоте. Сочетания звуков воспринимаются по-разному. Одни устойчивые, на них можно остановиться или вообще закончить движение. Другие неустойчивые и требуют движения дальше. Самый устойчивый звук лада называется тоникой. Самыми распространенными ладами являются мажор и минор.

    5. Тембр

    Тембр в переводе с французского означает «окраска звука». Тембр – это отличительный знак каждого музыкального инструмента или человеческого голоса. Любую мелодию мы воспринимаем в определенной звуковой окраске. Человеческий голос тоже обладает своим тембром. В вокальной музыке различают два женских голоса (сопрано, альт) и два мужских (тенора, басы).

    Каждый музыкальный инструмент тоже имеет свой тембр, по которому мы его узнаём.

    Все эти компоненты музыкального произведения и создают его целостность, каждый композитор применяет их по-своему.

    Музыка говорит с нами ярким выразительным языком. И его необходимо знать и понимать. Вот тогда искусство станет для нас близким и доступным. И мы, слушая музыкальные произведения, сможем восхищаться виртуозностью показа отдельных выразительных средств произведения: проникновенной, чувствовать эмоциональность мажора или минора, любоваться красотой гармоний, многоцветной палитрой тембров, неповторимым многообразием ритмических рисунков.

    На следующих уроках мы поговорим подробно о каждом компоненте музыкальных произведений, а сегодня послушаем пьесу Г.Свиридова "Тройка" из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина "Метель".

    Свиридов Георгий Васильевич. 1915 –1998.

    Дебютировал в 1935 году циклом романсов на слова А.С. Пушкина, в которых выявились характерные черты индивидуального стиля Свиридова - яркий методизм, гармоническая свежесть, простота фактуры.

    В ряде произведений 40-х годов проявилось сильное влияние творчества Шостаковича. Вокальная поэма «Страна отцов» (1950) и цикл песен на слова Р. Бернса (1955) - первые произведения зрелого периода творчества Свиридова.

    Центральное место в творчестве Свиридова занимает вокальная музыка, опирающаяся на поэтическое слово. Интонации народных песен, им используемые, обогатили мелодику.

    Какой же образ нам нарисовала музыка?

    - «Птица - тройка» лошадей.

    Учитель : это поэтический символ чего и почему именно кони?

    Это символ России, свободной и независимой, оплот православия. Конек венчал крышу русской избы – символ силы, но доброй, ведь Русь не нападала на врагов, а оборонялась.

    Учитель : сколько основных музыкальных тем, характеризующих образы, вы услышали? Опишите первую музыкальную тему и пропойте ее.

    Призывная, несущаяся, фанфарная…

    Учитель: Опишите вторую музыкальную тему и пропойте ее.

    • песенная, протяжная, льется…

    Василий Андреевич Жуковский:

    Кони мчатся по буграм,

    Топчут снег глубокий…

    Вот, в сторонке божий храм

    Виден одинокий.

    Вдруг метелица кругом;

    Снег валит клоками;

    Черный вран, свистя крылом,

    Вьется над санями;

    Вещий стон гласит печаль!

    Кони торопливы

    Чутко смотрят в темну даль,

    Воздымая гривы…


    Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
    Текстовое содержимое слайдов презентации:
    Музыка - это вид искусства, отражающий действительность в звуковых художественных образах, активно воздействующих на психику человека. Музыка играла и играет огромную роль в жизни человека. Одна из главных ее функций - объединять людей, поскольку язык музыки понятен без перевода. Откуда же появилась музыка? Раньше всего возникла народная музыка. Первоначально звуки первых инструментов (они были ударными) сопровождали утомительный и однообразный труд. Затем появилась военная и культовая музыка. Еще в Древней Греции музыканты подавали сигналы войскам и играли в храмах. Так постепенно сформировались две основных составляющих музыки - профессиональная и народная. Со временем к ним добавилось и деление музыки на культовую и светскую. Музыкальное произведение – сочинение, состоящее из звуков с текстом или без текста, исполняемое голосом или с помощью инструментов.Музыкальное произведение – это единое целое, как и любое художественное произведение. Самыми важными и яркими средствами музыкальной выразительности являются:мелодия гармония ритм лад тембр Поддерживая и обогащая друг друга, они выполняют единую творческую задачу – создают музыкальный образ и воздействуют на наше воображение. Средства музыкальной выразительности Мелодия Когда слушаешь музыку, невольно обращаешь внимание на ведущий голос, главную музыкальную тему. Это звучит мелодия. Греческое слово мелодия состоит из двух корней: melos и ode, что означает «пение песни». Мелодия – это содержание произведения, его стержень. Она передает главные художественные образы. Это слово пришло к нам из Греции и в переводе означает «стройность», «созвучность», «слаженность». Гармония имеет 2 смысла: приятная для слуха слаженность звуков, «благозвучие»; объединение звуков в созвучия и их закономерное последование. Гармония Ритм Ритмом в музыке называется чередование и соотношение различных музыкальных длительностей.Ритм – тоже греческое слово и переводится как «мерное течение». Благодаря ритму мы отличаем марш от вальса, мазурку от польки и т.д. Лад Лад в музыке создает настроение. Оно может быть радостным, светлым или, наоборот, задумчивым, печальным. Лад – славянское слово и переводится как «мир», «порядок», «согласие». В музыке лад означает взаимосвязь и согласованность звуков, различных по высоте. Самыми распространенными ладами являются мажор и минор. Тембр Тембр в переводе с французского означает «окраска звука». Тембр – это отличительный знак каждого музыкального инструмента или человеческого голоса. О каких музыкальных произведениях сложнее говорить? О музыкальных произведениях, никакой программы не содержащих. О музыкальных произведениях непрограммной музыки. Несмотря на отсутствие литературной программы, такие произведения имеют не менее богатое музыкальное содержание. Какие бывают музыкальные произведения непрограммной музыки Концерты;Симфонии;Сонаты;Этюды;Инструментальные пьесы… Что такое соната? Сона́та (итал. sonare - звучать) - жанр инструментальной музыки, а также музыкальная форма, называемая сонатной формой. Сочиняется для камерного состава инструментов и фортепиано. Как правило, соло или дуэта. Л. В. Бетховен «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее. Благодаря музыке, вы найдете в себе новые, неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках»Д.Д. Шостакович. Домашнее задание. Учебник музыка 7 класс. Темы 1 – 2.


    Приложенные файлы

  • Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Пьер и мари кюри открыли радий
    Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
    Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса