Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Логопедические упражнения 7 лет. Веселые звуки для коррекции звукопроизношения. Пособие включает три раздела

Детей, имеющих дефекты звукопроизношения, за последние годы значительно прибавилось. Еще десятилетие назад картина была другой. Самые распространенные проблемы - в картавости, искажении звуков, замене или пропуске тех из них, которые труднопроизносимы. Эти виды дефектов считаются легкими и обозначаются термином дислация. Они относительно легко поддаются корректировке на занятиях с логопедом.

Но существуют и более сложные варианты их кроются в поражении ЦНС, при котором имеются проблемы с нормальным функционированием языка или всей нижней челюсти. Такие дефекты исправляются очень и очень тяжело. При этом, произнося шипящие и свистящие звуки, ребенок высовывает язык между зубов, отчего вместо свистящего звука у него выходит звук "ф" ("мафына" - вместо "машина"). Очень распространено и неправильное произношение звука "р" (гортанное или полное его отсутствие). Как правило, начинают логопедические 3-4 лет, иногда раньше.

Природа логопедических нарушений

Сложные дефекты возникают по целому ряду причин - таких как перенесенные инфекционные заболевания мамой на протяжении беременности, родовые травмы или гипоксия плода. Если родившийся ребенок подвергся впоследствии серьезной болезни, результатом может оказаться нарушение кровообращения с поражением нервных окончаний и, как следствие, речевые дефекты.

К числу причин относится и неправильный прикус, а источником определенных нарушений (например, горлового "р") может стать даже подражание малыша кому-то из взрослых, кто так же коверкает речь. Кроме того, копировать ребенок может и героев современных мультиков, весьма вредных для развития.

Неграмотность напрямую зависит от неправильного произношения. Именно поэтому родители каждого дошкольника должны позаботиться о том, чтобы у малыша были вовремя исправлены. Проблема может заключаться в неспособности родителей обнаружить у детей речевой дефект. Считается, что любой малыш картавит, и это пройдет само.

Когда начинать беспокоиться

Но чаще всего без регулярных занятий с логопедом не обойтись. Если полуторагодовалый малыш не умеет составлять фразы из отдельных слов, или речь у двухлетнего ребенка практически отсутствует, обращение к логопеду, скорее всего, потребуется. Планирование логопедических занятий предусмотрительными родителями ведется загодя, с учетом динамики детского развития.

С каждым из детей логопед работает в индивидуальном порядке. Постановка одного отдельного звука, как правило, происходит в течение нескольких занятий. Если же имеют место серьезные отклонения в развитии, посещать логопедические сеансы придется гораздо дольше.

Бывает, что причиной нарушений служит слишком плотная уздечка языка, при этом органических поражений нет. Тогда дома следует проделывать с малышом упражнения на ее растяжку. Уроки логопеда в этом вам помогут.

Родительская семья - основа всего

Зачастую в семье не принято много разговаривать с малышом. С ним могут общаться на сюсюкающем "детском" языке. Или же он становится свидетелем семейных скандалов. Во всех этих случаях, как правило, развитие речи бывает заторможено.

Для нормального становления языковых навыков чрезвычайно важна благоприятная домашняя обстановка. С малышом нужно беседовать всегда - во время игры или прогулки, за едой и перед сном. Обязательно нужно учить наизусть стихи и читать малышу вслух книги.

Если вами зафиксировано даже незначительное нарушение звукопроизношения у сына или дочки, не отгораживайтесь от проблемы. Вполне возможно организовать логопедические занятия дома, благо специализированной литературы сейчас пруд пруди. Например, можно устроить игру с напеванием специальных песенок. И лишь когда домашние занятия не дают желаемого эффекта, следует задуматься о посещении специалиста.

Нужен ли логопедический детсад?

Часто родители стремятся отдать своего малыша не в обычный детский сад, а в логопедический. Бытует мнение, что условия там предпочтительны для решения возникших проблем. Действительно ли настолько важно туда попасть? Если да, то с какого возраста? Принесут ли реальную пользу логопедические занятия в детском саду именно вашему ребенку?

Как правило, отдавать ребенка моложе 3-4 лет в руки специалистов не слишком эффективно. С самыми маленькими успешно могут заниматься родители, предварительно проконсультировавшись с логопедом. Тот подскажет комплекс мер и нужных занятия с ребенком 3-4 лет уже способны дать стойкий эффект.

Арсенал родительского общения с детьми огромен. Это постоянное правильное и активное речевое общение с малышом, пальчиковая гимнастика, множество речевых игр, кистевой массаж, специальные упражнения, призванные развивать мелкую моторику, рисование, лепка и так далее.

Когда туда отправляться

Чаще всего дефекты речи малыша, не достигшего 3-4 летнего возраста, относятся к разряду физиологических. Если к четырем годам самостоятельного исправления речи не произошло, можно обращаться к специалистам. К этому моменту первоначальные речевые навыки у ребенка должны быть уже сформированы. И именно тогда есть смысл отдать малыша в логопедический детсад.

Преимуществом последнего является экономия родительского времени и средств на занятиях со специалистом в частном порядке. В государственных детских садах существуют бесплатные логопедические занятия. Если же польза от посещения группы долгое время не обнаруживается, вероятнее всего, вам потребуются услуги логопеда-дефектолога с целью общего развития речи.

Постарайтесь в общении с малышом навсегда отказаться от забавного детского языка, чем нередко страдают мамы и, особенно, бабушки. Как было упомянуто выше, общение в такой "исковерканной" манере тормозит развитие нормальной детской речи.

Что должен уметь малыш к 4 годам

Но даже если в семье все говорят правильно, а проблемы, тем не менее, имеются, не спешите расстраиваться. Организовать логопедические занятия с ребенком 3-4 лет в домашних условиях не так уж сложно. А главное здесь - чуткое отношение к речи малыша и внимательное отслеживание любых изменений.

Как правило, словарный запас двух-трехлетнего ребенка составляет порядка тысячи слов. Четырехлетний малыш в норме должен уметь что-то рассказать или описать с использованием предлогов и различных частей речи, построить несложный диалог. Но речевой аппарат его может быть еще недостаточно натренирован, отчего чистого произношения сложных фонематических конструкций не получается.

Ну а если же и в 5-6 лет имеют место речевые нарушения, это серьезный повод задуматься. Приведенные ниже несложные упражнения, относящиеся к помогут родителям в домашних условиях получить результаты.

Занятия с ребенком на дому

Для растяжения короткой уздечки языка по 5 или 10 минут ежедневно следует выполнять следующие действия. Нужно попросить ребенка облизать верхнюю губу язычком, предложить ему постучать им по зубам, как лошадка копытами, пошире раскрыть рот и попробовать дотянуться языком до верхних зубов.

Все знают, что участки мозга, отвечающие за мелкую моторику и развитие речи, взаимосвязаны. То есть чем более ловко малыш орудует руками и пальцами, тем меньше проблем у него с речью.

Существуют несложные упражнения для логопедических занятий, обучающие выговариванию свистящих звуков ("с", "з"), а также шипящих ("ж", "ш", "ч" и "щ"). Кроме того, часты проблемы со звуками "р" и "л", но и это можно откорректировать самостоятельно в домашних условиях. Занимаясь, ребенка нужно посадить, поставив напротив него зеркало для самоконтроля. Домашние логопедические занятия "р" смогут "поставить" не всегда, этот звук считается одним из самых сложных и обычно требует вмешательства специалиста.

Примеры упражнений

  • Упражнение "Дудочка". Попросите малыша сомкнуть зубы, вытянуть губы дудочкой так далеко, как сможет. Проследите, чтобы при подъеме языка нижняя губа оставалась неподвижной. Упражнение следует повторять от 3 до 5 раз.
  • Упражнение "Чашечка". Открыть рот пошире, высунуть язык и попробовать придать ему форму чашечки, приподнимая кончик и края. Пока вы считаете до определенного числа, пусть ребенок пытается удержать язык в таком положении. Упражнение также повторяется от 3 до 5 раз.
  • Упражнение "Маляр". Улыбнуться, затем открыть рот. После этого кончиком языка, словно кисточкой, "покрасить" небо изнутри.
  • "Барабанщик". Быстро ударять кончиком языка за верхним рядом зубов, держа рот открытым. Еще одно - убирать кончик языка поочередно за верхние и нижние зубы. Делается упражнение под счет.
  • "Едим варенье". Улыбнуться, приоткрыв рот. Широко облизать верхнюю губу, следя за неподвижностью нижней челюсти.

Закончив выполнение упражнений, переходите к повторению слов, содержащих проблемные звуки. Можно заранее приготовить карточки с ними. Звук, над которым идет работа, следует повторить вначале отдельно несколько раз (от 7 до 10), затем в словах. Очень полезно подобрать с нужными словами скороговорки, их проговаривание значительно ускоряет коррекцию недостатков.

Откуда берутся нарушения речи

Дефекты речи могут появиться и у взрослого человека - из-за тяжелой операции, перенесенной травмы или серьезного эмоционального переживания. Таковым может стать потеря или смерть близкого, развод, серьезные финансовые неурядицы. Возникают речевые недостатки и тогда, когда травмированы основные органы, связанные со звукопроизношением - язык, зубы, губы, связки и мышцы гортани, а также нёба.

Происходит это в том случае, когда имеются повреждения центра, находящегося в коре головного мозга и отвечающего за нашу речь. Даже хроническое эмоциональное напряжение может послужить причиной речевых проблем.

Под нормальной речью подразумеваются произношение всех без исключения букв языка внятно и четко. Такая речь обязана быть ритмичной и плавной. Если же слова говорящего трудно разобрать, речь несомненно идет о нарушении. Взрослым и детям с нарушением речи присущи одни и те же виды речевых недостатков. К ним относятся немота, заикание, шепелявость, отсутствие правильного произношения отдельных звуков и многое другое.

Виды речевых патологий

Наиболее широко распространенными из них являются:

  • Афония . Под этим термином понимается нарушенная фонация (то есть неправильное звукопроизношение). Развивается афония (или дисфония) как результат изменений в речевом аппарате, носящих патологический характер.
  • Дислалией называют фонетические дефекты речи взрослого или ребенка при нарушенном слухе и грамматически правильной речи.
  • Заикание - вид расстройства, имеющий место в случае судорожного сведения мышц, относящихся к голосовому аппарату. Обнаруживается как нарушение темпа речи, ее ритма и размеренности.
  • Еще одно нарушение, проявляющее себя в ненормально медленном речевом темпе, именуется брадилалией .
  • Противоположное ему (когда человек говорит излишне быстро) - тахилалией .

  • Ринолалия - вид речевой патологии, связанный с нарушением анатомического характера органов, образующих речевой аппарат. Проявляется в искаженном звукопроизношении и голосовом тембре.
  • Дизартрия - вид нарушения, когда обеспечивающие связь коры мозга с речевым аппаратом нервные окончания функционируют недостаточно.
  • Афазией именуют полную или частичную потерю речи, возникающую как следствие поражения центральной нервной системы.
  • Если же речь ребёнка или взрослого недоразвита, что часто имеет место при поражениях коры головного мозга, речь идет об алалии .

Специалисты вам помогут

Причинами перечисленных аномалий могут служить различные факторы. Это врожденные дефекты типа незаращения неба или верхней губы, аномальный прикус, неправильно сформированные челюсти, дефекты губ, языка или зубов. Приобретенными нарушения оказываются в случаях заболеваний ЛОР-органов или ЦНС. Нарушения могут быть как постоянными, так и временного характера.

Особенность маленьких детей в том, что у каждого из них строго индивидуально протекает такое явление, как развитие речи. Логопедические занятия проводятся в каждом детском саду - не только в специализированном.

Если вашего ребенка направили на логопедические занятия, отказываться не следует - никакого вреда ребенку они не принесут, а польза будет несомненной.

Для детей 3-4 лет логопедические занятия существует в двух формах - индивидуальной или групповой. Занятия один на один со специалистом (индивидуальные) наиболее эффективны. В свою очередь, занимаясь в группе, малыш чувствует себя более комфортно и раскованно.

Индивидуальное логопедическое занятие

В чем же заключаются такие занятия по развитию речи? Обычно они проходят в виде простых игр и мероприятий. Малыши чаще всего не понимают, что с ними ведется какая-то целенаправленная работа. С логопедом они играют, веселятся и развлекаются.

На индивидуальное логопедическое занятие ребенок направляются обычно, когда нарушение заключается в неправильном произношении каких-либо отдельных звуков. С помощью специально подобранных игр и упражнений логопед корректирует дефект. Если малыш заикается, уже упомянутые упражнения для языка (а также другие) сочетаются с обучением навыку правильно распределять дыхание.

Напевая песенки, ребенок тренируется правильно дышать, и заикание самопроизвольно исчезает. Постепенно дети учатся контролировать собственное дыхание, и чем лучше усвоен данный навык, тем больше вероятность, что от заикания удастся избавиться раз и навсегда.

Фронтальные занятия

Групповые логопедические занятия (по другому их называют фронтальными) ведутся среди детей с разнообразными отклонениями в развитии речи. К таковым относятся не только нарушение звукопроизношения и проблемы со слухом. Например, малыш может не различать парные звуки. Другие проблемы этого же ряда - нарушение речевой грамматики, отсутствие связи между произносимые словами.

Группы для занятий подбираются в количестве 6-8 человек одинакового возраста, имеющих сходные речевые проблемы. Планы логопедических занятий содержат общую цель - расширить словарный запас и улучшить Дети целенаправленно обучаются устной речи, занимаются практической отработкой усвоенных на индивидуальных занятиях навыков. Чаще всего большинство детей занимаются как в группе, так и индивидуально.

Логопедическое занятие на тему "Осень"

Рассмотрим, как можно построить коррекционное занятие с детьми, используя определенную тематику, например времена года. Пусть у нас будет "осеннее" занятие. Его хорошо проводить в сентябре или октябре, украсив помещение желтыми листьями.

На занятии логопед, используя тематику осени и природных явлений, расширяет и активизирует лексику по теме, учит детей по картинкам составлять вначале отдельные предложения, а затем из них - связный рассказ. Попутно дети закрепляют навыки ответа полным предложением и согласования речи и движений.

Логопедическое занятие на тему "Осень" решает задачу коррекционно-развивающего плана - улучшение мелкой моторики с помощью пальчиковой гимнастики, развитие памяти, мышления путем упражнений и игр. Дети разучивают стихи русских поэтов об осени, слушают музыку «Звуки осеннего леса», перечисляют погоды, отгадывают загадки на "осеннюю" тему.

Малыши собирают букеты из листьев, сжимая пальчики в кулачки дуют на листочки, изображая осенний ветер (дыхательная гимнастика).

Продолжаем дома

Те навыки, что дают уроки логопеда, должны быть обязательно отработаны и закреплены в семье, в домашних условиях. Для этого специалисты ведут разъяснительную работу с родителями, дают самые подробные рекомендации по построению домашних занятий.

Очень многое здесь зависит от ответственного подхода родителей к решению проблемы. Если мама или папа не ленятся регулярно выделять несколько минут в день на развитие речи ребенка, то успех не заставит себя ждать. Важнейшая задача родителей при этом - помощь ребенку в обретении чувства уверенности в борьбе со страхом общения и выступлений на публике.

Будущим мамам и папам следует поощрять ребенка. Даже самый маленький успех должен быть оценен по достоинству. В результате самооценка малыша растет, появляется стимул к дальнейшим достижениям.

Будьте тактичны

В то же время не следует слишком усердствовать и принципиально заставлять ребенка постоянно употреблять лишь правильно выстроенные слова и фразы. Это приведет к лишнему напряжению, может отбить у малыша желание заниматься. Позвольте ему остаться ребенком. Напоминаем еще раз - логопедические занятия с ребенком 3-4 лет должны строиться исключительно в форме игры!

С малышом упражнения следует выполнять ненавязчиво, не заостряя внимание на имеющихся проблемах. Если в результате малыш будет в расстроенном или подавленном состоянии, успехов такое обучение не принесет. Вы ничего не добьетесь, кроме замкнутости и агрессивной реакции.

В промежутках между занятиями позвольте ему говорить по-прежнему с ошибками, которые могут исчезнуть самопроизвольно. В один прекрасный момент родители с удивлением и радостью обнаружат, что малыш сам пытается контролировать правильность речи.

Для развития мелкой моторики полезно массировать ребенку каждый пальчик, сгибать и разгибать их, играть в настольные игры. Почаще давайте малышу перебирать крупу или возиться в песке. Дома вместо него годится любой сыпучий материал. Не забывайте об артикуляционной гимнастике. Как можно больше внимания уделяйте чтению, разучивайте с малышом несложные песенки и стишки.

Главные психические процессы осваиваются ребенком первые годы жизни, где речь играет далеко не последнюю роль. Отставание и нарушение развития языка у детей, к сожалению, частое явление. Но, специалисты не рекомендуют тревожиться и проводить обследование до достижения ребенком четырех лет, так же как и корректировать речь. А вот логопедические занятия для детей лучше начинать как можно раньше. Чем больше лет, тем сложнее исправлять недостатки.

Если проблемы с речью наблюдаются в возрасте 4-5 лет, следует обратиться к врачу. Для выявления причин назначается логопедическое обследование. Возможно, потребуется помощь нескольких специалистов для работы с детьми: отоларинголога, ортодонта и невропатолога. На основе полученных данных проводится анализ дефектов речи. В результате ставится диагноз ОНР, ФФН и другие. Не стоит этого опасаться. Главное, приготовиться к кропотливой и терпеливой работе в постановке языка. Ответственный подход обязательно даст положительные результаты.

Причины нарушений подразделяют на группы:

  • органические;
  • функциональные.

В каждой группе нарушения провоцируются множеством факторов. Так, патологии развиваются еще во внутриутробном периоде, вследствие перенесения мамой инфекционных заболеваний или травм.

Постановка речи зависит от того, какова структура речевого аппарата. Может наблюдаться недостаток или избыток зубов, неправильная их посадка, расщелины неба и так далее. Эти проблемы передаются по наследству. Также патологии развиваются вследствие перенесения заболеваний инфекционно-вирусного характера.

Другая причина кроется в склонности детей копировать дефекты речи взрослых. Например, родители могут неправильно выговаривать букву «Р», из-за чего малыш повторяет ошибки.

Занятия с детьми 2-3 лет

  • В возрасте 2-3 лет, малыши подражают речи окружающих. Они активно, но неустойчиво разговаривают. Однако, встречаются детки, которые упрямо не говорят или делают это так, что их способны понять только родители.
  • Логопедические занятия для самых маленьких, проводятся с учетом психологических и физиологических особенностей этого возраста. Урок состоит из 3-4 упражнений и не длится более 20 минут.
  • Малыши 2-3 лет занимаются только тогда, когда им что-то интересно. Поэтому упражнения для развития речи дополняют наглядными пособиями. Урок реализовывают через игру. Тогда на эмоциональном подъеме малышу захочется повторять слова.

Специальные игры для молчунов

В них выделяются два направления:

  • сформированное общее подражание;
  • развивающееся общее подражание.

Копируя взрослых, кроха усваивает их опыт, умения и навыки. Под общим подражанием подразумевается повторение мимики, движений и действий.

Работу с молчаливым ребенком реализуют в следующей последовательности:

  • побуждают его повторять движения (зарядку с поднятием рук, топаньем ножек и похлопыванием в ладоши);
  • следующим шагом развития идут последовательные движения (полет птички, которая затем приземляется и ищет зернышки);
  • на заключительном этапе привлекают игрушки, с которыми выполняют те же последовательные действия.

Чтобы сформировать имитацию звуков и речи с неговорящими детьми, нужно много раз повторять одни и те же слоги, слова и словосочетания, выделяя их. Крохе предлагают воспроизвести сказанное и положительно воспринимают любой вид ответных действий.

Логопедические занятия, которые настроены на подражание речи, проводят в следующем порядке:

  • произнесение звуков;
  • слов и слогов со смысловой нагрузкой;
  • слов;
  • коротких фраз.

Игровая форма подходит не только для молчаливых детей, но и крохам, разговаривающим невнятно и нечетко. Помимо упражнений, к ним добавляют загадки, чистоговорки и рифмовки. Полезно для развития делать движения, сопровождающие фразы и подходящие по смыслу.

Требовать от ребенка 2-3 лет произнесения четких звуков не нужно. Гораздо важнее формирование коммуникативной функции языка.

Занятия с детьми 4-5 лет

В таком возрасте пора готовить ребенка к школе. С произнесением звуков не должно быть проблем.

Если малыш говорит неправильно, нужно разобраться, в произнесении каких звуков есть нарушения. Можно попробовать попросить ребенка повторить слова, в которых имеется неподдающийся звукоряд. Примеры:

  • «с» - солнце, собачка;
  • «з» - зебра, зайчонок;
  • «ш» - шоколадка, шар;
  • «ч» - чашка, чемодан;
  • «ц» - цапля, царь;
  • «р» - ракета, рыба.

Произнесение звуков лучше предлагать по отдельности.

Перед тем как проговаривать каждый из них, делают артикуляционную гимнастику возле зеркала. Тогда речевой аппарат не только чувствуется, но и видится.

После выговаривания звуков переходят к работе со слогами. Если с этим все в порядке, предлагают ребенку повторять целые слова с содержанием сложных звуков. Урок закрепляют при помощи свободной речи с их использованием. Этап продолжают до тех пор, пока малыш не научится говорить правильно.

Нужно приготовиться к тому, что такие занятия длятся несколько месяцев, пока постановка звуков не станет грамотной.

Принципы развития правильной речи

Для формирования правильного языка создают условия. Уже давно доказано, что постановке речевой деятельности способствуют физические упражнения и игры.

  • Даже с младенцем полезно разговаривать и хвалить его попытки что-то сказать. Для корректного развития детей, родителям советуют реагировать на эти проявления уравновешено и спокойно.
  • Структура языка у взрослых должна быть правильной. Это детям 2-3 лет говорят «ту-ту» и «ам-ам», а в 4-5 лет, им полезно слышать правильную речь с применением литературного языка и корректного произношения.
  • Для постоянного развития, ребенку придумывают новые рассказы и наполняют его жизнь позитивными впечатлениями. Чем больше малыш хочет делиться эмоциями при помощи языка, тем быстрее проходит период подготовительной работы.

Виды логопедических занятий

Помимо уроков дома, с дошкольниками занимаются в ДОУ. В случае необходимости, работа продолжается и в школе. Она эффективна для детей с задержкой речевого развития, нарушениями письма и чтения, ОНР, ФФН, а также дизартрии.

В интернете есть многочисленные конспекты логопедических занятий, разработанные профессионалами. Картотека включает проработку всевозможных речевых проблем. На их основе с дошкольниками работают логопеды в детских садах - в старшей и подготовительной группе. Ими пользуются и родители для проведения занятий дома.

Занятие в ДОУ бывает:

  • В группе задания даются детям, у которых схожая структура дефекта.
  • Фронтальное занятие подразумевает выполнение малышами одинаковой работы.
  • А на индивидуальных уроках ребенка учат правильному произношению.

Структура урока с детьми, страдающими ОНР

Рассмотрим конкретный пример занятия в детском саду, с ребенком в старшей или подготовительной группе. Главный пункт правильного проведения урока - открытое установление эмоциональной связи. Логопедические занятия начинаются с приветствия, которое настраивает на положительный лад, чтобы упражнения воспринимались в позитивном ключе. Малыша поощряют и хвалят при любой активности.

Общее недоразвитие речи или ОНР, подразумевает нарушения в постановке звуков или смысловой системе языка. Заболевание иногда сопровождает более серьезные недуги, такие как алалия, ринолалия, дизартрия, олигофрения и прочее. Это важно учитывать при организации урока.

У каждого логопеда есть картотека с уроками, в которых находится постановка для каждого случая. Проведя анализ, он составляет программу работы для развития.

Возьмем пример урока, рассчитанный на детей подготовительной группы шести лет с общим недоразвитием речи.

Целями урока являются:

  • закрепление предметного словаря;
  • различение детской, женской и мужской одежды;
  • упражнения;
  • заучивание стихотворений;
  • закрепление цветов и форм;
  • развитие внимания, памяти;
  • анализ и обобщение;
  • постановка мелкой моторики посредством самомассажа;
  • развитие уверенности и самостоятельности.

Для проведения урока подготавливают оборудование, помогающее детям наглядно воспринимать информацию. В него включаются: игрушки; ткань; бумага с карандашами; раскраски; картинки; индивидуальные карточки для заданий.

Занятие может быть построено следующим образом.

  1. Организуется постановка детей. Например, ребята встают в круг и им объясняются последующие действия.
  2. Делается самомассаж лица. Логопед читает стихотворение и показывает движения, которые дети повторяют.
  3. Главная часть реализуется в игровой форме, когда передается постановка задания, отвечающая целям урока.
  4. Выполняются упражнения.
  5. Заучивается стихотворение для запоминания тех предметов, которые участвовали в упражнениях.
  6. Подводится итог занятия.

Маленький человечек говорит неустойчиво. Поэтому структура языка рискует быть нарушенной под воздействием различных негативных факторов. При обнаружении проблемы, необходимо обратиться к логопеду.

Желательно проводить индивидуальные логопедические занятия. Если такой возможности нет, то уроки в группе принесут пользу, но не заменят работу со своим чадом дома. Главные основы развития, постановка языка и прочее, закладываются не в детском саду и школе, а в семье.

Всем хорошо знакомы и понятны традиционные виды гимнастики, состоящие из различных упражнений для рук, ног, спины. Мы тренируем их для развития общей моторики, чтобы мышцы стали сильнее, а тело – более ловким и быстрым.

Зачем же надо тренировать язык, ведь в нем нет костей? Именно этот орган является главным для нашей речи, поэтому ему тоже необходимы специальные упражнения. Развитие и укрепление его мышц позволяет точно и четко выговаривать все слова и звуки, делая речь более четкой и понятной.

Артикуляционная гимнастика необходима детям для развития навыков произношения звуков

Артикуляционная гимнастика – что это такое?

Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс упражнений для развития артикуляционного аппарата – повышения подвижности и развития моторики губ, языка, щек, уздечки, что требуется для правильного воспроизводства звуков. Целью занятий артикуляционной гимнастикой является отработка движений всеми перечисленными выше органами и доведение до автоматизма занятие ими нужных позиций.

Ребенку для хорошей дикции и произношения требуются сильные губы и язык, легко меняющие свою позицию. Именно для достижения этого и необходимо заниматься с ним артикуляционной гимнастикой, выполняя специальные упражнения и играя в логопедические игры.

Нередко дефекты речи и недостаточно четкая дикция становятся препятствием для полноценного общения ребенка со сверстниками, что негативно сказывается на его психоэмоциональном состоянии. Уменьшить вероятность появления подобных проблем у детей можно при помощи артикуляционной гимнастики, начинать заниматься которой следует как можно раньше. Детям в возрасте 2 – 4 лет она поможет скорее научиться правильно произносить все звуки, в 5 – 7 лет – скорректирует и уменьшит дефекты речи.


Заниматься гимнастикой для язычка можно с логопедом или дома перед зеркалом

Кому заниматься с малышом?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Заниматься с ребенком артикуляционной гимнастикой можно и самостоятельно, однако следует периодически проводить осмотр у логопеда, начиная с 1,5 – 2 лет (см. также: ). К 4 годам уже довольно четко видно, с произнесением каких звуков у малыша есть проблемы. Бывает, что в пять лет они проходят сами собой, но верно оценить развитие речи у ребенка и определить, насколько оно соответствует возрасту, может только специалист (подробнее в статье: ). Именно он должен заниматься и корректировкой произношения малыша при наличии проблем. Исходя из индивидуальных особенностей, врач назначит специальный комплекс упражнений, объяснит, как правильно их выполнять и продемонстрирует это на собственном примере.

Почти в каждом детском саду работает логопед, поэтому там с малышами также занимаются артикуляционной гимнастикой. Он не только проводит регулярный осмотр, но и, начиная с 5-ти летнего возраста, занимается устранением дефектов, проводя уроки для развития речи. Однако этих занятий зачастую недостаточно, при наличии выраженных проблем потребует регулярно выполнять все необходимые упражнения и дома.

Начинать выполнение упражнений следует перед зеркалом – так ребенок сможет наблюдать за движениями губ и языка. В отличие от взрослых, у которых все движения выполняются автоматически, малышу требуется визуально отображение всех своих действий в ходе занятий для выработки необходимых навыков.


Цель гимнастики - сделать язычок сильным и подвижным и научить его принимать необходимые для произносимых звуков положения

Взрослые, произнося звуки, делают это, не задумываясь о постановке языка, положении губ, дыхании. Ребенку же, который только осваивает их верное произношение, все эти моменты представляются довольно трудными и малопонятными. Губы и язык слушаются его с большим трудом, постоянно пытаясь занять более удобное, но не всегда правильное положение.

Сделать занятия легче и интереснее для ребенка можно, превратив скучные и непонятные упражнения в веселые игры и истории о приключениях языка, сопровождая их стихами и загадками. Предложите представить ему, что его язычок живет в своем домике (рте), где прячется за высоким забором (зубы). Он ложится спать, смотрит в окошко, выходит на прогулку, превращается в котенка или лошадку, катается на пароходе – так вы можете представить любое упражнение, как увлекательную игру и целую историю о его жизни.

Переоценить значение артикуляционной гимнастики для малышей очень сложно. Оно сопоставимо с ролью утренней зарядки и оказывает аналогичное действие на мышцы лица – укрепляет их, улучшает в них циркуляцию крови, развивает подвижность и гибкость. Закрепить имеющиеся навыки и приобрести новые позволит ежедневное выполнение рекомендованного комплекса, отводя на занятия по 5 минут несколько раз в день и повторяя каждое упражнение от 4 до 8 раз.

Вполне возможно, что выполнение некоторых упражнений может вызвать сложности даже у вас. В таком случае делайте их вместе с ребенком, не стесняясь признаться ему в своих затруднениях. Наберитесь терпения, и сохраняйте спокойствие – и в какой-то момент вы добьетесь успеха. Помочь вам в его достижении способны картинки с изображением каждого упражнения по артикуляции или специальные логопедические обучающие видео.

Упражнения и игры

Игра с язычком - одно из первых занятий артикуляционной гимнастики. Родителям надо зачитать текст сказки про язычок и показывать необходимые движения. Сначала ребенок повторяет их, в следующий раз показывает сам.

Ниже приведены примеры упражнений с краткими инструкциями, входящих в основной комплекс для развития артикуляционной моторики у детей младшего дошкольного возраста. Все задания следует выполнять по 4 – 8 раз, динамические – делая по 2 – 6 повторов, для статичных – задерживаться в указанной позиции на 3 – 5 секунд. Перед каждым повтором давайте ребенку немного времени на отдых и расслабление мышц лица и языка.

Универсальный комплекс

  • «Вкусный мед» – делаем следующие движения – распахиваем рот и проводим по верхней губе заостренным язычком сначала в одну, затем в другую сторону. Во время выполнения контролируем подбородок – он должен оставаться статичным.
  • «Иголочка» – распахиваем рот и высовываем напряженный язык, постаравшись придать ему заостренную форму. Фиксируем позицию на несколько секунд.
  • «Качели» – для выполнения широко распахиваем рот и помещаем спокойный язык на нижнюю губу, затем то поднимаем его к верхней, то опускаем вниз.
  • «Котенок лакает молоко» – распахиваем рот и высовываем язык, затем делаем несколько лакающих движений.
  • «Лопата» – для выполнения данного упражнения необходимо распахнуть рот и поместить расслабленный язык на нижнюю губу. Задерживаемся в такой позиции на некоторое время.
  • «Маятник» – приоткрываем рот и растягиваем губы в улыбке, после чего высовываем заостренный язык и дотрагиваемся его кончиком поочередно до уголков губ. Во время выполнения контролируем положения подбородка – он должен оставаться статичным, и языка – он не должен скользить по губам.
  • «Мостик» – распахиваем рот и упираемся изнутри кончиком язычка в зубы снизу. Фиксируем позицию и медленно закрываем рот, не расслабляя язык.
  • «Окошко» – медленно распахиваем рот, а затем закрываем.
  • «Орешек» – не открывая рта, поочередно упираемся напряженным языком в стенки щек.
  • «Улыбка» – делается следующим образом: уголки губ растягиваются в улыбке, так, чтобы стали видны зубы, а затем плавно возвращаются в первоначальную позицию.
  • «Хоботок» – вытягиваем губы вперед, как будто хотим поцеловать кого-то, задерживаем их в этой позиции, затем медленно возвращаем в исходную.
  • «Хомячок» – закрыв рот, надуваем щеки и задерживаемся в такой позиции.
  • «Чашечка» – распахиваем рот, затем помещаем на нижнюю губу мягкий язык, загибаем его бока вверх и медленно поднимаем в таком состоянии к верхнему своду.

Примеры упражнений для укрепления языка

Обучение звукам «с», «сь», «з», «зь»

При правильном произнесении данных звуков губы требуется немного растянуть в улыбке, так, чтобы были слегка видны зубы, а язык упирался в зубы спереди, краями же прикасался к жевательным. При такой позиции вдоль языка образуется канавка, при прохождении по которой вдыхаемый воздух образует свистящий шум. Почувствовать его движение можно, поднеся руку ко рту. Улучшить артикуляцию и научиться правильному произношению данных звуков помогут следующие упражнения:

  • «Свистушки» – растягиваем губы в улыбке, прячем язык снизу за зубами и пытаемся посвистеть.
  • «Сдуваем вату с ладошки» – растягиваем губы в улыбке и помещаем спокойный язык на нижнюю губу, слегка высунув его. Делаем вдох, и выдыхаем воздух, как будто пытаемся что-то сдуть.

Правильное произношение звуков «ш», «ж»

Рот при произнесении шипящих звуков следует держать слегка открытым, губы – скруглять, а конец язычка – приподнимать к верхнему своду, касаясь его краями жевательных зубов сверху. При таком положении под языком появляется небольшая чашеобразная выемка, через которую на выдохе проходит воздух. Почувствовать его движение можно, поднеся руку ко рту.


Упражнение «Вкусное варенье»

Параллельно тренировке артикуляционного аппарата необходимо работать с ребенком над определением различных шипящих и свистящих звуков на слух. Делать это можно в игровой форме – например, взрослый произносит тот или иной звук, после чего начинает проговаривать различные слова. Услышав слово с загаданным звуком, малыш должен показать это взрослому – например, хлопком. Научиться правильно произносить данные звуки помогут следующие упражнения:

  • «Вкусное варенье» – открываем рот, растягиваем губы в улыбке и проводим языком 2 – 3 раза по верхней губе, облизывая ее.
  • «Сдунь вату с носика» – кладем немного ваты на кончик язычка. Складываем тот в «чашечку», приподнимаем им вату наверх, и сдуваем ее на выдохе.
  • «Усыпляем язык» – располагаем широкий, находящийся в расслабленном состоянии язык на нижней губе.

Изучение звуков «ч», «щ»

Отработку данных звуков можно начинать лишь тогда, когда ребенок научился произносить глухие шипящие. Для этого подойдут следующие упражнения:

  • «Птенец зовет маму» – слегка приоткрываем рот и помещаем расслабленный язычок на нижнюю губу. Произносим звук «пя-пя-пя», дотрагиваясь до языка губами.
  • Удержание широкого расслабленного языка – распахиваем рот и сохраняем позицию в течение 10 секунд.

Упражнение необходимо для звуков: Р, Рь, Ж, Ч, Щ, С, Сь, Ть, Дь, Ц

При выполнении упражнений важно сохранять язык и губы расслабленными и внимательно контролировать дыхание, не допуская его задержки. Повторяем каждое упражнение по 3 – 6 раз.

Изучение звуков «л» и «ль»

  • «Маляр» – слегка приоткрываем рот и растягиваем губы в улыбке и водим напряженным язычком по верхнему своду.
  • «Пароход гудит» – приоткрываем рот и растягиваем губы, как при улыбке. Зажимаем кончик языка зубами, выдыхаем и произносим «ы-ы-ы» – при верном выполнении вы услышите звук, напоминающий «л».
  • «Раздуваем щеки» – зажимаем кончик язычка зубами и выдыхаем воздух, надувая щеки. Если упражнение выполняется верно, то воздух должен спокойно обтекать язык.

Упражнение «Пароход»

Правильное произношение звука «р»

Произнесение данного звука чаще всего вызывает затруднения, поскольку он дрожащий и переднеязычный. Многие родители сами не всегда отличают его от похожего вибрационного горлового звука. Наработать его точное произношение помогут следующие упражнения.

Речевое развитие - важнейший процесс для каждого ребенка. Особенности его определяют не только способность выражать свои мысли, но и умение эффективно общаться с другими, влияют на успешность обучения в школе. Именно поэтому так важно проводит логопедические занятия с детьми пяти – шести лет. Хорошо, если родители не только пользуются помощью специалистов, но и самостоятельно могут организовать занятия с ребенком в домашних условиях.

Типичные речевые нарушения у детей 5-6 лет

Большинство старших дошкольников имеют трудности с:

  • освоением сонорных и шипящих звуков;
  • звуковым анализом слов;
  • развитием повествовательной речи;
  • составлением рассказа и описаний.

Конечно, подобные проблемы могут быть незначительными, лишь немного отличающимися от возрастной нормы, и серьезными, вплоть до . Обратиться к логопеду необходимо в любом случае, но поддерживающая работа родителей дома тоже очень важна.

Стоит отметить, что регулярные логопедические упражнения и занятия для детей 5-6 лет полезно проводить дома для каждого ребенка, ведь они помогают быстрее освоить грамоту.

Правила для логопедических занятий дома

Успешность домашних уроков зависит не только от наличия нужных пособий и плана работы, согласованного с логопедом. Очень большое значение имеет сама организация занятий. Вот несколько простых правил, которые помогут добиться отличного результата:

  • Все логопедические упражнения для детей нужно проводить регулярно, но по чуть-чуть. Не стоит стараться сделать сразу артикуляционную гимнастику, поиграть в речевые игры, заполнить рабочую тетрадь. Лучше каждому виду упражнений уделять несколько минут, а не устраивать целый «день логопедии».
  • Не заставляйте выполнять задания «из-под палки», развивающие занятия для детей должны напоминать игру. Придумайте несложный сюжет (например, путешествие во вселенную звуков), подготовьте небольшие призы-оценки (наклейки, бумажные звездочки), устраивайте физ-минутки.
  • Хвалите, поддерживайте маленького ученика, если он делает хотя бы крошечные успехи. Акцентируйте внимание на достижениях, пусть даже небольших, постепенно прогресс будет все более очевидным.
  • Подберите для домашней тренировки хорошие рабочие тетради. Они должны быть не только профессиональными по содержанию, но и яркими, красочными, увлекательными. Идеально, если в заданиях есть элементы интерактива (возможность что-то дописать, дорисовать). Такой материал позволяет заинтересовать дошкольника, наглядно показывает ему «пройденный путь», успех.
  • Не ждите мгновенных результатов, проявите терпение, мягкую настойчивость. Процесс постановки, закрепления, дифференциации звуков - сложный, на него уходят месяцы даже у опытных логопедов. Соблюдайте намеченный план и результаты постепенно появятся.

Логопедические упражнения для занятий дома

Все логопедические упражнения можно разделить на три большие блока, каждому из которых нужно уделить внимание и проводить регулярно:

Развитие фонематического слуха

Умение различать звуки на слух кажется естественным, но если вы попросите своего дошколенка произнести то или иное слов по буквам, то увидите пробелы.

Для детей 5-6 лет существует большое количество специальных игр, упражнений, помогающих развивать . К ним можно отнести:

  • подбор слов, начинающихся или заканчивающихся на заданный звук;
  • подсчет звуков в слове, определение слоговой структуры;
  • составление звуковой схемы слова;
  • придумывание рифм и коротких стихов;
  • проговаривание речевок и скороговорок.

Продуманные логопедические занятия для детей 5 6 лет позволяют сделать все звуки родного языка послушными и легкими.

Пальчиковая гимнастика

Мелкая моторика рук помогает речевой деятельности, поэтому старшие дошкольники должны выполнять ее обязательно.

Конечно, для детей 5-6 лет упражнения нужно использовать сложные, со сценарием, в стихах. Полезно подбирать комплексы упражнений для двух рук одновременно, синхронные. Не забывайте использовать «помощников»:

  • маленькие массажеры (резиновые мячики, валики, шишки);
  • ножницы для вырезания;
  • пластилин;
  • бумагу для оригами.

Также помните, что все виды рукоделия, конструирования, любого творчества - отличные вне индивидуальных занятий.

Артикуляционная гимнастика

На букву Л

Твердый тоже часто представляет трудность для детей 5-6 лет. Если малыш уже научился произносить его один, изолированно, то пришло время начать работу по автоматизации в речи. Для этого подойдут следующие упражнения:

1. «Скажи красиво»

Предложите ребенку несколько изображений слов, начинающихся на Л. Попросите его произнести слова красиво, выделяя голосом нужный звук.

2. «Игрушки для Ларисы»

Попросите ребенка собрать для куклы Ларисы подарки. Скажите, что она любит только то, что начинается на Л. Для этого упражнения нужно заранее подобрать небольшие предметы или картинки, все слова не должны начинаться только на Л.

3. «Один-много»

Предложите ребенку назвать слова с Л в единственном и множественном числе. В рабочей тетради для звука Л (автор Костюк А.В.) есть целая таблица с рисунками для этого упражнения (занятие 20).

4. «Отыщи звук»

Предложите ребенку составить схему слова и обозначить на ней место Л. Если пока самостоятельно определить количество звуков вашему ребенку сложно, то для начала можно выполнить несколько подобных упражнений из рабочей тетради.

5. «Скороговорки и потешки»

Используйте потешки, скороговорки и стихотворения со словами, в которых есть Л.

Нарушения произношения звуков встречаются у многих детей. Самыми распространенными проблемами являются искажение звучания буквы (картавость, шепелявость и др.), её замена на другую, пропуск сложных в произношении звуков. Логопедические занятия – будь то самостоятельные или под руководством профессионала – помогут устранить существующую проблему.

Если уроки логопеда недоступны для вас по каким-либо причинам, то с ребенком можно заниматься и самостоятельно, но придерживаясь определенных рекомендаций.

У деток дошкольного возраста игры для развития речи признаются наиболее эффективным методом устранения различных речевых дефектов.

Игра, направленная на улучшение речевых возможностей, не только привлекает ребенка своей увлекательностью, но и является наиболее полезной из всех методов развития этого важнейшего навыка. Логопедические занятия для детей, проводимые в игровом формате, способствуют развитию речи, закреплению новых слов, формированию правильного произношения звуков. Дополнительно закладывается будущая основа для познавательной деятельности и развития умственных способностей.

Вот примеры основных видов занятий, направленных на развитие богатства речи у детей:

  • Дополнение предложения: летом листики на клёне зеленые, а с наступлением осени…; грибы мы собираем в …, а помидоры – на … и т.д.
  • Завершение предложения: я хочу….; я могу…; я нарисую… и т.д.
  • Описание предмета: ручка – новая, красивая, цветная…; ромашка – белая, красивая, летняя…; речка – глубокая, широкая, прозрачная…и т.д.
  • Названия домашних и лесных животных с детенышами: петух, курица, цыплята; заяц, зайчиха, зайчата и т.д.
  • Большое – маленькое (ребенку необходимо к предложенному слову подобрать уменьшительно-ласкательное): ваза – вазочка, мышь – мышка, листок – листочек и т.д.
  • Поймай мячик (логопед бросает мяч и называет существительное, задача ребенка – преобразовать его в прилагательное): осень – осенний, береза – березовый и т.д.
  • Выражение несогласия/согласия (задача занятия – сформировать у ребенка способность к утверждению либо оспариванию предложенной мысли с умением обосновывать свое мнение): Скоро начнется дождик – Нет, потому что на небе нет облаков.
  • Словообразование (в предложенном слове нужно заменить конкретный звук): белка – булка, сам – сом, дать – дуть.

Постарайтесь выполнять упражнения используя картинки, детки их очень любят.

Логопедические занятия в домашних условиях

Логопедические занятия с ребенком могут включать:

  • гимнастику на развитие артикуляции;
  • игры для развития слуха, звукоподражание, логоритмику;
  • декламацию стихов и скороговорок.

Заниматься с ребенком необходимо ежедневно, тщательно продумывая ход занятия, увлекая его. Если ему будет неинтересно, то необходимых навыков малыш не приобретет.

Начиная логопедические занятия дома, нужно помнить о следующих правилах:

  • Продолжительность урока необходимо увеличивать постепенно. Первый может продлиться не больше 3 – 5 минут.
  • Занятие должно быть интересным и вызывать у ребенка желание обучаться. Заставлять малыша что-то делать против его воли не стоит, иначе он может отказаться от выполнения упражнений совсем.
  • Можно устраивать короткие занятия, но по нескольку раз в день.
  • Если у ребенка что-то не получается, нельзя на него кричать. Нужно постараться найти причину «непослушного язычка» и исправить её.

Пальчиковые игры

Логопедические занятия для детей должны включать в себя пальчиковые игры, поскольку они способствуют развитию мелкой моторики. Учеными давно доказана прямая связь между руками и частью мозга, отвечающей за развитие речевых навыков.

Разучивание текстов в сочетании с пальчиковой гимнастикой помогает развивать такие навыки, как:

  1. умение мыслить пространственно, выражать свои эмоции;
  2. воображение;
  3. внимание.

У ребенка помимо улучшения речи наблюдается ускорение быстроты реакций. Занятия, проводимые в игровой форме, помогают лучше запоминать текст и делают речь более выразительной.

Для получения необходимого результат заниматься с ребенком нужно ежедневно, тратя на это около 5 минут времени.

Упражнения на развитие моторики пальчиков:

  • Цветочек. Ладони сложены вместе, пальчики направлены вверх. Из ладошек складываем цветочный бутон, прижимая их друг к другу. Ребенок произносит вслух четверостишие:
    Солнце поднимается,
    Цветочек раскрывается,(пальчики нужно развести в стороны, но ладошки остаются прижатыми)
    Солнышко садится,
    Цветочек спать ложится (пальчики надо вернуть в исходную позицию).
  • Кошечка. Ладони лежат на столе, собраны в кулак. Ребенок произносит слова «Кулачок – ладошка. Я иду как кошка» и расправляет пальчики, не отрывая ладоней от поверхности стола, а потом снова сжимает. Повторить упражнения три – пять раз.
  • Летит птичка. Руки скрещены перед собой, ладонями к лицу. Нужно зацепить между собой большие пальцы. Это будет «голова», а крыльями выступят ладони. Махать ими нужно, не разъединяя пальцев.
    Птица полетела (машем крылышками),
    Села – поседела (ребенок разъединяет ладони и прижимает их к груди),
    Дальше полетела.

Пальчиковые игры могут использоваться как минутки отдыха во время самого логопедического занятия, помогая отвлечь ребенка и позволить ему переключить внимание.

Артикуляционная гимнастика

Перед тем как начинать выполнять логопедические упражнения, необходимо провести артикуляционную разминку. Специализированная гимнастика помогает укрепить мускулатуру артикуляционного аппарата и подготовить его к проведению логопедических занятий.

Артикуляционная гимнастика представляет собой набор упражнений, предназначенных для укрепления мышц губ и языка. Именно они отвечают за произношение звуков. Если мышцы языка недостаточно развиты, то речь будет звучать нечетко.

Делать гимнастику необходимо перед зеркалом. Тогда ребенок сможет контролировать правильность выполнения движений. Ему очень важно наблюдать за движениями губ и языка. Так малыш быстрее поймет, какое положение они должны занимать, чтобы произносить звуки правильно.

Артикуляционные упражнения нужно выполнять дважды в день. Продолжительность занятия – 5…7 минут. В итоге ребенок сможет научиться говорить не только правильно, но и максимально четко и понятно.

Артикуляционный комплекс:

  • Губы растянуть в улыбке, но зубы не должны быть видны. Зафиксировать положение на 30 секунд.
  • Широко улыбнуться, открыв зубы. Зафиксироваться на полминуты.
  • Немного приоткрыть рот, положить расслабленный язык на поверхность нижней губы. Шлепать им, проговаривая слог «ПЯ». При этом верхняя губа касается языка.
  • Рот открыт. Язык надо вытянуть вперед и попытаться свернуть его в виде трубочки. Зафиксировать положение на полминуты.
  • В медленном темпе облизывать языком губы от уголка к уголку, не отрывая языка от поверхности губ. Он должен совершить полный круг. Сначала по часовой, затем против часовой стрелки.
  • На лице широкая улыбка с приоткрытым ртом. Кончиком языка надо касаться то одного уголка, то другого.
  • Улыбка на лице с приоткрытым ртом. Кончик языка прижать к поверхности зубов и с небольшим усилием проводить по задней стенке нижнего зубного ряда. Повторить 10 раз. Упражнение повторить, но проходить языком надо по внутренней поверхности верхних зубов.
  • На лице широкая улыбка. На счет «раз» дотрагиваемся до нижних зубов, на счет «два» — до верхних. Повторить упражнения 5 раз.
  • Рот открыт. Пусть ребенок быстро высовывает и прячет кончик языка. Но он не должен касаться зубов и языка.
  • На лице широкая улыбка. Язык расслаблен и лежит на нижней губе. Выдыхая воздух, ребенок должен дуть на лежащий на столе комочек ваты, чтобы он смог двигаться.

Игры для развития слуха, звукоподражание, логоритмика

Дополнить артикуляционную гимнастику нужно другими упражнениями. Это должны быть упражнения для развития слуха, звукоподражание и логоритмика.

Речевой слух помогает ребенку понимать, различать и воспроизводить звуки. Если он недостаточно хорошо развит, то речь у малыша нечеткая и содержит ошибки.

Примеры упражнений на развитие речевого слуха:

  • Ребенку необходимо продемонстрировать предметы, способные издавать звуки. Это могут быть ложки, барабан, трещотки и другие. Затем необходимо дать малышу прослушать звучание каждого. Потом он поворачивается спиной и угадывает, какой из предметов прозвучал. Целью упражнения становится совершенствование речевого слуха и закрепление навыка в различии звуков.
  • Взрослый берет в руки колокольчик. Ребенок стоит у стены с закрытыми глазами. Взрослый передвигается по комнате и периодически звенит в колокольчик. Задача малыша – указать на звучащий колокольчик рукой, не открывая глаз.

Развитие звукоподражания – еще одна часть логопедических занятий. Для упражнения используется сюжетная картинка в соответствии с возрастной группой ребенка. Это может быть, например, изображение девочки, укачивающей куклу. Пусть ребенок начнет воспроизводить укачивающие движения и баюкает воображаемую куклу. Важно контролировать его артикуляцию.

Хорошие результаты дают игры, основанные на подражании голосам животного мира. Такие логопедические упражнения будут более интересными, если в ходе занятия будут использоваться изображения животных/птиц, их фигурки и фигурки детенышей.

Примером может послужить игра в комарика. На картинке должен быть нарисован комар. «Давай познакомимся с комариком. Его зовут Арсений. Он много летает и часто поет свою любимую песенку – «З-З-З». Давай мы тоже будем ее напевать вместе с Арсением! «З-З-З».

Потом предложите малышу поймать комарика и послушать, как он поет свою песню. Хватаем пустой воздух кулаком, прислушиваемся и поем комариную песню – «З-З-З».

Логоритмика представляет собой логопедические упражнения, сочетающие движения, музыку и речь. Такие занятия очень нравятся всем деткам, потому что всегда проходят в веселой обстановке.

Взрослый человек читает стихотворение вслух и воспроизводит описываемые в произведении движения. Очень важно заранее подобрать соответствующее музыкальное сопровождение. Потом дети повторяют увиденное.

Для занятия можно использовать, например, такое стихотворение:

По узенькой дорожке (ребенок шагает на одном месте)
Шагали наши ножки (начинает делать шаги на месте, высоко поднимая колени)
По камушкам, по камушкам (топчется на месте)
И в ямку бух (малыш подпрыгивает и садится на пол).

Декламация стихов и скороговорок

Логопедические занятия с ребенком должны включать чтение вслух разных детских стихов. Учить с ребенком сложные стихотворения не стоит, лучше начинать с простых четверостиший.

Отличных результатов можно добиться, если логопедические занятия для детей будут включать скороговорки. Они представляют собой короткие рифмованные предложения. Они помогают сделать речь четкой, хорошо поставленной, а также расширяют словарный запас ребенка и улучшают дикцию.

Шесть мышат в камышах шуршат.
Саша шишки шапкой сшиб, получил на лбу ушиб.

Вы можете также придумать собственную скороговорку, о том как это правильно сделать читайте в разделе «Развитие речи» на нашем сайте.

Самостоятельные логопедические занятия с детьми помогут решить проблемы с простыми дефектами. При наличии серьезных нарушений исправлением речи должен заниматься профессионал.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса