Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Что не является элементом техники речи. Под хорошей дикцией подразумевается четкое и ясное произношение каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз. Говорим в нормальном темпе как можно дольше на одном дыхании

Каждый специалист знает: чтобы максимально эффективно воздействовать словом, необходимо научиться владеть своим голосом, речевым аппаратом. Голос способен передавать малейшее движение внутренней жизни, просто и красиво выражать наши мысли и чувства. Речь должна быть достаточно слышимой, а это зависит от хорошо поставленного голоса и умения пользоваться им в различных условиях.

Умение владеть голосом связано с развитием фонационного (звукового) или так называемого речевого дыхания. Вместе с тем качество звучания речи зависит от яркости, отчетливости произношения - дикции и от соответствия речи нормам русского литературного произношения. Вербальное общение требует от коммуникантов хорошего владения техникой речи. Еще древние греки и римляне отмечали, что работа над голосом — дело тонкое, трудное, требующее определенных знаний. К технике речи традиционно относят: интонацию, голос, дыхание, дикцию, орфоэпию.

Интонация (лат. intonare - громко говорить) - сложное явление, состоящее из ряда компонентов, в частности, в ее состав включаются тон, ударение, тембр, темп, пауза и мелодика. Для создания выразительности очень важна интонация. Интонация определяется как движение в процессе развертывания речи высот звучания, силы, темпа, тембра и членения ее паузами. Она позволяет выражать логическое значение высказывания, эмоциональные и волевые «созначения». По мнению психологов, интонация - самая гибкая и острая форма речевого воздействия. По своей смысловой роли она настолько самостоятельна, что (независимо от формального значения слов) может определять истинный смысл фразы.

Благодаря интонации мы понимаем, что сказанные нам хорошие слова на самом деле содержат угрозу, а нейтральная официальная фраза - человеческое тепло, то есть слово благодаря интонации может приобрести прямо противоположный смысл. Например, совершившему какой-либо проступок человеку говорят «Молодец», но раздраженно-ироническая интонация придают этому слову истинный смысл. Выдающийся педагог А.С. Макаренко писал, что сделался настоящим мастером тогда, когда научился говорить «Иди сюда» с 15-20 оттенками и давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. И только тогда ушли опасения, что кто-то к нему не подойдет или не почувствует того, что нужно.

Интонация выполняет в речи многие важные функции:

1. Коммуникативная функция - основная, проявляется в том, что интонация оформляет предложение как минимальную единицу общения, в отличие от слова и словосочетания. Интонация служит установлению контакта между говорящими, его поддержанию, сигнализирует о завершенности высказывания, выделяет его информативний центр.


2. Смыслоразличительная функция интонации обеспечивает различение смысла или оттенков смысла высказывания. Основными средствами их реализации в русской речи выступают смысловое ударение и мелодика, а также место паузы и количество пауз. Ср.: Очень огорчили_/ее слова/ отца. - Очень огорчили_её_/слова отца.

3. Кульминативная функция интонации проявляется и том, что, ис-пользуя смысловые ударения, выделяет в потоке речи наиболее важные слова.

4. Синтезирующая функция заключается в том, что интонация объединяет слова в синтагму (или речевой такт, или дыхательную группу), синтагмы - в предложение, а предложения - в абзац. Наиболее важную связующую роль играют смысловые ударения и мелодика.

5. Делимитативная функция проявляется в разграничении речевого потока на предложения, синтагмы, слова, абзацы.

6. Благодаря эмоционально-экспрессивной функции интонации выражается эмоциональное состояние говорящего, а также его отношение к содержанию речи, к ее адресату (одобрение, насмешка и т. п.). Основными средствами выражения эмоционально-экспрессивных оттенков в русской речи служат тембр и мелодика, реже - смысловые ударения и темп. Так, например, одна и та же пословица "Без труда не вынешь и рыбку из пруда" может - в зависимости от тембра и мелодики - выражать радость человека, завершившего большую и трудную работу; назидание нерадивому человеку, досаду лентяя, с тоской говорящего о предстоящей работе и т. п.

7. Апеллятивная функция интонации проявляется при выражении ориентации на адресата (ср. интонацию речи, обращенной к взрослым и детям, интонации речи диктора и разговорно-бытовую и т. д.).

8. Эстетическая функция проявляется при оформлении речи, композиции предложения.

В индивидуальной речи в условиях конкретной ситуации интонация может сигнализировать и о многих социально и коммуникативно значимых нелингвистических «смыслах» - возрасте, поле, родном языке и диалекте, воспитании, образовании, темпераменте, психическом складе и состоянии говорящего, о социальном положении, эмоционалъно-оценочном отношении к собеседнику и т. п.

Интонационная выразительность нашей речи складывается из:

а) логической выразительности, направленной к убедительной передаче мысли;

б) образной выразительности, направленной к изобразительному отражению явлений, передаче видений;

в) выразительности эмоциональной;

г) выразительности стилевой, соответствующей публичному стилю речи.

В общении интонация служит конкретизатором смысла высказывания в определенной ситуации. Например, предложения одинакового лексико-грамматического состава могут различаться интонационно, а вследствие этого и по смыслу. Ср.: Фильм начался. - Фильм начался? Фильм начался! Изменяется интонация - меняется коммуникативная установка высказывания, его смысл.

Голос. Воспитание речевого голоса - работа очень кропотливая, осторожная, настойчивая, а главное - повседневная. Воспитанием голоса нельзя заниматься от случая к случаю. Следует постоянно работать над формированием навыков правильного речевого дыхания. К.С. Станиславский писал: « Все живое дышит. Человек тоже дышит, это первое, что он делает, вступая в мир. Но не это о нем знают окружающие, те, кто «принимают» его. Им он заявляет о своем существовании не дыханием, а криком. Что же такое крик? -громкое, со звуком соединенное дыхание. Значит, в смысле выразительного средства второй момент дыхания важнее первого».

Звучный, гибкий, красивый голос - это прежде всего правильно поставленное дыхание. Речевое дыхание отличается от обычного, физиологического. Дыхание в жизни непроизвольно. Оно выполняет функцию газообмена в человеческом организме. Вдох и выдох совершаются через нос; они короткие и равны по времени. Ритм обычного дыхания: вдох - выдох - пауза. Для речи, особенно монологической, обычного физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение вслух требуют большего количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его. Это регулируется дыхательным центром головного мозга.

Дыхание - основа, база речеобразования. Различают 3 типа дыхания: ключичное (плечевое), грудное (реберное), диафрагменное (брюшное) - в зависимости от той области, где происходит основное мышечное движение, расширяющее и сжимающие легкие. Наиболее полезным для речевого процесса является реберно-диафрагменный тип дыхания. При нем работают межреберные мышцы, диафрагма, косые мышцы живота. Этот тип дыхания называют еще фонационным.

Его характеристики:

1. Активность , связанная с тем, что дыхание служит энергетической базой нашей речи.

2. Организованный выдох. При обычном дыхании мы не заботимся о том, как совершается выдох, куда он направлен. Фонационное дыхание связано с возникновением и распространением звука, следовательно, выдох должен быть организован, струя выдыхаемого воздуха должна как бы «фокусироваться» в одной точке.

3. Распределение выдоха - умение сознательно делить весь объем выдыхаемого воздуха на равномерные отрезки - порции. Ритм фонационного дыхания резко отличается от привычного. Вдох в 10-15 раз короче выдоха. При хорошо тренированном дыхании выдох легко можно распределить на 25 и даже 30 порций, и каждая из них будет полновесной, а каждое слово - полнозвучным. Такое распределение выдыхаемого воздуха необходимо тренировать. При этом нет необходимости увеличивать объем вдыхаемого воздуха, гораздо важнее научиться распределять имеющийся запас на равные по активности выдоха порции.

4. Добор дыхания в процессе речи . Нужно научиться быстро, энергично, а главное незаметно для слушателей подхватывать новую порцию воздуха, пополнять его запас в каждой удобной паузе.

Постановка речевого дыхания сводится к развитию и совершенствованию реберно-диафрагменного типа дыхания. Для овладения им нужно натренировать все мышцы, которые участвуют в дыхательном процессе, и прежде всего мышцы «речевого пояса» - диафрагму и нижнебрюшные мышцы, а также дыхательные мышцы грудной клетки - межреберные мышцы.

В общественной жизни голосовой аппарат довольно легко справляется с нагрузкой, предлагаемой возникающими обстоятельствами. Но когда приходится говорить перед аудиторией, говорить активно, убеждая десятки людей, говорить длительное время, то бытовых навыков речи уже не хватает. Публичная речь ставит перед голосовым аппаратом сложные задачи, неумелое пользование им в условиях повышенной нагрузки часто приводит к возникновению различных функциональных заболеваний.

Хорошо поставленный голос оратора дает возможность передать слушателям в звучащем слове мельчайшие смысловые оттенки, создает определенный эмоциональный настрой. А тусклый, монотонный, неразвитый голос быстро утомляет слушающих, мешает им вникнуть в существо дела. Постановка голоса начинается с развития правильного дыхания, а именно с развития правильного вдоха и правильного выдоха. Вдох должен быть бесшумным, коротким и быстрым, а выдох - экономным и плавным.

Выделяются следующие основные качества профессионального речевого голоса: 1) звонкость (металличность); 2) собранность звука; 3) свобода звука, полётность; 4) тембр; 5) устойчивость; 6) подвижность, гибкость голоса; 7) динамический диапазон голоса; 8) выносливость голоса, малая утомляемость; 9) адаптивность; 10) суггестивность.

Звонкость (металличность) - это чистое звучание в противоположность глухому, тусклому. При тусклом, глухом голосе звук как бы загнан вглубь.

Собранность звука - это концентрация звука, не допускающая расползания звука, что вредит внятности и четкости звучания.

Свобода звука требует устранения напряжения во всем теле. Нужно следить, чтобы не было мускульных зажимов. Звонкость, собранность и свобода звука улучшают слышимость. Важным условием слышимости является полетность голоса, т. е. его способность распространятся как можно дальше. Полетность - это результат собранности звука. Звук, сконцентрированный у губ, при посылке вдаль становиться полетным.

Тембр (фр.timbre - «колокольчик», «метка», «отличительный знак») - колористическая (обертоновая) окраска звука; дополнительная окраска звучания, сообщающая речи различные эмоционально-экспрессивные оттенки. Гибкий, выразительный голос точно передает смысловые и эмоциональные оттенки, образует общий колорит речи. Мелодический голос приятного тембра, помимо лучшей передачи мысли, доставляет слушателям эстетическое наслаждение. По мнению исследователей, окраска голоса имеет существенное значение в установлении контакта оратора с аудиторией, организуя и удерживая внимание.

Тембр, с одной стороны, зависит от физиологических особенностей в строении речевого аппарата и степени его тренированности, с другой - это главный выразитель эмоциональности говорящего, его отношения к излагаемому материалу, аудитории. Когда говорят «это было сказано с гневом в голосе» или «с радостью в голосе», или «со страхом в голосе» и т. п., то имеют в виду именно тембровую окраску произношения. Благодаря тембру мы, не видя человека, только по голосу определяем, знаком он нам или нет, и если знаком, то кому конкретно он принадлежит. Более того, мы можем «вычислить» не только родных и близких нам людей, но и любимых артистов, дикторов или, например, известных политиков, парламентариев.

По тембру мы можем определить, какое настроение у говорящего, как он относится к окружающим. Не случайно в ремарках - указании для актера и режиссера, что и как надо делать и говорить в том или ином месте диалога - преобладают замечания типа: говорит сквозь слезы, сухо, сдержанно, одобрительно, посмеиваясь, ласково, покровительственно, приятно-удивленно, с яростью и т. п. От богатства тембральной окраски голоса во многом зависит легкость восприятия слушателями содержания выступления, и потому необходимо бороться с основными недостатками тембра: хрипотой, резкостью, гортанностью, гнусавостью и одышкой.

Динамический диапазон голоса - высотный объем голоса. Обычно в нормальный диапазон входят полторы, в редких случаях - две октавы. Но в быту человек говорит на трех-четырех нотах. Предельного повышения или понижения тона можно добиться специальными упражнениями.

Дикция - четкое произношение звуков, соответствующих фонетической норме данного языка. Ясная, четкая дикция - обязательное условие хорошей речи. К.С. Станиславский говорил: «Каждый артист должен обладать превосходной дикцией, произношением... он должен чувствовать не только фразу, слово, но и каждый слог, каждуюбукву». С полным правом эти высказывания можно отнести и коратору. Небрежность в произнесении, «съедание» конечного гласного или звука внутри слова, звучание «сквозь зубы» делает речь невнятной и неразборчивой.

Неподвижная верхняя и вялая нижняя губа мешают четкому и ясному произнесению многих согласных, в том числе шипящих и свистящих. Часто речь бывает неразборчива вследствие скороговорки, когда слова как бы «наскакивают» друг на друга. Говорить надо ясно, свободно открывать рот, что является важным условием формирования звука. Хорошая дикция подготавливает речевой аппарат к творческому процессу, делает привычной точную артикуляцию всех звуков речи, помогает доносить смысловое звучание слова, его выразительность и красоту.

Темп. Смысловое восприятие речи во многом зависит от темпа ее произношения. Говорящий должен учитывать, что слушателю нужно: 1) успеть осознать поступающую информацию; 2) запомнить основные положения доказательства, новые понятия и т. п.

Очень трудно воспринимать быструю речь, даже технически безупречную: это требует большого напряжения внимания, утомляет слушателей, поэтому они невольно отвлекаются, чтобы отдохнуть. Недаром появились пословицы и поговорки типа: «За твоим языком не поспеешь и босиком», «Строчит, как из пулемета» и др.

Однако и слишком медленный темп речи тоже воспринимается плохо. Текст звучит не фразами, а отдельными словами. Длительные паузы обычно сопровождаются различными призвуками типа Э-Э-Э, М-М-М и т. п. Выделить смысловые акценты, соотнести главное и второстепенное здесь также трудно, как и при быстрой речи, но теперь уже оттого, что почти каждое слово звучит весомо, значимо и на слух трудно определить, какие слова и части сообщения несут основную мысль.

Как же определить нужный темп речи? Он зависит от количества слов, произносимых в минуту, времени звучания отдельных слов, количества и длительности пауз. Выступающему нужно уметь варьировать скорость произнесения речи. При любом темпе нельзя дробить фразы на отдельные слова, нужно научиться сохранять мелодическое единство синтагм. Доказано, что непроизвольное внимание и правильное соотнесение слушателями смысловых акцентов обеспечивается сменой темпа, контрастами ускорения - замедления.

Средний темп речи составляет около 120 слов в минуту.

Пауза. Остановка речи может производить действие не менее сильное, чем ее звучание. Различают логические и психологические остановки речи.

Логическая пауза расчленяет речь на обособленные части, каждая из которых объединена одной мыслью. Эти безмолвные промежутки бывают разной длительности в зависимости от того, насколько важны мысли, которые оратор намерен подчеркнуть. Слова, даже фразы между этими паузам произносятся плавно, без разрывов. Всякие остановки здесь не только нежелательны, но разрывают логический строй фразы, а то и искажают смысл.

Логические паузы могут быть соединительными и разъединительными. Соединительная пауза в передаче смысла возникает, когда мысль продолжается в своем развитии, голос при произнесении фразы в этих паузах остается на определенной высоте, как бы предупреждая о незаконченности высказывания. Разъединительные паузы служат передаче законченности мысли, голос на этих паузах опускается вниз и дает понять, что мысль закончена.

Психологическая пауза есть внешнее отражение той работы, которая рождает наши мысли, воплощает их в слова, образует фразы. Эта пауза, основанная на двойственной (смысловой и эмоциональной) природе слова, раскрывает внутреннюю значимость произносимого отрезка речи. Таким образом, логическая пауза больше служит форме речи, психологическая - подчеркивает значение содержания.

Как замечал К.С. Станиславский, без логической паузы речь безграмотна, а без психологической она безжизненна. Первая - пассивна, формальна; вторая - всегда активна, богата внутренним содержанием. Логическая пауза служит уму, психологическая - чувству.

Ударение - главный показатель логических и эмоциональных оттенков и связей в выражении мысли. Психологи заметили, что устная речь содержит до 70% избыточной информации. И оратор должен в максимальной степени облегчить слушателям процесс выделении тех слов, отрезков сообщения, в которых заключена его смысловая основа, иначе возможность правильного понимания резко снижается. А главный показатель логических и эмоциональных оттенков и связей в выражении мысли - это ударение.

Чтобы выделить в предложении главное и менее главное, нужен комплекс ударений: сильных, средних и слабых. Подчеркиванием главных слов и ослаблением второстепенных мы насыщаем фразу нужным содержанием: Ты взял мою книгу? Ты взял мою книгу? Ты взял мою книгу? Ты взял мою книгу ? Каждый раз оттеняется лишь одно слово в соответствии со смыслом предложения.

Мелодика. Для интонирования речи смысловые ударения принципиально значимы. Часто они носят не только смысловой характер, но и эмоциональный: именно ударное слово является главной «точкой» выражения подтекста, а значит, и сосредоточием эмоций.

Русское ударение с точки зрения физиологии звуков речи не только силовое, но и музыкальное. Под мелодикой понимают музыкальное движение голоса во время речи. Различают три вида мелодики: восходящую, ровную и нисходящую .

Орфоэпия (греч. orthos ) - «прямой, правильный») буквально значит «правильное произношение». Правильно произнести слова русского языка в соответствии с орфоэпическими нормами помогут словарь-справочник «Русское литературное произношение и ударение» под ред. Аванесова Р.К. и Ожегова С.И., «Словарь ударений для работников радио и телевидения», «Словарь трудностей русского языка» и другие справочные пособия.

Овладеть техникой речи - значит уметь управлять речевым дыханием, голосом, иметь хорошую дикцию и орфоэпическое произношение. Разнообразный комплекс упражнений в дыхании, в совершенствовании голоса и дикции и составляет работу над техникой речи. Слова - не струны, а скорее ноты. Их не заставишь звучать на свой лад. Но в высказывании их можно эвфонически (благозвучно) организовать: переставить местами, заменить более благозвучными, скрепить мелодичными связками. При этом важно сохранить и смысл, и стиль фразы. И конечно, оратору всегда надо помнить, что благозвучие и четкость речи не самоцель, а только средство эффективного воздействия на слушателей.

Вопросы для контроля

1. Чем характеризуется публичная речь?

2. Каковы требования к современным ораторам?

3. Назовите основные характеристики аудитории.

4. Что считается важнейшим условием эффективной ораторской речи?

5. Каковы особенности словесного оформления текста публичного выступления?

6. Что относится к коммуникативным качествам речи?

7. Какие законы формальной логики обеспечивают понятность речи?

8. На чем основаны точность и информативность речи?

9. Что понимают под чистотой речи?

10. Какие средства воздействия на разум и чувства слушателя вам известны?

11. Что понимают под техникой речи? Назовите компоненты техники речи.

12. Какова роль интонации в речевом общении? Каковы ее функции в речи?

14. Назовите основные характеристики речевого голоса.

15. Какими качествами должен обладать профессиональный речевой голос?

16. Почему, на Ваш взгляд, четкая дикция - обязательное условие хорошей речи?

17. Как восприятие речи зависит от ее темпа? Каким должен быть оптимальный темп речи?

18. Какова роль пауз в речевом общении?

19. Какие виды пауз различают? В чем их различие?

Введение…………………………………………………………………….2

1. Общая характеристика разделов техники речи…………………2

2. Дыхание……………………………………………………………….3

4. Дикция…………………………………………………….……….….9

5. Орфоэпия…………………………………………….………………10

6. Заключение………………………………………………………….17

Список литературы………………………………………………………..18

Введение

Обучение технике речи является первым и необходимым этапом в овладении искусством звучащего слова. Любая публичная речь прежде всего должна быть достаточно слышимой, а это зависит от хорошо поставленного голоса и умения пользоваться им в различных условиях выступления. Умение же владеть голосом, в свою очередь, тесно связано с развитием фонационного (звукового) дыхания. Звучание речи вместе с тем зависит и от ясности, отчетливости произношения - дикции.

И, наконец, публичная речь должна быть достаточно правильной, то есть, соответствовать орфоэпическим нормам произношения, а именно, нормам русского литературного языка. Только наличие этих условий дает возмо жность оратору передать все эстетическое и эмоциональное богатство своей речи.

Таким образом, техника речи как практическая дисциплина включает в себя четыре основных раздела: дыхание, голос, дикцию и орфоэпию.

Общая характеристика разделов техники речи

· Как подготовительный этап при обучении технике речи вводятся:

· гигиенический и вибрационный массажи;

· упражнения на мышечное расслабление и овладение элементами аутогенной тренировки - «позой» и «маской» релаксации (расслабления).

При обучении технике речи тренировочные упражнения на развитие речевого дыхания, голоса, дикции и орфоэпии должны проводиться одновременно. Почему? Потому что дыхание, артикуляция и голосообразование - это единые взаимосвязанные и взаимообусловленные физиологические процессы. Координированная (комплексная) работа этих трех систем под управлением коры головного мозга обеспечивает нормальную функцию голосообразования. При этом главным условным раздражителем является смысловое значение слова.

Рассмотрим основные разделы техники речи.

Дыхание

С одной стороны, дыхание - акт рефлекторный и совершается без вмешательства человеческого сознания, выполняя главную свою физиологическую функцию газообмена в человеческом организме. Но, с другой стороны, дыхание процесс управляемый, когда оно непосредственно связано с произнесением речи. Такое дыхание называется речевым (фонационным, или звуковым) дыханием, и оно требует специальной тренировки.

Современный человек зачастую утратил ритм естественного дыхания, которым в совершенстве владели наши предки. Их простой образ жизни на свежем воздухе, охота, рыбная ловля, земледелие, длительная ходьба, рубка леса и т. п. обеспечивали естественные упражнения для мышц, участвующих в дыхательном процессе.

В век научно-технического прогресса, механизации, автоматизации труда и быта человек часто не получает достаточного количества естественных упражнений для дыхательных мышц, что ведет к ослаблению функций некоторых органов, а в результате - поверхностное дыхание. Кроме того, напряженный умственный труд вынуждает ученых, научных работников, учащихся много часов подряд находиться в закрытых, душных помещениях, сидя за столом, что плохо сказывается на физическом развитии (узкие плечи, сутулость, впалая грудь), приводит к нарушению дыхательного процесса и, как следствие последнего, - к болезням верхних дыхательных путей, легких, к бронхиальной астме, атеросклерозу и т. п.

Итак, социальные факторы вызвали биологические изменения в организме человека. Физиология не успевает приспосабливаться к изменениям окружающей среды, и поэтому мы должны искусственно помочь себе, тем более, что дыхание - одна из главных функций организма, важнейшее условие жизни. Поскольку же дыхание связано также и с голосообразованием и формированием речи, то овладение правильным дыханием необходимо для каждого преподавателя, лектора, чья работа связана с большой нагрузкой на речевой аппарат, тем более в условиях монологической речи.

В зависимости от того, какие мышцы участвуют в дыхательном процессе, можно говорить о четырех типах дыхания.

Верхнее дыхание, когда вдох и выдох совершаются за счет сокращения мышц, поднимающих и опускающих плечи и верхнюю часть грудной клетки. Это слабое поверхностное дыхание, при нем активно работают только верхушки легких.

Грудное дыхание. В этом случае процесс дыхания совершается за счет изменения поперечного объема грудной клетки вследствие сокращения межреберных мышц. При этом диафрагма - главная дыхательная мышца - малоподвижна, поэтому выдох получается недостаточно энергичным.

Диафрагмальное дыхание, когда процесс дыхания совершается за счет изменения продольного объема грудной клетки вследствие сокращения диафрагмы (при этом наблюдается сокращение межреберных дыхательных мышц, но очень незначительное).

Обычно мы используем все три типа дыхания, но у разных людей преобладает какой-то определенный тип. Так, женское дыхание в процессе эволюции сложилось как преимущественно грудное, а мужчины дышат преимущественно с помощью диафрагмы.

Диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются за счет изменения объема грудной клетки в продольном и поперечном направлениях вследствие сокращения диафрагмы, межреберных дыхательных мышц, а также брюшных мышц живота. Это дыхание считается правильным, и его используют как основу для речевого дыхания.

Рассмотрим механизм диафрагмально-реберного дыхания. Вдох и выдох осуществляются за счет дыхательной мускулатуры, ибо сами легкие - орган пассивный. Правое и левое легкие имеют конусовидную форму, своей широкой частью обращены вниз и опираются на диафрагму. Бока легких примыкают к стенкам грудной клетки, которая может расширяться и сжиматься. Это изменение объема грудной клетки, а с ней и легких достигается работой дыхательных мышц: диафрагмы, межреберных, брюшных мышц, а также гладкой мускулатуры бронхов.

Каждое легкое состоит из огромного количества крошечных пузырьков-альвеол и сети трубообразных дыхательных путей - бронхиолей и бронхов. Легкие покрыты тонкой эластичной оболочкой - плеврой. Легочные пузырьки пронизаны капиллярными кровеносными сосудами, в альвеолах легких осуществляется жизненно важный процесс газообмена.

Ребра прикреплены сзади к позвонкам спинного хребта, а спереди - к грудной кости; нижние ребра более короткие, они не доходят до грудной кости, а последовательно прикрепляются хрящами - каждое к расположенному выше него. Такое закрепление обеспечивает их подвижность. Ребра связаны между собой межреберными мышцами, благодаря сокращению которых изменяется поперечный объем грудной клетки и происходит газообмен в средней части легких. Сокращение диафрагмы содействует заполнению воздухом главным образом нижней, наиболее емкой части легких.

Диафрагма - сильная куполообразная эластичная мышца, которая своей выпуклой стороной обращена к грудной клетке и отделяет ее от полости живота. Эта внушительная по площади мышца при форсированном (ускоренном) дыхании или дыхательных упражнениях «опускается как совершенный нагнетательный насос, сжимая печень, селезенку, кишки, желудок… Диафрагма опорожняет венозную систему живота и проталкивает кровь вперед к грудной клетке. Это второе венозное сердце». Таким образом, движение диафрагмы осуществляет естественный массаж всех органов живота. Во время вдоха под влиянием импульсов из центральной нервной системы диафрагма, сокращаясь, опускается, увеличивая тем самым продольный объем грудной клетки, а вследствие сокращения межреберных дыхательных мышц одновременно увеличивается поперечный объем грудной клетки, и в результате общий объем грудной клетки увеличивается, а давление в ней падает. Атмосферный воздух устремляется в легкие, расправляя их подобно кузнечным мехам. Сокращение брюшных мышц способствует удержанию диафрагмы в напряженном состоянии, при этом подтягиваются нижние стенки живота. Так происходит вдох.

Во время выдоха, под влиянием импульсов из головного мозга диафрагма, расслабляясь, поднимается, вдаваясь в грудную полость, продольный объем которой уменьшается, а ребра опускаются, тем самым уменьшая поперечный объем грудной клетки. Таким образом общий объем грудной клетки уменьшается, давление в ней увеличивается, и избыток воздуха выходит наружу.

В чем отличие речевого дыхания от обычного? Дыхание в жизни непроизвольно. Оно выполняет функцию газообмена в человеческом организме. Вдох и выдох совершаются через нос, они короткие и равны по времени. Последовательность физиологического дыхания - вдох, выдох, пауза.

Для речи, особенно монологической, обычного физиологического дыхания не хватает. Речь и чтение вслух требуют большего количества воздуха, постоянного дыхательного запаса, экономного расходования его и своевременного возобновления, регулируемых дыхательным центром головного мозга. В начальной стадии овладения речевым дыханием участвуют воля и сознание, направленные на выполнение нужного дыхательного задания. Такое произвольное речевое дыхание, достигаемое только путем тренировки, постепенно становится непроизвольным и организованным.

Напомним, что дышать надо обязательно через нос. Привычка дышать ртом очень вредно сказывается на человеческом организме, приводя к заболеваниям щитовидной железы, миндалин (гланд), всей дыхательной системы. Носовое дыхание предохраняет горло и легкие от холодного воздуха и пыли, хорошо вентилирует легкие, полость среднего уха, имеющего сообщение с носоглоткой, благотворно действует на кровеносные сосуды головного мозга. Надо обязательно дышать через нос в обыденной жизни и при выполнении дыхательных упражнений. Роль правильного носового дыхания и дыхательной гимнастики в жизни человека огромна. Дыхательная гимнастика успешно применяется как действенный способ лечения заболеваний верхних дыхательных путей (насморк, ларингит, фарингит, бронхит), бронхиальной астмы, неврозов. Здоровые люди могут использовать дыхательную гимнастику для профилактики многих заболеваний.

Во время публичного выступления носовым дыханием мы можем пользоваться только перед началом речи или на больших паузах. На малых же паузах добор воздуха делается ртом, так как быстро, полно и бесшумно вдохнуть через длинный узкий носовой проход невозможно. В речевом дыхании вдох и выдох не равны, последний гораздо длиннее вдоха. Иная и последовательность дыхания. После короткого вдоха следует пауза для укрепления брюшного пресса, а затем - длинный звуковой выдох.

Звуки речи образуются при выдохе. Поток выдыхаемого воздуха через трахею (дыхательное горло) попадает из легких в гортань и оттуда в ротовую полость, проходя при этом через голосовые связки, расположенные поперек гортани и разделенные между собой голосовой щелью. Голосовые мышцы под влиянием импульсов головного мозга приводят в движение голосовые связки, которые колеблют проходящий через них воздушный поток и создают звуковые колебания. Артикуляционные мышцы под действием импульсов из головного мозга сокращаются, и звуковые колебания превращаются в звуки речи.

Поскольку звуки речи образуются при выдохе, его организация имеет первостепенное значение для постановки речевого дыхания и голоса, для их развития и совершенствования. Поэтому конечной целью тренировки речевого диафрагмально-реберного дыхания является тренировка длинного выдоха (а вовсе не выработка умения вдыхать максимальное количество воздуха), тренировка умения рационально расходовать запас воздуха во время речи. Для этого необходимо приучить мышцы, участвующие в дыхательном процессе и удерживающие грудную клетку в расширенном состоянии, не расслабляться пассивно сразу же после вдоха. Расслабление их должно происходить постепенно, по мере надобности, подчиняясь нашей воле. Для выработки такого типа дыхания ниже будут даны учебно-тренировочные упражнения по развитию и укреплению диафрагмы, брюшных и межреберных мышц.

Нередко можно слышать жалобы педагогов, лекторов на голос, который их «подводит» - появляются сип, хрипота, начинает першить в горле, голос «садится» к концу выступления. Исправить положение может совершенствование речевой техники. Правда, встречаются голоса, поставленные самой природой, но такие случаи крайне редки. И все-таки можно сказать, что каждый человек наделен голосом, который может стать сильным, подвижным, гибким, звучным и иметь широкий диапазон. Для этого его надо «воспитать», «поставить», то есть развить и укрепить.

а) натренировать навык правильного диафрагмально-реберного дыхания;

б) научиться пользоваться резонаторами (усилителями звука).

Как это сделать, будет показано на материале голосовых упражнений.

Дикция

Ясная, четкая дикция - первое и обязательное условие хорошей речи. Небрежность в произнесении делает речь невнятной и неразборчивой. Это выражается в «съедании» конечной согласной или звуков внутри слова, звучании «сквозь зубы». Неподвижная верхняя и вялая нижняя губа мешает четкому и ясному произнесению многих свистящих и шипящих согласных. Речь часто бывает неразборчива вследствие скороговорки, когда слова как бы «наскакивают» друг на друга. Говорить надо плавно, приучиться хорошо открывать рот, так как хорошо открываемый рот является важным условием для формирования звука и его «посыла». Хорошая дикция подготавливает речевой аппарат к творческому процессу, делает привычной точную артикуляцию всех звуков речи, помогает выразительности слова.

Основой ясного и точного произнесения каждого звука, то есть основой дикции является слаженная и энергичная работа всех мышц, участвующих в речевом процессе. Учебно-тренировочные упражнения дают возможность развить и сохранить их эластичность и подвижность.

В тренировку дикции входит артикуляционная гимнастика:

а) упражнения для разминки и тренировки активных мышц речевого аппарата, которые развивают и укрепляют мышцы рта, челюсти, губ, языка;

б) упражнения для правильной отработки артикуляционного уклада каждого гласного и согласного звука.

Орфоэпия

Это раздел, где изучаются правила и законы правильного произношения в отличие от орфографии - науки о правильном написании. Слово орфоэпия происходит от греческих слов orthos - прямой, правильный и epos - речь, и означает «правильная речь». Всем очевидно, к чему привел бы разнобой и неграмотность в написании. Соблюдение общих правил и законов в произношении так же необходимо, как и в письме. Отклонения от общепринятых норм мешают языковому общению, отвлекают слушающего от смысла произносимого и мешают пониманию его. Поэтому обучение русскому литературному произношению так же важно, как и обучение правописанию и грамматике. В настоящее время, когда устная речь стала средством широкого общения на съездах, конференциях и совещаниях, в театре и кино, на радио и телевидении, она должна быть безукоризненной в языковом и произносительном оформлении.

Произносительные нормы современного русского языка сложились в первой половине XVII века, одновременно со становлением русского национального языка. Москва - политический и культурный центр Русского государства, выработала на основе севернорусских говоров и южных диалектов свое московское произношение. Эта речь стала нормой русского литературного языка. Московская речь передавалась в другие культурные центры и усваивалась там на почве местных диалектов. В начале XVIII века, когда столицей Русского государства стал Петербург, он постепенно выработал свой говор, получивший название «побуквенного». Как писалось, так и говорилось. Но это произношение имело распространение в основном в кругу высшего петербургского чиновничества и дальше не пошло. Таким образом, литературной нормой языка продолжало считаться московское произношение.

В настоящее время огромная роль в сохранении образцового литературного произношения принадлежит Московскому Художественному академическому театру им. М. Горького и Малому академическому театру.

Орфоэпия охватывает следующие разделы: ударение; нормы произношения отдельных звуков и их сочетаний; интонационно-мелодический строй речи.

Часто у нас возникает вопрос, где поставить ударение, на каком слоге? У французов, например, ударение всегда ставится на последнем слоге в слове. В русском языке ударение не только разноместно, то есть может падать на любой слог, но и подвижно и при изменении грамматической формы одного и того же слова ударение меняет место. Например, в словах «гОрод», «гОроду», но «городАм», «городА» или «прИнял», «прИмешь», «прИмут», но «принялА», «примУ».

Иногда мы слышим «звОнит», вместо «звонИт». Правильно говорить «алфавИт», «договОр», «приговОр», «квартАл», «институт иностранных языкОв», «каталОг», «некролОг», но «филОлог» и т. д.

Если возникает сомнение, где поставить ударение в слове, следует обратиться к словарям: Русское литературное произношение и ударение. Под ред. Р.И. Аванесова и С.И. Ожегова; С.И. Ожегов. Словарь русского языка; Словарь ударений для работников радио и телевидения. Под. ред. Д.Э. Розенталя.

Люди из разных областей нашей страны часто говорят на местных диалектах и говорах. Существуют «окающие» и «акающие» говоры. В Москве, Московской области и центральных областях страны «акают» умеренно. Вот это умеренное «аканье» и стало нормой литературного произношения, признаком культуры речи.

В орфоэпии существует закон редукции (ослабление артикуляции) гласных, по которому гласные звуки произносятся без изменения лишь под ударением, а в безударном положении редуцируются, то есть подвергаются ослабленной артикуляции. Например, молоко. Из трех гласных этого слова только [О], стоящее под ударением, произносится без изменения. Звук [О], стоящий ближе к ударному звуку, редуцируется - это нечто среднее между [А] и [О], обозначим его [а] - маленькое. И, наконец, звук [О], стоящий на втором месте от ударного [О], совсем почти не произносится, как бы «съедается», обозначим такой звук [ъ].

Если в слове есть гласные, стоящие на 3-м и 4-м месте от ударного, то они также редуцируются до [ъ].

Например, во[ъ]ро[ъ]тничок.

Все звуки, стоящие за ударным, редуцируются до [ъ].

Например, хо[ъ]хо[а]тушка[ъ].

Если безударный звук [О] стоит в начале слова, то он произносится всегда, как [А].

Например, о[а]кно, о[а]на, о[а]шибка[ъ], о[а]лень.

В орфоэпии существует правило, по которому звонкие согласные Б, В, Г, Д, Ж, 3 в конце слова звучат как парные им глухие П, Ф, К, Т, Ш, С. Например: лоб - ло[п], кровь - кро[ф"], глаз - гла[с], лёд - лё[т], испуг - испу[к]. (Знак " обозначает мягкость согласного).

В орфоэпии сочетания ЗЖ и ЖЖ, находящиеся внутри корня слова, произносятся как долгий (двойной) мягкий звук [Ж]. Например: уезжаю - уежьжьяю, приезжаю - приежьжьяю, позже - пожьже, вожжи - вожьжи, дребезжит - дребежьжит. Слово «дождь» произносится с долгим мягким [Ш] (ШЬШЬ) или с долгим мягким [Ж] (ЖЬЖЬ) перед сочетанием ЖД: дошьшь, дожьжя, дожьжичек, дожьжит, дожьжём, дожьжевик.

Сочетания СЧ и ЗЧ произносятся как долгий мягкий звук [Щ"]: счастье - щястье, счет - щёт, заказчик - закащик.

В некоторых сочетаниях нескольких согласных один из них выпадает: здравствуйте - здраствуйте, сердце - серце, солнце - сонце.

Звуки [Т] и [Д] смягчаются перед мягким [В] только в некоторых словах. Например: дверь - дьверь, две - дьве, двенадцать - дьвенадцать, движение - дьвижение, четверг - четьверг, твердый - тьвердый, ветви - ветьви, но двойка, двор, подвода.

В словах «если», «возле», «после», «разве» звуки [С] и [З] смягчаются и произносятся: «есьли», «возьле», «посьле», «разьве».

В словах обыкновенный, величественный, особенный и других произносятся два «Н».

Возвратная частица СЯ в глаголах произносится твердо - СА: умывалса, боялса, одевалса. Сочетание звуков СТ перед мягким звуком [В] произносится мягко: естественный - есьтественный, величественный - величесьтьвенный.

Правил в орфоэпии существует очень много и для их усвоения следует обращаться к соответствующей литературе.

Подготовительный этап при обучении технике речи, как мы уже говорили, включает в себя самомассажи и упражнения на мышечное расслабление.

Иногда мы замечаем, что лицо лектора напряжено, он хмурит брови, лоб, нос, вдруг появляется неуместная улыбка, одна бровь поднимается выше другой. Все это мышечные «зажимы». Такое напряженное состояние лица отвлекает оратора от основной мысли, отнимает физические и психические силы, что непосредственно сказывается на качестве выступления.

Чтобы снять напряжение с лица, расслабить его, можно использовать так называемые самомассажи. Здесь мы познакомимся с двумя их видами: гигиеническим и вибрационным.

Гигиенический массаж выполняется поглаживанием, при этом активизируются расположенные близко к коже нервные окончания. Этот массаж выполняет двойную роль: он снимает напряженность и скованность лицевых, мимических мышц речевого аппарата, мышц рук, шеи и усиливает тонус этих мышц, если они вялые и слабые.

Вибрационный массаж делается энергичным постукиванием, при этом активизируется работа нервных окончаний, заложенных глубже в толще кожного покрова.

Самомассаж вызывает умеренное расширение периферических кровеносных сосудов и оказывает благотворное влияние на нервную и другие системы организма. Вибрационный массаж - это еще и своего рода настройка голоса. Как музыкант настраивает перед выступлением инструмент, как балерина, гимнаст перед выступлением делают разминку, как певец настраивает, распеваясь, свой голос, так и чтецу, лектору, оратору необходимо настроить свой «инструмент». Во время проведения вибрационного массажа включаются верхняя (черепная коробка, полость носа и рта) и нижняя (грудная полость) системы резонаторов, которые усиливают и обогащают звучание голоса.

И, наконец, упражнения на мышечное и эмоциональное расслабление - элементы аутогенной тренировки. Посмотрите внимательно на рис. 2, где изображено представительство движений человеческого тела в коре больших полушарий головного мозга - проекция тела в коре головного мозга.

Рис. 2. Представительство движений в коре больших полушарий головного мозга человека (по Пенфилду). 1 - ноги, 2 - туловище, 3 - кисть руки, 4 - лицо

Можно заметить, что лицо, ротовое отверстие и кисть руки занимают непропорционально много места в кортикальном представительстве тела, а туловище, бедро и нога гораздо меньше. Можно сказать, что речевая деятельность определяется деятельностью большей части коры больших полушарий головного мозга. Лицо, мускулатура ротового отверстия и кисти рук шлют в мозг наибольшее количество сигналов о своем состоянии. Чем больше сигналов, тем больше возбуждается мозг, и, наоборот, чем возбужденнее мозг, тем больше импульсов шлет он на периферию.

Вот почему упражнения в релаксации (расслаблении) совершенно необходимы для людей, чья работа постоянно связана с разговорной речью, следовательно, с большим напряжением мимических, жевательных, речевых мышц, а также с напряжением мышц кистей рук, с большим эмоциональным и умственным напряжением.

Метод аутогенной тренировки дает возможность человеку управлять своим психическим и физическим аппаратом. Аутотренинг - это набор различных приемов психической саморегуляции человеческого организма. Из всей системы аутотренинга возьмем для нашей работы два простейших элемента - «позу» и «маску» релаксации, с помощью которых будем снимать напряжение или «зажимы» в теле и на лице. Практика показала эффективность метода аутогенной тренировки в качестве активного метода психопрофилактики и психогигиены. В настоящее время его используют в ряде профессий, связанных с часто повторяющимися стрессовыми ситуациями: в авиационной и космической областях, при подготовке спортсменов, при обучении актерскому мастерству и т. д.

Итак, нами даны общие понятия об основах искусства речи и, в частности, техники устной речи. В дальнейшем материал будет излагаться в виде практических занятий по овладению речевой техникой.

Несколько советов к практическим урокам.

Всем, кто начинает самостоятельно заниматься техникой речи, для успешной работы необходимо помнить, что:

1. Все занятия надо обязательно начинать с полного мышечного расслабления - это необходимое условие для работы над голосом и речью.

2. Соблюдать при работе принцип последовательности. Начинать надо с простейшего и переходить к более сложному, медленно, без усилий и утомительного напряжения. Если же вы будете рассчитывать на быстрый результат, то не сможете добиться никаких результатов. Поэтому:

а) заниматься надо каждый день по 20 минут (10 мин на дыхание и голосовые упражнения, 10 мин на «дикционную зарядку»);

б) каждое практическое занятие проходить в одну или две недели; только после усвоения одного занятия переходить к следующему;

в) каждое упражнение повторять 4-5 раз.

г) при выполнении упражнений обязательно поставьте к ним задачи: похвалить, оправдать, уговорить, осудить и т. п.

Соблюдение принципа последовательности не только принесет успехи в работе, но воспитает и закалит волю, дисциплинирует, укрепит нервную систему.

3. Постоянство и систематичность - необходимое условие в работе над техникой речи. Разумная и упорная последовательность поможет достигнуть хороших результатов. Не пугайтесь и не отчаивайтесь при первых неудачах, снова и снова повторяйте упражнения, но делайте это обязательно осмысленно, а не механически, «все ваши действия должны сперва пройти через голову». Когда делаете упражнение, думайте только о том, что делаете. Помните, что вы работаете произвольным, сознательным методом, на высшей ступени развития человеческой психики, на ступени сознательного регулирования речевой деятельности и поведения. Это путь самосовершенствования и воспитания личности.

4. Соблюдайте правила гигиены и профилактики голоса и всей повседневной жизни. (О гигиене и профилактике см. с. 69).

5. Приобретенные навыки речевого дыхания и дикции не применяйте в профессиональной речи до тех пор, пока не пройден весь курс обучения и эти навыки не стали непроизвольными.

6. Постоянно контролируйте свою речь в повседневной жизни.

7. Прежде чем приступить к практическим занятиям, прочитайте эту книгу внимательно до конца, разберитесь в структуре занятий и методических указаниях, если понадобится, то прочитайте ее еще раз, только после этого Вы можете осваивать тренировочные упражнения.

Заключение

Красивый, звучный голос, ясная, точная и правильная речь, разнообразная и глубокая интонация - безусловно необходимые средства выразительного живого слова. Но не будем забывать и о таких, казалось бы, незначительных моментах в работе лектора, как его внешний облик, жесты, мимика, которые являются дополнительными средствами выразительности речи и необходимыми условиями для установления контакта с аудиторией.

Публичная речь, будь то лекция, доклад или выступление, в какой-то мере воспринимается чисто зрительным путем. Слушатели обращают внимание на одежду оратора, на то, как он стоит, какое у него выражение лица. Ибо все это небезразлично для слушателей и в конечном счете тоже влияет на результативность выступления.

Однако никакие внешние приемы не обеспечат того успеха, который дают глубокие знания лектора, его искренняя убежденность и внутренняя потребность донести свои знания до аудитории. Это формирует мастерство, оратора, которое достигается постоянной и систематической работой лектора над собой.

Список литературы

  1. Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1983.
  2. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.
  3. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 1997.
  4. Знаков В. В. Понимание в познании и общении. М., 1994.
  5. Каган М. С. Мир общения, М., 1988.
  6. Кан-Калик В. А. Основы профессионально-педагогического общения. Грозный, 1979.
  7. Леонтьев А. А. Психология общения. М., 1997.
  8. Петровская Л. А. Компетентность в общении.
  9. Реан А. А. Проблемы диагностики факторов продуктивной деятельности педагогического коллектива. Л., 1988. 1988.

Понятие «техника речи» включает правильное дыхание (физиоло­гическая основа

Правильное дыхание заключается в экономном, равномерном расходовании воздуха. Это достигается при условии использования всего мышечного аппарата грудной клетки. Пополнение легких воздухом происходит незаметно в перерывах между словами или фра­зами, там, где это требуется по смыслу речи.

Правильный тип дыхания - смешанное реберно-диафрагматическое дыхание. Нижние доли легких наиболее емки. При глубоком вдохе они наполняются воздухом, грудная клетка расширяется и при постепенном расходовании воздуха во время чтения опадает. При этом энергично двигаются ребра и диафрагма.

Надо научиться управлять дыханием так, чтобы оно во время чтения не мешало чтецу и не отвлекало слушателей.

Правильное дыхание в процессе речи заключается не только в экономном расходовании воздуха, но и в своевременном и незамет­ном пополнении его запаса в легких (во время остановок - пауз). Во время чтения вслух плечи неподвижны, грудь слегка приподнята, низ живота подтянут.

При неправильном грудном дыхании используется лишь часть мышц грудной клетки, причем наиболее слабая. Такое дыхание утом­ляет грудную клетку частыми вдохами, воздух расходуется нераци­онально.

Выработка правильного произвольного дыхания требует трени­ровки дыхательного аппарата, установления правильного режима. Для этого требуются специальные упражнения, которые лучше про-Ишодить под руководством опытного чтеца или специалиста-препода­вателя. При известном самоконтроле можно работать над своим ды­ханием и самому.

Практические задания

УпражнениеI. Станьте прямо, спокойно, без напряжения. Разверните плечи, не поднимая их и не опуская. Положите одну руку на верхнюю часть живота, другую сбоку, повыше талии, чтобы контролировать дви­жение диафрагмы и ребер. Сделайте небольшой выдох, под счет 1-5 делайте вдох (считайте про себя).

1.Контролируйте одновремен­ное движение диафрагмы и ребер. Следите, чтобы не было пере­полнения легких.

2.Сделайте вдох и задержите воздух на счет 1-3, не расслаб­ляя мышц (это подготовка к экономному выдоху). Затем выдыхай­те плавно, без толчков, на счет 1-5.

Расслабьте мышцы брюшного пресса, отдохните и повторите упражнение.

Упражнение 2. Проверьте свое дыхание при чтении следую­щих текстов:

Текст №1 (из переводов С.Я.Маршака) На месте знака / берется дыхание.

/ Вот дом,

Который построил Джек.

/ А это пшеница,

который построил Джек.

/ А это веселая птица-синица,

Которая ловко ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится,

Который построил Джек.

/ Вот кот,

Который пугает и ловит синицу,

Которая ловко ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится,

Который построил Джек.

Текст №2.Задание выполняется с движениями, названными в тексте. Дыхание произвольное.

Со скакалкой я скачу,

Научиться я хочу,

Так владеть дыханьем, чтобы

Звук держать оно могло бы.

Глубоко, ритмично было

И меня не подводило.

Я скачу без передышки

И не чувствую отдышки.

Раз-два, раз-два, раз-два, раз.

Можно прыгать целый час. ОСТАНОВИТЬСЯ.

Кончу прыгать, встану я.

Произнося слова, мы выдыхаем из легких воздух, который через дыхательные пути проходит в гортань, где в результате смыкания и размыкания голосовых связок он образует звук, который называется

Голос должен быть достаточной силы (звучности) и чистоты (бла­гозвучности). В школе нельзя работать человеку со слабым голосом, а также с неисправимой хрипотой, сиплостью, гнусавостью. Менее существенные недочеты голоса могут быть исправлены, ослаблены или сглажены путем тренировки. Голос необходимо беречь, соблю­дая определенный режим: не перенапрягать голосовые связки; разгоряченным не выходить на холод, стараться меньше разговари­вать на улице в морозную погоду.

Следует различать силу звука и громкость. «Сила звука - это объективная величина, характеризующая реальную энергию звука.,. Громкость - отражение в нашем сознании этой реальной силы зву­ка, т. е. понятие субъективное... Разгадка несоответствия силы и громкости звуков - в неодинаковой чувствительности нашего слуха к тонам различной высоты, хотя и равной силы».

Громкость надо понимать как полнозвучность голоса. Смена силы голоса используется как одно из выразительных средств. Говорить можно громко, средне и тихо, в зависимости от содержания читаемого. Чтение только громкое или только тихое вызывает впечатление однообразия.

Прислушайтесь, как говорите вы сами или кто-то из ваших близ­ких. Вы различите в речи смену нижних, верхних и средних звуков, т. е. смену тона. Чтобы пронаблюдать, как меняется голос, произ­несите фразу (движение голоса можно обозначить условно линиями):

На протяжении определенного отрезка речи тон последовательно меняется по высоте: становится то выше, то ниже. Чтобы голос легко переходил от низкого тона к высокому и наоборот, надо развивать его гибкость и диапазон. Чтец должен изучить свой звуко - высотный диапазон и знать его предел.

Надо развивать (совершенствовать) средний по высоте, обычный для чтеца голос, не требующий напряжения. Развивая голос в смыс­ле подвижности, надо упражнять его в смене длительности (темпа). Путем упражнений вы можете добиться чувства темпа, чувства рит­ма. Прежде всего, следует вырабатывать спокойный, ровный и плав­ный темп речи.

Кроме силы, высоты и длительности, звучание голоса разли­чается еще по своему качеству, т. е. по окраске голоса - тембру. «Тембр, то есть звуковая окраска голоса, так же как и сила звука, мягкость его и «теплота», может улучшиться при постоянной заботе о нем, при специальных упражнениях, всякий раз индивидуально отбираемых для данного голоса».

Практические задания

Упражнение 1. Добейтесь звонкости, собранности звука, есте­ственной благозвучности, слышимости на дальнем расстоянии, вы­полняя следующие задания;

1. Произнесите звонко, плавно и протяжно звук м.

2. Произнесите протяжно и плавно (как при пении) слоги ми, мэ, ма, мо, му, мы. Слоги произносите на одной ноте. Следите за правильным дыханием.

3. Повторите упражнение, произнося слоги в обратном порядке! мы, му, мо, ма, мэ, ми.

Упражнение 2. Прочитайте текст, снижая и увеличивая гром­кость голоса в соответствии с содержанием.

Встреча замы

Здравствуй, гостья-зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас,-

Где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

(И. Никитин.)

Упражнение 3.

I. Произнесите пословицы, соразмеряя дыхание с длительностью предложения.

I. Зернышко к зернышку - будет мешок. 2. Хороша нива у друж­ного коллектива. 3. В согласном стаде и волк не страшен. 4. В страду одна забота: не стала бы работа. 5. Весна красна цветами, а осень плодами. 6. Всякому мила своя сторона.

II. Научитесь соразмерять вдох и выдох при чтении, на корот­ких фразах не делайте резкого выдоха, не ослабляйте силу голоса к концу длинной фразы.

Вот из густых елок вышел под березу заяц и остановился, увидя большую поляну. Не посмел прямо идти на ту сторону и пошел кругом всей поляны от березки к березке. Вот он остано­вился, прислушался. Кто боится чего-то в лесу, тот лучше не ходи, пока падают листья и шепчутся. Слушает заяц. Все ему кажется, будто кто-то шепчется сзади и крадется... (М, Пришвин.)

Дикция

Каждое слово учителя должно быть произнесено ясно, отчетли­во. Ясность произношения зависит от устройства речевого аппарата и его правильной работы. К органам произношения относятся: губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое небо, маленький язы­чок, гортань, глотка, голосовые связки. Произношение слов и зву­ков - это результат сокращения мускулов соответствующих частей речевого аппарата (артикуляции). По указанию определенных участ­ков центральной нервной системы говорящий произносит звуки, слова, предложения.

В обыденной жизни мы слышим иногда речь небрежную, вялую. Отдельные звуки при беглом произношении опускаются, окончания слов «проглатываются», некоторые звуки произносятся неясно или заменяются другими. Эти недостатки делают речь неразборчивой и трудно воспринимаемой.

Ясность и чистота произношения достигается правильностью артикуляции, т. е. правильностью работы речевого аппарата. Чтобы этого достичь, надо развивать гибкость и подвижность языка, губ, нижней челюсти и заднего неба, одновременно с этим устранять неко­торые дефекты речи, правильно произносить звуки.

Изучением артикуляции звуков речи обычно занимаются на уро­ках русского языка в связи с работой по разделу фонетики. Упраж­нения, которые рекомендуются ниже, помогут в выработке навыка правильного произношения.

Практические задания

Упражнение 1. Произнесите ясно гласные. Если вы произно­сите гласные верно, упражнение можно сократить. Если произноше­ние какого-либо звука у вас неверное, упражнение повторите не­сколько раз.

1. И- рот слегка раскрыт, растянутые губы соприкасаются е зубами. Зубы не плотно сомкнуты. Кончик языка несколько припод­нят, слегка напряжен, касается нижних передних зубов.

Произнесите гласную и нараспев. Следите за благозвучием про­изношения.

Э -рот раскрыт больше, чем при произнесении и. Форма губ приближается к овальной. Язык передней частью лежит у нижних зубов.

Произнесите э, затем иэ.

А -рот раскрыт шире, чем при э. Язык лежит распластавшись, кончик его может касаться нижних передних зубов.

Произнесите а, затем эа.

О -губы выдвинуты вперед, округлены, язык несколько при­поднят у корня.

Произнесите о, затем эо, затем ао, сравнивая звуки и их арти­куляцию.

У -губы вытянуты вперед, язык сильно отодвинут- к заднему небу.

Произнесите у, затем оу, эу, иу.

Ы -губы растянуты и раскрыты, как при произнесении и, язык приподнят по направлению к мягкому небу.

Произнесите ы, затем иы.

2. Произнесите слитно, переходя от одного звука к другому, все основные гласные и, э, а, о, у, ы.

3. Произнесите гласные е, я, ё, ю.

Сравните произношение основных гласных с йотированными глас­ными э - е, а -я, о - ё, у - ю. Заметьте, что йотированные гласные произносятся так же, как и не йотированные, за исключением на­чального момента, т. е. звука й, предшествующего основному зву­ку.

Упражнение 2. Произносите четко согласные. При произношении любого согласного приводится в движение какая-либо часть ре­чевого аппарата, например: при звуке р происходит дрожание кон­чика языка, при звуках б и ц - смыкание и размыкание губ, при т и д -упор, а затем отрыв языка от верхних передних зубов и т. д. Следите, чтобы образовывался именно тот звук, который тре­буется, без каких бы то ни было призвуков.

1. Произнесите поочередно звонкие и глухие согласные: б-п, в - ф, г -х -к, д -т, ж - ш, з - с. Произнесите сочетания согласных: пб, кг, тд, дт, фв, вф.

Практическое занятие 3


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03

1) речевое дыхание выполняет специфическую функцию – участвует в голосообразовании. Если при самом дыхании как таковом – это акт рефлекторный и совершается без вмешательства человеческого сознания, то при голосообразовании, произнесении речи дыхание – процесс управляемый. Выработка правильного речевого дыхания и всего процесса произношения способствует наиболее яркому творческому проявлению возможностей оратора.

Тембр – звуковая окраска голоса и зависит от величины и формы резонаторов, от умелого, правильного дыхания в процессе речи. По эмоциональной окраске тембра можно судить о настроении, самочувствии и даже в какой-то степени о характере человека.

2) Интонация – важное средство выразительности речи. Это ритмико-мимическая сторона речи, чередование понижений и повышений, интенсивности голоса, его тона, эмоциональной окраски. Интонация включает мелодику, темп, ритм, интенсивность речи, тембр голоса и логическое ударение. Интонация в конкретных условиях общения доводит высказанную в предложении мысль до законченности и выражает эмоционально-волевые отношения людей, придаёт высказыванию необходимую по условиям общения определённость.

По интонации судят об истинном значении высказывания, об отношении к собственным словам, о его эмоциональном состоянии. Особое место в интонации занимает тон. Он делает речь особенно выразительной и воздейственной.

3) Дикция – это отчётливое произношение каждого отдельного звука речи и звуковых сочетаний. Ясное и чёткое произношение каждого гласного и согласного звука в отдельности, а также целых слов и фраз характеризует хорошую дикцию. Чёткая дикция – прежде всего правильная артикуляция звуков.

4) Артикуляция – это совокупность произносительных движений речевых органов, необходимых для образования данного звука. Причиной неправильной артикуляции может быть и смешение двух языков. В таких случаях говорят об акценте речи, т.к. для каждого национального языка характерна своя, неповторимая совокупность звуков речи.



5) Публичная речь – характеризуется также темпом и ритмом.

Темп – это скорость, быстрота, с которой говорящий произносит слова, фразы и весь текст в целом. Скорость речи зависит от индивидуальных особенностей оратора, его темперамента, содержания речи и жанра выступления и меняется в зависимости от условий, при которых произносится речь.

6) Ритм – это чередование элементов речи: ударных и безударных слогов, синтаксических конструкций, пауз с целью смысловой выразительности, лёгкости усвоения. В ритмизации речи важную роль играют паузы.

7) Пауза – это не перерыв в речи, а её продолжение иными средствами. Паузы могут быть физиологическими (для вдоха воздуха), грамматическими (для упорядочения текста), логическими (для членения потока слов на смысловые части) и психологическими, которые используются для передачи необычного, неожиданного подтекста.

8) К интонационно-выразительным средствам речи относятся логическое ударение – усиление голоса на том слове во фразе, которое говорящий хочет подчеркнуть, придать ему большее значение. В отличие от грамматического ударения, при котором выделяется отдельный слог в слове, под логическим ударением находится целое слово, и ударение может перемещаться в рамках одной и той же фразы в зависимости от цели высказывания. Важное по смыслу слово выделяется паузой, сменой ритма, изменением основного мелодического строя фразы, повышением или ослаблением силы голоса.

9) Орфоэпия – наука о ясном, правильном, выразительном воспроизведении звуковой стороны речи, о правильном литературном произношении. Орфоэпия рассматривает интонационно-мелодический строй речи, грамматические ударения и нормы произношения отдельных звуков и их сочетаний в потоке речи.

26. Структура доказательства. Виды доказательств. Доказательство в судебной речи.

Структура доказательства: тезис, аргументы, демонстрация.

Тезис - это суждение, истинность которого надо доказать.

Аргументы - это те истинные суждения, которыми пользуются при доказательстве тезиса.

Формой доказательства , или демонстрацией , называется способ логической связи между тезисом и аргументами.

Виды аргументов.

Различают несколько видов аргументов:

1. Удостоверенные единичные факты. К такого рода аргументам относится так называемый фактический материал, т. е. статистические данные о населении, территории государства, выполнении плана, количестве вооружения, свидетельские показания, подписи на документах, научные данные, научные факты. Роль фактов в обосновании выдвинутых положений, в том числе научных, велика.

2. Определения как аргументы доказательства. Определения понятий обычно даются в каждой науке.

3. Аксиомы. Аксиомы - это суждения, которые принимаются в качестве аргументов без доказательства.

4. Ранее доказанные законы науки и теоремы как аргументы доказательства. В качестве аргументов доказательства могут выступать ранее доказанные законы физики, химии, биологии и других наук, теоремы математики (как классической, так и конструктивной). Юридические законы являются аргументами в ходе судебного доказательства. В ходе доказательства какого-либо тезиса может использоваться не один, а несколько из перечисленных видов аргументов.

Техника речи в ораторском искусстве включает в себя четыре направлениям: голос, дикция, пластика тела, подача. На курсах и тренингах по ораторскому мастерству человека обычно учат первым трем составляющим. Первым трем элементам вы можете научиться и сами. Для этого вам следует выполнить упражнения на их отработку.

Голос

Голос – это тот поток воздуха, который вы направляете на голосовые связки, в результате чего появляется звук. Голос характеризует оратора, его звучание. А точнее — звуковой диапазон оратора. И чем он больше, тем лучше.

  • приятный
  • красивый
  • спокойный
  • вибрирующий
  • доверительный
  • низкий
  • теплый
  • заботливый
  • уверенный
  • выразительный
  • естественный
  • наполненный
  • богатый
  • доброжелательный
  • мелодичный
  • звучный

А не очень приятный:

  • дрожащий
  • робкий
  • неуверенный
  • гнусавый
  • напряженный
  • слабый
  • резкий
  • хриплый
  • пронзительный
  • тихий
  • плаксивый
  • неслышный
  • бесцветный
  • монотонный
  • скучный

1) Развитие гибкости голосовых связок

Упражнение №1 «Мычание»

Перед выполнением нужно сделать гимнастические упражнения для того, чтобы снять напряжение мышц тела. Встаньте, рассставьте ноги на ширине плечи, руки отпустите. Набирайте воздух, челюсть разведена, на выдохе произнося звук «Ммммм».

Вы можете усложнить данное упражнение, выполняя его в движении и сидя. Можно немного пофантазировать и придумывать свои разновидности, но следить за ощущениями вибраций.

Упражнение №2 «Гудение»

Исходное положение из предыдущего упражнения. На выдохе попробуйте издавать звук «ууууууу».

Упражнение №3 «Протяжное гудение»

Положение такое же. На выдохе издавайте последовательность гласных звуков: «ааааааа-оооооооо-уууууууу-ыыыыыыыы-иииииии-ееееееее». Старайтесь растянуть всю последовательность на весь выдох.

Усложните упражнения, делая его в движении.

Техника речи и ораторское искусство: упражнение на развитие гибкости голосовых связок

2) Развитие дыхания

Развивать дыхание стоит для того, чтобы максимально расширить объем воздуха в легких и в теле, а также для равномерного выдыхания воздуха.

Существуют два вида дыхания: грудное и . Диафрагменное дыхание позволяет максимально набирать объем воздуха, который может быть в человеческом организме. Выступающему нужно научиться именно этому виду дыханию. При диафрагменном или брюшном дыхании воздух наполняет низ живота, из-за чего расширяются все ребра, особенно нижние. Следите за тем, чтобы плечи не поднимались.

Упражнение №1 «Задержка дыхания»

Примите положение стоя, ноги расставьте на ширине плеч, руки на пояс, а голова смотрит прямо. Наберите максимальное количество воздуха, задержите дыхание на 4-5 секунд. Далее равномерно выдохните, сжимая губы.

Для того чтобы набрать максимум воздуха нужно: сначала набрать его в живот (моделируя беременную женщину), а после во все тело. Развивайте упражнение, увеличивая время задержки воздуха до 6,7,8 секунд и так далее.

Упражнение №2 «Дыхательная гимнастика Стрельниковой»

Подробный список упражнений можете найти на просторах интернета.

Упражнение №3 «Брюхо».

Это упражнение укрепляет мышцы живота. Вытяните живот, задержите его в таком положении. Далее втяните живот и задержите.

Техника речи: упражнение на укрепление мышц живота

Дикция

Дикция – четкое произношение последовательности звуков. Прилагательные, характеризующие дикцию речи:

  • четкая
  • ясная
  • хорошая
  • неразборчивая
  • плохая

Упражнения для развития дикции

Упражнение №1 «Скороговорки»

Находим нужные скороговорки, знакомимся и тщательно их проговариваем.

Упражнение №2 «Чтение вслух»

Возьмите любую книгу, можно даже свою любимую. Читайте вслух, тщательно артикулируя каждое слово. Лучше всего для этого подойдут русские народные сказки или проза.

Упражнение №3 «Орехи»

Положите 2 ореха к себе в рот и таким образом читайте книги или скороговорки.

Упражнение №4 «Чтение с закрытым ртом»

Название упражнения отражает его суть. Попробуйте так читать текст, стремясь, чтобы ваша речь была разборчива.

Пластика тела

Делайте что-либо в замедленном темпе, например зарядку. Два ключевых момента в пластике тела – это осанка, положение тела (рук, ног, корпуса, головы).

Упражнение для правильной осанки

Упражнение №1. «Кто дотянется выше?»

С поднятыми вверх руками тянитесь всем телом к верху на носках, и при этом вытягивая шею. Голова смотрит прямо.

Упражнение №2 «Г»

Примите положение стоя, руки поднимите вверх, ноги расставьте на ширине плеч. Медленно опускайте корпус так, чтобы ноги и корпус образовали угол в 90 градусов. Голова при этом должна находиться между рук и смотреть вниз, а не на руки. Задержитесь, сколько можете в таком положении. Затем медленно поднимайтесь в исходную позицию. Увеличивайте время задержки, чтобы усложнить это упражнение.

Упражнение №3. Отжимания от пола.

Вообще любые занятия физическими упражнениями пойдут только на пользу.

Подача

Это наиболее сложная тема, которую не обсуждают на курсах по ораторскому искусству.

Главный вопрос: как говорить долго, интересно и при этом ни о чем?

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса