Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Кто строил тадж махал. Тадж-махал, история любви. Что нужно знать туристам

Этот грандиозный мавзолей называют памятником бессмертной любви, и на протяжении многих веков всех волнует его романтическая история создания. Тадж-Махал, признанный одним из семи новых чудес света, с 1983 года находится под защитой ЮНЕСКО. Самое знаменитое Индии, не имеющее аналогов во всем мире, характеризует собой целую эпоху правления императора.

Выраженные в камне грусть и нежность заставляют всех путешественников остановиться в восхищении перед величественным шедевром искусства, повествующим об удивительной любви.

История создания

Тадж-Махал - это беломраморный мавзолей, расположенный в городе Агра. Он был возведен по приказу внука правителя страны Шах Джахана, мечтавшего выполнить волю умершей при родах жены.

Их все испытания, в том числе и вечностью. Удивительно, что в исторических хрониках зафиксированы нежные и романтические отношения правителя и его супруги, которую император нежно называл Тадж-Махал, что в переводе означает «гордость дворца». Для мусульман это большая редкость, ведь сильная любовь чаще всего проявляется у них к Богу и родине, но не к женщине.

Древние предания

Красивое предание гласит, что после трагической смерти любимой император не выходил из покоев неделю, а когда подданные увидели своего повелителя, то не узнали его: он постарел на несколько лет и стал седым. Шах Джахан отказался от трона, предавшись сильной скорби по ушедшей навсегда жене.

Правда, есть и не столь романтическая версия, рассказывающая о том, что правителя сверг собственный сын, объясняя свое поведение тем, что грандиозные проекты отца разоряют страну. Но это уже не очень важно для потомков, ведь ценность известного на весь мир памятника от этого не умаляется.

Выполненная клятва

Шах Джахан помнил, как мать его детей попросила однажды возвести красивый дворец. Обезумевший от горя правитель поклялся построить самую роскошную усыпальницу в мире. В память о жене и началось масштабное строительство величественного сооружения.

Так, благодаря официальным записям, сделанным подданными мусульманского короля, нам стала известна официальная история создания. Тадж-Махал считается одной из самых дорогих в мире построек, на которую были потрачены огромные средства.

Остаток жизни, проведенный в темнице

Ходит еще одна легенда о желании императора возвести второе аналогичное сооружение, однако он не успел этого сделать. И все, что ему оставалось после того, как его сверг собственный сын, - до конца своей жизни тоскливо смотреть из маленького окошка темницы на каменное произведение искусства, ставшее усыпальницей ушедшей жены.

Шедевр мирового искусства

Возводиться Тадж-Махал, фото которого лишь в малой мере передает величие и масштаб произведения мирового искусства, начал в 1632 году. Более 20 тысяч рабочих, собранных со всех концов страны, принимали участие в строительстве. Об их дальнейшей судьбе мало кто знает, но, по преданиям, чтобы мастера никому не рассказали секреты возведения мавзолея, их всех казнили после окончания работ.

Приглянувшийся участок земли, на котором возвели роскошный дворец, не принадлежал императору, но он выменял его у подданного для построения памятника своей любви. Строители заполнили глубокие колодцы специальным раствором и камнями, чтобы обезопасить сооружение от его обрушения из-за близости грунтовых вод, и подняли фундамент на 50 метров. В основание были положены мраморные блоки для особой надежности.

Многолетнее строительство

Больше 12 лет шло поэтапное строительство Тадж-Махала в городе Агра (Индия). Специально для облицовки мавзолея привозили на слонах чистейший мрамор из одной провинции империи, а возведение других сооружений из него было строжайше запрещено.

Чтобы прокормить рабочих, без устали строивших день и ночь роскошный памятник, им привозили зерно, предназначавшееся для отправки в провинции, и в стране начался страшный голод, который привел к нестабильной финансовой ситуации.

Визуальные эффекты

Интересно, что Тадж-Махал, фото которого вызывает чувство восхищения даже у самого равнодушного к архитектуре человека, проектировался с учетом оптических иллюзий, весьма необычных для того времени.

Чтобы попасть во дворец, сперва надо пройти арку, ведущую к достоянию мировой культуры. И здесь возникает интересный визуальный эффект: по мере приближения к ней здание как будто удаляется. То же самое происходит при выходе из арки, когда кажется, что Тадж-Махал неведомым образом становится намного ближе, чем раньше.

Еще одна оптическая иллюзия, которая вводит в заблуждение посетителей: им кажется, что расположенные рядом с мавзолеем минареты возведены параллельно. На самом деле они немного отклоняются в стороны, и такой проект был оправдан защитой дворца в случае землетрясений. Огромные башни не повредили бы мавзолей, а упали рядом с ним. Удивительно, но сейсмически опасное место избежало катаклизмов.

Гробницы под мавзолеем

В Коране есть строки о том, что покой умершего человека нарушать нельзя. Под главным куполом мавзолея расположена гробница, на самом деле таковой не являющаяся. Боявшийся, что кто-нибудь посмеет потревожить его любимую жену, император повелел похоронить ее в секретном зале, расположенном под уникальным шедевром. После смерти Шах Джахана его останки обрели приют рядом с супругой.

Шкатулка для драгоценностей

Удивительно красив изнутри объединяющий несколько архитектурных стилей индийский Тадж-Махал. Отделка стен роскошных залов выполнена по итальянским технологиям. Красочные узоры из самоцветов делают мавзолей настоящей сокровищницей, хранящей драгоценности. Камни доставлялись из самых разных уголков страны, и даже в Россию приезжали послы для приобретения ценящегося в стране малахита.

Делящийся на две части дворец

Построенный в соответствии с представлениями ислама о загробной жизни знаменитый мавзолей Тадж-Махал делится на две части. Четыре двора караван-сарая и базарные улицы относятся к земному существованию, а сам мавзолей и райский сад - к потустороннему. Кстати, весь полученный доход от торговли шел на поддержание дворца.

Считается, что арка перед мавзолеем и красивый пруд, проложенный посредине главной дорожки, олицетворяют переход человека в иной мир.

Кто автор шедевра?

Исследователи не могут точно назвать имена архитекторов удивительного шедевра. Точно установлено, что иностранцы не принимали участие в проектировании мавзолея. А некоторые специалисты уверены, что сам правитель выступил в роли главного автора, ведь он славился образованностью и чувством стиля.

Архитектура мавзолея выражает основные принципы эпохи: строгие линии и симметричная планировка делают земное здание подобием райского дворца.

Величественный комплекс

Сам комплекс состоит из усыпальницы, зеркально расположенных четырех сторожевых башен - минаретов, с верхушек которых звонили, объявляя о начале молитв. По бокам от мавзолея находятся две мечети, выполненные из спрессованного песка. А большую часть территории памятника искусства занимает изумительный парк с водоемом, в котором отражается совершенный образец искусства. В конце зеленого коридора посетителей встречает роскошный Тадж-Махал.

Цветовое решение

Обращает на себя внимание и цветовое оформление жемчужины Относящиеся к земной жизни строения выполнены из огненно-красного песчаника, а белоснежные мавзолея символизируют веру в жизнь после смерти.

Интересно наблюдать за игрой света, когда солнечные лучи на рассвете или закате окрашивают стены в нежные цвета.

Современные проблемы

Тысячи туристов, для которых шедевральное произведение является символом Индии, посещают Тадж-Махал. Страна гордится национальным достоянием, а местные власти весьма озабочены сохранностью достопримечательности для потомков. К сожалению, архитектурный памятник с огромной историей оседает и покрывается трещинами.

Бывшая столица империи Моголов Агра (Индия) - густонаселенный город с плохой экологической ситуацией. Загрязненный воздух становится причиной желтизны мрамора, и периодически, чтобы улучшить внешний вид здания, его натирают белой глиной. Кроме того, облицовка страдает и от селящихся под куполом голубей.

Перед входом всех посетителей тщательно досматривают. Запрещено проносить в мавзолей зажигалки, сигареты, пищу, мобильные телефоны и даже жевательные резинки. Поэтому эти вещи с собой брать не рекомендуется.

По пятницам вход туристам в Тадж-Махал запрещен, так как в находящуюся рядом мечеть в Агре собираются для совершения молитв мусульмане.

Символ бессмертия

Вошедший в список новых чудес света мировой шедевр продолжает будоражить умы особой красотой архитектурных линий и роскошью убранства, а творческих людей и всех влюбленных волнует печальная история создания.

Тадж-Махал ошеломляет с первого взгляда, и каждый посетитель прикасается к вечности, запечатленной в мраморе. Ставшая символом верности и бессмертия древняя достопримечательность останется навсегда в памяти, а сердце сохранит незабываемые впечатления от увиденного.

Адрес: Индия, г. Агра
Начало строительства: 1632 год
Окончание строительства: 1653 год
Архитектор: Устад Ахмад Лахаури
Высота: 72 м
Координаты: 27°10"30.5"N 78°02"31.4"E

Как только не называли знаменитый мавзолей Тадж-Махал! Известный индийский поэт Рабиндранат Тагор писал о Тадж-Махале, что этот памятник — «слеза, сверкающая на лице вечности» .

Тадж-Махал с высоты птичьего полёта

В 1983 г. мавзолей был включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и признан лучшим образцом индо-мусульманской архитектуры.

Тадж-Махал — легенда о любви, застывшая в мраморе

В истории беломраморного шедевра тесно переплелись факты и легенды, но большинство историков сходятся во мнении, что усыпальницу построили в 1630-х гг. про приказу императора Великих Моголов — Шах-Джахана в память о безвременно скончавшейся супруге Мумтаз-Махал. Влюблённые поженились, когда красавице Мумтаз—Махал было 19 лет. Шах-Джахан любил только её и не замечал других женщин. Жена императора стала его ближайшим советником, участвовала в ведении государственных дел и сопровождала мужа во всех военных походах. У супругов родилось 13 детей, а при родах 14-го ребёнка Мумтаз-Махал умерла. Император долго сидел у смертного ложа жены, неустанно оплакивая её. Убитый горем Шах-Джахан поседел, объявил в стране двухлетний траур и решил построить в Агре — столице Империи Великих Моголов, на берегу реки Джамна мавзолей, равных которому нет на Земле, не было и не будет. 22 долгих года продолжалось строительство. В нём участвовали более 20000 человек, среди них строители со всей империи, мастера из Венеции , Персии, Средней Азии и арабского Востока. Согласно легенде, правитель был настолько поражён величием и совершенством усыпальницы, что приказал отрубить руки главному архитектору — Устад-Исе, чтобы тот не смог повторить свой шедевр.

Вид Тадж-Махала из сада

Некоторые учёные считают, что мавзолей проектировал сам Шах-Джахан, страстно увлекающийся архитектурой. Он дал своему творению название, созвучное с именем умершей супруги — Тадж-Махал («Венец Дворца») . На другом берегу властелин собирался возвести такой же мавзолей для себя, но из чёрного мрамора, а соединить эти два здания должен был ажурный мост из серого мрамора, перекинутый через реку. Но замыслы императора не осуществились. Вскоре развернулась ожесточённая борьба за власть, в ходе которой Аурангзеб — сын Шах-Джахана сверг отца с трона и заточил его в Красный форт на 9 лет, после чего заключенный умер и был похоронен рядом со своей супругой в Тадж-Махале.

Архитектура Тадж-Махала

Сегодня беломраморный памятник великой любви, «жемчужина индийской архитектуры» является одной из важнейших достопримечательностей Индии . В 2007 г. Тадж-Махал вошёл в список Новых семи чудес света , составленный после опроса более 100 млн. голосов. Величественный пятикупольный мавзолей с 4-мя минаретами по углам возвышается на 74-х-метровую высоту на беломраморной платформе и, отражаясь в неподвижных гладях искусственного водоёма, словно парит над землёй подобно сказочному миражу.

Тадж-Махал с противоположного берега реки Джамна

Его стены, выложенные из полированного мрамора, в яркий солнечный день сияют белизной, на закате излучают лилово-розовое сияние, а в лунную ночь — серебристое. Этот мрамор везли для строительства за 300 км из Раджастхана. В инкрустации стен использованы драгоценные камни и самоцветы; из чёрного мрамора выполнен декор с цитатами из Корана . Малахит везли из России , сердолик — из Багдада, бирюзу — из Тибета, сапфиры и рубины — из Сиама, ляпис-лазурь — из Цейлона, хризолит — с берегов Нила. В архитектуре ансамбля безупречно соблюдается симметрия. Её нарушает лишь гробница Шах-Джахана, которую строили после его смерти, значительно позднее надгробия Мумтуз-Мазал, располагавшегося строго посередине мавзолея.

Символы, скрытые в планировке мавзолея

Тадж-Махал имеет множество символов. Так, например, в парке, обрамляющем архитектурный ансамбль, растут кипарисы — олицетворение печали в исламе, а на входных воротах высечены аяты (откровения) из Корана, обращённые к верующим и заканчивающиеся словами «Войди в Мой рай!». Таким образом, можно понять замысел Шах-Джахана — он построил рай, где будет жить его возлюбленная. Современные же исследователи утверждают, что обезумев от горя, император задумал приблизиться к божественному знанию, сотворив рай на Земле. Порой Шах-Джахан говорил, что строит трон самому Аллаху.

Фрагмент фасада Тадж-Махала

Тадж-Махал под угрозой исчезновения

В настоящее время творение средневековых зодчих приходит в упадок. На стенах Тадж-Махала появились трещины, он теряет свою сияющую белизну по причине загрязнённого воздуха , а минареты отклонились от вертикальной оси на 3 мм и в перспективе могут обрушиться. Река Джамна мелеет, а это может привести к изменению почвенной структуры и оседанию фундамента. И всё-таки, несмотря на все угрозы разрушения, великолепный Тадж-Махал существует уже более 350 лет, привлекая миллионы гостей со всех уголков планеты своей романтической легендой и архитектурным совершенством.

Конечно же в Индии это не единственное что надо увидеть, но не все сразу:) Пока вносим в список “Увидеть Тадж Махал”… История его постройки это история любви…

Встретив на базаре прекрасную бедную девушку с деревянными бусами в руках, принц Кхуррам влюбился в нее с первого взгляда и твердо решил взять красавицу в жены. Мумтаз Махал стала человеком, которому он полностью доверял и даже советовался. Она единственная из его гарема сопровождала в военных походах. За 17 лет супружества у них родилось 13 детей. Но Мумтаз Махал не пережила тяжелых родов 14-го.

Мавзолей строили более 20.000 человек в течении 22-х лет. Когда строительство подошло к концу, в 1653 году, стареющий правитель отдал приказ приступить к возведению второго здания — мавзолея для него самого, точной копии первого, но из черного мрамора.

Но этому не суждено было исполниться. В 1658 году Шаха Джахана сверг его сын Аурангзеб. Он прекратил строительство второго мавзолея, а отца заточил до конца жизни в башне, из окна которой был виден Тадж Махал . И только после смерти они вновь воссоединились — согласно завещанию, его похоронили рядом, в одном с ней склепе. “Вот такая вот загогулина… понимаешь…”

Для возведения Тадж Махала со всех концов света съехались лучшие двадцать тысяч мастеров. Стены из белого мрамора были украшены мозаикой из большого числа различных драгоценных камней. В центре мавзолея Тадж Махал стояли так называемые ложные гробницы, а вот склепы были расположены под полом и надежно защищены от посторонних глаз. Стены погребального зала были инкрустированы изящными каменными цветами.

В настоящее время Тадж Махал ежегодно посещают как тысячи туристов, так и местные жители - индусы. В прошлом по большим дверям из серебра - символу входа в рай - проходил специальный рисунок из серебряных гвоздиков. Эта дорогая дверь в один из налетов грабителей была украдена. Позже было решено установить вместо серебряной двери медную. Кроме того, был изрядно «ободран» и декор фасада - большая часть драгоценных камней с него безвозвратно исчезла.

С минаретов Тадж Махала не раз несчастные влюбленные бросались вниз, подобным образом кончая жизнь самоубийством. Поэтому теперь туда вход закрыт и надежно охраняется полицейскими. Кроме того, стражи правопорядка следят за тем, чтобы посетители не фотографировали детали мавзолея. По установленным строгим правилам разрешается делать снимки только у входа в Тадж Махал.

Мавзолей Тадж Махал, расположенный в Агре — одна из самых узнаваемых достопримечательностей не только в Индии, но и во всём мире. Сооружение было построено императором Шах-Джаханом в память о его третьей жене, Мумтаз-Махал, погибшей во время родов. Тадж Махал считается одним из самых красивых зданий в мире, а также символом вечной любви. В этой статье я расскажу Вам об истории этого чуда, а также о самых интересных фактах и событиях, с ним связанных.

Тадж Махал — самый выдающийся образец архитектуры стиля Могол, комбинирующего элементы персидских, исламских и индийских архитектурных стилей. В 1983 году Тадж-Махал был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это по сути, интегрированный комплекс структур, центральным и знаковым компонентом которого является белый куполообразный мраморный мавзолей. Строительство началось в 1632 и было закончено в 1653, и днем и ночью тысячи ремесленников и мастеров трудились над созданием этого чуда. Над строительством работал совет архитекторов, но главным был Устад Ахмад Лахаури

Начнем с самого начала, а именно с того, что сподвигло императора на строительство такого чуда. В 1631 горе постигло императора Шах-Джахана, правителя империи Моголов в самом расцвете ее могущества. Его третья жена Мумтаз-Махал умерла во время родов их 14го ребенка. Спустя год началось строительство, на которое Шах-Джахан решился, движимый своим неуемным горем и сильной любовью к умершей жене.

Основной мавзолей был завершен в 1648 году, а окружающие строения и сад были закончены 5 лет спустя. Перейдем к описанию каждого из структурных элементов комплекса в подробностях.

Мавзолей Тадж-Махал

Усыпальница — архитектурный центр комплекса Тадж-Махал. Эта огромная, структура из белого мрамора стоит на квадратном постаменте и состоит из симметричного здания с арочным проёмом, озаглавленное большим куполом. Как и большинство гробниц Моголов, основные элементы здесь персидского происхождения.

Внутри мавзолея находятся две гробницы — шаха и его любимой жены. Высота сооружения составляет 74 метра вместе с платформой, а по углам расположены 4 минарета, слегка наклоненные в сторону. Это было сделано для того, чтоб в случае падения они не повредили центральное здание


Мраморный купол, украшающий усыпальницу, является самой захватывающей частью Тадж-Махала. Его высота составляет 35 метров. Из-за особой формы его часто называют луковым куполом. Форма купола подчеркнута четырьмя меньшими куполообразными фигурами, размещенными по углам гробницы, которые повторяют луковую форму главного купола

Купола завершаются позолоченными фигурами в традиционном персидском стиле. Венец главного купола изначально был сделан из золота, но в 19 веке был заменен точной копией из бронзы. Венец озаглавлен месяцем в типичном исламском стиле, рожки его указывают ввысь

Минареты, 40 метров в высоту каждый, также демонстрируют идеальную симметрию. Они были спроектированы, как действующие — это традиционный элемент мечетей, призывающий исламского верующего к молитве. Каждый минарет разделен на три равных части двумя рабочими балконами, опоясывающими башню. Все декоративные элементы дизайна минаретов также украшены позолотой

Экстерьер
Оформление экстерьера Тадж Махал несомненно можно причислить к самым лучшим образцам мировой архитектуры. Поскольку поверхность сооружения на разных участках разная, художественное оформление подобрано пропорционально. Декоративные элементы были созданы с использованием различных красок, штукатурки, каменных инкрустаций и резных фигурок. В соответствии с исламским запретом на использование антропоморфических форм, декоративные элементы сгруппированы в символы, абстрактные формы и растительные мотивы

По всему комплексу в качестве декоративных элементов также используются отрывки из Корана. На воротах у входа в парковый комплекс Тадж-Махала нанесены четыре аята из 89-й суры Корана «Заря», обращенные к человеческой душе:
«O ты, душа упокоившаяся! Вернись к твоему Господу довольной и снискавшей довольство! Войди c Моими рабами. Войди в Мой рай!»

Абстрактные формы используются повсюду, особенно в постаменте, минаретах, воротах, мечети, и даже на поверхностях могилы. На более низких уровнях усыпальницы нанесены реалистичные мраморные фигуры цветов и виноградных лоз. Все эти изображения отполированы и инкрустированы камнями, такими как желтый мрамор, яшма и нефрит

Интерьер

Интерьер Тадж-Махала уходит далеко от традиционных декоративных элементов. Внутри использовалось большое количество драгоценных и полудрагоценных камней, а внутренний зал — идеальный восьмиугольник, куда можно попасть с любой стороны сооружения. Тем не менее, используется только южная дверь со стороны сада.
Внутренние стены составляют 25 метров в высоту с потолком в виде внутреннего купола, украшенного в виде солнца. Восемь больших арок разделяют внутреннее пространство на пропорциональные части. Четыре центральных арки формируют балконы и смотровые площадки с обзорным окном, вырезанным в мраморе. Помимо этих окон, свет поступает также через специальные отверстия по углам крыши. Как и снаружи, внутри все украшено барельефами и инкрустациями

Мусульманская традиция запрещает художественное оформление могил. Следовательно, тела Мумтаз и Шах-Джахана были помещены в простой склеп, с лицами, повернутыми к мекке. И основа, и сам гроб, тщательно инкрустированы драгоценными камнями. Каллиграфические надписи на надгробии восхваляют Мумтаз. Прямоугольный ромб на крышке её гробницы, предположительно, был создан для того, чтоб на нем можно было писать. Кенотафий Шах-Джахана расположен рядом с Мумтаз, и является единственным асимметричным элементом во всем комплексе, так как был достроен позже. Он больше, чем гроб жены, но украшен теми же самыми элементами

На могиле Шах-Джахана нанесена каллиграфическая надпись, гласящая: "Он отправился в путешествие от этого мира в обитель Вечности ночью двадцать шестого дня, месяца Раджаб 1076 года."

Сады Тадж-Махала
Переходим к описанию великолепного сада, примыкающего к архитектурному комплексу. Сад моголов распростерся на 300 метров в длину. Архитекторы придумали приподнятые тропы, которые делят каждую из 4 частей сада на 16 углубленных клумб. Водяной канал в центре парка облицован мрамором, с расположенным посреди, между гробницей и воротами, отражающим прудом. В нем отражается образ усыпальницы. Император вдохновился на создание сада, увидев такие же роскошества у персидских шейхов. Сад Тадж-Махала необычен тем, что главный элемент — мавзолей, расположен в конце сада. Ранние источники описывают сад, поражающий изобилием растительности, включая изысканные сорта роз, нарциссы, сотни плодовых деревьев. Но со временем империя моголов ослабла, и охранять сады было некому. Во времена правления Британской империи озеленение сада было видоизменено, и он стал напоминать заурядную лужайку в центре Лондона

Примыкающие строения
Комплекс Тадж-Махал ограничен с трех сторон зубчатыми красными стенами из песчаника, а сторона, проходящая вдоль реки, остается открытой. Вне стен центрального сооружения есть несколько дополнительных мавзолеев, где погребены остальные жены Джахана, а также большая могила любимого слуги Мумтаз. Эти сооружения построены из красного песчаника, типичны для гробниц эры моголов. Неподалеку расположился Музыкальный Дом, который в наше время используется в качестве музея. Главные ворота являются монументальной структурой, построенной из мрамора. Его сводчатые проходы повторяют форму сводчатых проходов могилы, а арки украшены теми же элементами, что и гробница. Все элементы тщательно спланированы с геометрической точки зрения

В дальнем конце комплекса расположились два больших здания из того же красного песчаника, расположенные по обе стороны усыпальницы. Они абсолютно идентичны, здание слева использовалось как мечеть, а идентичное здание справа было построено для симметрии, но возможно использовалось как пансион. Строительство этих зданий было завершено в 1643 году



История строительста Тадж-Махала

Здесь я расскажу об интересных фактах из истории строительства комплекса. Тадж-Махал был построен на участке земли к югу от города Агры. Шах-Джахан подарил Махарадже Джай-Сингху большой дворец в центре Агры в обмен на эту землю. На территории комплекса велись масштабные земляные работы. Был выкопан огромный котлован, и заполнен грязью, чтоб уменьшить сыпучесть почвы. Сам участок был поднят на 50 метров выше уровня реки. При устройстве фундамента усыпальницы были вырыты глубокие колодцы, которые заполнились щебнем для водоотвода и опоры фундамента. Вместо лесов из бамбука, рабочие построили огромные кирпичные опоры, окружающие усыпальницу — это значительно облегчило дальнейшую работу. Позже потребовались годы, чтоб демонтировать эти леса — настолько они были огромны. Для того, чтоб ускорить этот процесс, Шах-Джахан разрешил крестьянам использовать эти кирпичи для своих нужд

Пятнадцатикилометровая траншея была прорыта в земле, чтоб транспортировать к месту строительства мрамор и другие материалы. Связки из 20-30 волов тянули большие блоки на специально сконструированных телегах. Была построена система специальных резервуаров, подающих воду из реки в канал и к самому комплексу. Постамент и усыпальница Тадж-Махала были построены за 12 лет, а остальные части комплекса потребовали еще 10 лет для завершения. Общая стоимость строительства составила примерно 32 миллиона рупий по тем временам

Для строительства комплекса использовались материалы со всех уголков Азии. Было задействовано более тысячи слонов для транспортировки. В общем, двадцать восемь типов драгоценных и полудрагоценных камней были инкрустированы в белый мрамор. На строительстве были задействованы 20 тысяч рабочих из северной Индии Вероятнее всего они и выполняли самый тяжелый труд в рабских условиях, так как даже в наше время люди в Индии работают как рабы — пример, статья "Детский труд в Индии ". Привлекались также скульпторы из Бухары, каллиграфы из Сирии и Персии, резчики по камню из Белуджистана, Турции, Ирана

Вскоре после завершения Тадж-Махала Шах-Джахан был свергнут собственным сыном Аурангзебом и подвергнут аресту в Форте Дели. После сметри его похоронили в мавзолее рядом с любимой женой. К концу 19-ого столетия части сооружения пришли в упадок. Тадж-Махал был разграблен британскими солдатами и чиновниками, которые высекали драгоценные материалы из стен здания. Тогда же лорд Керзон задумал масштабную реконструкцию, завершившуюся в 1908 году. Тогда же видоизменили и знаменитый сад, придав лужайкам британский стиль

В 1942 правительство установило леса в попытке замаскировать Тадж-Махал перед нападением летчиков Люфтваффе и японских воздушных сил. Это же действие было предпринято во время Индийско-Пакистанских войн 1965 и 1971 годов. Это произвело эффект, и сооружение осталось целым и невредимым

В настоящее время комплексу угрожает загрязнение окружающей среды. Из-за загрязнения реки Джамна возникла угроза ее обмеления и эрозии почв. В стенах усыпальницы стали появляться трещины, началось оседание мавзолея. Из-за загрязнения воздуха здание стало терять свою белизну, появился желтый налет, который приходится ежегодно очищать. Правительство Индии принимает срочные меры, закрывая вредные производства в Агре, и расширяя природоохранную зону, но это пока не дает эффекта

Тадж-Махал является главной достопримечательностью Индии, привлекая от 2 до 4 миллионов туристов ежегодно, из них более 200 000 из-за границы. Здесь действует специальная цена на вход для граждан Индии, во много раз ниже, чем для иностранцев. Комплекс приносит огромные деньги в казну государства, пополняя бюджет. Большинство туристов посещает комплекс начиная с октября, в более прохладное время года. Из-за мер по защите природы, подъезд на автобусах сюда запрещен, со специальных отдаленных автостоянок курирует электрический трамвай, подвозящий туристов

Тадж-Махал включен в список Семи новых чудес света , в результате всемирного голосования, проведенного в 2007 году. Памятник открыт для посещения с 6:00 до 19:00 в будние дни, за исключением пятницы, когда в мечети проводятся молитвы. Из соображений безопасности проносить на территорию с собой разрешено только воду в прозрачных бутылках, маленькие видеокамеры, фотокамеры, мобильные телефоны и маленькие женские сумочки

Настоящее искусство означает нечто такое, что помогает тебе быть медитативным. Гурджиев называл настоящее искусство объективным искусством, оно помогает тебе медитировать. Тадж-Махал — это настоящее искусство. Туда стоит съездить.
Я хотел бы рассказать историю о том, как Тадж-Махал пришёл в существование.
Один человек приехал из Шираза, Ирана. Его звали Ширази, потому что он происходил из Шираза. Он был великим художником, самым знаменитым в Ширазе. И он был чудесным человеком. Прежде чем он появился в Индии, появилась тысяча и одна история о нём. Императором был Шах-Джахан; он слышал об этих историях. Он пригласил скульптора ко двору. Ширази был суфийским мистиком.
Шах-Джахан спросил его:
— Я слышал, что ты можешь изваять всё тело мужчины или женщины, просто коснувшись их руки и не видя их лиц. Это правда?
— Дай мне один шанс, — ответил Ширази, — но с одним условием. Помести двадцать пять прекрасных женщин из твоего дворца за занавес. Позволь мне коснуться их рук из-за занавеса. Я коснусь их рук и выберу одну, но с одним условием. Кого бы я ни выбрал, я сделаю её статую; если статуя будет абсолютно истинной, и ты, и весь твой двор будут удовлетворены, тогда эта женщина будет моей. Я хочу на ней жениться, я хочу женщину из твоего дворца.
Шах-Джахан был готов. Он сказал:
— Я согласен.

Двадцать пять прекрасных рабынь поместили за занавес. Он прошёл от первой до двадцать пятой и отверг их всех. Просто ради забавы дочь Шах-Джахана, стоявшая за занавесом, когда все двадцать пять были отвергнуты, протянула руку. Он коснулся её руки, закрыл глаза, почувствовал что-то и сказал:
— Вот моя рука.
И он надел на руку кольцо в знак того, что, в случае успеха, она будет его женой.
Шах заглянул за занавес и пришёл в ужас: «Что наделала эта девочка?» Но он не беспокоился, потому что было почти невозможно сделать скульптуру женщины, просто коснувшись её руки.
На три месяца Ширази исчез в своей комнате. Днём и ночью он работал. Через три месяца он пригласил императора, и весь двор и император не могли поверить своим глазам. Она была в точности похожа! Он это смог. Император не нашёл ни одного изъяна — он хотел найти изъян, потому что не хотел, чтобы его дочь вышла замуж за бедного человека, но теперь не было никакого выхода: он дал слово.
Он был встревожен, и его жена так встревожилась, что заболела. Она была беременна, и, рожая ребенка, умерла в агонии. Её звали Мумтадж Махал. И король пришёл в отчаяние — как спасти дочь? Он попросил скульптора прийти и рассказал ему всю историю.
— Это была ошибка. Во всём виновна девушка, но посмотри на мою ситуацию: моя жена умерла, и умерла потому, что не могла согласиться, чтобы её дочь вышла замуж за бедного человека. И я тоже не могу согласиться, хотя и дал слово.
Скульптор сказал:
— Не о чем беспокоиться. Ты должен был мне сразу рассказать; я вернусь в Шираз. Не беспокойся. Забудь об этом!
— Но это невозможно, — сказал король, — я не могу забыть. Я дал тебе слово. Подожди. Дай мне подумать.
Премьер-министр предложил:
— Сделай такую вещь: твоя жена умерла, это великий художник, и он это доказал. Пусть он сделает копию в память о твоей жене. Ты должен создать красивую могилу, самую красивую в мире. И сделай условием, что если ты одобришь эту копию, тебе придётся отдать дочь ему в жёны. Если ты её не одобришь — всё кончено.
Это обсудили с художником, и он был согласен.
«А я, — подумал король, — никогда не одобрю».
И Ширази сделал множество копий, и они были так красивы, но всё же король упорствовал и говорил: «Нет, нет, нет». Первый министр пришёл в отчаяние, потому что эти копии были редкой красоты, и отвергать её было несправедливо. И он распустил слух, позаботившись о том, чтобы он дошёл до скульптора, будто девушка, которую он выбрал, очень больна. Неделю она была больна, через неделю ей стало ещё хуже, а на третью неделю она умерла — по слухам. Когда до скульптора дошёл слух, что девушка умерла, он сделал свою последнюю копию. Девушка умерла — его сердце было разбито. И это была последняя копия. Он принёс её королю, и тот её одобрил. Трюк был в том, что девушка была больна, и не было больше речи о том, чтобы он на ней женился.
Эта копия стала Тадж-Махалом. Эта копия была создана суфийским мистиком. Как он мог создать весь образ женщины, просто коснувшись её руки? Наверное, он был в каком-то другом пространстве. Наверное, в то мгновение он не был в уме. Это мгновение должно было быть мгновением великой медитации. В то мгновение он коснулся энергии, и, просто чувствуя энергию, воссоздал весь образ.
Сейчас это гораздо легче понять логически благодаря фотографии Кирлиана, потому что у каждой энергии есть собственный образец. Твоё лицо не случайно; твоё лицо такое, потому что у тебя определённый образец энергии. Твои глаза, волосы, твой цвет — всё это потому, что у тебя определённый личный образец энергии.
Медитирующие работали над образцами энергии веками. Как только ты знаешь образец энергии, ты знаешь всю личность. Ты знаешь её насквозь, всю, потому что энергия создает всё. Ты знаешь прошлое, ты знаешь настоящее, ты знаешь будущее. Как только образец энергии понят, у тебя есть ключ, понимание всего, что случилось с тобой и что случится. Это объективное искусство. Этот человек создал Тадж-Махал.
Медитируя на Тадж-Махал в ночь полнолуния, твоё сердце начинает пульсировать новой любовью. Тадж-Махал по-прежнему несёт энергию любви. Мумтадж Махал умерла из-за любви к дочери; Шах-Джахан страдал из-за любви; и Ширази создал эту модель, потому что глубоко страдал, потому что был глубоко ранен, потому что его будущее было тёмно. Женщины, которую он выбрал, больше не было. Из великой любви и медитативности Тадж-Махал пришёл в существование. Он всё ещё несёт эту вибрацию.

Мавзолей Тадж Махал, расположенный в Агре - одна из самых узнаваемых достопримечательностей не только в Индии, но и во всём мире. Сооружение было построено императором Шах-Джаханом в память о его третьей жене, Мумтаз-Махал, погибшей во время родов. Тадж Махал считается одним из самых красивых зданий в мире, а также символом вечной любви. В этой статье я расскажу Вам об истории этого чуда, а также о самых интересных фактах и событиях, с ним связанных

Тадж Махал - самый выдающийся образец архитектуры стиля Могол, комбинирующего элементы персидских, исламских и индийских архитектурных стилей. В 1983 году Тадж-Махал был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это по сути, интегрированный комплекс структур, центральным и знаковым компонентом которого является белый куполообразный мраморный мавзолей. Строительство началось в 1632 и было закончено в 1653, и днем и ночью тысячи ремесленников и мастеров трудились над созданием этого чуда. Над строительством работал совет архитекторов, но главным был Устад Ахмад Лахаури

Начнем с самого начала, а именно с того, что сподвигло императора на строительство такого чуда. В 1631 горе постигло императора Шах-Джахана, правителя империи Моголов в самом расцвете ее могущества. Его третья жена Мумтаз-Махал умерла во время родов их 14го ребенка. Спустя год началось строительство, на которое Шах-Джахан решился, движимый своим неуемным горем и сильной любовью к умершей жене.

Основной мавзолей был завершен в 1648 году, а окружающие строения и сад были закончены 5 лет спустя. Перейдем к описанию каждого из структурных элементов комплекса в подробностях

Мавзолей Тадж-Махал

Усыпальница - архитектурный центр комплекса Тадж-Махал. Эта огромная, структура из белого мрамора стоит на квадратном постаменте и состоит из симметричного здания с арочным проёмом, озаглавленное большим куполом. Как и большинство гробниц Моголов, основные элементы здесь персидского происхождения.


Внутри мавзолея находятся две гробницы - шаха и его любимой жены. Высота сооружения составляет 74 метра вместе с платформой, а по углам расположены 4 минарета, слегка наклоненные в сторону. Это было сделано для того, чтоб в случае падения они не повредили центральное здание


Мраморный купол, украшающий усыпальницу, является самой захватывающей частью Тадж-Махала. Его высота составляет 35 метров. Из-за особой формы его часто называют луковым куполом. Форма купола подчеркнута четырьмя меньшими куполообразными фигурами, размещенными по углам гробницы, которые повторяют луковую форму главного купола

Купола завершаются позолоченными фигурами в традиционном персидском стиле. Венец главного купола изначально был сделан из золота, но в 19 веке был заменен точной копией из бронзы. Венец озаглавлен месяцем в типичном исламском стиле, рожки его указывают ввысь

Минареты, 40 метров в высоту каждый, также демонстрируют идеальную симметрию. Они были спроектированы, как действующие - это традиционный элемент мечетей, призывающий исламского верующего к молитве. Каждый минарет разделен на три равных части двумя рабочими балконами, опоясывающими башню. Все декоративные элементы дизайна минаретов также украшены позолотой

Экстерьер
Оформление экстерьера Тадж Махал несомненно можно причислить к самым лучшим образцам мировой архитектуры. Поскольку поверхность сооружения на разных участках разная, художественное оформление подобрано пропорционально. Декоративные элементы были созданы с использованием различных красок, штукатурки, каменных инкрустаций и резных фигурок. В соответствии с исламским запретом на использование антропоморфических форм, декоративные элементы сгруппированы в символы, абстрактные формы и растительные мотивы

По всему комплексу в качестве декоративных элементов также используются отрывки из Корана. На воротах у входа в парковый комплекс Тадж-Махала нанесены четыре аята из 89-й суры Корана «Заря», обращенные к человеческой душе:
«O ты, душа упокоившаяся! Вернись к твоему Господу довольной и снискавшей довольство! Войди c Моими рабами. Войди в Мой рай!»

Абстрактные формы используются повсюду, особенно в постаменте, минаретах, воротах, мечети, и даже на поверхностях могилы. На более низких уровнях усыпальницы нанесены реалистичные мраморные фигуры цветов и виноградных лоз. Все эти изображения отполированы и инкрустированы камнями, такими как желтый мрамор, яшма и нефрит

Интерьер

Интерьер Тадж-Махала уходит далеко от традиционных декоративных элементов. Внутри использовалось большое количество драгоценных и полудрагоценных камней, а внутренний зал - идеальный восьмиугольник, куда можно попасть с любой стороны сооружения. Тем не менее, используется только южная дверь со стороны сада.
Внутренние стены составляют 25 метров в высоту с потолком в виде внутреннего купола, украшенного в виде солнца. Восемь больших арок разделяют внутреннее пространство на пропорциональные части. Четыре центральных арки формируют балконы и смотровые площадки с обзорным окном, вырезанным в мраморе. Помимо этих окон, свет поступает также через специальные отверстия по углам крыши. Как и снаружи, внутри все украшено барельефами и инкрустациями

Мусульманская традиция запрещает художественное оформление могил. Следовательно, тела Мумтаз и Шах-Джахана были помещены в простой склеп, с лицами, повернутыми к мекке. И основа, и сам гроб, тщательно инкрустированы драгоценными камнями. Каллиграфические надписи на надгробии восхваляют Мумтаз. Прямоугольный ромб на крышке её гробницы, предположительно, был создан для того, чтоб на нем можно было писать. Кенотафий Шах-Джахана расположен рядом с Мумтаз, и является единственным асимметричным элементом во всем комплексе, так как был достроен позже. Он больше, чем гроб жены, но украшен теми же самыми элементами

На могиле Шах-Джахана нанесена каллиграфическая надпись, гласящая: "Он отправился в путешествие от этого мира в обитель Вечности ночью двадцать шестого дня, месяца Раджаб 1076 года."

Сады Тадж-Махала
Переходим к описанию великолепного сада, примыкающего к архитектурному комплексу. Сад моголов распростерся на 300 метров в длину. Архитекторы придумали приподнятые тропы, которые делят каждую из 4 частей сада на 16 углубленных клумб. Водяной канал в центре парка облицован мрамором, с расположенным посреди, между гробницей и воротами, отражающим прудом. В нем отражается образ усыпальницы. Император вдохновился на создание сада, увидев такие же роскошества у персидских шейхов. Сад Тадж-Махала необычен тем, что главный элемент - мавзолей, расположен в конце сада. Ранние источники описывают сад, поражающий изобилием растительности, включая изысканные сорта роз, нарциссы, сотни плодовых деревьев. Но со временем империя моголов ослабла, и охранять сады было некому. Во времена правления Британской империи озеленение сада было видоизменено, и он стал напоминать заурядную лужайку в центре Лондона

Примыкающие строения
Комплекс Тадж-Махал ограничен с трех сторон зубчатыми красными стенами из песчаника, а сторона, проходящая вдоль реки, остается открытой. Вне стен центрального сооружения есть несколько дополнительных мавзолеев, где погребены остальные жены Джахана, а также большая могила любимого слуги Мумтаз. Эти сооружения построены из красного песчаника, типичны для гробниц эры моголов. Неподалеку расположился Музыкальный Дом, который в наше время используется в качестве музея. Главные ворота являются монументальной структурой, построенной из мрамора. Его сводчатые проходы повторяют форму сводчатых проходов могилы, а арки украшены теми же элементами, что и гробница. Все элементы тщательно спланированы с геометрической точки зрения

В дальнем конце комплекса расположились два больших здания из того же красного песчаника, расположенные по обе стороны усыпальницы. Они абсолютно идентичны, здание слева использовалось как мечеть, а идентичное здание справа было построено для симметрии, но возможно использовалось как пансион. Строительство этих зданий было завершено в 1643 году



История строительста Тадж-Махала

Здесь я расскажу об интересных фактах из истории строительства комплекса. Тадж-Махал был построен на участке земли к югу от города Агры. Шах-Джахан подарил Махарадже Джай-Сингху большой дворец в центре Агры в обмен на эту землю. На территории комплекса велись масштабные земляные работы. Был выкопан огромный котлован, и заполнен грязью, чтоб уменьшить сыпучесть почвы. Сам участок был поднят на 50 метров выше уровня реки. При устройстве фундамента усыпальницы были вырыты глубокие колодцы, которые заполнились щебнем для водоотвода и опоры фундамента. Вместо лесов из бамбука, рабочие построили огромные кирпичные опоры, окружающие усыпальницу - это значительно облегчило дальнейшую работу. Позже потребовались годы, чтоб демонтировать эти леса - настолько они были огромны. Для того, чтоб ускорить этот процесс, Шах-Джахан разрешил крестьянам использовать эти кирпичи для своих нужд

Пятнадцатикилометровая траншея была прорыта в земле, чтоб транспортировать к месту строительства мрамор и другие материалы. Связки из 20-30 волов тянули большие блоки на специально сконструированных телегах. Была построена система специальных резервуаров, подающих воду из реки в канал и к самому комплексу. Постамент и усыпальница Тадж-Махала были построены за 12 лет, а остальные части комплекса потребовали еще 10 лет для завершения. Общая стоимость строительства составила примерно 32 миллиона рупий по тем временам

Для строительства комплекса использовались материалы со всех уголков Азии. Было задействовано более тысячи слонов для транспортировки. В общем, двадцать восемь типов драгоценных и полудрагоценных камней были инкрустированы в белый мрамор. На строительстве были задействованы 20 тысяч рабочих из северной Индии Вероятнее всего они и выполняли самый тяжелый труд в рабских условиях, так как даже в наше время люди в Индии работают как рабы - пример, статья "Детский труд в Индии ". Привлекались также скульпторы из Бухары, каллиграфы из Сирии и Персии, резчики по камню из Белуджистана, Турции, Ирана

Вскоре после завершения Тадж-Махала Шах-Джахан был свергнут собственным сыном Аурангзебом и подвергнут аресту в Форте Дели. После сметри его похоронили в мавзолее рядом с любимой женой. К концу 19-ого столетия части сооружения пришли в упадок. Тадж-Махал был разграблен британскими солдатами и чиновниками, которые высекали драгоценные материалы из стен здания. Тогда же лорд Керзон задумал масштабную реконструкцию, завершившуюся в 1908 году. Тогда же видоизменили и знаменитый сад, придав лужайкам британский стиль

В 1942 правительство установило леса в попытке замаскировать Тадж-Махал перед нападением летчиков Люфтваффе и японских воздушных сил. Это же действие было предпринято во время Индийско-Пакистанских войн 1965 и 1971 годов. Это произвело эффект, и сооружение осталось целым и невредимым

В настоящее время комплексу угрожает загрязнение окружающей среды. Из-за загрязнения реки Джамна возникла угроза ее обмеления и эрозии почв. В стенах усыпальницы стали появляться трещины, началось оседание мавзолея. Из-за загрязнения воздуха здание стало терять свою белизну, появился желтый налет, который приходится ежегодно очищать. Правительство Индии принимает срочные меры, закрывая вредные производства в Агре, и расширяя природоохранную зону, но это пока не дает эффекта

Тадж-Махал является главной достопримечательностью Индии, привлекая от 2 до 4 миллионов туристов ежегодно, из них более 200 000 из-за границы. Здесь действует специальная цена на вход для граждан Индии, во много раз ниже, чем для иностранцев. Комплекс приносит огромные деньги в казну государства, пополняя бюджет. Большинство туристов посещает комплекс начиная с октября, в более прохладное время года. Из-за мер по защите природы, подъезд на автобусах сюда запрещен, со специальных отдаленных автостоянок курирует электрический трамвай, подвозящий туристов

Тадж-Махал включен в список Семи новых чудес света , в результате всемирного голосования, проведенного в 2007 году. Памятник открыт для посещения с 6:00 до 19:00 в будние дни, за исключением пятницы, когда в мечети проводятся молитвы. Из соображений безопасности проносить на территорию с собой разрешено только воду в прозрачных бутылках, маленькие видеокамеры, фотокамеры, мобильные телефоны и маленькие женские сумочки

Шах Джахан или «Властитель мира» - один из императоров династии Великих Моголов. По его велению в государстве были построены великолепные архитектурные памятники: главным из которых стал мавзолей Тадж-Махал в Агре, где нашла свое пристанище любимая жена императора, а позже и он сам.

Шах Джахан был третьим сыном падишаха Джахангира и по своему рождению не мог претендовать на престол.

Но путем интриг, борьбы с отцом и братьями, а также удачной женитьбы на племяннице своего отца в 1627 году он становится во главе большой империи Бабуридов. При нем государство достигло своего пика могущества и процветания. Доходы выросли, а императорские дворцы по роскоши могли сравниться с лучшими королевскими домами Европы.

Предыстория

Шах-джахан был женат несколько раз, по традиции имел и большой гарем. Но по утверждению историков всю свою жизнь он любил одну женщину. Некоторые источники рассказывают красивую историю о том, как юный шахзаде увидел на рынке прекрасную девушку и влюбился в нее.

Очень хочется верить в эту красивую сказку о Золушке. Но все было гораздо прозаические. Бану-Бегум являлась дочерью главного министра империи и приходилась принцу двоюродной сестрой. До свадьбы влюбленным пришлось ждать целых пять лет. Во-первых, потому что первой женой шахзаде стала персидская принцесса, это был выгодный династический брак. Во-вторых, всю свою жизнь королевские особы Востока сверяли со звездами. И благоприятный момент для очередной женитьбы выпадал на 1612 год. Юношеская любовь выдержала испытание годами. Во время свадьбы император подарил невестке новое имя. Так, появилась Мумтаз-Махал, что значило «украшение дворца».


Трудно представить, какие страсти кипели в императорском гареме. Отвергнутая старшая жена плела интриги, участвовала в заговорах, устраивала скандалы. Известен случай, когда Бану-Бегум чуть не отравили. И хотя правитель честно исполнял в гареме свой супружеский долг, на долгие годы его сердце оказалось в плену у Мумтаз-Махал.

Она была не просто женой, но и верной подругой, соратницей, компаньонкой. А также сопровождала мужа в его походах.

Женщина присутствовала на важных совещаниях, к ее советам прислушивались. О ее положении свидетельствовало хотя бы то, что Мумтаз было доверено хранение государственной печати. И все это несмотря на то, что любимая женщина падишаха исправно приносила почти каждый год по ребенку. Император называл жену Лалой, что переводилось как «капля рубина». В честь Мумтаз-Махал устраивались грандиозные праздники и шествия. Из всех падишахских жен лишь для нее был заказан портрет, хотя ислам и запрещал изображать живых людей.


Мелкие пакости гаремных жен не омрачали счастье Шаха Джахана и его возлюбленной. В 1627 году после смерти отца тогда еще шахзаде провозглашает себя властителем империи Моголов. Теперь у него есть все: трон, страна, любимая жена. Но счастье длится недолго. Спустя три года императору приходится отправиться на подавление восстания в провинцию Бурханпур. Верная супруга, хотя и была на последних сроках беременности, снова сопровождает мужа. Прибыв на место, Мумтаз-Махал родила четырнадцатого ребенка и умерла. Ей было 36 лет, из которых 17 она прожила в браке с Шахом Джаханом.

Император поклялся умирающей жене, что позаботится о старшей дочери Джаханаре и построит в честь своей любви великолепную усыпальницу.

Второе обещание было выполнено, и уже какой век весь мир любуется Тадж-Махалом - символом великой любви и безмерной скорби. Его строительство стало смыслом жизни императора. А вот дочь сама была вынуждена заботиться о своем отце. Она постаралась вывести его из глубокого траура, который длился несколько лет, а затем заняла в иерархии дворца место своей покойной матери.

Умершую жену Шах Джахан похоронил в провинции Бурханпур. Спустя несколько месяцев тело было перевезено в Агру, где снова было предано земле на берегу Ямуны. А император уже планировал возведение мавзолея для Мумтаз-Махал. Тадж-Махал строился более двух десятилетий.

Проект и строительство

Выбор императора пал на город Агру. В XVII веке он по значимости стоял на одном уровне с Дели. Удачным оказалось и место последнего упокоения Мумтаз-Махал. За несколько веков усыпальница не пострадала ни от одного землетрясения.

Строители приступили к возведению усыпальницы в 1632 году. Со всей страны было собрано более 22 тысяч искусных мастеров и просто рабочих, которые занимались возведением и украшением Тадж-Махала. Дизайн основного строения выполнил архитектор Исмаил Афанди. С ним вместе работал персидский архитектор и художник Устад Иса, знаменитый каллиграф Аманат Хан, мастер по отделке Казим Хан из Лахора и многие другие известные в свое время строители.

Мрамор, из которого построена усыпальница, имеет уникальные свойства. Полупрозрачный оттенок основного материала может менять свой цвет в зависимости от времени суток: розовый утром, белый днем, серебристый ночью. Мраморные плиты добывали в каменоломнях Макраны, что находилась на расстоянии 300 км от Агры. Их доставляли при помощи быков и слонов. Для этого утрамбовали дорогу, а материал складывали на специальные повозки. Для отделки использовались самые лучшие полудрагоценные камни: китайский нефрит, иранский аметист, русский малахит, персидская бирюза и другое, привозимое из разных стран. Исследователи насчитали около тридцати разновидностей камней, украшавших стены усыпальницы. Надписи выполнялись из черного мрамора.

Территория под Тадж-Махалом была перекопана, частично заменен грунт. Площадку приподняли над поверхностью реки на несколько десятков метров. Строителями была установлена специальная блочная система, при помощи которой тяжелый мрамор доставляли на нужную высоту. Чтобы не носить из реки воду в ведрах, придумали конструкцию из труб и емкостей.

Общая сумма, которую затратила государственная казна на строительство усыпальницы, равнялась 32 миллионам рупий.

Сегодня эта сумма составила бы 827 миллионов долларов. Шах Джахан не жалел средств, ведь и после смерти его любимая должна была получить все самое дорогое и изысканное.

Архитектура

В комплекс зданий Тадж-Махала входят следующие строения:

  • Главный вход. Он выполнен в виде высокой купольной стены с двумя башенками по краям. Пройдя его, можно попасть во внутренний двор усыпальницы.
  • Мавзолей-мечеть. По углам платформы высится четыре минарета, немного отклоненные в сторону. Такая конструктивная особенность не позволила бы высоким башням при разрушении упасть на усыпальницу.
  • Два одинаковых здания по бокам от усыпальницы. Слева и справа для равновесия выстроены гостевые дома.
  • Сад с комплексом бассейнов.


Архитектура всего комплекса представляет собой уникальное сочетание элементов индийского, персидского и арабского зодчества. Внешний вид усыпальницы имеет схожесть с гробницей императора Хумаюна из династии Бабуридов, что находится в городе Дели. По своей высоте Тадж-Махал равняется двадцатиэтажному дому, но необычные пропорции придают ему легкость и невесомость. Древний архитектор сравнял высоту и ширину фасада здания, и сделал множество полукруглых ниш. Высота центрального купола равна 25 метрам, а его диаметр - 17 метров. Для доставки на такую высоту строительных материалов была сложена покатая земляная насыпь длиной 3,5 километров.

Сам мавзолей установлен на большой площадке, длина которой равняется 600 метров, а ширина - 300 метров. С северной стороны она заканчивается небольшим обрывом у реки.

Вход на площадку мавзолея представляет собой широкую лестницу. Здесь принято оставлять обувь. Внутреннее убранство усыпальницы также красиво и величественно. Поверхности стен увиты цветами из камня и отделаны самоцветами, а над окнами начертаны фразы из Корана. В центральном помещении стоят две гробницы бело-розового мрамора. Но тела шаха, Мумтаз-Махал и приближенных находятся в подвальном помещении, расположенном ниже уровня земли.


На другом берегу реки напротив усыпальницы можно увидеть заброшенную строительную площадку. Историки утверждают, что в планах Шах-Джахана было возведение еще одного мавзолея. Обе усыпальницы должны были соединяться мостом из мрамора черного и белого цветов, который символизировал бы общность двух влюбленных душ. Но эта затея не удалась. Усыпальница Мумтаз-Махал обошлась слишком дорого государству, поэтому не было возможности выделить средства еще на одну постройку. Кроме того, вскоре один из сыновей императора принц Аурангзеб убил своих братьев и поднял мятеж против отца. Обвинив Шаха Джахана в огромных тратах, он держал бывшего правителя под охраной в Дели. После смети, согласно завещанию, тело императора перенесли в Тадж-Махал.

Парк

Вокруг Тадж-Махала разбит великолепный парк, площадью 9 гектаров. Территория парка разделена четырьмя каналами, которые соединяются под прямым углом. Так были воплощены представления Корана о рае. Ведь согласно священной книге, в раю текут реки не только с водой, но и с медом, вином и молоком. Центр парка занимает длинный водоем. Такое расположение было неслучайно. Входившие в главные ворота видели два Тадж-Махала, один реальный, а второй - отраженный в воде.

Занимаясь озеленением, ландшафтные дизайнеры того времени часто использовали число «4». Так, весь парк был разбит на четырехугольные участки. В каждой части расположилось по 16 клумб, которые отделялись друг от друга дорожками. Неслучаен был и выбор деревьев. Здесь были посажены фруктовые сорта и кипарисовые, символизирующие жизнь и смерть.


С трех сторон парк окружает ограда красного камня. Попасть сюда можно через главные ворота, которые венчают 22 маленьких купола по числу лет строительства усыпальницы. Великолепные ворота также символичны, они как бы открывают вход в рай. В старые времена в парке жили экзотические птицы, в водоемах плескались золотые рыбки, а сад благоухал запахом тысяч замечательных цветов. Позже за территорией перестали так тщательно ухаживать, и сегодня она напоминает традиционный английский парк.

После строительства

После падения империи Великих Моголов часть строений, принадлежавших династии Бабуридов, подверглась разрушению и разграблению. В XIX веке Тадж-Махал перестал играть роль государственной святыни. Теперь он превратился в место для развлечений. Здесь даже устраивали пикники и танцы. Богатства усыпальницы стали растаскиваться, отдыхающие не прочь были отломить кусочек каменного цветка или отколупнуть красивый камень из стены. Пострадал Тадж-Махал и во время восстания индийских солдат, недовольных политикой англичан.

Одно время строились планы по демонтажу здания и последующей продаже мрамора. К счастью, до этого не дошло. А усыпальница жены императора все больше приходила в упадок.

Трудно представить, как выглядел Тадж-Махал в свое время, какими богатствами обладал. Например, главные двери в усыпальницу были выполнены из серебра. А пол, на котором находились две гробницы, содержал золотые элементы. В помещении были и драгоценные покрывала, вышитые жемчугом. Это и многое другое было украдено иностранными солдатами и самими индусами. По утверждению историков, в начале XIX века английские драгуны вынесли из гробницы огромное количество чистого золота.


И только в начале XX века были начаты работы по реставрации усыпальницы. Инициировал их лорд Керзон, вице-король Индии, который уделял много внимания сохранению древних памятников. Строения Тадж-Махала отремонтировали, вычистили и заполнили бассейны, облагородили сад.

Тадж-Махал наряду с Храмом Лотоса в Дели - две самых посещаемых достопримечательности Индии. Приняты самые строгие меры для охраны памятников.

Во избежание различных инцидентов на территории Тадж-Махала дежурит множество полицейских. Приходящие в усыпальницу снимают обувь и оставляют в сейфах на выходе свое имущество, кроме документов и денег. Но великолепной святыне Индии грозит опасность иного рода. Из-за загрязнения атмосферы мрамор на здании начинает желтеть и портиться. Требуется постоянно чистить поверхности усыпальницы специальными составами. Над Тадж-Махалом запрещены полеты воздушных средств, а парковки перенесены от комплекса как можно дальше, чтобы выхлопные газы не портили старинный мавзолей. Пришлось закрыть и ряд городских комбинатов, которые загрязняли воздух своими выбросами.

В начале XXI века учеными была обнаружена еще одна неприятность: на стенах усыпальницы стали появляться трещины. Из-за пересыхания реки Джамны начала меняться структура почвы под Тадж-Махалом. Предполагается, что это может привести в будущем к смещению земляных пластов и обрушению дворца. Поэтому властям штата Уттар-Прадеш приходится вести работы по укреплению грунта.

Еще немного фактов о Тадж-Махале

Для тех, кто, по словам английского путешественника Эдварда Лира, еще не удостоился счастья лицезеть Тадж-Махал, имеется несколько интересных фактов:

  1. 1983 год - дата внесения усыпальницы в список культурного наследия ЮНЕСКО.
    На стенах главного здания начерчено 99 имен Аллаха.
  2. В усыпальнице невероятная акустика. Это было сделано специально, чтобы слова молитвы на некоторое время повисали в воздухе. Высчитано, что звук затухает здесь почти полминуты.
  3. 2001 год. В Индии неспокойно, продолжается конфликт с Пакистаном. Чтобы спасти усыпальницу от возможного разрушения с воздуха, власти страны велели заготовить 400 квадратных метров темной ткани, которой можно было бы накрыть здание сверху. В 1942 году уже устанавливались специальные леса, имевшие своей целью скрыть Тадж-Махал от бомбардировок немецкими и японскими летчиками.
  4. 2007 год - Тадж-Махал внесен в «Семь новых чудес света». Голосование проводилось посредством СМС-сообщений, в которых участвовало около 100 миллионов человек.
  5. Главный фасад здания ранее располагался со стороны реки Джамбы. Фасад в той части блистал драгоценными камнями. Была сделана и красивая терраса, по которой гости поднимались в усыпальницу. Этот вход был предназначен для императора и его приближенных. Но с годами северная часть здания стала выглядеть проще и беднее, поэтому вход перенесли на южную сторону.
  6. В январе в Агре часто бывают туманы. На таком фоне все великолепие Тадж-Махала бывает смазано. Для тех, кто хочет сделать хорошие снимки усыпальницы лучше выбрать другой месяц.

Как добраться

Тадж-Махал расположен в городе Агре штат Уттар-Прадеш. Доехать сюда из столицы Индии можно на поезде, который следует в одном из следующих направлений: в Мумбаи, Калькутту и Гвалиор. Железнодорожная станция носит название Agra Cantt.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса