Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Краткая биография софокла. С.И. Радциг. История древнегреческой литературы: Произведения Софокла Софокл годы жизни

Софокл (Σοφοκλής, 496/5 - 406 до н. э.) - афинский драматург, трагик.

Родился 495 г. до н. э.[источник не указан 1557 дней], в афинском предместье Колон. Место своего рождения, издавна прославленное святынями и алтарями Посейдона, Афины, Евменид, Деметры, Прометея, поэт воспел в трагедии «Эдип в Колоне». Происходил из обеспеченной семьи Софилла, получил хорошее образование.

После саламинской битвы (480 г. до н. э.) участвовал в народном празднике как руководитель хора. Дважды был избран на должность военачальника и один раз исполнял обязанности члена коллегии, ведавшей союзной казной. Афиняне выбрали Софокла в военачальники в 440 г. до н. э. во время Самосской войны под впечатлением его трагедии «Антигона», постановка которой на сцену относится, таким образом, к 441 г. до н. э.

Главным его занятием было составление трагедий для афинского театра. Первая тетралогия, поставленная Софоклом в 469 г. до н. э., доставила ему победу над Эсхилом и открыла собой ряд побед, одержанных на сцене в состязаниях с другими трагиками. Критик Аристофан Византийский приписывал Софоклу 123 трагедии.

Софокл отличался веселым, общительным характером, не чуждался радостей жизни, как видно из слов некоего Кефала в Платоновом «Государстве» (I, 3). Был близко знаком с историком Геродотом. Умер Софокл на 90-м году жизни, в 405 г. до н. э. в городе Афины. Горожане соорудили ему жертвенник и ежегодно чествовали как героя.

Сын Софокла - Иофон сам стал афинским трагиком.

Сообразно успехам, какими трагедия была обязана Софоклу, им сделаны нововведения в сценической постановке пьес. Так, он увеличил число актёров до трёх, а число хоревтов с 12 до 15, сократив в то же время хоровые части трагедии, усовершенствовал декорации, маски, вообще бутафорскую сторону театра, внёс перемену в постановку трагедий в виде тетралогий, хотя не известно в точности, в чём эта перемена состояла. Наконец, он же ввёл в употребление расписные декорации. Все перемены имели целью сообщить ходу драмы на сцене больше движения, усилить иллюзию зрителей и впечатление, получаемое от трагедии. Сохраняя за представлением характер чествования божества, священнослужения, каким была трагедия первоначально, по самому происхождению своему из культа Диониса, Софокл очеловечил его гораздо больше, нежели Эсхил. Очеловечение легендарного и мифического мира богов и героев последовало неизбежно, как только поэт сосредоточил своё внимание на более глубоком анализе душевных состояний героев, которые были известны публике до сих пор лишь по внешним превратностям их земной жизни. Изобразить душевный мир полубогов возможно было не иначе, как чертами простых смертных. Начало такому обращению с легендарным материалом положено было отцом трагедии, Эсхилом: достаточно напомнить созданные им образы Прометея или Ореста; Софокл пошёл дальше по следам предшественника.

Есть, однако, существенное различие между религиозностью Эсхила и верой Софокла. Первый видел в судьбах своих героев действие неотвратимого закона справедливого возмездия, а в божественной воле - высший нравственный критерий. Софокл, напротив, не пытался объяснить или обосновать волю божества каким-нибудь этическими соображениями; она неизменно присутствует в мире его героев, более или менее отчетливо различается позади всякого события и в конечном счете торжествует, проявляясь в судьбе людей, но смысл божественного управления миром скрыт от смертных.Отказ от этического объяснения божественной воли, возрастающее внимание к отдельному человеку, переставшему быть звеном в цепи событий, разыгрывающихся в роде на протяжении нескольких поколений, определили драматургические принципы Софокла.

Он крайне редко объединял три трагедии в связанные единством замысла и сюжета трилогии и ввел третьего актера. Это нововведение, еще слабо используемое в ранних трагедиях, в дальнейшем позволило не только усилить драматическое напряжение в развитии действия, но и обогатить изображение внутреннего мира вовлеченных в него персонажей. Хотя Софокл увеличил также состав хора, доведя его до 15 участников, объем и роль хоровых партий в его трагедиях существенно сократились по сравнению с Эсхилом: чаще всего в них содержится реакция на события, происходящие на орхестре, в сочетании с краткими размышлениями на этические темы. При этом нравственные нормыпровозглашаемые хором, не всегда совпадают с собственным мнением Софокла о своих героях и тем более с их решительным и смелым поведением.

До нас дошло семь трагедий Софокла, из которых по содержанию три принадлежат фиванскому циклу сказаний: «Эдип», «Эдип в Колоне» и «Антигона»; одна к Гераклову циклу - «Деянира», и три к троянскому: «Эант», наиболее ранняя из трагедий Софокла, «Электра» и «Филоктет». Кроме того, у разных писателей сохранилось около 1000 фрагментов. Кроме трагедий, древность приписывала Софоклу элегии, пеаны и прозаическое рассуждение о хоре.

В основу «Трахинянок» легло сказание о Деянире. Томление любящей женщины в ожидании супруга, муки ревности и безысходная скорбь Деяниры при известии о страданиях отравленного Геракла составляют главное содержание «Трахинянок».

В «Филоктете», поставленном на сцену в 409 г. до н. э., поэт с изумительным искусством развивает трагическое положение, созданное коллизией трёх различных характеров: Филоктета, Одиссея и Неоптолема.

Действие трагедии относится к десятому году троянской войны, а местом действия служит остров Лемнос, где греки ещё на пути под Трою покинули фессалийского вождя Филоктета после того, как на Хрисе он был укушен ядовитой змеей, а полученная от укуса рана, распространяя зловоние, сделала его неспособным к участию в военном деле. Покинут он по совету Одиссея. Одинокий, забытый всеми, нестерпимо страдающий от раны, Филоктет добывает себе жалкое пропитание охотой: он искусно владеет доставшимся ему луком и стрелами Геракла. Однако, по словам оракула, Троя может быть взята греками не иначе, как при помощи этого чудесного лука. Тогда только греки вспоминают о несчастном страдальце, а Одиссей берет на себя труд доставить во что бы то ни стало Филоктета под Трою или по крайней мере завладеть его оружием. Но он знает, что Филоктет ненавидит его, как своего злейшего врага, что ему самому никогда не удастся склонить Филоктета к примирению с греками или силой овладеть им, что нужно будет действовать хитростью и обманом, и орудием своего замысла он избирает юношу Неоптолема, не участвовавшего в обиде, к тому же сына Ахилла, любимца Филоктета. Греческое судно уже пристало к Лемносу, и греки высадились на берег. Перед зрителем открывается пещера, убогое жилище славного героя, затем и сам герой, измученный болезнью, одиночеством и лишениями: постель его - древесные листья на голой земле, тут же деревянный кувшин для питья, огниво и замаранные кровью и гноем рубища. Благородный юноша и сопровождающий его хор сподвижников Ахилла глубоко тронуты видом несчастного. Но Неоптолем связал себя словом, данным Одиссею, овладеть Филоктетом при помощи лжи и обмана, и обещание своё он выполнит. Но если жалкий вид страдальца вызывает участие в юноше, то полное доверие, любовь и ласка, с какими относится к нему старик Филоктет с первого момента и отдаёт ему себя в руки, от него единственного ожидая конца своим мучениям, повергают Неоптолема в тяжёлую борьбу с самим собой. Но в то же время Филоктет непреклонен: он не может простить грекам обиды, ему нанесённой; он ни за что не пойдет под Трою, не поможет грекам победоносно окончить войну; он возвратится домой, и Неоптолем отвезет его в родную дорогую землю. Только мысль о родине давала ему силы нести бремя жизни. Природа Неоптолема возмущается против обманных коварных действий, и только личное вмешательство Одиссея делает его обладателем оружия Филоктета: доверием старца пользуется юноша для того, чтобы погубить его. Наконец, все соображения о необходимости для славы греков добыть оружие Геракла, о том, что он связал себя обещанием перед Одиссеем, о том, что не Филоктет, а он, Неоптолем, будет с этого времени врагом греков, уступают в юноше голосу его совести, возмущающейся против обмана и насилия. Он возвращает лук, приобретает снова доверие и готов сопровождать Филоктета на родину. Только появление Геракла на сцене (deus ex machina) и его напоминание, что Зевс и Судьба повелевают Филоктету отправиться под Трою и помочь грекам довершить начатую борьбу, склоняют героя и вместе с ним Неоптолема следовать за греками. Главное действующее лицо трагедии - Неоптолем. Если Антигона по требованию своей совести считает для себя обязательным нарушить волю царя, то по тому же самому побуждению Неоптолем идёт дальше: он нарушает данное обещание и отказывается путём коварства против доверившегося ему Филоктета действовать в интересах всего греческого войска. Ни в одной из своих трагедий поэт не выступал с такой силой за право человека согласовать своё поведение с понятием высшей правды, хотя бы оно противоречило самым хитрым умствованиям (греч. άλλ ? εί δικαια τών σοφών κρείσσω τάδε). Важно, что сочувствие поэта и зрителей к великодушному и правдивому юноше неоспоримо, тогда как коварный и неразборчивый на средства Одиссей рисуется в самом непривлекательном виде. Правилу, что целью оправдываются средства, произносится в этой трагедии решительное осуждение.

В «Эанте» завязка драмы в том, что спор между Эантом (Аяксом) и Одиссеем из-за вооружения Ахилла решен ахейцами в пользу последнего. Он поклялся было отмстить прежде всего Одиссею и Атридам, но Афина, заступница ахейцев, лишает его рассудка, и он в исступлении принимает домашних животных за врагов своих и избивает их. Рассудок вернулся к Эанту, и герой чувствует себя тяжко опозоренным. С этого момента начинается трагедия, заканчиваясь самоубийством героя, которому предшествует знаменитый монолог Эанта, прощание его с жизнью и её радостями. Между Атридами и единокровным братом Эанта Тевкром возгорается спор. Хоронить ли останки умершего, или покинуть их на жертву псам, спор, который решается в пользу погребения.

Главным источником для биографии Софокла служит безымянное жизнеописание, обыкновенно помещаемое в изданиях его трагедий. Важнейший список трагедий Софокла хранится в лавренцианской библиотеке во Флоренции: С. Laurentianus, XXXII, 9, относится к Х или XI в.; все прочие имеющиеся в различных библиотеках списки представляют копии с этого списка, за исключением, может быть, другого флорентийского списка XIV в. № 2725, в той же библиотеке.

Со времени В. Диндорфа первый список обозначается буквой L, второй - G. Лучшие схолии извлечены также из списка L. Лучшие редакции схолий принадлежат Диндорфу (Оксфорд, 1852) и Папагеоргиосу (1888). Впервые трагедии изданы Альдами в Венеции, 1502 г. С середины XVI в. и до конца XVIII в. господствующей редакцией было парижское издание Турнеба. Брунк (1786-1789) восстановил преимущество редакции Альдов. Наибольшие услуги критике текста и объяснению трагедий оказаны В. Диндорфом (Оксфорд, 1832-1849, 1860), Вундером (Л., 1831-78), Шнейдевином, Турнье, Науком, а также Кэмпбеллем, Линвудом, Джебом.

В честь Софокла назван кратер на Меркурии.

Сохранившиеся пьесы:

«Трахинянки» (ок. 450-435 до н. э.)
«Аякс» («Эант», «Биченосец») (между сер.450-х и сер.440-х до н. э.)
«Антигона» (ок. 442-441 до н. э.)
«Царь Эдип» («Эдип-тиран») (ок. 429-426 до н. э.)
«Электра» (ок. 415 до н. э.)
«Филоктет» (409 до н. э.)
«Эдип в Колоне» (406 до н. э., постановка: 401 до н. э.)
«Следопыты».

"Фиванская дева"

Это такое блаженство прикоснуться к нетленной классике, особенно, после неудачного опыта с современной литературой.

"Антигона" - небольшая трагедия, созданная "золотым мальчиком" своего времени. Да, Софокл, что называется, был победителем по жизни: богатые родители, явный литературный талант к трагедиям, престижная политическая должность стратега и даже спортивные достижения (он был отличный борцом). Девочки, наверное, так и вешались.

Эй, Софокл, привет из 2000-х! У нас тут Тимати, Стас Михайлов... с трагедиями туго, но вот про знаменитый русские комедии ходят слухи. Эх... Надеюсь через тысячу лет нам не придется передавать глиняные таблички от этого всего.

Когда неизвестный гражданин Вселенной еще не реинкарнировался в Шекспира - все страсти происходили на территории Древней Эллады. Греки любили красивые истории, да такие чтобы кипели страсти, лилась кровь или вино. В связи с этим два раза в год потомки ахейцев проводили театральные представления на празднике в честь Диониса, бога вина. Весной, в марте, обычно ставили трагедии. В декабре - комедии. Но у комедий был строгий ценз 18+ и никаких женщин. Грекпотребнадзор не спал.

Теперь покрутим тублер настроения на 180 градусов.

"Антигона" одна из семи уцелевших трагедий Софокла. Всего автор написал их около 120.

Сейчас сюжет может показаться простеньким и не цепляющим. У нас уже есть "Титаник", "Спеши любить". "Дневник памяти". Но если перенестись в 5 век до нашей эры - апогей расцвета Древней Греции - можно увидеть, какое впечатление произвела "Антигона" на людей. Прочитав, займитесь небольшой литературной археологией, и вы откопаете здесь трагедию любви, острые социальные темы, декаданс.

Финал не уступает "Ромео и Джульетте". Более того на протяжении чтения постоянно будет казаться, что Шекспир стоит за спиной и записывает каждое слово античного трагика для будущей рукописи. Очень много пересечений. Но англичанин поставит во главе угла любовь, а грек - закон!

Главная проблема "Антигоны" - вопрос, который волновал современников - противостояние земных законов и божественных. Несмотря на то, что в произведении несколько персонажей, главных всего три: Антигона, Креонт (царь) и Тересий (пророк). Указ царя противоречит воле предков, и тут Антигона проявляет себя в виде непреклонной девы, которая жертвуя собой смеет ослушаться Креонта, потому что это идет в разрез с культом предков.
За этими диалогами угадывается сам Софокл: Ни один царь не имеет право нарушать волю богов. Человек смертен и субъективен - а боги не ошибаются никогда, и ни один тиран не выстоит против них.
Греческий трагик придерживался этого принципа. Из-за этого Софоклу пришлось пойти против идей своего друга Протагора, которому принадлежит известная фраза: "ЧЕЛОВЕК - МЕРА ВСЕХ ВЕЩЕЙ".
"Нет, Протагор мне друг - но человек ничто против воли РОКА" - говорит Софокл.

Рок, выступает третьей стороной в этой трагедии. Он выше богов и человека, от него точно никому не скрыться и он уравнивает вещи...Но без спойлеров тут не обойтись, поэтому -

(Книга, которой больше 100 лет)

(около 496-406 г. до н. э.) древнегреческий драматург

Наряду с Эсхилом и Еврипидом Софокл считается великим драматургом Древней Греции, мастером классической трагедии. Известность и слава его были так велики, что и после смерти драматурга именовали heros dexion («муж правый»).

Софокл родился в афинском городе Колоне в семье богатого владельца оружейных мастерских. Высокое социальное положение предопределило судьбу будущего драматурга. Он получил прекрасное общее и художественное образование и уже в юности прославился как один из лучших афинских хоревтов - руководителей хора во время драматических представлений. Позже Софоклу доверили важнейшую в Афинах должность - хранителя казны Афинского морского союза, и, кроме того, он был одним из стратегов.

Благодаря своей дружбе с Периклом, правителем Афин, а также со знаменитым историком Геродотом и скульптором Фидием Софокл сочетал занятия литературой с активной политической деятельностью.

Как и другие греческие драматурги, он регулярно участвовал в соревнованиях поэтов. Ученые подсчитали, что всего он выступал более тридцати раз, причем одержал двадцать четыре победы и только шесть раз занял второе место. Впервые Софокл одержал верх над Эсхилом в возрасте 27 лет.

По словам современников, он написал 123 трагедии, из которых до нашего времени дошло всего семь. Все они основаны на сюжетах древнегреческой мифологии. В основном герои Софокла - сильные и бескомпромиссные личности. Таков Аякс, герой одноименной трагедии, оскорбленный несправедливым решением вождей. Схожим характером обладает и страдающая от любви и ревности жена Геракла Деянира, которая нечаянно стала виновницей его гибели («Трахинянки», 409 г. до н. э.).

Наиболее значительными являются трагедии Софокла «Эдип-царь» (429) и «Антигона» (443). Изгнанный из своего царства Эдип пытается понять причины такого сурового решения старейшин и погибает, узнав, что стал мужем своей матери. Подобные острые драматичные конфликты позже станут основой эстетики пьес периода классицизма, основой сюжетов в произведениях П. Корнеля и Ж. Расина.

Софокл стремился сделать свои трагедии более динамичными и выразительными. Для этого он придумал расписные театральные декорации, которые помогали зрителям почувствовать драматизм происходящего. До этого все действие объяснял хор, появлявшийся с соответствующими табличками («лес», «дом», «храм»).

Кроме того, Софокл впервые вывел на сцену не двух, а трех действующих лиц, что позволило сделать их диалог более оживленным и глубоким. В его произведениях актеры изображали порой даже абстрактные понятия: например, в трагедии «Эдип-царь» особый актер играл роль Рока, олицетворения безжалостной судьбы.

Софокл также упростил язык своих пьес, оставив медленный гекзаметр только для хора. Теперь речь героев постоянно менялась, приближаясь к естественному человеческому разговору. Софокл считал, что драматург должен изображать людей такими, какими они должны быть, а не такими, какие они есть на самом деле. Свои взгляды он изложил в не дошедшем до нас трактате по теории драмы и хорового пения. Еще при жизни автора его трагедии были признаны образцовыми, и их изучали в школах. Даже на закате античной эпохи, уже в Древнем Риме, Софокла считали недосягаемым образцом для подражания.

Видимо, поэтому другие драматурги часто использовали его трагедии в качестве источника для своих произведений. Они были гораздо динамичнее и правдоподобнее, чем пьесы его современников. Конечно, авторы разных эпох сокращали их текст, но всегда сохраняли главное - его мужественных и справедливых героев.

Кроме трагедий, Софокл писал и сатирические драмы. Известен фрагмент одной из них под названием «Следопыт».

Софокл (май 496 г. до н.э., Колона - 406 г. до н.э.) - второй после Эсхила великий трагик Греции. Первая тетралогия, поставленная Софоклом в 469 г. до н.э., пленила зрителей и доставила ему победу над шестидесятидвухлетним Эсхилом, открыв собой ряд побед, одержанных на сцене в состязаниях с другими трагиками. Критик Аристофан Византийский приписывал Софоклу 123 трагедии. Его произведения занимали первое место 20 раза.

Софокл родился в Колоне близ Афин. Ещё в 480 г. до н.э., когда ему было только 16 лет, он участвовал в хоре эфебов, выступавшем в честь победы при Саламине. Благодаря своему отцу, который, вероятнее всего, был человеком среднего достатка, Софокл получил обязательное музыкальное и гимназическое образование. Это помогло поэту в будущем, так как он сам впоследствии сочинял музыку на метрические части своих трагедий.

Софокл был красавцем, законадателем мод, поэтом и даже врачом. Важно заметить, что Софокл был не только драматургом. В молодости он был близок к аристократу Кимону, вождю земледельческой партии, который одержал ряд побед над персами. Когда на смену Кимону пришёл Перикл, Софокл занял должность казначея государственной кассы, а затем стратега. Вместе с Периклом он принимал участие в походе против Самоса. В 411 г. до н.э. Софокл участвовал в пересмотре афинской конституции после антидемократического переворота. Хорошо известно, что Софокл был другом Перикла. Считается, что его падение поэт отразил в своей самой знаменитой трагедии "Эдип-царь", поставленной в 429 г. до н.э.

К кругу Перикла принадлежали также историк Геродот, философ Архелай, с которыми Софокл был близок. Предполагают также, что он общался с софистами, учение которых затем критиковал в некоторых своих трагедиях.

Прожил Софокл 90 лет. В год смерти написал трагедию «Эдип в Колоне».

Очень велики были заслуги Софокла в области театра. Он ввёл декоративную живопись, написал трактат о хоре, в котором говорит о его значении в драме, увеличил число хоревтов с 12 до 15, к двум актерам добавил третьего, увеличил диалогическую часть. Действие драмы стало строго сосредотачиваться вокруг первого лица. Композиция трагедий стала гораздо сложнее, чем у , а развязка хорошо подготовлена.

В трагедиях Софокл ставит насущные для его времени проблемы: отношение к религии ("Электра"), божественные, неписанные законы и законы писанные ("Антигона"), свободная воля человека и воля богов ("Эдип-царь", "Трахинянки"), интересы личности и государства ("Филоктет"), проблема чести и благородства ("Аякс"). В его произведениях раскрывается духовный мир идеального человека-гражданина. Он изображает людей, совершающих великое. Сюжеты для своих трагедий Софокл берет из мифов, но выбирает те узлы мифа, которые больше соответствуют его задачам, и объясняет происходящее в соответствии с нравственными образами своего времени.

По свидетельству древних, Софокл написал свыше 120 трагедий, но до нас дошло лишь семь из них: "Аякс", "Трахинянки", "Антигона", "Эдип-царь", "Электра", "Филоктет", "Эдип в Колоне" и большие отрывки из сатировской драмы "Следопыты", сюжетом для которой послужили мотивы гомеровского гимна Гермесу.

Софокл создал величайший трагический образ - человека чуждого компромиссам, который сам принимает на себя удар и выбирает героическую смерть. Перед Софоклом стояла дилемма: вера в бесконечные возможности человека и трагизм человека, который состоит в неведении. В мире очень много непознанного. По мнению Софокла, смысл жизни не раскрыт, чем человек умнее, тем труднее ему обуздать себя в мере. Человек не знает границ, отведенных ему в мире.

Биографию трёх великих трагиков объединяло Саламинское сражение: в нём участвовал, Софокл прославил, а Еврипид в это время родился.

Библиография

Экранизации произведений, театральные постановки

Царь Эдип (Oedipus Rex; Италия, 1909), реж. Д. Ди Лигоро
Царь Эдип (Oedipus Rex; Великобритания, 1911), реж. Т. Френкел
Антигона (Antigone; Швеция, 1960), реж. Х. Далин
Антигона (Antigoni; Antigone; Греция, 1966), реж. Д. Кацуридес, Г. Дзавеллас
Царь Эдип (Edipo re; Италия, 1967), реж. П. Паоло Пазолини
Царь Эдип (Oedipus the King; Великобритания, 1967), реж. Ф. Сэвилл
Антигона (Antigone; США, 1974), реж. Д. Фридман
Антигона (Antigone; Франция, 1974), реж. С. Лоренци
Антигона (Antigone; Великобритания, 1984), реж. Д. Тейлор
Царь Эдип (Oedipus the King; Великобритания, 1984), реж. Д. Тейлор
Эдип в Колоне (Oedipus at Colonus; Великобритания, 1984), реж. Д. Тейлор
Антигона (Antigone; Германия - Франция, 1992), реж. Д. Юйе, Ж.-М. Штрауб
Царь Эдип (Oedipus Rex; Япония, 1992), реж. Д. Теймор
Царь Эдип (Edipo alcalde; Oedipus Mayor; Колумбия – Испания – Мексика, 1996), реж. Х.Али Триана

Cофокл краткая биография афинского драматурга, трагика изложена в этой статье.

Cофокл краткая биография

Родился Софокл примерно в 496 г. до н. э. в Колоне, небольшом селении в нескольких километрах севернее Акрополя.

Софокл из зажиточной семьи и получил хорошее образование. Он отличался веселым, общительным характером, не чуждался радостей жизни.

После Саламинской битвы (480 год до н. э.) участвовал в народном празднике как руководитель хора. Дважды был избран на должность стратега и один раз исполнял обязанности члена коллегии, ведавшей союзной казной. Афиняне выбрали Софокла в стратеги в 440 году до н. э.

В 468 г. до н. э. Софокл дебютировал на литературных состязаниях поэтов, причем сразу же стал победителем, отвоевав приз у выдающегося Эсхила. К Софоклу пришла слава, которая не покидала его до конца жизни.

Главным его занятием было составление трагедий для афинского театра. Античные литературоведы приписывали около 130 трагедий.

До нашего времени сохранилось целиком семь трагедий, среди них знаменитые «Эдип», «Антигона», «Электра», «Деянира» и др.

Древнегреческому драматургу принадлежит заслуга введения ряда новшеств в постановку трагедий:

  • он увеличил до трех число играющих актеров,
  • усовершенствовал бутафорскую сторону представления.
  • В то же время изменения коснулись не только технической стороны: трагедии Софокла с точки зрения содержания, посыла приобрели более «человеческое» лицо даже в сравнении с творчеством Эсхила.

Софокл умер на 90-м году жизни (406 г. до Р. Х.).

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса