Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Греция, Афины «Театр Диониса. В афинском театре

Театр Диониса - античное театральное здание в городе Афины . Располагается на юго-восточном склоне Акрополя и входит в число самых древних театров в мире. Театр был построен в V в. до н. э. и был деревянным. Выступления в театре проходили дважды в год - во время Малых Дионисий и Великих Дионисий.

Во время Великих Дионисий в Афинах проводились театральные состязания. Обычно состязались три автора трагедий. Каждый из участников ставил три трагедии и одну сатирову драму, в шутливой форме обыгрывавшую мифологический сюжет. Состязались также авторы комедий, ставивших по одной пьесе. Результаты фиксировались в особых надписях - дидаскалиях, которые хранились в афинском государственном архиве. Общее руководство за проведением театральных зрелищ осуществлял афинский архонт .

Около 326-325 г. до н. э. театр был реконструирован: деревянная сцена и ряды сидений были заменены на мраморные. Каменные сиденья размещались в 67 рядов, достигая основания Акрополя. Театр теперь вмещал до 17 тыс. зрителей, что в то время составляло около половины афинских граждан.

Ввиду огромных размеров театр был лишён кровельных перекрытий, и поэтому актёры, хор и зрители располагались под открытым небом, а сценическое действие происходило при естественном освещении.

Первый ряд состоял из 67 мраморных кресел для почётных зрителей. На них были высечены имена и должности владельцев. Выступ и кресло во втором ряду - ложа римского императора Адриана , поклонника греческой культуры. Здесь же выступал император Нерон .

Театр перестраивался и в римскую эпоху в I в. н. э., в том числе под цирковые и гладиаторские представления. Отсюда высокий бортик перед первым рядом. С художественной точки зрения лучшее в развалинах театра - скульптурный фриз времен императора Нерона с забавными сатирами.

Около театра сохранились развалины других исторических зданий: остатки двух храмов Диониса VI и IV веков до н. э, камни Периклова Одеона .

Константинос Болетис разработал проект частичного воссоздания театра . В 2010 году процесс реконструкции предполагалось завершить за 5 лет; на это мероприятие выделено шесть миллионов евро. К сохранившимся каменным сиденьям планируется добавить ещё несколько ярусов, совмещая древние обломки с новым камнем, а также предполагается укрепить держащие стены и другие части постройки.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 3

    Просмотров:

Это одна из старейших сцен Афин, сохранившихся до наших дней. Театр был посвящён Дионису, богу вина и покровителю театра, в честь которого здесь проводился ежегодный фестиваль.


Как и другие греческие театры, театр Диониса был очень большим – в Римский период он насчитывал 78 рядов сидений и мог вмещать от 15 000 до 17 000 зрителей (до нас дошло только 13 рядов).

Театральные представления в Афинах, на самом деле, были религиозными празднованиями в честь бога Диониса. Они устраивались в виде соревнований, победителям которых получали награды – треножники.

Пояснения

История театра Диониса

Самые ранние находки в районе театра Диониса датируются VI веком до н.э. , то есть, временем правления тирана Писистрата и его наследников. Тем не менее, обнаруженные предметы свидетельствуют о присутствии здесь только культового сооружения Диониса Элевферия.

Театр Диониса в VI веке до н.э. Рисунок J. Travlos

В VI веке до н.э. представления, связанные с так называемыми «Великими Дионисиями », вероятно, проводились на , где зрители сидели на деревянных трибунах (в «театроне»), установленных вокруг круглого центра, называвшегося «орхестра». В начале V века до н.э., как свидетельствуют античные источники, трибуны обрушились, после чего драматические и музыкальные представления перенесли в огороженное пространство у храма Диониса на склоне Акропольского холма.

Подписанный постамент, стоящий в проходе

В качестве части святилища Диониса театр был построен , по всей видимости, не раньше V века до н.э. Единственными свидетельствами присутствия здесь этого более раннего здания являются несколько каменных блоков, которые были повторно использованы в театре IV века до н.э. Самый первый театр был, скорее всего, очень простым и представлял собой плоскую орхестру и несколько рядов деревянных или каменных скамеек, встроенных в склон холма. Этот театр был, вероятно, круглым или почти круглым, имея диаметр 27 метров. Деревянная сцена («скена») стояла позади орхестры и служила для установки декораций и, возможно, для улучшения акустики. На этой простой сцене ставились драмы великих афинских трагиков V века до н.э.

Зрительный зал и орхестра

Западная часть зрительного зала

В конце V века до н.э. часть деревянных конструкций театра Диониса была заменена на каменные . Театр, практические в том виде, в котором мы его можем увидеть и сегодня, был построен в период жизни и правления Ликурга Афинского (396 – 323 гг. до н.э.), заведовавшего городскими финансами, и выделившего деньги на замену оставшихся деревянных строений каменными. В IV веке у театра уже была постоянная орхестра диаметром 19,5 метров, в середине которой находился алтарь Диониса, сцена и трёхъярусный зрительный зал. По периметру орхестры находился глубокий жёлоб, по которому уходила дождевая вода. По обеим сторонам от сцены стояли башенки, называвшиеся «параскениями », в которых, возможно, находились лестницы или передвижные декорации. Зрительный зал занимал всё пространство до вершины Акропольского холма. Горизонтально его ряды были разделены двумя дорожками на три части, а вертикально – радиальными проходами. Сиденья нижней части были сделаны из привозного камня, тогда как сиденья двух верхних были просто выдолблены в каменном холме.

Возможный вид театра Диониса в период расцвета

Каменные сиденья третьего яруса театрона (зрительного зала)

Древние греки, построив этот театр, продемонстрировали не только отличные инженерные навыки, но и понимание природы акустики , поскольку абсолютно со всех мест в театре было слышно, что говорится на сцене.

В Эллинистический период (IV в. до н.э. – 146 г. до н.э.) для чиновников, жрецов и других почётных гостей в первом ряду вокруг орхестры было установлено 67 мраморных тронов с написанными на них должностями. Мраморные сиденья, имеющие форму «клизмос» (κλισμός) – стула с подлокотниками, которые можно увидеть сегодня, являются римскими копиями первых кресел. В центре этого ряда тронов стоял большой мраморный престол со скамеечкой для ног, где мог сидеть только верховный жрец Диониса . Самый старый из сохранившихся тронов, на котором сидел жрец Зевса Полиея (Διός Πολιέως в пер. «градохранитель»), был сделан во II веке до н.э. Кроме того, в первом ряду была установлена статуя Диониса, которая как бы наблюдала за представлениями и за жертвоприношениями на алтаре (см. карту).

Троны

Троны западной части театра. Ограждение было сделано в Римский период, когда театр использовался для боёв

Центральный трон

Хорошо сохранившийся трон с подписью и постаментом для статуи рядом

Сразу за сценой театра стоял архаический храм Диониса . Более новый храм в Дорическом стиле с размерами 21,95 х 10,5 метра, построенный около 340 года до н.э., стоял в нескольких метрах к югу от старого святилища.

Часть основания старого храма Диониса, примыкающая к стоа за сценой театра

Справа — блоки старого храма, прямо — стоа

При нападении Суллы на Афины в 86 году до н.э. театр Диониса был повреждён, однако восстановлен царём Каппадокии Ариобарзаном I Филороманом (правил с 95 по 63 гг. до н.э.).

Новый храм Диониса

В Римский период (146 г. до н.э. – 330 г. н. э) театр Диониса был модернизирован, хотя и сохранил, в общем, свой внешний вид и форму. В I веке н.э. была построена новая сцена, посвящённая Дионису и римскому императору Нерону. К этому времени пол орхестры был вымощен мраморными плитами . Во II веке, во время правления Адриана (117-138) или Антония Пия (138 — 161), напротив сцены был построен подиум, на котором, как считается, установили древнюю статую коленопреклоненного бога Силена, друга и наставника Диониса. В III веке в переднюю часть сцены были встроены скульптурные горельефы со сценами из жизни Диониса, взятые в неизвестном здании эпохи императора Адриана.

Горельефы проскения

Горельефы проскения

Стена, которой был огорожен теменос (священный участок) Диониса

Теменос Диониса

До начала Великих Дионисий на алтаре святилища приносили в жертву животное (обычно свинью) и опрыскивали её кровью собравшихся, очищая их. Сам праздник начинался с соревнования хоров мальчиков, продолжался соревнованием трёх трагиков, которые должны были поставить по четыре новых произведения, и завершался соревнованиями комедий (с 486 года до н.э.). Во время самых первых Великих Дионисий в состязании авторов трагедий, которое прошло при Писистрате в 534 году, победил поэт Феспид. Ему же приписывается изобретение слова «трагедия », которое означало «песнь козлов», относящееся к шкурам, носимым певцами хора.

Улица Треножников

Победа в театральных состязаниях считалась крайне почётной. Главным призом , которым гордился не только сам победитель, но и вся номинировавшая и спонсировавшая его фила, был треножник. Треножники устанавливались на храмоподобные памятники у театра и на улице, огибавшей Акрополь с запада и юга, которая так и называлась, «дорога Треножников». Один из таких памятников для треножника был построен над зрительным залом (см. карту). Это был хорегический памятник Трасилла , который он поставил на свои средства около 320 года до н.э. в честь победы своего хора на Великих Дионисиях. Полученный бронзовый трипод, вероятно, был прикреплён к статуе, стоявшей на его вершине. В Византийский период памятник был окружён стеной и превращён в церковь Богородицы в гроте. К настоящему времени от него осталась только часть фундамента.

Хорегический памятник Трасилла (реконструкция)

Реставрация памятника Трасилла

Среди драматургов, участвовавших в соревнованиях во время Великих Дионисий, были и те, чьи произведения дошли до нас: Эсхил , Софокл , Еврипид , Аристофан и Менандр .

Улица Треножников выделена зелёным

Театральное представление в Афинах

Непосредственно после того, как был построен театр, исполнители только танцевали и пели истории из жизни Диониса, позже – истории из жизни других богов и героев. Эти истории в форме песен исполняли сначала все, кто смог занять место в театре, а потом – только хор, состоявший, примерно, из 50 человек. Во время интервала между песнями главный исполнитель пересказывал сюжет своими словами. Со временем эти пересказы стали более важными, чем само хоровое пение. Они стали рассказываться двумя – тремя исполнителями, тогда как хор сократился до 15 певцов. На сцену допускалось не больше трёх человек, которые за одно представление могли рассказать только одну историю.

Статуя Менандра (копия) у восточной поддерживающей стены зала. Здесь был главный парод (вход) в театр и стояло ещё три статуи драматургов — Эсхила, софокла и Эврипида. Здесь же начиналась улица Треножников

Во время драматических соревнований празднества Диониса на сцене также одновременно могли присутствовать максимум три актёра . Обычно они носили необычные костюмы, а вместо обуви – странно выглядящие башмаки на высокой деревянной платформе, благодаря которой они выглядели выше. С конца IV века до н.э. актёры стали носить маски , которые позволяли идентифицировать персонажа, его настроения и чувства. Когда актёр начинал играть другого человека, он менял маску, причём делал это прямо на сцене, поскольку изначально в театре не было даже занавесок, а спектакль не делился на акты. Когда в действии возникала пауза, её заполнял хор. Когда ставили трагедию, финальную сцену никогда не показывали – вместо этого выходил рассказчик и словами передавал, какая драма случилась в конце.

Театр, вид с дороги между вторым и третьим ярусом

Театральные представления пользовались таким огромным спросом, что люди были вынуждены занимать места с раннего утра. Афиняне очень критично относились к тому, что видели, поскольку все драмы ставились на хорошо известные им сюжеты. При одобрении они аплодировали, при неодобрении – просто сидели. Первоначально вход в театр был бесплатным , однако вскоре была введена небольшая плата.

Театр Диониса на карте Акрополя

Название на греческом:

Θέατρο του Διονύσου

Название на английском:

Theatre of Dionysus
Theatre of Dionysus Eleuthereus

Одной из достопримечательностей древнего греческого города является театр Диониса. Он представляет собой самый старый театр в мире. Театр Диониса в Афинах был построен еще в VI веке до нашей эры. Именно здесь проводились знаменитые афинские дионисии – праздники в честь Диониса, бога искусств и виноделия, проходившие дважды в год. Древние греки с удовольствием посещали состязания актеров, которые вскоре получили название «театр».

Однако современное понятие театра очень отличается от древнегреческого. Тогда, до нашей эры, зрители наблюдали за одним лишь актером в маске, показывающим свое умение под аккомпанемент хора. Как правило, во время дионисий соревновались между собой два или три актера в различных жанрах. Лишь много позже, с развитием театрального искусства, актеры перестали носить маски, а в представлениях начало участвовать сразу несколько человек.

В дальнейшем в театре Диониса в Афинах ставились сцены из Софокла, Еврипида, Эсхила и других античных драматургов.

Особенности античной постройки афинского театра Диониса

Находится театр Диониса на юго-восточной стороне афинского Акрополя.

В древности сцена театра назвалась орхестра. От зрительного зала ее отделял ров с водой и широкий проход. Сзади орхестры располагалась схена – здание, где актеры переодевались и ожидали выхода на сцену. Стены орхестры были украшены барельефами из жизни древнегреческих богов, в частности, самого Диониса, и эти произведения искусства частично сохранились до наших дней.


Характерной особенностью театра Диониса является то, что он не имеет крыши и располагается под открытым небом. Он сделан в форме амфитеатра из 67 рядов, располагающихся в форме полукруга. Такой характер постройки обусловлен большой площадью театра, ведь он был рассчитан на 17 тысяч зрителей. На то время это было очень много, поскольку численность афинян составляла вдвое больше – около 35 тысяч человек. Стало быть, каждый второй житель Афин мог присутствовать на представлении.

Изначально посадочные места для любителей зрелищ были выполнены из дерева, но в 325 году до нашей эры они были заменены на мраморные. Благодаря этому некоторые кресла сохранились до сих пор. Они очень низкие (всего около 40 см высотой), поэтому зрителям приходилось сидеть на подушках.


А для особо уважаемых посетителей театра Диониса в Древней Греции каменные кресла первого ряда были именными – об этом свидетельствуют хорошо различимые надписи на них (к примеру, кресла римских императоров Нерона и Адриана).


На заре нашей эры, в I веке, театр перестраивался снова, на этот раз – под гладиаторские бои и цирковые представления. Тогда между первым рядом и ареной был выстроен высокий бортик из железа и мрамора, призванный обезопасить зрителей от участников таких представлений.


Древнегреческий театр Диониса сегодня

Как одно из наиболее древних сооружений столь великой культуры, театр Диониса в Афинах подлежит реставрации. Сегодня этим занимается некоммерческая организация «Диазома». Финансируются работы частично из бюджета Греции, частично – из собранных с помощью благотворительности средств. На это будет потрачено около 6 миллиардов евро. Главным реставратором является греческий архитектор Константинос Болетис, а сами работы планируется закончить к 2015 году.


Театр впервые получил правильное устройство, как особое сооружение, приспособленное для драматических представлений, у древних греков. В существенных чертах послужил образцом для римского театра. Многие его особенности и принадлежности перешли и в современные театры, а также частично в храмы.

В Греции театр был одним из факторов общественного развития, распространяя в народе религиозные и социально-этические понятия и объединяя тем самым разнообразные слои населения городов и деревень. Для греческого театра поэтами были созданы образцы драмы, имевшие влияние на драму римскую и новоевропейскую. Некоторые из этих образцов удержались, с незначительными переменами, в репертуаре новых театров и до сих пор появляются на сцене в подлинном их виде или в точных переводах на новые языки.





Первый театр был деревянным. Построили его в 5 в. до н. э. Здесь проводили практически все торжественные события.

Труды великих древнегреческих драматургов – Аристофана, Софокла, Эсхила и Еврипида - впервые были представлены именно здесь. История мирового театрального искусства связана с этим местом.




1) Для чего первоначально служил театр?

2) Как называется самый большой театр в Афинах?

3) Где он находился?

4) Каким был первый театр в Афинах? 5) Когда он создался?

6) Когда его изменили?

7) Сколько человек участвовало в театральных состязаниях?

8) Что они делали?


Ответы: 1) Первоначально театр служил видом чествования божества Вакха или Диониса.

2) Самый большой театр в Афинах называется театр Диониса.

3) Был сооружен на юго-восточном склоне акрополя

4) Первый театр был деревянным.

5) Построили его в 5 в. до н. Э

6) Почти через тысячу лет деревянную сцену и сидения заменили.

7) В состязаниях участвовало 3 человека.

8)Каждый ставил три трагедии и одну сатировую драму


Спасибо за просмотр!

Понкратова Христина 5 А класс

Создание : в 326-325 г. до н.э. реконструирован из деревянного театра постройки V в. до н.э.

Архитектура театра

Источник:
Г. Б. Бархин “Театры”
Издательство Академии Архитектуры СССР
Москва, 1947 г.

Театр Диониса в Афинах является древнейшим и наиболее характерным из дошедших до нас больших театров древней Греции. Раскопки его были произведены в 1880-85 гг. (более ранние - Старком в 1862 г.).

Театр расположен на южном склоне Акрополя и обращен в сторону храма Диониса. Наиболее старая часть его относится к VI в. до н. э. Театр этот, к сожалению, очень плохо сохранился и дошел до нас в значительно искаженном позднейшими перестройками виде.

К VI в., как думает Дерпфельд, относятся лишь незначительные остатки первоначальной орхестры, имевшей 24 метра в диаметре. С южной стороны эта орхестра была приподнята на высоту около 2 м и была с этой стороны основана на криволинейной в плане опорной стенке, часть которой сохранилась. После того как в V в. обрушились деревянные сидения старого амфитеатра, их заменили каменными. Тогда же, вероятно, была сооружена Демократом и Анаксагором новая орхестра, значительно отодвинутая от прежней к северу, ближе к склону горы.

Позднейшие части амфитеатра, возведенного Ликургом (по Старку в 466 г.), относятся к 326 г.

Театрон трехярусный, с двумя диазомами. Нижний ярус больше полукруга и разбит радиальными лестницами на 13 клиньев. По сделанным реставрациям нижний ярус заключал 17 полных рядов, средний ярус - 16 рядов, из них часть урезана, и верхний ярус - 8 рядов, значительно урезанных из-за неправильной поверхности склона. Наибольшее удаление последнего ряда от середины орхестры (по горизонтальной проекции) 43 м; диаметр первого яруса 37 м. Подъем верхнего ряда мест над орхестрой равен приблизительно 16 м. Уклон мест 1: 2,3.

Высота ступеней, на которых расположены места, 37 см. На верхней горизонтальной поверхности мест, общей шириной в 85 см, с отступом от края для сидений на 35 см, сделан лоток, шириной в 40 см и глубиной в 10 см для помещения ног сидящих в вышерасположенном ряду. На каждый ряд сидений, как уже указывалось, в этом театре приходится одна ступень радиальных лестниц. Для уменьшения высоты подступенка проступь этих ступеней сильно скошена.

Театр вмещал 14-17 тыс. зрителей , а по другим указаниям - до 30 тыс. зрителей.

Загрузка мест происходила из прохода, окружавшего орхестру и уширявшегося с двух концов в направлении к проскениуму. В стене скены было три двери. Сзади скены существовал обширный портик.

Для суждения об устройстве скены и логейона в этом театре в V в. никаких достоверных данных нет. Раскопки Старка обнаружили последовательное увеличение сцены при Адриане и при Септимии-Севере.

Театр Диониса является наиболее типичным для античной Греции. По нем, за исключением скены, можно проследить и все последовательные стадии развития формы греческого театра, включительно до тех изменений, которые были внесены римлянами.

Афинский одеон

Кроме открытых театров, рассчитанных на очень большое количество зрителей. в Греции существовали меньшие театры, так называемые одеоны. Эти театры делались крытыми. Самым древним и наиболее обширным одеоном, о котором до нас дошли сведения, был одеон в Афинах, сооруженный Периклом в 443 году до н.э.

По имеющемуся у Павсания указанию, этот одеон был покрыт деревянным шатром. Он был расположен к востоку от театра Диониса, между этим последним и памятником Лисикрата .

    Источники:

  • “Greek Architecture” by Allan Marquand, Ph.D., L.H.D. Professor of ART AND ARCHAEOLOGY IN RINCETON UNIVERSITY New York THE MACVILLAN COMPANY 1909
  • Г. Б. Бархин “Театры” Издательство Академии Архитектуры СССР Москва, 1947 г.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса