Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Значение слова «риторика

Многое в жизни определяется умением общаться. Успехи в учебе, карьере, в личных отношениях, построены на способностях к коммуникации. Читаете ли вы доклад в аудитории, поздравление на празднике или проходите собеседование на работу, лаконичная, структурированная речь, донесет информацию до слушателей в выгодном свете. Наукой, изучающей тонкости ораторского искусства, является риторика. Она помогает придать речи ясности, конкретики, убедительности.

С зарождения в античности до наших дней, риторика как наука, понималась по-разному. Софисты-основатели определяли её как дисциплину, учащую манипулировать, доказывать точку зрения оратора, доминировать в дискуссиях.

Сегодня на первом месте гармонизирующая речь, поиск правды, побуждение к мысли. В современном понимании, риторика – это дисциплина, изучающая способы создания целесообразной, воздействующей, гармонизирующей речи. Предмет риторики – мыслеречевое действие.

Объединяя в себе философию, социологию, психолингвистику и филологию, современная риторика позволяет достигать эффективного речевого взаимодействия с любым обществом.

Предмет и задачи риторики

Предметом в риторике являются способы формирования целесообразного слова:

  • устного;
  • печатного;
  • электронного;
  • процесс преобразования мысли в речь.

Задачи риторики сводятся к её направлению. Первым направлением является логическое: убедительность, эффективность речи выступают преимущественными параметрами. Вторым представлено литературное направление: главенствующими аспектами являются пышность и красота слов. Учитывая объединение логического и литературного направления в современной риторике, в её задачи входит правильность, убедительность и целесообразность речи.

Риторика и культура речи

Культура речи – это дисциплина, изучающая нормы литературного и национального языков, а также правила целесообразного употребления языковых средств выразительности. Риторика и культура речи взаимосвязанные понятия, обеспечивающие продуктивное общение.

Частная и общая риторика

Риторика подразделяется на две категории: общая и частная. Общая риторика изучает ораторское мастерство в целом и пригодится любому человеку.

Частная риторика, опираясь на каноны и правила, изучает искусство красноречия в разных профессиональных сферах.

Общая риторика имеет разделы:

  • риторический канон;
  • ораторику – искусство публичного речевого выступления;
  • спор – искусство аподиктической дискуссии (ведение спора ради достижения истины);
  • беседу – раздел, обучающий вести частный, светский или деловой разговор;
  • риторику повседневного общения, обучающую распознавать эмоциональные и речевые сигналы, посылаемые собеседником, подстраиваться под них;
  • этнориторику, изучающую особенности речевого поведения разных национальностей.

Риторический канон античности состоял из пяти частей:

  • Изобретение (инвенция).Формирование идеи для выступления. Поиск ответа на вопрос: Что сказать?
  • Расположение (диспозиция). Составление плана текста, для достижения передачи основной мысли.
  • Выражение (элокуция). Оформление речи изобразительными средствами языка, редактирование текста.
  • Запоминание (меморио). Выбор оратором способа передачи информации. Заучивание, составление заметок.
  • Произнесение (акцио). Выступление оратора перед аудиторией.

На пятом этапе происходит кульминация ораторской деятельности и заканчивается античный риторический канон. Ради совершенствования ораторских навыков, в современном каноне добавлен еще один пункт:

  • Рефлексия. Подразумевает рассуждения автора над своим выступлением, поиск слабых формулировок и выделение удачных речевых приемов.

В риторическом каноне можно выделить три этапа:

  • докоммуникативный, включающий работу над речью (изобретение, расположение, выражение, запоминание);
  • коммуникативный, представляющий взаимодействие оратора с аудиторией (произнесение);
  • посткоммуникативный этап, являющийся анализом выступления (рефлексия).

В основе ораторской деятельной лежит три понятия – этос, логос, пафос.

  • Этос подразумевает обоснованность речи обстоятельствами, влияющими на тему выступления (место, время, продолжительность речи);
  • Логос отвечает за логическую составляющую;
  • Пафос включает эмоциональный и мимический окрас выступления.

Виды красноречия

Существует пять основных видов красноречия:

  • Социально-политический вид – дипломатические, социально-политические, политико-экономические, парламентские, митинговые и агитаторские речи.
  • Академический вид – научные лекции, сообщения, рефераты, семинары и доклады.
  • Судебный вид – речи действующих лиц судебных процессов: адвокатов, обвинителей, судей.
  • Богословское красноречие или духовный вид – напутствия, проповеди, торжественные речи церковной направленности.
  • Социально-бытовые виды красноречия – застольные, юбилейные, праздничные или поминальные речи.

Зарождение риторики как научной дисциплины, происходит в древней Греции еще в пятом веке до нашей эры. В силу становления рабовладельческой демократии, искусство убедительного слова приобрело большой спрос в обществе. Любой представитель полиса (города) мог обучиться ораторскому мастерству у преподавателей риторики – софистов (мудрецов).

Обладая всеми навыками красноречия, софисты обучали подопечных посредством практических занятий. На жарких дискуссиях и последующих анализах выступлений, мастера слова готовили учеников к профессиям судебных защитников, обвинителей, риторов. Софисты преподавали искусство украшения слова, создание убедительных речей. Они утверждали, что искусство речи не в поиске истины, а в доказательстве правоты оратора.

Риторика понималась софистами как наука убеждения, цель которой победа над противником. Это послужило последующим негативным окрасом значения слова «софизм». Если вначале оно понималось как «умение, мастерство, мудрость», теперь же «уловка, выдумка».

Известные философы-софисты:

  • Протагор (485–410 гг. до н. э.)

Считается основателем искусства дискуссии. Автор тезиса: «Человек – это мера всех вещей».

  • Горгий (483–375 гг. до н. э.)

Ораторского дела мастер, первый преподаватель риторики в Афинах. Основоположник применения в риторике троп и фигур речи. Наследие: «Похвала Елене», «Защита Паламеда».

  • Лисий (445–380 гг. до н. э.)

Отец искусства судебного слова. Его речи выделялись ясностью и краткостью, до наших дней их сохранилось 34, среди которых: «Речь против Эратосфена, бывшего члена коллегии Тридцати» и «Оправдательная речь по делу об убийстве Эратосфена». Эратосфен был одним из тридцати тиранов, виновных в гибели брата Лисия после захвата Афин Спартой.

  • Исократ (436–338 гг. до н. э.)

Один из учеников Горгия, основатель литературной риторики. Речи его выделялись простотой, понятностью слога для всех афинян. Самыми известными изречениями являются: «Панегирик» и «Панафинейская» речь. Понимание Исократа зачем нужна риторика отражается в высказывании: «Настоящему мастеру слова следует не с пустяками возиться и не то внушать слушателям, что им бесполезно, а то, что и их избавит от бедности, и другим принесёт великие блага». Ему также принадлежит выражение: «Ученость - это сладкий плод горького корня».

Софисты превозносили искусство слова над истиной. Диалектика понималась как состязание ради победы. Поиск правды представлялся бессмысленным, потому что таковой, по мнению софистов, не существовало.

Учение Сократа заставляет взглянуть на риторику по-новому. Поиск истины и обретение добродетели становятся главными задачами. Своими диалогами, названными «сократовской иронией», философ подводил собеседника к познанию самого себя. Он учил глубокомыслию, нравственности. Трудов Сократ не писал, но работы его учеников, таких как Платон и Ксенофонт, передают изречения мыслителя. Например: «Никто не желает зла», «Добродетель – это знание».

Платон в 380-х гг. до н. э. основал Академию, в которой преподавались астрономия, философия, математика, геометрия, а также техники развивающие духовные качества человека. Его учение призывало отказаться от страстей, ради очищения разума для знаний. Наукам обучались диалектическим методом, развивался индивидуализм.

Риторический идеал Платона отражен в высказывании: «Всякая речь должна быть составлена, словно живое существо». Подразумевалась четкая структура речи, соотношение общего с частным. Особенно ценилась философом ясность речи и истинность.

Аристотель – древнегреческий мыслитель, ученик Платона. В Академии он провел 20 лет, позднее основал Ликей (по названию храма Аполлона Ликейского), в котором преподавал лично философию и риторику. Своим трактатом «Риторика» Аристотель выделил искусство слова среди прочих наук, определил принципы построения речи и способы доказательства. Именно Аристотель считается основоположником риторики как науки.

В Древнем Риме свой вклад в развитие риторики внес политик, философ и великий оратор Марк Туллий Цицерон. В труде «Брут или о знаменитых ораторах» Цицерон передал историю риторики в именах известных ораторов. Трактат «Об ораторе» формирует образ достойного ритора, объединяющего познания в истории, философии и праве. Произведение «Оратор» посвящено стилям и ритму красноречия. Марк Туллий выделял риторику среди прочих наук, называя её самой сложной. В его понимании предмет риторики таков – оратор должен владеть глубокими познаниями во всех сферах, чтобы суметь поддержать любой диалог.

Марк Фабий Квинтилиан в сочинении из 12 книг «Риторические наставления» проанализировал риторику, дополняя собственными выводами относительно всех её составляющих. Он ценил ясность слога, умение оратора пробудить эмоции в слушателях. Риторика определялась им как «наука хорошо говорить». Квинтилиан также дополнил учения риторики, указав значимость невербальной составляющей.

Развитие риторики в России

Русская риторика развивалась преимущественно на базе римской. Потребность в риторике возрастала и падала со сменой политико-общественных режимов.
Как развивалась русская риторика в веках:

  • Древняя Русь (XII–XVII вв.). До XVII века на Руси не существовало термина «риторика», а также учебных пособий по ней. Однако существовали правила. Этика речи, обозначающаяся терминами: «красноречие», «благоречие» или «риторикия». Обучались искусству слова, руководствуясь богослужебными текстами, сочинениями проповедников. Например, сборником «Пчела» (XIII век).
  • Первая половина XVII века. «Сказание о семи свободных мудростях»; открытие Московских школ повышенного типа; Киевская духовная Академия; 1620 год – первый учебник по риторике на русском языке; Книги «Об изобретении дел», «Об украшении».
  • Конец XVII – начало и середина XVIII вв. «Риторика» Михаила Усачева; Риторики Андрея Белобоцкого; «Старообрядческая риторика»; трактаты «Поэтика», «Риторика», «Этика, или Наука об обычаях», а также ряд лекций о риторическом искусстве Феофана Прокоповича.
  • XVIII век. Риторика как наука в России сформировалась трудами Михаила Васильевича Ломоносова: «Краткое руководство к риторике» (1743), «Риторика» (1748). «Риторика» Ломоносова является хрестоматией, фундаментальным трудом в развитии этой науки.
  • Начало и середина XIX в. До середины девятнадцатого века, в России происходил риторический «бум». Учения слову издавались одно за другим. Выделяются работы И.С. Рижского, Н.Ф. Кошанского, А.Ф. Мерзлякова, А.И. Галича, К.П. Зеленского, М.М. Сперанского. Во второй половине столетия риторика вытесняется словесностью. В советское время преподается стилистика, лингвистика, культура слова, риторика же критикуется.

Предмет и задачи риторики в XXI веке или зачем нужна риторика сегодня

Наше время характеризуется высокими технологиями, разносторонней, доступной, неустанно развивающейся системой образования. Это век информации и сообщения. Коммуникативные способности личности, её стремление к развитию, определяют успехи во всех сферах жизни.

В первую очередь ораторское мастерство пригодится людям непроизводственных сфер деятельности – работникам СМИ, адвокатам, психологам, преподавателям, дизайнерам, продавцам и пр.

Но зачем нужна риторика слесарям, врачам, водителям? Ответ в следующем вопросе каждый найдется для себя отдельно: Какому человеку не нужно уметь мыслить и владеть своим словом?

Изучение основ ораторского мастерства, психологии, языка телодвижений будут полезны каждому, кто стремится к полной, комфортной жизни в обществе.

Необходимость обращения к риторике как учению об ораторском искусстве, или теории красноречия, в современных условиях. Взаимосвязь логики и риторики. Недостаточность всей мощи логики, строгих доказательств для убеждения человека, не желающего менять свою позицию и принимать иную точку зрения. Искусство убеждения не только сила логических аргументов. Риторика и необходимость выхода за пределы области достоверного знания. Убеждение и понимание. Убеждение и вера, их принципиальное различие. Риторика для говорящего и риторика для слушающего. Ораторское искусство и пространство языка. Речевая этика и речевое право. Риторика и мораль. Риторическое мышление.

Пять частей риторики:

- инвенция(лат. inventio – изобретение, открытие) – изобретение мыслей; ее сосредоточенность на поисках аргументации;

- диспозиция (лат. dispositio – расположение, размещение) – расположение мыслей; ее сосредоточенность на том, как расположить эти аргументы;

- элокуция (от лат. elocution – способ изложения, слог) – выражение мыслей; ее сосредоточенность на том, как наиболее убедительным образом облечь мысли в словесную форму;

- мемория (от лат. memoria – память, способ запоминания) – запоминание; ее сосредоточенность на том, как запомнить сочиненную речь;

- акция (от лат. actio – действие, деятельность) – произнесение речи; ее сосредоточенность на том, как следует произнести подготовленную речь.

Неравноценность этих частей, неравномерность их разработанности классической и современной риторикой.

Тема 2 . Роды и виды ораторской речи

Постепенное формирование родов и видов ораторского искусства: пять видов красноречия в риториках ХVII – ХVIII вв. (придворное, развивавшееся в высших кругах дворянства; духовное, или церковно-богословское; военное – обращение полководцев к солдатам; дипломатическое; народное, развивающееся в периоды обострения борьбы, когда вожаки крестьянских восстаний обращались с речами к народу). Выделение видов красноречия в зависимости от сферы коммуникации, соответствующей одной из основных функций речи: общению, сообщению и воздействию. Сферы коммуникации (научная, деловая, информационно-пропагандистская, социально-бытовая).

Род красноречия как область ораторского искусства, характеризующаяся наличием определенного объекта речи, специфической системой его разбора и оценки. Роды красноречия, выделяемые в современной практике публичного общения:

- социально-политическое (выступления на социально-политические, политико-экономические, социально-культурные, этико-нравственные темы; выступления по вопросам научно-технического прогресса; отчетные доклады на съездах, собраниях, конференциях, митингах; дипломатические, политические, военно-патриотические, парламентские, агитаторские и под. речи);


- академическое – род красноречия, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью, логической культурой (вузовская лекция, научный доклад, выступление в научной дискуссии, научный обзор и т. п.);

- судебное – род речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждений судей и присутствующих в зале суда граждан (прокурорская, или обвинительная, и адвокатская, или защитительная, речи);

- социально-бытовое (юбилейная речь, посвященная знаменательной дате или отдельной личности, носящая торжественный характер; застольная речь, произносимая на официальных (в том числе дипломатических) приемах, а также речь бытовая);

- духовное (церковно-богословское) – древний вид красноречия, имеющий богатый опыт и традиции. Проповедь (слово), соединенная с церковным действием, адресованная прихожанам и произносимая в церкви. Официальная речь , адресованная самим служителям церкви или другим лицам, связанным с официальным действием. Гомилетика – наука о христианском церковном проповедничестве.

Тема 3. История риторики

Возникновение риторики и ее место в истории античной культуры

Риторика как искусство и теория красноречия. Роль софистики в становлении риторики. Речи, изменявшие судьбу цивилизации: речь Перикла в ответ на требования спартанских послов – одна из причин Пелопонесской войны; Демосфен – величайший оратор Древней Греции. «Филиппики» Демосфена, его речи против политики Филиппа II Македонского как наивысшие образцы практики ораторского искусства, а также причина разгрома Афин и Фив в битве при Херонее, утраты независимости афинского государства.

Разработка теории красноречия. Значение сократовского метода и диалогов Платона. «Риторика» Аристотеля как изложение научных основ красноречия. «Риторика», по Аристотелю, как необходимое умение защитить себя и помочь справедливости. «Поэтика», «Топика», «О софистических опровержениях» Аристотеля – о взаимоотношениях лингвистики, логики, риторики, софистики. Значение трактата Диметрия «О стиле».

Римское красноречие. Речи Марка Тулия Цицерона – вершина риторического мастерства Древнего Рима. Риторический стиль Цицерона: выделение крупных, отчетливых в языковом отношении, ритмически оформленных периодов, обильное (но не чрезмерное) употребление риторических украшений, отсутствие иноязычных слов, вульгаризмов. Трактаты Цицерона «Об ораторе», «Брут», «Оратор» – теоретическая разработка основ риторики. Значение «Речей» Цицерона. «Двенадцать книг риторических наставлений» Марка Фабия Квинтилиана. «Апология, или о магии» Апулея.

Риторика как важнейший компонент античной культуры. Занятия риторикой – самый почетный вид деятельности в античности. Риторическое образование – основной вид образования Древней Греции и Древнего Рима в течение целого тысячелетия.

Христианская риторика – продолжение и развитие античных традиций. Василий Великий. Григорий Богослов. Иоанн Златоуст. Проповеди Иоанна Златоуста – образцы защиты человеческого достоинства.

Развитие риторических традиций в России

Особенности возникновения русского красноречия и русской риторики, определившие русскую риторическую традицию. Возникновение русской словесности – возникновение русской гомилетики («Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона, 1049 г., проповеди Кирилла Туровского ХII в.). Развитие гомилетики (торжественное и учительное красноречие, проповедь) в отсутствии ораторики. Появление элементов ораторики в ХVI в. (переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским, «Книга на новгородских еретиков» Иосифа Волоцкого). Первый учебник «Риторика» (1620 г.): изложение принципов и приемов ораторского искусства в четырех родах речи – учебной, совещательной, хвалебной, судебной. Роль М. В. Ломоносова в развитии и становлении русской риторики. Значение работ И. С. Рижского («Риторика», 1796 г.) и М. Н. Сперанского («Правила высшего красноречия», 1844 г.) в развитии риторических традиций в России. Развитие риторики
в ХХ в. и в настоящее время (работы В. В. Виноградова, С. П. Обнорского,
Ю. В. Рождественского, Г. Г. Хазагерова и др.).

(греч. rhetorike «ораторское искусство»), научная дисциплина, изучающая закономерности порождения, передачи и восприятия хорошей речи и качественного текста.

В момент своего возникновения в древности риторика понималась только в прямом значении термина – как искусство оратора, искусство устного публичного выступления. Широкое осмысление предмета риторики является достоянием более позднего времени. Ныне при необходимости отличить технику устного публичного выступления от риторики в широком смысле, для обозначения первой используется термин оратория .

Традиционная риторика (bene dicendi scientia «наука о хорошей речи», по определению Квинтилиана) была противопоставлена грамматике (recte dicendi scientia – «науке о правильной речи»), поэтике и герменевтике. Предметом традиционной риторики, в отличие от поэтики, являлись только прозаическая речь и прозаические тексты. От герменевтики риторику отличал преимущественный интерес к убедительной силе текста и лишь слабо выраженный интерес к иным, не влияющим на убедительную силу компонентам его содержания.

Методологическое отличие риторики и дисциплин риторического цикла от других филологических наук состоит в ориентации на ценностный аспект в описании предмета и подчиненности этого описания прикладным задачам. В Древней Руси существовал целый ряд синонимов с ценностным значением, обозначающих владение искусством хорошей речи: благоязычие, доброречие, красноглаголание, хитрословие, златоустие и, наконец, красноречие . В древности ценностный элемент включал и морально-этическую составляющую. Риторика считалась не только наукой и искусством хорошей ораторской речи, но и наукой и искусством приведения к добру, убеждения в хорошем посредством речи. Морально-этический компонент в современной риторике сохранился лишь в редуцированном виде, хотя некоторые исследователи предпринимают попытки восстановить его значение. Предпринимаются и другие попытки – определять риторику, полностью удаляя из определений ценностный аспект. Существуют, например, дефиниции риторики как науки о порождении высказываний (такую дефиницию приводит А.К.Авеличев со ссылкой на У.Эко – Дюбуа). Устранение ценностного аспекта исследования речи и текста приводит к утрате специфики риторики на фоне описательных филологических дисциплин. Если задачей последних является создание полного и непротиворечивого описания предмета, которое допускает дальнейшее прикладное использование (например, в преподавании иностранного языка, создании систем автоматического перевода), но само по себе нейтрально по отношению к прикладным задачам, то в риторике уже само описание строится с ориентацией на потребности речевой практики. В связи с этим столь же важную роль, как и научная риторика, в системе риторических дисциплин, играет учебная (дидактическая) риторика, т.е. обучение технике порождения хорошей речи и качественного текста.

Античные риторики . М., 1978
Дюбуа Ж. и др. Общая риторика . М., 1986
Перельман Х., Ольбрехт-Тытека. Л. Из книги «Новая риторика: трактат об аргументации ». – В кн.: Язык и моделирование социального взаимодействия. М., 1987
Граудина Л.К., Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия . М., 1989
Топоров В.Н. Риторика. Тропы. Фигуры речи . – В кн.: Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990
Гаспаров М.Л. Цицерон и античная риторика . – В кн.: Цицерон Марк Туллий. Три трактата об ораторрском искусстве. М., 1994
Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика языковой коммуникации. М., 1998
Ивин А.А. Основы теории аргументации . М., 1997
Аннушкин В.И. История русской риторики: Хрестоматия . М., 1998
Клюев Е.В. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция ). М., 1999
Рождественский Ю.В. Теория риторики . М., 1999
Лотман Ю.М. Риторика – механизм смыслопорождения (раздел книги «Внутри мыслящих миров»). – В кн.: Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб, 2000

Найти "РИТОРИКА " на

Определение риторики

Срок "риторика" происходит от древнегреческого слова "оратор" и означает теорию ораторского искусства, науки красноречия. Близким по значению к нему есть латинское слово "oratoria". Эти сроки связывают с публичными выступлениями, живым словом. Еще в древности люди, которые мастерски владели искусством красноречия (риторы, ораторы), играли значительную роль в общественной жизни.

В течение исторического развития значение термина "риторика" несколько расширился. На сегодняшний день среди ученых не существует единодушия относительно толкования этого термина, даже в определении риторики как науки. Более того, в некоторых специалистов вызывает сомнение даже то, можно риторику вообще считать наукой. В Древней Греции, где именно и окончательно сформировалась эта сфера деятельности, риторика считалась скорее искусством.

Среди разнообразия определений риторики можно выделить две главные традиции, имеют очень давнюю историю.

o Первая традиция наиболее ярко представлена в творчестве древнегреческого философа Аристотеля (IV в. до н. э.). В ее рамках риторика определяется как "искусство убеждения". Согласно этой традиции главная задача оратора - убеждение аудитории.

o Вторая традиция наиболее ярко представлена в творчестве древнеримского ритора Квинтилиана (I в. н. э.). В ее рамках риторика определяется как "искусство говорить изящно". Согласно этой традиции задача оратора - красота, изысканность, утонченность выражения мысли. Убеждение же выступает не только возможна, но далеко не главная цель оратора.

Каждая из этих традиций, несомненно, содержит в себе рациональное зерно. Вместе с тем, упор только на одном аспекте ораторского деятельности приводит к потере целостности в понимании предмета и задач риторики.

С одной стороны, категория убеждению, действительно, одной из главных в риторике. Сферы, в которых один человек пытается убедить других людей, весьма разнообразны: наука, политика, искусство, реклама, повседневное общение и тому подобное. Мы стараемся сделать так, чтобы другие люди приняли наши идеи, товары или услуги, наши представления о жизни, наконец - нас самих.

Убеждение может быть направлено не только на других людей, но и на самого человека. Когда мы задумываемся над определенными поступками, планируем свое будущее, мы взвешиваем различные варианты и стараемся принять наиболее оптимальный. Этот выбор зависит от тех обоснований, человек приводит в себя (или может привести) в пользу той или иной позиции. Наиболее ярко указанные моменты проявляются тогда, когда человек отвечает на вопросы, например: "Стоит ли идти сегодня на лекции?", "Надо изучать математику, может ли она не понадобится мне в жизни?", "Пора вставать можно еще немножко полежать? "," Есть ли надеть сегодня эту яркое платье? "," Есть ли взять с собой зонтик? " и тому подобное.

Во всех вышеупомянутых случаях ведущую роль играет убеждению, на чем собственно и настаивал Аристотель, когда определял риторику.

С другой стороны, в тех же сферах не менее важные позиции иногда занимает сообщения информирования других о чем-то. И тогда на первое место выходит изящество в выражении мысли, на чем настаивал в свое время Квинтилиан. Имеются в виду случаи, когда задача оратора заключается в том, чтобы привлечь внимание слушателей к чему-то новому, интересному; сделать так, чтобы другие люди запомнили ораторское речь.

Таким образом, можно зафиксировать две главные цели оратора, между которыми простирается поле риторики. Это убеждение и информирование в процессе публичного выступления.

На сегодняшний день очевидно, что сферой интереса риторики является общение, коммуникация. Иногда ее даже определяют как теорию и мастерство эффективного (целенаправленного, влиятельного, гармоничного) вещания. Однако следует отметить, что общение - это очень сложный и многогранный феномен, который изучает много наук, в частности лингвистика, психология, философия и др. Поэтому таким образом специфика риторики не проясняется.

Задача дисциплины имеют узкий характер. Попробуем определить особенности риторики через установление ее предмета.

Предмет риторики - это публичное выступление в процессе коммуникации.

Многие люди могут привести примеры не только успешных выступлений, но и таких выступлений, завершались полным провалом. Возникают закономерные вопросы: возможно ли предсказать результат публичного выступления? Может ли обычный человек научиться произносить речи? Или подобное умение - это исключительно природное дарование?

Для ответа на эти и другие вопросы, связанные с искусством публичных выступлений, нужно обратиться к достижениям риторики, которые были накоплены в течение почти 3 тыс. Лет. Именно освещению приемов успешного выступления оратора перед аудиторией посвящено данное руководство.

Таким образом, риторика - это наука о способах подготовки и произнесения ораторской речи с целью определенного воздействия на аудиторию.

Отличительной чертой публичного выступления оратора является одностороннее воздействие на слушателей. Оратор, конечно, должен учитывать «фактор» аудитории. Однако активное противодействие слушателей не предвидится, в отличие, например, от спора. Успех ораторской речи определяется тем, удалось ли ему достичь своей цели при воздействии на аудиторию.

Влияние - это воздействие на состояние, мысли, чувства и поступки другого человека с помощью вербальных и невербальных средств, в результате которой происходят изменения во взглядах или поведении.

Психологическое воздействие имеет много различных форм: манипулирование, внушение, убеждение, принуждение и т. Относительно ораторского деятельности целесообразно говорить об убеждениях, поэтому другие виды оставим без внимания.

В современной литературе достаточно популярным термином для обозначения подобных процессов является также термин "презентация". Во многих моментах его определения совпадает с тем, что в риторике подразумевается под публичным выступлением. Например: "публичная презентация - это персональное или опосредованное через СМИ представление проектов, товаров, программ с целью осуществить на слушателей убеждающий влияние и побудить их к действиям, прямо или косвенно выгодны тому, кто выступает, или тем, от кого он выступает ".

Такое определение презентации свидетельствует об определенной тождество терминов "публичное выступление", "презентация", "ораторская речь". Любое выступление перед аудиторией не лишен каких информативных частей, однако успешность презентаций, как подчеркивается в определении, во многом зависит не столько от информирования слушателей, сколько от направленности на вызов желаемой для оратора реакции.

Однако ограничения риторики исключительно категорией убеждения приводит к ее сужению, не является оправданным в анализе современных коммуникативных ситуаций. Поэтому более целесообразно пользоваться термином "успех публичного выступления", который далее может конкретизироваться в зависимости от цели оратора (убедить или информировать).

Факторы, от которых зависит успех публичного выступления, представляют в виде так называемого риторического треугольника:

Оратор - это человек, который влияет на других людей таким образом, чтобы они приняли определенные утверждения или выполнили определенные действия.

Аудитория - это группа людей, в мыслях или поведении которых должны произойти изменения, к которым стремится оратор. Речь - это речевое сообщение, с которым оратор обращается к аудитории.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова риторика

риторика в словаре кроссвордиста

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

риторика

ж. греч. реторика, наука красноречия, изящесловие. Ритор, -рка, учитель красноречия; красноречивый, речистый человек, краснослов, искусственно-изящный писатель. Риторический, к риторике и к риторству относящийся. Риторский, риторам свойственный. Риторические тропы, фигуры, искусственные украшенья речи, приведенные в правила. Риторить, риторствовать, говорить или писать красно, речисто, цветисто, искусно и искусственно, старательно подражать изящным писателям, а потому и говорить напыщенно и холодно. Риоторствованье, риторство, действие по глаг. В речах его нет души, это одно лишь заученное риторство. Риторный, в чем много риторства. Риторно, да приторно.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

риторика

(или реторика), риторики, мн. нет, ж. (греч. rhetorike).

    Теория ораторского искусства, красноречия (науч.). Учебник классической риторики. Правила риторики.

    перен. Напыщенная речь, в к-рой красивые фразы и слова скрывают ее бессодержательность (книжн. неодобрит.).

    Встарину - название младшего из трех классов духовных семинарий (риторика, философия, богословие).

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

риторика

    Теория ораторского искусства.

    перен. Напыщенная и бессодержательная речь. Пустая?. Впасть в риторику.

    прил. риторический, -ая, -ое. Р. вопрос (прием ораторской речи - утверждение в форме вопроса).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

риторика

      1. Теория и искусство красноречия.

        Учебный предмет, содержащий теорию красноречия.

        разг. Учебник, излагающий содержание данного учебного предмета.

    1. перен. Эффектная, красивая, но малосодержательная речь.

  1. ж. устар. Название младшего класса духовной семинарии.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

риторика

РИТОРИКА (греч. rhetorike)

    наука об ораторском искусстве и шире - о художественной прозе вообще. Состояла из 5 частей: нахождение материала, расположение, словесное выражение (учение о 3 стилях: высоком, среднем и низком и о 3 средствах возвышения стиля: отборе слов, сочетании слов и стилистических фигурах), запоминание и произнесение. Риторика разработана в античности (Цицерон, Квинтилиан), развивалась в средние века и в новое время (в России М. В. Ломоносов). В 19 в. учение о словесном выражении влилось в поэтику и стало частью теории литературы под названием стилистики. В сер. 20 в. возрождается широкое (общелитературное, лингвистическое и даже философское) значение терэффективной речевой коммуникации.

    Риторика музыкальная музыкально-теоретическое учение эпохи барокко, связанное со взглядом на музыку как прямую аналогию ораторской и поэтической речи. Включала те же части, что и литературная риторика; их содержание выражалось в системе специфических музыкальных приемов (в ст. Фигура).

Риторика

реторика (греч. rhetorike), наука об ораторском искусстве и шире ≈ о художественной прозе вообще. Возникла в Греции в 5 в. до н. э., сложилась в систему в 3≈2 вв., в Риме с 1 в. до н. э. Крупнейшие теоретики античной Р. ≈ Аристотель, Цицерон, Квинтилиан. Классическая Р. делилась на 5 частей:

    нахождение ≈ систематизация содержания речей и используемых в них доказательств;

    расположение ≈ деление речи на вступление, изложение, разработку (доказательства своего взгляда и опровержение противного) и заключение;

    словесное выражение ≈ учение об отборе слов, о сочетании слов, о тропах и риторических фигурах (см. Фигуры стилистические), а в зависимости от использования этих средств ≈ о простом, среднем и высоком стиле речи;

    запоминание;

    произнесение. Античная Р., ориентированная главным образом на судебные и парадные речи, была переработана в средние века в расчёте преимущественно на сочинение писем и проповедей, а в эпоху Возрождения и классицизма ≈ применительно ко всякой художественной прозе; в России классическую разработку такой Р. дал М. В. Ломоносов («Краткое руководство к красноречию», 1748). В таком виде Р. оставалась частью гуманитарного образования вплоть до 19 в.; затем её главная часть ≈ учение о словесном выражении ≈ растворилась в стилистике как части теории литературы, а остальные разделы потеряли практическое значение; само слово «Р.» приобрело одиозный оттенок напыщенного пустословия.

    Лит.: Цицерон, Три трактата об ораторском искусстве, М., 1972; Античные теории языка и стиля, под ред. О. Фрейденберг, М. ≈ Л., 1936; Lausberg Н., Handbuch der literarischen Rhetorik, Bd 1≈2, Münch., 1960; Martin J., Antike Rhetorik, Münch., 1974.

    М. Л. Гаспаров.

Википедия

Примеры употребления слова риторика в литературе.

Для этого он воспользовался багажом метафор, сравнений, антитез и прочих украшений классической риторики , а у родной поэзии заимствовал орудие аллитерации, чтобы придать своей прозе яркую звуковую окраску.

В старших классах богоявленской школы изучаем риторику и богословие так, что враги наши даже стонут от зависти.

Чудесным избавлением, прокладывающим себе дорогу в пространствующий мир высших сфер, сжимающихся и мерно расширяющихся в такт ритмической сущности того нелегкого, но таинственного пространства в просветах пещер которого, занавешивающих себя сталактитами и сталагмитами, покоящихся, вечно-сущих, самососредоточенных, оснований самой музыки, развертывание которого образует легкие всякого легкого дыхания, прокалывамые лишь только склеванными ребрами музыкальных оснований композиторского скелета, обновляющегося меловой известью так и не извевшихся до музыкальных оснований вод бассейна, возникающего в подражание священному одиночеству мысли призрака, отведывающего горьковатую настойку совести в целях риторического прокашливания с привкусом времени и рябиновых ягод, которые гроздьями поглощаются в том неистовом невыносимом упорстве, уносящемся от себя самого, упускающего себя самого через певчую прорезь сознания, упрямства мышления, желающего возбудить вкус в отпавших от бытия вещах в качестве такого их внутреннего с

Сенатор Гамалей, - проговорил Абоянцев не без сарказма, косясь на его тогу, - в последнее время ваша риторика становится, я бы сказал, все более патетической и аксиоматичной.

Ведь, как известно, руководящая роль разума может быть поколеблена и нарушена тремя способами: либо софистическими хитросплетениями, что относится к области диалектики, либо обманчивой двусмыслицей слов, что уже относится к риторике , либо, наконец, насильственным воздействием страстей, что относится к области этики.

На мою долю осталось всего ничего: занятия философией, историей искусств, риторикой , фото, гимнастикой и, конечно же, туризмом.

Выросший на многонациональной южной окраине России, да еще воспитанный безупречной по риторике интернационалистской идеологией, он многие годы считал Советский Союз естественной формой сожительства разбросанных по его территории больших и малых народов, перемешавших свои крови за долгую российскую и советскую историю.

Ежели вы, Клинкер, - заметил он, - настолько красноречивы, что после ваших убеждений простолюдины откажутся от сих троп и фигур риторики , то их разговор ничем не будет отличаться от разговора их господ.

Как и все Укротители, я достаточно цинично отношусь к высокопарной риторике , с помощью которой АВР пытается оправдать свою колонизаторскую политику.

А логика, физика, геральдика, грамматика, гидравлика, тактика, пиитика, ботаника, материя-медика, риторика , этика и арифметика?

Учениками ее могли быть люди всех сословий и возрастов, науки предполагались и гражданские, и духовные: грамматика, пиитика, риторика , диалектика, философия, богословие, языки -- славянский, греческий, латинский и польский.

Разве, например, софисты, с которыми так неустанно боролся Сократ и которых Платон делал мишенью своих насмешек, - разве они были чем-либо другим, как не профессорами философии и риторики ?

Надо было убрать всю театральщину и риторику , сделав кристально чистым политический центр, который предотвратил бы народную революцию, организовал бы натиск на самодержавие с тем, чтобы бескровно заменить его парламентарной монархией или даже буржуазной республикой.

Илличевский считался первым в поэзии и риторике , а Сперанский - в элоквенции и философии.

Ты мастерски справился с рифмами, аллитерациями, ассонансами, долгими и краткими звуками, хитросплетениями ученой риторики , искусным чередованием размеров.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса