Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Жизнь его – балет Григорович Юрий Николаевич. Юрий Николаевич Григорович: биография Юрий григорович биография личная

    - (р. 1927) российский артист балета, балетмейстер, народный артист СССР (1973), профессор (1973), Герой Социалистического Труда (1986). В 1946 64 в Театре оперы и балета им. Кирова (Ленинград), в 1964 95 главный балетмейстер Большого театра.… … Большой Энциклопедический словарь

    Хореограф постановщик Государственного академического Большого театра России (г. Москва); родился 2 января 1927 г. в г. Ленинграде; окончил Ленинградское хореографическое училище в 1946 г.; 1946 1964 солист балета Ленинградского академического… … Большая биографическая энциклопедия

    - (р. 1.1.1927, Ленинград), советский артист балета и балетмейстер, народный артист РСФСР(1966). В 1946 окончил Ленинградское хореографическое училище по классу Б. В. Шаврова и А. А. Писарева и до 1964 был танцовщиком Ленинградского театра оперы и… … Большая советская энциклопедия

    - (р. 02 января 1927, Ленинград), российский сценарист, режиссер; лауреат Ленинской премии (1970); народный артист СССР (1973); лауреат Гос. премии СССР (1977, за театральную работу). Окончил Ленинградское хореографическое училище (1946),… … Энциклопедия кино

    - (р. 1927), артист балета, балетмейстер, народный артист СССР (1973), профессор (1973), Герой Социалистического Труда (1986). В 1946 64 в Театре оперы и балета имени Кирова (Ленинград), в 1964 95 главный балетмейстер Большого театра. Поставил:… … Энциклопедический словарь

    Григорович, Юрий Николаевич - Сцена из балета Щелкунчик в постановке Юрия Григоровича. ГРИГОРОВИЧ Юрий Николаевич (родился в 1927), артист балета, балетмейстер, педагог. В 1946 64 в Театре оперы и балета имени С.М. Кирова, с 1964 главный балетмейстер Большого театра.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (р. 1927), русский хореограф, руководитель балетной труппы, родился в Ленинграде. Поставил в Театре оперы и балета им. С.М. Кирова балеты Каменный цветок (музыка Прокофьева, 1957) и Легенда о любви (музыка А.Дж.Меликова, 1961), после чего был в… … Энциклопедия Кольера

    Григорович, Юрий Николаевич Григорович, Юрий Николаевич [[Изображение: |200px|Портрет]] Юрий Григорович после награждения орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени в 2007 году. Дата рождения … Википедия

МОСКВА, 2 января. /Корр. ТАСС Ольга Свистунова/. Российскому хореографу, народному артисту СССР Юрию Григоровичу в понедельник исполняется 90 лет. Отмечать столь солидную дату мастер будет в Государственном академическом Большом театре России (ГАБТ).

"Мы ждем Юрия Николаевича Григоровича в Большом театре, где будет показан балет "Щелкунчик" в его постановке, после окончания которого мы поздравим с юбилеем гениального мастера", - сообщил ТАСС генеральный директор ГАБТ Владимир Урин.

Со своей стороны, именинник подтвердил ТАСС непременное присутствие. "Конечно, буду", - заявил Григорович, при этом посетовав, что "месяц лежал с воспалением легких". "Я так простудился в Сеуле, а потом девять часов летел в самолете, где всюду продувает. Вот и захворал, очень долго приходил в себя", - поделился Юрий Николаевич.

От Сеула до Антверпена

В Сеуле Григорович восстанавливал балет "Спартак". Вообще в предъюбилейном году ему пришлось немало попутешествовать. Летом он летал в Сочи на международный конкурс "Молодой балет мира", основателем и художественным руководителем которого он является. Смотр проходил уже в шестой раз.

Потом отправился в Уфу - ставил балет "Легенда о любви" в Башкирском театре оперы и балета. Совсем недавно, в начале декабря, Григорович выпускал премьеру в Мариинском театре. "Сделал новую постановку "Каменного цветка" спустя 60 лет после мировой премьеры", - уточнил хореограф.

Следующим пунктом стал Мюнхен, - "в Баварской государственной опере поставил "Спартака", рассказал балетмейстер. "Премьера прошла с грандиозным успехом, - писали немецкие СМИ. - Григорович выходил на поклоны шесть раз, а публика стоя аплодировала в течение 20 минут".

К этому списку надо добавить еще два спектакля, над которыми Григорович работал в Большом театре. "Сначала на Новой сцене восстанавливал балет "Золотой век", а потом работал над переносом своей редакции "Раймонды" на Историческую сцену", - перечислил хореограф.

В его ближайших планах - командировка в Бельгию. "В Антверпене буду ставить "Спартак", ехать надо уже в конце января", - сообщил Юрий Николаевич.

"Не терять интерес к жизни и профессии"

В свои 90 лет мастер продолжает активную работу, сотрудничая со многими театрами мира. "Все в генах от мамы и папы", - пояснил секрет своего творческого долголетия Григорович.

"Я родом из Ленинграда, из балетной семьи - мама училась там же, в хореографическом училище на улице Росси, кстати, в одном классе с великой балериной Мариной Семеновой. Но рано вышла замуж, появились мы с сестрой, и она оставила профессию. А ее брат, Георгий Розай, был известным артистом Императорской сцены, потом участником Дягилевской антрепризы "Русские сезоны". Так что балетные гены свое влияние оказали - и на образ жизни, и на внутреннюю дисциплину", - считает Григорович.

"А папа, Николай Евгеньевич, не был человеком балета и театра, но, как сейчас вспоминаю, знал обо мне лучше меня самого, - продолжил Юрий Николаевич. - Он очень рано увидел во мне такие черты характера, от которых хотел меня оберечь, повесил даже над моей кроватью выписку из мудрых наставлений о смирении гнева, вспыльчивости, гордыни, чтобы я на это обратил внимание. Я не всегда следовал этой мудрости - иногда не мог сдерживать себя. Одно меня успокаивает: моя несдержанность никогда не была направлена против человека, я вспыхивал исключительно по профессиональным вопросам".

Творческая биография балетмейстера началась 70 лет назад, когда выпускник Ленинградского хореографического училища Юра Григорович был принят в труппу Мариинского (тогда Кировского) театра артистом балета. Там он протанцевал 18 лет и параллельно работал как хореограф. Свою первую постановку, трехактный детский спектакль "Аистенок", Григорович представил на сцене дворца культуры имени Горького в Ленинграде, когда ему было 20 лет.

С тех пор Григоровичем создано 16 оригинальных балетов. В их числе такие общепризнанные шедевры, как "Каменный цветок", "Легенда о любви", "Спартак", "Иван Грозный", "Золотой век" и другие. Более 30 лет Григорович руководил балетной труппой Большого театра. Ставил спектакли на сценах ведущих театров России, Европы, Азии и продолжает делать это по сей день.

"Возраст, конечно, никуда не денешь, не стану отрицать, - признается Григорович. - Мой дед, он был итальянец, шутил: "Все умрут, и я, может быть". Важно не терять интерес к жизни и профессии, не сидеть дома, а постоянно находиться в деле. Ведь то, что у меня было отложено на неопределенное время, так и не осуществилось".

Главная ценность - люди

Григорович с восхищением говорит о выдающихся личностях, с которыми его сводила судьба. "Дмитрий Шостакович, Арам Хачатурян, Марк Шагал, Симон Вирсаладзе, Федор Лопухов, Галина Уланова, Григорий Козинцев, Валерий Дорер, Валентина Ходасевич, Леонард Бернстайн, Сол Юрок, Бронислава Нижинская, Серж Лифарь, Леонид Мясин", - перечисляет Юрий Николаевич. "Встречи с яркими людьми - вот что остается навсегда", - признается он.

И вновь переключается на балетную тему. "В Большом театре труппа всегда была на высоте, - говорит Григорович. - Я помню ее, начиная с конца 1950-х годов, когда впервые приехал из Ленинграда ставить "Каменный цветок", а вскоре "Легенду о любви" и "Спящую красавицу". И потом все годы моей работы главным балетмейстером Большого я стремился сохранить эту ценность, труппу Большого, и привлекать сюда тех, кто мог украсить ее индивидуальными чертами".

Легендарными "шестидесятниками" называет Григорович Плисецкую, Стручкову, Кондратьеву, Тимофееву, Максимову и Васильева, Бессмертнову и Лавровского, Адырхаеву и Лиепу, Владимирова и Сорокину. "Вслед за ними сложилось новое поколение артистов - Надежда Павлова, Нина Семизорова, Татьяна Голикова, Мария Былова, Вячеслав Гордеев, Александр Годунов, Александр Богатырев, Ирек Мухамедов, Юрий Васюченко, Александр Ветров", - продолжает хореограф.

"За ними шли следующие и следующие, для раскрытия мастерства которых был нужен репертуар, новые постановки, этим мы и занимались все годы. При мне в Большом театре также поставили свои балеты свыше 30 хореографов - наших и иностранцев", - рассказал Григорович.

"Эра Григоровича"

И того, что сделано, оказалось так много, что выставку к 90-летию хореографа, открывшуюся в главном здании Театрального музея им. А. А. Бахрушина, назвали "Эра Григоровича". Она включила материалы из фондов Бахрушинской коллекции, Большого и Мариинского театров, Санкт- Петербургского музея театрального и музыкального искусства и личного собрания Юрия Григоровича.

Отдельный раздел экспозиции посвящен многолетнему соавтору балетов Григоровича, замечательному театральному художнику Симону Вирсаладзе (1908-1989). По воспоминаниям его племянницы Мананы Хидашели, "Григорович прилетал в Тбилиси на несколько дней из Москвы, они садились с Солико возле магнитофона, в котором бесконечно проигрывалась кассета с музыкой к балету, и фантазировали". Вирсаладзе называли "художником, одевающим танец". В экспозиции представлены его живописные эскизы декораций и костюмов к балетам Григоровича.

Еще один раздел выставки посвящен Наталии Бессмертновой, жене и музе Юрия Григоровича, к сожалению, ушедшей из жизни в 2008 году. Григорович любил повторять, что ставит спектакли не для жены, а для выдающейся балерины Бессмертновой.

Вернисаж, состоявшийся 27 декабря, прошел в присутствии Григоровича, но прежде он совершил экскурсию по экспозиции. "Какая красота, как много всего интересного!" - воскликнул он. Балетмейстер прокомментировал некоторые снимки - в частности, фотографии, на которых он запечатлен со знаменитыми артистами балета Владимиром Васильевым, Рудольфом Нуреевым, Сержем Лифарем, великим композитором Игорем Стравинским, а также с первым президентом СССР Михаилом Горбачевым и многими другими деятелями культуры и политики.

"Это часть моей жизни, тут мои друзья, артисты... Такая потрясающая выставка, не знаю даже, какие слова сказать... Большое счастье увидеть свою жизнь в афишах, фотографиях, книгах. Спасибо за сегодняшнее счастье", - сказал Григорович на вернисаже.

"Когда смотришь эту выставку, начинаешь понимать, что что-то сделал", - добавил маэстро. Позже в беседе с корреспондентом ТАСС Юрий Николаевич пообещал, что на днях обязательно придет на выставку снова, чтобы внимательно все осмотреть еще раз. Работа экспозиции продлится до конца февраля.

Фестиваль балета в честь Мастера

В честь юбилея Григоровича Большой театр организовал фестиваль балетов хореографа, который продлится почти два месяца - со 2 января по 26 февраля. Сам хореограф намерен смотреть свои спектакли. "Приятное ощущение, что что-то осталось в Большом театре", - поделился Григорович с корреспондентом ТАСС.

"Наш фестиваль стартует в день 90-летия Григоровича. Впечатляющие цифры, но еще более впечатляет то, что Юрий Николаевич по-прежнему готов активно работать", - сказал руководитель балетной труппы ГАБТ Махар Вазиев. По его словам, во всем мире балет Большого театра "больше знают как балет, который возглавлял Юрий Григорович".

"В рамках фестиваля мы покажем все балеты, которые Юрий Николаевич поставил в Большом театре - их 11. Я очень надеюсь, что этот фестиваль пройдет на очень высоком уровне", - заявил Вазиев.

Своим мнением о Григоровиче поделилась педагог- репетитор, а в недавнем прошлом прима Большого театра, народная артистка СССР Людмила Семеняка.

"Я благодарю судьбу, что была замечена Григоровичем, великим балетмейстером и великим человеком, - сказала она. - У Юрия Николаевича уникальный дар: он умеет найти артиста. Перед моими глазами в Большом театре прошли поколения настоящих звезд: Екатерина Максимова, Наталия Бессмертнова, Владимир Васильев, Михаил Лавровский, Марис Лиепа, Александр Богатырев... Я горжусь тем, что станцевала во всех балетах Григоровича, которого считаю самым великим балетмейстером ХХ века, и очень хочу, чтобы обращение к его творчеству продолжилось и в будущие столетия".

Период с 1964 по 1995 называют в Большом театре «золотым веком», ведь именно в это время на главной сцене творил невероятно талантливый хореограф Юрий Григорович . Будучи главным балетмейстером, он открыл миру имена многих блестящих танцовщиков своего времени. Но лишь единицы из них встали на его сторону, когда речь шла об увольнении маэстро из Большого. АиФ.ru рассказывает, как сложилась судьба Юрия Николаевича на сцене.

Молодой и талантливый

«У меня вправду была очень бурная, насыщенная событиями жизнь», — рассказывал в интервью «АиФ» хореограф. Свой первый балет он поставил через год после окончания Ленинградского хореографического училища. Ему было 20 лет, а его «Аистёнок» и ряд других постановок уже заметили профессионалы. Одним из ценителей того, что делал Григорович, был Симон Вирсаладзе. Впоследствии художник и хореограф очень плодотворно сотрудничали друг с другом, до самой смерти Симона Багратовича.

Слава о талантливом молодом человеке быстро дошла до руководства Театра оперы и балета им. С.М. Кирова (так долгое время назывался Мариинский театр). В 1957 году на сцене легендарной «Мариинки» Григоровичу доверяют поставить «Каменный цветок» Прокофьева. Публика восприняла работу очень тепло. Два года спустя этот же балет был с успехом показан уже в Москве, на сцене Большого.

В 1961 хореограф вновь сумел покорить зрителей: его постановка «Легенда о любви» после премьеры в северной столице тоже «переехала в Москву». К этому моменту переехал и сам Григорович — он занял пост главного балетмейстера Большого театра, на котором оставался вплоть до 1995 года.

Главный балетмейстер Государственного академического Большого театра СССР Юрий Николаевич Григорович. 1969 год Фото: РИА Новости / Александр Макаров

Смелое решение

На московской сцене каждая работа Григоровича сопровождалась успехом, хотя подступиться к некоторым шедеврам ему было нелегко. Хореограф испытывал огромное желание поставить «Спартак». Однако выступать с подобным предложением не решался, ведь до него над балетом трудились легендарные Якобсон и Моисеев .

К счастью, помог случай. Директор Большого театра Михаил Чулаки однажды посетовал, что «Спартака» нет в актуальном репертуаре. Григорович вызвался решить этот вопрос, поговорив с Моисеевым о возможной постановке. Но тот заявил, что у него катастрофически нет времени для столь масштабной работы. Вернувшись к руководству Большого с отказом Моисеева, Григорович услышал: «Кто у нас главный балетмейстер? Вот вы и делайте». То, что нужно было Григоровичу. Эта постановка признается шедевром, в главных ролях блистали Марис Лиепа и Владимир Васильев.

Увы, работа в Большом театре сопряжена не только с творческими победами. Григоровичу приходилось решать множество других задач, а еще учиться не замечать критику. Главного балетмейстера часто обвиняли в том, что он пользуется данной ему властью и не пускает на столичную сцену других хореографов, опасаясь конкуренции. А его смелое решение отправить на заслуженный отдых плеяду выдающихся танцовщиков, среди которых, кстати, была не только легендарная Плисецкая, но и жена самого Григоровича — Наталия Бессмертнова , вызвало огромный скандал. Жить и работать в такой атмосфере было непросто. Хотя супруга решение Юрия Николаевича поддержала.

Жена и подруга

С Наталией Бессмертновой хореограф познакомился, разумеется, в стенах Большого. Но чувства между ними вспыхнули не сразу. После очередного класса, где танцовщица вместе с Ниной Сорокиной отрабатывала партию Лейли из балета «Лейли и Меджнун», они с коллегой сели на ступеньках лестницы и увлеченно о чем-то болтали. Вдруг перед ними возник молодой человек в джинсах и футболке. Он ловко перескочил через девушек и быстро побежал дальше. Наташа спросила, кто это. И когда узнала, что это — «главный», сильно удивилась, ведь она представляла его себе совсем иначе.

Григорович долго не обращал никакого внимания на балерину. Все изменилось во время гастролей труппы в США, которые состоялись в 1968 году. Когда они вернулись в Москву, весь театр уже обсуждал бурный роман хореографа и танцовщицы и делал свои прогнозы, как долго просуществует эта пара. Большинство из них, естественно, были пессимистичными. Мало кто мог представить, что они поженятся в том же году и останутся вместе до самой смерти Наталии Игоревны.

Балерина не только вдохновляла супруга, но и заботилась о нем. Несмотря на постоянную занятость в театре, Бессмертнова делала все, чтобы муж абсолютно не отвлекался на бытовые проблемы. В одном интервью она заметила с улыбкой, что даже если Григорович захочет есть, а ее поблизости не окажется, максимум, что он может сделать — проткнуть сырое яйцо и выпить его. Ибо даже яичница для маэстро была бы слишком сложна в исполнении.

Балетмейстер Юрий Григорович (справа) и балерина Наталья Бессмертнова (слева) во время репетиции. 1977 г. Фото: РИА Новости / Александр Макаров

Новый этап

Расставание с Большим театром после 30 лет работы далось Григоровичу нелегко. Но он чувствовал, что с каждым годом работать становится все тяжелее, а потому решил первым написать заявление об уходе. Наталия Игоревна сама отвезла соответствующую бумагу в Министерство культуры.

Конечно, после увольнения у хореографа началась совсем другая, но не менее насыщенная жизнь. Будучи главным балетмейстером, он отказывался от многих предложений по работе, однако когда в истории с Большим театром была поставлена жирная точка, Григорович стал отзываться на приглашения. Он ставил в Риме, Сеуле, Праге, Париже и других городах мира, а также создал балет в Краснодаре. Благодаря хореографу юг России увидел легендарные постановки «Золотой век», «Иван Грозный», «Спартак» и многие другие. Для Юрия Николаевича было не важно, где он работает — в Париже или Краснодаре. Главное кредо маэстро — «никакой халтуры!»

В 2008 году в жизни балетмейстера произошла трагедия. Когда он был на гастролях в Корее, после продолжительной болезни скончалась его муза — Наталия Игоревна. Пережить очередной удар судьбы Григоровичу помогла работа. В этом же году, после длительного перерыва, он вернулся на сцену ГАБТ в качестве штатного хореографа балетной труппы. Тогда об этом «большом» возвращении писали все газеты.

2017 год главный театр страны встретит масштабным фестивалем в честь 90-летия Юрия Николаевича. В течение двух месяцев на сцене Большого можно будет увидеть легендарные работы мастера: «Щелкунчик», «Спартак», «Жизель», «Легенда о любви», «Золотой век», «Раймонда», «Ромео и Джульетта» и многие другие постановки. Время идет, но созданные Юрием Николаевичем балеты до сих пор смотрятся на одном дыхании, хотя когда-то его недоброжелатели в один голос утверждали, что хореография Григоровича якобы устарела.

Артист балета, выдающийся балетмейстер, хореограф, педагог.
Заслуженный артист РСФСР (1957).
Народный артист РСФСР (1966).
Народный артист СССР (1973).
Народный артист Узбекской ССР (1981).
Заслуженный деятель Казахстана (1995).
Народный артист Республики Башкортостан (1996).
Герой Социалистического Труда (1986).

Учился в Ленинградском хореографическом училище у Бориса Шаврова и Алексея Писарева. Выпускником стал первым исполнителем партии Дона Карлоса в балете Леонида Якобсона «Каменный гость» (1946). После окончания училища в 1946 году был принят в труппу Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова, где танцевал сольные характерные и гротесковые партии.

Сочинять танцы начал в балетной студии Ленинградского Дворца культуры имени А. М. Горького. Здесь в 1947 году он поставил свои первые балеты - «Аистёнок» Д. Д. Клебанова и «Славянские танцы» А. Дворжака, а в 1948 году - «Семеро братьев» на музыку А. Е. Варламова. В Театре оперы и балета им. С. М. Кирова дебютировал как постановщик танцев в операх, в 1957 году появился его первый полномасштабный балет, ставший поворотным пунктом для развития хореографического искусства второй половины XX века. В 1961-1964 - балетмейстер Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова.
В 1965 году окончил Государственный институт театрального искусства имени А. В. Луначарского (ГИТИС).

В 1964-1995 годах - главный балетмейстер Большого театра - период наивысшего художественного расцвета труппы, завоевание театром мирового признания и авторитета. «Bolshoi Ballet» совершил около ста триумфальных международных турне, закрепив лидерство русской классической школы балета. В 1991-1994 годах также руководил основанной им труппой «Большой театр - студия Юрия Григоровича». В 1993-1995 гг. сотрудничал с балетной труппой Башкирского государственного театра оперы и балета.

В 1995 году покинул Большой театр и начал работать с различными российскими и зарубежными коллективами. В 1996 году осуществил первую постановку в Краснодаре - сюиту из балета «Золотой век» Д. Шостаковича. Сотрудничество с новым коллективом (ныне Краснодарский Театр балета Юрия Григоровича) успешно продолжается и по сей день. C 2007 года руководит Краснодарским театром балета.

В феврале 2001 года вернулся в Большой театр и с 2008 года - постоянный штатный хореограф балетной труппы.

Бессменный руководитель жюри:
Международного конкурса артистов балета в Москве;
Международного конкурса балета имени Сержа Лифаря в Киеве;
Международного юношеского конкурса классического танца «Молодой балет России».
Также неоднократно возглавлял жюри конкурсов в Болгарии (Варна), Финляндии, США, Швейцарии, Японии
В 1974-1988 - Профессор балетмейстерского отделения Ленинградской консерватории.
В 1975-1989 - Президент Комитета танца Международного института театра, с 1989 - его почетный президент.
С 1988 - Заведующий кафедрой хореографии и балетоведения Московской государственной академии хореографии.
С 1989 - Президент Ассоциации (ныне Международный союз) деятелей хореографии.
С 1990 - Президент фонда «Русский балет».
C 1992 - Президент программы «Benois de la danse» под патронатом ЮНЕСКО.
C 1997 - действительный член Академии Гуманитарных наук.
C 2004 - Почётный член Российской академии художеств.
Почётный член Австрийского музыкального общества.
Профессор Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой.

Супруга - Наталья Бессмертнова (1941-2008), выдающаяся русская балерина, солистка ГАБТ.

театральные работы

Репертуар в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова
1947 - «Татьяна» А. Крейна, балетмейстер В. Бурмейстер - Николай
1948 - «Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, В. Чабукиани, Н. Зубковского - Золотой божок
1949 - «Красный мак» Р. Глиэра, балетмейстер Р. Захаров - Акробат и Ли Шанфу
1949 - «Медный всадник» Р. Глиэра, балетмейстер Р. Захаров - Шут
1950 - «Шурале» Ф. Яруллина, балетмейстер Л. Якобсон - Шурале
1951 - «Половецкие пляски» в опере «Князь Игорь» А. Бородина, хореография М. Фокина - Половчанин
1951 - «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, балетмейстер Р. Захаров - Нурали и Юноша
1951 - «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, хореография Л. Лавровского - Шут
1951 - «Вальпургиева ночь» в опере «Фауст» Ш. Гуно, хореография Л. Лавровского - Пан
1951 - «Конёк-Горбунок» Ч. Пуни, хореография М. Петипа, А. Горского, редакция Ф. Лопухова- Украинский танец
1951 - «Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро и М. Петипа - Ганс
1952 - «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа, редакция К. Сергеева - Кот в сапогах
1954 - «Щелкунчик» П. Чайковского, балетмейстер В. Вайнонен - Паяц и Китайский танец
1955 - «Тарас Бульба» В. Соловьёва-Седого, балетмейстер Б. Фенстер - Петро
1956 - «Спартак» А. Хачатуряна, балетмейстер Л. Якобсон - Ретиарий - первый исполнитель
1957 - «Каменный цветок» С. Прокофьева, балетмейстер Григорович - Северьян

Постановки в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова - Мариинском театре
1953 - танцы в опере «Садко» Н. Римского-Корсакова
1954 - танцы в опере «Риголетто» Дж. Верди
1957 - «Каменный цветок» С. Прокофьева
1957 - танцы в опере «Мать» Т. Хренникова
1959 - танцы в опере «Большая любовь» («Русалка») А. Дворжака
1959 - танцы в опере «Три толстяка» В. Рубина

1994 - «Раймонда» А. Глазунова

Постановки в Новосибирском театре оперы и балета

1961 - «Легенда о любви» А. Меликова
1962 - «Лебединое озеро» П. Чайковского
1977 - «Спартак» А. Хачатуряна, возобновление - 2011

Постановки в Большом театре
Оригинальные балеты
1959 - «Каменный цветок» С. Прокофьева
1965 - «Легенда о любви» А. Меликова, возобновление - 2002
1966 - «Щелкунчик» П. Чайковского
1968 - «Спартак» А. Хачатуряна
1975 - «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева
1976 - «Ангара» А. Эшпая, возобновление - 1987
1979 - «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева, возобновление - 2010
1982 - «Золотой век» Д. Шостаковича, возобновления - 1994 и 2006

Редакции классических балетов
1963 - «Спящая красавица» П. Чайковского, хореография М. Петипа, 2-я редакция - 1973, 3-я редакция - 2011
1969 - «Лебединое озеро» П. Чайковского, хореография М. Петипа и Л. Иванова, 2-я редакция - 2001
1984 - «Раймонда» А. Глазунова, хореография М. Петипа, возобновление - 2003
1987 - «Жизель» А. Адана, хореография Ж. Коралли, Ж. Перро и М. Петипа
1991 - «Баядерка» Л. Минкуса, хореография М. Петипа, В. Чабукиани, Н. Зубковского и К. Сергеева
1994 - «Дон Кихот» Л. Минкуса, хореография А. Горского
1994 - «Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа

Постановки в Краснодарском театре балета
1996 - сюита из балета «Золотой век» Д. Шостаковича
1997 - «Лебединое озеро» П. Чайковского
1997 - «Шопениана» на музыку Ф. Шопена
1997 - «Щелкунчик» П. Чайковского
1998 - «Раймонда» А. Глазунова
1999 - «Дон Кихот» Л. Минкуса
2000 - «Спартак» А. Хачатуряна
2000 - «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева
2002 - «Золотой век» Д. Шостаковича
2002 - «Тщетная предосторожность» П. Гертеля
2003 - «Баядерка» Л. Минкуса
2004 - «Каменный цветок» С. Прокофьева
2005 - «Корсар» А. Адана, хореография М. Петипа
2006 - «Легенда о любви» А. Меликова
2006 - «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева
2007 - «Жизель» А. Адана
2008 - «Спящая красавица» П. Чайковского

Постановки в других театрах (в хронологическом порядке)
1955 - «Вальс-фантазия» М. Глинки - ЛХУ
1958 - танцы в опере «Эсмеральда» А. Даргомыжского - МАЛЕГОТ
1961 - «Каменный цветок» С. Прокофьева - Шведская Королевская опера
1961 - «Каменный цветок» С. Прокофьева - Театр оперы и балета «Эстония»
1962 - «Легенда о любви» А. Меликова - Азербайджанский театр оперы и балета имени М. Ф. Ахундова
1963 - «Легенда о любви» А. Меликова - Национальный театр (Прага)
1965 - «Каменный цветок» С. Прокофьева - Софийская народная опера
1973 - «Щелкунчик» П. Чайковского - Венская государственная опера
1976 - «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева - Опера де Пари, 2-я редакция - 2003
1978 - «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева - Опера де Пари
1981 - «Жизель» А. Адана - Оперный театр Анкары (Турция)
1981 - «Лебединое озеро» П. Чайковского - Римский оперный театр, возобновление - 1999
1983 - «Дон Кихот» Л. Минкуса - Датский Королевский балет
1985 - «Щелкунчик» П. Чайковского - Финский Национальный Балет
1989 - «Раймонда» А. Глазунова - Ла Скала
1990 - «Щелкунчик» П. Чайковского - Софийская народная опера
1992 - «Жизель» А. Адана - Софийская народная опера
1993 - «Тщетная предосторожность» П. Гертеля - Башкирский театр оперы и балета
1995 - хореографическая сюита «Полтавский бой» в опере «Мазепа» П. Чайковского - Театр Вельки, Варшава
1995 - «Дон Кихот» Л. Минкуса - Башкирский театр оперы и балета
1995 - «Щелкунчик» П. Чайковского - Башкирский театр
1995 - «Лебединое озеро» П. Чайковского - Башкирский театр
1996 - «Спящая красавица» П. Чайковского - Театр Вельки, Варшава
1997 - «Раймонда» А. Глазунова - Большой театр Республики Беларусь
1997 - «Легенда о любви» А. Меликова - Екатеринбургский театр оперы и балета
1998 - «Щелкунчик» П. Чайковского - Национальный театр оперы и балета Республики Молдова
1998 - «Щелкунчик» П. Чайковского - Национальный театр (Прага)
1999 - «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева - Кремлёвский балет
1999 - «Щелкунчик» П. Чайковского - Грузинский театр оперы и балета им. Палиашвили
1999 - «Лебединое озеро» П. Чайковского - Театр оперы и балета Республики Саха (Якутия)
2000 - «Легенда о любви» А. Меликова - Оперный театр Стамбула
2000 - «Спартак» А. Хачатуряна - Римский оперный театр
2000 - «Щелкунчик» П. Чайковского - Национальный Балет Кореи
2001 - «Щелкунчик» П. Чайковского - Оперный театр Стамбула
2001 - «Лебединое озеро» П. Чайковского - Национальный Балет Кореи (Сеул)
2001 - «Раймонда» А. Глазунова - Национальный театр (Прага)
2001 - «Спартак» А. Хачатуряна - Национальный Балет Кореи (Сеул)
2001 - «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева - Кремлёвский балет
2004 - «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева - Театр оперы и балета Республики Саха (Якутия)
2007 - «Корсар» А. Адана - Кремлёвский балет
2007 - «Спартак» А. Хачатуряна- Красноярский театр оперы и балета
2008 - «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева - Национальный Балет Кореи (Сеул)
2008 - «Каменный цветок» С. Прокофьева - Московский академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко
2009 - «Спартак» А. Хачатуряна - Армянский театр оперы и балета
2009 - «Тщетная предосторожность» П. Гертеля - Московская государственная академия хореографии на сцене Большого театра
2010 - «Раймонда» А. Глазунова - Национальный Балет Кореи (Сеул)
2012 - «Корсар» А. Адана - Башкирский театр оперы и балета

призы и награды

1957 - Медаль «В память 250-летия Ленинграда».
1959 - Орден науки и искусства Республики Египет.
1969 - Премия имени Сергея Дягилева Парижской академии танца.
1970 - Юбилейная медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина».
1970 - Ленинская премия
1972 - Почетный приз Парижской академии танца.
1976 - Орден Ленина.
1977 - Орден «Кирилл и Мефодий» 1-ой степени (Болгария).
1977 - Государственная премия СССР.
1977 - Медаль «100 лет Освобождения Болгарии от османского рабства».
1980 - Почётный гражданин Варны.
1981 - Орден Октябрьской революции.
1983 - Государственная премия Узбекской ССР.
1985 - Государственная премия СССР - за создание художественно-спортивных программ XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Лужниках, Москва.
1986 - Орден Ленина.
1987 - Орден Народной Республики Болгария 1-ой степени.
1997 - Медаль Вацлава Нижинского Министерства культуры Польши.
2001 - Орден искусств «Янтарный крест», высшая награда Русской академии искусствознания и музыкального исполнительства.
2001 - Приз «Душа танца» журнала «Балет» (номинация «Маг танца»).
2002 - Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени.
2002 - Орден «Знак пошани» (Знак Почёта), высшая награда мэра города Киева.
2002 - Знак отличия «370 лет Якутия с Россией».
2002 - Премия имени Фёдора Волкова за вклад в развитие театрального искусства Российской Федерации.
2003 - Национальная театральная премия «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство».
2003 - Знак отличия «Гражданская доблесть» Республики Саха (Якутия).
2003 - Почётный гражданин Кубани.
2003 - Медаль «Герой труда Кубани» (Краснодарский край).
2004 - Орден «За заслуги» (Украина) ІІІ степени.
2004 - Медаль Национальной оперы Украины к 100-летию Сержа Лифаря
2004 - Почётный знак Министерства культуры и искусства Украины «За личный вклад в развитие искусства».
2005 - Высшая театральная премия Санкт-Петербурга «Золотой софит»
2005 - Орден Достык.
2006 - Премия «Российский национальный Олимп» в номинации «Человек-эпоха», медаль «За честь и доблесть».
2006 - Премия и медаль имени Людвига Нобеля.
2007 - Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени.
2007 - Орден Франциска Скорины.
2008 - Премия «Овация».
2009 - Орден Почёта (Армения).
2011 - Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени.

Премия правительства РФ в области культуры (2011) - за постановку спектакля «Тщетная предосторожность» П. Гертеля
III премия Международного конкурса балетмейстеров и артистов балета в Токио (1976)
Премия имени Г. Товстоногова «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» (2005)
Национальная премия «Россиянин года» в номинации «Триумф» (ООО «Российская академия бизнеса и предпринимательства», 2007)
Международная премия «За искусство танца имени Л. Мясина» в категории «За выдающиеся заслуги» (Позитано, Италия, 2013)
Международная Премия Станиславского (Международный Фонд К.С.Станиславского, 2015)

Григорович Юрий Николаевич

Дата рождения: 02.01.1927

Григорович - балетмейстер. Народный артист СССР (1973). Герой Соц. Труда (1986). В 1946 окончил Ленинградское хореографическое училище (педагоги Б.В. Шавров и А.А. Писарев). В 1946-61 годах солист Театра им. Кирова. Исполнял гротесковые партии: Половчанин (опера Князь Игорь А.П. Бородина), Нурали (Бахчисарайский фонтан), Шурале; Северьян (Каменный цветок), Ретиарий (Спартак). В 1961-64 гг. балетмейстер Театра им. Кирова. В 1964-95 гг. - главный балетмейстер Большого театра, в 1988-95 художественный руководитель балетной труппы. Первые постановки Григорович осуществил в 1948 году в детской хореографической студии Ленинградского ДК им. М. Горького (Аистёнок, Семеро братьев на муз. А.Е. Варламова). Выдающимся событием современного балетного искусства стали поставленные Григоровичем в Театре им. Кирова спектакли Каменный цветок (по сказу П.Бажова, 1957) и Легенда о любви (по пьесе Н. Хикмета, 1961), позднее перенесённые на сцену Большого театра (1959, 1965). Каменный цветок Григорович ставил также в Новосибирске (1959), Таллинне (1961), Стокгольме (1962), Софии (1965); Легенду о любви - в Новосибирске (1961), Баку (1962), Праге (1963). Обобщив завоевания отечественного балетного театра, эти спектакли подняли его на новый уровень. Они содержат глубокую идейно-образную трактовку литератерных первоисточников, положенных в основу сценариев, отличаются последовательной и цельной драматургией, психологической разработкой характеров героев. Но, в отличие от односторонне драматизированных балетов-пьес предшествующего периода, этим спектаклям свойственны развитая танцевальность, возрождение сложных форм хореографического симфонизма, более тесное слияние хореографии с музыкой, воплощение в танце её внутренней структуры. Основой хореографического решения является классический танец, обогащённый элементами драматических танцевальных систем (в т.ч. народного танца). Пантомима как самостоятельное явление отсутствует, её элементы органически включены в танец, имеющий от начала до конца действенный характер. Высокого развития достигают сложные формы симфонического танца (ярмарка в Каменном цветке, шествие и видение Мехменэ Бану в Легенде о любви), широко используется кордебалет в его эмоциональном значении, как лирический аккомпанемент танцу солистов. Дальнейшее развитие творчество Григоровича получило в постановке балета Спартак (1968), героико-трагедийного произведения о счастье борьбы за свободу. Отойдя от первоначального описательно-повествовательного сценария Н.Д. Волкова, Григорович построил спектакль по собственному сценарию на основе крупных хореографических сцен, выражающих узловые, этапные моменты действия (напр., в 1-м акте: нашествие - страдания рабов - кровавые развлечения патрициев - порыв к восстанию), чередующихся с танцевальными монологами главных действующих лиц. Совместно с композитором А.И. Хачатуряном Григорович создал новую музыкальную редакцию этого балета. Основой хореографического решения стал действенный классический танец, поднятый до уровня развитого симфонизма. В спектакле Иван Грозный на музыку С.С. Прокофьева в транскрипции М.И. Чулаки (1975, Большой театр; 1976, парижская Опера), на основе тех же художественных принципов, раскрываются страницы русской истории, создаётся психологически сложный образ выдающейся личности, проносящей свою идею через множество трудностей. Помимо массовых и сольных танцевальных сцен здесь используется в качестве своеобразного хореографического лейтмотива танец бьющих в набат Звонарей, неоднократно трансформирующийся и отмечающий все поворотные моменты в исторической судьбе народа и главного героя. Ангара А.Я. Эшпая (по пьесе Иркутская история А.Н. Арбузова 1976, Большой театр; Государственная премия СССР, 1977) - спектакль о современной молодежи, поднимающий нравственные проблемы, раскрывающий становление личности, отношения индивида и коллектива. Классический танец здесь обогащён элементами народного, бытового, свободной пластики и пантомимы, физкультурно-спортивных движений, сплавленных в единое хореографическое целое. Пластический язык главных действующих лиц индивидуально своеобразен и подчинён раскрытию их характеров. Хореографический образ большой сибирской реки Ангары, создаваемый кордебалетом, в качестве лейтмотива проходит через весь спектакль, выступая то как могучая стихия, покоряемая трудом людей, то как резонатор чувств героев, то как воплощение их воспоминаний или мечты.

Большое место в творчестве Григоровича занимают постановки классических балетов, в которых Григорович бережно сохраняет старую хореографию и обновляет спектакль в соответствии с идейной трактовкой и требованиями современности. Все балеты П.И. Чайковского поставлены Григоровичем не как детские сказки, а как философско-хореографические поэмы с большим и серьёзным содержанием. В Щелкунчике (1966, Большой театр) Григорович создал целиком новую хореографию на основе полной, без каких-либо изменений, партитуры Чайковского. В центре спектакля - светлые романтические образы главных героев, воплощенные в развитых танцевальных партиях. Детские сцены 1-го акта, в отличие от предшествующих постановок, поручены не ученикам хореографического училища, а артистам кордебалета, что позволило значительно усложнить их танцевальный язык. В Лебедином озере (1969, Большой театр) сохранена хореография М.И. Петипа и Л. И. Иванова и в единстве с нею заново решен ряд эпизодов в 1-м, 3-м и 4-м актах. Значительно более танцевально развита, чем в предшествующих постановках, партия Зигфрида. Спящая красавица ставилась Григоровичем в Большом театре в 1963 и 1973. В первом спектакле была сделана попытка решения образа феи Карабос на основе не пантомимы, а классического танца, от чего Григорович впоследствии отказался. Во втором спектакле сохранена вся хореография Петипа, края дополнена новыми эпизодами (танец вязальщиц, царство Карабос). Укрупнён основной конфликт, обострено столкновение добрых и злых сил, усилено философское звучание произведения. На основе эстетических принципов, сложившихся в его творчестве, Григорович осуществил в 1978 пост. Ромео и Джульетты (в 2 актах) в парижской Опере; новая версия (в 3 актах) - Большой театр, 1979. В этот спектакль включён ряд не известных ранее музыкальных номеров, найденных Григоровичем в архиве композитора. В 1982 Григорович поставил в Большом театре Золотой век Д.Д. Шостаковича (создание и 1-я пост. 1930). Спектакль имеет целиком новый сценарий, в партитуру введены эпизоды из других соч. Шостаковича. Действие развёртывается в крупных танцевально-симфонических номерах, в основе которых лежит классический танец, обогащённый элементами народного, бытового, характерно-гротескового, пантомимы, физкультурно-спортивных движений. Для характеристики 1920х гг., когда происходит действие, использованы жанровые черты бальных танцев того времени (фокстрот, танго, чарльстон, тустэп).

В постановке Раймонды в Большом театре (1984) Григорович сохранил хореографию Петипа и дополнявшие её эпизоды А.А. Горского и Ф.В. Лопухова, но развил её: более танцевальны главные мужские партии, усилена аккомпанирующая роль кордебалета. Подобные же принципы легли в основу постановки в Большом театре Баядерки (1991), где хореография Петипа органически дополнена развивающими её эпизодами, а пантомимные сцены заменены танцевальными. Раймонду Григорович поставил также в Мариинском театре (1994, с использованием фрагментов хореографии Горского и Петипа).

Все спектакли поставлены Григоровичем по его собственным сценариям. Спектакли Григоровича, построены на сложившихся и утверждённых хореографом принципах эстетики балетного спектакля, ставших ведущими в отечественном балете 1960-80х годов. Григорович поставил также спектакли: Жизель (Анкара, 1979), Лебединое озеро (Рим, 1980), Дон Кихот (Копенгаген, 1983); Жизель (1987, новая ред.), Корсар А. Адана - Ц. Пуни, Дон Кихот (оба 1994; все - Большой театр). Постановки Григоровича оформлены художником С.Б. Вирсаладзе, создавшим декорации и костюмы, органично слитые с хореографией. Балеты Григоровича экранизированы в кино (Спартак, 1976), Иван Грозный (под назв. Грозный век, 1977). Его творчеству посвящены документальные фильмы Балетмейстер Юрий Григорович (1970), Жизнь в танце (1978), Балет от первого лица (1986).

В 1974-88 Григорович - профессор балетмейстерского отд. Ленинградской консерватории. С 1988 - зав. кафедрой хореографии Московского хореографического института. С 1989 - президент Ассоциации деятелей хореографии, с 1990 - президент фонда Русский балет. В 1991-94 художественный руководитель хореографической труппы Юрий Григорович балет. Лауреат Государственной премии СССР (1985).

Соч.: Ф. Лопухов, Т, 1968, № 7; Об авторе этой книги, в кн.: Слонимский Ю., Семь балетных историй. Л., 1967; Традиции и новаторство, в сб.: Музыка и хореография современного балета, в. 1, Л., 1974; Муза сов. балета, там же; В поисках гармонии, Т, 1976, № 3; Театр Вирсаладзе, СБ, 1982, № 4; Слово о Ю. Слонимском, в кн.: Слонимский Ю., Чудесное было рядом с нами, Л., 1984.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.russianculture.ru/

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса