Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Захаров андреян дмитриевич работы. Андреян Захаров: французская мегаломания на русской почве. Гатчина. «Львиный мост»

Биография

Родился 8 августа 1761 года в семье мелкого служащего Адмиралтейств-коллегии. В раннем возрасте был отдан отцом в художественное училище при петербургской Академии Художеств , где проучился до 1782 года . Его учителями были А. Ф. Кокоринов , И. Е. Старов и Ю. М. Фельтен . В 1778 году Андреян Захаров получил малую серебряную медаль за проект загородного дома, в 1780 году - большую серебряную медаль за «архитектурную композицию, представляющую дом принцев». При окончании училища получил большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу для продолжения образования. Продолжал учиться в Париже с 1782 года по 1786 год у Ж. Ф. Шальгрена .

В 1786 году вернулся в Петербург и начал работать преподавателем в Академии художеств, одновременно начав заниматься проектированием. Через некоторое время Захарова назначили архитектором всех недостроенных строений Академии Художеств.

После этого он работал в Санкт-Петербурге, достиг звания главного архитектора Морского ведомства.

1803-1804. Архитектурный план нижегородской ярмарки

Захаров подготовил проект архитектурного плана для Нижегородской ярмарки, по которому архитектор А. А. Бетанкур построил её через несколько лет.

1805-1811 Работа над зданием Адмиралтейства

Первоначальную постройку Адмиралтейства осуществил архитектор И. К. Коробов в 1738 году , это здание является величайшим памятником русской архитектуры стиля ампир . Одновременно с этим оно является градообразующим зданием и архитектурным центром Санкт-Петербурга.

Захаров выполнял работы в 1806-1811 годах. Создавая новое, грандиозное здание протяжённостью главного фасада 407 м, он сохранил конфигурацию плана уже существовавшего. Придав Адмиралтейству величественный архитектурный облик, ему удалось подчеркнуть его центральное положение в городе (главные магистрали сходятся к нему тремя лучами). Центром здания является монументальная башня со шпилем, на которой расположен кораблик, ставший символом города. Этот кораблик несёт старый шпиль Адмиралтейства, созданный архитектором И. К. Коробовым. В двух крыльях фасада, симметрично расположенных по сторонам башни, чередуются сложным ритмическим рисунком простые и чёткие объёмы, такие как гладкие стены, сильно выступающие портики, глубокие лоджии.

Сильной стороной оформления является скульптура. Декоративные рельефы здания дополняют крупные архитектурные объёмы, грандиозно развёрнутые фасады оттенены пристенными скульптурными группами.

Внутри здания сохранились такие интерьеры Адмиралтейства, как вестибюль с парадной лестницей, зал собраний, библиотека. Обилие света и исключительное изящество отделки оттенены чёткой строгостью монументальных архитектурных форм.

Другие работы в Санкт-Петербурге и пригородах

В период работы над Адмиралтейством, Захаров работал также над другими задачами:

Основная статья: Провиантский остров

В частности, Захаров разработал около 1805 г. проект кафедрального собора Святой Великомученицы Екатерины в Екатеринославе. Собор построен уже после смерти архитектора, в 1830-1835 гг. под именем Преображенского и сохранился до наших дней. Проект собора был использован также зодчим С.Е. Дудиным для постройки собора Александра Невского в Ижевске.

А. Д. Захаров был похоронен на Смоленском православном кладбище . В 1936 году прах и надгробие А.Д. Захарова и его родителей были перенесены на

Дата рождения Дата смерти

27 августа (8 сентября) (1811-09-08 ) (50 лет)

Место смерти Работы и достижения Работал в городах Архитектурный стиль Важнейшие постройки Градостроительные проекты

Проект застройки Васильевского острова

Андреян Дмитриевич Захаров на Викискладе

Андрея́н (Адриа́н ) Дми́триевич Заха́ров (8() августа - 27 августа (8 сентября) , Санкт-Петербург) - русский архитектор , представитель стиля ампир . Создатель комплекса зданий Адмиралтейства в Санкт-Петербурге.

Биография

Родился 8 августа 1761 года в семье мелкого служащего Адмиралтейств-коллегии. В раннем возрасте (ему ещё не исполнилось и шесть лет) был отдан отцом в художественное училище при петербургской Академии Художеств , где проучился до 1782 года . Его учителями были А. Ф. Кокоринов , И. Е. Старов и Ю. М. Фельтен . В 1778 году Андреян Захаров получил серебрянную медаль за проект загородного дома, в 1780 году - Большую серебрянную медаль за "архитектурную композицию, представляющую дом принцев". . При окончании училища получил большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу для продолжения образования. Продолжал учиться в Париже с 1782 года по 1786 год у Ж. Ф. Шальгрена.

В 1786 году вернулся в Петербург и начал работать преподавателем в Академии художеств, одновременно начав заниматься проектированием. Через некоторое время Захарова назначили архитектором всех недостроенных строений Академии художеств.

1803-1804. Архитектурный план нижегородской ярмарки

Захаров подготовил проект архитектурного плана для Нижегородской ярмарки, по которому архитектор А. А. Бетанкур построил её через несколько лет.

Александровский сад и Адмиралтейство

1805-1823 Работа над зданием Адмиралтейства

Первоначальную постройку Адмиралтейства осуществил архитектор И. К. Коробов в 1738 году , это здание является величайшим памятником русской архитектуры стиля ампир . Одновременно с этим оно является градообразующим зданием и архитектурным центром Санкт-Петербурга.

Захаров выполнял работы в 1806-1811 годах. Создавая новое, грандиозное здание протяжённостью главного фасада 407 м, он сохранил конфигурацию плана уже существовавшего. Придав Адмиралтейству величественный архитектурный облик, ему удалось подчеркнуть его центральное положение в городе (главные магистрали сходятся к нему тремя лучами). Центром здания является монументальная башня со шпилем, на которой расположен кораблик, ставший символом города. Этот кораблик несёт старый шпиль Адмиралтейства, созданный архитектором И.К.Коробовым. В двух крыльях фасада, симметрично расположенных по сторонам башни, чередуются сложным ритмическим рисунком простые и чёткие объёмы, такие как гладкие стены, сильно выступающие портики, глубокие лоджии.

Сильной стороной оформления является скульптура. Декоративные рельефы здания дополняют крупные архитектурные объёмы, грандиозно развёрнутые фасады оттенены пристенными скульптурными группами.

Внутри здания сохранились такие интерьеры Адмиралтейства, как вестибюль с парадной лестницей, зал собраний, библиотека. Обилие света и исключительное изящество отделки оттенены чёткой строгостью монументальных архитектурных форм.

Другие работы в Санкт-Петербурге и пригородах

В период работы над Адмиралтейством, Захаров работал также над другими задачами:

Основная статья: Провиантский остров

В частности, Захаров разработал около 1805 г. проект кафедрального собора Святой Великомученицы Екатерины в Екатеринославе (ныне Днепропетровск). Собор построен уже после смерти архитектора, в 1830-1835 гг. под именем Преображенского и сохранился до наших дней.

Литература

  • Гримм Г. Г. Архитектор Андреян Захаров. Жизнь и творчество / Г. Г. Гримм. - М.: Гос. Архит. Изд-во Акад. Архит. СССР, 1940. - 68 с. + 106 илл. - (Мастера архитектуры русского классицизма).
  • Аркин Д. Захаров и Воронихин. - М.: Госиздат по строительству и архитектуре, 1953. - 78 с.,ил. (Цикл лекций «Мастера русского зодчества»).
  • Пилявский В. И. Зодчий Захаров / В. И. Пилявский, Н. Я. Лейбошиц. - Л.: Знание, 1963. - 60 с., ил.
  • Шуйский В. К. Андреян Захаров / В. К. Шуйский. - СПб.: Стройиздат, 1995. - 220 с
  • Михалова М. Б. Неизвестный автограф А. Д. Захарова // Архитектурное наследство. - № 49 / Под ред. URSS, 2008. - ISBN 978-5-484-01055-4 - С.219-222.
  • Родионова Т. Ф. Гатчина: Страницы истории. - 2-е изд., испр. и доп. - Гатчина: Изд. СЦДБ, 2006. - 240 с. - 3000 экз. - ISBN 5-943-31111-4

Примечания

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 19 августа
  • Родившиеся в 1761 году
  • Родившиеся в Санкт-Петербурге
  • Умершие 8 сентября
  • Умершие в 1811 году
  • Умершие в Санкт-Петербурге
  • Архитекторы по алфавиту
  • Архитекторы Санкт-Петербурга
  • Архитекторы Гатчины
  • Архитекторы Российской империи
  • Похороненные на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры
  • Пенсионеры Императорской Академии Художеств
  • Архитекторы Нижнего Новгорода

Wikimedia Foundation . 2010 .

Захаров Андреян Дмитриевич

Годы жизни: 1761 г. - 1811 г.

Архитектор

Андреян Дмитриевич Захаров принадлежит к числу наиболее выдающихся зодчих в истории мировой архитектуры. Его творчество знаменует собой наивысший расцвет русской национальной архитектурной школы эпохи классицизма.

А. Д. Захаров родился 8 августа 1761 г. на глухой окраине Санкт-Петербурга, близ устья реки Фонтанки, в небогатой семье мелкого адмиралтейского служителя прапорщика Дмитрия Ивановича Захарова. 21 апреля 1767 г., когда Андреяну еще не исполнилось шести лет, отец определяет его на казенный счет воспитанником в художественное училище при Академии художеств. С этого времени вся жизнь будущего архитектора самым тесным образом связана с Академией.

13 сентября 1778 г., через два года после перехода в архитектурный класс, Захаров получает малую серебряную медаль за проект загородного дома, а 29 сентября 1780 г. удостаивается большой серебряной медали за "архитектурную композицию, представляющую дом принцев".

Ближе к окончанию Академии художеств, 1 ноября 1781 г., Захарову была задана программа - разработать проект "факсала" (вокзала), предназначавшегося для отдыха и увеселений. За этот проект на выпускном экзамене в 1782 г. Захаров получил большую золотую медаль, которая давала право на пенсионерскую поездку за границу для совершенствования знаний, полученных в Академии художеств.

Захаров отправляется в Париж. Здесь он поступает в мастерскую к одному из ведущих французских архитекторов Ж. Ф. Шальгрену.

C 1787 г. он преподает в Академии художеств.

К 1792 г. относится первая по времени из известных на сегодняшний день графических работ архитектора - эскиз торжественной декорации по случаю заключения мира в Яссах в декабре 1791 г., ознаменовавшего победу русской армии и флота над Турцией.

В 1794 г. Захаров был назначен архитектором всех академических строений.

В конце 1799 г. по повелению Павла I становится архитектором города Гатчины.

Целый ряд сооружений архитектор спроектировал в Гатчинском парке. Наиболее значительным из них является монастырь св. Харлампия.

Андреевский собор в Кронштадте - наиболее значительная постройка из всех культовых сооружений зодчего. Он был задуман как памятник русской воинской славы в ознаменование победы русского флота над шведами.

В соответствии с образцовыми проектами Захарова сооружаются многочисленные различного назначения здания в Полтаве, Чернигове, Казани, Симбирске и других городах России. Они достойны специального изучения.

В 1806 г. архитектору предложили рассмотреть проекты вновь учрежденного в Астрахани Адмиралтейства для Каспийской флотилии и двух госпиталей в Казани и Архангельске. Составленные на местах довольно слабые проекты Захаров основательно переработал и в сущности составил новые.

В 1811 г. Захаров предложил проект перестройки обращенных главными фасадами в сторону Невы провиантских "магазинов". Он значительно улучшил их пропорции как в целом, так и отдельных частей, ввел целый ряд простых, но выразительных архитектурных деталей. В случае осуществления этого проекта Петербург обогатился бы еще одним высокохудожественным произведением.

Более значительной работой архитектора, чем Адмиралтейские казармы, явилась перестройка Морского госпиталя на Выборгской стороне (Выборгская наб., 1-3, - Клиническая ул., 2-4), где уже в петровское время возникла Госпитальная слобода.

Вступив в должность главного архитектора в 1805 г., Захаров прежде всего завершил начатые Камероном работы и выстроил отдельный кухонный флигель с пекарней со стороны восточного корпуса.

От всего архитектурного ансамбля Морского госпиталя, занимавшего когда-то обширную территорию, сохранились здания, перестроенные во второй половине XIX- начале XX в., причем от Захарова - лишь маленький фрагмент по Клинической улице.

Построенная в 1807-1811 гг., Артиллерийская лаборатория просуществовала немногим более десяти лет. Во время грандиозного наводнения 1824 г. все ее постройки были разрушены.

Помимо проектирования и строительства Захаров выполнял в Петербурге массу ремонтных работ в Новой Голландии (наб. р. Мойки, 103), в Никольском Морском соборе, Училище корабельной архитектуры, в Адмиралтейской типографии на Васильевском острове, в Инвалидном доме на Каменном острове и других различных зданиях, находившихся преимущественно в ведении Морского министерства.

Новое здание Адмиралтейства явилось вершиной творческого гения Захарова, шедевром русского зодчества всех времен.

Адмиралтейство играет необычайно важную роль как в архитектуре Петербурга, так и в русской истории в целом.

Подводя итог, следует прежде всего отметить, что Захаров прожил сравнительно недолгую, но яркую творческую жизнь. В год кончины ему только что исполнилось пятьдесят лет, а все основные проекты были им разработаны за последние десять лет. Он полностью посвятил себя зодчеству, у него не было собственного дома и семьи - архитектор жил в холостяцкой казенной квартире, предоставленной ему Академией.

К достижению еще небывалых высот архитектурного творчества будущий великий зодчий шел дорогой долгого каждодневного труда. Он не знал отдыха. Несмотря на то что ученические работы и самые ранние проекты Захарова не сохранились, можно наметить основные этапы его творческого пути. Прежде всего, это годы учения (1767-1786), сыгравшие фундаментальную роль в формировании его профессионального мастерства.

1787-1800 гг. - следующий этап творчества Захарова. Для него характерно овладение практической стороной деятельности архитектора и строителя. А для формирования собственного архитектурного почерка очень важен следующий этап - 1800-1805 гг. После непродолжительного увлечения романтизмом во время работы главным архитектором города Гатчины Захаров возвращается к строгому классицизму на его переходной стадии к высокому классицизму. На данном этапе примечательно влияние на Захарова творчества его старшего современника архитектора Ф. И. Волкова, давшего первые образцы объединения единым фасадом целых кварталов городской застройки. Это был значительный шаг на пути от строгого к высокому классицизму.

И наконец, самый главный и наиболее яркий этап творческой биографии зодчего - 1805-1811 гг., когда он являлся главным архитектором Адмиралтейства и осуществлял градостроительную политику во всех портовых городах Российской империи. На этом этапе творчество Захарова-градостроителя развернулось во всю ширь. К сожалению, не все архитектурные и инженерно-строительные идеи зодчего, намного опережавшие эпоху классицизма, смогли воплотиться в жизнь, но они способствовали дальнейшему прогрессивному развитию человеческой мысли.

Захаров в начале XIX в. становится первооткрывателем эпохи наивысшего развития русского классицизма, связанной с решением целого ряда градостроительных проблем, и прежде всего проблемы создания единого городского ансамбля в системе уже существующих улиц и площадей. В этом основная историческая заслуга и величие Андреяна Захарова.

Андреян Захаров родился в семье мелкого чиновника Адмиралтейств-коллегии, учился в Петербургской академии художеств (1767-1782), ученик А.Ф. Кокоринова , И.Е. Старова , Ю.М. Фельтена , окончил академию с золотой медалью, дававшей право на заграничную командировку, продолжил образование (1782-1886) в Париже у архитектора-классициста Ж. Шальгрена, который оказал на него большое влияние. С 1787 года Захаров преподавал в Петербургской академии художеств, с 1794 года был ее членом, еще через пять лет стал профессором. Среди его учеников был архитектор А. И. Мельников . С начала 19 века Захаров был архитектором Гатчины, где построил «Львиный мостик», «Ферму», «Птичник». Тогда же он разработал проект застройки Васильевского острова в Петербурге с перестройкой здания Академии наук (1803-1804), легший в основу существующей планировки. Единство ансамбля было достигнуто за счет общего ритма расстановки зданий и одинаковых архитектурных деталей, что характерно для французской градостроительной школы.
В 1805 ггоду А.Д. Захаров был назначен главным архитектором Адмиралтейства в Петербурге. Адмиралтейскую верфь, заложенную в 1704 по чертежу Петра I, в 1727-1738 перестроил в камне архитектор И. К. Коробов . Захаров в своем проекте сохранил общую П-образную композицию здания с центральной башней, играющей важнейшую градообразующую роль для центра Петербурга.
Адмиралтейство Захарова и его центральная башня - уникальный образец высокого классицизма . Башня высотой 72 м увенчана позолоченным шпилем с силуэтным изображением парусного корабля и украшена символическими фигурами работы известнейших скульпторов (В. И. Демут-Малиновского , Ф. Ф. Щедрина , С. С. Пименова и др.). Над входом расположен грандиозный барельеф (22x2, 4 м) на тему «Заведение русского флота Петром I» (скульптор И. И. Теребенев). Композиция двух крыльев фасада, симметрично расположенных по сторонам башни, построена на сложном ритмическом чередовании простых и четких объемов - гладкие стены, сильно выступающие портики, глубокие лоджии. Суровая строгость интерьеров смягчена обилием света и изящной отделкой (сохранились вестибюль с парадной лестницей, зал собраний, библиотека). Протяженный главный фасад (407 м) расчленен симметрично расположенными дорическими портиками. Грандиозный масштаб здания закрепил за ним главенствующую роль не только в архитектуре Петербурга, но и в истории всей русской архитектуры.
А.Д. Захаров также создал проекты застройки Морских казарм и Морского госпиталя (1790-е годы), Провиантского острова близ устья реки Мойка (1806-1808), Галерного порта (1806-1809), ряд проектов для Кронштадта, в том числе проект Андреевского собора (1807-1817, не сохранился). В 1804-1806 годах для петрозаводского купца Мижуева он построил четырехэтажный многоквартирный жилой дом (набережная реки Фонтанка, 26). В обработке главного фасада наряду с традиционным шестиколонным портиком, несущим трехугольный фронтон, были использованы мотивы симметричных трехчастных окон в верхних этажах и закругление угла. Для губернских и уездных городов России архитектор проектировал подчеркнуто монументальные казенные строения и церкви. А.Д. Захаров похоронен на Смоленском кладбище, позже прах был перенесен в Александро-Невскую лавру в некрополь 18 века.

Андреян Дмитриевич Захаров, годы жизни отдавший формированию облика Санкт-Петербурга, известен всему миру, как автор Его значимость для русской архитектуры трудно переоценить, он определил направление развития отечественного зодчества на долгий период.

Педагогическая деятельность

Андреян Дмитриевич Захаров, биография которого неразрывно связана с Санкт-Петербургом, сразу по возвращении на Родину приходит в родную Академию в поисках работы. В 1787 году его зачислили на должность адъюнкт-профессора, в 1792 году он защищает проект и становится профессором Академии. Свою педагогическую деятельность Захаров не оставлял до конца жизни. Он оказался талантливым учителем, за годы работы он смог сделать хорошую карьеру, а также выпустить немало достойных учеников. В частности, под его началом работал А.Н. Воронихин, его учеником был выдающийся русский архитектор А.И. Мельников.

Архитектор Гатчины

В 1799 году Андреян Дмитриевич Захаров, работы и проекты которого были замечены самым высшим руководством страны. Павел Первый назначает его главным архитектором Гатчины, с сохранением должности профессора в Академии. Здесь он создает проекты нескольких зданий и сооружений. Сначала он начал работать над проектом монастыря, но смерть Павла не позволила воплотить этот проект. В нем Захаров хотел воплотить новгородско-псковские традиции храмового зодчества. Под его руководством в Гатчине возводится Лютеранская церковь, до сегодняшнего дня не сохранилась. Также он проектирует два моста: Горбатый и Львиный, успевает закончить два павильона: «Птичник» и «Ферма». Первый был построен, а возведение второго остановила кончина Павла.

В это же время Захаров принимает участие в создании научного труда «Российская архитектура», что дает ему возможность детально рассмотреть особенности национальных традиций и поездить по стране. За это время он глубоко проник в основы отечественного зодчества, осознал специфику и мощь российского ландшафта и был готов к созданию крупных проектов.

Работа над обликом Васильевского острова

А. Д. Захаров развивался в своем мастерстве, он гармонично сочетал в себе талантливого архитектора и отличного практика-строителя. Его приглашают экспертом во все крупные проекты, осуществляемые в Петербурге. Так он вносит существенный вклад в создание проекта Биржи. В 1804 году архитектор создает проект застройки набережной Васильевского острова с перестройкой здания Академии художеств. В нем зодчий хотел воплотить лучшие традиции французской архитектуры с арками и колоннадами. Проект получил очень высокую оценку экспертов и коллег, но осуществить план не довелось, документы и схемы не сохранились. В это же время Андреян Дмитриевич работает над планом застройки Нижегородской ярмарки, создает проект Литейной мастерской для Академии художеств.

Дело жизни - Адмиралтейство

А. Д. Захаров, российский архитектор, который вошел в историю, как создатель одного из важнейших зданий Санкт-Петербурга - Адмиралтейства. В 1805 году его назначают главным архитектором адмиралтейского ведомства, которое в те времена было огромным и требовало множество построек. Захаров создал немало проектов, не все из них были осуществлены, некоторые сооружения не сохранились, но масштаб работ был впечатляющим. Он проектировал для многих городов России: Кронштадт, Санкт-Петербург, Херсон, Ревель, Архангельск, работы было очень много. Захаров очень трепетно относился к каждому проекту и не оставлял без доработки, иногда очень существенной, ни одного здания, от небольших служебных сооружений до главных корпусов Адмиралтейства в Архангельске и Астрахани. В этих проектах проявился талант Захарова-градостроителя, он определил облик набережных многих городов России. Самыми значительными работами стали здания Черноморского госпиталя в Херсоне, Кадетского корпуса в Николаеве, проект Канатного завода в Архангельске.

И все-таки главным делом жизни Захарова стал проект главного здания Санкт-Петербургского Адмиралтейства. Он создал эффектное, масштабное сооружение, длина его фасада составляет 400 метров. Ритм и симметрия фасада украшенного скульптурами выглядит величественно и парадно. А башня со шпилем и золотым корабликом задает вертикаль, которая стала доминантой городского ландшафта. Здание стало вершиной творчества Захарова, в этом сооружении все идеально: от продуманной функциональности до величественного и гармоничного внешнего вида.

Работы архитектора

Андреян Дмитриевич Захаров, фото зданий которого сегодня украшают все учебники по российской архитектуре, создал немало проектов разного масштаба по многим городам страны. Наиболее заметными работами стали:

  • собор Андрея Первозванного в Кронштадте;
  • план застройки «Провиантского острова» в Адмиралтействе Санкт-Петербурга;
  • собор Святой Великомученицы Екатерины в Екатеринославе;
  • Морской госпиталь на Выборгской стороне Петербурга;
  • собор Александра Невского в Ижевске;
  • перепланировка Главного Гребного порта в Санкт-Петербурге.

Многие сооружения Захарова не сохранились до наших дней, но его наследие по достоинству оценено потомками.

Частная жизнь

Архитектор Андреян Дмитриевич Захаров всю свою жизнь посвятил любимой работе. Он много преподавал, трудился над проектами, и личное счастье устроить не успел. Свободное время он посвящал изучению книг по механике, искусству, технике, интересовался плотничьим ремеслом. Захаров страдал сердечными приступами, но не придавал этому значения. Летом 1811 года он сильно заболел и 8 сентября скончался. Академия художеств выразила глубочайшую скорбь по поводу его безвременного ухода. К сожалению, великий архитектор так и не успел увидеть завершенным ни один из своих больших проектов, многие его работы опережали время и не были реализованы.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса