Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Задание по литературе (6 класс): краткая биография С.Т. Аксакова. Аксаков Сергей Тимофеевич – краткая биография Краткое сообщение о аксакове

Аксаков Сергей Тимофеевич (1791- 1859), писатель.

Родился 1 октября 1791 г. в Уфе. Детство прошло в патриархальной помещичьей среде, что оказало глубокое влияние на формирование спокойного, доброжелательного миросозерцания Аксакова.

После обучения в Казанском университете он поступил на службу в Петербурге, где сблизился с кружком «Беседа любителей русского слова». В него входили А. С. Шишков, И. А. Крылов, Г. Р. Державин и другие писатели консервативного направления, отстаивавшие чистоту русского литературного языка против новой волны Н. М. Карамзина.

В. Г. Белинский утверждал, что вместе с «беседой» в общественной жизни, «казалось, вновь восстала русская упорная старина, которая с таким судорожным и тем более бесплодным напряжением отстаивала себя от реформы Петра Великого». Общество издавало журнал «Чтение в Беседе любителей русского слова», где Аксаков начал печатать свои переводы и небольшие рассказы. 2 июня 1816 г. писатель обвенчался с О. С. Заплатиной и уехал в своё заволжское имение - деревню Ново-Аксаково Оренбургской губернии. Там родился первенец - Константин Аксаков. Отец настолько привязался к ребёнку, что заменил ему няню.

Главным содержанием жизни семьи было стремление соответствовать высокому христианскому идеалу и проповедь этого идеала в обществе. Второй сын Аксакова - Иван так писал о своей матери: «Неумолимость долга, целомудренность… отвращение от всего грязного… суровое пренебрежение ко всякому комфорту… правдивость… при этом пылкость и живость души, любовь к поэзии, стремление ко всему возвышенному - вот отличительные свойства этой замечательной женщины».

В августе 1826 г. Аксаковы переехали в Москву, где Сергей Тимофеевич вскоре получил место цензора, а затем стал инспектором (с 1935 г. директором) Константиновского межевого института. На лето семья выезжала в пригородные имения, а в 1843 г. поселилась в подмосковном Абрамцеве. Жизнь в родовом поместье пристрастила Аксакова к охоте и привила писателю тонкое чувство родной природы, отразившееся в «Записках об уженье рыбы» (1847 г.) и «Записках ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852 г.). Эти «охотничьи книги» принесли Сергею Тимофеевичу славу признанного мастера.

Написанные следом повести «Семейная хроника» (1856 г.) и «Детские годы Багрова-внука» (1858 г.; как приложение в это произведение входит сказка «Аленький цветочек») посвящены жизни трёх поколений провинциальных дворян на рубеже XVIII и XIX вв. Далёкий от салонно-политической борьбы 40-50-х гг. XIX в., Аксаков рассказал о взаимоотношениях мужиков и господ со спокойной невозмутимостью, передав вековую уверенность помещиков в неизменности и справедливости крепостного уклада.

Литературная общественность не нашла в произведениях Аксакова обличения крепостной действительности. Правдиво показывая даже самые тёмные стороны усадебного барства, автор, однако, не подводил читателя к выводу о необходимости слома старинного жизненного порядка. Именно это ставил Аксакову в вину демократический критик Н. А. Добролюбов, отмечавший в статье «Деревенская жизнь помещика в старые годы», что писатель всегда отличается «более субъективной наблюдательностью, нежели испытующим вниманием в отношении к внешнему миру».

Несмотря на подобную критику, дом Сергея Тимофеевича стал центром притяжения для многих деятелей культуры и искусства. На субботах в Абрамцеве собирались выдающиеся учёные и литераторы: Н. Ф. Павлов, Н. И. Надеждин, М. П. Погодин, С. П. Шевырёв, М. А. Дмитриев. Друзьями Аксаковых были Н. В. Гоголь и актёр М. С. Щепкин. Дети обычно находились в обществе родителей, старших, жили их жизнью. Полное взаимопонимание, доверие и особая атмосфера духовной близости позволили Аксаковым воспитать сыновей, полностью разделявших взгляды родителей.

Аксаков Сергей Тимофеевич - русский писатель, государственный чиновник и общественный деятель, литературный и театральный критик, мемуарист, автор книг о рыбалке и охоте, лепидоптеролог. Отец русских писателей и общественных деятелей славянофилов: Константина, Ивана и Веры Аксаковых. Член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской Академии наук.

Краткая биография - Аксаков С. Т.

Вариант 1

Аксаков Сергей Тимофеевич (1791 - 1859), прозаик. Родился 20 сентября (1 октября н.с.) в Уфе в родовитой дворянской семье. Детство провел в имении Ново-Аксакове и в Уфе, где отец служил прокурором Верхнего земского суда.

Учился в Казанской гимназии, а в 1805 был принят в только что открытый Казанский университет. Здесь проявился интерес Аксакова к литературе, театру; он начал писать стихи, с успехом выступал в студенческих спектаклях. Не закончив университета, переехал в Петербург, где служил переводчиком в Комиссии по составлению законов. Однако его больше занимала художественная, литературная и театральная жизнь столицы. Заводит широкий круг знакомств.

В 1816 женится на О. Заплатиной и уезжает в свое родовое имение Ново-Аксаково. У Аксаковых было десять детей, воспитанию которых уделялось исключительное внимание.

В 1826 Аксаковы переселились в Москву. В 1827 - 32 Аксаков исполнял обязанности цензора, с 1833 по 1838 служил инспектором Константиновского межевого училища, а затем первым директором Межевого института. Но по-прежнему главное внимание он уделял литературной и театральной деятельности. Очерк “Буран”, опубликованный в 1834, стал прологом будущих автобиографических и природоведческих произведений Аксакова. В это время он активно выступает как литературный и театральный критик.

Дом Аксакова и подмосковное имение Абрамцево становятся своеобразным культурным центром, где встречаются писатели и актеры, журналисты и критики, историки и философы.

В 1847 опубликовал “Записки об уженье рыбы”, имевшие большой успех. В 1849 вышли “Записки ружейного охотника”, в которых автор проявил себя как проникновенный поэт русской природы. В пятидесятые годы резко ухудшается здоровье Аксакова, надвигается слепота, но он продолжает работу. Особую популярность приобрели его автобиографические книги - “Семейная хроника” (1856) и “ ” (1858), написанные на основе детских воспоминаний и семейных преданий.

В последние годы жизни созданы и такие мемуарные произведения, как “Литературные и театральные воспоминания”, “Встречи с мартинистами”.

Вариант 2

Имеющий широкую известность русский писатель, родился 20 сентября 1791года в уральском городе Уфе. Аксаков вначале получил образование в гимназии, а потом в знаменитом университете в городе Казань.

Его мать как сильно скучала по сыну, да и сам Сергей Тимофеевич каждый день думал о родном доме. Когда Аксаков учился в гимназии у него начали случаться нервные обмороки, так как по натуре он был ребенком спокойным и ранимым, но вся обстановка и тоска по матери только усилии его болезнь. Практически год он прожил у дедушки, но надо было получать образование, и поэтому он вновь вернулся в гимназию. Ему совершенно не нравилось, как обучают его преподаватели. И только к Карташевскому он относился с уважением. Позже он сочетается законным браком с сестрой этого учителя. Но, как- бы не критиковал Сергей Тимофеевич обучение в этом заведении, окончил он его прекрасно, получив похвальные грамоты за свое старание.

14-летним подростком писатель поступает в Казанский университет и помимо того, что он внимательно слушает университетские основные лекции, он еще в гимназии получал образование по нескольким предметам. Во время обучения у Аксакова проявился огромный интерес к театральному искусству, и, будучи студентом, организовал свою труппу, где впоследствии сам тоже выступал на сцене.

Во время учебы Сергей начал творить свои первые произведения. Его стихотворения были изданы в журнале «Адские пастушки» и были оценены читателями и критиками.

В 1808 году семья Аксаковых приехала в Петербург, где Сергей Тимофеевич устроился на службу в учреждение, которое занималось разработкой законов.

Но данная работа не принесла ему удовлетворения, и он в 1812 году вначале уезжает в Москву, а потом в деревню, где устраивается в милицию.

Но обстоятельства складываются так, что Аксакова произошло много изменений в личной судьбе. Он много пересмотрел в своих взглядах на творческую деятельность, и, навсегда покончив с жизнью в деревне, Сергей Тимофеевич приезжает опять в Москву в 1826 году. Сразу же он начинает работать в « Московском вестнике», где упорно выступает в защиту своих товарищей от цензуры. А в 1827 году он становится цензором, и служит на этой должности около 6 лет.

Вскоре многие его знакомые друзья скончались, а некоторые потеряли авторитет, и Аксаков стал общаться с членами молодого сообщества студентов, куда входил его сын Константин.

Творческая же деятельность Сергея Тимофеевича продолжает пополняться его новыми работами. Произведение «Семейная хроника», изданная в 1856 году имела грандиозный успех.

Повесть «Детские годы Багрова- внука»,вышедшая в 1858 году пользовалось меньшим спросом у читателей. Не забывал он и про детей. Великолепная сказка «Аленький цветочек» до настоящего времени нравится детям разного возраста.

Возможно, писатель создал бы еще больше трудов, но болезнь, связанная с глазами подорвало здоровье писателя. И хотя он был болен, Аксаков все равно создавал все новые и новые произведения. В 1859 году Сергей Тимофеевич умирает, но его замечательные творения вызывают интерес у современных читателей.

Вариант 3

Сергей Тимофеевич родился в 1791 году в Уфе. Вырос в интеллигентной семье, где исключено в обращении грубость или суровость. С самого детства очень любил читать книги, и уже в 5 лет пересказывал в лицах сказки “Тысяча и одна ночь”. В 1799 году его отдали в Казанскую гимназию, где у него, от расставания с родными, на нервной почве стала развиваться эпилепсия. А мать, не выдержав разлуки, просто забрала его от туда. Через 2 года Аксаков снова вернулся в гимназию. Будучи студентом, уже печатались его первые стихи.

В 1808 году он переезжает жить в Санкт - Петербург, где заводит дружбу с некоторыми влиятельными и известными людьми, Шишковым, Державиным. И эта дружба не раз выручала его в экономично сложные времена. Он часто занимается переводами классики с французского на русский язык.

В 1821 году он женился, и в них родилось 10 детей. В 1827 году Сергей Тимофеевич занимает место цензора в Московском комитете. Он занимался проверкой многих текущих печатных материалов. Эта работа открывала многие двери для Аксакова. К 1848 году насчитывалось примерно 22 псевдонима, под которыми публиковал свои труды Сергей Тимофеевич. В конце 1820 годов Аксаков исполняет роль уже театрального критика. В 1832 году он познакомился с Гоголем, под его влиянием написал несколько автобиографических мемуаров, посвященных писателю.

В конце концов, в 1837 году уволившись со своей должности, Аксаков отправляется жить в огромное поместье, которое он получил в наследство от отца. Внезапно, у него стало падать зрение так сильно, что был вынужден пользоваться помощью других, что бы дописать свои роботы. В эти тихие домашние годы рождается его шедевр – «Записки» о рыбалке и охоте. Опубликованный труд пользовался огромным успехом у читателей. Аксаков усердно использовал свой писательский талан, вплоть до самой смерти до 1859 года.

Полная биография - Аксаков С. Т.

Аксаков, Сергей Тимофеевич, знаменитый русский писатель. Отпрыск старинного дворянского рода, А. несомненно имел в детстве живые впечатления гордого семейного сознания этой родовитости. Герой прославившей его автобиографии, дедушка Степан Михайлович, мечтал о внуке именно как о продолжателе “знаменитого рода Шимона” - сказочного варяга, племянника короля норвежского, выехавшего в Россию в 1027 году. С. Т. - сын Тимофея Степановича А. (1759 - 1832) и Марии Николаевны Зубовой, дочери помощника оренбургского наместника, родился в Уфе 20 сентября 1791 года. Любовь к природе - совершенно чуждую его матери, насквозь горожанке - будущий писатель унаследовал от отца. В первоначальном развитии его личности все отходит на второй план пред воздействием степной природы, с которой неразрывно связаны первое пробуждение его наблюдательности, его первое жизнеощущение, его ранние увлечения. Наряду с природой, крестьянская жизнь вторгалась в пробуждающуюся мысль мальчика.

Крестьянский труд возбуждал в нем не только сострадание, но и уважение; дворовые были свои не только юридически, но и душевно. Женская половина дворни, как всегда, хранительница народно-поэтического творчества, знакомила мальчика с песнями, с сказками, с святочными играми. И “Аленький цветочек”, записанный много лет спустя по памяти о рассказе ключницы Пелагеи, - случайный обрывок того огромного мира народной поэзии, в который вводили мальчика дворня, девичья, деревня. Но ранее народной литературы пришли городская, по преимуществу переводная; старый приятель матери Аничков привел мальчика в неистовый восторг разрозненной коллекцией “Детского чтения” А.И. Новикова. В мир стихотворной лирики ввела его “Детская библиотека” Кампе, переведенная Шишковым; громадное впечатление произвели на него также сочинения Ксенофонта - “Анабазис” и история Кира младшего. Это уже был переход от детских книжек к настоящей литературе. С характерным для него упоением он погрузился в “Россиаду” Хераскова и сочинения Сумарокова; тут же его “сводили с ума” сказки “Тысячи и одной ночи”, а рядом с ними читались “Мои безделки” Карамзина и его же “Аониды”.

Длинный ряд книжных воспоминаний А. показывает, как мало можно считать обстановку, в которой прошло его раннее детство, заурядной обстановкой помещичьего захолустья XVIII века. Довольно рано к влияниям домашним и деревенским присоединились влияния казенной школы. И казанская гимназия, куда А. поступил на десятом году, и новый воспитатель, суровый и умный Карташевский, и товарищи, и новые интересы - все это сводилось в целый мир, благотворно влиявший на открытую впечатлениям душу. Гимназия была выше обычного уровня; даже по замыслу основателей она должна была представлять собой нечто более законченное - нечто вроде лицея. В гимназии А. провел всего три с половиною года, конец которых запечатлен новыми литературными интересами. Это был, прежде всего, театр, который всегда так занимал А., особенно в впервой половине его литературной деятельности, и с которым сблизил его товарищ, Александр Панаев, “охотник до русской словесности”, “обожатель ”, издатель рукописного журнала “Аркадские пастушки”, в котором не решился, однако, принять участие А., пописывавший втайне. Через год с лишним - в университете - А. уже сам издавал журнал вместе с И. Панаевым.

Он пробыл в университете, продолжая также брать уроки в гимназии, до 15 1/2 лет, но эти полтора года много значат в его развитии. Трудно даже сказать, что сыграло здесь большую роль: собирание бабочек или товарищеский журнал, увлечение театром или литературные споры. Собственно “научных сведений” - как он сам жалуется - он вынес из университета немного: однако, что-то носилось в воздухе аудиторий, что-то заражало идеализмом пытливости и знания. Французские лекции натуралиста Фукса, несомненно, сыграли серьезнейшую роль в упрочении той врожденной наблюдательности А., которая впоследствии давала И.С. право ставить его в известных отношениях выше Бюффона. Здесь он осмыслил свою любовь к природе, здесь закрепил любовь к литературе. Среди казанских гимназистов, пламенно, но поверхностно преклонявшихся пред Карамзиным, один А. оказался, после некоторых колебаний, убежденным сторонником Шишкова. В университете затеяли спектакли. А. быстро выдвинулся среди юных исполнителей; шумный успех сопровождал его выступления и окрылял его; он был даже руководителем любительского кружка. Репертуар был для своего времени довольно прогрессивный: не только “коцебятина”, но и отрывки из “Разбойников” Шиллера. Начинающий артист нашел высокий образец в актере и драматурге Плавильщикове, казанские гастроли которого сопровождались восторгами весьма юного студенчества. Получив от университета аттестат “с прописанием таких наук, какие знал только понаслышке и каких в университете еще не преподавали”, А. провел год в деревне и в Москве, а затем переехал с семьей в Петербург. Карташевский уже приготовил для своего питомца должность переводчика в комиссии составления законов, где он сам состоял помощником редактора.

В Петербурге произошло первое сближение А. с литературными деятелями - как и можно было ожидать, не теми, которые являлись представителями прогрессивных течений в литературе. Он сблизился с артистом Шушериным, бывал у адмирала Шишкова, познакомился со многими актерами и писателями, еще более пламенно увлекался театром, много беседовал о литературе, но ни из чего не видно, чтобы какие бы то ни было искания в той или другой области занимали его. О политической мысли и говорить нечего; она проходила мимо него, и он вполне присоединялся к вкусам Шишкова. Князь Шихматов казался ему великим поэтом. У Шишкова собирались Державин и Дмитриев, гр. Хвостов, князь Шаховской и другие, составившие потом консервативную “Беседу русского слова”; литературный авторитет стариков был незыблем. В их высоком стиле перевел А. софоклова “Филоктета” - конечно, с французского перевода Лагарпа, - и “Школу мужей” Мольера, причем, по позднейшему признанию автора, эта “комедия отчасти переложена на русские нравы, по существовавшему тогда варварскому обычаю”. В эти годы А. жил то в Петербурге, то в Москве, то в деревне. После женитьбы (1816) на Ольге Семеновне Заплатиной А. пытался поселиться в деревне.

Пять лет он прожил с родителями, но в 1820 году был выделен, получив в вотчину то самое Надеждино (Оренбургской губернии), которое некогда было поприщем злодейств изображенного им Куроедова, и, переехав на год в Москву, зажил широко, открытым домом. Возобновились старые литературные связи, завязались новые. А. вошел в писательскую и литературную жизнь Москвы и напечатал свой перевод десятой статиры Буало (Москва, 1821). Но открытая жизнь в Москве была не по карману. Пробыв год в Москве, А. переехал, ради экономии, в Оренбургскую губернию и прожил в деревне до осени 1826 года. Здесь А. написал напечатанное в “Вестнике Европы” (1825 год, № 4, “Эпиграмма”) совершенно незначительное четверостишье, направленное против какого-то “журнального Дон-Кихота” - быть может, Н. Полевого, - и идиллию “Рыбачье горе” (“Московский Вестник”, 1829 год, № 1) - как бы стихотворное предварение будущих “Записок об уженьи рыбы”, в ложноклассической манере, но с живыми колоритными подробностями. Были за это время напечатаны в “Вестнике Европы” (1825) также две критические статьи А.: “О переводе “Федры” (Лобанова) и “Мысли и замечания о театре и театральном искусстве”.

В августе 1826 года А. расстался с деревней - и навсегда. Наездом он бывал здесь, живал подолгу в подмосковной, но в сущности до смерти оставался столичным жителем. В Москве он встретился со своим старым покровителем Шишковым, теперь уже министром народного просвещения, и легко получил от него должность цензора. О цензорской деятельности А. говорят различно; есть указания, достойные веры и не вполне благоприятные. Но в общем он был мягок; формализма не выносила его натура. Близость с Погодиным расширила круг литературных знакомых. “Новыми и преданными друзьями” его стали Юрий Венелин, профессора П.С. Щепкин, М.Г. Павлов, потом Н.И. Надеждин. Обновились и театральные связи; частым гостем был М.С. Щепкин; бывали Мочалов и другие. В 1832 году А. пришлось переменить службу; от должности цензора он был отставлен за то, что пропустил в журнале И.В. Киреевского “Европеец” статью “Девятнадцатый век”. При связях А. ему не трудно было пристроиться, и в следующем году он получил место инспектора землемерного училища, а затем, когда оно было преобразовано в Константиновский межевой институт, был назначен первым его директором и устроителем. В 1839 году А., теперь обеспеченный большим состоянием, которое досталось ему после смерти отца, покинул службу и, после некоторых колебаний, уже не возвращался к ней. Писал он за это время мало, и то, что он писал, очень незначительно: ряд театральных рецензий в “Драматических прибавлениях” к “Московскому Вестнику” и в “Галатее” (1828 - 1830) несколько небольших статей.

Его перевод мольеровского “Скупого” шел на московском театре в бенефис Щепкина. В 1830 году напечатан в “Московском Вестнике” (без подписи) его рассказ “Рекомендация министра”. Наконец, в 1834 году в альманахе “Денница” появился, также без подписи, его очерк “Буран”. Это - первое произведение, говорящее о настоящем А. “Буран” - первый вестник о том, что создавалась надлежащая среда, что впечатлительный А. поддавался новым влияниям, более высоким, более плодотворным. Не сверху, от литературных знаменитостей, не извне шли они, но снизу, от молодежи, изнутри, из недр аксаковской семьи. Подрастали сыновья А., мало похожие на него по темпераменту, по умственному складу, по жажде знаний, по влечению к общественному воздействию, по идейным интересам. Дружба с сыновьями, несомненно, имела значение в развитии литературной личности А. Впервые консервативная не только по идеям, а, главным образом, по общему складу мысль зрелого А. встретилась с кипением молодых умов; впервые видел он перед собой то творчество жизни, ту борьбу за мировоззрение, с которой не познакомили его ни догматы Карташевского, ни университетские впечатления, ни поучения Шишкова, ни водевили Писарева. Конечно, переродиться от этого не мог сорокалетний человек, установившийся и по натуре не ищущий; но речь идет только о том влиянии, которое должна была произвести на А. близкая его сыну пылкая молодежь, с ее высокими умственными запросами, с ее чрезвычайной серьезностью, с ее новыми литературными вкусами.

Характернейшим проявлением этих вкусов было отношение нового поколения к . А. был наблюдателен и в ранней молодости, но писал все время ничтожнейшие стишки и статейки, потому что не только в творениях “высокого стиля”, в направлении Державина, Озерова, Шишкова, но в более реальной, сентиментальной повести Карамзина тонкая наблюдательность и трезвая правдивость А. не могли найти применения. Он родился несколько раньше времени. Его дарование было создано для новых форм литературного творчества, но не в его силах было создать эти формы. И когда он их нашел - быть может, не только у Гоголя, но и в “ ” и “Повестях Белкина”, - он сумел воспользоваться тем богатством выражения, которое они предоставляли его природной наблюдательности. Не человек А. переродился, а в нем родился писатель. Это было в половине тридцатых годов, и с тех пор творчество А. развивалось плавно и плодотворно. Вслед за “Бураном” начата была “Семейная хроника”. Уже в эти годы известная популярность окружала А. Имя его пользовалось авторитетом.

Академия Наук избирала его не раз рецензентом при присуждениях наград. Он считался мужем совета и разума; живость его ума, поддерживаемая близостью с молодежью, давала ему возможность двигаться вперед если не в общественно-политическом или морально-религиозном мировоззрении, основам которого, усвоенным в детстве, он всегда оставался верен, то в конкретных проявлениях этих общих начал. Он был терпим и чуток. Не будучи не только ученым, но и не обладая достаточной образованностью, чуждый науки, он, тем не менее, был каким-то нравственным авторитетом для своих приятелей, из которых многие были знаменитые ученые. Подходила старость, цветущая, покойная, творческая. Милые устные рассказы А. побудили его слушателей добиваться того, чтобы они были записаны. Но, временно оставив “Семейную хронику”, он обратился к естественнонаучным и охотничьим воспоминаниям, и его “Записки об уженьи рыбы” (Москва, 1847) были первым его широким литературным успехом. Автор не ждал его, да и особенно ценить не хотел: он просто для себя “уходил” в свои записки. А у него было от чего “уходить” в эти годы, если не от огорчений, то просто от массы событий, захватывавших его, от массы фактов жизни личной и общественной. Идейная борьба, захватившая всех, достигла чрезвычайного напряжения, и быстро стареющий А. не мог переживать ее перипетий.

Он болел, зрение его слабело - и в подмосковном сельце Абрамцеве, в уженьи на идиллической Воре, он охотно забывал о всех злобах дня. “Записки ружейного охотника Оренбургской губернии” вышли в 1852 году и вызвали еще более восторженные отзывы, чем “Уженье рыбы”. Среди этих отзывов наиболее интересна известная статья И.С. Тургенева. Одновременно с охотничьими воспоминаниями и характеристиками назревали в мысли автора рассказы о его детстве и его ближайших предках. Вскоре по выходе “Записок ружейного охотника” стали появляться в журналах новые отрывки из “Семейной хроники”, а в 1856 году она вышла отдельной книгой… Все спешили наперерыв отдать дань уважения таланту маститого мемуариста, и это шумное единогласие критики было лишь отголоском громадного успеха книги в обществе. Все отмечали правдивость рассказа, уменье соединить историческую истину с художественной обработкой. Радости литературного успеха смягчали для А. тяготы этих последних лет.

Материальное благосостояние семьи пошатнулось; здоровье А. становилось все хуже. Он почти ослеп - и рассказами и диктовкой воспоминаний заполнял то время, которое не так еще давно отдавал рыбной ловле, охоте и деятельному общению с природой. Целый ряд работ ознаменовал эти уже последние годы его жизни. Прежде всего “Семейная хроника” получила свое продолжение в “Детских годах Багрова внука”. “Детские годы” (отдельно вышедшие в 1858 году) неровны, менее закончены и менее сжаты, чем “Семейная хроника”. Некоторые места принадлежат к лучшему, что дал А., но здесь нет уже ни той ширины картины, ни той глубины изображения, которые придают такую значительность ограниченному мирку “Семейной хроники”. И критика отнеслась к “Детским годам” без былого восторга. Длинный ряд второстепенных литературных работ подвигался вперед параллельно с семейными воспоминаниями А. Частью, как, например, “Замечания и наблюдения охотника брать грибы”, они примыкают к естественнонаучным наблюдениям его, в значительной же части продолжают его автобиографию.

Его “Литературные и театральные воспоминания”, вошедшие в “Разные сочинения” (М., 1858), полны интересных мелких справок и фактов, но бесконечно далеки по значению от рассказов А. о его детстве. Более глубокое значение имеет и могла бы иметь еще большее, если бы была закончена “История моего знакомства с Гоголем”, показавшая, что мелочный характер литературных и театральных воспоминаний А. никоим образом не означает старческого падения его дарования. Эти последние сочинения писаны в промежутках тяжкой болезни, от которой А. скончался 30 апреля 1859 года в Москве. Об А. справедливо было сказано, что он рос всю жизнь, рос вместе со своим временем, и что его литературная биография есть как бы воплощение истории русской литературы за время его деятельности.

Он не был самостоятелен и не мог создать форм, подходящих к его простой натуре, его бесконечной правдивости; консерватор не по убеждениям, не по идеям, но по ощущениям, по всему складу своего существа; он преклонялся пред признанными традиционными формами высокого стиля - и долго не мог выразить себя достойным образом. Но когда новые формы реального повествования были не только созданы, но и реабилитированы, когда “ ” и “ ” внедрили в общее сознание, что простой правдивый рассказ не ниже высокой литературы, что душевное содержание, доселе отрезанное от нее литературной условностью, имеет и другие, более скромные по виду и более жизненные по существу формы, А. честно отлил в эти формы то, что без них должно было остаться бесформенной массой устных рассказов и воспоминаний. Русская литература чтит в нем лучшего из своих мемуаристов, незаменимого культурного бытописателя-историка, превосходного пейзажиста и наблюдателя жизни природы, наконец, классика языка.

14 интересных цитат из творчества Аксакова

Русский писатель. Отец И. С. и К. С. Аксаковых. Автор автобиографических повестей «Детские годы Багрова-внука» и «Семейные хроники»; очерков, заметок о литературе и театре; мемуаров, в том числе «Литературные и театральные воспоминания», «История моего знакомства с Гоголем», а также статей об охоте, книги «Записки об уженье рыбы», сказки « ».

  1. Восторженность на людей тихих, кротких и спокойных всегда производит неприятное впечатление; они не могут признать естественным такого состояния духа.
  2. Дети необыкновенно памятливы, и часто неосторожно сказанное при них слово служит им поощрением к такого рода поступкам, которых они не сделали бы, не услыхав этого ободрительного слова.
  3. Дорога - удивительное дело! Ее могущество непреодолимо, успокоительно и целительно. Отрывая вдруг человека от окружающей среды, все равно, любезной ему или даже неприятной, от постоянно развлекающей его множеством предметов, постоянно текущей разнообразной действительности, она сосредотачивает его мысли и чувства в тесный мир дорожного экипажа, устремляет его внимание сначала на самого себя, потом на воспоминание прошедшего и,наконец, на мечты и надежды - в будущем; и все это делается с ясностью и спокойствием, без всякой суеты и торопливости.
  4. Жизнь, конечно, объяснит все, и узнание ошибки бывает часто очень забавно, но зато бывает иногда очень огорчительно.
  5. <…> испытать всю безграничность, все увлечение, все могущество материнской любви, с которою, конечно, никакое другое чувство равняться не может.
  6. На зеленом, цветущем берегу, над темной глубью реки ли озера… улягутся мнимые страсти, утихнут мнимые бури, рассыплются в прах самолюбивые мечты, разлетятся несбыточные надежды! Природа вступит в вечные права свои, вы услышите ее голос, заглушенный на время суетней, хлопотней, смехом, криком и всею пошлостью человеческой речи!
  7. Не дай душе забыть,
  8. Чем силы в юности кипели…
  9. Никому не проходит безнаказанно бегство из Отечества.
  10. Самая строгость запрещения подстрекает любопытство.
  11. Старые мехи не выдерживают молодого вина, а старое сердце не выносит молодых чувств.
  12. Страх - самое опасное чувство для любви, даже к отцу и матер
  13. Услыхав или увидав кое-что новое и любопытное - захочешь услышать и увидеть продолжение.
  14. Чудное целительное действие дороги не подлежит сомнению.

Сергей Тимофеевич Аксаков

Сергей Тимофеевич Аксаков - русский писатель, мемуарист, литературный и театральный критик.

Биография

Сергей Тимофеевич Аксаков родился 1 октября (20 сентября по старому стилю) 1791 года в Уфе, где его отец был чиновником земского суда. Детство провёл в Уфе и родовом имении Ново-Аксаково Бугурусланского уезда Оренбургской губернии. Учился в Казанской гимназии и только что открывшемся Казанском университете. Участвовал в студенческих рукописных журналах «Аркадские пастушки» и «Журнал наших занятий». Выступал в любительском театре как актёр и декламатор.

С 1808 по 1838 год, с перерывами, Сергей Аксаков состоял на государственной службе. В 1808–1811 годах в Петербурге служил в Комиссии составления законов и Экспедиции о государственных доходах. В 1827–1832 годах был цензором Московского цензурного комитета. Уволен за разрешение к печати пародии В. А. Проташинского «Двенадцать спящих будошников». В 1833 году назначен инспектором Константиновского землемерного училища (в 1835 году преобразованного в институт). С. Т. Аксаков был первым директором Константиновского межевого института с 1835 по 1838 год.

В Петербурге С. Т. Аксаков познакомился с Г. Р. Державиным и А. С. Шишковым, принимал участие в заседаниях общества «Беседа любителей русского слова». В Москве сблизился с литературно-театральным кружком, играл в домашних спектаклях у Ф. Ф. Кокошкина.

К 1812 году относится первая публикация С. Т. Аксакова в печати - басня «Три канарейки» в журнале «Русский вестник». С. Т. Аксаков занимался переводами - поэтическими и для театра: в частности, переводил сатиры Буало и комедии Мольера. В 1821 году принят в «Общество любителей российской словесности». Сотрудничал с журналами «Московский вестник», «Телескоп», «Молва» как литературный и театральный критик. Большое влияние на него оказало знакомство Н. В. Гоголем, состоявшееся в 1832 году. В 1834 году в альманахе «Денница» напечатан очерк С. Т. Аксакова «Буран», в котором видны стилистические черты будущих произведений писателя. На следующие четверть века приходится его зрелое художественное творчество - книги о русской природе и патриархальном укладе жизни.

«Записки об уженье» вышли в Москве в 1847 году (в 1854 году - второе, значительно дополненное издание: «Записки об уженье рыбы»). «Записки…» - наблюдения натуралиста, бывалого рыболова, и поэтичные картины природы. Успех книги вдохновил Аксакова на создание «Записок ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852) и «Рассказов и воспоминаний охотника о разных охотах» (1855, с приложением очерка И. С. Тургенева «О соловьях»). Главные сочинения С. Т. Аксакова - автобиографическая художественная проза: «Семейная хроника» (Москва: тип. Л. Степановой, 1856) и «Детские годы Багрова-внука, служащие продолжением Семейной хроники» (Москва: тип. Каткова и К°, 1858). Книги высоко оценили И. С. Тургенев, А. И. Герцен, М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой.

В «Семейной хронике» Сергей Аксаков рассказал историю Багровых (реальных Аксаковых) - русских помещиков в пограничных степях. «Детские годы Багрова-внука» - подробная, от младенчества до девятилетнего возраста, история Серёжи Багрова (самого Аксакова) с его глубокими впечатлениями от общения с людьми и природой. Повествовательной манере писателя присуща неторопливая, спокойная простота и ясность.

В приложении к «Детским годам…» Аксаков поместил сказку «Аленький цветочек», слышанную в детстве от ключницы Палагеи (Пелагеи) и записанную в манере народной. Сказка о «купецкой дочери» - вариант сюжета «красавица и чудовище», наиболее известного по французской сказке Лепренс де Бомон «Красавица и Зверь». «Аленький цветочек» многократно издавался отдельно для детского чтения.

Последними сочинениями С. Т. Аксакова были рассказы «Собирание бабочек» (1858), «Встреча с мартинистами» (1859) и «Очерк зимнего дня» (1859). Кроме того, писатель оставил воспоминания о Г. Р. Державине, А. С. Шишкове, М. Н. Загоскине, Я. Е. Шушерине и других литературных и театральных деятелях. Воспоминания о Н. В. Гоголе Аксаков предназначал не современникам, а потомкам. «История моего знакомства с Гоголем со включением всей переписки с 1832 по 1852 год» полностью напечатана в 1890 году.

С. Т. Аксаков умер в Москве 12 мая (30 апреля по старому стилю) 1859 года. В 1930 году его прах перенесён из уничтоженного некрополя Симонова монастыря на Новодевичье кладбище. Сыновья С. Т. Аксакова - Константин Сергеевич (1817–1860) и Иван Сергеевич (1823–1886) - стояли во главе славянофильского движения.

Подмосковная усадьба Аксаковых Абрамцево, в которой бывали Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, М. П. Погодин, М. С. Щепкин, стала музеем в 1918 году Музеи С. Т. Аксакова и его семьи есть также в Уфе, в сёлах Аксаково в Оренбургской области и Надеждино в Республике Башкортостан.

Фильм, посвященный 225-летию Сергея Тимофеевича Аксакова.

Избранная библиография

  • Аксаков, С. Т. Записки об ужении. - Москва: тип. Николая Степанова, 1847. - XVI, 163 с. - [Хранится в РГБ ].
  • Аксаков, С. Т. Записки ружейного охотника Оренбургской губернии / [соч.] С. А-ва. - Москва: тип. Л. Степановой, 1852. - 444, III с. - [Хранится в РГБ ].
  • Аксаков, С. Т. Записки об ужении рыбы / [соч.] С. Аксакова. - 2-е изд., знач. доп. - Москва: тип. Л. Степановой, 1854. - 274, с. - [Хранится в РГБ ].
  • Аксаков, С. Т. Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах: с прибавл. ст. «О соловьях» И. С. Тургенева / [соч.] С. Аксакова. - Москва: тип. Л. Степановой, 1855. - 225, с. - [Хранится в РГБ ].
  • Аксаков, С. Т. Семейная хроника и Воспоминания / [соч.] С. Т. Аксакова. - Москва: тип. Л. Степановой, 1856. - 565, с. - [Хранится в РГБ ].
  • Аксаков, С. Т. Детские годы Багрова-внука, служащие продолжением Семейной хроники С. Аксакова. - Москва: тип. Каткова и К°, 1858. - VIII, 520 с. - [Хранится в РГБ ].
  • Аксаков, С. Т. Аленький цветочек: сказка Сергея Тимофеевича Аксакова. - Санкт-Петербург: Спб. ком. грамотности, состоящий при Имп. Вольн. экон. о-ве, 1880. - 32 с., л. ил. - [Хранится в РГБ ].
  • Аксаков, С. Т. История моего знакомства с Гоголем: со включением всей переписки с 1832 по 1852 г. / соч. С. Т. Аксакова; [предисл. : Н.М. Павлов]. - Москва: тип. М. Г. Волчанинова, 1890. - IV, 206 с. - [Хранится в РГБ ].

Книги С. Т. Аксакова из фонда РГДБ

  • Аксаков, С. Т. Собрание сочинений: В 5 т. / [под общ. ред., с вступ. статьей и примеч. С. Машинского]. - Москва: Правда, 1966. - (Б-ка «Огонек»).
    • Т. 1: Семейная хроника; Детские годы Багрова-внука; Аленький цветочек: Сказка ключницы Пелагеи. - 1966. - 600 с., 5 л. ил.
    • Т. 2: Воспоминания; Очерки и незавершенные произведения. - 1966. - 499 с., 4 л. ил.
    • Т. 3: Литературные и театральные воспоминания; История моего знакомства с Гоголем. - 1966. - 408 с., 4 л. ил.
    • Т. 4: Статьи и заметки; Избранные стихотворения; Записки об уженье рыбы / ил.: И. Глазунов. - 1966. - 479 с., 4 л. ил.
    • Т. 5: Записки ружейного охотника Оренбургской губернии; Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах; Статьи об охоте / ил.: И. Глазунов. - 1966. - 488 с., 2 л. ил.
  • Аксаков, С. Т. Аленький цветочек / С. Т. Аксаков; рис. И. Пискарева; обл. И. Рерберга. - 5-е изд. - Москва: Ленинград: Детгиз, 1945. - 48 с. : ил. - (Первая библиотечка школьника).
  • Аксаков, С. Т. Аленький цветочек: сказка ключницы Пелагеи / С. Т. Аксаков; рисунки К. Кузнецова; гравировал на дереве Л. Быков. - Москва: Детгиз, 1959. - 32 с. : ил. - (Книга за книгой).
  • Аксаков, С. Т. Аленький цветочек: сказка ключницы Пелагеи / С. Т. Аксаков; худож. М. Успенская. - Москва: Детская литература, 1972. - 32 с. : ил.
  • Аксаков, С. Т. Аленький цветочек: сказка ключницы Пелагеи / С. Т. Аксаков; худож. А. Аземша. - Москва: Советская Россия, 1982. - 32 с. : ил.
  • Аксаков, С. Т. Аленький цветочек: сказка ключницы Пелагеи / С. Т. Аксаков; худож. Н. А. Носкович. - Петрозаводск: Карелия, 1983. - 38 с. : ил.
  • Аксаков, С. Т. Аленький цветочек / С. Т. Аксаков; худож. М. Митурич. - Москва: Малыш, 1986. - 78 с. : ил.
  • Аксаков, С. Т. Аленький цветочек: сказка ключницы Пелагеи / С. Т. Аксаков; худож. Г. А. В. Траугот. - Москва: Детская литература, 1989. - 40 с. : ил.
  • Аксаков, С. Т. Аленький цветочек: сказка ключницы Пелагеи / Сергей Тимофеевич Аксаков; рисунки детей. - Москва: Издательский Дом Мещерякова, 2010. - 63 с. : ил. - (Детская классика).
  • Аксаков, С. Т. Аленький цветочек: сказка ключницы Пелагеи / С. Т. Аксаков; худож. Л. Ионова. - Санкт-Петербург; Москва: Речь, 2018. - 32 с. : ил. - (Любимая мамина книжка).
  • Аксаков, С. Т. Детские годы Багрова-внука / С. Т. Аксаков; рис. Д. Шмаринова. - Москва: Ленинград: Детиздат, 1945. - 272 с. : ил. - (Школьная библиотека).
  • Аксаков, С. Т. Детские годы Багрова-внука, служащие продолжением Семейной хроники / С. Т. Аксаков; предисл. В. Солоухина; худож. А. Иткин. - Москва: Советская Россия, 1977. - 270 с. : ил.
  • Аксаков, С. Т. Детские годы Багрова-внука; Аленький цветочек / С. Т. Аксаков; сост. С. Дмитренко. - Москва: Аст: Олимп, 1998. - 553 с. - (Школа классики. Книга для ученика и учителя).
  • Аксаков, С. Т. Первая весна в деревне: из книги «Детские годы Багрова-внука» / С. Т. Аксаков; худож. С. Куприянов. - Москва: Малыш, 1988. - 16 с. : ил.
  • Аксаков, С. Т. Рассказы о природе / С. Т. Аксаков; художник В. Бастрыкин; [вступительная статья С. И. Машинского]. - Москва: Детская литература, 2014. - 366 с. : ил. - (Школьная библиотека).
  • Аксаков, С. Т. Рассказы о родной природе / С. Т. Аксаков; сост., вступ. ст. и примеч. Н. П. Пахомова; худож. Г. Никольский. - Москва: Детская литература, 1969. - 143 с. : ил.

Книги С. Т. Аксакова в Национальной электронной детской библиотеке

  • Аксаков, С. Т. Аленький цветочек: сказка Сергея Тимофеевича Аксакова / С. Т. Аксаков; рисунки И. С. Панова [Текст: Электронный ресурс]. - Второе издание. - С.-Петербург: Типография М. М. Стасюлевича, 1885 (Москва: РГБ, 2016). - 43 с. : ил. - (Издание С. П. Б. Комитета грамотности; № 1). Оригинал хранится в РГБ. - Режим доступа: открытый доступ.
  • Аксаков, С. Т. Аленький цветочек: сказка ключницы Пелагеи / С. Т. Аксаков; с рисунками Н. И. Живаго [Текст: Электронный ресурс]. - Москва: Типо-литография Т-ва И. Н. Кушнерев и К, 1912 (Москва: РГБ, 2016). - 32 с. : ил. - (Библиотека И. Горбунова-Посадова для детей; № 253). Оригинал хранится в РГБ. - Режим доступа: открытый доступ.
  • Аксаков, С. Т. Аленький цветочек: сказка / С. Т. Аксаков; рис. К. Кузнецова [Текст: Электронный ресурс]. - Москва; Ленинград: Детиздат, 1938 (Москва: РГДБ, 2013). - 32 с. : ил. ; 22 см. - (Книга за книгой). - Режим доступа: открытый доступ.
  • Аксаков, С. Т. Детские годы Багрова-внука, служащие продолжением Семейной хроники / С. Т. Аксаков [Текст: Электронный ресурс]. - Москва: Издание книгопродавца М. В. Клюкина, (Москва: РГБ, 2016). - 334 с. Оригинал хранится в РГБ. - Режим доступа: открытый доступ.
  • Аксаков, С. Т. Детские годы Багрова-внука / С. Т. Аксаков; рисунки Д. Шмаринова [Текст: Электронный ресурс]. - Москва; Ленинград: Детгиз, 1949 (Москва: РГДБ, 2013). - 291 с. : ил. - (Школьная библиотека). - Режим доступа: в залах РГДБ.
  • Читальня народной школы_1888_№ 11. Год I / под ред. Екатерины Сысоевой и Алексея Альмедингена [Текст: Электронный ресурс]. - Санкт-Петербург: ред. журн. «Родник», 1888 (Москва: РГБ, 2014). - 16 с. : ил. Оригинал хранится в РГБ. - Режим доступа: открытый доступ.
    • Содерж.: Греет ли шуба? ; Сказка о двух морозах / И. И. Феоктистов. Зайка / Ф. Н. Берг. Значение снега / И. И. Феоктистов. Рассказ о мужике, который провел три дня под снегом / С. Т. Аксаков.

Диафильмы

  • Аксаков, С. Т. Аленький цветочек [Диафильм: Электронный ресурс] / Аксаков С. ; худож. И. Большакова. - Москва: Диафильм, 1980 (Москва: РГДБ, 2016). - 1 дф. (45 кд.) : цв. Оригинал хранится в РГДБ. - Режим доступа: в залах РГДБ.
  • Аксаков, С. Т. Человек под снегом [Диафильм: Электронный ресурс] / С. Аксаков; худож. П. Сапегин. - Москва: Диафильм, 1962 (Москва: РГДБ, 2018). - 1 дф. (32 кд.) : цв. - Режим доступа: в залах РГДБ.

Об авторе

  • Переписка старших Аксаковых с детьми и внуками (1816-1836) / Государственный университет по землеустройству, Институт русской литературы (Пушкинский дом) РАН, Аксаковский фонд; [подготовка текстов: А. П. Дмитриев, Е. С. Левшина; составление Т. Е. Петрова]. - Москва: ГУЗ, 2016. - 207 с. : ил., цв. ил., портр., факс. - [Хранится в РГБ ].
  • Бегунов, Ю. К. Источники сказки С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» / Ю. К. Бегунов // Русская литература. - 1983. - № 1. - С. 179-187.
  • Войтоловская, Э. Л. С. Т. Аксаков в кругу приятелей-классиков: документальные очерки. - Ленинград: Детская литература, 1982. - 220 с. : ил. - (Школьная библиотека).
  • Гудков, Г. Ф. Незаконченная повесть С. Т. Аксакова «Наташа»: историко-краеведческий комментарий / Гудков Г. Ф., Гудкова З. И. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1988. - 228 с.
  • Карамзин. Пушкин. Гоголь. Аксаковы. Достоевский: биографические повествования / сост. Н. Ф. Болдырев. - 2-е изд. – Челябинск: Урал, 1997. - 479 с. - (Библиотека Флорентия Павленкова).
  • Карданова, М. Детские книги Багрова-внука / М. Карданова // Семья и школа. - 2015. - № 1/2. - С. 68-77. - (Путь книгочея).
  • Корф, О. Б. Детям о писателях. XIX век. Аксаков, Гаршин, Гоголь, Даль, Ершов, Жуковский, Кольцов, Крылов и др. : книга для учителей, воспитателей, родителей / О. Б. Корф. - Москва: Стрелец, 2006. - 46 с. : портр.
  • Кошелев, В. А. Аксаков Сергей Тимофеевич / В. А. Кошелев // Русские писатели: 1800-1917: биобиблиографический словарь. Т. 1: А-Г / гл. ред. П. А. Николаев. - Москва: Советская энциклопедия, 1989. - С. 35-39.
  • Леонова, Т. Г. Русская литературная сказка XIX века в ее отношении к народной сказке: [поэтич. система жанра в ист. развитии] / Т. Г. Леонова. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 1982. - 197 с. - [Хранится в РГБ ].
  • Либединская, Л. Светлая книга: к 200-летию со дня рождения С. Аксакова / Лидия Либединская // Детская литература. - 1991. - №9-10. - С. 52-55.
  • Лобанов, М. П. Аксаков / М. П. Лобанов. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Молодая гвардия, 2005. - 352 с. : л. ил. - (Жизнь замечательных людей: ЖЗЛ).
  • Манн, Ю. В. Семья Аксаковых: историко-литературный очерк / [Юрий Манн; худож. А. Чириков]. - Москва: Детская литература, 1992. - 384 с. - (Люди. Время. Идеи).
  • Машинский, С. И. С. Т. Аксаков: жизнь и творчество / С. И. Машинский; худож. Э. Гинзбург. - Москва: Гослитиздат, 1961. - 543 с.
  • Острогорский, В. П. Сергей Тимофеевич Аксаков: критико-биогр. очерк В. П. Острогорского. - Санкт-Петербург: Н. Г. Мартынов, 1891. - , 131 с., 1 л. фронт. (портр.), 4 л. ил., портр. - [Хранится в РГБ ].
  • Платонов, А. «Детские годы Багрова-внука» С. Т. Аксакова: рецензия / [Ф. Человеков (псевдоним А. Платонова)] // Фабрика литературы: литературная критика, публицистика / Андрей Платонов; [коммент. Н. Корниенко]. - Москва: Время, 2011. - С. 512-514.
  • Покровский, В. И. Сергей Тимофеевич Аксаков: его жизнь и соч. : сб. ист.-лит. ст. / сост. В. Покровский. - Москва: тип. Г. Лисснера и Д. Собко, 1905. - , 158 с. - [Хранится в РГБ ].
  • Святополк-Мирский, Д. П. Аксаков / Д. Святополк-Мирский // История русской литературы с древнейших времен по 1925 год / Д. Святополк-Мирский. - Новосибирск: Свиньин и сыновья, 2006. - С. 282-288.
  • Шаров, А. И. Волшебники приходят к людям: книга о сказке и сказочниках / Александр Шаров; худож. Ника Гольц. - Санкт-Петербург; Москва: Речь, 2015. - 494 с. : ил. - (Дар речи).
    • Из содерж.: Сергей Тимофеевич Аксаков.
  • Якобсон, А. Н. Рисунки А[лександры] Якобсон к сказке С. Аксакова «Аленький цветочек» / А. Якобсон. - Ленинград: Художник РСФСР, 1968. - 25 с. : ил.
  • Яновский-Максимов, Н. М. Последние годы Багрова-внука: С. Т. Аксаков в Абрамцеве / Н. М. Яновский-Максимов. - Москва: Детская литература, 1966. - 215 с. : ил. - (По дорогим местам).
  • Литература о С. Т. Аксакове, его семье и его родине: библиогр. указ. за 1980-2004 гг. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Башк. гос. пед. ун-т, Б-ка БГПУ; [сост.: П. И. Федоров]. - Уфа: Вагант, 2004. - 95 с., л. - [Хранится в РГБ ].
  • Сергей Тимофеевич Аксаков (1791-1859) : биобиблиографический указатель. - Ульяновск: ОБДЮ им. С. Т. Аксакова, 2007. - 32 с. - (Писатели нашего края).
  • Аксаковы: документальный фильм в 3 сериях / режиссёр И. Калядин. - Россия, 2010. - (Дата обращения 1.09.2019)
  • Арензон, Е. Р. Аксаков С. Т. (1791-1859) [Диафильм: Электронный ресурс] / Е. Арензон. - Москва: Диафильм, 1987 (Москва: РГДБ,). - 1 дф. (46 кд.) : ч.-б. - Режим доступа: в залах РГДБ.

Экранизации

  • Аленький цветочек. Мультфильм. Режиссёр Л. Атаманов. СССР. 1952.
  • Аленький цветочек. Художественный фильм. Режиссёр И. Поволоцкая. СССР. 1978.
  • Сказка о купеческой дочери и таинственном цветке. Художественный фильм. Режиссёр В. Грамматиков. СССР. 1991.

Памятники, музеи

  • Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево» : сайт. - (дата обращения: 19.06.2019). - Текст: электронный.
  • Мемориальный дом-музей С. Т. Аксакова [в Уфе] : сайт. - (Дата обращения: 1.09.2019). - Текст: электронный.
  • Музей-заповедник С. Т. Аксакова [в селе Аксакове Бугурусланского района Оренбургской области] : сайт. - (дата обращения: 19.06.2019). - Текст: электронный.
  • Памятник С. Т. Аксакову. Уфа. Скульптор Т. П. Нечаева. 1959.
  • Скульптурная композиция в селе Надеждине Белебеевского района Республики Башкортостан. Автор Ю. И. Устинов. 1991.

Говорил, что в них «правда чувствуется на каждой странице». Самобытный язык произведений, полный «самоцветов народного словаря», и способность изображать природу и человека в одном неразрывном единстве – вот достоинства, благодаря которым его произведения и сейчас читают все – от дошкольников до ученых.

Детство и юность

Сергей Тимофеевич Аксаков родился в имении Ново-Аксаково Оренбургской губернии в 1791 году. Семья принадлежала к старинному дворянскому роду, но была относительно небогатой. У Сережи было двое братьев и 3 сестры. Отец работал прокурором в Земском суде, а мать слыла весьма образованной для того времени дамой, любившей книги и ученые разговоры и даже состоявшей в переписке со знаменитыми просветителями.

Значительное влияние на воспитание мальчика оказали дед Степан Михайлович, «неотесанный и энергичный помещик-первопроходец», а также общество слуг, женская часть которого познакомила маленького Сережу с народными сказками, песнями и играми. Память о том прекрасном мире фольклора, с которым он соприкасался в детстве, – сказка «Аленький цветочек», рассказанная ключницей Пелагеей и записанная много лет спустя по памяти.

В 1799 году Сергея отдают учиться в местную гимназию, позже он становится студентом нового Казанского университета. Первыми произведениями молодого писателя, увидевшими свет, стали стихотворения, написанные в наивном романтическом стиле, которые разместили в рукописных студенческих журналах.


В 1807 году в возрасте 15 лет, так и не закончив университетский курс, Сергей Аксаков переехал в Москву, а оттуда – в Санкт-Петербург. Там он работал переводчиком и состоял в кружке «Беседы любителей русского слова» вместе с , Александром Шишковым и другими ревнителями родного языка. Тогда он писал стихи, по стилю противоречившие его юношеским творениям – к тому времени Аксаков разочаровался в школе романтиков и отошел от сентиментализма. Самое известное его стихотворение – «Вот родина моя».

Позже Сергей Тимофеевич вошел в театральную среду и начал переводить пьесы, а также выступать с литературной критикой в передовых столичных журналах и газетах. В 1827 году Аксаков получил место цензора в Московском цензурном комитете, но лишился его год спустя за то, что пропустил в печать юмористическую балладу В. Проташинского, в которой московская полиция предстала в невыгодном свете.


Сергей Аксаков

К тому моменту писатель уже обзавелся огромным количеством полезных связей и знакомств и смог быстро найти новое место инспектора в Константиновском землемерном училище.

В 1820-е годы дом Аксакова – место сбора литературных деятелей столицы, в которое имели доступ представители разнообразных течений: хотя сам писатель считал себя славянофилом, он не придерживался категоричной позиции и охотно общался с оппонентами. На знаменитые «субботы» в хлебосольный дом Сергея Тимофеевича заходили также известные актеры и композиторы, а в 1849 году у него отмечал свое 40-летие .

Литература

В 1826 году писатель получил место цензора. К тому моменту он уже женился, и семье пришлось переехать в Москву. Аксаковы любили проводить время на природе, а сам Сергей Тимофеевич был еще и страстным охотником, поэтому на лето они уезжали за город.


Усадьба-музей Сергея Аксакова в Абрамцево

В 1837-м умер отец Аксакова, оставив сыну крупное наследство и тем самым подарив возможность сосредоточиться на писательстве, семейных и хозяйственных делах. Литератор купил Абрамцево – поместье в 50 верстах от Москвы, которое сегодня имеет статус музея-заповедника, и обосновался там.

Писал Сергей Аксаков в первое время мало, главным образом короткие статьи и рецензии, но в 1834 году в альманахе «Денница» появляется очерк «Буран», в котором впервые проявились его неповторимый стиль и слог. Получив множество хвалебных отзывов и обретя известность в литературных кругах, Аксаков принялся за «Семейные хроники».


В 1847 году он обратился к естественнонаучным познаниям и впечатлениям и написал знаменитые «Записки об уженье рыбы», а еще через 5 лет – «Записки ружейного охотника», встреченные читателями с восторгом.

«Такой книги у нас еще не бывало».

Так с восторгом писал в рецензии к недавно вышедшему первому тому. Сам писатель мало придавал значения успеху книг – он писал для себя, уходя в творчество от жизненных проблем, включая денежные и семейные неурядицы, которых к тому времени накопилось немало. В 1856 году «Семейная хроника», до этого публиковавшаяся в журналах в виде отрывков, вышла отдельной книгой.


«Детские годы Багрова-внука» относятся к позднему периоду его творческой биографии. Критики отмечают в них неровность повествования, меньшую емкость и лаконичность по сравнению с тем, что Аксаков написал раньше. Приложением к книге вышла сказка «Аленький цветочек» – ее писатель посвятил маленькой внучке Ольге.

В это же время выходят ««Литературные и театральные воспоминания», полные интересных фактов, цитат и картин из жизни современников, но имеющие меньшее литературное значение по сравнению с художественной прозой Сергея Тимофеевича. Перу Аксакова также принадлежат рассказы о природе, рассчитанные на маленьких читателей – «Гнездо», «Знойный полдень», «Начало лета», «Ледоход» и другие.


О писателе говорили, что всю жизнь он духовно рос вместе с веком. В своих произведениях Аксаков не стремился к гневному обличению крепостничества: он просто правдиво показывал все стороны жизни жителей русской усадьбы того времени, даже самые темные и неприятные, но при этом был далек от революционных мыслей и тем более от того, чтобы вкладывать их в голову читателя.

Некоторые критики, например, Н. А. Добролюбов, ставили ему это в вину, но, будучи по характеру терпимым и чутким человеком, Аксаков не стремился насаждать свое мнение и предпочитал просто честно изображать то, что видит вокруг.

Личная жизнь

В июне 1816 года начинающий литератор женился на Ольге Заплатиной – дочери суворовского генерала от турчанки Игель-Сюмь. После свадьбы пара некоторое время прожила в родительском доме, а потом отец писателя выделил им отдельное имение Надеждино. Оба супруга не отличались талантами в ведении хозяйства, поэтому семья вскоре переехала в Москву.


Сергей Тимофеевич являлся трогательно заботливым отцом для многочисленных детей (по некоторым источникам, их у него было 10, по другим – 14) и готов был брать на себя все заботы о них, даже те, что обычно поручались няням.

Личная жизнь и общение с подросшими отпрысками, особенно сыновьями, сыграли заметную роль в становлении взглядов писателя. Они мало походили на него по складу и темпераменту, но зато унаследовали от отца жажду знаний и терпимость к инакомыслию. В наследниках Аксаков видел воплощение современной молодежи с ее высокими запросами и сложными вкусами и стремился постичь и развить их.


Позже трое детей писателя пополнили ряды видных ученых славянофильского направления: Иван Аксаков стал известным публицистом, Вера – общественным деятелем и автором мемуаров, Константин – историком и языковедом.

Смерть

Сергей Тимофеевич с юношеских лет страдал эпилепсией. Кроме того, с середины 1840-х годов у него начались проблемы со зрением, которые в поздние годы стали особенно мучительными. Работать он уже не мог и последние сочинения диктовал дочери Вере.


В 1859 году писатель скончался в Москве, не успев закончить повесть «Наташа», в которой собирался описать в качестве главной героини сестру Надежду. Причиной смерти стала обострившаяся болезнь, которая перед этим довела писателя до полной слепоты.

Сергея Тимофеевича похоронили на кладбище у Симонова монастыря, а в советские годы прах писателя перенесли на Новодевичье.

  • Сергей Аксаков собирал бабочек и даже пытался их самостоятельно разводить.
  • У писателя было более 20 псевдонимов, под которыми чаще всего выходили его критические статьи. Самые известные из них – Истома Романов и П.Щ.
  • Фамилия Аксаков имеет тюркские корни и восходит к слову, означающему «хромой».

Литографическое фото Сергея Аксакова
  • Театральный спектакль «Аленький цветочек» вошел в Книгу рекордов Гиннесса как самая продолжительно идущая постановка для детей – в 2001 году его сыграли в 4000-й раз.
  • В советское время в именье Аксаковых в разные годы размещались ремесленная школа, детская колония, почта, больница, общежитие для рабочих, общеобразовательная школа-семилетка.
  • Писатель свободно владел тремя иностранными языками – немецким, французским и английским.

Цитаты

Охота, без сомнения, одна охота. Вы произносите это волшебное слово, и все становится понятно.
Старые мехи не выдерживают молодого вина, а старое сердце не выносит молодых чувств.
В человеческом существе скрыто много эгоизму; он действует часто без нашего ведома, и никто не изъят от него.
Да, есть нравственная сила правого дела, перед которою уступает мужество неправого человека.

Библиография

  • 1821 – «Уральский казак»
  • 1847 – «Записки об уженье рыбы»
  • 1852 – «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии»
  • 1852 – «История моего знакомства с Гоголем»
  • 1855 – «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах»
  • 1856 – «Семейная хроника»
  • 1856 – «Воспоминания»
  • 1858 – «Статьи об охоте»
  • 1858 – «Аленький цветочек: сказка ключницы Пелагеи»
  • 1858 – «Детские годы Багрова-внука»
Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Аксакова Сергея Тимофеевича

Родился Сергей Тимофеевич Аксаков в Уфе в 1791 году 1 октября (20 сентября по старому стилю). Детство Сергея прошло в имении под названием Ново-Аксаково в среде патриархальных помещиков. Это оказало глубочайшее влияние на формирование доброжелательного и спокойного миросозерцания Аксакова. Его отец – Тимофей Степанович был простым провинциальным чиновником из небогатой, хотя и старинной дворянской семьи. Мать - Мария Николаевна, урождённая Зубова, была очень образованной для своего социального круга и времени женщиной. Она в юности состояла в переписке с известными русскими просветителями А. Ф. Аничковым и Н. И. Новиковым.

В 1799 году Сергей Аксаков был определен на обучение в Казанскую гимназию, старшие классы которой были преобразованы с 1804 года в первый курс новообразованного в ту пору Казанского университета. Сергей Аксаков стал его студентом. Ещё в годы своей учёбы в университете Аксаков участвовал в издании студенческих рукописных журналов. В них же и появились его первые литературные опусы - стихи в наивно-сентиментальном стиле. Закончив Казанский университет, Аксаков переехал в Санкт-Петербурге, где поступил на службу переводчиком и сблизился с кружком «Беседы любителей русского слова». В этот кружок входили , Александр Семёнович Шишков и другие писатели, придерживавшиеся консервативного направления в литературе, отстаивавшие чистоту классического русского языка. Кружок издавал журнал, где Аксаков печатал свои небольшие рассказы и переводы. 2 июня 1816 года Сергей Тимофеевич обвенчался с Ольгой Семёновной Заплатиной и уехал жить в своё Ново-Аксаково, расположенное в Оренбургской губернии. Там у Аксаковых родился их первенец - Константин. Сергей Тимофеевич настолько привязался к сыну, что практически заменял ему няню. В 1819 году у Аксаковых родилась дочь Вера, ещё один сын Ваня появился на свет в 1823 году. Все дети Аксаковых стали писателями и общественными деятелями, идеологами славянофильства.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


В 1826 году семья Аксаковых перебралась в Москву. Сергей Тимофеевич получил вскоре место цензора, а впоследствии стал инспектором (и директором с 1835 года) в Константиновском межевом институте. На всё лето семья Аксаковых выезжала пожить в пригородные имения, а начиная с 1843 года и вообще они поселились в подмосковном Абрамцеве. Пристрастие Аксакова к охоте привило русскому писателю тончайшее чувство родной природы. Это отразилось в сборнике «Записки об уженье рыбы», изданном в 1847 году и в «Записки ружейного охотника», вышедшего из типографии в 1852. Обе эти «охотничьи книги» создали Сергею Тимофеевичу славу признанного читающей публикой мастера.

Повесть «Семейная хроника» (1856) и, вышедшие двумя годами позже, «Детские годы Багрова-внука» были посвящены описанию жизни трёх поколений дворян из провинции на переломе XVIII и XIX веков. Далёкий от политической борьбы, происходившей в салонах 40-50-х годов XIX века, Сергей Тимофеевич Аксаков просто рассказал о взаимоотношениях господ и мужиков со свойственной ему спокойной невозмутимостью. Он передал уверенность помещиков в справедливости и неизменности крепостнического уклада.

Российская литературная общественность не находила в произведениях Аксакова следов обличения крепостной действительности Российской Империи. Писатель просто правдиво показывал все, даже самые неприятные и тёмные стороны, в усадебном барстве, однако, он не пытался подвести своих читателей к выводу о необходимости перемены старинного жизненного миропорядка. Н. А. Добролюбов, демократический критик, именно это поставил в вину Аксакову, отметив в своей статье о деревенской жизни помещиков, что писатель Аксаков всегда отличался, скорее субъективной наблюдательностью, чем испытующим вниманием по отношению к внешнему миру.

Однако, несмотря на такую критику, дом Аксакова стал центром притяжения для многих деятелей искусства и культуры. На субботние вечера в Абрамцево приезжали выдающиеся литераторы и учёные: Николай Филиппович Павлов, Михаил Петрович Погодин, Николай Иванович Надеждин, Михаил Александрович Дмитриев, Степан Петрович Шевырёв. Друзьями семейства Аксаковых являлись

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса