Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Почему взрывается пропан? Причины и последствия взрыва газового баллона

Вряд ли кто-то будет спорить, что ГБО выгодно. Но насколько оно надежно? Ведь многие слышали, а некоторые даже своими глазами видели последствия пожара на автомобиле с газобаллонным оборудованием. Конечно, причиной не всегда является ГБО, но дополнительные риски для безопасности оно все же несет. Современное оборудование предоставляет определенные гарантии, но стоит порой дороговато, а если обслуживание проводится нерегулярно и не с должным качеством, то исключать взрыв газового баллона в машине невозможно. О том, как обезопасить себя и пассажиров, мы и расскажем.

Используемый газ, будь то пропан или метан, не имеет ни цвета, ни запаха. Не важно, жидкий он или сжатый.

Чтобы можно было почувствовать утечку, в газ добавляют специальные составы – одоранты. Запах можно почувствовать задолго до того, как концентрация газа в воздухе станет взрывоопасной.

Кстати, пропан в этом плане немного опаснее, чем метан, но за счет меньшего давления система на пропане в целом оказывается безопаснее.

Но даже сильно насыщенный газом воздух так просто не воспламенится. Нужна хорошая искра. Поэтому взрывоопасность ГБО нужно рассматривать в комплексе с оценкой состояния других систем автомобиля. Сам по себе газовый баллон не взрывоопасен абсолютно. Толстые стенки не дадут и шанса через них просочиться. Разве только, если баллон «разопрет» по швам.

Статистика упорно говорит о том, что газ не более опасен, чем бензин, и его недостатки не настолько критичны, чтобы отказаться от ГБО совсем. А установки 4-го поколения, управляемые электроникой, вообще считаются безопасными.

Причины взрывов

Большую опасность, конечно, предоставляют агрегаты и соединения ГБО. Или столкновение, хотя запорная арматура с предохранительными клапанами способна минимизировать риск. Тут возможны варианты с превышением давления выше нормы и протечки – со всеми очевидными последствиями.

Давайте рассмотрим, почему взрываются газовые баллоны в машине. Основными причинами являются:

  • низкое качество агрегатов системы и неправильная настройка;
  • утечки из-за микротрещин и коррозии;
  • нарушение герметичности в результате ударных нагрузок;
  • перегрев баллона;
  • перенаполнение свыше нормы.


Особое внимание хочется обратить именно на первый пункт. От качества ГБО и его правильного обслуживания зависит очень многое. Конечно, нельзя пренебрегать элементарными мерами предосторожности при заправке и использовании.

Что делать, чтобы избежать опасности

Если в машине взорвался газовый баллон, то водителю и пассажирам может помочь только чудо. Мгновенно возникший пожар уничтожит всё и всех. Чтобы такого не случилось:

  1. Надо изначально выбирать качественное ГБО и правильного установщика.
  2. Правильные монтаж и тестирование системы, а также ее настройка и обслуживание возможны только в условиях специализированных станций.
  3. Во время заправки важно следить за тем, чтобы залили или закачали «правильный» газ и не более допустимого объема.
  4. Соединения магистралей необходимо регулярно проверять мыльным раствором. Важно соблюдать периодичность обслуживания ГБО.
  5. При появлении запаха необходимо остановиться, выключить двигатель и проветрить салон. Повторный запуск возможен только после выявления причины.

Чтобы не было неприятных ситуаций, нужно ознакомиться с правилами пользования и обращения с газовыми баллонами.

Бытовой пропан является не только источником тсвета и тепла, но и представляет из себя бомбу замедленного дейставия. Мало кто себе представляет что обычный пропановый баллон может нести такую опасность, но если Вы посмотриет на эту картинку то поймете что опасности Вы подвергаетесь каждый день нарушая эти правила:

Давайте разберемся почему взрывается газ? Галвной причиной как и во всех наших бедах являемся мы сами, а именно неправильное хранение и эксплуатация.

Для того что бы пропан "сдетонировал" он должен смешаться с кислородом, поэтому никакого запаха пропана в помещение не должно быть!

А теперь на примерах рассмотрим опасные ситуации:

  • Вскипела вода в кастрюле и случайно затушила пламя, но газ продолжает поступать в помещение, отсюда-взрыв, пожар.
  • Вы заносите в теплое помещение холодный баллон что приводит к резкой смене температур, это в свою очередь повышает внутреннее давление в баллоне, отсюда следствие взрыв.
  • Еще одной причиной являеются микротрещины внутри баллона. Даже если баллон красивый то внутри может таится опасность! Если Вы когда нибудь встряхивали пустой баллон, то наверняка чувствовали шуршание, это конденсат который приводит к коррозии. Отсюда следвие: взрыв, пожар. в этом плане абсолютно безопасны! Там просто нечему ржаветь.
  • Самый банальный случай это перетертые шланги в местах соединения или использование плохой прокладки на редуктор. Газ начнет заполнять пустоты и любая искра приведет к пожару!омедДа
  • Утечка газа из трещины в износившимся, перетертом шланге. Утечка из мест соединения шланга с баллоном или плитой. Газ постепенно заполняет помещение, далее опять-таки любая искра воспламеняет скопившийся пропан. Но в этом случае поможет только ответственность человека!

Тут приведено минимум причин по которым происходят взрывы бытовох баллонов, почти со всеми помогает справиться полимерный баллон, который абсолютно безопасен, и с которым Вы сможете быть спакойны за своих близких и родных!

На пищевых предприятиях применяются разнообразные баллоны (рис. 30), предназначенные для хранения, перевозки и использования сжатых (азот, воздух, кислород, сероводород), сжиженных (аммиак, сернистый ангидрид, диоксид углерода, фреон) и растворимых (ацетилен) газов под давлением 0,6—15 МПа. В связи с этим их взрывы представляют опасность независимо от того, содержат баллоны горючий или негорючий газ.

Pиc 30. Баллоны для сжатых до 15 МПа кислорода, воздуха, диоксида углерода (а), растворенного при давлении до 1,9 МПа ацитилена (6) и сжиженного при давлении до 1,6 МПа пропан-бутана (в):
1— днище; 2 — спорный башмак; 3 — корпус; 4 — горловина; 5 — клапан;
6 — колпак; 7 — пористая масса; 8 — паспортная табличка; 9 — подкладываемые кольца

Причины взрывов можно разделить на общие для всех баллонов, а также на специфические для отдельных из них. К общим относятся: удары или падения баллона, особенно при высоких или низких температурах, так как в первом случае резко возрастает давление в баллоне за счет нагревания содержащегося в нем газа, а во втором — материал, из которого сделан баллон, приобретает свойство хрупкости; переполнение баллона сжиженным газом без оставления свободного нормированного объема около 10% всего объема баллона; нагрев баллона солнечными лучами пли другими источниками, что приводит к увеличению давления в нем выше допустимых значений. В частности, npи повышении температуры с Ш до 50°С заполненного полностью баллона с аммиаком давление в нем возрастает с 0,6 до 62 МПа, что приводит сю к разрыву, так как для аммиачных баллонов допустимее давление 10 МПа; ошибочное использование баллона, например, наполнение кислородного баллона метаном; быстрое наполнение баллона, сопровождающееся резким нагревом газа и, как следствие, увеличение давления, которое при температуре 45°С не должно превышать рабочее более чем на 10 %.
Специфические причины, присущие кислородным баллонам: попадание масла на внутренние области вентиля, применение необезжиренных прокладок, а также замасливание поверхности баллона, так как в результате окисления масла может произойти его воспламенение и взрыв; наличие ржавчины или окалины в баллоне, при движении которых могут возникнуть искры и накапливаться статическое электричество с последующим новообразованием, могущим вызвать взрыв кислорода в баллоне; быстрый отбор газа из баллона, что может вызвать искрообразование в струе кислорода; присущие ацетиленовым баллонам: низкое качество или осадок пористой массы (древесный активированный уголь); недостаток ацетона в баллоне; применение оборудования {редукционных клапанов, трубопроводов), содержащих более 70% меди, при контакте с которой ацетон вступает в химическую реакцию с большим выделением теплоты; быстрый отбор газа из баллона, что может вызвать вынос ацетона, который при расходе ацетилена 1,7 м3/ч и более не должен превышать допустимый, разный 20 г/м3 газа.
Ацетилен в обычных баллонах (без пористой массы) взрывается при давлении более 0,1 МПа. Поэтому для снижения его взрывоопасности и повышения предельного давления заполнения баллонов применяются стальные баллоны заполненные пористой массой, пропитанной ацетиленом. Это позволяет в баллоне объемом 40 дм3 растворять в ацетоне 7,5 м3 ацетилена при давлении 2 МПа.
Взрывы баллонов от ударов, падений предупреждаются путем увеличения их прочности за счет использования специальных материалов и способов изготовления, контроля качества изготовления, снабжения предохранительными колпаками и опорными башмаками, соблюдение?: правил транспортирования и эксплуатации. Для изготовления баллонов применяют бесшовные трубы из углеродистой стили, для баллонов низкого давления (до 3 МПа} допускается применение сварных баллонов.
Для предупреждения взрывов из-за неправильного заполнения или быстрого отбора газа баллоны снабжаются вентилем, через который происходит наполнение и удаление газа. Для защиты вентиля от повреждений он закрывается металлическим колпаком. К вентилю присоединяется редукционный клапан, обеспечивающий отбор газа с более низким давлением, чем в баллоне. Для каждого вида баллонов используются специально предназначенные для содержащегося в нем газа редукционные клапаны. Они имеют 2 манометра, расположенные один — на стороне высокого, а другой—низкого давления. Понизительная камера редуктора снабжена манометром и предохранительным клапаном, отрегулированным на максимальное рабочее давление, предусмотренное для емкости, в которую отбирается газ.
Для предупреждения неправильного использования баллонов, предназначенных для разных газов, вентили имеют разную резьбу (для кислорода и инертных газов — правую, горючих — левую, а для ацетона — хомут), что исключает присоединение к ним редукционных клапанов. Кроме того, баллоны маркируются, т.е. окрашиваются в разный цвет, снабжаются соответствующими надписями и полосами.
Таблица 8



Маркировка баллонов, наиболее широко применяемых на пищевых предприятиях, приведена в табл. 8.
Для предупреждения перегрева при хранении баллонов на открытом воздухе они должны быть защищены от солнечных лучей, а также от воздействия атмосферных осадков. При эксплуатации в помещениях баллоны не должны располагаться на расстоянии менее 1,5 м от отопительных приборов и газовых плит и менее 5 м от печей и других источников открытого огня.
Для обеспечения и контроля нормального состояния баллонов они освидетельствуются на заводах, заполняющих их газом.
При эксплуатации баллонов не допускается их полное опорожнение. Если остаточное давление в баллонах меньше 0,05 МПа, а для ацетиленовых—не менее 0,05 и не более 0,1 МПа, они не принимаются заводом для наполнения.
Баллоны, особенно наполненные газом, вследствие значительной массы могут явиться причиной травм из-за падения на обслуживающий персонал. Поэтому должны соблюдаться установленные меры предосторожности при хранении, транспортировании и эксплуатации баллонов.

в) механические удары, могущие повредить стенки сосуда.

В качестве топлива для отопительных установок, для газовых горелок, используемых в строительстве при кровельных работах, сварочного оборудования, бытовых кухонных газовых плит используют пропан. Также, пропан может использоваться в качестве хладагента систем кондиционирования и холодильных установок.

Пропан является органическим веществом, это углеводородный малотоксичный , пожароопасный и взрывоопасный газ, не обладающий запахом и цветом, который может оказывать наркотическое воздействие на живые организмы при вдыхании.

Пропан бесцветен и не имеет запаха. По температурным показателям, при нормальных условиях, пропан имеет температуру кипения -42,1 C°, температуру заморозки -188 C° и температуру самовозгорания 466 C°.

Взрывоопасные смеси пропана с атмосферным воздухом образуются при концентрации пропана от 2,1% от объёма помещения. Если в помещении произошла утечка пропана, то газ будет скапливаться возле пола – если концентрация пропана в воздухе не достигла критичной – рекомендуется устранить утечку (закрыть вентиль на баллоне или выключить газовую плиту) и хорошо проветрить помещение. Взрывоопасным давлением для пропана является давление 4,27 МПа и выше.


Наряду с природным газом очень часто применяют сжиженный газ в баллонах. Значительная часть пожаров в жилых домах - следствие взрыва баллонов из-за недопустимого нагрева внутри него, при котором нарастает давление и происходит взрыв. Нередко к этому приводит попытка ликвидировать обледенение запорно-регулирующего устройства (в зимнее время), применение открытого огня.

сжиженным газом необходимо:

Газовые баллоны устанавливать внутри жилого помещения там, где установлены и газовые приборы (не более одного баллона вместимостью до 50 л. или не более 27 л. каждый), а также снаружи жилого помещения;

Запасные баллоны запрещается даже временно хранить в кухне, коридорах, проходах, на путях возможной эвакуации людей в случае пожара;

Неисправные газовые баллоны необходимо сдать в мастерскую , осуществлять ремонт своими силами категорически запрещается;

Газовый баллон должен быть расположен внутри дома на расстоянии 1 метра от плиты, не менее 1 метра от радиаторов отопления, не менее 2 метров от топочной дверцы печи;

При обнаружении запаха газа в помещении необходимо:

Выключить конфорки газовой плиты, перекрыть кран на газопроводной трубе;

Не допускать включение и пользование газовыми приборами малолетними детьми и лицам, незнакомым с устройством газовых приборов;

При нагревании на газовых плитах больших емкостей с широким дном необходимо пользоваться специальными конфорочными кольцами;

После окончания пользования газовой плитой все краны на распределительном щитке плиты и кран на газовой подводящей трубе должны быть закрыты.

Во избежание несчастных случаев воспрещается:

Заносить газовые баллоны с холода в теплое помещение – может привести к взрыву;

Открывать кран на газопроводе перед плитой, не проверив, закрыты ли все краны на распределительном щитке;

Снимать конфорку и ставить посуду непосредственно на горелку ;

Стучать по кранам, горелкам и счетчикам твердыми предметами, а также поворачивать ручки кранов клещами или ключами;

Самостоятельно ремонтировать плиту или газопроводящие трубы;

Привязывать к газовым трубам, плите, крану веревки, вешать на них белье и другие вещи для просушки ;

При проверке показаний газового счетчика освещать циферблат свечой, зажженной спичкой;

Зажженные газовые приборы оставлять без присмотра, в том числе и на ночь;

Пользоваться газовой плитой и газовой колонкой для обогрева и тем более для отопления помещения не допускается.

Транспортировать баллоны с газом надо с надетыми предохранительными колпаками, ас горючими газами – с колпаками и заглушками. Во время перевозки баллонов в автомобилях, автокарах и на других средствах рессорного транспорта в горизонтальном положении между баллонами устанавливается прокладка из деревянных брусьев с вырезанными гнездами или из резиновых колец толщиной не менее 25 мм. При этом вентили баллонов укладываются в одну сторону.

При перевозке баллонов в вертикальном положении в специальных контейнерах или без них должны быть установлены прокладки между баллонами и ограждения от возможного падения.

Во время погрузки и разгрузки бросать баллоны и ударять их о твердые предметы не допускается.

Не допускается совместное хранение баллонов с кислородом и баллонов взрывоопасных смесей.

Баллоны с ядовитыми газами хранят в специальных закрытых помещениях.

Хранение газовых баллонов на складе производится в вертикальном положении , в специальных гнездах с небольшим наклоном во избежание их падения.

Газовые баллоны: окраска, надписи, маркировка:





На верхней сферической части баллона должны быть отчетливо выбиты данные о баллоне:
1. Номер баллона
2. Клеймо испытательного пункта (диаметр 12 мм)
3. Товарный знак изготовителя
4. Рабочее давление (кгс/см 2)
5. Фактическая масса порожнего баллона, кг
6. Клеймо ОТК завода-изготовителя (диаметр 10 мм)
7. Вместимость, л
8. Пробное гидравлическое давление, (кгс/см 2)
9. Месяц и год изготовления (IV-1999) и год следующего (2004) освидетельствования
10. Месяц и год проведенного (IV-2004) и год последующего (2009) освидетельствования

На баллонах для ацетилена, кроме того , должны быть указаны:


М III-99 - дата (месяц и год) наполнения баллона пористой массой
III-01 - месяц и год проверки пористой массы
- клеймо наполнительной станции

Клеймо диаметром 12 мм, удостоверяющее проверку пористой массы



Отбраковка баллонов:

Также баллоны не допускаются к использованию, если:

РЕДУКТОР:

при полностью вывернутом регулировочном винте газ проходит в рабочую камеру

повреждена резьба накидной гайки

неисправен один или оба манометра

давление в рабочей камере после прекращения подачи газа повысилось

МАНОМЕТР:

отсутствует пломба или клеймо с отметкой о проверке

истек срок проверки

стрелка при отключении манометра не возвращается к нулю на величину больше половины допускаемой погрешности

разбито стекло или имеются другие повреждения, которые могут отразиться на правильности показаний

ВЕНТИЛЬ:

отсутствует заглушка штуцера

наличие следов масла , жира, пыли

не проворачивается маховичок

наблюдается утечка газа

Запрещается расходовать газ из баллона полностью! Остаточное давление должно составлять не менее 0,05 МПа (0,5 кгс/см2)

Остаточное давление в ацетиленовых баллонах должно быть не ниже следующих значений:

Схема устройства и работы редуктора:




Нерабочее положение редуктора (газ не проходит)
1. Накидная гайка для присоединения редуктора к штуцеру вентиля
2. Манометр высокого давления
3. Обратная пружина
4. Манометр низкого давления (рабочий)
5. Предохранительный клапан
6. Ниппель для присоединения шланга
7. Мембрана для прорезиненной ткани
8. Нажимная пружина
9. Регулировочный винт
10. Рабочая (низкого давления) камера
11. Редукционный клапан
12. Камера высокого давления
- Газ



Положение частей редуктора при прохождении

Вы всё ещё пользуетесь металлическим газовым баллоном? Скорее замените его на безопасный и современный полимерно-композитный аналог!

Металлические газовые баллоны - это вчерашний день. Тяжелые, неудобные в эксплуатации, подверженные коррозии, и, наконец, взрывоопасные! Напротив, современные полимерно-композитные газовые баллоны отличаются малым весом, привлекательно выглядят, удобны в эксплуатации. Благодаря абсолютной химической инертности материала, из которого они изготовлены, такие баллоны совершенно не подвержены коррозии, а сам корпус баллона при нагревании до высоких температур становится мембраной через которую могут проходить малые порции газа недостаточные для взрыва, что делает его эксплуатацию абсолютно безопасной. Кроме того, стенки полимерно-композитного газового баллона прозрачны, поэтому уровень газа в них можно контролировать визуально, что очень удобно: видно, что газ заканчивается, и баллон пора заменить.

Тем не менее, многие потребители боятся покупать газовые баллоны. Давайте разберёмся, что может стать причиной их взрыва, и как этого избежать. Собираясь , необходимо раз и навсегда запомнить несколько простых закономерностей, которым подчинена их эксплуатация.

Итак, газовый баллон может взорваться, если:

  1. Нарушены правила его заправки . В основном это актуально для морально устаревших металлических газовых баллонов, в которых невозможен визуальный контроль количества заправленного газа. И если заполнить такой баллон газом доверху, особенно в холодном помещении или на улице в холодное время года, то при попадании в тепло газ внутри баллона также нагреется и сильно расширится. И если в баллоне нет свободного места, баллон от резкого повышения давления внутри может взорваться.

    К счастью, с полимерно-композитными газовыми баллонами возникновение такой ситуации невозможно. Во-первых, уровень газа в баллоне, благодаря прозрачным стенкам, можно контролировать на глаз. Важно лишь соблюдать при заправке баллона простые правила: при заправке баллона ориентироваться на его вес, а не на литраж, и не заполнять баллон более чем на 80% ёмкости. В нашем баллоне есть специальное приспособление, которое исключает закачку избыточного газа. Заправку нашего баллона даже не нужно контролировать-закачать избыточный газ просто невозможно.

  2. Газ неправильно смешан . Нередко в баллонах с целью экономии используется не дорогостоящий пропан, а его смесь с более дешевым бутаном. Однако следует помнить, что у этих газов разная рабочая температура. И если бутан при температуре ниже нуля перестаёт работать, то пропан способен гореть даже в сильный мороз. Поэтому в холодное зимнее время пропорции пропана и бутана в газовой смеси должна составлять 9:1. Летом же эти газы допустимо смешивать и поровну - смесь будет гореть исправно. Неправильные пропорции газов в смеси могут стать причиной взрыва.

Ещё одним важным пунктом, о котором следует помнить при эксплуатации газового баллона, является удаление из него конденсата.

В прозрачных полимерно-композитных баллонах иногда можно заметить, что на дне баллона ещё что-то есть, но оно не горит. Это - газовый конденсат, и перед очередной заправкой баллона его необходимо тщательно удалить. Делать это должны специалисты, строго в условиях специализированных станций по обслуживанию газовых баллонов, но никак не в домашних условиях.

Если тщательно придерживаться этих правил, эксплуатация газового баллона будет простой и безопасной для каждого. Тем более - полимерно-композитного баллона, разработанного с учётом высочайших современных стандартов безопасности, принятых в мире.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса