Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Взаимоотношение культуры с климатом. Влияние культуры на природу

Страна Япония

Япония состоит из четырех основных островов и множества маленьких, общей площадью более 377 тыс. кв. км. Столица страны Токио - очень современный и оживленный город. Вместе с пригородами он образует мегаполис, в котором проживает около трети всего населения Японии, поэтому плотность населения Токио и пригородов во много раз превышает плотность населения остальной страны. Большую часть Японии занимают горы, представляющие собой великолепное зрелище, некоторые из них являются действующими вулканами. Гора Фудзи - самая высокая в Японии, она известна своим симметричным силуэтом.

Климат Японии

Когда вы собираетесь в чужую страну, нужно знать ее климат. Японские острова лежат в северо-восточной части зоны муссонов. Климат преимущественно мягкий, хотя может очень сильно меняться в зависимости от того, в какой части страны вы находитесь. Лето жаркое и влажное, где-то в середине июля начинается сезон дождей, обычно длящийся месяц. Зима тоже теплая и солнечная, за исключением только севера страны. Но самыми лучшими для посещения Японии временами года являются, без сомнения, осень и весна.

Если вам удастся попасть на праздник цветения сакуры хана-мацури в апреле, продолжающийся, правда, всего несколько дней, вам представится прекрасная возможность лучше понять японцев, считающих, что истинная красота может быть лишь так же мимолетна и преходяща, как цветение сакуры. А осенью лучше всего посетить старинный город Киото, в котором расположены более тысячи буддистских храмов и синтоистских святилищ. Утопающие в зелени, осенью становящейся красновато-золотистой, они представляют собой неописуемо прекрасное зрелище.

Люди Японии

Перед поездкой в Японию хорошо было бы проникнуться культурой и обычаями населения этой страны. Плотность населения Японии одна из самых высоких в мире - 330 человек на кв. км, и это с учетом того, что большую часть страны занимают горы, мало пригодные для проживания. Огромное влияние на культуру Японии оказал Китай, в частности японская письменность представляет собой измененную и упрощенную китайскую письменность. Практически до 19 в. Япония была почти полностью изолирована от внешнего мира, что сильно сказалось на самобытности и уникальности японской культуры. Даже сейчас Япония остаётся достаточно закрытой страной. К иностранцам японцы относятся приветливо, но несколько снисходительно.

Религия Японии

Как ни одна другая страна мира, Япония очень лояльна к самым различным религиям. Одной из самых распространенных религий, завезённой, как и многое другое, из Китая, является буддизм. Буддизм - это не просто религия, это искусство, философия и общественные организации. Большинство японцев считают себя членами одной из множества буддистских школ.

Исконно японской религией является синтоизм, основанный на мифах, легендах и поклонении природе. Синтоизм считает, что всё, что есть на земле, в небе и в воде, а также все природные явления имеют в себе божественный дух. Этих духов и божеств очень много, и у каждого из них своё имя. В Японии можно, например, идти по лесу и увидеть камень, окруженный специальной веревочкой, указывающей, что этот камень священен.

В этих условиях этническая культура остается важнейшей ча­стью адаптивного механизма, так как в жизни индивида возможен переход из одной социальной группы в другую, из одного госу­дарства в другое, но при этом человек не может оторваться от своих этнических корней, которые заставляют его видеть мир так, а не иначе и вести себя соответствующим образом.

Исходной точкой и основным признаком формирования этни­ческой культуры является возникновение у группы людей общих интересов, которые осознаются ими как потребности, принуж­дающие их жить и действовать коллективно. Важной характери­стикой таких потребностей служит то, что они выражают общий коллективный интерес, содержательно превосходящий механиче­скую сумму индивидуальных интересов членов этого сообщества. Потребности такого рода представляют собой особые межинди­видуальные интересы и могут быть удовлетворены путем совме­стных действий всего коллектива. В этнологических, историче­ских, социологических, культурологических исследованиях такие потребности оцениваются как служащие интересам жизнеобеспе­чения и сохранения общности.

В то же время всякое локальное историческое сообщество жи­вет в конкретном природно-историческом окружении, обстоя­тельствах места и времени, адаптация к которым является неотъемлемым условием его существования. Этот процесс непрерывной адаптации и работы по удовлетворению коллективных потребно­стей в конкретных сложившихся обстоятельствах позволяет чле­нам этого сообщества накопить специфический культурный опыт, выражающийся в особых формах деятельности и взаимодействия и отличающийся от такого же рода опыта других сообществ. Если коллективные потребности большинства людей, составляющих локальные сообщества, психологически сравнительно единооб­разны, то условия их удовлетворения всегда более или менее раз­личаются. В итоге это ведет к формированию уникальных куль­турных комплексов, специфичность которых повышается от по­коления к поколению за счет естественной аккумуляции культур­ных отличий, складывающихся в процессе создания людьми сво­его искусственного окружения.

Вместе с тем культурный опыт всякого сообщества по своему содержанию необычайно велик и эмпирически многообразен. Ни один человек, каким бы культурным опытом он ни обладал, не в состоянии освоить его в объеме, равном культурному опыту всего сообщества. Поэтому отдельные индивиды осваивают и исполь­зуют лишь часть культурного опыта общества, которая им необ­ходима в практической жизнедеятельности. Большинство же ос­тальных составляющих своего культурного опыта человек усваи­вает в опосредованном виде. И эти составляющие можно опреде­лить как ценностные ориентации, отличающие культуру данного сообщества.

Несмотря на всю важность ценностных ориентации в детерми­нации общих черт культурного мироощущения сообщества, они нуждаются в более или менее систематизированных приемах и формах применения, т.е. в практических стереотипах поведения, отвечающих повседневным нуждам и потребностям людей. Это происходит в форме постоянной корректировки норм и стандар­тов деятельности и формирования в результате этого соответст­вующих образов жизни и картин мира, характерных для конкрет­ного этнического сообщества. В этом смысле образы жизни и кар­тины мира представляют собой наиболее типичные, широко рас­пространенные в сообществе устойчивые наборы, совокупности стандартов действительности, взаимодействия, поведения, пред­ставлений и т.п. Эти типичные проявления культуры сосуществу­ют с маргинальными, экстравагантными и новационными прояв­лениями. Однако именно устойчивые поведенческие установки в наибольшей мере характеризуют специфику этнической культуры.

Исследуя процессы жизнедеятельности современных этносов, ученые-этнологи констатируют, что сфера их этнической специ­фичности неуклонно уменьшается: в одних областях жизни быстрее, в других медленнее она уступает свое место интернационально-стандартным моделям. При осмыслении этого процесса культурного развития отечественная этнологическая мысль пришла к выводу о необходимости методологического разграничения понятий «этническая культура» и «культура этноса».

Разделение понятий «этническая культура» и «культура этноса» порождено тем обстоятельством, что для своего существования и воспроизводства большинство народов мира в настоящее время не может обходиться только этнически специфичными способами жизнедеятельности, сложившимися в условиях натурального жиз­необеспечения. Их современное существование стало интегриро­ванным, национально взаимозависимым. В изучении этого процес­са понятие «этническая культура» акцентирует внимание исследо­вателей только на этнической специфике свойственных этнической общности культурных явлений. В этом отношении этническая куль­тура представляет собой совокупность этнодифференцирующих и этноинтегрирующих характеристик данной культуры обеспечива­ют, которые, с одной стороны, единство каждого отдельного этно­са, а с другой - передачу этого единства от поколения к поколению. Этническая культура проявляется буквально во всех областях жиз­ни этноса: в языке, воспитании детей, одежде, устройстве жилища, рабочего места, домашнем хозяйстве и, конечно, в фольклоре.

На формирование этнической культуры оказывают влияние природные условия, язык, религия, а также психический склад этноса. Важным элементом этнической культуры является само­название народа (этноним).

Географическая (природная) среда - непременное условие воз­никновения этноса и его функционирования. Культура каждого этноса развивается не только во времени, но и в пространстве, образуя локальные варианты, выражающиеся в отдельных разли­чиях в материальной и духовной сферах культуры. Приметы воз­действия природных условий можно обнаружить в самых разных областях этнической культуры, начиная с орудий труда, предме­тов быта и кончая самими этнонимами.

Так, климат во многом определяет особенности одежды и жи­лища, виды возделываемых сельскохозяйственных культур, от не­го зависят и средства транспорта. Состав местной растительности определяет материал жилища и его виды и вместе с особенностя­ми фауны сказывается на специфике повседневной жизни и куль­турно-хозяйственном развитии тех или иных народов. Так, не случайно индейские цивилизации Мезоамерики развивались ме­нее динамично, чем европейская. Одной из причин этого было отсутствие в Америке животных, которые могли бы после одо­машнивания стать рабочим скотом.

Характерные особенности географической среды (климата, почвы, рельефа, флоры, фауны и т.д.) оказывают также опреде­ленное влияние на формирование духовной культуры этноса и его психический склад, что выражается в формирующихся стереоти­пах поведения, привычках, обычаях, обрядах, в которых прояв­ляются черты быта народов. Этносам тропического пояса, на­пример, незнакомы многие обряды, характерные для жителей умеренного пояса и связанные с сезонными циклами земледельче­ских работ.

Находит отражение географическая среда и в этническом са­моназвании. Именно ландшафты этнической территории ассо­циируются в сознании людей с «родной землей». Некоторые эле­менты ландшафта либо в виде зрительных образов (береза у рус­ских, сакура у японцев), либо в сочетании с топонимикой (река Волга у русских, гора Фудзи у японцев) становятся своего рода символами этнической принадлежности. Иногда и этнонимы прямо связаны с географической средой: береговые чукчи назы­вают себя «морские жители».

Хозяйственные традиции народов, формирующиеся в непо­средственной связи с природными условиями, очень устойчивы. Например, перебравшиеся в Калифорнию армяне-земледельцы и там занимаются земледелием: традиционным садоводством и ви­ноградарством.

Влияют природные условия и на историческую судьбу народа. Так, островное положение этноса способствует развитию кораб­лестроения, рыболовства, мореплавания. Такие этносы защищены своим положением от нападений врагов. Этими условиями во многом объясняется важное место Англии и Японии в современ­ном мире.

В формировании каждой этнической культуры, как мы уже от­мечали, важную роль играет язык этноса, который способствует прежде всего формированию чувства групповой идентичности. Общий язык поддерживает сплоченность этнической группы, причем между людьми, говорящими на одном языке, почти авто­матически возникают взаимопонимание и сочувствие. В языке находят отражение общие знания людей о традициях, сложив­шихся в данной культуре, в нем опосредованно материализуется историческая память. И наконец, язык как элемент культуры уча­ствует в процессе приобретения практического опыта людьми, особенно членами одной этнической группы. Преимущественно благодаря языкам современная этническая картина мира отлича­ется такой пестротой и разнообразием. Сегодня в мире насчиты­вается свыше 2 тыс. живых языков: от бесчисленных племенных языков, на которых говорят иногда лишь десятки человек, до национальных языков, которыми пользуются многие миллионы лю­дей. В этнолингвистике принято выделять несколько языковых семейств (индоевропейская, семито-хамитская, кавказская, драви­дийская, уральская, чукотско-камчатская, конго-кордофанская, нило-сахарская, койсанская, китайско-тибетская, тайская, австро-азиатская, эскимосо-алеутская). Среди них основной является ин­доевропейская, включающая в себя около 100 различных языков, на которых говорят почти 150 народов, живущих во всех частях света. Свыше 60% населения нашей планеты говорит на десяти наиболее распространенных языках.

Каждый народ создает свою картину мира на основе своего языка. Именно поэтому народам бывает так трудно понять друг друга. Конечно, народам, говорящим на родственных языках, это сделать проще (хотя, разумеется, этнические контакты зависят не только от этого), чем тем этносам, языки которых слишком силь­но отличаются друг от друга. Так, для народов индоевропейской языковой семьи понятие «прогресс» расшифровывается как раз­витие, ускоренное движение вперед. В китайском языке соответ­ствующий иероглиф обозначает «движение вовнутрь», к центру.

Общеизвестно значение религии в формировании этнической культуры. Например, нынешнюю Бельгию населяют два народа: фламандцы, говорящие на одном из германских языков, и валло­ны, чей родной язык - французский. Это рождает массу проблем, но хотя оба этноса пользуются определенной автономией, нет ос­нований полагать, что Бельгия когда-нибудь распадется. Слиш­ком крепка их связь, и важнейшей частью этой связи является об­щая религия - католицизм. Общеизвестен факт, что решением Венского конгресса 1815 года Бельгия была отдана под власть гол­ландского короля. Однако уже через 15 лет бельгийцы - и фла­мандцы и валлоны - восстали и отделились. Хотя фламандцы по языку куда ближе к голландцам (их языки взаимопонятны), чем к валлонам, общие экономические интересы, общая история и рели­гия объединяли их с валлонами, и все это вместе предопределило их выбор.

Хорошо известен и другой пример. То, что хорваты и сербы, говорящие на одном и том же языке, тем не менее являются раз­ными народами, во многом вызвано различиями в религии: хор­ваты - католики, сербы - православные. Отсюда разные культу­ры, отсюда ориентация хорватов на Западную Европу, а сербов - на Россию, отсюда давняя вражда между сербами и хорватами.

Сегодня говорят о едином арабском мире, в состав которого входят многочисленные этносы, но они говорят на диалектах и наречиях одного арабского языка, который когда-то принесли сюда завоеватели-арабы вместе с новой религией - исламом. Именно эта религия стала мощнейшей объединительной силой, а арабский язык лег в основу формирования этих культур.

Важным элементом этнической культуры является название эт­носа, причем сам народ называет себя совсем не так, как его назы­вают соседи. Например, мы себя называем русскими. А маленький народ саамов, живущий на Крайнем Севере, называет русских «карьеле», латыши - «криеви», финны и эстонцы - «вене», турки -«казак». Этнографам понятно, откуда взялись эти названия. У саа­мов это название связано с карелами, ближайшим к ним соседним народом, латыши помнят своих ближайших соседей-славян в стари­ну, племя кривичей. Эстонцы же и финны, судя по всему, перенесли на русских имя древних славянских племен Прибалтики - венедов. А для турок исторически представителями России были казаки.

Гораздо сложнее вопрос, откуда берутся самоназвания этно­сов. Имя становится нужным этносу, когда он уже прошел опре­деленный путь своего формирования и развития. Ведь имя - это выражение того факта, что члены этноса осознали, почувствовали себя одним из народов.

Долгое время все человечество делилось в глазах людей на две части: собственное племя и все остальные, причем «мы» - это люди, а «они», все остальные племена без различия, были не-люди. Часто первобытные племена вообще не имели самоназваний, как, напри­мер, у папуасов до XIX века. Все племена Новой Гвинеи получили имена от европейцев, причем население одного района, отказав­шееся креститься, получило от неудачливого миссионера имя «намау», что значит «глупые». Сами папуасы объясняли такое по­ложение вещей очень просто: названия нужны другим племенам, чтобы отличать их друг от друга, а про себя и так все ясно - люди.

Итак, очень много этнонимов восходит к этому понятию «люди». Именно это означало когда-то «дейч» - немец, «дене» -индейцы навахо. «Тюрк» происходит от слова, означающего «человек».

Важным этапом на пути формирования этнонимов служит по­явление перед словами «человек» или «люди» определения «настоящий». Это очень большой шаг вперед в осознании своего места в мире, другой шаг в этом направлении - признание факта, что другие племена тоже составляют часть человеческого рода.

Многие имена означают «друг», «товарищ», «союзник». Так, имя предков осетин - аланы. Это слово и сегодня у некоторых кавказских народов означает «друг».

Есть имена, означающие «чужой» и «враг», именно это, на­пример, означает имя коряков.

Очень давно народы стали получать имя по стране, в которой они живут. Страна же, в свою очередь, получала это имя от другого, более древнего народа, когда-то жившего здесь. Так, давно нет народа виталов, живших когда-то на юге Апеннинского полу­острова, но столкнувшиеся с ними греки назвали по их имени весь полуостров Италией; отсюда и имя итальянцев.

Даже особая деталь одежды может стать именем народа: «каракалпаки» - «черные шапки».

Иногда именем становится название занятия. Бхилы в Индии - лучники, тахтаджи в Турции - лесорубы.

Отражается в имени народа и характер местности, на которой он живет. Так появилось название одного из славянских племен -дреговичей, живших в болотистой местности («дрегва» - трясина, болото).

Нередко народ или часть народа принимает имя своего вы­дающегося вождя. Татаро-монгольский хан Ногай правил в конце XIII века землями от Дуная до Кавказа, сорок лет его воинских успехов привели к тому, что появился целый народ с именем но­гайцев. Огузов, вторгшихся в Иран и Малую Азию в XI-XII ве­ках, вели вожди из рода Сельджуков, и этот народ стал зваться турками-сельджуками. Позже во главе этого народа встал род Османов, и появились турки-османы.

Путей образования этнонимов очень много, но в любом слу­чае их появление знаменует собой завершение формирования этноса и его этнической культуры. С этого момента принятое народом имя перестает быть простым обычным словом, оно становится символом.

Важным элементом этнической культуры является «душа наро­да», которую еще называют национальным характером или психи­ческим складом этноса. Мы не будем говорить о составных частях этого элемента культуры (это было сделано выше). Отметим лишь, что нельзя абсолютизировать характер отдельных этнических общностей. Хотя легко заметить, что, например, такое свойство, как трудолюбие, в силу специфики социально-экономических, гео­графических и других условий проявляется у разных народов не­одинаково. Этносы могут различаться аккуратностью и пункту­альностью (пунктуальность, высокоценимая немцами или гол­ландцами, сравнительно мало значит в Испании и еще меньше в странах Латинской Америки).

Характер этнической общности, как и отдельной личности, про­является главным образом в действиях. Поэтому он обнаруживает­ся и в отдельных памятниках материальной культуры, и в различ­ных видах народного искусства, и в обычаях, и в речи, и в языке.

Национальный характер не является чем-то застывшим, его особенности определяются исторически. Так, среднего немца в середине XVIII века представляли себе как человека добродушного и терпеливого, и только в середине и конце XIX века стали го­ворить о немецкой сверхпунктуальности и точности.

Национальный характер существует, но он не наследуется от предков, а приобретается в процессе воспитания. Гораздо сильнее он проявляется в тех случаях, когда действуют не отдельные пред­ставители определенного народа, а целые их группы, причем да­леко не каждый член этноса может считаться обладателем типич­ного национального характера.

Еще Л.Н. Толстой в «Войне и мире» писал о французской и рус­ской храбрости. Если французы всегда стремились сделать храб­рость как можно более картинной и эффектной, русский человек делал свое дело, ничего при этом не говоря. Немецкая храбрость, в свою очередь, отличается и от французской, и от русской. Так, стойкость немецких солдат, выполняющих приказ своего началь­ника, у ряда народов вошла в поговорку, но без приказа они не обязаны быть храбрыми. Можно, наконец, отметить итальянскую храбрость - полную противоположность немецкой. Итальянская армия в Первой и Второй мировых войнах зарекомендовала себя далеко не лучшим образом. В то же время итальянские партизаны показывали чудеса героизма. Поэтому иногда говорят, что немец­кая храбрость сильнее всего проявляется, когда опирается на дис­циплину, итальянскую же храбрость такая дисциплина сковывает.

Помимо горизонтального членения этнической культуры рас­сматривается также ее вертикальное деление. В этом случае в ней выделяются два уровня: традиционно-бытовой и профессио­нальный.

Традиционно-бытовая культура - это обыденная жизнь людей. На этом уровне человек удовлетворяет свои физические потреб­ности, потребность в общении и т.д. Он ест, одевается, обставляет свой дом, читает книги и газеты, слушает музыку, отдыхает после работы, воспитывает детей. Именно здесь, в семье, человек с са­мого детства впитывает в себя этнические стереотипы, которые и делают его представителем определенного этноса.

Профессиональная культура - это искусство, наука, литерату­ра, философия, теология и т.д. Все эти сферы также довольно тес­но связаны с этничностью и призваны уже не спонтанно, а на соз­нательном уровне служить своему народу, сохранять и развивать его этническую культуру. Для искусства и литературы эта функ­ция более важна, чем для философии, теологии или науки, хотя и в них есть этноспецифические черты. Очень важную роль играет фольклор, но только если он соответствующим образом осмыслен в профессиональной культуре.

Роль профессиональной культуры возрастает в современных условиях, в связи с развитием СМИ и различных культурных учреждений. И здесь очень велика роль государственных и общест­венных организаций, которые должны поддерживать культуру своего народа. Но даже если государство не проводит политики поддержки культуры, как это было в СССР (создавая лишь види­мость деятельности), с ростом технических возможностей общест­ва идет уменьшение контроля со стороны государства. И если в государстве нельзя высказаться через профессиональную культу­ру, этнические элементы культуры опускаются в менее доступные контролю государства слои традиционно-бытовой культуры - так появляются анекдоты, частушки и т.д.

Современному этапу жизнедеятельности этнических общностей более соответствует понятие «культура этноса», предпола­гающее совокупность всего спектра культурных явлений, необхо­димых для существования общества, без учета этнической специ­фики. Действительно, трудно себе представить такой современ­ный народ, жизнедеятельность которого базировалась бы исклю­чительно на этнически своеобразных основаниях. Вполне очевид­но, что чем более цивилизован народ, тем более необходимы ему самые передовые достижения других культур. Таким образом, ре­альной чертой современной этнокультурной действительности выступает не этническая культура народа как комплекс этноспецифических черт, а культура этноса как совокупность культурных явлений, необходимых народу для его жизнедеятельности. Однако в структуре культуры даже самых цивилизованных народов все же обнаруживается значительное число этноспецифических элемен­тов культуры, причем одни слои сохраняют в своем образе жизни значительный отпечаток этнического своеобразия, а другие его почти совсем лишены.

Географическая среда, те или иные природные условия влияют на то, что называют этническим, или национальным характером.

Длительное многовековое пребывание народа в определенной местности отражается, конечно, не только на его экономике, материальной и духовной культуре, но также и на обычаях, психическом складе, менталитете.

К примеру, горцы в обыденной жизни, по общему мнению, бывают более замкнутыми и молчаливыми, чем жители равнин (хотя встречаются и очень говорливые горцы). Это вполне понятно и объяснимо: в горах обычно людям приходится поневоле жить небольшими замкнутыми группами, и возможность общения между ними здесь ограничена.

Различия в манере поведения между южанами и северянами казались заметными еще в глубокой древности (таким различиям придавалось даже преувеличенно большое значение). В наше время такие различия наглядно проявляются у жителей нашей страны. Например, горячность и пылкость жителей Кавказа явно бросаются в глаза, если сопоставить, скажем, черкеса и мурманчанина или архангельчанина.

Следует отметить, что иногда трудно определить, в какой мере психологические особенности поведения связаны с традиционным образом жизни, в решающей мере определяемым социальными условиями, а что идет от географических условий, также сказывающихся на национальном образе жизни.

Бытует мнение, что южные народы ленивы - знойный климат расслабляет их энергию. Конечно, в южных чрезвычайно жарких странах сложились свои особенности трудовой деятельности. Во многих странах работы ведутся в утренние и вечерние часы. Днем, в самое жаркое время, люди прячутся в тени, отдыхают или спят. В общем, нельзя отрицать, что рабочий ритм северян отличается от ритма и интенсивности работы южан. Но это не свидетельствует о ленивости южных народов.

Не только специалистами, но и многими другими людьми замечены связи между национальным характером и родной природой. Мир поворачивается к каждому из нас его родной землей. Образы родной природы становятся не только частью нашей жизни, на них строятся наши мысли и чувства, прямо с природой не связанные. Вот, скажем, для северян со щемящим чувством грусти связан вид осеннего журавлиного клина. А какое огромное значение имеет для русской души русская береза! Как воспеты «милые березовые рощи» поэтами!

А для Японии символом страны стала вишня - сакура. Говорят, чтобы понять душу Японии, нужно увидеть ее весной, когда она цветет, ибо лепестки сакуры - это поэтическое образное воплощение японского национального характера.

Символы Англии - дуб, тис и терновник. А спутником англичанина, отправляющегося жить «за океан», в Америку, Африку или Австралию, непременно была примула - ее сажал поселенец перед домом.

Символ Испании - лавр.

Садовничество - национальная страсть англичан, ключ к пониманию многих сторон их характера, отношения к жизни. Благодаря умеренному влажному климату в Англии круглый год зеленеет трава и почти всегда что-то цветет, так что садовод долгое время может трудиться на свежем воздухе и любоваться плодами своего труда. Физический труд в саду, практические навыки в этом деле одинаково чтимы во всех слоях британского общества. На природе англичанин отбрасывает свою сдержанность. Его вкусы, поведение в саду говорят о его личности и характере гораздо правдивее, чем любая автобиография.

Япония - это страна зеленых, нередко огнедышащих гор и морских заливов, страна живописнейших панорам. В отличие от ярких красок Средиземноморья, которое лежит на тех же широтах, ландшафты Японии составлены из мягких тонов, приглушенных влажностью воздуха. Эта сдержанная цветовая гамма природы, лишь изредка нарушаемая какими-либо сезонными красками, развила у японского народа характерную черту - нелюбовь к блестящему яркому, контрастному. При виде блестящих предметов японцы испытывают какое-то неспокойное состояние. Они отдают предпочтение тому, что имеет глубинную тень.

Контрольные вопросы и задания

1. Раскройте теоретические основы взаимодействия природы и этноса.
2. Как влияет географическая среда на этногенез?
3. Каково воздействие географической среды на этнические
процессы?
4. Покажите влияние природных условий на ход этнической истории.
5. Каким образом влияли географические условия на формирование русского этноса?
6. Проанализируйте влияние географической среды на национальный характер.
7. Попробуйте определить, каким образом холодный климат воздействует на психологические и поведенческие особенности этносов?
8. Что Вы можете рассказать об этнической экологии?
9. Какие характеристики русских людей непосредственно связаны с географическими факторами?
10. Отличаются ли русские, живущие в Сибири и на Севере, от русских, живущих в Центрально-Европейской и Южной частях
России?

Литература

1. Берг А.Е. Климат и жизнь. - М., 1947.
2. Вернадский Г.В. Начертание русской истории. - Прага, 1927.
3. В, Гумилев Л.Н. Этносфера. История людей и история природы. - М., 1993.
4. Колесник С.В. Человек и географическая среда. - Л., 1949.
5. Лурье С.В. Историческая этнология. - М., 1997.
6. Природа и общество. - М., 1968.
7. Тавадов Г.Т. Этнология. Словарь-справочник. - М., 1998.
8. Токарев С.А. История зарубежной географии. - М., 1978.
9. Чебоксаров Н.Н., Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры. - М., 1985.
10. Этнология. - М., 1994.
11. Яцунский В.К. Историческая география. - М., 1955.

1. Культура и природа как две формы бытия.
Культура – это вторая природа, результат человеческой деятельности, и поэтому культура очень часто противопоставляется природе. Но культура и природа тесно взаимосвязаны между собой. Природа – это необходимое условие возникновения и существования культуры. Культура – это посредник между человеком и природой, результат их взаимодействия. Характер этого взаимодействия исторически менялся. Между природой и человеческим обществом происходит обмен веществом и энергией. Есть две формы этого обмена:
- непосредственное присвоение человеком объектов природы
- опосредованное человеческой деятельностью присвоение объектов природы.
Маркс и Энгельс выделили в истории человечества два этапа по характеру взаимодействия человека и природы:
- присваивающий тип хозяйства, основанный на естественных орудиях труда
- производящий, основанный на орудиях труда, созданных цивилизацией.
Если для первого этапа характерно собирательство, рыболовство, охота, то для второго – земледелие скотоводство. Переход от первого этапа ко второму получил название «неолитическая революция».
Современный этап характеризуется огромным расширением масштабов взаимодействия человека с природой, что связано с НТР.

2. Влияние природы на культуру.
Воздействие природы на культуры было и будет всегда, поскольку человек – это часть природы, деятельность которого направлена на удовлетворение физиологических и биологических потребностей.
Природа влияет на материальную культуру:
- состояние флоры и фауны влияет на тип присвоения хозяйства
- состояние природных ресурсов определяет характер орудий труда
- полезные ископаемые и энергетические ресурсы определяют развитие общества
- климат определяет тип одежды, транспорта, жилища.
Природа влияет на духовную культуру, так как она определяет обычаи и обряды народа, традиции, менталитет.
Природа влияет на художественную культуру, так она дает материал для творчества, определяет образы, сюжеты, темы произведений.
Та совокупность природно-климатических условий, в которых существует культура, называется в русской литературе «месторазвитием».
Мечников пишет, что развитие культуры во многом определяется природой. Например, 4 великие цивилизации возникли в бассейнах рек (Нил, Хуанхэ и т.д.). Цивилизация возникает потому, что река создает благоприятные условия для человека, и условия, существующие там, требуют коллективных усилий людей, их солидарности. Поэтому возникают общественные связи и само общество.

3. Влияние культуры на природу.
Влияние культуры на природу огромно. Результатом этого влияния является культурный ландшафт, тог есть преобразованная человеком природа. Выделяются два вида культурного ландшафта:
- Агросфера – совокупность природных объектов, созданных самим человеком (сады, огороды, пастбища).
- Техносфера – совокупность материальных объектов, внесенных человеком в природу (железные дороги, шоссе, мосты).
В начале 20в в философской литературе появляется термин «ноосфера». С точки зрения Вернадского, под влиянием усилий всего человечества, биосфера постепенно перейдет в качественно новое состояние – ноосферу. Ноосфера – это превращение разума в величайшую биологическую и космическую силу.
Причины образования ноосферы:
- экспансия разума во все уголки вселенной
- объединение человечества
- развитие науки

4. Экологический кризис.
Сегодня взаимоотношение культуры и природы приобретает конфликтный характер. С точки зрения философов, причиной экологического кризиса стали культурные причины. Такой причиной считается установка на антропологическую исключительность человека, основными постулатами которой являются:
- Высшую ценность этого мира представляет человек. Все остальное ценно лишь потому, что полезно для человека. Природа – это собственность человека, над которой он обладает неограниченной властью.
- Иерархическая картина мира. Мир людей противопоставлен миру природы.
- Целью взаимодействия человека с природой является удовлетворение его потребностей.
- Характер взаимодействия с природой определяется прагматическим императивом: правильно и разрешено все то, что полезно для человечества.
- Этические нормы и правила распространяются лишь на отношения с людьми, но не на отношение к природе.
- Природно-охранная деятельность также подчинена императиву: природу нужно сохранить для следующего поколения.
Такие установки приводят к разрушению природы, к экологическому кризису.

Взаимоотношение природы (натуры) и культуры - одна их ключевых тем культурологии.

С самого начала своего появления человек испытывает на себе влияние природной среды и одновременно сам влияет на нее. Деятельность по приспособлению к природе и освоению ее применительно к своим нуждам приводит к формированию преображенной, окультуренной природы. Человек выделился из природной среды, но продолжал и продолжает оставаться в известной мере ее частью.

Очень часто культуру определяют как вторую природу (натуру). Такой подход мы находим еще у Демокрита, а затем - и у мыслителей Нового времени. Но в таком случае возникает вопрос: противостоит ли природа культуре или они находятся в гармонии?

С одной стороны, человек в результате своей целенаправленной деятельности по преобразованию окружающего мира создает искусственный мир предметов и явлений, который мы и называем культурой. В этом случае мы противопоставляем культуру природе, подчеркивая, что культурой становятся только те природные элементы, которые переработаны человеком.

С другой стороны, сторонники социобиологии не столь категоричны в ответе на вопрос о взаимоотношении культуры и природы. Они утверждают, что нет четких границ между социальным поведением животных и людей, разницу они видят лишь в уровне сложности их технологий жизнедеятельности. В таком случае культура рассматривается как особый этап общей эволюции природы:

Растения адаптируются к среде через изменение своей видовой морфологии;

Животные адаптируются через сочетание процессов видовой из-менчивости со сменой стереотипов поведения;

Человек адаптируется только путем изменения и усложнения форм своей жизнедеятельности, результатом чего и стало формирование искусственной среды обитания.

В любом случае грань между природой и культурой очень тонкая и зыбкая, включает в себя множество аспектов.

Определенное географическое положение, конкретная местность, ее специфические природные особенности всегда были и являются в настоящее время факторами, определяющими национальный характер, традиции, обычаи, язык, сознание любого сообщества людей. С глубокой древности человек в целях выживания приспосабливался к среде своего обитания. Из готовых природных материалов он создавал орудия труда и предметы быта, сооружал жилища, приручал диких животных, обрабатывал почву и возделывал на ней культурные растения. В этой своей деятельности он одновременно приспосабливал природу к своим потребностям и в результате преобразования естественной природной среды человек создал искусственную среду («вторую природу») своего обитания.

«Вторая», созданная человеком природа представляет собой при-родную форму существования культуры. Это означает, что продукты преобразованной природы, оставаясь материальными, вещественными, одновременно включены в процесс человеческой жизнедеятельности и выполняют в ней социальную функцию. На первый взгляд может показаться, что природа и культура противоположны друг другу, поскольку культура - это внеприродное явление, созданное человеком. На самом деле они тесно связаны между собой, поскольку культура возникает из природы, она рождается из взаимодействия человека с природой. Все предметы культуры сделаны из природного вещества.

Таким образом, в этой связи культура, с одной стороны, противостоит природе как возделанная природа, а с другой стороны, она составляет с ней единство, поскольку в основе ее лежит природный компонент, а природа выступает предпосылкой и условием существования культуры.

Итак, культура есть акт преодоления природы, выход за границы инстинкта. Она возникает потому, что человек сумел преодолеть орга-ническую предопределенность своего вида.

В результате человеческой деятельности природа изменяется и достраивается, а жизнь человека делается более удобной и комфортной. Но освоение природы включает в себя также и овладение внутренней природой самого человека, что связано с появлением определенных норм и запретов, регулирующих человеческую жизнь, созданием морали, религии, искусства - словом, с рождением духовной культуры.

Внимательный анализ вопроса взаимосвязи природы и культуры показывает, что они находятся в сложных взаимоотношениях. Человек вышел из природы, и поэтому природа контролирует и определяет многие стороны жизнедеятельности человека. Очевидность этого факта требует более подробного объяснения и описания воздействия природно-географических факторов на жизнедеятельность людей и их культуру.

Во-первых, природа определяет потребности людей, а их осознание служит стимулом к деятельности и развитию мышления. Для того чтобы жить, человек должен есть, пить, иметь жилище, одежду. Все необходимые материалы для удовлетворения потребностей физического существования человек находит в природе. Использование «натуры» для удовлетворения материально-биологических потребностей в свою очередь требует от человека соответствующих способностей, активности, творчества. Используя ресурсы природы, человек раскрывает свой собственный природный потенциал. Полученные от природы сведения используются для организации оптимальной материальной и духовной деятельности.

Во-вторых, природная среда непосредственно влияет на тип хозяйства и содержание занятий людей, их быт и духовный мир. От природных условий и богатств во многом зависит образ жизни человека, судьба стран, народов и культур. Различная природная среда делает непохожими друг на друга отдельные народы и их культуры, формирует у каждого народа специфический национальный характер, моральные нормы и правила поведения. Кроме того, первобытные народы создавали пантеон своих богов с учетом географических особенностей места их проживания. У жителей степных и пустынных регионов отсутствуют такие персонажи религии, как водяной, леший, хозяин леса и другие его обитатели.

В-третьих, природа воздействует на род занятий и разделение труда. Например, суровые климатические условия Севера породили специфическое разделение труда между мужчинами и женщинами. Первые занялись изготовлением оружия, охотой, рыболовством, оставив женщинам такие занятия, как выделка кожи, изготовление одежды, приготовление пищи.

В-четвертых, природа была и остается важным фактором удовлет-ворения нравственных и эстетических потребностей человека. Различные природные явления могут оказывать благотворное влияние на интеллект человека, способствовать хорошему расположению духа, приливу бодрости, творческого вдохновения. Такого рода эмоциональное состояние формирует интимно-доверительное отношение к природе в виде богатой гаммы переживаний.

В-пятых, природная среда влияет на процесс художественного творчества. Природа не только подсказывает образы художественного творчества, но и представляет сырье для создания тех или иных предметов искусства. Многочисленные шедевры архитектуры, живописи, музыки, литературы создаются на основе впечатлений, полученных их создателями от общения с природой. Художественное восприятие природы в значительной степени обусловлено культурой, которая определяет, как люди видят мир и как они в нем действуют. Уже по сюжетам и природному материалу можно догадаться о том, представителем какой этнической культуры создано конкретное художественное произведение.

В-шестых, очень сильное воздействие природа оказывает на тра-диционную народную культуру. Это находит свое отражение в специ-фических привычках, обычаях, обрядах, в которых проявляются особенности быта народов. Обряды делают природные объекты элементами духовной культуры. В формах повседневной духовной жизни людей отчетливо проявляется характерная для природной среды цикличность. Так, в соответствии со сменой дня и ночи, времен года совершаются многие циклы производственной деятельности, своеобразно отражаемые в праздниках и обрядах. Их связь с временами года, закрепленная в традиционной культуре, приводит к появлению обрядового природного календаря, который не только нормирует распорядок жизни, но и определяет периоды функционирования духовной культуры, отводя для нее наиболее благоприятные с природной точки зрения временные этапы.

Влияние природы на культуру является очевидным и поэтому практически не вызывает возражений. Но это лишь одна сторона взаимоотношений природы и культуры. Обратной стороной этой вза-имосвязи является воздействие культуры на природу , следствием стал культурный ландшафт, включающий в себя агросферу и техносферу.

Агросфера является результатом воздействия человека на почву, растительность, животных и др. Последствия этого воздействия оказались чрезвычайно велики, поскольку человек в процессе своей жизнедеятельности отбирал из растительного и животного мира те экземпляры или свойства растений и животных, которые наиболее полно отражали его потребности. Именно такой избирательный подход привел к целенаправленному созданию новых сортов растений. Также в процессе культурного воздействия на природу были созданы новые породы животных, отличающиеся особой выносливостью, плодовитостью, скоростью передвижения и т.д. Можно уверенно утверждать, что подавляющая часть «естественной природы», окружающей нас сегодня, - это культивированная природа, а все домашние животные и продукты нашего питания - ее результаты.

В настоящее время мы являемся свидетелями и современниками активного развития агросферы. Например, клонирование и генная инженерия позволяют вывести растения и животных с абсолютно новыми свойствами, аналогов которым нет в естественной природе. Кроме того, новые сорта и виды деревьев, цветов, домашних животных органично вписываются в среду обитания человека, придавая ей более совершенные черты красоты и гармонии.

Второй частью культурного ландшафта является техносфера , которая представляет собой совокупность предметов материальной культуры, включенной человеком в неживую природу. Ее содержание составляют мосты, дороги, механизмы, здания, сооружения и иные рукотворные изделия. Многие из них гармонично вписываются в природный ландшафт, оставаясь при этом удобными и полезными для жизни людей. В мире создано множество предметов материальной культуры, которые подчеркивают красоту природы, контрастируют сней в наиболее выигрышных аспектах. Так, например, в русской культуре для постройки церквей традиционно выбирались наиболее живописные места. Чаще всего они подчеркивали специфику ландшафта, красоту природы, отвлекали людей от дум о земных страданиях, согревали и очищали душу.

Однако воздействие человека на природу имеет и негативные стороны. Техносфера охватила уже около 30% суши и привела к необратимым изменениям многих природных регионов планеты. Так, под воздействием человека меняется направление течения рек, появляются новые водоемы, разрушаются горы. Из недр земли ежегодно извлекается более 100 млрд тонн сырья, то есть более 25 млн тонн на каждого жителя планеты. Количество энергии, приходящейся на душу населения в промышленно развитых странах, в 100 раз превышает биологические потребности поддержания жизни человека. Все возрастающие потребности человечества порождают варварское отношение к природе. Об этом нам все чаще напоминают стихийные бедствия (пожары, наводнения, землетрясения, смена климата и др.) и надвигающаяся экологическая катастрофа, с первыми признаками которой мы сталкиваемся уже сегодня.

Осознавая угрозу своей гибели, человечество старается сформировать экологическую культуру населения, восстановить энергоресурсы, чистоту атмосферы и др. К решению этих проблем привлечены крупные мировые организации, которые разрабатывают программы восстановления экологического равновесия, сохранения исчезающих видов растений и животных, а также выживания самого человека.

Прошедшее столетие убедительно показало, что с течением времени взаимная зависимость природы и культуры постоянно усиливается. Речь идет не о количественном разнообразии связей, а о принципиально новом качественном уровне взаимодействия культуры с природой, основанном на более гармоничном и утонченном характере их отношений.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса