Выделение подлежащего и сказуемого онлайн. Грамматическая основа предложения
ПОМНИТЕ!1)
предложение может быть
односоставным(обычно сказуемным,
поэтому подлежащего в нем не будет)
2) главные члены могут быть однородными,
то есть несколько подлежащих или
несколько сказуемых
При выявлении подлежащего ищите слово, которое обозначает производителя действия. И это слово стоит только в именительном падеже.
Мне это не нравится.В этом предложении подлежащего
нет!
Подлежащее
Существительноеили местоимение в
именительном падеже
Прилагательное, причастие,
инфинитив, выступающие в роли
существительного.
Синтаксически неделимое
словосочетание.Девушка
как-то сразу поняла, что он
всё время хочет есть.
Она не сводит глаз с дороги, что идёт
через рощу.
Присутствующие не обратили на него
никакого внимания.
Решить этот вопрос – наша главная
задача.
Однажды человек десять наших
офицеров обедали у Сильвио.Сказуемое
Простое
составные
глагольное
глагольное именное
Простое глагольное сказуемое (ПГС)
ПГС является сказуемое, выраженноеглаголом любого наклонения, времени и
лица
Потонула деревня в ухабинах (гл.изъяв. накл.,
прош.вр)
Дай, Джим, на счастье лапу мне… (гл.
повелит. накл)
Но, обреченный на гоненье, еще я долго буду
петь (гл. изъявит. накл., будущ.вр.)
10.
Но, обреченный на гоненье, еще я долгобуду петь
Буду петь – сложная форма будущего
времени.
11.
Буду, будешь, будут и т.д.Инфинитив
ПГС
12. Составное глагольное сказуемое (СГС)
Вспомогательная частьИнфинитив
СГС
13. а) фазовые глаголы, т.е. обозначающие начало, продолжение или конец действия (начать, начинать, стать, продолжать, кончать, прекратить и др.).
а) фазовые глаголы, т.е. обозначающиеначало, продолжение или конец действия
(начать, начинать, стать, продолжать,
кончать, прекратить и др.).
Например: Он начал кашлять. Она
продолжает смеяться. Мы закончили
выполнять упражнение.
14.
б) модальные глаголы, обозначающие намерение,волеизъявление, способность, желание (хотеть,
уметь, мочь, намереваться, суметь, готовиться,
мечтать, надеяться, думать и др.)
Например: Я хочу много путешествовать. Ты мог
бы говорить не так громко? Мы стараемся
хорошо учиться.
15.
в) глаголы, выражающие эмоциональноесостояние (бояться, страшиться,
стыдиться, стесняться, осмелиться,
остерегаться, решиться, любить,
ненавидеть и др.)
Например: Он боялся опоздать на экзамен.
Мы не любим много путешествовать.
16.
Краткое имя прилагательное + инфинитив = СГСНапример: Я рад побывать на конференции. Мы
готовы подежурить в столовой. Она согласна
выйти за него замуж. Вы должны немедленно
уехать.
НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО+инфинитив.
Например: Надо мыть руки перед едой. Мне
нужно срочно уехать. Вам необходимо сдать
работу к сроку.
17. Составное именно сказуемое (СИС)
СвязкаИменная часть
СИС
Муж ее был молод, красив, добр, честен и
обожал свою жену.
18.
а) глагол быть в различных формах времени инаклонения
Например: Поэт поэту есть кунак. Имя
существительное есть часть речи,
которая…
В настоящем времени глагол-связка БЫТЬ
выступает в нулевой форме.
Например: Он директор. Он студент.
19.
Глаголс ослабленным лексическим
значением - ЯВЛЯТЬСЯ, КАЗАТЬСЯ,
СТАНОВИТЬСЯ, ОСТАВАТЬСЯ,
ОКАЗАТЬСЯ, ЗВАТЬСЯ, СЛЫТЬ,
СЧИТАТЬСЯ, СТАТЬ и др.
Например: Её сестра звалась Татьяна.
Онегин жил анахоретом. Сюжет романа
оказался оригинальным. Она является
хозяйкой этой машины.
20.
Глагол-связкасо значением движения,
положения в пространстве – ИДТИ,
БЕЖАТЬ, БРОДИТЬ, СИДЕТЬ,
Главные члены предложения. Подлежащее и сказуемое
Главные члены составляют грамматическую основу предложения, без которой предложение существовать не может. Однако грамматическую основу может составлять и один главный член предложения. Такие предложения называются односоставными (т. е. в них присутствует только один главный член – подлежащее или сказуемое).
Кроме того, предложения делятся на простые и сложные. Простые имеют только одну грамматическую основу. Сложные предложения состоят из нескольких простых, соединённых союзами, союзными словами и (или) по смыслу, а следовательно имеют более одной грамматической основы.
Подлежащее – главный член предложения, обозначающий предмет и отвечающий на вопросы КТО? ЧТО?, действие, состояние или признак которого обычно раскрывается сказуемым.
Подлежащее может быть выражено любой частью речи.
1. Существительным в именительном падеже: Доход
от акций вырос на пять процентов.
2. Местоимением в именительном падеже: Мы
пришли на конференцию.
3. Субстантивированным прилагательным: Больной
вызвал врача.
4. Числительным: Семеро
одного не ждут.
5. Инфинитивом глагола: Учиться
всегда пригодится.
Подлежащее может быть выражено и словосочетанием, и фразеологическим оборотом: Тихий океан
раскинулся перед нами; Его длинный язык
всегда портит дело.
Словосочетание может иметь различное значение:
- количественное: Тридцать четыре работника написали заявление об отпуске; Обе подружки рассмеялись; Несколько человек остановились; Толпа людей собралась на площади;
- избирательное: Никто из нас не согласился ехать;
- собирательное: Директор с секретарём присутствовали на совещании;
- временное: Стояла середина июля .
Сказуемое – это главный член предложения, который связан с подлежащим и грамматически зависит от него, обозначает действие, состояние, признак, присущие подлежащему, отвечает на вопросы: ЧТО ДЕЛАЕТ?, ЧТО СДЕЛАЕТ?, КАКОВ? и др.
Сказуемое делится на простое и составное.
Простое сказуемое
выражается глаголом в любой форме: На столе в углу лежали папки; Зашёл бы ты ко мне поговорить; Я буду решать эти вопросы завтра.
Составное сказуемое в свою очередь делится на ещё два подвида: составное глагольное и составное именное.
Составное глагольное сказуемое
состоит из двух частей: вспомогательного глагола в спрягаемой форме, который выражает грамматическое значение сказуемого и связывает его с подлежащим, и неопределённой формы глагола, которая выражает основное лексическое значение сказуемого.
В качестве вспомогательного выступают:
- глаголы, обозначающие начало, конец и продолжение действия: Я уже начал выполнять новое задание; Наш отдел прекращает бастовать ;
- модальные глаголы, которые обозначают желание, нежелание, возможность или невозможность действия: Я могу выполнить ваш заказ; Хочу научиться вашей прозорливости; Отказываюсь быть мальчиком на побегушках!
- глаголы, выражающие эмоциональное состояние: Все боялись возразить начальнику; Он любит работать ;
- фразеологические сочетания: Наша компания имеет честь сотрудничать с таким знаменитым концерном.
Составное именное сказуемое
из глагола-связки, выражающей грамматическое значение сказуемого, и именной части, которая выражает основное лексическое значение сказуемого. Причём связка может быть пропущена.
В качестве связки выступают:
- глаголы БЫТЬ, ЕСТЬ: Я был очень доволен ;
- глаголы, не выражающие самостоятельного значения: Алеша казался бледным ;
- глаголы, выражающие значение движения, состояния, деятельности: Мы вернулись домой усталые .
- имена существительные в именительном или творительном падеже: Трудолюбие есть главное условие успеха;
- именами прилагательными: Тучи сделались прозрачней ;
- именами числительными: Нас было четверо ;
- местоимением: Андрей Николаевич был здесь своим ;
- причастием: Эта встреча была непредвиденной ;
- неразложимым словосочетанием: Сказуемое является главным членом предложения .
Второстепенные члены предложения
Определение
– второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: КАКОЙ?, ЧЕЙ?, КОТОРЫЙ?, обозначает признак предмета.
Определение может быть выражено:
1) прилагательным, причастием, местоимением и порядковым числительным, словосочетанием с ведущим слово прилагательным или причастием, тогда оно называется согласованным, т. к. в этом случае оно согласуется с существительным в роде числе и падеже. Примеры:
- Смолкли звонкие голоса птиц;
- Мы заметили разбитую фару у приближающейся машины;
- Под четвёртым номером значилась наша компания;
- Своя ноша не тянет.
- У памятника (какого? кому?) Пушкину до сих пор встречаются влюблённые; На его столе лежал журнал (какой?) с фотографиями ; Вода (какая?) из родника была холодной;
- Детей (каких?) постарше отправили на речку за водой;
- Глаза (чьи?) его (ее, их) были грустны;
- Руководитель дал знак (какой?) замолчать .
Дополнение
– это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей имени существительного, обозначает субъект, объект и орудие действия.
Дополнение может быть выражено любой частью речи: Достань (что?) книгу
(сущ.) с полки; Нас попросили (о чём?) не шуметь
(инф. гл.); Пригласили (кого?) её
(мест.) на ужин
и др.
Дополнение может быть прямое и косвенное.
Прямое дополнение употребляется всегда без предлога и выражается формами винительного и родительного падежа при глаголе: Коммерсант принял (что?) решение
; Сегодня тебя
(кого?) не будет?
Косвенное употребляется в форме любого косвенного падежа с предлогом или без.
Обстоятельство
– это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: КАК?, КОГДА?, ГДЕ?, КУДА?, ПОЧЕМУ?, ЗАЧЕМ?, В КАКОЙ СТЕПЕНИ?, обозначает время, место, причину и способ действия предмета, т. е. обстоятельства, в которых производится действие.
Обстоятельство может выражаться существительным, наречием, деепричастием, инфинитивом и т. д.: Прочитаю (когда?) после обеда
; Начальник говорил (как?) очень быстро
; Сгорбившись
, (как?) сидел усталый клерк за столом.
Кроме этого, существуют части предложения, которые не являются членами предложения. Это обращения, вводные слова и конструкции. Они выделяются запятыми, но не влияют на связь предложений в тексте.
Грамматическую основу предложения образуют главные члены предложения (подлежащее и сказуемое ). То есть, грамматическая основа предложения (предикативная основа, ядро) - это основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого. Посмотрите также вводные слова ..
Подлежащее.
Помни!
Подлежащее может быть выражено не только именем существительным или местоимением в именительном падеже , но и:
1) числительным, прилагательным и причастием в И.П. в роли существительного;
Семеро (числит.) одного не ждут. Все прошлое (прил. в роли сущ.) мне только снилось. |
2) конструкциями:
Числительное / несколько, множество, часть, большинство, меньшинство + существительное в Р.П.; У князя в сакле собралось множество народа . Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке. Кое-кто, каждый, многое / прилагательное + из + существительное в Р.П.; Лучший из учеников быстро решил эту задачу. Кто-то, что-то + прилагательное, причастие в роли существительного; Что-то такое ничтожное завязано в платке. Существительное / местоимение + с + существительное / местоимение в Тв.П. (но только в том случае, если сказуемое выражено глаголом во множественном числе! ). Мы с Ваней пошли по лесной дороге(сказуемое во множ.ч .). Анна с дочкой на руках вошла в комнату(сказуемое в ед.ч.). |
3) инфинитивом, который называет не протекающее во времени действие.
Прожить по-барски – это дворянское дело |
Сказуемое.
В русском языке выделяют три типа сказуемых. Следующий алгоритм действий поможет Вам определить, какой тип представлен в вашем предложении.
Различай!
Если в предложении встречаются однородные сказуемые, то каждое из них следует рассматривать отдельно.
Также посмотрите видео-презентацию.
Подсказка.
1) Чаще всего сомнения вызывает определение простого глагольного сказуемого, выраженного больше, чем одним словом:
Я буду принимать участие в выставке.
В данном примере буду принимать участие – сложная форма будущего времени, которая определяется в синтаксисе как простое сказуемое. А сочетание принимать участие является фразеологическим единством, которое можно заменить словом участвую. Поэтому перед нами простое глагольное сказуемое.
Ловушка!
Нередко ошибаются, называя простыми глагольными сказуемыми следующую конструкцию:
Все в Москве пропитано стихами, рифмами проколото .
Такая ошибка связана с двумя факторами.
Во-первых, следует отличать краткое страдательное причастие от формы глагола прошедшего времени.
Помни!
Краткое причастие имеет суффиксы -Т-, -Н- , а глагол -Л-. Значит, пропитаНо, проколоТо – это краткие страдательные причастия.
Во-вторых, перед нами сказуемое, которое выражено всего одним словом, но какое оно – простое или составное (смотрите Морфологический анализ слова с примерами)? Попробуйте добавить в предложение какое-либо обстоятельство времени, например, в начале ХХ века, и посмотрите, как поведут себя эти формы.
В начале ХХ века все в Москве было пропитано стихами, рифмами было проколото .
Появляется связка было и сказуемое уже явно становится составным. Русскому языку несвойственны конструкции в настоящем времени со связкой быть . Согласитесь, звучит явно по-иностранному, если мы произнесем: Все в Москве есть пропитано стихами, рифмами есть проколото.
Таким образом, если в предложении вы сталкиваетесь со сказуемыми, выраженными краткими страдательными причастиями, то вы имеете дело с составным именным сказуемым.
Помни!
Слова нельзя, можно, необходимо, нужно входят в составные сказуемые.
Мне необходимо сойти на этой остановке.
Ловушка!
Будьте осторожны со словами быть, казаться, являться , так как, выделив только их, вы можете пропустить еще один компонент сказуемого.
Она показалась мне смешной. Неверно!
Если вы выделяете только слова показалась , то смысл предложения полностью меняется (показалась = привиделась, приснились, померещилась).
Верно: Она показалась мне смешной
Неверно: Учитель был строгим (был = существовал, жил).
Верно: Учитель был строгим.
Ловушка!
В этом задании предлагаются достаточно сложные предложения для анализа и варианты ответа очень часто похожи друг на друга. Какие «ловушки» вас могут здесь ожидать?
1) Предложения могут быть составлены по разным моделям:
- подлежащее + сказуемое;
- только сказуемое или подлежащее (односоставные предложения);
- подлежащее + однородные сказуемые;
- однородные подлежащие + сказуемое.
В варианте ответа может быть пропущено подлежащее, сказуемое или одно из однородных подлежащих или сказуемых.
Помни!
В грамматическую основу входят ВСЕ главные члены предложения, пропуск одного из них – явная ошибка.
2) В варианте ответа могут сочетать подлежащее и сказуемое разных грамматических основ.
3) Подлежащее может быть только в И.П.! Варианты ответа с существительными, местоимениями не в И.П. заведомо неверные (кроме тех случаев, когда они входят в состав сказуемого и без них меняется весь смысл предложения).
4) Вариант ответа может содержать причастный или деепричастный оборот, которые никогда не входят в грамматическую основу.
Различай!
Следует отличать конструкции глагол + существительное в В.П. и существительное + страдательное причастие .
Рассчитывали координаты. ? Координаты рассчитаны.
В первом случае координаты – это существительное в форме винительного падежа, которое зависит от глагола (то есть дополнение ), а во втором – это форма именительного падежа, которая согласуется с причастием прошедшего времени (то есть подлежащее ). Если изменить каждую из конструкций, будут видны отличия. Поставим сказуемые в каждом из предложений в форму единственного числа:
Рассчитывал координаты. Координата рассчитана.
Подлежащее и сказуемое всегда согласуются друг с другом, а дополнением останется неизменным.
5) Иногда слова который, какой в сложных предложениях являются подлежащими.
[И по его щекам поползли вниз блестящие капельки] , (какие бывают на окнах во время дождя).(какие = капельки).
Разбор задания.
1. Какое из сочетаний слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?
(1) Так в чем же кроется разница между восприятием человека и животного? (2) Для животного существуют лишь конкретные вещи, его восприятие является неотделимым от той реальной среды, в которой оно живет и действует. (3) Так, например, «телевизионный вариант» собаки для кошки ничего не значит. (4) Человек же в процессе эволюции приобрел уникальную способность создавать в своем воображении идеальные образы реальной действительности, но они уже не представляются как бы прямым слепком с конкретной вещи. (5) Благодаря развитию познавательной деятельности, в частности, процессов абстрагирования и обобщения, человек может какие-либо отдельные признаки изучаемого объекта вычленять, отвлекаясь от всех прочих, несущественных деталей. (6) Таким образом, человек обладает способностью формирования обобщенного образа реальной вещи, который позволяет видеть и распознавать общие признаки и качества различных явлений действительности.
1) восприятие является (предложение 2)
2) приобрел способность (предложение 4)
3) они не представляются слепком (предложение 4)
4) который позволяет видеть (предложение 6)
Вариант №1 не является грамматической основой, так как здесь сказуемое представлено не полностью, что искажает смысл всего предложения (восприятие является = в значении «приходит, прибывает куда-либо по какой-либо причине»). См. пункт 3 в разделе «Сказуемое».
Вариант №2 тоже неверный, так как в нем отсутствует подлежащее. Кто приобрел способность? В предложении 4 подлежащим является слово человек.
Вариант №3 верный, хотя на первый взгляд кажется неправильным. Авторы задания намеренно пытаются запутать нас. Хотя слово слепком не стоит в форме И.П., но оно входит в состав сказуемого, так как без него теряется логика повествования. Они не представляются = Образы не называют своим имен?!
Вариант №4 неверный. Подлежащее выделено правильно. Слово который, как мы уже говорили, может быть подлежащим. В придаточной части оно заменяется слово образ и выполняет те же функции, то есть является подлежащим. Но сказуемое представлено не полностью. В предложении оно – позволяет видеть и распознавать.
Таким образом , прав будет тот ученик, который выберет вариант 3.
2. Какие слова являются грамматической основой в шестом (6) предложении текста?
(1)… (2) Они объединены одним желанием – знать. (3) И возраст у них разный, и профессии самые разные, и совсем разный уровень знаний, но каждый стремился знать больше, чем уже знает. (4) В этом выражалась потребность миллионов и миллионов людей, жадно вбиравших в себя все тайны мира, все накопленные человечеством познания и умения. (5) Посетители библиотеки либо где-то учились, либо мечтали учиться. (6) Им всем нужны были книги, но, приходя в библиотеку, они терялись в книжном океане. (7) … (По К. Чуковскому).
1) книги нужны были, они терялись
2) им нужны были, они терялись
3) книги нужны были, приходя сюда, они терялись
4) книги нужны были, они терялись в океане
Правильным является Вариант 1 , так как в остальных вариантах вторы включили в основу второстепенные члены предложения: во втором лишним является слово им (дополнение, стоит в Д.П.), в третьем присутствует деепричастный оборот, не входящий в основу предложения, а в четвертом есть обстоятельство в океане .
3. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений (или его части)?
(1)… (2) Она издохнет с голоду, если ворота крепки и никто не отворит их, но не догадается отойти от ворот и потянуть их на себя. (3) Только человек понимает, что надо потерпеть, потрудиться и сделать не то, что хочется, для того чтобы вышло то, чего желаешь. (4) Человек может сдерживаться, не есть, не пить, не спать только оттого, что знает, что хорошо и должно делать и что дурно и не должно делать, а научает этому человека его способность мыслить. (5) Одни люди ее увеличивают в себе, другие нет. (6)…
1) она издохнет (предложение 2)
2) что хочется (предложение 3)
3) что хорошо и должно делать (предложение 4)
4) научает способность (предложение 4)
Это задание повышенной сложности.
Вариант №1 неправильный, так как не все сказуемые указаны авторами. Предложение имеет достаточно трудную структуру для анализа. Оно сложное с придаточным условия, которое вклинивается между двумя однородными сказуемыми. Поэтому вы можете не заметить, что в основу она издохнет необходимо включить также сказуемое не догадается отойти и потянуть.
Вариант №2 тоже исключается. Глагол хочется является безличным и при нем не может быть подлежащего.
Вариант №3 похож на предыдущий. Это предложение также безличное. Слово должно в словарях определяется как категория состояния, которая употребляется в предложениях без подлежащего.
Верным является Вариант 4.
В составе грамматической основы выделяют подлежащее и сказуемое . Если предложение состоит из одного главного члена, то это только подлежащее или сказуемое. Предложений без основы не бывает (за исключением неполных)!
Этап №1. Находим подлежащее. Вопросы КТО? или ЧТО?
Подлежащее — это главный член предложения, грамматически независимый.
В типичном предложении это предмет (в широком смысле), о котором идет речь в предложении. Это слово, стоящее в именительном падеже. Чаще всего это имя существительное или местоимение, отвечающее на вопросы: Кто? или Что?
Примеры :
- Волк вышел из лесу (О чем или о чем идет речь в предложении? О волке, то есть ставим вопрос: Кто? Волк. Существительное).
- Лохматая черная собака вдруг выскочила откуда-то из зарослей осоки (Кто? Собака. Существительное).
- Я улыбнулась и пошла вперед. (Кто? Я. Местоимение).
Существуют некоторые случаи, когда подлежащее выражено иными способами (не существительным и не местоимением):
Иные способы выражения подлежащего |
Примеры |
Имя числительное (количественное и собирательное) в роли существительного |
Трое вышли из леса. |
Имя прилагательное в роли существительного |
Сытый голодному не товарищ. |
Причастие в роли существительного |
Отдыхающие весело проводили время. Дорогу осилит идущий . |
Завтра обязательно наступит. |
|
Междометие |
Далече грянуло ура . |
Словосочетание |
Мы с друзьями выехали раньше. Немало школьников участвовало в конкурсе. |
Неопределенная форма глагола |
Сочинять — моя стихия. |
Этап №2. Находим сказуемое. Вопросы: ЧТО ДЕЛАЕТ? (и др.)
Какие бывают сказуемые?
Сказуемое связано с подлежащим и отвечает на вопрос, который задается к нему от подлежащего: Что делает предмет?
Но при соответствующем выражении подлежащего (см. таблицу выше) это могут быть и другие вопросы: Что такое предмет?, Каков предмет) и т.п.
Примеры :
- Волк вышел из лесу (Задаем вопрос от действующего лица, от подлежащего: волк что сделал? Вышел — это сказуемое, выраженное глаголом).
- Лохматая черная собака вдруг выскочила откуда-то из зарослей осоки (Собака что сделала? Выскочила).
- Я улыбнулась и пошла вперед. (Я что сделала — улыбнулась и пошла).
Сказуемые в русском языке бывают трех типов:
- Простое глагольное (один глагол). Пример: Волк вышел.
- Составное глагольное (вспомогательный глагол + инфинитив). Пример: Я хочу есть. Я должен поехать в Суздаль (по сути два глагола в сказуемом).
- Составное именное (глагол-связка + именная часть). Пример: Я буду учителем (по сути глагол и другая часть речи в сказуемом).
Смотрите также :
- Материалы по теме: и " ".
Сложные случаи в определении сказуемых
Ситуация 1 . Часто проблемы с определением сказуемого возникают в ситуации, когда простое глагольное сказуемое выражено не одним словом. Пример : Сегодня ты будешь обедать не один (= пообедаешь).
В данном предложении сказуемое будешь обедать — простое глагольное, оно выражено двумя словами по той причине, что это составная форма будущего времени.
Ситуация 2 . Я пришел в затруднение, выполняя эту работу(= затруднился). Сказуемое выражено фразеологизмом.
Ситуация 3 . Другой трудный случай — это предложения, в которых составное сказуемое представлено формой краткого причастия. Пример: Двери всегда открыты.
Ошибка в определении типа сказуемого может быть связана с неверным определением части речи (следует отличать от глагола краткое причастие). На самом деле в данном предложении сказуемое составное именное, а не простое глагольное, как может показаться.
Почему составное, если выражено одним словом? Потому, что в форме настоящего времени у глагола связка нулевая. Если поставить сказуемое в форму прошедшего или будущего времени, то она проявится. Сравните. Двери всегда будут открыты. Двери всегда были открыты.
Ситуация 4 . Подобная ошибка может возникнуть и в случае выражения именной части составного именного сказуемого существительным или наречием.
Пример. Наша изба — вторая с краю. (Сравните: Наша изба была вторая с краю).
Даша замужем Сашей (Сравните: Даша была замужем за Сашей).
Помните, что частью составного сказуемого являются слова можно, нужно, нельзя .
Определение основы в односоставных предложениях
В назывных предложениях основа будет представлена подлежащим.
Пример : Зимнее утро.
В неопределенно-личных предложениях есть только сказуемое. Подлежащее не выражено, но оно понятно.
Пример : Люблю грозу в начале мая.
Самый сложный случай выражения основы в безличных предложениях. Чаще всего это как раз различные виды составных именных сказуемых.
Примеры : Мне нужно действовать. В доме тепло. Мне грустно. Уюта нет, покоя нет.
Если не формировать навык определения основы предложения в младших классах, то это приведет к трудностям при анализе односоставных и сложных предложений в 8-9 классах. Если же постепенно нарабатывать это умение методом усложнения, то все проблемы будут разрешены.
В центре связей слов каждого предложения находятся слова, которые создают грамматическую основу (предикативную), по сути это является главной отличительной чертой предложения как синтаксической единицы. То есть грамматическая основа - это организующий центр, своеобразный каркас, остов или так называемые главные члены предложения - сказуемое и подлежащее. Главными их называют не зря, так как они грамматически независимы от других членов, занимают господствующее положение в предложении. Сказуемое и подлежащее взаимно предполагают друг друга. Так, подлежащее называет предмет речи. А предмет речи утверждает, отрицает, характеризует по действию, признаку, времени, реальности и т.д.
Обычно главные члены предложения составляют обязательную его часть. Одних их достаточно для того, чтобы предложение было грамматически и по смыслу оформленной единицей. Нередко встречаются предложения, где есть только грамматическая основа. Примеры: Светит солнце. Играют дети. Такие предложения называются нераспространенными, т.к. не имеют второстепенных членов предложения. Если же в состав предложения входят и другие члены предложения (второстепенные), то такое предложение называют распространенным, например: На улице играют дети.
Кроме того, грамматическая основа предложения может состоять как из подлежащего и сказуемого (двусоставные предложения), так и только из одного из главных членов например: Наши дети - наша радость (двусоставное). Осень . Люблю осень (односоставное).
Также, в зависимости от числа грамматических основ, предложения классифицируются как простые и сложные. Если предложение имеет в своем составе одну грамматическую основу, то это две и более основ - сложное. Например: Идут проливные дожди (простое предложение). Совсем скоро выпадет снег , и начнется настоящая зима (сложное предложение).
В обязательном порядке начинается с определения грамматической основы. Для правильного ее определения следует уметь находить ее составляющие - подлежащее и сказуемое. Для этого нужно знать, с помощью каких частей речи может выражаться грамматическая основа.
Так, подлежащее выражается:
- Именем существительным: Скоро пойдет снег .
- Именем прилагательным: Новое требует много знаний.
- Причастием: Говорящий часто ошибается.
- Инфинитивом: Жить - значит чувствовать.
- Неизменяемыми частями речи (междометием, наречием, предлогом, частицей, союзом): К нам завтра входит светлым и лучистым.
- Словосочетанием: Мы с другом пошли на рыбалку.
Сказуемое выражается:
- Глаголом: Стоит хорошая погода.
- Существительным: Москва - столица России.
- Прилагательным: Мне мил стихов российский жар.
- Прилагательным в сравнительной степени: Каждые сутки разлуки для меня длиннее года.
- Наречием: Все у нас хорошо .
- Причастием: Наша семья причастна к науке.
- Устойчивым словосочетанием (фразеологизмом): Здоровье мое - ни тпру, ни ну.
Кроме того, обратите особое внимание на правильность определения составного именного сказуемого, которое состоит из глагола-связки и именной части (Он скоро станет космонавтом ) и составного глагольного сказуемого, состоящего тоже из двух частей: вспомогательного глагола и инфинитива (Вы обязаны пойти на собрание ).
Следует отметить, что правильное определение грамматических основ помогает избежать ошибок при расстановке знаков препинания. Так, в сложном предложении обязательно расставляют знаки препинания, обозначающие границы простых предложений, входящих в их состав. Умение определить подлежащее и сказуемое поможет правильно расставить и в простом предложении, если оба главных члена предложения выражены одинаковыми частями речи, и в некоторых других случаях.