Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Возможные темы по направлению отцы и дети. Эссе на тему “Отцы и дети”

Конфликт поколений, проблема взаимопонимания отцов и детей, сложные взаимоотношения и разногласия, возникающие между ними, – все эти проблемы существовали всегда и всегда привлекали внимание писателей различных эпох.

В композиции тургеневских романов идейные споры героев, их мучительные размышления, страстные речи всегда играют огромную роль. Обыкновенно в споре или образуется завязка романа, или борьба сторон достигает кульминационного накала. Тургенев начинает роман «Отцы и дети» с изображения семейного конфликта между отцом и сыном Кирсановыми и идет дальше, к столкновениям общественного, политического характера. Устойчивость и прочность общества всегда проверяется семьей и семейными отношениями. Отцовско - сыновьи отношения не замыкаются только на кровном родстве, а распространяются далее на «сыновье» отношение к прошлому, настоящему и будущему своей страны, к тем историческим и нравственным ценностям, которые наследуют дети. «Отцовство» тоже предполагает любовь старшего поколения к идущей на смену молодежи, терпимость и мудрость, разумный совет и снисхождение. Но часто между старшим и младшим поколением возникает непонимание, нарушаются «первоосновы» существования – «семейственность» в связях между людьми. Существо конфликта между отцами и детьми лежит в самой природе вещей, природе человеческого сознания. Драматизм в том, что прогресс человеческий совершается через смену исключающих друг друга поколений. Но природа же и смягчает этот драматизм силой сыновьей и родительской любви. Конфликт между отцом и сыном Кирсановыми в начале романа очищен от политических и социальных осложнений, в нем представлена его родовая суть. Представляется, что между отцом и сыном лежит неодолимая пропасть, а значит, такая же пропасть есть между «отцами» и «детьми» в широком смысле.

Конфликт романа «Отцы и дети» в семейных сферах, конечно, не замыкается. Все действие романа представляет собой цепь конфликтов, в центре которых стоит главный герой – Базаров. Тургенев умел угадывать нарождающиеся явления в современном ему обществе. Он сумел подметить появление людей с новыми взглядами на жизнь – разночинцев, и изобразил в своем произведении героя своего времени – представителя младшего поколения разночинцев Евгения Базарова. Писатель хотел реально изобразить русскую действительность, вечную борьбу старого и нового. И это ему удалось во многом благодаря композиции романа. Тургенев показал лучших представителей дворянства и разночинцев, изобразил человека в многообразных и сложных связях с другими людьми, с обществом, затрагивая и социальный, и нравственный конфликты.

В романе сталкиваются не только представители разных социальных групп, но и разные поколения. Спор идет между либералами, которыми были Тургенев и его ближайшие друзья, и революционными демократами типа Чернышевского и Добролюбова (Добролюбов отчасти послужил прототипом главного героя Евгения Базарова). Центральное место в романе занимает конфликт идейных противников: Павла Петровича Кирсанова – представителя «отцов», и Евгения Базарова – представителя «детей», нового типа людей. В их спорах проявляется закостенелость и эгоизм Павла Петровича и нетерпимость и заносчивость Базарова. Позиция образованного либерала Павла Петровича во многом близка автору. Его «принсиўпы» («принципы» на французский манер) и «авторитеты» – знак уважения и доверия к опыту прошлых поколений. Но он не способен с отеческим вниманием отнестись к умственным запросам и беспокойству «детей». Для Тургенева одним из решающих критериев в определении личности было то, как эта личность относится к современности, к окружающей его жизни. Представители «отцов» – Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы – не понимают и не приемлют того, что происходит вокруг них. Павел Петрович, одержимый сословной спесью и гордыней, упорно держится за принципы, усвоенные им в молодости, благоговеет перед старыми авторитетами, а Николай Петрович понимает в современности только то, что угрожает его покою. Базаров же – крайний индивидуалист. Он беспощадно отрицает нравственность, любовь, поэзию, все чувства. В романе он характеризуется как нигилист: «От латинского nihil, ничего… стало быть, это слово означает человека, который … ничего не признает». Фигура Евгения Базарова появляется в романе на фоне широкой панорамы деревенской жизни, мира на грани социальной катастрофы, показанной в первых главах романа. Этот прием помогает связать нигилизм с общенародным недовольством, с социальным неблагополучием. Его нигилизм питается подспудным брожением народного недовольства и этим силен.

Базаров прав до известной степени: любые истины и авторитеты должны проходить проверку сомнением, но при этом надо по-сыновьи относиться к культуре прошлого. Базаров же впадает в нигилистическое отрицание всех исторических ценностей. Он силен в критике консерватизма Павла Петровича и пустословия русских либералов. Но герой заходит слишком далеко в ненависти к «барчукам проклятым». Отрицание «вашего» искусства перерастает у него в отрицание всякого искусства, отрицание «вашей» любви – в утверждение, что любовь – «чувство напускное», что все в ней легко объясняется физиологическим влечением, отрицание «ваших» сословных принципов - в уничтожение любых принципов и авторитетов, отрицание сентиментально-дворянской любви к народу – в пренебрежение к мужику вообще. Порывая с «барчуками», Базаров бросает вызов непреходящим ценностям культуры, ставя себя в трагическую ситуацию.

По ходу действия круг лиц, с которыми сталкивается Базаров, расширяется. Но все возникающие конфликтные ситуации направлены на то, чтобы проверить стойкость характера Базарова, его взглядов. Тургенев не критикует действия героя, а просто повествует о его жизни. Демократ-разночинец с новым материалистическим мировоззрением и новыми практическими требованиями к жизни – Базаров показан Тургеневым в соприкосновении с чужой и чуждой ему средой. Эта ситуация, постоянно и остро осознаваемая Базаровым, служит психологической мотивировкой для раскрытия определенных сторон в характере героя: его угрюмой сдержанности, враждебной недоверчивости, презрительной насмешливости, черствости, сухости и грубости. Базаров презрительно именует никогда и нигде не работавших дворян «барчуками». Он держится особняком, смиряет свои порывы, постоянно пресекает попытки к сближению и взаимопониманию со стороны Одинцовой, братьев Кирсановых. Автор с виду малоприметными штрихами, вставками, репликами подчеркивает монотонно «волчье» в настроениях Базарова.

Тургенев создал характер полный и внутренне самостоятельный. Базаров – молодой небогатый человек, сын лекаря, получившего дворянство по службе. Это сильная, не поддающаяся чужому влиянию личность, отстаивающая свои взгляды на жизнь. В его характере – сила, самостоятельность, энергия, большие потенциальные способности к революционному делу. Базаров является приверженцем нового течения – нигилизма, т. е. он – «… человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Базаров отрицает природу как источник получения эстетического наслаждения, как объект восторгов. «Природа не храм, а мастерская, а человек в ней работник», - говорит герой. Он изучает природу, знает ее до мелочей, даже по-своему любит, но признает ее только с практической стороны жизни. Также Базаров отрицает искусство, считая, что это «бледная копия действительности». Он пренебрежительно относится к классикам, например, к Пушкину, а о великом художнике говорит, что «Рафаэль гроша ломанного не стоит». И это происходит из-за его излишнего увлечения естественными науками. Вместе с тем Базаров отрицает и науку, но только науку созерцательную. Он – враг отвлеченных понятий, но верит в настоящую, конкретную науку, которая может принести пользу обществу. Писарев писал: «Он будет ею заниматься или для того, чтобы дать работу своему мозгу, или для того, чтобы выжать из нее непосредственную пользу для себя и для других». Базарову кажется, что с помощью естественных наук можно легко разрешить все вопросы, касающиеся сложных проблем общественной жизни, разгадать все тайны бытия. Духовную утонченность любовного чувства он считает романтической чепухой, а чувство сострадания - слабостью, аномалией, отрицаемой «естественными» законами природы.

Внутренний облик главного героя Тургенев раскрывает через портрет, через описание внешности и поведения, пользуясь приемами тайной психологии. Базаров не обращает никакого внимания на свой внешний вид и поэтому одет небрежно. Глядя на его красные руки, можно понять, что он знает, что такое труд. Его широкий лоб говорит об уме. Тот факт, что он не сразу подал руку при встрече Николаю Петровичу, говорит о его гордости, чувстве собственного достоинства, о его уверенности в себе. Но в разговоре с людьми он ведет себя грубовато: отвечает на вопросы нехотя, показывает свое пренебрежение к собеседнику. Этим нарочитым пренебрежением в словах, в действиях герой отрицает правила, принятые в светском обществе. Своими поступками, в частности, представлением себя как Евгением Васильевым, Базаров подчеркивает свою близость к народу. Он обладает «…особенным умением возбуждать к себе доверие в людях низших…», хотя все-таки он был далек от народа.

Тургенев наградил Базарова иронией, которой тот пользуется очень разнообразно: ирония для Базарова – средство отделить себя от человека, которого он не уважает, или «поправить» человека, на которого он еще не махнул рукой. Он иронически относится и к своим поступкам, и к своему поведению. В характере Базарова – сила, самостоятельность, энергия, большие потенциальные способности к революционному делу.

Базаров имеет высокие моральные качества, благородную душу. Так, на дуэли с Кирсановым вместо того, чтобы оставшейся пулей убить своего противника, Базаров оказывает ему медицинскую помощь. Тревожное и уязвимое сердце бьется в груди самоуверенного и резкого с виду героя. Крайняя резкость его нападок на поэзию, любовь заставляет усомниться в полной искренности отрицания. Есть в поведении Базарова некоторая двойственность, которая перейдет в надлом к финалу романа.

Базаров отрицает чувства: «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной?.. Это все романтизм, чепуха, гниль «художеств». По словам Писарева, Базаров имеет «ироническое отношение к чувству всякого рода, к мечтательности, к лирическим порывам, к излияниям…». И в этом его трагедия. Базаров считает, что любовь – это ерунда, лишнее в жизни человека. Но несмотря на все свои суждения, влюбляется в Одинцову и оказывается способным на искреннее, глубокое чувство. В его душе происходят значительные перемены, которые даже противоречат некоторым его принципам. Конфликт произведения из внешнего (Базаров и Павел Петрович) в этот момент переводится во внутренний («поединок роковой» в душе Базарова). Любовь к Одинцовой - начало трагического возмездия заносчивому Базарову: она раскалывает душу героя на две половины. Отныне в нем живут и действуют два человека. Один из них – убежденный противник романтических чувств, отрицающий духовные основы любви. Другой – страстно и одухотворенно любящий человек. Одинцова хочет, но не может полюбить Базарова не только потому, что она аристократка, изнеженная барыня, но и потому, что этот нигилист, полюбив, не хочет любви и бежит от нее. Он сам разрушает эту любовь. Их отношения не складываются. И Базаров, видя тщетность своих надежд, отступает, сохраняя чувство собственного достоинства. Тургенев же всей этой историей хочет показать, что в жизни человека побеждает естественное течение жизни, что выше каких-либо идей стоит любовь. Писатель показывает победу этого чувства над любым человеком, над любой судьбой.

Непримиримые противоречия обнаруживаются в характере героя. Возникшие перед ним вопросы о смысле жизни, опровергающие его прежний, упрощенный взгляд на человека и мир – не пустяки. Так начинается глубокий кризис веры героя в неизменную сущность человека. Любовь к Одинцовой пробудила в Базарове тревожные сомнения: может быть, точно всякий человек загадка? Эти вопросы делают его духовно богаче, щедрее и человечнее, в нем проявляется «романтизм», от которого он пытается избавиться, но который все-таки проявляется перед смертью Базарова, когда медицина и естественные науки, обожествляемые им, не смогли ему помочь, зато отрицаемые им, но хранимые на дне души чувства восстановили цельность и стойкость духа умирающего героя.

Сцена смерти Базарова – самая сильная сцена в романе. Герой умирает в расцвете творческих и физических сил, не прожив и третьей части своей жизни. Перед смертью он не впадает в истерику, не теряет чувства собственного достоинства, а пытается сохранить ясность мысли до последней минуты, собирает последние силы, чтобы попрощаться со всеми, кого любил. Он думает не о себе, а о своих родителях, готовя их к ужасному концу. Почти по-пушкински прощается с возлюбленной. Любовь к женщине, любовь к родителям сливаются в сознании умирающего Базарова с любовью к родине. Он умер твердо и спокойно. Смерть Базарова трагична, так как этот умный и мужественный человек с благородными целями бессмысленно прожил свою жизнь. Тургенев не находит в нигилизме созидающей творческой силы. Он заставляет героя умереть, так как не видит продолжения его деятельности. Но писатель признавал, что последнее слово остается за Базаровым, что его время еще придет.

И. С. Тургенев про свое произведение говорил: «Базаров – мое любимое детище». Но все-таки оценка писателя весьма противоречива. На протяжении всего романа он композиционно спорит со своим героем. В спорах с Павлом Петровичем Базаров оказывается морально сильнее, но несамостоятельность его нигилизма доказывается всем художественным построением романа. Базаров отворачивается от природы – Тургенев создает прекраснейшие поэтические образы русской природы, и заканчивает свое произведение описанием природы на кладбище, где похоронен его герой, тем самым показывая, что, несмотря на смерть Базарова, природа жива, красота вечна. Базаров отрицает тесные связи родителей со своими детьми – автор описывает сцены родительской любви; Базаров чуждается жизни – автор показывает жизнь во всей красе; герой отрекается от любви и не дорожит дружбой – Тургенев показывает дружеские чувства Аркадия и его любовь к Кате. В философской беседе Базарова и Одинцовой герой сказал: «Исправьте общество, и болезней не будет». Вкладывая в уста Базарова слова, пропагандирующие один из основных тезисов революционно-демократического просветительства, Тургенев психологически тут же снижает эту проповедь передовых идей указанием на полное безразличие, с которым относится Базаров к тому, как поймут то, что он говорит: «Базаров говорил все это с таким видом, как будто в то же время думал про себя: «Верь мне или не верь, это мне все едино!»

Тургенев недолюбливал людей, подобных Базарову. Писатель не согласен с суждением героя об искусстве, науке, любви – о вечных ценностях, с его всеобъемлющим скептицизмом. Но нравственные качества, которыми обладает Базаров, его привлекают, писатель понимает, что за его героем – будущее. В его уста автор вложил некоторые высказывания, созвучные собственному настроению. Он даже признавался: «За исключением воззрений Базарова на художества, - я разделяю почти все его убеждения». Не случайно Базаров вышел у него подлинно трагической фигурой. И нелепая смерть - от пореза пальца – принимается Базаровым с достоинством жертвы рока.

Тургенев начал писать роман с позиции «отцов», но со временем его замысел претерпевает изменения, и писатель начинает смотреть на происходящее с точки зрения «детей». Как говорил сам писатель: «Хотел высечь детей, а выпорол отцов». Он понимал, что существование представителей старшего поколения – братьев Кирсановых, Одинцовой, родителей Базарова – бессмысленно. Ограниченность их суждений, вялость, нежелание любых перемен, привычка к внутреннему комфорту – все это не приносит никакой пользы государству, народу. Но также Тургенев не видит и продолжения деятельности Базарова. В этом и состоит трагизм ситуации.

Русские писатели

Отцы и дети

Проблема отцов и детей существовала всегда. Однако особенно остро она проявляется в переломные моменты развития общества, когда старшее и младшее поколение становятся носителями разных эпох и идей. Такой период наблюдался в России в середине XIX века, когда старое дворянство враждовало с революционно-демократической молодежью. Именно эта проблема затронута в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Отцы в романе представлены братьями Кирсановыми, а дети Аркадием Кирсановым и Евгением Базаровым .

Наиболее отчетливо конфликт старого и нового поколения просматривается во взаимоотношениях молодого «нигилиста» Базарова и чопорного дворянина Павла Петровича . Примеры нелегких взаимоотношении отцов и детей показаны через отношения между Базаровым и его родителями, а также Аркадием со своим отцом. Автор противопоставляет два поколения не только с помощью идейных различий, но даже внешним описанием. Если в описании Базарова в основном акцентируется его мрачный вид, отрешенность от внешнего мира и острый ум, то в описании Павла Петровича отмечаются лаковые полусапожки, ухоженный внешний вид, привлекательная внешность.

Эти герои противопоставлены и по средствам их образа жизни. Павел Петрович живет как настоящий дворянин и аристократ в праздности и безделье. Базаров же напротив целыми днями работает, проводит медицинские опыты и старается принести пользу окружающим. Идейные разногласия этих двух героев также занимают особое место в романе. Павел Петрович человек старой закалки с принципами и защищает высокие идеи. Базаров проповедует «нигилизм», то есть неверие ни во что. Он предпочитает не считаться ни с какими принципами и авторитетами. На мой взгляд, именно через противопоставление этих двух персонажей наиболее отчетливо просматривается конфликт поколений, а соответственно, отцов и детей.

­Что касается проблемы отцов и детей внутри семьи Кирсановых, то она оказалась не такой глубокой. Аркадий не просто похож на своего отца, а имеет такие же ценности и идеалы. Его также заботят родной дом, семья и покой. Конфликт между ним и Николаем Петровичем просматривается только тогда, когда Аркадий временно подпадает под влияние Базарова и пытается ему подражать. Кирсанова печалят такие перемены в сыне. И даже когда Аркадий невольно ранит его своей бестактностью, он лишь кротко переносит это. В конце романа его терпеливая любовь к сыну вознаграждена. Аркадий становится взрослее и мудрее, а Базаров уходит из их жизни. Тогда он раскрывается как личность и сближается с отцом.

Несмотря на то, что роман написан в XIX века, проблемы, затронутые в нем, остаются актуальными по сей день. Так, например, людей во все времена заботило отношение к любви, науке и искусству. С этими вопросами, также как и с проблемой отцов и детей, приходится сталкиваться каждому новому поколению. Возможно, именно постоянный поиск ответов на эти и другие вопросы и является движущей силой жизни.

Во второй половине XIX века был опубликован четвертый роман Тургенева, в котором автор отразил свои общественные и политические взгляды относительно происходящих в стране событий. Тема столкновения двух поколений была навеяна жесткой идеологической борьбой, которая происходила между либералами и демократами. Сочинение по роману «Отцы и дети» помогает наиболее полно ощутить взгляды и переживания писателя.

Создание произведения

Сильной стороной таланта Тургенева была способность предвидеть изменения в социальной жизни. О них могли говорить лишь настроения, которые преобладали в обществе, и едва намечающиеся тенденции. Но автор бессмертных романов уже чувствовал предстоящие изменения. В 1860 году писатель приступил к созданию нового романа. Идеей этого произведения являлось желание показать совершенно новый тип общественного деятеля, который только начал появляться на сцене российской общественно-политической борьбы. Таким образом, в роман в качестве главного действующего лица был введен новый персонаж, не имеющий аналогов в русской литературе, - борец, нигилист и разночинец. Сочинение по роману «Отцы и дети» может быть посвящено образу главного героя.

Время в произведении

В 1862 году роман был опубликован. Посвящался он критику Белинскому. Следует обратить внимание на то, что в произведении использовалась предельно четкая датировка. Действие начиналось двадцатого мая 1859 года. Автор тем самым стремился воссоздать в произведении конкретную обстановку, которая царила в тогдашней России и была вызвана рядом чрезвычайно важных социально-политических событий.

Оставалось совсем немного времени до отмены крепостничества. И, как всегда это происходит перед кардинальными преобразованиями, в стране преобладали волнения, в обществе не умолкали непримиримые споры. Неизвестно было, кто придет на смену дворянства и каков дальнейший путь России. Сочинение «Время в романе "Отцы и дети"» предполагает раскрытие и анализ связи между действиями в книге Тургенева и событиями, которые происходили в общественной и политической жизни.

Жанр

Произведение представляет собой социально-психологический роман. Об основной теме его говорит заглавие. Творческое задание на тему взаимоотношений представителей разных поколений на основе и сочинение «Время в романе "Отцы и дети"» являются традиционными на уроках русского языка и литературы в школе. Однако следует также рассмотреть жанровую специфику этой книги. В основе сюжета, как уже было сказано, абсолютно новый образ человека, который не принадлежит ни к дворянству, ни к какому-либо другому социальному слою. В романе присутствует несколько сюжетных линий. И с помощью этого художественного приема Тургенев раскрыл образ главного героя во всей полноте.

Структура сюжета

В романе отсутствует единая завязка, поскольку повествование ведется по принципу цикличной композиции. Сперва Базаров знакомится с семейством Кирсановых, Одинцовой, Ситниковым и Кукшиной. Дальнейшие развития можно обозначить как второй сюжетный круг, в котором главный герой постепенно разрывает отношения со всеми прочими персонажами. Он же и заканчивается смертью Базарова.

Важные композиционные элементы - вставные эпизоды. Они, как правило, включают в себя краткие предыстории основных персонажей. Эти вставки позволяют читателю понять внутренний мир героев. Сочинение по роману Тургенева «Отцы и дети» раскрывает сложные взаимоотношения Базарова с другими персонажами.

Большое значение отведено эпилогу. В нем автор посвятил читателя в события, которые происходят после смерти главного героя.

Базаров

Система образов построена на антитезе. Композиционный центр в ней - главный герой. Личность Евгения Базарова раскрывается в процессе развития его отношений с другими действующими лицами. Сочинение по роману Тургенева «Отцы и дети» - это своего рода анализ взглядов героя на мнения и жизненный уклад второстепенных персонажей. Так, например, после столкновения Базарова с Павлом Кирсановым читателю становятся понятны мировоззренческие позиции героя-нигилиста. В отношении Евгения к Одинцовой просматривается его способность к высоким чувствам, которых, казалось бы, он уже был полностью лишен.

Образы второстепенных героев создают своего рода фон, на котором наиболее четко просматриваются революционные взгляды героя. Он может показаться излишне самоуверенным, но работящ, удовлетворяется малым. Не хочет быть доктором и все ждет какого-то случая. Стремится общаться с народом и умеет это делать, однако в душе не любит его. И, главное, он лишен какого бы то ни было энтузиазма и не имеет идеи. Такова характеристика главного героя, но для более подробного рассмотрения стоит написать сочинение. Смысл романа «Отцы и дети» заключается в трагическом одиночестве главного героя. Даже в отчем доме он не чувствует себя счастливым. Его любят и боготворят родители, но он не находит у них понимания.

Другие образы

Аркадий Кирсанов не способен стать соратником своего приятеля. Он мягок и аполитичен. К тому же он слишком привержен к традиционным ценностям, которые впитал еще в детстве в родительском доме. Темы сочинений по роману «Отцы и дети» могут затрагивать различные моменты в сюжетной композиции и рассматривать взаимоотношения главного героя и одного из второстепенных. Но диалоги Базарова и Аркадия несут важную смысловую нагрузку в произведении. Их взаимоотношения дополняют картину духовного одиночества, которое является спутником главного персонажа до последних дней его жизни.

Ситников и Кукшина являют собой пародию на представителей передовой интеллигенции. Они пытаются подражать своему учителю Базарову, но не в состоянии понять глубину мыслей своего кумира. А потому ощущение непонимания у героя в их обществе не только не покидает его, а лишь еще более усиливается.

Одинцова

Эта дама слишком дорожит своим положением в обществе. Вспышка страсти главного героя ее пугает. Отдаться чувству Одинцовой не хватает смелости. И она предпочитает спокойствие. Холодность Одинцовой, которая, возможно, со временем бы рассеялась, герой воспринимает как поражение. Его максимализм не позволяет ему понять ее переживаний и опасений.

Особое место занимает любовь в романе «Отцы и дети». Сочинение на эту тему - это раскрытие, пожалуй, главной идеи произведения. Тургеневский герой столь настойчиво отрицал все то, что его окружало, что несколько увлекся и не учел возможности зарождения любовного чувства. Романтизм он считал глупостью и частью того устаревшего социального мира, который находится на последнем издыхании. Но, испытав глубокое чувство к женщине, он понял, что теперь может отрицать лишь самого себя. И это осознание стало началом его гибели.

Базаров в глазах автора

На страницах романа можно обнаружить, что Тургенев относится с некоторым сочувствием к взглядам Базарова. Автор подчеркивает, что герой является прежде всего революционером. Прямые намеки присутствуют в репликах Базарова. Он говорит о том, что грядут существенные перемены, однако сперва следует «расчистить» место для тех, кто будет созидать. Возможности действовать у Базарова все же нет. Писатель не наделил ею своего героя, поскольку считал, что на тот момент страна в таких кардинальных преобразованиях не нуждалась.

Проблема противоборства поколений непременно возникает в обстановке существенных социальных, политических и экономических преобразований. В истории России такие примеры были и, возможно, их увидеть еще предстоит не раз. А потому тема, которой посвящена эта статья, является обязательной в школьной программе. Лучший способ проанализировать и раскрыть ее - написать сочинение по литературе. Роман «Отцы и дети» - гениальное произведение, которое следует читать и перечитывать каждому.

Отношения между поколениями фигурируют во многих произведениях мировой литературы, ведь проблема отцов и детей не даром является “вечной”. При чем не стоит забывать, что отношения между старшими и младшими не всегда являются конфликтными. Это может быть и ярое противостояние друг другу, и полное взаимопонимание.

О чем может быть ваше сочинение об отцах и детях? Можно рассматривать разные поколения в самом широком смысле, а можно обратиться лишь к семейным взаимоотношениям. Это могут быть размышления в духе Базарова о разности взглядов, а может быть проникновенный монолог о любви к матери и отцу. Все будет зависеть от конкретной формулировки темы (ее вы узнаете лишь за 15 минут до начала сочинения).

Не будет лишним приготовить заранее несколько универсальных цитат для эффектного введения или эпиграфа. Например:
Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями. (Фалес)
Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые они сами им привили. (Ф. Шиллер)
Все отцы хотят, чтобы их дети осуществили то, что не удалось им самим. (И. Гете)
Каждому возрасту присущи свои особенности. (М. Цицерон)
Тот является отцом, кто воспитывает, а не тот, кто родит. (Менандр)

Предлагаем возможный круг тем по данному направлению . Обращаем внимание, что это лишь предположение, реальные темы сочинений находятся в закрытом доступе и станут известны в день написания итогового сочинения.

  • В чем заключается конфликт между поколениями?
  • Почему разные поколения не понимают друг друга?
  • Нужно ли учитывать опыт старших поколений?
  • Почему конфликт отцов и детей вечен?
  • Почему отцы всегда поучают детей?
  • Почему нужно уважать старших?
  • К чему ведет конфликт отцов и детей?
  • Каковы последствия разрушения преемственности поколений?
  • Что такое преемственность поколений?
  • Как изменился конфликт отцов и детей со временем?
  • Как помирить отцов и детей?

Примерный список литературных произведений по направлению "Отцы и дети"

  • А.Н. Островский, «Гроза»;
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»;
  • Ф.М. Достоевский: «Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные»;
  • М.А. Шолохов: «Тихий Дон», «Судьба человека»;
  • А.С. Пушкин: «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»;
  • И.А. Бунин, «Тёмные аллеи»;
  • И.А. Гончаров, «Обломов»;
  • В.Г. Распутин, «Уроки французского”;
  • И.С. Тургенев “Отцы и дети”;
  • А.С. Грибоедов “Горе от ума”;
  • Н.В. Гоголь “Мертвые души”;
  • А.П. Чехов “Вишневый сад”;
  • Б. Васильев “Завтра была война”.

Произведения и аргументы по направлению «Отцы и дети»

Произведение На что обратить внимание
И.С. Тургенев «Отцы и дети» Спор Евгения Базарова И Павла Кирсанова отражает разницу взглядов на уровне поколений. Базаров для Кирсанова – выскочка разночинец, а Кирсанов для Базарова – никчемный и пустой праздный барин. Павел Петрович мог бы научить Базарова такту и сдержанности, а Евгений мог бы открыть для стариков мир преобразований. Но обе стороны слишком категоричны и бескомпромиссны, чтобы понять друг друга.
И. Гончаров «Обломов» Воспитание во многом определяет судьбу подрастающего поколения. Главный герой стал ленивым и праздным человеком без перспектив, потому что семья с детства баловала Обломова. Противоположным примером является Штольц. Его отец решил, что дорогу в жизнь Андрей должен пробивать себе сам. Он стал успешным предпринимателем, который добился всего самостоятельно.
А.С. Грибоедов «Горе от ума» Консерватизм Фамусова портит и молодежь, которая подстраивается под стариков ради получения высокого чина. Фамусов не признает необходимости образования и выступает за сохранение крепостного права. Кроме того, это общество погрязло в пороках и не пытается прислушаться к Молчалину, представителю младшего прогрессивного поколения.
А.Н. Островский «Гроза» Старшее поколение своим деспотизмом и консерватизмом обрекло город на застой. Поэтому мы наблюдаем в Калинове господство невежества, социальное расслоение и ханжеские нравы времён средневековья. Очевидно, что «отцы» правы далеко не всегда, ведь со временем их система ценностей устаревает и нуждается в обновлениях, которые может принести только новое поколение.
Л.Н. Толстой «Война и мир» Семья Ростовых - идеал семейного бытия для Толстого. Ростовы живут «жизнью сердца», не требуя друг от друга особого ума, легко и непринужденно относясь к жизненным неурядицам. Они чтут русские традиции, всем членам семьи Ростовых свойственны живость и непосредственность. После отъезда из Москвы семья осталась фактически разорена. Старик Ростов умирает с чувством вины за разорение детей, но с чувством выполненного патриотического долга.
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» Отношение к родителям воплощает нравственную сущность человека. О главной черте в характере Раскольникова можно получить представление из слова его матери о поведении сына: «Вы думаете его бы остановили тогда мои слезы, мои просьбы, моя болезнь, моя смерть? – спрашивает Пульхерия Александровна и сама же отвечает: -Преспокойно бы перешагнул через все препятствия». Главная черта Раскольникова - вовсе не любовь к людям, а самолюбие, стремление во что бы то ни стало осуществить свое хотение.Противоположный пример - Соня Мармеладова. Она смогла преступить все законы морали ради спасения своей семьи от голодной смерти.
К.Г. Паустовский «Телеграмма» Очень часто дети забывают о своих родителя, погружаясь в свои заботы и дела. На старости лет Катерина Петровна осталась совсем одна, хотя у нее была дочь. Одиночество каждый день разрушало ее, единственное, что держало Катерину Петровну – это ожидание встречи с дочерью. Она ждала три года, но ей не хватило всего пару дней. Очень часто равнодушие по отношению к близким убивает сильнее, чем болезни. Возможно, будь Настя более чувствительной, то не пришлось бы больному человеку умирать в одиночестве.
Р. Брэдбери «Вельд» Отец детей убежден, что «дети должны получать всё самое лучшее». Но не всегда родители в полной мере может осознать последствия своей опеки. В данном рассказе показно, что родители пытались во всем угодить своему чаду, не запрещая им пользоваться детской, даже когда пребывание там приобрело пугающие масштабы. Решившись поставить точку и ограничить нахождение в комнате, отражающей мысли, родители столкнулись с жестокостью и безжалостностью собственных детей. К трагичному финалу приводит избалованность и отсутствие взаимопонимания между «отцами» и «детьми».

Другие направления итогового сочинения.

СМЫСЛ ЗАГЛАВИЯ РОМАНА И. С. ТУРГЕНЕВА «ОТЦЫ И ДЕТИ»

1.Вступление.

Заглавия литературных произведений.

2. Основная часть.

2.1 Два поколения героев романа И. С. Тургенева «Отцы и дети».

2.2 Особенности конфликта романа.

2.3. «Отцы» В романе.

2.4 Евгений Базаров.

2.5 Конфликт идей и семейная драма.

3. Заключение.

Преемственность поколений. Со времён древней трагедии мы уже знаем, что настоящие столкновения — те, в которых обе стороны до известной степени правы.

Тургенев

Писатели по-разному озаглавливают свои литературные произведения, вынося в название имя главного героя или идею книги. Так, по имени героя названы романы «Обломов» И. А. Гончарова, «Рудин» И. С. Тургенева, роман в стихах «Евгений Онегин: А. С. Пушкина. Иногда автор выносит в заглавие фразу, отражающую идею произведения. Это может быть пословица (Островский «Не в свои сани не садись», «Не так живи, как хочется»), риторический вопрос (Чернышевский « Что делать?»), емкое слово или выражение, содержащее характеристику героя (Островский «Бесприданница», Лермонтов «Герой нашего времени»}.

Название романа Тургенева «Отцы и дети» передаёт идею произведения. В нём заключен основной конфликт произведения, который имеет две составляющие — семейную и идейную. Писатель делит героев романа на две группы: «отцы», старшее поколение, живущее идеалами прошлого, и «дети», молодёжь, устремлённая в будущее. Эти две группы героев и противопоставлены друг другу. «Отцы» в романе — братья Кирсановы: Николай Петрович и Павел Петрович. Мягкий и добродушный Николай Петрович безмятежно живёт в деревне, наслаждаясь тихим семейным счастьем. Он любит поэзию и играет на виолончели, что в глазах Евгения Базарова, друга его сына, выглядит смешно. Однако Николай Петрович мил и симпатичен, а его сын Аркадий, находящийся под влиянием друга, всё же не разделяет насмешек Базарова и очень рад возвращению домой. Павел Петрович совсем не похож на брата. Этот бывший светский лев, военный, блиставший на балах, теперь живёт с братом в деревне, вспоминая прошлое. Но он по-прежнему щёголь и франт. Даже живя в деревне, Павел Петрович выглядит изящно, одет со вкусом. Молодое поколение, «дети», представлены в романе, в первую очередь, Евгением Базаровым, приехавшим вместе с другом Аркадием в деревню. Базаров — нигилист по убеждениям. Он верит только в то, что полезно, отрицая всё остальное, в том числе поэзию, искусство, любовь, веру. «Рафаэль гроша медного не стоит», — говорит Базаров. Он презирает современную аристократию, которая только бросает слова на ветер.

Наиболее ярко идейный конфликт проявляется в спорах Павла Петровича с Базаровым. Нигилизм, бывший тогда в моде в России, сталкивается с традиционным мировосприятием. Современная Тургеневу критика увидела в этих спорах столкновение либералов (братья Кирсановы) и революционеров-демократов (Базаров). И хотя в этих словесных дебатах победа приписывалась Базарову, его превосходство спорно. Павел Петрович тоже прав, обращаясь к ценностям, выработанным поколениями людей. Внимательный читатель заметит, что и спорщики очень похожи. Они яростно защищают

свою точку зрения, оперируют одинаковыми фразами. Оба горды, самоуверенны, высокомерны.

Семейная драма оказывается намного глубже и важнее, чем конфликт идей. Она заключается в вечном противостоянии двух поколений — «отцов» И «детей». Старшие всегда более опытны и осторожны. Они живут идеалами своей молодости, пытаясь при вить их юному поколению. Поэтому Павел Петрович так настойчиво защищает свои принципы. А «дети», молодежь, всегда стремится к новому, прогрессивному, осуждая косность « отцов». К счастью, противостояние «отцов» И «детей» временно. И Тургенев не разделяет их, а соединяет союзом «и» в заглавии произведения. Именно престарелые родители позаботились об умирающем Базарове. Аркадий женился и переехал жить в деревню, подобно отцу. Сам Базаров оказался не таким жестокосердным и бездушным, испытав чувство любви. « Дети» неизбежно следуют за « отцами», повторяя путь своих родителей.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса