Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

В чем актуальность комедии горе. Cочинение «Сочинение на тему "Горе от ума": актуальность и по сей день. Несколько слов о некоторых героях"

В комедии Грибоедова “Горе от ума” мы можем наблюдать столкновение двух различных эпох, двух стилей русской жизни, что реалистически показано автором в его бессмертном произведении. Различие в мировоззрении старого московского барства и передового дворянства в 10-20-е годы XIX столетия составляет основной конфликт пьесы - столкновение “века нынешнего” и “века минувшего”.

“Век минувший” представляет в комедии московское дворянское общество, которое придерживается устоявшихся правил и норм жизни. Типичный представитель этого общества - Павел Афанасьевич Фамусов. Он живет по старинке, своим идеалом считает дядю Максима Петровича, который являлся ярким примером вельможи времен императрицы Екатерины. Вот что говорит о нем сам Фамусов:

Он не то на серебре,

На золоте едал; сто человек к услугам;

Весь в орденах; езжал-то вечно цугом;

Век при дворе, да при каком дворе!

Тогда не то, что ныне...

Однако, для того чтобы достичь такой жизни, он “сгибался вперегиб”, прислуживался, играл роль шута. Фамусов боготворит тот век, но чув- . ствует, что он уходит в прошлое. Недаром он сетует: “Тогда не то, что ныне...”

Ярким представителем “века нынешнего” является Александр Андреевич Чацкий, который воплощает в себе черты передовой дворянской молодежи того времени. Он - носитель новых взглядов, что и доказывает своим поведением, образом жизни, но в особенности своими страстными речами, обличающими устои “века минувшего”, к которому он относится явно пренебрежительно. Об этом свидетельствуют такие его слова:

И точно, начал свет глупеть,

Сказать вы можете вздохнувши;

Как посравнить да посмотреть

Век нынешний и век минувший:

Свежо предание, а верится с трудом;

Как тот и славился, чья чаще гнулась шея.

Чацкий считает тот век веком “покорности и страха”. Он убежден, что те нравы ушли в прошлое и нынче охотников поподличать “смех страшит и держит стыд в узде”.

Однако не так все просто. Традиции минувших дней слишком сильны. Сам Чацкий оказывается их жертвой. Он со своей прямотой, острословием, дерзостью становится возмутителем общественных правил и норм. И общество мстит ему. При первой же встрече с ним Фамусов называет его “карбонарием”. Однако в беседе со Скалозубом отзывается о нем неплохо, говорит, что он “малый с головой”, “славно пишет, переводит”, при этом сожалеет, что Чацкий не служит. Но у Чацкого на этот счет свое мнение: он хочет служить делу, а не лицам. Пока же, видимо, в России это невозможно.

На первый взгляд, может показаться, что конфликт между Фамусовым и Чацким - это конфликт разных поколений, конфликт “отцов” и “детей”, но это не так. Ведь Софья и Молчалин - молодые люди, почти сверстники Чацкого, но они в полной мере принадлежат “веку минувшему”. Софья не глупа. Доказательством тому может служить и любовь Чацкого к ней. Но она впитала философию отца и его общества. Ее избранник - Молчалин. Он тоже молод, но тоже дитя той, старой среды. Он полностью поддерживает мораль и нравы старой барской Москвы. И Софья, и Фамусов отзываются о Молчалине хорошо. Последний держит его на службе, “потому что деловой”, а Софья резко отвергает нападки Чацкого на ее возлюбленного. Она говорит: Конечно, нет в нем этого ума, Что гений для иных, а для иных чума...

Но для нее ум не главное. Главное же, что Молчалин тих, скромен, услужлив, обезоруживает батюшку молчанием, никого не обидит. В общем, идеальный муж. Можно сказать, качества чудесные, но они лживы. Это лишь маска, за которой скрывается его сущность. Ведь его девиз - умеренность и аккуратность”, и он готов “угождать всем людям без изъятья”, как учил его батюшка. Он идет настойчиво к своей цели - теплому и денежному местечку. Он играет роль влюбленного лишь потому, что это угодно самой Софье, дочери его хозяина. А Софья видит в нем идеал мужа и смело движется к своей цели, не боясь того, “что станет говорить княгиня Марья Алексевна”.

Чацкий, попадая в эту среду после долгого отсутствия, вначале настроен очень доброжелательно. Он стремится сюда, ведь “дым Отечества” ему “сладок и приятен”, но этот дым оказывается для него угарным газом. Он встречает стену непонимания, отторжения. Его трагедия заключается в том, что на сцене он один противостоит фамусовскому обществу.

Но в комедии упоминается двоюродный брат Скалозуба, который тоже “чудит” - “службу вдруг оставил”, заперся в деревне и книги стал читать, а ведь ему “следовал чин”. Есть и племянник княгини Тугоуховской “химик и ботаник” князь Федор. Но есть и Репетилов, который гордится своей причастностью с некоему тайному обществу, вся деятельность которого сводится к “шумим, братец, шумим”. Но Чацкий не может стать членом такого секретнейшего союза.

Чацкий, видимо, является не только носителем новых взглядов и идей, но и выступает за новые нормы жизни. Ведь он путешествовал по Европе, которая переживала революционные брожения. В комедии прямо не говорится о том, что Чацкий - революционер, но это можно предположить. Ведь и фамилия его “говорящая”, она созвучна фамилии Чаадаева.

Помимо общественной трагедии, Чацкий переживает и трагедию личную. Его отвергает любимая Софья, к которой он “летел, дрожал”. Более того, с ее легкой руки его объявляют сумасшедшим.

Итак, Чацкий, не приемлющий идеи и нравы “века минувшего”, становится возмутителем спокойствия в фамусовском обществе. И оно его отвергает. На первый взгляд, поделом, ведь Чацкий - насмешник, острослов, возмутитель спокойствия и даже оскорбитель. Так, Софья говорит ему: Случалось ли, чтоб вы, смеясь? или в печали? Ошибкою? Добро о ком-нибудь сказали?

Но понять Чацкого можно. Он переживает трагедию личную, он не находит дружеского сочувствия, он не принят, он отвергнут, он изгнан, но и сам герой не мог бы существовать в таких условиях.

“Век нынешний” и “век минувший” сталкиваются в комедии. Время минувшее еще слишком прочно и порождает себе подобных. Но время перемен в лице Чацкого уже настает, хотя еще слишком слабо. "“Век нынешний” сменяет “век минувший”, ибо это непреложный закон жизни. Появление Чацких-карбонариев на рубеже исторических эпох естественно и закономерно.

Политическая комедия «Горе от ума», крылатые фразы которой сегодня часто используют в своей речи люди, была актуальной во времена Грибоедова и осталась такой и в 21-м веке. Автор с помощью ярких высказываний, которые вложил в уста главных героев, передает описание приспособленцев, карьеристов, беспринципных людей, которые составляли большинство в российском обществе, и тех, кто им противостоит.

Образ Чацкого

Представителем прогрессивной молодежи, стремящейся к переменам, знаниям и реформам является главный герой того времени - Чацкий. Именно ему принадлежат в драме «Горе от ума» крылатые фразы, разоблачающие косность царского строя.

«Служить бы рад, прислуживаться тошно» - это позиция умного, образованного, имеющего стремление приносить пользу, но не востребованного в ретроградном обществе молодого человека.

В одной этой фразе раскрыт смысл жизни современников Грибоедова. Люди не могут сделать карьеру своим умом и достижениями на службе. Чтобы получать новые звания, необходимо прислуживать высшим чинам и быть подхалимом. В современном обществе происходит то же самое - кумовство, коррупция, покупка чинов, как будто автор только вчера написал свое произведение.

Для Чацкого свобода личности - это главный критерий, к которому должны стремиться люди, но, приехав из-за границы в Россию, он видит, что «дома новы, а предрассудки стары». Это очень свойственно было современникам Грибоедова, актуально и сегодня.

Под прикрытием красивых фасадов в самом обществе нет видимых перемен, нет желания меняться, расти профессионально и духовно. Во главе всего стоят деньги и власть.

Образ приспособленцев

В пьесе «Горе от ума» крылатые фразы и выражения характеризуют не только Чацкого, но и его антипода Молчалина.

Грибоедов замечательно передал его «рост» от безродного тверского мещанина до секретаря Фамусова в чине асессора: «...он дойдёт до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных», - так описывает Молчалина Грибоедов.

Приспособленчество, угождение высшим чинам - ничего не поменялось со времен написания комедии. В произведении «Горе от ума» крылатые фразы (2 действие) очень ясно передают характеристику того На словах все хотят перемен, но при этом осуждают тех, кто к ним стремится. «Свежо предание, а верится с трудом», - так говорят и сегодня, когда слышат рассуждения о необходимости в реформах при полном бездействии власть имущих.

Грибоедов в своей комедии в образе Молчалина раскрыл категорию людей, которые готовы унижаться сами ради почестей, а добившись их, унижать и уничтожать других на своем пути.

Современные карьеристы мало чем отличаются от Скалозуба, Молчалина и Фамусова. «Чины людьми даются» - так в «Горе от ума» крылатые фразы (3 действие) передают возможность получения званий, чинов и привилегий.

Фамусовское общество

Отдельным объектом в комедии «Горе от ума» считается которое, как на подбор, состоит из карьеристов, приспособленцев, лицемеров и воров.

Такие яркие образы, как Скалозуб, Фамусов, Молчалин и князь Тугоуховский, являются представителями окружения, в котором жил Грибоедов. «Защиту от суда в друзьях нашли, в родовписывает и современную общественную элиту.

В пьесе «Горе от ума», крылатые фразы которой актуальны и сегодня, Грибоедов столкнул в одном доме разных представителей общества, вскрыв его «нарыв». Чацкий оказывается в одиночестве со своим пламенным желанием общества к лучшему. Он имеет последователей, о которых косвенно упоминается в комедии, например, кузен Скалозуба, который бросил военную карьеру и уехал в имение, чтобы обустраивать жизнь

Но таких людей слишком мало, чтобы повлиять на общественное мнение. То же происходит и в современном обществе. «Вольнодумцы» считаются изгоями и преследуются как общественностью, так и властью.

Герой времени

В своей комедии Грибоедов первым из писателей создал образ «лишнего» человека в закостенелом обществе. Много позже появятся Печорин, Базаров, Онегин. Поэтому впервые в «Горе от ума» крылатые фразы характеризуют душевное состояние человека, который не может применить свои таланты для блага страны и общества.

Понимать, что никому не нужны изменения, а лишь власть и деньги, сложно умному и просвещенному человеку, готовому на самопожертвование ради Родины.

«А судьи кто? Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?» В этой, ставшей крылатой, фразе Чацкий пытается найти своих единомышленников, но их нет. Не с кого брать пример и продолжать начатые реформы. Все общество застыло в своем желании ничего не менять.

Это так же актуально в современном обществе. Личные интересы в вопросах процветания, наживы и власти ставятся впереди потребностей страны и общества.

Современные герои

К сожалению, в материальном мире, где большое влияние на людей оказывают деньги, в любом обществе будут появляться те, кто стремится «взобраться» к верхам власти любой ценой, и те, кто им противостоит.

Именно количественный перевес прогрессивных членов общества его развивает. Без «чацких» не было бы изменений в социальной, культурной и личностной сфере общественности. Они толкают других людей сделать шаг в сторону изменений жизни к лучшему.

Современна ли комедия А.С.Грибоедова "Горе от ума"

Как посравнить да посмотреть

А.С.Грибоедов

Есть гениальные произведения литературы. И есть гениальные названия гениальных произведений. Такие, в которых составляющие их слова как бы сливаются в одно понятие. Потому что перед нами не просто заглавие литературного сочинения, а имя некоторого явления. Таких названий, таких произведений даже в великой литературе наберется едва ли более десятка. Грибоедовская комедия - одно из них.

Александру Сергеевичу Грибоедову исполнилось двести лет. Из неокончательно установленных дат его чудесного рождения выбрана одна, и вот - Отмечаем! Фамусовы - в ложах, Скалозубам досталось в генералы, Софьи с Лизами радуют взоры в рядах общественного движения "Женщин России", Молчалины блаженствуют в министерствах и комитетах. А судьи кто?...

Нет пьесы живее и современнее, чем "Горе от ума". Так было, так есть, так будет.

Истинно великое произведение, каким является "Горе от ума", сопротивляется переоценкам. Никуда не уйти от факта, что Грибоедов был кровно связан с декабристами. Другое дело, что наше понимание декабризма как общественного движения с годами уточняется. Мы яснее осознаем некоторые трагические особенности российской общественной жизни, особенно вековые традиции тоталитаризма. Этим объясняется многое в отечественной истории, вплоть до наших дней. Для нас важно, что "Горе от ума" - это не "черно-белая" сатира на общественный строй, как учили в школе. Писателя занимали не "строй", не "система", а социальная психология. А она вовсе не "черно-белая". Вслушайтесь: Фамусов и Чацкий зачастую говорят об одном и том же. "А все Кузнецкий мост, и вечные французы!..." - ворчит Фамусов. И Чацкий озабочен тем, "чтоб умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев." Оба они безусловные патриоты, оба до глубины души русские люди, многое их разделяет, но многое и роднит, в том-то и трагизм этой комедии, оттого-то и "мильон терзаний". А "строй", "система" - что ж, они могут меняться, но Фамусов, Репетилов, Молчалин, Скалозуб - вечны. И Чацкий вечен.

Когда мы в последний раз видели живого Чацкого? Это был академик Сахаров. Другое время, возраст, внешность, язык, а суть одна и та же: Чацкий! Тот самый, которого снисходительно упрекал Пушкин, утверждая, что в "Горе от ума" один умный человек - сам Грибоедов, а Чацкий добрый малый, проведший некоторое время в его обществе и произносящий с его голоса умные речи - перед кем? Перед Скалозубами и Тугоуховскими? Но в том-то и дело, что Пушкин не вполне прав: говорить надо. Перед теми, с кем свела тебя история. Даже не рассчитывая на понимание. Сказанное не пропадет. В этом убеждал Грибоедов. В этом убеждал Сахаров. Что общего между этими двумя русскими людьми, кроме того, что они русские? Ум. И тот, и другой являли собой выдающиеся умы своего времени.

Неисчерпаемость "Горе от ума" открывается в недопонятом Чацком и неразгаданном Репетилове...

Как посравнить да посмотреть

Век нынешний и век минувший...

Кому из россиян свой век не казался самым невероятным? Кажется, и Пушкину, и Грибоедову не раз приходилось слышать привычные жалобы на время, иначе их столь разные герои, как Фамусов и Герцог, не сокрушались бы так единодушно: "Ужасный век! Не знаешь, что начать..," - говорит Фамусов. И Герцог вторит ему: "Ужасный век, ужасные сердца!"

Может быть, и мы догадаемся, что времена отличаются только по принадлежности: наше оно или не наше.

Сюжетную основу "Горе от ума" составляет конфликт молодого дворянина Чацкого с тем обществом, выходцем из которого он был сам. События разворачиваются в одном московском аристократическом доме в течение дня. Но Грибоедов сумел раздвинуть временные и пространственные рамки, дав полную картину жизни дворянского общества того времени и показав то новое, что зарождалось в его пределах.

Чацкий - человек незаурядного ума, честный, искренний. В его спорах с Фамусовым вырисовывается облик человека, который способен трезво мыслить, человека, который видит пороки общества и хочет бороться с ними. Особенно ярко показывает Грибоедов эти качества Чацкого, противопоставляя ему подхалима и лицемера Молчалина. Этот подлый человек, у которого нет ничего святого, исправно выполняет завет отца: "угождать всем людям без изъятья." Молчалин - "низкопоклонник и делец", как характеризует его Чацкий.

Фамусов - высокопоставленный чиновник, консерватор до мозга костей, тупой солдафон Скалозуб - вот те люди, которых встречает Чацкий. Если Молчалин, Фамусов, Скалозуб видят смысл жизни в своем благополучии, то Чацкий мечтает о том, чтобы принести пользу народу, который он уважает и считает "умным и бодрым". В то же время он презирает угодничество, карьеризм. Он "служить бы рад", но ему "прислуживаться тошно." Резко критикует Чацкий это общество, погрязшее в лицемерии, разврате:

Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством богаты?

Защиту от судьбы в друзьях нашли, в родстве,

Великолепные соорудя палаты,

Где разливаются в пирах и мотовстве...

Боже мой, будто сейчас написано! А мы еще спорим, современна ли комедия. Какое счастье эта пьеса! Как все мы вместе и каждый в отдельности, Грибоедов мечтал о счастье и свободе. И, как никто другой, он заслуживал свободы и счастья.

Несмотря на исторический трагизм русской жизни, Грибоедов живет своей комедией "Горе от ума" в нас. Он возвращается к нам, как свет счастья.

Бекетова Марина

В помощь при написании исследовательских работ.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Утянская средняя общеобразовательная школа

ЗЛОБОДНЕВНОСТЬ ЗВУЧАНИЯ КОМЕДИИ А.С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА» В НАШЕ ВРЕМЯ. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ТИПЫ

Научно-исследовательская работа

Выполнила: Бекетова Марина Александровна,
ученица 9 класса

Научный руководитель : Ткачёва Валентина Петровна,
учитель русского языка и литературы

Уточка, 2011 год

Введение…………………………………………………………………3 - 4

Глава I. Значение творчества Грибоедова

§1. Биография писателя………………………………………....5 - 7

§2. О комедии «Горе от ума»……………………………………7 - 9

Глава II. Характеристика главных героев комедии

§1. Фамусовская Москва. Человеческие типы………………….9 - 13

§2. О главном герое………………………………………………14-16

Глава III. Злободневность звучания комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» в наше время

§1. "Горе от ума" в литературе XIX века……………………….16-19

§2. Современность комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума» …19-21

Заключение………………...………...……..…….……. ………………..22-23

Список используемой литературы……………………………………...24
Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Комедия Грибоедова «Горе от ума» органически вошла в историю русской литературы . «Вечно живой, жгучей сатирой» назвал И.А.Гончаров «Горе от ума», а ее героев – «вечно живыми образами». Это «неразгаданная до конца», по мнению А.Блока, пьеса стала и школой становления русской критики, и школой мастерства русских писателей 19 века. В ряде критических статей не раз отмечалось, что на уровне отдельных ситуаций и образов в русской классической литературе «постоянно просвечиваются грибоедовские силуэты». Поэтому вопросы интерпретации комедии Грибоедова, без сомнения, вызывают глубокий интерес. Актуальность работы заключается в исследовании злободневности звучания комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Александр Сергеевич Грибоедов – писатель редкий даже для русской литературы, столь богатой удивительными и разнообразными талантами. Он автор одного знаменитого произведения, о котором А.С.Пушкин сказал: «Его рукописная комедия «Горе от ума» произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами». Цель: исследование злободневности звучания комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», выявление сущности человеческих типов в комедии, их широкий обобщающий смысл.

Задачи:

- проанализировать данное произведение

- выполнить сравнительно-сопоставительный анализ актуальности комедии в литературе 19 века и в современности.

Обобщить результаты работы

Объект исследования: комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Предмет исследования: актуальность звучания комедии в наши дни. Методы исследования: анализ литературных и интернет - источников, интерпретация текста, сравнение и сопоставление, обобщение полученного материала, использование поисково-исследовательских методов сбора информации о жизни и творчестве А.С. Грибоедова.

ГЛАВА I . ЗНАЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА А.С. ГРИБОЕДОВА

§1. Биография писателя

Грибоедов Александр Сергеевич - знаменитый русский драматург. Происходит из древнего дворянского рода. Материальное положение родителей Грибоедова было стеснено и запутано. Однако мать его, женщина незаурядного ума и характера, тянулась к родственной ей московской знати, старалась из последних сил держать свой дом на уровне высшего московского общества. Мечтая о блестящей карьере для своего сына, она дала ему прекрасное образование, сначала под руководством гувернеров-иностранцев, затем в Московском благородном пансионе, наконец, в Московском университете. Последовательно окончив два факультета - словесный и юридический, Грибоедов продолжал оставаться в университете (изучая естественные науки и математику и готовясь к ученой степени доктора) вплоть до закрытия его в 1812 в связи с занятием Москвы Наполеоном. Превосходное знание главных европейских языков (французского, немецкого, английского и итальянского), к которым позднее прибавились восточные - арабский и персидский, довершалось музыкальным образованием. Все это делало писателя, по свидетельству Пушкина, «одним из самых умных людей в России» и одним из образованнейших людей эпохи. В 1812 Грибоедов поступил волонтером в один из сформированных полков, откуда вскоре благодаря большим связям перешел адъютантом к формировавшему кавалерийские резервы генералу Кологривову. К пребыванию писателя на военной службе относится первое выступление его в печати - корреспонденция в прозе и в стихах (напечатана в августовском номере «Вестника Европы» за 1814). Около этого же времени Грибоедов познакомился с театральным деятелем и известным драматургом А. А. Шаховским и под его воздействием обратился к драматическому творчеству, склонность к которому испытывал еще на студенческой скамье. В конце 1815 вышел в отставку и поселился в Петербурге, в 1817 поступил на службу в Государственную коллегию иностранных дел, при которой числился и Пушкин. В 1818 участие в нашумевшей светской дуэли и все более запутывавшиеся материальные дела матери, доведшей непосильными поборами своих костромских крестьян до бунта, подавленного военной силой, вынудили Грибоедова покинуть Петербург и отправиться секретарем русской дипломатической миссии в Персию. Проездом туда он дрался на дуэли в Тифлисе с будущим декабристом Якубовичем, ранившим его в руку. В Персии усиленно занимался изучением восточных языков и древностей, финансовых и политических наук. Там же сложились твердые очертания «Горя от ума», первоначальные замыслы которого, по свидетельству современников, возникали уже с 1812. Пребывание в персидском «дипломатическом монастыре» тяготило Грибоедова и в 1822 ему удалось перевестись в Тифлис секретарем по иностранной части при знаменитом «проконсуле Кавказа», генерале Ермолове. В Тифлисе Г. тесно сошелся с поэтом и будущим декабристом В. К. Кюхельбекером, которому читал сцену за сценой из создаваемого «Горя от ума». В центре всего стояла работа над «Горем от ума». Несмотря на большие связи, все усилия писателя провести пьесу не только на сцену, но и в печать оказались тщетными. Пьеса появилась на сцене только после смерти автора (отдельными явлениями с 1829, полностью в 1831). Опубликование отрывков из «Горя от ума» сопровождалось шумной журнальной полемикой. Выразители мнения старой дворянско-чиновной Москвы яростно нападали на комедию, отказывая автору не только в правильности нарисованной им картины московского быта, но и в каких-либо художественных достоинствах его пьесы. Высказывания Чацкого близки декабристам. Он был арестован и с фельдъегерем привезен в Петербург. На следствии Грибоедов держался смело, категорически отрицал принадлежность к тайному обществу. Он был вскоре освобожден с денежным вознаграждением и повышением по службе. Ему открылась, наконец, возможность той блестящей служебной карьеры, которой всю жизнь добивалась для него мать. С текстом Туркманчайского трактата Грибоедов был отправлен к царю, в Петербург, получил крупную денежную награду и блестящее назначение полномочным послом в Персию. До тех пор, по его собственным словам, - «нищий, слуга государю из хлеба», «вмиг сделался и знатен и богат» . В Персии завязывался один из самых трудных узлов мировой политики. Грибоедов выдвинул грандиозный проект создания «Российской закавказской компании». Тем не менее, проект, опережавший русскую действительность, по меньшей мере, на полвека, не встретил сочувствия в русских правительственных кругах. Однако англичане сразу почувствовали в нем опаснейшего противника, заменявшего в Персии, по отзыву современника, «единым своим лицом двадцатитысячную армию». Грибоедов прибыл в Персию, по пути женившись в Тифлисе, в октябре 1828 и через четыре месяца погиб вместе со всем составом русской миссии (за исключением случайно спасшегося секретаря) во время нападения на нее толпы, фанатизированной муллами, видимо, действовавшими в свою очередь по указке англичан.

§2. О комедии «Горе от ума»

§ 2. Современность комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума»

«Как посравнить да посмотреть

Век нынешний и век минувший...».

(А.С.Грибоедов)

Есть гениальные произведения литературы. И есть гениальные названия гениальных произведений. Такие, в которых составляющие их слова как бы сливаются в одно понятие. Потому что перед нами не просто заглавие литературного сочинения, а имя некоторого явления. Таких названий, таких произведений даже в великой литературе наберется едва ли более десятка. Грибоедовская комедия - одно из них. Александру Сергеевичу Грибоедову исполнилось двести лет. Из неокончательно установленных дат его чудесного рождения выбрана одна, и вот - отмечаем! Фамусовы - в ложах, Скалозубам досталось в генералы, Софьи с Лизами радуют взоры в рядах общественного движения "Женщин России", Молчалины блаженствуют в министерствах и комитетах. А судьи кто? ...

Дружинин Н.М. «А.С.Грибоедов в русской критике». Москва, 1958г .

Нет пьесы живее и современнее, чем "Горе от ума". Так было, так есть, так будет. Истинно великое произведение, каким является "Горе от ума", сопротивляется переоценкам. Никуда не уйти от факта, что Грибоедов был кровно связан с декабристами. Другое дело, что наше понимание декабризма как общественного движения с годами уточняется. Мы яснее осознаем некоторые трагические особенности российской общественной жизни, особенно вековые традиции тоталитаризма. Этим объясняется многое в отечественной истории, вплоть до наших дней. Для нас важно, что "Горе от ума" - это не "черно-белая" сатира на общественный строй. Писателя занимали не "строй", не "система", а социальная психология. А она вовсе не "черно-белая". Вслушайтесь: Фамусов и Чацкий зачастую говорят об одном и том же. "А все Кузнецкий мост, и вечные французы!" - ворчит Фамусов. И Чацкий озабочен тем, "чтоб умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев". Оба они безусловные патриоты, оба до глубины души русские люди, многое их разделяет, но многое и роднит, в том-то и трагизм этой комедии, оттого-то и "мильон терзаний". А "строй", "система" - что ж, они могут меняться, но Фамусов, Репетилов, Молчалин, Скалозуб - вечны. И Чацкий вечен. Когда мы в последний раз видели живого Чацкого? Это был академик Сахаров. Другое время, возраст, внешность, язык, а суть одна и та же: Чацкий! Тот самый, которого снисходительно упрекал Пушкин, утверждая, что в "Горе от ума" один умный человек - сам Грибоедов, а Чацкий - добрый малый, проведший некоторое время в его обществе и произносящий с его голоса умные речи - перед кем? Перед Скалозубами и Тугоуховскими? Но в том-то и дело, что Пушкин не вполне прав: говорить надо. Перед теми, с кем свела тебя история. Даже не рассчитывая на понимание. Сказанное не пропадет. В этом убеждал Грибоедов. В этом убеждал Сахаров. Что общего между этими двумя русскими людьми, кроме того, что они русские? Ум. И тот, и другой являли собой выдающиеся умы своего времени. Неисчерпаемость "Горя от ума" открывается в недопонятом Чацком и неразгаданном Репетилове... Как посравнить да посмотреть

Век нынешний и век минувший... Кому из россиян свой век не казался самым невероятным? Кажется, и Пушкину, и Грибоедову не раз приходилось слышать привычные жалобы на время, иначе их столь разные герои, как Фамусов и Герцог, не сокрушались бы так единодушно: «Ужасный век! Не знаешь, что начать…», - говорит Фамусов. И Герцог вторит ему: «Ужасный век, ужасные сердца!» «Горе от ума» давно уже стало всенародным достоянием. Еще в начале семидесятых годов девятнадцатого века И.А.Гончаров, отметивший, что комедия «отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова», предрекал ей «нетленную жизнь», утверждал, что она «переживет и еще много эпох, и все не утратит своей жизненности». Это пророчество полностью оправдалось. Великая комедия и сейчас остается моложавой и свежей. Она сохранила свое общественное значение, свою сатирическую соль, свое художественное очарование. Она продолжает свое триумфальное шествие по сценам театров. Ее изучают в школах. Миллионы людей смеются и негодуют вместе с Грибоедовым. Гнев сатирика-обличителя близок и понятен русскому народу, потому что и ныне он воодушевляет на борьбу против всего косного, ничтожного и подлого, за все передовое, великое и благородное. Борьба нового со старым есть закон нашей русской жизни. Созданные Грибоедовым образы, его меткие, разящие изречения, живущие в народной речи, способны и ныне служить острым оружием сатиры. Так, например, если Молчалин, Фамусов, Скалозуб видят смысл жизни в своем благополучии, то Чацкий мечтает принести пользу народу, который он уважает и считает "умным и бодрым". В то же время он презирает угодничество, карьеризм. Он "служить бы рад", да "прислуживаться тошно". Резко критикует Чацкий это общество, погрязшее в лицемерии, разврате: Где, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?

Не эти ли, грабительством богаты?

Защиту от судьбы в друзьях нашли, в родстве,

Великолепные соорудя палаты,

Где разливаются в пирах и мотовстве... Кажется, что эти строки будто сейчас написаны! А мы еще спорим, современна ли комедия. Несмотря на исторический трагизм русской жизни, Грибоедов живет в нас своей комедией "Горе от ума". Он возвращается к нам, как свет счастья.

Гончаров И.А « Мильон терзаний» (Критический этюд) – В кн: Гончаров И.А Собр. Соч. в 8-ми т. М., 1995, т.8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В драматургических замыслах после «Горя от ума» все было связано с развитием и углублением демократических, антикрепостнических тенденций этой пьесы. Смерть Грибоедова в 1829 году помешала созданию новых произведений, которые обещали составить значительную страницу в истории русской литературы. Но и то, что он сделал, дает основание поставить Грибоедова в когорту художников мирового значения. Для современников Грибоедова его пьеса явилась знамением времени. Она помогла лучшим людям России определить свое место в общественно-политической борьбе. Не случайно декабристы говорили о том, что комедия была для них одним из источников свободомыслия. По словам великого критика-демократа В.Г.Белинского «Горе от ума» наряду с романом «Евгений Онегин» явилось «первым образцом поэтического изображения русской действительности в обширном значении слова. В этом отношении оба эти произведения положили собою основание последующей литературе, из которой вышли и Лермонтов и Гоголь» . Значение любого писателя прошлого дня нашей современности проверяется, прежде всего, тем, насколько близок нам его духовный облик, насколько творчество его служит нашему историческому делу. Грибоедов в полной мере выдерживает такую проверку. Он близок и дорог людям как писатель, верный жизненной правде, как передовой деятель своего времени – патриот, гуманист и свободолюбец, оказавший глубокое и плодотворное воздействие на развитие русской национальной культуры. Грибоедов и его великая комедия окружены у нас в стране поистине всенародной любовью. Сейчас более чем когда-либо громко и убедительно звучат слова, начертанные на могильном памятнике Грибоедову: “Ум и дела твои бессмертны в памяти русской…” Успех произведения, занявшего прочное место в ряду русской классики, во многом определяется гармоничным соединением в нем острозлободневного и вневременного. Сквозь блистательно нарисованную картину русского общества угадываются «вечные» темы: конфликт поколений, драма любовного треугольника, антагонизм личности и социума. Одновременно «Горе от ума» - пример художественного синтеза традиционного и новаторского: отдавая дань канонам эстетики классицизма, Грибоедов «оживляет» схему взятыми из жизни конфликтами и характерами, свободно вводит в комедию лирическую, сатирическую и публицистическую линии. Полемика вокруг «Горя от ума» в 20-е годы XIX века, неоднозначная оценка современниками пьесы говорят о том, насколько новаторским был замысел Грибоедова. Не только злободневное содержание комедии волновало современников. Лучшие умы того времени догадывались о несвоевременной философской глубине ее конфликта. Комедия «переживет много эпох» и останется своеобразным, неповторимым произ ведением и для потомков. Нет ни одного другого произведения в нашей литературе, которое так по-разному оценивалось бы критиками и так не похоже трактовалось бы режиссёрами и актёрами. Возможно, в этом и секрет постоянной современности грибоедовской комедии: Чацкий лишь меняется в зависимости от времени, но каждый раз органично ему (времени) соответствует. Точность и афористическая меткость языка, удачное использование вольного ямба, передающего стихию разговорной речи, позволили тексту комедии сохранить остроту и выразительность; как и предсказывал Пушкин, многие строки «Горя от ума» стали пословицами и поговорками («Свежо предание, а верится с трудом», «Счастливые часов не наблюдают»). Произведение получилось злободневным, отвечающим насущным потребностям своего времени и современного. «Грибоедов сделал свое, - сказал Пушкин в ответ на замечание о безвременной гибели поэта, - он уже написал «Горе от ума».

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреев Н.В. «Великие писатели России». Москва, «Мысль», 1988г.
  2. Володин П.М. «История русской литературы XIX века». Москва, 1962г.
  3. Дружинин Н.М. «А.С.Грибоедов в русской критике». Москва, 1958г.
  4. Медведева И. «”Горе от ума” А.С.Грибоедова». Москва, «Художественная литература», 1974г.
  5. Мещеряков В.П. «Дела давно минувших дней…». Москва, «Дрофа», 2003г.
  6. Орлов В. «Грибоедов. Очерк жизни и творчества». Москва, «Гослитиздат», 1947г.
  7. Пиксанов Н.К. «Творческая история “Горе от ума”». Ленинград, 1983г.
А. С. Грибоедов вошел в литературу как автор единственной комедии «Горе от ума», однако актуальность этого произведения в момент его создания и на сегодняшний день, яркие образы, в которых отразился «век минувший» и «век нынешний» России начала XIX века, острая проблематика обеспечили автору комедии славу гениального писателя и широкую известность в литературных кругах.
Несомненно, комедия А. С. Грибоедова является новаторским произведением, как по своему содержанию, так и по форме. Так, например, автору «Горя от ума» удалось соединить воедино комедийные, драматические и даже трагические черты. Однако комедия вписывается в контекст литературной традиции. В частности тема ума была известна русской литературе и до Грибоедова, она разрабатывалась в произведениях М. М. Хераскова и Д. И. Фонвизина.
После создания комедии, она сразу же была запрещена цензурой для печати и постановки на театральной сцене. Такая реакция была вызвана тем, что в «Горе от ума» Грибоедов выставляет на суд читателей пороки «века минувшего» и сам беспощадно их клеймит.
В комедии А. С. Грибоедова поставлены самые острые и актуальные проблемы времени создания «Горя от ума»: вопрос о крепостном праве, образовании и воспитании дворянской молодежи, о цензуре, военной и государственной службе. В произведении представлены две противоположные точки зрения на эти вопросы, их выразителями являются представители «века минувшего» (Фамусов. Скалозуб, Хле-стова, графиня Хрюмина, Молчалин и другие) и «века нынешнего» (в первую очередь главный герой комедии Чацкий и ряд внесценических персонажей - брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской). Конфликт комедии заключается именно в этом противопоставлении представителей двух лагерей.
Если представители «века минувшего» являются приверженцами служения лицам во имя наград и чинов, а также приобретения личной власти над окружающими людьми, приемлют подхалимство и лицемерие, представляют собой врагов просвещения и каких бы то ни было перемен в устоявшемся жизненном укладе, то Чацкий и его сторонники выступают с резкой критикой подобной жизненной философии, которая губит в людях лучшие душевные качества.
Александр Андреевич Чацкий существенно отличается от тех людей, среди которых прошло его детство и юность. Поэтому, повзрослев, он покидает родной дом, не приемля для себя тот жизненный путь, который был уготован ему, как и многим молодым людям фамусовского общества. За время отсутствия в Москве у Чацкого окончательно формируется мировоззрение: для него характерно презрение к тем, кто выслуживается перед носителями более высоких чинов, любыми способами стремится к власти, которая позволила бы удовлетворять малейшие прихоти, жаждет иметь богатство, которое опять же обеспечило бы его владельцу неограниченную власть над окружающими.
Уместно вспомнить слова о Чацком И. А. Гончарова, который приписывал ему «роль страдательную», но в то же время она является и «победительной». Чацкие, то Гончарову, только сеют, а пожинают другие, в этом заключается «безнадежность их успеха». Гончаров писал о том, что грибоедовский Чацкий - «вечный обличитель зла, запрятавшийся в пословицу: «один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и всегда жертва».
Чацкий не приемлет для себя служение ради личной выгоды, он мечтает служить своей родине и своему народу, однако понимает, что существующий порядок не позволит реализоваться его стремлению, а потому его нужно в корне менять.
Дочь Павла Афанасьевича Фамусова Софья занимает особое место в комедии. Ее сложно однозначно причислить к представителям как «века минувшего», так и «века нынешнего», она находится как бы между двух огней. Софья склонна разделять мнение Чацкого, находясь под его непосредственным влиянием, однако после его отъезда она оказывается под влиянием Молчалина и, будучи влюбленной, встает на его сторону как в любовном конфликте, так и в идейном споре.
Однако было бы несправедливо не отметить в Софье такую характерную черту, как нежелание подчиняться отцу и выбирать себе супруга исходя из размера его состояния и количества полученных за выслуживание наград. В качестве объекта своей любви Софья выбирает секретаря своего отца и раскаивается в своем выборе только после того, как убеждается в аморальном поведении мнимого возлюбленного по отношению к себе.
Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса