Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Усадьба рукавишниковых адрес. Усадьба Приклонских-Рукавишниковых в селе Подвязье Богородского района. История создания Усадьбы Рукавишниковых


Интернет:
www.сайт/M636 - официальная страница
Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник - W1316 , официальный сайт www.ngiamz.ru

Филиал или подчиненная организация:
Нижегородский Кремль - M643
Музей нижегородской интеллигенции - M649
Музей истории художественных промыслов Нижегородской области - M1883
Музей архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья - M1884
Выставочный зал "Покровка, 8" - M1885
Нижегородский острог - M2552

Членство в организациях:
Союз музеев России - R14

Организации партнеры:
Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник «Бородинское поле» - M442

Выездные и обменные выставки:
"Старый Нижний в работах фотомастеров А.О. Карелина и М.П. Дмитриева" - 30 фоторабот выдающихся мастеров конца XIX- начала XX вв., отображающих облик одного из старейших и красивейших городов России
"Подвиг народного единства". Выставка рассказывает об одном из самых драматических периодов Российской истории и посвящена Нижегородскому ополчению 1611-1612 гг. под предводительством К. Минина и Дм. Пожарского. На ней представлены акварели в стиле книжной миниатюры XVII в. (18 работ)
"Со крестом в сердце и оружием в руках" - выставка военных лубочных картинок посвящена ратным подвигам соотечественников. Значительное место в выставке занимают лубки, иллюстрирующие выдающиеся военные сражения (начиная с XVI в. и заканчивая Первой Мировой войной), а также военные песни. Выставка включает 34 работы
"Невинно вино, укоризно же пьянство". Яркие сюжеты, остроумные, поучительные тексты и актуальность темы делают выставку исключительно привлекательной и запоминающейся (18 работ)
"Минувших дней прекрасные фрагменты". Oб особняке Рукавишниковых на Верхне-Волжской набережной (25 работ)
"Святой Преподобный Серафим Саровский" - выставка, посвященная 300-летию Саровской пустыни. Она включает репродукции икон, лубочных картинок, фотографий М.П. Дмитриева, старинных открыток, фрагменты путеводителя для паломников в Саровскую Пустынь (28 работ)
Фотовыставка "Символика Российского государства" - выставка знакомит с историей государственных символов на протяжении трех столетий. Среди изображений - знамя Нижегородского ополчения 1812 г., военные фотографии дореволюционной и советской России, образцы коронационных и агитационных сервизов, монеты и бумажные деньги XIX-XX вв., произведения декоративно-прикладного искусства Нижегородской области (30 работ)
"Жизнь без утайки" - серия лубочных картинок на бытовую тему. Семья, любовные отношения, наставления детей, хозяйство, благосостояние, народный праздник - много сюжетов найдете вы на выставке лубочных картинок. Но самое интересное - вглядываясь в лубки, понимаешь, что подобные истории не редкость и в наши дни (22 работы)
Выставка "Солдатский треугольник" посвящена Великой Победе. Она представляет тексты писем времен Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Фронтовые письма являются необходимым источником не только для изучения исторических событий, но и для познания исторической психологии людей. Именно их изучение позволяет внести ощутимый вклад в "человеческую историю" (21 работа)

Виртуальные ресурсы:
см. выше

Усадьба Рукавишниковых является объектом культурного наследия регионального значения, федеральной собственностью и входит в состав музейного объединения ГБУК «Нижегородский государственный историко-архитектурный музей — заповедник».

Первоначально 2-х этажный каменный особняк на Верхне-Волжской набережной принадлежал купцу 3-й гильдии Серапиону Везломцеву и перешел за долги в 1840-х гг. владельцу первого в Нижнем Новгороде сталелитейного завода и крупному ростовщику — процентщику М. Г. Рукавишникову.

Его наследник С.М. Рукавишников решил превратить Усадьбу на Верхне-Волжской набережной в величественный комплекс с домом в стиле итальянского палаццо. Для осуществления этой идеи были приглашены архитектор П.С. Бойцов, который выполнил проект реконструкции старого дома — превращения его в здание дворцового типа и художник из Петербурга М.О. Микешин, автор богатого фасадного декора.

Сохранив несущие стены старого здания, архитектор пристроил к нему крылья и надстроил третьим этажом, с южной стороны пристроил мраморную парадную лестницу к двухсветному залу, богато декорированному лепниной и росписью. Все внутренние помещения особняка отличаются пышностью отделки стен и дорогим художественным паркетом.


Здание обильно украшено лепниной, балкон 2-го этажа поддерживают атланты, оконные простенки занимают горельефные фигуры кариатид. По второму этажу особняк связан с двухэтажным кирпичным флигелем. Внутренний дворик с фонтаном и верандой — уютное место отдыха. По завершении реконструкции, в 1877 г., Дом Рукавишникова стал самым заметным и богатым в Н. Новгороде. В целом, это — пример хорошо сохранившегося крупного городского усадебного комплекса последней четверти ХIХ в.

В 1924 г. в особняке бывшей усадьбы купца С.М. Рукавишникова на Верхне-Волжской набережной получил свою постоянную прописку краеведческий музей, ныне Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник. Именно с этим домом многие поколения нижегородцев связывают понятие Музей, где посетитель всегда мог познакомиться с отечественным и зарубежным культурным наследием.

За более чем столетнюю свою историю музеем накоплены богатейшие (более 320 тыс. единиц хранения) коллекции. Среди них музейные предметы из частных собраний дворян Абамелик-Лазаревых, Шереметевых, из коллекций представителей купеческого сословия В.М. Бурмистровой (урожденной Рукавишниковой), Д.В. Сироткина, из собрания нижегородского фотографа А.О. Карелина и многих других.


В течение 16 лет (с 1994 г.) двери парадного подъезда рукавишниковского палаццо были закрыты. В 2010 году реставрационные работы на красивейшем здании Верхне-Волжской набережной завершены. Предпринятое максимально возможное восстановление первоначально богатой и изысканной отделки интерьеров, выявленной в ходе исследования здания, во многом подтверждает свидетельства современников строительства особняка.

Главный дом усадьбы — объект культурного наследия, интереснейший памятник гражданской архитектуры последней четверти ХIХ в., в наши дни стал таким же, каким он был ярко и самобытно представлен в художественном произведении одного из потомков знаменитого купеческого рода.

В наши дни объектами показа являются архитектурные особенности здания, эстетические качества его интерьеров — их стильность, характер и насыщенность отделок, художественная цельность. В ходе экскурсии прозвучит история знаменитого дома и его обитателей.


7 сентября 2010 года началось знакомство горожан и гостей нашего города с дворцом Рукавишниковых, с новой страницей в истории знаменитого особняка. Благодаря комплексной реставрации особняка Рукавишниковых посетителям предоставлена уникальная возможность совершить экскурсию по залам дворца.

Интересные факты:

Одна из главных тайн — дом в доме. Шпиль на крыше усадьбы указывает, где был старый дом. Сергей Рукавишников спрятал его во время постройки своей царственной усадьбы. Если несколько версий такого решения, одна из которых состоит в том, что владелец поддался на уговоры своей матери, пожелавший сохранить старый дом. Другая — экономический расчет, что выгодней надстроить новый дом вокруг старого. А в своем романе Иван Рукавишников подробно рассказывает историю тетушки, которая категорически отказывалась его покидать, и оттого дом пришлось сохранить, оставив тетушка жить там. Кстати, в существовании старого дома можно убедиться самостоятельно, так как западное крыло дворца полностью сохранило планировку старого дома.

Пол с секретом. Интерьер комнаты самый обычный, а вот паркет с загадкой. Стоит отойти к двери и присмотреться, как вы увидите, что обычный пол будто приподнимается и становится объемным. А если отойти к другой двери — паркет опять меняет свой рисунок и напоминает плитку шоколада.

Дворник на крыше. Посетители усадьбы частенько удивляются необыкновенному объекту — около винтовой лестницы на чердак притаился дворник! А разгадка в том, что в свои времена Рукавишниковы нанимали огромный штат прислуги, — ведь дом большой и требовал особого ухода. И даже дворника для крыши! В сильные снегопады он каждый день расчищал сугробы на крыше особняка, чтоб снег не скапливался, не подтекал и не разрушал потолки здания.

Режим работы:

  • вторник-четверг — с 10:00 до 17:00;
  • пятница,суббота, воскресенье и праздничные дни — с 12:00 до 19:00.
  • Выходной день-понедельник, последний четверг месяца — санитарный день.
  • Касса закрывается за 40 минут до окончания работы музея.

Телефоны: 8(831)422–10–50, 422–10–8

Наиболее красивым и интересным памятником архитектуры девятнадцатого века в Нижнем Новгороде является усадьба Рукавишниковых, входящая в состав Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника.

Первоначально двухэтажный каменный особняк на Верхневолжской набережной принадлежал купцу С.Везломцеву, но в 1840-х годах за долги отошел владельцу сталелитейного завода М.Г.Рукавишникову. Позднее, в 1870-х годах, наследник - С.М.Рукавишников - превратил особняк в величественный дворец в итальянском стиле. Для осуществления столь грандиозной реконструкции был приглашён архитектор П.С.Бойцов. В новый проект архитектора вошло: возведение третьего этажа, пристрой в виде крыльев, парадная мраморная лестница, а также декорирование лепниной и росписью. Фасад здания был богато украшено лепниной, фигурами кариатид в оконных простенках и атлантами, поддерживающими балкон второго этажа. Все залы особняка оформлены настенной и потолочной росписью с барельефами, полы выложены художественным паркетом. В 1877 году дом Рукавишниковых считался самым богатым в Нижнем Новгороде.

С 1924 года в особняке именитых купцов разместился краеведческий музей, позднее вошедший в Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник. В наши дни в особняке собрано более 320 тысяч ценных экспонатов, являющихся отечественным и зарубежным наследием. Среди богатейших коллекций представлены предметы из частных собраний купца Д.В. Сироткина, В.М. Бурмистровой (Рукавишниковой), дворян Абамелик-Лазаревых, а также нижегородского фотографа А.О. Карелина. Объектами показа являются и архитектурные особенности знаменитого дома. В ходе экскурсии можно будет узнать биографические сведения о каждом из обитателей купеческого дворца. Помимо залов с историей знаменитых нижегородцев в экспозиции музея представлены отделы нумизматики, этнографии, археологии и природы.

Главный дом усадьбы Рукавишниковых является объектом культурного наследия, красивейшим памятником гражданской архитектуры девятнадцатого века и исторической достопримечательностью Нижнего Новгорода.

April 14th, 2013

Сегодня знакомимся с Усадьбой Рукавишниковых на Верхневолжской набережной Нижнего Новгорода. Это одно из красивейших зданий города.

Само здание, конечно же знакомо многим, до 1994 года здесь располагался краеведческий музей. Моя задача показать, что внутри этого здания сейчас.

является объектом культуры регионального значения. Была построена владельцем первого в Нижнем сталелитейного завода М. Г. Рукавишниковым . Его наследник С. М. Рукавишников решил превратить усадьбу на Верхневолжской набережной в величественный комплекс с домом в стиле итальянского палаццо.

Здание обильно украшено лепниной, балкон поддерживают атланты, а оконные простенки занимают горельефные фигуры кариатид.

С 1924 года в особняке располагается краеведческий музей (ныне — Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник ).

История постройки здания

Первоначально 2-х этажный каменный особняк на Верхне-Волжской набережной принадлежал купцу 3-й гильдии Серапиону Везломцеву и перешел за долги в 1840-х гг. владельцу первого в Нижнем Новгороде сталелитейного завода и крупному ростовщику - процентщику М. Г. Рукавишникову.


Фасад главного дома усадьбы Серапиона Везломцева. 1840-е гг. Копия с архивного чертежа (Центральный архив Нижегородской области)

Его наследник С.М. Рукавишников решил превратить Усадьбу на Верхне-Волжской набережной в величественный комплекс с домом в стиле итальянского палаццо. Для осуществления этой идеи были приглашены архитектор П.С. Бойцов, который выполнил проект реконструкции старого дома - превращения его в здание дворцового типа и художник из Петербурга М.О. Микешин, автор богатого фасадного декора. Сохранив несущие стены старого здания, архитектор пристроил к нему крылья и надстроил третьим этажом, с южной стороны пристроил мраморную парадную лестницу к двухсветному залу, богато декорированному лепниной и росписью. Все внутренние помещения особняка отличаются пышностью отделки стен и дорогим художественным паркетом. Здание обильно украшено лепниной, балкон 2-го этажа поддерживают атланты, оконные простенки занимают горельефные фигуры кариатид. По второму этажу особняк связан с двухэтажным кирпичным флигелем.


Схема показывает, что старое здание 1840-х гг.составляет всю правую часть особняка С. М. Рукавишникова.
Граница старой и новой частей дома видна на первом этаже: в кабинете С. М, Рукавишникова есть наклонный переход в маленькие комнаты. С них и начинается «старое здание» 1840-х гг.

По завершении реконструкции, в 1877 г., Дом Рукавишникова стал самым заметным и богатым в Н. Новгороде. В целом, это - пример хорошо сохранившегося крупного городского усадебного комплекса последней четверти ХIХ в.

В годы Великой Отечественной войны экспозиция была перевезена в село Тонкино Горьковской области. Как показали архивные исследования, в эти годы под Верхневолжской набережной располагался бункер Сталина. И главная его часть скрывалась под зданием музея. Подробнее об этом рассказано в одной из серий цикла «Искатели».

После войны и вплоть до 1994 года в здании находился краеведческий музей.



Внутренний дворик с фонтаном и верандой - уютное место отдыха

В течение 16 лет (с 1994 г.) двери парадного подъезда рукавишниковского палаццо были закрыты. В 2010 году реставрационные работы на красивейшем здании Верхне-Волжской набережной завершены. Предпринятое максимально возможное восстановление первоначально богатой и изысканной отделки интерьеров, выявленной в ходе исследования здания, во многом подтверждает свидетельства современников строительства особняка.


Главный дом усадьбы в наши дни становится таким же, каким он был ярко и самобытно представлен в художественном произведении одного из потомков знаменитого нижегородского купеческого рода. И.С. Рукавишников - писатель и поэт, придерживаясь до некоторой степени известных биографических сведений о семье, в романе «Проклятый род» (выходил в 1912 и 1914 гг., переиздан в 1999г.) с большой долей точности и достоверности описывает творение своего отца - овеянный легендами дворец Рукавишниковых на Волжском откосе.

Войдем же внутрь этой усадьбы.

Первое, что видишь попадая в это здание - это широкая парадная лестница с огромным зеркалом наверху.



Стены лестницы богато украшены лепниной.


Потолок расписан в стиле барокко


И конечно, главное украшение лестницы - зеркало

К моему великому сожалению, большинство залов запрещено снимать. Поэтому пофотографировать в них мне не удалось. А там много интересного. Музейные смотрители ссылаются на запрет местного руководства снимать экспонаты, якобы они могут придти в негодность из-за вспышек фотоаппаратов. Хотя как может вспышка испортить, например, чугунную пушку или кресла, которых, кстати сказать, в экспозиции великое множество, мне непонятно.

На мой взгляд это прямое нарушение Указа Президента о доступности музейных ценностей.

В Интернете нашлось лишь пара фоток одного из залов. Видимо запрет на съемку выполняется неукоснительно.

Следующий зал который разрешают фотографировать -сиреневая гостиная

Потолок изумителен! Просто не оторвать взгляда.


Стены покрыты барельефами в том же стиле

Центральное место в гостиной занимает стол в виде бублика

Следующим помещением, в котором дозволена съемка, оказался танцевальный зал. Конечно он производит неизгладимое впечатление.

Весь зал, стены и потолок украшены лепниной.




На полу зала - наборный паркет из различных пород дерева

На одной из стен опять же огромнейшее зеркало, площадью, более 10 кв. м. (оно слева на следующей фото)

После осмотра танцевального зала посетители выходят обратно на парадную лестницу

На самом выходе из здания нас провожает еще одно произведение искусства - тамбур, выполненный из резного дерева.

Такой мы увидели Усадьбу Рукавишниковых в воскресенье.

На что посмотреть в Нижнем Новгороде, подробно рассказывают справочники, путеводители и рекламные проспекты многочисленных туристических агентств. Один из древнейших городов Европы с каждым годом привлекает к себе все большее количество туристов. История Нижнего Новгорода очень интересна, особенно страницы, связанные с купечеством.

Знаменитая фамилия

Фамилия Рукавишников в России очень известная - миллионеры-меценаты, писатели, поэты, артисты и космонавт. В царское время было как минимум две известнейшие династии, одна из них нижегородская. Они оставили о себе память не только в литературе и справочниках. Осталась прекрасная усадьба Рукавишникова. Нижний Новгород в своих окрестностях (в селе Подвя́зье, Богородском районе) имеет еще одну усадьбу, носящую фамилию династии, которая тоже является историческим и архитектурным памятником. Очевидно, можно для уточнения, о каком именно особняке идет речь, в скобках указывать город или село, в котором она находится.

«Из грязи - в князи»

Династия Рукавишниковых, имеющая отношение к Нижнему Новгороду, началась с Михаила Григорьевича (1811-1874), который был купцом I гильдии, входил в попечительский комитет о тюрьмах. Кроме того, он был удостоен почетного звания мануфактур-советника, которое соответствовало VIII классу в табеле о рангах и давало право на потомственное дворянство (дед Михаила Григорьевича был простым крепостным, который нажил первоначальный капитал благодаря своей смекалке). Присваивалось звание крупным промышленникам и купцам России. По другим данным, основатель династии был владельцем первого в этом городе сталелитейного завода и крупным ростовщиком-процентщиком.

Имение за проценты

В результате именно этого вида его разносторонней деятельности к нему в 1740 году за долги отошел особняк купца III гильдии Серапиона Везломцева, который в наше время известен как Музей-усадьба Рукавишниковых. Нижний Новгород, пятый по численности город России, и в те времена не был заштатным городишком. Новгородские купцы даже III гильдии могли позволить себе иметь особняки, в которых потом 37 лет будет проживать богатейшая семья города. Один из сынов, пошедший по стопам отца, а именно Сергей Михайлович Рукавишников, будучи не только миллионером, а одним из самых решил перестроить особняк, превратив его во дворец.

«По купцу и товар»

Для этой цели был приглашен архитектор П. С. Бойцов, а из Санкт-Петербурга был выписан художник М. О. Микешин, специалист по дворцовому оформлению усадеб. Цель, поставленная перед мастерами, - максимально показать и подчеркнуть возможности и мощь владельца. Пристроенные крылья и возведенный 3-й этаж вместе со старым домом должны были обеспечить наличие 50 комнат, в которых стала бы проживать семья из 8 человек. Цель была достигнута, именно этот особняк на Верхне-Волжской набережной, известный как усадьба Рукавишникова (Нижний Новгород), на долгие годы (презентация состоялась в 1877 году) стал самым роскошным домом в городе, знаменитым далеко за пределами

Роскошь, как самоутверждение

Дворец ничем не уступал столичным собратьям. Здесь было все, что олицетворяло собой роскошь, - мраморная лестница и атланты, поддерживающие балкон, внутренний дворик с фонтаном и верандой, получившийся в результате присоединения продолженным вторым этажом двухэтажного каменного флигеля. Фасад украшали горельефные (фигура на плоскость выступает более чем на половину объема) изображения кариатид, богатая лепнина и роспись. С дворцами его роднил и двухцветный, бело-голубой окрас. Даже в столицах обсуждались общая художественная цельность особняка, высокое эстетическое качество интерьеров, стильность и насыщенность отделок здания, его архитектурные особенности. Одним словом, усадьба Рукавишникова (Нижний Новгород) стала «притчей во языцех».

«Мы пойдем другим путем…»

Однако сыновья Сергея Михайловича, Иван и Митрофан, выросшие в этой роскоши, мало того что не пошли по стопам отца (один стал писателем, второй скульптором), так первый из них, прозаик и поэт-символист, написал роман «Проклятый род», ставший, как сказали бы сейчас, бестселлером и лишивший его миллионного наследства. Иван Рукавишников считался среди поэтов Серебряного века «мастером триолета» (стихотворение из восьми стихов на две рифмы), ну, то есть совсем не купец. Его брат Митрофан, ставший известным скульптором, знаменит тем, что вместе с Кольцовым по собственному проекту изготовили муз для ниш Большого театра после их уничтожения в 1942 году в результате попадания бомбы.

Дом-памятник

Семья распалась, а дом остался, и даже не пострадал в революцию, а в 1924 году особняк на Нижегородском спуске стал краеведческим музеем и больше никогда не менял хозяев. Разве что его переименовали в Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник. Перестроечные годы не обошли его стороной - с 1994 года в течение 16 лет особняк был закрыт. И вот, великолепно отреставрированный, в 2010 году он распахивает свои двери посетителям и становится одной из главных достопримечательностей города. В народе его называют Музей Рукавишниковых, потому что и Митрофан, и Иван Сергеевичи сделали все, что могли для открытия его в 1896 году (сначала в Дмитриевской башне кремля). В нынешнем своем виде восстановленный во всем великолепии особняк представляет собой очень хорошо сохранившийся большой городской усадебный комплекс, относящийся к последней трети XIX века. Его фонды насчитывают 300 тысяч экземпляров, накопленных за почти 100-летнюю историю существования, а 8 филиалов разбросаны по всей области.

«…Ладно ль за морем иль худо, и какое в свете чудо…»

Сама усадьба Рукавишникова (Нижний Новгород) является памятью и об удачливых купцах - в некоторых залах на постоянной основе действует выставка под названием «Пристойны быть по торгам своим…». Конечно, особняки должны были соответствовать оборотам капитала и положению владельца в обществе. Выставка рассказывает о самых ярких новгородских купцах и предпринимателях - Каменских, Сироткиных и Рукавишниковых. Купечеством Россия (особенно Новгород) славилась всегда. Его воспевали в былинах (легендарный новгородский купец Садко). Часто купцы бывали дипломатами и первооткрывателями (Афанасий Никитин), очень часто меценатами (Третьяков, Морозов, братья Щукины - все выходцы из купечества или «темного царства» по Добролюбову).

Еще одно, не менее знаменитое владение

Как отмечалось выше, в Новгородской области была еще одна усадьба Рукавишниковых. Подвязье - село, расположенное в 15 км от районного центра Богородска. История ее последнего облика такая же, как и у городской. «Миллионщик» Сергей Рукавишников выкупает у дворян Приклонских имение и перестраивает его сообразно своему статусу и миропониманию. Но получилось это не сразу, а только в 1879 году. Имение, с начала XVI века принадлежало боярам Сколковым, первым хозяином из рода Приклонских был Михаил Васильевич, еще в XVIII веке был директором Московского университета, и последняя его хозяйка (женщина совсем не бедная, ее муж Козлов составлял конкуренцию соседу Шереметьеву) наотрез отказывалась продавать «дворянское гнездо» холопскому потомку.

Красавец-объект, заждавшийся реставрации

Усадьба Рукавишниковых (Богородский район) не менее знаменита, чем поместье на Верхне-Волжской набережной. Славный русский дворянский род Приклонских, среди представителей которого были и декабристы, остался в истории имения, которое так и называется - Усадьба Приклонских-Рукавишниковых. Так, в честь победы над Наполеоном на территории родового гнезда тогдашним хозяином Андреем Приклонским был выстроен необычайный для православия храм-ротонда. Однако новый владелец, помня нанесенную ему обиду, с присущим ему размахом перестроил почти все. О необычной роскоши усадьбы говорит хотя бы такой факт. Здесь было четыре оранжереи, оборудованные в соответствии с последними научными и техническими возможностями того времени. На зависть всем соседям, особенно известному агроному-селекционеру А. В. Португалову, здесь произрастали самые диковинные овощи и фрукты. Сейчас эта уникальная, сказочной красоты (о которой можно судить даже по такой малости, как сохранившаяся часть главного входа) усадьба ждет своего восстановления.

Кроме легендарных владений купцов Рукавишниковых, есть много еще того, на что посмотреть в Нижнем Новгороде просто необходимо. Десятки интереснейших объектов ежедневно посещаются тысячами туристов. Это Дом Петра Первого и «Домик Каширина», описанный в «Детстве» Горького, Михайло-Архангельский собор и Нижегородский кремль, музеи Нижегородской интеллигенции и Речного флота, и Нижегородский художественный. Здесь есть памятники Чкалову, Евстигнееву, Минину и Пожарскому. И, конечно же, в Нижнем Новгороде многое связано с Максимом Горьким, имя которого населенный пункт носил с 1932 по 1990 год. «Под городом Горьким, где ясные зорьки…» - даже нынешнее поколение знакомо с этой строчкой из популярнейшей когда-то песни. Но слава о Нижнем Новгороде гремела по стране задолго до рождения великого пролетарского писателя.

Уникальное место расположения

Есть что посмотреть в Нижнем Новгороде - основанный Юрием Всеволодовичем, князем Владимирским, в 1221 году как фортификационное сооружение на месте слияния Волги и Оки, город столетиями был крупнейшим торговым центром России. Новгородская ярмарка прославилась в веках - именно здесь определялись цены на ходовые товары. Безусловным достоинством города из-за его места положения (историческая часть расположена на у подножья которых находится Стрелка - место слияния Волги и Оки) являются видовые панорамы. Обзор с 80-метровой высоты позволяет любоваться уникальными видами, лучшие из которых открываются изнутри Кремля и от «Аллей любви», расположенных по его периметру, с упомянутой выше Верхне-Волжской набережной и парка «Швейцария». Красивый старинный город. Об этой, почти 800-летней, его истории и рассказывают многочисленные Фото, в большом количестве представленные в разнообразных источниках, не оставили без внимания ни одного уголка этого легендарного города, и показывают его старинную и современную красоту в различных ракурсах.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса