Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Украинские народные символы и их значение. История Украинской символики. От Владимира до наших дней. Кое-что любопытное из истории тризуба

Сегодня мы постараемся рассказать вам о государственных символах Украины. Это страна с интересной и самобытной историей, а украинская символика своими корнями уходит в глубокую древность. Как вы узнаете далее, некоторые знаки известны с раннего Средневековья.

Мы постараемся проследить историю становления каждого из национальных символов, завершая разделы описанием современных государственных атрибутов. Вы узнаете также о символах президента Украины.

Государственные символы

Конституция Украины законодательно определяет следующие Государственные символы Украины: государственный флаг, государственный гимн и государственный герб.

Все эти атрибуты были приняты, согласно постановлению Верховной Рады, в январе - феврале 1992 года. Только окончательный текст гимна был утвержден в марте 2003 года.

Ниже нами более подробно будет рассмотрена украинская символика. Фото разных государственных знаков будут приведены в соответствующих разделах.

История происхождения герба

Старейший символ впервые упоминается на печатях князей рода Рюриковичей. Но там существовали разнообразные версии двузубцев и трезубцев. Каждый новый князь старался внести свои изменения в этот символ. Наиболее похожей версией знака является печать Владимира Великого.

Откуда же все-таки взялось это изображение? Исследователи предлагают нам две версии. Согласно первой, это немного измененный двузубый знак Хазарского каганата, который находят в большом количестве на монетах и сосудах.

Второй вариант более правдоподобный. Исходя из того, что Рюрик пришел на Русь из Скандинавии, в его дружине многие носили защитный знак «молот Тора». Позже он вылился в стилизованного сокола, который пикирует вниз, нападая на добычу.

Именно эта версия и является сегодня наиболее историчной. Есть, правда, еще один вариант. Некоторые исследователи видят в трезубце соединение вил, якоря и скипетра. Существует даже прочтение зашифрованного слова «воля» в завитушках этого знака.

Таким образом, неоспоримым фактом является только то, что этот символ относится к восьмому-десятому веку.

После того как распалась Киевская Русь, на несколько веков пропадает и этот символ. У на печати изображен коронованный лев, а в Запорожском войске отличительным знаком был казак с мушкетом.

В процессе присоединения некоторых земель к Московии, вся символика заменилась двуглавым орлом.

Возвращение к трезубцу происходит только во время Украинской Народной Республики. Далее его сменяют золотые лев и казак на голубом фоне в Украинской державе и серп с молотом в Советском Союзе.

Окончательное восстановление трезубца произошло только в 1992 году. Но об этом речь пойдет далее.

Современный герб

Первый национальный символ Украины, о котором мы начали говорить, Ранее мы рассмотрели краткую историю его формирования. В современном же государстве, теоретически, этот символ состоит из Большого и Малого гербов. Но фактически существует только последний. Большой герб до сих пор находится на стадии законопроекта.

Судя по его тексту, на нем должны располагаться трезубец, как символ Владимира Великого, казак с мушкетом (Запорожское войско) и лев с короной (знак Галицко-Волынского государства).

Малый герб был утвержден в феврале 1992 года указом Верховной Рады. На нем изображается знак киевского князя Владимира Великого, который крестил Русь в 988 году.

Существуют официальные цветная и черно-белая версии Малого герба, отдельно знак князя Владимира и детализированная схема построения герба.

Флаги в разные периоды истории

Как мы уже убедились, национальная символика Украины изменялась в разные периоды истории. Не был исключением и флаг. Та расцветка, которая украшает полотнище сегодня, была вновь принята только после того, как распался Советский Союз, в 1992 году. Что же было перед этим?

Львовская хоругвь (желтый лев на лазурном фоне) стала первым задокументированным свидетельством такой расцветки. Это событие относится к далекому 1410 году, когда состоялась Грюнвальдская битва.

Гетманщина 1755-64 годов имела штандарты с такой же расцветкой. Первым фактическим использованием двух горизонтальных полос стал флаг Черноморского казачьего войска, которым его наградил Александр I.

В 1848 году эти цвета использует львовская Главная русская рада, во время революции в Австро-Венгерской империи.

Во время Советского Союза основным цветом был красный, но до 1941 года на Подкарпатской Руси был сине-желтый флаг.

Современный национальный флаг

Итак, национальный символ Украины, о котором мы говорим сейчас, это флаг. Ранее мы рассмотрели различные этапы его развития.

Теперь важно сделать замечание относительно его точной расцветки. Она определена только в программе Pantone Matching System. Там желтый цвет соответствует оттенку с кодом «Pantone Coated Yellow 012 C», а синий - «Pantone Coated 2935 C».

Если не знать этой специфики, то флаги нескольких городов и областей могут показаться точной копией. Среди них есть такие города, как Бибербах-на-Рисе, Хемниц, Грыфув Сленский, области Эррера, Нижняя Австрия и другие. Также похожий флаг был до 1918 года в герцогстве Брауншвейгском.

Официальная версия расшифровки цветов - синее небо над желтым полем пшеницы.

История написания гимна

Государственная символика Украины включает в себя также и гимн. История его написания уходит корнями в 1862 год. Тогда украинский поэт и фольклорист Чубинский пишет знаменитое стихотворение «Ще не вмерла Україна».

Судя по воспоминаниям очевидцев, на написание повлияла особенно сербская национальная песня. Хотя при детальном рассмотрении украинский гимн очень сильно напоминает польский «Марш Домбровского».

Стихотворение Чубинского впервые опубликовали в 1863 году в одном львовском журнале. Со временем оно становится достаточно популярным на Западной Украине. Именно в это время им заинтересовался Вербицкий, который впервые исполняет эту композицию в Перемышле.

Начиная с 1917 и по 1939 год эта песня использовалась как национальный гимн. В советское время, когда национальная украинская символика не сильно приветствовалась, была другая композиция, на слова Тычины, а в 1992 году восстановили старый гимн.

Как вы убедились, символика Украины часто похожа на атрибуты других народов. Давайте приведем несколько примеров.

Украинский гимн напоминает гимн Польши «Jeszcze Polska nie zginęła», написанный по мотивам «Марша Домбровского». Похожая песня была и у Иллирийского хорватского движения - «Još Hrvatska ni propala».

Все эти композиции объединяет одна идея - народное движение в борьбе за независимость.

Государственные символы президента Украины

Государственная символика Украины включает в себя также символы главы государства. К ним относятся штандарт, знак и булава. Давайте подробнее поговорим о каждом из них.

Президентский штандарт представляет собой синее полотно, в центре которого изображен символ Украины - трезубец. Полотнище выполнено в форме квадрата с золотым наличником и бахромой. Ручка у него деревянная, а навершие - в виде шара из оникса.

До 1999 года это был единственный Но тогда древко было сделано очень богато и искусно, а полотно было простым. Сегодня же ткань вышивается на специальном оборудовании. На одной из сторон сделано свыше миллиона стежков нитью червонного и желтого золота. Трезубец, в виду использованной подкладки, получил объем.

Аналогичная методика использовалась для создания флагов в Великобритании, Франции и США.

Какая же украинская символика главы государства без традиционной гетманской булавы? Этот знак отличия изготавливается из и декорируется специальным орнаментом и драгоценными камнями.

Рукоятка печати украшена лазуритом и напоминает снимок нашей планеты из космоса. На печати изображен малый герб и надпись «Президент України».

Знак президента выполнен в форме орденской цепи с 6 медальонами.

Таким образом, в этой статье мы с вами познакомились с украинскими государственными символами.

Ключ наш!

Для начала – скучный, но важный абзац. Официальными государственными символами на нашей весёлой планете считаются флаг, гимн и герб. Последний может включать в себя еще и девиз. Вся эта подборка (кусок ткани, песенка и картинка) создается не только для того, чтобы было что вешать над парламентом или петь на стадионах. Чаще всего в государственные символы (что, в общем, свойственно символам как таковым) вкладывается особый смысл. В данном случае – закрепляется фундаментальный исторический миф. Как я уже демонстрировал ранее, то, что СССР присобачил на герб целую планету Земля, означает не желание художника продемонстрировать своё умение рисовать кружочки, а желание коммунистов распространить революцию на весь мир. То, что на гербе Ватикана под папской тиарой нарисованы два ключа – от Рая и Рима, недвусмысленно намекает на то, где находится владелец белой шапки и какой властью он обладает. То, что у современной России флаг, как у Российской империи, и герб, как у Российской империи, а вот гимн – от тех весёлых ребят, которые в подвале одного частного дома в Екатеринбурге расстреляли все надежды на восстановление этой самой империи, то это уже не фундамент и не миф, а просто абсурд. Одна орлиная голова смотрит на трон, другая – в подвал. В какую сторону лететь – непонятно. Идем по приборам.

Даже сами россияне интуитивно чувствуют это противоречие. Вот, допустим, кхм-кхм, журналист Кашин расстраивается , что гимн России не поют на площадях. В качестве замены постсоветскому гимну Кашин рассматривает около десяти мелодий, включая «Родину» «Гражданской обороны» и «Этот поезд в огне» группы «Аквариум». Тем не менее, грустно заключает, кхм, журналист, ни один из предложенных вариантов не дотягивает «ни до немецкого гимна, ни до польского, ни даже до украинского». Какая жаль. Вывод Кашина: «То есть, у русских и России нет потенциального гимна и, возможно, будущего».

По поводу последней фразы. Чушь и дичь, конечно же. Гимн у России есть и сейчас. Единственная и главная его проблема – он не ложится в цельный исторический миф. Именно поэтому стихам Михалкова на музыку гимна СССР никогда не стать главным музыкальным произведением современной России. Проблема не в мелодии – в отсутствии системы.

Владимир Чёрна Книженька

Невероятно, но факт: в отличие от России, именно хаотичной, бессистемной, анархо-раздолбайской стране под названием Украина удалось сложить идеальную систему государственных символов. Более того: все эти символы до единого плотно увязаны с историческим мифом в замечательную смысловую систему, которая за последний год укрепилась до прочности иридия. Повторюсь: все узловые моменты украинской истории так или иначе интегрированы в современные государственные символы.

Цепочка узловых моментов украинского исторического мифа на данный момент выглядит так: Киевская Русь – запорожское казачество – УНР – Вторая мировая (с УПА и украинцами в составе Красной армии) – независимость – война на Донбассе. Виктор Ющенко в бытность президентом пытался интегрировать в эту цепочку еще и трипольскую культуру, но впихнуть невпихуемое у него не получилось: ну не имели трипольцы отношения к славянам, а значит, и к украинцам, хоть ты тресни, Виктор Андреевич.

Поехали по списку с самого начала. Киевская Русь намертво закреплена в государственной символике Украины гербом страны, геральдическим (это важно) трезубцем («тризубом»). Уточнение про геральдику важно, потому как украинский герб-трезубец не имеет отношения к трезубцу-оружию. Ну не использовали древние славяне трезубцы и всё тут. Вот римляне использовали, и китайцы тоже, и даже черепашки-ниндзя использовали, а славяне – нет.

Геральдический трезубец в его нынешнем виде – практически точная копия личного знака Владимира Великого, крестителя Руси. Этот трезубец, как и сам Владимир Святославович, произошли от князя Святослава Храброго, личным знаком которого был двузубец. Владимир слегка изменил «подпись» отца, добавив в нее третий «зуб». Так больше тысячи лет назад появился будущий герб Украины. Потомки Владимира из рода Рюриковичей всячески дорабатывали «подпись» предка, проводя своеобразный ребрендинг символа, в котором тем не менее угадывались черты двузубца Святослава и трезубца его сына.

Отдельная сноска для любителей погонять здравый смысл по кочкам зауми. Конечно, в ряде культур трезубец – символ темных сил и потустороннего мира. Разумеется, именно трезубыми вилами черти в аду запихивают в котлы души грешников. Да, с трезубцем изображали и языческого бога Зевса, и не менее языческого Посейдона, и, конечно, Шиву, куда без него. И… и что?

Конечно, можно предположить, что Владимир Красно Солнышко был на самом деле Владимиром Черна Книженька, и сознательно выбрал сатанинский символ своим знаком. Тогда давайте признаем, что Русь крестил сатанист, а РПЦ признала сатаниста святым и равноапостольным, и на этом дискуссию закончим. А искать индуистскую смысловую нагрузку в гербе киевского князя Х века – извращение для совсем уже больных ублюдков. С тем же успехом можно натянуть сову на глобус и сообщить, что у России на гербе орел, и у США – орёл, и у Третьего Рейха был тоже орёл, а у шумеров и турков-сельджуков – так вообще двуглавый, но из этого не следует, что Россия – страна американо-шумерских нацистов-сельджуков. После – не значит вследствие, есть такой логический принцип.

Вернемся к Украине и трезубцу. Происхождение герба Украины от личного символа князя Владимира напрямую зафиксировано в Конституции: «Головним елементом великого Державного Герба України є Знак Княжої Держави Володимира Великого (малий Державний Герб України)». То есть Украина официально декларирует преемственность современного государства от Киевской Руси. Запомнили и идем дальше по списку узловых моментов исторического мифа. Следующая станция – запорожское казачество.

«…Попереду – Порошенко…»

…И сразу уточнение: не само казачество как таковое, а государственное образование Войско Запорожское, в украинской историографии – Гетманщина. Сие развеселое государство с размытыми в духе того времени границами, милым сердцу любого украинца хаосом и милитократией (властью военных, или, другими словами, хунтой) оставило по себе добрую память на украинских землях и не очень добрую – на всех соседских. Что, впрочем, свойственно большинству милитократических государств.

Запорожское казачество потопталось не только по большей части Восточной Европы. Знатный след оно оставило и в истории Украины, став, по сути, её главным духовным символом. Разудалое, хаотичное, варварское, «три козаки – два гетьмани» – в запорожском казачестве современная Украина отразилась, как в зеркале.

Единых символов Войска Запорожского, по сути, не так уже и много. Общего герба у казаков не было, зато были печати. На них чаще всего изображался, как ни странно, казак. В полный рост, с саблей на боку и с мушкетом (самопалом) на плече. Его мы пока отложим в сторонку вместе с саблей и мушкетом, а сами вспомним другие символы.

Общего флага у Войска Запорожского как государства опять же не было, зато была (правда, не всегда) единая на всю армию Большая хоругвь:

А у полков, куреней и паланок были другие, малые хоругви, самых разнообразных расцветок.

Особенно часто встречались желтые или белые символы на голубом или малиновом фоне. Желто-голубые знамена мы пока отложим к казаку, мушкету и сабле, а сами займемся малиновыми флагами.

На хоругвях (и на Большой хоругви в том числе) чаще всего встречались следующие символы: казацкий крест, полумесяц, шестиугольная звезда. Об использовании в современной украинской символике шестиконечной звезды не могло идти речи уже с начала ХІХ столетия, когда этот символ окончательно закрепился за евреями. Аналогичная история и с полумесяцем: в том же ХІХ веке этот символ закрепился за Османской империей, а оттуда перешел к Турции, её многочисленным мусульманским соседям и бывшим подданным, вроде Азербайджана, Ливии, Туниса и Алжира. О том, чтобы эти символы стали одними из государственных в православной Украине ХХ века, и речи быть не могло.

Другое дело крест.

Особая форма и историческая подоплека сделали его основным символом украинской воинской славы. Поэтому казацкий крест занимает свое почетное место именно там, где и должен: на эмблемах и флагах украинских военных и силовиков. На малиновом флаге украинской армии, как и пять веков назад, снова желтый казацкий крест. Он же – на флагах ВВС, МЧС, СБУ, Нацгвардии, пограничников и даже почему-то у пенитенциарной службы. Выделились только милиционеры (у них – странная восьмиконечная звезда из сорока восьми лучей), а также моряки. В отличие от нашей доблестной милиции, в случае с флотом всё как раз логично: военно-морской флаг Украины происходит от казацкого боевого морского знамени, пожалованного Лиманской (Черноморской) флотилии Войска верных казаков императрицей Екатериной II в 1787 году.

В 1918 году, при гетмане Скоропадском, производный от казацкого флаг стал символом флота Украинской Державы. Синий крест при Скоропадском обзавелся дополнительными тонкими полосами по краям, а в левом верхнем углу появился сине-желтый государственный флаг с трезубцем.

В 1992 году группа морских офицеров, разрабатывавшая новую символику для флота независимой Украины, единогласно рекомендовала принять без изменений флаг, разработанный при Скоропадском. Позже изменения всё-таки внесли, убрав крестик над трезубцем. Именно в таком виде впервые был поднят флаг ВМС Украины на десантном корабле «Донецк» в Крыму (ирония судьбы, черт возьми). Через несколько лет флаг Украины из военно-морского флага исчез, а потом снова появился, но уже без княжеского трезубца. В таком виде он и существует до сих пор.

На эмблеме ВМС, кстати, всё тот же малиновый казацкий крест.

Где еще у нас казаки, кроме крестов на эмблемах? Ну разумеется, в музыке. В государственном гимне: «І покажем, що ми, браття, козацького роду». В современном варианте гимна, кстати, используется только первый куплет стихотворения Павла Чубинского, тогда как в других куплетах мелькают и «москалі погані», и «Богдане, славний отамане» вкупе с «лицарством-козацтвом». А «Запорожский марш», он же «Козацький марш» – один из основних маршей армии Украины. Не забываем об отложенном в сторону вооруженном казаке с желто-голубой хоругвью и переходим к следующим узловым моментам украинской истории – двадцатому веку.

Три «НР»

Собственно, еще в середине века XIX украинцы создали и закрепили так называемые этнические цвета. Процессы на Востоке и Западе Украины, даром что были они в разных государствах, шли по разным дорогам в один пункт. На землях Гетманщины (Центр и Восток) уже с XVIII века закрепился своеобразный стандарт для казацких флагов и гербов – золотые символы на голубом поле. А веком позже, в 1848 году, независимо от казацких традиций, на Западной Украине вместе с национальным возрождением из исторического небытия воскресли сине-желтые флаги Русского королевства (Regnum Russiæ, в украинской историографии – Галицко-Волынская держава, исчезла во второй половине XIV века). На флаге Русского королевства на синем поле изображался золотой лев, вопреки законам зоологии поднимающийся на скалу. Во время австрийской «Весны народов» 1848 года желтый лев на синем фоне стал украинским этническим символом, а сине-желтые (и желто-синие) флаги – украинским этническим знаменем.

С началом распада Российской империи голубо-желтые цвета как символ украинской нации стали использоваться повсеместно. Использовала его и УНР – Украинская народная республика, образованная в 1917 году как автономия в составе России. Правда, закрепить биколор на документальном уровне Центральная Рада УНР не очень торопилась, поэтому их умудрились обогнать… коммунисты. В декабре 1917 года в Харькове была провозглашена еще одна УНР, советская, которая позже во избежание путаницы стала называться то СУНР, то УНСР, то УНРС (как видим, избавиться от путаницы не очень получилось). Эта вот УНР(С) использовала красный флаг с желто-синим национальным флагом в крыже (то есть верхнем левом углу).

В 1918 году произошло… да много чего произошло в том году, но нас интересует только Украинская Центральная Рада, которая в середине января таки приняла сине-желтый морской флаг с золотым трезубцем Владимира Великого. Наконец это случилось – украинские национальные цвета соединились с будущим национальным гербом. Чуть позже вслед за морским флагом был принят и сине-желтый государственный, а заодно и трезубец-герб. А еще чуть позже, попинав друг друга, обе УНР были аннигилированы немецкими союзниками той УНР, которая без мигрирующей буквы «С». Новое государственное образование, Украинская держава, она же Второй гетманат, во главе с (сюрприз!) гетманом по фамилии Скоропадский, оставила сине-желтый флаг без изменений, но утвердила соответствующий чину герб – на синем фоне золотой казак с саблей и мушкетом (помните, мы его откладывали в сторону?), а над геральдическим щитом – золотой трезубец.

Потом немецкие союзники ушли (Первая мировая закончилась для них поражением), вместо них пришел Петлюра, после чего Скоропадский подписал отречение и ушел вслед за немцами. В Киеве снова провозглашена УНР под управлением Директории, флаг УНР – все так же сине-желтый, герб – золотой трезубец на синем поле.

Параллельно на Западе Украины провозглашена ЗУНР. Флаг ЗУНР – все такой же сине-желтый, как и у киевских «коллег». Герб – галицкий золотой лев на синем фоне. А в самом начале 1919 года трезубец официально стал гербом и Запада страны. Между УНР и ЗУНР был подписан Акт Злуки, согласно которому ЗУНР входила в состав просто УНР. Под Актом была поставлена печать с трезубцем. Отныне его стали использовать на Западной Украине не только как государственный герб, но и как национальный символ.

Потом была печальная история. Вместо банальной гражданской войны на территории Украины начался уже совсем ад, с взятием туда-сюда Киева, поляками, румынами, чехами, коммунистами, анархистами, белогвардейцами, остатками армии УНР, просто бандитами и идейными бандитами. Время от времени на территории нынешней Украины находилось до двух десятков разнообразных Украин поменьше. Иногда Украин становилось так много, что они вылазили на Кубань и в Белоруссию. Чем это всё закончилось, нам известно. Сине-желтый флаг запрещен, флаг Украинской ССР – сначала красный, а потом сине-красный с золотым серпом и молотом. И звездочкой.

Трезубец вошел в НАТО

Собственно, к середине двадцатого века украинцы уже обладали неразрывной и стройной системой национальной символики. Более того, эта система, даже несмотря на отсутствие у украинцев собственного государства, была узнаваема во всем мире. Яркий пример.

Экспедиционный итальянский корпус в России (CSIR), он же 8-я Итальянская армия, во время Второй мировой войны изрядно попасся на территории УССР. Итальянцы помогали оккупировать Одессу, брали Сталино (ныне Донецк), Горловку и Енакиево (ныне Горловка и Енакиево), потом на свою беду ушли из Украины и пошли на Сталинград. Под Сталинградом итальянцы вместе с немцами схлопотали по ушам, попали в окружение и частично эвакуировались обратно на родину. Остальные или эвакуировались через десяток лет, после плена, или удобрили российскую землю.

Казалось бы, героическая прогулка по южным и восточным землям Украинской ССР, переросшая в крах под Сталинградом, не могла быть связана у итальянцев ни с чем, кроме красных серпо-молоткастых флагов и криков «Za rodinu, mat’ vashu!». Ан нет. После «русского похода» в эмблемы тех подразделений, которые входили в состав Экспедиционного корпуса, были внесены новые символы, означающие героические победы итальянских солдат на землях Украинской ССР. Символом этой самой УССР, между прочим, на тот момент уже пару десятков лет был красный флаг с соответствующей аббревиатурой и – с 1937 года – вдобавок с серпом и молотом. Именно эти флаги итальянцы срывали со зданий в захваченных городах.

Но на эмблемах итальянских полков – совсем другой знак. Вот он:

И, разумеется, обретение независимости – только под «блакитно-жовтим» и «тризубом». Никак иначе.

Война на Донбассе, разумеется, никак не повлияла на систему символов пятидесятимиллионой нации, устоявшуюся за столетие. Видеть такие фотографии из захваченных городов Донбасса больно, но уже давно не смертельно.

Нынешняя война ничего не отобрала у нации, но дала потенциальный девиз, нахальный и потому замечательный – «Слава Украине». Еще война дала нам единый пантеон героев и единых врагов. Вторая мировая развела единый исторический миф нации на два противоположных направления: там – повстанцы, а там – красноармейцы. Теперь герои снова одни – солдаты АТО. И флаг у них – не красно-черный и не алый, а сине-желтый. Правильный.

Но заканчивать тексты на духоподъемной ноте я не привык, а привык кого-то пинать. Пнуть (это как минимум) хотелось бы каждого из народных депутатов Украины всех созывов с 1996 года включительно, которые так и не удосужились принять закрепленный двадцатой статьёй Конституции Большой Государственный Герб Украины. Вот он, на картинке.

Помните, мы вооруженного казака в сторону откладывали? Так вот это опять он. И галицкий лев тут как тут, и печать Владимира Великого, и сине-желтая лента – все узловые моменты украинской истории, все символы Украины (кроме гимна, естественно) тут логично объединены в одну систему. Единственное, я бы в свете войны немного укропа добавил к калине и пшенице – чисто позлить сами знаете кого. Для вкуса. А так всё отлично. Совершенная система. И девиз на ленту опять же можно добавить. Например, на латыни. «Gloria Ucraina» – звучит?

P. S.: О, решил пнуть еще «перевертышей». Ну тех, которые не за сине-желтый флаг, а за желто-синий. Голубчики, с момента появления слова «Украина» желто-синий флаг украинцы использовали лишь в следующих случаях:
- до 1918 года, то бишь до юридического закрепления сине-желтого флага государственным символом УНР;
- в годы Второй мировой – но только члены и соратники ОУН(М), наиболее плотно сотрудничавшей с нацистами;
- в любом году между этими точками и после них – по незнанию, природной глупости или из-за комплекса этих факторов (запомнил в школе, что «жовто-блакитний», значит пусть так и висит, какая разница).

Выберите, голубчики, какой из указанных пунктов вызывает у вас горячее желание и дальше переворачивать флаг и займитесь наконец чем-то полезным. Хотите что-нибудь перевернуть – переверните копилку и отдайте выпавшие деньги армии. Пользы будет больше. Я всё сказал.

  • калина,
  • тополь,
  • вишня,
  • барвинок,
  • бархатцы.

Они издавна олицетворяют красоту нашей Украины, духовную мощь народа, свидетельствуют любовь к родной земле.

Животные символы

  • лошадь,
  • птицы:
    • кукушка,
    • аист,
    • журавль,
    • ласточка,
    • соловей.

Венок

Венок - символ жизни, судьбы, жизненной силы; символ девичества. Венок является символом совершенства:

А в этом домочку, как в венчике Здесь хозяин - богатства обладатель, Здесь хозяйка - красная калина, Здесь Дивочку как цветочки, Здесь сыночки, как колосочки!

Калина

Калина - символ жизни, крови, огня. Некоторые исследователи связывают ее название с солнцем, жаром, всплесками огней. Калина часто играет роль мирового дерева, наверху которого птицы едят ягоды и приносят людям вести, иногда из потустороннего. Да и само дерево связывает мир мертвых с миром живых.

Калина символизирует материнство: куст - сама мать; цвет, ягодки - дети. Это также олицетворение дома, родителей, всего родного. Калина - украинский символ вневременного единения народа: живых с отшедшими в потустороннем и теми, которые еще ждут своего рождения. Калина олицетворяет и саму Украину. Как символ Родины, она «проросла» в гимну сечевых стрельцов:

Ой в лузе красная калина наклонилась. Чего наша славная Украина приуныла. А мы тую красную калину поднимем. А мы нашу славную Украину развеселим!

Полотенце

Украинский рушник

Полоса полотна сама по себе имеет насыщенный символическое значение - дороги, судьбы, защиты. А когда эта полоса еще и имеет на себе сотканные или вышитые знаки-обереги - защитная сила ее, соответственно, усиливается. Во всей Украине полотенцем накрывалихлеб на столе. Когда сын отправлялся в дальний путь, мать дарила ему рушник. Хлебом-солью на рушнике сих пор встречают гостей. В украинской хате рушники вывешивают над иконами и над портретами родственников. Полотенце используется во многих обрядах, прежде всего тех, которые связаны с браком и проводами в потустороннем мире.

Писанка

Писанка - символ Солнца; жизни, его бессмертия; любви и красоты; весеннего возрождения; добра, счастья, радости. Каждый орнаментальный мотив имеет определенное сакральное значение. Из них на писанке складывается рисованная молитва о согласие и мир между людьми. В христианской культуре украинского писанка стала символом воскресения. В народе говорят: « В мире будет существовать любовь, пока люди будут писать писанки ».

Вышиванка

Вышиванка

Вышиванка - символ здоровья, красоты, счастья, родовой памяти, порядочности, честности, любви, праздничности; оберег. Вышитая национальная женская и мужская белая рубашка. Символика вышивки зависела от того, кому предназначалось наряд: парню - жениху, мужу, парню; девушке, замужней женщине.

Изготавливались из льняного или конопляного полотна домашней работы. Было немало типов традиционных рубашек по форме, использованием материалов, а также за семантикой цвета: Подольский, галицкий, полесский, волынский, надднепрянский, полтавский, гуцульский, буковинский, лемковский подобное. Интересно, что символика вышиванок часто совпадает с символикой орнаментов предметов материальной трипольской культуры. Обнаруженные на Черкащине серебрянные бляшки с фигурками мужчин (датируют их VI в.) Идентифицируются с узорами вышивок XVIII-XX вв.. Правда, символика вышивки часто состояла из двух частей: исторической (родовой) и прогнозирующей (загадывания будущего, продолжение рода).

На вышивках применялись традиционные символические орнаменты: геометрические (считаются древнейшими), растительные, зооморфные (животные). Иногда типы орнаментальных форм сочетались: орнаментально-растительный с преобладанием первого или последнего.

Символику форм конкретизировала символика красок. Скажем, подольская цветная сетка выполнена крестиком и низзю с декоративным швом-качалкой (качалочки) представляет ромб, размещенный между двумя горизонтальными линиями. Треугольник между ромбом и линиями вышивался косыми линиями в виде завитков («бараньи рога»). В орнаментах преобладает черный и красный цвета с вкраплением синего, зеленого, желтого (золотого). Такой тип вышивки мог символизировать не только земледельческую работу на черноземе в зоне лесостепи с наличием рек, озер или журливисть нравы, любовь, целеустремленность подолянина в достижении цели, но и определенную гармоничность в отношениях человека с природой и человеческих взаимоотношениях; силу, мощь; рост; время - оплодотворение и т.д. (следует рассматривать конкретный образец назначения вышивки). С изображениями ромба и двух линий могли связываться определенные представления о календаре, четыре времени года, между рождением и смертью (две линии).

Народ относился к вышиванок как к святыне. Вышиванки передавались из поколения в поколение, из рода в род, хранились как реликвии. Символический образ рубахи-вышиванки часто встречается в народных песнях о любви, семейной жизни, а также социально-бытовых (казачьих, чумацких, бурлацких, батрацких и др.).. По традиции, девушка, готовя приданое, имела вышить своему жениху рубашку:

Шелком шила, шелком шила, золотом рубила. И для того козаченька, что верно любила.

Рубашка (особенно мужская) была символом любви и верности. В древнем заговоры сказано: «Какой белой есть рубашка на теле, чтобы и мужчина к женщине был», откуда видно, что «белый - милый». В некоторых народных песнях, как замечал А. Потебня, образ не объясняется, но его можно понять на основе символических значений:

Ой кабы я была знала, что я твоя буду, Постирала бы-м распашонку от черной грязи (Т.е.: полюбила бы, сочеталась с тобой при условии обязательного будущего замужества); Заковала зозуленька на желтом песочке. А кто же мому миленького вымыть рубаху?

Во второй половине XIX в. в европейской фольклористике широко обсуждался сюжет о графе, который попал в плен к неверным, и о его жене. Белая рубашка, которую дала жена мужу, - символ верности: пока рубашка белая, до тех пор женщина верна. Постирать рубашку в чумацких песнях означает полюбить чумака, даже если он женат.Характерно, что не всегда чумак соглашается на любовные отношения со случайными лицами женского пола (в песнях это преимущественно девушки или молодой шинкарка-здирниця), не позволяет какой-либо «стирать рубашку», хоть она и не белая, ибо «седьмое воскресенье». Таким образом, чумак сохраняет верность любимой девушке, к которой должен вернуться.

Рубашка-вышиванка воспетая, изображена в различных жанрах народного творчества (в том числе - шутливых, пародийных), современными поэтами. Она является символом украинского целом и Украины в частности, однако в XX в. престиж вышиванки как одежды пал под губительными воздействиями шовинистически-космополитических, коммуно-фашистских, экстремистских и других тенденций. М. Дмитренко.

Вишня

Вишня - символ мирового древа, жизни; символ Украины, родной земли; матери; девушки-невесты. В древности вишня была одним из священных деревьев далекой Японии и Китая. Для праукраинцев вишня, по данным А. Шокало, - мировое древо жизни (см. Дерево жизни). Как известно, когда славяне праздновали Новый год 21 марта. Это был праздник весны, Новый год исконных земледельцев. «В старину в Украине, - подчеркивает исследователь, - вишня была ритуальным деревом весеннего новогоднего обряда.Деревце вишни сажали осенью в бочонок, держали его в доме, а весной, в марте, вишенка развивалась и расцветала. По тому, как она цветет, девушки гадали судьбу на целый Новый год ». По мнению Г. Лозко, название «вишня» следует считать прилагательным женского рода, от формы «вышний», т.е. «божественный» (ср. со словом «Все-вышний" Всевышний). Итак, вишня - это «божественное дерево», посвященное Сварогу.

Отдельные исследователи сопоставляют это слово с весенним солнцем в зените, то есть «вишни» солнцем. Лингвистический анализ этимологии слова «вишня», сделанный нами, подтверждает мнение о правильности сопоставления ее с образом мирового дерева, священного дерева жизни. Во-первых, слово «вишня» - славянского происхождения, оно имело такие региональные варианты как «вишник», «вишника». Вместе слово «ввысь» (высота) (мировое дерево, как известно, очень высокое, достает кроной неба) мало аналогичные формы - «вишник», то есть «высший», «старший», «вышек» - вершина, шпиль.

Словарь Б. Гринченко фиксирует форму «вышний», т.е. «верховный», а значит «небесный», «божественный». Одновременно в словаре помещено фразу «Господи вышний, или я у тебя лишний?», Которую можно сопоставить с фольклорным выражением «Ненько, моя вишня, ли я в тебя лишняя...» Итак, в сознании праукраинцев вишня ассоциировалась с небом, высоким деревом жизни, Богом. Кроме того, белый цвет ее цвета ассоциировался с святостью, ибо «мир» - это «праздников».

По данным Н. Костомарова, славяне обожествляли сам свет как источник жизни, белый цвет (ср. имена языческих богов Световид, Белобог). Испокон веков священные вещи украинских - белые (хата, вышивка, платок, полотенце). Священная птица аист имеет белый окрас. Таким образом, несомненно, вишня была у наших предков Священным Деревом Жизни, Матери-богини, Украина. Отголоски этих верований находим в произведениях устного народного творчества, украинских писателей. В сознании украинских и ныне вишня - это родной дом: «Вишневый садик возле хаты» (Тарас Шевченко). Или: «Как я любил в облаках вишняке Твои беленькие, словно платка, избы» (М. Старицкий).

В поэме И. Франко «Иван Вышенский» изображено, в частности, эпизод, когда именно вишневый цвет напомнил герою на чужбине о родной Украине и заставил вернуться с греческого Афона.

Лина Костенко использовала этот образ для опоетизации весны, любви невесты:

Еще снег глотала половодье широченная, И рала ждал еще тоскливый лан. А под горой вишня - невеста Уже к венчика мерила туман.

В поэме И. Драча «Смерть Шевченко» вишневый цвет ассоциируется с бессмертием Великого Кобзаря. И в завершение - строки, написанные одним из авторов словаря:

О, вишня - Матушка Всевышний - Весь белый свет - то вишни цвет. Правични дерево Вкраини - Ее бессмертие в течении лет.

А. Потапенко.

Волосы

Волосы - символ богини неба, земли; богатства; развития духовных сил; энергии, огня, плодородия, здоровья; символ скорби, траура; острижены волосы - символ покрытки (Стриги), утраченного девства, целомудрия; «рождения-смерти»; вечной памяти; оберег.

Волосы - многозначный символ. Волосы на голове символизировало духовные силы человека, и одновременно - иррациональные космические силы и биологические инстинкты.

Автор Словаря символов Х. Э. Керлот отмечает, что волосы означает энергию, плодовитость. Густая шевелюра означает жизненный порыв, радость жизни, духовное развитие.В индуизме волос символизирует «силовые линии» Вселенной. Потеря его означает падение и бедность. Вместе добровольное пострижении, напр., В монахи, означало отказ от всех земных утех, абсолютный аскетизм. В Малой Азии именно им жрецы и жрицы приносили в жертву свои волосы. Согласно мифам, Самсон потерял силы, когда его остригли, т.е. лишился поддержки богов.

По данным А. Н. Афанасьева, «древней поэтическим языком травы, цветы, кусты и деревья назывались волосами земли». Люди одухотворювалы землю, считая сушу телом, камни - костями, воду - кровью, а растения - волосами гигантской существа. Поэтому-то в народных сказках именно щетка (гребень для волос), брошенные героем, превращаются в ровный лес: из каждой волосинки вырастает дерево. Итак, в сказках волосы - символ энергии, плодовитости, буйной растительности.

В старину на Руси-Украины категорически запрещалось замужней женщине «светить волосами». Одним из самых позорных поступков было срывание платки с головы женщины. Это обусловлено верованием в то, что, выйдя замуж, девушка переходит под власть мужа, который завладел ее косой, а следовательно - честью. Поэтому появиться перед чужим без платка означало изменить своему мужу.

Позорным в Украине для девушки было прежнее насильственное обстригання, которое символизировало уничижении за потерю венка, целомудрия. Такая девушка звалась «Стрига» или «покрытка», потому что ей ребята за измену отсекали волосы, ей запрещалось ходить с непокрытой головой. Очевидно потому, что волосы, коса частности, (см. Коса) были символом девственности, святости.

Одним из древних символических ритуалов был обряд пострижини. По данным Геродота, скифы, гиперборейцы стригли волосы в знак траура. Девушки перед браком обтиналы косы и жертвовали их богине Артемиде. У многих народов категорически запрещалось это делать, чтобы не попасть под влияние демонических сил.

На Руси-Украины только воины (по показаниям В. Колесова) «полностью сбривали волосы, посвящая свою жизнь и жизненную силу Перуну». Византийцев очень поразила прическа князя Святослава. На гладко выбритой голове был только клок волос на макушке (подобный запорожского «селедки»).

Пострижини проводили, когда ребенку исполнялось 3-5 лет и символизировали переход ее в «отрочество». По мнению И. Снигирев, этот обряд рассматривали как нечто аналогичное крещению.

Слайд № 1

Підготувала Вчитель початкових класів Коваленко Світлана Едуардівна Народні символи України КОСТЯНТИНІВСЬКИЙ ЛІЦЕЙ ІЗ ЗАГАЛЬНООСВІТНЬОЮ ШКОЛОЮ 1 -2 СТУПЕНІВ


Слайд № 2

Народні символи України Кожен народ має народні символи. Народні символи – це те, що найбільше любить і шанує даний народ. В одних народів їх більше, в інших менше. Називаючи народний символ, можна дізнатися, про яку країну іде мова. Так, коли ми говоримо – клен, то знаємо, що це символ Канади. Символом Росії є береза, ромашка, ведмідь,. Про народні символи складено багато пісень і легенд, вони використовуються в обрядах, звичаях. Їх вишивають на сорочках, рушниках. Народні символи – це наші святині. Народні символи України є рослинні і тваринні


Слайд № 3

Народні символи Калина - символ життя, крові, вогню. Деякі дослідники пов"язують її назву із сонцем, жаром, паланням. Вінок – символ життя, долі, життєвої сили; символ дівоцтва. Вінок є також символом довершеності: Рушник. Смуга полотна сама по собі має насичене символічне значення - дороги, долі, захисту. А коли ця смуга мала на собі виткані чи вишиті знаки-обереги - захисна сила її, посилювалась. Рушник використовується в багатьох обрядах, насамперед тих, що пов"язані зі шлюбом і проводами в потойбіччя. Писанка - символ Сонця; життя, його безсмертя; любові і краси; весняного відродження; добра, щастя, радості. Вишиванка - символ здоров"я, краси, щасливої долі, родової пам"яті, порядності, чесності, любові, святковості; оберіг. Вишня - символ світового дерева, життя; символ України, рідної землі; матері; дівчини-нареченої. Волосся - символ богині неба, землі; багатства; розвитку духовних сил; енергії, вогню, плодючості, здоров"я; символ скорботи, трауру; обстрижене волосся - символ покритки /стриги/, втраченого дівоцтва; "народження-смерті"; вічної пам"яті; оберіг. Волосся - багатозначний символ. Волосся на голові символізувало духовні сили людини, і водночас - ірраціональні космічні сили та біологічні інстинкти.


Слайд № 4

Верба Здавна у нашому народі найбільш шанованим деревом є верба. „Без верби і калини – нема України”, – говориться в народній приказці. Важко уявити нашу землю без верби. У нас її росте близько 30 видів. Говорять: „Де вода, там і верба”. Вона своїми коренями скріплює береги, очищає воду. Коли копали криницю, то кидали шматок вербової колоди для очищення води. У відро з водою клали вербову дощечку, а на неї ставили кухлик для пиття води. Це була своєрідна народна гігієна. Під вербами молодь призначала побачення, освідчувалася в коханні. Про тиху, скромну вербу народ склав багато пісень. У багатьох творах згадує вербу І Т. Шевченко. Перебуваючи на засланні у пустелі біля Каспійського моря, Шевченко посадив вербову гілку. Він поливав, доглядав її і виросла бона йому на Втіху. Росте верба Шевченкова і досі. У нашій вербі живе і добра душа Левиної Мавки. Похилені вербові гілки викликають зажуру і смуток. Тиждень перед Великоднем називається вербним. Тоді освячують вербу. У багатьох селах України садили гілочку свяченої верби. Вважалося, що така верба є особливо цілющою. Посадіть і ви ніжну вербову гілочку. У сирій землі вона швидко пустить корінчики і виросте гарне дерево. Не можна допустити, щоб зникли вербові насадження на нашій Україні. Незабутні слова В. Симоненка з вірша "Виростеш ти сину, вирушиш в дорогу..."


Слайд № 5

Тополя Тополя також є нашим народним символом. Зі стрункою тополею порівнювали гнучкий дівочий стан та нещасливу дівочу долю. Про тополю написано багато пісень, складено легенди. Т. Г. Шевченко написав поему "Тополя". Існує така легенда. В одному селі жила красива дівчина Поля і мужній Хлопець на ім"я Стриба. Вони кохали одне одного. Одного разу старші люди попросили Стриба побігти у сусіднє село і довідатись, чи все там спокійно. Побіг Стриба, але, не добігаючи до села, побачив багато ворогів. Швидше вітру прибіг юнак додому, розповів людям про те, що бачив і вирішили люди забрати худобу, пожитки і перечекати у горах, поки вороги залишать їхню землю. Бог блискавки і грому Перун побачив людей і вирішив дізнатися, чому вони тут. Спустившись на землю, Перун розпитав у людей, що сталось. Люди розповіли. І тут вій побачив Полю. Вона йому дуже сподобалась, і він сказав: "Ця дівчина Така гарна, що я візьму її собі за дружину".


Слайд № 6

Калина Калина - символ життя, крові, вогню. Деякі дослідники пов"язують її назву із сонцем, жаром, паланням. Калина часто відіграє роль світового древа, на вершечку якого птахи їдять ягоди і приносять людям вісті, іноді з потойбіччя. Та й саме древо пов"язує світ мертвих зі світом живих. Калина символізує материнство: кущ - сама мати; цвіт, ягідки - діти. Це також уособлення дому, батьків, усього рідного. Калина - український символ позачасового єднання народу: живих з тими, що відійшли в потойбіччя і тими, котрі ще чекають на своє народження. Калина уособлює й саму Україну. Як символ Батьківщини, вона «проросла» в гімнові січових стрільців: Ой у лузі червона калина похилилася. Чогось наша славна Україна зажурилася. А ми тую червону калину підіймемо. А ми нашу славну Україну розвеселимо!


Слайд № 7

калина Завжди любили люди цілющу красуню калину, яка є символом дівочої краси, ніжності. Вона росла біля кожної хати. Красива вона і в пору цвітіння, і коли багряніє восени листя, і взимку, коли на тлі білого снігу червоніють її ягоди. Дівчата вишивали на сорочках калину, її вплітали у віночок. З гілочки калини батько синові робив сопілочку, а слабеньким дівчаткам-немовляткам робили колисочку із калини. Калину оспівують у піснях, про неї складено легенди. В одній із них розповідається про те, як вродлива дівчина Калина завела у болото ворогів-бусурманів. Багато з них загинули, але загинула і молода красуня. На місці її загибелі виріс кущ, який на честь дівчини і назвали калиною. Калиною прикрашали весільний коровай. Перед молодими на столі ставили букет із гілочок дуба та калини. І на весільному рушнику вишивали калину з дубом як символи дівочої краси і ніжності та чоловічої сили і міцності. Оспівана калина у поезіях Т. Г. Шевченка, І. Франка, Л. Українки. До речі, Л. Українка написала вірш "Калина" після похорону свого коханого С. Мержинського. У цьому вірші вона вилила свій біль. Кущ калини садили на могилі козака або чумака, який загинув.


Слайд № 8

дуб Символом сили, могутності, довголіття є дуб. Дуб живе довго. Відомий в Україні 1300-річний Дуб, який росте в урочищі Юзефін Рівненської області. У с. Верхня Хортиця росте 800-річний дуб, під яким, за переказами, відпочивали Т. Шевченко, І. Рєпін, М. Лисенко. Обхват його стовбура -8м. Підчас грози електричні розряди найбільше "притягує" дуб. Зі 100 ударів блискавки у дерева - 54 припадає на дуб. Матері своїм синам на сорочці вишивали листя дуба, щоб син був сильним, міцним. Спали на дубових меблях, які, за повір"ям, додавали під час сну сили. Дуб, як і інші наші народні символи, має лікувальні властивості. У дубовому лісі добре почувають себе люди, які страждають на серцеві захворювання


Слайд № 9

Барвінок Є у нас і рослини-символи. Одним з найулюбленіших є барвінок. Цю рослину назвали так на честь кохання юнака Бара і дівчини Вінки. Барвінком прикрашають весільний коровай, його садять біля хати. Барвінок вплітають дівчата у віночок. Він зеленіє навіть під снігом. Барвінок є символом кохання.


Слайд № 10

тваринні символи Але найулюбленішими тваринними символами є птахи. Люди вважали, що навесні душі померлих в образі птахів повертаються на землю. А поскільки це душі померлих - то де їм місце? В раю. І повертаються вони восени в рай. Очевидно з цих двох слів утворилося "Вирій". А ключі від Вирію Бог доручив зозулі, - говориться в легенді. Відкриває зозуля ключами вирій, випускає птахів по черзі на землю. А іще Бог доручив зозулі кувати довгі роки життя людям. І у вирій вона повинна відлетіти раніше, щоб відкрити його для інших птахів. Тому не встигає вона висидіти пташенят і підкидає яйця в чужі гніздечка. Та як би там не було, про зозулю в Україні ніхто ніколи не говорив погано. У народних піснях її порівнювали з матір"ю, яка побивається за своїми дітьми, називали лагідно "зозуленькою-матінкою".


Слайд № 11

Лелека Улюбленим птахом є лелека. Його назвали на честь божества добра і кохання - Леля. Ну, а як відомо - від кохання народжуються діти. От і приносить їх у наші домівки лелека. Говорили колись, що Лель живе у душі доброї людини, а лелека мостить гніздо на подвір"ї добрих людей. Відомо багато прикмет, пов"язаних із прильотом лелек. Приміром, цілий рік житимуть у щасті ті, хто першим навесні побачить лелечу пару, котра спокійно походжає полем. Коли ж бузько стоятиме без діла - справи і на роботі, і вдома йтимуть не дуже добре. А побачити лелеку, що летить, означає цілий рік бути швидким


Слайд № 12

журавель Символом туги за рідним краєм є журавель. Це щемливе відчуття, яке чути у курликанні журавлів, відчуває людина, коли вона далеко від Батьківщини. "Журавлі кру, кру, В чужині умру, Доки море перелечу, Крилонька зітру," – скільки туги викликають ці прості слова у серці кожного.


Слайд № 13

ластівка Символом матері є ластівка. Народознавець Г. Маковей пише, що на Петра і Павла вшановували найстарішого члена роду. Родина дарувала йому дубовий вінок як символ довголіття. А на другу Пречисту вітали матір. До християнства 22 вересня святкували свято Рожаниці - покровительки матері - породілі. В цей день діти ліпили з глини ластівку і дарували матері. Мати зберігала її протягом року до наступного свята. Якщо мама помирала, то діти клали ластівочку їй у домовину, а на воротях ставили перевернуті граблі зверху прикріпляли ластівку. Так вони стояли 40 днів і всі, хто йшов мимо двору знали, що померла та, на якій трималася вся родина. З ластівкою пов"язано багато прикмет, повір’їв.


Слайд № 14

Вишиванка Вишиванка - символ здоров"я, краси, щасливої долі, родової пам"яті, порядності, чесності, любові, святковості; оберіг. Вишита національна жіноча та чоловіча біла сорочка. Символіка вишивки залежала від того, кому призначалося вбрання: парубкові - нареченому, чоловікові, хлопчикові; дівчині, заміжній жінці.’ Виготовлялися з лляного чи конопляного полотна домашньої роботи. Було чимало типів традиційних сорочок за формою, використанням матеріалів, а також за семантикою кольорів: подільський, галицький, поліський, волинський, наддніпрянський, полтавський, гуцульський, буковинський, лемківський тощо. Цікаво, що символіка вишиванок часто-густо збігається із символікою орнаментів предметів матеріальної трипільської культури. Виявлені на Черкащині срібні бляшки з фігурками чоловіків /датують їх VI ст./ ідентифікуються з узорами вишиванок XVIII-XX ст.. Щоправда, символіка вишивки часто-густо складалася з двох частин: історичної /родової/ і прогнозуючої /загадування майбутнього, продовження роду/. На вишиванках застосовувалися традиційні символічні орнаменти: геометричні /вважаються найдавнішими/, рослинні, зооморфні /тваринні/. Іноді типи орнаментальних форм поєднувалися: орнаментально-рослинний з переважанням першого чи останнього. Символіку форм конкретизувала символіка барв.


Слайд № 15

Писанка й Рушник Писанка - символ Сонця; життя, його безсмертя; любові і краси; весняного відродження; добра, щастя, радості. Кожен орнаментальний мотив має певне сакральне значення. З них на писанці складається мальована молитва про злагоду і мир поміж людьми. У християнській культурі українців писанка стала символом воскресіння. В народі кажуть: «У світі доти існуватиме любов, доки люди писатимуть писанки». Рушник. Смуга полотна сама по собі має насичене символічне значення - дороги, долі, захисту. А коли ця смуга ще й має на собі виткані чи вишиті знаки-обереги - захисна сила її, відповідно, посилюється. По всій Україні рушником накривали хліб на столі. Коли син вирушав у далеку дорогу, мати дарувала йому рушник. Хлібом-сіллю на рушнику і досі зустрічають гостей. В українській хаті рушники вивішують над іконами і над портретами родичів. Рушник використовується в багатьох обрядах, насамперед тих, що пов"язані зі шлюбом і проводами в потойбіччя

Прочитано: 6 592

Легенди про рослини і тварин до проекту “Народні символи України” для 3-4 класів автора Пилипчинець Марії Василівни.

ЛЕГЕНДИ

Кожен народ має народні символи. Народні символи – це те, що найбільше любить і шанує даний народ. В одних народів їх більше, в інших менше. Називаючи народний символ, можна дізнатися, про яку країну іде мова. Так, коли ми говоримо – клен, то знаємо, що це символ Канади.

Про народні символи складено багато пісень і легенд, вони використовуються в обрядах, звичаях. Їх вишивають на сорочках, рушниках. Народні символи – це наші святині.

Народні символи України є рослинні і тваринні. До рослинних символів відносяться калина, верба, дуб, тополя, барвінок, чорнобривці. Вони здавна уособлюють красу нашої України, духовну міць народу, засвідчують любов до рідної землі.

Верба

Здавна у нашому народі найбільш шанованим деревом є верба. „Без верби і калини – нема України”, – говориться в народній приказці. Важко уявити нашу землю без верби. У нас її росте близько 30 видів. Говорять: „Де вода, там і верба”. Вона своїми коренями скріплює береги, очищає воду. Коли копали криницю, то кидали шматок вербової колоди для очищення води. У відро з водою клали вербову дощечку, а на неї ставили кухлик для пиття води. Це була своєрідна народна гігієна.

Під вербами молодь призначала побачення, освідчувалася в коханні.

Про тиху, скромну вербу народ склав багато пісень. У багатьох творах згадує вербу і Т.Шевченко. Перебуваючи на засланні у пустелі біля Каспійського моря, Шевченко посадив вербову гілку. Він поливав, доглядав її і виросла бона йому на Втіху. Росте верба Шевченкова і досі. У нашій вербі живе і добра душа Левиної Мавки. Похилені вербові гілки викликають зажуру і смуток.

Тиждень перед Великоднем називається вербним. Тоді освячують вербу. У багатьох селах України садили гілочку свяченої верби. Вважалося, що така верба е особливо цілющою. Посадіть і ви ніжну вербову гілочку. У сирій землі вона Швидко пустить корінчики і виросте гарне дерево. Не можна допустити, Щоб зникли вербові насадження на нашій Україні. Незабутні слова В. Симоненка з вірша “Виростеш ти сину, вирушиш в дорогу…”

А якщо впадеш ти на чужому полі,

Прийдуть з України верби і тополі;

Стануть над тобою, листям затріпочуть,

Тугою прощання душу залоскочуть.

Тополя

Поет не випадково сказав: “Прийдуть з України верби і тополі”. Тополя також є нашим народним символом. Зі стрункою тополею порівнювали гнучкий дівочий стан та нещасливу дівочу долю. Про тополю написано багато пісень, складено легенди. Т.Г.Шевченко написав поему “Тополя”.

По діброві вітер віє,

Гуляє по полю.

Край дороги гне тополю

До самого долу.

Існує така легенда. В одному селі жила красива дівчина Поля і мужній Хлопець на ім’я Стриба. Вони кохали одне одного. Одного разу старші люди попросили Стриба побігти у сусіднє село і довідатись, чи все там спокійно. Побіг Стриба, але, не добігаючи до села, побачив багато ворогів. Швидше вітру прибіг юнак додому, розповів людям про те, що бачив. Вирішили забрати худобу, пожитки і перечекати у горах, поки вороги залишать їхню землю. Бог блискавки і грому Перун побачив людей і вирішив дізнатися, чому вони тут. Спустившись на землю, Перун розпитав у людей, що сталось. Люди розповіли. І тут вій побачив Полю. Вона йому дуже сподобалась, і він сказав: “Ця дівчина Така гарна, що я візьму її собі за дружину”.

Люди зраділи, бо мати такого Високого покровителя не всім дано. А Стриба, почувши, впав непритомний. Побачив це Перуні і промовив: “Бачу я, що на чужому нещасті свого щастя не побудуєш. Тож нехай вона буде нічия”. Вдарив палицею об землю і там, де стояла доля, виросло струнке зелене деревце. Люди, котрі стояли ближче, бачили, що відбулося, а ті, які стояли далі, питають: “Де Поля?” Їм відповідають: „То Поля”. А Стриба Перун забрав з собою на небо і зробив Богом земних вітрів.

Калина

Завжди любили люди цілющу красуню калину, яка є символом дівочої краси, ніжності. Вона росла біля кожної хати. Красива вона і в пору цвітіння, і коли багряніє восени листя, і взимку, коли на тлі білого снігу червоніють її ягоди. Дівчата вишивали на сорочках калину, її вплітали у віночок.

З гілочки калини батько синові робив сопілочку, а слабеньким дівчаткам-немовляткам робили колисочку із калини. Калину оспівують у піснях, про неї складено легенди. В одній із них розповідається про те, як вродлива дівчина Калина завела у болото ворогів-бусурманів. Багато з них загинули, але загинула і молода красуня. На місці її загибелі виріс кущ, який на честь дівчини і назвали Калиною.

Дивитись

Калиною прикрашали весільний коровай. Перед молодими на столі ставили букет із гілочок дуба та калини. І на весільному рушнику вишивали калину з дубом як символи дівочої краси і ніжності та чоловічої сили і міцності.

Оспівана калина у поезіях Т.Шевченка, І.Франка, Л.Українки. До речі, Л.Українка написала вірш “Калина” після похорону свого коханого С.Мержинського. У цьому вірші вона вилила свій біль. Кущ калини садили на могилі козака або чумака, який загинув.

Дуб

Символом сили, могутності, довголіття є дуб. Дуб живе довго. Відомий в Україні 1300-річний Дуб. У с. Верхня Хортиця росте 800-річний дуб, під яким, за переказами, відпочивали Т.Шевченко, І.Рєпін, М.Лисенко. Обхват його стовбура – 8м. У смт. Міжгір’я Закарпатської обл. росте 500-річний дуб.

Під час грози електричні розряди найбільше “притягує” дуб. Зі 100 ударів блискавки у дерева – 54 припадає на дуб.

Два дуби, що ростуть у селі Стужиця на Великоберезнянщині, привертають увагу не тільки закарпатців, а й туристів із багатьох інших регіонів, пише Юлія Юрковецька, Унікум. Дерева визнано одними з найстаріших в Україні. Дідо-дуб та Дуб-чемпіон, котрим по 1100 та 1300 років, унікальні не тільки своїм віком. Дерева чарують своєю величністю та красою. Вони мають особливу енергетику, котру щиро дарують усім, хто до них доторкнеться.

Багато історій та легенд пов’язано з деревами, одна з яких навіть розповідає, що у дуплі Дідо-дуба під час «сухого закону» робили самогон. Правда це чи ні – ми, мабуть, не дізнаємось ніколи. Але те, що ці дерева зовсім не прості, – залишається фактом. Ще з самого дитинства (напевно через казки та легенди), асоціюється з мудрістю, силою та з певною магією. У багатьох індоєвропейських традиціях існував культ дуба, який вважався священним деревом, оселею богів, небесними воротами, через котрі божество може з’явитись перед людьми. Це дерево завжди символізувало мир, силу, мужність, витривалість, довголіття, родючість та вірність.

В Україні ж дуб завжди був символом дужих та відважних чоловіків. «Міцний, як дуб», - здавна казали про статного парубка. Не дивно, що саме це дерево увібрало у себе всі перераховані символічні якості, адже дуби відомі з найдавніших геологічних епох. Дерева є сучасниками мамонтів та інших реліктових тварин. Вони можуть жити до двох із половиною тисяч років, а зрілість дуба настає лише у… сто п’ятдесят. За цими параметрами наші закарпатські Дідо-дуб та Дуб-чемпіон уже давно перетнули межу молодості та можуть ділитися старечою мудрістю. У своїх розмірах вони вже досягли «дубового» максимуму: їх висота, приблизно, 30 м, а розмах крони – 20 на 25 метрів.

На Всеукраїнському конкурсі «Національне дерево України», що проходив у 2010 році, Дуб-чемпіон зайняв третє місце в номінації «Найстаріше дерево України». Проте через похилий вік дерево потребувало лікування та належного догляду. З цим допомогли чеські арбористи, котрі за власний кошт здійснили лікування дуба. Таким чином, Дуб-чемпіон має шанс вразити своєю величчю більшу кількість поколінь. Багато-хто приходить до дерев, щоб обійняти їх та перейняти частинку енергії у цих гігантів, проте самотужки це нікому, звісно, не вдається. Окружність стовбурів дубів – понад 9 метрів, отже, аби згребти котресь із цих гігантських дерев у ніжні обійми, потрібно зібрати компанію не менше, ніж із сімох друзів. Вважається, що Дідо-дуб – це син Дуба-чемпіона. Виходить, що самотнім цьому мудрому дереву довелось бути лише 200 років.

Майже за тисячу років ці дуби побачили вже тисячі людей із різних міст, країн та навіть часів. Даних про те, хто посадив ці дерева, не збереглось, адже перші письмові згадки про Великоберезнянщину датуються 1409 роком. Тоді цей район належав домінії графів Другетів. Дідо-дуб та Дуб-чемпіон зберегли у своїй пам’яті легенди та перекази про опришків XVII та XVIII століть: Івана Варгу, Миколу Васильчака та Івана Бецу, котрі мстили за бідність селян та нападали на панські маєтки. Бачили ці дерева і словаків, що переселилися пізніше, у другій половині XVIII століття. Вони суттєво вплинули на розвиток культурних традицій Великоберезнянщини, зокрема села Стужиця. Величні дуби чули стукіт залізничних колій, поки по них їхали перші потяги, що, нарешті, дали можливість людям зручно дістатись не тільки до Ужгорода, а й до Львова.

Дідо-дуб та Дуб-чемпіон змінювали назву своєї батьківщини, міцно закріпившись могутніми коренями у землю, – Австро-Угорщина, Угорщина, Чехословаччина, Радянський Союз, і, нарешті, Україна. Довелось мудрим деревам спостерігати за тим, як руйнуються сім’ї у роки воєн. Ховали вони у затінку своїх могутніх крон й багато закоханих пар. Біля їх дужих стовбурів набиралися сил зморені подорожні… Чого тільки не було за понад тисячу років?! Багато закарбувалось у їхній пам’яті облич, історій, прохань та бажань. Вони ж залишились споглядати на людей зі своєї висоти та величності й до сьогодні.

Матері своїм синам на сорочці вишивали листя дуба, щоб син був сильним, міцним. Спали на дубових меблях, які, за повір’ям, додавали під час сну сили. Дуб, як і інші наші народні символи, має лікувальні властивості. У дубовому лісі добре почувають себе люди, які страждають на серцеві захворювання.

Барвінок

Є у нас і рослини-символи. Одним з найулюбленіших є барвінок. Цю рослину назвали так на честь кохання юнака Бара і дівчини Вінки. Барвінком прикрашають весільний коровай, його садять біля хати. Барвінок вплітають дівчата у віночок. Він зеленіє навіть під снігом. Барвінок є символом кохання.

Тваринних символів у нас також є багато. У княжі часи улюбленою твариною був тур. У козацькі часи – кінь. У багатьох думах, піснях оспівували козака і тут же згадували його коня.

Але найулюбленішими тваринними символами є птахи.

Зозуля

Люди вважали, що навесні душі померлих в образі птахів повертаються на землю. А поскільки це душі померлих – то де їм місце? В раю. І повертаються вони восени в рай. Очевидно з цих двох слів утворилося “Вирій”. А ключі від Вирію Бог доручив зозулі, – говориться в легенді. Відкриває зозуля ключами вирій, випускає птахів по черзі на землю. А іще Бог доручив зозулі кувати довгі роки життя людям. І у вирій вона повинна відлетіти раніше, щоб відкрити його для інших птахів. Тому не встигає вона висидіти пташенят і підкидає яйця в чужі гніздечка. Та як би там не було, про зозулю в Україні ніхто ніколи не говорив погано. У народних піснях її порівнювали з матір’ю, яка побивається за своїми дітьми, називали лагідно “зозуленькою-матінкою”.

Лелека

Улюбленим птахом є лелека. Його назвали на честь божества добра і кохання – Леля. Ну, а як відомо – від кохання народжуються діти. От і приносить їх у наші домівки лелека. Говорили колись, що Лель живе у душі доброї людини, а лелека мостить гніздо на подвір’ї добрих людей.

Журавель

Символом туги за рідним краєм є журавель. Це щемливе відчуття, яке чути у курликанні журавлів, відчуває людина, коли вона далеко від Батьківщини.

“Журавлі кру, кру, в чужині умру, доки море перелечу, крилонька зітру,” – скільки туги викликають ці прості слова у серці кожного.

Ластівка

Символом матері є ластівка. Легенда каже, що на Петра і Павла вшановували найстарішого члена роду. Родина дарувала йому дубовий вінок як символ довголіття. А на другу Пречисту -вітали матір. До християнства 22 вересня святкували свято Рожаниці – покровительки матері – породілі. В цей день діти ліпили з глини ластівку і дарували матері. Мати зберігала її протягом року до наступного свята. Якщо мама помирала, то діти клали ластівочку їй у домовину, а на воротях ставили перевернуті граблі зверху прикріпляли ластівку. Так вони стояли 40 днів і всі, хто йшов мимо двору знали, що померла та,на якій трималася вся родина. З ластівкою пов’язано багато прикмет, повір’їв.

Соловей

Український народ дуже співучий. Давня легенда розповідає про пташку, пісні якої стали перекладом на пташину мову пісень нашої Батьківщини. Ця пташка – соловей.

Розповідали старі люди, що колись давно ця гарна пташка не жила на наших землях. Гніздилася в далеких краях і не знала дороги на Україну. Але що були солов’ї дуже співучі, то літали по всьому світу і збирали пісні всіх народів для індійського царя.

Залетів один соловейко на Україну і сів спочити у якомусь селі. Всі люди і той час були в полі і село було німе.

– Що то за люди тут живуть? – подумав соловей. – Ні тобі пісні, ані музики не чути. Але зайшло сонечко, і люди гуртом повертали додому. То тут, то там чулися пісні.

Але пісні були сумними. Тяжка праця за день забрала багато сил. Тут соловей заспівав і звеселив їх. Забули люди про втому і так заспівали своєму заморському гостю, що він і не повірив. З усіх земель злетілися солов’ї до царського саду, співаючи йому принесені ними пісні. Аде все те було вже знайоме цареві і він сердився. Аж ось під вікнами заспівав соловей з України, і цар втратив спокій. Таких пісень він ще не чув – і велів тому солов’ю співати день і ніч …

Зачудовані солов’ї навесні гуртом полетіли на Україну, щоб слухати наші пісні, перекладати їх на пташину мову і нести в далеку Індію. Сама у нас вони висиджують пташенят, щоб від самого народження вони чули найкращі у світі пісні.

Не перелічити тих легенд, казок, пісень, віршів про дорогі і рідні нашому серцю символи. Вони відтворені у вишивках на сорочках, рушниках.

Ділюсь

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса