Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Тихон сын кабанихи характеристика. Главные герои пьесы А.Н. Островского «Гроза». Характеристика Тихона («Гроза»). Какой Тихон муж

Тихон Иванович Кабанов – один из главных героев пьесы «Гроза», муж Катерины, сын Кабанихи. Он принадлежит к младшему поколению калиновцев и, в каком-то смысле, знаменует собой конец патриархального уклада. Молодые люди Калинова уже не хотят жить по старым порядкам, но этот протест они все выражают по-разному, сообразно каждый своему характеру. В отличие от Катерины, которая является максималисткой и занимает бескомпромиссную позицию, Тихон, Варвара и Кудряш научились приспосабливаться к сложившемуся порядку и, невзирая на гнет старших, жить по своим правилам.

Формально они признают традиционные порядки, но на деле поступают так, как им хочется.

Тихон – человек незлой, но слабый. Он не видит необходимости придерживаться в быту старинных традиций, но открыто идти против матери тоже не собирается. Герой всячески старается избегать конфликтов и разрывается между сочувствием к жене и страхом перед матерью. Он любит Катерину, но не понимает ее страданий. Мягкий характер Тихона не позволяет ему помочь собственной жене и поддержать ее. Кабаниха требует от сына «мужских» поступков, но Тихон не хочет показывать Катерине свою власть и требовать от нее слепого подчинения. Ему хочется тепла, уюта и ласки, но в родном доме он этого не получает. Тихону все время приходится исполнять роль послушного сынка. Только дальние поездки по делам являются для него отдушиной: он забывает о постоянных унижениях, топит их в вине. Тайком напиваясь, Тихон, таким образом, выражает свой протест материнскому гнету, на более серьезные поступки ему не хватает смелости. Он и Катерину пытается научить жить по своим принципам: не обращать внимания на упреки и унижения, приспосабливаться к сложившимся условиям и не высказывать свою точку зрения. В патриархальной семье муж должен быть не только властелином, но и надежной защитой, опорой жены. Тихон не соответствует этой роли, он не способен уберечь жену от греха, поскольку вызывает у нее лишь чувство жалости. Постоянно унижаемый попреками матери, Тихон даже иногда готов сорвать на Катерине свою досаду и обиду. Он радуется тому, что вырвется на свободу на целых две недели и совсем не замечает того, что происходит с его женой. Тихон отказывается взять с собой в поездку Катерину, не понимая того, что эта ее просьба является мольбой о спасении. Да, он мог ее уберечь, но не захотел. После возвращения Тихон узнает об измене жены. Это известие он принял достаточно мягко: не разозлился, не вышел из себя. Тихону следовало бы поддержать жену после ее публичного покаяния, защитить от гнева свекрови и насмешек домочадцев, однако он этого делать не стал. Лишь, склонившись над телом мертвой Катерины, Тихон решается на открытый бунт против матери, обвиняя ее публично в смерти своей жены.

Финал пьесы трагичен и неоднозначен. Добро не побеждает, но и зло не торжествует. Внешний конфликт разрешен крушением семьи, что очень напоминает последствия страшной грозы, несущей смерть и разрушения. Кроме внешнего конфликта в душе некоторых героев пьесы происходит активная борьба, которая становится основой конфликта внутреннего. Тихон все время подчинялся влиянию матери, подавляя собственную индивидуальность. Он любил Катерину, но боялся воспротивиться материнскому гнету. Смерть жены пробудила в Тихоне душевные силы для открытого протеста. Именно этот публичный протест наносит Кабанихе самый страшный удар.

Пьеса «Гроза» - самое известное творение Александра Николаевича Островского. Каждый герой этого произведения - неповторимая личность, занимающая свое место в системе персонажей. Примечательной в связи с этим является характеристика Тихона. «Гроза», пьеса, основной конфликт которой строится на противостоянии сильных и слабых, интересна своими угнетенными героями, в их число входит и наш персонаж.

Пьеса «Гроза»

Пьеса была написана в 1859 году. Место действия - вымышленный город Калинов, который стоит на берегу Волги. Время действия - лето, все произведение охватывает 12 дней.

По своему жанру «Гроза» относится к социально-бытовой драме. Островский много внимания уделил описанию бытового уклада города, персонажи произведения вступают в конфликт с устоявшимися порядками, давно себя изжившими, и деспотизмом старшего поколения. Разумеется, основной протест выражает Катерина (главная героиня), но не последнее место в бунте занимает и ее муж, что подтверждает характеристика Тихона.

«Гроза» - произведение, рассказывающее о человеческой свободе, о желании вырваться из оков устаревших догм, религиозного авторитаризма. И все это изображается на фоне неудавшейся любви главной героини.

Система образов

Система образов в пьесе построена на противопоставлении самодуров, привыкших всеми командовать (Кабаниха, Дикой), и молодежи, желающей наконец-то обрести свободу и жить своим умом. Возглавляет второй лагерь Катерина, только у нее хватает смелости на открытое противостояние. Однако и другие молодые персонажи стремятся избавиться от ига обветшалых и бессмысленных правил. Но есть и те, кто смирился, и не последним среди них выступает муж Катерины (ниже представлена подробная характеристика Тихона).

«Гроза» рисует мир «темного царства», только сами герои могут его разрушить или погибнуть, как Катерина, непонятые и отвергнутые. Оказывается, что захватившие власть самодуры и их законы слишком сильны, и любой бунт против них приводит к трагедии.

Тихон: характеристика

«Гроза» - произведение, где нет сильных мужских персонажей (за исключение Дикого). Так, Тихон Кабанов предстает лишь безвольным, слабым и запуганным матерью человеком, неспособным защитить любимую женщину. Характеристика Тихона из пьесы "Гроза" показывает, что этот герой - жертва «темного царства», у него не хватает решимости жить своим умом. Что бы он ни делал и куда бы ни отправился - все происходит по воле матери.

Еще в детстве Тихон привык следовать приказам Кабанихи, и эта привычка сохранилась в нем и в зрелые годы. Причем так въелась эта необходимость подчиняться, что даже мысль об ослушании ввергает его в ужас. Вот что он сам говорит по этому поводу: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить».

Характеристика Тихона («Гроза») говорит об этом персонаже как о человеке, готовом сносить все издевки и грубости своей матери. И единственное, на что он отваживается, - желание вырваться из дома, чтобы покутить. Это единственно доступная ему свобода и освобождение.

Катерина и Тихон: характеристика

«Гроза» - пьеса, где одной из основных сюжетных линий является любовная, но насколько близка она нашему герою? Да, Тихон любит свою жену, но по-своему, не так, как желала бы Кабаниха. Он ласков с ней, не желает властвовать над девушкой, запугивать ее. Однако Тихон совсем не понимает Катерину и ее душевных страданий. Его мягкость пагубно влияет и на героиню. Будь Тихон немного мужественнее и обладай хоть какой-нибудь волей и способность к борьбе, Катерине не понадобилось бы искать всего этого на стороне - в Борисе.

Характеристика Тихона из пьесы «Гроза» выставляет его в совершенно неприглядном свете. Несмотря на то что он отнесся к измене жены спокойно, он не в силах защитить ее ни от матери, ни от других представителей «темного царства». Он оставляет Катерину одну, несмотря на свою любовь к ней. Невмешательство этого персонажа во многом стало причиной финальной трагедии. Только осознав, что потерял возлюбленную, Тихон отваживается на открытый бунт против своей матери. Он обвиняет ее в гибели девушки, уже не опасаясь ее самодурства и власти над ним.

Образы Тихона и Бориса

Бориса и Тихона («Гроза») позволяет сделать вывод, что они во многом схожи, некоторые литературоведы даже называют их героями-двойниками. Итак, что же в них общего, а чем они отличны?

Не найдя необходимой поддержки и понимания у Тихона, Катерина обращается к Борису. Что же в нем так привлекло героиню? В первую очередь он отличается от других жителей города: образован, окончил академию, одевается на европейский манер. Но это лишь внешняя сторона, а что внутри? В ходе повествования выясняется, что он зависит от Дикого точно так же, как Тихон от Кабанихи. Борис безволен и бесхарактерен. Он говорит, что держит его лишь наследство, лишившись которого его сестра станет бесприданницей. Но все это кажется отговоркой: слишком покорно он сносит все унижения дяди. Борис искренне влюбляется в Катерину, но его не заботит, что эта любовь погубит замужнюю женщину. Он, как и Тихон, беспокоится только о себе. На словах оба этих героя сочувствуют главной героине, но у них не хватает чтобы помочь ей, защитить.

Тихон Кабанов – муж Катерины и сын Кабанихи . Это забитый, страдающих от постоянных упреков и приказаний Кабанихи человек. В этом персонаже наиболее полно раскрывается калечащая, разрушающая сила «темного царства», которая превращает людей лишь в тени самих себя. Тихон не способен на отпор – он постоянно оправдывается, всячески угождая матери, боится ее ослушаться. Но при этом все же Кабанихи не удалось полностью обезличить своего сына. Например, Тихон чувствует сильный стыд в момент перед отъездом, когда по приказу Кабанихи повторяет за ней оскорбительные наставления Катерине. Тихон даже пытается сопротивляться «да что же это, маменька, ей-богу!» Но достаточно матери прикрикнуть на него, и он снова повторяет: «не груби… почитай маменьку… не заглядывайся на парней». И только оставшись наедине со своей женой, он снова становится самим собой и признается, что мечтает уехать далеко от Кабанихи, чтобы почувствовать себя свободным, самодостаточным человеком.
­
Наверное, один из самых драматичных моментов произведения – это сцена на старинной галерее, где Катерина признается: «И все-то десять ночей я гуляла...» В этой сцене Тихон больше переживает за Катерину, так как эти слова слышала также его мать. Он в слезах пытается обнять ее, умоляя: «Не­ надо,­ не надо, не говори! Что ты! Матушка здесь!» В следующем действии он говорит Кулигину : « А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть…­ Маменька ее поедом ест, а она, как тень какая, ходит безответная… Вот я и убиваюсь, глядя на нее».

Традиционное восприятие Тихона как «тупого и ленивого» должно быть уточнено.

Вряд ли в начале пьесы Тихон любит Катерину (вспомните, он ведь женился на ней без всякой сердечной склонности, по приказанию матери). Правда, молодой Кабанов несомненно жалеет жену, относится к ней с явным участием и, как может, стремится облегчить ее участь. Но как раз возможности-то его очень невелики. Подлинным защитником Катерины он так и не смог стать, а она искала в нем прежде всего защитника.

И все же именно Тихону дано если не понять, то, во всяком случае, почувствовать глубину пере-живаний Катерины, безвыходность ее положения. Дано ему и нечто большее — умение сострадать, прощать, то милосердие, которого начисто лишена Марфа Игнатьевна Кабанова.

Так уж бывает в жизни, что мы начинаем лю-бить человека лишь тогда, когда его теряем. Тихон неожиданно для себя ощущает нежность к Катерине именно в ту минуту, когда внезапно понимает, что потерял ее. Совсем недавно еще он не сомневался, что ничего страшного с Катериной произойти не может, что она всегда, в любом случае будет рядом, будет принадлежать ему. И лишь когда страшная правда раскрывается перед ним, в нем самом нежданно-негаданно пробуждаются новые чувства.

К сожалению, школьники нередко читают текст художественного произведения не очень вниматель-но, во всяком случае, на авторские ремарки в пьесе они далеко не всегда обращают должное внимание. На вопрос «что делает Тихон после горького признания Катерины?» («И все-то десять ночей я гуляла...») чаще всего десятиклассники отвечали:

— Ударил ее... Отвернулся... Заплакал...

А вы помните, что сделал Тихон?

Он сделал что-то такое неожиданное, что, быть может, заставит вас задуматься над тайнами чело-веческой психологии.

Тихон изменяется в конце пьесы, но начало этому положено еще до самоубийства Катерины. Поэтому так важна концовка четвертого действия. От нее протягивается прямой мостик к началу пя-того действия, где речь идет о последних событиях в доме Кабановых.

Передав слова матери о Катерине («ее надо жи-вую в землю закопать»), Тихон говорит Кулигину: «А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала. Жаль мне смотреть-то на нее, пойми ты это, Кулигин. Маменька ее поедом ест, а она, как тень какая ходит, безответная. Только плачет да тает как воск. Вот я и убиваюсь, глядя на нее».

Слова эти часто не привлекают внимания, не комментируются. А вот здесь-то как раз и содержит-ся один из великих уроков Островского. Тихон об-наруживает такую тонкость чувств, такую необык-новенную деликатность, такое сочувствие к горю и страданию близкого ему человека, что просто диву даешься, откуда он и слова-то эти взял. Ведь речь идет о жене, которая ему изменила! А говорит он прежде всего не о себе, а о ней, ее называет безответной, ее жалеет, сам убивается, глядя на нее...

Теперь Тихон другими глазами смотрит на Ка-терину. Он, наконец-то, увидел в ней человека — несчастного, страдающего, покаявшегося. Вместо гру-боватого и недалекого купчика, снисходительно по-сматривавшего на молодую жену, перед нами появ-ляется человек, способный подняться до высот под-линного драматизма.

Что-то произошло с Тихоном. Разрушились око-вы, искусственно стягивавшие его человеческие чувст-ва, его душу, и он находит в себе силы, чтобы перед всеми воскликнуть: «Маменька, вы ее погу-били! Вы, вы, вы...» Материал с сайта

Не стоит осуждать Тихона за то, что он во всех бедах, обрушившихся на его семью, обвиняет одну мать, не будучи в состоянии подняться до осо-знания более общих и более грозных причин гибели Катерины. Достаточно и того, что Тихон в финале становится фигурой трагического плана. Именно так играл эту роль любимый артист Островского А. Б. Мартынов. Современники вспоминали, что по-следнюю сцену Мартынов проводил с потрясающей силой. Он поистине заставлял публику рыдать. Тихон в исполнении замечательного артиста пред-ставал перед зрителем как человек, ощутивший в себе нового человека, способного отстаивать свое человеческое достоинство.

Впрочем, по отношению к молодому Кабанову школьники часто бывают снисходительными. Зато Борис вызывает почти единодушное презрение.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • тихон кабанов в пьесе гроза
  • тихон кабанов отношения с матерью
  • цитаты тихон кабанов
  • характеристика тихона в пьесе гроза
  • цитаты тихана из грозы

Тихон в пьесе ” Гроза ” Островского является одним из ключевых персонажей. Благодаря этому образу реализуется множество проблем, освещенных в произведении. Тихон – старший сын Марфы Игнатьевны и муж Катерины. Но ни как сын, ни как муж этот персонаж не может себя реализовать. Даже имя Островский выбирает под стать, следуя традиции “говорящих” имен собственных. Тихий Тихон. Тише воды ниже травы – вот каким мог бы быть девиз этого персонажа. В “Грозе” характеристику Тихона можно составить исходя из его поведения и отношения

к матери и жене.

Образ Тихона в “Грозе” вбирает в себя все негативно окрашенные синонимы к слову “инфантильность”. Тихон слишком слабохарактерен для того, чтобы иметь собственное мнение и взгляд на вещи. Он признается в этом неоднократно: При всей своей бесхребетности Тихон не вызывает жалости. Часто образ Тихона сравнивают с образом ребенка (из-за сходства в способе мышления и поведении). Его детская инфантильность и неспособность к самостоятельности с каждым днем все больше превращает Тихона в великовозрастного идиота.
Безусловно, характер этого персонажа формировался под сильнейшим влиянием матери, однако у Кабанихи есть и второй ребенок. Варвара совершенно другая.

Тихона не может быть жалко. Он не сделал ничего такого, за что им могла бы гордиться мать. Да и сама Кабаниха, скорее всего, уже видит в Тихоне не сына, а подобие разговаривающей марионетки, вечно поддакивающего болванчика. Он соглашается с каждым словом матери и действует исключительно по ее указаниям.

Вряд ли можно говорить о том, что Тихон изъявил желание найти себе жену. Даже несмотря на то, что в то время браки устраивали по договоренности, Тихон не хотел и не захотел бы никогда создать семью. Его брак с Катериной сложно назвать счастливым. Тихон испытывает к Кате теплые чувства, жалеет ее, но это нельзя назвать любовью. Тихон не может и не хочет защищать жену от истерик и оскорблений Марфы Игнатьевны. Показателен тот факт, что у супругов нет детей. Тихон бы не смог воспитать ребенка достойно, потому что сам морально слишком слаб. Вместо того чтобы воспитать себя, Тихон пытается сбежать от существующей реальности. В “Грозе” для Тихона открываются два пути. Первый – пьянство. Кабанов-младший часто проводит время с купцом Диким, выпивает с ним и жалуется на жизнь. Второй – командировка. Отъезд по делам лишает Тихона “грозы на несколько дней”. Под “грозой” здесь подразумевается накаленная атмосфера и безвыходная ситуация, которая сложилась дома.

Как ведет себя Тихон с другими действующими героями? С матерью он соглашается, Катю убеждает в том, что не стоит обращать внимания на слова Кабанихи, но в то же время ей лучше не перечить. От разговоров с сестрой Тихон пытается уйти как можно скорее, потому что Варвара говорит горькую правду. В финале произведения Тихон ведет себя достаточно нетипично.
Кажется, что известие об измене жены его волнует гораздо меньше, чем Кабаниху. Тихон может “и простил бы, но маменька…” Вновь мужчина не способен отстоять свою точку зрения, семейное счастье, защитить честь жены. Он будто оправдывается перед Кулигиным, будто нет в том происшествии его, Тихона, вины, будто только Кабаниха виновата в случившемся, потому что своими упреками чуть ли не вынудила Катю видеться с Борисом. Здесь прослеживаемая ранее идея приобретает более реальные очертания.

Хоть в “Грозе” Кабанов Тихон и винит мать во всех неудачах, он так и будет соглашаться с ней и терпеть ее унижения. Ему комфортно в этом узком замкнутом круге, и на самом деле Тихон вовсе не хочет ничего менять. Но вот самоубийство Кати меняет ситуацию. Нет, Тихон не бросается на мать с обвинениями, не крушит царство самодуров, он произносит острую обличающую реплику: жить здесь куда хуже, чем наложить на себя руки. Слово, как известно, самое сильное оружие. Именно в финальной фразе Тихона: “хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!” отчетливей и сильней всего слышен протест против старых порядков, против изживающих себя устоев, против насилия над человеком и свободой. Парадокс в том, что только у самого слабого человека во всем произведении хватило сил на такой шаг. Но тут же мы понимаем и другое: в этой кричащей обреченностью фразе Тихон остается верен себе. Он все еще та загубленная душа, которая не решится прекратить земное существование.

Характеристика Тихона в пьесе “Гроза” примечательна тем, что в этом персонаже наряду с отрицательными качествами характера отображено переходное положение от патриархального уклада жизни к новому. Тихон не считает нужным следовать устаревшим правилам в повседневной жизни (например, в сцене прощания с женой он был против того, чтобы Катя бросалась ему в ноги), но Тихон слишком слаб, чтобы решиться не следовать им.


Другие работы по этой теме:

  1. В пьесе А. Н. Островского “Гроза”, безусловно, главной героиней Катерина Кабанова. Ей – ее характеру, мировоззрению, судьбе – посвящено данное произведение. Однако образ этой героини,...
  2. Тихон Иванович Кабанов – один из главных героев пьесы “Гроза”, муж Катерины, сын Кабанихи. Он принадлежит к младшему поколению калиновцев и, в каком-то смысле, знаменует...
  3. В описанном А. Островском городке Калинове чахнут чувства людей, слабеет их воля, меркнет разум под гнетом правления самодуров. Именно в таком “темном царстве” развиваются характеры...
  4. Кабанов Тихон Иванович – один из главных героев, сын Кабанихи, муж Катерины. В перечне действующих лиц следует непосредственно за Кабановой, и о нем сказано –...
  5. В пьесе Островского ” Гроза ” персонажей можно условно поделить на представителей “темного царства” и на его жертв. К представителям относят Дикого и Кабаниху, а...
  6. Кабанова Марфа – богатая купчиха, вдова, мать Тихона и Варвары, свекровь Катерины. Мнение Марфы во многом определяет жизнь города. Уже по первым словам Кабанихи можно...
Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса