Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Тема вов. Тема великой отечественной войны в современной литературе. Для некоторых недогадливых читателей Твардовский впоследствии специально намекнет на глубокое различие, существующее между подленным героем и его однофамильцем

Тема Великой Отечественной войны всегда сопровождается духовными, душевными переживаниями, перехватывает дыхание, и трудно сдержать слез. Особенно близко это воспринимаешь, когда представляешь, что твои бабушки и дедушки прошли через это. Понимаешь, что солдат - прежде всего патриот. И этот патриотизм состоит в простодушной верности долгу. Он связан с мыслью о нравственном выборе и с непреодолимой любовь к Родине.

"Бессмертный полк" прошел по всей России, а в этом году еще и в Англии, и в США. И это не просто народ, это память, благодарность солдатам, героям войны за наше настоящее, за наши жизни. Но ведь они сражались не ради признания, они делали это из чувства патриотизма, считая это своим долгом. И чем больше времени проходит с окончания Великой Отечественной войны, тем ценнее память, тем больнее, тем сильнее душевные переживания.

Война и воспоминания о ней с особой остротой обнажают в человеке потаенные, сокровенные чувства. Это все связывает, объединяет людей.

Все это отразилось в произведении В. Быкова "Карьер". В повести он обращается к духовной формуле солдата и патриотизму. Но патриотизм - не дисциплинарный акт, не дело привычки, не навязанная кем-то идея, а нравственный выбор каждого. В повести В. Быков поднимает два вопроса. Первый: "Что такое человек в нечеловеческих условиях?". Второй: "В какой мере человек ответственен за свои поступки?".

Он пишет о том, что волнует, избегает имитации чувств, ничего не придумывает. В основу сюжета положен случай. Важен не факт, что человек воевал, а кем он был. Судит о человеке по поступкам, по действию или бездействию.

Война "выворачивает, высвечивает то, что в обычной ситуации никогда, возможно, не обнаружилось бы". Современность становится нравственной точкой отсчета, от которой люди, пережившие войну, смотрят в своё прошлое. Вся повесть пронизана щемящим чувством ускользающей памяти.

Герой произведения что-то ищет в карьере, он для него и становится точкой отсчета, связью с прошлым. А ищет он в нем надежду. В. Быков испытывает человека в экстремальных обстоятельствах.

Агеев вспоминает военные годы, как он попадает раненый в тыл, стремится связаться с партизанами, сталкивается с множеством проблем. Решающим для героя становится эпизод со взрывчаткой. Встает вопрос о соотношении цели и средств в условиях, где каждый шаг может обернуться бедой. И ни его способности, ни напор не могут ему помочь. Его стойкость на допросе не спасает ситуации. Он приговорен к смертной казни на том самом карьере, и лишь чудо помогает ему выжить.

Эти воспоминания и накрывают героя, когда он разрывает карьер, ищет надежду или наоборот то, что навсегда ее разрушит. Он надеется, что его возлюбленной удалось спастись, а вместе с ней и маленькой жизни. Но завершить своей работы Агеев не смог или не решился, он оставил нетронутый уголок карьера, вместе с которым сохранил и надежду, веру в лучшее, что и должен в себе хранить человек.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО ВОВ

Внутри и внешнеполитические факторы, способствовавшие приходу к власти в Германии нацистов

Национал-социалистская идеология в Германии, ее сущность (политические, экономические и идеологические аспекты. Чем она привлекла значительную часть немцев? Почему нацистов поддержал крупный капитал? Какова роль международного капитала в укреплении экономический и военной мощи Германии?)

Экономический, военный потенциал Германии и СССР к 1939 г.:сравнительный анализ.

Экономический и военный потенциал Германии и СССР к июню 1941 г.: сравнительный анализ.

Военная стратегия Германии: ее суть и результаты (на примере военных действий в европейских странах в 1939-1941 гг)

Военная доктрина СССР в предвоенные годы: ее суть и практическая реализация.

Сравнительная техническая характеристика бронетехники Германии и СССР в 1991-1945 гг.

Сравнительная техническая характеристика авиации Германии и СССР в 1941-1945 гг.

Стратегия «блицкрига», ее сущность и практическая реализация (на примере боевых действий германских войск на европейском театре войны и в войне против СССР)

Война двух идеологий. Чем привлекли идеи нацизма значительную часть населения Германии и в чем истоки патриотизма советского народа, в том числе молодежи.

В чем причины неудач Красной Армии в начальный период войны?

Оценка возможного военного потенциала вермахта в тяжелом вооружении (орудия, минометы, бронемашины и т.д.), танках, самолетах к лету 1941 г., исходя их промышленного потенциала мощностей Германии и завоеваннх ею стран.

Участие в военных действиях на советском фронте румынских, итальянских и финляндских частей, вооруженных формирований, состоявших из представителей других национальностей (численность войск, количество и качество вооружения, участие в военных операциях и т.д.)

И.В. Сталин: портрет на фоне эпохи

Оценка военного потенциала СССР к началу войны в тяжелом вооружении, танках, самолетах.

Противостояние группы армий «Центр» и Западного военного округа: соотношение сил, огневая мощь войск, тактика сторон.

Причины поражения Красной Армии на центральном участке фронта летом 1941 г.: объективные и субъективные факторы.

«Лилия Молотова», ее строительство, инженерная составная, техническое и огневое обеспечение

- «Линия Сталина» - история создания, инженерная схема, состояние к началу войны

Война глазами очевидцев, моих собеседников

Война в судьбах моей семьи

Война глазами детей

Актуальные проблемы войны в зарубежных и отечественных источниках (сравнительный анализ)

Истоки патриотизма советских солдат, партизан, подпольщиков, тружеников тыла.

Эвакуация белорусских предприятий, сельхозтехники на восток в 1941 г., труд эвакуированных белорусов

Межнациональные конфликты на просторах бывшего Советского Союза в конце ХХ-начале ХХ1 вв. и во время Великой Отечественной войны. В чем истоки просчета Гитлера, сделавшего ставку на развал СССР изнутри на межнациональной почве?

Проявления политики геноцида оккупантов на моей малой Родине.

Белорусская церковь во время нацистской оккупации (по советским и современным источникам)

Союз белорусской молодежи в годы оккупации: история создания, структура, характер деятельности

Политика оккупантов в области культуры, здравоохранения, образования

Молодежная политика оккупантов

Карательные операции против партизан как часть политики геноцида

Земляки- Герои Советского Союза

Их именами названы улицы моего поселка, города

Мои земляки – кавалеры полководческих орденов (Кутузова, Суворова, Нахимова и др.)

Наиболее значимые диверсионные и другие операции, совершенные партизанами, подпольщиками на моей малой Родине в годы оккупации

Деятельность в партизанском и подпольном движении на Беларуси патриотов-интернационалистов

Боевая слава наших дедов и бабуль (по материалам школьных и районных музеев боевой славы, семейных архивов)

Мои земляки на фронтах Великой Отечественной войны

Мои земляки (земляк) – полководцы

Оборона Минска в 1941 г.

Оборона Могилева в 1941 г.

Оборона Борисова в 1941 г.

Оборона Гомеля в 1941 г.

Сенненский контрудар в 1941 г.

Контрудар под Белостоком в 1941 г.

Возможные даты начала Великой Отечественной войны (по советским и зарубежным источникам)

Битва за Днепр – начало освобождения Беларуси

Гомельско-Речицкая наступательная операция 1943 г.

Калинковичско-Мозырская наступательная операция 1943 г.

Городокская наступательная операция 1943 г.

Взаимодействие партизан и Красной Армии в ходе операции «Багратион»

Участие партизан Беларуси в операции «Багратион»

Студенты и преподаватели БНТУ (БПИ) – участники Великой Отечественной войны

Студенты и преподаватели БНТУ (БПИ) партизаны и подпольщики

Участие белорусов (моих земляков) в Московской битве

Участие белорусов (моих земляков) в Сталинградской битве

Участие белорусов (моих земляков) в Курской битве

Участие белорусов (моих земляков) в освобождении Европы

Участие белорусов (моих земляков) в битве за Беллин

Стратегия и тактика наступательной операции в Маньчжурии

Участие белорусов (моих земляков) в Маньчжурской наступательной операции

Советско-финляндская война 1939-1940 гг., стратегия и тактика, участие в ней белорусов

Норвежская кампания 1940 г.

Движение сопротивления в странах Европы в 1940-1941 гг

Дипломатическое противоборство в Европе в 1939-1941 гг

Война в воздухе «Битва за Англию» 1940 г.

Военные действия вермахта в Северной Африке в 1940-1943 гг.

Балканская кампания 1941 г. Захват Крита

Народное ополчение в Беларуси истребительные батальоны в 1941 г.

Белорусские остарбайтеры в годы войны

Проблема коллаборации на территории Беларуси

Положение и быт населения на оккупированной территории

Особенности военной тактики партизан в годы войны

Материальное и боевое обеспечение партизан, помощь со стороны «Большой земли»

Партизанские зоны на оккупированной врагом территории Беларуси

- «Витебские ворота» как феномен периода оккупации Беларуси

Рельсовая война партизан Беларуси

Подполье моего города (райцентра, района) в годы войны

Польское подполье и Армия Крайова на территории Беларуси

Летняя кампания 1942 г. Причины неудач Красной Армии

Проблема ленд-лиза. Поставки союзников в СССР и их значение

Борьба на северных морских коммуникациях СССР. Северные конвои

Белорусы в Европейском движении сопротивления

- «Бобруйский котел» как составная часть операции «Багратион»

Освобождение Минска в ходе операции «Багратион»

Цена победы: оценка масштабов потерь

Манжикова Дана

творческая работа

Скачать:

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №18 имени Б.Б. Городовикова»

Реферат

Тема Великой Отечественной войны в русской литературе 20 века

Выполнила:

ученица 11 класса

Манжикова Дана

Руководитель:

учитель русского языка

и литературы

Дорджиева А.А.

г. Элиста, 2017

Введение

Давно отгремела Великая Отечественная война. Уже выросли поколения, знающие о ней по рассказам ветеранов, книгам, кинофильмам. Поутихла с годами боль утрат, зарубцевались раны. Давно отстроено, восстановлено разрушенное войной. Но почему наши писатели, поэты обращались и обращаются к тем давним дням? Может быть, память сердца не даёт им покоя…

Война по – прежнему живёт в памяти нашего народа, а не только в художественной литературе. Военная тема поднимает коренные вопросы человеческого бытия. Главным героем военной прозы становится рядовой участник войны, её незаметный труженик. Этот герой был молод, не любил рассуждать о героизме, но честно выполнял свои воинские обязанности и оказывался способным на подвиг не на словах, а на деле.

Тема Великой Отечественной войны одна из главных тем в литературе 20 века. Сколько жизней унесла война, какой ценой была завоевана победа? Читая произведения о Великой Отечественной войне невольно задаешься этими вопросами.

На могиле Неизвестного солдата в Москве высечены слова: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». Книги о войне тоже похожи на памятник погибшим. Они решают одну из проблем воспитания – учат молодое поколение любви к Родине, стойкости в испытаниях, учат высокой нравственности на примере отцов и дедов. Их значение все более возрастает в связи с огромной актуальностью темы войны и мира в наши дни.

Нам, молодому поколению, сегодня очень сложно представить войну, мы знаем о ней только по книжным страницам и воспоминаниям ветеранов, которых с каждым днем становится все меньше и меньше. Но память о войне мы обязаны донести до потомков, донести героизм и стойкость людей, насмерть стоявших за свою отчизну.

  1. Б. Васильев. Повесть «В списках не значился»

До глубины сердца задело чтение повести Б. Васильева «В списках не значился». Брест. Легендарная крепость. Красным отсвечивает гранитная дорожка, ведущая к могиле героев. Об одном из них, Николае Плужникове, рассказал Борис Васильев в романе «В списках не значился».

Счастливый юноша, только что получивший звание лейтенанта вместе с другими выпускниками военного училища. Николай прибыл по назначению в ночь, которая отделила мир от войны. Он не успел встать на учёт, а на рассвете начался бой, который длился для Плужникова непрерывно более 9-ти месяцев. Рассказывая о короткой жизни лейтенанта, которому к моменту смерти исполнилось 20 лет, писатель показывает, как юноша становится героем, а всё его поведение в крепости – подвигом.

Николай – герой не от рождения, ещё будучи курсантом, развил в себе чувство долга и личной ответственности за настоящее и грядущее Родины – качества, без которых подвиг не состоялся бы. В жесточайших условиях войны он вынужден принимать самостоятельные решения, в первую очередь, он думает об опасности, в которой находится Родина, а не о себе. Ведь он мог уйти из крепости, и это не было бы ни дезертирством, ни изменой приказу: он не значился ни в каких списках, он был свободным человеком… В сознании героя укрепляется чувство слитности с другими защитниками крепости, со всем народом, когда он размышляет о смерти Владимира Денщика, спасшего его, и понимает, что он остался в живых только потому, что кто-то погибал за него. Н. Плужников мужественно остаётся на боевом посту солдата до конца. 12 апреля 1942 года, когда шёл уже десятый месяц войны, из крепости раздался хриплый, но торжествующий смех непокорённого. Это Николай салютовал Москве, узнав, что её не смогли взять враги. И в этот же день, он вышел, слепой, обессиленный, седой, чтобы проститься с солнцем. «Крепость не пала; она просто истекла кровью», и Плужников был её последней каплей.

  1. В. Быков. Повесть «Знак беды»

В центре повести В.Быкова “Знак беды” - человек на войне. Не всегда человек идет на войну, она сама порой приходит в его дом, как это случилось с двумя белорусскими стариками, крестьянами Степанидой и Петроком Богатько. Хутор, на котором они живут, оккупирован. В усадьбу являются полицаи, а за ними - и фашисты. Они не показаны В. Быковым жестокими и зверствующими, просто они приходят в чужой дом и располагаются там как хозяева, следуя идее своего фюрера, что всякий, кто не ариец, - не человек, в его доме можно учинить полный разор, а самих обитателей дома - воспринимать как рабочую скотину. И поэтому так неожиданно для них то, что Степанида не готова подчиниться им беспрекослсвно. Не позволить себя унижать - вот исток сопротивления этой немолодой женщины в такой драматической ситуации. Степанида - сильный характер. Человеческое достоинство - вот главное, что движет ее поступками. “За свою трудную жизнь она все-таки познала правду и по крохам обрела свое человеческое достоинство. А тот, кто однажды почувствовал себя человеком, никогда уже не станет скотом”, - так пишет В. Быков о своей героине. При этом писатель не просто рисует нам этот характер, - он размышляет об истоках его формирования.

То, что творилось еще до войны в деревне, стало тем “знаком беды”, о котором говорит Быков. Степанида Богатько, которая “шесть лет, не жалея себя, надрывалась в батрачках”, поверила в новую жизнь, одной из первых записалась в колхоз - недаром ее называют сельской активисткой. Но вскоре она поняла, что нет той правды, которую она искала и ждала, в этой новой жизни. Опасаясь подозрения в потворстве классовому врагу, именно она, Степанида, бросает гневные слова незнакомому мужчине в черной кожанке: “А справедливость не нужна? Вы, умные люди, разве не видите, что делается?” Не раз еще пытается вмешаться Степанида в ход дела, заступиться за арестованного по ложному доносу Левона, отправить Петрока в Минск с прошением к самому председателю ЦИК. И всякий раз ее сопротивление неправде натыкается на глухую стену. Не в силах изменить ситуацию в одиночку, Степанида находит возможность сохранить себя, свое внутреннее чувство справедливости, отойти от того, что творится вокруг: “Делайте что хотите. Но без меня”. Именно в предвоенных годах следует искать источник формирования характера Степаниды, и не в том, что она была колхозницей-активисткой, а в том, что сумела не поддаться всеобщему упоению обманом, пустыми словами о новой жизни, сумела не поддаться страху, сумела сохранить в себе человеческое начало. И в годы войны оно определило ее поведение. В финале повести Степанида погибает, но погибает, не смирившись с судьбой, а сопротивляясь ей до последнего. Один из критиков заметил иронически, что “был велик урон, нанесенный Степанидой армии врага”. Да, видимый материальный урон не велик. Но бесконечно важно другое: Степанида своей гибелью доказывает, что она - человек, а не рабочая скотина, которую можно по корить, унизить, заставить подчиниться. В сопротивлении насилию проявляется та сила характера героини, которая как бы опровергает смерть, показывает читателю, как много может человек, даже если он один, даже если он в безвыходной ситуации.
Рядом со Степанидой Петрок показан как характер если не противоположный ей, то, во всяком случае, совсем иной - не активный, а скорее робкий и мирный, готовый к компромиссу.
Бесконечное терпение Петрока основано на глубоком убеждении, что можно с людьми поговорить добром. И лишь в конце повести этот мирный человек, исчерпав весь запас своего терпения, решается на протест, открытый отпор.
Народная трагедия, показанная в повести В. Быкова “Знак беды”, раскрывает истоки подлинных человеческих характеров.

  1. Ю. Бондарев. Роман «Горячий снег».

Роман « Горячий снег» Ю. Бондарева посвящён событиям под Сталинградом зимой 1942 года. Герои его не просто совершают деяния, Но и осмысливают свои действия. И поэтому роман этот – произведение не только о героизме и мужестве, но и о внутренней красоте нашего современника, победившего фашизм в кровавой войне.

Действие романа происходит в течение одних суток, начиная с того момента, как батарея лейтенанта Дроздовского разместилась на огневых позициях в ста километрах от Сталинграда и вступила в бой с танками немцев, прорывавшимися на выручку к окружённому в городе на Волге фельдмаршалу Паулюсу и его шестой армии, и кончая тем часом, когда батарейцы почти полностью павшие у своих орудий, всё же не пропустили врага. Запоминающимися фигурами на страницах романа являются старший сержант Уханов, наводчики Нечаев и Евстигнеев, старшина Скорик, ездовые Рубин и Сергуненко, санинструктор Зоя Елагина. Всех их свела святая обязанность – защищать Родину.

Ю. Бондарев говорит о том, что к созданию этого произведения его подвигла солдатская память: «Я вспоминал многое, что за протяжённостью лет стал забывать: зиму 1942-го, холод, степь, ледяные траншеи, танковые атаки, бомбёжки, запах гари и горелой брони…»

Заключение

Сохранить память о погибших- это свято. Как высока цена этой победы! Мы не знаем точно, сколько людей погибло за эти четыре года в стране: двадцать миллионов, двадцать семь миллионов, или ещё больше. Но знаем одно: зачинщики войны - это не люди. И чем больше мы будем знать об уроках истории, и о войне в том числе, тем бдительнее будем, тем больше будем ценить мирную жизнь, уважать память павших, быть благодарными тому поколению людей, которые победили врага, дошли до самого его логова. Боль о погибших - это вечная боль нашего народа. И стереть из памяти всё, что было на войне, нельзя, так как "Это нужно не мёртвым, это нужно живым", то есть всем нам, и молодёжи в том числе.

Победа пришла к нам благодаря глубокому патриотизму бойцов. Каждый советский человек понимал, что он не вправе отдать свою Родину во власть врагам.

Я воспринимаю Великую Отечественную войну как большое горе и трагедию миллионов людей. Ведь практически каждый житель России потерял в той войне своих родных и близких. И в то же время, я вижу эту войну как грандиозное торжество патриотизма, любви к Родине. Думаю, каждый боец в то время осознавал нашу правоту и святость долга, лежащего на каждом гражданине страны.

Я глубоко благодарна нашим ветераном за то, что сейчас живу в свободной России. Война-это всегда страшно. Это боль, горе, слезы, мучения, страдания, ненависть.

Как заклинание звучат слова Р. Рождественского:

Люди!
Покуда сердца стучатся,

Помните!
Какой ценой завоевано счастье ,

Пожалуйста, помните!

Список литературы.

  1. Бочаров А.. “Человек и война”.
  2. Борщаговский А.М. Одно сражение и вся жизнь. Москва 1999
  3. Духан Я.С. Великая Отечественная война в прозе 70-80-х годов Ленинград 1982
  4. Журавлева А.А. Писатели прозаики в годы великой Отечественной войны. Москва «Просвещение», 1978
  5. Леонов. “Эпос героизма”.
  6. Литература великого подвига. Великая Отечественная Война в литературе. Выпуск 3 . Москва 1980
  7. Михайлов О. “Верность. Родина и литература”.
  8. Овчаренко А. “Новые герои – новые пути”.

Тема Великой Отечественной войны стала на долгие годы одной из главных тем литературы XX века. Причин тому много. Это и непреходящее осознание тех ничем не восполнимых потерь, которые принесла война, и острота нравственных коллизий, которые возможны лишь в экстремальной ситуации (а события войны это именно такие события), и то, что из советской литературы надолго было изгнано всякое правдивое слово о современности тема войны оставалась порой единственным островком подлинности в потоке надуманной, фальшивой прозы, где все конфликты, согласно указаниям "свыше", должны были отражать борьбу хорошего с лучшим. Но и правда о войне пробивалась нелегко, что-то мешало сказать ее до конца.

Сегодня ясно, что невозможно понять события тех лет, человеческие характеры, если не учитывать, что 1941 году предшествовал страшный 1929 год "великого перелома", когда за ликвидацией "кулачества как класса" не заметили, как ликвидировано было все лучшее в крестьянстве, и 1937 год.

Одной из первых попыток сказать правду о войне стала повесть писателя В.Быкова "Знак беды". Повесть эта стала этапной в творчестве белорусского писателя. Ей предшествовали его произведения о войне, ставшие уже классикой литературы XX века: "Обелиск", "Сотников", "Дожить до рассвета" и другие. После "Знака беды" творчество писателя обретает новое дыхание, углубляется в историзм, прежде всего в таких произведениях, как "В тумане", "Облава".

В центре повести "Знак беды" человек на войне. Не всегда человек идет на войну, она сама порой приходит в его дом, как это случилось с двумя белорусскими стариками, крестьянами Степанидой и Петраком Богатько. Хутор, на котором они живут, оккупирован. В усадьбу являются полицаи, а за ними немцы. Они не показаны В.Быковым как намеренно зверствующие, просто они приходят в чужой дом и располагаются там как хозяева, следуя идее своего фюрера, что всякий, кто не ариец, не человек, в его доме можно учинить полный разор, а самих обитателей дома воспринимать как рабочую скотину. И поэтому так неожиданно для них то, что Степанида не готова подчиниться им беспрекословно. Не позволить себя унижать вот исток сопротивления этой немолодой женщины в такой драматической ситуации. Степанидаа сильный характер. Человеческое достоинство вот главное, что движет ее поступками. "За свою трудную жизнь она все-таки познала правду и по крохам обрела свое человеческое достоинство. А тот, кто однажды почувствовал себя человеком, никогда уже не станет скотом", так пишет В.Быков о своей героине. При этом писатель не просто рисует нам этот характер, он размышляет о его истоках. Необходимо задуматься о смысле названия повести "Знак беды". Это цитата из стихотворения А.Твардовского, написанного в 1945 году: "Перед войной, как будто в знак беды..." То, что творилось еще до войны в деревне, стало тем "знаком беды", о котором пишет В.Быков.

Степанида Богатько, которая "шесть лет, не жалея себя, надрывалась в батрачках", поверила в новую жизнь, одной из первых записалась в колхоз недаром называют ее сельской активисткой. Но вскоре она поняла, что нет той правды, которую она искала и ждала, в этой новой жизни. Когда требуют новых раскулачиваний, опасаясь подозрения в потворстве классовому врагу, именно она, Степанида, бросает гневные слова незнакомому мужчине в черной кожанке: "А справедливость не нужна? Вы, умные люди, разве не видите, что делается?" Не раз еще пытается вмешаться Степанида в ход дела, заступиться за арестованного по ложному доносу Левона, отправить Петрока в Минск с прошением к самому председателю ЦИК. И всякий раз ее сопротивление неправде натыкается на глухую стену. Не в силах изменить ситуацию в одиночку, Степанида находит возможность сохранить себя, свое внутреннее чувство справедливости, отойти от того, что творится вокруг: "Делайте что хотите. Но без меня". В предвоенных годах источник характера Степаниды, и не в том, что она была колхозницей-активисткой, а в том, что сумела не поддаться всеобщему упоению обманом, словами о новой жизни, страху, сумела пойти за собой, за своим врожденным чувством правды и сохранить в себе человеческое начало. И в годы войны оно определило ее поведение. В финале повести Степанида погибает, но погибает, не смирившись с судьбой, сопротивляется ей до последнего. Один из критиков заметил иронически, что "был велик урон, нанесенный Степанидой армии врага". Да, видимый материальный урон не велик. Но бесконечно важно другое: Степанида своей гибелью доказывает, что она человек, а не рабочая скотина, которую можно покорить, унизить, заставить подчиниться. В сопротивлении насилию проявляется та сила характера героини, которая как бы опровергает смерть, показывает читателю, как много может человек, даже если он один, даже если он в безвыходной ситуации.

Рядом со Степанвдой Петрок показан как характер если не противоположный ей, то, во всяком случае, совсем иной, не активный, а скорее робкий и мирный, готовый пойти на компромисс.

Бесконечное терпение Петрока основано на глубоком убеждении, что можно с людьми поговорить добром. И лишь в конце повести этот мирный человек, исчерпав весь запас своего терпения, решается на протест, открытый отпор. Насилие побудило его к непокорности. Такие глубины души раскрывает необычная, экстремальная ситуация в этом человеке. Народная трагедия, показанная в повести В.Быкова "Знак беды", раскрывает истоки подлинных человеческих характеров.

Тема Великой Отечественной войны

Тема Великой Отечественной войны стала на долгие годы одной из главных тем литературы XX века. Причин тому много. Это и непреходящее осознание тех ничем не восполнимых потерь, которые принесла война, и острота нравственных коллизий, которые возможны лишь в экстремальной ситуации (а события войны это именно такие события), и то, что из советской литературы надолго было изгнано всякое правдивое слово о современности тема войны оставалась порой единственным островком подлинности в потоке надуманной, фальшивой прозы, где все конфликты, согласно указаниям "свыше", должны были отражать борьбу хорошего с лучшим. Но и правда о войне пробивалась нелегко, что-то мешало сказать ее до конца.

Сегодня ясно, что невозможно понять события тех лет, человеческие характеры, если не учитывать, что 1941 году предшествовал страшный 1929 год "великого перелома", когда за ликвидацией "кулачества как класса" не заметили, как ликвидировано было все лучшее в крестьянстве, и 1937 год.

Одной из первых попыток сказать правду о войне стала повесть писателя В.Быкова "Знак беды". Повесть эта стала этапной в творчестве белорусского писателя. Ей предшествовали его произведения о войне, ставшие уже классикой литературы XX века: "Обелиск", "Сотников", "Дожить до рассвета" и другие. После "Знака беды" творчество писателя обретает новое дыхание, углубляется в историзм, прежде всего в таких произведениях, как "В тумане", "Облава".

В центре повести "Знак беды" человек на войне. Не всегда человек идет на войну, она сама порой приходит в его дом, как это случилось с двумя белорусскими стариками, крестьянами Степанидой и Петраком Богатько. Хутор, на котором они живут, оккупирован. В усадьбу являются полицаи, а за ними немцы. Они не показаны В.Быковым как намеренно зверствующие, просто они приходят в чужой дом и располагаются там как хозяева, следуя идее своего фюрера, что всякий, кто не ариец, не человек, в его доме можно учинить полный разор, а самих обитателей дома воспринимать как рабочую скотину. И поэтому так неожиданно для них то, что Степанида не готова подчиниться им беспрекословно. Не позволить себя унижать вот исток сопротивления этой немолодой женщины в такой драматической ситуации. Степанидаа сильный характер. Человеческое достоинство вот главное, что движет ее поступками. "За свою трудную жизнь она все-таки познала правду и по крохам обрела свое человеческое достоинство. А тот, кто однажды почувствовал себя человеком, никогда уже не станет скотом", так пишет В.Быков о своей героине. При этом писатель не просто рисует нам этот характер, он размышляет о его истоках. Необходимо задуматься о смысле названия повести "Знак беды". Это цитата из стихотворения А.Твардовского, написанного в 1945 году: "Перед войной, как будто в знак беды..." То, что творилось еще до войны в деревне, стало тем "знаком беды", о котором пишет В.Быков.

Степанида Богатько, которая "шесть лет, не жалея себя, надрывалась в батрачках", поверила в новую жизнь, одной из первых записалась в колхоз недаром называют ее сельской активисткой. Но вскоре она поняла, что нет той правды, которую она искала и ждала, в этой новой жизни. Когда требуют новых раскулачиваний, опасаясь подозрения в потворстве классовому врагу, именно она, Степанида, бросает гневные слова незнакомому мужчине в черной кожанке: "А справедливость не нужна? Вы, умные люди, разве не видите, что делается?" Не раз еще пытается вмешаться Степанида в ход дела, заступиться за арестованного по ложному доносу Левона, отправить Петрока в Минск с прошением к самому председателю ЦИК. И всякий раз ее сопротивление неправде натыкается на глухую стену. Не в силах изменить ситуацию в одиночку, Степанида находит возможность сохранить себя, свое внутреннее чувство справедливости, отойти от того, что творится вокруг: "Делайте что хотите. Но без меня". В предвоенных годах источник характера Степаниды, и не в том, что она была колхозницей-активисткой, а в том, что сумела не поддаться всеобщему упоению обманом, словами о новой жизни, страху, сумела пойти за собой, за своим врожденным чувством правды и сохранить в себе человеческое начало. И в годы войны оно определило ее поведение. В финале повести Степанида погибает, но погибает, не смирившись с судьбой, сопротивляется ей до последнего. Один из критиков заметил иронически, что "был велик урон, нанесенный Степанидой армии врага". Да, видимый материальный урон не велик. Но бесконечно важно другое: Степанида своей гибелью доказывает, что она человек, а не рабочая скотина, которую можно покорить, унизить, заставить подчиниться. В сопротивлении насилию проявляется та сила характера героини, которая как бы опровергает смерть, показывает читателю, как много может человек, даже если он один, даже если он в безвыходной ситуации.

Рядом со Степанвдой Петрок показан как характер если не противоположный ей, то, во всяком случае, совсем иной, не активный, а скорее робкий и мирный, готовый пойти на компромисс.

Бесконечное терпение Петрока основано на глубоком убеждении, что можно с людьми поговорить добром. И лишь в конце повести этот мирный человек, исчерпав весь запас своего терпения, решается на протест, открытый отпор. Насилие побудило его к непокорности. Такие глубины души раскрывает необычная, экстремальная ситуация в этом человеке. Народная трагедия, показанная в повести В.Быкова "Знак беды", раскрывает истоки подлинных человеческих характеров.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://sochinenia1.narod.ru/

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса