Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Театральная афиша - отзывы о спектакле. Спектакль «Калигула Калигула спектакль сюжет

Смотрели 23 декабря 2016 года премьеру этого спектакля,которая произвела сильнейшее впечатление. Одиозный римский император, правление которого осталось в памяти как кровавая тирания с ужасающими своей бесчеловечностью и жестокостью деяниями, предстал в спектакле фигурой трагической и даже, в некоторой степени, жертвенной. При этом "Калигула" отнюдь не стал спектаклем, оправдывающим преступления этого чудовища и душегуба, говорящего у Камю: "Более всего я восхищаюсь собственной бесчувственностью", но стал высокохудожественной попыткой разобраться в природе возникновения человеческой жестокости, ещё более страшной от того, что ей сопутствует неограниченная власть над другими людьми и она сопровождается сознательным попиранием моральных норм и сакрализацией своих злодеяний. Подвергшийся в юности психологическому и, можно сказать, физическому насилию, будущий император не превратился в сломленное и забитое существо, не помышляющее о жизненном реванше, но сам стал правителем великой Римской империи и тираном. Спектакль показывает, как случившаяся любовная трагедия ломает хрупкое равновесие между светлой и тёмной сторонами его личности, после чего и начинается его необратимый путь в бездну. Что же питало Калигулу в его постепенной личностной деградации и обесчеловечивании? Что давало возможность безнаказанно совершать свои вопиющие злодейства? Ответ на этот вопрос также звучит в спектакле: гипнотизирующая демоническая харизма сильной личности и страх. Страх окружающих его людей - знатных патрициев, высоких военачальников за собственную жизнь и желание любой ценой сохранить её и своё положение в обществе, даже заплатив за это жизнями своих близких. Как тут не вспомнить булгаковское: "трусость, несомненно, один из самых страшных пороков"...
И вот всё это было рассказано в спектакле, являющемся по жанру пластической драмой, без единого слова. Все сюжетные линии, хроника происходящих событий, характеры персонажей - всё без слов. Чувства, душевное состояние, желания и мысли были переданы актёрами пластически, жестами (в спектакле используется даже язык жестов, на нём произносятся фразы из пьесы Камю), выражением глаз и мимикой и всё это воспринималось и было "услышано" как визуально, так и на эмоциональном уровне. Фантастическое владение телом - главным инструментом в этом спектакле, великолепную физическую форму и глубокий психологизм образа явил нам молодой, талантливый и красивый актёр Губернского театра Илья Малаков. Зная Илью по разным спектаклям, очень хотелось увидеть его в роли Калигулы. И его Калигула восхитил и поразил, подобно хамелеону, каждый раз он предстаёт пугающе иным в зависимости от ситуаций и людей рядом с ним - будь то сестра и возлюбленная Друзилла (актриса Катерина Шпица), жена Цезония, сила любви которой такова, что она оправдывает и поддерживает Калигулу во всём (прима-балерина Большого театра Мария Александрова), друг юности поэт Сципион, безуспешно пытающийся достучаться до голоса разума и души Калигулы (Антон Соколов), верный соратник императора Геликон (Дмитрий Карташов), осмелившийся на противостояние и возглавивший заговор Херея Кассий (Сергей Сафронов).
"Калигула" - безумно красивый спектакль. Это красота и отточенность фраз, а именно так воспринимаются пластические монологи и диалоги героев. Это красота физическая - в спектакле в полной мере отражён античный культ красоты сильного и здорового тела. Это и красота сценографии - оригинальные и строгие декорации оттеняет роскошь костюмов и головных уборов персонажей. В спектакле звучит потрясающая музыка, раскрывающая смысл увиденного и "услышанного", усиливающая накал пластическо-драматических сцен и задающая ритм происходящему.
Из наиболее ярких моментов хотелось бы выделить сцену с чёрными лентами - вырванными Калигулой языками подданных; огромные ЛУны - белые шары со скорбными человеческими лицами как символы обладания невозможным; сцена варварского пира с надругательством над женой Муция (в её роли Зоя Бербер); выход Цезонии и Калигулы в разыгрываемом представлении; убийство Калигулой своего предшественника императора Тиберия (Григорий Фирсов). Даже самые ужасные из этих сцен невозможно прекрасны в их хореографическом воплощении.
Немного неожиданный, отличающийся от того, что в пьесе, финал спектакля застал врасплох. Сцена гибели Калигулы, окончательно лишившегося человеческого облика и превратившегося в подобие какой-то извивающейся гадины, предстала лаконичной, эффектной и жуткой, а внезапно накрывшая зал темнота вызвала невольный испуганный возглас. Все зрители замерли и несколько мгновений стояла напряжённая звенящая тишина, которую затем разорвали аплодисменты и крики "браво"......
Один из персонажей пьесы Камю говорит о Калигуле: "Он имеет неоспоримое влияние. Он вынуждает думать". То же самое можно сказать и о спектакле "Калигула": поражающий визуально, он при этом заставляет задуматься над многими вопросами, например, о природе жестокости, порочности и вседозволенности одних людей и рабской психологии других, о человеческих страхах и парадоксах любви, метаморфозах личности и о том, что происходит, когда человек теряет Бога в своей душе и отвернувшись от света, обращается к тьме.
Я благодарю за этот невероятный спектакль и поздравляю с триумфальной премьерой режиссёра-хореографа Сергея Землянского, Илью Малакова, сценографа и художника по костюмам Максима Обрезкова, всех создателей "Калигулы", всех актёров и, конечно, художественного руководителя Губернского театра Сергея Безрукова. СПАСИБО ВАМ! И счастливого творческого пути "Калигуле" - прозвучавшему во всю мощь спектаклю без слов, подарившему море впечатлений и эмоций!

Спектакль поставлен в жанре «пластической драмы». При этом создание художественных образов происходит не только с помощью пластики тела и ярких музыкальных акцентов, но и с использованием характерных танцевальных элементов, музыки, сценографии, визуальных эффектов. В основе постановки Сергея Землянского – не только сюжет одноименной пьесы Альбера Камю, но и исторические материалы, сюжеты художественных произведений других авторов.

Сергей Землянский создает пластические спектакли с драматическими артистами и по сути является основателем нового направления в драматическом театре – «пластической драмы». Это направление появилось на стыке трех театральных жанров: драматического спектакля, танцевального театра и выразительных эмоций пантомимы. Основой стиля wordless, как обозначает его сам режиссер, стало создание художественного образа не только с помощью пластики тела и ярких музыкальных акцентов, но и с использованием характерных танцевальных элементов. Спектакли Сергея Землянского отличаются огромной экспрессией, гротеском в подаче образов персонажей, использованием визуальных и музыкальных эффектов. Создавая пластические спектакли с драматическими артистами, он считает, что «ничто не может раскрыть и передать все грани и закоулки сложной человеческой души так точно и сильно, как язык тела».

Ценность нового стиля «Пластическая драма» заключается в том, что в нём происходит перевод драматических произведений на язык, понятный в любой стране мира. Ведь эмоции понятны всем. Остается только самый глубокий смысл, очищенный от ложности слов. Лишая драматического актера самых важных его инструментов - текста и голоса, Землянский находит новые инструменты выражения. Ему на помощь приходит музыка, сценография, визуальные эффекты.

Эта работа режиссера-хореографа станет второй совместной работой с труппой Губернского театра: совсем недавно состоялась премьера спектакля Анны Горушкиной по пьесе Артура Миллера «Вид с моста», где СергейЗемлянский выступил в качестве режиссера по пластике.

Кроме того, «Калигула» продолжит развивать направление, избранное Московским Губернским театром, – быть «театром, доступным для всех». В его репертуареуже идут спектакли с услугой тифлокомментирования, доступные для слабовидящих зрителей. А в «Калигуле» помимо драматических артистов будут заняты слабослышащие актеры.

Сергей Землянский : «Идея поставить “Калигулу” возникла уже давно. Сама историческая персона Гая Юлия Цезаря до сих пор продолжает жить, перерождаясь из века в век в литературе, кино и театральных постановках. Мы будем работать в уже традиционной для нас невербальной манере, лишив героев “слов”. В спектакле примут участие слабослышащие артисты. Нам кажется интересным использовать привычный для них язык жестов, которому будет предана художественная форма. Эта совместная философия сделает работу еще многогранней!

В основе постановки – не только сюжет одноименной пьесы Альбера Камю, но и исторические материалы, сюжеты художественных произведений других авторов. Мы не хотим ограничиваться одной историей. Нам интересно фантазировать, сочинять спектакль вместе с актерами, создавая мир героя, причины его поступков и желаний. Нас не интересует, кто хороший, а кто плохой. Мы исследуем причины того, что именно делает человека жестоким и почему люди до сих пор жаждут именно таких правителей. Что порождает страх и желание подчиняться? Проклятье это или единственная форма существования?»

Сергей Безруков , художественный руководитель

«Возможно, выбор этого материала для постановки в наше время вызовет удивление. Казалось бы, что нам в истории римского императора Гая Юлия Цезаря по прозвищу Калигула? Классический вопрос – что нам Гекуба? Но ведь нет ничего важнее и интереснее, чем исследовать природу человека, его страсти, взлеты, падения, – “жизнь человеческого духа”, о которой говорил Станиславский. Как из ранимого юноши вырастает тиран, о жестокости которого ходили легенды, что с ним происходит? Сергей Землянский – талантливый режиссер со своим необычным театральным языком, и, думаю, для наших актеров поработать с ним, попробовать себя в новом жанре – очень полезный опыт».

Режиссер-хореограф – Сергей Землянский
Сценография и костюмы – Максим Обрезков
Композитор – Павел Акимкин
Автор либретто – Владимир Моташнёв
Художник по свету – Александр Сиваев
Ассистент хореографа – Дмитрий Акимов
В главных ролях: Илья Малаков, Станислав Бондаренко, народная артистка РФ Мария Александрова, Мария Богданович (балерина Большого театра), Катерина Шпица,Зоя Бербер,Вера Шпак и другие.

Адрес: М. Кузьминки, Волгоградский проспект, 121

Альбер Камю. Калигула Пьеса в четырех действиях

Действие происходит во дворце Калигулы. Все во дворце кого то ищут. Патриции озабочены. Выясняется, что уже несколько дней все ищут Калигулу, который куда то ушел после личной драмы. Страж сообщает, что Калигулу видели в саду. Все выходят, Калигула заходит. Он грязный, с отчужденным взглядом. Вошедшему Геликону он объясняет, что хотел луну, и с этого времени все изменяется, он станет логичным. Позже он повторяет это Цезонии, приближенной девушке. Он сообщает о своем первом указе по наполнению казны. Он приказывает всех казнить без списка, отбирая средства в пользу государства и так наполнить казну. На упреки управителя и Цезонии, Калигула отвечает, что лишь хочет сделать невозможное возможным. Он требует привести виновных, бьет в гонг, и требует все изменить. Это пугает всех вокруг.

Спустя три года, патриции также общаются во дворе, выговаривая свое недовольство Калигулой. Вот уже три года он наводит страх на все окружение, и на всю страну. Он многих казнил, в том числе и родственников патрициев. Также всех оскорбляет и унижает. Они соглашаются, что продолжать терпеть такое поведение невыносимо, но в то же время не решаются что то предпринять для изменения ситуации. Особенно недовольны патриции Муций и Керея. Они готовы мстить. Входит Калигула с Цезонией и Геликоном, которые стали его приближенными. Он требует сенаторов накрыть стол, и заметив замешательство, угрожает наказанием. Сенаторы накрывают. За обедом Калигула напоминает одному из патрициев, как убил его сына, другому, как казнил его родителей. Потом на время выходит из зала с женой Муция. Все это делает весело, с подергиванием патрициев, которые не могут ничего возразить. После всего он заставляет их смеяться и плясать, что они и делают. Выясняется, что Калигула пишет литературное произведение. Все уходят, с Калигулой остается один Мерея. Он пьет что то из флакона, и Калигула обвиняет его в том, что это противоядия, после чего заставляет выпить яд. После смерти Мерея выясняется, что он пил лекарство, что и пытался объяснить. Но это уже не имеет значения. После этого Калигула общается с Сципионом, поэтом. Расспрашивает его о последнем произведении. Они находят, что у них есть что то общее.

Третье действие начинается с балаганного представления. В зале патриции, на сцене Калигула, изображающий богов. От требует от зрителей повторять за ним прошения, хвалебную речь. Все выражают восторг и уходят. Только Сципион упрекает его в богохульстве, но Калигула не меняет своего мнения и поведения. Позже Калигула дает Геликону задание принести луну, и тот соглашается его выполнить. Старый патриций убеждает Калигулу, что против того готовится заговор, но Калигула делает вид, что убежден в обратном, ведь патриций не стал бы предавать своих друзей. И только Керея открыто говорит Калигуле о своих мыслях и планах, в том числе и о готовящемся покушении, тем не менее уходит из дворца невредимым.

Керея уговаривает принять участие в заговоре и Сципиона, но тот колеблется и не решается поддерживать бунт. На сцену выходят стражники, и испуганные патриции думают, что заговор раскрыт, и им не миновать пыток. На самом деле Цезония приглашает всех на встречу с прекрасным. И сообщает, что Калигуле плохо, на что один из патрициев произносит речь к Юпитеру о готовности умереть вместо Калигулы. Появившийся здоровый Калигула сообщает, что ему уже лучше, благодарит патриция за любовь и приказывает увести его на казнь. После этого Цезония сообщает, что день посвящен искусству. Будет турнир поэтов. Десять из них должны за минуту написать стихотворение про смерть. Победителей ждут призы. В жюри Калигула. Он слушает только первую фразу и прерывает всех поэтов. Только Сципион заставляет его задуматься. Всех остальных он выгоняет, заставив вылизать таблички с написанными стихами. После чего остается наедине с Цезонией. Они разговаривают о любви и об участи, которую выбрал Калигула. В конце разговора он душит Цезонию. Во взгляде Калигулы видно безумие, он произносит монолог о своем внутреннем состоянии, стоя перед зеркалом. Слышен шум, появляется Геликон, которого убивают зашедшие заговорщики. Калигула разбивает зеркало и безумно смеется. Заговорщики бьют его ножом, а он кричит, что еще жив.

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 31 декабря 2019 года, заявку можно подать с 16 марта по 1 июня 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Фотографии

Описание

История создания

Идея создания пьесы об императоре-тиране Калигуле пришли к Альберу Камю в 1937 году. В основу произведения был положен труд римского историка Светония, которым зачитывался писатель. По воспоминаниям современников, Камю был глубоко очарован сложной и неординарной личностью кровожадного императора. В своем произведении он не претендовал на историческую достоверность. Камю ставил перед собой цель осветить проблему бурного метафизического протеста Калигулы. Использовав реплики, которые Калигула произносил в действительности, Камю придает им несколько иной смысл, более глубокий и с философским подтекстом.

Первая редакция пьесы была завершена в 1939 году. Далее последовал еще ряд правок. С каждой новой редакцией личность главного героя становилась все сложнее и многограннее. Незадолго до того, как произведение было готово к публикации, началась Вторая Мировая война. Это помешало «Калигуле» увидеть мир. В самый разгар войны Камю создал очередную и последнюю редакцию пьесы. Кроме внесенных в сюжет правок, Камю дополнил произведение примечаниями, касающимися декораций.

Премьерный показ «Калигулы» состоялся в 1945 году в Париже. Зрители прониклись постановкой. Многие связывали образ Калигулы с Гитлером, однако, сам автор не ставил своей целью провести исторические параллели.

Особенности постановки

Идея поставить Калигулу на сцене «Современника» вынашивалась на протяжении почти восьми лет. Она пришла к литовскому режиссеру Эймунтасу Някрошюсу в процессе репетиции другого великолепного спектакля — «Вишневого сада», в котором Евгений Миронов превосходно сыграл Лопахина.

При постановке «Калигулы» разные режиссеры по-разному трактуют мотивацию Калигулы. По версии Някрошюса, жестокость императора проистекает из его неординарной жизненной философии, из отчаянных попыток вернуть устойчивость своему опасно пошатнувшемуся миру.

Сюжет спектакля

Калигула — молодой император. Его переполняет вера в собственное могущество и наслаждение жизнью во всех ее проявлениях. Но однажды его картина мира разбивается вдребезги: умирает сначала его сестра, а потом и возлюбленная. Похоронив людей, что были ему ближе всех, Калигула преображается. Его мыслями овладевает доведенная до абсурда идея об избавлении от привязанностей. Когда патриции находят Калигулу в саду после нескольких дней отсутствия, он заявляет им, что отныне все изменится.

Планомерно и жестоко он лишает своих придворных сначала их состояния, потом достоинства, любимых людей и, в конце концов, жизни. Все это он проделывает с полным отсутствием какого-либо сочувствия. Его действия лишены театральности и надрыва. Он последователен и спокоен, отдавая приказ казнить кого-нибудь из патрициев. Придворные, в свою очередь, с рабской покорностью сносят все выходки императора, осуждая его между собой, но замолкая, стоит тирану появиться. Когда он заставляет их плясать и смеяться, они выполняют его указания, невзирая на то, что еще недавно он изнасиловал жену одного из них, убил сына другого…

Вскоре старый патриций рассказывает Калигуле, что против него готовится заговор. Некоторые из придворных доведены до крайней точки и не намерены больше терпеть издевательства. Как ни странно, даже это не вызывает у императора особых эмоций. Даже когда Керея посвящает Калигулу в свои планы по покушению на его жизнь, он дает ему уйти невредимым.

В спектакле задействованы

  • Евгений Миронов
  • Геликон: Игорь Гордин
  • Цезония: Мария Миронова
  • Керея: Александр Горелов
  • Муций: Алексей Кизенков
  • Сципион: Евгений Ткачук, Кирилл Быркин

Спектакль «Калигула» является лауреатом нескольких театральных премий и участником гастролей по городам России. «Калигулу» Някрошюса неоднократно показывали на международных фестивалях, в числе которых «Вилла Адриана» в Италии. Не пропустите этот великолепный спектакль. Купить билет на «Калигулу» по самым низким ценам вы можете на нашем сайте. Здесь вы найдете не только возможность оплатить покупку любым удобным для вас способом, но и подробное расписание, наиболее полную информацию о спектакле, качественный сервис и своевременную информационную поддержку.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса