Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Татары в исламе. История татар

На вопрос а татары к какой религии относятся??? заданный автором Wild Angel лучший ответ это Предки татар – булгары (населявшие Волжскую Булгарию) приняли Ислам в 922 году. Войдя в состав России часть татар, приняла Христианство, и эту группу татар принявших христианство часто объединяют в отдельный этнос – кряшены.
.
Оракул
(74253)
Это совершенно не противоречит нормам Ислама, и христианства.
Супруги могут быть разного вероисповедания.

Ответ от Ермек Кундаков [гуру]
ислам с 10 века.


Ответ от Ирина [гуру]
в основном- мусульмане

а так: встречала разных-)


Ответ от Пользователь удален [гуру]
Они не "относятся". Больше всего мусульман, значительно меньше православных, есть и другие конфессии, но очень мало.


Ответ от Илья Муромец [гуру]
К татарской диаспоре (((


Ответ от Андрей Пяртман [гуру]
Традиционная религия татар - ислам суннитского толка, за исключением небольшой группы христиан-кряшен, которые были обращены в православие в XVI-XVIII вв.


Ответ от Art Sool . [гуру]
были до 8 века язычниками кланялись духам и божкам всяким, потом ислам их заставили принять под страхом смерти.

Первым тюркским государством, принявшим ислам, был Хазарский каганат. В 737 году арабский полководец Марван разгромил хазарскую армию и был достигнут мир, условием которого было принятие ислама каганатом и его окружением. После этого ислам очень быстро начал распространяться среди населения этого государства. Еще в 650 году со смертью Кубрата перестала существовать Великая Азовская Болгария, которая затем в 651 году вошла в новообразованный Хазарский каганат. Волею судьбы булгары приняли ислам. Когда в 790 году к власти пришел Каган, исповедующий иудаизм, многие мусульмане начали покидать страну. В это время и начали переселяться в Среднее Поволжье тюркские племена, среди которых преобладали булгары. Объединившись с местными тюркскими и угро-финскими племенами, булгары в IX веке создали Волжскую Булгарию, которая все еще находилась в подчинении Хазарского каганата. Но в конце IX - начале Х века Каганат начинает ослабевать. Чтобы продемонстрировать свою независимость, в 922 году Волжская Булгария официально принимает ислам.
После разгрома Золотой Орды Тамерланом в конце XIV века Улуг Улус настолько ослабевает, что в 40-х годах XV века перестает существовать. На его обломках создаются татарские ханства, среди которых самыми выдающимися были Казанское и Крымское. Во всех татарских ханствах ислам стал государственной религией.
В 1552 - 1556 годах Казанское ханство было завоевано Москвой. Российское государство проводило по отношению к татарам насильственную христианизацию, особенно в Поволжье. Однако, убедившись в бесплодности подобной политики, Российское государство было вынуждено признать ислам. В 1788 году создается Духовное управление мусульман - муфтият, первым муфтием которого стал Му-хаммеджан Хусаинов.
Как видим, принятие ислама татарами началось в VIII веке и завершилось в XIV - XVI веках....


Ответ от Отто [новичек]
Любая религия не верна по определению. Религии создаются для разделения и манипуляции населением.


Ответ от Мидвед Блаженный [гуру]
Свидетели Похуизма.


Ответ от Ёашин ПАПА [гуру]
К религии относятся не по национальности. а по вере. Бог дал людям свободу. И человек любой национальности может быть любой веры. Многие считают. раз татарин, значит мусульманин. Это стереотип мышления. Бог даровал русским Православие еще 1000 лет назад и Слава Богу. Кстати многие татары приняли Православие и еще раз Слава Богу, что привел к истине!


Ответ от Заяц [гуру]
чакчакци


Ответ от Мустафа Мустафа [гуру]

Новости из России

25.01.2015

I. Русские мусульмане.

Мусульмане - это шестая часть того человеческого массива, что зовется русским народом, это каждый шестой в армии и в тылу и потому в дни, когда перестраивается российская государственность, когда отпадают все ограничения, роль тридцати миллионов мусульман может быть очень значительной, ибо может повлиять на то или иное разрешение наших исторических задач.

Поэтому мы считаем своевременным ознакомление русского общества с настроениями, желаниями и политическими воззрениями мусульман.

Мусульмане не народ, а много народов, связанных одной религией и одной восточной культурой, полученной ими вместе с религией с Востока, из Аравии и потому мусульманство в самом себе осуществило братство народов, скрепленных общей идеей.


Мусульманство это Восток, тот Восток, чья печать легла и на памятники русской старины, - взгляните на куполы - тюрбаны Василия Блаженного, на портреты Годунова и Иоанна Грозного, этого сурового хана в тюбетейке, вспомните, что доселе существуют на Москве Яуза и Балчуг, - и вы поймете, что связь России с татарством - не случайность и не каприз истории.

- "Татары на Руси!" - из конца в конец передавалась грозная весть по всей Руси, повергая в страх и уныние удельных князей. Татары впервые пришли с Батыем в 1238 году и многие из них остались тогда на Руси в качестве воинов, охранников княжеской казны. Затем, татарские нашествия повторялись часто, и жестокие завоеватели всякий раз огнем и мечом расписывались в посещении матери городов русских.

Брал Москву хан Чанибек (Джанибек - прим. ред.). Железный Хромец, хан Тимур (Амир Тимур - прим. ред.), пощадил Москву и под страхом смерти запретил своим воинам вход в столицу. Щадили Русь и хан Едигей, и Сафа-Бей, и только Девлет-Гирей, при Иоанне Грозном, мстя за убитых Грозным послов, сжег Москву.

Во весь этот период татары не раз бывали и союзниками того или иного удельного княжества и, как вольные кочевые воины по профессии, придирались ко всякому случаю, чтобы повоевать, пользуясь вечными войнами между собой враждовавших удельных князей.

Татары привили русским свою боевую организацию, заразили их духом завоевательного авантюризма и сами были разбиты, покорены и поглощены разросшимся государством российским.

Покоренные ханские народы исчезли, претворились, иные обрусели, но народы остались и в течение веков восприняли русскую государственную культуру, сохранили веру отцов и духовную культуру Востока.

Все тюркские народности, входящие в состав русского государства, объединяются под общим стягом русского мусульманства, считая мусульманство не как религию, а как культурную дисциплину, сведшую воедино родственные по духу племена.

Сотни лет, проведенных в мирной работе бок-о-бок с татарами, научили русских верить и уважать братьев - мусульман.

Ханы воевали с царями, но нынче нет ханов, нет царей, есть народы, есть союз российских народов - и среди них мусульмане.

Вместе с русским народом несли они все тяготы подъяремного существования, претерпев все удары, нанесенные подвластным народам беспутной романовщиной.

У мусульман были отняты богатейшие земли в Сибири, Казани, в Поволжье, на Кавказе и в Закавказье, в Крыму и Туркестане. Огромные имения Романовых, все эти удельные и кабинетские имения, - миллионы десятин награбленной земли, ныне составят народный земельный фонд.

Мусульман преследовали за их происхождение их веру и обычаи - все же мусульманские массы были самыми лояльными и служили интересам России, часто поступаясь всем дорогим и никогда изменяя русскому народу.

Русское правительство платило за верность подлостью: закрывало школы, просветительные учреждения, душило всякие проявления самосознания и сделало то, что лояльное мусульманство слилось с русским народом и вместе с ним отреклось от режима предательства и торговли совестью.

II. Религия и быт.

Религия мусульман, Ислам, или магометанство (по имени основателя религии и Пророка ее Магомета), является не только идеалистическим учением, но сводом законов, предусматривающих все почти бытовые явления и обслуживающих самые разнообразные стороны жизни. Сюда входят, обычное право (адат), свод церковных постановлений (шариат), основы военной и гражданской организации и многое иное.

Татары религиозны, трезвы и очень трудолюбивы. Быт татарской деревни мало отличается от русской: то же примитивное ведение хозяйства, та же печать безземелья и забитости, но нет кабаков, нет грязи, татары чистоплотны, - и грамотность обязательна для детей обоего пола. Посещать татарскую школу имеет право всякий, независимо от возраста и положения. Школы, медресе и мектебе главным образом давали доселе элементарное образование: чтение, письмо, основы Корана и толкования его.

Русские школы "министерского" типа давали очень мало, а учреждать школы иных типов правительство не разрешало.

Татары, тем не менее, упорно стремились к свету, боролись за право учиться и на этой почве их история - история гонений и кар.

Долгое время единственными, относительно просвещенными людьми, в татарской деревне были исключительно духовники, то есть муллы и имамы. Они были в народе, они учили народ тому немногому, что знали сами и стояли на страже религии.

У мусульманства нет "духовенства" в христианском смысле, нет такого сословия. Муллой может быть всякий мусульманин, и сын муллы ничем не отличается от сына земледельца или ремесленника. Религия и быт, тесно связаны между собой и этим, быть может, объясняются устойчивость и нравственные качества мусульманства.

Живут мусульмане в добрососедских отношениях со своими соседями, и никакой вражды к народностям иных исповеданий не проявляют. Отдельные трагические недоразумения, вроде армяно-татарских столкновений в Закавказье, объясняются отчасти некультурностью туземного населения, отчасти экономическими условиями, но, главным образом, злостной провокацией старого царского правительства, его ставленников и прислужников.

Доселе у европейцев существовало глубокое убеждение в том, что Ислам, как религия, является тормозом, затрудняющим мусульманству приобщение к культуре. Это верно постольку, поскольку, вообще, консервативна всякая религия.

Учение Ислама, по существу, эластично и, по духу глубоко демократично. Республиканские общины существовали у древних арабов, управлявшихся выборными шейхами. Древний калифат являлся республикой, где президентом был калиф, а хозяином страны оставался народ, без труда низлагавший калифов. Ислам и сопредельная с ним арабо-турецкая культура не знают аристократии, как касты; ни у арабов, ни у турок не было и нет привилегированных сословий: ни дворян, ни князей, ни духовенства.

Ислам покровительствовал наукам, литературе, искусствам, и в эпоху мавританского расцвета искусства и науки достигли пределов высокого развития.

Ни в Коране, ни в иных писаных книгах законов нет никакой тенденции против культуры, и всякие политические и общественные реформы с точки зрения Ислама могут быть только приветствуемы.

Всякие ссылки на нетерпимость Ислама в связи с указаниями на косность отдельных племен не выдерживают серьезной критики, ибо косность эта не от Ислама, а от империалистической крепостнической политики народов, среди которых живут мусульмане.

Русский крестьянин не знаком с Исламом, тем не менее, в массе он стоит не выше любого татарина. И того, и другого держала в чулане невежества царская власть.

III. Земля и воля.

Кто хочет изучить историю русского мусульманства за последние два века, тот может сделать это, не заглядывая в Россию. Достаточно побывать в Персии и Турции, достаточно проехать по Анатолийской железной дороге от Константинополя до Конии и вы увидите историю двух векового гонения и изучите земельный вопрос русского мусульманства лучше, чем по любым документам.

На утопающем в зелени, глядящемся в лазурное зеркало Босфора, вокзале Гайдар-Паша, среди живописной толпы, бродят унылые, изможденные оборванцы в бараньих шапках. За гроши сносят багаж и груз и вновь стоят у стен угрюмые и голодные. Это - "урус-мухаджиры", беженцы из России, крымские татары.

Крымцы трижды бежали массами в Турцию. Впервые, в дни присоединения Крыма к России, когда Екатерина II единым мановением руки "пожаловала" своим фаворитам Потемкину, Булгакову, Зубову, Зотову и красавцам - фанариотам Качиони, Ревелиоти и другим сотни тысяч десятин земли. "Бери столько, сколько видит глаз, сказала царица греку Качиони, и тот, взобравшись на Чатырдаг, указал рукой на белевший вдали Карасу-базар, и получил около ста тысяч десятин. Царица изволила смеяться, а о татарах не тужила, написав о них Потемкину буквально следующее:

"Так как оные татары не дворяне, то и собственных земель иметь не могут".

"Оные татары", превратившись в нищих, в 1791 году, в количестве около ста тысяч, направились в Турцию.

Цветущий край, густо заселенный, с образцовыми садами, пастбищами, шелководными, пасечными и молочными хозяйствами превратился в пустыню. "Государственные крестьяне", которыми новые помещики населяли эти земли, разбежались.

После Крымской войны 1853 - 55 годов, русское правительство постаралось учреждением миссионерских обществ поднять еще до двух тысяч татар, бросивших все и бежавших в Турцию в 1861 году. И, наконец, в 1901 году, доведенные обрусительной политикой до отчаяния, ушли в Турцию еще пятьдесят тысяч татар. Правительство же, покончив с частными, прибрало к рукам даже "вакуфные" земли, дабы татары не могли строить на доходы с этих земель школ и приютов.

Первые эмигранты были расселены турками на Добрудже, и когда Добруджа перешла к Румынии, татары остались там, и поныне жили сносно. Позднейшие, расселенные в М. Азии бедствуют. Многие вымерли от лихорадок, другие погибли на постройке Анатолийской дороги.

"От Стамбула до Багдада можно пройти, идя от одной татарской могилы до другой".

А в Крыму безземельная кучка доживает дни на тяжелой барщине, на скопщине и в батраках по романовским удельным, кабинетским и высоко-вельможным землям.

Вот и весь аграрный вопрос крымских татар.

По берегу Босфора мчится анатолийский экспресс и останавливается у станции Гебзе, где на голых склонах ютятся нищенские мазанки. Здесь живут туркмены и сарты из Туркестана. У них были миллионы десятин земли, но русское правительство решило "очистить" край от туземцев. Миллионы десятин были объявлены кабинетскими и казенными, а самый жирный кусок, оазис Мургаб-Али, оказался принадлежащим царю и образовал многомиллионное "Мургабское государево имение". То же произошло и с киргизами, бежавшими в Китай, и туркменами, ушедшими в Персию.

Это - история аграрного вопроса в Туркестане.

От станции Гебзе до Исмита, на 14 вокзалах, можно изучить историю кавказских горцев. Справа и слева от рельсового пути сакли абадзехов, тавлинцев, адигойцев, аварцев и черкесские аулы.

На вокзалах - бешметы, папахи, гортанный говор. Поговорите с ними и услышите, как выбрасывали их предков из аваловского "Боржома", который был "Высочайше пожалован" великому князю Михаилу Николаевичу. Услышите, как были очищены урочища Абрау, где ныне пенится шипучее Дюрсо. Узнаете, как были отчуждены земли в Батумской области, где ныне Чаквинские чайные плантации, свинцовые и медные копи мургульского района и богатейшие "казенные" земли. Узнаете, откуда взялись бесценные имения великих князей, разбросанные по всему Кавказу.

Пятнадцать лет назад принцу Александру Ольденбургскому понравились земли в урочище "Гагры". Из Сухума были вытребованы две роты солдат при трех орудиях, и гагринский район был объявлен "государственным имуществом" и самые Гагры стали собственностью принца, устроившего там курорт и дворец, а абхазцы голыми были выгнаны на берег, где сели на лодки и фелюги и направились в Малую Азию.

Мартовский шторм сделал свое дело, и Черное море приютило на гостеприимном дне несколько сот мужчин, женщин и детей.

Уцелевшие добрались до турецкого берега, а потом попали в Эскишеер, где и работают на добыче "морской пенки" в рудниках Бес-Тепе. Каторжный труд дает гроши и требует больших жертв.

В Смирне, Алашере, Карагиссаре, Конии, на диком Гок-Даге - всюду влачат голодное существование русские "мухаджиры", вся вина которых состоит в том, что русским царям и их челяди понравились миллионы десятин мусульманских земель.

Такова сущность аграрного вопроса русских мусульман, и когда мне говорят о цифровых статистических данных, я плохо слушаю, ибо вспоминаю свою поездку по Турции, вижу вымирающие остатки племен, вспоминаю богатые культурные области, отнятые у них, и чувствую, что вопрос этот написан острым ножом на сердце человеческом.

Любовь к родине - о, ее поймете вы, когда вспомните, что после всех этих мук и экспериментов над народными организациями в России осталось около тридцати миллионов мусульман. Правда, они безземельные, безлошадные, они не землевладельцы, а воздуховладельцы и небовладельиы, непрестанно воевавшие за русское дело, за русские земли и за романовские земли, отнятые у мусульман.

Я приведу цифры:

За два века отнято у русских мусульман 41 675 000 десятин земли, считая и сибирские земли.

Почти сорок два миллиона десятин. Вот на эти свои земли и претендуют мусульмане, в земельном вопросе всецело и единогласно разделяющие программу партии социалистов-революционеров, но делающие оговорку: - Мусульмане удовольствуются возвращенными им свободной Россией отнятыми у них вне войны землями. Мусульмане твердо верят, что русский народ в лице своего Учредительного Собрания возвратит им земли, где покоятся остатки их дедов, верят в совесть русского народа и, надо надеяться, не раскаются в вере своей.

Мусульмане говорят, что аграрный вопрос нельзя решать захватами и насилиями, что ныне нужно беречь страждущую Россию, и все личные вопросы, даже вопросы существования, необходимо отложить до Учредительного Собрания.

Сила да повинуется совести!

Мусульмане, в большинстве, земледельцы и скотоводы.

Земля для них - хлеб, свет и сила. В вопросе о земле они в Учредительном Собрании будут твердо стоять на указанной мною позиции. Ибо эта позиция - единственная твердая почва под ногами каждого земледельческого народа.

IV. Земельные нормы .

Практически серьезным вопросом является вопрос о количестве потребной для мусульман земли.

На этот вопрос ныне, при отсутствии точных данных, ответить трудно, но смело можно сказать, что мусульманам, в общем, важно получить земли в районах их оседлости. И вот почему: мусульмане, как это ни странно, при существующем об их отсталости убеждении, являются прекрасными хозяевами, сторонниками интенсивного хозяйства, принцип которого:

Наибольшая доходность при наилучшей обработке с наименьшей площади земли.

Крымский татарин у себя на южном берегу с одной десятины виноградника площадью сада или табачной плантации извлекает дохода больше, чем степняк из двадцати пяти десятин даже хорошей земли.

В Крыму есть сады, дающие до десяти тысяч рублей дохода с десятины.

Эту десятину обрабатывает одна семья, меж тем как в степи крестьянская семья не может обработать и убрать урожаи пяти десятин хлеба без наемной рабочей помощи.

Виноградники, огороды, табачная плантация, с одной стороны, и овцеводство, скотоводство, молочное хозяйство, с другой - вот, преимущественно, излюбленные хозяйственные отрасли мусульман. Нельзя поэтому решить аграрного вопроса, предложив кавказцу или крымцу какую угодно землю в Сибири, где даже овес замерзает на корне в конце мая.

В вопросе о распределении земель мусульмане потому-то и стоят твердо:

Наделение землями должно быть согласовано с территориальными правами отдельных народов.

То есть, крымцы должны получить крымские земли; казанцы - казанские; сибиряки - сибирские. Рыбакам пахотные земли вовсе не нужны: отдайте им берега тех вод, промысел с которых является для них источником существования.

Вот чего добиваются мусульмане в области аграрного вопроса.

V. Политические взгляды .

Среди современного мусульманства ныне заметен явный раскол; все русское мусульманство разделилось на два лагеря по вопросу о формах будущей государственности.

Эти два течения: унитаризм и федерализм. Сторонники демократической республики на федеративных началах придерживаются программы, доложенной на последнем всероссийском съезде мусульман видным федералистом Расул-Заде. Федералисты исходят из следующих положений:

Будущая государственность наша должна покоиться на двух началах. Это - общечеловечность интересов с одной стороны и свобода индивидуального развития отдельных национальностей - с другой. Особенности каждой народности должны быть сохранены, обеспечены. Сохранение национальной физиономии необходимо в интересах всего человечества. Когда погибают особенности какой-либо национальности - это является потерей драгоценных сокровищ для всего человечества.

Каждая нация должна организоваться самостоятельно. Ислам - объединяющее начало. Но если Ислам здание, то отдельные мусульманские нации пусть будут комнатами в том общем доме. Например, тюркские народности не должны вмешиваться в арабские дела. Также мелкие ветви тюркской народности имеют свои особенности; они должны сохраняться. Есть разница в наречии; у поволжан есть своя прекрасная литература, свои писатели, поэты, - они не должны забываться. Кто захочет отуречить татар, тот обидит татар.

Начальная школа должна быть в своем наречии, в средней школе - общетюркский язык должен преподаваться, как предмет. В высшей школе язык должен быть общетюркский.

Мы желаем, говорят мусульмане-федералисты, - чтобы будущая форма государственного управления была демократическая республика на федеративных началах, но мы прибавляем, что не хотим воспользоваться критическим положением русского государства, а откладываем разрешение вопроса до созыва Учредительного Собрания.

Совершенно иную позицию заняли сторонники унитарной республики, лидерами которых являются известный писатель Гаяз Исхаков и популярный публицист и беллетрист Ахмет Бек Цаликов.

Их программа, в противовес федералистам в основу устройства будущего государства ставит не разъединение, а объединение и сцепление отдельных национальных групп в единое, слитное и мощное государство: 1) Россия должна представлять децентрализованную демократическую парламентарную республику; 2) культурно-национальная автономия мусульман России должна быть гарантирована конституцией страны, как публично-правовой институт.

Эти два течения ярко были выражены на последнем мусульманском съезде в Москве в мае 1917 года, когда большинством была принята резолюция федералистов.

Народности тюркского происхождения насчитывают ныне в России около 25 миллионов из 30 миллионов всего русского мусульманства. Из них: а) восточные: сибирские татары (тюрки), китайские уйгуры и др.; б) южные: османы, азербейджанцы, туркмены; в) центральные: татары, киргизы, башкиры, ногайцы.

Говоря о форме будущего государственного устройства, необходимо иметь в виду интересы и право на самоопределение даже самых малочисленных народностей. Тем более, что народности эти доказали свою мирную готовность работать в соседском содружестве с русским народом.

Об отношениях мусульманства к России можно судить по заключительной речи председателя упомянутого съезда.

Страна, бывшая для нас мачехой, страна, где каждодневно оскорблялись униженные и угнетенные мусульмане, граждане третьего сорта, - ныне стала родиной нашей, матерью. Эта страна находится в настоящей опасности, и это положение страны требует от нас особой мудрости. И мы, мусульмане, собравшиеся здесь на всероссийский мусульманский съезд, должны показать, что умеем разумно сочетать безграничную преданность интересам народа, к которому принадлежим, с любовной заботливостью о благе того дорогого нам целого, имя которому - свободная Россия!

Так держит себя в тяжелые для России времена мусульманство, имеющее право рассчитывать в свою очередь на поддержку русского народа в будущем.

VI. Мусульманка .

Свободная женщина Аравии, праматерь мусульманства, никогда не знала гнета семейного рабства, никогда не была гаремной безделкой, вещью, сосудом скудельным. Кочевая, полная опасностей и боевых приключений, жизнь поставила женщину в ряды мужчин, и в истории Аравии, на всем ее протяжении, упоминаются имена женщин поэтесс, судей - "кадинэ", крупных негоцианток, как первая жена Магомета, Хадиджа и даже упоминаются женщины полководцы и шейхи племен, в роде Гюльнар, Зайнаб-Шеихе и легендарной Кара-Фатимы. При калифах (халиф - наместник Пророка на земле) существовала женская академия искусств и консерватории в Замарре, Багдаде и Каире.

У народов, восприявших арабскую культуру, - а ислам стал религией кочевников, -

женщины пользовались правами мужчин до тех пор, пока народ вел кочевую жизнь. У арабских племен, у наших и китайских киргизов, у бурятов и поныне женщина правомочна, и на происходящем мусульманском съезде в Москве есть делегатка, избранная целым киргизским округом, - не от женщин, а от народа.

Женщины сельджуков потеряли права с момента османской оседлости, а русская татарка получила от новой культуры теремное затворничество и бесправие. На Русь пришла татарка, вооруженная колчаном и копьем, на боевом верблюде, как победительница, но терем победил ее. Прошли лета, русская женщина сбросила кокошник, разбила теремные затворы и вышла на свет. Женщина-мусульманка доселе сидела за решеткой, ждала, пока ее раскрепостят, и гадала: что лучше - ждать или догонять?!

Ныне мы видим женщин с открытыми лицами, говорящих громко о своих нуждах, наравне с мужчинами голосующих и выступающих по вопросам огромного политического значения. Мы видим женщин-врачей, юристок, педагогичек.

Правда, их мало; правда, за спинами этой "звездной сотни" интеллигентных девушек - пятнадцать миллионов трепещущих, не раскрепощенных русских мусульманок, но плотина прорвана, и стихийное женское движение уже сокрушает вековые преграды на своем пути.

Ободренные переживаемыми событиями женщины-мусульманки решили порвать с кошмарным прошлым, навязанным традициями и духовенством, извратившим произвольными толкованиями завет Корана и Шариата. По Шариату, женщина пользуется политическими и гражданскими правами; в Шариате нет обряда Хиджаб, запрещающего ходит с открытым лицом.

Современные мусульманки, не считаясь с предрассудками, отрешились от средневековых принципов рабства. Они требуют одинаковых с мужчинами прав, отмены браков по принуждению, по сговору родителей, отмены калыма (выкуп), превращающего институт брака в торговый промысел.

Они желают запретить духовенству совершение брачного обряда над девушками, не достигшими шестнадцатилетнего возраста. Требуют от брачущихся представления медицинского свидетельства о здоровье.

Многоженство, где оно существует, должно быть уничтожено. В первую же очередь необходимо открыть женские больницы и родильные приюты, а также широко поставить обслуживание врачебной помощью мусульманок.

Последний вопрос особенно серьезен, ибо доселе во многих областях, особенно у горцев, женщина была лишена медицинской помощи, так как женщин-врачей нет, а к мужчинам, особенно иноверцам, обращаться нельзя. Повальные эпидемии уничтожали тысячи юных жизней из-за варварских обычаев, и мусульманка доселе часто гибнет жертвой причуд "татарской фармакологии", состоящей из бобов, конских зубов, заклинаний и прочей дребедени. Все эти требования мусульманок, такие элементарные, придется отвоевывать с большими трудностями. Здесь, на съезде, где мужчины в большинстве передовые, лучшие люди, женские требования, конечно, встречают сочувствие и поддержку, но как отнесутся к ним в глухих трущобах Крыма, Туркестана, Закавказья?

Там, где женщина - универсальный препарат, где она - жена за все, где ее удел - скотный двор, огород и кухня, где она - бессловесная раба?

Этот вопрос тягостный и болезненный, тревожит передовых мусульманок, первых пионерок, раскрепощения сестер своих.

В Закавказье много мулл - фанатиков, неприязненно настроенных к женщинам и ведущих жестокую пропаганду. Бороться с ними будет трудно; нужны годы для того, чтобы провести в жизнь хотя бы часть тех вопросов, которые здесь решаются в полчаса.

В Баку, в мусульманском мире, положение женщины особенно тяжело. Даже интеллигентки, женщины-врачи и учительницы, не рискуют появляться в театре среди мужчин.

Каждый богатый туземец считает признаком хорошего тона иметь одну или несколько гражданских жен, не мусульманок. Те живут прекрасно, всюду бывают, ездят на курорты и за границу и пользуются свободой в полном объеме, а законные жены томятся в золоченных клетках, предоставленные самим себе, под контролем деспота-супруга, а часто и его родных.

Давно ли отшумел процесс Тагиева, изувечившего человека только за то, что он беседовал с его женой.

Мудрость Востока изрекла:
- В браке могила любви.

И не только любви, но и юности, и свободы, и могила всего, всего человеческого.

Кончается человеческое, начинается рабское, скотское, универсальный несессер, упитанная челядь, все, что угодно, но не человек, равный хозяину - мужу.
На стороне мужа: обычаи, общество, лже-законы и духовенство. Недаром сказано: в святых городах черт живет.

Борьба предстоит суровая, но женщина бросает вызов; к ней, более чем к кому бы то ни было, приложима пролетарская формула К. Маркса:

Нам терять нечего, ибо мы можем потерять только цепи, а найти целый мир!

Новый, озаренный светом свободы, прозревший мусульманин потеснится и даст место своей матери, своей жене, сестре и дочери, всем тем, у которых он в течение веков брал все: их здоровье, их свободу, их тела и души и ничего не давал взамен.

Он даст, иначе женщина заставит его дать все, что принадлежит ей по слову законов божеских и человеческих.

Мусульманка на пороге, и она смело перешагнет порог.

VII. Мусульмане и война.

"Мусульмане - исторические милитаристы, кочевники-завоеватели, для которых война - профессия и самое излюбленное поныне ремесло" - утверждает Вамбери, но это - неправда.

Несомненно, среди десятков мусульманских племен есть народы воинственные, но кто назовет воинственными поволжских, сибирских, центрально-российских татар?

В средние века, когда все были дики и кровожадны, военная организация монголов принесла им блестящие победы, но время и культура стерли следы профессионального милитаризма, и нынешние мусульмане, за исключением южных горцев и окраинных туркмен, являются мирными земледельцами и скотоводами, не мечтающими о каких бы то ни было захватах чужих территорий.

Их отношение к войнам России с ее врагом было всегда основано на сознании гражданского долга.

В рядах русской армии мусульмане дрались с венграми, французами, англичанами, турками, японцами; в нынешнюю войну дерутся с немцами, болгарами, турками.

Согласитесь, что это курьезно: борьба славянства с немцами и турками с конечной целью расчленения Турции и водружения креста на Святой Софии, и в этой войне за славянскую идею безропотно гибнут сотни тысяч мусульман.

В русской армии полтора миллиона генералов, офицеров и солдат мусульман, и общие отзывы всех:

Мусульмане лучшие солдаты, честные, идеальные, храбрые и выносливые. На них всегда можно положиться.

Более того, в русской армии имеется ряд полков, сформированных из добровольцев мусульман, свободных от воинской повинности.
Они явились в армию по собственному почину, на собственных конях, с собственным холодным оружием, - теми шашками, которыми их деды в течение веков отстаивали свободу родных гор от покушения с севера, востока и запада, с теми шашками на отточенных клинках, которых начертаны девизы: "Умрем за свободу гор".

Почти три года, в самых тяжких условиях, имея впереди австро-германцев, а сзади, за спиной, еще более вражескую мясоедовщину и романовщину, эти люди творили чудеса мужества, покрывая славой русское оружие. Лишения, голод, увечья и смерть на чужой стороне за русское дело - такова программа, выполняемая посегодня туземными полками.

В военную историю эти горцы вписали блестящие страницы нечеловеческих боевых достижений и бои в кампании 1914 года в Венгрии, в Карпатах и Галиции, в 1915 г. на Днестре, на Пруте, в Буковине, под Гайвороной; в 1916 г. под Чертовцом, Окной, под Изержанами, Тысменцей, Тулумачем, Черновицами, в 1917 г. - снова Карпаты; кровавые бои на высоте 625 и кошмарная румынская эпопея. Сотни боев и стычек, где полки, дивизии в лихости и отчаянной смелости состязались один с другим.

За три года войны туземцы потеряли половину своего состава убитыми и ранеными; ныне полки получили четвертое пополнение. Груды офицеров и всадников - целый капитал боевых орденов. Нынче они - верные войска свободной России, солдаты русского народа в его целом, они в рядах его армии запечатлели кровью преданность общенародным интересам, никогда не изменят народу-кунаку. Им не нужны русские земли, они не променяют голые скалы и каменные сакли на все дворцы и парки мира. Они хотят, чтобы за ними признали права на горы, и - только. Они не запятнали себя ничем, и единственное пятно на фоне снегов истории - озера их крови, пролитой встарь за свободу родных гор, а в наши дни - за честь России.

Эти люди никогда не посягнут на русскую свободу, ибо сознают, что свобода России - их свобода, несущая осуществление их самых заветных дум и грез. И мусульмане-солдаты этих полков, как и все мусульмане, находящиеся в русской армии, будут драться до тех пор, пока это нужно свободной России. Их требования:

Мир без аннексий, но мир почетный, ограждающий и гарантирующий свободное культурное развитие всех народностей.

Они не жаждут крови, но и не боятся ее и готовы проливать до тех пор, пока этого будет требовать сознание неизбежности и долга перед родиной. Единственное, чего требуют мусульмане, - формирование мусульманских полков со своими офицерами и духовниками.

Это немногое - их законное право.

Во всем остальном они - русские солдаты, на которых всегда может опереться российская республика.

VIII. Заключение.

Нынешнее российское мусульманство доросло до понимания тех форм правления, которые оно считает для себя приемлемыми, и в массе своей мусульманство не менее сознательно, чем, скажем, русский народ.

Раньше были татары - завоеватели на Руси.

Ныне - свободные граждане, стремящиеся к скорейшему восстановлению мира и культурно-трудового равновесия, чтобы в сотрудничестве с русским народом приступить к обновлению и облагорожению старых форм быта и права. Татары на Руси - не враги, а друзья, верные друзья, которые не нанесут удара в спину истекающей кровью России, а помогут ей залечить раны и проложить путь к общему для всех российских народностей светлому и гордому будущему, начало которому положит Учредительное Собрание и основанная им Российская Республика.

Общедоступная политическая библиотека. Под общей редакцией Д. Я. Маковского № 52

Александр Тамарин. М усульмане на Руси. Издание Д. Я. Маковского
Москва, 1917

Значительную роль в развитии татарского этноса сыграло распространение идей мировых религий, проповедующих Единобожие: православия и ислама, миссионеры которых шли именно по торговым путям. Вспомним, что, по свидетельству Рубрука, уйгуры, которые жили "среди татар", были "перемешаны с христианами и мусульманами", и задолго до посещения их этим миссионером-католиком "путем частых рассуждений пришли к тому, что веруют только в Единого Бога". Не забудем, что речь идет о тех самых уйгурах, "частью которых" и были татары. И соответственно, следующая предпосылка к созданию татарами единого государства - это, бесспорно, религия, проповедующая веру в Единого Бога.

В начале XI века среди татар кереитов распространяется христианство, что было обусловлено следующими факторами. В 1000 году возобновляется с новой силой наступление империи Ляо (киданей) на запад, на владения татар. Угроза киданьской агрессии была столь ощутима, что кочевники постарались податься на запад и в конце 1013 - начале 1014 года напали на Яркенд. Здесь их встретили карлуки, уже успевшие стать мусульманами, и после четырехлетней войны оттеснили их обратно в степи.

"На фоне этой жестокой войны когда буддисты империи Ляо, конфуцианцы империи Сун и мусульмане Средней Азии стали врагами кочевников, те обрели идейное знамя и способ для преодоления племенной розни в проповеди монахов, незадолго перед этим изгнанных из Китая и не находивших пристанища".

В 1009 году кереиты приняли крещение от несторианских проповедников. Численность взрослых кереитов определена для начала XI века в 200 тысяч человек, которые, согласно легенде, приняли христианство. Следовательно, с учетом детей и стариков их было вдвое больше". Примерно в то же время приняли христианство тюркоязычные онгуты, потомки воинственных тюрок шато.

Сообщество "татарских племен" было моноэтничным, у этих племен был один татарский язык, незначительно отличавшийся по различным районам, возможно, диалектами. Именно моноэтничность и была тем фактором, который содействовал успеху несторианских проповедников, которым удалось обратить в свою веру такие сильные племена черных татар, как найманы и кереиты.

Второй фактор, который сопутствовал успеху несториан: язык средневековых татар был уже достигшим соответствующего развития, благодаря чему миссионеры несториане "нашли в языке местного населения слова, передававшие адекватно сложные христианские понятия".

"Принятие христианства означало не только политическое объединение страны, его принявшей, сколько этническую унификацию, потому что рознь между племенами поддерживалась родовыми культами. При наличии общего исповедания появлялась база для координации действий, даже при политической раздробленности этноса, противопоставлявшего себя иноверцам" (Л.Н.Гумилев, "В поисках вымышленного царства").

Но не все племена татар приняли христианство, а лишь "некоторые", хотя и "сильные": кереиты и найманы из черных татар, а также онгуты из белых татар.

Была еще группа татар, не принявшая христианства: естественно, представители и мусульманского мира не бездействовали, а проповедовали свое учение, и, надо полагать, находили последователей, среди веротерпимых татар.

При этом вопросы веры у чингизидов не смешивались с государственными делами. Церковь была полностью отделена от государства (за исключением лишь налоговых льгот для церкви, как христианской, так и мусульманской). В принцип государственной политики чингизидов была возведена одна из основных норм Корана: "Нет принуждения к религии" (Коран, 2: 256). Коран провозглашает право выбора в вере для каждого и отрицает принуждение к вере и таким образом: "А если бы пожелал твой Господь, тогда уверовали бы все, кто на земле, целиком. Разве ты вынудишь людей к тому, что они станут верующими?"

В пользу данного предположения говорит тот факт, что с самого начала возникновения державы монголов в нем важнейшие государственные посты, наряду с христианами несторианами, занимали также мусульмане.

Даже апологеты "общепризнанного мнения" о монголо-татарах как о "завоевателях и угнетателях" вынуждены признавать факты, которые свидетельствуют, что татары чингизиды придерживались приведенных норм Корана. И прежде всего, сам Чингисхан.

Посмотрим все же, какие имеются документальные сведения о вероисповеданиях татаро-монголов.

Во первых, татары исповедовали Единобожие: "Определенно о монотеистическом богопочитании говорит Рашид ад Дин. У него приведен ряд высказываний Чингисхана по этому вопросу. Чингисхан сказал про себя, что "дело его, словно новый месяц возрастает со дня на день, от Неба силою всевышнего Господа нисходит божья помощь, а на земле помощью Его явилось благоденствие" (Л.Н.Гумилев, "В поисках вымышленного царства").

В этой же работе Л.Н.Гумилева содержится текст молитвы Чингисхана, когда он молился на вершине холма, повесив на шею пояс, развязав завязки плаща и пав на колени: "О предвечный Господь, ты знаешь и ведаешь, что Алтан хан начал вражду. Я есмь ищущий за кровь возмездия и мщения. Если знаешь, что это возмездие мое правое, ниспошли свыше мне силу и победоносность и повели, чтобы мне помогали ангелы, люди, пери и дивы". Эти слова могли бы показаться традиционными мусульманскими обращениями к Аллаху, но имя Аллаха нигде не упоминается, а везде стоит персидское слово "Худа", то есть "Бог".

Следует отметить, что татары-мусульмане и ныне, когда они поминают Бога, предпочитают зачастую использовать именно слово Ходай, а арабским словом Аллах пользуются, когда читают молитву (например, намаз), то есть когда "отправляют культ", как и положено в официальном Исламе, по арабски.

Стоит также дополнить приведенный выше из работы Л.Н.Гумилева пример того, что молитва Чингисхана была подобна "традиционным мусульманским обращениям к Аллаху". По мнению западных исследователей (например, Алена Франка), в татарском историческом сборнике "Дафтар и Чингиз наме" Чингисхан воспринимается именно как мусульманин. То есть, для автора указанного сборника, несомненно, использовавшего более древние, не дошедшие до нас источники, и возможно, "Алтын Дафтер" монголо-татар, принадлежность Чингисхана к мусульманскому вероисповеданию, и именно к тому его "течению", приверженцем которого были и сами авторы летописцы, было само собой разумеющимся. Иначе, будучи сам мусульманином, автор непременно бы отметил, подобно арабам или персам, мол, не был Чингисхан мусульманином, а был, увы, "язычником", ибо это был принципиальный вопрос для почитавшего нормы Корана автора - вероисповедание главного Героя летописи, и погрешить против истины в данном вопросе он никак не мог себе позволить.

Но считается, что религией, исповедуемой в XIII веке правящей элитой татаро-монгол наряду с несторианством, был шаманизм.

В данном вопросе ко всем источникам, и христианским, и мусульманским, не следует относиться с большим доверием. Необходимо помнить, что для "мусульман" (арабов и персов) татары были врагом №1 уже в XII - начале XIII века, и, естественно, они были весьма далеки от того, чтобы признавать своих врагов мусульманами если даже часть татар исповедала Ислам. Тем более не могли арабы и персы признать "настоящими мусульманами" татар, исповедавших Ислам позже, когда в конце XIII-XIV века они претендовали на роль "духовных пастырей" татар. Представителям "мусульманского мира" было крайне невыгодно признавать кого-либо из татар, исповедавших Ислам "не так, как они" и не принявших эту веру от их священнослужителей и не выполнявших их "инструкций" относительно вероисповедания, мусульманами по объективным причинам.

Сначала, в ходе войны с монголо-татарами, арабам и персам никак нельзя было признавать врагов единоверцами. И без этого народ "мусульманского мира" не горел желанием воевать против татар Чингисхана. А после создания монгольской державы нельзя было менять уже принятую точку зрения. Все были заинтересованы в том, чтобы признать Чингисхана и его потомков "язычниками". И мусульманам (арабам и персам, суннитам и шиитам) было это выгодно и необходимо, и христианам (католикам и православным), так как все, каждый в определенной мере, стремились стать главными наставниками татар чингизидов по религиозным вопросам и убедить их принять именно свое вероисповедание, отказавшись от "язычества" предков.

Поэтому до нас и не дошли ни Йазу (Яса, Язу) в подлиннике, ни даже в полном и точном списке, ни Алтын Дафтер, вообще никаких "татарских книг и бумаг с татарскими письменами". И почти никаких достоверных сведений о вероисповедании татар, кроме несторианства, вообще не было оставлено ни до Чингисхана, ни при нем.

Таким образом, не одна религия исповедовалась средневековыми татарами в XI-XII веках, а, как минимум, две: христианство несторианского толка и Ислам, вероятно "реформированный" и приспособленный к восприятию на татарском языке. Исламом в общепринятом смысле эту религию, возможно, не признал бы ни один официальный представитель "мусульманского мира".

Причиной исповедования татарами не одной, а "различных путей" верования в Бога, так же, как и наличия у них различных этнополитических объединений, были общественно политические и демографические условия и причины. Во-первых, распространение татар по обширнейшим просторам Евразии, во-вторых, контакты с представителями разных религиозных конфессий.

Общая характеристика татарского народа и численность населения

Народ татары недаром считают самым подвижным из всех известных народов. Спасаясь от неурожайности на родных землях и в поисках возможностей наладить торговлю, они быстро переселялись в центральные районы России, Сибирь, в дальневосточные регионы, на Кавказ, в Центральную Азию и на Донбасские степи. В советское время эта миграция была особенно активной. На сегодняшний день татары проживают на территории Польши и Румынии, Китая и Финляндии, США и Австралии, а также в Латинской Америке и арабских странах. Несмотря на такую территориальную распространенность, татары в каждой стране стараются объединяться в общины, бережно храня свои культурные ценности, язык и традиции. На сегодняшний день общая численность татарского населения составляет 6 миллионов 790 тысяч человек, из них почти 5,5 миллиона проживает на территории Российской Федерации.

Основной язык этнической группы – татарский. В нем выделяют три основных диалектических направления – восточный (сибирско-татарский), западный (мишарский) и средний (казанско-татарский). Выделяют также следующие субэтносы: , астраханские, сибирские, татары-мишари, ксимовские, кряшены, пермские, польско-литовские, чепецкие, тептяри. Первоначально в основе письменности татарского народа лежала арабская графика. Со временем стала использоваться латиница, а позже – кириллица. Подавляющее большинство татар придерживаются мусульманского вероисповедания, их называют мусульмане-сунниты. Есть еще небольшая численность православных, которые называются кряшен.

Особенности и традиции татарской культуры

У татарского народа, как и у любого другого, существуют свои особенные традиции. Так, например, обряд бракосочетания предполагает, что о свадьбе юноши и девушки имеют право договариваться их родители, а молодых просто ставят в известность. Перед свадьбой обсуждаются размеры калыма, который жених уплачивает семье невесты. Гуляния и застолье в честь новобрачных, как правило, происходит без них самих. По сей день принято, что жениху неприемлемо входить в родительский дом невесты для постоянного проживания.

Культурные традиции и особенно в плане воспитания подрастающего поколения с самого раннего детства у татар очень сильны. Решающее слово и власть в семье принадлежит отцу – главе семейства. Именно поэтому девочек учат быть покорными своим мужьям, а мальчиков – уметь господствовать, но при этом очень внимательно и бережно относиться к супруге. Патриархальные традиции в семьях устойчивы и по сей день. Женщины, в свою очередь, очень любят готовить и почитают татарскую кухню, сладости и всевозможную выпечку. Богато накрытый стол для гостей считается знаком почета и уважения. Татары известны своим почитанием и безмерным уважением к предкам, а также людям, старшим по возрасту.

Известные представители татарского народа

В современной жизни на слуху достаточно много выходцев этого славного народа. Например, Ринат Ахметов – знаменитый бизнесмен Украины, богатейший украинский гражданин. В мире шоу-бизнеса прославились легендарный продюсер Бари Алибасов, российские актеры Рената Литвинова, Чулпан Хаматова и Марат Башаров, певица Алсу. Известная поэтесса Белла Ахмадулина и художественная гимнастка Алина Кабаева тоже имеют татарские корни по отцу и являются заслуженными деятелями Российской Федерации. Нельзя не вспомнить и первую ракетку мира – Марата Сафина.

Татарский народ – это нация со своими традициями, национальным языком и культурными ценностями, которые тесно связаны с историей других и не только. Это нация с особенным характером и толерантностью, которая ни разу не стала инициатором конфликтов ни на этнической, ни на религиозной, ни на политической почве.

Народ в Российской Федерации. Численность в РФ - 5522096 человек. Народно-разговорный татарский язык кыпчакской группы тюркского языка делится на три диалекта.

Татары - самый многочисленный тюркский народ России. Живут они в Республике Татарстан, а также в Башкортостане, Удмуртской Республике и прилегающих к ним областях Приуралья и Поволжья. Большие татарские общины есть в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах. Да и вообще во всех районах России можно встретить татар, уже десятки лет живущих за пределами своей родины - Поволжья. Они прижились на новом месте, вписались в новую для них среду, прекрасно себя там чувствуют и никуда не хотят уезжать.

В России есть несколько народов, называющих себя татарами. Астраханские татары живут недалеко от Астрахани, сибирские ~ в Западной Сибири, касимовские татары -возле города Касимов на реке Ока (на территории, где несколько веков назад жили служилые татарские царевичи). И наконец, казанские татары названы так по имени столицы Татарии - города Казань. Всё это разные, хотя и близкие друг другу народы. Однако просто татарами следует называть только казанских.

Среди татар выделяют две этнографические группы - татары-мишари и татары-кряшены. Первые известны тем, что, будучи мусульманами, не отмечают национальный праздник Сабантуй, зато празднуют День красного яйца - что-то похожее на православную Пасху. В этот день дети собирают по домам крашеные яйца и играют с ними. Кряшены («крещёные») потому так называются, что были крещены, т. е. приняли христианство, и отмечают не мусульманские, а христианские праздники.

Сами татары стали именовать себя так довольно поздно - лишь в середине XIX в. Очень долго они этого названия не любили и считали его унизительным. До XIX в. они назывались по-разному: «булгарлы» (булгары), «казанлы» (казанские), «месельман» (мусульмане). И сейчас многие требуют возвращения имени «булгар».

Тюрки пришли в районы Средней Волги и Прикамья из степей Центральной Азии и с Северного Кавказа, теснимые племенами, которые двигались из Азии в Европу. Переселение продолжалось несколько веков. В конце IX-X в. на Средней Волге возникло процветающее государство, Волжская Булгария. Народ, живший в этом государстве, назывался булгарами. Волжская Булгария просуществовала два с половиной века. Здесь развивались земледелие и скотоводство, ремёсла, шла торговля с Русью и со странами Европы и Азии.

О высоком уровне культуры булгар в тот период свидетельствует существование двух видов письменности - древней тюркской рунической и более поздней арабской, пришедшей вместе с исламом в X в. Арабский язык и письменность постепенно вытеснили знаки древнетюркского письма из сферы государственного обращения. И это закономерно: арабским языком пользовался весь мусульманский Восток, с которым у Булгарии были тесные политические и экономические контакты.

До нашего времени дошли имена замечательных поэтов, философов, учёных Булгарии, чьи произведения входят в сокровищницу народов Востока. Это Ходжа Ахмед Булгари (XI в.) - учёный и богослов, знаток нравственных предписаний ислама; Сулейман ибн Дауд ас-Саксини-Сувари (XII в.) - автор философских трактатов с весьма поэтическими названиями: «Свет лучей - правдивость тайн», «Цветок сада, радующий больные души». А поэт Кул Гали (XII- XIII вв.) написал «Поэму о Юсуфе», считающуюся классическим тюрко-язычным художественным произведением домонгольского периода.

В середине XIII в. Волжская Булгария была покорена татаро-монголами и вошла в состав Золотой Орды. После падения Орды в XV в. в Среднем Поволжье возникает новое государство - Казанское ханство. Основной костяк его населения образуют всё те же булгары, которые к тому времени уже успели испытать сильное влияние своих соседей - финно-угорских народов (мордвы, марийцев, удмуртов), живших рядом с ними в бассейне Волги, а также монголов, составлявших большинство правящего класса Золотой Орды.

Откуда же пришло название «татары»? На этот счёт есть несколько версий. Согласно наиболее распространённой, одно из центрально-азиатских племён, покорённых монголами, называлось «татань», «татаби». На Руси это слово превратилось в «татары», и им стали именовать всех: и монголов, и подвластное монголам тюркское население Золотой Орды, далеко не одноэтническое по своему составу. С распадом Орды слово «татары» не исчезло, им продолжали собирательно называть тюркоязычные народы на южных и восточных границах Руси. Со временем его значение сузилось до названия одного народа, жившего на территории Казанского ханства.

Ханство был завоёвано русскими войсками в 1552 г. С тех пор татарские земли входят в состав России, а история татар развивается в тесном взаимодействии с народами, населяющими Русское государство.

Татары преуспели в разных видах хозяйственной деятельности. Они были прекрасными земледельцами (выращивали рожь, ячмень, просо, горох, чечевицу) и отличными скотоводами. Из всех видов скота особое предпочтение отдавали овце и лошади.

Татары славились как прекрасные ремесленники. Бондари делали бочки для рыбы, икры, квашений, солений, пива. Кожевники выделывали кожу. Особенно ценились на ярмарках казанский сафьян и булгарская юфть (оригинальные кожи местной выработки), очень мягкие на ощупь башмаки и сапожки, украшенные аппликацией из кусочков разноцветной кожи. Среди казанских татар много было предприимчивых и удачливых купцов, которые торговали по всей России.

В татарской кухне можно выделить блюда «земледельческие» и блюда «скотоводческие». К первым относятся супы с кусочками теста, каши, блины, лепёшки, т. е. то, что можно приготовить из зерна и муки. Ко вторым - вяленая колбаса из конины, сметана, разные виды сыра, особый вид кислого молока - катык. А если катык развести водой и остудить, получится прекрасный, утоляющий жажду напиток - айран. Ну а беляши - жаренные Б масле круглые пирожки с мясной или овощной начинкой, которую видно сквозь отверстие в тесте, - известны всем. Праздничным блюдом у татар считался копчёный гусь.

Уже в начале X в. предки татар приняли ислам, и с тех пор их культура развивалась в рамках исламского мира. Этому способствовали распространение письменности на основе арабской графики и строительство большого количества мечетей. При мечетях создавались школы - мектебе и медресе, где дети (и не только из знатных семей) учились читать на арабском языке Коран.

Десять веков письменной традиции не прошли даром. Среди казанских татар по сравнению с другими тюркскими народами России много писателей, поэтов, композиторов, художников. Часто именно татары были муллами и учителями у других тюркских народов. У татар сильно развито чувство национального самосознания, гордость за свою историю и культуру.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса