Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Старинные музыкальные инструменты названия и виды. Русские народные музыкальные инструменты: детям о Руси Составить список инструментов музыкальных русские народные

Описание презентации Русские народные музыкальные инструменты Струнные по слайдам

Н азвание «балалайка», иногда встречающееся в форме «балабайка»- народное, вероятно данное инструменту в подражание бренчанию, «балаканью» струн во время игры. «Балакать», «балагурить» на народном наречии значит болтать, пустозвонить. Р усское происхождение может быть приписано лишь треугольному очертанию корпуса или кузова балалайки, заместившего круглую форму домры.

C начала распространилась балалайка преимущественно в северных и восточных губерниях России, обычно аккомпанируя народным плясовым песням. Но уже в середине XIX века балалайка была очень популярна во многих местах России. На ней играли не только деревенские парни, но и серьезные придворные музыканты, такие как Иван Хандошкин, И. Ф. Яблочкин, Н. В. Лавров. Однако к середине XIX столетия рядом с нею почти повсеместно встречалась гармоника, которая постепенно вытеснила балалайку.

Домра - древнерусский старинный музыкальный инструмент. Учёные предполагают, что древним предком нашей русской домры явился египетский инструмент, получивший у греческих историков наименование «пандура» , и бывший в употреблении уже за несколько тысячелетий до нашего времени. Инструмент этот под названием «танбур» , возможно, проник к нам через Персию, торговавшую с Закавказьем.

Благодаря своим исполнительским возможностям домры в оркестре составляют основную мелодическую группу. Кроме того домра находит своё применение как сольный инструмент. Для неё пишут концертные пьесы и произведения. К сожалению, в качестве народного инструмента в России домра не пользуется особой популярностью, в деревнях она почти не встречается.

Гусли, русский щипковый инструмент. Известен в двух разновидностях. Первая имеет крыловидную (в более поздних образцах треугольную) форму, от 5 до 14 струн, настроенных по ступеням диатонической гаммы, вторая - шлемовидную форму и 10- 30 струн такой же настройки.

На крыловидных (звончатых) гуслях играют, как правило, бряцая по всем струнам и глуша ненужные звуки пальцами левой руки

На гуслях аккомпанировали собственному пению, исполняли народные песни и танцы, играли соло и в ансамбле с другими инструментами

Гармоника произошла от азиатского инструмента, который назывался шен. Шен в России был известен очень давно в X-XIII веках в период татаро-монгольского владычества. Некоторые исследователи утверждают, что шен прошёл путь из Азии в Россию, а затем в Европу, где был усовершенствован и стал распространенным, подлинно популярным во всей Европе музыкальным инструментом — гармоникой.

Вопреки мнению, что гармонь — изобретение немецких мастеров, академику А. М. Миреку удалось доказать ее русское происхождение. Гармоника в современном виде — с раздвижными мехами (пневмой) и с большим количеством надрезных металлических язычков внутри двух боковых планок — появилась в Санкт-Петербурге. Ее отец — чешский инженер Франтишек Киршник проживал тогда в России, и свой новый инструмент, с гораздо большей силой звука, чем шэн, продемонстрировал питерцам в 1783 году. Имя своему детищу он тоже дал чешское: гармоника. Но теперь это название, как и «гармошка» , стало в русском языке разговорным. Официальное имя этого музыкального инструмента — гармонь.

Гармонь быстро стала русским национальным инструментом. Подкупила гармошка и звучным голосом, и простотой обучения игре. Звук интереснее и сильнее, чем у какой-нибудь дудочки, а сама в десятки раз компактнее господской любимицы — «рояли» .

Баян — тоже изобретение русское. В 1907 году его изготовил Петр Стерлигов. Сам мастер не хвастался, что придумал новый инструмент. А новой четырехрядной хроматической гармони дал имя знаменитого сказителя-музыканта Древней Руси Баяна. Это название унаследовали все инструменты такого типа. Клавиатура же, изобретенная мастером и разместившаяся на правой стороне инструмента, получила название системы Стерлигова.

В наше время композиторы пишут для баяна оригинальные произведения вплоть до сочинений крупных форм сонат, концертов. В музыкальных учебных заведениях существуют классы игры на баяне, в которых готовят квалифицированных баянистов. Баян остается народным инструментом, на котором играли и продолжают играть народную музыку.

Первые письменные свидетельства о рожке появляются во второй половине XVIII в В них рожок предстаёт как широко распространённый, исконно русский инструмент: «Орудие это едва ли не самими русскими изобретённое» . Рожок представляет собой конической формы прямую трубу с пятью игровыми отверстиями сверху и одним снизу. На нижнем конце есть небольшой раструб, на верхнем вклеенный мундштук. Общая длина рожка колеблется от 320 до 830 мм

Слово «жалейка» не встречается ни в одном древнерусском памятнике письменности. Первое упоминание о жалейке есть в записях А. Тучкова, относящихся к концу XVIII века. Есть основание предполагать, что жалейка присутствовала до этого в Жалейка представляет собой небольшую трубочку из ивы или бузины длиной от 10 до 20 см, в верхний конец которой вставлен пищик с одинарным язычком из камыша или гусиного пера, а на нижний надет раструб из коровьего рога или из бересты. Язычок иногда надрезают на самой трубочке. На стволе есть от 3 до 7 игровых отверстий, благодаря чему можно менять высоту звука. облике другого инструмента.

Тембр жалейки пронзительный и гнусавый, печальный и жалостливый. Использовался инструмент как пастушеский, играли на нём наигрыши разных жанров в одиночку, дуэтом, ансамблем.

Свирель - русский инструмент типа продольной флейты. Упоминание о флейтах находят еще в древнегреческих мифах и легендах. Такой тип инструментов существовал у разных народов с древних времён. В Европе в придворном музицировании (XVIII в.) укрепилось его название - «продольная флейта» . Свирель представляет собой простую деревянную (иногда металлическую) дудку. На одном конце её есть свистковое устройство в виде «клюва» , а на середине лицевой стороны вырезаны разное количество игровых отверстий (обычно шесть). Изготавливается инструмент из крушины, орешника, клёна, ясеня или черёмухи.

Куг клы (кув клы) ии ии или цевн ца ии - духовой музыкальный инструмент, русская разновидность многоствольчатой флейты. Как правило, она состоит из трех-пяти пустотелых трубок одинакового диаметра, но разной длины - от 100 до 160 мм. Верхние концы трубок открыты, а нижние закрыты. Кувиклы распространены не на всей территории России, а только в Курской, Брянской и Калужской областях. Звук извлекают, дуя на края срезов открытых концов, расположенных на одной линии. Обычно трубки флейты прочно скрепляют между собой, но кувиклы имеют отличительную особенность - в них дудочки не скрепляют, а свободно держат в руке. Используют от 2 до 5 трубок. Набор из пяти дудочек называют «парой» . Играющий на «паре» исполнитель должен не только уметь дуть в дудочки, но и воспроиз- водить голосом недостающие ноты

Время возникновения на Руси ложек как музыкального инструмента пока не установлено. Первые довольно подробные сведения о них появляются в конце XVIII века и свидетельствуют о широком распространении их среди крестьян. Музыкальные ложки по внешнему виду мало чем отличаются от обычных столовых деревянных ложек, только выделываются они из более твёрдых пород дерева.

Б бенуи - ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания, состоящий из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод. К некоторым разновидностям бубнов подвешены металлические колокольчики, которые начинают звенеть, когда исполнитель ударяет по мембране бубна, потирает её или встряхивает весь инструмент.

Трещотка — народный музыкальный инструмент, идиофон, заменяющий хлопки в ладоши. Трещотки состоят из набора 18 -20 тонких дощечек (обычно дубовых) длиной 16 -18 см. Они соединяются между собой плотной верёвкой, продетой в отверстия верхней части дощечек. Для разделения дощечек между ними вверху вставляются небольшие пластинки из дерева шириной приблизительно 2 см. Употреблялся ли этот инструмент в Древней Руси в качестве музыкального инструмента письменных свидетельств нет. При археологических раскопках в Новгороде в 1992 г. были найдены 2 дощечки, которые, по предположению В. И. Поветкина, входили в комплект древних новгородских трещёток в XII веке.

Музыка - это древнейший вид искусства, идущий рука об руку с историей человечества. Речь стала первым музыкальным инструментом. Вместе с развитием людей все вокруг совершенствовалось. Появились первые приспособления, способные издавать мелодии. Сегодня старинные рукотворные музыкальные инструменты стали значимым культурным наследием. Стоимость отдельных экземпляров многократно превышает цену современных изделий.

Одни из первых приспособлений, дошедших до наших дней и специально созданных для извлечения звуков, уходят корнями в историю Древней Греции и Египта. После археологических экспедиций и исследований ученые выделили ударные как древнейший из видов инструментов у разных этносов. В основе этого рода - выстукивание определенного ритма. Одним из родоначальников струнных инструментов стал лук. При натяжении тетива издавала характерный мелодичный звук.

Сегодня выделяют шесть разновидностей музыкальных инструментов, в зависимости от метода звукообразования:

  • струнные - арфа, фортепиано;
  • духовые - саксофон, флейта;
  • язычковые - аккордеон, губная гармошка;
  • перепоночные - различные виды барабанов;
  • пластиночные - ксилофон;
  • стержневые - треугольник, челеста.

Согласно другой классификации различают музыкальные инструменты исходя из метода возбуждения звуков:

  • Свистящие - флейта.
  • Тростевые - гобой, кларнет.
  • Мундштуковые - альт, труба, горн.
  • Щипковые - балалайка, арфа.

Ударные

Ударные стали одними из первых инструментов, изобретенных человечеством. В Древней Руси необычным представителем группы стала обычная вязанка дров. Инструмент появился в глубокой древности и постепенно преображался. В последнем варианте стал прообразом ксилофона. Настройка прибора происходила следующим образом: для понижения тональности увеличивали длину или толщину, а для повышения тональности - уменьшали эти параметры.

Еще одним инструментом, известным с давних времен, стал бубен. Он был обязательным атрибутом жрецов и волхвов. Его основа - деревянный круг, обитый кожаной мембраной. К некоторым моделям добавляют колокольчики и бубенчики. Звуки получают с помощью специальных палочек, или вощаг, - одного из видов кнута, завершающегося закруглением. Большими размерами отличались ратные или военные бубны и набаты. Для транспортировки каждого требовалось до четырех лошадей. Звуки от инструментов русских войск были настолько громкими, что противники обращались в бегство до начала сражения.

Клавишные

Орган стал старейшим клавишным инструментом, который пользуется популярностью и сегодня. Его хорошо знали уже в период Средневековья. Отличительной чертой старинного инструмента стал большой размер клавиш, нажатие на которые было возможным только с помощью кулака. Игра на инструменте была неотъемлемым атрибутом большинства церковных богослужений.

В домах можно было услышать звуки клавикорда. Он был не таким громоздким, как орган, и легко помещался в гостиной. С его помощью проводили музыкальные вечера и музицировали дома. Одним из известных владельцев клавикорда был Иоганн Себастьян Бах.

Струнные

Один из русских народных старинных струнных инструментов - гудок, или смык. История его появления уходит корнями в глубокое прошлое, точная дата или год создания не установлен. На нем играли вместе с бубном или гуслями. Внешние особенности гудка:

  • корпус из дерева;
  • форма выдолбленного корпуса овальная или грушевидная;
  • короткий гриф;
  • прямая или изогнутая головка;
  • количество струн - три;
  • длина не более одного метра, максимальный размер - 80 сантиметров;
  • смычок дугообразной формы.

Главным источником создания мелодии служит первая струна смыка, остальные не меняют тональности. Отличительной чертой гудка, как и всех струнных инструментов прошлого, стало непрекращающееся гудение нижних струн. При игре необходимо его фиксирование в вертикальном положении.

Одним из самых известных струнных инструментов стали гусли. Первоначально любой звук струнных было принято называть гудением. Они могли иметь различную форму и название в зависимости от местности. Играть на гуслях принято, зафиксировав их в горизонтальном положении. Количество струн каждый музыкант выбирал самостоятельно. Услышать мелодичный звук инструмента раньше можно было в любом дворе, бедные и богатые люди одинаково его почитали.

Духовые

Одним из самых известных старинных духовых инструментов стала свистулька. Ее история уходит далеко в прошлое русской земли. Традиционное народное изобретение делали различным по форме, от простых геометрических до необычных в виде зверей. Чаще всего в качестве основы использовали обожженную глину. Принцип работы: в глиняной камере создают воздушные потоки, в результате колебаний возникает свистящий звук. Самой популярной формой была свистулька птица. По верованиям древних славян она обладала магической силой и позволяла связаться с языческими богами - Перуном и Стрибогом.

Среди популярных музыкальных инструментов, дошедших до наших дней, находится свирель, или цевница. На Руси ее олицетворяли с символом любви. Древнейший экземпляр обнаружили на территории Смоленщины. Сегодня изделия выполняют не только из дерева, но и из металла. Классическая модель снабжена шестью отверстиями.

Известным инструментом времен древних славян стали кугиклы. Они относятся к категории многоствольных флейт. В основу положены пустотелые стволы камышей. Встречаются и экземпляры, выполненные из других растений: бузины, зонтичных трав, бамбука. Кугиклы и сегодня не вышли из обращения. Современные мастера используют для их изготовления полимерные материалы и металл. Минимальное количество трубок, формирующих инструмент, - три. С равным диаметром и разной длиной. Первоначально инструмент использовали для игры представительницы слабого пола.

Многие старинные инструменты нашли свое воплощение - в современных. Некоторые, как орган, существенно изменились внешне (никто не лупит по нему кулаками). Другие (например, арфа) остались практически неизменными.

Крылов Борис Петрович (1891-1977) Гармонист. 1931 г.

Свою жизнь русский народ всегда окружал песнями и музыкой льющийся из народных инструментов. С малых лет каждый владел навыками изготовлениями немудреных инструментов, и знал как на нём играть. Так из куска глины можно изготовить свистульку или окарину, а из дощечки трещотку.

В древности человек был ближе к природе и учился у неё, так и народные инструменты создавались на основе звуков природы и изготавливались из природных материалов. Ведь нигде так не чувствуется красота и гармония, как при игре на народном музыкальном инструменте, и ни что так не близко человеку, как звуки родного знакомого с детства инструмента.

Для русского человека в 21 веке таким родным инструментом является гармонь, ну а как же все остальные… Остановите сейчас молодого человека и попросите назвать хоть несколько известных ему народных инструментов, список этот будет очень мал, не говоря уже о игре на них. А ведь это огромный пласт русской культуры, которая почти забыта.

Почему мы утратили эту традицию? Почему не знаем своих народных инструментов и не слышим их прекрасных звуков?

Сложно ответить на этот вопрос, шло время, что-то забывалось, что-то запрещалось, так, например, средневековая христианская Русь не раз ополчалась на народных музыкантов. Крестьянам и городскому люду под угрозой штрафа запрещалось держать у себя народные инструменты, тем более на них играть.

«Чтобы они (крестьяне) бесовские игры в сопели и в гусли и в гудки и в домры не играли и в домах у себя не держали… А кто, забыв страх божий и смертный час, учинит играть и всякие игры у себя держать - править пени по пяти рублев на человека». (Из юридических актов XVII века.)

С появлением электронных инструментов и музыкальных записей на пластинках и дисках, человек вообще разучился самостоятельно играть и тем более изготавливать музыкальные инструменты.

Возможно случай другой, и можно все с лихвой списать на беспощадность времени, но исчезновение, причем массовое началось давно и стремительно прогрессирует. Теряем свои традиции, самобытность — шагаем в ногу со временем, приспособились, ласкаем слух «волнами и частотами»…

Итак, самые редкие русские народные музыкальные инструменты, или те, которые совсем скоро могут просто исчезнуть. Возможно совсем скоро, большинство из них будут пылиться на полках музеев, в качестве молчаливых раритетных экспонатов, хотя изначально создавались для более праздничных мероприятий…

1. Гусли


Николай Загорский Давид играет на гуслях перед Саулом. 1873 г.

Гусли — струнный музыкальный инструмент, наиболее распространён в России. Является наиболее древним русским струнным щипковым музыкальным инструментом.

Различают крыловидные и шлемовидные гусли. Первые, в более поздних образцах, имеют треугольную форму и от 5 до 14 струн, настроенных по ступеням диатонической гаммы, шлемовидные — 10-30 струн такой же настройки.

Музыкантов, играющих на гуслях, называют гуслярами.

История гуслей

Гусли — музыкальный инструмент, разновидностью которого является арфа. Также с гуслями имеют сходство древнегреческая кифара (есть гипотеза, что именно она является предком гуслей), армянский канон и иранский сантур.

Первые достоверные упоминания об употреблении русских гуслей встречаются в византийских источниках V века. На гуслях играли герои эпоса: Садко, Добрыня Никитич, Боян. В великом памятнике древнерусской литературы, «Слове о полку Игореве» (XI — XII вв.), поэтично воспет образ гусляра-сказителя:

«Боян же, братие, не 10 соколов на стадо лебедей пущаше, но своя вещиа персты на живая струны вскладаше; они же сами князем славу рокотаху».

2. Свирель


Генрих Семирадский Пастушок, играющий на свирели.

Свирель — русский двуствольный духовой инструмент; род двуствольной продольной флейты. Один из стволов имеет обычно длину 300-350 мм, второй - 450-470 мм. В верхнем конце ствола - свистковое устройство, в нижней части - по 3 боковых отверстия для изменения высоты звуков.

В обыденном языке свирелью часто называют духовые инструменты типа одноствольных или двуствольных флейт.

Изготавливается из дерева, имеющего мягкую сердцевину, бузины, ивы, черемухи.

В Россию, как предполагается, свирель перекочевала из Древней Греции. В античные времена свирель представляла собой музыкальный духовой инструмент, состоящий из семи разной длины тростниковых трубочек, связанных друг с другом. Согласно древнегреческой мифологии, её изобрёл Гермес, чтобы забавляться, когда будет пасти коров. Этот музыкальный инструмент и по сей день весьма любим пастухами Греции.

3. Балалайка

Некоторые приписывают слову «балалайка» татарское происхождение. У татар есть слово «бала» означающие «дитя». Оно быть может и послужило источником происхождения слов «балакать», «балабонить» и т.д. заключая в себе понятие о неразумной, как бы детской болтовне.

Упоминаний о балалайке даже в XVII — XVIII очень мало. В некоторых случаях действительно встречаются намёки на то, что в России был инструмент одного типа с балалайкой, но скорее всего упоминается там домра, родоначальница балалайки.

При царе Михаиле Фёдоровиче состояли при дворцовой потешной палате игрецы домрачеи. При Алексее Михайловиче инструменты подвергались гонению. К этому времени, т.е. ко 2 половине XVII века, вероятно, относится переименование домры в балалайку.

Впервые название «балалайка» встречается в письменных памятниках времён Петра Великого. В 1715 г. при праздновании устроенной по приказу царя шуточной свадьбы в числе инструментов, фигурировавших в руках ряженных участников церемонии, упоминаются балалайки. Причём инструменты эти даны были в руки группе наряженных калмыками.

В течении XVIII в. балалайка широко распространилась в великорусском народе, сделавшись настолько популярной, что её признали за древнейший инструмент, и даже присвоили ей славянское происхождение.

Русское происхождение может быть приписано лишь треугольному очертанию корпуса или кузова балалайки, заместившего круглую форму домры. Форма балалайки XVIII века отличалась от современной. Гриф балалайки был очень длинным, длиннее кузова примерно в 4 раза. Корпус инструмента был более узким. Кроме того, балалайки, встречающиеся на старинных лубочных картинах снабжены только 2 струнами. Третья струна была редким исключением. Струны у балалайки металлические, что придаёт звучанию специфический оттенок — звонкость тембра.

В середине XX в. была выдвинута новая гипотеза о том, что балалайка бытовала задолго до её упоминании в письменных источниках, т.е. существовала рядом с домрой. Некоторые исследователи считают, что домра была профессиональным инструментом скоморохов и с их исчезновением потеряла широкую музыкальную практику.

Балалайка же инструмент сугубо народный и, следовательно, более жизнестойкий.

Cначала распространилась балалайка преимущественно в северных и восточных губерниях России, обычно аккомпанируя народным плясовым песням. Но уже в середине XIX века балалайка была очень популярна во многих местах России. На ней играли не только деревенские парни, но и серьезные придворные музыканты, такие как Иван Хандошкин, И. Ф. Яблочкин, Н. В. Лавров. Однако к середине XIX столетия рядом с нею почти повсеместно встречалась гармоника, которая постепенно вытеснила балалайку.

4. Баян

Баян — один из наиболее совершенных из существующих в настоящее время хроматических гаpмоник. Впервые название «баян» встречается в афишах и рекламах начиная с 1891 года. До этого времени подобный инструмент назывался гармоника.

Гармоника произошла от азиатского инструмента, который назывался шен. Шен в России был известен очень давно, в X-XIII веках в период татаро-монгольского владычества. Некоторые исследователи утверждают, что шен прошёл путь из Азии в Россию, а затем в Европу, где был усовершенствован и стал распространенным, подлинно популярным во всей Европе музыкальным инструментом — гармоникой.

В России определённым толчком в распространении инструмента явилось приобретение Иваном Сизовым на Нижегородской ярмарке в 1830 г. ручной гармоники, после чего он решил открыть гармонную мастерскую. К сороковым годам XIX века появилась в Туле первая фабрика Тимофея Воронцова, которая выпускала 10000 гармоник в год. Это способствовало самому широкому распространению инструмента, и к середине XIX в. гармоника становится символом нового народного музыкального инструмента. Она обязательная участница всех народных празднеств и гуляний.

Если в Европе гармонику делали музыкальные мастера, то в России, наоборот, гармоника создавала из народных умельцев мастеров. Потому в России, как ни в какой другой стране такое богатство чисто национальных конструкций гармоники, отличающихся не только формой, но и разнообразием звукоряда. Репертуар, например, саратовской гармоники невозможно исполнить на ливенки, репертуар ливенки на бологоевке и т.д. Название гармоники определялось местом, где ее сделали.

Первыми на Руси стали изготавливать гармошки тульские кустари. Их первые ТУЛЬСКИЕ гармошки были всего с одним рядом кнопок на правой и левой руке (однорядки). На той же основе стали развиваться модели очень маленьких концертных гармоник — ЧЕРЕПАШЕК. Очень звонкие и голосистые они производили впечатление на публику, хотя это и был более эксцентрический номер, чем музыка.

Появившиеся вслед за тульскими САРАТОВСКИЕ гармошки конструктивно ничем не отличались от первых, но саратовские мастера смогли найти необычный тембр звучания, добавив в конструкцию колокольчики. Эти гармошечки приобрели в народе большую популярность.

Вятские кустари расширили диапазон звучания гармошек (добавили кнопок в левую и правую руку). Изобретенный ими вариант инструмента получил название ВЯТСКОЙ гармони.

Все перечисленные инструменты имели особенность — одна и та же кнопка на разжим и сжим мехов издавала разные звуки. Эти гармони имели одно общее название — ТАЛЬЯНКИ. Тальянки могли быть с русским или немецким строем. При игре на таких гармошках нужно было прежде всего владеть техникой игры мехами, чтобы правильно вывести мелодию.

Проблему решили ЛИВЕНСКИЕ кустари. На гармонях ливенских мастеров звук не менялся при смене меха. Гармошки не имели ремней, которые перекидывались через плечо. С правой и с левой стороны короткие ремни обхватывали кисти рук. У ливенской гармошки меха были невероятно длинными. Такую гармошку можно было буквально обмотать вокруг себя, т.к. при полном растяжении меха ее длина достигала двух метров.


Абсолютные чемпионы мира по баяну Сергей Войтенко и Дмитрий Храмков. Дуэт уже успел покорить огромное количество слушателей своим артистизмом

Следующим этапом в развитии гармони были двухрядные гармошки, конструкция которых пришла в Россию из Европы. Гармонь-двухрядку можно было бы еще назвать и «двухзвукорядной», т.к. за каждым рядом кнопок в правой руке закреплялся определенный звукоряд. Такие гармошки получили название РУССКИЕ ВЕНКИ.

В настоящее время все перечисленные выше гармошки — большая редкость.

Баян своим появлением обязан талантливому русскому мастеру — конструктору Петру Стерлигову. Хроматические гармоники (впоследствии баяны) Стерлигова, начиная с 1905 по 1915 г. столь быстро совершенствовались, что и сегодня по их последним образцам делаются фабричные инструменты.

Сделал популярным этот инструмент выдающийся музыкант — гармонист Яков Федорович Орланский-Титаренко. Мастер и виртуоз назвали инструмент в честь легендарного русского музыканта, сказителя и певца Бояна - «баяном». Было это в 1907 году. С той поры и существует на Руси баян - инструмент ныне настолько популярный, что нет нужды говорить о том, как он выглядит.

Пожалуй, единственный инструмент, не претендующий на преждевременное исчезновение и «списание на полку» в рамках этой статьи. Но не рассказать о нем было бы тоже неправильно. Едем дальше…

5. Ксилофон

Ксилофон (от греческого xylon - дерево, древесина и phone - звук) - ударный инструмент с определенной высотой звука, конструкция которого состоит из набора различных по величине деревянных брусков (пластинок).

Ксилофоны бывают двухрядные и четырехрядные.

Играют на четырехрядном ксилофоне двумя выгнутыми ложечкообразными палочками с утолщением на концах, которые музыкант держит перед собой под углом параллельно плоскости инструмента на расстоянии 5-7 см от пластинок. На двухрядном ксилофоне применяется игра тремя и четырьмя палочками. Основной принцип игры на ксилофоне заключается в точном чередовании ударов обеих рук.

Ксилофон имеет древнее происхождение - простейшие инструменты подобного типа встречались и встречаются до наших дней у разных народов России, Африки, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки. В Европе первые упоминания о ксилофоне датируются началом XVI века.

К русским народным инструментам также относятся: рожок,бубен, варган, домра, жалейка, калюка, кугиклы, ложки, окарина, свирель,трещотка и еще много других.

Хочется верить, что Великая страна сможет возродить народные традиции, народные гуляния, празднества, национальные костюмы, песни, пляски… под звуки настоящих исконно русских музыкальных инструментов.

А закончу статью на оптимистической ноте — досмотрите клип до конца — всем хорошего настроения!

В моих руках – душа России,
кусочек русской старины,
Когда продать гармонь просили,
я отвечал: «Ей нет цены».

Бесценна музыка народа,
что в песнях Родины живёт,
Её мелодией природа,
как тот бальзам на сердце льёт.

Не хватит золота и денег,
чтобы гармонь мою купить,
И тот, чей слух она заденет,
не сможет без неё прожить.

Играй, гармонь без передышки,
и утерев вспотевший лоб,
Я подарю тебя мальчишке,
иль другу положу на гроб!

Старинные музыкальные инструменты порой ценятся дороже современных. Причина в том, что подобные инструменты отличаются высоким качеством работы. Первыми музыкальными инструментами считают духовые, дудки и пищалки различного типа. Естественно, что полюбоваться такими экспонатами можно только лишь в музее. Но есть ряд инструментов, которые можно приобрести на аукционах.

Старинный музыкальный инструмент - это понятие обширное. Под ним понимают изделия, издающие звуки и выполненные еще во времена Древней Греции и Египта, а также менее «старые» предметы, способные издавать музыкальные звуки и обладающие резистором. Примечательно, что резистором не обладают ударные инструменты, которые производят музыкальные звуки.

1) Родоначальником струнных инструментов является охотничий лук, который использовали наши предки. Поскольку при натягивании струна издавала методичный звук, впоследствии было принято решение натягивать несколько струн различной толщины и длины, в результате чего получилось издавать звуки разного диапазона.

Замена корпуса на целый короб привела к извлечению звуков, которые были красивым и мелодичным. К первым струнным инструментам можно отнести:

  1. Гусли.
  2. Гитару.
  3. Теорбу.
  4. Мандолину.
  5. Арфу.

Внимание стоит остановить на скрипках, которые пользуются особым спросом. Самым популярным изготовителем скрипок является Антонио Страдивари. Эксперты сходятся во мнении, что наилучшие скрипки Антонио изготовил в 1715 году, качество этих инструментов просто поражает. Отличительной чертой работ мастера стоит считать стремление улучшить форму инструментов, изменив их на более изогнутую. Антонио добивался идеального звучания и певучести. Украшал корпус скрипок драгоценными камнями.

Помимо скрипок, мастер изготавливал арфы, виолончели, гитары и альты.

2) Духовой музыкальный инструмент может быть изготовлен из дерева, металла или другого материала. По сути это трубка различного диаметра и длины, которая издает звук за счет колебаний воздуха.

Чем больше объем духового инструмента, тем ниже звук, который он издает. Различают деревянные и медные инструменты. Принцип работы первых прост - необходимо открывать и закрывать отверстия, которые расположены на различном расстоянии друг от друга. В результате таких действий происходит колебание воздушных масс и создается музыка.

К старинным деревянным инструментам относят:

  • флейту;
  • фагот;
  • кларнет;
  • гобой.

Свое название инструменты получили за счет материала, из которого они изготавливались в те времена, но современные технологии не стоят на месте, поэтому материал заменили частично или полностью. Поэтому на сегодняшний день эти инструменты выглядят иначе, выполняются они из других материалов.

Получить звук из медных инструментов получается путем изменения положения губ и за счет силы вдуваемого и выдуваемого воздуха. Позже, в 1830 году, был изобретен механизм с наличием вентилей.

К медным духовым инструментам относят:

  1. Тромбон.
  2. Трубу.
  3. Тубу и др.

В большинстве случаев эти инструменты изготавливаются из металла, и не только из меди, в ход идут латунь и даже серебро. Но работы мастеров средневековья были сделаны из дерева частично или полностью.

Пожалуй, самым древним духовым инструментом можно считать рог, который использовали с различной целью.

Баяны и аккордеоны

Баяны, аккордеоны и все разновидности гармоней относят к язычковым музыкальным инструментам.

Традиции позволяют называть аккордеоном только те инструменты, которые обладают клавишным станом с правой стороны. Но в США под понятие «аккордеон» попадают и другие экземпляры ручных гармоней. При этом разновидности гармоней могут иметь свои названия.

Приблизительно в конце XIX века аккордеоны изготавливались в Клингентале, до сих пор немецкие аккордеоны пользуются спросом среди музыкантов России.

Также существуют гидроидные модели, которые можно отнести к артефактам, большинство из этих моделей уже не используется, но требует внимания за счет редкости и уникальности.

Баян Шраммеля - это инструмент, который обладает уникальным строением. С правой стороны находится кнопочная клавиатура. Такой аккордеон используется в венской камерной музыке.

Аккордеон Трикитикса - с левой страны находится 12-ти кнопочный бас, с правой стороны расположена клавиатура.

Хроматический аккордеон из Британии, несмотря на то что инструмент производится в Германии, считается любимым инструментом музыкантов из Шотландии.

Старый аккордеон «Швицерёргели» имеет сходство с Бельгийской басовой системой, также аккордеон называют органом из Шотландии.

Еще стоит обратить внимание на один экземпляр времен СССР - это аккордеон «Малыш», который обладает уникальным дизайном. Особенность этого инструмента заключается в том, что аккордеон имеет меньший размер. Его использовали для обучения детей, но не только. За счет компактности инструмент имеет некоторые особенности строения:

  • первый ряд - это басы, а второй ряд - это аккорды;
  • отсутствует мажор и минор;
  • одна кнопка выполняет роль двух.

Приобрести такой аккордеон сегодня можно недорого по сравнению с моделями из Германии, предназначенными для обучения. Несмотря на то что аккордеон имеет различные отзывы и существует критика в адрес инструмента, для обучения детей он считается идеальным.

Немного народности

Народных инструментов не так уж и мало, у каждого народа они свои. Славяне отличались количеством и качеством моделей. Одними из первых инструментов славян стоит считать:

  1. Балалайку.
  2. Баян.
  3. Бубен.
  4. Дудку.

1) Балалайка наравне с гармонью считаются символом России и воспринимается как самый распространённый инструмент. Историки не дают ответа, когда именно появилась балалайка, приблизительной датой считается XVII век. Балалайка представляет из себя корпус треугольной формы и три струны, колебание которых и приводит к появлению музыки.

Современный вид балалайка приобрела в 1833 году, благодаря музыканту Василию Андрееву, который занялся усовершенствованием балалайки.

2) Баян – это разновидность ручной гармони, которая была сконструирована баварским мастером. Подобную разновидность гармони в России узнали в 1892 году. В 1907 году мастер из Петербурга Пётр Егорович Стерлигов изготовил инструмент для гармониста Якова Фёдоровича Орланского-Титаренкого. Работа заняла у мастера около двух лет. А название инструмент получил в честь певца и сказателя по имени Баян.

3) Бубен - это инструмент неопределенной высоты звучания в различных культурах имеет свои разновидности. Представляет собой круг, обтянутый кожей с обеих сторон, на бубен также цепляли металлические колокольчики или кольца. Бубны имели различный размер и часто использовались для шаманских обрядов.

Но также существует и оркестровый бубен - самый распространённый инструмент на сегодняшний день. Пластичный бубен - круглый деревянный обруч обтягивают кожей или другой мембраной.

4) Дудка - это, разновидность народных духовых инструментов, которые были распространены на территории России, Украины и Беларуси. Дудка представляет из себя небольшую трубку с отверстиями.

Клавишные инструменты

Одним из наиболее известных инструментов, который дошел до наших дней, считают орган. Его первоначальное устройство имело cвои особенности: клавиши органа были настолько большими, что нажимать их нужно было кулаками. Звук органа неизменно сопровождал службы в церкви. Этот инструмент появился еще в Средние века.

Клавикорд - очень похож на фортепьяно, но его звук был тихим, поэтому играть на клавикорде перед большим количеством людей не имело смысла. Клавикорд использовали для вечеров и музицирования в домашних условиях. Инструмент имел клавиши, на которые нажимали пальцами. Клавикорд был у Баха, он играл на нем музыкальные произведения.

На смену клавикорду в 1703 году пришло фортепьяно. Изобретателем этого инструмента стал мастер из Испании Бартоломео Кристофори, он занимался изготовлением инструментов для семейства Медичи. Свое изобретение он именовал «инструмент, который играет тихо и громко». Принцип работы фортепьяно был таков: по клавишам нужно было бить молоточком, также имелся механизм для возвращения молоточка на свое место.

Молоток ударял по клавише, клавиша задевала струну и заставляла ее вибрировать, вызывая звук; ни педалей, ни демпферов не было. Позднее фортепьяно модифицировали: было изготовлено устройство, которое помогало молоточку опускаться наполовину. Модернизация значительно улучшила качество звука и облегчила процесс музицирования.

Старинных инструментов достаточно много, под это понятие попадают модели культуры славян, аккордеоны, сделанные в СССР и скрипки времен Антонио Страдивари. В частных коллекция встретить такой экспонат сложно, в большинстве своем полюбоваться на редкие инструменты можно в различных музеях. Но некоторые модели успешно продают на аукционах, предлагая покупателям заплатить за инструменты не слишком высокую цену. Если речь, конечно, не идет об экземплярах, которые попадают под понятие «антиквариат».

Основные сведения Авлос - древний духовой деревянный музыкальный инструмент. Авлос считается далёким предшественником современного гобоя. Был распространён в Передней Азии и Древней Греции. Исполнитель обычно играл на двух авлосах (или двойном авлосе). Игра на авлосе применялась в античной трагедии, при жертвоприношении, в военной музыке (в Спарте). Сольное пение в сопровождении игры на авлосе называлось авлодией.


Основные сведения Английский рожок - духовой деревянный музыкальный инструмент, представляющий собой альтовый гобой. Своё название английский рожок получил из-за ошибочного применения французского слова anglais («английский») вместо правильного angle («изогнутый углом» - по форме охотничьего гобоя, от которого и произошёл английский рожок). Устройство По устройству английский рожок схож с гобоем, но имеет больший размер, грушевидный раструб


Основные сведения Бансури - древний индийский духовой деревянный музыкальный инструмент. Бансури представляет собой поперечную флейту, изготовляемую из цельного куска бамбука. Имеет шесть или семь игровых отверстий. Распространён бансури в Индии, Пакистане, Бангладеше и Непале. Бансури очень популярен у пастухов и является частью их обычаев. Его можно увидеть также в буддистской живописи около 100 года нашей


Основные сведения Бас-кларнет (итал. clarinetto basso) - духовой деревянный музыкальный инструмент, басовая разновидность кларнета, появившаяся во второй четверти XIX века. Диапазон бас-кларнета - от D (ре большой октавы; на некоторых моделях диапазон расширен вниз до B1 - си-бемоль контроктавы) до b1 (си-бемоль первой октавы). Теоретически возможно извлечь и более высокие звуки, но они не применяются.


Основные сведения Бассетгорн - духовой деревянный музыкальный инструмент, разновидность кларнета. Бассетгорн имеет такое же устройство, что и обычный кларнет, однако большую длину, из-за чего звучит ниже. Для компактности трубка бассетгорна слегка изогнута у мундштука и у раструба. Помимо этого, инструмент снабжён несколькими дополнительными клапанами, расширяющими его диапазон вниз до ноты до (по написанию). Тембр бассетгорна


Основные сведения, история Блокфлейта - духовой деревянный музыкальный инструмент из семейства свистковых духовых инструментов, таких как свирель, окарина. Блокфлейта - разновидность продольной флейты. Блокфлейта известна в Европе с XI века. Она была широко распространена в XVI-XVIII веках. Использовалась как сольный инструмент, в ансамблях и оркестре. Для блокфлейты писали А. Вивальди, Г. Ф. Телеман, Г. Ф.


Основные сведения Брёлка - русский народный духовой деревянный музыкальный инструмент, бытовавший в прежние времена в пастушеской среде, а ныне изредка появляющийся на концертных площадках в руках музыкантов фольклорных ансамблей. Брёлка обладает сильным звуком очень яркого и светлого тембра. Брёлка по своей сути не что иное, как древний вариант гобоя, однако по сравнению с пастушеской жалейкой,


Основные сведения Вистл - духовой деревянный музыкальный инструмент, кельтская народная дудка. Изготавливаются вистлы, как правило, из жести, но существуют также деревяенные, пластиковые и даже серебрянные варианты инструментов. Вистл очень популярен не только в Ирландии, но и во всей Европе. Большинство вистлов, однако, делается в Англии и Ирландии, они же наиболее популярны среди вистлеров. Вистлы существуют


Основные сведения Гобой - духовой деревянный музыкальный инструмент сопранового регистра, представляющий собой трубку конической формы с системой клапанов и двойной тростью (язычком). Инструмент обладает певучим, однако несколько гнусавым, а в верхнем регистре - резким тембром. Инструменты, считающиеся прямыми предшественниками современного гобоя, известны с античности и сохранились в первозданном виде в разных культурах. Народные инструменты, такие


Основные сведения Гобой д’амур - духовой деревянный музыкальный инструмент, очень похожий на обычный гобой. Гобой д’амур слегка больше обычного гобоя и, по сравнению с ним, даёт менее напористый и более мягкий и спокойный звук. В семействе гобоев он ставится как меццо-сопрано или альт. Диапазон - от соль малой октавы до ре третьей октавы. Гобой д’амур


Основные сведения, происхождение Ди (хэнчуй, хэнди - поперечная флейта) - старинный китайский духовой деревянный музыкальный инструмент. Ди - один из наиболее распространённых в Китае духовых инструментов. Предположительно был завезён из Средней Азии в период между 140 и 87 г. до н. э.. Однако, в ходе недавних археологических раскопок были обнаружены костяные поперечные флейты возрастом около


Основные сведения Диджериду (англ. didjeridoo) - древнейший духовой деревянный музыкальный инструмент аборигенов северной Австралии. Один из самых древних музыкальных инструментов на Земле. Диджериду – европейско-американское название древнейшего музыкального инструмента аборигенов Австралии. На севере Австралии, где появилась диджериду, её называют йедаки (yidaki). Уникальность диджериду состоит в том, что обычно он звучит на одной ноте (так называемый


Основные сведения Дудка - народный духовой деревянный музыкальный инструмент, состоящий из деревянной (чаще бузинной) тростины или камыша и имеющий несколько боковых отверстий, а для вдувания - мундштучок. Существуют двойные дудки: в две сложенные трубки дуют через один общий мундштук. В Украине до настоящего времени сохранилось название сопилка (сопель), в России встречающееся редко, в Белоруссии оно


Основные сведения Дудук (циранапох) - духовой деревянный музыкальный инструмент, представляет из себя трубку с 9-ю игровыми отверстиями и двойной тростью. Распространён у народов Кавказа. Наиболее популярен в Армении, а также среди армян, проживающих за её пределами. Традиционное название армянского дудука - циранапох, что дословно может быть переведено как «абрикосовая труба» либо «душа абрикосового дерева». Музыка


Основные сведения Жалейка - старинный русский народный духовой деревянный музыкальный инструмент - деревянная, тростниковая или рогозовая трубочка с раструбом из рога или бересты. Жалейка известна также под названием жаломейка. Происхождение, история жалейки Слово «жалейка» не встречается ни в одном древнерусском памятнике письменности. Первое упоминание о жалейке есть в записях А. Тучкова, относящихся к концу XVIII


Основные сведения Зурна - древний духовой деревянный музыкальный инструмент, распространённый у народов Закавказья и Средней Азии. Зурна представляет собой деревянную трубку с раструбом и несколькими (обычно 8-9) отверстиями, одно из которых находится на противоположной остальным стороне. Диапазон зурны - около полутора октав диатонического или хроматического звукоряда. Тембр зурны яркий и пронзительный. Зурна находится в близком


Основные сведения Кавал - пастушеский духовой деревянный музыкальный инструмент. Кавал представляет собой продольную флейту с длинным деревянным стволом и 6-8 игровыми отверстиями. В нижнем конце ствола могут быть ещё до 3-4 отверстия, предназначенных для подстройки и резонирования. Звукоряд кавала - диатонический. Длина кавала достигает 50-70 см. Кавал распросранён в Болгарии, Молдавии и Румынии, Македонии, Сербии,


Основные сведения, устройство Камыль - адыгейский духовой деревянный музыкальный инструмент, традиционная адыгская (черкесская) флейта. Камыль представляет собой продольную флейту, сделанную из металлической трубки (чаще всего - из ружейного ствола). В нижней части трубки имеются 3 игровых отверстия. Возможно, изначально инструмент изготовлялся из тростника (на что указывает название). Длина камыля составляет около 70 см. Звукоряд камыля


Основные сведения Кена (исп. quena) - духовой деревянный музыкальный инструмент - продольная флейта, используемая в музыке Андского региона Латинской Америки. Кена обычно изготавливается из тростника, меет шесть верхних и одно нижнее игровое отверстие. Как правило, кена делается в строе G (соль). Флейта кеначо представляет собой вариант кены с более низким звуком, в строе D (ре).


Основные сведения Кларнет - духовой деревянный музыкальный инструмент с одинарной тростью. Кларнет был изобретён около 1700 года в Нюрнберге, в музыке активно используется со второй половины XVIII века. Применяется в самых разнообразных музыкальных жанрах и составах: в качестве сольного инструмента, в камерных ансамблях, симфоническом и духовом оркестрах, народной музыке, на эстраде и в джазе. Кларнет


Основные сведения Кларнет д’амур (итал. clarinetto d’amore) - духовой деревянный музыкальный инструмент. Устройство Подобно видовому инструменту, кларнет д’амур имел одинарную трость и цилиндрическую трубку, однако ширина этой трубки была меньше, чем у обычного кларнета, звуковые отверствия также были более узкими. Кроме того, часть трубки, к которой прикреплялся мундштук, была слегка изогнута для компактности - корпус


Основные сведения Колюка - духовой деревянный музыкальный инструмент - древнерусская разновидность продольной обертоновой флейты без игровых отверстий. Для изготовления колюки используют высохшие стебли зонтичных растений - борщевик, пастушья дудка и другие. Роль свистка или пищика выполняет язык. Высота звука достигается за счет передува. Для изменения звука также используется нижнее отверстие трубки, которое зажимается пальцем либо


Основные сведения Контрафагот - духовой деревянный музыкальный инструмент, разновидность фагота. Контрафагот - инструмент такого же типа и устройства, что и фагот, но с большим вдвое столбом заключённого в нём воздуха, отчего звучит на октаву ниже фагота. Контрафагот является самым низким по звучанию инструментом группы деревянных духовых и исполняет в ней контрабасовый голос. Названия контрафагота на


Основные сведения Кугиклы (кувиклы) - духовой деревянный музыкальный инструмент, русская разновидность многоствольчатой флейты Пана. Устройство кугикл Кугиклы представляют собой набор пустотелых трубок различной длины и диаметра с открытым верхним концом и закрытым нижним. Инструмент этот изготавливался обычно из стеблей куги (камыша), тростника, бамбука и т.д., дном служил узел ствола. В наше время используются пластмассовые, эбонитовые


Основные сведения Курай - национальный башкирский духовой деревянный музыкальный инструмент, похожий на флейту. Популярность курая связана его тембровым богатством. Звучание курая поэтичное и эпически возвышенное, тембр мягкий, при игре сопровождается горловым бурдонным звуком. Основная и традиционная особенность игры на курае - это умение играть грудным голосом. Легкий свист прощается только начинающим исполнителям. Профессионалы исполняют мелодию


Основные сведения Мабу - традиционный духовой деревянный музыкальный инструмент жителей Соломоновых островов. Мабу представляет собой деревянную трубу с раструбом, выдалбливаемую из отрезка ствола дерева. К верхнему концу прикреплялась половинка кокосового ореха, в которой проделывалось игровое отверстие. Крупные экземпляры мабу могли достигать до метра в длину при ширине раструба около 15 см и толщине стенок около


Основные сведения Мабу (мапу) - традиционный тибетский духовой деревянный музыкальный инструмент. В переводе с носу «ма» означает «бамбук», а «бу» — «свирель«, «тростниковая флейта«. Мабу имеет бамбуковый ствол с одинарным подрезным язычком. В стволе флейты проделано 8 игровых отверстий, 7 верхних, одно — нижнее. На конце ствола находится небольшой роговой раструб. Мабу также иногда делается


Основные сведения, характеристики Малый кларнет (кларнет-пикколо) - духовой деревянный музыкальный инструмент, разновидность кларнета. Малый кларнет имеет такое же устройство, что и обычный кларнет, но меньшие размеры, отчего звучит в более высоком регистре. Тембр малого кларнета резковатый, несколько крикливый, особенно в верхнем регистре. Как и большинство других инструментов семейства кларнетов, малый кларнет является транспонирующим и применяется


Основные сведения, устройство Най - молдавский, румынский и украинский духовой деревянный музыкальный инструмент - продольная многоствольная флейта. Най состоит из 8-24 трубок разной длины, укреплённых в дугообразной кожаной обойме. От длины трубки зависит высота звука. Звукоряд ная диатонический. На нае исполняются народные мелодии различных жанров - от дойны до танцевальных мотивов. Наиболее известные молдавские наисты:


Основные сведения Окарина - древний духовой деревянный музыкальный инструмент, глиняная свистковая флейта. Название «окарина» в переводе с итальянского языка означает «гусёнок«. Окарина представляет собой небольшую камеру в форме яйца с отверстиями для пальцев в количестве от четырёх до тринадцати. Обычно выполнена окарина в керамике, но иногда изготовляется также из пластика, древесины, стекла или металла. По


Основные сведения Пинкильо (пингульо) - старинный духовой деревянный музыкальный инструмент индейцев-кечуа, тростниковая поперечная флейта. Пинкильо распространён среди индейского населения Перу, Боливии, Северной Аргентины, Чили, Эквадора. Пинкильо является предком перуанской кены. Пинкильо изготавливается из тростника, по традиции срезаемого «на рассвете вдали от посторонних глаз». Имеет 5-6 боковых игровых отверстий. Длина пингульо 30-32 см. Диапазон пингульо около


Основные сведения, применение Поперечная флейта (или просто флейта) - духовой деревянный музыкальный инструмент сопранового регистра. Названия поперечной флейты на разных языках: flauto (итальянский); flatus (латинский); flute (французский); flute (английский); flote (немецкий). Флейте доступна самая разнообразная техника исполнения, ей часто поручается оркестровое соло. Поперечная флейта применяется в симфоническом и духовом оркестрах, а также, наряду с кларнетом,


Основные сведения Рожок русский - духовой деревянный музыкальный инструмент. Русский рожок имеет разные названия: помимо «русский» — «пастушеский«, «песенный«, «владимирский«. Название «владимирский» рожок приобрёл сравнительно недавно, в конце XIX века в результате успеха, который имели выступления хора рожечников под управлением Николая Васильевича Кондратьева из Владимирской области. Рожечные наигрыши подразделяются на 4 жанровые разновидности: сигнальные, песенные,


Основные сведения Саксофон (Sax - фамилия изобретателя, phone - звук) - духовой деревянный музыкальный инструмент, по принципу звукоизвлечения принадлежащий к семейству деревянных, несмотря на то, что никогда не изготовляется из дерева. Семейство саксофонов сконструировано в 1842 году бельгийским музыкальным мастером Адольфом Саксом и запатентовано им четыре года спустя. Адольф Сакс назвал свой первый сконструированный инструмент


Основные сведения Свирель - древний русский духовой деревянный музыкальный инструмент типа продольной флеты. Происхождение, история свирели Русская свирель ещё недостаточно изучена. Специалисты давно пытаются соотнести бытующие свистковые инструменты с древнерусскими названиями. Наиболее часто летописцы употребляют три названия инструментов такого типа — свирель, сопель и цевница. По преданию, на свирели играл сын славянской богини любви Лады


Основные сведения Сулинг - индонезийский духовой деревянный музыкальный инструмент, продольная свистковая флейта. Сулинг состоит из бамбукового цилиндрического ствола, длиной около 85 см и снабжён 3-6 игровыми отверстиями. Звук сулинга очень нежный. Обычно на этом инструменте исполняются печальные мелодии. Сулинг используется как сольный и как оркестровый инструмент. Видео: Сулингна видео + звучание Благодаря этим видео Вы


Основные сведения, устройство, применение Сякухати - духовой деревянный музыкальный инструмент, продольная бамбуковая флейта, пришедшая в Японию из Китая в период Нара. Китайское название флейты сякухати - чи-ба. Стандартная длина флейты сякухати - 1,8 японских футов (что составляет 54,5 см). Это определило само японское название инструмента, так как «сяку» - значит «фут», а «хати» - «восемь».


Основные сведения Тилинка (теленка) - молдавский, румынский и украинский народный духовой деревянный музыкальный инструмент, представляющий собой открытую трубку без игровых отверстий. Тилинка распространена в деревенском быту, чаще всего используется народами, живущими возле Карпатских гор. Звук тилинки зависит от того, насколько музыкант закроет пальцем открытый конец трубки. Переход между нотами осуществляется засчет передува и закрыванием/открыванием противоположной

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса