Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Совместные торги. Об утверждении правил проведения совместных конкурсов и аукционов Форма соглашения о совместных торгах

Совместные конкурсы и аукционы вправе организовывать заказчики, осуществляющие закупку одних и тех же товаров, работ или услуг.

    информация обо всех сторонах соглашения и идентификационный код;

    данные об объекте и объеме совместной закупки, а также условия по выполнению контракта;

    НМЦК каждого заказчика с ее обоснованием;

    права и обязанности каждой из сторон соглашения;

    информация об организаторе торгов и переданные ему полномочия;

    порядок формирования комиссии и регламент ее работы;

    сроки и порядок разработки закупочной документации и ее утверждения;

    сроки проведения совместных конкурсов или аукционов;

    порядок оплаты расходов, связанных с организацией и проведением тендера;

    срок действия заключенного соглашения;

    порядок рассмотрения споров;

    какие-либо другие условия, определяющие отношения между сторонами договора.

В план-график закупок каждым из заказчиков добавляются сведения о наименовании организатора такого тендера, на основании подписанного соглашения.

Организатор совместного конкурса или аукциона утверждает состав комиссии, в которую должны быть включены представители всех заказчиков, в количестве пропорциональном доле начальной максимальной цене контракта каждого из них в общем объеме закупки.

В обязанности организатора входит:

    контроль работы комиссии;

    информационное обеспечение закупки — от разработки документации до ее разъяснения;

    размещение информации о совместном конкурсе или аукционе в ЕИС;

    после проведения процедуры, организатор должен направить копии протокола всем сторонам соглашения, в срок не позднее одного дня, после подписания этих протоколов.

Контракт каждый заказчик с победителем заключает отдельно.

Начальная цена определяется каждым заказчиком самостоятельно, а сумма НМЦК, которая указывается в извещении и документации о проведении закупки, является суммой начальной максимальной цены всех заказчиков и ее обоснование содержит обоснование каждого из них.

Расходы, которые требуются на проведение совместного конкурса или аукциона, несут все заказчики в размере, пропорциональном их доле начальной максимальной цены в общем объеме НМЦК.

Важно: при уклонении победителя от подписания контракта, денежные средства, внесенные как обеспечение заявки, делятся между заказчиками по такому же принципу, т.е пропорционально доле НМЦК в общем объеме.

Если для обеспечения заявки на участие деньги вносятся на спецсчет в банке, то при внесении обеспечения исполнения контракта, деньги или банковскую гарантию победитель должен предоставить каждому заказчику отдельно, исходя из НМЦК каждого из них.

Преимущества и недостатки совместных аукционов и конкурсов

В преимущества можно отнести тот факт, что без использования совместных закупок некоторые процедуры вовсе не были бы осуществлены.

Например, когда требуется приобрести небольшой объем товара или услуг, и поэтому нецелесообразно организовывать торги из-за затрат на них. Также, маленькие объемы закупаемых товаров, работ или услуг не всегда выгодны и интересны поставщиками, и заявок на участие может не поступить.

Еще пример, в случае если нескольким заказчикам находящимся в одном городе нужен товар или выполнение каких-либо специфических работ, а поставщик или исполнитель находится только в удаленном регионе и ему не выгодно заключать контракт с одним заказчиком. То совместная закупка выгодна обеим сторонам, так как из-за одинаковых сроков поставки или выполнения работ у поставщика, исполнителя уменьшаются затраты на логистику, а у заказчиков происходит экономия бюджетных средств.

Например , доставка продуктов питания в села или деревни: если бы поставщику надо было везти свою продукцию только в одно место, то это было бы невыгодно и затрат вышло бы больше, чем при были. Но если поставка будет проводиться в несколько населенных пунктов, находящихся рядом, то контракт окажется выгодным и участники закупки проявят к нему больший интерес.

При этом существенным недостатком может оказаться, что не каждый заказчик готов выступить в роли организатора совместного конкурса или аукциона, т.к. на него возлагается большая работа и ответственность.

Ввиду этого, неопытный заказчик просто не справится с возложенными на него обязанностями, а квалифицированный — сможет и самостоятельно организовать тендер.

В ЕИС такие закупки отмечены специальным значком под номером закупки.

Ответственность за нарушения

Административная ответственность за нарушение предусмотрена как для организатора тендера, так и для членов комиссии по совместным закупкам.

Чаще всего нарушения выявляются по части документации и информационного обеспечения торгов.

Как показывает практика, основной отраслью проведения данного вида закупок является здравоохранение. При этом, практически всегда проводятся совместные аукционы, а совместные конкурсы явление достаточно редкое.

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью tender-rus.ru. Любое использование статьи без указания источника - tender-rus.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

При осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с ГК РФ и Законом № 44-ФЗ.

Из этой статьи вы узнаете:

  • соглашение о проведении совместного аукциона;
  • права и обязанности заказчиков при проведении совместных закупок;
  • ответственность заказчиков при проведении совместных закупок;
  • что должен сделать организатор для проведения совместного аукциона.

Согласно ч. 1 ст. 25 Закона № 44-ФЗ при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с ГК РФ и Законом № 44-ФЗ. Частью 5 ст. 25 Закона № 44-ФЗ Правительству Российской Федерации предоставлено право установить порядок проведения совместных конкурсов и аукционов. В соответствии с данной нормой Закона № 44-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1088 утверждены Правила проведения совместных конкурсов и аукционов.

Так, согласно Правилам для проведения совместного аукциона заказчики до утверждения документации об аукционе заключают между собой соглашение о проведении совместного аукциона, которое содержит информацию, указанную в ч. 2 ст. 25 Закона № 44-ФЗ.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

После подписания соглашения заказчикам необходимо внести в план- график сведения о наименовании организатора совместного аукциона.

Организация и проведение совместного аукциона осуществляются организатором, которому другие заказчики передали на основании соглашения часть своих полномочий по организации и проведению такого аукциона. Совместный аукцион проводится в порядке, установленном Законом № 44-ФЗ в отношении аукционов.

В целях проведения совместного аукциона организатор:

а) осуществляет утверждение состава комиссии по осуществлению закупок, в которую включаются представители сторон соглашенияпропорционально объему закупок, осуществляемых каждым заказчиком, в общем объеме закупок, если иное не предусмотрено соглашением;

б) размещает в единой информационной системе в сфере закупок извещение об осуществлении закупки, а также разрабатывает и утверждает документацию, подготовленные в соответствии с Законом № 44-ФЗ. Начальная (максимальная) цена, указываемая в таком извещении и документации по каждому лоту, определяется как сумма начальных (максимальных) цен контрактов каждого заказчика, при этом обоснование такой цены содержит обоснование начальных (максимальных) цен контрактов каждого заказчика;

в) предоставляет документацию заинтересованным лицам;

г) предоставляет разъяснения положений документации;

д) при необходимости вносит изменения в извещение об осуществлении закупки и (или) документацию;

е) осуществляет размещение в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено Законом № 44-ФЗ при определении поставщика (подрядчика, исполнителя);

ж) направляет копии протоколов, составленных в ходе проведения совместного аукциона, каждой стороне соглашения не позднее дня, следующего за днем подписания указанных протоколов, а также в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в установленных Законом № 44-ФЗ случаях;

з) осуществляет иные полномочия, переданные ему соглашением.

Стороны соглашения несут расходы на проведение совместного аукциона пропорционально доле начальной (максимальной) цены контракта каждого заказчика в общей сумме начальных (максимальных) цен контрактов, в целях заключения которых проводится совместный аукцион. Контракт с победителем совместного конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком самостоятельно. При признании совместного аукциона несостоявшимся в случаях, установленных Законом № 44-ФЗ, принятие решения о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и согласование такого решения осуществляется заказчиками самостоятельно в соответствии с Законом № 44-ФЗ.

Получите квалифицированную экспертную помощь в Системе «Госзаказ»

В соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые проведения совместных конкурсов и аукционов.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 27 октября 2006 г. № 631 "Об утверждении Положения о взаимодействии государственных и муниципальных заказчиков, органов, уполномоченных на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, при проведении совместных торгов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 44, ст. 4602);

постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2007 г. № 647 "О внесении изменений в Положение о взаимодействии государственных и муниципальных заказчиков, органов, уполномоченных на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, при проведении совместных торгов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 42, ст. 5048).

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2014 г., за исключением Правил проведения совместных конкурсов и аукционов, утвержденных настоящим постановлением, который вступает в силу с 1 января 2015 г.

Правила
проведения совместных конкурсов и аукционов
(утв. Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1088)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок проведения совместных конкурсов и аукционов.

2. При наличии у 2 и более заказчиков потребности в одних и тех же товарах, работах, услугах такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы.

3. Для проведения совместного конкурса или аукциона заказчики заключают между собой соглашение о проведении совместного конкурса или аукциона (далее - соглашение) до утверждения конкурсной документации или документации об аукционе (далее - документация). Соглашение содержит информацию, указанную в части 2 статьи 25 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон).

4. После подписания соглашения заказчики вносят в план-график сведения о наименовании организатора совместного конкурса или аукциона (далее - организатор).

5. Организация и проведение совместного конкурса или аукциона осуществляются организатором, которому другие заказчики передали на основании соглашения часть своих полномочий по организации и проведению такого конкурса или аукциона. Совместный конкурс или аукцион проводится в порядке, установленном Федеральным законом в отношении конкурсов или аукционов.

6. В целях проведения совместного конкурса или аукциона организатор:

а) осуществляет утверждение состава комиссии по осуществлению закупок, в которую включаются представители сторон соглашения пропорционально объему закупок, осуществляемых каждым заказчиком, в общем объеме закупок, если иное не предусмотрено соглашением;

б) размещает в единой информационной системе в сфере закупок извещение об осуществлении закупки или направляет приглашение принять участие в закрытом конкурсе или аукционе, а также разрабатывает и утверждает документацию, подготовленные в соответствии с Федеральным законом. Начальная (максимальная) цена, указываемая в таких извещении, приглашении и документации по каждому лоту, определяется как сумма начальных (максимальных) цен контрактов каждого заказчика, при этом обоснование такой цены содержит обоснование начальных (максимальных) цен контрактов каждого заказчика;

в) предоставляет документацию заинтересованным лицам;

г) предоставляет разъяснения положений документации;

д) при необходимости вносит изменения в извещение об осуществлении закупки и (или) документацию;

е) осуществляет размещение в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено Федеральным законом при определении поставщика (подрядчика, исполнителя);

ж) направляет копии протоколов, составленных в ходе проведения совместного конкурса или аукциона, каждой стороне соглашения не позднее дня, следующего за днем подписания указанных протоколов, а также в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в установленных Федеральным законом случаях;

з) осуществляет иные полномочия, переданные ему соглашением.

7. Стороны соглашения несут расходы на проведение совместного конкурса или аукциона пропорционально доле начальной (максимальной) цены контракта каждого заказчика в общей сумме начальных (максимальных) цен контрактов, в целях заключения которых проводится совместный конкурс или аукцион.

8. Контракт с победителем совместного конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком самостоятельно.

9. При признании совместного конкурса или аукциона несостоявшимся в случаях, установленных Федеральным законом, принятие решения о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и согласование такого решения осуществляется заказчиками самостоятельно в соответствии с Федеральным законом.

Обзор документа

Во исполнение нового Закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд установлен порядок проведения совместных конкурсов и аукционов.

Если у 2 и более заказчиков есть потребность в одних и тех же товарах, работах, услугах, они вправе провести совместные конкурсы или аукционы.

Для этого заказчики заключают между собой специальное соглашение. Это нужно сделать до утверждения конкурсной документации или документации об аукционе.

После подписания соглашения заказчики вносят в план-график сведения о наименовании организатора совместного конкурса или аукциона.

Прописаны полномочия названного организатора. Так, он утверждает состав комиссии по осуществлению закупок. Предоставляет документацию заинтересованным лицам и разъясняет ее положения. Размещает в единой информационной системе в сфере закупок информацию и документы, необходимые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).

Стороны соглашения несут расходы на проведение совместного конкурса или аукциона пропорционально доле начальной (максимальной) цены контракта каждого заказчика в общей сумме цен.

Контракт с победителем совместного конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком самостоятельно.

Если совместный конкурс или аукцион признан несостоявшимся, решение о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) принимается заказчиками самостоятельно.

Прежнее положение о проведении совместных торгов признано утратившим силу.

Постановление вступает в силу с 1 января 2014 г., за исключением требования о включении в план-график сведений о наименовании организатора. Оно применяется с 1 января 2015 г.

Обучение очное и дистанционное (на компьютере, онлайн).

Определение:

Постановление Правительства РФ от 27.10.2006 N 631 (ред. от 05.10.2007) "Об утверждении Положения о взаимодействии государственных и муниципальных заказчиков, органов, уполномоченных на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, при проведении совместных торгов" :
« ..организатор совместных торгов - один из заказчиков, уполномоченных органов, которому другие заказчики, уполномоченные органы передали на основании соглашения часть своих функций по организации и проведению совместных торгов»

Совместные торги проводятся на закупку одноименной продукции одного наименования. Если несколько государственных заказчиков города имеют потребность в закупке одного наименования продукции (имеющей одинаковые коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг), в этом случае данные государственные заказчики города вправе провести совместные торги или передать проведение совместных торгов уполномоченному органу. При этом нужды государственных заказчиков города объединяются в один лот, государственный контракт заключается с каждым государственным заказчиком города пропорционально его потребности.

Например, у четырех государственных учреждений имеется потребность в закупке мяса говядины. У первого государственного учреждения потребность составляет 1000 кг, у второго - 800 кг, у третьего - 1200 кг, у четвертого - 1300 кг. Среднерыночная цена одного килограмма мяса говядины составляет 250 руб. Суммарная потребность всех четырех заказчиков составляет 4300 кг. Суммарная начальная (максимальная) цена составляет 1075000 руб. (превышает 1 миллион рублей).

При данных условиях государственные заказчики города вправе провести совместные торги. В этом случае их суммарная потребность объединяется в один лот, по результатам размещения с победителем торгов заключаются отдельные государственные контракты с каждым государственным заказчиком города в части его потребности, заложенной в техническом задании.

1.3. Совместные торги могут проводиться при наличии не менее чем у двух государственных заказчиков города потребности в одноименных товарах, одноименных работах, одноименных услугах.
Для проведения совместных торгов государственные заказчики города заключают между собой соглашение о проведении совместных торгов (далее - соглашение) на основании примерной формы соглашения о проведении совместных торгов, разработанной Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли

В соглашении указываются:

  • а) сведения о заказчиках и уполномоченном органе, проводящих совместные торги (далее - стороны соглашения);
  • б) сведения о видах и предполагаемых объемах заказов, в отношении которых проводятся совместные торги;
  • в) права, обязанности и ответственность сторон соглашения;
  • г) сведения об организаторе совместных торгов, включая перечень функций, передаваемых ему сторонами соглашения в целях проведения торгов;
  • д) порядок и срок формирования конкурсной (аукционной) комиссии по размещению заказа (далее - комиссия);
  • е) порядок и сроки разработки и утверждения конкурсной (аукционной) документации;
  • ж) ориентировочные сроки проведения совместных торгов;
  • з) порядок оплаты расходов, связанных с организацией и проведением совместных торгов;
  • и) срок действия соглашения;
  • к) порядок рассмотрения споров и обжалований;
  • л) иная информация, определяющая взаимоотношения сторон соглашения при проведении совместных торгов.

2.3. Соглашение о проведении совместных торгов должно быть подписано всеми государственными заказчиками города, в интересах которых проводятся совместные торги, а также уполномоченным органом

Стороны соглашения несут расходы на проведение совместных торгов пропорционально доле начальной (максимальной) цены контракта каждого государственного заказчика города в общей сумме начальных цен контрактов на размещение заказов, в отношении которых проводятся совместные торги.

Организатору совместных торгов передаются следующие функции:

  • принятие решения о создании конкурсной, аукционной комиссии, утверждение ее состава с обязательным включением в нее представителей заказчиков;
  • утверждение положения о работе комиссии, назначение ее председателя в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
  • разработка и утверждение конкурсной документации, документации об аукционе;
  • принятие решения об установлении платы за предоставление конкурсной документации, документации об аукционе и ее размере в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
  • принятие решения об установлении требования обеспечения заявок на участие в конкурсе (аукционе);
  • принятие решения об установлении требования обеспечения исполнения муниципального контракта, срок и порядок его предоставления;
  • опубликование в официальном печатном издании Ростовской области и размещение на официальном сайте Ростовской области в сети «Интернет» в установленные сроки информации о размещении заказов;
  • предоставление конкурсной документации, документации об аукционе заинтересованным лицам;
  • разработка с привлечением заказчиков и направление разъяснений положений конкурсной документации, документации об аукционе участнику размещения заказа, сделавшему соответствующий запрос, и размещение разъяснения положений конкурсной документации, документации об аукционе на официальном сайте Ростовской области в сети «Интернет»;
  • внесение изменений в конкурсную документацию, документацию об аукционе в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
  • получение и регистрация заявок на участие в конкурсе (аукционе) обеспечение их хранения;
  • обеспечение конфиденциальности сведений, содержащихся в заявках на участие в конкурсе до вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе;
  • осуществление аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, осуществление аудиозаписи аукциона;
  • организация проверки заявок на участие в конкурсе (аукционе) на предмет соответствия их требованиям законодательства Российской Федерации;
  • запрос у соответствующих органов и организаций сведений о проведении ликвидации участника размещения заказа - юридического лица, подавшего заявку на участие в конкурсе или заявку на участие в аукционе, проведении в отношении такого участника размещения заказа - юридического лица, индивидуального предпринимателя процедуры банкротства, о приостановлении деятельности такого участника в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о наличии задолженностей такого участника размещения заказа по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня и в государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, об обжаловании наличия таких задолженностей и о результатах рассмотрения жалоб;
  • направление участникам размещения заказа, подавшим заявки на участие в конкурсе (аукционе) уведомлений о принятых конкурсной (аукционной) комиссией по размещению заказов решениях о допуске к участию в конкурсе (аукционе) или об отказе в допуске к участию в конкурсе (аукционе);
  • представление участникам конкурса (аукциона) разъяснений результатов конкурса (аукциона);
  • хранение протоколов, составленных в ходе проведения конкурса (аукциона), заявок на участие в конкурсе (аукционе), конкурсной документации и документации об аукционе, изменений, внесенных в конкурсную документацию и документацию об аукционе, разъяснений конкурсной документации и документации об аукционе, а также аудиозапись вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и аудиозапись аукциона.

При проведении совместных торгов конкурсная документация, документация об аукционе должна отдельно определять предмет торгов (лот) для каждого заказчика. Заказчики разрабатывают технические задания и проекты государственных контрактов. Организатор совместных торгов обобщает представленные заказчиками предложения о предмете совместных торгов и формирует сводный предмет торгов с указанием лотов для каждого заказчика. При проведении совместных торгов информация о наименовании заказчиков, количестве поставляемого товара, месте, условиях и сроках поставки товаров, начальной цене муниципального контракта приводится по каждому лоту отдельно. В извещении о проведении конкурса, аукциона Организатор совместных торгов публикует и размещает как общую информацию о предмете торгов, так и детальную информацию по каждому лоту. К конкурсной документации, документации об аукционе должны быть приложены проекты муниципальных контрактов.

19.11.2012 Услуги, оказываемые на разных территориях, нельзя включать в один лот, если это ограничивает число участников торгов

Два и более государственных (муниципальных) заказчика, уполномоченных органа вправе проводить совместные торги на поставки (выполнение, оказание) одноименных товаров (работ, услуг).
Организатор совместных торгов на оказание услуг по надомному обслуживанию инвалидов и пожилых людей сформировал 3 лота. При этом в 1 лот были объединены услуги, оказываемые в нескольких муниципальных районах.
Антимонопольный орган решил, что такие действия ограничивают конкуренцию, сокращают число участников торгов, и выдал предписание. Окружной суд согласился с данным выводом.
По закону в конкурсной документации не должны указываться товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, название производителя или места происхождения товара. Также в ней не могут содержаться требования к товару, информации, работам, услугам, влекущие за собой ограничение количества участников размещения заказа. В состав лотов нельзя включать товары, работы, услуги, технологически и функционально не связанные с предметом торгов.
В спорном случае за счет укрупнения лотов увеличился и размер обеспечения заявки на участие в торгах. Это привело к вытеснению хозяйствующих субъектов, которые не имеют финансовой возможности внести в обеспечение большие суммы. Значительность последних сложилась из-за искусственного объединения услуг, оказываемых на разных территориях, в 1 лот.

Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25 сентября 2012 г. N Ф09-7482/12 по делу N А50-25886/2011 (ключевые темы: совместные торги - конкурсная документация - организатор торгов - госуслуги - участник размещения заказа)

Екатеринбург

Дело N А50-25886/2011

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:

председательствующего Ященок Т.П.,

судей Черкезова Е.О., Василенко С.Н.

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми (ОГРН 1065902055746, ИНН 5902293361; далее - управление) на решение Арбитражного суда Пермского края от 14.03.2012 по делу N А50-25886/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2012 по тому же делу.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.

В судебном заседании приняли участие представители управления - Кочегарова Д.Ф. (доверенность от 16.01.2012 N 02-138), Патлай М.В. (доверенность от 17.09.2012 N 02-9243).

Управление обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительным решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (ОГРН 1025900536749, ИНН 5902290360; далее - антимонопольный орган) от 18.11.2011.

На основании ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Специализированный консалтинг" (далее - общество "Специализированный консалтинг").

Решением суда от 14.03.2012 (судья Саксонова А.Н.) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2012 (судьи Грибиниченко О.Г., Васева Е.Е., Щеклеина Л.Ю.) решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе управление просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.

По мнению заявителя кассационной жалобы, нормами Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ) не установлен запрет на объединение лотов по территориальному признаку.

Заявитель кассационной жалобы считает, что конкурсная документация соответствует требованиям Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ, и указывает на недоказанность антимонопольным органом ограничения количества участников размещения заказа, в связи с объединением организатором торгов в один лот услуг по территориальному признаку.

Антимонопольный орган представил отзыв на кассационную жалобу, в котором просит в удовлетворении жалобы отказать, отмечая, что обстоятельства дела установлены судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, спор разрешен при полном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и с правильным применением норм материального и процессуального права.

Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

В соответствии с ч. 2.1 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса или аукциона, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг. Участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт.

Частью 6 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ предусмотрено, что два и более заказчика, уполномоченных органа вправе осуществлять размещение заказов на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг путем проведения совместных торгов.

Порядок взаимодействия лиц, участвующих в организации совместных торгов, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2006 N 631 "Об утверждении Положения о взаимодействии государственных и муниципальных заказчиков, органов, уполномоченных на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, при проведении совместных торгов", согласно которому конкурс должен проводить только один субъект, так называемый организатор торгов. Организатор торгов определяется по соглашению между заказчиками, которое заключается до утверждения конкурсной документации, и именно организатор торгов несет ответственность за ход конкурса, разрабатывает и утверждает конкурсную документацию для проведения совместных торгов в соответствии с порядком и условиями, установленными соглашением.

Права, обязанности, ответственность заказчиков, уполномоченных органов при проведении совместных торгов, порядок проведения совместных торгов определяются соглашением сторон в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ. Контракт с победителем или победителями совместных торгов заключается каждым заказчиком, проводившим такие торги; или каждым заказчиком, для которого размещение заказа путем проведения торгов осуществлялось уполномоченным органом.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 22 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.

Конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Согласно ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ конкурсная документация не должна содержать указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ) при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

В силу ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ наряду с установленными ч. 1, 2 названной статьи запретами при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.

Согласно ч. 1 ст. 27, ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ участник размещения заказа не допускается к участию в конкурсе в случае, если его заявка не соответствует требованиям конкурсной документации.

При исследовании обстоятельств настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций установлено, что приказами Министерства социального развития Пермского края от 06.09.2011 N СЭД-33-01-02-217, от 21.10.2011 N СЭД-33-01-02-276 "О размещении государственного заказа на оказание государственной услуги "Надомное обслуживание инвалидов и граждан пожилого возраста" в 2012-2014 годах" утверждены государственный заказ на предоставление государственных услуг в сфере социальной политики в 2012-2014 годы и бюджетные ассигнования государственным заказчикам (территориальным управлениям, межтерриториальным управлениям Министерства социального развития Пермского края).

Соглашением о проведении совместных торгов от 24.10.2011 N 1 организатором совместных торгов определено управление.

28.10.2011 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru управлением размещено извещение N 0156200001511000029 о проведении открытого конкурса на оказание государственной услуги "Надомное обслуживание инвалидов и граждан пожилого возраста".

Согласно конкурсной документации организатором торгов сформировано 3 лота, при этом место исполнения услуг определено территорией нескольких муниципальных районов края.

Согласно данным раздела 5 Информационной карты по лоту N 1 управлением установлено место оказания услуг как территория: - г. Перми (Дзержинский, Индустриальный, Кировский, Ленинский, Свердловский, Мотовилихинский, Орджоникидзевский районы); Краснокамского и Нытвенского муниципальных районов; Березниковского городского округа и Усольского муниципального района; Соликамского городского округа и Соликамского муниципального района; Красновишерского муниципального района; Чердынского муниципального района. Услуги по лотам N 2, 3 должны быть оказаны также на объединенных территориях муниципальных районов Пермского края.

В антимонопольный орган 11.11.2011 поступила жалоба от общества "Специализированный консалтинг" на действия государственного заказчика при размещении заказа на оказание услуг для обеспечения государственных нужд: объединение в один лот услуг, оказываемых на нескольких территориях, удаленных друг от друга.

По итогам рассмотрения жалобы антимонопольный орган пришёл к выводу о том, что обжалуемые действия управления приводят к ограничению круга лиц, участвующих в конкурсе, и принял решение от 18.11.2011 о признании действий управления нарушившими ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ. Основанием для принятия решения послужил вывод антимонопольного органа о том, что объединение в состав одного лота услуг, оказываемых на территориях, подведомственных нескольким территориальным органам Министерства социального развития Пермского края, влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа, поскольку за счет укрупнения лотов увеличивается и размер обеспечения заявки; при этом размер обеспечения исполнения контрактов влечет вытеснение хозяйствующих субъектов, не способных выполнить требование об обеспечении заявки, исполнения контрактов.

На основании данного решения управлению выдано предписание об устранении нарушений, в соответствии с которым управлению предписано в срок до 30.12.2011 аннулировать торги (извещение N 0156200001511000029); разместить соответствующую информацию на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, а также в срок до 09.12.2011 представить в антимонопольный орган документальное подтверждение исполнения предписания.

Как следует из материалов дела и установлено судами, предметом конкурса явилось размещение заказа на оказание государственных услуг "Надомное обслуживание инвалидов и граждан пожилого возраста" в 2012-2014 годах. В один лот включены услуги, оказываемые на разных территориях Пермского края. Необходимость объединения услуг в один лот по территориальному признаку организатор торгов обусловил тем, что не на всех территориях государственных заказчиков имеются организации, способные оказать подобные услуги, что, по его мнению, может привести к невозможности реализации государственного заказа на конкретной территории, а также отсутствием технической возможности проведения большого числа заседаний комиссии.

При этом суды отметили, что управление не представило обоснование критериев, иных показателей, связанных с определением соответствия оказываемых услуг потребностям заказчика.

При исследовании имеющихся в материалах дела доказательств по правилам ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды первой и апелляционной инстанций приняли во внимание, что подобное объединение не должно входить в противоречие с общими принципами Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ в части обеспечения потенциальным претендентам гарантий по реализации их права на участие в торгах.

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суды первой и апелляционной инстанций признали безосновательным объединение в один лот услуг, оказываемых на разных территориях Пермского края, правомерно заключив, что такое объединение влечет за собой ограничение конкуренции при проведении торгов ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могут принять участие в торгах, но не имеют финансовой возможности внесения в обеспечение участия в аукционе и в обеспечение контракта сумм, значительность которых сложилась из-за искусственного объединения услуг, оказываемых на разных территориях Пермского края, в один лот, что свидетельствует о нарушении организатором совместных торгов запрета, установленного ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ.

Таким образом, судами учтено, что примененный заказчиком принцип объединения лотов по территории ограничивает круг хозяйствующих субъектов, в том числе исполнителей, относящихся к малому и среднему бизнесу, которые не смогут принять участие в торгах ввиду значительного увеличения размера обеспечения заявки и исполнения контрактов.

Кроме того, суды отметили, что такое формирование лотов и в дальнейшем оказание одним лицом социальных услуг на территории, подведомственной нескольким территориальным органам Министерства социального развития Пермского края, не направлено на эффективное решение вопросов, отнесенных к самостоятельной компетенции территориальных органов Министерства социального развития Пермского края, обязанных организовывать непосредственное оказание государственных услуг в пределах подведомственной им территории.

При таких обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований судами отказано правомерно.

Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объёме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.

Доводы управления, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у суда кассационной инстанции отсутствуют. Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения, постановления арбитражного суда, не выявлено.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Пермского края от 14.03.2012 по делу N А50-25886/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2012 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Министерства социального развития Пермского края по г. Перми - без удовлетворения.

Председательствующий

Т.П. Ященок

Е.О. Черкезов
С.Н. Василенко

Иногда одновременно у нескольких государственных заказчиков возникает потребность в одном и том же товаре или услуге. В этом случае, в соответствии с деуствующим законодательством в сфере государственных закупок, они могут объявить совместные торги. В этой статье мы разберем то, как проходит эта процедура и в чем особенности ее проведения.

Совместные торги по 44 ФЗ

По действующим нормам закона № , в том случае, если два или несколько заказчиков, обязанных совершать свои сделки в соответствии с данным законом, хотят приобрести одни и те же товары или услуги, они вправе организовать совместный конкурс или аукцион.

Согласование взаимоотношений заказчиков

Взаимоотношения заказчиков между собой в ходе этих торгов, распределение прав, обязанностей перед поставщиками, ответственности за нарушение условий конкурс должны быть распределены между ними самостоятельно, в отдельном соглашении. Такие соглашения регулируются или нормами 44-ФЗ или общими положениями о договоре, предусмотренными Гражданским кодексом.

Соглашение о распределении обязанностей

В связи с тем, что 25 статья закона о закупках дает возможность правительству регулировать порядок организации таких торгов, 28.11.2013 года было принято Постановление Правительство, которое и установила общие и обязательные для всех Правила проведения совместных закупок. Этими правилами также предусмотрена обязанность участников еще до выхода на торги составить и подписать соглашение, предусматривающее их взаимные обязательства. Соглашение в обязательном порядке должно содержать информацию, предусмотренную 25 статьей закона.

Определение организатора совместных торгов

Следующим шагом после подписание соглашения станет определение его участниками организатора аукциона и указание его наименования в плане-графике. Организатором будет являться один из участников аукциона, определенный ими в соглашении. Ему стороны соглашения передают часть своих полномочий, которые будут необходимы для поведения торгов. Само проведение аукциона полностью регулируется нормами закона №44-ФЗ.

Функции организатора

Согласно Закону и соглашению организатор возлагает на себя выполнение следующих функций:

  1. Создает комиссию по закупкам и утверждает состав ее членам. В комиссию включаются представители от каждого участвующего в торгах заказчика. По общему правилу, они делегируют туда количество членов, пропорциональное их доле в закупке, но соглашением сторон может быть предусмотрен и другой способ формирования комиссии;
  2. Разрабатывает конкурсную документацию и подает в единую информационную систему заявку на проведение торгов. Нижняя и верхняя планка цен на закупку определяется организатором исходя из совокупности нижних и верхних (максимальных) порогов цен каждого из заказчиков, участвующих в совместных закупках;
  3. Взаимодействует со всеми заинтересованными в торгах лицами, осуществляет их ознакомление с документацией;
  4. Разъясняет положения документации по запросам заинтересованных лиц;
  5. При возникновении необходимости меняет документацию или содержание объявления о торгах;
  6. Размещает всю предусмотренную законом №44-ФЗ информацию и иные сведеня в общей информационной системе;
  7. После того как составлены протоколы по итогам торгов, направляет их копии каждому участнику, а также в государственные уполномоченные органы. Копии протоколов должны быть разосланы не позднее, чем на следующий день после того, как они были подписаны;
  8. Выполняет иные функции, возложенные на него данным соглашением.

Подведение итогов совместных торгов по 44 ФЗ

Расходы на проведение аукциона распределяются между всеми участника соглашения пропорционально. Пропорция рассчитывается исходя из соотношения начальной или верхней цены контракта, выставленной каждым заказчиком, и общей максимальной или начальной ценой контракта. Договоры с поставщиком каждый из участников соглашения заключает самостоятельно.

Если по тем или иным причинам, которые были указанны в законе, конкурс был признан несостоявшимся, то каждый из участников торгов вправе самостоятельно, предварительно согласовав такое решение в установленном порядке, заключить контракт с единственным поставщиком.

Совместные торги по 223 ФЗ

Проведение совместных торгов в соответствие с нормами закона № проводится уже на основании другого постановления правительства. Для реализации на практике норм этого закона было принято постановление N 631. Им были утверждены основные нормы и положения, регулирующие взаимоотношения заказчиков, как государственных, так и муниципальных, и органов, которым на основании федеральных законов были переданы все полномочия на размещение таких заказов. Постановление гласит, что и в этом случае при проведении совместных торгов участники должны заключить между собой соглашение и назначить в нем одного из них организатором торгов.

Предмет совместных торгов по 223 ФЗ

Совместные торги по 223-ФЗ проводятся в целях закупки продукции только одного наименования. Одинаковое наименование означает то, что продукция имеет идентичные коды по Общероссийской классификации. Если несколько заказчиков, которые работают в оном городе, намерены приобрести совместно одинаковую продукцию, они могут и самостоятельно организовать торги по закупке, и передать эту обязанность уполномоченному органу, чтобы избавить себя от несвойственных функций.

Особенности проведения торгов

Все потребности каждого заказчика суммируются между собой, и на торги выставляется один лот. Как в предыдущем случае, при определении победителя торгов, каждый заказчик заключает с ним индивидуальный договор.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса