Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Сообщение оскар уайльд. Оскар Фингал О'Флаэрти Уиллс Уайльд. Отношения с Альфредом Дугласом и судебный процесс

Годы жизни: с 16.10.1854 по 30.11.1900

Ирландский драматург, поэт, писатель, эссеист, автор многочисленных рассказов и одного романа. Известный своим остроумием, он стал одним из самых успешных драматургов конца викторианской эпохи в Лондоне и одним из величайших знаменитостей своего времени.

Родился в столице Ирландии - Дублине. Отец - Уильям Роберт Уайльд, один из самых выдающихся врачей Великобритании - офтальмолог и отоларинголог с мировой известностью, автор десятков книг по медицине, истории и географии, был назначен придворным хирургом, а впоследствии удостоен титула лорда. Мать Оскара - леди Джейн Франческа Уайльд - светская дама, во вкусах и манерах которой был оттенок неумеренной театральности, поэтесса, писавшая зажигательные патриотические стихи под псевдонимом Сперанца (итал. Speranza - надежда) и убеждённая в том, что рождена для величия.

Самое серьезное влияние на судьбу Оскара Уайльда оказал литературный салон его матери. Именно там он впитал в себя страсть к прозе и подчеркнутый аристократизм. Еще в раннем возрасте он славился умением юмористически переиначить школьные события. Окончив школу с золотой медалью, он был удостоен Королевской школьной стипендии для учебы в дублинском Тринити-колледже. Здесь же он впервые прослушал курс лекций по эстетике.

Первое образование в биографии Оскара Уайльда было получено дома. Затем же 1864-1871 года Оскар провел в Королевской школе Портора, закончив которую с медалью был направлен в Тринити-колледж. В этом учебном заведении Уайльд приобрел не только знания, а еще некоторые убеждения, черты характера, которые он сохранил на всю жизнь.

В 1874 Уайльд, выиграв стипендию на обучение в оксфордском колледже Магдалины на классическом отделении, поступает в интеллектуальную цитадель Англии - Оксфорд. В Оксфорде он получил престижнейшую Ньюдигейтскую премию за поэму "Равенна". Еще во время студенчества Оскар путешествовал по Европе, а также написал несколько произведений.

По окончании университета (1879) Оскар Уайльд переселился в Лондон. Благодаря своему таланту, остроумию и умению привлечь внимание, Оскар стал любимчиком светского круга. Именно он совершил революцию в моде, "совершенно необходимую" для английского общества. Под влиянием лекций Джона Рескина об искусстве увлекся идеями так называемого эстетического движения, проповедовал необходимость возрождения красоты в повседневной жизни как средства преодоления практицизма буржуазного общества.

Уже первый поэтический сборник Уайльда – «Стихотворения» (1881) продемонстрировал его приверженность к эстетическому направлению декаданса, со свойственными ему культом индивидуализма, вычурностью, мистицизмом, пессимистическими настроениями одиночества и отчаяния.

В 1882 писатель совершил турне по городам США, выступая с лекциями по эстетике. В анонсе его выступлений была такая фраза: «Мне нечего вам представить, кроме своего гения». В США Уайльд издал революционную мелодраму «Вера, или Нигилисты» (1882), выразившую бунтарские настроения молодого писателя, и стихотворную трагедию «Герцогиня Падуанская» (1883).

Вернувшись в Лондон, Оскар сразу же отправился в Париж. В столице Франции писатель познакомился с ярчайшими представителями мировой литературы, такими как Поль Верлен, Эмиль Золя, Виктор Гюго, Стефан Малларме и Анатоль Франс.

29 мая 1884 года Оскар Уайльд женился на Констанс Ллойд - дочери богатого адвоката. У супругов родилось двое сыновей, Сирил и Вивиан. Чуть позже для них писатель написал сказки – "Счастливый принц и другие сказки" (1888 г.) и "Гранатовый домик" (1891 г.). Но семейное счастье не было долгим. Скоро Уайльду пришлось жить двойной жизнью, держа в полной тайне от жены и друзей то, что он все больше втягивается в круг молодых геев.

В то время писатель зарабатывал на жизнь журналистикой, работая в журнале "Женский мир". Его высокие литературные заслуги высоко оценил Джордж Бернард Шоу.

В 1887 году вышли в свет произведения "Кентервильское привидение", "Преступление лорда Артура Сэвила", «Сфинкс без загадки», «Натурщик-миллионер», «Портрет г-на У. Х.».

Единственный роман Уайльда – "Портрет Дориана Грея", вышедший в 1890 году, принес автору сногсшибательный успех. "Всеправедная" буржуазная критика обвинила роман в безнравственности. А в 1891 г. роман вышел со значительными дополнениями и особым предисловием, которое стало манифестом эстетизму.

1891–1895 гг. – годы головокружительной славы Уайльда. Были написаны пьесы: «Веер леди Уиндермир» (1892), успех которой сделал Уайльда самым популярным человеком Лондона, «Женщина, не стоящая внимания» (1893), «Святая блудница, или женщина, осыпанная драгоценностями» (1893), «Идеальный муж» (1895), «Как важно быть серьезным» (1895). Газеты называли его "лучшим из современных драматургов", отмечая его ум, оригинальность и совершенство стиля. В 1891 вышел сборник теоретических статей "Замыслы". Писатель осветил наиболее близкие ему явления современной английской литературы (У. Моррис, У. Патер, Ч. А. Суинберн и др.). Вместе с тем он с уважением писал о художественном мастерстве Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева и Ф. М. Достоевского. Испытав влияние идей социализма, Оскар Уайльд написал трактат "Душа человека при социализме".

В годы своего творческого взлета Уайльд познакомился с Альфредом Дугласом, в результате чего перестал видеться с женой и детьми.

Недовольство постоянными ссорами с сыном привело отца Дугласа, маркиза Куинсберри, к жажде сокрушения репутации литератора. Так в 1895 году Оскара Уайльда приговорили к двум годам тюремного заключения и исправительных работ. Это и стало отсчетом конца его творческой жизни.

Большинство друзей отвернулись от ранее знаменитого писателя, в их числе был и Альфред Дуглас. Но те немногие, что остались, помогли ему остаться в живых. Единственным коллегой Уайльда, ходатайствовавшим о его помиловании – правда, безуспешно – был Б. Шоу. В тюрьме Уайльд узнал, что скончалась его мать, которую он очень сильно любил, а его жена эмигрировала и изменила свою фамилию, а также фамилии сыновей, отныне они не Уайльды, а Холланды.

Два года, проведенные писателем в тюрьме, обернулись литературным произведением, исполненным огромной художественной силы. Это прозаическая исповедь «Из бездны».

Уайльд вышел на свободу в мае 1897 года и переехал во Францию, где сменил имя на Себастьяна Мельмота, героя готического романа «Мельмот Скиталец» Чарльза Мэтьюрина, двоюродного деда Уайльда. Во Франции Оскар написал знаменитую поэму "Баллада Редингской тюрьмы" и подписался псевдонимом С.3.3. – таков был тюремный номер Уайльда. И это был высший и последний поэтический взлет жреца эстетизма.

Оскар Уайльд скончался во Франции 30 ноября 1900 года от острого менингита, вызванного ушной инфекцией. Незадолго до смерти он сказал о себе так: "Я не переживу XIX столетия. Англичане не вынесут моего дальнейшего присутствия".

Судьбу Оскара Уайльда можно назвать блистательной катастрофой, после нее ни общественные мнения, ни частные суждения о природе наших чувств уже никогда не будут такими, какими были до него.

Спустя примерно 10 лет писателя перезахоронили на кладбище Пер-Лашез, а на могиле был установлен крылатый сфинкс из камня работы Джейкоба Эпстайна.

Мемориальная доска на доме Уайльда в Лондоне сообщает:

«Здесь жил

Оскар Уайльд

остроумец и драматург».

Когда Метерлинк предложил Уайльду попробовать вино, какого нельзя купить в Англии, Уайльд с горькой иронией сказал: «Англичане наделены чудесной способностью превращать вино в воду»

Уайльд любил говорить, что ирландцы - «самые лучшие собеседники после древних греков»

В конце 2007 года, после специального опроса телезрителей корпорацией «Би-би-си», Оскар Уайльд был признан самым остроумным человеком Великобритании. Он обошёл самого Шекспира и У. Черчилля.

В Лондоне около дома, где жил Уайльд, стоял нищий. Его лохмотья раздражали Уайльда. Он вызвал лучшего в Лондоне портного и заказал ему для нищего костюм из тонкой, дорогой ткани. Когда костюм был готов, Уайльд сам наметил мелом места, где должны быть прорехи. С тех пор под окнами Уайльда стоял старик в живописном и дорогом рубище. Нищий перестал оскорблять вкус Уайльда. "Даже бедность должна быть красивой".
После тюрьмы Уайльд написал две статьи, известные под названием "Письма о тюремной жизни".
"Жестокость, которой подвергаются и днем и ночью дети в английских тюрьмах, невероятна. Поверить в нее могут только те, кто сами наблюдали их и убедились в бесчеловечности английской системы. Ужас, испытываемый ребенком в тюрьме, не знает пределов. Нет ни одного арестанта в Реддингской тюрьме, который с величайшей радостью не согласился бы продлить на целые годы свое заключение, лишь бы перестали мучить в тюрьмах детей".
Так писал Уайльд в то время, и совершенно ясно, что наравне с остальными арестантами он, бывший великий эстет, отсидел бы в тюрьме несколько лишних лет за того крошечного мальчика, которого он часто видел рыдающим в одиночной камере.

Библиография

Пьесы

Пьесы
Вера, или Нигилисты (1882)
Герцогиня Падуанская (1883)
(1891, исполнена впервые в 1896 в Париже)
(1892)
(1893)
Идеальный муж (1895)
(ок. 1895)
«Святая блудница, или женщина, осыпанная драгоценностями» (1893)
Флорентийская трагедия (1895)

Поэзия

(1881; сборник стихов)

Поэмы (1881)

Равенна (1878)
Сад Эроса (1881)
Мотив Итиса (1881)
Хармид (1881)
Пантея (1881)
Humanitad (опубл. 1881; лат. букв. «Во человечестве»)
Сфинкс (1894)
Баллада Редингской тюрьмы (1898)

Стихотворения в прозе (1894)

Поклонник (1894)
Творящий благо (1894)
Учитель (1894]
Учитель мудрости (1894)
Художник (1894)
Чертог суда (1894)

Письма

(лат. «Из глубины», или «Тюремная исповедь»; 1897) - письмо-исповедь, обращённая к его возлюбленному другу Альфреду Дугласу, над которым Уайльд работал в последние месяцы своего пребывания в Редингской тюрьме. В 1905 г. в берлинском журнале «Ди нойе Рундшау» друг и почитатель Оскара Роберт Росс опубликовал сокращённый вариант исповеди. Согласно завещанию Росса, её полный текст свет увидел лишь в 1962 г.
« » - письма разных лет, объединённые в одну книгу, где собраны 214 писем Уайльда
(1893) Эротический роман

Экранизации произведений, театральные постановки

Идеальный муж (фильм, 1980)
Звездный мальчик (фильм, 1980)
Сказка о Звёздном мальчике (фильм, 1983)
Идеальный муж (1947, 1980, 1998,1999)
Дориан Грей (1910, 1913, 1915, 1916, 1917, 1918, 1945, 1970, 1973, 1977, 1983, 2001, 2004, 2005, 2006, 2009)
Женщина, не стоящая внимания (1921, 1945)
Как важно быть серьезным (1937, 1938, 1946, 1952, 1985, 1986, 1992, 2002)
Кентервильское привидение (1944, 1962, 1970, 1974, 1985, 1986, 1990, 1996, 1997, 2001)
Преступление лорда Артура (1968, 1991)
Счастливый принц (1974, 1999)
Замечательная ракета (1975)
Саломея (1908, 1920, 1923, 1970, 1971, 1972, 1973, 1974, 1977, 1978, 1986, 1988, 1992, 1997, 2008)
Великан-эгоист (1939, 1971, 2003)
и др.

Большая советская энциклопедия: Уайльд, Уайлд (Wilde) Оскар Фингал О"Флаэрти Уилс (16.10.1854, Дублин,- 30.11.1900, Париж), английский писатель и критик. Ирландец по национальности. Окончил Оксфордский университет (1879). Сборник «Стихотворения» (1881) имел успех. Под влиянием лекций Дж. Рескина об искусстве увлекся идеями так называемого эстетического движения, проповедовал необходимость возрождения красоты в повседневной жизни как средства преодоления практицизма буржуазного общества. В 1882 совершил турне по городам США, выступая с лекциями по эстетике; в США издал революционную мелодраму «Вера, или Нигилисты» (1882, рус. пер. 1925, Берлин), выразившую бунтарские настроения молодого писателя, и стихотворную трагедию «Герцогиня Падуанская» (1883, рус. пер. В. Брюсова, 1911). Вернувшись в Лондон, сотрудничал в газетах и журналах. Был осужден на два года тюремного заключения по обвинению в безнравственности (1895-97), по выходе из тюрьмы поселился в Париже. Душевный надлом получил отражение в поэме «Баллада Редингской тюрьмы» (1898, рус. пер. В. Брюсова, 1915) и в посмертно опубликованной исповеди «De Profundis» (1905).
В обстановке социального и идеологического кризиса английской буржуазного общества конца 19 в. У. примыкал к антибуржуазному направлению в литературе и театре, в некоторой степени испытав влияние идей социализма («Душа человека при социализме», 1891). Представление о том, что искусство не только самоценно, но первично по отношению к жизни, сближало его с декадентским эстетизмом и сторонниками «искусства для искусства». Однако творчество У. было не лишено значительного жизненного содержания. Ранняя поэзия У. изысканно орнаментована, книжна, в ней сильно влияние французского символизма. Наряду с этим в его творчестве звучат социальные мотивы. В «Балладе Редингской тюрьмы» декадентские мотивы любви на грани смерти сочетаются с горячим состраданием к несчастью человека.
Сказки («Счастливый принц», «Звездный мальчик») и «Стихотворения в прозе» У. лиричны, возвышенны по стилю и содержанию. «Кентервильское привидение», «Преступление лорда Артура Севиля» - остросюжетные новеллы, пронизанные иронией. Образец интеллектуального романа конца 19 в. - «Портрет Дориана Грея» (1891). Украсив всем блеском своего стиля проповедь аморализма, вложенную в уста лорда Генри, У. вместе с тем признает, что культ красоты и жажда наслаждений не должны приводить к отказу от истинной нравственности. Однако современниками роман в основном воспринимался как проповедь эстетского аморализма.
Трагедии «Герцогиня Падуанская», «Саломея» (1893; первоначально на французском языке), «Флорентийская трагедия» (1895, опубликована в 1908, не закончена) - попытки возрождения поэтической драмы больших страстей. Иной характер имеют светские комедии, полные остроумных парадоксов и эпиграмм на нравы господствующих классов: «Веер леди Уиндермир» (1892), «Женщина, не стоящая внимания» (1893), «Как важно быть серьезным» (поставлена 1895, опубликована в 1899). Социально-критические мотивы сильны в комедии «Идеальный муж» (1895), где изобличаются нечистые методы буржуазных карьеристов.
В критических статьях 80-х гг. (сборник «Замыслы», 1891) У. осветил наиболее близкие ему явления современной английской литературы (У. Моррис, У. Патер, Ч.А. Суинберн и др.). Вместе с тем он высоко ценил народное песенное творчество, поэзию П. Беранже и с уважением писал о художественном мастерстве О. Бальзака, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева и Ф.М. Достоевского.

Оскар Уайльд (1854–1900), английский драматург, поэт, прозаик, эссеист, критик. Яркая знаменитость позднего Викторианского периода, лондонский денди, позднее осуждённый за «непристойное» поведение. Это один из самых парадоксальных умов в истории человечества. Он противостоял миру официального, давал пощёчину общественному мнению. Всё тривиальное его раздражало, всё безобразное – отталкивало. «Апостол эстетизма» таково было в английском обществе его официальное звание; так величали его газеты и юмористические листки. «Эстет» это было как бы его чином, его саном, его карьерой, профессией, его общественным положением», – писал о нём К. Чуковский.

Его полное имя – Оскар Фингал О’Флаэрти Уиллс Уайльд. По происхождению – ирландец. Родился 16 октября 1854 года в Дублине, в весьма известной семье. Отец, сэр Уильям Уайльд, был врачом-офтальмологом с мировым именем, автором множества научных трудов; мать – светская дама, писавшая стихи, считавшая свои приемы литературным салоном.

В 1874 г. Уайльд, выиграв стипендию на обучение в оксфордском колледже Магдалины на классическом отделении, поступил в интеллектуальную цитадель Англии – Оксфорд. В Оксфорде Уайльд создал самого себя. Он приобрёл, как и хотел, репутацию человека, блистающего без особых усилий. Здесь же оформилась его особая философия искусства.

По окончании университета Оскар Уайльд переселился в Лондон. Благодаря своему таланту, остроумию и умению привлечь внимание, Уайльд быстро влился в светскую жизнь. Он совершил «самую необходимую» для английского общества революцию – революцию в моде. Отныне он появлялся в обществе в самолично придуманных умопомрачительных нарядах: короткие штаны-кюлоты и шёлковые чулки, лимонные перчатки в сочетании с пышным кружевным жабо, и непременный аксессуар – гвоздика в петлице, выкрашенная в зелёный цвет. Гвоздика и подсолнух, наряду с лилией считались самыми совершенными цветками у прерафаэлитов (от латин. приставки prae – до, перед и имени ит. художника Рафаэля) – общества в Англии середины XIX века, проповедовавшего возврат к примитивным формам ранней итальянской живописи до Рафаэля.

Уже первый поэтический сборник Уайльда – «Стихотворения» (1881) продемонстрировал его приверженность к эстетическому направлению декаданса, со свойственными ему культом индивидуализма, вычурностью, мистицизмом, пессимистическими настроениями одиночества и отчаяния. К этому же времени относится и первый его опыт в драматургии – «Вера, или Нигилисты». Однако следующие десять лет он драматургией не занимался, обращаясь к другим жанрам – эссе, сказкам, литературно-художественным манифестам.

В течение 1882 года читал лекции по литературе в США и Канаде. В анонсе его выступлений была такая фраза: «Мне нечего вам представить, кроме своего гения».

После Америки, Уайльд побывал в Париже, где познакомился и без особых трудностей завоевал симпатии ярчайших представителей мировой литературы – Поля Верлена, Эмиля Золя, Виктора Гюго, Стефана Малларме, Анатоля Франса. В 29 лет он встретил Констанс Ллойд, влюбился, стал семьянином. У них родилось двое сыновей (Сирил и Вивиан), для которых Уайльд сочинил сказки, записанные позже на бумаге – «Счастливый принц и другие сказки»,(1888) и «Гранатовый домик» (1891). Волшебный, поистине завораживающий мир этих очень красивых и грустных историй адресован на самом деле не детям, а взрослым читателям. С точки зрения театрального искусства в сказках Уайльда выкристаллизовался эстетический стиль отточенного парадокса, отличающий немногочисленную драматургию Уайльда, и превращающий его пьесы в уникальное явление, почти не имеющее аналогов в мировой литературе.

В 1887 г. он опубликовал рассказы «Кентервильское привидение», «Преступление лорда Артура Сэвила», «Сфинкс без загадки», «Натурщик-миллионер», «Портрет г-на У. Х.», которые и составили первый сборник его рассказов. Однако же Уайльд не любил записывать всё, что приходило ему на ум. Многие рассказы, которыми он очаровывал слушателей, так и остались ненаписанными.

В 1890 году в свет вышел единственный роман, который окончательно принёс Уайльду сногсшибательный успех, – «Портрет Дориана Грея». Критика обвинила его роман в безнравственности. А в 1891 г. роман вышел со значительными дополнениями и особым предисловием, которое стало манифестом эстетизму – тому направлению и той религии, которые и создал Уайльд. Роман и сегодня привлекает внимание, он экранизировался в разных странах около пятнадцати (!) раз.

1891–1895 гг. – годы головокружительной славы Уайльда. Все пьесы Уайльда, наполненные парадоксами, афоризмами и фразами, ставшими крылатыми, написаны в начале 1890-х: «Веер леди Уиндермир» (1892), «Женщина, не стоящая внимания» (1893), «Святая блудница, или женщина, осыпанная драгоценностями» (1893), «Идеальный муж» (1895), «Как важно быть серьезным» (1895). Они были сразу поставлены на лондонской сцене и пользовались большим успехом; критики писали о том, что Уайльд внес оживление в английскую театральную жизнь. После премьеры комедии «Веер леди Уиндермир» автор обратился к публике со словами: «Я поздравляю вас с большим успехом спектакля; это убедило меня, что вы почти столь же высокого мнения о моей пьесе, как и я сам».

Успех творчества Уайльда сопровождалось громкими скандалами. Первый из них возник при появлении «Портрета Дориана Грея», когда широкое обсуждение романа свелось к обвинению автора в безнравственности. Далее, в 1893, английская цензура запретила к постановке драму «Саломея», написанную на французском языке для Сары Бернар. Здесь обвинения в безнравственности были куда серьезнее, поскольку в декадентскую стилистику был переведен библейский сюжет. Сценическую историю «Саломея» обрела лишь в начале 20 в., с расцветом символизма: в 1905 Рихард Штраус написал по мотивам пьесы оперу; а в России спектакль прогремел в 1917 году в постановке Александра Таирова с А. Коонен в главной роли.

Но главный скандал, разрушивший не только драматургическую карьеру, но и всю его жизнь, разразился в 1895, вскоре после премьеры последней комедии драматурга. Уайльд, обороняясь от общественного обвинения в гомосексуализме, подал в суд на маркиза Квинсберри, отца своего ближайшего друга Альфреда Дугласа. Уайльд был осужден за безнравственность и приговорен к тюремному заключению. Названия пьес Уайльда тут же исчезли с афиш театров, имя его перестало упоминаться. Единственным коллегой Уайльда, ходатайствовавшим о его помиловании – правда, безуспешно – был Б. Шоу.

Два года, проведенные писателем в тюрьме, обернулись двумя последними литературными произведениями, исполненными огромной художественной силы. Это прозаическая исповедь «De Profundis» («Из бездны»), написанная во время заключения и опубликованная посмертно, и поэма «Баллада Редингской тюрьмы», написанная вскоре после освобождения в 1897. Она была опубликована под псевдонимом, которым стал тюремный номер Уайльда – С.3.3.

Больше он ничего не писал. Полагаясь на финансовую поддержку близких друзей, освобождённый в мае 1897 г. Уайльд переехал во Францию и сменил имя на Себастьяна Мельмота, героя готического романа «Мельмот Скиталец» Чарльза Мэтьюрина, двоюродного деда Уайльда.

Один из самых блистательных и утонченных эстетов Англии 19 в. провёл последние годы своей жизни в нищете, безвестности и одиночестве. Умер он совершенно неожиданно 30 ноября 1900 года от менингита, полученного через ушную инфекцию.

Мемориальная доска на доме Уайльда в Лондоне сообщает:

«Здесь жил

Оскар Уайльд

остроумец и драматург».

Оскар Уайльд

Прозаик, эссеист, драматург, поэт, Оскар Уайльд прожил недолгую, исполненную драматизма жизнь. Был наиболее характерным представителем эстетизма, художественно-философского течения, получившего развитие в Англии в 1870-1890-х гг. Его сторонники исходили из принципа "искусства для искусства", из того, что литературе нет смысла выполнять какую-то моральную миссию, учить добру, справедливости, что она "безразлична" к проблемам нравственности. Искусство призвано служить красоте, которая выше жизни. Художник выражает лишь свои субъективные впечатления и противо-

Поставляет их реальности. Правда, далеко не всегда Уайльд

Следовал этим теориям.

Сын известного врача-ирландца, он учился в престижном

Оксфордском университете. Щедро художественно одаренный, вел жизнь лондонского денди, светского льва, парадоксальные, остроумные суждения которого были у всех на слуху. Дебютиро- вал как поэт и автор поэтичных, лиричных сказок ("Счастливый принц", "Соловей и роза", "Молодой король" и др.), любимых детьми. Его эстетические теории нашли выражение в знамени- том романе "Портрет Дориана Грея" (1890). В нем романист, прослеживая взаимоотношения трех персонажей, красивого юноши Дориана Грея, великосветского циника, искушенного в пороках лорда Генри и преданного искусству художника Холуорда,

Не приемлет аморального гедонизма. На примере же чудесного превращения портрета главного героя отстаивает излюблен- ный тезис о том, что искусство выше жизни.

Как драматург Уайльд внес ощутимый вклад в обновление английского театра второй половины 19 в. Он стимулировал смещение интереса от легкой развлекательности к постановке более значимых жизненных проблем. В своих комедиях - "Веер леди Уиндермир", "Женщина, не стоящая внимания", "Как важно быть серьезным" и, наверно, лучшей из них - "Идеальный муж" (она долгое время с большим успехом шла во МХАТе)- Уайльд остроумно осмеивает пустоту и фальшь светского общества, мещанскую викторианскую мораль. В комедии "Идеальный муж" передана атмосфера практикуемых в свете шантажа, интриг, сплетен, олицетворяемых авантюристской миссис Чивли. Но и герой, Роберт Чильтерн, товарищ министра иностранных дел, джентльмен, гордящийся незапятнанной репутацией, как выясняется, построил карьеру на том, что продал государ - ственную тайну, что принесло ему богатство. Уайльд, также как и другой великий ирландец, Бернард Шоу, - мастер парадоксов. Вот некоторые из них: "Ничто так не старит, как счастье", "У женщин удивительное чутье: они пронюхивают всё, кроме того, что всем известно", "Англичане не выносят людей, которые всегда правы, но очень любят тех, которые сознаются в своей неправоте", "В Англии человек, который не говорит на нравственные темы два раза в неделю перед большой безнрав - ственной аудиторией, не может считаться серьезным политиком", "Любовь к себе - это начало длинного, продол - жающегося всю жизнь романа".

Благополучная жизнь Уайльда была неожиданно прервана. Обвиненный в аморальном поведении, он был судим и заключен в тюрьму, которая многое в нем переменила. Теперь он утверждал: "Страдание - единственная истина; никакая истина не сравниться со страданием". Переживания, связанные с заключением, страшная сцена - увиденная им казнь заключенного, убившего свою возлюбленную, - все это нашло отражение в его пронзительной, исполненной неподдельного трагизма поэме "Баллада Редингской тюрьмы".

Детство будущего прозаика, драматурга и поэта последнего периода Викторианской эпохи Оскара Фингала О’Флаэрти Уиллса Уайльда прошло в столице Ирландии, городе Дублине. Он родился 16 октября 1854 года. Его родители были известны в кругах высшего общества. Отец Уильям Уайльд занимался медициной, в сферу его профессиональной деятельности входила ото-офтальмология.

В 1864 году ему присвоили звание рыцаря. Мать будущего писателя Джейн Франческа Уайльд боролась за права ирландцев и активно поддерживала революционное движение. Оба родителя увлекались литературой: отец писал исторические и археологические труды, а мать - поэзию. В доме у четы Уайльдов собирались салоны, на которых присутствовал цвет медицинской и культурной элиты страны.

Годы учебы

Оскар был средним ребенком в семье. Его старший брат Уильям родился на два года раньше Оскара, а сестра Изола - на два года младше. Девочка умерла в десятилетнем возрасте по причине воспаления головного мозга. Дети получили прекрасное домашнее образование. У них были немецкая и французская гувернантки. Первым учебным заведением для братьев стала Королевская школа Портора, которая находилась в небольшом городке, недалеко от Дублина. Маленький Оскар отличался талантом к чтению и к остроумным высказываниям. По окончании учебного заведения в возрасте 17 лет Уайльд получил золотую медаль и был направлен в Тринити-колледж.


Зародившаяся во время школьной учебы любовь Оскара к древнегреческой культуре получила свое развитие в колледже. Он занимается подробным изучением античной истории, эстетики, древних языков. Постепенно все полученные знания Уайльд начинает претворять в жизнь. Его манера поведения, одежда, тяга к эллинизму, скептицизм, самоирония - все то, что составило его славу в дальнейшем, формировались под воздействием полученных знаний.

Через три года перспективного студента отправляют в Оксфорд, где окончательно складывается стиль и образ Оскара Уайльда, как безупречного денди. Одним из критериев успешности для молодого человека уже тогда становится формирование ореола легендарности вокруг своей личности. Он никогда не спешил разрушать все невероятные сплетни и слухи, которые касались его имени.


В Оксфордском университете окончательно формируется и отношение будущего литератора к прекрасному. Нравственные ценности для Оскара теперь не являются единственным критерием красоты. Педагогом, который повлиял на мировоззрение Уайльда, стал Джон Рескин - английский писатель и теоретик. Он оказал большое влияние на развитие литературных тенденций конца XIX века.

В годы учебы Оскар впервые совершает путешествие в обожаемые им Италию и Грецию. Вдохновленный новыми впечатлениями Уайльд пишет одну из первых своих поэм «Равенна», за которую получает премию университета.

Творчество

В возрасте 24 лет Уайльд переезжает жить в столицу Великобритании. Он становится популярным завсегдатаем светских салонов Лондона за счет своих ироничных и противоречивых высказываний и манеры одеваться. Вкусы и привычки Уайлда диктовали моду для интеллигенции и аристократии. Вскоре стало появляться много молодых людей, которые во всем старались подражать своему кумиру. Шутки молодого ирландца его поклонниками разбирались на цитаты.


Оскар Уайльд начинал как поэт

В первые годы своего литературного творчества Оскар Уайльд занимался только лишь поэзией, изредка создавая эссе посвященные проблемам эстетики. С 1882 по 1883 годы молодой литератор провел за рубежом, в США, где путешествовал со своими лекциями по искусству. Американская публика была без ума от обаяния и интеллекта писателя, Оскар приобрел себе за океаном большую армию поклонников и последователей.

После возвращения в Европу Уайльд сразу же отправляется во Францию, где знакомится с цветом французской литературы.

Вернувшись на родину и обретя семью, Оскар Уайльд посвящает себя написанию сказок, на создание которых его вдохновили собственные дети. Это сборники «Счастливый принц» и «Гранатовый домик», самыми знаменитыми произведениями которых становятся «Мальчик-звезда», «Преданный друг», «Соловей и роза», «Рыбак и его душа». К этому времени слава Уайльда в Англии достигает своего пика.


Его журналистские статьи печатаются в лучших изданиях страны, Уайльд берет на себя обязанности редактора в журнале «Женский мир». О нем в своих интервью благосклонно отзывается легендарный драматург . Лондонский денди и провокатор вызывает противоречивые чувства у публики: от слепого обожания, до критики, которая выражается в нападках и публикации карикатур на литератора. Но колкости в адрес Оскара только укрепляют его авторитет и популярность в обществе.


Первое издание романа "Портрет Дориана Грея" в британском журнале

В возрасте 33 лет Уайльд впервые написал первые серьезные произведения. Начав с создания рассказов «Преступление лорда Артура Севила», «Кентервильское привидение», «Сфинкс без загадки», Уайльд приступает к основному труду своей творческой биографии - роману «Портрет Дориана Грея», который вышел в свет в 1890 году. Книга была воспринята современниками неоднозначно.

Несмотря на воспитательные цели, которые преследовал автор, в высшем обществе роман восприняли, как аморальное произведение. Но публика попроще была в восторге. Вслед за скандалом, связанным с публикацией единственного романа, Оскар Уайльд издает драму «Саломея», которая во многом повлияла на развитие искусства декаданса. Пьеса также получила противоречивую оценку общественного мнения и долго не ставилась в Великобритании.


Афиша пьесы «Идеальный муж»

В начале 90-х годов Оскар Уайльд создает ряд комедий для театральной сцены, которые получают свое воплощение на подмостках Лондона. Это такие пьесы, как «Веер леди Уиндермир», «Женщина, не стоящая внимания», «Идеальный муж» и «Как важно быть серьезным». В них драматург проявляет себя, как мастер остроумного диалога. Все увереннее в драматургии он использует прием парадоксальности.

Личная жизнь

Оскар Уайльд с молодости отличался влюбчивостью. Его первыми увлечениями были Флорри Бэлкум, актриса Лилли Лангтри. Уже в молодом возрасте литератор становится посетителем столичных домов терпимости, которые в то время пользовались популярностью у представителей богемы. Но в возрасте 27 лет Уайльд знакомится с Констанцией Ллойд, дочерью ирландского юриста, которая после бурного трехгодичного романа становится его женой. Вскоре в семье лондонского денди появляются мальчики-погодки - сыновья Сирил и Вивиан.


Через несколько лет брака между супругами началось отчуждение. Вполне возможно, что причиной этого стала недолеченная венерическая болезнь литератора. Оскар Уайльд начинает жить отдельно от супруги и детей, а затем меняет ориентацию. Одним из первых его партнеров-мужчин становится Роберт Росс, который долгое время проработал личным секретарем и доверенным лицом писателя.


В 1891 году состоялось знакомство, которое сыграло роковую роль в жизни писателя. К нему в гости пришел молодой маркиз Альфред Дуглас, который высказал свое восхищение только что изданным романом писателя. Вскоре между двумя эстетами завязалась крепкая дружба, которая переросла в страсть.

Суд и тюрьма

Мужчины перестали скрывать свои отношения, они часто появлялись на светских вечеринках вместе. Бози Дуглас, как звали Альфреда все знакомые, обладал нарциссическим типом характера - он все и всех старался подчинить своей воле. Оскар не мог устоять перед капризами юноши и постоянно потакал ему. О связи своего сына Бози узнал вскоре его отец маркиз Куинсберри. Шокирующая новость сподвигла его начать преследование Уайльда. Последней каплей для терпения писателя стала открытая записка, которая была передана ему маркизом, во время собрания клуба «Элбемарл». В ней отец Бози обвинял Уайльда в содомии.

Возмущенный Оскар подает в суд на своего оппонента за клевету, что становится для него ошибкой. Подготовленный маркиз доказывает правоту своего обвинения. После завершения процесса начинается встречное заседание суда, целью которого стало обвинение Уайльда в гомосексуализме. Маркиз выиграл дело, и писателя посадили в тюрьму. Оскар Уайльд получил максимальное наказание, существующее в те годы: два года каторжных работ. Многие его друзья, в том числе и Бози, отвернулись от него. Жена вместе с детьми покинула страну и поменяла фамилию. Через несколько лет она скончалась в Италии после неудачно проведенной операции.

Смерть

После возвращения на свободу в 1897 году Оскар сразу поспешил покинуть родину и отправился в Париж. Эти годы он живет на содержание, которое присылает ему жена после распродажи всего личного имущества семьи Уайльда. В столице Франции он вновь начинает встречаться с Дугласом, но их отношения становятся напряженными. Взяв псевдоним Себастьян Мельмот, Оскар приступает к литературной деятельности и пишет знаменитое произведение последних лет своей жизни «Балладу Редингской тюрьмы».

В начале 1900 года Оскар заболевает ушной инфекцией, которая при ослабленном заключением организме, спровоцировала развитие менингита. Воспаление мозга и стало причиной смерти писателя 30 ноября того же года. Уайльд был похоронен на одном из кладбищ в Париже, а через одно десятилетие его могила была перенесена на кладбище Пер-Лашез. На месте захоронения писателя установлен памятник в виде головы Сфинкса.

  • По результатам опроса, который проводился среди зрителей канала ВВС, Оскар Уайльд признан самым остроумным человеком, когда-либо жившем в Англии.
  • Роман «Портрет Дориана Грея» был воплощен силами кинематографа уже более 25 раз.
  • Дом привидений Токийского Диснейленда украшен портретом молодого Дориана Грея, который меняет картинку на изображение страшного старика.

  • Путешествуя по США, Оскар Уайльд заключил пари с одним американцем на самую неправдоподобную фразу. Первая же реплика оппонента: «Однажды американский джентльмен...» принесла ему победу. Оскар Уайльд остановил его и признал свое поражение.
  • Тюремное заключение известного литератора повлияло на судебное законодательство Великобритании. Написанный Уайльдом и переданный в палату общин «Акте о тюрьмах» был принят к рассмотрению и повлиял на дальнейшее улучшение условий содержания заключенных.

Цитаты

  • «Положительные люди действуют на нервы, плохие - на воображение».
  • «Как сказал один остроумный француз, женщины вдохновляют нас на великие дела, но вечно мешают нам их творить».
  • «Циник - это человек, который всему знает цену и ничего не ценит».
  • «Влюбленность начинается с того, что человек обманывает себя, а кончается тем, что он обманывает другого».
  • «В жизни бывают только две настоящие трагедии: одна - когда не получаешь того, чего хочешь, а вторая - когда получаешь».

Книги

  • «Равенна» (1878)
  • «Сад Эроса» (1881)
  • «Герцогиня Падуанская» (1883)
  • «Кентервильское привидение» (1887)
  • «Преступление лорда Артура Сэвила» (1888)
  • «„Счастливый принц“ и другие сказки» (1888)
  • «Портрет Дориана Грея» (1890)
  • «Саломея» (1891)
  • «Гранатовый домик» (1891)
  • «Веер леди Уиндермир» (1892)
  • «Женщина, не стоящая внимания» (1893)
  • «Сфинкс» (1894)
  • «Идеальный муж» (1895)
  • «Баллада Редингской тюрьмы» (1898)
Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса