Слова с безударными гласными. Безударные гласные. Непроверяемая безударная гласная. Как проверять безударную гласную в корне слова: правила и примеры
В безударных слогах гласные произносятся иначе, чем под ударением, - более кратко и с меньшим мускульным напряжением органов речи (этот процесс в лингвистике называется редукцией). В связи с этим гласные без ударения меняют своё качество и произносятся иначе, чем ударные.
Кроме того, без ударения различается меньшее количество гласных, чем под ударением: различающиеся под ударением гласные в той же морфеме (например, в корне) в безударном положении перестают различаться, например:сама и сома - [сам́а], лиса и леса - [л"ис́а] (этот процесс называется нейтрализацией).
В русском языке в безударном положении различается 4 гласных звука: [а], [у], [ы], [и]. Безударные [а], [и] и [ы] отличаются в произношении от соответствующих ударных: они произносятся не только более коротко, но и с несколько иным тембром, что вызвано меньшим мускульным напряжением при их произношении и, как следствие, смещением органов речи к более нейтральному положению (положению покоя). Поэтому их обозначение при помощи тех же транскрипционных знаков, что и ударные гласные, в известной мере условно.
Звуки [о] и [э] в русском языке встречаются только под ударением. Исключение составляют лишь несколько заимствований (какао [каќао], каноэ [кан́оэ]) и некоторые служебные слова, например союз но (ср., например, произношение предлога на и союза но: Я пошёл на выставку, но выставка была закрыта).
Качество безударного гласного зависит от твёрдости / мягкости предшествующего согласного звука.
После твёрдых согласных произносятся звуки [у] (рука [руќа]), [а] (молоко[малаќо]), [ы] (мыловар [мылав́ар], живот [жыв́от], желтеть [жылт"́эт"],лошадей [лашыд"́эй"]).
После мягких согласных произносятся звуки [у] (любить [л"уб"́ит"]), [и] (миры[м"ир́ы], часы [ч"ис́ы], лежать [л"иж́ат"]).
Как видно из приведённых примеров, один и тот же безударный гласный может отображаться на письме разными буквами:
[у] - буквами у (пустой [пуст́ой"]) и ю (бюро [б"ур́о]),
[а] - буквами а (жара [жар́а]) и о (постель [пас"т"́эл"]),
[ы] - буквами ы (мыслитель [мысл"́ит"ил"]), и (жизнь [жыз"н"]), а (жалеть[жал"́эт"] / [жыл"́эт"] - в некоторых словах после твёрдых непарных [ж], [ш], [ц] возможна вариативность произношения), е (железо [жыл"́эза]),
[и] - буквами и (пистон [п"ист́он]), е (медок [м"ид́ок]), а (часок [ч"ис́ок]), я (ряды[р"ид́ы]).
Сказанное выше о соответствии безударных гласных и обозначающих их букв можно обобщить в схему, удобную для использования при транскрибировании:
После твёрдого согласного, кроме [ж], [ш], [ц]:
у [у] рука [ру]ка
а [а] сама [са]ма
о [а] сома [са]ма
ы [ы] вымыть вы[мы]ть
е [ы] тестировать [ты]стировать
После [ж], [ш], [ц]:
у [у] шуметь [шу]меть
е [ы] шестой [шы]стой
о [ы] шоколад [шы]колад
о [а] шокировать [ша]кировать
а [а] шары [ша]ры
а [ы] лошадей ло[шы]дей
ы [ы] цыплёнок [цы]плёнок
и [ы] широкий [шы]рокий
После мягкого согласного:
ю [у] любить [л"у]бить
у [у] чудесный [ч"у]десный
и [и] миры [м"и]ры
е [и] менять [м"и]нять
я [и] пятак [п"и]так
а [и] часы [ч"и]сы
В начале фонетического слова:
у [у] урок [у]рок
а [а] арба [а]рба
о [а] окно [а]кно
и [и] игра [и]гра
э [и] этаж [и]таж
Эти фонетические законы регулируют произношение безударных гласных во всех безударных слогах, кроме отдельных заимствований и служебных слов (см. выше), а также фонетической подсистемы заударных окончаний и формообразующих суффиксов. Так, в этих морфемах представлено произношение отражаемого на письме буквой я безударного [а] после мягкого согласного: буря [б́ур"а], мойся [м́ой"с"а], читая [ч"ит́ай"а].
Комплекс 3 описывает систему безударных гласных иначе. В нём сказано, что под ударением гласные произносятся чётко; звуки [и], [ы], [у] произносятся отчётливо и в безударных слогах. На месте букв о и а в безударных слогах произносится ослабленный звук [а], отличающийся меньшей отчётливостью (обозначается как [а]). На месте букв е и я в безударных слогах после мягких согласных произносится [иэ], то есть средний между [и] и [э] звук (п[иэ]тёрка, с[иэ]ло). После твёрдых шипящих [ж], [ш] и после [ц] на месте е произносится [ыэ] (ж[ыэ]лать, ш[ыэ]птать, ц[ыэ]на). В некоторых безударных слогах вместо [а] произносится краткий гласный [ъ], близкий к [ы] (м[ъ]локо), после мягких произносится краткий гласный [ь], близкий к [и] (читает - [ч"ит́аj"ьт]).
Представляется, что этот материал требует некоторого комментария.
Во-первых, необходимо обозначить названия этих гласных: [иэ] («и, склонное к э»), [ыэ] («ы, склонное с э»), [ъ] («ер»), [ь] («ерь»).
Во-вторых, надо пояснить, когда произносятся звуки [а], [ыэ] и [ъ], а когда [иэ] и [ь]. Их разграничение зависит от позиции по отношению к ударению и к началу фонетического слова. Так, в первом предударном слоге (слоге перед ударным гласным) и в позиции абсолютного начала слова безударный гласный длиннее, чем в остальных безударных слогах (непервом предударном и заударном); именно в этих позициях произносятся гласные [а], [ыэ] и [иэ].
Звуки [а] и [ыэ] встречаются после твёрдых согласных ([ыэ] - только после [ж], [ш], [ц]) и обозначаются на письме буквами а (сама [сам́а], лошадей[лъшыэд"́эj"]), о (сома [сам́а]), е (желтеть [жыэлт"́эт"]).
Звук [иэ] встречается после мягких согласных и обозначается буквами е(метель [м"иэт"́эл"), а (часы [ч"иэс́ы]), я (рядок [р"иэд́ок]).
Звук [ъ] произносится после твёрдых согласных в непервом предударном и заударных слогах и обозначается буквами а (паровоз [пърав́ос]), о (молоко[мълаќо]), е (желтизна [жълт"изн́а]).
Звук [ь] произносится после мягких согласных в непервом предударном и заударных слогах и обозначается буквами е (переход [п"ьр"их́от]), я (рядовой[р"ьдав́оj"]), а (часовой [ч"ьсав́оj"]).
Представленное в этом комплексе произношение безударных гласных называется в лингвистике «эканьем» и, представляя так называемую «старшую» произносительную норму, является устаревшим (см. также далее подраздел «Орфоэпия»).
Таким образом, в безударных слогах гласные произносятся иначе, чем в ударных. Однако это изменение качества гласных на письме не отражается, что обусловлено основным принципом русской орфографии: на письме отражаются только самостоятельные, смыслоразличительные признаки звуков, а их изменение, вызванное фонетическим положением в слове, на письме не отражается. Из этого следует, что безударное положение гласного - сигнал орфограммы. С точки зрения правил правописания безударные гласные можно разделить на три группы: проверяемые ударением, непроверяемые ударением (словарные), гласные в корнях с чередованиями.
Не всегда при произношении слова можно явно понять, как оно пишется. Например, в слове насо рить гласная о , в корне слова, произносится как а . Но как же проверить правильность написания этой буквы?
Эта гласная в корне слова – безударная . Для её проверки надо изменить слово или подобрать родственное слово так, чтобы ударение падало на эту гласную :
В некоторых случаях, таким образом, не определить, как правильно пишется гласная в корне слова, с помощью ударения. Это могут быть слова со звуком о после шипящих в корне слова. Или слова с чередующимися гласными: коснуться – прикасаться.
Мы разберем такие случаи и поймем, как правильно писать слова в таких случаях.
Правописание безударных гласных в корне слова
Итак, если Вы не уверены в правильном написании гласной в корне слова надо:
1) определить в слове корень: бе ле ет – корень бел
2) подобрать родственное однокоренное слово, в котором ударение будет падать на проверяемую гласную: бе ле ет – бе лый
Буква ё называется – королевой ударений потому, что на неё всегда падает ударение. Если в корне слова появляется буква ё , то без ударения пишется буква е :
ве сна – вё сны, ле тать – полё т, сле за – слё зы .
Определив с помощью ударения правильность написания гласной в корне слова, мы знаем, как писать однокоренные слова:
пова р – ва рит, ва рка, нава р, самова р, зава рка
повстре чались – встре ча, встре чный
Но даже если мы не можем проверить ударением гласную в корне, то мы можем запомнить написание этой буквы в одном слове, чтобы правильно писать все однокоренные родственные слова.
Например, в словах: со бака, са рай, во кзал, ста кан – для проверки гласных в корне не подобрать проверочного слова, но мы можем запомнить правильность написания одного слова, и будем знать, как писать однокоренные слова:
ста кан – подста канник, ста канчик
со бака – со бачий, со бакам
во кзал – приво кзальный, во кзалам
Слова с двумя безударными гласными корне слова
Мы узнали, как проверить правописание слов с одной безударной гласной в корне слова. А что делать, если безударных гласных в корне две!?
Например: зо ло той, ко ло титься, тре пе тали
В этом случае надо подобрать два проверочных слова с ударениями на те буквы, которые надо проверить:
зо ло той – зо лото, позоло та
ко ло ситься – ко лос, коло сья
тре пе тали – тре пет, трепе щет
Итак, мы выяснили: чтобы проверить правописание безударной гласной в корне слова, надо подобрать однокоренное родственное слово с ударением на проверяемую гласную. Если безударных гласных в корне две, значит надо подобрать два однокоренных родственных слова с ударениями на проверяемые гласные.
Но, эти правила не применяются к словам в корнях, которых гласные чередуются:
Корни с чередованием гласных
Правда эту тему проходят в средней школе, но иногда для правильного написания слов, это может понадобиться.
1. Корни с чередованием о – а ;
2. Корни с чередованием е – и .
В первом случае это такие корни, как:
кос
– кас
: в корне пишется а
, если сразу за корнем следует суффикс а
. Например: кос
нуться
– кас
аться
;
лож – лаг
: в корне пишется а
, если сразу за корнем следует суффикс а
. Например: прилож
ение
– прилаг
ать
;
клон – клан
: в корне по ударением может быть как о
так и а
, но без ударения пишется только о
. Например: поклон
– клан
яться
;
твор – твар
: как и в предыдущем случае, под ударением может быть и о
и а
, но без ударения только о
. Например: твор
ец
– твар
ь
;
гор – гар
: буква а
бывает только под ударением, без ударения пишется о
. Пример: гор
еть
– загар
;
плав – плов
: буква о
пишется только в двух словах: плов
ец
и плов
чиха
, в остальных словах пишется а
. Пример: плав
учий, сплав
ить
;
зар – зор
: без ударения пишется только а
. Пример: зар
ево
– зор
и
. Исключение: зор
янка
, зор
евать
;
раст – рос
: перед ст
и щ
в словах без ударения пишется а
. Пример: раст
и
– росло
, возраст
, взращённый
; Перед с
без последующего т
пишется о
. Пример: вырос
ший, недорос
ль
; Исключение: ростовщик, росток, Ростислав, Ростов
, отрасль
;
равн – ровн
: корень равн
пишется преимущественно в словах, связанных по значению со словом «равный» («одинаковый»). Пример: сравн
ить, равн
омерный
. Корень ровн
пишется преимущественно в словах, связанных по значению со словом «ровный» («прямой, гладкий»). Пример: подровн
ять, ровн
ять
;
мак – мок
: корень мак
пишется в таких словах, которые означают «опускать, что-нибудь в жидкость». Пример: мак
ать, обмак
нуть
. Корень мок
пишется в словах означающих «становиться влажным, впитывать жидкость». Пример: мок
нуть, намок
ать, промок
нуть
.
Во втором случае это корни, в которых гласные е – и чередуются:
бер – бир
: бер
у
– собир
аю
;
дер – дир
: дер
ет
– сдир
ает
;
мер – мир
: умер
еть
– умир
ать
;
пер – пир
: запер
еть
– запир
ать
;
тер – тир
: стер
еть
– стир
ать
;
жёг – жиг
: зажёг
– зажиг
ать
;
стел – стил
: стел
ить
– подстил
ать
;
блест – блист
: блест
еть
– блист
ать
;
В приведенных примерах глаголов, в корне пишется буква и вместо е , если после корня следует суффикс а .
Исключения: сочет ать, сочет ание, словосочет ание, бракосочет ание .
От перемены приставки в глаголе написание корня не меняется: выбер у – выбир аю, вычес ть – вычит атать …
Хотя во множественном числе пишется дети , слова дит ятко и дит я пишутся с буквой и .
Правописание букв о и е в корнях слов после шипящих
В корнях слов под ударением после шипящих вместо буквы о пишется е (ё ). В том случае, если при изменении слова в этом корне появляется е .
Пример: жё лтый – же лтеть, шё л – ше дший, шё лк – ше лка
Если чередования с е нет, то в корнях под ударением после шипящих пишется буква о .
Пример: мажо рный, ш о в, шо рох, крыжо вник …
Когда ударение падает на звук, то этот звук проверять не нужно, и такая позиция звука в ударном слоге называется сильной. Безударные же гласные звуки при произношении слышно неотчетливо. Такие звуки нужно либо проверять, либо запомнить. В нашем случае нужно записать такие слова, к которым можно подобрать проверочные.
- Побежали;
- Бродяга;
- Способы;
- Дождливый;
- Молоко;
- Безболезненный;
- Золотой;
- Блестит;
- Деревья;
- Медовый.
Подберем проверочные слова к словам с безударными гласными
Безударные гласные корня проверяются чаще всего ударением. Если слово нельзя проверить ударением, то скорее всего оно является словарным. То есть нам нужно подобрать такие однокоренные слова, в которых безударная гласная из первого слова будет ударной.
- Побежали. Безударный гласный "е" в корне. Нужно подобрать такое слово, где "е" будет под ударением. Например, бег или бегать.
- Бродяга. Безударный "о" в корне. В слове бродит эта буква под ударением. Тем самым, бродит - проверочное слово.
- Способы. Безударный гласный "о" в корне. Проверочное слово - способный. В слове способный "о" ударный звук.
- Дождливый. Безударный "о" в корне слова. В слове дождь "о" под ударением. Следовательно, дождь - проверочное слово.
- Молоко. Здесь оба звука в корне безударные. Первый звук проверить нельзя, а второй можно. Проверочное слово - молочный.
- Безболезненный. Безударный гласный в корне "о". Проверочное слово - боль. Звук "о" под ударением.
- Золотой. Оба звука безударные. Второй звук нужно запомнить, а к первому можно подобрать проверочное слово. Золото - звук "о" под ударением.
- Блестит. Безударный "е" в корне слова. Нужно подобрать слово, в котором "е" стоит под ударением. Таким словом является слово - блеск.
- Деревья. Безударный гласный "е" в корне. Проверочное слово - дерево. В слове дерево "е" стоит в ударной позиции.
- Медовый. Безударный "е" в корне слова. Подберем проверочное слово. Это слово - мед. Несмотря на то, что в слове мед стоит буква "ё", это слово является проверочным к слову медовый.
И.А. БУКРИНСКАЯ,
О.Е. КАРМАКОВА,
г.Москва
Продолжение. См. № 39, 43, 47/2003 и № 3, 7, 11, 15/2004
Правописание безударных гласных в корне слова
Компакт-тема № 8
Безударные гласные, проверяемые ударением
Большинство корней в русском языке пишется в соответствии с основным принципом русской орфографии – морфемным, т.е. в корне с безударным гласным пишется та же гласная буква, что и в слове, где она под ударением. (Дости жение – дости чь, растя жение – растя нет).
Упражнение
Подберите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы.
Прогл_тить, препод_ватель,
перевопл_титься, вд_леке, насл_ждение.
раст_ржение;
ед_ничный, закр_пление, увл_каться, уд_вительный,
под_лить.
При подборе однокоренных слов следует помнить о важном ограничении: нельзя проверять безударную гласную корня глаголами, в которых есть суффикс -ива-/-ыва- . В силу исторических причин во многих глаголах, где есть суффикс -ива-/-ыва- , придающий им значение несовершенного вида, безударное о чередуется с ударным а :
прогло тить – гло тка , а не прогла тывать ;
опо здавший – по здно , а не опа здывать ;
спро сить – спро с , а не спра шивать .
Подбирая проверку, надо правильно разделить слово на составляющие его морфемы и найти корень. При этом необходимо учитывать лексическое значение слов. Ведь бывают слова, которые звучат одинаково, а значение имеют разное и пишутся по-разному (они называются омофонами):
примир ять врагов (мир) – пример ять платье (мер ить, мер ка, пример ка);
посед еть от невзгод (сед енький) – посид еть на завалинке (сид я);
поласк ать котенка (ласк а) – полоск ать белье (полощ ет);
крат чайшее расстояние (крат кость) – крот чайшее создание (крот кий);
посвет ить фонариком (свет) – посвят ить жизнь (свят ость ).
Трудности возникают и с паронимами (греч. para – «близко, рядом»; onyma – «имя») – словами, похожими по звучанию (но полностью в звучании, в отличие от омонимов, не совпадающими), например: покорять и покарать (первое проверяется словом покорность , второе – кара ).
Или другая пара: обоняние – «способность различать запахи» и обаяние – «способность производить приятное впечатление, очаровывать». Чтобы не ошибиться в правописании слов, необходимо разобрать слова по составу. Обоняние – обо- – приставка, -ня- – корень, который мы находим в родственных словах снять, унять, принять, -ниj- – суффикс существительного, -э – окончание. В слове обаяние , котороепроисходит от глагола баяти – «красиво говорить, заговаривать», о- – приставка, -баj- – корень, -а - – глагольный суффикс, -ниj- – суффикс существительного, -э – окончание.
Упражнение
Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова.
Разв_вается флаг; разв_вается промышленность; ст_рожил нашего города; ст_рожил склад продуктов; ум_лять о помощи; ум_лять заслуги; упл_тить налоги; упл_тнить бетон; просв_щенная монархия; жизнь, посв_щенная людям;
вл_стелин; просл_влять; укр_титель; пок_рать;
изм_рение; разув_рять; дост_жение цели; неисч_рпаемый запас;
объед_няться; неприм_римые враги; увл_кательно; раздв_жная стенка;
сож_ление; раск_ленный; благосл_влять; вообр_жение;
прор_дить проросшую морковь; тр_стись от страха; разр_дить международную обстановку; тр_скотня пулеметов; пр_дильный станок.
Непроверяемые гласные в корне
Полногласные и неполногласные сочетания в корне
В русском языке много слов, где гласные в корне нельзя проверить сильной позицией, т.е. невозможно подобрать пример, в котором гласный стоял бы под ударением: са пог, то пор, ви не грет .
В школьной практике подобные слова называются словарными. Их правописание опирается на традицию, а то, как их следует писать, мы узнаем из словарей. В этом случае «работает» традиционный принцип русской орфографии. И здесь остается только один путь – запоминание. Чаще всего не поддаются проверке заимствованные слова: архи тектор, ко нцепция, пе ри фе рия, э ска латор.
Большую группу в нашем языке составляют заимствования из старославянского языка. Среди них есть корни с так называемым неполногласием – -ра-, -ла-, -ре-, -ле -. Им соответствуют исконно русские (древнерусские) полногласные сочетания – -оро-, -оло-, -ере-, -ело -/-оло -:
гра д (старослав. ) – горо д (русск. ), здра вие (старослав. ) – здоро вье (русск. );
гла с (старослав. ) – голо с (русск. ), зла то (старослав. ) – золо то (русск. );
бре г (старослав. ) – бере г (русск. ), пре д (старослав. ) – пере д (русск. );
шле м (старослав. ) – шело м, ошело мить (русск. ), мле ко (старослав. ) – моло ко (русск. ).
Такие сочетания не надо проверять ударением! Их просто надо уметь видеть, узнавать.
В большинстве случаев сопоставление полногласных и неполногласных сочетаний не вызывает трудностей. Однако не все соответственные пары возможно восстановить в современном языке, например: в парах мороз – мраз, корова – крава второй вариант корня утрачен, он есть лишь в других славянских языках. Есть слово благо (старослав.), но слово с полногласием болого не сохранилось в современном литературном языке, есть лишь Бологое (имя собственное, название населенного пункта).
Многие из слов, имеющих старославянское происхождение, стилистически окрашены: град, брег, древо, врата, злато и др. – высокие. Они были принадлежностью книжной, торжественной и поэтической речи. Это связано с тем, что старославянский язык, литературно-книжный язык всех славян IX–XI вв., был языком сакральным, т.е. на нем велось богослужение, именно на него с древнегреческого языка была переведена Библия. Другие слова со старославянскими корнями за долгую жизнь в русском языке утратили возвышенную окраску, обрели новое значение и употребляются как нейтральные; например, ставшие омонимами слова глава : 1 – руководитель чего-либо; 2 – часть книги, статьи.
Упражнения
1. Сравните пары слов. Какие из слов могут быть расценены как старославянизмы?
Прах – порох, храм – хоромы, влачить – волочить, мрак – морок, переворот – превращение, молодежь – младший, колодец – кладезь, пленить – заполонить, древесина – дерево, хранить – похоронить.
Ответ : прах, храм, влачить, мрак, превращение, младший, кладезь, пленить, древесина, хранить.
2. Что значит слово прах в приведенных текстах?
а) Они схватились на конях;
Взрывая к небу черный прах,
Под ними борзы кони бьются.
(А.Пушкин)
б) Борис: Но Дмитрий мертв! Он прах! Сомнений нет! (А.К.Толстой)
Словарные значения: 1. высокое . Тело человека после смерти; останки, труп. 2. Традиционно-поэтическое . Мельчайшие частицы чего-либо, пыль. 3. То, что недолговечно, ничтожно, малоценно.
Ответ: а) 2; б) 1.
Помогает правильно писать слова с непроверяемыми гласными этимология (от греч. etymologia , из etymon «истина» и logos «понятие, учение») – наука о происхождении слов.
Например, слово уважать происходит от ува га «внимание, уважение», ва га «вес». Проверочное слово в современном языке – важный . Можно привести параллели из других славянских языков.
Сметана – «снятая часть скисшего молока» – происходит от сметать – «сгребать, собирать».
Впечатление исторически восходит к слову печать . Это то, что впечаталось в память.
Слово преодолеть родственно существительному доля : одолеть – значит о + долеть «делить», от доля – «часть, участь». Первоначально – «получить свою долю». Слово забастовка , появившееся в России в конце XVIII в., пришло из Италии сначала как термин карточной игры – отказ продолжать игру, имеет корень basta – «хватит».
Порой люди создают ложные объяснения происхождения слов: пиджак – спинжак (надевается на спину), скопидом «человек, бережливый до скупости», – скупидом . Такие смешные и неправильные объяснения ученые называют «народной этимологией».
Упражнения
1. Вставьте безударные гласные:
инт_ллект, опт_мизм, в_теран, ман_фест, ор_гинальный, ун_в_рситет;
ф_нтазия, апл_дисменты, акв_рель, ант_гонизм, к_нфликт, прогн_зировать;
атр_бут, д_летант, абон_мент, прив_легия, д_ликатес, пр_оритет;
тр_диция, к_мпаньон, иде_логия, п_триотизм, пр_паганда, пл_гиат.
2. Вставьте пропущенные буквы, определив происхождение слова :
п_тух, к_сель, м_теж, кл_вета, п_сец (пушной зверь), к_лея, подч_нить, к_пыто, исц_лить, п_явка, к_стыль, покр_витель, ч_рнила, п_ломник, соз_рцать, пр_стыня, б_лье.
(Подсказки : петь, кислый/киснуть, мять, клев (клевать – задевать, задирать кого-то, оговаривать), пес, коло «колесо» (околица), чин – «порядок», «должность, звание», копать – «бить, ударять», целый, пить, кость, кров, черный, пальма: паломники возвращались из святых мест с пальмовыми ветками; зеркало; простой: простыня – из простого полотна, белый).
3. Какой ряд целиком состоит из слов, в которых пропущенные безударные гласные проверяются ударением?
1) ум_лчание, возр_ждение, д_ректива;
2) ч_стопородный, м_рщинистый, х_реографический;
3) вл_стелин, просв_щение, з_млетр_сение;
4) оп_лчение, прив_легия, препод_ватель.
Ответ: 3.
4. Какой ряд целиком состоит из слов, в которых пропущенные безударные гласные не проверяются ударением?
1) увл_кательный, оч_рование,
обв_р_жительный;
2) в_негрет, инт_лл_генция, д_летант;
3) н_гилист, тр_диция, просл_влять;
4) пап_ротник, ст_рожил города, недос_гаемый.
Ответ: 2.
Чередование гласных в корне
Помимо корней с безударными гласными, проверяемыми ударением, и с теми, которые проверить нельзя, существуют корни с различными чередованиями гласных.
Чередование гласных и /е в корне
Как видно из таблицы, корней, в которых и чередуется с е , всего девять . При этом в корне пишется и перед суффиксом -а- .
Корни с чередующимися гласными надо выучить , чтобы не возникало соблазна в противоречащих друг другу проверках. Например, слово затираю , казалось бы, можно проверить словами протер и протирка , а слово стелить – стелет и подстилка . Какой же образец выбрать для проверки? Никакой !
Противопоставление е и и в корнях глаголов, как правило, соответствует противопоставлению совершенного и несовершенного вида: умереть – умирать, затереть – затирать, выжечь – выжигать, расстелить – расстилать, обдеру – обдираю .
Это чередование гласных является очень древним, оно относится еще к праславянскому периоду и встречается во всех славянских языках. В отдельных корнях до сих пор сохранились четыре ступени чередования – е – и – о – ноль звука: соберу – собирать – сбор – брать ; умереть – умирать – мор – мрут . Слова с о в корне «оторвались» от родного гнезда и воспринимаются как отдельные лексемы. Они обросли уже своими словообразовательными гнездами: сбор – сборище – сборник – собор – соборный – соборность .
Упражнения
1. Определите, в какой строке на месте пропусков должно быть только и.
1) Проб_рались, ум_реть, ст_раный.
2) Заж_гать, бл_стательный, оп_раясь.
3) Пост_лю, отч_тал, сд_раем.
Ответ: 2.
2. Определите, в какой строке на месте пропусков должно быть только е.
1) Бл_снула, не прид_райся, выж_г.
2) Уст_лаю, соч_тание, зам_рать.
3) Зап_реть, соб_рутся, выт_рли.
Ответ: 3.
3. Распределите слова в два столбика: один с и в корне, другой – с е .
Соб_ратель, расст_латься, п_рила, обж_гающий, словосоч_тание, раст_реть, оп_раться, разд_раемый, обт_рание, заст_лить, ст_реть, выб_рут, изб_рательная (кампания), прост_раться,пост_рать (белье), бл_стательный, бл_снуть, выж_чь, оп_реться, заст_лить.
4. Распределите слова в два столбика: в один поместите слова с чередующимися корнями, а в другой – с корнями, проверяемыми ударением .
Зам_реть, ум_рать, изм_рять, см_ренный (мирный, покорный), усм_рять, обм_реть, отм_рающие (обычаи), см_риться, прим_рявший (костюм), прич_тать (плакать), ч_тальный зал, выч_ты, выч_тать рукопись (проверить), рассч_тать, ч_тательский, сосч_тать.
Ответ:
чередующиеся корни: замереть, умирать, обмереть, отмирающие, причитать, вычеты, рассчитать, сосчитать ;
проверяемые ударением корни: измерять – мера, смиренный – мир, усмирять – мир, обмерять – мерка, смириться – мир, примерявший – примерка, читальный, вычитать (рукопись), читательский – прочитанный, читка .
Чередование гласных о/а в корне
Корни с подобным чередованием делятся на несколько групп.
1. Правописание корня зависит от ударения. В тех гласных, которые стоят под ударением, ошибиться невозможно. Поэтому следует запоминать только безударные корни.
2. Правописание корня зависит от суффикса -а-.
3. Правописание корня зависит от последующей согласной.
К этому же случаю – зависимость от последующей согласной – можно отнести и корни -лаг- – -лож-.
4. Правописание корня в зависимости от смысла.
Распознавать корни -равн-/-ровн - бывает трудно, поскольку их значения часто близки. Исторически они означали одно и тоже, но корень -ровн - исконно русский, а -равн - по происхождению старославянский. Наиболее частотные слова с этими корнями следует просто выучить.
Чередование в корне -плов -/-плав -/-плыв - не подчиняется никаким правилам. Мы пишем пловец, пловчиха , но плавучесть, плавучий;
ы – в словах плывуны, плывущий, плывя .
Существует еще одно важное чередование.
Ударное а или я в безударном положении чередуется с -им или -ин :
нача ть – начин ать; приня ть – приним ать, поня ть – поним ать, сня ть – сним ать, сжа ть -сжим ать. При этом правописание -им , -ин , как видно из примеров, связано с последующим суффиксом -а- .
Упражнения
I.В каких словах надо вставить а?
1) З_рница;
2) благотв_рительный;
3) обг_релый;
4) к_сательная;
5) оз_рить.
Ответ: 1, 4, 5.
II. В каких словах надо вставить о ?
1) Прик_сновение;
2) прекл_няться (перед авторитетом);
3) утв_рь (домашняя);
4) разг_раться;
5) отв_рить (темницу).
Ответ: 1, 2, 4, 5
III. а ?
1) Р_стительность;
2) распол_жение;
3) неприк_саемый;
4) выск_чка;
5) сл_гаемые;
6) пром_кательная бумага;
7) попл_вки удочек;
8) р_внинный ландшафт;
9) обм_кнуть перо в чернильницу;
10) ср_внительный оборот.
Ответ: 1, 3, 5, 7, 8, 9, 10.
IV. В каких словах надо вставить о ?
1) Водор_сли;
2) подр_стковый;
3) изл_гались;
4) ск_калка;
5) выр_щенный;
6) знаменитый пл_вец;
7) непром_каемый плащ;
8) квадратное ур_внение;
9) пропл_вавшие корабли;
10) место пор_внее.
Ответ: 1, 2, 6, 7, 10.
V. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте корни.
Синее безобл_чное небо, г_рячее солнце,
шумящее Эгейское море с белыми гр_бешками волн,
которых сл_гка к_саются прол_тающие чайки. Из волн
подн_маются ск_листые б_р_га, изрезанные
глубокими бухтами. Вд_ли б_леют снежные в_ршины
гор, оз_ряемые к_сыми лучами солнца. Т_кова Греция
– родина древних г_роев. Всю стр_ну перес_кают
горные хр_бты. В ст_родавние вр_мена по склонам их
шумели прохладные л_са с пышной р_стительностью.
У п_дножия гор л_са см_нялись рощами с_р_бристых
м_слин и т_мнеющих лавров. Между горными хр_бтами
бл_стали светлые излучины рек, бл_гоухали д_лины.
Кустарники и травы п_стрели з_л_тистыми и
пурпурными цв_тами, которые подн_мали к солнцу
свои г_ловки. Теплый ветер разн_сил по р_внине,
расст_лающейся между морем и горами, обл_ка
цв_точной пыли.
Правописание корней.
Задание А13 проверяет твои знания правил, с помощью которых ты определяешь, какую гласную писать в корне. В соответствии с этими правилами корни разделяются на три типа:
Начнем с самого простого правила – проверяемая гласная в корне , с которым ты познакомился еще во втором классе.
Правило.
Проверяемая гласная в корне в безударном положении проверяется ударением в однокоренном слове.
Ловушка №1!
Нельзя проверять гласные в корне глаголом с суффиксом -ЫВА-(-ИВА -):
хор О ший – прихор А ш ИВА ться.
Как вы видите, происходит чередование звуков, и можно ошибиться.
Ловушка №2!
В современном русском языке осталось много параллельных слов из древнерусского и старославянского языков:
в ОРО та – прив РА тник,
х ОРО нить – ох РА на,
з ОЛО то – з ЛА то,
х ОЛО дный – прох ЛА да.
Как вы, наверно, поняли, ПРОВЕРЯТЬ ЭТИ СЛОВА ДРУГ ДРУГОМ НЕЛЬЗЯ. Если в проверяемом -оро-/-оло (русское слово) – ищем однокоренное с –оро-/-оло. Таким же образом поступайте со словами на -ра-\-ла- (старославянское).
В русском языке полно слов, которые ударением проверить нельзя. Какое-то количество мы обязаны знать по выходу из школы, остальные ищем в словаре. Написания, которые нельзя проверить ударением, называются непроверяемыми.
аб…туриент - ?
в…кторина - ?
ор…гинал - ?
Корни с чередованием гласных – одни из самых сложных! Их нужно знать наизусть! Выучите эти примеры.
Формулировки задания А13 могут быть разные:
- В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая (непроверяемая) гласная корня?
- В каком ряду во всех словах пропущена буква (буква указана)?
- В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная корня, проверяемая ударением?
Алгоритм действий №1.
1. В каждом варианте ответа выделить корни.
2. Проставьте пропущенные гласные в чередующихся корнях.
3. К остальным словам попытайтесь подобрать проверочные слова, в которых ударение падает на место пропуска.
4. Оставшиеся слова, по-видимому, являются словарными. Придется вспомнить, как они пишутся!!!
Разбор задания.
В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) абс..лютный, ост..лбенеть, оз..риться
2) авиак..мпания, ск..пившийся, пл..вец
3) автом..тизировать, стр..жайший, к..снуться
4) б..лагурить, обн..вляясь, сл..жившийся
Вариант №1.
Абс..лютный, ост..лбенеть, оз..риться.
Первое слово – словарное (абсОлютный), второе – проверяемое (стОлб), третье – с чередованием в корне (в безударном положении пишется –А-).
Вариант №2.
Авиак..мпания, ск..пившийся, пл..вец.
Первое слово – словарное (кОмпания), второе – проверяемое (кОпит), третье – с чередованием (плОвец – слове, которое необходимо запомнить!).
Вариант №3.
Автом..тизировать, стр..жайший, к..снуться.
Первое слово – проверяемое (автомАт), второе – проверяемое (стрОгий), третье – с чередованием (кОснуться – зависит от конечного согласного корня, вспоминаем огласовку – КАСАться, но КОСНуться).
Вариант №4.
Б..лагурить, обн..вляясь, сл..жившийся: первое слово – словарное (бАлагур), второе – проверяемое (нОвый), третье – с чередованием (зависит от конечного согласного корня, вспоминаем огласовку – ЛАГ, но ЛОЖ).
Таким образом, правильный вариант №2 (везде вставлена буква О).
Алгоритм действий.
1) В каждом варианте ответа выделить корни.
2) Посмотри, действительно ли гласная пропущена именно в корне, а не в суффиксе или приставке. Если такое слово попадается, то этот вариант уже неправильный.
3) Придется вспомнить чередующиеся корни . Не зная их, вы не сможете справиться с заданием!!! Варианты с чередующимися корнями исключай!
4) К оставшимся словам попытайся подобрать однокоренные проверочные слова, то есть поставь место пропуска под ударение.
5) Исключи те варианты, где проверочное слово не подбирается. По-видимому, ты столкнулся со словарным словом.
Помни! Задание с такой формулировкой не подразумевает, чтобы все пропущенные буквы в вариантах ответа были одинаковые. В правильном варианте ответа пропущенные гласные могут быть разные. Главное – все три слова должны быть на одно правило.
Разбор задания.
В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) р…стительный, переск..чил, вн..мал
2) д…лины, нап..дение, в…дать
3) ст…реть, закл..наю, пон…мать
4) тв..рчество, расст..лать, нач..нать
Следуем алгоритму. Выделяем корни:
1) р…ст ительный, переск…ч ил, вн…м ал
2) д…л ины, нап…д ение, в…д ать
3) ст…р еть, закл…н аю, пон…м ать
4) тв…р чество, расст…л ать, нач…н ать
Мы убедились, что все гласные пропущены именно в корне. Находим чередующиеся корни.
1) р…ст ительный , переск…ч ил , вн…м ал
2) д…л ины, нап…д ение, в…д ать
3) ст…р еть , закл…н аю, пон…м ать
4) тв…р чество, расст…л ать , нач…н ать
Знание чередующихся корней дает результат. Остается один вариант ответа – №2. Его мы и проверим: д…лины – дОл, нап…дение – напАсть, в…дать – вЕдаю.
Значит, правильный ответ – вариант №2.
Потренируйся.
1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) хр..нитель, дин..мический, мет..орология
2) разд..лительный, к..смонавтика, зам..реть
3) уб..диться, с..мпатия, изб..гающий
4) пож..леть, загр..мировать, ан..литический
2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) заст..лю, соб..ратель, ч..мпионат
2) выч..сть, оп..раясь, разр..кламированный
3) п..рила, пост..рать, бл..снуть
4) среднев..ковый, разм..стить, сод..ржательный
3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) экз..менатор, парад..ксальный, пол..скать (кошку)
2) ав..нгард, утр..мбовать, возг..рание
3) фил..рмония, рест..врировать, безотл..гательный
4) ц..ремония, заг..релый, неприк..сновенность