Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Символы и их значение в живописи. Знаки и символы искусства — Гипермаркет знаний

Знаки и символы в искусстве

Символ-- это предмет, действие и т.п., раскрывающий какой-либо образ, понятие, идею. Символ воплощает общие для людей переживания, идеи. Символ -- это синтез знака и образа.

Знаки-- это общепринятые условные обозначения предметов, явлений, действий. Примерами знаков могут служить дорожные знаки или условные обозначения на географических картах, звуковые сигналы -- SOSили сирена скорой помощи, самые разные жесты и т. П.

С первобытных времен различные виды изображений (скульптурные, живописные, графические) являлись знаковыми и символическими кодами, которые использовались древними людьми для осуществления обрядов, сохранения и передачи информации. Любой значительный звук, жест, вещь, событие может быть либо знаком, либо символом.

Искусство говорит с людьми на языке символов. Символ в искусстве является художественным образом, воплощающем какую-либо идею. Символ, как загадка, многозначен, его смыслы можно раскрывать до бесконечности в отличие от знака, который всеми понимается одинаково. Глубина понимания символа зависит от способности человека к интерпретации, от его эрудиции и интуиции.

Музыкальное искусство говорит с нами языком звуков и наполнено тайнами. С поразительным разнообразием и глубиной с помощью системы знаков и символов музыка выражает богатейший мир человеческих чувств. Даже отдельный звук с учетом всех его сторон -- высоты, длительности, тембра, громкости -- представляет собой знак-интонацию. Он может свидетельствовать о робости или уверенности, скованности или свободе, нежности или грубости. Можно говорить и о пластических знаках, воспроизводящих жест, движение.

В человеческом характере всегда присутствует стремление творить -- потребность исследовать, изобретать, строить, решать сложные, запутанные проблемы. Одной из таких проблем была научная идея создания вечного двигателя (перпетуум мобиле). Его изобретение оказало бы огромнейшее влияние на развитие мировой экономики. И только музыке как искусству временному подвластно воплощение образа "вечного движения". Его символом стали инструментальные пьесы "РегреШит mobile" ("Вечное движение") самых разных композиторов: Н. Паганини, Ф. Мендельсона, Н. Римского-Корсакова и др

Музыкальным знаком, который становится символом, можно назвать мотив судьбы -- зерно-интонацию, из которой вырастает вся Симфония 5 Л. Бетховена. И таких примеров в музыкальном искусстве множество. Музыкальными символами, олицетворяющими собой единство народа, его культуру, гордость за свою страну, являются государственные гимны.

В истории были эпохи, когда люди особенно часто обращались к символам в искусстве. Примером может служить средневековое христианское искусство. В Средние века особый интерес представляла устремленность человека к Богу. Поэтому вещи, окружавшие человека, интересовали художника лишь в той степени, в которой они были связаны со смыслом Священного Писания.

На многих средневековых картинах изображаются чаша, виноград (вино) и хлеб -- символы таинства причащения; цветы лилии или ириса -- символ Богоматери. символика искусство ванитас художественный

Выбор колорита, цвета также символичен: красно-коричневый являлся символом всего земного (глина, земля); красный -- цвет пролитой жертвенной крови, огонь веры; голубой или синий символизировал все небесное, святое; а зеленый -- цвет надежды, цвет жизни, символ утешения, возрождения к новой жизни.

С ХV в. изображенные на картине вещи наделяются одновременно двойным смыслом -- религиозным и бытовым. В религиозном находит продолжение традиционная божественная символика Средневековья, в бытовом проявляется обычная значимость вещи в повседневной жизни человека.

Многие произведения XVII в. носят символический характер, который зачастую передается представленными в них предметами: бокалами с вином, хлебом, рыбой, увядшими цветами, часами и др. Иногда обычные предметы, необычно соединенные в одной композиции, представляют собой сложные для разгадывания образные коды. Особенно это характерно для распространенного в XVII в. натюрморта, называемого ванитас (vanitas-- суета сует) и напоминающего человеку о бренности его существования. На них изображены черепа, свечи, цветы, часы, листы с нотами и музыкальные инструменты (звук отзвучал - значит, умер), которые воспринимаются как зашифрованные сообщения. Художники, работающие в сюжетах ванитас, говорили о тщете земного существования, о быстротечности бытия. Само название картины "Суета сует" говорит о бренности земной суеты -- погони за богатством, властью, удовольствиями. В натюрморте художник передает ценность обыденной жизни, значительность простых вещей. Его отношение к миру отличается тем, что он видит и чувствует явную или потаенную жизнь, которая разлита во всем сущем, в природе, в самой материи. А потому другое название натюрморта --штильлебен (голланд. stillleven, нем. stilleben, анг. stilllife) -- тихая (безмолвная) жизнь.

Для художника не существует "безгласных вещей", для него все -- "выразительное и говорящее бытие" (М. Бахтин).

Портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые сцены Винсента ван Гога (1853--1890) отражают его мятежную, независимую от канонов и норм, одинокую душу. Его работы пронизаны чувством острой тревоги и смятения. Сложный внутренний мир художника часто раскрывается посредством символов. Ван Гог стремился отразить содержание с помощью экспрессивных, психологически насыщенных цветов. "Я попытался выразить красным и зеленым цветом ужасные страсти человека", -- говорил художник. Эмоциональный накал во много раз усиливался благодаря используемому мастером приему наложения краски мелкими штриховыми линиями и волнообразному ритму их движения.

Использовал символику в своих произведениях и Пабло Пикассо (1881 -- 1973). Персонажами его натюрмортов часто были музыкальные инструменты. Возможно, это связано с изысканностью их форм, а может быть, со стремлением синтезировать живопись и музыку.

Натюрморт (франц. naturemorte-- мертвая природа) -- жанр, характерной особенностью которого является изображение предметов обихода, снеди, цветов и др.

Приветствую вас друзья, читатели и подписчики блога!

Могут ли в картинах быть скрыты тайные знаки и послания от авторов?

Эта интересная и увлекательная тема, которая беспокоит не только специалистов и историков, но и почитателей художественного искусства. Внимательно изучая полотно, всматриваясь во все детали, можно увидеть скрытый смысл, который автор попытался оставить нам для разгадки.

1. «Мона Лиза» — интригующая улыбка и скрытый код в глазах

Что скрывает Джоконда в загадочном взгляде? Подсказки для поиска Святого Грааля или инициалы автора картины – решать только вам и вашему воображению.

Рассматривая глаза Джоконды, отчетливо просматривается шифр, который полностью не разгадан по сегодняшний день. Существует мнение о том, что буквы «LV» — это инициалы Леонардо да Винчи, но есть еще буквы «CE» — что же значат они?

Историй, объясняющих происхождение этих знаков огромное количество, но фактического подтверждения ни одной из теорий не существует. Число 149 во взгляде Джоконды интерпретирован историками, как год создания работы.

Леонардо да Винчи « Джоконда» Доска, масло. 76,8 × 53 см, 1503-1519 год, Лувр, Париж

С каждым годом ясность изображения ухудшается, тем самым скрывая таинственный код, который оставил автор произведения. Интрига, которой уже 500 лет, делает Джоконду интересной – может в этом и есть скрытый смысл кода.

В Париже в 2008 году, в музее Лувр я видела эту картину. Близко подойти и разглядеть ее получше практически не возможно, так как желающих разглядеть ее получше тоже много. Картина находится за ограждением, под большим стеклом, … Я даже сфотографировалась на фоне Моны Лизы, хотя это запрещено.

Интересные факты из жизни Джоконды: в 1911 году, самая знаменитая картина была украдена из музея и не заметно вынесена. На протяжении 2-ух лет, картина считалась без вести пропавшей, и казалось навсегда! Пока в 1913 году итальянец- вор не решил ее продать в Италии. Бдительность покупателя спасла картину от вечного забвения…. Он сообщил Парижской полиции о находке.

Попытка продать самую известную картину в мире не получилась! История закончилась благополучно и улыбающаяся Мона Лиза вернулась на свое законное место. Правда, уже под толстое стекло… чтобы наверняка! А знаете ли вы, чьи картины воруют чаще всего сейчас? Картины Пабло Пикассо конечно же! .

2. Что скрывает «Тайная вечеря» — мелодию или астрологическое предсказание?

Существует огромное количество предположений со стороны историков про тайный смысл предсказания, который автор оставил на полотне. Джовани Мария Пала увидел в картине ноты музыкальной композиции, которая отчетливо видна при внимательном изучении рук и кусочков хлеба на произведении.

Это предположение может быть интерпретировано именно так, потому что Джовани занимался музыкальной деятельностью.

« Тайная вечеря» монументальная роспись Леонардо да Винчи 1495-1498 год, размер 460 × 880 см, Милан

Странный шифр увидела исследовательница знаменитых работ художников – Сабрина Сфорца Галиция. Начало новой эры для всего живого на земле начнется в марте 21 числа 4006 года и закончится в том же году 1 ноября.

После всемирного потопа наступает конец света, именно «Тайная вечеря» содержит в себе эту дату, возрождения новой жизни на планете Земля.

Слависа Пеши в ходе экспериментов, проведенных над полотном, увидела дополнительные фигуры на картине. При наложении полупрозрачной копии картины на ее оригинал, на изображении отчетливо видны скрытые образы людей.

3. «Сотворение Адама» — интересные очертания в работе Микеланджело

На фрагменте фрески великого художника специалисты отчетливо разглядели человеческий мозг, с точными очертаниями его отдельных частей. Не только искусство завораживало внимание Микеланджело, но и тяга к изучению анатомии человека, которую художник удовлетворял, расчленяя трупы.

«Сотворение Адама» фреска Микеланджело, около 1511 года, размер 280 × 570 см, Сикстинская капелла, Ватикан

Может поэтому, Микеланджело и стал лучшим художником и скульптором времен итальянского Возрождения,… изучая тело изнутри и снаружи…. Передавая красоту внешнего и со смыслом на картине внутреннего.

Для тех, кто не знаком с этим произведением искусства поясню, что «Сотворение Адама» это фрагмент фрески Сикстинской капеллы в Ватикане. Роспись сделана на потолке, размером 4093 × 1341 см

4. НЛО на картине «Мадонна со святым Джованнино»

Странное пятно на картине Доменико Гирландайо специалисты расценили, как тревожный знак ─ неопознанный летающий объект, который автор прорисовал до мельчайших деталей. Необычное пятно в центре картины не может не вызвать интерес и не заинтриговать.

Даже человек, изображенный на картине, от яркого зарева инопланетного обьекта прикрывает глаза.

Доме́нико Гирланда́йо(1449-1494) «The Madonna with Saint Giovannino»

5. «Пророк Захария» — необычный жест с подтекстом

Исторически известно, что взаимоотношения папы Юлия II с талантливым художником Микеланджело были напряженными. На фрагменте фрески Пророк Захария стал прототипом папы. Интересной деталью стал непристойный жест, который показывает ангел.

«Кукиш» на изображении можно интерпретировать, как проявление призрения, насмешки или неповиновения; а может это жест старого мира или обычный жест руки.

Фрагмент фрески Микеланджело с изображением пророка Захария. 1508-1512 год. Сикстинская капелла, Ватикан, Рим.

6. «Фламандские пословицы» — огромное количество интересных расшифровок сюжета

Наслаждаться картиной и расшифровывать можно бесконечно, ведь во всех действиях людей скрыт глубокий смысл бытия.… А именно, 112 посланий можно найти на полотне художника, в виде фламандских пословиц, например, «Вешать колокольчик на кота» означает —Совершать опасный и неразумный поступок. .. или «Кто-то стрижёт овец, а кто-то - свиней», означает —У одного есть преимущества, у другого их нет ,…

Ну вот еще одна пословица с картины с тайным смыслом «Два дурака под одним капюшоном» означает —Глупость любит общество , или вот еще, всегда актуальная ….«Целовать дверную ручку» означает- Быть неискренним

Питер Брейгель Старший, 1559 год. Доска, масло. Размер 117 × 163 см, Берлин

И это до безумия интересное задание, которое вызывает настоящий восторг. Множество сцен на картине позволяют человеку задуматься о глупости некоторых поступков и проанализировать жизненную ситуацию. Всмотритесь, может, и мы найдете что-то таинственно обыденное … 10 минут вполне будет достаточно

7. «Ужин в Эммаусе» — скрытый смысл христианского обета молчания

Сюжет художественного произведения – это трапеза воскресшего Иисуса со своими учениками. Но внимательно изучив картину, можно увидеть множество необычных вещей. Темный фон картины с изображением людей в полный рост, переполненная корзина с фруктами на краю стола…

Караваджо «Ужин в Эммаусе» 1601 год, Холст, масло.Размер 141 × 196,2 см, Лондон

Например, силуэт рыбы под корзиной – может говорить про обязательный обет молчания в жизни христиан.

Каждая картина известных художников того времени имеет тайное послание. Ведь в те времена нельзя было о многом говорить, поэтому живописцы их просто зашифровывали на своих полотнах…. И которые дошли до наших дней со своими тайными знаками!

Друзья, наслаждайтесь искусством, расшифровывайте тайные под тексты…. И даже создавайте свои.

Кто знает, какую тайну может хранить и ваша написанная картина.

Друзья, напишите, что вы думаете по этому поводу, правда или только воображение человека? Поддержите статью, поделитесь с друзьями в соц.сетях с левой стороны.

Задавайтеваши вопросы внизу в комментариях, обычно, я отвечаю быстро на все вопросы

Дюрер, Босх, Магритт, Вермеер – эти и многие другие художники не только обогатили кладовую мировой живописи, но и оставили потомкам множество загадок. Некоторые из них не удается расшифровать до сих пор.

Ян Вермеер. «Женщина, взвешивающая жемчуг»

"Женщина, держащая весы" Яна Вермеера

Название написанной в 1665 году картины определила сцена, которая предстает перед зрителем: на столе рассыпан жемчуг, женщина держит в руках весы. Вот только во время высокотехнологичной экспертизы уже в наше время оказалось, что весы пусты. Это подтолкнуло искусствоведов к поискам сакрального смысла, который голландский живописец мог вложить в работу.

Одна из догадок - на чаши весов женщина положила свои хорошие и плохие поступки, пытаясь оценить, какие из них перевесят в Судный день. Эта мысль созвучна с событиями Страшного суда, которые изображены на картине за спиной героини. Ее дополняет и зеркало – предмет, с помощью которого человек оценивает свои достоинства и недостатки.

Питер Брейгель Старший. «Семь пороков. Лень»

«Семь пороков. Лень» Питера Брейгеля Старшего

Гравюры нидерландского художника не так известны широкой публике, как его живописные полотна. Повышеннный интерес вызывает иллюстрация «Лень» из серии «Семь пороков».

Часть персонажей легко связать с названием. Старуха в центре – персонификация Лени, черт с подушкой – иллюстрация пословицы «Лень – подушка черта». «Мертвое царство» со спящими людьми и улитка на первом плане завершают картину мира, охваченного пороком.

Объяснить присутствие отдельных персонажей до сих пор не удается. Основной спор вызывает фигура монаха, а также изображение колоколов и часов. По одной из версий, священник пытается завести «уснувшие» часы, чтобы заставить толпу очнуться от лени. По другой, монах, колокола и часы – это отсылка к наступлению возмездия, которое ожидает всех лентяев.

Кузьма Петров-Водкин. «Вася»

"Вася" Кузьмы Петрова-Водкина

В 2010 году в Чикаго была обнаружена неизвестная картина русского художника. Обычно Петров-Водкин рядом с автографом ставил год, а на этюдах – еще и число с месяцем. Здесь же датировка отсутствует. Предположительно картина написана в родном Хвалынске, где автор пробыл лето и осень 1916 года. В окончательном варианте портрета художник закрасил находившееся за мальчиком окно. Почему?

Возможно, Петров-Водкин хотел избежать прямой аналогии с другой своей работой – «Мать» (1915), где окно есть. А может, автор не хотел отвлекать внимание зрителя от лика мальчика и иконы «Богородицы Умиление» – метафор глубокой духовности и непоколебимой твердости русских людей? Наконец, небольшие размеры полотна могли ограничить замысел и не позволили художнику «размахнуться». Поиск версий продолжается.

Альбрехт Дюрер. «Меланхолия I»

"Меланхолия I" Альбрехта Дюррера

Значение многих образов на гравюре Дюрера до сих пор не получило однозначной трактовки. В центре картины – молодая женщина с крыльями. Кто она? Муза или ангел? За ее спиной висит магический квадрат. В вертикальных, горизонтальных и диагональных рядах сумма чисел составляет 34. Сумма чисел в четвертях квадрата и в его углах снова складывается в 34.

Еще одна загадка – «I» в названии гравюры, которое вписано в крылья летучей мыши. Самая популярная версия – по принятому во времена Дюрера делению меланхоликов на художников, ученых и философов, автор отнес себя к первой группе. Эрнест Фресес считает иначе: «I» - это не цифра, а глагол «ео» в повелительном наклонении, означающий «уходи!». Его Дюрер использовал как магическое заклинание для изгнания меланхолии из собственного сердца.
Что символизируют разбросанные на полу инструменты? Искусствовед Паола Волкова дает своё объяснение. Полотно можно разделить на ярусы: первый – ремесло (отсюда и разбросанные на переднем плане инструменты), второй – интеллект, третий – мир непознанного. Эти ярусы - внутренний мир автора, а сам он – задумчивая крылатая дама, которая держит в руках циркуль – символ ограниченности всего и вся.

Кто остался за кадром, чтобы звонить в колокол? Эту загадку придется еще разгадать.

Марк Шагал. «Автопортрет с семью пальцами»

"Автопортрет с семью пальцами" Марка Шагала

Марк Шагал пишет автопортрет в 1912 году. Его название сразу же приковывает внимание к руке художника, на которой действительно семь пальцев.

Возможно, автор подшучивает над собственным талантом, вспоминая идиому предков о продуктивном мастере, работающем очень быстро. Или он хочет привлечь внимание к собственной работе «Россия, ослы и другие», написанной годом ранее? Ведь именно она стоит на мольберте? А, может, семь пальцев соотносятся с библейскими семью днями творения?

Иероним Босх. «Фокусник»

"Фокусник" Иеронима Босха

Поучительная сцена о том, как человек не способен устоять перед соблазнами, призывает зрителя задуматься о высших ценностях.

Подтверждением порочности людей являются некоторые символы. Совенок в поясной плетеной сумке «фокусника» - дьявол с его ложными обещаниями. Жабы на столе и у одного из игроков во рту – знак серы, который у алхимиков ассоциировался с адом и Люцифером.

Но главной загадкой этой картины является человек в зеленом, взгляд которого обращен к зрителю. Его лицо встречается и в других работах Босха, поэтому предполагают, что это был кто-то из знакомых художника. Так как мастер всегда изображал его в группе грешников, то, скорее всего, загадочный горожанин был Босху по каким-то причинам неприятен.

Рене Магритт. «Влюбленные»

"Влюбленные" Рене Магритта

Бельгийский сюрреалист Рене Магритт почти всегда объяснял свои произведения-ребусы. Он скептически относился к любым сторонним интерпретациям и был убежден: картины нужно рассматривать, а не искать в них символы. Но «Влюбленных» художник комментировать не стал, поэтому новые попытки разгадать смысл картины не прекращаются.

Кто-то считает, что мужчина и женщина, чьи головы укутаны белым полотном, - это отсылка к трагедии детства автора. В 13 лет его мать утопилась, а когда ее извлекли на берег, лицо накрыли подолом сорочки. Другие полагают, что автор проиллюстрировал фразу «любовь слепа». Третьи – одиночество и отстраненность. Четвертые – метафору «потерять голову от любви». Какой смысл действительно вложил в картину бельгиец, остается загадкой.

Эжен Делакруа. «Свобода, ведущая народ»

Делакруа написал «Свободу» после Июльской революции в Париже 1830 года. Но почему восставших вдохновляет женщина с обнаженной грудью? Французский искусствовед Этьен Жюли считает, что автор писал центральный образ с прачки Анны-Шарлотты – прославленной революционерки, собственноручно убившей девятерых врагов.

Эксперт предположил, что обнаженная грудь является символом торжества демократии: Свобода, как простая женщина, не затягивает тело в корсет. Самая очевидная версия – полуобнаженная женщина символизирует самоотверженность революционеров, бросавшихся в бой «с голой грудью».

Поль Сезанн. «Игроки в карты»

"Игроки в карты" Поля Сезанна

Написанные предположительно в 1893-1896 годах «Игроки в карты» из одноименной серии поражают лаконичностью сюжета.

На первый взгляд кажется, что это обычная жанровая сценка: двое мужчин увлечены любимым занятием. Однако, по мнению искусствоведов, в полотне может быть заложен чуть ли не сакральный смысл.

Размещенная на столе зеленая бутыль с вином может отсылать к святому причастию, а яркая красная скатерть – к цвету крови Христа, искупившего грехи людей. В пользу этой версии, вероятно, говорит и отсутствие на столе денег и сосредоточенные лица игроков. Эмоциональная напряженность мужчин и игра без явных ставок, вероятно, означают еще, что на кон поставлено нечто большее, чем привычные материальные ценности.

Тивадар Костка Чонтвари. «Старый Рыбак»

"Старый рыбак" Тивадара Костка Чонтвари

В начале прошлого века Чонтвари пишет «Старого Рыбака». Замысел венгерского художника был расшифрован только после его смерти при помощи популярного приема для разгадывания ребусов.

Если приложить к центру картины двустороннее зеркало, то с слева зритель увидит почтенного старца, а с правой – злобного. Что они символизируют? Одни предполагают, что Бога и Дьявола. Другие – добро и зло, которое есть в каждом человеке. Если учесть, что при жизни Чонтвари воспринимал свой талант как божественное предназначение, версии кажутся более чем правдоподобными.

Самый загадочный художник Северного Возрождения, возможно, всю жизнь держал фигу в кармане: в картинах благоверного католика зашифрованы убеждения тайного еретика. Догадайся об этом современники, Босха наверняка отправили бы на костер

Картина «Сад земных наслаждений»
Дерево, масло. 220 х 389 см
Годы создания: 1490–1500 или 1500–1510
Хранится в музее Прадо в Мадриде

Ерун ван Акен, подписывавший свои картины «Иеронимус Босх», считался в Хертогенбосе вполне респектабельным человеком. Он единственный из художников состоял в благочестивом городском обществе, братстве Богоматери, при кафедральном соборе Святого Иоанна. Однако художник, возможно, до самой смерти вводил сограждан и заказчиков в заблуждение. Подозрения, что под личиной доброго католика скрывался еретик, высказывались еще на рубеже XVI–XVII столетий. Историк и искусствовед Вильгельм Френгер в середине XX века предположил, что живописец принадлежал к секте адамитов. Современный исследователь творчества Босха Линда Харрис выдвинула гипотезу, что он был приверженцем катарской ереси.

Катары учили, что ветхозаветный Иегова, творец материальной вселенной, - на самом деле Князь Тьмы, а материя - зло. Души обманутых им ангелов пали из духовного мира на землю. Одни стали демонами, другие, у которых есть еще шанс на спасение, оказались втянуты в череду перерождений в телах людей. Катары отвергали учение и обряды католиков, считая все это созданием дьявола. Несколько столетий церковь искореняла распространившуюся по Европе ересь, и к концу XV века о катарах уже почти нигде не было слышно. Босх, по мнению Харрис, намеренно искажая на картинах канонические сюжеты, зашифровал в многочисленных символах тайное послание будущим поколениям о своей истинной вере.

Так, на левой створке триптиха «Сад земных наслаждений» Босх изобразил Эдем в дни сотворения первых людей, когда души ангелов попали в ловушку смертной плоти. Центральная часть, полагает Харрис, - тот же Эдем, но настоящего времени: туда попадают души между реинкарнациями, и демоны прельщают их земными соблазнами, чтобы бывшие ангелы забыли о духовном мире и захотели снова воплотиться в материальном. Правая створка - это ад, куда после Страшного суда попадут все, кто не сумел разорвать цепь перерождений.


1 Христос . Иисуса катары считали антагонистом Князя Тьмы, Спасителем, который напоминает падшим душам о духовном мире и помогает им выбраться из оков материального. Обычно считается, что на левой створке триптиха Босх изобразил, как Бог представляет Адаму сотворенную из ребра Еву, но Линда Харрис полагает, что художник написал Христа, предостерегающего Адама от земных соблазнов, воплощение которых - первая женщина.


2 Кошка с мышью . Зверек, попавший в зубы к хищнику, - намек на души, оказавшиеся в ловушке материального мира.


3 Сова . Хищная ночная птица, присутствующая на большинстве картин Босха, - это Князь Тьмы, наблюдающий, как люди снова и снова попадают в его силки.

4 Фонтан духовной смерти . Пародия на фонтан живой воды, образ из христианской иконографии Эдема. Вода источника символизировала спасение человечества верой, обряды крещения и причастия. Катары отвергали ритуалы, по их мнению, ложной религии, еще крепче связывающие души с материей. На картине Босха в фонтан встроена сфера - символ мира. Из нее выглядывает коварный творец Вселенной в образе совы.


5 Люди . Амурные забавы беспечных грешников на лоне природы, как считает специалист по творчеству Босха Вальтер Бозинг, - отсылка к популярному в те времена куртуазному сюжету «сад любви». Но катар увидит здесь души, предающиеся низменным плотским удовольствиям в иллюзорном «раю» в ожидании новых воплощений.


6 Жемчужина . В учении катаров и их идейных предшественников манихеев, утверждает Харрис, она символизировала душу, светоносное ядро из духовного мира, сохраненное падшим ангелом и на земле. С умножением числа людей эти души делились, все больше погружаясь в материю, потому Босх изобразил жемчужины рассыпанными в грязи.


7 Музыкальные инструменты . Итальянский историк искусства Федерико Дзери полагал, что художник поместил их в ад, поскольку выражение «телесная музыка» было хорошо знакомо людям того времени и означало сладострастие. Катары же считали похоть худшим из грехов еще и потому, что из-за нее рождаются новые люди - пленники материального мира.


8 Клубника . Искусствовед Елена Игумнова отмечает, что во времена Босха эта ягода считалась манящим плодом без настоящего вкуса и символизировала иллюзорные удовольствия. На картине множество и других ягод и плодов - все они означают земные соблазны.


9 Хоровод всадников . Линда Харрис считает, что он символизирует круг перевоплощений, в который втянуты души из-за земных страстей.


10 Древо смерти . Оно состоит из предметов, символизирующих бренную земную оболочку, - высохшего дерева и пустой скорлупы. По Харрис, у Босха это растение-монстр олицетворяет истинную сущность материального мира, раскрытую Страшным судом.

Художник
Иеронимус Босх

Между 1450 и 1460 - родился в герцогстве Брабант в городе Хертогенбос, или Ден-Бос, в честь которого взял псевдоним Босх.
Около 1494 или 1495* - написал триптих «Поклонение волхвов».
До 1482 - женился на богатой аристократке Алейд ван де Мервенне.
1486–1487 - вступил в братство Богоматери при соборе Святого Иоанна в Хертогенбосе.
1501–1510 - создал картину «Семь смертных грехов», по одной из версий, служившую столешницей.
1516 - умер (предположительно, от чумы), похоронен в соборе Святого Иоанна в Хертогенбосе.

* В датировке картин Босха существуют разночтения. «Вокруг света» здесь и далее приводит сведения с сайта музея Прадо, где находятся упомянутые в статье работы художника.

Слово "символ" имеет следующее основное значение применительно к искусству: то, что служит условным обозначением какого-либо понятия, идеи.

Символ может быть обозначен числом, свойством, формой. Например, число 7 - символ совершенства и завершённости (семь дней в каждой фазе луны, семь цветов радуги, семь нот, семь дней недели, семь добродетелей, семь смертных грехов, семь таинств); синий (цвет неба) - символ всего духовного; форма круга, напоминающая солнце и луну, - символ божественного совершенства.

Другая группа символов - предметы, явления, или действия, а также художественные образы, воплощающие какую-либо идею. Например, оливковая ветвь - символ мира, цветок нарцисса - символ смерти, младенец - символ человеческой души. Свет - символ духовного прозрения, божественной благодати; радуга (встреча Неба с Землей) - символ примирения Бога с людьми, прощения людских грехов. Ткачество символизирует создание мира, вселенной, определение судеб всего сущего; рыбная ловля - обращение в свою веру (Христос научил своих учеников быть "ловцами человеков"). Художественный образ кентавра - символ низменных страстей, распрей (если изображён с колчаном, стрелами и луком), в религиозных композициях - символ ереси.

Возникновение символов не случайно, оно связано с внешними признаками предмета и всегда отражает его глубинную сущность. Например, сова - ночная птица, поэтому одно из её символических значений - сон, смерть.

Многие символы имеют многозначный смысл: например, собака - символ верности (если изображена у ног супругов), символ низости и бесстыдства в античных сценах. Как хранитель стада собака олицетворяет доброго пастыря, епископа или проповедника. Чёрная собака в средневековом искусстве обозначала неверие, язычество. Как видно из этого примера, смысл символа часто зависит от эпохи, религии, культуры 1 . Но в этой книге используются значения символов, которые приняты в европейской традиции, так как даётся анализ произведений только европейского искусства. Если символ многозначен, то надо брать то из его значений, которое соответствует общему строю, духу картины, не противоречит ему и не разрушает его.

Символы являются неотъемлемой частью человеческого мышления, сознания, лежат в основе человеческого ума. Иероглифы древних египтян, китайцев и японцев - это символы, которые заключают в себе целые сложные понятия, иногда и полные предложения.

Символ активно использовался в искусстве до второй половины XIX века и только потом стал большой редкостью.

Символ обычно обращается не только к разуму, но и к чувствам человека, его подсознанию, порождает сложные ассоциации. Поэтому символы так часто и естественно использовались в искусстве, особенно в живописи. Очень много символов в картинах Мантеньи, Джованни Беллини, Боттичелли, Яна Стена, Рубенса и других, особенно голландских и фламандских, художников.

"Вениус особенно славился своими знаниями символов, таких художественных образов, с помощью которых можно было визуально передать абстрактные идеи. Такие символы теперь применяются в живописи очень редко, так что немногим из нас они известны. Например, голубь с оливковой ветвью обозначает мир, весы - правосудие, лавровый венок - победу. Однако в XVI столетии пропаганда идей через символы была общепринятой формой искусства как народного, так и возвышенно-интеллектуального. Святые, конечно, обладали собственными атрибутами. Символом святой Екатерины было колесо, на котором она приняла пытку, Марии Магдалины - сосуд с нардовым миром, которым она умащала ступни ног Иисуса, для святого Иеронима - лев, с которым он подружился в пустыне. Но даже на портретах, аллегориях и светских картинах использовались различные символы, служащие бессловесными комментариями. На картинах птицы, цветы и животные изображались с вполне определённой целью. Заяц означал бдительность, кот или кошка - свободу, змея - мудрость. Разные цветы указывали на разные добродетели, а если их лепестки опадали, то это означало эфемерность молодости и красоты.

От каждого художника требовались знания таких символов, и для их объяснения существовали даже специальные учебники. Не слишком запутанные символы приводили всех в восторг, образованным людям нравилось расшифровывать скрытый смысл изображений на картинах. Такая учёная игра придавала интерес даже самым приземлённым работам…" 2

О том, как много символов знал и использовал в своём творчестве Рубенс, узнаём из его письма Юстусу Сустермансу от 12 марта 1638 года 3 . Интересно, что в этом письме Рубенс, объясняя смысл своей картины "Бедствия войны", указывает значения столь многочисленных символов по памяти, даже не имея перед глазами картины, и называет своё объяснение кратким.

Обратимся к натюрморту голландского художника XVII века Яна де Хема "Mеmento mori" из Дрезденской галереи. При первом беглом взгляде на эту картину внимание к себе сразу привлекает красивый букет садовых цветов. Он занимает почти всё пространство картины и является её главным "действующим лицом". Но, едва приглядевшись, мы замечаем некоторые странности в выборе и изображении предметов, расположенных возле букета: очень необычно, что рядом с ним художник поместил череп, раковину, помятую и надорванную бумагу с чёткой надписью "Mеmento mori", что означает: "Помни о смерти". Кроме этого прямого призыва, о смерти напоминает и череп, так как он является символом недолговечности, бренности нашей жизни. О ней же, о смерти, о её неизбежности, говорят все многочисленные детали данной картины. Присмотримся повнимательней, и увидим, что Ян де Хем изобразил увядающий букет: поблёкли и повяли лепестки у тюльпанов, совсем завял мак, тронуты увяданием и другие цветы. Вянущий букет сам по себе обозначает недолговечность нашей жизни. К тому же художник старательно выписал множество червяков и насекомых, поедающих лепестки, стебли и листья. А черви - это символы разложения и уничтожения; мухи символизируют порчу; бабочки - скоротечность, краткость нашего пребывания на земле. Итак, почти все рассмотренные элементы композиции данного натюрморта указывают, как верующий художник настойчиво внушает нам мысль о том, что человек со всеми своими земными стремлениями и заботами, которые символически обозначены набором разных цветов, - лишь временный гость на земле. Зато раковина, символ паломничества, атрибут святого Роха и Иакова Старшего, направляет мысль зрителя к высокому, нетленному и вечному. Но вечно только духовное, бессмертна наша душа. Теперь становится понятным идейное содержание картины: не забывай, человек, что ты смертен, и при жизни спасай свою душу, чтобы на том свете избежать мук ада.

Раздумья художника Яна де Хема о человеческой жизни перекликаются с заповедями Христа из Его Нагорной проповеди:

"Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкапывают и не крадут". (Мф. 6:19–20).

Большую роль играют символические детали и в портрете. Рассмотрим великолепный портрет Е. С. Авдулиной работы О. А. Кипренского.

На этом портрете художник представил нам молодую красивую женщину, которая так глубоко задумалась о чём-то печальном, что кажется совершенно отрешённой от всего окружающего. Хрупкая и мечтательная, она как будто не от мира сего. И все детали портрета подчёркивают это состояние отрешённости от внешнего мира. На Е. С. Авдулиной чёрное платье, которое почти сливается с общим тёмным фоном картины, а чёрный цвет означает забвение всех волнений, тревог и забот окружающей повседневной действительности, отречение от неё. Именно поэтому цвет монашеских одежд чёрный. На Авдулиной жемчужное ожерелье. Жемчуг в христианской символике означает одновременно и богатство духа, и горе, печаль. И если сама Авдулина является воплощением хрупкой молодой красоты и духовности, то тёмные грозовые тучи и едва заметная в сумраке, полого поднимающаяся по холму дорога символизируют трудный жизненный путь и навевают мысль о хрупкости и беззащитности одухотворённой красоты в нашем суровом мире. О многом говорит и одиноко стоящая в стакане с водой веточка гиацинта, напоминающая нам печальную легенду о нелепой гибели юного любимца бога Аполлона, после смерти превращённого в этот красивый цветок. Белый цвет гиацинта, как и вообще белый цвет, - символ как нравственной чистоты, так и смерти, а то, что цветок вянет и осыпается, означает скоротечность молодости и красоты. Свёрнутый и опущенный вниз веер в руке Е. С. Авдулиной также символизирует исчезновение. Эта символика веера связана с лунными фазами (небытие, возникновение, увеличение, полное бытие, убывание, исчезновение). Словом, при внимательном и вдумчивом рассматривании портрета Е. С. Авдулиной приходишь к мысли, что во время работы над ним художником владели грустные думы, которые кратко можно выразить словами Фридриха Шиллера:

Прекрасное всё гибнет в лучшем цвете,
Таков удел прекрасного на свете.

Символику очень часто использовал в своих могучих философских пейзажах Якоб ван Рейсдал. Ярким примером тому является его знаменитое "Еврейское кладбище" из Дрезденской галереи.

Картина прекрасно показывает, как творческое воображение автора изменяет натуру для выражения замысла. Сохранилось два рисунка Рейсдала с натуры (музей Тейлера, Харлем), изображающие еврейское кладбище. Однако в картину, по сравнению с рисунками, внесено много изменений. Создавая её, Рейсдал сохранил из рисунков очертания гробниц бывшего врача французского короля Генриха IV, главного раввина Амстердама и богатого горожанина, но вместо пологой равнины появляются холмы, а также ручей, сухие деревья, радуга. Несомненно, что привнесённые детали имеют символическое значение, служат выражению идеи картины.

Тревожный, напряжённый солнечный свет, пробившийся сквозь тяжёлые грозовые тучи, освещает передний план картины: могильные памятники из полированного мрамора, огромное сухое дерево, трухлявый пень на берегу бурного ручья. Позади, в грозовом сумраке, видны руины какого-то величественного сооружения.

На фоне руин и засохших деревьев (символов смерти) богатые гробницы кажутся вызовом вечности, забвению, необратимому течению времени, которое символизирует ручей. Они олицетворяют человеческое тщеславие, гордыню. Но мрачное настроение картины, следы смерти и разрушения, трещины в надгробиях свидетельствуют о том, что и этим прочным и дорогостоящим сооружениям не избежать общей участи. Невольно приходят на память стихи Г. Р. Державина:

Река времён в своём стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.

А если что и остаётся
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрётся
И общей не уйдёт судьбы.

Но не всё так безнадёжно. Два холма на картине служат не только символом неизменности, нерушимости законов бытия. Они также символизируют и "путь в небо", путь к духовному возвышению, являются атрибутом спокойного, духовного мирного существования (поскольку гора наполняет дух чувством высоты, освобождает от мелких устремлений). "Да принесут горы мир людям и холмы правду" (Псалтирь 71:3). Вода в ручье символизирует очищение, смывание греха и пробуждение к новой духовной жизни. А главное, в левой части картины, над холмом, поросшим зелёной травой (в христианстве зелёный цвет - символ бессмертия, надежды, роста духа святого в человеке), мы видим двойную радугу, которая одновременно символизирует и трон небесного суда, и примирение Бога с людьми. Все эти символы указывают на возможность очищения, спасения и вечной жизни путём обуздания греховных страстей, соблюдения Божьих заповедей.

Итак, картина Рейсдала - рассуждение о смысле человеческой жизни. По свидетельству знаменитого пейзажиста Констебля, картина при жизни автора называлась "Аллегория жизни человеческой". Тщетно человеку надеяться обрести бессмертие, вечную память, создавая материальные памятники. Всё тленно на земле. И вечная жизнь, спасение достижимо только через духовную жизнь, искреннюю веру в Бога, добродетельное краткое земное существование.

Приведём и примеры использования символов в литературе.

В первой песне "Ада" Данте рассказывает, как он, пройдя половину жизненного пути, заблудился в сумрачном лесу. С большим трудом добрался он до холма, надеясь с вершины его определить для себя верный путь и выбраться из леса, но оттуда вышли навстречу ему три страшных зверя: рысь, лев и волчица. Испугавшись и боясь окончательно погибнуть в тёмном лесу, Данте обратился за помощью к великому римскому поэту Вергилию, который весьма кстати внезапно появился перед испуганным итальянским поэтом. И Вергилий помог Данте спастись от хищников и выбраться из лесного мрака, для чего предложил ему путешествие по всем кругам ада и чистилища, чтобы, став мудрее в этом путешествии, впредь ходить только верной дорогой.

В этом иносказании очень много символов. Мрачный лес - символ погрязшего в пороках и междоусобных раздорах итальянского общества; освещённый лучами восходящего солнца холм - это найденный путь спасения; три хищника, преградившие подступ к холму, - это, по мнению Данте, три главных людских порока: сладострастие (рысь), гордыня (лев) и алчность, корысть, жадность (волчица) 4 . Эти пороки являются основным источником зла в мире. Спасение от них Данте как истинный предтеча эпохи Возрождения видит в познании. Поэтому путеводителем в поисках истины он выбирает себе Вергилия, сделав его символом разума и государственной мудрости, потому что превыше всех почитал этого великого поэта.

Обилие символов делает "Божественную комедию" Данте трудной для современного читателя: для понимания текста ему надо постоянно обращаться к комментариям, но такое чтение становится скучным, если нет жажды знания. Но все образованные современники Данте и итальянцы эпохи Возрождения с удовольствием читали это произведение и обсуждали его даже на улицах. Анонимный биограф Леонардо да Винчи сообщает, что общество почтенных людей Флоренции обсуждало у церкви Санта Тринити одно место из Данте 5 .

Очень много символов в трагедии Гёте "Фауст", особенно во второй её части.

Символы используются и в архитектуре. Очень выразительна, например, символика православных храмов. Здание храма всегда выражает определённую христианскую идею и может иметь форму креста, так как на кресте был распят Иисус Христос; форму круга (символ идеального и вечного); форму корабля (это означает, что церковь подобно кораблю помогает людям безопасно плыть по бурному морю житейскому к тихой счастливой гавани духовного саморазвития и добродетельной жизни). Символично и количество глав на храме. Если у храма одна глава, значит он посвящен Господу Иисусу Христу. Две главы напоминают нам двойственную природу Христа: Бога и Человека. Три главы храма указывают на три лица Святой Троицы; пять глав означают Иисуса Христа и четырёх евангелистов; семь глав - семь святых таинств и семь Вселенских Соборов; тринадцать - Иисуса Христа и 12 апостолов. Крест, венчающий храм, - это символ христианской веры и божественного присутствия. А крест, совмещённый с якорем и покоящийся на шаре, символизирует главные христианские добродетели: веру, надежду, любовь.

Символика присутствует и в самом обряде богослужения, например, символичны одежды священнослужителей 6 . "Поручи напоминают священнослужителям, что они, совершая таинства или участвуя в совершении таинств веры Христовой, выполняют это не собственными силами, а силою и благодатью Божией. Поручи напоминают также узы (веревки) на руках Спасителя во время Его страданий… Пояс знаменует также Божественную силу, которая укрепляет священнослужителей в прохождении их служения. Пояс напоминает и то полотенце, которым препоясался Спаситель при омовении ног ученикам Своим на Тайной Вечери." 7

Словом, любителю искусства знание символов, возможность обратиться к специальной литературе по символике просто необходимы для полного и глубокого понимания нравственного и философского содержания художественных произведений, которое кроется за их внешней формой.

Примечания:

1. Знание особенностей символики и аллегорических мотивов страны и эпохи может помочь даже при атрибуции картин. Об этом пишет блестящий мастер атрибуции Ирина Владимировна Линник.
"Знание наиболее типичных, излюбленных в Голландии аллегорических символов может очень помочь при опознании произведения голландской школы".
"…такие устойчивые, имеющие аллегорический смысл мотивы, как девушка, выпускающая птичку из клетки или ящичка, вручение птицы, битой или живой, битого зайца, сосисок или рыбы, взятой за хвост (все названное связано с весьма распространенной, подчас грубоватой эротической символикой), девушка, получающая или читающая письмо в комнате с висящим на стене морским видом (море с его изменчивостью и непостоянством - синоним любви); женщина, держащая за черенок кисть винограда (в голландской эмблематике - символ супружеской добродетели и моральной чистоты),- встречаются, за редчайшими исключениями, только у голландцев".
"Карманные часы вошли и в иконографию классического голландского натюрморта типа "Завтраков". Они символизировали здесь идею "умеренности". При этом особая любовь голландцев к тщательному выписыванию мельчайших деталей определила их обращение к изображению открытого часового механизма, что не по силам было, пожалуй, художникам других школ. Так иконографические особенности могут подсказать направление поисков и при определении автора натюрморта".
И. Линник. "Голландская живопись XVII века и проблемы атрибуции картин". Ленинград, "Искусство", Ленинградское отделение, 1980. Стр. 44, 47.

2. К. В. Уэджвут. "Мир Рубенса. 1577–1640". Пер. с англ. Л. Каневского. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 1998 - (Библиотека искусства). Стр. 13–14.

Насколько большим был интерес к символике в XVII веке сообщает и И. В. Линник: "Интерес к символике, эмблематике в XVII столетии вообще велик, как никогда. Достаточно упомянуть, что из двухсот пятидесяти книг по эмблематике, появившихся за период с 1531 года до середины XVIII века, сто шестьдесят восемь было издано в XVII столетии, и Голландия была здесь, пожалуй, впереди других стран, причем писали эти книги такие крупнейшие и популярнейшие голландские поэты, как Якоб Катс и Йост ван Вондель".
И. Линник. "Голландская живопись XVII века и проблемы атрибуции картин". Ленинград, "Искусство", Ленинградское отделение, 1980. Стр. 44

3. Рубенс пишет: "…Однако я кратко объясню сцену, раз Вы этого желаете. Главная фигура - это Марс, который выходит из открытого храма Януса (который, согласно римским обычаям, в мирное время был заперт) и шествует со щитом и окровавленным мечом, угрожая народам великими бедствиями и не обращая внимания на свою возлюбленную Венеру, которая, окружённая амурами и купидонами, силится удержать его ласками и поцелуями. С другой стороны фурия Алекто, с факелом в сжатой руке, увлекает Марса. Рядом с ними неразлучные спутники войны - Голод и Чума. На землю повержена ниц женщина с разбитой лютней, это - Гармония, которая несовместима с раздорами и войной. Мать с младенцем на руках свидетельствует, что изобилие, чадородие и милосердие страдают от войны, развратительницы и разрушительницы всего. Кроме того, там есть ещё зодчий, упавший со своими орудиями, ибо то, что мир воздвигает для красоты и удобства больших городов, насилие оружия разрушает и повергает ниц. Далее, если память не изменяет мне, Ваша Милость увидит на земле под ногами Марса книгу и рисунки; этим я хотел указать на то, что война презирает литературу и другие искусства. Там должен быть также развязанный пучок копий или стрел с соединявшей их верёвкой. Связанные вместе, они служат эмблемой согласия, равно как кадуцей и оливковая ветвь - символ мира; я изобразил их лежащими тут же. Скорбная женщина в траурной одежде, под разодранным покрывалом, без драгоценностей и каких-либо украшений - это несчастная Европа, которая уже столько лет страдает от грабежей, насилий и бедствий всякого рода, вредоносных для каждого из нас и потому не требующих объяснения. Её отличительный знак - земной шар, поддерживаемый ангелом или гением и увенчанный крестом, символом христианского мира".
Петер Пауль Рубенс. Письма, документы, суждения современников. Переводы. Перевод А. А. Ахматовой, Н. В. Брагинской, К. С. Егоровой. Сост., вступит. статья и примеч. К. С. Егоровой. М., "Искусство", 1977 (Мир художника). Стр. 287.

4. Данте Алигьери. "Божественная комедия. Ад". Перевод М. Лозинского, вступительная статья А. К. Дживелегова, комментарии И. М. Гревса. ГИХЛ, Ленинград, 1939. Стр. 201.

5. М. А. Гуковский. "Леонардо да Винчи. Творческая биография". "Искусство". Л.-М., 1958. Стр. 150.

6. Вот что пишет о роли символики в богослужении митрополит Сурожский Антоний:
"В связи с этим, может быть, следует упомянуть и о символике богослужения. Богослужение наше имеет целью передать религиозный опыт, а этот опыт просто в умственных категориях передать нельзя. Он передается не только картинно, притчами, он передается символически, то есть через употребление, сочетание и движения, и слова, и музыки, и драматического как бы представления событий, которые таким образом доходят до сознания лучше, чем их можно довести только умственным изложением".
Митрополит Сурожский Антоний. "О встрече". Издание второе, исправленное и дополненное. Фонд "Христианская жизнь", Клин, 2003. Стр. 234.

7. "Закон божий для семьи и школы со многими иллюстрациями. Составил Протоирей Серафим Слободской". Издание четвёртое. Holy Trinity Monastery, Jordanville, N. Y. U.S.A., 1987. Репринтное воспроизведение издания. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Стр. 620–622.


© Все права защищены
Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса