Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Сезанн гора св виктории.         Гора Св. Виктории, вид со стороны Лов (Пейзаж в Эксе). Гора Святой Виктории

Поль Сезанн
Гора Сент-Виктуар
1885–1895. Фонд Барнса, Мерион, штат Пенсильвания

В последние десятилетия своего творчества Сезанн особенно увлекся пейзажами Прованса, который он считал одним из классических ландшафтов наряду с Грецией и Италией. Выжженная солнцем земля, прозрачный воздух, резкие тени будоражили воображение художника, помогали ему видеть “основы мироздания”, земной каркас. Дни напролет он бродил по этим местам, иногда даже просился на ночлег к какому-нибудь фермеру.

“В Провансе таятся сокровища, но они еще не нашли достойного истолкователя…” - писал Сезанн своему другу и покровителю Виктору Шоке и изо всех сил старался извлечь эти сокровища и показать их своим зрителям. Некоторые места заставляли его возвращаться снова и снова - Гардан, окрестности Эстака, но больше всего его привлекала гора Сент-Виктуар. Сохранилось более шестидесяти (!) живописных ее видов, в разных ракурсах, при разном освещении. С середины 1880-х гг. эта гора стала едва ли не единственной и, безусловно, самой важной темой сезанновских пейзажей, оставаясь таковой до конца его жизни.

В своих многочисленных картинах Сезанн старался выявить мощь геологических пластов, открывающихся перед ним, их незыблемость и постоянство, которые являлись для него символом величия нашего мира. Любимая треугольная композиция художника еще больше подчеркивает эту устойчивость. В образах Святой Виктории полностью исчезает беспокойное настроение, наполнявшее более ранние работы Сезанна, напротив, эти пейзажи полны простоты и сдержанной силы.

Гора Сент-Виктуар (Виадук). 1882–1885. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Здесь как нельзя лучше проявляются поиски художника в области передачи пространства, например его представления о перспективе. “Линии, параллельные горизонту, передают пространство, линии, перпендикулярные горизонту, сообщают картине глубину”, - писал Сезанн. Таким образом, он полностью перевернул традиционные представления о перспективе, которые разделяли даже новаторы-импрессионисты. При взгляде на сезанновские пейзажи создается впечатление, будто художник, да и зритель вместе с ним, находятся внутри изображенного на картине пространства, которое, кажется, то сужается, то расширяется, становясь гораздо более динамичным.

Искусствоведы часто отмечают, что пейзажи Сезанна напоминают его же натюрморты, как бы странно это ни звучало, в том смысле, что художнику не важно, с какими объектами иметь дело - с созданными природой либо с творениями рук человеческих. С одинаковой тщательностью он расставляет по поверхности холста блюда с яблоками и кувшины или горы, дома и деревья. Все они подчиняются единому замыслу выявления их тектоники, попыткам отыскать логику в природе и научить зрителей видеть по-новому.

Гора Сент-Виктуар вблизи Гардана.
1886–1890. Национальная галерея искусств, Вашингтон

Художника не интересуют мимолетные состояния природы, он не пытается остановить “прекрасное мгновение”, зато выявляет самую сущность ландшафта, постоянство форм и красок мира.

В пейзажах с горой Сент-Виктуар Сезанн, с одной стороны, создает довольно точную картину реального мира (любой житель Прованса с уверенностью скажет: да, без сомнения, это именно Святая Виктория и не что иное), но с другой - демонстрирует зрителю как бы “идею” горы, сглаживая второстепенные детали и привлекая внимание к первооснове.

Опубликовано: Июнь 3, 2009


Около 1896-1898 La montagne Sainte-Victoire Холст, масло. 78,5x98,5 ГЭ
Пост, в 1948 из ГМНЗИ; ранее - галерея Воллара; с 1907 - собрание И. А. Морозова (приобр. у Воллара за 20 000 фр.); С 1918 - МНЗЖ-2; с 1923 - ГМНЗИ

Сравнение картины с фотографией мотива, сделанной Ревалдом в 1935, показывает, что, точно воспроизводя реальные подробности. Сезанн прибег к значительному перспективному искажению, сильно придвинув вперед гору. Особое, „энергоемкое" понимание перспективы, которая была призвана запечатлеть всю мощь цвета, отличает эрмитажный пейзаж от других изображений горы святой Виктории. Необычная пространственность пейзажа поражает особенно сильно при сопоставлении его с более поздней, кливлендской, версией из Художественного музея в Кливленде, где гора, увиденная почти с той же точки зрения, уходит вглубь значительно дальше.

Картина довольно сильно повреждена в верхней и нижней частях оттого, что до поступления к Ивану Морозову не имела подрамника и хранилась свернутой в рулон. Известно, что именно в таком виде Воллару удалось заполучить немало холстов мастера. Наиболее убедительную датировку картины дал Ревалд: 1896-1898. Он выяснил, что, создавая пейзаж, Сезанн смотрел на гору с дороги из Толоне (в его каталоге картина названа „Le Mont Saint-Victoire au-dessus de la route du Tholonet")-На полпути из Толоне к горе святой Виктории находится Черный замок, гдехудожникснимал комнату для работы,- на полотне этот дом скрыт за деревьями.

С внутренним трепетом я встал на то самое место на холме Лов, с которого Поль Сезанн нарисовал десятки знаменитых пейзажей с горой Сент-Виктуар.

Гора Сент-Виктуар — вид с холма Лов в сентябре

Глядя на прекрасную и величественную Святую Викторию, я вдруг понял одну из главных проблем пейзажного искусства. Чтобы правильно оценить работу художника зрителю обязательно нужно увидеть своими глазами оригинал того объекта природы, который изображен на пейзаже.


Гора Сент-Виктуар — вид с холма Лов. Прованс в сентябре.

Эта большая сосна видела Сезанна.


Сосны Сезанна на холме Лов (Прованс в сентябре)

Предыдущий пост о Сезанне и Сент-Виктуар читайте .

Этот обзор посвящен четвертому и заключительному периоду в творчестве художника — синтетическому. В девяностые годы и нулевые годы Сезанн использует все навыки и приемы, наработанные им за всю предыдущую жизнь. Это уже не реализм, не импрессионизм и не конструктивизм. Именно в эти годы художник заложил фундамент нового художественного пространства для современного искусства ХХ века.

Одна из задач данного исследования — наглядно показать трансформацию художественных приемов Сезанна на примере одного неизменного сюжета: горы Сент-Виктуар в Провансе. В следующих 12 работах художник постепенно уводит нас в небывалое для того времени пространство кубизма, предвосхищая триумф Пабло Пикассо и Жоржа Брака.

Сезанн и гора Сент-Виктуар - работы № 62-73

Работа № 62

Заболев сахарным диабетом, когда художнику стало трудно носить тяжелые краски и предметы, он все чаще обращается к акварели, которую одно время забросил. К концу своего творчества Поль Сезанн научился работать быстро и безошибочно, что особенно важно для акварели, не терпящей переработки в отличие от работы с маслом. Кроме того, это больше соответствовало его порывистому и вспыльчивому характеру.


Поль Сезанн -Гора Сент-Виктуар (акварель) -1902 (Museum of Modern Art, New York, USA)

Работа № 63

Знаменитые «Купальщики» на фоне горы Сент-Виктуар.


Поль Сезанн- Bathers. Mont Sainte-Victoire in the Background-1902

Работа № 64

Виды с горой становятся все более лаконичными, из них устраняются несущественные детали и лишнее мельтешение. Остается только самое существенное, отражающее красоту провансальской природы, ее тишину, безмолвие и мощь.


Поль Сезанн — Sainte-Victoire vue de la colline des Lauves, 1902-1906 (Zurich Kunstmuseum)

Работа № 65

«…Поль Сезанн шел медленно, очень медленно, всматриваясь и вдумываясь в то, что видел перед собой. Ни одного лишнего мазка, ни одной лишней детали, все было тщательно продумано и пригнано. Те, кто в поздний период наблюдал за работой мастера, говорили, что он мог часами наблюдать, а потом сделать только один мазок и снова погружаться в то, что было перед ним….


Поль Сезанн — Вид на гору Сент-Виктуар из Les Lauves (акварель) -1903

…Изменения в его манере становятся заметными только спустя многие годы после наступления очередного этапа. Даже искусствоведы затрудняются иногда отнести ту или иную его картину к конкретному году и периоду, настолько медленными были изменения в его художественной манере, настолько медленно он шел….» (Тина Гай)

Работа № 66

Иногда мне кажется, что Сезанн просто складывает картину из кусочков мозаики.


Поль Сезанн — Sainte-Victoire vue de la colline des Lauves — 1904-06 (Basel Kunstmuseum)

Работа № 67

Его акварели восхитительно легки, точны и прозрачны. Он часто не закрашивает бумагу, оставляя белые пятна, которые смотрятся как единое целое, усиливая эффект прозрачности рисунка.


Поль Сезанн — Mont Sainte-Victoire from Les Lauves, акварель, 1900-1906

Работа № 68

Одна из распространенных теорий, объясняющих любовь Сезанна к этому пейзажу, апеллирует к уникальной игре солнечного света на склонах горы: яркое солнце Прованса, положение и цвет горы в разных сочетаниях дают совершенно разные оттенки. Сент-Виктуар умеет быть сурово-черной, нежно-розовой или беззаботно-сиреневой.


Поль Сезанн La Montagne Sainte-Victoire -1897 (Detroit, Institute of Art, USA)

Работа № 69


Поль Сезанн — La Montagne Sainte-Victoire -1904

Работа № 70


Поль Сезанн — Mont Sainte-Victoire (акварель) -1904 (Metropolitan Museum of Art)

Работа № 71

“Линии, параллельные горизонту, передают пространство, линии, перпендикулярные горизонту, сообщают картине глубину”, - писал Сезанн. Таким образом, он полностью перевернул традиционные представления о перспективе, которые разделяли даже новаторы-импрессионисты.


Поль Сезанн La Montagne Sainte-Victoire vue des Lauves, 1902–06 (Philadelphie, Collection Annenberg)

При взгляде на сезанновские пейзажи создается впечатление, будто находишься внутри изображенного на картине пространства, которое, кажется, то сужается, то расширяется, становясь гораздо более динамичным.

Работа № 72

«…Пытаясь как можно точнее изобразить то, что видел, он сам становился частью своих картин, словно помещаясь в центр и показывая зрителю предметы с разных сторон одновременно: то снизу, то сверху, то сбоку. Этот прием потом возьмет на вооружение Пикассо…» (Тина Гай)


Поль Сезанн La Montagne Sainte-Victoire vue des Lauves -1902–06 (Kansas City, Rockhill, Nelson, Atkins Museum)

Работа № 73

Из сочетания красных, желтых, пурпурных и синих оттенков рождается гора, под кистью Сезанна цвета словно превращаются один в другой. Мастерски используя игру света и тени, художник создает нечто материальное. Он не передает реального изображения, а лишь использует необходимые для целостной картины формы и краски пейзажа.

Разбитие изображения на простые геометрические составляющие и перемена настоящего цвета на собственно ощущаемый в поздних работах Сезанна предопределили будущее развитие кубизма и фовизма.


Поль Сезанн -La Montagne Sainte-Victoire vue des Lauves-1904-06 (Pearlman Foundation)

«Чистый рисунок, – писал Сезанн, – это абстракция. Рисунок и цвет неразделимы. Верный тон сразу дает цвет и рельеф. Чем гармоничнее цвет, тем точнее рисунок. Контрасты и соответствие тонов – вот весь секрет рисунка и моделировки».

(Продолжение следует)

Поль Сезанн
Гора Св. Виктории, вид со стороны Лов (Пейзаж в Эксе)
1904-1906
Холст, масло
60×73 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Происхождение

Дар художника Эжену Каррьеру, Париж. С 1906 в галерее Воллара, Париж. 19 ноября 1906 приобретена С.И. Щукиным в галерее Воллара, Париж. До 1918 - собр. С.И. Щукина, Москва; затем 1-й Музей новой западной живописи; с 1923 - ГМНЗИ; с 1948 - ГМИИ.


Инв.: Ж-3339

Инв. ГМНЗИ: 210

Описание

Картина, исполненная в последние годы жизни художника, — своего рода итог развития пейзажной концепции Сезанна. Излюбленный мастером мотив — вид горы Св. Виктории — запечатлен со стороны холмов Лов, где находился построенный в 1901 году новый дом-мастерская художника. Он любил работать неподалеку на пологом склоне холма, исполнив одиннадцать холстов с этим мотивом. Именно здесь запечатлел Сезанна Морис Дени на фотографиях и в своей картине «Сезанн за работой на мотиве».
Свободная, сведенная к чистой выразительности форм и красок живописная манера, максимально приближенная к беспредметности, заставляет считать картину наиболее авангардной среди пейзажей Сезанна и превращает ее в своего рода творческое завещание, которое он оставил искусству ХХ века, разрешившему проблему абстракции. Самоценные живописные достоинства картины одним из первых почувствовал искусствовед Павел Муратов, еще в 1908 году написавший: «Живопись этой картины так прекрасна, так потрясающе сильна, что любой кусок, вырезанный из нее, будет высоким художественным произведением, как будет им обломок античной статуи». Несомненно, смелость творческого высказывания Сезанна нашла отзвук у Сергея Щукина , купившего картину практически сразу после ее попадания в галерею Воллара.

Художник

Поль Сезанн (Paul Cézanne)
1839, Экс-ан-Прованс —
1906, Экс-ан-Прованс

Поль Сезанн

Живописец рубежа XIX-ХХ века, оказавший огромное влияние на мастеров ХХ столетия, включая Анри Матисса, Андре Дерена, Пабло Пикассо. Выставлялся вместе со своими друзьями импрессионистами, однако в наше время его творчество относят обычно к постимпрессионизму.

Родился в Экс-ан-Провансе. Учился в экском колледже Бурбон, где подружился с Эмилем Золя (дружба была прервана публикацией в 1886 году романа Золя «Творчество», где в образе Клода Лантье отразились черты личности Сезанна). В 1856 году начал посещать Школу рисования в Эксе. В 1861 году отправился в Париж, занимался в академии Сюиса, где познакомился с Камилем Писсарро и Арманом Гийоменом. Встречался также с Клодом Моне, Альфредом Сислеем, Фредериком Базилем, Пьером Огюстом Ренуаром. В годы «романтического» периода испытал влияние Эжена Делакруа и Гюстава Курбе. Совместная работа с Писсарро в Понтуазе и Овере (1872-1873) открыла импрессионистический период творчества Сезанна. Участвовал в первой и третьей выставках импрессионистов (1874, 1877). В 1882 году выставлялся в Салоне, в 1889 и 1900 на Всемирных выставках в Париже. В 1895 году Амбруаз Воллар организовал его первую персональную выставку. В 1888-1900 работал попеременно в Эксе и в Париже, в последние годы — в Эксе. Поздний период творчества, обычно называемый синтетическим, отличали не только настойчивое стремление к конструктивности, но и возраставшая экспрессивность. Писал пейзажи, натюрморты, фигурные композиции и портреты.

Пейзаж «Гора Святой Виктории» — светлая, яркая работа. Пастельные, лазурные оттенки придают чувственное, романтическое ощущение. Полотно отличают простые формы и композиционные решения. Для пейзажа характерна многоплановость. На переднем плане изображены небольшие дома, закомпонованные в тесном соседстве друг с другом. Дальний план выстраивает образ горы Святой Виктории.

Для картины характерны колористическое перетекание, переливы, своего рода подвижки цвета. Небо, чистое и безоблачное, написано единым тоном без прерывистых оттеночных переходов. Силуэтное изображение горы обрамлено насыщенным, глубоким синим цветом. Гора Святой Виктории напоминает крупного размера торос льда, который окрашивает и добавляет холодные оттенки окружающей действительности. Голубые, сиреневатые оттенки создают лёгкие тени и призрачное сияние окон в домах. Холмистое, неровное пространство французского пейзажа пробуждает это разнообразие и цветовую динамику, усложняя, обогащая изобразительный ряд.

Пейзаж получился многоцветным, но при этом без чрезмерной пестроты и декоративности. Напротив, для полотна характерна мягкая, сглаженная колористическая гамма, без цветовых всплесков и резких контрастных излишек. В картине много этюдного, лёгкого, воздушного. Сложной, непростой гармонией предстаёт соотношение всех перекличек, цветовых и свето-теневых нюансов.

В пейзажной ткани полотна преобладают голубые, золотистые зелёные оттенки. Свет выстроен таким образом, что он пронзает собой всё пространство холста, насыщая его тёплым золотым бархатом солнечных лучей. Объём картине придают тонкие контурные очертания построек, горных вершин, линий холмистой поверхности. Подобная контурная обводка смотрится ненавязчиво и придаёт необходимую глубину и объём изображению. Пейзаж не устаёшь рассматривать и любоваться интересными оттеночными сочетаниями. Картинная плоскость пейзажа точно раскрашена разноцветными мелками. Гора Святой Виктории – красивое место французского Прованса, напоминающее сказочные пейзажи, воплощающее детские сказочные сны, наполненные покоя и мирного, радостного бытия. Изображение горы Святой Виктории отдалено, выведено на дальний план и не выступает, как центральный образ, а скорее, как выстроенный элемент композиции. Холодные неприступные горы Прованса вступают в своеобразное противоречие с изображением домов, которые наполнены жизнью, домашними хлопотами и заботами. Изображение домов трепещет красками и тёплым дыханием жизни, в то время, как образ горы отличается единым колоритом, исключая перехлёсты цвета, навязчивое дребезжание, мерцание света и тени.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса