Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Сентиментализм в литературе и его черты. Отношения с Вольтером. Представители нового литературного направления

Сентиментализм

Сентиментализм (- чувство) возник в эпоху Просвещения в Англии в середине XVIII века в период разложения феодального абсолютизма, сословно-крепостнических отношений, роста буржуазных отношений, а значит, начавшегося освобождения личности от оков феодально-крепостнического государства.


Сентиментализм выражал мировоззрение, психологию, вкусы широких слоев консервативного дворянства и буржуазии (так называемого третьего сословия), жаждущих свободы, естественного проявления чувств, требовавших считаться с человеческим достоинством.

Черты сентиментализма. Культ чувства, естественного чувства, не испорченного цивилизацией (Руссо утверждал решительное превосходство простой, естественной, «природной» жизни над цивилизацией); отрицание отвлеченности, абстрактности, условности, сухости классицизма. По сравнению с классицизмом сентиментализм был более прогрессивным направлением, ибо в нем были ощутимы элементы реализма, связанные с изображением человеческих эмоций, переживаний, расширением внутреннего мира человека. Философской основой сентиментализма становится сенсуализм (от лат. зепзш - чувство, ощущение), одним из основоположников которого был английский философ Д. Локк, признающий единственным источником познания ощущение, чувственное восприятие.

Если классицизм утверждал представление об идеальном государстве, управляемом просвещенным монархом, и требовал подчинения государству интересов личности, то сентиментализм на первое место выдвинул не человека вообще, а конкретного, частного человека во всем своеобразии его индивидуальной личности. При этом ценность человека обусловливалась не его высоким происхождением, не имущественным положением, не сословной принадлежностью, а личными достоинствами. Сентиментализм впервые поставил вопрос о правах личности.

Героями были простые люди - дворяне, ремесленники, крестьяне, которые жили главным образом чувствами, страстями, сердцем. Сентиментализм открыл богатый духовный мир простолюдина. В некоторых произведениях сентиментализма звучал протест против социальной несправедливости, против унижения «маленького человека». Сентиментализм во многом придал литературе демократический характер.

Главное место отводилось авторской личности, авторскому, субъективному восприятию окружающей действительности. Автор сочувствовал героям, его задача - заставить сопереживать, вызвать сострадание, слезы умиления у читателей.

Поскольку сентиментализм провозглашал право писателя на проявление в искусстве своей авторской индивидуальности, в сентиментализме возникают жанры, способствующие выражению авторского «я», а значит, использовалась форма повествования от первого лица: дневник, исповедь, автобиографические мемуары, путешествие (путевые записки, заметки, впечатления). В сентиментализме на смену поэзии и драматургии приходит проза, которая располагала большой возможностью для передачи сложного мира душевных переживаний человека, в связи с чем возникли новые жанры: семейный, бытовой и психологический роман в форме переписки, «мещанская драма», «чувствительная» повесть, «буржуазная трагедия», «слезная комедия»; получили расцвет жанры интимной, камерной лирики (идиллия, элегия, романс, мадригал, песня, послание), а также басня.

Допускалось смешение высокого и низкого, трагического и комического, смешение жанров; закон «трех единств» ниспровергался (например, значительно расширялся круг явлений действительности).

Изображалась обыденная, будничная семейная жизнь; основная тематика была любовная; сюжет строился на основе ситуаций будничной жизни частных лиц; композиция произведений сентиментализма была произвольной.

Провозглашался культ природы. Пейзаж выступал излюбленным фоном событий; мирная, идиллическая жизнь человека показывалась на лоне сельской природы, при этом природа изображалась в тесной связи с переживаниями героя или самого автора, была созвучна личному переживанию. Деревня как средоточие естественной жизни, нравственной чистоты резко противопоставлялась городу как символу зла, искусственной жизни, суеты.

Язык произведений сентиментализма был простой, лирический, порой чувствительно-приподнятый, подчеркнуто эмоциональный; использовались такие поэтические средства, как восклицания, обращения, ласкательно-уменьшительные суффиксы, сравнения, эпитеты, междометия; использовался белый стих. В произведениях сентиментализма происходит дальнейшее сближение литературного языка с живой, разговорной речью.

Особенности русского сентиментализма. В России сентиментализм утверждается в последнее десятилетие XVIII века и угасает после 1812 года, в период развития революционного движения будущих декабристов.

Русский сентиментализм идеализировал патриархальный уклад, жизнь крепостной деревни и критиковал буржуазные нравы.

Особенность русского сентиментализма - дидактическая, просветительская установка на воспитание достойного гражданина.

Сентиментализм в России представлен двумя течениями: Сентиментально-романтическое - Н. М. Карамзин («Письма русского путешественника», повесть «Бедная Лиза), М. Н. Муравьев (сентиментальные стихотворения), И. И. Дмитриев (басни, лирические песни, стихотворные сказки «Модная жена», «Причудница»),

Ф. А. Эмин (роман «Письма Эрнеста и Доравры»), В. И. Лукин (комедия «Мот, любовью исправленный»). Сентиментально-реалистическое - А. Н. Радищев («Путешествие из Петербурга в Москву»),

Сентиментализм (фр. sentimentalisme, от англ. sentimental, фр. sentiment - чувство) - умонастроение в западноевропейской и российской культуре и соответственное литературное направление. Произведения, написанные в этом жанре, основаны на эмоциях читателя. В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в Рф - с конца XVIII до начала XIX века.

В том случае классицизм - это разум, долг, то сентиментализм - это нечто более светлое, это чувства человека, его переживания.

Основная тема сентиментализма - любовная.

Главные черты сентиментализма:

  • Уход от прямоты
  • Многогранные нравы персонажей, субъективность подхода к миру
  • Культ чувства
  • Культ природы
  • Возрождение своей чистоты
  • Утверждение обеспеченного духовного мира низких сословий
  • Главные жанры сентиментализма:

  • Слащавая повесть
  • Путешествия
  • Идиллия либо пастораль
  • Письма личного нрава
  • Идеологическая база - протест против испорченности аристократического общества

    Основное свойство сентиментализма - рвение представить людскую личность в движении души, мысли, эмоций, раскрытие внутреннего мира человека через состояние природы

    В базе эстетики сентиментализма - подражание природе

    Особенности российского сентиментализма:

  • Мощная дидактическая установка
  • Просветительский нрав
  • Активное улучшение литературного языка средством введения в него литературных форм
  • Представители сентиментализма:

  • Лоренс Стенок Ричардсон - Великобритания
  • Жан Жак Руссо - Франция
  • М.Н. Муравьев - Наша родина
  • Н.М. Карамзин - Наша родина
  • В.В. Капнист - Наша родина
  • Н.А. Львов - Наша родина
  • Юный В.А. Жуковский недолгое время был сентименталистом.

    Дополнительные материалы:

  • Урок «Творчество Н.М.Карамзина. Понятие о сентиментализме»
  • Урок «Классицизм. Понятие о сентиментализме. Творчество Карамзина»
  • Урок «Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза». Понятие о сентиментализме»
  • Урок и презентация «Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза». Понятие о сентиментализме»
  • Презентация «Понятие о сентиментализме»
  • Презентация «Николай Михайлович Карамзин»
  • Презентация «Н.М. Карамзин «Бедная Лиза». Понятие о сентиментализме»
  • Статья «Карамзин и российский сентиментализм»
  • Статья Д.В. Лемке «Понятие о сентиментализме» (ссылка на скачка)
  • Статья Головановой И.С. «Сентиментализм» (из учебника «История мировой литературы»)
  • Статья И. Шайтанова «Сентиментализм» (из учебника по забугорной литературе)
  • Источник материала Интернет-сайт

  • ru.wikipedia.org - определение понятия «сентиментализм».
  • Дополнительно на сайт:

  • Где скачать календарно-тематическое планирование уроков российской литературы в 5-11 классах?
  • Где скачать сборники с заданиями олимпиад по русскому языку?
  • Какие есть книжки для чтения для подготовки к олимпиаде по русскому языку?
  • В середине 18 века в Европе начался процесс разложения классицизма (в связи с разрушением абсолютной монархии во Франции и других странах), вследствие чего появилось новое литературное направление - сентиментализм. Родиной его принято считать Англию, поскольку его типичными представителями были английскими писатели. Сам термин "сентиментализм" в литературе появился после публикации "Сентиментального путешествия по Франции и Италии" Лоренса Стерна.

    Свод Екатерины Великой

    В 60-70-е годы в России начинается бурное развитие капиталистических отношений, следствием чего становится возрастающее явление буржуазии. Усилился рост городов, что повлекло за собой появление третьего сословия, интересы которого отражает русский сентиментализм в литературе. В это время начинает формироваться и та прослойка общества, которая сейчас называется интеллигенцией. Рост промышленности превращает Россию в сильную державу, а многочисленные военные победы способствуют подъему национального самосознания. В 1762 году, во время царствования Екатерины Второй, дворяне и крестьяне получили множество привилегий. Императрица тем самым пыталась создать миф о своем правлении, показывая себя в Европе просвещенным монархом.

    Политика Екатерины Второй во многом препятствовала прогрессивным явлениям в обществе. Так, в 1767 году была созвана специальная комиссия по состоянию нового уложения. В своем труде императрица утверждала, что абсолютная монархия необходима не для отнятия свободы у людей, а для достижения благой цели. Однако сентиментализм в литературе подразумевал изображение жизни именно простого народа, поэтому ни один писатель не упомянул Екатерину Великую в своих произведениях.

    Важнейшим событием этого периода стала крестьянская война под руководством Емельяна Пугачева, после которой многие дворяне встали на сторону крестьян. Уже в 70-е годы в России начали появляться массовые общества, чьи идеи свободы и равенства повлияли на становление нового течения. В таких условиях начал формироваться русский сентиментализм в литературе.

    Условия зарождения нового направления

    Во второй половине 18 века происходила борьба с феодальными порядками в Европе. Просветители отстаивали интересы так называемого третьего сословия, которое часто оказывалось угнетенным. Классицисты прославляли в своих произведениях заслуги монархов, а противоположным в этом плане направлением спустя несколько десятилетий стал сентиментализм (в русской литературе). Представители выступали за равенство людей и выдвигали концепцию естественного общества и естественного человека. Они ориентировались на критерий разумности: феодальный строй, по их мнению, был неразумным. Эта идея нашла отражение в романе Даниэля Дефо "Робинзон Крузо", а позднее - в творчестве Михаила Карамзина. Во Франции ярким примером и манифестом становится произведение Жана-Жака Руссо "Юлия, или новая Элоиза"; в Германии - "Страдания юного Вертера" Иоганна Гете. В этих книгах мещанин изображается как идеальный человек, в России же все складывается иначе.

    Сентиментализм в литературе: черты направления

    Стиль рождается в ожесточенной идеологической борьбе с классицизмом. Эти течения противостоят друг другу по всем позициям. Если государство изображал классицизм, то человека со всеми своими чувствами - сентиментализм.

    Представители в литературе вводят новые жанровые формы: любовный роман, психологическую повесть, а также исповедальную проза (дневник, путевые заметки, путешествия). Сентиментализм, в отличие от классицизма, был далек от стихотворных форм.

    Литературное направление утверждает внесословную ценность человеческой личности. В Европе мещанина изображали как идеального человека, тогда как в России крестьяне всегда были угнетены.

    Сентименталисты вводят в свои произведения аллитерацию и описание природы. Второй прием используется с целью отображения психологического состояния человека.

    Два направления сентиментализма

    В Европе писатели сглаживали социальные конфликты, тогда как в произведениях российских авторов они, напротив, обострялись. Вследствие этого произошло формирования двух направлений сентиментализма: дворянского и революционного. Представитель первого - Николай Карамзин, известен как автор повести "Бедная Лиза". Несмотря на то что конфликт происходит из-за столкновения интересов высокого и низкого сословия, автор на первое место выдвигает конфликт моральный, а не социальный. Дворянский сентиментализм не выступал за отмену крепостного права. Автор считал, что "и крестьянки любить умеют".

    Революционный сентиментализм в литературе выступал за отмену крепостного права. Александр Радищев выбрал в качестве эпиграфа к своей книге "Путешествие из Петербурга в Москву" всего несколько слов: "Чудище обло, озорно, стозевно и лаяй". Так он представлял себе собирательный образ крепостного права.

    Жанры в сентиментализме

    В этом литературном направлении ведущая роль отдавалась произведениям, написанным в прозе. Здесь не было строгих границ, поэтому жанры зачастую смешивались.

    Частную переписку использовали в своем творчестве Н. Карамзин, И. Дмитриев, А. Петров. Стоит отметить, что к нему обращались не только писатели, но и личности, прославившиеся в других областях, такие как М. Кутузов. Роман-путешествие в своем литературном наследии оставил А. Радищев, а роман-воспитание - М. Карамзин. Сентименталисты находили себе применение и в области драматургии: М. Херасков писал "слезные драмы", а Н. Николев - "комические оперы".

    Сентиментализм в литературе 18 века представляли гении, работавшие и в некоторых других жанрах: сатирической сказке и басне, идиллии, элегии, романсе, песне.

    "Модная жена" И. И. Дмитриева

    Нередко писатели-сентименталисты обращались к классицизму в своем творчестве. Иван Иванович Дмитриев предпочитал работать с сатирическими жанрами и одой, поэтому его сказка под названием "Модная жена" написана в стихотворной форме. Генерал Пролаз на старости лет решает жениться на молоденькой девушке, которая подыскивает случай, чтобы отправить его за обновками. В отсутствие мужа Премила принимает любовника Миловзора прям у себя в комнате. Он молод, красив, дамский угодник, но шалопай и болтун. Реплики героев "Модной жены" пусты и циничны - этим Дмитриев пытается изобразить развратную атмосферу, господствующую в дворянском сословии.

    "Бедная Лиза" Н. М. Карамзина

    В повести автор рассказывает об истории любви крестьянки и барина. Лиза - бедная девушка, ставшая жертвой измены богатого юноши Эраста. Бедняжка жила и дышала только своим возлюбленным, но не забывала простой истины - свадьба между представителями разных социальных классов не может состояться. К Лизе сватается богатый крестьянин, но она отказывает ему, ожидая подвигов со стороны своего возлюбленного. Однако Эраст обманывает девушку, сказав, что отправляется на службу, а сам в этот момент подыскивает себе богатую овдовевшую невесту. Душевные переживания, порывы страстей, верность и предательство - чувства, которые часто изображал сентиментализм в литературе. Во время последней встречи юноша предлагает Лизе сто рублей в знак благодарности за любовь, которую она ему подарила в дни свиданий. Не выдержав разрыва, девушка накладывает на себя руки.

    А. Н. Радищев и его "Путешествие из Петербурга в Москву"

    Писатель родился в зажиточной дворянской семье, но, несмотря на это, его интересовала проблема неравенства социальных классов. Его известное произведение "Путешествие из Петербурга в Москву" в жанровом направлении можно отнести к популярным в то время путешествиям, однако разделение на главы не было простой формальностью: в каждой из них рассматривалась отдельная сторона действительности.

    Изначально книга была воспринята как путевые заметки и успешно прошла через цензоров, однако Екатерина Вторая, ознакомившись с ее содержанием лично, назвала Радищева "бунтовщиком хуже Пугачева". В главе "Новгород" описываются развратные нравы общества, в "Любани" - проблема крестьянства, в "Чудово" речь идет о равнодушии и жестокости чиновников.

    Сентиментализм в творчестве В. А. Жуковского

    Писатель жил на стыке двух столетий. В конце 18 века ведущим жанром в русской литературе был сентиментализм, а в 19 на смену ему пришли реализм и романтизм. Ранние произведения Василия Жуковского написаны в соответствии с традициями Карамзина. "Марьина роща" - красивая повесть о любви и страданиях, а стихотворение "К поэзии" звучит как героический призыв к совершению подвигов. В своей лучшей элегии "Сельское кладбище" Жуковский размышляет о смысле человеческой жизни. Большую роль в эмоциональной окраске произведения играет одушевленный пейзаж, в котором дремлет ива, трепещут дубравы, бледнеет день. Таким образом, сентиментализм в литературе 19 века представлен творчеством немногих писателей, среди которых был и Жуковский, однако в 1820 году направление прекратило свое существование.

    Сентиментали́зм (франц. sentimentalisme, от англ. sentimental, франц. sentiment – чувство) - умонастроение в западноевропейской и русской культуре и соответствующее литературное направление. В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века , в России - с конца XVIII до начала XIX века .

    Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма . Не порывая с Просвещением , сентиментализм остался верен идеалу нормативной личности, однако условием её осуществления полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Герой просветительской литературы в сентиментализме более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. По происхождению (или по убеждениям) сентименталистский герой - демократ; богатый духовный мир простолюдина - одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма.

    Наиболее выдающиеся представители сентиментализма - Джеймс Томсон, Эдуард Юнг , Томас Грей , Лоренс Стерн (Англия), Жан Жак Руссо (Франция), Николай Карамзин (Россия).

    Сентиментализм в английской литературе

    Томас Грей

    Родиной сентиментализма была Англия . В конце 20-х годов XVIII в. Джеймс Томсон своими поэмами «Зима» (1726), «Лето» (1727) и т. п., впоследствии соединёнными в одно целое и изданными () под названием «Времена года», содействовал развитию в английской читающей публике любви к природе, рисуя простые, непритязательные сельские ландшафты, следя шаг за шагом за различными моментами жизни и работ земледельца и, видимо, стремясь поставить мирную, идиллическую деревенскую обстановку выше суетной и испорченной городской.

    В 40-х годах того же столетия Томас Грей , автор элегии «Сельское кладбище» (одно из известнейших произведений кладбищенской поэзии), оды «К весне» и др., подобно Томсону, старался заинтересовать читателей деревенскою жизнью и природою, пробудить в них сочувствие к простым, незаметным людям с их нуждами, горестями и верованиями, придавая вместе с тем своему творчеству задумчиво-меланхолический характер.

    Другой характер носят знаменитые романы Ричардсона - «Памела» (), «Кларисса Гарло» (), «Сэр Чарльз Грандисон» () - также являющиеся ярким и типичным продуктом английского сентиментализма. Ричардсон был совершенно нечувствителен к красотам природы и не любил её описывать, - но он выдвинул на первое место психологический анализ и заставил английскую, а затем и всю европейскую публику живо интересоваться судьбою героев и особенно героинь его романов.

    Лоренс Стерн , автор «Тристрама Шенди» ( -) и «Сентиментального путешествия» ( ; по имени этого произведения и самое направление было названо «сентиментальным») соединял чувствительность Ричардсона с любовью к природе и своеобразным юмором. «Сентиментальное путешествие» сам Стерн называл «мирным странствием сердца в поисках за природою и за всеми душевными влечениями, способными внушить нам больше любви к ближним и ко всему миру, чем мы обыкновенно чувствуем».

    Сентиментализм во французской литературе

    Жак-Анри Бернарден де Сен-Пьер

    Перейдя на континент, английский сентиментализм нашёл во Франции уже несколько подготовленную почву. Совершенно независимо от английских представителей этого направления аббат Прево («Манон Леско», «Клевеланд») и Мариво («Жизнь Марианны») приучили французскую публику восторгаться всем трогательным, чувствительным, несколько меланхолическим.

    Под тем же влиянием создалась и "Юлия"или «Новая Элоиза» Руссо (), который всегда с уважением и сочувствием отзывался о Ричардсоне. Юлия многим напоминает Клариссу Гарло, Клара - её подругу, miss Howe. Морализирующий характер обоих произведений также сближает их между собою; но в романе Руссо играет видную роль природа, с замечательным искусством описываются берега Женевского озера - Вевэ, Кларан, роща Юлии. Пример Руссо не остался без подражания; его последователь, Бернарден де Сен-Пьер , в своём знаменитом произведении «Поль и Виргиния» () переносит место действия в Южную Африку, точно предвещая лучшие сочинения Шатобриана, делает своими героями прелестную чету влюбленных, живущих вдали от городской культуры, в тесном общении с природою, искренних, чувствительных и чистых душою.

    Сентиментализм в русской литературе

    Николай Михайлович Карамзин

    Первые русские переводы произведений западноевропейских сентименталистов появились сравнительно поздно. «Памела» была переведена в , «Кларисса Гарло» в - , «Грандисон» в - ; вслед за тем появилось подражание первому роману - или, точнее, одной из его французских переделок: «Российская Памела» Львова. В г. было переведено «Сентиментальное путешествие» Стерна. «Ночи» Юнга были переведены масоном Кутузовым и изданы в в Москве под заглавием «Плач Юнга, или Нощные размышления о жизни, смерти и бессмертии». «Сельское кладбище» Грея было переведено на русский язык только в Жуковским . Очень рано появился русский перевод «Новой Элоизы» (); в начале 90-х годов этот роман был переведён вторично.

    Выдающимся отражением Сентиментализма в русской литературе являются «Письма русского путешественника» Карамзина ( -). Автор «Писем» не скрывает своего восторженного отношения к Стерну, неоднократно упоминает о нём, в одном случае цитирует отрывок из «Тристрама Шэнди». В чувствительных обращениях к читателю, субъективных признаниях, идиллических описаниях природы, восхвалениях простой, непритязательной, нравственной жизни, обильно проливаемых слезах, о которых автор каждый раз сообщает читателю, сказывается одновременно влияние Стерна и Руссо, которым также восторгался Карамзин. Приехав в Швейцарию, путешественник видит в швейцарцах каких-то детей природы, чистых душою пастухов, живущих в стороне от соблазнов суетной городской жизни. «Для чего не родились мы в те времена, когда все люди были пастухами и братьями!» - восклицает он по этому поводу.

    «Бедная Лиза » Карамзина - также прямой продукт влияния западноевропейского сентиментализма. Автор подражает Ричардсону, Стерну, Руссо; совершенно в духе гуманного отношения лучших представителей сентиментализма к их несчастным, гонимым или безвременно погибающим героиням Карамзин старается растрогать читателя судьбою скромной, чистой крестьянской девушки, сгубившей свою жизнь из-за любви к человеку, который безжалостно покидает её, нарушив своё слово.

    В литературном отношении «Бедная Лиза», как и другие повести Карамзина, - произведение довольно слабое; русская действительность почти не отразилась в ней или изображена неточно, с явною склонностью к идеализации и приукрашению. Тем не менее, благодаря своему гуманному, мягкому колориту эта повесть, заставившая широкий круг читателей проливать слёзы над судьбою совершенно незаметной, скромной героини, составила эпоху в истории русской повествовательной литературы и оказала довольно благотворное, хотя и непродолжительное влияние на читающую публику. Даже в повести «Наталья, боярская дочь» (), сюжет которой взят из старой русской жизни, сентиментальному элементу принадлежит первое место: старина идеализирована, любовь носит томный и чувствительный характер. Сочинения Карамзина вскоре стали предметом подражания.

    Окончательный удар сентиментализму в русской литературе нанесло возникновение реального романа, представленного сначала Нарежным , потом Гоголем и наглядно показавшего всю условность прежних сентиментальных повестей. Впрочем, в ранних произведениях самого Гоголя, так в его «Вечерах на хуторе», ещё чувствуются отголоски сентиментального направления - наклонность к идеализации сельской жизни и возделыванию идиллического жанра.

    Особенности русского сентиментализма заключаются в сильных дидактических установках,выраженном просветительском характере,совершенствовании русского языка (становится более понятным,уходят архаизмы).

    Основная идея:мирная,идиллистическая жизнь на лоне природы.Резко противопоставляется деревня (сосредоточие естесственной жизни,нравственной чистоты) городу (символу зла,неестественности,суеты).

    Основная тематика-любовная.

    Основные жанры:повесть,путешествие,идиллия.

    Идейная основа-протест против испорченного аристократического общества.

    В основе эстетики- "подражание природе" (как и в классицизме);элегические и пасторальные настроения;идеализация патриархального быта.

    Особое внимание уделяется пейзажам.Пейзаж идиллический,сентиментальный:речка,журчащие ручейки,лужок-созвучен личному переживанию.

    Основные черты литературы сентиментализма

    Итак,приняв во внимание все вышеперечисленное,можно выделить несколько основных черт русской литературы сентиментализма:уход от прямолинейности классицизма,подчеркнутая субъективность подхода к миру,культ чувства,культ природы,культ врожденной нравственной чистоты,неиспорченности,утверждается богатый духовный мир представителей низших сословий.

    В живописи

    Литература

    • E. Schmidt, «Richardson, Rousseau und Goethe» (Иена, 1875).
    • Gasmeyer, «Richardson’s Pamela, ihre Quellen und ihr Einfluss auf die englische Litteratur» (Лпц., 1891).
    • P. Stapfer, «Laurence Sterne, sa personne et ses ouvrages» (П., 18 82).
    • Joseph Texte, «Jean-Jacques Rousseau et les origines du cosmopolitisme littéraire» (П., 1895).
    • L. Petit de Juleville, «Histoire de la langue et de la littérature française» (т. VI, вып. 48, 51, 54).
    • H. Котляревский, «Мировая скорбь в конце прошлого и начале нашего века» (СПб., 1898).
    • «История немецкой литературы» В. Шерера (русский перевод под ред. А. Н. Пыпина, т. II).
    • А. Галахов, «История русской словесности, древней и новой» (т. I, отд. II, и т. II, СПб., 1880).
    • M. Сухомлинов, «А. Н. Радищев» (СПб., 1883).
    • В. В. Сиповский, «К литературной истории Писем Русского Путешественника» (СПб., 1897-98).
    • «История русской литературы» А. Н. Пыпина, (т. IV, СПб., 1899).
    • Алексей Веселовский, «Западное влияние в новой русской литературе» (М., 1896).
    • С. Т. Аксаков, «Разные сочинения» (М., 1858; статья о заслугах кн. Шаховского в драматической словесности).

    Ссылки

    Черты сентиментализма как нового направления заметны в европейских литературах ЗО-50-х годов XVIII века. Сентименталистские тенденции наблюдаются в литературе Англии (поэзия Дж. Томсона, Э. Юнга, Т. Грея), Франции (романы Г. Мариво и А. Прево, «слезливая комедия» П. Лашоссе), Германии («серьезная комедия» X . В. Геллерта, отчасти «Мессиада» Ф. Клопштока). Но как отдельное литературное направление сентиментализм оформляется в 1760-е годы. Наиболее яркими писателями-сентименталистами были С Ричардсон («Памела», «Кларисса»), О. Голдсмит («Векфильдський священник»), Л. Стерн («Жизнь и мнения ТристрамюШенди», «Сентиментальное путешествие») в Англии; И. В. Гете («Страдания юного Вертера»), Ф. Шиллер («Разбойники»), Жан Поль («Зибенкез») в Германии; Ж.-Ж. Руссо («Юлия, или Новая Элоиза», «Исповедь»), Д. Дидро («Жак-фаталист», «Монахиня»), Б. де Сен-Пьер («Поль и Виргиния») во Франции; М. Карамзин («Бедная Лиза», «Письма русского путешественника»), А. Радищев («Путешествие из Петербурга в Москву») в России. Сказалось направление сентиментализма и на других европейских литературах: венгерской (И. Карман), польской (К. Бродзинський, Ю. Немцевичем), сербской (Д. Обрадович).

    В отличие от многих других литературных направлений, эстетические принципы сентиментализма не находят оконченного выражения в теории. Сентименталисты не создавали каких-либо литературных манифестов, не выдвигали своих идеологов и теоретиков, какими были, в частности, Н. Буало для классицизма, Ф. Шлегель для романтизма, Э. Золя для натурализма. Нельзя сказать, что сентиментализм разработал и собственный творческий метод. Правильнее было бы рассматривать сентиментализм как определенное умонастроение с характерными признаками: чувство как основная человеческая ценность и измерение, меланхолическая мечтательность, пессимизм, чувственность.

    Сентиментализм зарождается внутри просветительской идеологии. Он становится отрицательной реакцией на просветительский рационализм. Культу ума, господствовавшему как в классицизме, так и в просвещении, сентиментализм противопоставил культ чувства. На смену знаменитому высказыванию философа-рационалиста Рене Декарта: «Cogito, ergosum» («Я мыслю, следовательно, существую») приходят слова Жан-Жака Руссо: «Я чувствую, следовательно, существую». Художники-сентименталисты решительно отвергают однобокость рационализма Декарта, который воплотился в нормативности и строгой регламентации в классицизме. Сентиментализм опирается на философию агностицизма английского Мыслителя Дэвида Юма. Агностицизм был полемически направлен против рационализма просветителей. Он подвергал сомнению веру в безграничные возможности разума. По Д. Юму, все представления человека о мире могут быть ложными, а нравственные оценки людей - основаны не на советах ума, а на эмоциях или «активных чувствованиях». «Разум, - считает английский философ, - никогда не имеет перед собой никаких вещей, кроме восприятий.

    .. “Согласно этому недостатки и добродетели являются категориями субъективными. «Когда вы признаете какой-то поступок или характер ложным, - утверждает Д. Юм, - вы имеете в виду под этим лишь то, что в силу особой организации вашей природы вы испытываете при его созерцании …» Философскую почву для сентиментализма подготовили два других английских философа - Фрэнсис Бэкон и Джон Локк. Они отдавали первоочередную роль в познании мира именно чувству. «Разум может ошибаться, чувство - никогда», - это выражение Ж. Руссо можно считать общим философским и эстетическим кредо сентиментализма.

    Сентиментальный культ чувства предопределяет более широкий, чем в классицизме, интерес к внутреннему миру человека, к его психологии. Мир же внешний, отмечает известный российский исследователь П. Берков, для сентименталистов “является ценным лишь постольку, поскольку он дает возможность писателю найти богатство своих внутренних переживаний … Для сентименталиста важно самораскрытие, обнажение сложной психической жизни, что происходит в нем ». Писатель-сентименталист выбирает из ряда жизненных явлений и событий именно такие, которые способны растрогать читателя, заставить волноваться. Авторы сентименталистских произведений обращаются к тем, кто способен сопереживать героям, они описывают страдания одинокого человека, несчастную любовь, а нередко и смерть героев. Писатель-сентименталист всегда стремится вызвать сочувствие к судьбе персонажей. Так российский сентименталист А. Клущин призывает читателя посочувствовать герою, который из-за невозможности соединить свою судьбу с любимой девушкой кончает жизнь самоубийством: «Чувствительное, непорочное сердце! Пролей слезы сожаления о несчастной любви самоубийцы; помолись об нем - Берегись любви! - Берегись сего тирана чувств наших! Стрелы его ужасные, раны неисцелимы, терзания ни с чем несравненны ».

    Герой сентименталистов демократизируется. Это уже не царь или полководец классицистов, который действует в исключительных, экстраординарных условиях, на фоне исторических событий. Герой сентиментализма - вполне ординарная личность, как правило, представитель низших слоев населения, человек чувствительный, скромный, с глубокими чувствами. События в произведениях сентименталистов происходят на фоне повседневной, вполне прозаической жизни. Нередко оно замыкается в середине семейного быта. Такая личная, частная жизнь обычного человека противостоит экстраординарным, неправдоподобным событиям в жизни аристократического героя классицизма. Кстати, простой человек у сентименталистов иногда страдает от произвола дворян, но он способен также и «позитивно влиять» на них. Так, служанку Памелу с одноимённого романа С. Ричардсона преследует и пытается соблазнить ее хозяин - сквайр. Однако Памела является образцом добропорядочности - она отклоняет все ухаживания. Это обусловило изменение отношения дворянина к служанке. Убедившись в ее добродетели, он начинает уважать Памелу и по-настоящему влюбляется в нее, а в конце романа - женится на ней.

    Чувствительные герои сентиментализма зачастую являются чудаками, людьми крайне непрактичными, неприспособленными к жизни. Особенно эта черта присуща героям английских сентименталистов. Они не умеют и не хотят жить «как все», жить «по уму». Персонажи романов Голдсмита и Стерна имеют свои собственные увлечения, которые воспринимаются как чудацкие: пастор Примроз из романа О. Голдсмита пишет трактаты о единобрачие духовенства. Тоби Шенди из романа Стерна строит игрушечные крепости, которые сам и берет в осаду. Герои произведений сентиментализма имеют своего «конька». Стерн, который и изобрел это слово, писал: «Конек - это веселое, переменчивое создание, светлячок, бабочка, картинка, мелочь, что-нибудь, за что цепляется человек, чтобы уйти от обычного течения жизни, оставить на часок жизненные тревоги и заботы ».

    Вообще, поиски своеобразия в каждом человеке обуславливают яркость и разнообразие характеров в литературе сентиментализма. Авторы сентименталистских произведений не противопоставляют резко «положительных» и «отрицательных» героев. Так, Руссо характеризует замысел своей «Исповеди» как желание показать «одного человека во всей правде его природы». Герой «сентиментального путешествия» Йорик совершает поступки как благородные, так и низкие, а порой оказывается в таких сложных ситуациях, когда однозначно оценить его действия невозможно.

    Сентиментализм меняет жанровую систему современной ему литературы. Он отвергает классицистическую иерархию жанров: у сентименталистов уже нет жанров «высоких» и «низких», все они равноправны. Жанры, которые доминировали в литературе классицизма (ода, трагедия, героическая поэма), уступают место новым жанрам. Изменения происходят во всех родах литературы. В эпосе господствуют жанры путевых заметок («Сентиментальное путешествие» Стерна, «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Радищева), эпистолярного романа («Страдания юного Вертера» Гете, романы Ричардсона), появляется семейно- бытовая повесть («Бедная Лиза» Карамзина). В эпических произведениях сентиментализма важную роль играют элементы исповеди («Исповедь» Руссо) и воспоминаний («Монахиня» Дидро), что дает возможность для более глубокого раскрытия внутреннего мира персонажей, их чувств и переживаний. Жанры лирики, - элегии, идиллии, послания, - имеют целью психологический анализ, раскрытие субъективного мира лирического героя. Выдающимися лириками сентиментализма были английские поэты (Дж. Томсон, Е. Юнг, Т. Грей, О. Голдсмит). Мрачные мотивы в их произведениях обусловили возникновение названия «кладбищенская поэзия». Поэтическим произведением сентиментализма становится «Элегия, написанная на сельском кладбище» Т. Грея. Пишут сентименталисты и в жанре драмы. Среди них - так называемые «мещанская драма», «серьезная комедия», «слезливая комедия». В драматургии сентиментализма отменяются «три единства» классицистов, синтезируются элементы трагедии и комедии. Справедливость жанрового смещения был вынужден признать Вольтер. Он подчеркивал, что оно вызвано и оправдано самой жизнью, поскольку «в одной комнате смеются с того, что служит предметом волнения в другой, и то же лицо иногда переходит на протяжении какого-то четверти часа от смеха до слез от одного и того же поводу ».

    Отвергает сентиментализм и классицистические каноны композиции. Произведение строится теперь не по правилам строгой логичности и соразмерности, а достаточно свободно. В произведениях сентименталистов распространяются лирические отступления. Нередко отсутствуют в них классические пять элементов сюжета. Усиливается в сентиментализме и роль пейзажа, который выступает средством выражения переживаний и настроений персонажей. Пейзажи у сентименталистов в основном сельские, они изображают сельские кладбища, руины, живописные уголки, которые должны вызывать меланхоличные настроения.

    Наиболее эксцентричным по форме произведением сентиментализма является роман Стерна «Жизнь и мнения ТристрамаШенди, джентльмена». Именно фамилия главного героя означает «нерассудительный». Такой же «безрассудным» кажется и вся структура произведения Стерна.

    В нем много лирических отступлений, всевозможных остроумных замечаний, начатых, но не оконченных новелл. Автор постоянно отступает от темы, рассказывая о каком-то событии, он обещает дальше вернуться к ней, но этого не делает. Нарушен в романе хронологически последовательное изложение событий. Некоторые разделы произведения напечатаны не по порядку их нумерации. Иногда Л. Стерн вообще оставляет пустые страницы, предисловие же и посвящение к роману располагаются не на традиционном месте, а внутри первого тома. В основу «Жизни и мнений» Стерн положил не логический, а эмоциональный принцип построения. Для Стерна важна не внешняя рациональная логика и последовательность событий, а изображения внутреннего мира человека, постепенная смена настроений и душевных движений.

    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Пьер и мари кюри открыли радий
    Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
    Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса