Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Санта клаус где он живет. История Санта Клауса. Где жить и как добраться

Не только дети, но и взрослые хотят верить в сказку, особенно в рождественские и новогодние праздники. И, конечно, главные герои этих дней - отечественный Дед Мороз и американский Санта-Клаус. И дети, и взрослые ждут любимых героев сказок, заранее обдумывая, какой подарок попросить, какое желание загадать.

Мечты сбываются! И если Санта еще только на пути к вам, вы можете сами поехать к нему в гости. Да-да, у Санты есть адрес. Он живет в маленьком американском городке Норт-Поул (North Pole), расположенном в самом центре холодного штата Аляска, недалеко от Северного полюса. В городе живет около 2000 человек.

Норт-Поул - город-сказка

В канун Рождества в городе Санты световой день сокращается до 4-х часов, а морозы достигают -30оС. Целых 8 месяцев в году здесь лежит снег. Вот какая она, настоящая вотчина властителя зимы и морозов!

В городе-сказке есть удивительные улицы - «Праздничная дорога», «Улица снеговика» и многие другие со столь же волшебными названиями.

Фонарные столбы в этом городе раскрашены в бело-красные цвета, напоминая своим видом традиционные конфеты, символизирующие наступление рождественских праздников.

Несмотря на свой малый размер и затерянность в снегах, город Санты нельзя считать оторванным от цивилизации. Всего в 20 километрах от Норт-Поула находится другой город, Фэрбенкс. В нем даже имеется университет. По утрам жители Норт-Поула спешат на своих машинах на работу в Фэрбенкс.

Резиденция Санты

Прямо на обочине хайвея, ведущего в Фэрбенкс, на улице Святого Николая находится резиденция Санты-Клауса. Сюда стекаются многочисленные туристы, желающие повстречаться с этим сказочным персонажем, а также купить рождественские сувениры. Невозможно проехать мимо дома Санты. Покрашенный в белый цвет с ярко красной отделкой и многочисленными лампочками, он зазывает в гости всех проезжающих мимо.

Несколько залов внутри дома Санты заполнены всевозможными игрушками, украшениями для елки и сувенирами. Продукция, сделанная местными умельцами, располагается на полке с табличкой «Сделано на Аляске».

Некоторые взрослые, которые не верят в чудо, ворчат, ругая высокие цены на сувениры. А дети с радостными визгами обнаруживают около дома живых северных оленей, готовых поднять в воздух сани с Санта-Клаусом и мешками с подарками для детей.

В самом доме детей встречает настоящий Санта-Клаус, сидящий в кресле. Играет тихая музыка, каждый может подойти к Санте и попросить его выполнить заветное желание, получить из рук живого сказочного героя подарок.

Дом Санта-Клауса уже отметил 60- . Он был открыт в 1952 году, тогда же и Норт-Поул получил статус города. Сейчас дом, где живет Санта, приобрел общемировую известность.

Почитание святого Николая очень быстро распространилось по всему христианскому миру, как на Востоке, так и на Западе. Ему посвящались многочисленные церкви, к нему обращались в молитвах, уповая на исцеление и помощь. Из народных легенд, появлявшихся на протяжении веков, мы узнаем о том, что святой Николай помогал бедным и несчастным, незаметно по ночам подбрасывая в башмачки, оставленные у дверей, золотые монетки, и кладя в окна пирожки. Кстати, примерно в 960 году на Западе было написано первое музыкальное произведение о святом Николае, где был предложен новый вариант перевода жития святого: вместо слова "innocentes" (невинные) применительно к трем жителям Мир, несправедливо приговоренным к смерти, употреблено "pueri" (дети). В связи с тем, что это средневековое музыкальное произведение о святом епископе имело неимоверный успех, зародилась традиция почитания святого Николая как покровителя детей. Впрочем, еще до этого своим небесным заступником его избрали моряки, заключенные, пекари и купцы.

Когда в конце XI века Византию начали опустошать турки-сельджуки, жители города Бари, который находится на территории нынешней Италии, "выкрали" из Мир Ликийских мощи святого Николая и тем самым спасли почитаемую всеми христианами святыню от надругательства. Мощи были привезены в Бари, где специально для них была построена величественная базилика. В этот мало примечательный доселе город потянулись паломники со всех европейских стран. Даже захватчики, сменявшие друг друга, от норманов до свевов, почитали святость Никольского храма, предоставляя ему всяческую защиту и попечение. Когда в 1156 году Бари захватил Вильгельм Лютый, сравнявший город с землей, не пощадивший ни домов, ни церквей, базилика святого Николая осталась стоять нетронутая среди дымившихся руин. Есть и еще один знаменательный момент, связанный с перенесением мощей святого Николая. В 1088 году Папа Урбан II официально установил празднование этого события на 9 мая. На византийском востоке этот праздник не приняли, а на Руси он получил широкое распространение и сохранился до сих пор, в народе его называют "Никола–вешний".

На Руси святой Николай являлся одним из самых почитаемых святых. Например, в XVI-XVII веках русские избегали давать детям имя Николай из-за особого благоговения, а непочитание Чудотворца воспринималось не иначе как признак ереси. Для русских православных христиан Николай стал самым "демократичным" святым, самым доступным, скорым и непреложным помощником. Лучше всего отношение к этому святому показывает одна из бесчисленных русских легенд: "Путешествуя по земле, Никола и Касьян (святой Кассиан Римский) увидели крестьянина, хлопочущего около своей телеги, глубоко увязшей в грязи. Касьян, боясь запачкать свои белоснежные ризы и боясь предстать пред Богом в неподобающем виде, помочь бедняге не пожелал, а вот Никола без рассуждений взялся за дело. Когда телегу удалось вытащить, то помощник оказался по уши измазанным грязью, да ко всему прочему и его праздничные ризы сильно разодрались. Вскоре оба святые предстали пред престолом Всевышнего. Узнав, почему Никола так грязен, а Касьян чист, Господь дал первому вместо одного два праздника в году (9 мая и 6 декабря), а Касьяну уменьшил до одного в четыре года (29 февраля). Для русских христиан Николай Чудотворец всегда был одновременно и видным иерархом, и простым, добрым святым, да к тому же скорым помощником в бедах".

Впрочем, мы отвлеклись. Каким образом святой Николай превратился в Санта Клауса и стал прочно ассоциироваться с рождественскими праздниками? Чтобы разобраться с этим, нам необходимо вновь перенестись на христианский Запад.

Примерно в X веке в Кельнском кафедральном соборе стали раздавать ученикам церковно-приходской школы фрукты и выпечку 6 декабря, в день памяти святого Николая, который, как помним, благодаря получившему широкое распространение музыкальному произведению, написанному в его честь, стал почитаться на Западе как покровитель детей. Вскоре эта традиция вышла далеко за пределы германского города. В домах на ночь стали, вспоминая древние легенды, вешать специально изготовленные башмачки или чулочки, для того, чтобы Николаю было куда положить свои подарки, которые со временем уже заметно переросли рамки булочек и фруктов, хотя без них и до сих пор порой не обходится. Стоит отметить, что день памяти святого приходится на рождественский пост (Адвент), когда все с нетерпением ждут Радостного праздника Воплощения Предвечного Слова и начала Нового года. Видимо, в связи с этим, мирликийский епископ, заходящий по ночам в дома, приносит послушным детям подарки, а шалунам розги, напоминая тем самым о необходимости хорошего поведения. Поэтому ребятня задолго до праздника старается не проказить, а родители старательно при каждом удобном случае напоминают о розгах, которые вполне можно получить в презент на 6 декабря. Однако нередко к подаркам все же присоединяют розги либо веточку, обернутые в фольгу или покрашенные в золотую или серебреную краску. В некоторых странах святой епископ не прячется и приходит в дома не по ночам, а днем в полном литургическом облачении, и не один, а с ангелом и чертенком. Глава этой необычной компании расспрашивает юных обитателей дома о поведении, причем ангелок и чертенок выступают в роли, соответственно, адвоката и прокурора, а затем по результатам своеобразного следствия вручается (или же нет) подарок.

Реформация, возникшая в XVI веке благодаря выступлению Мартина Лютера, исключила из литургии новых Церквей почитание святых. Вместе с их культом исчез и праздник святого Николая. Но если легко искоренить что бы то ни было на бумаге, то бороться с народными традициями более чем сложно. Поэтому в так называемых "католических" странах до сих пор остался праздник святого Николая, радостно отмечаемый 6 декабря, а в протестантских странах епископ-чудотворец преобразился в несколько иной персонаж, по-прежнему несущий дары и радость детям. Благодаря всевозможным народным легендам и традициям разных стран святой Николай надел маску либо "Отца Рождества", либо "Рождественского деда", либо "Звездочета"! Он изображался в виде гнома и старика, приобрел различных спутников. Да и перебрался из средиземноморского города в арктическую Лапландию.

В Северную Америку, которая сыграла важную роль в истории рождественского чудотворца, святой Николай попал из Голландии. В 1626 году несколько нидерландских кораблей, возглавляемые фрегатом "Goede Vrove", на носу которого стояла фигура святого Николая, прибыли в Новый свет. Искатели счастья купили у индейцев землю за $24 и назвали поселок Новым Амстердамом (теперь эта деревушка именуется Нью-Йорком). Голландцы перенесли фигурку святого с корабля на главную площадь. Да вот незадача, говорили-то обитатели новой земли не по-английски. И фраза "святой Николай" звучала как "Синтер Класс", затем, со временем, имя нашего персонажа преобразилось в "Санта Класс", а чуть позже – в "Санта Клаус".

Голландский Синтаклаас (Sinterklaas)

Свою историю сказочный персонаж Санта-Клаус начал с христианской доброты мерликийского епископа Николая, ставшего впоследствии святым. Святой Николай отличался большой добротой, всю свою жизнь он помогал бедным. Праведный человек тайком подкладывал подарки детям бедняков. Сегодня в память о его христианской заботе Санта-Клаус (Святой Николай) приносит рождественские дары всем малышам Земли.

Историческая родина Санта-Клауса

Исторической родиной сказочного Рождественского Деда можно считать Северную Америку. Приехавшие туда колонисты привезли с собой европейскую легенду о Святом Николае и его щедрости.

Позже американский писатель Клемент Кларк Мур написал поэму «Ночь перед Рождеством, или визит Святого Николая», в которой описал Санта-Клауса как персонажа, который приносит детям подарки на Рождество. Поэма была переиздана в 1844 году. С этого времени все американцы знают, Санта-Клаус. Именно Клемент Мур посадил своего персонажа в сани, запряженные оленями.

Художник Томас Наст нарисовал иллюстрации к поэме Мура, позже он выпустил в журнале «Харпер Уилки» серию картинок, подробно описывающих жизнь и быт сказочного Санта-Клауса.

Так родился на свет легендарный новогодний персонаж, теперь о его существовании знают все дети мира. Ему пишутся на Рождество миллионы писем с просьбами о подарках. А живет он сейчас в Лапландии и ежегодно, перед рождественской неделей, выезжает на праздники на радость всей детворе.

Лапландия - сказочный дом Санта-Клауса

В современной Финляндии есть место, где круглый год живет сказка. Это гора Корвантунтури в области Пайо, или волшебная Лапландия. Здесь Санта-Клаус принимает гостей, отсюда на оленях начинает чудесное зимнее путешествие.

Ежегодно множество детей приезжает на аудиенцию к Рождественскому деду. Можно поговорить с Санта- Клаусом, попросить исполнить , а также написать на сказочной почте свои пожелания на предстоящее Рождество.

Организаторы волшебного поселения продумали все до мелочей, и поток туристов ежегодно стремится в Лапландию, начиная с ноября и заканчивая мартом. Сувениры, рождественский спектакль о младенце-Христе и просто веру в сказку - вот что можно подарить сегодня своему ребенку на Рождество с помощью Санта-Клауса.

Российский Дед Мороз и его внучка Снегурочка прекрасно дополняют семью сказочных зимних волшебников. Все вместе эти персонажи приносят праздник в жизнь детей и веру в чудо доброты, которую когда-то принес на Землю Святой Николай.

Санта Клаус - кто он?

Наверное, мало кто догадывается, что привычный персонаж рождественских празднеств Санта Клаус не какой-то мифический образ: родной брат гномов и кузен домовых, а реально существовавшая личность. Правда, звали его несколько иначе, да и жил он не в холодной Лапландии, а в теплой Малой Азии.

Истоки легенды о Святом Николае

Звали его Николай, родился он в малоазийском городе Миры Ликийские, на территории нынешней Турции, около 245 года, а окончил свой земной путь примерно в 334 году, 6 декабря. Он не был ни мучеником, ни монахом, ни известным церковным писателем. А был он простым епископом.

Поэтому не стоит удивляться, что нам не удается найти упоминания об этом пастыре, сделанные еще при его жизни или же вскоре после его смерти. Не те были времена. Самое древнее упоминание его имени мы находим в "Похвале", написанной константинопольским патриархом Проклом на переломе IV и V столетий.

Федор Чтец, живший столетием позже, включает епископа Мир Ликийских Николая в список участников Первого Вселенского Собора, проходившего в 325 году в Никее, на котором был разработан первый вариант Символа Веры, называемого ныне Никео-Константинопольским. Евстратий Константинопольский, живший во второй половине VI века, повествует о том, как святитель Николай выступил в роли защитника трех несправедливо приговоренных к смерти византийских чиновников. Вот, вроде бы, и все.

Как обычно и бывает, недостаток информации дополнили благочестивые народные легенды, появлявшиеся на протяжении веков. Из них мы узнаем о том, что святой Николай помогал бедным и несчастным, незаметно по ночам подбрасывая в башмачки, оставленные у дверей, золотые монетки, и кладя в окна пирожки.

Кстати, примерно в 960 году будущий епископ Регинольд написал первое музыкальное произведение о святом Николае чудотворце, где предложил новый вариант перевода: вместо слова "innocentes" (невинные) применительно к трем жителям Мир, несправедливо приговоренным к смерти, он употребил "pueri" (дети). В связи с тем, что средневековый мюзикл о святом епископе имел неимоверный успех, зародилась традиция почитания святого Николая, как покровителя детей. Впрочем, еще до этого своим небесным заступником его избрали моряки, заключенные, пекари и купцы.

Святой Николай Чудотворец

Но вернемся в VI век, именно тогда появляется житие монаха по имени Николай, настоятеля монастыря Святого Сиона и епископа Пинарского, чье почитание наслоилось затем на почитание мирликийского епископа, в итоге некоторые эпизоды из жизни епископа-монаха стали приписываться и нашему святому. Ну а первым установленным биографом святого Николая Мир Ликийского является Михаил Архимандрит, который написал, так называемое "каноническое житие" в VIII, в котором собрал воедино все существовавшие на бумаге и в устных сказаниях сведения о святом епископе.

Но как бы там ни было с нашими историческими изысканиями, почитание святого Николая очень быстро распространилось по всему христианскому миру, как на Востоке, так и на Западе. Ему посвящались многочисленные церкви, его просили о молитве, уповая на исцеления и помощь от Господа при его молитвенной поддержке и заступничестве.

А когда 1087 году нашествие турок сокрушило византийскую империю и греки сбежали из Мир, 62 отважных итальянских моряка "выкрали" из захваченного мусульманами города мощи святого Николая и тем самым спасли почитаемую всеми христианами святыню от надругательства. Мощи были привезены в город Бари, находящийся на юге Италии, в Апулии. Все жители этой провинции, как католики, так и православные насельники монастырей, подчиненных константинопольскому патриархату, торжественно праздновали 9 мая день перенесения мощей.

В Бари была построена величественная Базилика, в которую поместили раку с мощами святого епископа. В этот, малопримечательный доселе, город потянулись паломники со всех европейских стран. Даже захватчики, сменявшие друг друга, от норманов до свевов, почитали святость Никольского храма, предоставляя ему всяческую защиту и попечение. Даже когда в 1156 году Бари захватил Вильгельм Лютый, сравнявший город с землей, не пощадивший ни домов, ни церквей, базилика святого Николая осталась стоять нетронутая среди дымившихся руин.

Еще один интересный момент, связанный с перенесением мощей святого Николая. В 1088 году Папа Урбан II официально установил литургическое празднование этого события на 9 мая. На византийском востоке этот праздник не приняли, но, не смотря на это, на Руси он получил широкое распространение и сохранился до сих пор, называемый в народе "Миколой - летним".

Кстати, на Руси святой Николай является одним из самых почитаемых святых. В какой-то степени это произошло из-за совмещения в народной религиозности Николая Чудотворца с образом языческого божества Волоса, с которым боролся бог-громовежец. С тех пор в крестьянской мифологии Николай прочно ассоциируется с добрым, помогающим людям персонажем. Причем народы, общавшиеся с русскими, называли даже Николая "русским богом".

Впрочем, позже языческие мотивы исчезли, но доброе и беззаветное почитание этого святого осталось. Например, в XVI-XVII веках русские избегали давать детям имя Николай из-за особого благоговения, а непочитание Чудотворца воспринималось, не более и не менее, как признак ереси. Для русских православных христиан Николай стал самым "демократичным" святым, самым доступным, скорым и непреложным помощником.

Лучше всего отношение к этому святому показывает одна из бесчисленных русских легенд.
Путешествуя по земле, Никола и Касьян (святой Кассиан Римский) увидели крестьянина, хлопочущего около своей телеги, глубоко увязшей в грязи. Касьян, боясь запачкать свои белоснежные ризы и боясь предстать пред Богом в неподобающем виде, помочь бедняге не пожелал, а вот Никола без рассуждений взялся за дело. Когда телегу удалось вытащить, то помощник оказался по уши измазанным грязью, да ко всему прочему и его праздничные ризы сильно разодрались. Вскоре оба святые предстали пред престолом Всевышнего. Узнав, почему Никола так грязен, а Касьян чист, Господь дал первому вместо одного два праздника в году (9 мая и 6 декабря), а Касьяну уменьшил до одного в четыре года (29 февраля).

Для русских христиан Николай Чудотворец всегда был одновременно величественным епископом и простым, добрым святым и скорым помощником.

Святой Николай - покровитель детей

Но все же, каким образом святой Николай превратился в Санта Клауса и стал прочно ассоциироваться с рождественскими праздниками? Чтобы разобраться с этим, нам необходимо вновь перенестись на христианский Запад.

Примерно в X веке в Кельнском кафедральном соборе стали раздавать ученикам церковно-приходской школы фрукты и выпечку 6 декабря, в день памяти святого Николая, который, как помним, благодаря своеобразному мюзиклу стал на Западе почитаться как покровитель детей.

Вскоре эта традиция вышла далеко за пределы германского города. В домах на ночь стали, вспоминая древние легенды, вешать специально изготовленные башмачки или чулочки, для того, чтобы Николаю было куда положить свои подарки, которые со временем уже заметно переросли рамки булочек и фруктов, хотя без них и до сих пор порой не обходится.

Стоит отметить, что день памяти святого приходится на рождественский пост (Адвент), когда все с нетерпением ждут Радостного праздника Воплощения Предвечного Слова и начала Нового года. Видимо в связи с этим мирликийский епископ, заходящий по ночам в дома, приносит послушным детям подарки, а шалунам розги, напоминая тем самым о необходимости хорошего поведения. Поэтому ребятня задолго до праздника старается не проказить, а родители старательно при каждом удобном случае напоминают о розгах, которые вполне можно получить в презент на 6 декабря. Однако нередко вместе с подарком все же дарят розги, либо веточки, но небольшие и завернутые в фольгу, либо покрашенные в золотую или серебряную краску.

В некоторых странах святой епископ не прячется и приходит в дома не по ночам, а днем в день своей памяти в полном литургическом облачении и не один, а с ангелом и чертенком. Глава этой необычной компании расспрашивает юных обитателей дома о поведении, причем ангелок и чертенок выступают в роли соответственно адвоката и прокурора, а затем по результатам своеобразного следствия вручается (или же нет) подарок.

Реформация, возникшая в XVI веке, благодаря выступлению Мартина Лютера, исключила из литургии новых Церквей почитание святых. Вместе с их культом исчез и праздник святого Николая. Но если легко искоренить, что бы то ни было, на бумаге, то бороться с народными традициями более, чем сложно.

Поэтому в так называемых, католических, странах до сих пор остался праздник святого Николая, радостно отмечаемый 6 декабря, а в протестантских странах епископ-чудотворец преобразился в несколько иной персонаж, но который по-прежнему приносит дары и радость детям.

Как Святой Николай превратился в Санта Клауса?

В Северную Америку, которая сыграла важную роль в истории рождественского чудотворца, святой Николай попал из Голандии.

В 1626 году несколько голландских кораблей, возглавляемые фрегатом "Goede Vrove" на носу которого стояла фигура святого Николая прибыла в Новый свет. Искатели счастья купили у индейцев землю за 24$ и назвали поселок Новым Амстердамом (теперь эта деревушка именуется Нью-Йорком). Голландцы перенесли фигурку святого с корабля на главную площадь.

Да вот незадача, говорили-то новые обитатели новой земли не по-английски, а по-своему. И фраза "святой Николай" звучала как "Синтер Класс", затем, со временем, имя нашего персонажа преобразилось в "Санта Класс", а чуть позже в "Санта Клаус".

Так и стали именовать в Америке того забавного персонажа, который перед Рождеством разносит по домам подарки. Но Новый свет он потому и новый, чтобы все увидеть по-новому.

История преображений святого Николая, простите, Санта Клауса, на этом не заканчивается.

Важным этапом в перевоплощении стала поэма "Приход святого Николая", написанная Клементом Кларком Муром и опубликованная перед рождественскими праздниками 1822 года. В двадцати четверостишьях рассказывалось о том, как накануне Рождества малыш встретился со святым, принесшим ему подарки.

В этом стихотворном произведении почтенный святой начисто был лишен ореола серьезности и строгости. У американского стихотворца Санта Клаус был изображен как жизнерадостный, веселый эльф-жизнелюб с круглым брюшком и с трубкой во рту, из которой он непрестанно выпускал белоснежные клубы ароматного табачного дыма. В результате этой неожиданной метаморфозы Санта Клаус как раз и потерял митру вместе с другими епископскими облачениями и пересел на упряжку оленей.

Американизированный образ Санта Клауса был детально разработан иллюстратором Томасом Настом в журнале "Harper"s" в 1860-1880 годах. Наст добавил такие атрибуты, как северный полюс и список хороших и плохих детей.

Лишенного нимба христианского святого одевали во всевозможные разноцветные полушубки, пока в 1931 году известная фирма Coca Cola не начала своей новой рекламной кампании, главным персонажем которой был избран Санта Клаус.

Художник Хаддон Сандблом нарисовал добродушного белобородого старичка, одетого в красно-белые одежды с бутылкой газированного напитка в руках. Так и появился на свет всем нам знакомый современный образ Санта Клауса. В 1939 году появился Рудольф - девятый олень с большим блестящим красным носом.

Таким образом, Санта Клаус - толстый веселый старичок, который разносит подарки, стал неотъемлемой частью празднования Рождества по всему миру. У него обязательно белая борода, красная курточка, штаны и шапка с белой меховой оторочкой. Он разъезжает на запряженных северными оленями санях, наполненных доверху подарками. Он проникает в дома через дымоход и оставляет подарки под елкой или в специальном носочке, но только послушным детям.

В Англии его называют Father Christmas, что переводится, как Батюшка Рождество.

Русский Дед Мороз не имеет никакого отношения к Святому Николаю. Дед Мороз - это обрядовый фольклорный персонаж, который живет в лесу. Его жена - Зима. И господствуют они на земле с ноября по март месяц. Иногда в очень старых сказках его зовут Дедом Трескуном, иногда Морозкой. Хотя взбалмошный Морозко это, скорее всего, Дед Мороз в юности.

Ближайший родственник Деда Мороза живет в Лапландии и называется он Йолупукки. Долгое время считалось (а многие и сейчас так считают), что Йолупукки и есть настоящий Дед Мороз.

Может, это оттого, что финское правительство давно возвело его в культовый ранг, сделали рекламу, выстроили дом на горе Корватунтури, придумали почтовый адрес и объявили этот адрес по всему миру.

Как бы то ни было, но финский Йолупукки получает самое большое количество писем от детей и взрослых со всех континентов. Каждый год в полдень 24 декабря он приезжает на северных оленях в сопровождении своих юных помощников тоннту (мальчики и девочки в красных колпачках и красных комбинезончиках) в Турку - самый старый город Финляндии. Здесь с городской ратуши провозглашается Рождественский мир.

Мало того, предприимчивые турки, поставившие в городе Демре (древних Мирах) поставили памятник святителю Николаю, но на постаменте стоит не мудрый епископ, участник никейского Собора и защитник бедных, а бравый бородач в балахоне с капюшоном и огромным мешком на плечах. Это жизнь...

Впрочем, это, по всей видимости, не последняя модификация образа. Как известно, Израиль является государством со строгими религиозными нравами и официально Рождество там не празднуется. И если посетить рождественское богослужение на родине Христа вам никто не возбранит, то с приобретением милых рождественских открыток и прочих праздничных аксессуаров возикнут большие проблемы.

Однако фантазия человеческая безгранична. И вот на израильских прилавках постепенно стали появляться открытки, пока еще без праздничных поздравлений, но уже с Санта Клаусом, на голове у которого вместо красного колпака иудейская кипа. То ли еще будет!

А если говорить более серьезно, то, пожалуй, не стоит ломать себе голову над вопросом, кто же постучится в вашу дверь в преддверии Рождества: святой Николай, Санта Клаус, Рождественский дед, Йолопукки или же Дед Мороз. Главное, чтобы вместе с подарками он принес радость и улыбки. А еще лучше, чтобы счастье и так было в ваших домах! А о том как его зовут, в конце концов, его можно и самого спросить.

Как выглядит Санта-Клаус? Этот вопрос волнует практически всех мальчишек и девчонок, в последние дни живущих в ожидании предстоящего Нового года. Санта-Клаус - западный аналог нашего Деда Мороза. Он также приходит к детям, только на Рождество, а не на Новый год, и дарит подарки. У них много отличий. Одно из них состоит в том, что достоверно неизвестно, какую местность считать его родиной. Если Дед Мороз родом из Великого Устюга, то его западный собрат то ли из окрестностей Северного полюса, то ли из Лапландии.

Внешний вид

Как выглядит Санта-Клаус, знают все, кто его видел хотя бы раз. Внешне он сильно отличается от знакомого и близкого нам Деда Мороза. Как выглядит Санта-Клаус и где он живет, вы узнаете из этой статьи.

Если у Деда Мороза борода растет практически до пят, то у Санта-Клауса она всегда аккуратная и короткая. Дед Мороз ходит в валенках, а Санта-Клаус - обязательно в сапогах. Дед Мороз передвигается пешком, а его западный собрат ездит в санях, запряженных оленями, у каждого из которых - свое собственное имя.

Чтобы узнать, как выглядит настоящий Санта-Клаус, достаточно посмотреть на любое его изображение. У западного новогоднего и рождественского волшебника аккуратная куртка с ремнем, а вот отечественный Дед Мороз надевает теплый тулуп с кушаком.

К тому же его несложно узнать, так как выглядит костюм Санта-Клауса всегда одинаково. Он бывает только красного цвета. А вот у Деда Мороза одежда бывает как синей, так и красной. Описывая, как выглядит шапка Санта-Клауса, стоит отметить, что у него колпачок с аккуратной оторочкой из меха. Сравнивая с Дедом Морозом, нужно сказать, что у последнего обязательный атрибут - меховая шапка.

Чем Дед Мороз отличается от Санта-Клауса? Еще один принципиальный момент - это то, что у западного волшебника есть вредная привычка. Часто его можно увидеть с трубкой, которую он, не переставая, курит.

Описывая, как выглядит Санта-Клаус и Дед Мороз, необходимо признать, что различия между ними весьма существенны. Они позволяют без труда отличать одного от другого.

Происхождение

То, как выглядит Санта-Клаус, во многом связано с историей его происхождения. Прообразом доброго дедушки с подарками считается христианский Святой Николай Чудотворец, который почитается как у католиков, так и у православных. Сам святой прославился в первую очередь тем, что много времени и внимания уделял благотворительности. Тайными подарками он часто помогал бедным людям, у которых были дети.

Изначально День Святого Николая отмечали 6 декабря. Именно тогда в европейских странах было принято дарить подарки от его имени. Все изменилось в период Реформации. Почитание святых перестали поощрять. Поэтому в Германии и некоторых соседних странах раздавать подарки детям стали от имени младенца Иисуса Христа. А день их вручения перенесли на 24 декабря, когда везде организовывались рождественские ярмарки.

Когда пришло время Контрреформации, детям снова стали вручать подарки от имени Святого Николая, уже непосредственно на Рождество. Только в нескольких странах Европы сохранились древние традиции. Например, в Голландии малыши ждут сюрпризов не только на Рождество, но и 6 декабря, в День Святого Николая.

Санта-Клаус в США

Примечательно, что именно голландские колонисты привезли этот образ в Новый Свет. Случилось это еще в середине XVII века. В Америке Санта-Клаус для начала обосновался в поселении Новый Амстердам, нынешний Нью-Йорк. Там впервые стали тиражировать, как выглядит Санта-Клаус.

Важным этапом в формировании этого персонажа считается 1809 год, когда в книге "История Нью-Йорка", написанной известным американским писателем Вашингтоном Ирвингом, рассказывалось о временах голландского правления, в ней отдельно упоминается, как чествовали Святого Николая в Новом Амстердаме.

Трансформация Святого Николая в Санта-Клауса

В 1822 году, по сути, началась биография этого героя в американской литературе. Преподаватель Колумбийского университета Клемент Кларк Мур написал рождественскую сказку для детей, в ней он подробно рассказал об этом персонаже, который обязательно приносит подарки детям, которые хорошо вели себя в прошедшем году. Незадолго до Рождества поэму опубликовали в местной прессе под названием "Ночь перед Рождеством, или Визит Святого Николая". Она стала очень популярной, неоднократно переиздавалась. Многие и сегодня утверждают, что именно благодаря Клементу Муру Святой Николай окончательно трансформировался в сознании миллионов в Санта-Клауса. Уже к 1840 году, кто такой Санта-Клаус, знали практически все жители Нового Света.

Еще один важный момент: именно в этом стихотворении впервые был описан транспорт сказочного волшебника. Указывалось, что он путешествует по небу на санях, в которых запряжены олени.

Популярность Санты

В 1863 году американский художник Томас Наст использовал этого персонажа в серии своих карикатур на тему политики. Именно он представил его в образе героя, который дарит подарки детям. Санта-Клаус стал очень популярным. Наст, по сути, сделал себе на этом имя. В последующие годы он выпустил большое количество рисунков, предназначенных для детей, на которых в веселых сценках была представлена жизнь Санта-Клауса. В своих работах он стал обдумывать и подробно прописывать быт и привычки доброго волшебника.

Именно тогда появилась версия, что родиной Санты является Северный полюс, на котором у него есть специальное жилище. В нем он ведет учет в особой книге, в которую записывает все плохие и хорошие поступки детей со всего света. По этим рисункам можно наглядно проследить трансформацию этого образа от толстого пожилого эльфа, которым его представляли изначально, к более реалистичному и человечному персонажу, который очень похож на современного нам Санта-Клауса.

Считается, что Наст практически полностью срисовал этого персонажа с себя. Он тоже был полным и упитанным человеком, весьма небольшого роста, но при этом с широкой бородой лопатой и большими пышными усами.

Санта-Клаус в XIX веке

Вообще интересно, как выглядел Санта-Клаус в 19 веке. Изначально его изображали в образе доброго эльфа, который заявляется накануне Рождества в повозке, запряженной оленями. А в дом при этом проникает через дымоход.

Некоторые историки отмечают, что конфедераты были абсолютно деморализованы, увидев, что Санта оказался изображенным на стороне противника.

Существует даже легенда, что Линкольн во время Гражданской войны за независимость попросил Наста изобразить Санта-Клауса вместе с северянами. Его единственным недостатком в то время было то, что Санта долгое время оставался черно-белым. Знаменитая красная шуба у него появилась только в 1885 году благодаря издателю Луису Прангу. Именно он принес в Америку традицию рождественских открыток, дарить которые было принято в викторианской Англии. Их выполняли в технике цветной литографии, поэтому скоро появилась необходимость придумывать, какого цвета будет одеяние героя нашей статьи. Так он и получил ярко-красный наряд.

Развитие образа волшебника

В 1930 году образ Санты получил дальнейшее развитие. Все благодаря рекламной кампании крупного производителя американских прохладительных напитков. Они решились на хитрый трюк, чтобы об их продукции помнили круглый год, а не только в период Рождества.

Красно-белые этикетки напитка напомнили маркетологам о похожем одеянии Санты. Иллюстратор Хэддон Сандблом родом из Чикаго в последующие 30 лет неизменно изображал каждый год нового зимнего волшебника. Он превратился в великана, похожего на его соседа Лу Прентиса. Именно Сандблом пририсовал девятого оленя в упряжке, которому дал имя Рудольф.

Трансформация образа

Интересно, что первоначально Санта на иллюстрациях Наста был в полушубке неизменно коричневого цвета. Только со временем он стал приобретать красноватые оттенки. При этом многие исследователи биографии этого персонажа утверждали, что сам по себе красный цвет не несет в себе никакой смысловой нагрузки.

Только после рекламной кампании, в которой участвовал Сандблом, костюм Санты изображали только красного цвета. В полушубке такого же вида он изображался на обложках популярного американского юмористического журнала "Пак", который выходил в начале XX века.

Транспорт Санты

До своих подопечных, которым он привозит подарки, Санта добирается на санях, запряженных оленями. Интересно, что у каждого из них есть собственное имя. Изначально их было восемь. Их звали Стремительный, Молния, Танцор, Гром, Гарцующий, Купидон, Сварливый и Комета.

В 1823 году в стихотворении "Ночь перед Рождеством" появился еще один олень по кличке Рудольф. Примечательно, что именно он стал сегодня самым популярным среди всех оленей Санты. Он стоит во главе упряжки, отличается от остальных ярко-красным носом.

И еще один интересный факт про Санта-Клауса. В 1955 году его образ использовался в развлекательной программе командования воздушно-космической обороны Северной Америки. В ней можно было наблюдать за вымышленными перемещениями саней Санты. Об этом сообщали средства массовой информации, за ними можно было следить даже по специальному телефону горячей линии.

Санта-Клаус и сегодня остается популярным персонажем, который регулярно используется в рекламных акциях, фильмах и мультипликационных сериалах.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса