Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Самые знаменитые и значимые для истории искусства картины мира. Так кто же победитель? «Сикстинская Мадонна», Рафаэль Санти

Дюрер, Босх, Магритт, Вермеер – эти и многие другие художники не только обогатили кладовую мировой живописи, но и оставили потомкам множество загадок. Некоторые из них не удается расшифровать до сих пор.

Ян Вермеер. «Женщина, взвешивающая жемчуг»

"Женщина, держащая весы" Яна Вермеера

Название написанной в 1665 году картины определила сцена, которая предстает перед зрителем: на столе рассыпан жемчуг, женщина держит в руках весы. Вот только во время высокотехнологичной экспертизы уже в наше время оказалось, что весы пусты. Это подтолкнуло искусствоведов к поискам сакрального смысла, который голландский живописец мог вложить в работу.

Одна из догадок - на чаши весов женщина положила свои хорошие и плохие поступки, пытаясь оценить, какие из них перевесят в Судный день. Эта мысль созвучна с событиями Страшного суда, которые изображены на картине за спиной героини. Ее дополняет и зеркало – предмет, с помощью которого человек оценивает свои достоинства и недостатки.

Питер Брейгель Старший. «Семь пороков. Лень»

«Семь пороков. Лень» Питера Брейгеля Старшего

Гравюры нидерландского художника не так известны широкой публике, как его живописные полотна. Повышеннный интерес вызывает иллюстрация «Лень» из серии «Семь пороков».

Часть персонажей легко связать с названием. Старуха в центре – персонификация Лени, черт с подушкой – иллюстрация пословицы «Лень – подушка черта». «Мертвое царство» со спящими людьми и улитка на первом плане завершают картину мира, охваченного пороком.

Объяснить присутствие отдельных персонажей до сих пор не удается. Основной спор вызывает фигура монаха, а также изображение колоколов и часов. По одной из версий, священник пытается завести «уснувшие» часы, чтобы заставить толпу очнуться от лени. По другой, монах, колокола и часы – это отсылка к наступлению возмездия, которое ожидает всех лентяев.

Кузьма Петров-Водкин. «Вася»

"Вася" Кузьмы Петрова-Водкина

В 2010 году в Чикаго была обнаружена неизвестная картина русского художника. Обычно Петров-Водкин рядом с автографом ставил год, а на этюдах – еще и число с месяцем. Здесь же датировка отсутствует. Предположительно картина написана в родном Хвалынске, где автор пробыл лето и осень 1916 года. В окончательном варианте портрета художник закрасил находившееся за мальчиком окно. Почему?

Возможно, Петров-Водкин хотел избежать прямой аналогии с другой своей работой – «Мать» (1915), где окно есть. А может, автор не хотел отвлекать внимание зрителя от лика мальчика и иконы «Богородицы Умиление» – метафор глубокой духовности и непоколебимой твердости русских людей? Наконец, небольшие размеры полотна могли ограничить замысел и не позволили художнику «размахнуться». Поиск версий продолжается.

Альбрехт Дюрер. «Меланхолия I»

"Меланхолия I" Альбрехта Дюррера

Значение многих образов на гравюре Дюрера до сих пор не получило однозначной трактовки. В центре картины – молодая женщина с крыльями. Кто она? Муза или ангел? За ее спиной висит магический квадрат. В вертикальных, горизонтальных и диагональных рядах сумма чисел составляет 34. Сумма чисел в четвертях квадрата и в его углах снова складывается в 34.

Еще одна загадка – «I» в названии гравюры, которое вписано в крылья летучей мыши. Самая популярная версия – по принятому во времена Дюрера делению меланхоликов на художников, ученых и философов, автор отнес себя к первой группе. Эрнест Фресес считает иначе: «I» - это не цифра, а глагол «ео» в повелительном наклонении, означающий «уходи!». Его Дюрер использовал как магическое заклинание для изгнания меланхолии из собственного сердца.
Что символизируют разбросанные на полу инструменты? Искусствовед Паола Волкова дает своё объяснение. Полотно можно разделить на ярусы: первый – ремесло (отсюда и разбросанные на переднем плане инструменты), второй – интеллект, третий – мир непознанного. Эти ярусы - внутренний мир автора, а сам он – задумчивая крылатая дама, которая держит в руках циркуль – символ ограниченности всего и вся.

Кто остался за кадром, чтобы звонить в колокол? Эту загадку придется еще разгадать.

Марк Шагал. «Автопортрет с семью пальцами»

"Автопортрет с семью пальцами" Марка Шагала

Марк Шагал пишет автопортрет в 1912 году. Его название сразу же приковывает внимание к руке художника, на которой действительно семь пальцев.

Возможно, автор подшучивает над собственным талантом, вспоминая идиому предков о продуктивном мастере, работающем очень быстро. Или он хочет привлечь внимание к собственной работе «Россия, ослы и другие», написанной годом ранее? Ведь именно она стоит на мольберте? А, может, семь пальцев соотносятся с библейскими семью днями творения?

Иероним Босх. «Фокусник»

"Фокусник" Иеронима Босха

Поучительная сцена о том, как человек не способен устоять перед соблазнами, призывает зрителя задуматься о высших ценностях.

Подтверждением порочности людей являются некоторые символы. Совенок в поясной плетеной сумке «фокусника» - дьявол с его ложными обещаниями. Жабы на столе и у одного из игроков во рту – знак серы, который у алхимиков ассоциировался с адом и Люцифером.

Но главной загадкой этой картины является человек в зеленом, взгляд которого обращен к зрителю. Его лицо встречается и в других работах Босха, поэтому предполагают, что это был кто-то из знакомых художника. Так как мастер всегда изображал его в группе грешников, то, скорее всего, загадочный горожанин был Босху по каким-то причинам неприятен.

Рене Магритт. «Влюбленные»

"Влюбленные" Рене Магритта

Бельгийский сюрреалист Рене Магритт почти всегда объяснял свои произведения-ребусы. Он скептически относился к любым сторонним интерпретациям и был убежден: картины нужно рассматривать, а не искать в них символы. Но «Влюбленных» художник комментировать не стал, поэтому новые попытки разгадать смысл картины не прекращаются.

Кто-то считает, что мужчина и женщина, чьи головы укутаны белым полотном, - это отсылка к трагедии детства автора. В 13 лет его мать утопилась, а когда ее извлекли на берег, лицо накрыли подолом сорочки. Другие полагают, что автор проиллюстрировал фразу «любовь слепа». Третьи – одиночество и отстраненность. Четвертые – метафору «потерять голову от любви». Какой смысл действительно вложил в картину бельгиец, остается загадкой.

Эжен Делакруа. «Свобода, ведущая народ»

Делакруа написал «Свободу» после Июльской революции в Париже 1830 года. Но почему восставших вдохновляет женщина с обнаженной грудью? Французский искусствовед Этьен Жюли считает, что автор писал центральный образ с прачки Анны-Шарлотты – прославленной революционерки, собственноручно убившей девятерых врагов.

Эксперт предположил, что обнаженная грудь является символом торжества демократии: Свобода, как простая женщина, не затягивает тело в корсет. Самая очевидная версия – полуобнаженная женщина символизирует самоотверженность революционеров, бросавшихся в бой «с голой грудью».

Поль Сезанн. «Игроки в карты»

"Игроки в карты" Поля Сезанна

Написанные предположительно в 1893-1896 годах «Игроки в карты» из одноименной серии поражают лаконичностью сюжета.

На первый взгляд кажется, что это обычная жанровая сценка: двое мужчин увлечены любимым занятием. Однако, по мнению искусствоведов, в полотне может быть заложен чуть ли не сакральный смысл.

Размещенная на столе зеленая бутыль с вином может отсылать к святому причастию, а яркая красная скатерть – к цвету крови Христа, искупившего грехи людей. В пользу этой версии, вероятно, говорит и отсутствие на столе денег и сосредоточенные лица игроков. Эмоциональная напряженность мужчин и игра без явных ставок, вероятно, означают еще, что на кон поставлено нечто большее, чем привычные материальные ценности.

Тивадар Костка Чонтвари. «Старый Рыбак»

"Старый рыбак" Тивадара Костка Чонтвари

В начале прошлого века Чонтвари пишет «Старого Рыбака». Замысел венгерского художника был расшифрован только после его смерти при помощи популярного приема для разгадывания ребусов.

Если приложить к центру картины двустороннее зеркало, то с слева зритель увидит почтенного старца, а с правой – злобного. Что они символизируют? Одни предполагают, что Бога и Дьявола. Другие – добро и зло, которое есть в каждом человеке. Если учесть, что при жизни Чонтвари воспринимал свой талант как божественное предназначение, версии кажутся более чем правдоподобными.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Не каждый из нас может оценить подобные картины по заслугам и обнаружить в них тайный смысл. Однако стоимость этих картин порою достигает запредельных высот, и коллекционеры со всего мира съезжаются на торги, чтобы выкупить понравившееся полотно.

сайт делится с вами 10 произведениями искусства, которые были проданы за десятки миллионов.

«Оранжевый, красный, желтый»

Марк Ротко, 1961
Стоимость: $ 86,882 млн

Автор рекомендовал смотреть на произведения с расстояния 45 см, чтобы зрителя «затягивало» в цвет, как в воронку. Художник заявлял: «Зритель должен плакать, глядя на них» , - и такие случаи действительно были. По теории Ротко, в этот момент люди проживают тот же духовный опыт, что и он в процессе работы над картиной.

«Номер 5»

Джексон Поллок, 1948
Стоимость: $ 140 млн

Ценность работ Поллока - не в результате, а в процессе . Автор не случайно называл свое искусство «живописью действия». С его легкой руки оно стало главным достоянием Америки. Джексон Поллок смешивал краску с песком, битым стеклом, а писал куском картона, мастихином, ножом, совком

False start

Джаспер Джонс,1959
Стоимость: $ 80 млн

Джонс работал с реальными предметами, изображая их на холсте и в скульптуре в полном соответствии с оригиналом. Для своих работ он использовал простые и понятные всем предметы: пивную бутылку, флаг или карты . Художник будто играет со зрителем, часто неверно подписывая цвета на картине.

«Супрематическая композиция»

Казимир Малевич,1916
Стоимость: $ 60 млн

В Городском музее Амстердама картина хранилась около 50 лет , но после 17-летнего спора с родственниками Малевича музей отдал ее. Смотреть на нее лучше сверху: фигуры на полотне напоминают вид на землю с воздуха.

«Спящая девушка»

Рой Лихтенштейн,1964
Стоимость: $ 44,882 млн

Рой Лихтенштейн стал известным благодаря картинам на основе комиксов, к которым он пришел в начале 1960-х, когда ему было уже около 40. Главное, чего хотел добиться Лихтенштейн, - чтобы его картины выглядели как напечатанные, а не созданные человеком. Отсюда их главная особенность - использование лишь нескольких типографских цветов, черная линия и точки, с помощью которых художник добивался тени и глубины изображения.

«Живопись»

Хуан Миро,1927
Стоимость: $ 36,824 млн

Другое название картины - «Голубая звезда». Художник написал ее в том же году, когда объявил: «Я хочу убить живопись», - и нещадно издевался над холстами, царапая краску гвоздями, приклеивая к полотну перья, покрывая работы мусором.

1949-A-No.1

Клиффорд Стилл,1949
Стоимость: $ 61,7 млн

Все свои работы Стилл завещал американскому городу, где будет открыт музей его имени. Таким городом стал Денвер, но строительство обходилось властям дорого, и для его завершения 4 работы были выставлены на аукцион.

До изобретения разговорного языка, до умения записывать происходящее, кажется, что даже до начала существования самого мира, искусство рисования уже занимало свое важнейшее место в истории всего человечества. От наскальных рисунков и до дигитального искусства: все наше пребывание на этой планете пронизано нитями из красок, полотен, карандашей и пастелей, это своеобразная временная воронка, с помощью которой можно оказываться в любом месте в любую секунду. Не зря Жан-Люк Годар говорил, что «искусство – это то, что позволяет обернуться, увидеть Содом и Гоморру – и не умереть».

Власть картин над разумом

Кроме уникального свойства визуального искусства возвращать зрителя в прошлое, давать ему возможность наслаждаться или задумываться о сегодняшнем и пытаться представить будущее, оно еще имеет поразительную власть над разумом человека. Эксперты Университетского колледжа в Лондоне смогли экспериментально доказать, что взгляд на картину вызывает в мозгу аналогичные реакции, которые возникают при взгляде на любимого человека. Зритель склонен в таком случае к расслаблению, умиротворению и удовлетворению, поскольку в организме происходит всплеск дофамина. Нейробиолог Семир Зеки даже выделил 4 художника, которые вызывают усиленный кровоток в участках мозга, отвечающих за чувство любви. Это оказались Клод Моне, Сандро Боттичели, Джон Констебла и Леонардо да Винчи.

Учитывая столь богатую историю данного вида искусства и его бесспорную значимость, неудивительно, что возник вопрос о том, какие картины принято считать лучшими. Американская журналистка издания «ARTnews» Келли Девин Томас решила найти ответ на этот вопрос. Она опросила множество художников, директоров музеев, кураторов и искусствоведов, чтобы вывести единственную формулу «лучших из лучших». Никаких конкретных критериев представлено не было. Главное – то, какое значение имеет произведение искусства для людей: будь то чувства, которые оно вызывает, или мастерство его исполнения. Ниже мы представляем вам 10 картин, которые оказались самым распространенным выбором среди профессионалов.

«Я представляю, что эти картины были сделаны более 15 тысяч лет назад людьми, которые лежали на спинах и рисовали на потолках при тусклом освещении, исходящем из маленького входа в пещеру. Эти изображения – некая квинтэссенция того, что эти древнейшие люди видели на самом деле. Наскальные рисунки Альтмиры остаются такими же ритуальными, духовными, значительными и магическими», - Ричард Серра, художник.

2. Франсиско де Гойя, «Сатурн, пожирающий своего сына» (1820-1823)

«Это невероятно мощная картина. Она вечна, универсальна и весома. Она отображает наши человеческие, социальные и политические тревоги. Тревогу самого художника, его мучение, увековеченное в работе. Когда я впервые увидела это, то была настолько поражена, что не могла дышать», - Нешат Ширин, художница.

3. Изенгеймский алтарь Маттиаса Грюневальда (1512-1516)

«Даже в 20 веке влияние этого алтаря было значительным для искусства: например, для таких художников, как Макс Бекман, Пабло Пикассо, Барнетт Ньюман и Джаспер Джонс. Но важнее всего, что, кроме своего значения, интерпретации и причин влияния, благодаря которым это произведение искусства пережило века, для меня оно остается современным, важным для сегодняшнего дня – а именно это и определяет картину как великую», - Гарри Гаррелс, главный куратор картин и скульптур в Музее современного искусства Сан-Франциско.



4. Казимир Малевич, «Черный квадрат» (1915)

«Малевич описал свое произведение как «ноль формы». Александра Шацких назвала его «визуальной манифестацией нового периода в мировой культуре искусства». Борис Гройс написал, что эта работа - «самый радикальный жест по отношению к принятию полного разрушения традиций». Да, здесь нет никаких толп в стиле Мона Лизы, свидетельствующих, что вы находитесь перед шедевром, но «Черный квадрат» - это действительно та картина, которая обладает невыразимой масштабностью», - Кэйт Фоул, главный куратор Garage Center современной культуры в Москве.



5. Эдуард Мане, «Молодая женщина в 1866» (1866)

«Молодая женщина в 1866» показывает Мане как непревзойденного художника, конкурирующего с Веласкесом. Я всегда улыбаюсь, когда её вижу. Она никогда не разочаровывает своей современностью, остроумностью и разумностью. Она содержит какое-то присутствие мужского без, собственно, самого мужчины. Будто бы из-за угла картины должен выглядывать цилиндр. Из неё сочиться сексуальность в самом сдержанном и сложном виде, который только можно себе представить», - Гэри Тинтероу, директор Музея изобразительных искусств в Хьюстоне.


6. Эд Рэйнхардт, «Абстрактный рисунок №3» (1960-1963)

«Что примечательно насчет этой картины – как и во многих поздних работах Рэйнхардта – так это то, что она способна выудить значение собственных качеств (цвета, формы, гаммы) из глубокого сознания зрителя. Это произведение искусства, которое вовлекает в себя мысли других», - Лоуренс Риндер, директор Художественного музея Беркли и Тихоокеанского архива фильмов.


7. Чен Ронг, «Девять драконов» (датировано 1244)

«Девять драконов» Чена Ронга воплощают в себе гуманизм всей классической китайской традиции, её политики, моральной философии: дракон символизирует имперскую власть и порядок в жизни нации, они олицетворяют qi, космическую энергию, которая оживляет естественную Вселенную в даосизме. Вскинутый хвост дракона посреди бесстрастного потока природы выражает в картине изобразительные и концептуальные уровни взаимодействия инь и янь в форме и бесформенности, субстанции и динамизме, плоти и вечности», - Александра Монро, главный куратор Азиатского искусства в Музее Гуггенхайма.


8. Дж. М. У. Тёрнер, «Dort or Dordrecht: The Dort Packet-Boat From Rotterdam Becalmed» (1818)

«Только после того, как вы увидели картину в сотый раз и под разным освещением, вы можете оценить её необычайную отзывчивость к свету, адаптацию, которая происходит таким образом, что начинает казаться, будто бы картина дышит», - Эми Майерс, директор Йельского центра Британского искусства.

9. Диего Веласкес, «Менины» (1656)

«Своеобразный смысл того, что я просто не способен перестать смотреть на эту картину, никогда меня не покидал. Каждый раз, когда я её вижу, мне кажется, что я покидаю собственную реальность и попадаю в изобразительное пространство, созданное Веласкесом», - Дэн Камерон, главный куратор Музея искусств Орандж Кантри.

10. Леонардо да Винчи, «Мона Лиза» (1503-1517)

«Если мы определим величие как нечто, что наибольшим образом повлияло на культурные представления по всему миру, то получим один-единственный ответ:Мона Лиза. Извините, что заставил вас всех вздохнуть, но это правда. Леонардо применил все свои способности и всю свою философию искусства и природы в эту работу. А этого предостаточно», - Мартин Кемп, почетный профессор истории искусств Оксфордского Университета.

Так кто же победитель?

Как же все-таки определить, что достойно быть величайшим произведением искусства? Пожалуй, ответа на этот вопрос нам не найти никогда. Каждый из нас ознакомлен с разными историями, каждого трогают разные наболевшие вопросы и те, кто их отображает на холсте. Нам не найти консенсуса, но, по крайней мере, мы можем приложить все наши усилия, чтобы познакомиться с как можно большим числом по-настоящему великих мастеров и их работ.

Цитата сообщения Самые знаменитые и значимые для истории искусства картины мира. | 33 шедевра мировой живописи.

Под картинами с художниками, к которым они относятся, есть ссылки на посты.

Бессмертными картинами великих художников восхищаются миллионы людей. Искусство, классическое и современное, это один из самых главных источников вдохновения, вкуса и культурного воспитания любого человека, а уж творческого и подавно.
Всемирно известных картин безусловно больше, чем 33. Их несколько сотен, и все они бы не поместились в один обзор. Поэтому для удобства просмотра мы отобрали несколько, наиболее значимых для мировой культуры и часто копируемых в рекламе картин. Каждая работа сопровождается интересным фактом, объяснением художественного смысла или историей ее создания.

Хранится в Галерее старых мастеров в Дрездене.




У картины есть маленький секрет: задний фон, издали кажущийся облаками, при тщательном рассмотрении оказывается головами ангелов. А два ангелочка, изображенные на картине внизу, стали мотивом многочисленных открыток и плакатов.

Рембрандт «Ночной дозор» 1642
Хранится в Государственном музее в Амстердаме.



Истинное название картины Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга». Обнаружившим в XIX веке картину искусствоведам показалось, что фигуры выступают на темном фоне, и ее назвали «Ночной дозор». Позднее обнаружилось, что темной картину делает слой копоти, а действие на самом деле происходит днем. Однако в сокровищницу мирового искусства картина уже вошла под названием «Ночной дозор».

Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» 1495-1498
Находится в монастыре Санта-Мария делле Грацие в Милане.



За более 500-летнюю историю существования произведения фреска не раз подвергалась разрушениям: через роспись был проделан, а затем заложен дверной проем, трапезную монастыря, где находится изображение, использовали как оружейный склад, тюрьму, подвергали бомбежке. Знаменитую фреску реставрировали не менее пяти раз, причем последняя реставрация заняла 21 год. Сегодня, чтобы посмотреть произведение искусства, посетители должны заказывать билеты заранее и могут провести в трапезной только 15 минут.

Сальвадор Дали «Постоянство памяти» 1931



По признанию самого автора, картина была написана в результате ассоциаций, возникших у Дали при виде плавленого сыра. Вернувшись из кино, куда она ходила в тот вечер, Гала совершенно правильно предсказала, что никто, раз увидевши «Постоянство памяти», уже его не забудет.

Питер Брейгель Старший «Вавилонская башня» 1563
Хранится в Музее истории искусств в Вене.



По мнению Брейгеля в неудаче, постигшей строительство Вавилонской башни, повинны не внезапно возникшие согласно библейскому сюжету языковые барьеры, а ошибки, допущенные в процессе строительства. На первый взгляд огромное строение кажется достаточно прочным, однако при ближайшем рассмотрении видно, что все ярусы положены неровно, нижние этажи либо недостроены, либо уже рушатся, само здание кренится в сторону города, и перспективы всего проекта весьма печальны.

Казимир Малевич «Чёрный квадрат» 1915



По утверждению художника, он писал картину несколько месяцев. Впоследствии Малевич выполнил несколько копий «Черного квадрата» (по некоторым данным, семь). По одной из версий, художник не смог закончить работу над картиной в нужный срок, поэтому ему пришлось замазать работу черной краской. Впоследствии, после признания публики, Малевич писал новые «Черные квадраты» уже на чистых холстах. Малевичем были также написаны картины «Красный квадрат» (в двух экземплярах) и один «Белый квадрат».

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин «Купание красного коня» 1912
Находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.



Написанная в 1912 году, картина оказалась провидческой. Красный конь выступает в роли Судьбы России или самой России, которую не в силах удержать хрупкий и юный седок. таким образом, художник символически предсказал своей картиной «красную» судьбу России XX века.

Питер Пауль Рубенс «Похищение дочерей Левкиппа» 1617-1618
Хранится в Старой пинакотеке в Мюнхене.



Картина «Похищение дочерей Левкиппа» считается олицетворением мужественной страсти и телесной красоты. Сильные, мускулистые руки юношей подхватывают молодых нагих женщин, чтобы посадить их на коней. Сыновья Зевса и Леды крадут невест своих двоюродных братьев.

Поль Гоген «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?» 1898
Хранится в Музее изящных искусств в Бостоне.



По указанию самого Гогена картину следует читать справа налево — три основные группы фигур иллюстрируют вопросы, поставленные в названии. Три женщины с ребёнком представляют начало жизни; средняя группа символизирует ежедневное существование зрелости; в заключительной группе, по замыслу художника, «старая женщина, приближающаяся к смерти, кажется примирившейся и предавшейся своим размышлениям», у ее ног «странная белая птица... представляет бесполезность слов».

Эжен Делакруа «Свобода, ведущая народ» 1830
Хранится в Лувре в Париже



Делакруа создал картину по мотивам июльской революции 1830 года во Франции. В письме брату 12 октября 1830 года Делакруа пишет: «Если я не сражался за Родину, то я хотя бы буду для нее писать». Обнаженная грудь женщины, ведущей народ, символизирует самоотверженность французских людей того времени, которые с «голой грудью» шли на врага.

Клод Моне «Впечатление. Восходящее солнце» 1872
Хранится в Музее Мармоттан в Париже.



Название произведения «Impression, soleil levant» с легкой руки журналиста Л. Леруа стало именем художественного направления «импрессионизм». Картина написана с натуры в старом аванпорте Гавра во Франции.

Ян Вермеер «Девушка с жемчужной серёжкой» 1665
Хранится в галерее Маурицхейс в Гааге.



Одну из наиболее известных картин нидерландского художника Яна Вермеера часто называют северной или голландской Моной Лизой. О картине очень мало известно: она не датирована, имя изображенной девушки не известно. В 2003 году по одноимённому роману Трейси Шевалье был снят художественный фильм «Девушка с жемчужной серёжкой», в котором гипотетически восстановлена история создания полотна в контексте биографии и семейной жизни Вермеера.

Иван Айвазовский «Девятый вал» 1850
Хранится в Санкт-Петербурге в Государственном Русском музее.



Иван Айвазовский — всемирно известный российский художник-маринист, посвятивший свою жизнь изображению моря. Им создано около шести тысяч произведений, каждое из которых получило признание при жизни художника. Картина «Девятый вал» включена в книгу «100 великих картин».

Андрей Рублев «Троица» 1425-1427



Икона Святой Троицы, написанная Андреем Рублевым в XV веке, является одной из самых прославленных русских икон. Икона представляет собой доску вертикального формата. Цари (Иван Грозный, Борис Годунов, Михаил Федорович) «обкладывали» икону золотом, серебром и драгоценными камнями. Сегодня оклад хранится в Сергиево-Посадском государственном музее-заповеднике.

Михаил Врубель «Демон сидящий» 1890
Хранится в Третьяковской галерее в Москве.



Сюжет картины навеян поэмой Лермонтова «Демон». Демон — образ силы человеческого духа, внутренней борьбы, сомнений. Трагически сцепив руки, Демон сидит с печальными, направленными вдаль огромными глазами, в окружении невиданных цветов.

Уильям Блейк «Великий архитектор» 1794
Хранится в Британском музее в Лондоне.



Название картины «The Ancient of Days» буквально переводится с английского как «Ветхий днями». Это словосочетание использовалось в качестве имени Бога. Главный персонаж картины — Бог в момент творения, который не устанавливает порядок, а ограничивает свободы и обозначает пределы воображения.

Эдуар Мане «Бар в „Фоли-Бержер“» 1882
Хранится в Институте искусства Курто в Лондоне.



«Фоли-Бержер» — это варьете и кабаре в Париже. Мане часто посещал «Фоли-Бержер» и в итоге написал эту картину — последнюю перед своей смертью в 1883 году. За стойкой бара, посреди пьющей, едящей, разговаривающей и курящей толпы, стоит поглощенная собственными мыслями барменша, наблюдающая за акробатом на трапеции, которого можно заметить в верхнем левом углу картины.

Тициан «Любовь земная и Любовь небесная» 1515-1516
Хранится в Галерея Боргезе в Риме.



Примечательно, что современное название картины не было дано самим художником, а начало употребляться лишь два века спустя. До этого времени у картины были различные названия: «Красота приукрашенная и неприукрашенная» (1613), «Три типа любви» (1650), «Божественная и светская женщины» (1700), и, в конце концов, «Любовь земная и Любовь небесная» (1792 и 1833).

Михаил Нестеров «Видение отроку Варфоломею» 1889-1890
Хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.



Первая и самая значительная работа из цикла, посвящённого Сергию Радонежскому. До конца своих дней художник был убеждён в том, что «Видение отроку Варфоломею» — самое лучшее его произведение. На старости лет художник любил повторять: «Жить буду не я. Жить будет „Отрок Варфоломей“. Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он ещё будет что-то говорить людям — значит, он живой, значит, жив и я.»

Питер Брейгель Старший «Притча о слепых» 1568
Хранится в Музее Каподимонте в Неаполе.



Другие названия картины — «Слепые», «Парабола слепых», «Слепой ведет незрячего». Считается, что сюжет картины основан на библейской притче о слепых: «Если слепой ведет слепого, то оба они упадут в яму».

Виктор Васнецов «Аленушка» 1881
Хранится в Государственной Третьяковской галерее.



За основу взята сказка «О сестрице Алёнушке и братце Иванушке». Изначально картина Васнецова называлась «Дурочка Алёнушка». «Дурочками» в то время называли сирот. «Аленушка», — рассказывал впоследствии сам художник, — «как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах... Каким-то особым русским духом веяло от нее».

Винсент ван Гог «Звёздная ночь» 1889
Хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке.



В отличие от большинства картин художника, «Звездная ночь» была написана по памяти. Ван Гог находился в то время в лечебнице Сен-Реми, терзаемый приступами безумия.

Карл Брюллов «Последний день Помпеи» 1830-1833
Хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.



На картине изображено известное извержение вулкана Везувий в 79 году н. э. и разрушения города Помпеи близ Неаполя. Изображение художника в левом углу картины является автопортретом автора.

Пабло Пикассо «Девочка на шаре» 1905
Хранится в Пушкинском музее, Москва



Картина оказалась в России благодаря промышленнику Ивану Абрамовичу Морозову, который в 1913 г. приобрел ее за 16 000 франков. В 1918 г. личная коллекция И. А. Морозова была национализирована. В настоящий момент картина находится в собрании Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» 1491

Хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.



Первоначальное название картины — «Мадонна с младенцем». Современное название картины происходит от имени её владельца — графа Литта, владельца фамильной картинной галереи в Милане. Существует предположение, что фигура младенца была написана не Леонардо да Винчи, а принадлежит кисти одного из его учеников. Об этом свидетельствует необычная для авторской манеры поза младенца.

Жан Энгр «Турецкие бани» 1862
Хранится в Лувре в Париже.



Энгр закончил писать эту картину, когда ему было уже за 80 лет. Этой картиной художник подводит своеобразный итог изображения купальщиц, тематика которых давно присутствовала в его творчестве. Изначально полотно было в форме квадрата, однако через год после его завершения художник превратил его в круглую картину — тондо.

Иван Шишкин, Константин Савицкий «Утро в сосновом лесу» 1889
Хранится в Третьяковской галерее в Москве



«Утро в сосновом лесу» — картина русских художников Ивана Шишкина и Константина Савицкого. Савицкий нарисовал медведей, но коллекционер Павел Третьяков, когда приобрел картину, стер его подпись, так что сейчас автором картины указывается один Шишкин.

Михаил Врубель «Царевна-Лебедь» 1900
Хранится в Государственной Третьяковской галерее



Картина написана на основе сценического образа героини оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по сюжету одноименной сказки А. С. Пушкина. Врубель создал премьеры оперы 1900 года эскизы для декораций и костюмов, а партию Царевны-Лебеди пела его жена.

Джузеппе Арчимбольдо «Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна» 1590
Находится в Замке Скоклостер в Стокгольме.



Одна из немногочисленных сохранившихся работ художника, который составлял портреты из фруктов, овощей, цветов, ракообразных, рыб, жемчужин, музыкальных и иных инструментов, книг и так далее. «Вертумн» — это портрет императора, представленного в виде древнеримского бога времен года, растительности и преобразования. На картине Рудольф полностью состоит из плодов, цветов и овощей.

Эдгар Дега «Голубые танцовщицы» 1897
Находится в Музее искусств им. А. С. Пушкина в Москве.

«Мона Лиза» возможно не получила бы всемирную известность, если бы ее не похитил в 1911 году работник Лувра. Картину нашли спустя два года в Италии: вор отозвался на объявление в газете и предложил продать «Джоконду» директору галереи Уффици. Все это время, пока шло следствие, «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, став объектом копирования и поклонения.

Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» 1486
Хранится во Флоренции в галерее Уффици



Картина иллюстрирует миф рождения Афродиты. Обнаженная богиня плывет к берегу в раскрытой раковине, подгоняемая ветром. В левой части картины Зефир (западный ветер) в объятиях своей супруги Хлориды дует на раковину, создавая ветер, наполненный цветами. На берегу богиню встречает одна из граций. «Рождение Венеры» хорошо сохранилось благодаря тому, что Боттичелли нанес на картину защитный слой из яичного желтка.


...
Часть 21 -
Часть 22 -
Часть 23 -

Регулярно появляется много новых картин, но никогда не бывает много полотен, которые могли бы задеть за живое каждого зрителя. Авторы этих произведений по праву считаются гениями и известны по всему миру. Ещё в каменном веке люди писали картины, и до сих пор не понятно, как они делали это без подходящих инструментов. Позвольте привести в пример линии Наска, в южном Перу (я затронул эту тему в своей статье про чудеса света). Множество линий образуют фигуры, видимые с высоты птичьего полета, например фигуры паука, колибри, обезьяны, рыбы или касатки. Остается только гадать, как индейцы Наска могли создать такие огромные картины. Ведь сами они не могли оценить своё творчество с воздуха…

Итак, в этой статье мы собрали 10 самых известных по всему миру картин.


Мона Лиза, бесспорно, одна из самых известных картин в мире. Портрет женщины, написанный итальянским художником Леонардо да Винчи, пожалуй, известен каждому.

Вот несколько фактов о картине:

  • Говорят, что это портрет Лизы Герардини, которая была женой Франческа дель Джоконда. Скорее всего, портрет был написан между 1503 и 1506 годами.
  • Портрет был приобретен королем Франции, Франсисом I, и теперь принадлежит Французской республике.
  • Картина располагалась в Париже, в Лувре с 1797 года. Около шести миллионов человек в год посещают музей только для того, чтобы увидеть Мону Лизу.
  • Это одна из самых загадочных картин. Общая композиция, легкая полуулыбка Джоконды наводят на мысль, что художник хотел сказать нечто большее. Загадочность, кстати, одна из общих черт картин Леонардо да Винчи.


Звездная ночь - ещё одна мировая картина, автором которой является Винсент Ван Гог. Винсент написал достаточно картин, и это – один из шедевров.

Что следует знать о картине:

  • Звездная ночь была написана в 1889. Картина изображает вид из окна в больнице, где в то время обитал художник. Некоторые элементы, например, деревню, Винсент добавил из своего воображения.
  • С 1941 года картина располагается в Музее Современного Искусства в Нью-Йорке. Музеем она была получена по завещанию Лилли П. Блисс.
  • Это одна из 2,000 картин маслом, выполненных одним из самых известных художников в истории.
  • Винсент Ван Гог обычно выполнял акварели, рисунки и скетчи, ставшие востребованными уже после его смерти. Одна из его цитат гласит «Художники понимают природу и любят ее, и учат нас видеть».


Ещё одно из известных полотен 15 века, написанное ни кем иным как Леонардо да Винчи. Она не попала в музей по той причине, что украшает стену обеденного зала в церкви Санта Мария Делле Грации в Милане.

Некоторые факты об этой фреске:

  • Главное, картина изображает последнюю трапезу Иисуса в кругу своих учеников. Об этом говорится в Евангелии от Иоанна
  • Леонардо изобразил тот момент, когда Иисус говорит апостолам, что один из них предаст его. На картине 12 апостолов.
  • Картина не очень хорошо сохранилась. В основном из-за природного и преднамеренного ущерба. Ещё одной причиной послужил способ ее создания.
  • На Тайной вечере было испробовано много способов восстановления, и последний из них был завершен в 1999 году.


Автор этого полотна был вдохновлен взрывом в Гернике, Испании. Во время испанской Гражданской войны, в 1937 году, Пабло Пикассо завершил одну из известнейших картин.

Вот что стоит знать о Гернике:

  • Картина была спонсирована испанским правительством, как демонстрация страданий войны, хотя позже она стала символизировать мир.
  • Пабло Пикассо использует всего несколько цветов, а именно белый серый и черный. Герника считается одной из лучших антивоенных картин в мире.
  • В основном картина изображает насилие, хаос и страдание людей.
  • Увидеть Гернику можно в Центре искусств королевы Софии в Испании.


Данное произведение было написано Микеланджело между 1508 и 1512. Это роспись потолка Сикстинской Капеллы в Ватикане.

Что стоит знать о ней:

  • Роспись изображает, как Господь вдыхает жизнь в Адама. Этот сюжет также описывается в Книге Бытия.
  • Соприкасающиеся руки Бога и Адама стали символом гуманизма.
  • Это одна из самых религиозных картин всех времен наряду с Тайной вечерей Леонардо да Винчи.
  • Картина показывает одну из девяти сцен Книги Бытия.


Написана Эдвардом Мунком в 1893 году. Он был одним из самых известных художников своего времени. Для того чтобы нарисовать одну из своих лучших картин, использовал только масло и картон.

  • Изображенный на картине очень похож на хозяина «Сказок из склепа».
  • Яркое, будто окровавленное небо, темная земля и вода демонстрируют крик природы, который будто слышит изображенный на переднем плане персонаж картины.
  • Крик был всегда «в топе» у музейных грабителей, однажды одна из версий картин была похищена из Национальной Галереи. Несколько месяцев спустя ее восстановили.
  • Две картины были украдены из музея Мунка, Крик и Мадонна, обе были восстановлены 2 года спустя.


Написана испанским художником Сальвадором Дали в 1931. Считается одной из лучших работ, или одним из самых известных полотен на всем земном шарике.

  • Главная идея картины - дать людям задуматься о том, как они живут и на что тратят свое время.
  • Также считается, что написанию картины поспособствовала Теория Относительности Альберта Эйнштейна.
  • Первый показ прошел в Галерее Джулии Леви, в 1932. Теперь находится в коллекции Музея Современных Искусств, располагающегося в Нью-Йорке с 1934
  • Картине давали множество названий, например, «Мягкие часы» или «Жидкие часы».


Три музыки на первый взгляд выглядит как коллаж, хотя это картина маслом. Написана испанским художником Пабло Пикассо в 1921.

Некоторые факты, которые вы могли не знать:

  • Пабло Пикассо написал две похожих картины и обе упоминаются как Три музыканта.
  • Одна из них находится в Музее Современных Искусств в Нью-Йорке, а вторая нашлась в музее искусств в Филадельфии.
  • Пикассо завершил эту картину будучи в Фонтенбло, близ Парижа.


Её ещё называют «Датская Мона Лиза» или «Мона Лиза Севера». Написана датским художником Йоханессом Вермером в 1665.

Некоторые факты о картине:

  • Картина выполнена маслом, изображает девушку в платке и с жемчужной сережкой в ухе.
  • Выставлена в Королевской галерее Маурицхёйс в Гааге, Нидерланды – с 1902 года.
  • На эту девушку можно смотреть бесконечно.


Оригинальное название – Апартаменты в Сером и Черном. Эта картина маслом написана американцем Джеймсом Мак Нейлом Уистлером в 1871.

Интересные факты:

  • Считается самой известной картиной американца, написанной вне Штатов.
  • После приобретения французскими штатами в 1891, выставлена в Музее д’Орше в Париже.
  • Считается своеобразным символом Америки, иногда её называют «Викторианской» Мона Лизой.
  • Анна Мак Нейл Уистлер специально позировала для этой картины, когда они с сыном жили на Чейни уолк в Челси.

Если вам не терпится осуществить свою мечту - научиться рисовать - то данная серия видеоуроков, вам поможет.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса