Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Роль ремарок в драматическом произведении на примере пьесы «На дне. Анализ пьесы "на дне" Авторская пунктуация в пьесе горького на дне

Полнотекстовый поиск:

"Исследование"

Сообщаем Вам, что с 01.01.1012г. вступил в силу ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 12 апреля 2011г. №302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасн...полностью>>

"Документ"

Основных мероприятий по подготовке и проведению реорганизации, изменению типа действующего федерального государственного учреждения, подведомственного...полностью>>

Главная > Урок

Тест по творчеству М. Горького

Задание 1

Основоположником какого направления в литературе явился А. М. Горький?

1. Романтизм

2. Критический реализм

3. Социалистический реализм

Задание 2

Героем какого рассказа Горького является Лойко Зобар?

1. «Старуха Изергиль»

2. «Макар Чудра»

3. «Челкаш»

Задание 3

Для какого произведения Горького не характерна композиция «рассказ в рассказе»?

1. «Макар Чудра»

2. «Старуха Изергиль»

3. «Челкаш»

Задание 4

Какому герою пьесы «На дне» принадлежат фраза: «Человек - это звучит гордо!»?

Задание 5

Кто из персонажей пьесы «На дне» выражает авторскую позицию?

Задание 6

Каким персонажам пьесы «На дне» принадлежат слова:

1. «Шум - смерти не помеха»

2. «Когда труд - обязанность, жизнь - рабство»

3. «Ни одна блоха не плоха: все черненькие, все прыгают»

4. «Не любо - не слушай, а врать не мешай».

Задание 1

К какому направлению относится раннее творчество Блока?

1. Футуризм 2. Акмеизм 3. Символизм

Задание 2

Найдите соответствие стихотворений А. Блока основным мотивам его лирики.

1. Мотив мрачной разочарованности.

2. Мотив назначения поэта и поэзии

3. Мотив «страшного мира»

4. Мотив Родины

а) «Фабрика» в) «Осенняя воля»

б) «К Музе» г) «Я стар душою

Задание 3

К какому этапу творчества («трилогия вочеловечения») Блок отнес цикл «Стихи о Прекрасной Даме»?

1. Теза 2. Антитеза 3. Синтез

Задание 4

Из какого произведения Блока эти строки:

В синем сумраке белое платье

За решеткой мелькает резной.

1. «Незнакомка» 2. «В ресторане» 3. «Соловьиный сад»

Задание 5

Цикл стихотворений «На поле Куликовом» является произведением:

1. На историческую тему.

2. О современности.

3. О неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего.

Задание 6

Какой мелодии не слышно в поэме Блока «Двенадцать»?

1. Марш 3. Частушка

2. Танго 4. Романс

Задание 7

Какие приемы использует. Блок в следующих примерах?

1. «Весенний и тлетворный дух».

2. «И очи синие, бездонные / Цветут на дальнем берегу».

3. «Доколе матери тужить? // Доколе коршуну кружить?

а) метафора б) анафора в) оксюморон

Задания по прозе и поэзии Серебряного века

Карточка 1

1. Определите модернистское направление по характерным признакам: направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства; объединяющим началом такого единства виделось искусство. Характерны «тайнопись неизреченного», недосказанность, замена образа.

2. Что является кульминацией в развитии лирико-философского конфликта в рассказе «Старуха Изергиль»?

3. В чьем творчестве был создан образ героини, претворившийся в блоковскую «Прекрасную Даму»?

4. Какой образ в стихотворении «Россия» выражает особенность чувства лирического героя к родине?

5. Какие средства художественной выразительности использованы в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу...» С. Есенина для создания музыкальности?

6. Жанр произведения «Русь советская» С. Есенина.

7. Специфика метафоры «поэзия - оружие» во вступлении в поэму «Во весь голос» В. Маяковского.

8. Какой признак чувства становится основанием для метафоры, давшей название рассказу «Солнечный удар» И. Бунина?

Карточка 2

1. Определите модернистское направление по характерным признакам: направление, провозгласившее «самоценность» явлений жизни, культ искусства как мастерства; отказ от мистической туманности; создание зримого, конкретного образа.

2. Кто входит в «главный штаб» Аристида Кувалды в рассказе «Бывшие люди» М. Горького?

3. Размер стихотворения «Девушка пела в церковном хоре...» А. Блока.

4. Назовите музыкальный жанр, ритмы которого в поэме «Двенадцать» передают настроение времени.

5. Какая черта в образе новой России является антитезой её «золотому» прошлому в лирике Есенина?

6. Какое место в образной системе поэмы «Анна Снегина» занимает Лабутя?

7. Новаторский признак в драматическом конфликте пьес В. В. Маяковского «Клоп» и «Баня».

8. Место «двух абруццских горцев» в образной системе повести «Господин из Сан-Франциско» И. Бунина.

Карточка 3

1. Определите модернистское направление по характерным признакам: направление, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедовавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.

2. Какое место в сюжете занимает эпизод перехода реки по льду в рассказе «Ледоход»?

3. Какой вид иносказания использован при создании образа «очарованной дали» в стихотворении «Незнакомка» А. Блока?

4. Какая «битва чудная» «опять» начинается над Россией блоковского времени в цикле «На поле Куликовом»?

5. Благодаря каким образам переплетаются социально-исторический и лирико-философский планы в сюжете поэмы «Анна Снегина» С. Есенина?

6. В чем мировоззренческая основа сходства образов родины в поэзии А. А. Блока и С. А. Есенина?

7. Где «любить // учили» героя поэмы «Люблю» В. Маяковского?

8. Какие произведения послужили основанием для присуждения И. А. Бунину Нобелевской премии?

Карточка 4

1. К какому направлению принадлежали поэты:

а) В. Брюсов, Д. Мережковский, К. Бальмонт, А. Белый.

б) Д. Бурлюк, В. Каменский, В. Хлебников.

в) Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам.

2. Какие произведения впервые принесли Горькому известность?

3. Реминисценция из какого произведения Н. В. Гоголя используется при создании образа родины в стихах А. А Блока?

4. Какова основная антитеза, заключенная в образе героини цикла «Кармен» А. Блока?

5. Чем обусловлен кольцевой характер композиции поэмы «Анна Снегина» С. Есенина?

6. Какая развернутая метафора в поэме «Письмо к женщине» С. Есенина передает восприятие героем движения жизни в «гуще бурь и вьюг»?

7. Жанр стихотворения «Прозаседавшиеся».

8. Главное средство художественной выразительности при создании образов в рассказах И. А. Бунина.

Карточка 5

1. Кто из поэтов принадлежал к «эгофутуристам»?

а) И. Северянин

б) В. Хлебников

в) З. Гиппиус

Поэтов какого направления вдохновляла философия В. С. Соловьева?

а) Футуристов

б) Акмеистов

в) Символистов

К какой группе относились поэты А. Белый, Вяч. Иванов?

а) «Старшие символисты»

б) «Младшие символисты»

2. Каковы жанровые особенности пьесы «На дне» М. Горького?

3. Какое начало (эпическое или лирическое) превалирует в жанровой специфике поэмы «Двенадцать»?

4. Лирическое основание для принятия жизни в стихотворении «О, весна без конца и без краю...» А. Блока?

5. Откуда рассказчик в поэме «Анна Снегина» С. Есенина узнает о судьбе Прона Оглоблина?

6. Какой вид тропа использован при создании образа «колосья - кони» в стихотворении «Я последний поэт деревни...»?

7. Какой вид тропа использован при создании образа «солнца» в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с В. Маяковским летом на даче»?

8. Заканчивается ли рассказ «Господин из Сан-Франциско» И. Бунина завершением сюжетной линии центрального персонажа? В чем смысл такого композиционного решения?

Карточки для проведения контрольной работы

I . Задания по творчеству Е. Замятина (повесть «Мы»)

Задание 1

«Роман Замятина целиком пропитан неподдельным страхом перед социализмом, из идеала становящимся практической, будничной проблемой. Роман о будущем, фантастический роман. Но это не утопия, это художественный памфлет о настоящем и вместе с тем попытка прогноза в будущее... Роман производит тяжелое и страшное впечатление. Написать художественную пародию и изобразить коммунизм в вице какой-то сверхказармы под огромным стеклянным колпаком не ново: так издревле упражнялись противники социализма - путь торный и бесславный. <...> Замятин написал памфлет, относящийся не к коммунизму, а к государственному <...> реакционному <...> социализму.

С художественной стороны роман прекрасен. Замятин достиг здесь полной зрелости - тем хуже, ибо все это пошло на служение злому делу. <...> На очень опасном и бесславном пути Замятин».

А. Воронский. Литературные силуэты.

Евгений Замятин. 1922.

Перечитайте в романе «Мы» записи 1-3-ю. Обратите внимание на то, что дневник героя обращен к людям иной, более «низкой» цивилизации. Д-503 с восторгом сообщает о преимуществах общества всеобщего механизированного равенства.

1. Можно ли согласиться с критиком А. Воронским, что книга Замятина - это сатирический памфлет? Какое общественное устройство подвергается критике? (Памфлет - сатирическое произведение художественно-публицистического характера, автор которого в острой форме высмеивает современный ему общественный строй или отдельные его черты.)

2. Справедливо ли рассуждение героя о «древнем» государстве: «Государство (гуманность) запрещало убить насмерть одного и не запрещало убивать миллионы наполовину...» и т. д.? Почему Д-503 считает, что Единое Государство в самом деле достигло высшей степени человечности?

3. Почему для Д-503 «Расписание железных дорог» - «величайший из дошедших до нас памятников древней литературы»? Можно ли рассматривать эти слова и другие подобные рассуждения как иронию? Над кем и чем здесь иронизирует Замятин: над своим героем, разделяющим идеологию Государства, над самим Идеальным государством?

Задание 2

Прочитайте приведенный ниже отрывок из статьи литературоведа:

«Утопия, о которой все время говорили Платок, Томас Мор, Фурье, Чернышевский, Маркс, Ленин, - в конце концов осуществилась. Литература ответила на это расцветом жанра антиутопии, возникшего ранее в ходе полемики с программами утопистов в таких текстах, как Путешествие Гулливера на Лапуту и в страну гуингнмов, «Легенда о Великом инквизиторе», «Записки из подполья» (Достоевского) и др. Новый расцвет жанра был реакцией на политику тоталитарного социализма и на тоталитарные претензии современного государства вообще, особенно в условиях технического прогресса. Антиутопия проникнута разочарованием в идее общества, построенного на рационалистическом отрицании Бога, свободы воли, противоречивости человеческой природы и т. п., но зато берущегося обеспечить всеобщую гармонию. Эта установка отлилась в целый комплекс типичных схем, образов и положений».

А. К Жолковский. Замятин, Оруэлл и Хворобьев:

о снах нового типа. 1994

1. Когда и почему возникла антиутопия как жанр? Что обусловило ее возникновение?

2. Против каких явлений общественного устройства выступают авторы антиутопий?

3. Роман «Мы» - это «антиутопия-город» или «антиутопия-сад»? Куда обращена книга Замятина - в прошлое или будущее?

Задание 3

Прочитайте отрывок из работы литературоведа:

«Проблема «нового мира» как проблема обретения <...> «Блаженной страны» ставилась почти всеми современниками Замятина. Утопия в те годы была не просто одним из жанров - утопизмом были проникнуты поэзия и проза, манифесты литературных группировок, размышления философов и публицистов. Литература и общество грезили грядущим, торопили бег времени. Но в эти же годы родились и тревожные сомнения вправе человека вмешиваться в естественный ход развития жизни, подчинять ее прихотливое течение какой-либо умозрительной идее. Не случайно «строители людского блага» предстали у таких разных, имеющих мало общего друг с другом писателей, как Булгаков («Роковые яйца», «Собачье сердце»), Л. Леонов («Вор»), М. Слонимский («Маши на Эме-ри»), Б. Пильняк («охламоны» в «Красном дереве»), А. Платонов («Чевенгур»), в трагическом, комическом» ироническом освещении. Замятин был среди первых, кто, доведя до абсурда возможные результаты героического действа, увидел его трагическую сторону».

Е. Б. Скороспелова. Возвращение. 1990

Перечитайте запись 27-ю.

1. Найдите в тексте фразы, описывающие ощущения героя, впервые попавшего за Зеленую Стену. Чем отличается чувство восторга героя от того, что он испытывает Едином Государстве?

2. Можно ли согласиться, что страна Мефи и есть идеал «естественного хода развития жизни», противопоставленный механизированному государству?

Задание 4

Попробуйте найти в романе «Мы» особенности быта, поведения, мышления жителей Единого Государства, сходные с теми, которые провозглашает идеолог Пролеткульта поэт А. Гастев. Можно ли на основании увиденного сходства утверждать, что Замятин прибегает к пародии для разоблачения идеи механизированного равенства?

Постепенно расширяясь, нормировочные тенденции внедряются в <...> социальное творчество, питание, квартиры и, наконец, даже в интимную жизнь вплоть до эстетических, умственных и сексуальных запросов пролетариата. <...> Вот эта-то черта и сообщает пролетарской психологии поразительную анонимность, позволяющую квалифицировать отдельную пролетарскую единицу как А. Б. С. или как 325,075 и 0 и т. п. В дальнейшем эта тенденция незаметно создает невозможность индивидуального мышления, претворяясь в объективную психологию целого класса с системами психологических включений, выключении, замыканий. Проявления этого механизированного коллективизма нас только чужды персональности, настолько анонимны, что движение этих коллективов-комплексов приближается к движению вещей, в которых как будто уже нет человеческого индивидуального лица, а есть ровные, нормализованные шаги, есть лица без экспрессии, душа, лишенная лирики, измеряемая не криком, не смехом, а манометром и таксометром. Мы идем к невиданно объективной демонстрации вещей, механизированных толп и потрясающей открытой грандиозности, не знающей ничего интимного и лирического».

А. Гастев. О тенденциях пролетарской культуры. 1919

Задание 5

1. Перечитайте рассуждения главного героя о преимуществах того общества, в котором он живет, перед «древними обществами» в записях 3-й, 4-й, 20-й. Найдите в романе другие места, характеризующие общественное устройство Единого Государства. Попробуйте определить его основные особенности.

2. Насколько полно сбылись пророчества-предупреждения Замятина? Какие общества наиболее полно воплотили в себе черты Единого Государства? Можно ли сказать, что особенности общественного устройства, нарисованные в романе, можно увидеть и в настоящее время? Можно ли предположить, что замятинской антиутопии еще предстоит осуществиться в будущем?

«Вполне вероятно, однако, что Замятин вовсе и не думал избрать советский режим главной мишенью своей сатиры. Он писал еще при жизни Ленина и не мог иметь в виду сталинскую диктатуру, а условия в России в 1923 году были явно не такие, чтобы кто-то взбунтовался, считая, что жизнь становится слишком спокойной и благоустроенной. Цель Замятина, видимо, не изобразить конкретную страну, а показать, чем нам грозит машинная цивилизация. <...> Это исследование сущности Машины - джинна, которого человек бездумно вы пустил из бутылки и не может загнать назад».

Д. Оруэлл. Рецензия на роман Е. Замятина «Мы». 1946

2. Проследите изменение образа главного героя Д-503 на протяжении всего романа. Как меняется его отношение к происходящему в Едином Государстве? Почему и как возникает раздвоение, внутреннее противоречие? Преодолевается ли оно к концу романа? Каким образом?

3. Охарактеризуйте персонажей, с которыми пересекается судьба Д-503. Какими устойчивыми чертами облика наделяет автор каждого из них - О-90, I-330, R-13? Почему автор постоянно использует в описании персонажей геометрические фигуры и линии?

4. Прочитайте характерный пример описания внешности I-330 (запись 10-я): «И я увидел странное сочетание: высоко вздернутые у дисков темные брови - насмешливый острый треугольник, обращенный вершиной вверх, - две глубокие морщинки, от носа к углам рта. «И эти два треугольника как-то противоречили один другому, клали на все лицо этот неприятный, раздражающий Х - как крест: перечеркнутое крестом лицо». Имеют ли фигуры треугольника и креста некий смысл для раскрытия характера и судьбы героини? В чем заключается этот смысл? Найдите геометрические «детали» внешности других персонажей.

Задание 7

«Самый острый драматизм придает роману противостояние личности государственно суперсистеме. <...> Существованию Единого Государства вредит всякое живое человеческое движение. В идеале система стремится к замене людей роботами.

Четыре импульса выводят Д-503 из состояния конформистской спячки: врожденная эмоциональность («капля горячей крови»), неосторожно приведенная в движение чрезмерным самохвальством ЕГ. Вторая сила - искусство. Д слушает музыку Скрябина в исполнении I-330 и впервые ощущает «медленную, сладкую боль», чувствует в своей крови ожог «дикого, несущегося, опаляющего солнца». Третий толчок - посещение древнего дома, который пробуждает прапамять («Д почувствовал себя захваченным в дикий вихрь древней жизни»). <...> Отторжение от привычного климата ЕГ, появление в себе другого человека, «нового и чужого», он испытывает как болезнь. <...> Четвертый и окончательный момент, завершивший «государственное» грехопадение Д, - он переживает чувство ошеломляющего потрясения от близости с I-330. Это совсем не то чувство, которое он испытывал «по розовым талончикам» в «сексуальный день».

В. Акимов. Человек и единое государство. 1989

1. Можно ли увидеть уже в первых главах будущий конфликт героя с Государством? Какие черты характера Д-503 усиливают остроту конфликта?

2. Чем завершается история любви героя? Можно ли назвать судьбу героя трагической? В чем суть его трагедии?

Задание 8

«Проза писателя и в особенности роман «Мы» действительно исполнены как многих ассоциаций, так и реминисценций из Достоевского; она заключает в себе диалог с его идеями, развитие его образов и сюжетных приемов. Повествование антиутопии, как в «Преступлении и наказании», «Бесах», идет со всевозрастающим напряжением, неожиданными «вдруг» и крутыми поворотами событий. Рассказчик-хроникер, подобно Раскольникову, проходит через раздвоение своей личности и преступление перед «нумерным» сообществом, затем - кризис (наказание) и, наконец, своеобразное «воскресение», возвращающее его в лоно Единого Государства. Пара главных женских лиц (О и I-330) связана, как нередко у Достоевского, антитезой типа кроткого, смиренного, с одной стороны, и хищного, демонического - с другой».

В. А. Недзвецкий. Благо и благодетель

в романе Е. И. Замятина «Мы»

Подтвердите или опровергните рассуждение литературоведа. Сопоставьте «преступление» перед обществом Раскольникова и героя Д-503. В чем их сходство и различие?

Задание 9

Критики, писавшие о романе, отмечали многообразие перекличек романа с книгами великих утопистов прошлого, с произведениями Пушкина, Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Чернышевского, Достоевского, Андрея Белого.

Перечислите с какими произведениями каких авторов перекликается сюжет повести «Мы». Ответ должен быть развернутым.

I I . Вопросы по творчеству А. Платонова (повесть «Котлован»)

1. Выделите основных героев повести и охарактеризуйте их.

2. Анализ символов произведения.

3. Выпишите из текста примеры языка несообразностей. Чем вы их можете объяснить?

4. Проанализируйте «планы жизни» Вощева, его выводы о строительстве котлована.

5. Что для каждого героя поиск «смысла жизни», «истины»?

6. Докажите, что сцены, когда герои остаются наедине с собой, играют большую роль в композиции произведения.

7. Почему столь дорогой для землекопов стала найденная ими девочка Настя? Докажите, что образ девочки занимает особое место в повести.

8. Почему она умирает? Как рисует Платонов смерть ребенка?

9. Почему «котлован» рыли для счастья, а получилась могила для ребенка?

10. В начале повести говориться о строительстве близ города, а потом о событиях в деревне. Не нарушает ли это цельности произведения? Подтвердите свою точку зрения.

Какой смысл содержит название повести Платонова?

Ответы

Тест по творчеству И. А. Бунина и А. И. Куприна

Вариант I

2 - Генерал Аносов, «Гранатовый браслет»;

3 - Господин из Сан-Франциско.

Вариант II

2 - Олеся, «Олеся»

3 - Оля Мещерская, «Легкое дыхание»

Тест по творчеству А. Ахматовой

Вариант I

1 - Горенко; Большой Фонтан (недалеко от Одессы).

Вариант II

Тест по произведениям С. А. Есенина

1 - 3; 2 - 4; 3: 1 - А, 2 - Г, 3 - В, 4 - Б; 4 - 4; 5 - 2; 6 - 1.

Тест по произведениям В. В. Маяковского

1 - 1; 2 - 2; 3 - 1; 4 - 4; 5 - 1; 6 - 2.

Тест по творчеству А. М. Горького

1 - 3; 2 - 2; 3 - 3; 4 - 1; 5 - 2;

6: 1 - Бубнов, 2 - Сатин, 3 - Лука, 4 - Барон.

Тест по произведениям А. А. Блока

1 - 3; 2: 1 - Г, 2 - Б, 3 - А, 4 - В; 3 - 1; 4 - 3; 5 - 3; 6 - 2;

7: 1 - В, 2 - А, 3 - Б.

Литература

Буслакова Т. П. Русская литература ХХ века: Учеб. минимум для абитуриента. М., 2001.

Иванченко Н. П. Подготовка к экзамену по литературе: Уроки повторения русской классики в 11 кл. М., 2001.

Карпов И. П., Старыгина Н. Н. Открытый урок по литературе: Планы, конспекты, материалы: Пособие для учителя. 3-е изд. М., 2001.

Кучина Т. Г., Леденев А. В. Контрольные и проверочные работы по литературе. 11 кл.: Метод. пособие. М., 2002.

Литературоведческий словарь: Учеб. пособие для поступающих в вузы / Сост. и науч. ред. Б. С. Бугров, М. М. Голубков. 3-е изд., дораб. М., 2001.

Московские областные олимпиады школьников по литературе: Сбор ник. 9-11 кл. /Сост. Л. В. Тодоров. М., 2002.

Оглоблина Н. Н. Тесты по литературе. 5-11 кл. М., 2001.

Поэзия серебряного века в школе: Книга для учителя / Авт.-сост. Е. М. Болдырева, А. В. Леденев. М., 2001.

Роговер Е. С. Русская литература ХХ века: В помощь выпускнику школы и абитуриенту: Учебное пособие, СПб., 2002.

Русская литература ХIХ-ХХ веков: В 2 т. Т.2: Русская литература ХХ века: Литературоведческий словарь: Учеб. пособие для поступающих в вузы / Сост. и науч. ред. Б. С. Бугров, М. М. Голубков. 3-е изд., дораб. М., 2001.

Русская литература ХХ века: 11 кл.: Практикум: Учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Кунарев, А. С. Карпов, О. Н. Михайлов и др.; Сост. Е. П. Пронина. М., 2000.

Русская литература ХХ века: Учеб.-практ. для общеобразоват. учреждений / Под ред. Ю. И. Лысого. М., 2000.

Семенов А. Н., Семенова В. В. Русская литература ХХ века в вопросах и ответах: В 2 ч. М., 2001.

Тропкина Л. А. и др. Литература. 11 кл.: Конспекты уроков по творчеству Л. Андреева, М. Горького, А. Блока, писателей «Сатирикона». - Волгоград, 2003.

Поурочные разработки по русской литературе XIX века . 10 класс . 1-е полугодие. - М.: Вако, 2003. 4. Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе ...

Драма как род литературы предполагает обязательную постановку произведения на сцене. При этом ориентация на сценическую интерпретацию, на первый взгляд, ограничивает драматурга в средствах выражения своей позиции. Он не может напрямую обратиться к читателю, выразить свое отношение к своим же героям. Авторская позиция выражена в ремарках, в развитии действия пьесы, в монологах и диалогах героев. Ограничено и время действия, ведь спектакль не может длиться долго.

В 1902 году благодаря новаторским постановкам по пьесам А.П.Чехова Максим Горький увлекся Московским Художественным театром. Он писал Чехову, что не любить театр «невозможно, не работать для него – преступление». Однако первые пьесы – «Мещане» (1901) и «На дне» (1902) – показали, что Горький не просто драматург-новатор, но и создатель нового вида социальной драмы . Критики называют его драматические произведения пьесами-диспутами. Дело в том, что особая нагрузка в пьесе ложится на драматургический конфликт – острое столкновение героев. Именно конфликт движет сюжет, заставляя зрителя напряженно следить за его развитием. У Горького ведущую роль играют идеологические конфликты, резкое противопоставление общественных, философских и эстетических воззрений персонажей.

Предметом изображения в пьесе М. Горького «На дне» становится сознание людей, оказавшихся на «дне жизни» в результате глубинных процессов в обществе начала ХХ века. Анализ пьесы показывает, что социальный конфликт развивается на нескольких уровнях. Во-первых, противостояние хозяев ночлежки, Костылевых , и обитателей – бесправных ночлежников. Во-вторых, каждый из ночлежников пережил в своем прошлом личный социальный конфликт, из-за которого и оказался в таком жалком положении.

Сатин попал в ночлежку Костылевых после тюрьмы, совершив убийство «подлеца» из-за родной сестры. Клещ , всю жизнь работающий слесарем, потерял работу. Бубнов сбежал из дома «от греха подальше» , чтобы ненароком не убить свою жену и ее любовника. Актер , имевший прежде звучный псевдоним Сверчков-Задунайский, спился, оказавшись невостребованным.

Судьба вора Васьки Пепла была предопределена с рождения, ведь он, будучи сыном вора, и сам стал таким же. Всех подробней об этапах своего падения рассказывает Барон : его жизнь прошла как во сне, учился в дворянском институте, служил в казенной палате, где растратил общественные деньги, за что на две недели был арестован.
Есть еще любовный конфликт: появление в ночлежке Наташи , 20-летней сестры Василисы, заставляет Ваську Пепла отказаться от своей любовницы Василисы , жены содержателя ночлежки 54-летнего Костылева, за что она впоследствии жестоко мстит и ей, и ему.

Переломным моментом становится появление странника Луки . Этот «беспачпортный бродяга» уверен, что человек прежде всего достоин жалости, и теперь старается всех утешить, в том числе и обитателей ночлежки. Умирающую от чахотки Анну старик убеждает не бояться смерти: только она принесет ей долгожданные успокоение, которого бедная женщина никогда не знала. Спившемуся от отчаяния Актеру Лука дает надежду на исцеление в бесплатной лечебнице для алкоголиков. Ваське Пеплу он советует начать новую жизнь с любимой Наташей в Сибири.

При этом о себе Лука ничего не сообщает: читателю мало о нем известно, только то, что «мяли много, оттого и мягок…» . Однако имя Лука вызывает ассоциацию с лукавым, с понятием «лукавить», то есть «обманывать, врать». Да и отношение автора к нему неоднозначное: оно выражается в развитии сюжета. Когда Лука исчезает при весьма неприятных обстоятельствах (в момент, когда убивают Костылева, а Василиса обваривает кипятком Наташу), дальше события разворачиваются совсем не так, как предсказывал Лука. Пепел на самом деле оказывается в Сибири, но не по своей воле, а как каторжанин, якобы за убийство Костылева. Актер узнает о том, что не существует бесплатной больницы, где лечат от алкоголизма, и, не веря в свои силы, повторяет судьбу героя притчи Луки о праведной земле – вешается на пустыре.

Именно судьба Актера становится ключевым вопросом в оценке критики. Долгое время считалось, что Лука проповедует «утешительную ложь», которая заставляет человека отказаться от борьбы, а значит, несет только вред. Якобы герой дал всем ложную надежду. Но ведь он не обещал поднять их со дна жизни, он продемонстрировал их собственные возможности, показал, что выход есть, и только от человека зависит, каким он будет.

Поэтому главное обвинение Горький выдвигает не Луке, а героям, которые не способны найти в себе силы противопоставить свою волю суровой действительности. Таким образом, он вскрывает одну из важнейших черт нашего национального характера – неудовлетворенность действительностью, критическое к ней отношение, но при этом неспособность к тому, чтобы эту реальность хоть как-то изменить в лучшую сторону.

Продолжателем мысли автора становится другой герой – Сатин. В последнем действии он, как будто продолжая разговор со стариком, произносит свой знаменитый монолог, в котором самой известной становится фраза: «Человек – это звучит гордо!» .

Да, фраза эта звучит оптимистично, но по-прежнему люди оказываются на «дне» жизни не только в силу внешних обстоятельств, но и по своей слабости и безверию. И пьеса М. Горького «На дне» даже через сто с лишним лет все так же актуальна.

  • «Детство», краткое содержание по главам повести Максима Горького

Роль ремарок в драматическом произведении

на примере пьесы «На дне»

Учитель: Драматическое произведение создается писателем для постановки на сцене. Когда мы приходим в театр и видим пьесу, поставленную режиссером, до нас из литературного текста доходят только монологи и диалоги литературных героев – ремарки остаются «за кадром». Однако надо помнить, что автор создает драматическое произведение для чтения, поэтому ремарки – это не только «указания» для режиссера, но и «помощь» для читателя. Какова, на ваш взгляд, роль ремарок в драматическом произведении?

(Примерные ответы учеников: В них реализуются авторские мысли. Через ремарки автор «незримо» входит в пьесу, выражая свое отношение к героям, их взаимоотношениям , к общественным проблемам своего времени.)

Учитель: обратился к драматургии в начале ХХ века, в эпоху экономического кризиса в России. Пьеса «На дне» была написана в 1902 году, и фактическим материалом для нее послужило непосредственное общение писателя с людьми «дна», обитателями московских ночлежек, количество которых возрастало в столице с каждым годом. Трагедию современного ему человека рисует автор в своей пьесе, и в каждой ремарке проводится эта мысль. Давайте откроем пьесу и проследим за тем, как она реализуется. Откроем книгу. Как известно, в первую очередь авторская идея отражена в названии произведения. Как известно, название «На дне» Горький нашел не сразу – были варианты «Дно», «Без солнца». Как вам кажется, почему свою пьесу он назвал именно так? В чем значение названия?


(Примерные ответы учеников : Если речь идет о людях «на дне», то возникает ассоциация с утопленником, то есть мертвым человеком, но ведь эти люди живы, что подчеркивает их трагедию – они мертвы для общества, для окружающих, не замечаемы ими.

Герои оказались «на дне» жизни, даже живут они в подвале, ниже нормального уровня жизни, дальше падать некуда. А даже если захочешь выбраться со дна, то сверху давит толща воды, и человек оказывается в своеобразном «капкане», откуда нет выхода.)

Учитель: Так какая же проблема ставится в названии пьесы как основная?

(Ответ учеников : Проблема безвыходности, тупика, трагичности существования героев.)

Учитель: Как эта проблема подчеркивается в афише к пьесе «На дне»?

(Наблюдения учеников: Автор не определяет жанр своего драматического произведения, не называя его ни комедией, ни трагедией, ни драмой. Этим он хочет сказать: то, что увидит зритель, - это сцены из реальной жизни, а не фантазия автора; но вместе с тем Горький как бы говорит этим: все в пьесе (и в жизни) так страшно, что названия соответствующего этому нет.

В списке действующих лиц также видна авторская характеристика «дна»: трагедия ночлежки раскрывается в разнообразии лиц, оказавшихся здесь. Возраст – от 20 до 60 лет, из разных социальных слоев: актер, барон, вор, рабочий; разных национальностей, мужчины и женщины, оказываются здесь целыми семьями или поодиночке. Многих людей, попавших «на дно» оно лишает даже имени, остаются только прозвища.)

Учитель: Да, об этой трагедии скажет Актер. Найдем его слова.

(Ученик: «Нет у меня здесь имени… Понимаешь ли ты, как это обидно – потерять имя? Даже собаки имеют клички… Без имени нет человека» - действие II.)

Учитель: Многое о самой ночлежке и положении людей в ней можно узнать из авторских ремарок к I действию. Человеческая трагедия разворачивается здесь в полном объеме.

Комментированное чтение ремарок в начале I действия.

«Подвал, похожий на пещеру» – это место не предназначено для жизни, но обстоятельства заставляют людей приспосабливаться к любым условиям. Все в этом подвале направлено на уничтожение человеческого в человеке, на превращение его в «пещерного жителя» - зверя: «тяжелые каменные своды», придавившие ночлежников, как могильная плита; «квадратное окно» у самого потолка и «нары Бубнова», вызывающие ассоциации c тюрьмой, откуда по своей воле не уйти; рычание Сатина дополняет картину «пещерной жизни». Трагедия усугубляется и тем, что люди, живя, вроде бы, вместе. Пытаются отгородиться друг от друга: «отгороженная тонкими переборками комната Пепла», «закрытая пологом, кашляет Анна», «на печке, невидимый, возится и кашляет Актер».

Учитель: Можно ли сказать, что «отделение» рождается от желания сохранить свою личность, побыть наедине с собой?

Ученики: Нет.

Учитель: Что же оно тогда значит?

Ученики : Разобщенность людей. Каждый переживает свою беду сам и в одиночку пытается справиться с ней. Никто тебе здесь не поможет, как говорится, «кому сейчас легко?».

Учитель : На чьем примере это особенно ярко видно?

Ученики : Анны. Ее кровать отделяют пологом, чтобы она своим жалким видом не усугубляла страданий всех присутствующих. Когда она закрыта, вроде бы, нет и проблемы. И ночлежники закрывают глаза на ее страдания. Бубнов говорит в ответ на просьбу Анны не кричать: «Шум смерти не помеха».


Учитель: Вспомним, что первоначальный вариант названия пьесы – «Без солнца». Давайте попробуем объяснить смысл этого названия через авторские ремарки – картины жизни героев.

(Наблюдения учеников: В ремарках к I действию «Свет – от зрителя и сверху вниз – из квадратного окна» опять-таки вызывает ассоциации с тюрьмой. Солнце заменяют ночлежникам тусклые лучи из окошка. «Начало весны. Утро» - так заканчивается первая авторская ремарка. Но ведь об утре, весне знает только автор, а для ночлежников времена года, часы суток особого значения не имеют. Люди потеряли практически все жизненные ориентиры. И хотя весна, утро обычно в литературном произведении ассоциируются с началом чего-то, с чем-то новым, герои пьесы не ждут никаких перемен, потеряв на них всякую надежду.

В ремарках к III действию автор выводит героев на улицу, но и тут солнца нет: «высокий кирпичный брандмауэр… закрывает небо». Д вор окружен стенами, что опять напоминает тюремный двор. Теперь автор изображает «Вечер, заходит солнце» , и сразу вспоминаются слова любимой песни ночлежников:

Солнце всходит и заходит,

А в тюрьме моей темно…

Как говорится, солнце отдельно, а люди отдельно. А ведь солнце – символ жизни. А ночлежники из нее выброшены.)

Учитель: На прошлом уроке вы получили домашнее задание – с помощью авторских ремарок дать характеристику героям (по вариантам). Давайте расскажем о героях пьесы.

Примерные характеристики некоторых героев:

Настя: В начале пьесы автор постоянно показывает ее с книгой, с помощью которой она уходит из ночлежки в иные миры, где живут благородные «Раули» и «Гастоны». Говорит героиня о их «мечтательно», «закрыв глаза и качая головой в такт словам, певуче», «точно вслушиваясь в отдаленную музыку» (III действие), ведь эта музыка в ее душе помогает ей заглушить какофонию мира, в котором она живет. Настя, веря в свои рассказы о пылких, влюбленных в нее по-настоящему юношах, «закрывает лицо руками и беззвучно плачет» (III действие), когда рассказывает о «гибели» ее поклонника.

Васька Пепел : Этот герой тоже переживает свою трагедию: общество возложило на него определенную роль – «вор, воров сын», и свою репутацию «авторитета » он вынужден поддерживать независимо от того, хочет он этого или нет. А ведь не хочет! Но обстоятельства его жизни и люди, которым выгодно, чтобы Васька был вором, преступником, убийцей, Василиса и Костылев, пытаются вытравить из его души все человеческое. При разговоре с Василисой Пепел «стряхивает руку ее движением плеча», говорит «подозрительно» (действие II). А в сцене убийства хозяина ночлежки в нем просыпается зверь: он «бьет старика», «бросается на Василису» . «Равнодушно» говорит Васька о ненужности чести и совести, но буквально через несколько минут он меняется: в ночлежку приходит Наташа. Пепел «приглаживает усы» , желая понравиться девушке, искренне «хохочет» при знакомстве с Лукой, при разговорах с ним «молча, удивленно и упорно смотрит на старика», видимо, силясь понять его слова, разобраться в них. В чем-то он согласен с Лукой, в чем-то нет, но странник явно задел в душе Василия какие-то скрытые от многих струны. А иногда бывалый вор кажется буквально ребенком: когда умирает Анна, он боится даже подойти к ее кровати: «не подходя, вытягивается и смотрит на кровать». Но он «решительно» разговаривает с Наташей, когда предлагает ей уйти из этого мира и строить жизнь заново, но «смущенно» оправдывается перед ней насчет своих отношений с Василисой. Пепел и Наташа искренне любят друг друга и жаждут счастья: Наташа «улыбается» , « доверительно прижимается» к Ваське, тот «обнимает ее» .

Актер : При первом упоминании о нем автор дает ему характеристику «невидимый» , которая здесь может здесь по значению приравняться к слову «незаметный», точнее «незамечаемый». Актер, человек публичной профессии, мечтающий о влиянии на умы и души (недаром вспоминает он то роль Гамлета, то Короля Лира). Ни у кого не вызывает серьезного к себе отношения, а между тем это глубоко чувствующий и переживающий свою трагедию персонаж. О его душевном состоянии подробно повествует нам автор в ремарках: «задумывается, сидя на нарах», говорит «громко, как бы вдруг проснувшись», «задумчиво», «тоскливо осмотревшись вокруг» . Это творческая личность, живущая глубокой внутренней жизнью. Актер – один из немногих героев, кого свое горе не сделало равнодушным к бедам других. Он «помогает Анне подняться, поддерживая, ведет на прогулку». И уходит из жизни Актер незаметно – просто «выбегает в сени» – без пафоса и красивых фраз. Только потом Барон приносит весть о его самоубийстве. Так и гибнут таланты¸ никем не замеченные и не поддержанные.

Лука – один из главных героев пьесы, старик 60 лет, который, в отличие от остальных персонажей, не принадлежит к миру ночлежников: это место для него лишь «перевалочный пункт», он не зависит от обстоятельств в такой степени, как другие герои. Уже при первом появлении Луки становится ясно, что его ничто не держит на каком-либо конкретном месте – все свое он носит с собой: «котомку за плечами, котелок и чайник у пояса» – вот и все его нехитрое хозяйство. От жизни ему не требуется много материальных благ. Главное богатство его жизни – люди, с которыми он стремится общаться, независимо от того, воры они или князья. Лука разговаривает «добродушно», «негромко», «смиренно», с ним советуются и разговаривают о самом сокровенном, но он может и стремится помочь человеку не только словом, но и делом. Когда к Ваське Пеплу приходит Василиса (действие II), Лука делает вид, что покидает комнату, «громко хлопает дверью, затем осторожно влезает на нары – и на печь» , а в тот момент, когда Пепел приходит в ярость и готов убить Костылева, «на печи раздается громкая возня и воющее позевывание». Васька отпускает Костылева – Лука на этот раз предотвращает преступление, которое Васька мог бы совершить. Потом с ним «спокойно» разговаривая, успокаивал Пепла, делая вид, что оказался на печке случайно.

Учитель : А кто еще из героев пьесы говорит «спокойно»? Чем отличается его спокойствие от спокойствия Луки?

Ученики: Это Бубнов. Но если спокойствие Луки говорит о том, что он живет в ладу с собой и окружающими людьми, о душевности старика, то ремарка «спокойно» характеризует Бубнова как человека равнодушного: Лука говорит спокойно один раз, этот же герой говорит «спокойно» более 5 раз, то есть практически всегда. Он спокойно относится ко всем явлениям жизни. Можно вспомнить его реплики, подтверждающие его мысли: «А тебе не все равно?», «Не отворять не надо… твоя жена просит…», «На что совесть? Я – не богатый…».

Учитель : И в завершении нашего разговора хочется вспомнить еще одного героя, который фактически открывает и закрывает пьесу. Первая реплика в пьесе принадлежит ему. И в последней авторской ремарке тоже он – Барон. «Дальше!» - хочется двигаться вперед, вырваться из замкнутого круга. И в IV действии одна авторская ремарка, касающаяся Барона, выражает общее настроение всех ночлежников: «усталый от гнева, садится на скамью». Все герои пьесы устали от непонимания, безысходности, разобщенности, вражды. Может, один Барон в финале пьесы остался с тем, с чего начал: «все смотрят на Барона. Из-за его спины появляется Настя». Настя и Барон всегда вместе, их объединяют неоднозначные отношения, сродни любви – вражде. Может, после всех трагических событий: драк, ссор, смертей – пора забыть про вражду и вспомнить про любовь? Тогда и будет «Дальше!».

Лиса знает много правд, а Ёж — одну, зато большую.
Архилох

Пьеса «На дне» — социально-философская драма. Со времени создания произведения прошло более ста лет, изменились социальные условия, которые разоблачал Горький, но пьеса не устарела до сих пор. Почему? Потому что в ней поднимается «вечная» философская тема, которая никогда не перестанет волновать людей. Обычно для горьковской пьесы эту тему формулируют так: спор о правде и лжи. Подобная формулировка явно недостаточна, так как сами по себе правда и ложь не существуют — они всегда связаны с человеком. Поэтому точнее будет сформулировать философскую тему «На дне» по-другому: спор об истинном и ложном гуманизме. Сам Горький в знаменитом монологе Сатина из четвёртого действия связывает правду и ложь не только с гуманизмом, но и со свободой человека: «Человек — свободен... он за всё платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум — человек за всё платит сам, и поэтому он — свободен! Человек — вот правда!». Отсюда следует, что автор в пьесе рассуждает о человеке — правде — свободе, то есть о главных нравственных категориях философии. Так как однозначно определить эти мировоззренческие категории («последние вопросы человечества», как называл их Ф.М.Достоевский) нельзя, Горький представил в своей драме несколько точек зрения на поставленные проблемы. Драма стала полифонической (теорию полифонизма в художественном произведении разработал в своей книге «Поэтика творчества Достоевского» М.М.Бахтин). Иными словами, в пьесе действуют несколько героев-идеологов, каждый со своим «голосом», то есть с особой точкой зрения на мир и человека.

Принято считать, что Горький изобразил двух идеологов — Сатина и Луку, но на самом деле их по меньшей мере четыре: к названным следует добавить Бубнова и Костылёва. По Костылёву, правда вообще не нужна, так как грозит благополучию «хозяев жизни». В третьем действии Костылёв рассуждает о настоящих странниках и попутно высказывает своё отношение к правде: «Странный человек... не похожий на других... Ежели он настояще странен... что-нибудь знает... что-нибудь узнал эдакое... не нужное никому... может, он и правду узнал там... ну, не всякая правда нужна... да! Он — про себя её храни... и — молчи! Ежели он настояще-то странен... он — молчит! А то так говорит, что никому не понятно... И он — ничего не желает, ни во что не мешается, людей зря не мутит...» (III). Действительно, зачем Костылёву правда? На словах он за честность и труд («Нужно, чтоб от человека польза была... чтоб он работал...» III), а на деле скупает краденое у Пепла.

Бубнов всегда говорит правду, но это «правда факта», которая только фиксирует неустроенность, несправедливость существующего мира. Бубнов не верит, что люди могут жить лучше, честнее, помогая друг другу, как в праведной земле. Поэтому все мечты о такой жизни он называет «сказками» (III). Бубнов откровенно признаётся: «По-моему — вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?» (III). Но человека не может удовлетворить безнадёжная «правда факта». Против правды Бубнова выступает Клещ, когда кричит: «Какая — правда? Где — правда? (...) Работы нет... силы нет! Вот — правда! (...) Издыхать надо... вот она, правда! (...) На что мне она — правда?» (III). Против «правды факта» выступает и другой герой, тот самый, который верил в праведную землю. Эта вера, как рассказывает Лука, помогала ему жить. А когда веру в возможность лучшей жизни разрушили, человек удавился. Праведной земли нет — это «правда факта», но говорить, что её не должно быть вообще никогда, — это ложь. Именно поэтому Наташа объясняет смерть героя притчи так: «Не стерпел обмана» (III).

Самым интересным героем-идеологом в пьесе является, конечно, Лука. Оценки этого странного странника у критиков самые разные — от восхищения великодушием старика до разоблачения его вредного утешительства. Очевидно, это крайние оценки, а поэтому однобокие. Более убедительной кажется объективная, спокойная оценка Луки, которая принадлежит И.М.Москвину, первому исполнителю роли старика на театральной сцене. Актёр играл Луку как доброго и умного человека, в утешениях которого нет корысти. То же отмечает в пьесе Бубнов: «Вот Лука, примерно, много врёт... и без всякой пользы для себя... Зачем бы ему?» (III).

Упрёки, высказанные в адрес Луки, не выдерживают серьёзной критики. Необходимо специально отметить, что старик нигде не «врёт». Он советует Пеплу ехать в Сибирь, где можно начать новую жизнь. И это правда. Его рассказ о бесплатной больнице для алкоголиков, который произвёл сильное впечатление на Актёра, — правда, что подтверждается специальными разысканиями литературоведов (см. статью Вс.Троицкого «Исторические реалии в пьесе М.Горького "На дне"» //Литература в школе, 1980, №6). Кто может сказать, что, описывая Анне загробную жизнь, Лука лукавит? Он утешает умирающего человека. За что же его упрекать? Он говорит Насте, что верит в её роман с благородным Гастоном-Раулем, потому что видит в рассказе несчастной девицы не просто ложь, как Бубнов, а поэтическую мечту.

Ещё критики Луки заявляют, что вред от утешений старика трагически отразились на судьбах ночлежников: старик никого не спас, никому не помог по-настоящему, смерть Актёра на совести Луки. Как легко во всём обвинить одного человека! Он пришёл к опустившимся людям, до которых никому нет дела, и утешил их, как мог. Ни государство, ни чиновники, ни сами ночлежники не виноваты, — виноват Лука! Верно, старик никого не спас, но и не погубил, — он сделал то, что было в его силах: помог людям почувствовать себя людьми, остальное зависело уже от них самих. А у Актёра — запойного пьяницы со стажем — совершенно нет силы воли, чтобы прекратить пить. Васька Пепел в стрессовом состоянии, узнав, что Василиса искалечила Наталью, случайно убивает Костылёва. Таким образом, упрёки, высказанные в адрес Луки, кажутся неубедительными: Лука нигде не «врёт» и не виноват в несчастьях, случившихся с ночлежниками.

Обычно исследователи, осуждая Луку, сходятся в том, что Сатин, в противоположность лукавому страннику, формулирует верные идеи о свободе — правде — человеке: «Ложь — религия рабов и хозяев... Правда — бог свободного человека!». Сатин так объясняет причины лжи: «Кто слаб душой... и кто живёт чужими соками, — тем ложь нужна... одних она поддерживает, другие прикрываются ею... А кто — сам себе хозяин... кто независим и не жрёт чужого — зачем тому ложь?» (IV). Если расшифровать это высказывание, получится следующее: Костылёв лжёт потому, что «живёт чужими соками», а Лука — потому, что «слаб душой». Позиция Костылёва, очевидно, должна быть отвергнута сразу, позиция Луки требует серьёзного анализа. Сатин требует смотреть жизни прямо в глаза, а Лука оглядывается по сторонам в поисках утешительного обмана. Правда Сатина отличается от правды Бубнова: Бубнов не верит, что человек может подняться выше себя; Сатин, в отличие от Бубнова, верит в человека, в его будущее, в его созидательный талант. То есть Сатин — единственный герой в пьесе, кто знает правду.

Какова же авторская позиция в споре о правде — свободе — человеке? Некоторые литературоведы утверждают, что только в словах Сатина изложена авторская позиция, однако можно предположить, что позиция автора объединяет в себе идеи Сатина и Луки, но полностью не исчерпывается даже ими двумя. Иными словами, у Горького Сатин и Лука как идеологи не противопоставлены, а дополняют друг друга.

С одной стороны, Сатин сам признаётся, что Лука своим поведением и разговорами-утешениями подтолкнул его (в прошлом образованного телеграфиста, а ныне босяка) к размышлениям о Человеке. С другой стороны, Лука и Сатин — оба говорят о добре, о вере в лучшее, что всегда живёт в душе человека. Сатин вспоминает, как Лука ответил на вопрос: «Для чего живут люди?». Старик сказал: «Для лучшего!» (IV). А разве Сатин, рассуждая о Человеке, не повторяет то же самое? Лука говорит о людях: «Люди... Они всё найдут и придумают! Помогать только надо им... уважать надо...» (III). Сатин формулирует похожую мысль: «Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо!» (IV). Различие этих высказываний только в том, что Лука делает упор на уважение конкретного человека, а Сатин — Человека. Расходясь в частностях, они сходятся в главном — в утверждении, что человек — высшая правда и ценность мира. В монологе Сатина противопоставляются уважение и жалость, но нельзя утверждать наверное, что это окончательная авторская позиция: жалость, как и любовь, не исключает уважения. С третьей стороны, Лука и Сатин — незаурядные личности, которые в пьесе ни разу не сталкиваются в споре. Лука понимает, что Сатин не нуждается в его утешениях, а Сатин, внимательно наблюдая за стариком в ночлежке, ни разу не высмеял, не оборвал его.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что в социально-философской драме «На дне» главным и наиболее интересным является философское содержание. Эту мысль доказывает само построение горьковской пьесы: практически все герои участвуют в обсуждении философской проблемы человек — правда — свобода, в то время как в бытовой сюжетной линии выясняют отношения только четверо (Пепел, Наталья, чета Костылёвых). Пьес, показывающих беспросветную жизнь бедняков в дореволюционной России, написано множество, но очень трудно назвать другую пьесу, кроме драмы «На дне», в которой, наряду с социальными проблемами, ставились бы и удачно решались «последние» философские вопросы.

Авторская позиция (пятая по счёту, но, возможно, не последняя) в пьесе «На дне» создаётся в результате отталкивания от ложных точек зрения (Костылёва и Бубнова) и взаимодополнения двух других точек зрения (Луки и Сатина). Автор в полифоническом произведении, по определению М.М.Бахтина, не присоединяется ни к одной из высказанных точек зрения: решение поставленных философских вопросов принадлежит не одному герою, но является результатом поисков всех участников действия. Автор, как дирижёр, организует многоголосый хор героев, «поющих» разными голосами одну и туже тему.

Всё-таки окончательного решения вопроса о правде — свободе — человеке в драме Горького нет. Впрочем, так и должно быть в пьесе, которая ставит «вечные» философские вопросы. Открытый финал произведения заставляет самого читателя задуматься над ними.

Одним из наиболее часто употребляемых терминов в литературоведении является авторская позиция. Она может стать основой для темы сочинения, статьи, тезисов или эссе. Авторскую позицию в тексте нужно видеть и понимать, как она выражена.

Трансформация термина

Следует сказать, что авторская позиция на протяжении всего развития литературы претерпевала ряд качественных изменений. В самом начале зарождения массовой литературы (то есть когда отделилась от фольклора, перестала носить политический или религиозный характер) оценка автора выражалась в произведении прямо. Автор открыто мог говорить о том, какой герой ему кажется положительным или отрицательным, выражал свое отношение к происходящему в отступлениях, в выводах. Со временем такой способ присутствия автора в тексте стал неприемлем, создатель текста стал самоотстраняться, давая возможность читателю самому решать, на чьей он стороне. Этот процесс особенно обострился в 20 веке, данное явление было названо Р. Бартом "смертью автора". Однако не все исследователи соглашаются с ним, отмечая, что автор в любом случае оценивает ситуацию, выражает свое мнение, просто он делает это скрыто, завуалировано, используя разные средства.

Способы выражения авторской позиции в драме, лирике и эпосе

Автор в тексте устранен, именно поэтому Бахтин назвал его полифоническим. Ведь в тексте присутствует масса голосов, мнений и оценок, среди которых с трудом можно различить авторскую. Однако все в романе говорит о том, что Достоевскому важнее всего было провести Евангельскую мысль о том, что жизнь каждого человека самоценна, что нельзя преступить главную Божью заповедь ни ради идеи, ни ради денег, ни ради благих целей. Активно Достоевский привлекает символы различного уровня. Сама фамилия главного героя рассматривается исследователями с разных позиций, одна из которых напоминает о расколе, произошедшем в истории Русской церкви. Многократное повторение цифр 7, 3 снова отсылает нас к религиозным книгам. 7 дней понадобилось Господу, чтобы сотворить этот мир, 3 - сакральное число для христиан, символизирующее Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа.

Выводы

Таким образом, авторские позиции важны для понимания идейного замысла произведений. Они могут быть выражены по-разному. при прочтении произведений следует обращать внимание, прежде всего, на фамилии и имена героев, детали, которые упоминаются в тексте, одежду персонажей, их портретные характеристики. Также стоит уделять особое внимание пейзажным зарисовкам и лирическим отступлениям.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса