Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Реально страшные истории про покойников. Кладбище: страшилки и мистические истории

Данная история про кладбище может показаться для вас мистической и чуточку страшной но эта история произошла именно со мной и я хочу поделится ею, верить или не верить в эту историю дело ваше но история очень интересная.

Немного обо мне: меня зовут Павел и мне 23 года работаю я слесарем и получаю неплохую зарплату. Жены у меня нет и детей тоже. После того как я закончил 11 классов у меня была мечта стать режиссером снимать фильмы и все в этом духе. Но видимо не сложилось у меня со всем этим спросите вы почему? Мои родители развелись и я остался жить с мамой и после развода у нас не хватало денег даже на еду поэтому мне пришлось идти работать на завод. Но все же у меня была своя мечта стать режиссером. А в моем городе не было мест где можно было бы выучится на данную профессию. Поэтому я решил поехать в город Пермь где жили мои родственники которые согласились найти мне хорошую школу. Но у меня еще была мама которую я не мог просто так оставить поэтому я ей пообещал что буду ей помогать. Вот так я переехал в город Пермь.

Сама история: я переехал в город Пермь ехал я на поезде который ехал очень медленно. Но все же я доехал за 6-7 часов. Меня благополучно встретили родственники и я поехал к ним домой. На следующий день я проснулся меня позвали завтракать накормили меня вкусной кашей и напоили чаем. Но все же я у них спросил как дела со школой (где я должен был учится на режиссера)? Они ответили все хорошо они нашли мне подходящую школу осталось туда пойти и все обсудить. Я очень сильно обрадовался и поблагодарил их. Но они мне сказали что взамен я должен с ними съездить на кладбище. Я с неохотой согласился. Мы все собрались вышли из дома сели в машину и направились ехать на кладбище. Я им задавал очень много вопросов насчет кладбища но они даже ни чего не сказали будто они туда сами первый раз едут и ничего о нем не знают. Ну вот мы доехали на кладбище и мы припарковали машину. Мне показалось очень странным что возле кладбища не кого нет и ни кто даже не торгует цветами и всяческим барахлом. Шли мы по дороге как не откуда не возьмись появляться какая то старуха. Она подошла к нам со страшным видом и сказала -не ходите туда прошу вас. После чего ушла к выходу. Мне становилось все хуже и хуже. Я не выдержал и сказал -может не пойдем туда старуха же сказала не ходить зачем нам это все! Мои родственники на меня посмотрели и сказали — если не пойдем снами мы тебе не поможем поступить в школу! Я с чувством без и сходности продолжал идти за ними. Прошли мы уже где то 1-2 километра и я почувствовал боль в голове. Дошли мы до нужной нам могилки и мне стало еще хуже. Мне казалось что сам дьявол подойдет ко мне и ударит меня со всей силы по голове. Минут 5 мы еще постояли возле могилки как вдруг я посмотрел в даль и увидел силуэт человека а точнее пожилой женщины которая стояла в мою сторону и смотрела на меня. Я встряхнул головой подумав это за бред осмотрелся по сторонам и не кого не было видно кроме моих родственников. Родственники сказали что все мы можем идти дамой. Я обрадовался и забыл про все эти кошмары. Мы вернулись домой был уже вечер все сделали свои дела и мы все легли спать. И во сне мне приснилась та ситуация где я увидел тот силуэт. Я смотрел на этот силуэт как вдруг моргнув пере домною появилась старуха которую мы встретили у кладбища. Я проснулся с испуганным видом я не верил во все это. Но все обошлось мне еще снились эти страшные сны где то неделю но я продолжал жить. Я поступил в школу режиссера и все у меня хорошо. Но все же эту историю я вспоминаю каждый день и мне даже сейчас не по себе.

Продолжаю публиковать страшные истории. Пока что, увы и ах, видеоисторий пока не будет. Не доходят руки до уже дописанного материала в связи тем, что я внезапно стал "жаворонком". И вместо ночных и вечерних бдений я теперь сплю сном правденика. Думаю что в скором мремени снова налажу поток историй. Хотелось бы сказать моим читателям, чтобы они делились своими историями. Либо в комментариях, либо отправляли их на почту [email protected]

Итак, предлагаю вашему вниманию две истории про неспокойных покойников в Якутии.

Моя история с связана с таким понятием в якутской вере, как «обход» («кэритии») - это аналог воздушных мытарств в христианстве. Считается, что после смерти человека в течение какого-то времени его дух не покидает землю, а посещает все места, где бывал при жизни. Когда дух совершает обход, некоторые люди могут слышать странные звуки и голоса, а особо чувствительные могут и увидеть это. Причём само слово «кэритии» на якутском языке по своему смыслу содержит элемент принуждения - дух не по своей воле совершает обход, а его как бы заставляют.

Родная сестра моей бабушки в молодости часто видела странные вещи. Годам к сорока зрение у неё ухудшилось, она перенесла пару операций и в результате стала очень плохо видеть. Сама она объясняла это тем, что была слишком зоркой, и «другие» не захотели, чтобы она излишне вникала в их дела. Она рассказывала мне в детстве довольно страшные истории из своей жизни. Вот история, которая касается того самого обхода.

Тем летом в нашей деревне умер какой-то долгожитель. После похорон прошла пара дней, и сестра бабушки вместе с остальными отправилась в поле на сенокос (покойник при жизни, естественно, тоже много времени проводил на сенокосе, так что посещение им при обходе этого места было вполне логично). И вот после обеда в разгар работы она вдруг услышала странные звуки, будто собачий вой вперемешку с плачем навзрыд. Она остановилась, огляделась и увидела, что в отдалении вдоль дороги плывёт в воздухе какой-то предмет наподобие спортивных козлов, и на нём кто-то восседает. А по обе стороны от него парят в воздухе два тёмных силуэта, напоминающих человеческие, и бьют его - лупят какими-то палками. Избиваемый, в свою очередь, и испускает тот самый жалобный нечеловеческий вой. Сестра бабушки испугалась и посмотрела на других людей, но никто, кроме неё, этого не замечал. Она к тому времени уже привыкла, что иногда она видит то, что другим недоступно, поэтому стала молча наблюдать.

Вся эта странная процессия проплыла по дороге мимо и скрылась вдали. Так как сестра бабушки находилась в поле далеко от дороги, она так и не смогла увидеть этих существ вблизи, да и не горела желанием. Но в какой-то момент она просто поняла - то ли по голосу, то ли по внешности, - что центральный человек на «козлах» (тот, кого бьют) и есть тот самый покойник, которого недавно похоронили. Это оставило у неё весьма тягостное впечатление - вообще говоря, в якутской традиции не считается, что обход сопровождается таким жутким избиением, да и покойник был при жизни человек вполне приличный, чтобы с ним после смерти обращались таким образом.

Сестра бабушки, рассказывая мне это, была уверена, что стала свидетельницей обхода. Потом после похорон в деревне она иногда вечерами смутно слышала нечёткие голоса и звуки, долетающие как будто из неба, но ничего не видела.

История вторая: призрак Уолбы

Это произошло в 70-х годах в Якутии, в Таттинском улусе (так исторически называются районы Якутии). Началось всё с того момента, как к нам домой в Ытык-Кюель зашел наш дальний родственник Серафим. Попив чаю, он сказал, что хочет ехать домой в Уолбу, но в связи с тем, что машин в то время было маловато (а частных вообще не было), попросил у нас велосипед. Тогда на велосипеде ездили практически все - стар и млад, мужчины и женщины, почти как в Китае. У нас было два велосипеда, и родители ему одолжили «Урал».

Уолба находится от Ытык-Кюеля севернее на 33 километра. Тогда нынешней федеральной трассы не было, хотя основная траектория сейчас осталась старая, но заезд был другой: сворачивали чуть раньше, и дорога шла через два поля. Первое из них называется «Еней аласа». Дорога в поле заезжает с восточной стороны, спускается, идет под холмами по северной стороне и выезжает с западной стороны с подъемом мимо небольшого кладбища, потом через лесок спускается в другое поле. На каждом холмике по могиле - так сказать, у каждого свой холмик.

Серафим заехал в это поле вечером, когда аккурат садилось солнце. Проехал под холмами, поднялся, чтобы выехать из поля, и видит, что на одной из могил к нему спиной сидит женщина и расчесывает волосы. Серафим удивился - что за сумасшедшая нашла место для сиденья? Поднявшись наверх, остановился и посмотрел, кто такая. Это была молодая женщина, звали ее Христина, она не так давно повесилась и была здесь похоронена.

Серафим не помнил, как доехал до дому, а это было примерно три километра. Приехал домой никакой, совсем слег с сердцем. Еле откачали. Но Христина потом начала появляться везде. В то лето, помню, Уолба находилась словно в осадном положении. Люди боялись вечером на улицу выходить. Постоянно со стороны поля, где она похоронена, приходил небольшой смерч и исчезал у дома, где она жила. После ее смерти там жил один дед. Его, бедного, каждую ночь выгоняла Христина - дед потом не выдержал, съехал. В то лето я с бабушкой приезжал в Уолбу, и она нас после ужина не выпускала на улицу играть. Помню, рассказывали, что Христину встретила ее же лучшая подруга, когда пасла коров. После этой встречи подруга тоже долго пролежала в больнице. И самое интересное, что ее видели русские шоферы, привозившие в Уолбу груз, тоже сидящей на могиле и расчесывающей волосы. Рассказывали, что они интересовались у местных: «Что за чокнутая у вас сидит на могиле и волосы чешет?».

Помню, как бабушка ворчала, что умершую плохой смертью похоронили на общем кладбище, да еще как обычного покойника. То есть не одев на голову глиняный горшок и положив лицом вверх. Еще и звезду с флажками прибили на столбе могильном.

Потом пришла зима. А в апреле следующего года отец Серафима Терентий, старый коммунист, купил несколько килограмм соли и ею обсыпал всю поверхность могилы, чтобы соль с растаявшим снегом впиталась в землю. С тех пор ее никто не видел.

Кладбище где-то рядом

На кладбище Донского монастыря

Москва, как и любой старинный город, стоит на костях. И это не преувеличение. Прогулявшись по московским кладбищам, легко заметить, что дореволюционных могил, не говоря уже о XIX веке, единицы. Языческие курганы и захоронения монахов, чумные кладбища и сельские погосты — все они сейчас под скверами и кинотеатрами, мостами и многоэтажками.

Кладбища в Москве откапывают чаще, чем клады. И, как выясняется, наши предки не всегда хоронили мертвых. В районе Китай-города в 1920-е в ходе раскопок обнаружили три каменных гроба. От каждого на поверхность шла вентиляционная труба.

Очевидно, что людей хоронили там заживо.

Мстил ли боярин своим недругам? Долго ли мучились несчастные? Истории это неизвестно.

В 1970-е в районе Сивцева Вражка обнаружили средневековое захоронение из одних черепов. Ученые предполагают, что это были опальные бояре, казненные Иваном Грозным. Для их душ царь предусмотрел не только прижизненные, но и посмертные муки, так как погребение было недостойным.

Случались и более романтические находки. В 1930-е при исследовании подвалов палат Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной археологи нашли скелет девушки с прекрасно сохранившейся длинной косой. Когда до волос дотронулись, они рассыпались в прах. Сидела ли девица в темнице, ждала ли прекрасного принца? Еще одна загадка.

Дорога из могилы

Порой московские кладбища получают вторую жизнь. В конце 1930-х многие гранитные надгробия пошли на облицовку набережных. Были бы воды Москвы-реки прозрачнее, мы бы смогли сквозь их толщу прочитать старинные эпитафии: «Дражайшему супругу и родителю от сетующих супруги и детей», «Дорогому продавцу от благодарных покупателей».

А на Новой Басманной до недавних пор внимательный наблюдатель мог заметить бордюрный камень с обрывками фраз: «..трудный...», «...гордимся...», «...настанет...». Это надгробная плита с уничтоженного кладбища при церкви Святых Петра и Павла. В советские годы могильными камнями мостили улицы — что добру пропадать. Минувшей весной надгробнyю плиту увезли в неизвестном направлении, а на тротуар положили обычную.

Пушкин толкнул с того света

В таких условиях, кажется, духов и вызывать не надо — сами придут. Тем не менее в старину москвичи этим с удовольствием занимались. Хрестоматийной стала история, случившаяся в середине XIX века с Павлом Нащокиным. Выпускник Царскосельского лицея и ближайший друг Пушкина уже в зрелом возрасте устроил в своем доме в Воротниковском переулке спиритический салон (где бывал в числе прочих Владимир Даль, которому членство в Академии наук вере в духов, видимо, не мешало).

Пушкин к тому моменту уже погиб на дуэли, и Нащокин вызывал его дух с помощью блюдца, нитки и иголки. Поэт охотно приходил, надиктовывал стихи и однажды даже пообещал предстать перед друзьями во плоти. В условленную ночь Нащокин и компания не сомкнули глаз, но потустороннего гостя так и не дождались. С утра хозяин дома отправился в церковь. По дороге он встретил какого-то пьяного мужичка в тулупе. Тот толкнул его в плечо.

Дом в Воротниковском переулке, где жил известный меценат Павел Нащокин, друг Пушкина

Нащокин поднял голову и к своему ужасу узнал в прохожем покойного друга.

После этого о спиритических сеансах Павел Воинович уже не вспоминал, а загробное пушкинское наследие сжег. Нащокинский же дом сохранился, сейчас там галерея. На фасаде табличка: «Здесь бывал Пушкин». При жизни, конечно.

Проклятие Юсуповых

Если верить легендам, то добродушием москвичи вообще не отличались и периодически друг друга проклинали. Только ленивый не знает байку про останкинскую бабку, которая якобы уже много веков приходит к обитателям этого района и проклинает их за то, что построили дома на древнем кладбище.

И если существование горбуньи под большим вопросом, то следующая история действительно заставляет призадуматься. В Харитоньевском переулке, в глубине запущенного сада, стоит мрачный пышно украшенный дворец. Это дом Юсуповых. Семейное предание гласит, что основатель богатейшего в стране рода — потомок ногайских ханов Абдул-мурза в XVII веке перешел из мусульманства в православие и был за вероотступничество проклят. Во сне некий грозный голос якобы сообщил ему, что отныне в каждом поколении все дети, кроме одного, будут умирать до 26 лет. И, что самое удивительное, на протяжении трех веков этот «клуб 25-летних» действительно существовал. Последним дореволюционным отпрыском этого семейства стал Феликс Юсупов, один из самых загадочных персонажей того времени. «Порочный херувим», «падший ангел» — так его звали за сочетание телесной красоты и душевной развращенности. В историю он вошел как убийца Распутина. Его единственный брат Николай за несколько лет до этого погиб на дуэли. Ему шел 26 год.

Призрак Саввы Морозова

Но вернемся к призракам. О них в Москве написано, а вернее, придумано немало. Из статьи в статью кочует, например, Жужу — французская манекенщица и любовница Саввы Морозова. Якобы в 1905 году на Кузнецкому Мосту она услышала, как разносчик газет выкрикивает последние новости: «Савва Морозов покончил собой!» Жужу пулей выскакивает из экипажа, чтобы купить свежий номер, и тут же попадает под колеса автомобиля. Вечером газетчика находят в подворотне, задушенного шелковым чулком.

С тех пор призрак Жужу якобы бродит по богатой улице в поисках новых жертв.

История откровенно баечная — ни о любовнице с таким именем, ни тем более о ее смерти исследователям Морозовых ничего не известно. Гибель же самого Саввы спровоцировали действительно мрачные события. Наследник богатейшей купеческой династии умер в Ницце, в гостиничном номере, от огнестрельного ранения, но при каких именно обстоятельствах, не ясно до сих пор. Кто-то считает, что это и в самом деле было самоубийство. По другой версии, Савву застрелили черносотенцы, потому что он финансировал большевиков. Согласно третьей, это сделали большевики, потому что в последние годы Савва передумал их финансировать.

После смерти купца его готический особняк на Спиридоновке отошел его вдове. Но Зинаида жить там не смогла. По ее словам, ночью из кабинета покойного мужа доносились шорохи, на лестницах были слышны его шаги. Дом продали. Сейчас в особняке Морозовых находится дом приемов МИДа. На потустороннюю активность его обитатели дипломатично не жалуются.

Тайны «пряничного» дома

Другая растиражированная байка относится к дому Игумнова на Якиманке. Владелец Ярославской большой мануфактуры построил его для себя в конце XIX века. Легенда гласит, что за вычурность дома-шкатулки народ поднял купца на смех, и тот сорвал злобу на архитекторе, подав на него в суд за растрату. Тот якобы не выдержал позора и покончил с собой, предварительно прокляв жильцов особняка.

История эта в высшей степени сомнительная. Строил дом известный в Ярославле архитектор Поздеев, исследователи творчества которого уверяют, что он умер своей смертью после долгой битвы с туберкулезом.

Другая легенда гласит, что дом сделал проклятым сам Игумнов, когда замуровал в стене изменившую ему любовницу-балерину.

Документальных свидетельств этому, разумеется, нет. В особняке сейчас находится посольство Франции. Его сотрудники никаких «девушек в белом» в псевдорусских интерьерах не наблюдают.

Но и без этого в истории «пряничного» дома хватает мрачных страниц. После революции особняк национализировали и в 1920-е открыли там единственный в России Институт по переливанию крови под руководством Александра Богданова. Медик, философ и большевик, он считал, что для омоложения нужно как можно чаще — нет, не пить, но переливать себе молодую кровь. Что сам регулярно практиковал. Десять раз это удавалось. На одиннадцатый раз что-то пошло не так, и изобретатель сам стал жертвой своего метода. После смерти Богданова его молодильные переливания заклеймят как шарлатанство, а дом Игумнова отдадут другим исследователям. Одним из первых их «клиентов» по иронии судьбы окажется сам Богданов — под микроскопы НИИ мозга отправят вместе с Лениным и Маяковским и его мозг.

Ко всем святым на кулички

И все же самым страшным праздником все равно считается Хеллоуин, который, как известно, отмечают в канун Дня всех святых. В Москве это словосочетание тоже связано с чертовщиной. В районе Китай-города стоит старинная, XVII века, церковь Всех Святых на Кулишках. Если вспомнить поговорку «к черту на кулички», то выходит, что у святых и нечистой силы один адрес. История здесь такая: кулишками, или кулижками, раньше называли лесные поляны. Черта там, по одной версии, можно было найти из-за их удаленности, а по другой — потому что в языческие времена на полянах совершали жертвоприношения. Наша церковь тоже располагалась на кулижках: в XVII веке на месте Славянской площади был заливной луг. Отсюда и название. Безобидная игра слов о соседстве добра и зла в 1930-е приобрела новый смысл. Церковь отошла НКВД, и в ней стали проводить расстрелы.

Эта история скорее психологическая, чем мистическая.
В одном селе жили по соседству две семьи. В обеих семьях к тому времени дети уже выросли и разъехались. Мужчины, ранее дружившие, что-то не поделили, разругались и перестали друг с другом общаться. Женщины же отношение поддерживали.
Осенью внезапно от сердечного приступа умер Иван (один из соседей).
Гроб с покойным поставили в гостиной. Как и положено, занавесили зеркала, убрали острые предметы, отправили телеграммы родственникам. И тут у жены покойного случилась нужда отлучиться в соседнее село. Приходит она к соседке и со слезами на глазах просит помочь: скотину покормить и за домом посмотреть – мол, завтра к обеду вернусь. Деваться некуда – надо помогать.
Наступил вечер, соседка собралась идти выполнить обещанное, а её муж развыступался (успел к этому времени напиться) – типа «не пойдешь, я тебе запрещаю». Но женщина все равно пошла, ответив мужу, что не по-людски это будет.
Пришла. Поставила кастрюлю с комбикормом на плиту вариться, а сама нет-нет, да и взглянет на гроб с покойником – жутковато находиться одной с мертвецом. Но умерший лежит смирно.
Ну вот, свиньи накормлены, можно идти домой. Закрыла дверь на замок. Все, теперь уже не страшно, но не тут-то было.
Пришла домой, а муж закрылся на все засовы и завалился пьяный спать. Обошла она вокруг дома, постучала по окнам, но не достучалась. Если бы лето, то можно было и на завалинке ночь пересидеть, но на улице лужи замерзли. Время уже совсем позднее, и ходить по домам будить соседей не хочется. Вот уже и уличные фонари выключили. Совсем темно.
Вспомнила присказку, что нужно живых бояться, а не мертвых, решила вернуться в дом с мертвецом. Так и сделала. Пришла, зажгла свет в комнатах, посмотрела на покойного Ивана (тихо лежит), сдвинула стулья в кухне и прилегла на них. И тут по закону подлости отключили электричество…
Как она потом рассказывала, ей никогда так в жизни страшно не было. Темень хоть глаза коли, чужой дом (где свечи или фонарик, неизвестно) и приятное соседство в виде мертвого человека…
И тут она слышит, как открываются ворота и во двор кто-то входит. Какие-то крики, смех, мерцание света в окошке, кто-то стучит в стекло. Женщина с радостью бросилась из дома (родственники покойного приехали!), но во дворе пусто, никого.
Как дождалась утра, сама не помнит. Вскоре ушла от мужа, так и не смогла простить ему этот кошмар.

Мои родители и их родители - все родом из Воркуты. А я до пятнадцати лет города этого не видел, потому что меня туда не возили и всячески отговаривали от визитов к старикам - бабке с дедом, - живших там до самой смерти.

«Почему ты так ненавидишь свой город?» - удивленно приставал я к маме. А она рассказывала, что рядом с шахтой, где работали почти все мужчины из округи, было старое кладбище, наводившее ужас на местных обитателей. Якобы там видели мертвецов, покидающих свои могилы прямо на глазах у пришедших навестить покойных родственников воркутинцев.

Мой дед, отец моей мамы, который в 1930-х годах мальчишкой жил по соседству с этим кладбищем, божился, что сам видел «выходцев с того света». Однажды, буквально за день до Крещения, в морозную январскую ночь восставшие усопшие колонной прошествовали через поселок шахтеров - так он утверждал. И трупный запах стоял на улице целый день.

Конечно, я не верил этим россказням, полагая, что дед мой выжил из ума, а маленькую девочку - матери было лет десять, когда он ей рассказал эту чушь, - напугать легко. Однако мама настаивала, что все это - правда. И утверждала, что ее родной брат тоже был свидетелем жуткого случая. Они как-то с ребятами из соседнего дома гуляли вечером у ограды кладбища, и в это время вышел из ворот человек - странный, даже страшный, бородатый, в лохмотьях: прошел мимо них, шаркая какими-то драными обносками, напоминавшими валенки, повернул за угол.

Дети бросились за ним - дразниться стали, дураки. А он оглянулся, погрозил им палкой и просто растворился в воздухе, исчез. В тот же миг ребятишки почувствовали страшный порыв ветра, словно ураган начался... Их разметало по дороге, один пацан здорово повредил при этом ногу, другому оторвавшейся веткой дерева расцарапало в кровь лицо, а девочки покатились по земле, как горох, и заверещали от страха.

«Ну и что? - пожимал я плечами в ответ на мамины попытки произвести на меня впечатление. - Подумаешь, сильный ветер! Это бывает. И человек в лохмотьях - это ж необязательно мертвец. А что исчез, так вас, сорванцов, испугался, спрятался». Но, по словам матери, было что-то жуткое в той фигуре и в ее исчезновении - не может человек просто растаять в воздухе. «Да и многие у нас видели эти прогулки покойников. Мне не веришь,у кого хочешь спроси!» -мама не хотела сдаваться. «Что ты мне все каких-то очевидцев приводишь? А ты сама?» - нарочно злил ее я. «Нет, я не видела, слава богу! - мама крестилась испуганно. Но знаю многих людей, которым доверяю и которые сталкивались с нечистью этой. А один парнишка из нашего двора от ужаса с ума сошел - навсегда! Так и не выправился потом... Его такой мертвец подкараулил и набросился на него...

И вот интересное совпадение, я в ту самую ночь, когда на него покойник напал, заметила необычный яркий свет в небе - что-то вроде северного сияния, но не совсем сияние. Чудно! В наших местах его отродясь не было. Все же мы не на Северном полюсе живем... И в школе нашей происходили странные вещи: по ночам в гулких коридорах слышались чьи-то шаркающие шаги, раздавались невнятное бормотание и жалобные стоны. Это нам сторожиха баба Маня рассказывала».

«Пьяница, небось, была эта ваша баба Маня!» - подзадоривал я маму. «Да ну тебя... Она в эскадрилье «Ночные ведьмы» воевала! Орден имеет. Какая она тебе пьяница!» Неудивительно, что моя мама, когда вышла замуж за отца, тут же из «нехорошего» поселка в Воркуте уехала навсегда. Ни разу не порывалась навестить родителей. К нам-то бабка с дедом приезжали часто, а вот мама к ним - ни-ни. И меня они на каникулы к старикам не пускали.

Я страшно завидовал своим друзьям-одноклассникам: ну все, как лето - к бабкам едут в деревню. Их рассказы завораживали меня: там были приключения, драки и походы с ночевкой, купание и полная вольница! Одним словом, свобода! А я как проклятый сидел все лето в городе, в лучшем случае меня везли на море, и то всего на пару недель...

Когда же мне стукнуло пятнадцать, я устроил жуткий скандал и потребовал, чтобы меня отпустили к старикам. Родители долго сопротивлялись (точнее - сопротивлялась мама), но в итоге уступили. Где-то в середине июня меня отправили поездом Киров - Воркута. Сутки я наслаждался путешествием, потом оказался на центральном вокзале Воркуты. Маленький, старый, провинциальный, но довольно чистый. Из центра города на маршрутке отправился в поселок Северный к старикам. Воркуту нашел я городом унылым, мрачным. Тут и никакого кладбища с выползающими из-под земли зомби не нужно - без того пейзаж апокалиптический.

Бабушка с дедом меня встретили радостно - все же единственный внук! Я тоже был очень рад старикам, однако, когда они повели меня в запущенный двухэтажный дом, окруженный какими-то покосившимися сараями и ржавыми гаражами, несколько скис: не знал, что люди еще живут так в наше время - ну не видел я бараков! Город этот, надо сказать, окружен целой системой пригородов - в основном поселков при шахтах. Их было раньше полтора десятка, а в момент, когда я приехал в Воркуту, осталось всего пять, остальные поселки смотрелись мрачными призраками среди голой тундры...

Честно, я уже и не рад был, что приехал. Чем тут можно заниматься? Как отдыхать? Как вообще жить можно?! Хоть пиши родителям: «Забирайте меня!» Назавтра, впрочем, нашлась мне компания - пара ребят моего возраста, и перспектива провести тут две недели перестала казаться такой мрачной. Тем более что я, признаюсь вам, мечтал попасть на кладбище, о котором слышал столько «страшного».

Мне до смерти хотелось там побывать и главное - пофотографировать! Вдруг повезет, думал я, и кто-то с того света покажется мне! Эти снимки сделают меня знаменитым! Дурак, конечно, но и лет-то мне было всего пятнадцать. Хотелось острых ощущений, как любому мальчишке. Я попросил моих новых друзей устроить мне экскурсию на кладбище: мол, наслышан о всяких чудесах! Они пожали плечами: до него тащиться три километра. Не лень, так сходим...

И вот пришли мы на то самое литовское кладбище. Собственно, оно не только литовское, хотя самая приметная его могила - памятник какому-то князю с надписью на литовском языке: «Мать-Литва плачет о тебе». Да, в здешнем «Воркутлаге» их было много - сынов, по которым плакали Литва, Латвия, Эстония и Западная Украина...

Этот ад прошли десятки тысяч человек с территорий, занятых в 1939 году, а потом сюда же стали отправлять немцев - нет, не пленных, а вполне преданных СССР, только с началом войны все они превратились во врагов. Среди друзей моего деда, кстати, был литовец по имени Эдгар - его предки попали в Воркуту по этапу, а освободившись, остались там жить. Сам же Эдгар родился уже в Вильнюсе, но каждый год приезжал в эти суровые края за Полярным кругом, чтобы положить цветы на родные могилы.

Таких историй в этом городе сотни, тысячи... Но у этих узников все же были могилы, а сколько людей остались просто брошенными лежать в мерзлой земле под снегом и ягелем! Что ж тут странного, если подумать, в том, что эти души не знают успокоения. И ходят их призраки по вымирающему городу, и ищут своих палачей... А может, тех, кто остался из их родни, чтобы напомнить о себе? На кладбище я увидел множество православных крестов рядом с католическими. А став взрослым, прочел столько трагических историй простых русских мужиков, священников и учителей, рабочих и врачей, здесь погребенных!

Тогда же, в пятнадцать лет, я с упоением слушал, как один парнишка из новых моих знакомых рассказывал о том, как расширяли шахту в поселке Юр-Шор. Просто перекопали соседнее кладбище, сминая ковшом экскаватора черепа и кости похороненных здесь несчастных. Вот же люди! Им все нипочем! Они и покойников готовы выбросить на помойку! А ведь там лежали не только политзаключенные, но и вольнонаемные и местные - вполне возможно, родственники тех, кто колесами грузовиков крошил эти кости в прах.

Вот когда кладбище потревожили, и начались видения у местных. Или вернее, стали мертвецы выходить... Надо полагать, таким образом они покоя требовали, а может, справедливости. Испокон веков существовала традиция хоронить усопших в стороне от жилья и уважительно относиться к погостам. Наши предки знали, что разорение кладбища может навлечь беду. А мы забыли. И потому на себя надо пенять, а не на призраков, которые пугают нас.

В конце 40-х годов прошлого века местный шахтер получил срок за то, что рассказал о призраках, что явились к нему под землей. Его тут же в каталажку - за попытку сеять панику и распространять враждебную идеологию. Хотя какая у тех привидений идеология?! Они точно не создавали контрреволюционной группы, не выведывали секретной информации о тоннелях шахты и не готовили терактов...

Звали того шахтера Иван Храпов, он был дедом одного из парней, что рассказывали мне эту историю. И отсидел он до 1953-го, до самой смерти Сталина. А последний случай появления покойников приключился здесь в начале 60-х годов прошлого века, на танцах в местном клубе. Когда сторож, проводив всю молодежь по домам около полуночи, стал запирать двери, вдруг кто-то стал душить его.

Сторож был, несмотря на возраст, мужик здоровый. Он извернулся и сам схватил нападавшего: но тут же и одернул руки. Да еще и удар едва его не хватил! Перед мужиком стоял бледный как полотно труп - именно труп! У него были пустые глазницы и почти сгнившая кожа на щеках. Мертвец угрожающе скалился пустым ртом.

Бедный старик пустился наутек с диким воплем, а утром уволился с работы и больше в тот клуб не ходил - ни ночью, ни днем. А вот молодежь, услышав его рассказ, стала там дежурить чуть ли не круглосуточно - смельчаки! Выпьют для храбрости и давай с шутками-прибаутками вокруг клуба ходить. На третью, что ли, ночь один из этих парней увидел полупрозрачную фигуру человека, но другие заметить ее не успели, а потому решили, что он портвейна просто перебрал.

Почему после 1960-го не приходят пугать воркутинцев покойники? Думаю, потому что примерно в то время бывший политзаключенный Юр-Шора установил на кладбище первый памятный знак, общий для всех погибших. Мама моя, во всяком случае, именно так и говорила: «Перестали гости с того света к нам ходить, успокоились, видно, им этот знак уважения понравился». Я видел, кстати, этот простой деревянный столб, укрепленный в основании бетонной подушкой, на которой выдавлены цифры «1953».

А позже, в 1992-м по-моему, воркутинский «Мемориал» вместе с бывшими политзаключенными из Литвы, Латвии и Эстонии водрузили на кладбище еще один деревянный памятный крест с табличкой: «Вечная память погибшим за свободу и человеческое достоинство». Это уж точно понравилось тем, кто лежит в мерзлой здешней земле: память и достоинство - именно то, чего они так долго были лишены.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса