Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Развитие чувства ритма на гитаре! Чувство ритма: что это такое и как его проверить

Ритмы сопровождают нас повсюду. Трудно представить себе область, где бы человек ни сталкивался с ритмом. Учёные уже давно доказали, что даже уже в утробе матери ритм её сердца успокаивает и убаюкивает ребёнка. Так, когда же человек начинает чувствовать ритм? Выходит, ещё до появления на свет!

Если бы развитие чувства ритма рассматривалось с точки зрения развития чувства, которым человек был наделён всегда, то намного меньше существовало бы у людей комплексов и теорий своей «ритмической» несостоятельности. Чувство ритма - оно же и есть чувство! А как мы развиваем свои чувства, например, чувство вкуса, чувство различения запахов? Просто чувствуем и анализируем!

Как ритм связан со слухом?

Единственное различие чувства ритма от всех остальных чувств - это то, что ритм напрямую связан со слухом . Ритмические ощущения, по сути, – это часть слуховых ощущений. Поэтому любые упражнения для развития чувства ритма направлены и на развитие слуха . Если существует понятие «врождённый слух», насколько корректно употреблять понятие «врождённый ритм»?

Во-первых, когда музыканты говорят о «врождённом слухе», то подразумевают музыкальный дар - абсолютный слух человека, который способствует различению высотности и тембра звуков со стопроцентной точностью.

Во-вторых, если человек обретает чувство ритма, ещё не родившись, разве может быть оно «неврождённым»? Оно может быть только в неразвитом состоянии, на уровне скрытого потенциала. Конечно же, в детском возрасте развить чувство ритма легче, но и взрослому человеку тоже это под силу.

Как развить чувство ритма у ребёнка?

Идеальная ситуация, когда родители занимаются комплексным развитием ребёнка сразу после рождения, в том числе и ритмическим развитием. Песенки, стишки, звуки, которые издаёт мама во время, когда занимается с малышом ежедневной гимнастикой – всё это можно включить в понятие «развитие чувства ритма».

Детям постарше: дошкольного и младшего школьного возраста, можно предложить:

  • декламировать стихи с определёнными ударениями на сильную долю, ведь стих - это тоже ритмическое произведение;
  • декламировать стихи с хлопками или притопами на сильную и слабую долю поочерёдно;
  • маршировать;
  • выполнять элементарные танцевальные ритмичные движения под музыку;
  • играть в ударно-шумовом оркестре.

Барабаны, погремушки, ложки, колокольчики, треугольники, бубны - самое эффективное средство для развития чувства ритма. Если вы купили один из этих инструментов своему ребёнку и желаете заниматься с ним дома самостоятельно, то предложите ему повторять за вами элементарные упражнения для развития чувства ритма: последовательности одинаковых равномерных ударов или наоборот ударов в каком-нибудь прихотливом ритме.

Как развить чувство ритма взрослому?

Принцип упражнений по развитию чувства ритма у взрослого человека остаётся неизменным: «слушаем - анализируем - повторяем», только в более сложном «оформлении». Для взрослых, которые хотят развить свое ритмическое чутьё, существует несколько простых правил. Вот они:

  • Слушайте много разной музыки, а затем пытайтесь воспроизводить услышанные мелодии голосом.
  • Если вы умеете играть на каком-либо инструменте, то иногда играйте с метрономом .
  • Воспроизводите различные ритмические рисунки, которые вы слышите, с помощью хлопков или постукивания. Постарайтесь всё время повышать свой уровень, выбирая из фигур всё более сложные.
  • Танцуйте, а если не умеете - учитесь танцевать: танец прекрасно развивает чувство ритма.
  • Работайте в паре или в группе. Это касается и танцев, и пения, и игры на инструменте. Если есть возможность играть в ансамбле, в оркестре, петь в хоре или танцевать в паре, обязательно воспользуйтесь ею!

Надо сказать, что над развитием чувства ритма нужно работать целенаправленно – при деловом подходе к этой «штуке» результаты становятся ощутимыми даже после одной-двух тренировок. Упражнения для развития чувства ритма бывают разной сложности – одни примитивные, другие трудоёмкие и «головооломчатые». Сложных ритмов не нужно бояться – в них нужно разбираться, так же как и в математических уравнениях.

Вы когда-нибудь задумывались о том, что ритм – это не только что-то из мира музыки и танцев? Ритм — это сама наша жизнь. Мы спим и бодрствуем, опять спим и бодрствуем. Нормальный сердечный ритм и ритмичное дыхание (попробуйте задержать его хоть надолго) дают нам возможность радоваться этой жизни и тому, что нас окружает. Но и то, что нас окружает, — тоже ритмично. Утро, день, вечер и ночь, смена времен года, приливы и отливы — это ритм планеты, на которой мы живем. Развивая чувство ритма у малыша , мы даем ему возможность чувствовать себя более гармонично в этом мире.

Почему мы говорим «чувство ритма» и как его развивать?

Как общее понятие, ритм – это равномерное чередование каких-либо элементов. Музыкальный ритм – сочетание звуков разной длительности в определенном порядке. А танцевальный ритм добавляет к чередованию звуков еще и движения. Вы, наверное, не раз слышали такие выражения: «в ритме вальса», «в ритме марша», «танго».

Вы можете играть песенки и попевки, играть один и тот же ритм на разных инструментах, сопровождать чтение стихов игрой на музыкальных инструментах:

С бубнами
Мы все с бубнами сидим (Стучим по бубну правой ладошкой.)
И ладошкой мы стучим
Ручка стала уставать,
Надо ручку поменять.

Мы все с бубнами сидим (Стучим по бубну левой ладошкой.)
И ладошкой мы стучим.
Ручка стала уставать,
Надо пальцами стучать.

Мы все с бубнами сидим, (Стучим по бубну пальчиками правой руки.)
Пальчиками мы стучим.
Пальцы стали уставать,
Нужно ручку поменять.

Мы все с бубнами сидим, (Стучим по бубну пальчиками левой руки.)
Пальчиками мы стучим.
Пальцы стали уставать,
Нужно кулачком стучать.

Мы все с бубнами сидим, (Стучим по бубну правым кулачком.)
Кулачками мы стучим.
Ручка стала уставать,
Нужно ручку поменять.

Мы все с бубнами сидим, (Стучим по бубну левым кулачком.)
Кулачками мы стучим.
Ручка стала уставать,
Нужно бубен убирать.
(Е. Железнова)

Ежик и Барабан
С барабаном ходит ежик.
Бум-бум-бум!
Целый день играет ежик:
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами…
Бум-бум-бум!
Ежик в сад забрел случайно.
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он.
Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он.
Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались:
Бум-бум-бум!
И удары раздавались:
Бум-бум-бум!
Ой, как зайчики струхнули!
Бум-бум-бум!
Глаз до зорьки не сомкнули!
Бум-бум-бум!
(Г.Виеру)

Для игры на металлофоне прекрасно подходят песенки Железновых из цикла «Абсолютный слух». Например, песенка «Два кота».

Слушаем сильную долю (с 4 лет)

Дайте малышу маракас, барабан или любой другой шумовой и ударный инструмент. Покажите, как издавать звук на сильную долю. Когда малыш освоится, предложите ему играть вдвоем: он играет на барабане сильную долю, а вы на погремушке — слабую. Когда и это освоите, дайте малышу в руки две погремушки: одну — звонкую, другую — глухую. Пусть на сильную долю такта малыш играет звонкой погремушкой, на слабую — глухой.

Если вдруг музыкальных инструментов под рукой не оказалось, можно на сильную долю хлопать в ладоши, а на слабую негромко топать ногами.

Если малышу трудно услышать сильные доли в музыке, попробуйте поиграть со словами: ударный слог — это сильная доля, безударные слоги — слабые доли.

Все просто

Вы, наверняка, уже заметили, что игры с малышом на развитие чувства ритма не потребуют от вас ничего особенного — ни музыкального образования, ни абсолютного слуха. Нужно лишь немного времени и желания, а без музыкальных инструментов и музыкального сопровождения иногда можно и обойтись. А чтобы не забывать об играх на развитие у малыша чувства ритма , запишите себе на телефон нужные песенки и попевки и «привяжите» игры к режимному моменту — прогулкам на свежем воздухе. Кстати, можно успеть поиграть, даже когда вы поднимаетесь и опускаетесь в лифте. А если вас не смущают зрители, игры на развитие чувства ритма скрасят ваше ожидание в очереди (нужно только заранее выучить стихотворения или иметь с собой телефон с музыкальным сопровождением).

Ритм и здоровье: неожиданный плюс

Развитие чувства ритма не только готовит ребенка к восприятию музыки, но и способствует его оздоровлению. Попробуйте запомнить текст, ходя по комнате кругами и выучить стихотворение с малышом во время катания с горки или на качелях. Скорее всего, у вас это получится быстрее и легче. Вы, наверняка, ловили себя на том, что, слушая понравившуюся музыку, вы отстукиваете ритм мальцами или ногой или покачиваетесь в такт музыке. На самом деле, мы воспринимаем ритм не только через крупную моторику: также почти незаметно двигаются язык и голова, пальцы ног и рук, сокращаются мышцы гортани, грудной клетки.

Метр (чередование сильных и слабых долей) и ритм (чередование длинных и коротких звуков) – основа музыки. До-музыка. Первобытное знание любого живого существа.

День сменяется ночью, приливы – отливами, за весной приходит лето, а за осенью – непременно зима.
Что такое музыкальный ритм? Чередование разных по длительности звуков? Вот что говорят по этому поводу специалисты: «В широком смысле слова ритм есть организованная последовательность построений (мотив, фраза, предложение) разной величины. Метр - это порядок чередования равных по длительности долей музыки, разделяющихся на опорные (сильные) и неопорные (слабые) доли. Метр есть система организации музыкального ритма. Музыка требует единства метра и ритма и образует единый метроритм.
Организованная последовательность длительностей звуков (целая нота, половинная, четвертная, восьмая и т. д.) представляет собой музыкальный ритм. Ритм является одним из основных выразительных и формообразующих средств музыки». (Сайт «Я – музыкант» http://yamuzykant.ru/)

Что же такое чувство ритма? Как его развить? Существует мнение, что это невозможно, поскольку чувство ритма - штука врожденная. Однако на практике мне довелось убедиться, насколько легко и играя можно развить чувство ритма у себя и у своих детей!

Вот несколько советов по методике Р.М.Шейнина (г. Самара) и Д.Е. Огороднова:
1. Чем раньше – тем лучше. Возраст – дошкольный, начиная с грудного. После 5-ти – уже намного сложнее. Идеальный вариант – внутриутробно – беременная мама делает упражнения на метр и ритм. Но и со взрослыми тоже не безрезультатно.
2. Тактирование ногами: маршируем под счет: 1,2, 3,4. Маршируем, выделяя (сильно топаем) 1 и 3 – сильные доли. Маршируем, выделяя только 2 или, например, 4. Работа в группе намного эффективнее (все встают в круг и в затылок друг другу).
3. Тактирование ногами: маршируем под музыку (на 2 четверти) – выделяем сильные доли.
4. Тактирование руками: хлопаем в ладоши. На сильную долю большой замах, разводим руки в стороны, хлопаем в ладоши. На слабую долю замах не делаем, касаемся только кончиками пальцев. Протактируем музыкальный квадрат на слова «громко – тихо», первый такт – начало, второй – развитие, третий – кульминация, четвертый – завершение.
5. Тактирование руками под музыку (на 2 четверти). На сильную долю – громкий хлопок – «ладошки», на слабую – тихий, «пальчики».
6. Тактирование руками (прохлопать) или ногами (протопать на месте, руки – на талии) детский стишок, на сильную долю – громко, на слабую – тихо. Например,
Бом-бом, тили-бом,
Загорелся кошкин дом,
Кошка выскочила,
Глаза выпучила.
7. Маршируем четверти со словами «Шаг, шаг, шаг, шаг».
8. Бежим на цыпочках (восьмые) со словами «Бе-гом, бе-гом, бе-гом, бе-гом».
9. Если работа в группе – разделиться на 2 группы – одновременно одна половина шагает «шаг-шаг», а другая – «бе-гом, бе-гом».
10. Кошкин дом протопать ритм – на каждый слог. Приведенное выше четверостишие будет выглядеть так:
Шаг, шаг, бе-гом шаг,
Бе-гом, бе-гом, бе-гом, шаг.
Бе-гом шаг, бе-гом шаг,
Бе-гом шаг, бе-гом шаг.
11. Группа делится на 2 части – декламируем «Кошкин дом» и шагаем: одна половина – метр (только на сильные и слабые доли), другая – ритм (на каждый слог)
12. А теперь то же самое прохлопаем
13. Можно простучать на барабане (на стуле, на крышке стола, по полу и т.д.), прогреметь погремушкой и тому подобное.

Как развить чувство ритма?
- часть 1. - Теория

Здравствуйте, дорогие!

Эта тема меня интересовала давно. Года 2 назад я нашел подход, придумал упражнения, провел несколько экспериментов, начал разрабатывать компьютерную программу и запланировал создать специальный курс, но … для основательной работы над этой темой времени так и не нашлось. Я подумал - "а почему бы не дать краткий материал по базовым моментам прямо сейчас"?

Чувство ритма - то, что крайне необходимо для любого музыканта, танцора, артиста. Отношение к нему педагогов и тех, у кого оно превосходное, обычно похоже на отношение к звуковысотному слуху и интонированию - "дано", "не дано". Не так уж много подходов к развитию чувства ритма. Иной раз этот навык слабо развит даже у музыканта, закончившего колледж и консерваторию - я знал одного барабанщика (!), игравшего весьма технично, но неритмично. И это был не самоучка, как большинство музыкантов в рок-группах, а выпускник консерватории.

В продвижении инфо-продуктов в Интернете есть такой маркетинговый прием: автор какого-то курса рассказывает, как он чего-то не умел, или не имел, а потом, перерыв море источников и перепробовав всевозможные методы, нашел эффективный способ и теперь радостно делится этим способом со всеми за вознаграждение.

Следуя этому приему, мне следовало бы рассказать что-то такое:

"… а) я очень любил музыку, но никогда не мог сыграть ритмично, держать темп, сделать выразительное замедление или ускорение. Особенно тяжело мне было в ансамбле - я, то опаздывал, то начинал раньше всех (нарушая паузу) … В общем, чувство ритма - моя беда, хоть бросай музыку совсем… Вы понимаете, что и в танцевальном кружке я "вываливался" из общего ряда …

Б) Что я только не пробовал! Я играл часами под метроном, под фонограмму, записывал себя на магнитофон, отстукивал по всем предметам, что подворачивались под руку … Все это не помогало - я так и оставался самым неритмичным в классе, танцы забросил, а из ансамбля меня просто выгнали …

В) Но однажды я попробовал ХХХ …. и у меня ВСЕ СТАЛО ПОЛУЧАТЬСЯ! Теперь я лучший в классе, я вернулся в танцевальный кружок, и меня зовут в 3 ансамбля …

Г) Хотите развить свое чувство ритма и не проходить ужасный путь, который прошел я? Тогда … …"

Однако со мной другая история. Чувство ритма, насколько я себя помню, у меня всегда было очень хорошее - мне легко давались достаточно сложные фигуры и редко используемые размеры, я запросто мог удерживать или менять темп, я автоматически отсчитываю "квадраты" по 4,8,12,16 тактов даже когда не слушаю музыку внимательно и т.п. Могу ли я в таком случае чему-то научить? Думаю, что да. По крайней мере, я готов честно рассказать (с учетом формата статьи или видео) все, что знаю о чувстве ритма и о том, как его развивать. И я уверен, что моя информация и мои упражнения помогут любому, кто становится или уже является музыкантом или танцором, и кто хочет развить, улучшить этот навык.

Что такое чувство ритма? Определение ему дать не так-то просто! Чуть позже я попробую это сделать, но сначала немного теории. (Я полагаю, что основные термины, такие, как темп, такт, размер, доли, читателю в общих чертах знакомы).

И так, здесь, как и во многих подобных случаях, работают два процесса:

анализ - слышать и "расшифровывать"
синтез - играть, воспроизводить

Один процесс-навык без другого имеет не так много смысла. Смотрите, если человек способен лишь воспринимать звуковой поток и различать ритмическую структуру (анализ), но не способен сыграть ритмично (синтез), или, наоборот, прекрасно воспроизводит ритмические фигуры и держит темп, но не способен к слуховому анализу, то музыкант из него неважный. В ансамбле нужны оба навыка сразу! И, скорее всего, у человека эти оба навыка развиваются параллельно.

Единица измерения и эталон.

А) Когда нам, например, в строительстве, нужно измерить размеры предмета (анализ), мы берем рулетку. В обычной рулетке минимальная единица/эталон - 1 мм. Она и определяет максимально возможную точность измерения. Если нам нужно создать предмет определенной длины (синтез), скажем, отпилить доску, то мы берем ту же рулетку … и опять достижимая точность - 1 мм.

В) В электронных часах эталоном является очень малый интервал времени, воспроизводимый генератором на кварцевом резонаторе…, в механических - интервал качания грузика с рычагом (маятника) ….

Т.е. для измерения всегда используется ЭТАЛОН! Если нам нужно понять, "снять" структуру какого-то явления или временного процесса, то мы используем СЕТКУ с шагом, соответствующим минимальной единице измерения. Так, например, для снятия плана комнаты можно расчертить пол сеткой с шагом в 1 см., а для фиксации событий в течении часа - делать отметки прямо на циферблате механических часов… Нужна точность больше - делай мельче сетку!

Чтобы анализировать и генерировать ритмические события, человеку также нужна СЕТКА из маленьких и одинаковых временных интервалов (т.е. "внутренние часы" - пульсация). И что же является временным эталоном у человека? Биения сердца, частота дыхания … ? Эти единицы большие (т.е. грубые), да и переменные! И в теле человека нет кварцевого резонатора! В общем, НЕ ЗНАЮ! Однако, это не страшно - выход есть!

Небольшая справка. Обычный академический музыкант, если он не создает электронную музыку, используя компьютер, НЕ ЗНАЕТ "истинные величины" музыкальных длительностей в конкретном темпе. Так вот, если темп 120 bpm (Beats per minute) - 120 ударов в минуту (пусть это будут четверти, а размер 4/4), то длительность всего такта составит 2 секунды, 1/4-й ноты - 500 мс, 1/16-й - 125 мс, 1/64 - 31,25 мс и т.д.

На сколько можно ошибаться в темпе 120, чтобы игра оставалась ритмичной? На 1/64-ю, 1/128-ю? В некоторых случаях человек способен замечать отличия даже в 1 мс (одну тысячную секунды)!

Компоненты чувства ритма.

В анализе-восприятии это:

* воспринимать темп и его изменения
* распознавать размер
* различать 1-ю долю (удары)
* различать 2-ю и прочие доли (удары)
* различать мелкие доли (т.е. в 2,3,4,6 чаще основных ударов)

Фактически ВСЕ ЭТО СВЯЗАНО с навыком, способностью "набросить" на воспринимаемый звуковой музыкальный поток измерительную СЕТКУ из крупных и мелких долей, с "пометками", где первая доля, т.е. начало такта.

В синтезе-исполнении это:

* держать темп, уметь ускорять и замедлять исполнение согласно требованиям музыкальной выразительности
* мысленное представлять, "генерировать" про себя СЕТКУ из крупных и мелких долей
* заполнять СЕТКУ фактической музыкальной фактурой - т.е. "ставить", (исполнять) ноты-звуки точно в нужное место

И здесь, как вы видите, без сетки обойтись НЕЛЬЗЯ!

Абсолютные и относительные временные интервалы.

Пример 1. Мой младший сын в 3-м классе ДМШ разучивал какую-то пьесу, где встречалось некоторое число ускорений / замедлений темпа, что в целом характерно для классической музыки. И он играл ее ОЧЕНЬ выразительно, как в динамических акцентах, так и в агогике (изменениях темпа). Но! Он был абсолютно не способен сыграть всю пьесу немного быстрее или медленнее, сохранив ритмический рисунок и пропорциональные изменения темпа!

Пример 2. В танцевальных кружках нередко возникает подобная ситуация - разучив движения в медленном темпе, ученик не может ПРОПОРЦИОНАЛЬНО ускорить исполнение (увеличить темп) и наоборот, исполняя быстро, не может воспроизвести медленно.

В хореографических кружках встречается еще одна беда: педагог нередко дает счет (1,2,3,4 …) не по равным долям такта, как это делают музыканты, а по номерам движений -1,2, потом заметная пауза, потом 3,4 и т.п. Получается, что равномерный счет прерывается и сам педагог препятствует четкому формированию мысленной равномерной СЕТКИ, пульсации, на которую и "нанизываются" движения.

В обоих этих примерах ученик "снял, скопировал" АБСОЛЮТНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ временных интервалов между событиями. И, точно так же, как педагог, может их воспроизвести. Т.е. он исполняет движения без внутреннего "пульса, метронома" (СЕТКИ!), а на мышечной и слуховой памяти. Но без сетки он не может изменить темп произвольно!

Представьте себе хорошо растягивающуюся резиновую полоску, скажем, в 1 метр длиной. Давайте растянем ее до 1,5 метров, закрепим, затем разлинуем для размера 4/4 по 16-м нотам. Всего выйдет 16 временных интервалов. Теперь заполним "этот такт" каким-нибудь ритмическим рисунком. Вот, а теперь …

А) освобождая полоску, позволяя ей вернуться к первоначальной длине в 1 метр, мы увидим, как ВСЕ интервалы стали пропорционально меньше. Но музыкальный "смысл" не изменился - этот ТОТ ЖЕ самый рисунок, только темп больше!

Б) напротив, растягивая полоску еще более, мы также не нарушим рисунок, а лишь замедлим темп.

И что нам позволяет это делать? - "Строгая привязка нот (музыкальных событий) к сетке". Да, в музыке ОТНОШЕНИЯ, ПРОПОРЦИИ намного важнее абсолютных значений. От музыканта не требуется точно воспроизводить интервал в 10, 20 или 50 мс, а вот точно сохранять пропорции крайне НЕОБХОДИМО.

А в обоих приведенных ранее примерах ученики достаточно хорошо запоминали и воспроизводили абсолютные значения временных интервалов. Но, не имея навыка представления внутренней пульсации - СЕТКИ при слушании и исполнении, они не могли изменить темп. Их можно было бы смело отнести к тем, у кого не развито чувство ритма. Да, и в ансамбле они бы постоянно ошибались...

Продолжение следует.

ПРИМЕЧАНИЕ: По этой теме будет несколько материалов - текстовых и видео. В вы найдете ссылки на все опубликованные материалы.

На первый взгляд может показаться, что чувство ритма не нужно никому, кроме музыкантов и танцоров. Однако это большое заблуждение. Ребенку для нормального существования оно просто необходимо, поскольку напрямую связано с координацией движений и умением управлять своим телом.

Хорошая координация не только гарантирует относительную безопасность малыша, который меньше падает и легче уворачивается от хаотично бегающих сверстников, но и обеспечивает умение играть в подвижные игры, успешное развитие крупной и мелкой моторики. Все это, в свою очередь, непосредственно влияет на умственные способности ребенка и становление его личности в целом.

Совсем недавно считалось, что чувство ритма является врожденным и коррекции не поддается, но, к счастью, оказалось, что это не совсем так. С одной стороны, да, многие малыши чувствуют музыку и могут ритмично двигаться чуть ли не от рождения - сразу начинают производить осознанные движения. . С другой стороны, у детей, которые данной способностью обделены, можно ее развить, причем в доступной игровой форме : ребенок даже не заметит, что вы его чему-то учите.

7 игр для развития чувства ритма

Марш, марш левой!

Ребенок марширует под счет от одного до четырех. Взрослый задает ритмический рисунок, выделяя голосом, к примеру, первую и третью доли, на которые нужно топнуть сильнее. Затем ритмический рисунок меняется. Следующим этапом становится марширование под музыку.

Например:
РАЗ-два-ТРИ-четыре
или
РАЗ-ДВА-три-четыре
или
раз-два-три-ЧЕТЫРЕ и т.п.

Оркестр

Выбираем стихотворение, которое малышу уже знакомо (например, «Кошкин дом») и озвучиваем его, используя различные инструменты - бубен, барабан, ксилофон, свистульку или просто хлопая в ладоши на сильные доли. При этом партии у инструментов могут быть разными. Допустим, в барабан будем бить только на сильные доли, а свистулька будет свистеть всегда, только слабые доли тише, а на сильные - громче.

Например:
тили-бОм, тили-бОм,
загорЕлся кОшкин дОм.

Непослушные козлики

Дети (веселее, если их несколько) встают в кружок, они - козлики, которые играют на лугу. Взрослый произносит любые слоги, произвольно делая акценты. На слабые слоги козлики лягаются (машут ножками назад), а на сильные - бодаются (выставляют над головой руки с вытянутыми указательными пальцами, как рожки).

Например:
ТА-та-та-та-ТА-та-ТА-та-та-та-ТА-та-та-ТА.

Аплодисменты

Хлопаем в такт любимой песенке. Сначала - только на сильные доли, затем на все, выделяя акценты более сильным хлопком.

Например:
пусть всегдА будет сОлнце,
пусть всегдА будет нЕбо

или
пусть всегдА будет сОлнце,
пусть всегдА будет нЕбо.

Ёжик и барабан

Взрослый произносит стихотворение про ежика, а ребенок на каждое «бум» ударяет в барабан (хлопает в ладошки или бьет ладошками по коленям). Ведущий может произвольно менять ритмический рисунок в каждом случае, а малыш должен его повторить.

Например:
С барабаном ходит ёжик.
Бум-бум-бум!
(или, например, БУМ-БУМ-бум-бум-бум )
Целый день играет ёжик:
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами —
Бум-бум-бум! —
Ёжик в сад забрёл случайно.
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он.
Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он.
Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались:
Бум-бум-бум!
И удары раздавались:
Бум-бум-бум!

Дождик

Взрослый произносит слова, а ребенок хлопает в ладошки все быстрее и быстрее (в ритм стихотворения попадать не нужно).

Например:
Капля – раз! Капля – два!
Капли медленно сперва…
Стали капли ударять,
Капля каплю догонять.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
До свиданья, лес густой!
Побежим скорей домой!

или
Маша (имя ребенка) вышла на прогулку. Вдруг набежали тучки, и начался дождик. Маша открыла зонтик. Сначала на него падали редкие капельки, затем они стали сильнее, потом еще сильнее и превратились в настоящий ливень! Потом ливень стал затихать… и т.д.

Повторюшка

Взрослый отстукивает ритм (хлопает, топает, бьет в бубен или в барабан), а ребенок должен повторить ритмический рисунок. Игра станет еще интереснее, если инструменты у ребенка и взрослого будут разные, или взрослый будет прохлопывать ритм, а ребенок - протопывать.

Например:
2-2-3
или
3-3-1-3-1
или
1-2-2-2
(цифры обозначают количество ритмических ударов, а тире - паузы между ударами).

Материал подготовлен педагогами Центра развития и образования «Элитора»

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса