Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Рэя брэдбери и грянул гром. «И грянул гром», или как бабочка может изменить жизнь. «Вино из одуванчиков»

Сегодня в Лос-Анджелесе умер великий писатель Рэй Брэдбери, проживший почти 92 года, - человек, чье фото должно стоять в энциклопедии напротив слова «сай-фай». Невероятный рассказчик, умевший передать с помощью золотоглазых марсиан и механических псов что-то самое важное про вечные ценности, и вправивший мозги миллионам подростков, он создал то эфемерное, что сейчас называют «подлинным духом олдскульной фантастики».

Тем не менее, вы все еще можете в нижней части страницы. Предоставлено художником скрыть заголовок. Когда дело доходит до смешения эфира и силы, новый вокалист Ариэль Энгл не сутулится. Член ответвления Ароара с «Сломанной социальной сценой» Эндрю Уайтман, она придает пирсинг восторг «Счастлив», взрыв симфонической попки с массивным, но непринужденным ударом.

Точно так же название «Песня протеста», одна из выдающихся треков альбома, не свидетельствует о ее звуке. Вместо того, чтобы рассердиться, это сладкое сладкое кондитерское изделие, которое растворяется в ломаном мостике парящих гитарных героев. Это, однако, не означает, что группа не реагирует на менее чем идеальное состояние мира.

Брэдбери написал сотни рассказов и повестей, и не всегда про мир будущего, но даже сам согласился войти в историю «автором "451 градуса по Фаренгейту"» - именно такая надпись красуется на его надгробном памятнике, который писатель с горькой иронией заказал заранее . В память о Рэе Брэдбери редакция Look At Me вспоминает десять попыток переложить его прозу на кинопленку.

У меня было достаточно дистопий. Мне нравится хорошее видение разрушения - стоять на некотором безопасном расстоянии и смотреть, как мир горит. И мне кажется, что эта навязчивая идея в нашей фантастике с нашим собственным неизбежным разрушением не достигла точки насыщения.

Мне интересно, что случилось с Рэем Брэдбери. Дед дистопий, правдивый, который подтолкнул народ к Фаренгейту 451. Но он также был нашим пронзительным, боком-улыбающимся пророком, который мог бы показать вам динозавров и машин времени, космических кораблей и морских монстров и всех чудес будущего все еще надеясь, сбудется.

«451 градус по Фаренгейту» / Fahrenheit 451

Самая известная экранизация самого известного романа Брэдбери - снятая в 1966 году классиком новой волны Франсуа Трюффо. Вместо почти что постапокалиптической антиутопии тут ретро-футуризм, стерильно выстроенные кадры и жесткая сатира на одноэтажную Америку 60-х. В главных ролях англичанка Джули Кристи и австрияк Оскар Вернер. Оператор - великий визионер Николас Роег, режиссер «Человека, который упал на Землю» и «А теперь не смотри». Новую экранизацию лет десять пытался сделать создатель «Ходячих мертвецов» и специалист по киноадаптациям Стивена Кинга Фрэнк Дарабонт, повторяя, что «надо снимать, пока Рэй жив». Что с ней теперь - непонятно.

Вероятно, он был немного увлечен своими фантазиями о буколических детствах. Но это окрасило его таким образом, что он проявил энтузиазм к поиску, за фантастические возможности жизни. В свое время он писал много книг. В десять раз больше рассказов. Скрипты и стихотворения, и, насколько мне известно, списки продуктов, которые были более элегантными и прекрасными, чем работы большинства авторов, работающих сегодня. В нем находятся обе стороны Рэя - от Брэдбери Деструктора, разбивающие миры и трахающие сроки, тому босиком, лежащему на спине на летней траве и смотрящему, в восторге, в звезды.

«Человек в картинках» / The Illustrated Man

Американская постановка 1969 года по второму, одноименному сборнику рассказов Брэдбери - точнее, по трем из них: «Вельд», «Нескончаемый дождь» и «Завтра конец света». В главной роли циркового зататуированного уродца - Род Стайгер, взявший двумя годами ранее «Оскар» за «Полуночную жару», и часто примерявший на себя амплуа злодеев. Лет пять назад автор «Запрещенного приема» и «300 спартанцев» Зак Снайдер почти снял ремейк, но обошлось.

Он охотится здесь на динозавров и строит космические станции и шампунирует нас, начиная с 50 лет, за постоянный шум нашей социальной сети и чрезмерной культуры. Но в основном он поет о возможности и обещании будущего, потому что для него все в порядке. Потому что завтра будущее, и будущее было беспроигрышным.

«Вино из одуванчиков»

Послушайте это, из его рассказа «Конец начала». Сегодня вечером, подумал он, даже если мы потерпим неудачу с первым, мы отправим второй и третий корабль и перейдем ко всем планетам, а затем и к звездам. Мы просто продолжаем идти до тех пор, пока большие слова, как бессмертные и навсегда, не приобретут смысл. Большие слова, да, это то, что мы хотим. Поскольку наши языки сначала двигались в наших устках, мы спросили: Что все это значит? Никакой другой вопрос не имел смысла, когда смерть дышала по нашим шеям, но просто давайте остановимся на десяти тысячах миров, вращающихся вокруг десяти тысяч чужеземных солнц и вопрос исчезнет.



«Марсианские хроники» / The Martian Chronicles

Трехсерийная телепостановка NBC 1980 года, со звездой мелодрам Дугласа Сирка и гей-иконой Роком Хадсоном в главной роли. Сам Брэдбери назвал ее «скукотищей».

Человек будет бесконечен и бесконечен. Это луч в его сумасшедшем, жизнерадостном, надежном лучшем. Но когда никто не смотрит, он тратит свое время на книги о космических кораблях, инопланетянах, гигантских роботах и ​​лучевых пушках. Сказки из радиационного века - его новейшая книга. Это одностраничное руководство включает в себя описание сюжета и краткий анализ «Звука грома» Рэя Брэдбери. Один из самых известных коротких рассказов, написанных известным писателем-фантастом Рэем Брэдбери «Звук грома», исследует тему путешествия во времени и его последствий. «Звук грома» исследует причинность, технологии и связанные с ними опасности, изобретательные научные принципы и политические системы, многие из которых являются основными темами жанра научной фантастики в целом.

« Что-то страшное грядёт» / Something Wicked This Way Comes

Диснеевский фильм 1983 года по мотивам сборника рассказов «Тени грядущего зла» и по сценарию самого Брэдбери (хотя сначала для этого наняли Стивена Кинга). Снимал англичанин Джек Клэйтон, который пытался сделать фильм помрачнее, а студия - строго наоборот. Вторая роль в карьере Джонатана Прайса, через два года сыгравшего главную роль в «Бразилии» Терри Гиллиама, а значительно позже - папу Киры Найтли в «Пиратах Карибского моря».

Краткая история основывается на представлении о том, что, казалось бы, незначительные изменения в далеком прошлом могут иметь катастрофические последствия в будущем и существовать во вселенной, в которой путешествие во времени не только возможно, оно стало обычным явлением к товарному значению.

Это опасная попытка, поскольку Эккелс узнает, что по крайней мере шесть гидов и двенадцать охотников умерли на сафари в течение прошлого года. Несмотря на это, ему обещали волнение и динозавры. Брэдбери вставляет важный сюжетный сюжет в повествование, в то время как Экельс ждет его экспедиции. С облегчением, они говорят, что все будут работать на машину времени, если бы выборы прошли иначе. Гид по имени Трэвис и его помощник Лесперсон возглавили поездку, в состав которой входит Экелс и два других охотника.

« Вельд»

Советский хоррор, снятый Назимом Туляходжаевым в 87-м на киностудии «Узбекфильм» с Юрием Беляевым и Нелли Пшенной в главных ролях. По, кажется, самому жуткому рассказу Брэдбери, - о том, как высокотехнологичный дом сожрал своих владельцев. Как ни странно, режиссеру и сценаристу этого показалось мало, и он еще добавил сюда линию из душераздирающего рассказа «Марсианин» - про пришельца, в котором каждый землянин пытался увидеть погибшего родственника.

Устаревшая научная фантастика

Выстрелите только динозавров, которые уже были отмечены для разрушения, и Путь сделан из антигравитационного металла и предназначен для того, чтобы сохранить будущее на безопасном расстоянии от прошлого, тем самым предотвращая небольшие, потенциально незаметные изменения и происходящие в снег изменения в будущем. Трэвис иллюстрирует сложную причинность путешествия во времени, описывая, как убийство мыши может повлиять на целые пищевые цепи в будущем и, следовательно, на судьбу человечества в целом. Шаг на мыши, и вы раздавите пирамиды.

«Электронная бабушка»

Вольная экранизация рассказа «Электрическое тело пою» - о том, как дети, оставшиеся без мамы, сначала обретают удивительную бабушку, а потом приходят к осознанию смерти. Снята на «Литовской киностудии» в 1985 году, в роли бабушки - 22-летняя Ингеборга Дапкунайте.

Здесь читатель впервые встречает «звук грома», на который ссылается название истории: шаги гигантского зверя. Он восхищается своим величием и размером, своими «большими, промасленными, упругими шагающими ногами» и отказывается стрелять. Тревис, сердитый, что Эккельс отступил, изгоняет его на машине времени, но все еще сбитый с толку своей встречей, Экельс возглавляет неправильный путь и в конечном итоге ловит глаз динозавра и разжигает его гнев.

Тревис приказывает Экелсу вернуть их или оставить в прошлом, и он делает это успешно, но сердитый гид по-прежнему угрожает исполнить Эккельса за его промахи. В ужасе Эккельс схватился за соломинку и попросил Тревиса еще один шанс. Затем во второй раз звучит гром, так как он вторгается в будущее из далекого прошлого: Трэвис направляет свое оружие в Эккелс и нажимает на курок. Представьте, что кто-то отправится в прошлое и убьет своего деда, прежде чем отцепить отца.

«Театр Рэя Брэдбери» / The Ray Bradbury Theater

Знаменитый сериал, где сам Брэдбери был шоураннером на протяжении всех 65 эпизодов и в начале каждого появлялся собственной персоной. Первые два сезона вышли на HBO, еще три на USA Network. Сценарии Брэдбери сочинял частично по собственным рассказам, но много что придумал специально для шоу. В ролях среди прочих сверкнули Питер О"Тул, Джефф Голдблюм, Дрю Бэрримор, Дэвид Кэррадайн, Эллиот Гулд, Джин Степлтон и Шелли Дюваль.

Большинство путешествий времени сделаны из любопытства, кроме тех случаев, когда кто-то против его воли в другое время или для изменения будущего, т.е. наличия путешественника во времени в нужном смысле, манипулируя прошлым. Тот факт, что такое обязательство не является беспроблемным и может привести к непредсказуемым результатам посредством изменения причинно-следственной цепочки, также ясно дал понять изобретателям о временных путевых сборах, и они разработали различные способы ограничения ущерба.

У Рэя Брэдбери есть проблема в коротком рассказе «Дальнейший гром». Путешественник во времени случайно сокрушил бабочку в прошлом в прошлом и должен вернуться в свое время, чтобы обнаружить, что это немного изменилось, но неприятно. Осознание того, что даже незначительные изменения в далеком прошлом могут иметь глубокие последствия, привело Стивена Кинга к предотвращению подобных манипуляций в долгосрочной перспективе. Горе тому, кто уходит с дороги и остается за потоком времени, в котором он имеет свое постоянное место.

«Вино из одуванчиков»

Главная не-фантастическая повесть Брэдбери про его детство - четырех подростков и одно лето конца 1920-х в вымышленном городе Грин Таун, штат Иллинойс. Четырехсерийная экранизация с Лией Ахеджаковой, Верой Васильевой, Владимиром Зельдиным и прочими звездами снималась семь лет и стала последней ролью Иннокентия Смоктуновского. Примечательна еще и тем фактом, что умершего во время съемок актера переозвучил Сергей Безруков (простите).

Его безжалостно едят хранители времени с остатками прошлого. В конце концов, есть много трудных парней, которые не хотят беспокоиться об этих тонких мыслях и хотят изменить прошлое бесцеремонно, потому что им не нравится что-то в их присутствии. Самым известным из них, вероятно, является Арнольд Шварценеггер, который путешествует как Терминатор 1 в прошлое, чтобы очистить ситуацию в будущем от убийства и как Терминатор 2 и 3, чтобы предотвратить это убийство. Некоторые авторы пытаются убедить нас в том, что, как только реальность достигла высокой согласованности и имеет тенденцию оставаться в максимально возможной степени в ее первоначальной форме, даже если что-то изменилось в прошлых обстоятельствах.

«И грянул гром» / A Sound of Thunder

Голливудская экранизация одноименного философского рассказа о невообразимых последствиях малейшего шага; конкретно - раздавленной бабочки в доисторическом прошлом. В главных ролях Эдвард Бернс, Кэтрин Маккормак и непонятно как оказавшийся здесь сэр Бен Кингсли. Снятый за год до того «Эффект бабочки» с Эштоном Катчером (тоже плохой) - примерно о том же, хоть и не по Брэдбери.

Один из способов - принять бесконечное количество параллельных вселенных, в которых существует всякая возможная реальность. Не имеет значения, измените ли вы исторический курс во Вселенной, потому что он изменяется только между уже предоставленными альтернативами.

Они имеют прямую связь с ранними утопиями и налогами на поездки во времени. Подобно социальному и государственному, они показывают возможное развитие, исходя из определенной исторической ситуации. Однако, в отличие от классических утопий, они не воспринимают настоящее как отправную точку для будущего прогноза, а скорее историческое событие уже в прошлом и показывают, что оно могло прийти совсем по-другому.

«Превращение» / Chrysalis

Похожая на телефильм киноверсия ницшеанского рассказа - последняя попытка кинематографистов взяться за Брэдбери на сегодняшний день. В некотором смысле тоже об «эффекте бабочки» - об ученом, покрывшимся чешуей, а потом вылупившимся из нее сверхчеловеком.

Более молодая ветвь параллельных мировых историй, относящаяся к литературе Фантазилла, отказывается от каких-либо конкретных исторических ориентиров, но создает свои собственные мечты и магические миры, которые подробно описаны, но которые не имеют никакого отношения к реальному миру. Теперь можно двигаться во времена, которые соответствуют средневековью или любому другому периоду времени, но без необходимости беспокоиться об исторических ссылках или будущих последствиях. Эти фантазии либо описываются явно как параллельные миры, либо на чужих звездах, или их существование не основано вовсе, с чем они честно признаются, что они принадлежат к сказочному миру.



Именно эту трактовку рассказа распространяет Википедия среди миллионов пользователей интернета:
"Экельс, охотник-любитель, за большие деньги отправляется на сафари в мезозойскую эру вместе с ещё несколькими охотниками. Однако охота на динозавров обставлена жёсткими условиями: убить можно только то животное, которое должно и без этого вот-вот погибнуть (например, убитое сломавшимся деревом), а возвращаясь, необходимо уничтожить все следы своего пребывания (в том числе вытащить из тела животного пули), чтобы не внести изменения в будущее. Люди находятся на антигравитационной тропе, чтобы случайно не задеть даже травинку, поскольку это может внести непредсказуемые потрясения в историю. Руководитель сафари Тревис предупреждает:

Мир детской сказки совершенно сознательно переносится в совершеннолетний возраст. Можно сказать, что в качестве модификации «Бейтилей» Бетти: «Взрослым также нужны сказки». Его внук хотел подчеркнуть влияние Брэдбери на «многих художников, писателей, профессоров или ученых» и назвал опыт «очень трогательным и утешительным», чтобы услышать его рассказы. Его наследие все еще жива в его монументальной работе книг, фильмов, телевидения и театра, но, что самое главное, в умах и сердцах всех, кто прочитал это, потому что чтение позволяло ему знать. - добавил Карпетян.

Раздавите ногой мышь - это будет равносильно землетрясению, которое исказит облик всей Земли, в корне изменит наши судьбы. Гибель одного пещерного человека - смерть миллиарда его потомков, задушенных во чреве. Может быть, Рим не появится на своих семи холмах. Европа навсегда останется глухим лесом, только в Азии расцветёт пышная жизнь. Наступите на мышь - и вы сокрушите пирамиды. Наступите на мышь - и вы оставите на Вечности вмятину величиной с Великий каньон. Не будет королевы Елизаветы, Вашингтон не перейдёт Делавер. Соединенные Штаты вообще не появятся. Так что будьте осторожны. Держитесь тропы. Никогда не сходите с неё!

Еще один великий писатель, которому кино не оправдывало. Смерть Брэдбери оставляет впечатляющее литературное наследие, но странно, как и другие великие писатели - от Марселя Пруста до Филиппа Рот - он не был писателем, которому дана справедливость в мире кино.

Только фильм «Фаренгейт 451» Франсуа Трюффо может быть более или менее похвальным, чтобы нести печать своего литературного автора, хотя он не входит в лучшие произведения режиссера, который изменил свой родной язык и приблизился к жанру априорно противоположно своей вселенной.

Фильм, теплый в свое время, сегодня выглядит несколько устаревшим, но сохраняет некоторые из дистопических увлечений книги и ее денонсацию неграмотности, поскольку оружие власти более эффективно, чем когда-либо, в дополнение к победе с присутствием Джули Кристи и Оскар Вернер. Для этого, однако, это самое запоминающееся из его приспособлений.

Во время охоты Экельс, увидев тираннозавра, впадает в панику и сходит с тропы. После возвращения в своё время охотники неожиданно обнаруживают, что их мир изменился: иная орфография языка, у власти вместо президента-либерала стоит диктатор. Причина этой катастрофы тут же выясняется: Экельс, сойдя с тропы, случайно раздавил бабочку. Тревис поднимает ружьё. Щелкает предохранитель. Последняя фраза повторяет название рассказа: «…И грянул гром».

ЗНАЧЕНИЕ
Рассказ часто цитируется в работах по теории хаоса, поскольку иллюстрирует так называемый эффект бабочки. Однако, этот термин появился позже и не связан с бабочкой, раздавленной Экельсом, термин закрепился после опубликования в 60-х годах научной работы Эдварда Лоренца под названием «Предсказуемость: может ли взмах крыльев бабочки в Бразилии вызвать торнадо в Техасе?»"
https://ru.wikipedia.org/wiki/%C8_%E3%F 0%FF%ED%F3%EB_%E3%F0%EE%EC

Неужели Рэй Брэдбери действительно посвятил свой рассказ изложению и популяризации принципа механистического детерминизма?

Отнюдь. Этот "научно-фантастический" рассказ на самом деле - политико-философская притча. Тираннозавр, которого испугался Экельс, - символ тирании. Не убитая бабочка, а страх перед тиранией позволяет диктаторам приходить к власти. Страх "маленького человека" (Экельса) помог фашисту Дойчеру стать президентом Америки. Только в этом смысле убийство Экельса Тревисом выглядит мотивированным.

Значит, уже в начале 50-х Брэдбери видел угрозу фашизма в США.

Вот этот, казалось бы, лежащий на поверхности притчевый смысл рассказа то ли ускользает от его интерпретаторов по причине их политической незрелости, то ли намеренно ими игнорируется.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса