Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Психосоциальная теория личности Э.Эриксона. Биография эрика эриксона

Эрик Эриксон родился в г. Франкфурт в Германии, в семье Карлы Абрахамсен и биржевого брокера, еврея Вальдемара Исидора Саломонсена. На тот момент, когда мальчик появился на свет, его родители уже несколько месяцев не видели друг друга. Записали его как Эрика Саломонсена, однако подлинной информации о его биологическом отце нет. Вскоре после рождения сына, его мать перебирается в Карлсруэ, где устраивается работать медсестрой и выходит замуж второй раз, за педиатра Теодора Хомбургера.

В 1911 г. Хомбургер официально усыновляет мальчика, и тот становится Эриком Хомбургером. Историю его рождения от него тщательно скрывают, и мальчик растёт, не зная, кто его настоящий отец.

Научная деятельность

Эриксон преподаёт в частной школе в Вене, где знакомится с Анной Фрейд, дочерью Зигмунда Фрейда. Именно она разжигает в нём интерес к психоанализу, и Эриксон отправляется постигать эту науку в Венский институт психоанализа.

В 1933 г., во время его учёбы в институте, в Германии к власти приходит нацистская партия, и Эриксону приходится бежать из страны. Вначале он отправляется в Данию, а после переезжает в США, где становится первым детским психоаналитиком в г. Бостоне.

Проработав там некоторое время, Эриксон меняет должности в различных институтах, в том числе и Общеклинической больнице штата Массачусетс, Центре семейного воспитания судьи Бейкера, Гарвардской медицинской школе и Психологической клинике и т.д.

В 1936 г. Эриксон преподаёт в Гарвардской медицинской школе, а также трудится в Институте межличностных отношений при этом университете. Он также находит время для обучения группы детей в резервации сиу в Южной Дакоте.

В 1937 гг. Эриксон оставляет Гарвард и поступает в штат Калифорнийского университета. Он тесно сотрудничает с Институтом социальной защиты детей и занимается частной практикой. Часть своего времени Эриксон посвящает обучению детей племени юрок.

В 1950 г. его личный опыт общения с представителями разных рас, проживающих в различных социальных условиях, приводит к написанию самой известной книги за всю его научную деятельность, «Детство и общество». В этой книге автор и представляет миру собственную теорию «личностного кризиса».

Уволившись из Калифорнийского университета, Эриксон начинает работать и преподавать в Центре Остен Риггс – главном психиатрическом лечебном заведении г. Стокбридж, штат Массачусетс. Там, по роду своей деятельности, он сталкивается с психически неуравновешенными подростками.

В 1960 г. Эриксон возвращается в Гарвардский университет, где проработает до пенсии, после чего, совместно со своей женой, займётся написанием работ на различные темы в психологии.

Основные работы

Главным вкладом в развитие психологии Эриксона была его теория развития личности. Он утверждал, что человек развивается на протяжении всей своей жизни, и определил восемь основных этапов этого развития.

Награды и достижения

В 1973 г. Национальный гуманитарный фонд удостоил Эриксона чести выступить чтецом Джефферсонской лекции – высшей награды США за достижения в области гуманитарных наук. Его лекция имела название «Измерение новой идентичности».

За свои работы, внесшие значительный вклад в развитие психологии, Эриксон получает Пулитцеровскую премию. За книгу «Правда Ганди» (1969 г.) автор награждается Национальной книжной премией США в категории «Философия и религия».

Личная жизнь

В 1930 г. Эриксон женится на Джоан Серсон Эриксон, с которой и проживёт всю свою жизнь. В их семье родилось четверо детей. Его сын, Кай Т. Эриксон, станет выдающимся американским социологом.

В еврейской школе юного Эриксона дразнят за принадлежность к нордической расе, в то время как в немецкой средней школе его обзывают евреем.

Сын отца-датчанина и матери-еврейки, Эрик Эриксон (Erik Erikson) родился в 1902 году в Германии, недалеко от Франкфурта. Его родители развелись еще до его рождения, и мать затем вышла замуж за д-ра Теодора Гомбургера. Маленькому Эрику в течение нескольких лет не говорили о том, что д-р Гомбургер приходился ему отчимом. Позже, подписываясь под своими первыми психоаналитическими статьями, Эриксон использовал фамилию отчима, хотя, когда он натурализовался как американский гражданин в 1939 году, он выбрал отцовскую фамилию.

В отличие от других персонологов, Эриксон не получил ­формального высшего образования после окончания школы. Он учился в «гуманистической гимназии» в Германии и, несмотря на то, что был посредственым студентом, преуспевал в изучении истории и искусства. Вскоре после окончания гимназии, в пику настояниям отчима выбрать профессию врача, Эриксон отправился в путешествие по Центральной Европе. Годом позже он поступил в художественную школу, однако скоро он не смог усидеть на месте и отправился в Мюнхен для обучения в известной Академии художеств. Спустя два года, Эриксон путешествует по Италии, посещает Флоренцию, загорает и бродит по художественным галереям.

В 1927 году «мораторий» на работу закончился, и он был принят по рекомендации школьного товарища Петера Блоса преподавателем в маленькую экспериментальную американскую школу в Вене. Школа была основана Анной Фрейд для детей, чьи родители обучались психоанализу. Некоторые из молодых студентов Эриксона сами подвергались психоанализу, и «гepp Эрик», как его нежно называли, присоединился к ним.

Эриксон начал изучать психоанализ на горном курорте вблизи Вены. Там он, будучи младшим преподавателем, впервые познакомился с семейством Фрейда, а потом был принят кандидатом для занятий в Венском психоаналитическом институте. С 1927 по 1933 годы Эриксон продолжал изучать психоанализ под руководством Анны Фрейд. Это было его единственное формальное академическое образование, не считая свидетельства, выданного Ассоциацией учителей им. Марин Монтессори в Вене.

В Вене Эриксон женился на канадке Джоан Серсон, которая тоже посещала экспериментальную школу Анны Фрейд. В 1933 году семья Эриксона (включая двоих сыновей) отправилась в Копенгаген, где Эриксон попытался получить гражданство и помочь созданию в этой стране центра обучения психоанализу. Когда стало ясно, что эта идея неосуществима, семья эмигрировала в Соединенные Штаты и поселилась в Бостоне, где годом раньше было основано психоаналитическое общество. Следующие два года Эриксон практиковал в Бостоне, специализируясь в лечении детей. Он также был штатным сотрудником клиники Генри Мюррея в Гарварде и занимал должность научного сотрудника по психологии в отделении нейропсихиатрии Гарвардской медицинской школы. Эриксона даже зачислили кандидатом на соискание степени доктора по психологии в Гарварде, но он отказался от этой научной программы после неудач на первом курсе.

В 1936 году Эриксона приняли на должность преподавателя в медицинскую школу Йельского университета. В 1938 году он предпринял экспедиционную поездку в резервацию Пайн-Ридж в Южной Дакоте с целью наблюдения за воспитанием детей у индейцев племени сиу. С этого исследования начался ин Эриксона к изучению влияния культуры на развитие ребенка - тема, которой он уделял много внимания в дальнейшей профессиональной работе.

В 1939 году Эриксон направился в Калифорнию, где подвел итоги своей аналитической работы с детьми и углубился в антропологию и историю. С 1942 он - профессор психологии в Университете Беркли, Калифорния. С этого времени начался интенсивный период глубоких клинических наблюдений и размышлений: Эриксон становится главной фигурой в области психоанализа. Однако его деятельность в должности профессора в Беркли закончилась, когда он отказался присягнуть на лояльность во время антикоммунистической кампании. Позднее он был восстановлен в должности как политически благонадежный гражданин, но предпочел отказаться из солидарности с теми, кто обвинялся в этом же «преступлении». Свою первую книгу «Детство и общество» он опубликовал в 1950 году (она была переработана и переиздана в 1963 году).

Благодаря этой работе он скоро получил мировое признание как ведущий представитель эго-психологии.

В 1951 году Эриксон поступил в Центр Остен Риггс в Стокбридже, штат Массачусетс, - частный центр восстановительной терапии для подростков с психическими нарушениями. Эту работу он совмещал с преподаванием в должности профессора в разных университетах США. В течение следующего десятилетия его труды и исследования вылились в теорию психосоциального развития, первоначально сформулированную в книге «Детство и общество».

В 1960 году, после года работы в Центре передовых исследований в области бихевиоральных наук в Пало-Альто, штат Калифорния, Эриксон снова возвратился в Гарвард, где проработал до 1970 года.

После ухода из Гарварда Эриксон продолжал уделять много времени применению своей схемы жизненного цикла человека к изучению известных исторических личностей и американских детей, преимущественно из групп социальных меньшинств. Его великолепное психобиографическое исследование истоков идеи Ганди о непротивлении злу насилием «Истина Ганди» (1969) получило Пулитцеровскую премию и Национальную книжную премию в области философии и религии. Кроме этого, он опубликовал еще три важных книги: «Молодость Лютера: психоаналитическое и историческое исследование» (1958), «Инсайт и ответственность» (1964); «Идентичность: кризис юности» (1968), а также второе издание «Юность: изменение и вызов» (1963). Роберт Коулз, психиатр из Гарварда и студент Эриксона, подтвердил признание достижений своего наставника в области теории и практики психоанализа в монографии «Эрик Эриксон: плоды трудов». Несмотря на уже немолодой возраст, Эриксон до своей смерти (в 1994 году) продолжал активную деятельность в Центре Эриксона в Кембридже, штат Массачусетс. В число его недавних публикаций вошли: «В поисках общей почвы» (1973); «История жизни и исторический момент» (1975); «Игрушки и рассуждения: стадии ритуализации опыта» (1977); «Идентичность и жизненный цикл» (1979); «Зрелость» (1978); «Целостный жизненный цикл» (1982); «Жизненная вовлеченность в старости» (1986).

ЭРИКСОН ЭРИК.

Известный американский психолог Эрик Эриксон родился во Франкфурте-на-Майне (Германия) 15 июня 1902 г., вырос в Карлсруэ. Его родители по происхождению были датчанами, но, поскольку они развелись до его рождения, маленький Эрик воспитывался в доме отчима-немца. Окончив классическую гимназию, Эриксон больше не получил формального образования.

Эрик Эриксон в юности изучал искусство и начал свою карьеру в качестве портретиста. В 1927 г. он был приглашен другом детства Питером Блосом приехать в Вену, чтобы рисовать портреты детей в экспериментальной школе, основанной Доротеей Бэрлинг-хэм и Анной Фрейд, которой в то время руководил Блос. В это время Эриксон не имел ни малейшего понятия о психоанализе, однако знакомство с Анной Фрейд резко изменило его планы на будущее.

Немного времени спустя Эриксон стал членом педагогического коллектива, наблюдая за детьми и постепенно вливаясь в психоаналитический мир Вены и Фрейдов. Активное освоение теории и практики психоанализа пришлось на 1927-1933 гг. Он стал кандидатом в психоаналитики и прошел обучающий анализ у Анны Фрейд. Необходимо отметить, что Эриксон всю жизнь подчеркивал, что его отношение к идеям 3. Фрейда нельзя назвать иначе, как уважительным и почтительным, однако, продолжая исследование психоанализа, он творчески и весьма критически переосмыслил учение Фрейда и выдвинул собственную оригинальную концепцию развития человека от младенчества до старости.

В 1928 г. Эриксон учится в Венском психоаналитическом институте. Вскоре после его окончания в 1933 г., наряду с другими психоаналитиками по политическим причинам (в это время Эрик жил под фамилией отчима - еврейского педиатра Хомбургера) переехал в США, где его академическая карьера сложилась весьма удачно: он работал в Бостоне; позже переехал в Йель, а затем в Беркли, где проработал более десяти лет, а в конце жизни перебрался в Гарвардский университет. В 1939 г он принял американское гражданство и выбрал себе фамилию Эриксон в честь неизвестного Эрику отца-датчанина.

До начала Второй мировой войны Эриксон совместно с антропологом Микелем занимался тщательным изучением жизни индейцев племени сиу в резервации в штате Южная Дакота. Американская комиссия по делам индейцев была чрезвычайно озабочена низкой эффективностью образования индейской молодежи и вследствие этого заказала Эриксону это исследование. Основательно изучив жизнь индейцев сиу, Эриксон пришел к выводам о том, что весь уклад жизни сиу был разрушен, а новой системы ценностей так и не возникло. В подобных условиях единственным приемлемым выводом стало сохранение и всяческое культивирование прежней системы ценностей: в условиях, когда обретение новой identity (идентичности) невозможно, не остается ничего, кроме как придерживаться идентификационных ориентиров.

В 1950 г выходит, возможно, самая известная книга Эриксона - «Детство и общество», в которой Эриксон подчеркивал огромное значение юности и других периодов в жизни человека. С его точки зрения, «жизненный цикл определяется последовательностью кризисов, которые разрешаются и уступают место новым, благодаря чему индивид реализует свои возможности». Человек в любом возрасте может либо находиться в согласии с самим собой, либо его могут раздирать внутренние противоречия. Эриксон подчеркивал роль широкого спектра воздействий, которые определяют развитие не только в детстве, но и в юности, зрелости и старости.

В книге «Молодой Лютер», опубликованной в 1958 г., Эриксон развил свою теорию формирования тождества личности. Здесь формулируется концепция «моратория» - периода видимого бездействия или отстранения, поиска и размышлений, который у молодых людей предшествует свершениям периода зрелости. Эриксон рассматривает «кризис идентичности» Лютера и способ, каким он преодолевает внутренние конфликты. Книга «Молодой Лютер», помимо своей психологической ценности, имела также художественную значимость, фактически став образцом-нового жанра психобиографии.

В 1968 г. выходит его вторая знаменитая работа «Идентичность-юность и кризис», которую он полностью посвятил раскрытию понятия «идентичность». Идентичность, согласно Эриксону, возникает из взаимодействия детских идентификаций, трансформирующихся в некую новую конфигурацию, в зависимости от тех процессов в обществе, при помощи которых индивид идентифицируется с тем, кем он должен стать Идентичность формируется в процессе актуализации и социализации. Необходимым условием существования идентичности Эриксоном называется «способ жизни», то есть общее мировоззрение, внутренняя логика.

В 1969 г. была издана еще одна психобиография - под названием «Истина Ганди», которая принесла автору национальную премию США и Пулитцеровскую премию.

Эрик Эриксон тщательно исследовал социально-психологические механизмы и способы формирования психосоциальной идентичности в процессе развития и взросления человека. Ему удалось расширить и развить фрейдовскую концепцию психосексуальных стадий развития, связав развитие индивида с социальными нормами. Зрелая личность, по Эриксону, представляет собой продукт как внутрипсихических, так и общественных факторов. Эриксон выделил восемь стадий развития, которые он описал в терминах конфликтов, от разрешения которых на каждой стадии зависит успешность развития. Он свел эти стадии в одну таблицу, над которой работал в течение 20 лет. Эриксон опубликовал ее трижды (1959, 1963, 1968), в настоящее время эта таблица периодизации входит во все учебники по возрастной психологии

Решение этих жизненных задач на каждой стадии, в свою очередь, существенно для прохождения последующих стадий.

Первая стадия: базовое доверие против недоверия Период в жизни ребенка до 1 года, когда устанавливается базовый принцип отношения к себе. Чувство базового доверия как основа здоровой личности возникает из опыта взаимоотношений с теми, кто заботится о ребенке (с матерью в первую очередь), удовлетворяет его потребности, устраняет дискомфорт, создает атмосферу безопасности.

Вторая стадия: автономия против стыда и сомнения. Период становления у ребенка от 1 до 3 лет базовых принципов по отношению к миру. В определяемой Эриксоном «борьбе за самостоятельность» устанавливается баланс любви и ненависти, свободы самовыражения и ее подавленности. Излишне контролируемый родителями ребенок поддается социальной тирании и испытывает стыд и нерешительность.

Третья стадия: инициатива против вины. Период становления полоролевой идентичности ребенка в возрасте от 4 до 5 лет, ухода от прегенитальной привязанности к родителям. Если мир принимает растущую активность, любопытство к вопросам пола, секса, ребенок растет инициативным в межличностном взаимодействии, в противном случае вина ограничивает его открытость реальности.

Четвертая стадия: мастерство против неполноценности. Школьные годы, период с 6 до 11 лет, называется периодом активной социализации. Ребенок как бы «примеряет» социальные роли, развивает необходимые навыки, умения. Чувство мастерства и достижения формируется при наличии подходящих ролевых моделей (учителя, сверстники).

Пятая стадия: идентичность против диффузии идентичности. Подростковый период, от 12 до 18 лет - становление эгоидентич-ности, время активной интеграции личности. Чувство идентичности подростка развивается в его социосексуальной роли и групповой идентификации. Также у подростка развивается чувство профессиональной идентичности. В этом периоде подростку присущи максимализм, приверженность определенным подростковым «идеалам», подражание кумирам, что служит своеобразной защитой от недостатка стабильности в чувстве идентичности.

Шестая стадия, близость против изоляции. Период развития близких отношений с противоположным или собственным полом. Сексуальная идентичность позволяет находить удовольствие в близком общении и заботе о другом человеке. Изоляция возникает из-за потери чувства идентичности.

Седьмая стадия: творчество против застоя. В этой стадии главное - забота о детях и творческой продуктивности.

Восьмая стадия: целостность против отчаяния. Эта стадия представляет собой, по мнению Эриксона, кульминацию жизни. Целостное «эго» личности характеризуется самопринятием и видением ценности собственной жизни Недостаток эго-интеграции сопровождается страхом смерти.

В работе «Образцы сновидений в психоанализе» (1954) Эриксон предлагает интерпретацию одного из наиболее известных в психоанализе сновидений: сновидения об инъекции Ирме (которое приснилось Фрейду и было им же проанализировано).

Эриксон рассматривает сновидение с позиции своей теории развития, обращаясь к переписке Фрейда с его другом Вильгельмом Флиссом с целью понимания того, что было причиной рождения толкования сновидений. 39-летний Фрейд находился на пороге личного, профессионального, интеллектуального кризиса.

Для Эриксона же «это сновидение отягощено исторической необходимостью присниться, чтобы быть проанализированным, и быть проанализированным, чтобы воплотить особую судьбу». С точки зрения Эриксона, Фрейд отчаянно стремился выполнить свое предназначение. Сновидение явилось не для того, чтобы помочь ему разрешить конфликты прошлого, но чтобы дать Фрейду материал, в котором он нуждался, чтобы предложить интерпретативный взгляд на бессознательное, тем самым открывая будущее перед Фрейдом и психоанализом.

Умер Эрик Эриксон в мае 1994 г. Его вклад в науку, взгляды на природу и развитие человека и общества предоставили специалистам и широкой мировой общественности второй половины XX в. замечательную перспективу и новые смыслы. Ему удалось обогатить психологический словарь такими ныне широко используемыми терминами, как «идентичность» (identity), «кризис идентичности», «жизненный цикл» (life cycle) и другие.

Эриксону удалось выйти за рамки мрачного психоаналитического, замкнутого на сексе детерминизма Фрейда и удовлетворить широкую аудиторию, искавшую психологию надежды. Его исследования до сих пор остаются живым, современным и ценным источником исследований и предметом нескончаемых концептуальных дискуссий.

Из книги 100 великих футболистов автора Малов Владимир Игоревич

Из книги 100 великих психологов автора Яровицкий Владислав Алексеевич

БЕРН ЭРИК. Эрик Берн (настоящее имя Леонард Бернстайн) родился 10 мая 1910 г. в канадском городе Монреаль в семье практикующего врача. Его отец умер от туберкулеза в возрасте 38 лет, и сын решил, подобно отцу, связать свою жизнь с медициной: в 1935 г. он получает степень доктора

Из книги Четыре времени года автора Тарасова Татьяна Анатольевна

Эрик Целлер Эрик Целлер - ведущий тренер у себя в стране, как, например, Мюллер в ГДР. Я на соревнованиях встречала его ровно столько, сколько езжу сама. В Будапеште в январе 1984 года он мне сказал, что это его 43-й чемпионат Европы. Надо проверить, правильно я его поняла? И если

Из книги Людовик XIV автора Дешодт Эрик

Эрик Дешодт Людовик XIV

Из книги Психология в лицах автора Степанов Сергей Сергеевич

Из книги О Милтоне Эриксоне автора Хейли Джей

1. Милтон Г. Эриксон: краткая биография (1967) Милтон Г. Эриксон, доктор медицины, известен во всем мире как ведущий практик медицинского гипноза. Его ориги­нальные разработки техники наведения транса, исследования возможностей и ограничений гипнотического опыта, равно как

Из книги Автобиография фальсификатора автора Хэбборн Эрик

Из книги Большая игра. Звезды мирового футбола автора Купер Саймон

Эрик Кантона Август 2009 года1992 год. Эрик Кантона впервые стал чемпионом английской лиги в составе «Лидс Юнайтед». Репортер британского телевидения Элтон Уэлсби, отчаянно пытаясь взять у него интервью, решил обратиться к игроку по-французски: «Magnifique, Эрик!» - «О, вы

Из книги Сериал «Теория Большого взрыва» от А до Я автора Рикман Эми

Джойнер Эрик и другие художники Съемочную площадку «Теории Большого взрыва» украшают рисунки известных художников в научно-фантастическом стиле. Один из таких художников – Эрик Джойнер из Сан-Франциско – прославился причудливыми изображениями роботов, которые

Из книги Век психологии: имена и судьбы автора Степанов Сергей Сергеевич

Э. Эриксон (1902–1994) В 1970 году один из номеров популярного американского журнала «Ньюсуик» вы шел с броским заголовком на обложке «Эрик Эриксон: в поисках идентичности». Главный материал номера был посвящен эпигенетической концепции Э. Эриксона. В этом проявился живой

Из книги Круг общения автора Агамов-Тупицын Виктор

Из книги «В институте, под сводами лестниц…» Судьбы и творчество выпускников МПГУ – шестидесятников автора Богатырёва Наталья Юрьевна

Глава 4. Эрик Хан-Пира Эрик Иосифович Хан-Пира (1927–2011 гг.), лингвист, автор научных, научно-популярных и полемических статей, посвященных вопросам языка, истории и литературы, доцент МПГУ. Окончил литфак МГПИ в 1950 г.На его лекциях на факультете начальных классов всегда был

Из книги Война, блокада, я и другие… [Мемуары ребенка войны] автора Пожедаева Людмила Васильевна

Эрик…! Эрька…! Эричка…! Борька-дыня, у которого голова с белобрысой челкой была вытянута вверх и была похожа на дыню. Борька-моряк, который всегда ходил в матросках разного цвета - синей, голубой и белой, и мне это очень нравилось. У меня тоже была синяя матроска, и тогда я

Из книги Хилтоны [Прошлое и настоящее знаменитой американской династии] автора Тараборелли Рэнди

Глава 4 Эрик: выход из тени Было 14 августа 1958-го, окончание недельных торжеств по случаю последнего приобретения Конрада Хилтона, отеля «Беверли-Хилтон» в Лос-Анджелесе, который только что был открыт для посетителей. Вестибюль был полон людей – кто-то уже снимал номер,

Из книги автора

Глава 4 Баррон, Эрик и Франческа – Разумеется, для меня гостиничный бизнес очень важен, – говорил Баррон Хилтон репортеру, давая интервью для Ассошиэйтед Пресс в своем солидном доме в Холмби-Хиллз. – Но больше всего – семья.Можно было бы заметить, что его отец не всегда

Из книги автора

Глава 5 Эрик и Пэт разводятся В 1985 году прошло уже шесть лет со смерти Конрада. За это время его сын Эрик развелся с Пэт, с которой прожил двадцать девять лет и имел четырех детей; развод был официально расторгнут в 1983 году. «Мы отдалились друг от друга, – сказала Патрисия

Эрик Хомбергер (Эриксон) родился в 1902 году в Германии, неподалеку от Франкфурта. Его воспитывали мать, еврейка датского происхождения, и отчим, работавший педиатром, еврей по национальности, с которым мать познакомилась, когда Эрику было три года. Мальчик не знал, что он незаконнорожденный, считал отчима своим настоящим отцом и носил его фамилию, Хомбергер (Hopkins). Его настоящий отец, датчанин, протестант по вероисповеданию, расстался с его матерью еще до рождения сына. Высокий, голубоглазый блондин, Эрик в большей степени воспринимался окружающими как датчанин. Однако воспитанный в иных традициях, он себя таковым не считал. Позже Эриксон признавался, что именно это - несколько запутанное происхождение - способствовало его острому интересу к идентичности.

В юности Эриксон изучал живопись и странствовал по Европе, мечтая стать художником (Wurgaft). Приятель предложил ему работу: давать уроки изобразительного искусства детям из «окружения Фрейда». Джоан Серсон, будущая жена Эриксона, училась на психоаналитика и познакомила его с психоанализом (любопытно, что в дальнейшем психоаналитиком стал он, а она — художницей). На протяжении Эриксон проходил психоанализ у дочери Фрейда, Анны, после чего был принят в ряды аналитиков как «аналитик светский» — поскольку у него не было медицинского образования. В 1933 году Эриксоны покинули Германию, где антисемитизм приобретал все более агрессивные формы.

Они ненадолго остановились в Дании, а затем отбыли в Соединенные Штаты. Именно тогда, желая подчеркнуть произошедшее в его жизни изменение идентичности, Эрик Хомбергер взял себе фамилию Эриксон.

Эриксон, хотя у него не было степени бакалавра (и даже университетского диплома), работал детским аналитиком и преподавал в Гарварде. Он был принят в Гарвардскую психологическую клинику под руководством Генри Мюррея (Erikaon и стал автором Драматургического теста в хорошо известном исследовательском отчете Мюррея Explorations in Personality (1938). На разных этапах своей карьеры он также сотрудничал с Йельским институтом человеческих отношений, отделением консультативных исследований при Институте человеческого развития в Калифорнийском университете Беркли и Центром Остен Риггс в Беркшире. Помимо клинических исследований и изучения развития личности, он вел антропологические исследования и наблюдал особенности личностного развития в среде двух американских индейских культур: сиу в Пайн Ридж, Южная Дакота, и юрок, калифорнийского племени рыболовов. В период, когда Эриксон был профессором психологии и читал лекции по психиатрии в Калифорнийском университете Беркли, Соединенные Штаты захлестнула волна паники из-за «коммунистического засилья» в сфере образования. В итоге от сотрудников факультета требовали, помимо традиционной, дополнительной присяги на верность конституциям государства и штата. Эриксон и еще несколько человек отказались, что привело к их увольнению, хотя оно и было опротестовано судом. Поскольку Эриксон стал гражданином Америки в зрелом возрасте, а в годы Второй мировой войны по заказу правительства проводил психологические исследования, анализируя речи Гитлера и занимаясь другими изысканиями военного характера (Hopkins), его нельзя было обвинить в антиамериканизме из-за занятой им позиции. Объясняя свой поступок, Эриксон (Erikson) заявил, что антикоммунистическая истерия, спровоцировавшая требование присяги на верность, представляла опасность для исторической роли университета как места свободного поиска истины и смысла, в котором студенты обучаются критическому мышлению. Вне всяких сомнений, подобные взгляды Эриксона подкреплялись личным «знакомством» с германским тоталитаризмом при нацистах.

Хотя Эриксон считал себя фрейдистом, он предложил много теоретических инноваций, подчеркивавших роль социальных факторов в развитии эго. Наиболее показательным является его теоретическое положение о развитии эго на протяжении всей жизни. И я 80 лет он и его жена по-прежнему сохраняли активность, интервьюируя группу пожилых калифорнийцев, чтобы глубже познать особенности этого этапа человеческой жизни (Erikson, Erikson & Kivnick). Эриксон скончался в доме для престарелых в Массачусетсе. 12 мая 1994 года, в возрасте 91 года.

Невзирая на то, что у Эриксона не было «ни медицинского образования, ни какой-либо ученой степени, за исключением сертификата Ассоциации учителей им. Монтессори» (Fitzpatrick), его вклад в психологию преобразил наше понимание человеческого развития и отношений между индивидом и обществом. Наиболее важным вкладом Эриксона была модель развития личности, которая охватывает весь период человеческой жизни. В результате его деятельности концепция развития эго (при том, что она никоим образом не является исключительной заслугой Эриксона (ср. Hartmann; Loevinger) приобрела гораздо большую популярность.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса