Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Произведение грачи прилетели. Описание картины «Грачи прилетели» А.Саврасова

20.04.2017 Оксана Копенкина

Алексей Саврасов. Грачи прилетели. 1871 г. , г. Москва

Старые березы. Неказистые дома. Облупившаяся штукатурка на церковной колокольне. Чёрные грачи. Потускневший снег. Тёмная талая вода.

Казалось бы, ничего примечательного. Никакой феерии красок. Необычного сюжета. Да и размеры картины небольшие. 62 на 48,5 см.

Однако, картина стала культовой. Это самый известный русский пейзаж. По ней пишут сочинения в школе. Мимо неё не пройдёт ни один гид в музее.

Как же пейзаж Саврасова стал таким популярным? Что в нем такого особенного? Есть ли у Саврасова ещё шедевры? Или это его единственное достойное творение?

Необычная композиция

Вот вы взглянули на картину “Грачи прилетели”. На что вы смотрите в первую очередь?

Большинство посмотрит на грачей в ветвях берёз. Потому что это композиционный центр картины. Художник намеренно “ведёт” ваш взгляд сюда. Тонкие полупрозрачные ветки на синем небе совсем не отвлекают наше внимание от птиц.

Важно другое. Это не центр картины. В центре – церковь и дома. Но не они главные герои. В этом “изюминка” работы Саврасова. Смещённый центр композиции в правый верхний угол полотна.

У Саврасова есть ещё одна картина “Грачи прилетели”, написанная 10 лет спустя. На ней берёзы с грачами находятся как раз по центру.

Как вы понимаете, это работа почти не известна. Хотя на ней те же детали. Та же церковь. Те же дома.

Алексей Саврасов. Грачи прилетели. 1880-е гг. Астраханская картинная галерея. Wikipedia.org

Эффект бескрайнего пространства

Несмотря на малые размеры полотна, на картине изображено большое пространство. За церковью – бескрайние просторы с талым снегом. Скорее всего, вы их даже не сразу заметите. Настолько ваше внимание будут удерживать грачи и берёзы.

Но бессознательно это влияет на наше восприятие. Вы ощущаете величие природы. И перестаете замечать, что картина небольшая.

Саврасов был мастером в изображении пространств. Ничего удивительного, что бескрайняя даль и на его “Грачах”.


Алексей Саврасов. Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода. 1871 г. Нижегородский художественный музей. Wikipedia.org

Ещё один важный момент. По бокам картины часть берёз “срезаны” рамой.

Этот приём придуман не Саврасовым. Такой эффект “занавеса” можно увидеть ещё у первого русского пейзажиста Семёна Щедрина (18 век).


Семён Щедрин. В царскосельском парке. Конец 18 века. , г. Москва

Но “занавес” у Саврасова приобретает совсем другое назначение. У Щедрина он добавляет камерности, уюта. В “Грачах” же, наоборот, расширяет пространство. Заставляет нас мысленно продолжить пространство вширь.

Проверьте себя: пройдите онлайн-тест

“Русскость” пейзажа

Есть в картине много деталей, которые придают ему так называемую “русскость”.

Как ни крути, наша сельская глушь всегда немного неряшлива, с налётом старины. Мы и сейчас в деревне вряд ли увидим ряды аккуратных домиков с разукрашенными заборчиками.

Но эта потрепанность как раз и мила русскому человеку. Это нам ближе, чем яркие сады и весёлые домики французских или итальянских пейзажей.


Алексей Саврасов. Грачи прилетели (фрагмент). 1871 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва

Красивое в неприглядном

Саврасов как будто специально выбирает самое неприглядное время года. До него раннюю весну русские художники не изображали.

Согласитесь, проще написать куст цветущей сирени на фоне аккуратного заборчика и дорожки с гравием. Чтобы было приятно смотреть. А тут слякоть, потемевший снег, кривые деревья.

Зачем же художник намеренно усложнил себе задачу? Выбрав для пейзажа конец марта.

Возможно, чтобы мы ощутили настроение художника. Которое легче обозначить как раз на таком фоне.

Первый лирический пейзаж

Критики сразу разглядели в “Грачах” высокую поэзию. Как выразился Александр Бенуа, “в картине есть не просто вода, снег и воздух. В ней есть душа”.

Что это значит? Куда смотреть, чтобы эту душу разглядеть? И почему картину Саврасова называют самым первым лирическим пейзажем?

В 19 веке в России было два вида пейзажа. Эпический и романтический.

Самые известные эпические пейзажи – это “На пашне” Клодта и “Рожь” Шишкина. Это повествовательные пейзажи. О сельских жителях. Об их тяжелом и важном труде. О вечном течении времени.

На них вы видите низкий горизонт. Бесконечное пространство. Спокойное величие природы. Это скорее философский пейзаж.

Сверху: Михаил Клодт. На пашне. 1878 г. Государственная Третьяковская галерея. Снизу: . Рожь. 1872 г. Третьяковская галерея

Ещё были пейзажи романтические. Самые известные из них – “Девятый вал” Айвазовского и “Дуб, раздроблённый молнией” Воробьева.

Природа у художника-романтика эмоциональна. Часто с преувеличенными или даже выдуманными эффектами. Как, например,. А ещё это противоборство стихий. Или борьба человека с природой. Это драматический пейзаж.

Слева: . 1850 г. Государственный Русский музей, г. Санкт-Петербург. Справа: Максим Воробьев. Дуб, раздроблённый молнией. 1842 г. Государственная Третьяковская галерея, г, Москва

Саврасов пошёл другим путём. В его “Грачах” можно разглядеть немного философии. Едва ли драму. Но в них много лирики. Потому что художник добавил своё собственное отношение к природе.

Чувствуется его безграничная любовь к родине. К русской глубинке. Он вплетает в картину душевное тепло. Выходит трогательно. Поэтично.

Сберегла берёза от зимы седой
Гнёзда птичьей стаи, что спешит домой…

(Э. Терешкин)

Были ли у Саврасова другие шедевры?

Шедевров у Саврасова не так много. “Грачи” были созданы в сложный период его жизни. Академия художеств лишила его казённой квартиры. Умерла новорожденная дочь.

Лишь “Проселок” можно назвать ещё одним шедевром. Который по значимости уступает лишь картине “Грачи прилетели”.


Алексей Саврасов. Просёлок. 1873 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва

Спустя 10 лет после написания картины “Грачи прилетели” жизнь Саврасова пошла под откос. Он серьёзно страдал алкоголизмом. Искусствоведы так и называют его работы с 80-х годов 19 века – “пьяный Саврасов”.

Грачи иногда “возрождались” в рисунках. Которые он наспех набрасывал, чтобы продать на ближайшем рынке за 2 рубля.

Алексей Саврасов. Грачи прилетели. 1894 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва. Wikipedia.org

Саврасову было не суждено оставить обширную галерею шедевров, как его современнику Айвазовскому или ученику Левитану.

Вконтакте


История художника А. Саврасова - одна из многих, подтверждающих идею о том, что человек должен найти свое истинное призвание. Будучи подростком, он продавал свои акварели торговцам из Москвы, а после, поступил в училище живописи, ваяния и зодчества. Сильное влияние на мировоззрение живописца оказало творчество Венецианова - гармония его полотен затронула душу Саврасова.

Московское общество любителей художеств предоставило талантливому молодому человеку средства на обучение в Европе. По возвращению домой, он обратился к мотивам деревенской жизни. До Саврасова неброская красота природы считалась недостойной внимания - общество того времени боготворило итальянские виды, руины Древнего Рима, заграничные закаты и восходы, полные романтики. Так что картина «Грачи прилетели» произвела настоящую революцию в искусстве того времени.

Интересна история появления на свет этого полотна. Село Молвитино неподалеку от Костромы было большим живым центром с красивой церковью, построенной в начале XVIII века. Ее колокольня с кокошниками, украшавшая остроконечный шатер, небольшие купола белого храма были одними из тысяч на просторах царской России. Легенды села рассказывали, что именно отсюда родом Иван Сусанин.

Саврасов оказался в Молвитино весной 1871 года и практически сразу начал работать над этюдами глубинки. Художник любил весну, и на его карандашных набросках оживали березы, освещаемые солнцем, и слышалась музыка капели с крыш домов, журчания первых весенних ручейков.

Церковь живописец хотел изобразить давно. Он искал точку, с которой она будет лучше всего просматриваться и однажды остался там до самого вечера. Произошло то, что должно было рано или поздно произойти - природа околицы, пьянящий аромат мартовского воздуха подарили ему вдохновение. Этюд будущей картины был нарисован на удивление быстро.

«Грачи прилетели». Уже само название дарит каждому из нас ощущение весны, поры рассвета природы, жизненной энергии и целую гамму непонятных, но прекрасных и захватывающих чувств. Картина не представляет на суть зрителя символичные образы, она проста и понятна, а поэтому, близка каждому человеку.

Обычный весенний немного сероватый день. Коряво изогнутые березки на холме просто облепили грачи. Они галдят и деловито вьют новые гнезда или обновляют старые. Весенняя свежесть витает в воздухе, а проталины на снегу отражают голубое небо, спрятанное за сизыми облаками. Дощатые заборы домов не могут скрыть маленькую церквушку с облупленными стенами. Купол ее лишь подчеркивает типичность русской деревни и широту русской души. Чуть дальше видны поля, на которых скоро будет пахота, но пока на них еще лежит снег. Нежно-лиловые перелески дополняют горизонт. Где-то там, вдалеке течет своим чередом повседневный ход жизни, и лишь легкий ветерок объединяет его и природу в единое целое.

На переднем плане полотна - снег. Он грязный и тусклый, без бликов, на нем - лишь серые тени берез, унылых и изломанных. По мутному пепельному небу плывут облака. Из-за обилия серых красок деревенский пейзаж на первый взгляд довольно зауряден. Однако, это лишь поначалу. Яркие живые краски в него вносит светлая церквушка, проталина с водой и чудом прорвавшийся луч света. Кроме этого, Саврасов - один из немногих художников, кто умел изображать воздух. Полотно дышит, оно наполно свежестью весны и ее теплым дыханием, это подчеркивает необычность освещения. Передний план картины написан так, что березы, снег и галдящие грачи изображены против света. Таким образом, картина кажется исполненной приглушенными красками, что лишь подчеркивает неизбежность будущей весны.

Утро года здесь основное действующее лицо, оно гармонично во всей картине. Живописец сумел изобразить не просто статичный пейзаж, а охватить неуловимые явления природы, создав поразительное ощущение жизни. Энергия единит все - птиц, талый снег, дымок из труб на избах, их невидимых обитателей, купола церкви. В картине присутствует движение, что проявляется уже в ее названии - «Грачи прилетели», птицы летают над гнездами, березы кажутся живыми, они тянуться к небу. Звуковых эффектов автор достигает невероятных - вы уже слышите, как галдят беспокойные вестники весны, как журчит вода и падает с крыш изб капель, то есть, ощущаете эту прелесть весеннего настроения.

Сейчас картины на весеннюю тематику настолько растиражированы, что от них рябит в глазах. Некоторые художники зарабатывают на хлеб тем, что раз в год пишут серию полотен весеннего цикла. Однако в 1871 году, когда эта картина предстала перед глазами публики на выставке в Петербурге, ей не нашлось равных. Это была революция, новое видение мира, которое смогло уместиться на небольшом полотне (каталоги называют его «масло, холст, 62 см в высоту и 48, 5 в ширину»). Величавые пейзажи Шишкина, Куинджи, Крамского и Перова были больше не актуальны. Скромный деревенский вид превзошел классику, и на сегодняшний день эта картина бешено популярна. Петр Третьяков сразу же приобрел полотно, а через год Саврасову поступил заказ на повторение работы. С тех пор художник сделал более 10 реплик картины - каждый хотел иметь в своем доме кусочек весны.

Интересно, что в 1997 году Центральный банк России выпустил двухрублевую монету, на которой изображен портрет художника и фрагмент из его «Грачей». Этот дензнак был приурочен к 100-летию со дня смерти автора данной картины. Еще один не менее поразительный факт - в той самой молвитинской церкви с полотна Саврасова сейчас находится музей Ивана Сусанина.

Повторить подобный успех и стиль картины «Грачи прилетели» не удавалось никому, даже самому художнику. Полотно - порождение его минутного порыва, вдохновения, подкрепленного истинным талантом, а вдохновение, как известно, особое чувство.

В русском фольклоре есть поговорка о том, что грач может расклевать зиму - так начинается встреча весны. Саврасовский холст и поражает тем, что автор передал не только преображение всего живого, а и обновление внутреннего мира человека, который живет в единении с природой.

Среди всех картин, символизирующих наступление какого-то времени года, показывающих природу и определенное настроение, работа А.К. Саврасова «Грачи прилетели» является одной из самых интересных, узнаваемых и ярких. Полотно было написано в 1871 году, и практически сразу стала интересна для людей. Она привлекла к себе внимание современников, прежде всего, это произошло, потому что картина отдает простотой, несмотря на то, что несет в себе сильные образы, говорит о смене погоды и ощущений. Шедевр уже вскоре после написания был приобретен известным меценатом и добавлен в коллекцию Третьякова.

Основная идея картины

Картина говорит о том, что природу вскоре ждут серьезные изменения. Она говорится к приходу весны, к пробуждению после длительной зимы. Нельзя не отметить, что в картине нет прямых «слов» о том, что близится наступление весны. Здесь все состоит из намеков, которые автор сумел преподнести таким образом, что они не выбиваются из общей картины, а гармонично дополняют друг друга, показывая, что вскоре наступит самое долгожданное время года - весна.

Момент, изображенный на картине

На картине изображена не природа в целом, а непосредственный момент, который говорит нам о том, что вот именно сейчас приближение весны чувствуется особенно остро. Такие моменты бывают, когда, например, человек, идет по улице в зимней одежде, он суров и погружен в свои мысли. Но вдруг он решает поднять глаза, и тут понимает, что природа и все вокруг него сильно изменилось. Он видит, что небо стало синее, что солнышко начало ярче светить, а снег уже не такой холодно-неприступный, как раньше, а практически растаял, сменившись звонкими ручьями, а где-то вдали слышно пение птиц, которые радуются приближению весны.

Что можно увидеть на полотне

На картине совершенно привычный пейзаж, здесь можно различить природу, которая пока что находится в состоянии зимней спячки, однако уже есть все предвестники скорого наступления весны.

Можно сказать, что это уже почти что весна. На переднем плане в картине можно увидеть уже не белоснежный снег, а грязный, немного растаявший. О том, что на картине весна, нам также говорят:

  • Большого размера проталина, расположенная в правой части картины;
  • Луч весеннего солнца, который тайком освещает всю картины;
  • Особенное дыхание дает картине ощущение воздуха, в изображении которого Саврасову попросту не было равных.

Присмотревшись к этим деталям можно точно понять, что перед нами на картине наступление весны.

Похожие статьи

Исаак Левитан является признанным мастером кисти. Особенно он известен тем, что ему удавалось создание картин, раскрывающих красоту природы, изображающих какой-либо красивый пейзаж, который на первый взгляд кажется совершенно обыкновенным...

История художника – одна из многих, подтверждающих идею о том, что человек должен найти свое истинное призвание. Будучи подростком, он продавал свои акварели торговцам из Москвы, а после, поступил в училище живописи, ваяния и зодчества. Сильное влияние на мировоззрение живописца оказало творчество Венецианова – гармония его полотен затронула душу Саврасова.

Московское общество любителей художеств предоставило талантливому молодому человеку средства на обучение в Европе. По возвращению домой, он обратился к мотивам деревенской жизни. До Саврасова неброская красота природы считалась недостойной внимания – общество того времени боготворило итальянские виды, руины Древнего Рима, заграничные закаты и восходы, полные романтики. Так что картина «Грачи прилетели» произвела настоящую революцию в искусстве того времени.

Интересна история появления на свет этого полотна. Село Молвитино неподалеку от Костромы было большим живым центром с красивой церковью, построенной в начале XVIII века. Ее колокольня с кокошниками, украшавшая остроконечный шатер, небольшие купола белого храма были одними из тысяч на просторах царской России. Легенды села рассказывали, что именно отсюда родом Иван Сусанин.

Саврасов оказался в Молвитино весной 1871 года и практически сразу начал работать над этюдами глубинки. Художник любил весну, и на его карандашных набросках оживали березы, освещаемые солнцем, и слышалась музыка капели с крыш домов, журчания первых весенних ручейков.

Церковь живописец хотел изобразить давно. Он искал точку, с которой она будет лучше всего просматриваться и однажды остался там до самого вечера. Произошло то, что должно было рано или поздно произойти – природа околицы, пьянящий аромат мартовского воздуха подарили ему вдохновение. Этюд будущей картины был нарисован на удивление быстро.

«Грачи прилетели». Уже само название дарит каждому из нас ощущение весны, поры рассвета природы, жизненной энергии и целую гамму непонятных, но прекрасных и захватывающих чувств. Картина не представляет на суть зрителя символичные образы, она проста и понятна, а поэтому, близка каждому человеку.

Обычный весенний немного сероватый день. Коряво изогнутые березки на холме просто облепили грачи. Они галдят и деловито вьют новые гнезда или обновляют старые. Весенняя свежесть витает в воздухе, а проталины на снегу отражают голубое небо, спрятанное за сизыми облаками. Дощатые заборы домов не могут скрыть маленькую церквушку с облупленными стенами. Купол ее лишь подчеркивает типичность русской деревни и широту русской души. Чуть дальше видны поля, на которых скоро будет пахота, но пока на них еще лежит снег. Нежно-лиловые перелески дополняют горизонт. Где-то там, вдалеке течет своим чередом повседневный ход жизни, и лишь легкий ветерок объединяет его и природу в единое целое.

На переднем плане полотна – снег. Он грязный и тусклый, без бликов, на нем – лишь серые тени берез, унылых и изломанных. По мутному пепельному небу плывут облака. Из-за обилия серых красок деревенский пейзаж на первый взгляд довольно зауряден. Однако, это лишь поначалу. Яркие живые краски в него вносит светлая церквушка, проталина с водой и чудом прорвавшийся луч света. Кроме этого, Саврасов – один из немногих художников, кто умел изображать воздух. Полотно дышит, оно наполно свежестью весны и ее теплым дыханием, это подчеркивает необычность освещения. Передний план картины написан так, что березы, снег и галдящие грачи изображены против света. Таким образом, картина кажется исполненной приглушенными красками, что лишь подчеркивает неизбежность будущей весны.

Утро года здесь основное действующее лицо, оно гармонично во всей картине. Живописец сумел изобразить не просто статичный пейзаж, а охватить неуловимые явления природы, создав поразительное ощущение жизни. Энергия единит все – птиц, талый снег, дымок из труб на избах, их невидимых обитателей, купола церкви. В картине присутствует движение, что проявляется уже в ее названии – «Грачи прилетели», птицы летают над гнездами, березы кажутся живыми, они тянуться к небу. Звуковых эффектов автор достигает невероятных – вы уже слышите, как галдят беспокойные вестники весны, как журчит вода и падает с крыш изб капель, то есть, ощущаете эту прелесть весеннего настроения.

Сейчас картины на весеннюю тематику настолько растиражированы, что от них рябит в глазах. Некоторые художники зарабатывают на хлеб тем, что раз в год пишут серию полотен весеннего цикла. Однако в 1871 году, когда эта картина предстала перед глазами публики на выставке в Петербурге, ей не нашлось равных. Это была революция, новое видение мира, которое смогло уместиться на небольшом полотне (каталоги называют его «масло, холст, 62 см в высоту и 48, 5 в ширину»). Величавые , , и были больше не актуальны. Скромный деревенский вид превзошел классику, и на сегодняшний день эта картина бешено популярна. Петр Третьяков сразу же приобрел полотно, а через год Саврасову поступил заказ на повторение работы. С тех пор художник сделал более 10 реплик картины – каждый хотел иметь в своем доме кусочек весны.

Интересно, что в 1997 году Центральный банк России выпустил двухрублевую монету, на которой изображен портрет художника и фрагмент из его «Грачей». Этот дензнак был приурочен к 100-летию со дня смерти автора данной картины. Еще один не менее поразительный факт – в той самой молвитинской церкви с полотна Саврасова сейчас находится музей Ивана Сусанина.

Повторить подобный успех и стиль картины «Грачи прилетели» не удавалось никому, даже самому художнику. Полотно – порождение его минутного порыва, вдохновения, подкрепленного истинным талантом, а вдохновение, как известно, особое чувство.

В русском фольклоре есть поговорка о том, что грач может расклевать зиму – так начинается встреча весны. Саврасовский холст и поражает тем, что автор передал не только преображение всего живого, а и обновление внутреннего мира человека, который живет в единении с природой.

Художник Алексей Саврасов сотворил сие замечательное произведение искусства в 1871 году. Эта дата на тот момент совпадала открытием общества передвижных выставок, где художник принимал активное участие многие годы.

Картина Грачи прилетели, по сей день считается одним из наиболее заметных творений Алексея Саврасова, Этюды и быстрые эскизы к данному полотну создавались Саврасовым в нынешнем селе Сусанино, что в Кострмской области. Правда тогда это поселение называлось по другому Молвитино, переименованное в неспокойные советские времена в 1939 году.Конечно, когда картина была создана ее не смог не заметить Павел Михайлович Третьяков, сразу же выкупивший данный экспонат выставки. Это покупка была уже не первая, до этого известный меценат выкупил у Саврасова 3 понравившиеся ему работы.

Какое то время картина с грачами демонстрировалась в Московском обществе любителей изобразительного искусства. и даже на какое то время популярность ее перекрывала работы таких известных коллег, как, Ивана Шишкина и Архипа Куинджи.

Чуть позже полотно было продемонстрировано и в стольном Петербурге, имигрирую с одной выставки к следующей. После всех этих передвижных выставок сей шедевр опять возвращают ее собственнику меценату Третьякову, в доме чьем подобные экспонаты украшают его гостинные и рабочие кабинеты. Сама галерея в которой соберется вся основная коллекция будет сооружена несколько позже.Успех этого произведения был конечно неожиданным, посыпались повторные заказы, коих было несколько.

На улице весна вступает в свои права. Голубое небо застлано облачками с пробивающимся сквозь них мягкими солнечными лучами, вынуждающие деревцам откидывать тени на мартовский талый снег. Хилые замерзшие за зиму извилистые березки с оккупировавшимися на них только, что прилетевшими на родину грачами, озабоченно занимаются плетением из веточек свои гнезды и тем самым подчеркивают жизненный весенний уклад в картине.

Грачи прилетели довольно таки привычна нашему восприятию, Сразу мысленно приходит на ум впечатление о знакомых местах, которые, только недавно посещал и видел большое множество раз. За любимыми нашему сердцу русскими березками и имигрировавших с юга грачами виднеется деревянный забор, простые крестьянские хаты и как украшение любого села симпатичная церковь, с привычным нам всем обветшалым фасадом и давно не ухоженной крышей колокольни.

По убеждению везде досужих искусствоведов, церковь которую писал художник называлась Воскресенской церковью, которую и сегодня можно полицезреть, правда церковные службы там давно не ведуться и в сие заведении музей Ивана Сусанина. Ближе к горизонту художник показал пашни, местами с не растаявшим грязноватым снегом и проталинами. Знакомая картина, не смотря на то, что сегодня 21 век, подобный пейзаж можно увидеть и сегодня в различных окрестностях необъятной матушки России.

Сегодня картину с Саврасовскими грачами в оригинале можно полицезреть в залах Третьяковки В Москве. Ее размер 62 на 48.5 см

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса