Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Пример милосердия в капитанской дочке. Сочинение на тему «милосердие в произведении «Капитанская дочка. «Капитанская дочка» - тема сострадания и милосердия

«Капитанская дочка» - тема сострадания и милосердия

"…Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека…"

Милосердие и сострадание - это те главные нравственные ориентиры, соотнося с которыми свою жизненную философию, человек сможет сохранить не только себя как личность, но и воссоздать на земле Царствие Божие: мир добра, красоты и справедливости. Именно о нем мечтали многие поколения русских писателей. И в этом процессе духовного созидания особая роль принадлежит А. С. Пушкину. Ему, поэту-пророку, Богом был дарован талант "глаголом жечь сердца людей", пробуждая "чувства добрые" в их душах. На каких основах должна строиться жизнь - в особенности в смутные переходные ее периоды, когда ставятся под сомнение сложившиеся традиции и нормы морали? Этот вопрос был принципиальным для Пушкина - человека и художника.

Вспомним известный эпизод из жизни поэта… Возвращенный в 1826 г. Николаем I из ссылки, он предстал перед императором, который задал прямой вопрос: "Пушкин, принял ли бы ты участие в 14 декабря, если б был в Петербурге?" Тот, будучи человеком чести, мужественно ответил: "Непременно, государь, все друзья мои были в заговоре, и я не мог не участвовать в нем. Одно лишь отсутствие спасло меня, за что я благодарю Бога!" Смысловая двойственность пушкинской фразы несомненна. Видимо, "отсутствие спасло" не только от царской немилости. Тогда от чего же? В повести "Капитанская дочка", законченной за несколько месяцев до смерти, был дан ответ - плод размышлений целой жизни. "Молодой человек! - как будто с завещанием обращается к нам Пушкин, - если записки мои попадут в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений". Ну и, конечно, это знаменитое место о русском бунте: "Не приведи Бог видеть русский бунт - бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды, или не знают нашего народа, или уж люди жестокосердые, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка - копейка". Яснее не скажешь… Это позиция гуманиста, душа которого противится насилию в любых его проявлениях и одновременно мучается в замкнутом круге неразрешимых внутренних противоречий: ведь был же тот вышеупомянутый ответ царю! В "Капитанской дочке" нигде честь не противостоит совести, а вот в жизни все могло быть - и было - гораздо трагичней.

Какую же нравственную опору выбрать? Что не подведет? Чести, как таковой, недостаточно: жизнь со всеми ее драматическими перепетиями оказывается сложнее. Честь слишком хрупка - сама требует защиты. Если не оступишься, не смалодушничаешь сам, так на этот случай всегда готова клевета… Об этом тоже повесть Пушкина. И не случайно глава "Суд" имеет эпиграф: "Мирская молва - морская волна". Рассчитывать на то, что можно во всех случаях сохранить о себе отличное мнение, не приходится: слишком слаб человек нравственно, и судимый, и судящий… Чем руководствоваться? За что же держаться? Ответ автора "Капитанской дочки" однозначен: держаться нужно за свою совесть, за честь в глазах Бога. Это поможет сохранить честь и в глазах людей.

Но как непосредственно в жизни следовать этому совету? И "Капитанская дочка" подсказывает: надо быть милосердным.

достоинство человека и его честь.

Итак, в чем же состоит смысл повети? Пожалуй, его можно сформулировать следующим образом: взаимоотношения человека с человеком перед лицом Истины, перед лицом Бога. На жизненной дороге встретились двое: один - нравственные нормы "преступить сумевший", другой - твердо держащийся законов чести и совести. И эта противопоставленность придает особую драматичность и остроту событиям, свидетелями которых мы становимся.

тулуп. Прижимистый Савельич ропщет:

подарок бессмыслен, "он его пропьет, собака, в первом кабаке". Да и не налезет этот юношеский тулуп на пугачевские "окаянные плечища"! С точки зрения здравого смысла Савельич прав. Однако автор пишет, передавая мысли Гринева: "Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком". Тут не в тулупе дело… Тут впервые промелькнуло между офицером и беглым казаком нечто иное… Это не только проявление благодарности, хотя она, несомненно, явилась главным мотивом поступка Петруши. В

какой-то момент юный герой повести ощутил жалость, сострадание: человеку холодно, а этого не должно быть, и нельзя проходить безразлично мимо нуждающегося в помощи, потому что это безнравственно и даже кощунственно. Сделав шаг навстречу "страшному мужику", Петр Андреич поступил, что называется, по совести. Все это и почувствовал Пугачев. Потому так и радуется он подарку. Потому и такое теплое напутствие Гриневу: "Спасибо, ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей".

смертной казни: "… я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от своих недругов". Но сколь несоразмерны услуга и воздаяние: стакан вина, заячий тулуп и… жизнь, подаренная офицеру вражеского войска. Каким же законом управляется поведение Пугачева? Думаю, все тем же законом совести, которым так часто пренебрегают в этом мире, но которого нет выше и благороднее. Пугачев не может не помиловать Гринева, так как перечеркнуть то внутреннее человеческое единение, которое оба ощутили при первой встрече, значило бы уничтожить в себе самом нечто самое дорогое, самое святое. Потому-то напряженный и драматический диалог, в котором Петр Андреич, следуя совести своей и чести, отказывается присоединиться к восставшим (рискуя отчаянно), имеет такой примиряющий финал: "Так и быть, - сказал он (Пугачев), ударяя меня по плечу. - Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь".

О чем, ваше благородие, изволил задуматься? - Как не задуматься, - отвечал я ему. - Я офицер и дворянин; вчера еще дрался противу тебя, а сегодня еду с тобой в одной кибитке, и счастие всей моей жизни зависит от тебя. - Что же? - спросил Пугачев. - Страшно тебе?

И ты прав, ей-богу, прав! - сказал самозванец. - Ты видишь, что я не такой еще кровопийца, как говорит обо мне ваша братья.

Во всех перепетиях откровенного и рискованного разговора, который ведет с Пугачевым герой Пушкина, направляет последнего, питает надежду опять милосердие, хотя и о достоинстве офицера Гринев никогда не забывает. Он понимает, что нарушил кодекс дворянской чести. И это тяготит Петра Андреича, который в ходе жизненных испытаний постигает нравственные законы, куда более значимые, чем набор представлений о сословной исключительности.

злобы, зависти, неспособности простить. Отвергнутый Марьей Ивановной, он вступает на путь Каина путь насилия, предательства, мести который ведет его не только к гибели физической, но - что несравнимо хуже - к духовному самоубийству. Швабрин не изнуряет себя вопросами морали, нравственного выбора или проблемами чести. Муки совести ему незнакомы. Собственное "я" для этого человека - единственная ценность. За эгоизм, отход от Божьей правды Швабрин в повести наказан. Но Гринев, как и сам автор, не торжествует над униженным врагом: это согласно христианской морали стыдно. Поэтому и отворачивается от поверженного недруга любимый герой Пушкина - и в этом опять милосердие целомудренной, совестливой души.

Счастливый конец "Капитанской дочки" - вовсе не слащавая подачка читателю "романтической повести", а следствие глубочайшей уверенности писателя - гуманиста в том, что человеческая история имеет свой смысл, что падший мир держится все-таки на добре, главными составляющими которого являются совесть и милосердие, достоинство и сострадание.

Аргументы на тему «Месть и великодушие» в повести «Капитанская дочка»

Самое главное в итоговом сочинении – это примеры из литературы. Поэтому так важно уделить время на прочтение качественных подборок с аргументами, которые раскроют основные темы в рамках одного направления.

Примеры повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» помогут доказать любое утверждение о великодушии и мести.

Аргументы великодушия:

  • В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» великодушие присуще Пугачеву, когда, несмотря на репутацию разбойника, он поступает по совести: спасает жизнь Петру Гриневу, который в свое время проявил доброту к бунтарю. Благородство он проявляет и к Марье Мироновой, отпуская ее из крепости. За справедливость Гринев ценит Пугачева, поэтому казнь бунтаря вызывает у Петра грусть.
  • Великодушие проявляет один из героев повести Пугачев. Его заметно в общении с Петром Гриневым. Пугачев не забыл сделанное ему добро. Благодаря этому молодой человек остался в живых. Благородно поступил Пугачев, когда отпустил Машу Миронову, хотя мог и не спасать девушку, она была дочерью коменданта крепости. Гринев ценил человеческие качества Пугачева, ему даже было жалко, что его предадут казни.
  • Петр Андреевич Гринев – главный герой произведения. В самом начале молодой человек выглядит легкомысленным, но благородным: он честно отдает Зурину проигранные сто рублей, хотя Савельич пытается его отговорить. Более того, он приглашает Пугачева, который во время снежной бури проводил их до постоялого двора, выпить чаю и дарует ему свой заячий тулуп, потому что тот «одет слишком легко». Юноша мог на словах отблагодарить вожатого, однако ему хотелось сделать приятное тому, кто помог ему в трудной ситуации. Когда Петр взрослеет, его доброта превращается в великодушие. Он спасает Марью из плена Швабрина, рискуя жизнью и карьерой. Как мы видим, человек не рождается обладателем великой души, он становится им со временем.
  • После дуэли Гринев просит за своего соперника, Швабрина, чтобы его отпустили из-под ареста, хотя тот говорил много гадких слов о его возлюбленной и даже сильно ранил его. Но главный герой не отличался злопамятностью, к тому же он сблизился с Машей и, чувствуя себя очень счастливым, не хотел оставлять какие-либо недомолвки и негативные эмоции. Юноша понимал мотивы конкурента и решил его простить: «В клевете его видел я досаду оскорбленного самолюбия и отвергнутой любви и великодушно извинял своего несчастного соперника». В поведении героя мы видим истинное великодушие, которым он отвечает на месть Алексея. Только так можно победить месть, остановив ее круговорот среди людей. Нельзя отвечать злом на зло, иначе оно никогда не остановится. Петр избавил себя от тяжести мщения и стал счастливым.
  • Безусловно, одним из бескорыстных и великодушных персонажей в повести является Савельич. Он любит своего молодого господина, прощает ему все его обидные слова, не доносит на него, хотя тот совершает много опрометчивых поступков (проигрывает деньги, отдает хороший тулуп, ввязывается в поединок). Великодушие Савельича настолько велико, что оно перерастает в готовность пожертвовать собой ради барина: слуга просит Пугачева помиловать «барского дитятю» и повесить вместо него самого Савельича. Возможно, добродетель дядьки отразилось на характере воспитанника, который не держит зла на людей и готов отдать свою жизнь за других. Очевидно, что человека можно научить доброте, милосердию и великодушию, показывая ему достойный пример для подражания. Это не так сложно, зато очень важно.
    • Пугачев, хоть и кажется главным отрицательным героем в повести, тем не менее, совершает великодушные поступки. Во время казни он не сразу узнает Гринева, но, увидев Савельича, вспоминает доброту юного дворянина и решает его помиловать. Когда Петр Андреевич отказывается целовать ему руку, он не злится и только усмехается: «Его благородие, знать, одурел от радости». Пугачев прекрасно понимает, что тот не воспринимает его как царя, но он помнит доброе к себе отношение и оправдывает офицера перед мятежниками. Эта черта характера обеспечивает герою популярность в народе, ведь он ввязался в эту войну, чтобы помочь всем угнетенным и бедным людям отстоять свои права. Общество всегда ценит великодушие, поэтому оно идет за бунтовщиком, несмотря на его незаконный статус. А вот Екатерина Вторая – мстительная императрица. Она готова обрушить все кары на провинившихся подданных. Видимо, из-за этого простые люди сочувствуют мятежникам и идут против царицы.
    • После откровенного разговора, в ходе которого главный герой признается, что не нарушит клятву и не присоединится к восстанию, самозванец дарует ему свободу. Его впечатляет честность юноши, и он великодушно его отпускает, больше не пытаясь переманить на свою сторону. Главарь мятежников, хоть и жестокий мужчина, способен на великодушные поступки и не боится осуждения соратников. Кроме барина, он помиловал Савельича, который в лицо называет Пугачева злодеем и перед тем, как покинуть осажденную крепость, требует денег за украденное имущество и дарованный ранее тулуп. Слуга поступает безрассудно – ему просто повезло, что «Пугачев был, видно, в припадке великодушия» и не приказал его повесить. Очевидно, великодушие вовсе не означает доброту. Мятежника никак нельзя назвать добряком, он идет к власти по трупам. Однако душа у него действительно полна величия, ведь он жертвует собой, защищая интересы народа. Как мы видим, доброта – это свойство характера, которое проявляется в отношении к миру, а великодушие – разовое проявление благородства души, это всегда поступок.
    • Когда офицер возвращается в Белогорскую крепость за Марьей Мироновой и прямо говорит, что она его невеста, которую обижают, Пугачев сразу заявляет, что накажет подчиненных за подобный проступок. Даже после того, как он узнал, что Маша – капитанская дочка, он понимает, почему его обманывали, и не отказывается от своего предыдущего решения – помиловать и отпустить влюбленных. Самопровозглашенный царь, как его описывает Пушкин, верен своему слову; это же качество он ценит в Гриневе, поэтому относится к нему с великодушием победителя. Очевидно, что этому свойству души есть место на войне, оно и только оно может примирить враждующие стороны.

    Аргументы мести:

    • Когда Гринев решает поделиться с другом своими стихами, посвященными Марье Ивановне, Алексей начинает язвить и говорить гадости, порочащие девушку: «Ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег». Впоследствии оказывается, что Швабрин подобным образом пытается отомстить ей за то, что она отказала ему, когда он сватался к ней. Конечно, в молодом человеке живет обида, что ему отказали в чувствах, однако это не должно стать оправданием мести. Молодой человек не имеет права подвергать сомнению их честь. Она отказала, потому что хотела быть честной с ним. Марья никогда не охотилась за деньгами, ведь у Швабрина они были, но она отвергла богатого наследника, так как не любила его. Таким образом, его поведение не может быть оправдано, ибо месть – это не поиск справедливости, а удовлетворение собственного самолюбия.
    • Швабрин обратил внимание, что к Гриневу капитанская дочка питает теплые чувства, и поэтому намеренно решил разозлить Петра Андреевича и спровоцировать его на дуэль. По признанию главного героя, его соперник был искуснее в бою, он был старше и служил дольше, что было его преимуществами. Однако ранить Гринева ему удалось только потому, что тот отвлекся на бегущего к ним Савельича. Это был бесчестный поступок, не достойный дворянина «хорошей фамилии». Кроме этого, возможно, Швабрин донес о поединке отцу конкурента, из-за чего тот разгневался и хотел перевести сына в другой полк, разлучив влюбленных. Но месть не принесла Алексею удовлетворения. Марья по-прежнему любила только Петра, но вот репутация Швабрина сильно пострадала от этих проделок. Его поступки вели его вниз по наклонной плоскости, и в финале дворянин лишается всех своих привилегий и попадает под арест. Всему виной стремление к самоудовлетворению любой ценой: местью, предательством или же насилием.
    • Когда Пугачев захватил Белогорскую крепость, дворянин Швабрин примкнул к его войскам. Во время казни своих товарищей он подошел к главарю мятежников и что-то шепнул ему на ухо, после чего самозванец приказал вешать Петра Андреевича без возможности присягнуть ему на верность. Несомненно, главный герой не стал бы этого делать, однако предатель лишил его шанса выжить, в то время как сам воспользовался им. Так он хотел не только избавиться от соперника, но и отомстить за обиды, в которых на самом деле виноват сам. На великодушие Петра, который простил противника, Алексей ответил местью. К чему же это привело? К тому, что Швабрин ничего не добился. Гринев освободился, Марья осталась ему верна, а сам клеветник стал лишь пешкой в игре Пугачева. Он пал жертвой его поражения. Злоба и месть никогда не приводят к счастью и восстановлению справедливости.
    • Казалось бы, Швабрин поступил великодушно, когда не рассказал главарю мятежников, что Маша, которую назвали племянницей попадьи, на самом деле дочь капитана Миронова. Однако он делал это не из душевной доброты: у него была надежда, что все-таки девушка согласится стать его женой. Когда ему вновь отказали, он стал ей мстить: запер в светлице, давал только хлеб и воду, шантажировал. Возможно, в начале повести у героя действительно были настоящие эмоции по отношению к Маше. Но обида и череда мстительных, низких поступков сделали из дворянина недобросовестного, жестокого, жалкого человека. Таким образом, Пушкин создает полностью отрицательного персонажа, у которого даже великодушие показное и ненастоящее. Когда мы проявляем его, чтобы извлечь выгоду, данное качество теряет свою ценность и становится банальной хитростью.
    • Швабрин не смог справиться со своей ненавистью и написал донос на соперника, будто тот служил Пугачеву в качестве шпиона, из-за чего молодого офицера арестовали. Но сам герой очень сильно изменился: он сильно похудел, его черные волосы стали седыми, борода была всклочена, голос ослаб. Так на него повлияла не только война, но и последствия его злодеяний. Мстительному и лживому дворянину никто не симпатизировал: ни Петр Андреевич, ни Маша, ни Пугачев, ни жители крепости, ни арестовавший его генерал. Пушкин не рассказывает о судьбе «вчерашнего злодея», ведь для всех очевидно, что хорошего конца у него не будет. Последствия мести всегда трагичны: она испепеляет душу человека, выжигая все хорошие качества. Поэтому люди отворачиваются от него, и он остается наедине со своей злобой.

УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ

ПО ПОВЕСТИ

А.С.ПУШКИНА “КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА”

/Тема милосердия в повести/

Цели урока.

Предметная: способствовать развитию навыков анализа прозаического текста.

Методическая: развитие научного мышления учащихся через установления причинно-следственных связей.

Задачи:

Нравственное развитие: провести исследование текста, подвести учащихся к выводу: повесть А.С.Пушкина “Капитанская дочка”- повесть о милосердии, развивать речь учащихся, воспитывать доброту, любовь к людям ;

Интеллектуальное развитие: формировать абстрактное мышление, критическое мышление, совершенствовать навыки теоретического анализа.

Оформление.

ЭПИГРАФ: К Пушкину, господа! - К Пушкину снова!...

Он дохнул бы на нашу желчь - и Желчь превратилась бы в улыбки.

В.Розанов

Оборудование: Компьютер, тексты, словарь Ожегова.

Оргмомент.

1.Вступительное слово учителя.

Пушкин, принял ли бы ты участие в 14 декабря, если б был в Петербурге?

    Непременно, государь, все друзья мои были в заговоре, и я не мог бы не участвовать в нём. Одно лишь отсутствие спасло меня, за что я благодарю Бога” - так мужественно ответил Пушкин на прямой вопрос императора.

    Вы обратили внимание на двойственность ответа?

    Всю оставшуюся жизнь великий поэт должен был решать этот вопрос чести. И в “Капитанской дочке”, законченной за несколько месяцев до смерти, на этот вопрос был дан ответ, плод размышлений целой жизни.

Молодой человек! - как будто с завещанием обращается к нам Пушкин,- Если записки мои попадут в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от изменения нравов, без всяких насильственных потрясений”. Ну и, конечно, это знаменитое место о русском бунте:” Не приведи Бог видеть русский бунт-бессмысленный и беспощадный”. Но вспомним:”... все друзья мои были в заговоре, и я не мог бы не участвовать в нём”. Нет, дело не в этом. Это жизнь настолько сложена, что невольно задаёшь вопросы: как жить? Чем руководствоваться? Эпиграф к повести “Капитанская дочка” даёт один из ответов. Какой?

    Береги честь смолоду.

    Да, это так. Но жизнь со всеми противоречиями сказывается сложнее. Честь слишком хрупка, требует защиты. Если не оступишься, не смалодушничаешь сам, так на этот случай всегда готова клевета. И не случайно глава “Суд” имеет эпиграф...

Мирская молва-морская волна”.

    Значит, одной чести недостаточно. Так что же ещё? Без чего невозможны взаимоотношения людей?

    Без доброты, сочувствия.

    • Я согласна с вами. И Пушкин в “Капитанской дочке” даёт определённый ответ:”Честь и милосердие превыше всего”.

Повесть на столько проникнута милосердием, что её можно назвать повестью о милосердии. Вот сегодня на уроке - исследовании постараемся это доказать

Словарная работа. Работа со словарём Ожегова.

    А что такое милосердие?

В словаре Ожегова даётся определение /запись на доске/.

Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

Человеколюбие - любовь к людям.

    История взаимоотношений Гринёва и Пугачёва.

Так вот это прежде всего история милосердия. С милосердия эта история начинается, им и кончается.

Вспомним первую встречу Гринёва и Пугачёвым.

    Что необычного вы заметили? /В слове брат/

    Как вы думаете, почему дворянин так обращается к босяку? В чём кроется причина? /Люди, пережившие только что опасное приключение, чувствуют особую общность: все смертны, жизнь каждого хрупка, без различий, званий и возраста/.

    И Гринёв находит слово брат, братство. Какова реакция Пугачёва на это приглашение к братству? /Раскрылся сразу Пугачёв, пожаловался, почти исповедовался/.

Гринёв предлагает Пугачёву чай, а после, по его просьбе, и стакан вина. Но ниточка сочувствия, жалости, благодарности не обрывается на этом. Продолжите мою мысль...

    В благодарности Гринёва не просто благодарность. Тут жалость и уважение. Уважение к человеку, его достоинству. Человеку холодно, а человеку не должно быть холодно. И если мы безразличные проходим мимо человека, которому холодно, то это уже кощунство. Все это и почувствовал Пугачёв. Потому так и радуется подарку. Потому и такое тёплое напутствие Гринёву /читают/: ’’Спасибо, ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей”.

    Пока только так может отблагодарить Пугачёв. А что же дальше /Ребята рассказывают о встрече Пугачёва с Гринёвым, о взятии Белогорской

крепости

    И третья встреча...

Обратите внимание на такую деталь: Гринёв верит в лучшие качества Пугачёва: “Ты мой благодетель...” /читают/

    Пугачёв не верит в помилование для себя. Что кроется за этим? Какой вывод делаем?

    Процитируем ещё раз замечательное место, описывающее раздумья Гринёва при прощании: “Не могу изъяснить то, что я чувствовал...”

    Позади у Г ринёва кошмарное время, он помилован императрицей.

Казалось, он счастлив. Но.../ребята продолжают мысль, читают из текста: “Между тем страшное чувство.../

Старательно подбирает Пушкин иллюстрации основной темы повести.

Назовём и проиллюстрируем их.

История изувеченного башкирца /читают/

    Для чего эта сцена нужна Пушкину?

/Для осуждения жёсткого старого обычая пытать при допросе/

    Но замысел его глубже. Вот Белогорская крепость взята повстанцами. Среди них и убежавший ранее башкирец. Продолжите...

    Вывод: мир, лежащий во мгле, идёт своими путями, путями мести и немилосердия. “Око за око, зуб за зуб”- вот древний его закон.

О милосердии говорит и история урядника Максимыча /Чтение по ролям эпизода/

Всё в повести наполнено милосердием. Сама любовь Петра Андреевича Гринёва и Марьи Ивановны Мироновой также в основном любовь- милосердие

/рассказывают/

Тема милосердия к врагу/Швабрину/

ИТОГ: Я не сомневаюсь, что каждый участвующий в уроке- исследовании воспримет как призыв к милосердию слова В.Розанова:

К Пушкину, господа! - К Пушкину снова! ... Он дохнул бы на нашу желчь, и желчь превратилась бы в улыбку”.

И обратите внимание на слова Л.Н.Толстого: “Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно куда-то ехать, то это едва ли милосердие”.

Домашнее задание. Написать сочинение по повести “Капитанская дочка”. Темы сочинений на слайде (их комментирование) . Надеюсь, что, работая над сочинением, вы будете размышлять, высказывать свои мысли. Можете сформулировать свои темы. А какие бы темы вы предложили, исходя из сегодняшнего урока?

    Оценки я вам не ставлю. Пусть оценят вас, ваши поступки, ваши благие дела те, с кем вы находитесь рядом ежедневно, и те, с кем сведёт вас судьба.

«Сострадание есть главнейший и, может быть, единственный закон бытия всего человечества» (А. Шопенгауэр)

Сострадание - это важнейшее нравственное качество, проявляющееся как склонность помогать окружающим, бескорыстие, великодушие, умение прощать, терпимость. Эти черты - необходимые качества человеческой личности, помогающие человеку в критической ситуации.

Примеров тому немало в художественной литературе. Вспомним роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Тема милосердия, великодушия, отзывчивости - одна из важнейших тем пушкинского романа. Вспомним историю взаимоотношений главных героев романа, Гринева и Пугачева. Вот незнакомый мужичок спасает Гринева во время бурана: показывает ему и Савельичу дорогу к постоялому двору. В благодарность Гринев подносит ему стакан вина, а потом дарит ему свой заячий тулуп. С практической точки зрения подарок бессмыслен: тулуп не подходит мужику, он ему узок и трещит по швам, когда тот примеряет его. Однако Пугачев остается «чрезвычайно доволен». «Награди вас бог за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей», - говорит он Гриневу. Именно здесь впервые возникает между героями понимание, чувство взаимной благодарности, возможно, симпатии.

Вот вторая встреча героев. Бунтовщики берут Белогорскую крепость, и уже должны повесить Гринева, как и остальных офицеров, но Пугачев вдруг узнает Савельича и сохраняет юноше жизнь. Вечером в беседе наедине Пугачев говорит: «…я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от своих недругов».

И далее писатель как будто начинает испытывать это великодушие в Пугачеве, предлагая ему все новые и новые ситуации, все более трудные задачи. Вот Гринев отказывается от предложения Пугачева присоединиться к бунтовщикам. «Я природный дворянин; я присягал императрице: тебе служить не могу», - «с твердостию» говорит он. Вот Гринев приходит к Пугачеву с просьбой помочь Маше Мироновой. Молодой человек надеется не только на пощаду, но и на помощь, на восстановление справедливости. И в этом поступке - уважение к Пугачеву. Убийце и висельнику не отказывает Гринев в добре и человечности. И это почувствовал самозванец. И поэтому, даже узнав, что Маша - дочь коменданта Белогорской крепости, Пугачев ведет себя достойно. Он помогает освободить ее, отпускает молодых людей: «Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай. Возьми себе свою красавицу; вези ее куда хочешь, и дай вам Бог любовь да совет!».

Мы знаем, что отношение Пушкина к пугачевскому бунту было однозначным. «Не приведи Бог видеть русский бунт - бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердные, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка - копейка», - говорит в повести Гринев. И автор согласен с этим высказыванием. Однако Пушкин не отказывает своему Пугачеву в милосердии, чувстве жалости и сострадания. Это очень важно в контексте философского осмысления произведения, так как здесь у нас напрашивается вывод о пушкинском осмыслении человеческой натуры: каким бы злодеем ни являлся человек, в душе его подспудно живет добро, нужно только уметь отыскать его, нужно уметь до него достучаться.

То же самое чувство сострадания живет в душе Гринева по отношению к Маше Мироновой. Исследователи отмечали, что сама любовь героя - русская любовь, не любовь-страсть, а любовь-жаление (В.Н. Катасонов. Так, Гринев спасает Машу из плена Швабрина, отправляет ее к своим родителям, заботясь о безопасности своей невесты, молчит о ней во время суда.

Чувством терпимости, доброты, большой привязанности к своему воспитаннику проникнуто и все поведение Савельича, дядьки Петра. Так, он проявляет терпимость в эпизоде с Зуриным (биллиардный проигрыш Гринева), спасает своего воспитанника от смерти, бросившись в ноги к Пугачеву.

Мотив милосердия возникает и в финале романа, в эпизоде обращения Маши Мироновой к императрице с просьбой спасти жениха. Гринев помилован по указанию императрицы.

Таким образом, мотив сострадания пронизывает весь сюжет пушкинского романа. По мысли автора, это то качество, которое необходимо человеку в жизни. Как заметил А. Шопенгауэр, сострадание - «это единственный закон бытия всего человечества».

Здесь искали:

  • вся повест капитанская дочка пронизана милосердием
  • какие герои и когда проявляют человечность сочувствие сострадание доброту честность в капитанской дочке
  • капитанская дочка милосердие аргумент

Пушкин А. С.

Сочинение по произведению на тему: Тема сострадания и милосердия в одном из произведений русской литературы

«…Читая его творения, можно превосходным

образом воспитать в себе человека…»

В. Г. Белинский

И сострадание – это те главные нравственные ориентиры, соотнося с которыми свою жизненную философию, человек сможет сохранить не только себя как личность, но и воссоздать на земле Царствие Божие: мир добра, красоты и справедливости. Именно о нем мечтали многие поколения русских писателей. И в этом процессе духовного созидания особая роль принадлежит А. С. Пушкину. Ему, поэту-пророку, Богом был дарован талант «глаголом жечь сердца людей», пробуждая «чувства добрые» в их душах. На каких основах должна строиться жизнь – в особенности в смутные переходные ее периоды, когда ставятся под сомнение сложившиеся традиции и нормы морали? Этот вопрос был принципиальным для Пушкина – человека и художника.

Вспомним известный эпизод из жизни поэта… Возвращенный в 1826 г. Николаем I из ссылки, он предстал перед императором, который задал прямой вопрос: «Пушкин, принял ли бы ты участие в 14 декабря, если б был в Петербурге?» Тот, будучи человеком чести, мужественно ответил: «Непременно, государь, все друзья мои были в заговоре, и я не мог не участвовать в нем. Одно лишь отсутствие спасло меня, за что я благодарю Бога!» Смысловая двойственность пушкинской фразы несомненна. Видимо, «отсутствие спасло» не только от царской немилости. Тогда от чего же? В повести «Капитанская дочка», законченной за несколько месяцев до смерти, был дан ответ – плод размышлений

целой жизни. «Молодой человек! – как будто с завещанием обращается к нам Пушкин, - если записки мои попадут в твои руки, вспомни, что лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений». Ну и, конечно, это знаменитое место о русском бунте: «Не приведи Бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды, или не знают нашего народа, или уж люди жестокосердые, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка – копейка». Яснее не скажешь… Это позиция гуманиста, душа которого противится насилию в любых его проявлениях и одновременно мучается в замкнутом круге неразрешимых внутренних противоречий: ведь был же тот вышеупомянутый ответ царю! В «Капитанской дочке» нигде честь не противостоит совести, а вот в жизни все могло быть – и было – гораздо трагичней.

Какую же нравственную опору выбрать? Что не подведет? Чести, как таковой, недостаточно: жизнь со всеми ее драматическими перепетиями оказывается сложнее. Честь слишком хрупка – сама требует защиты. Если не оступишься, не смалодушничаешь сам, так на этот случай всегда готова клевета… Об этом тоже повесть Пушкина. И не случайно глава «Суд» имеет : «Мирская молва – морская волна». Рассчитывать на то, что можно во всех случаях сохранить о себе отличное мнение, не приходится: слишком слаб человек нравственно, и судимый, и судящий… Чем руководствоваться? За что же держаться? Ответ автора «Капитанской дочки» однозначен: держаться нужно за свою совесть, за честь в глазах Бога. Это поможет сохранить честь и в глазах людей.

Но как непосредственно в жизни следовать этому совету? И «Капитанская дочка» подсказывает: надо быть милосердным.

По-Пушкину, именно милосердие лежит в основе совестливости. И это глубоко христианский, глубоко русский взгляд на столь важную нравственную категорию, которая, в свою очередь, поддерживает, преображает достоинство человека и его честь.

Итак, в чем же состоит смысл повети? Пожалуй, его можно сформулировать следующим образом: взаимоотношения человека с человеком перед лицом Истины, перед лицом Бога. На жизненной дороге встретились двое: один – нравственные нормы «преступить сумевший», другой – твердо держащийся законов чести и совести. И эта противопоставленность придает особую драматичность и остроту событиям, свидетелями которых мы становимся.

Вспомним первую встречу Гринева с будущим самозванцем. Пугачев вывел заблудившихся во время бури путников к постоялому двору, за что Петр Андреич дарит вожатому полтину денег на водку и свой заячий тулуп. Прижимистый Савельич ропщет:

подарок бессмыслен, «он его пропьет, собака, в первом кабаке». Да и не налезет этот юношеский тулуп на пугачевские «окаянные плечища»! С точки зрения здравого смысла Савельич прав. Однако автор пишет, передавая мысли Гринева: «Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком». Тут не в тулупе дело… Тут впервые промелькнуло между офицером и беглым казаком нечто иное… Это не только проявление благодарности, хотя она, несомненно, явилась главным мотивом поступка Петруши. В

какой-то момент юный герой повести ощутил жалость, сострадание: человеку холодно, а этого не должно быть, и нельзя проходить безразлично мимо нуждающегося в помощи, потому что это безнравственно и даже кощунственно. Сделав шаг навстречу «страшному мужику», Петр Андреич поступил, что называется, по совести. Все это и почувствовал Пугачев. Потому так и радуется он подарку. Потому и такое теплое напутствие Гриневу: «Спасибо, ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей».

Чем же можно ответить на милосердие? Чем его измерить? Только милосердием же. Не боясь уронить достоинство атамана в глазах соратников, Пугачев следует именно велению сердца, когда спасает Гринева от смертной казни: «… я помиловал тебя

за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от своих недругов». Но сколь несоразмерны услуга и воздаяние: стакан вина, заячий тулуп и… жизнь, подаренная офицеру вражеского войска. Каким же законом управляется поведение Пугачева? Думаю, все тем же законом совести, которым так часто пренебрегают в этом мире, но которого нет выше и благороднее. Пугачев не может не помиловать Гринева, так как перечеркнуть то внутреннее человеческое единение, которое оба ощутили при первой встрече, значило бы уничтожить в себе самом нечто самое дорогое, самое святое. Потому-то напряженный и драматический диалог, в котором Петр Андреич, следуя совести своей и чести, отказывается присоединиться к восставшим (рискуя отчаянно), имеет такой примиряющий финал: «Так и быть, - сказал он (Пугачев), ударяя меня по плечу. – Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь».

То же и в третьей встрече. Прислушаемся к беседе, которую ведет с Пугачевым Гринев:

О чем, ваше благородие, изволил задуматься? - Как не задуматься, - отвечал я ему. – Я офицер и дворянин; вчера еще дрался противу тебя, а сегодня еду с тобой в

одной кибитке, и счастие всей моей жизни зависит от тебя. - Что же? – спросил Пугачев. – Страшно тебе?

Я отвечал, что, быв однажды уже им помилован, я надеялся не только на его пощаду, но даже и на помощь.

И ты прав, ей-богу, прав! – сказал самозванец. – Ты видишь, что я не такой еще кровопийца, как говорит обо мне ваша

Во всех перепетиях откровенного и рискованного разговора, который ведет с Пугачевым герой Пушкина, направляет последнего, питает надежду опять милосердие, хотя и о достоинстве офицера Гринев никогда не забывает. Он понимает, что нарушил кодекс дворянской чести. И это тяготит Петра Андреича, который в ходе жизненных испытаний постигает нравственные законы, куда более значимые, чем набор представлений о сословной исключительности.

Петру Гриневу, в духовном облике которого так органично соединились совестливость и верность долгу, противопоставлен в повести Швабрин. Рассказ о нем от начала до конца представляет собой историю бессильной злобы, зависти, неспособности простить. Отвергнутый Марьей Ивановной, он вступает на путь Каина путь насилия, предательства, мести который ведет его не только к гибели физической, но – что несравнимо хуже – к духовному самоубийству. Швабрин не изнуряет себя вопросами морали, нравственного выбора или проблемами чести. Муки совести ему незнакомы. Собственное «я» для этого

человека – единственная ценность. За эгоизм, отход от Божьей правды Швабрин в повести наказан. Но Гринев, как и сам автор, не торжествует над униженным врагом: это согласно христианской морали стыдно. Поэтому и отворачивается от поверженного недруга любимый герой Пушкина – и в этом опять милосердие целомудренной, совестливой души.

Счастливый конец «Капитанской дочки» – вовсе не слащавая подачка читателю «романтической повести», а следствие глубочайшей уверенности писателя – гуманиста в том, что человеческая история имеет свой смысл, что падший мир держится

все-таки на добре, главными составляющими которого являются совесть и милосердие, достоинство и сострадание.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса