Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Польские евреи глазами Альтера Кацизне. Потрясающие снимки! Как евреи поселились на землях польши

Для того чтобы антисемитизм цвел махровым цветом, наличие евреев в стране победившей юдофобии вовсе не обязательно.

В 1967-1968 гг. в Польше была развернута широкомасштабная антисемитская кампания. Ее возглавил первый секретарь ЦК Польской объединенной рабочей партии - ПОРП Владислав Гомулка. Эта позорная кампания привела к эмиграции из этой страны евреев, чудом уцелевших после Холокоста.

До Второй мировой войны в Польше была крупнейшая в Европе еврейская община. Она превышала 3,5 миллиона человек. В результате Холокоста были уничтожены 2,8 миллиона. Уцелели немногие, однако и они, по сути, вынуждены были спасаться бегством. В 1967-1968 гг. из оставшихся в Польше 30 тысяч евреев подавляющее большинство покинули страну. Это было результатом антисемитской кампании, которой руководил Гомулка. Она велась под флагом «борьбы с сионизмом».

Польша была первой страной в Европе, оказавшей вооруженное сопротивление гитлеровским захватчикам. Ни одно воинское подразделение под польским флагом не сражалось на стороне фашистской Германии. Польша была единственной европейской страной, где не было марионеточного правительства. Многие поляки сражались в армиях антигитлеровской коалиции, а в самой стране действовало широкое движение Сопротивления.

Немецкая оккупация Польши отличалась особой жестокостью. Гитлер включил часть Польши в состав Третьего рейха. Остальные захваченные территории были превращены в генерал-губернаторство. Промышленное и сельскохозяйственное производство Польши подчинены были военным нуждам Германии. Польские университеты и другие вузы оккупанты просто закрыли, а интеллигенция подвергалась гонениям. Казалось бы, в такой ситуации полякам не до евреев и не до антисемитизма. Ан, нет. Даже в условиях оккупации юдофобы, которых в Польше всегда хватало, спешили себя проявить на этой позорной ниве.

Маленький польский городок Едвабне расположен вблизи восточной границы Польши. До войны здесь жили 1600 евреев, что составляло больше половины его населения. 23 июня 1941 года в городок вошли немецкие войска, а 25 июня поляки приступили к еврейским погромам. Они убивали своих соседей топорами, протыкали вилами, вырезали им языки, выкалывали глаза, топили в пруду, рубили головы. Местный ксендз отказался остановить кровопролитие, потому что считал всех евреев коммунистами. Поляки «согласовали» погром с немецкими властями. Затем гитлеровцы отдали приказ уничтожить всех еще оставшихся в живых евреев. Выполнили приказ поляки. Они согнали евреев на центральную площадь, затем повели их в сарай на окраине городка, куда раньше побросали тела растерзанных жертв. Там сожгли их вместе - живых и мертвых. До недавнего времени на месте захоронения евреев стоял памятник с надписью, что здесь похоронены жертвы, убитые немецкими фашистами. Сейчас установлен новый памятник, на котором высечена надпись: «Памяти евреев, убитых и сожженных».

Польский историк Ян Томаш Гросс теперь живет в Нью-Йорке. Он опубликовал очерк, в котором рассказал о зверском уничтожении поляками евреев Едвабне. Затем издал книгу «Соседи» с подробным описанием этого варварского преступления. Книга эта взбудоражила всю Польшу, вызвала резонанс во всем мире. В 1949 году состоялся процесс по делу погромщиков из Едвабне. Он проходил в Ломже. Большая часть обвиняемых была осуждена, и получила от 8 до 15 лет тюрьмы. Процесс в Ломже проходил в обстановке секретности, в печати о нем не сообщалось, и о суде мало кто знал. Погром в Едвабне не был единственным случаем уничтожения евреев руками поляков. Это имело место в Радзивиллове, где были убиты 659 человек, в Вонсоши, Визне и других городах и местечках. На траурной церемонии в Едвабне, посвященной 60-летию погрома, тогдашний президент Польши Александр Квасневский от себя лично и от имени тех поляков, которые испытывают большой стыд, попросил прощения у еврейского народа.

Антисемитизм в Польше не исчез и после войны. Особенно он подогревался в связи с тем, что в состав нового руководства страны входили несколько евреев, в частности Якуб Берман и Хиляри Минц. Кроме того, несколько евреев работали на руководящих постах в органах госбезопасности, и это обстоятельство вовсю использовали юдофобы.

Историк Ян Томаш Гросс - еврей, родившийся уже в послевоенной Польше. После событий 1967-1968 гг. и кратковременного заключения в тюрьму он покинул Польшу и обосновался в США. Профессор Принстонского университета. Выше мы упоминали его книгу «Соседи» о погроме в Едбавне. Так вот, после «Соседей» он издал еще одну книгу «Страх». Она имеет подзаголовок «Антисемитизм в Польше после войны. История морального падения». Книга «Страх» посвящена отношениям между евреями и поляками уже после войны. Автор описывает антисемитские настроения многих поляков после немецкой оккупации и Холокоста. В «Страхе», рассказывается о еврейских погромах в Польше после войны, о событиях в Кельце в июле 1946 года. Тогда, в результате самого большого в послевоенной Европе погрома, погибли 37 и были изувечены 35 евреев. Это при том, что всего в городе было чуть больше 200 чудом уцелевших евреев. Гросс обвиняет поляков в патологическом антисемитизме. Подчеркивает, что большинство из них и в годы войны были антисемитами, а многие сами убивали евреев.

Книга Яна Гросса «Страх» вызвала в Польше и за ее пределами довольно бурную реакцию. Ее автора обвинили в провокации. Резко выступила против Гросса католическая церковь. По сути, в книге содержался вывод, что все поляки антисемиты. Об этом автор написал крайне жестко. Дело дошло до того, что книгой заинтересовался прокурор Кракова. Конечно, с Гроссом нельзя согласиться, что якобы все поляки юдофобы. Нет сомнения, что и в Польше есть тысячи людей, которые с омерзением относятся к антисемитизму. Об этом убедительно свидетельствует такой факт. На Аллее Праведников в Иерусалимском институте «Яд Вашем» более 6 тысяч деревьев высажено в честь поляков, спасавших евреев в годы гитлеровской оккупации (за это им грозила смерть). Однако с другой стороны, ни краковский, ни другие прокуроры Польши не смогут опровергнуть факт, что антисемитизм в стране имеет давнюю историю и пустил глубокие корни. Именно в этой связи следует рассматривать антисемитскую кампанию, организованную в 1967-1968 годах польскими коммунистами под руководством их тогдашнего лидера Владислава Гомулки.

Прежде всего, познакомим читателя немного подробнее с героем или скорее антигероем настоящей публикации.

Владислав Гомулка родился в феврале 1905 года в поселке Бяллабжег, близ города Красно в семье рабочего. После трехлетней учебы в школе, в возрасте 14 лет начал работать на заводе механиком. С юных лет принимал участие в революционном движении, был организатором коммунистической рабочей группы, позже стал «профессиональным партийным активистом» и агитатором. Был арестован, судили, но приговор ограничился условным сроком. В 1926-1929 гг. был одним из руководителей профсоюза рабочих химической промышленности. В 1932 году за участие в подпольной организации коммунистов осужден на 4 года тюрьмы. Отсидел половину срока и был освобожден по болезни. В 1934-1935 гг. Гомулка в Москве учится в Ленинской школе. Ему тогда повезло, удалось избежать репрессий. Находившиеся в СССР функционеры польской компартии были арестованы, а вся партия обвинена в троцкизме. Возвратившись на родину, Гомулка очутился в польской тюрьме. В заключении он находился до Второй мировой войны. Когда Варшаву захватили немецкие оккупанты, он выбрался из тюрьмы и в 1941 году перебрался во Львов, занятый Красной Армией. Когда Германия напала на СССР, и Львов заняли немецкие войска, Гомулка ушел в подполье и был участником движения Сопротивления.

В 1944 году под покровительством советских властей в Люблине был создан Комитет национального освобождения Польши. В его состав вошел и Гомулка. После освобождения Польши он вернулся в Варшаву с т. н. Люблинским правительством, в котором стал заместителем премьер-министра. Был избран генеральным секретарем Польской рабочей партии. После создания Польской объединенной рабочей партии вошел в состав руководства этой партии. В 1949 году Гомулка и его ближайшее окружение были обвинены в правом националистическом уклоне и исключены из партии, а затем арестованы. Из тюрьмы Гомулка вышел в 1954 году. И в обстановке разразившегося в стране политического кризиса произошло возвращение Владислава Гомулки к власти. 21 октября 1956 года его избрали первым секретарем ЦК ПОРП. Были проведены некоторые реформы. Ликвидирована часть коллективных хозяйств на селе, прекращено преследование Римско-католической церкви, смягчена цензура и др. Однако в целом Польша и при Гомулке шла в фарватере Москвы, и новое руководство страны проводило политику, одобренную Кремлем.

Реформистский запал у Гомулки быстро иссяк, а многие возникшие проблемы новые руководители Польши или не замечали, или просто игнорировали. Это привело к политическому кризису, который разразился в стране в конце 60-х годов прошлого века.

Одной из целей антисемитской кампании, развернутой в Польше в 1967-1968 гг., было отвлечь внимание общества от насущных проблем, и в ход был пущен старый испытанный метод - сделать крайними евреев. Даже Гитлер говорил, что, если бы не было евреев, пришлось бы их выдумать. То, что в Польше почти не осталось евреев, Гомулку и его окружение не волновало. Катализатором стала Шестидневная война в июне 1967 года. На совещании в Москве руководители социалистических стран получили указание разорвать дипломатические отношения с Израилем. Гомулка и другие поспешили выполнить желание Кремля. Исключение составила Румыния. Чаушеску отказался это сделать.

Возвратившись в Варшаву, первый секретарь ЦК ПОРП начал раскручивать маховик юдофобии. Он выступил на собрании партактива столицы и заявил о необходимости «дать отпор израильской агрессии» и изложил все те аргументы, которые услышал в Москве. Но этим, конечно, не ограничился. Он заявил, что Израиль поддерживают в Польше «сионистские круги», они ведут подрывную работу. Гомулка не без пафоса воскликнул:

Нам не нужна пятая колонна!

Таким образом, антиизраильская кампания получила название антисионистской, а по сути оказалась антисемитской. Своего пика она достигла в марте 1968 года. В это время общая ситуация в Польше обострилась. Все началось со студенческих выступлений. Поводом для них стало запрещение властями постановки в Национальном театре пьесы «Дзяды» Адама Мицкевича. В ней разглядели антироссийскую, антисоветскую направленность. Студенты подали протест в сейм. Его подписали тысячи поляков. Гомулка и другие руководители ПОРП очень боялись, что к студентам присоединятся рабочие, профсоюзы, поэтому начали усиленно разоблачать «козни сионизма». В тот момент появилось огромное количество антисемитских листовок, в которых события в стране трактовались как происки сионистов и их союзников - польских интеллектуалов. Газеты были полны статей, в которых громили сионистов - «врагов народной Польши». Излюбленный «разоблачающий» прием - составление списков фамилий с указанием прошлых имен и фамилий. В этой позорной кампании приняли участие все польские издания за очень редким исключением. Затем последовали невероятные для послевоенной Европы гонения на евреев. Была развернута грандиозная идеологическая кампания по образцу сталинского времени, правда, людей не убивали. Все остальное происходило по той же схеме. За две недели кампании было проведено 1900 одних только партсобраний с осуждением сионизма. Собирались митинги, проводились собрания трудовых коллективов все с той же повесткой дня. Раздавались призывы: «Очистить Польшу от евреев-сионистов». Имели место случаи, когда с евреями расправлялись физически.

Евреи, которым Израиль дороже, чем Польша, должны покинуть нашу страну.

Следует отметить, что, пожалуй, не меньшую роль, а может быть, даже бОльшую в гонениях на евреев сыграл тогдашний министр внутренних дел генерал Мечислав Мочар (настоящие имя и фамилия - Миколай Демко), который имел большую группу своих сторонников наиболее жесткой линии, противников либерализма. В то время появился анекдот: «В чем разница между антисемитизмом сегодня и до войны? До войны он не был обязательным».

В результате кампании по борьбе с сионизмом были уволены с работы тысячи людей. В первую очередь изгоняли евреев, работавших в госучреждениях, в вузах и школах, в сфере культуры. В результате около 20 тысяч человек покинули Польшу. Для евреев, желающих ехать в Израиль, дорога была открыта. Им выдавали оригинальный документ, в котором было написано, что предъявитель сего не является гражданином Польши. Страну покинули инженеры, врачи, ученые, университетские профессора, журналисты, музыканты и др.

В итоге этой кампании авторитет Гомулки сильно пострадал. Вся эта кампания вызвала глубокое возмущение в США, Западной Европе. Да и в самой Польше, многие люди крайне отрицательно отнеслись к затеянной Гомулкой и Мочаром кампании. Они прекрасно поняли ее подлую цель.

Когда в Чехословакии пытались начать строить «социализм с человеческим лицом», Кремль мобилизовал все силы на борьбу с «Пражской весной». Польские войска приняли участие в оккупации Чехословакии в августе 1968 года.

В конце 1970 года в Польше разразился новый политический кризис. Он был связан с серьезными экономическими трудностями, которые испытывала страна. Власти объявили о повышении цен на продукты и основные потребительские товары. Была введена новая система начисления зарплат. Начались волнения. Рабочие вышли на демонстрации. Волнения, которые вспыхнули в Гданьске, Гдыне и Щецине подавили армейские части. Было убито 70 и ранено более 1000 рабочих. Гомулка и другие руководители ПОРП вновь пытались объяснить события в стране «происками сионистов». Но в стране уже не было евреев и это просто выглядело смешно.

14 лет правил Польшей Владислав Гомулка. За это время он прошел долгий путь. В октябре 1956 г. только что избранный первый секретарь ПОРП заявил, если рабочие выходят на улицу, то правда на их стороне. В 1970 году он же приказал стрелять в рабочих, которые вышли на улицу. Гомулке пришлось уйти в отставку с поста первого секретаря ЦК ПОРП. Его сменил Эдвард Герек. Надежды Мочара на власть не сбылись. После ухода в отставку Владислав Гомулка превратился в обычного пенсионера, забытый друзьями и врагами, он умер в Варшаве в сентябре 1982 года.

Новый всплеск антисемитской кампании произошел в Польше уже в 70-е годы. Как и раньше, входившая в состав руководства ПОРП группа так называемых «партизан» во главе с генералом Мечиславом Мочаром стала вновь всячески раздувать ненависть к евреям, хотя в то время их оставалось в стране всего несколько тысяч и они практически не играли никакой роли в политической жизни. Именно тогда мировая печать заговорила о польском феномене «антисемитизме без евреев».

Тема мартовских событий 1968 года, антисемитской кампании того периода, находит все больший отклик в современной Польше. На собрании в связи с 40-летием тех событий ныне президент Польши Лех Качиньский назвал антисемитскую кампанию позором, которому нет оправдания. В теперешней Польше нет государственного антисемитизма. Между Польшей и Израилем установились хорошие, даже дружеские отношения. Варшава всячески подчеркивает приязнь к нашей стране. Но так называемая бытовая юдофобия все еще иногда дает себя знать. Но что делать, есть много людей для которых антисемитизм стал их призванием, их профессией, хотя часто их и людьми трудно назвать.

Иосиф ТЕЛЬМАН, кандидат исторических наук, Нешер

Долгое время история польского государства и евреев развивалась в едином русле, даже можно сказать неразрывно. Древнейшие легенды говорят о сосуществовании этих народностей, начиная с IX века. Согласно одной из них некий еврейский торговец медом Авраам Проховник даже сыграл определенную роль в основании королевской династии Пястов. С тех пор евреи настолько прочно обосновались в Польском королевстве, что их количество относительно коренного населения на протяжении нескольких веков было наибольшим в Европе. И только трагические события Второй мировой войны смогли изменить это соотношение. Что же привело к тому, что евреи в Польше могли столь свободно развиваться, создав самую большую в Европе диаспору?

Исторические факты точно указывают на IX столетие. Тогда на территорию Польши начали в больших количествах проникать еврейские торговцы из разных стран, и в первую очередь с немецких земель. Это неудивительно, ведь в то время через польские территории проходили важнейшие торговые пути: «пушной», ведущий на Русь и Хазарию, и «янтарный», направлявшийся к Балтийскому морю. Для нормального ведения бизнеса им требовалось иметь на польских землях возможность для проживания. Считается, что один из польских князей Лешко, впечатлившись рассказом евреев о своей истории, дал им привилегии, открывавшие широкие возможности.

Так, начиная с 905 года (момента появления привилегий), еврейские купцы могли спокойно расселяться по территории Польше, оседая в узловых пунктах стратегических торговых путей. Данную ситуацию ускорило и то, что один из последующих польских правителей, князь Мечислав I‚ в 966 году принял католичество, попутно став вассалом германского императора. С этого момента западные границы Польши стали свободно пересекать представители немецкого купечества, среди которого значительную часть составляли евреи.

Расселение иудеев по польскому государству происходило довольно активно, что подтверждает первый же документ, напрямую связанный с ними. Это купчая на участок земли, которую граф Петр Власт приобрел в деревне Малый Тынец у некоего еврея, которая датируется серединой XII века. В этот же период в Кракове представители местной еврейской диаспоры даже управляли монетным двором, подтверждением чему служит наличие монет с отчеканенными на них надписями на иврите: «Мешко-король», «Мешко-король Польский». Мало того, на части монет встречаются даже еврейские имена: «Йосеф Калиш», «Авраам Йосеф» и некоторые другие. Современные исследователи предполагают, что на них выбиты имена мастеров либо евреев, взявших монетное дело на откуп.

Серьезная еврейская община на границе XII-XIII веков существовала в городе Вроцлав. Именно оттуда в настоящее время пришли первые имена иудеев, проживавших в Польше. Это Йосеф и Хацкель, владельцы земельных наделов в деревне Сокольники, а также кантор Давид, умерший в 1203 году, чья могильная плита найдена на вроцлавском кладбище.

XIII век принес Европе множество испытаний. Начало им положило монголо-татарское нашествие. Огромная армия кочевников за несколько лет почти полностью сумела подавить сопротивление древнерусского государства и хлынула в Центральную Европу. Главный удар пришелся по Польше. Непривычные к оригинальной тактике боя татарской конницы польские рыцари терпели постоянные поражения и теряли территории. Захваченные кочевниками населенные пункты грабились и разрушались, оставшиеся в живых люди уводились в плен. После прохождения чужеземного войска оставались только руины городов и невозделанные поля.

Чтобы оживить страну, требовались люди, и польские князья стали для этой цели приглашать немцев, вместе с которыми в Польшу стало прибывать множество евреев. Из новых поселенцев в Польше стало образовываться еще одно сословие, дополнившее два прежде существовавших, состоящих из помещиков и крестьян. С их помощью экономика страны стала понемногу восстанавливаться, а города возрождаться. Видя значительную пользу от прибывающих в страну еврейских мигрантов, польские правители старались максимально облегчить их проживание в новых условиях. Так, правящий в Калише князь Болеслав Благочестивый в 1264 году принял закон, названный Калишским статутом, который гарантировал евреям широкие полномочия и поощрял их деятельность.

Княжеская генеральная грамота гарантировала иудеям, проживающим в его уделах, широкий ряд привилегий. Им гарантировалась полная свобода перемещений и торговли. Споры между евреями были подсудны только князю. Противоправные действия против представителей данной нации жестко наказывались, начиная от довольно внушительного штрафа и заканчивая конфискацией имущества, шедшего в княжескую казну. Любые обвинения в сторону иудеев должны были подтверждаться равным количеством поляков и евреев, что практически полностью выводило их из-под наказания. В свою очередь, при нападении преступников на еврея поляки обязаны были прийти тому на помощь, в противном случае им грозил внушительный штраф.

Разрабатывая данный статус, князь Болеслав как базу использовал перечень привилегий князя Лешко, изданных в 905 году. Чтобы его собственный закон не был отменен потомками, Болеслав Благочестивый утвердил свою грамоту с припиской «На вечные времена» и заставил подписать ее всех своих вассалов. В дальнейшем, в период правления короля Казимира Великого, положения Калишского статуса были распространены на территорию всей Польши, хотя церковь старалась всеми силами противостоять подобному движению. Но, несмотря на серьезное противодействие церкви, светское руководство государства видело перспективы от сотрудничества поляков с евреями и всячески способствовало иудейской колонизации государства. В данном случае интересы польских князей и государства практически полностью совпадали, ведь евреи напрямую подчинялись сначала им, а впоследствии королям, принося в казну солидные доходы.

Спустя 100 лет после варварского татарского нашествия на Европу обрушилась новая напасть. Март 1348 года отметился появлением «черной смерти» – эпидемией чумы. Началась она в Генуе, куда болезнь завезли моряки. Страшный недуг в считанные недели охватил большую часть Западной Европы, после чего попал в Скандинавию и на Британские острова. Во всех местах, где появлялась чумная зараза, начинали массово умирать люди, причем количество жертв в крупных центрах исчислялось десятками и сотнями тысяч.

Как ни парадоксально, но меры противодействия еврейской колонизации стран Европы со стороны католической церкви, во многом поспособствовали тому, что процент иудеев, погибших от болезни, был гораздо меньшим, чем среди европейцев. Согласно требованиям церковников евреи должны были проживать в отдельных кварталах, не посещать мероприятия, организовываемые представителями титульных наций, не принимать пищу за одним столом. Кроме того, уровень личной гигиены, сохранившийся в еврейской среде еще со времен их проживания в Израиле, был значительно выше.

Однако малограмотные европейские обыватели были далеки от понимания данного факта. Они видели другое: евреев умирает гораздо меньше, чем европейцев, поэтому здесь не обходится без злого умысла. Первые слухи о том, что в массовых смертях виноваты евреи, появились спустя 3 месяца после начала эпидемии. Это произошло в Испании, в Барселоне. Подогретая слухами толпа, ринулась в еврейские кварталы, громя дома иудеев и убивая их хозяев. Тогда погибли несколько десятков человек. После этого случая папа Климент VI вынужден был издать указ, в котором отвергалась версия причастности иудеев к массовой гибели людей. Однако на обычных людей он не оказал никакого влияния.

Вскоре в Савойе местный герцог распорядился взять под стражу группу евреев и подвергнуть их пыткам. Один из арестованных, врач Балавиньи, не выдержав истязаний, оговорил себя и нескольких своих «собратьев», сказав, что они составили заговор против европейского населения. Их группа разработала рецепт особой смеси, убивающей исключительно европейцев, а потом полученную отраву начали рассылать своим соплеменникам. Те стали разбрасывать ее по христианским колодцам, отчего люди стали массово умирать. Немедленно во все концы были разосланы гонцы с тревожной вестью, и сразу же повсюду началось истребление евреев.

Практически во всех странах Западной Европы поднялась волна антиеврейских действий. Их убивали, дома разрушали, а бизнес отбирали. Наиболее щадящими действиями были простые изгнания иудеев с мест их постоянного проживания. Среди всей этой вакханалии насилия единственным светлым пятном выглядела Польша, в которой действовал Калишский статус, поэтому погромы имели локальный характер. Выжившие среди эпидемий и погромов евреи потянулись в Польшу. В те годы страной правил Казимир Великий, относившийся к вынужденным переселенцам весьма благосклонно. Беженцы из европейских стран могли свободно расселяться по Польше, получив в ней еще на несколько столетий спокойное убежище.

У евреев даже существует поверье, что само название Польши обозначает место для получения убежища. На иврите название этой страны звучит как «Полин». В то же время, еврейское словосочетание «по лин» дословно переводится, как «здесь живи». Легенда даже гласит, что во времена переселения бегущих от погромов евреев с неба им упала записка с данной надписью, будто бы сам Всевышний указал им дорогу к спасению. Таким образом, евреи и поселились в Польше.

Е врейские организации Польши обнародовали в минувший понедельник открытое письмо, в котором выражают возмущение всплеском нетерпимости, ксенофобии и антисемитизма, охвативших их страну после принятия «закона о Холокосте», вызвавшего международный скандал.

Об этом пишет во вторник, 20 февраля, сайт газеты The Jerusalem Post .

В этом послании, выложенном на сайте «Союза еврейских общин Польши» и подписанном десятками польских евреев, говорится, что пропаганда ненависти вышла за пределы интернета и охватила общественную сферу.

«Мы уже не удивляемся, когда члены местных советов, парламентов и государственные чиновники вводят антисемитизм в общественный дискурс. Количество угроз и оскорблений в адрес на еврейской общины Польши, растет» , – приводит издание выдержки из этого письма.

Авторы послания выражают признательность президенту Анджею Дуде, премьер-министру Матеушу Моравецкому и лидеру партии «Право и справедливость» Ярославу Качиньскому за осуждение антисемитизма, подчеркивая однако, что эти слова падают в пустоту и не окажут никакого влияния без решительных действий.

«Накануне пятидесятой годовщины антисемитской кампании 1968 года и спустя 75 лет после восстания в Варшавском гетто польские евреи вновь чувствуют себя в этой стране незащищенными» , – говорится в письме.

Напомним, 6 февраля президент Польши Анджей Дуда подписал скандальный «закон о Холокосте», вводящий уголовную ответственность за пропаганду идеологии украинских националистов, отрицание Волынской резни и утверждения о пособничестве поляков нацистам в годы Второй мировой войны.

Речь идет о поправках к закону об Институте национальной памяти, утвержденным Сенатом Польши 1 февраля, согласно которым, в частности, человек, публично обвиняющий Польшу в преступлениях, совершенных во время Холокоста, в пособничестве нацистской Германии, военных преступлениях или преступлениях против человечности, может быть приговорен к тюремному заключению сроком на три года.

Закон запрещает использовать словосочетание «польский лагерь смерти» при описании концлагерей, существовавших на территории оккупированной Польши. Наказанию будут подвергнуты и те, кто попытаются «сознательно преуменьшить ответственность истинных виновников этих преступлений».

Подписывайтесь:

Этот закон вызвал неоднозначную реакцию в Израиле. В течение нескольких дней, предшествовавших утверждению закона Сенатом Польши, его содержание вызвало гневную реакцию со стороны многих израильских политиков, включая премьер-министра и президента страны.

Поляки и Евреи


Поляки произошли от евреев?

правда или абсурд?

выходит что всё таки ПРАВДА!

Молодые поляки возвращаются к своим родным
еврейским корням.

Новости 23.08.2010
Группа современных молодых поляков, обнаруживших у себя еврейские корни, прибыла в Израиль для участия в семинаре, призванном укрепить их связи с еврейским государством
и узнать своё истенное происхождение.

Не только в Испании, Португалии, Румынии и в Южной Кореи становится всё более популярным, движение возврата к еврейским корнями потомков марранов, в Польше в последние годы наблюдается очень сходный процесс - всё большее число выросших в католичестве потомков евреев возвращается к иудаизму и еврейской культуре. Члены этой группы так и называются "скрытые евреи Польши", или ""Скрытые еврейские корни поляков""

Трехнедельный образовательный семинар на польском языке проходит в Израиле по инициативе организации "Шавей Цион", созданной в США живущим в Нью-Йорке бывшим израильтянином Михаэлем Фройндом. Цель организации - укрепление связей между еврейским народом, Израилем и потомками евреев во всем мире.
Это уже третий семинар такого рода за последние несколько лет.

Для многих польских юношей и девушек в возрасте от 20 до 30 лет из Кракова, Катовиц, Варшавы, Гданьска, Чешина и других городов Польши, это первое знакомство с Израилем. Семинар начнётся в Иерусалиме, продолжится в Галилее и завершится в Негеве.

Как пишет газета "Гаарец", по данным организации "Шавей Цион" в Польше живёт около 4 тысяч евреев (накануне Второй мировой войны - более трех миллионов), однако число сегоднешних поляков, скрывающих еврейское происхождение или даже не знающих о своих еврейских корнях, может составлять более 80% от всего польского населения. И не только в Польше но и даже у всех остальных поляков живущими за приеделами Польши.
Так же не редко встречаются такие признаки как, поляки с еврейскими физиономиями.

"После падения "железного занавеса" всё больше поляков узнают о своем еврейском происхождении, о котором они старались забыть в коммунистический период, - говорит Михаэль Фройнд. - Мы проводим семинар, чтобы помочь нашему народу вспомнить о своём истенном происхождении (о своём еврействе").

Поляки - потомки евреев.

Михаэль Фройнд (Michael Freund) - основатель и председатель Шавей Исраэль (Shavei Israel утверждает, что поляки и израильтяне связаны кровными узами, имеют общие корни и происхождение .

Как же евреи появились в Польши?
И не только в Польше, но и почти во всей Восточной Европе?

Вот несколько утверждений Кестлера: Сведения о числе евреев в польско-литовском государстве в конце 16 века приведены у ряда еврейских историков (от 150 до 160 тыс. чел.). Если бы между 1300-м и 1530-ми годами (благоприятными для развития еврейских общин в Польше) естественный рост еврейского населения в среднем не превышал бы даже 1% за год, было бы достаточно наличия в Польше пяти тыс. чел. еврейского населения в 1300 г. для образования 54 общин, известных в конце 15 века (и это без учёта значительной эмиграции евреев из Германии и других мест в Польшу в 14 веке). Но приход евреев из Германии в Польшу в 14 в. усилился, он продолжался, в меньшей мере, и в первой половине 15 века (также из Чехии). Поэтому в конце 13 в. (через 36 лет после появления "привилегии" польского князя Болеслава от 1264 г.) численность евреев в Польше могла быть и менее пяти тыс. чел. - достаточно было и трёх тыс. еврейского населения в Польше.
Обратимся к еврейским общинам в Германской империи в 13-14 вв. Их тогда было немало в Германии и соседней Франции. Так, например, если к 1200 г. только в бассейне реки Рейн было не менее 27 мест проживания евреев, то между 1200 и 1300 гг. образовались 52 новых района их проживания, и ещё не менее 60 районов в 1300-1348 гг. (географическая карта и названия всех этих мест проживания евреев в Германии от 1200 до 1348 г. даны в книге, изданной Йельским университетом в США: Ruth Gay "Jews of Germany", 1992 г.). Немало еврейских общин были известны в 13 в. также в других областях самой Германии и Германской империи. В конце 14 в. численность евреев только на германских землях составляла примерно 20 тыс. чел. (при численности всего населения империи 12 млн. чел., включая Утрехт, Бургундию, Швейцарию, Сев. Италию, Каринтию, Чехию, Моравию). Таким образом, в Германии 13-14 вв. было достаточно евреев, из которых несколько тысяч могли уйти от гонений в Польшу и создать основу польского еврейства без участия иудейских общин Киевской Руси вообще.
Второе утверждение Кестлера (что иудеи-хазары переняли язык идиш от четырёх миллионов находившихся в Польше немецких колонистов) - не более чем плод фантазии Кестлера. В конце 14 в. всё население польско-литовского государства (в которое входили также Украина и Белоруссия - после Кревской унии 1385 г.) не составляло 4 млн. чел. Да и численность немцев в Германской империи в конце 14 в. вряд ли достигала 6 млн. чел., если учесть, что всё население империи составляло примерно 12 млн. чел. Немецкие колонисты тогда находились в нескольких городах Польши, они были национальным меньшинством, поселившимся в Польше одновременно с евреями. Евреи, приходившие в Польшу с разными диалектами языка идиш, веками сохраняли и развивали свой язык. Это характерно не только для евреев в Польше, - горские евреи, евреи-крымчаки, евреи Средней Азии и др., также веками сохраняли языки, приобретённые в более древние времена. О местах исхода евреев в Польшу свидетельствуют фамилии многих еврейских родов в Польше. Официальных сведений об организованных еврейских общинах в Польше от 12 века нет, но вполне возможно, что уцелевшие остатки общин Киевской Руси бежали в Польшу, поселялись по договоренности на землях отдельных феодалов, а позже влились в общины, образованные евреями - выходцами из Германской империи. Естественно предположить, что выходцы из Киевской Руси пришли в Польшу со славянским языком, а переход их на язык идиш свидетельствует об их малочисленности по сравнению с евреями - выходцами из Германской империи.

А вот ещё одни и более правдоподобные факты.
Написаны Владимиром Шнейдером и множество цитатам из Библии.

В книге "След десяти" (изданной в Беер-Шеве в 1998 г.),Владимир Шнейдер и множество цитат из Библии, выдвинули такие факты, о том, что хазары, жившие на теретории Киевской Руси (в 12 веке) - это потомки потерянных «десяти колен древнего государства Израиль » выселенных Ассирией в 722 г. до н.э. в Сев. Месопотамии. Он объясняет, что потомки потерянных «десяти колен Израиля» (десять утерянных племен) после выселения ассирийцами, они двинулись в два направления. Одна колона двинулась на восток к Индии и вероятно поселилась там, а вторая колона двинулась на север к Чёрнуму морю и поселились на теретории Киевской Руси и на некоторое время стали язычниками, и именно от них произошли хазары, элита которых около 740 г. приняла иудейскую веру. Таким образом, потомки потерянных "десяти колен", согласно доказательствам Шнейдера, а так же библейским преданиям, после 1500 лет язычества, сного вернулись к иудаизму. Шнейдер утверждает, что в 1113 году иудеи были изгнаны из всех пределов Руси и бежали на запад к Балтийскому морю, и там перебрались в Польшу . (И еврейские, и польские и русские источники полагают присутствие евреев в Киевской Руси в 12 веке и после 1113 г.). Согласно Шнейдеру, иудеи-хазары оказались в Польше задолго до прихода в Польшу немцев-колонистов (после разгрома Польши татаро-монголами) и появления "привилегии князя Болеслава Калишского для евреев. Уцелевшие в 12-13 вв. иудеи прежних общин Киевской Руси могли найти пристанище на землях Польши и Литвы. Здесь они позже смогли ассимилироваться, входя в общины более многочисленных евреев-ашкеназов в Польше и местными жителями (в 13-14 вв.) и на землях, подвластных Литве (в 15-16 вв.). И таким оброзом появляется такой факт, что потомки Потерянных десяти колен Израиля это нынешние поляки.

Все библеисты прекрасно знают, насколько усердно некоторые богословы искали «десять утерянных племён». В результате их рьяных поисков эти потерянные племена Израиля - библеисты, миссионеры и просто дилетанты видели почти в каждой нации на любом пригодном для жилья месте земного шара. Такие исследователи обнаружили, что англичане, ирландцы, голандцы, баски, испанцы, румынцы, греки, французы, поляки, литовцы, украинцы, русские, грузины, турки, гунны, римляне, папуасы, индусы, арабы, тайцы, древние перуанцы и мексиканцы, вымершие народы Центральной Америки, африканцы, корейцы, немцы и даже японцы и многие другие являются потомками тех, кого Салманасар выселил в отдаленные земли.


А мы ещё с вами удивляемся, от куда по всему миру так много евреев.
Куда не пойди, в какую страну только не поедь - везде ОНИ!

Вот так ребята, теперь то вам всё ясно?

Множество цитат из Библии были приведены в доказательство того, что вышеупомянутые народы являются евреями. По крайней мере «они напоминают евреев». Здесь (Maurice Fishberg) явно передергивает. Никому и в голову не придёт считать эти, а так же любые другие гойские народы «потомками древних евреев». Речь всегда идет о том, что евреи, поселившись среди гойских народов в скором времени занимают внутри них главенствующее положение, становясь их элитой: творческой, жреческой, политической, военной и экономической. Чему существует огромное количество примеров из истории. А Морис Фишберг ищет евреев не наверху, а внизу общества, там, где действительно остались более-менее чистые гои.

Статьи
Евреи и Тора
.

Версия для печати
История еврейского народа. 87: Польские евреи до событий 5408 (1648) года

Название страны, «Полин», евреи поняли как сочетание двух еврейских слов — по — «здесь» и лин - «переночуй»

Сегодня очень тяжело писать об истории этого народа в Польше:

В конце средних веков десятки тысяч гонимых евреев пришли из Германии в другую страну рассеяния — Польшу. Название страны, «Полин», они поняли как сочетание двух еврейских слов — по — «здесь» и лин - «переночуй», решив, что «здесь» будет отдых и покой на всю оставшуюся ночь изгнания... пока Страж не провозгласит, что наступило «утро». Они надеялись дожить и увидеть утренний свет, но пришла тьма и поглотила всех. Да будет отомщена их кровь!

Убежище на поколения .
Время начала еврейского поселения в Польше нам неизвестно. Эту страну Божественное Провидение избрало им пристанищем на многие поколения, и здесь произошел духовный расцвет еврейского народа. Общественно-политическое устройство Польши облегчало проблемы эмиграции. Дворянское меньшинство владело почти всей землей аграрной страны. Основную массу населения составляло крепостное крестьянство. Немногочисленный средний класс страны представляли в основном немцы - потенциальные союзники Германии, которая непрерывно стремилась на Восток и мечтала захватить польские земли. Польские власти с радостью приняли евреев - купцов и ремесленников, бежавших от преследований в Германии, в чьей преданности стране, давшей им приют, не было никаких сомнений.

В Польше евреи основали свою общину и жили по законам Торы. Целью же жизни считали изучение Торы и соблюдение ее заповедей. Многие проводили годы своей юности в домах учений и ешивах. В 1264 году граф Болеслав из Калиша пожаловал евреям особый статус. Теперь евреи не зависели от городского самоуправления и местных дворян. Под страхом телесного наказания запрещалось причинять вред евреям и их имуществу.

После погромов, прокатившихся по всей Германии во время эпидемии черной оспы, польский король Казимир III 1333-1370г. принял в Польше тысячи евреев. Эпидемия не дошла до Польши, но и в этой стране нашлись подстрекатели, призывавшие отомстить евреям за то, что они, якобы, отравляют колодцы. Король Казимир III сумел защитить евреев, утвердив грамоту Болеслава. И хотя погромы случались и в годы его правления, всё же его царствование было периодом расцвета польской общины. При следующих правителях положение общины ухудшилось, в частности, под влиянием торговцев-католиков. Но Король Казимир III всеровно защищал евреев до конца как божественных братьев.
Положение евреев в Литве было ещё лучше. Идолопоклонники-литовцы еще не научились антисемитизму у католических священников. Впрочем, когда князь литовский Ягело крестился и женившись на польской принцессе Ядвиге, объединил обе страны, положение литовской общины не ухудшилось.

Еврейская автономия в Польше .
Ещё более спокойным временем для польских евреев был период, когда на польский престол взошел литовский князь Казимир IV 1447г. Он вывел евреев из-под юрисдикции католического суда и пожаловал им внутреннюю автономию. Отныне спор между евреем и христианином подлежал только прямому суду короля. Чтобы прекратить кровавые обвинения, Казимир IV постановил принимать такого рода дела к рассмотрению только по показанию четырех свидетелей. И когда монах-фанатик Капистрано потребовал от короля Казимира отменить права евреев, король отказал ему в этом.

В дни правления Казимира IV в страну хлынули тысячи беженцев из Германии. Благодаря их деятельности экономика страны сильно упрочилась. Польза еврейского присутствия была очевидна всем. Король передал евреям на откуп сбор податей, ежегодно пополнявших казну громадными суммами. Положение королевских сборщиков налогов в ряде случаев давало евреям преимущество перед христианами. После смерти короля Казимира 1492г. один из его сыновей, Ян, унаследовал польскую корону, а другой, Александр, — литовскую. В Польше право суда над евреями было передано из королевского суда в церковный. В 1495 году евреи были изгнаны из Литвы. Все же, когда умер польский король и принц Александр вновь объединил две страны, он позволил евреям селиться в Литве и вернул им их имущество. В Польше права евреев были тоже практически восстановлены.

Король Сигизмунд I 1506-1548г., высоко ценя приносимую евреями пользу, поощрял иммиграцию в страну евреев из Германии и защищал их от священников и мелкой шляхты. Крупные землевладельцы разделяли взгляды короля на еврейский вопрос, и, когда шляхта ограничила права евреев, они во главе с королем с большим теплом и дружбой пригласили еврейских беженцев поселиться на своих землях.

Сигизмунд II 1548-1572г. официально восстановил грамоту короля Казимира IV. Его личным врачом был еврей р. Йеуда Ашкенази, тот самый, который затем, переехав в Турцию, стал видным дипломатом. Чтобы евреи могли принимать участие в ярмарках, король перенес в своих владениях рыночный день с субботы на другой день недели.

Король Стефан Баторий , правивший после Сигизмунда II, так же продолжал защищать евреев. Он приказывал казнить за ложный донос тех кто неподдерживал и обвинял евреев, приказывал казнить той же казнью, какая предназначалась для обвиняемых евреев.

Вот и ещё одни факты, из которых можно подтвердить ту суть что, поляки это реальные потомки евреев.

Польша. Скинхед стал ортодоксальным евреем.

Газета "Нью-Йорк Таймс" опубликовала рассказ об удивительной трансформации бывшего польского скинхеда и неонациста в ортодоксального еврея, строго соблюдающего еврейские законы и традиции, - сообщает Алекс Штраус, aen.ru, 28 февраля 2010 года (14 адара 5770 года).

Молодой человек по имени Павел рос в одном из пригородов Варшавы и, как многие польские юноши из не слишком благополучных христианских семей, примкнул к экстремистской группе скинхедов, наводивших страх на еврейских жителей и эмигрантов.

Однажды Павел в разговоре со своим дедом произнес проклятье в адрес евреев и был весьма удивлен неожиданной резкой реакцией близкого человека. Дед накричал на него и заявил, что не пусти его больше в дом, если еще раз услышит оскорбления в адрес евреев.

В возрасте 18 лет Павел женился на девушке из той же банды скинхедов и устроился работать водителем.

Однажды его жена Паулина, подозревавшая, что в её семье есть какая-то тайна, обратилась в генеалогический институт, чтобы получить информацию о своем происхождении.

Ее подозрения подтвердились и она оказалась так называемой "спрятанной еврейкой". Более того, Паулина узнала, что и её муж Павел такой же "спрятанный еврей".

С того момента жизнь бывших скинхедов кардинально изменилась, и они оба стали ходить на уроки раввинов, рассказывающих об иудаизме и национальных еврейских традициях и обычаях.

Сегодня 33-летний Павел, в традиционном облачении ортодоксального еврея, извиняющимся тоном рассказывает о своем скинхедовском прошлом.

Главный раввин Польши Михаэль Шудрич отмечает, что судьба Павла и его жены весьма характерна для польского еврейства.

До сегоднешних дней многие польские семьи лишь смутно подозревают о своих еврейских корнях, но всё больше и больше таких поляков ("скрытых евреев") исследуют семейные истории и возвращаются к своему истеннонму, реальному народу. АВИГДОР ЛИБЕРМАН: "ЛЕХ КАЧИНЬСКИЙ БЫЛ ПРЕДАННЫМ ДРУГОМ ИЗРАИЛЯ"


Министр иностранных дел и вице-премьер Израиля Авигдор Либерман выразил глубочайшее сожаление по поводу трагической гибели в авиакатастрофе президента Польши Леха Качинского и заявил, что "Лех Качинский был верным другом Израиля: он доказал это и своей позицией, и своими действиями, - говорится в распространённом МИДом Израиля заявлении. - Важная роль, которую сыграл Качиньский в деле создания крепких стратегических связей между Израилем и Польшей, запомнится надолго".

КАЧИНЬСКИЙ НАМЕРЕН ВЕРНУТЬ ПОЛЬСКОЕ ГРАЖДАНСТВО 15 000 ЕВРЕЕВ, покинувших страну после марта 1968 года в связи со всплеском антисемитизма. Около 5 000 польских евреев репатриировались за это время в Израиль.

«ПОДВИГ»
Октябрь 2007
ЛЕХ КАЧИНЬСКИЙ НАГРАДИЛ ПОЛЯКОВ, СПАСАВШИХ ЕВРЕЕВ В ГОДЫ МИНУВШЕЙ ВОЙНЫ. Церемония состоялась в варшавском Театре Народовом.

Жил на свете человек со смешным именем Альтер Кацизне. Был он писатель и драматург и даже в чем-то поэт. Пара его пьес шла на варшавской сцене, а также он был председателем еврейского ПЕН-клуба. Но любимейшим из искусств для него была фотография. Его фотостудия в Варшаве была достопримечательностью, а архив насчитывал сотни портретов польских знаменитостей и простых граждан, сценических фотографий и городских зарисовок. Кроме того, он часто отправлялся в путешествия с фотоаппаратом по стране. А еще у него была милая семья - жена и дочка.

Жена Альтера Кацизне погибла, скорее всего, в одном из лагерей смерти, а дочь Шуламит спаслась. Неизвестно, кто спас ее, но она пережила оккупацию, а после войны вышла замуж за посла Италии в Польше, уехала в Италию и жила там до самой своей смерти в 1999 году.

Хане Кольски сто шесть лет. Каждый вечер она исповедуется в грехах и ест печенье. Ее восьмидесятилетний сын в Америке не верит, что она еще жива. Варшава, 1925. (В грехах всего Израиля - ежедневно читает видуй.)

Хон Шлейфер, восьмидесяти пяти лет. Точильщик, механик, изготовитель зонтиков и знахарь. Ломжа, 1927.

Арон-Нохем за своей швейной машинкой. Кутно, 1927.

Эстер за работой. Семь лет назад муж ушел от нее и оставил ее с пятью детьми. Она работает портнихой. Парысув, 1927.

Новое поколение учится «лить воду». Отвоцк, 1927.

Плотник и его внучка. Чортков, 1925.

За что он боролся? Фейвл Табакмен, бывший политзаключенный, не может найти себе работу слесарем. Поэтому он точит на улицах ножи. Варшава, 1928.

Религиозная школа для девочек. Ласкажев.

Намек. Люблин, 1924.

В девяносто три года этот деревенский портной может без очков вдеть нитку в иголку. Парысув, 1926.

Слесарь Элиогу. Двенадцать лет назад ослеп на один глаз, но согласился на операцию только после того, как ослеп на оба глаза. Замбрув.

Старый замок и синагога, связанные подземным ходом. Острог, 1925.

Жена и внучка Мейера Гурфинкеля. Ее отец живет в Вашингтоне, а мать умерла. Карчев.

Азриельке, Shabes-klaper. По пятницам вечером он стучит по ставням, объявляя о начале Субботы. Бяла-Подляска, 1926.

Отец и сын. Кузнец Лейзер Бавул не говорит, сколько ему лет, боясь сглаза, но ему должно быть больше ста. Теперь кузнечным делом занимается его сын, а отец стал доктором - вправляет сломанные руки и ноги. Бяла-Подляска, 1926.

Жена шорника. Воломин.

Молитвенники на продажу.

Синагога. Люблин.

Дом престарелых в Ровно.

Интересно, этот спор - на богословскую тему?

А этот стол накрыт к Субботе.

Земля Израиля в пригороде Варшавы. Халуцим возделывают поля в Грохове.

Это был знаменитый кибуц. Рингельблюм рассказывает о нем такую байку. Один человек купил в рассрочку два кинопроектора, но разорился и не смог погашать долг, и остался и без денег, и без кинопроекторов. Производителем кинопроекторов был еврей. И наш герой возненавидел евреев - виновников всех бед. Прошло много лет, и этот кондовый уже такой антисемит побывал в кибуце в Грохове… и остался там навсегда. Оказалось, это единственное место, где ему хорошо жить и где он по-настоящему получает удовлетворение от работы.

Там же, в Грохове.

Воскресенье в Чорткове - выходной день. Евреи, праздносидящие под объявлением о лекции Альтера Кацизне на тему «Литература как национальное сокровище».

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса