План-конспект занятия (средняя группа) на тему: Свойства воды. План-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему: Конспект занятия в средней группе «Волшебница вода»
Конспект занятия для средней группы "Свойства воды"
фото Березовской Дарьи Олеговны
Программные задачи:
- Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах) , уточнить значение воды для всего живого на земле.
- Развивать любознательность, мышление и речь детей, ввести в активный словарь детей слова: безвкусная, бесцветная, прозрачная.
Методы и приемы:
- Игровой: внесение игрового персонажа «Капельки» , сюрпризные моменты.
- Наглядный: схемы, символы
- Практический: опыты.
- Словесный: беседа с детьми, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера.
Оборудование:
- Пластмассовые стаканы, молоко, вода, соль и сахар, краски и кисти, медальки «Капельки» (всё индивидуально для каждого ребенка) .
- Иллюстрации с изображением животных и людей с водой и в воде.
- Символы, обозначающие свойства воды
- Главный герой - Капелька.
Предварительная работа:
- Беседа на тему: «Где живет вода» , «Кому она необходима и зачем» , «Кто живет в воде» .
- Чтение рассказов о воде, сказок познавательного характера.
- Проведение опытов с водой (превращение снега в воду, воды в лёд, окрашивание воды) .
Игровая ситуация «К нам Капелька в гости пришла»
I. Организационный момент
(Стук в дверь. Воспитатель вносит Капельку)
В.: Посмотрите, кто пришел к нам в гости? Верно, это Капелька. Давайте с ней поздороваемся (дети здороваются)
В.: Капелька, ты почему такая печальная? Давайте послушаем ее историю: Капелька недавно родилась и совсем ничего не знает про себя. От этого ей очень грустно, ведь ничего о себе не знать - это совсем не весело. И вот поэтому она решила обратиться к вам за помощью, ведь вы умные ребята и наверняка что-то о ней знаете.
II. Целеполагание и мотивация
В.: Капелька подготовила для вас очень интересную, но довольно сложную загадку. Отгадав её, вы узнаете, о чем мы сегодня будем говорить.
В.: Я и в туче, и в тумане, и в ручье, и в океане,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу. (вода)
В.: Верно! Значит тема нашей беседы – вода.
(Звучит аудиозапись журчания ручейка)
В.: Ребята, послушайте и определите, что это за звуки (ответы детей) . Действительно, это журчит ручей. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в Царство Воды, но не одни, Капелька отправится с нами в это удивительное путешествие.
В.: Итак, представьте, что вы учёные.
III. Ход деятельности
В.: Капелька приглашает нас в первую лабораторию, стол с цифрой 1 (Воспитатель напоминает о правилах поведения в лаборатории) .
Опыт № 1 «Вода бесцветная» .
В.: У вас на столах стоит по 2 стакана, в одном молоко, в другом вода.
В.: Возьмите по одному камешку и положите их в стаканы: один камешек в стакан с водой, а другой – в стакан с молоком.
В.: В каком из стаканов виден камешек? Почему? (вода прозрачная) . А что значит «прозрачная» ? (ответы детей) .
В.: Посмотрите внимательно и скажите: какого цвета молоко? А цвет воды похож на цвет молока? Значит, цвет воды не… белый. Согласны?
В.: Какого цвета молоко? (белого) . А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей) .
В.: Ученые, вы сейчас сделали открытие: вода не имеет цвета, она бесцветна.
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная
В.: Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом? А ты, Капелька, хочешь? (Ответы) .
На столе у воспитателя 2 стакана с водой марганцовка (для детей краски и кисть) .
В.: Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет?
В.: А теперь вы добавите в воду краску. Посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет? (Ответы детей) .
Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.
В.: Как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в неё добавить варенье. Попробуйте это сделать дома.
Опыт № 2. Вода безвкусная (Детям раздаются пиалы с солью и с сахаром, ложечки) .
В.: Ребята, проходите во вторую лабораторию, за стол номер 2.
А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода) . Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?
Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная.
В.: А чтобы вы, ребята, не забыли это и ты, Капелька, чтобы не забыла, я приготовила вам схему этого свойства воды (перед детьми вывешивается схема этого свойства)
В.: Давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует) . Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (Ответы детей) . Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей) .
Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.
Опыт № 3 «Вода не имеет запаха» .
В.: Отправляемся в третью лабораторию, за стол с цифрой 3.
А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?
В.: Верно. Какое открытие вы сейчас сделали? (ответы детей) .
Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха.
(Вывешивается схема этого свойства воды.)
В.: Мы с вами узнали, дети, что вода может изменить цвет, вкус. А может ли она изменить свой запах? Как вы думаете? (Ответы) . Попробуйте дома проделать такой опыт, и что произойдёт, вы расскажите всем ребятам.
Физминутка
Море очень широко,
(Дети широко разводят руки в стороны.)
Море очень глубоко.
(Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья,
(Выполняют движение «Рыбка» .)
А вот воду пить нельзя.
(Разводят руки в стороны, приподняв плечи.)
В.: А сейчас я предлагаю вам, ребята пройти на стульчики. Садись и ты, Капелька.
В.: Мы сегодня, ребята, много говорим о воде, много о ней узнали. Но давайте Капельке расскажем, для чего нужна вода и кому?
(Работа со схемой «Использование воды человеком» )
IV. Обобщение и систематизация знаний
В.: Молодцы, ребята! Ну что, Капелька, узнала что-нибудь нового о воде?
Капелька: Да! Только это так трудно запомнить.
В.: А ребята тебе, Капелька, ещё раз напомнят. Слушай и запоминай: (с опорой на схемы) :
- Вода – бесцветная
- Вода – безвкусная
- Вода не имеет запаха.
Капелька: Спасибо, ребята, теперь я всё знаю о воде.
В.: А ты знаешь, Капелька, что воду нужно беречь, и когда моешь руки, нужно сразу закрыть кран?
Капелька: А зачем её беречь. Вон сколько воды!
В.: Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран.
А чтобы ты, Капелька, не забыла про это, вот тебе памятка напоминание «Помыл руки плотно закрой кран» .
Капелька: Спасибо, ребята, теперь я ни за что не забуду, что кран нужно всегда плотно закрывать.
В.: Ребята, давайте, и мы у себя в умывальной комнате повесим такие же памятки. Согласны? (Ответы) . А сейчас у меня для вас есть ещё один сюрприз (вносятся медальки «Капелька» ) .
В.: Ребята, вы сегодня такие молодцы! Ведь вы были настоящими учёными и сделали сегодня много открытий! И теперь каждый из вас может рассказать своим родителям и друзьям о том, что вода… (дети делают вывод)
В: Ребята, Капелька всем говорит спасибо за то, что вы так хорошо знаете её сестричек-капелек. И дарит нам на память о себе волшебные капельки. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении. (Каждому ребёнку вручается капелька)
В: Спасибо тебе Капелька, и вам, ребята, спасибо за вашу активную и заинтересованную работу. А теперь предлагаю всем детям и гостям закрыть глаза и насладиться песенкой воды.
(Фоном звучат звуки воды)
Ирина Терпилко
Программное содержание :
1. Закрепить с детьми свойства воды в процессе исследовательской деятельности. Уточнить значение ее для всего живого.
2. Развивать познавательный интерес, мышление и речь детей в процессе экспериментирования с водой; ввести в активный словарь детей слова : жидкость бесцветная, безвкусная, прозрачная.
3. Воспитывать бережное отношение к воде.
Предварительная работа :
Чтение рассказов, сказок познавательного характера.
Опыты : превращения снега в воду; воды в лед.
Беседы : «Где можно встретить воду?» , «Кто живет в воде?» .
Словарная работа : лаборатория, лаборант, бесцветная, жидкая, безвкусная, прозрачная.
Материалы и оборудование : кукла – капелька, тазик, стаканчики пустые, баночки с водой, тарелочки, пробирки разной формы, стакан с молоком, чайные ложки по количеству детей, соль, сахар, жидкое мыло, карточки – символы, обозначающие свойства воды, гуашь зеленая, желтая, красная, термос, зеркало, мыльные пузыри, эмблема «Помыл руки- не забудь плотно закрыть кран»
Ход занятия.
(Стук в дверь) . – Ребята, кто- то к нам пришел? Я сейчас посмотрю.
Кто это? (Капелька)
Капелька : Вы меня узнали? Я – Капелька воды! Я пришла к вам в гости. Я со своими
сестричками – снежинками долго путешествовала и мне очень интересно, чем вы занимались, что
нового узнали, пока меня не было.
Воспитатель : Капелька, мы говорили о тебе. Ты посиди послушай, посмотри, что мы нового
узнали о тебе. Сейчас дети прочитают стихотворение.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется
Средь высоких , стройных елей
Рушится потоком селей.
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Растворяет сахар в чае,
Мы ее не замечаем.
Мы привыкли, что вода-
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить :
Без неё нам не прожить!
Воспитатель : Всегда ли вода в природе бывает одинаковой?
(Нет. Вода , как волшебница умеет превращаться и быть разной).
Воспитатель : А сейчас я загадаю вам загадки, а вы отгадайте их и найдите отгадки.
Скатерть бела всю землю одела. (Снег)
Растет она вниз головою
Не летом растет – а зимою.
Чуть солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет. (Сосулька)
Меня ждут – не дождутся,
А как завидят – разбегутся. (Дождь)
К маме – речке бегу.
И молчать я не могу.
Я сынок ее родной,
А родился я весной. (Ручей)
На земле осталась я
После летнего дождя.
Разлеглась среди дороги ,
Кто пройдет – промочит ноги. (Лужа)
Белый падает горох прямо на голову – Ох!
Он сбивает с яблонь цвет и полям приносит вред. (Град)
Покружилась звездочка в воздухе немножко.
Села и растаяла на моей ладошке. (Снежинка)
Вот видите, ребята, вода бывает разной .
Для чего нужна вода и как мы ее используем? (Картинки)
Капелька, мы приглашаем тебя в нашу маленькую лабораторию. А вы, ребята, сегодня
будете, как настоящие ученые проводить опыты с водой.
Опыт №1. Вода – жидкая , не имеет формы. (Символ)
Что означает эта карточка?
Дети : Вода переливается , жидкая, не имеет формы.
Воспитатель : Как это можно доказать?
На столе стоит тазик, стаканчики с водой, сосуды разной формы. Дети переливают воду из
стаканчиков в тазик, в другие сосуды.
Что вы сейчас сделали с водой? (вылили, перелили) .
Вывод : Вода льется , переливается. Она не имеет формы. Принимает ту форму, в каком сосуде она
находится.
Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода ? И что обозначает этот символ? (бесцветная)
Сейчас мы это проверим.
Опыт №2. «Вода бесцветная » (символ)
На столе стакан воды и стакан молока.
Что это? (молоко)
Какого цвета молоко? (белого)
А можно сказать про воду, что она белого цвета? (нет)
Какого цвета вода ? (прозрачная, бесцветная)
Как вы это узнали? Что вы сделали?
В оба стакана положили коктельные палочки. В стакане с водой палочку видно, а в стакане с
молоком не видно.
Ребята, а я знаю, что вода изменяет цвет . Хотите убедиться в этом? Сейчас я покажу фокус. (на
столе 3 баночки с крышками. На крышках гуашь. Закрываю баночки и взбалтываю. Вода меняет
Вывод : вода прозрачная , а молоко непрозрачное. Вода меняет цвет , если в нее что-то добавили.
Опыт №3. «Вода не имеет вкуса и запаха» . (символ)
Ребята, вы чувствуете запах, когда мама печет пироги, как пахнут цветы? (да)
Что означает этот символ? (вода не имеет запаха и вкуса)
Как это можно определить? (понюхать, попробовать) .
А теперь я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус.
Какая она? Соленая, сладкая, горькая? (она безвкусная)
Ребята, я предлагаю вам положить в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на
столе. Размешайте а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус?
Вывод : Вода не имеет вкуса и запаха. Но вода принимает вкус того вещества, которое в нее добавили.
Воспитатель : - Капелька, посмотри какие ребята молодцы! Сколько уже нового они нам
рассказали. Хорошо потрудились, можно и отдохнуть немного. Мы приглашаем на нашу
разминку.
Разминка : Капля – раз, капля два,
Очень медленно сперва (прыжки на месте на двух ногах)
А потом быстрей, быстрей (бег по кругу)
А мы зонтики раскрыли
От дождя себя укрыли (руки согнули над головой)
Ну, вот, отдохнули и снова за работу. У нас еще есть, что рассказать Капельке интересного.
Опыт №4. «Пар – это тоже вода » (символ)
Что нам говорит этот символ?
На столе стоит термос с кипятком. Что это? (термос)
Возьмем термос с кипятком, откроем его и посмотрим , что происходит.
Из горлышка термоса что мы видим? (пар)
Что бы было лучше видно, поставим зеркальце к горлышку термоса.
Что мы видит на зеркальце? (капельки воды)
Когда их становится много, во что они превращаются? (в воду)
Вывод : Пар – это тоже вода .
Опыт №5 : «Вода – растворитель » (символ)
Что означает этот символ? (вода – растворитель )
Ребята, а где вы могли наблюдать, что в воде можно что-то растворить? (сахар, соль, мама стирает,
порошок). Эти вещества быстро растворяются в воде.
На столе тазик с водой, жидкое мыло. Покажите, как в воде растворится жидкое мыло и что из
этого получается. Какая вода получается ? (мыльная) .
Что из мыльной воды можно выдувать? (мыльные пузыри) .
Вывод : Вода – растворитель . В ней можно растворять быстрорастворимые вещества.
Воспитатель : Но вот, Капелька, мы тебе показали и рассказали, какими свойствами обладает
вода . Ребята, Капелька хочет с вами поиграть в игру «Это можно или нет» . Какие вы
внимательные и послушные.
Я сосульку полижу Я по тоненькому льду
И снежочком закушу На реку гулять пойду
Дайте дети мне ответ Дайте дети мне ответ
Это можно или нет? Это можно или нет?
А когда наступит лето
Я один уйду купаться
Дайте дети мне ответ
Это можно или нет?
Молодцы, ребята.
Ребята, Капелька хочет спросить у вас, как вы думаете, надо ли беречь воду? Ведь ее очень много.
Какая людям нужна вода (чистая)
А что бы получить чистую воду, люди затрачивают много сил для ее очищения. Воду нужно
беречь, плотно закрывать кран.
Капелька принесла вам вот такую памятку – напоминание «Помыл руки – плотно закрой кран» .
Мы повесим эту памятку над умывальником.
В конце нашего занятия вспомним свойства воды. А помогут вам символы.
Вода – это жидкость , ее можно наливать, переливать, выливать.
Вода –бесцветная ,
Вода безвкусная ,
Вода не имеет запаха ,
Вода – это пар ,
Вода – растворитель .
Понравилось ли вам наше занятие ? Какое задание было самым интересным? Какое самое трудное?
Мы будем еще много говорить о воде и узнаем еще больше о ней.
Наше занятие окончено . Капелька вас благодарит за интересное занятие и принесла вам
подарки. (мыльные пузыри)
«Волшебница-Вода»
Цель : Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств воды.
Задачи :
воспитательная:
- Воспитывать бережное отношение к воде.
- Воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть красивым, чистым, аккуратным.
- Закреплять навыки в умывании, в знании предметов туалета и их назначении.
Развивающая :
- Развивать речь, мышление и любознательность детей.
- Развивать умение давать полные ответы на вопросы воспитателя, обогащать словарь детей.
- Развивать наблюдательность.
- Формировать целостную картину мира, расширение кругозора детей.
образовательная:
- Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть).
- Рассказать о значении воды в нашей жизни.
Интеграция областей: познание, социализация, художественное творчество, здоровье.
Обогащение словаря : бесцветная, прозрачная, безвкусная.
Материал и оборудование : картинки с изображением воды, стаканчики с водой (по количеству детей), пустые стаканчики, стакан с молоком и стакан с водой, камешки, две чаши с холодной и теплой водой; клей-карандаш, заготовки капелек из цветной бумаги, нитки, тряпочки, лист белой бумаги ф-А3, влажные салфетки, компьютер, экран.
Под музыку падающих капель заходит воспитатель. Загадка о воде.
Здравствуйте мои друзья!
В гости к вам спешила я,
Все на свете я полью,
Всех от жажды я спасу
Пароходам без меня,
Ни туда и ни сюда
Угадайте, кто же я?
Я не камень, не песок,
Мой сыночек ручеек
Догадались вы, друзья,
Как зовут меня? (вода)
Воспитатель читает отрывок из стихотворения Н.Рыжовой:
Без воды вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Воспитатель: Для чего нужна вода, как мы ее используем?
Дети, подумайте, откуда берется вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течет и течет, не кончается.
В кране – вода из реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы.
— А вы знаете ребята, что воду нужно беречь, и когда моешь руки, нужно сразу закрыть кран. Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран.
Игра «Вода хорошо – вода плохо»
1. Если человек устал, его мучает жажда, и он выпьет воды, это хорошо?
2. Если дождь идет день, другой, третий, все залито водой (плохо для прогулок, для растений хорошо, но если не сильный дождь);
3. Если весной на реке растаял лед, это хорошо для речных обитателей, а если речка вышла из берегов, то это плохо для людей, вода может подтопить их дома.
4. Если ребенок испачкался, весь грязный, чумазый, и он умоется, помоется?
Ребята, а сейчас мы с вами вспомним и покажем, как надо умываться. Выполняется динамическая пауза :
Льётся чистая водица,
Мы умеем сами мыться.
Порошок зубной берём,
Крепко щёткой зубы трём.
Моем уши, моем шею,
на глазах мы хорошеем.
Вот какие мы чистые и красивые.
Ой, ребята я забыла вам сказать, когда я утром пришла, мне принесли телеграмму. А прислал её главный начальник по чистоте — Мойдодыр.
Зачитывает ребятам по фразам. Дети должны найти ошибки и исправить текст телеграммы.
«Полотенцем моют руки»
«Расчёской вытираются»
«Зубной щёткой намыливают тело»
«Мылом причёсываются».
Ой, ребята, что-то я не поняла, кажется Мойдодыр всё перепутал. Давайте вместе попробуем разобраться:
Полотенцем (что делают?)…
Расчёской…………….
Зубной щёткой……………
Мылом……………..
Вот какую смешную телеграмму нам прислал Мойдодыр.
А ешё он вам даёт советы:
«Умыватесь по утрам, после сна. Мойте руки, лицо и шею».
«Мойте руки и ноги перед сном каждый день».
«Мойте руки после игр, прогулки, туалета».
Будете выполнять советы Мойдодыра?…Хорошо
Надо, надо умываться
по утрам и вечерам,
а нечистым трубочистам
стыд и срам, стыд и срам!
Посмотрите, ребята, у вас на столах тоже стоит вода, подойдите каждый к своему столу.
А сейчас возьмите в одну руку пустой стакан, а в другую стакан с водой. Что можно сказать о стакане с водой? (Ответы детей). – Правильно он тяжелый, а пустой легкий. Вода имеет вес, она тяжелая.
Ребята, давайте попробуем воду на вкус?! (детям предлагается кипяченая вода). Какая она? Сладкая? Соленая? Горькая? Кислая? (Ответы детей)
— Вода не имеет вкуса, она безвкусная.
— Ребята, как вы считаете, какого цвета вода? (Ответы детей).
— Какого цвета молоко? (белого).
— Можно ли сказать, что вода белого цвета? (Ответы детей).
Давайте мы с вами поиграем в прятки. Я, спрячу камушки в воде и в молоке. А вы мне скажете, где камушки я спрятала, а где не получилось. (Ответы детей). Вода бесцветная.
Воспитатель говорит, что вода может быть теплой, холодной, горячей. Предлагает опустить пальчик в теплую и холодную воду. В реках озерах и морях тоже бывает вода и теплая и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения могут жить только в теплой воде, другие – в холодной.
В. Вы, молодцы. А теперь, скажите мне, почему мы говорим, что вода-Волшебница?
Д. -Ответы.
В-Вода волшебница потому, что умеет превращаться в снег, лёд, пар, росу и дождь.
Подвижная игра «Капельки»
Все дети — капельки. Воспитатель – солнышко.
Когда воспитатель произносит «солнышко», дети разбегаются легко на носочках, «мороз», приседают и тихонько сидят, замёрзли. Когда опять говорит «солнышко», капельки растаяли, соединились в ручейки и побежали. Прибежали на свои места.
В. -Ребята, я для вас принесла волшебные льдинки! Посмотрите (Воспитатель показывает льдинки на тарелочке) почему они волшебные?
Д. -Ответы детей.
В. -Потому, что когда мы возьмём их в ручку, они начнут таять и превратятся в воду. Давайте попробуем.
Д. -Дети проводят опыт.
Итак, детки, мы с вами узнали, что когда вода замерзает она превращается в лед. А теперь посмотрите на нашу тарелочку со льдом, лед начал таять и появилась …(вода). Значит, лед это и есть вода просто она замерзла!
А теперь давайте поиграем.
Дидактическая игра «Где спряталась вода»
Детям предлагаются картинки с изображением воды в различных состояниях (фотографии и картинки водоёмов, различных природных явлений и пр.), дети должны определить где именно на картинке можно найти воду.
В. — А теперь давайте вместе посмотрим презентацию «История капельки».
В. -Ребята, а из чего состоит вода?
Д. — Из капелек.
В- Правильно, а капельки очень весёлые и любят играть. Давайте поиграем.
Физ. минутка
Раз, два, три, четыре, пять любят капельки играть.
Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп
Мы глазами миг-миг, мы плечами чик, чик
Раз туда, два сюда, повернись вокруг себя
Раз присели, два привстали
Руки кверху все подняли
Раз, два, раз, два (хлопают в ладоши)
Вот и кончилась игра.
А теперь мы с вами сделаем дождик из капелек.
Аппликация «Дождик» (дети приклеивают капельки к нитке, а потом эти ниточки приклеивают на большой лист, где уже наклеена тучка). Совместная деятельность с воспитателем.
В. — Какие же вы молодцы. Наверное, вы испачкали свои ручки? Давайте их помоем!
Дети подходят к центру воды и песка.
В. -Я полью из лейки воду, а вы мойте ручки лучше. Посмотрите, наша водичка льётся! А почему?
Д.- (ответы)
В. Правильно, потому, что вода жидкая! Вытирайте ручки салфетками.
Воспитатель: – Какими замечательными волшебниками вы сегодня были вместе с волшебницей водой! Молодцы! Научились определять горячую и холодную воду. Что еще интересного узнали о волшебнице воде? (ответы детей). Она не имеет цвета, запаха, вкуса. Вода жидкая и может литься.
Конспект занятия в средней группе
МБДОУ № 136 г. Рязани
на тему: «Кому нужна вода».
Воспитатель: Демина О.И.
Программное содержание: дать представление о том, что вода необходима всем живым существам (растениям, животным, людям). В городе вода приходит в дом по трубам водопровода из реки. В сельской местности воду берут из колодца. Чистую воду надо экономить - зря не лить, закрывать кран.
Активация словаря: трубы, горячая и холодная вода, колодец.
Ход занятия:
В гости приходит Лесовичок и загадывает загадку:
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда наш первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего мы скажем прямо
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам без …(воды).
Правильно, это вода. Давайте все вместе обойдем группу и выясним, кому и зачем нужна вода. (Дети останавливаются у комнатных растений, затем у аквариума, мойки, туалета, около игрового уголка и клетки с попугаем).
Зачем нужна вода растениям? (Их нужно поливать, иначе они засохнут).
Почему вы остановились у аквариума? (Рыбы и улитки живут в воде, им нужно много воды, чтобы рыбки могли плавать, без нее они погибнут.)
А мойку – это и есть мойка. Там моют руки дети, а помощник воспитателя здесь моет посуду; правильно я догадался? (Да).
Почему вы остановились у игрового уголка, я не понимаю, ведь игрушки не живые, они не моют руки и лицо, не пьют. (Дети объясняют, что вода нужна, чтобы помыть грязные игрушки и постирать бельё и одежду кукол.)
Лесовичок, а теперь ты ответь на вопрос: Зачем нужна вода попугаю? (Лесовичок долго думает: «Чтобы снимать перья и стирать их». Дети смеются).
Нет, попугай живой, поэтому ему нужна каждый день вода, чтобы пить, в ней он любит купаться.
Ребята, Лесовичок, а вы знаете, откуда берется вода, как она попадает в дома? (Нет).
В городе вода попадает в дома из реки. Течет она по трубам, ее очищают на очистных сооружениях. (Дети осматривают трубы, трогают их, определяют, какая холодная или горячая – течет по ним вода).
А в сельской местности выкапывают колодцы и оттуда черпают воду ведрами. (Показывают изображение колодца).
Вот так попадает вода в разные дома. (Рассказ о необходимости бережного отношения к чистой воде).
Лесовичок предлагает детям разделиться на группы и помыть мелкие игрушки, и полить растения.
В завершение Лесовичок дарит детям ароматное мыло и все идут мыть руки.
Цели и задачи:
Образовательная область: «познание »
Закреплять представления о свойствах воды, ее использовании, назначении, необходимости.
Закреплять представления об источниках загрязнения воды, его последствиях.
Развивать умение мыслить, анализировать, делать выводы.
Учить детей находить положительное и отрицательное в одном понятии.
Освоение экспериментирования: развивать познавательную активность.
Воспитывать у детей стремление сохранять и оберегать окружающий мир, видеть его красоту.
Образовательная область: «коммуникация »
Продолжать развивать речь, активизировать слова: прозрачная, безвкусная, бесцветная, твердый, скользкий, как стекло, летучий, газообразный.
Способствовать развитию мышления, любознательности
Материал: кусочки льда по количеству детей, маленькие тарелочки, спиртовка, спички.
Предварительная работа: Беседа с детьми о значении и свойствах воды, рассматривание иллюстраций, наблюдения на прогулках, чтение и заучивание стихов, загадок, проведение отдельных опытов с водой.
На занятии использовались - игровые, экспериментальные виды детской деятельности.
Ход занятия.
1 часть. Звучит музыка (шум волн, журчание ручья).
Воспитатель: Сегодня я хочу вам загадать загадку, послушайте внимательно.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу.
Ответы детей: это загадка о воде.
Воспитатель: А где мы встречаемся с водой?
Ответы детей: В речке есть вода, из грана течет вода, дождик, снежинки, море, сосулька, роса, туча, туман, лед и т.д.
Воспитатель: А для чего нужна вода?
Ответы детей: Умываться, стирать, готовить, поливать растения, купаться в речке, мыть полы, пить и т.д.
Воспитатель: Молодцы, все верно говорите. А кто знает стихи о воде?
Дети читают стихи:
«Хлюп – хлюп».
Хлюп-хлюп ручками,
Полон мыла таз.
Ты не трогай, Машенька,
Мыльной ручкой глаз.
А водичка булькает,
А водичка пенится.
Машенька умоется,
Причешется, оденется.
С. Капутикян.
Я под краном руки мыла,
А лицо помыть забыла.
Увидал меня Трезор,
Зарычал: «Какой позор!».
Г. Ладонщиков.
«Не мешайте мне трудиться».
Не мешайте мне трудиться!
Я водицы принесу.
И колодезной водицей
Всех, конечно, угощу.
Пейте, пейте,
Не жалейте!
А хотите,
В лейку лейте –
Поливайте огород,
Он ведь тоже воду пьет!
Е.Благинина.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что произойдет без воды?
Ответы детей: Кругом все будет грязное, не сможем попить, погибнут растения, рыбки, животные, не смогут жить люди и т.д.
Воспитатель: Вот вы говорите, что без воды очень плохо. Это правильно. А всегда ли вода полезная?
Ответы детей: Сильный дождь – это плохо. Неудобно ходить по лужам, ноги промыкают, машины могут обрызгать.
Шторм – плохо. Могут корабли затонуть, погибнуть люди.
Много воды выпить – живот может заболеть.
Растения сильно поливать тоже плохо, они погибнут.
Воспитатель: Правильно, ребята. Вы очень много рассказали о воде. Вода необходима всем на земле: и человеку, и животным, и растениям, и даже жучку. Давайте покажем, для чего нужна вода жучку.
Физкультминутка: Под листочком жук проснулся,
Потянулся, встрепенулся.
Брюшко, нос, глаза, усы
Вымыл капелькой росы.
2 часть. Воспитатель: Теперь, ребята, расскажите, какая она, вода?
Ответы детей: Жидкая, мокрая, без вкуса, без запаха, прозрачная.
Воспитатель: Правильно. А я хочу вам рассказать, что вода оказывается волшебница. Вода, кроме того, что жидкая, может быть еще и твердой – это лед и летучей, газообразной – это пар.
Вода, когда замерзает, то превращается в лед. (Воспитатель раздает кусочки льда детям). Вы потрогайте лед и расскажите, какой он?
Ответы детей: Холодный, твердый, гладкий, скользкий, похож на стекло.
Воспитатель: А если лед нагреть, то он снова превратится в воду, когда вода закипит, то она превратится в пар.
Опыт: нагревание кусочка льда до воды и пара.
Вывод: Значит, когда вода сильно нагревается, она превращается в пар.
Воспитатель: Мне кажется, ребята, что в воде, паре и в кусочке льда живут необыкновенные человечки.
В воде – человечки стоят рядом друг с другом.
В кусочке льда – крепко держаться за руки.
В паре – постоянно двигаются.
Давайте поиграем в этих человечков.
Игра-разминка (под музыкальное сопровождение – шум воды). Дети по сигналу воспитателя изображают человечков воды, льда, пара.
3 часть. Воспитатель: Вы сейчас много говорили о воде, ее свойствах, состоянии. Давайте теперь загадывать загадки об этом!
Дети загадывают загадки:
Очень добродушная,
Я мягкая, послушная.
Но когда я захочу,
Даже камень источу. (Вода).
Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня.
Издалека по песенке
Узнаете меня. (Река).
Бел, как мел,
С неба прилетел.
Зиму пролежал,
В землю убежал. (Снег).
К маме – речке бегу,
И молчать не могу.
Я ее сын родной,
А родился весной. (Ручей).
Утром падаю всегда,
Не дождинка, не звезда.
И сверкаю в лопухах
На опушках и лугах. (Роса).
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода).
В огне не горит,
И в воде не тонет. (Лед).
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет,
Заплачет она и утечет. (Сосулька).
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка).
Воспитатель: Здорово! Как вы много знаете загадок о воде. Ну, а раз всему живому на земле так нужна, просто необходима вода. Да не просто вода, а чистая, прозрачная. Как вы думаете, что надо делать, чтобы сохранить воду?
Ответы детей: Вовремя закрывать кран, лишнего не тратить, не бросать мусор в речку самим, запрещать другим.
Воспитатель: Все правильно! Вот как о воде сказал детский писатель
Корней Чуковский:
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться.
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане.
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде –
Вечная слава воде!