Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Письменный анализ эпизода романа война и мир. Анализ эпизода из романа Л.Н.Толстгог "Война и мир". Развлечения после ужина

«Война и мир» - самое крупное произведение Льва Николаевича Толстого, одно из значительных произведений русской и мировой литературы. Этот роман-эпопея охватывает важнейшие события истории России первой четверти 19 века. Человек здесь поставлен перед лицом исторических испытаний. Можно сказать, что в романе Толстого два сюжета – внешний и внутренний. Внешний – это последовательность действий, событий, поступков, а внутренний – духовная биография героев. Сюжеты постоянно переплетаются, так как история влияет на судьбы и психологию героев Толстого и наоборот.

Как же это происходит? Рассмотрим очень важный, но мой взгляд, эпизод, отражающий духовное, моральное состояние действующих лиц романа, вызванное общей бедой. Он расположен в третьей главе четвертой части последнего тома «Войны и мира».

Ключевым выражением в этом отрывке является словосочетание «душевная рана», которую переживают княжна Марья, Наташа Ростова и ее мать. Именно на их тяжелое душевное состояние обращает внимание Толстой-психолог.

Повествование в эпизоде начинается с того, что, кроме Наташи Ростовой, никто не мог помочь ее матери «удержаться от безумного отчаяния». Наташа три недели жила при матери – «поила, кормила ее и не переставая говорила с ней», потому что только ласкающий и нежный голос Наташи успокаивал графиню Ростову. Смерть родного сына Пети во время войны совсем плохо сказалась на здоровье матери: «Через месяц после известия о смерти Пети … она вышла из своей комнаты полумертвой и не принимающею участия в жизни – старухой».

Рана, которая убила графиню, вызвала к жизни Наташу. Она думала, что жизнь ее кончена после гибели Андрея Болконского. Только такой тонкий психолог, как Толстой, мог написать: «…рана душевная, как и физическая, заживает только изнутри выпирающею силой жизни». Жизнь «проснулась» в Наташе, но это время, которое она провела с матерью, «надорвали ее физические силы». Девушка и сама нуждалась в помощи.

Последние дни князя Андрея связали Наташу с княжной Марьей. «Новое несчастье еще более сблизило их», - эта мысль писателя и является, пожалуй, самой важной в эпизоде. Княжна Марья уводит к себе совсем ослабевшую Наташу. Рассматривая лицо княжны, Ростова все больше убеждалась, что Марья и ее брат Андрей очень похожи и что на душе у княжны – только желание делать добро. Неожиданно Наташа чувствует симпатию к сестре любимого: «Как я тебя люблю. Будем совсем, совсем друзьями».

Этот эпизод является очень важным для Наташи и Марьи, именно с него начинается «страстная и нежная дружба, которая бывает только между женщинами». Они начнут проводить больше времени друг с другом, разговаривать о своих проблемах, вместе бороться с выпавшими на их долю несчастьями.

Самое главное заключается в том, что дружба этих женщин, искренняя и нежная, помогла «зарубцевать» душевные раны каждой из них: «Они все точно так же никогда не говорили про него с тем, чтобы не нарушать словами, как им казалось, той высоты чувства, которая была в них, а это умолчание о нем делало то, что понемногу, не веря этому, они забывали его». Речь здесь идет об Андрее Болконском, который был важен и для Наташи, и для Марьи. Молча переживая свое горе, женщины были благодарны друг другу за это молчание, ведь понимающий взгляд и духовная близость всегда важнее ненужных слов.
Несчастье сблизило героинь сильнее, чем радость. Благодаря взаимопониманию и поддержке, они смогли пережить смерть близких людей. Меня поразила искренность и открытость этих женщин, с которой они относились друг к другу и окружающим. Хорошо, когда рядом с тобой в несчастье и радости есть такие люди.

Эта небольшая по объему глава «Войны и мира», являясь мелкой частичкой романа-эпопеи, оказывается глубоко психологичной. Любовь к одному тому же человеку и общее несчастье сближает людей. Душевная красота и близость, преданность и верность – вот что больше всего ценил Толстой в женских образах. Героини «Войны и мира» учат нас размышлять о смысле жизни, помогают нам постичь самих себя и понять то, что горе надо переживать сообща.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Анализ эпизода Герои романа Л. Н. Толстого « Война и мир» на войне 1805 года. Шенграбенское сражение. Глухова Т. И. г. Электросталь

Вступление Анализ эпизода- это один из приёмов композиционного анализа. Такой анализ требует пристальное рассмотрение текста, выяснение мотивов поступков героев, выявление авторского отношения к изображаемому. При анализе эпизода совершается переход от внимательного чтения к освоению концепции произведения, к осмыслению авторской позиции. События, над которыми предстоит размышлять при анализе данного эпизода, составляют содержание второй и третьей частей первого тома романа Л. Н. Толстого « Война и мир»

Л. Н. Толстой " Война и мир"

« Почему русские победили при Шенграбене и потерпели поражение при Аустерлице?» 1. Ради чего ведётся война 1805 года? 2. Каково отношение к ней героев романа? 3. Как ещё до начала военных действий Толстой позволяет читателю представить причины этой войны? 4. Рассмотрите схему и ответьте, что думают о войне герои романа?

Что думают о войне 1805 герои романа? Князь Болконский Пьер Николай Андреевич Светские женщины Болконский Война 1805 года Салон А. П. Шерер Николай Ростов Марья Болконская

«Ну для чего вы идёте на войну?» Почему идёт на войну князь Болконский? Признаёт Наполеона «величайшим человеком»,им движет честолюбивое желание стать великим, ему невыносим « заколдованный круг», из которого он не может вырваться: « гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество»

Что думает о войне Пьер? Пьер « революция была великое дело» « помогать Англии и Австрии против величайшего человека в мире..это нехорошо»

Николай Ростов война Николай Андреевич Болконский одиночество « кукольная комедия » народное страдание « русские должны умирать или побеждать» Княжна Марья Лиза Герои романа о войне 1805 г

Как встретили известие о войне в салоне А. П. Шерер? Приветствуют войну против « гидры революции, которая теперь ещё ужаснее в лице этого убийцы и злодея»- Бонапарта

Изображение войны 1805 года. Прочитаем страницы, рассказывающие о войне 1805 г., и попробуем разобраться, как изображает военные события автор, изменилось ли отношение героев романа к войне 1805 г. после непосредственного участия в ней?

ПЕРВАЯ КАРТИНА ВОЙНЫ Смотр в Браунау Какую цель ставил перед собой Кутузов в кампании 1805 года? Какова была цель смотра под Браунау? Как ведут себя герои этого эпизода? (Кутузов? командир полка? Тимохин? Долохов?) Что показал и чем закончился смотр? Какое слово часто встречается на страницах, посвящённых описанию войны 1805 г., и что оно может символизировать?

Смотр в Браунау обнаруживает и бедственность положения русской армии, и терпеливую выносливость русских солдат, и тщетность попыток представить эту войну как обдуманно и нормально совершающийся поход. Бедственность положения солдат усилена тем, что они не понимают, зачем, ради чего ведётся эта война, не представляют, кто враг и кто союзник Итоги смотра

Как ведут себя во время смотра его участники? На войне люди проявляют себя так же, как и в мирной жизни, – только ярче выступают их характеры. Кутузов видит не безликую массу солдат и офицеров, Он выделяет отдельных солдат и офицеров. В строю он видит Тимохина, называет его « измайловским товарищем».

« Сцепление эпизодов» Слово « неясно» то и дело мелькает на страницах второй и третьей частей I тома. В трагический символ сольётся эта неясность в тумане Аустерлица. А пока потерянность дана в солдатском разговоре. Найдите и зачитайте разговор двух солдат. Как в их разговоре отразилась потерянность всего происходящего?

Разговор солдат « - А что, Федешоу!.. Сказывал он, что ли, когда сраженье начнётся? Ты ближе стоял? Говорили все, в Брунове сам Бунапарт стоит. - Бунапарт стоит! Ишь врёт, дура! Чего не знает! Теперь пруссак бунтует. Австрияк его, значит, усмиряет. Как он замирится, тогда и с Бунапартом война откроется»

Подводим итог анализа эпизода « Смотр в Браунау» Смотр заканчивается песней. Почему? Душевная приветливость, естественность Кутузова ободряюще действуют на солдат, И ВЫРЫВАЕТСЯ БОЙКО И ЗВОНКО ПЕСНЯ: « Ах вы, сени мои, сени!» Песня с её удалью и горечью лирично передаёт настроение русской армии.

Размышляем. Толстой за каждым событием, за каждой личностью видит даль. Он никогда не забывает о большой человеческой правде. Прочитайте VI-VIII главы (2 часть). Толстой описывает первые бои. В этих главах –первые мазки толстовской батальной живописи. Что увлекает Толстого при изображении человека на войне? (Человек, его душевные переживания, поток мыслей в вихре боя, у черты, которая отделяет « живых от мёртвых».)

Князь Андрей. Какие изменения произошли в князе Андрее? Чем князь Андрей выделялся из среды офицеров? « в выражении лица его, в движениях не было заметно прежнего притворства « радостное чувство значительно ослабело от равнодушия австрийского военного министра» « удивление к гениальному герою(Наполеону)» «чувство оскорблённой гордости и надежду славы»

Князь Андрей Зачем князь Андрей был послан в Брюни, к австрийскому двору? Эта не была важная в стратегическом отношении победа, почему же тогда ликование охватило русскую армию? « … первый раз после двухнедельного отступления русские войска остановились и после борьбы не только удержали поле сражения, но и прогнали французов»

Вывод. Князь Андрей испытывает сложное, мучительное чувство раздвоенности, его отношение к войне вообще и к своей роли в ней изменилось. Как?

Шенграбенское сражение Расскажите о плане Кутузова и о том, какую роль в этом плане он отвёл отряду Багратиона? В сражении с обеих сторон участвует 154 тысячи человек. Какие фигуры нарисованы крупным планом? Каким впервые предстаёт перед нами Тушин и какое впечатление он произвёл на князя Андрея? Как Толстой рисует будущего героя? Испытывает ли страх за свою жизнь? Отчего Тушин иногда вздрагивал?

Шенграбенское сражение Жерков Долохов Князь Андрей Багратион Николай Ростов Тушин Тимохин КАК ВЕДУТ СЕБЯ ВО ВРЕМЯ СРАЖЕНИЯ его участники? Зачитайте нужный фрагмент, сделайте вывод.

Обратимся к тексту. Что почувствовал Николай Ростов в первом сражении? « Николай Ростов отвернулся и, как будто отыскивая чего-то, стал смотреть на даль, на воду Дуная, на небо, на солнце! Как хорошо показалось небо, как глубоко, спокойно и глубоко!.. И ещё лучше были далёкие, голубеющие за Дунаем горы…»

О ком подумал Николай, испугавшись смерти, к кому обратился за помощью? « Господи боже! Тот, кто там в этом небе, спаси, прости и защити меня!»- прошептал про себя Ростов

Николай Ростов Сравните настроение Ростова в начале боя и после ранения? Николай Ростов « Поскорее бы,- думал Ростов,- чувствуя, что наступило время изведать наслаждение атаки, про которое он так много слышал» « Ох, как рубану» « .. .не может быть, чтобы они хотели меня убить « близость французов казалась ему теперь так ужасна, что он не верил своим глазам» « Уж не дурное ли что- нибудь случилось со мной?» « Одно нераздельное чувство страха за свою молодую, счастливую жизнь владело всем его существом»

Порассуждаем. Какое чувство охватывает нас, когда мы читаем о Ростове? Создан ли Ростов для сражений? как участник сражения, готовый рубить направо и налево, пока не грозит опасность, -презрение? раненный, попавший в тяжёлую переделку, бесконечно одинокий- жалость? « И зачем я пошёл сюда?» Николай Ростов 1805 год

Обобщим! Перед боем взгляд Ростова обращается к небу. Он осознаёт, что то, что сейчас происходит в небе, важнее происходящего на земле. Увидит небо и князь Андрей, но увидит глубже, осмысленнее. У Ростова нет того умения « сопрягать», которое есть у Болконского и Пьера. Толстой показывает страх Ростова перед боем, обращение к Богу- желание сохранить жизнь. Николай Ростов слишком погружён в себя.

Тушин Каким мы видим Тушина перед боем? Как меняется он во время сражения? Чем руководствуется Тушин во время боя? Как относятся к нему солдаты? В чём, по Толстому, причина победы? « Сам он представлялся себе огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра»

Тушин « Никто не приказывал Тушину, куда и чем стрелять, и он, посоветовавшись с своим фельдфебелем Захарченком, к которому имел большое уважение, решил, что хорошо было бы зажечь деревню» Тушин занят делом, его « Я», его мысли самом себе выключены. А потому, по мнению Толстого, это «я» увеличивается в своём значении.

На батарее Тушина

Выводы В азарте боя в Тушине раскрываются именно те свойства, которые приметны были в нём раньше: ум, человечность, внутренняя убеждённость, зрелая осознанность поступков. В бою он руководствуется собственным видением и пониманием сражения. Маленький Тушин с его слабым голосом становится почти богом в глазах солдат. В этом единстве, по мнению автора, одна из причин победы.

Багратион Что поразило князя Андрея в поведении Багратиона? Найдите цитаты в тексте. « Багратион только старался делать вид, что всё делалось…. согласно с его намерениями» Какое влияние оказало на солдат присутствие Багратиона? Подтвердите текстом. « .. солдаты и офицеры весело приветствовали его и становились оживлённее»

Сравните. Какую роль в сражении сыграл капитан Тимохин? « Рота Тимохина … одна в лесу удержалась в порядке и …неожиданно атаковала французов». А как вёл себя штабной офицер Жерков? « На него нашёл непреодолимый страх, и он не мог ехать туда, где было опасно»

Князь Андрей «Князю Андрею было грустно и тяжело» « Я НЕ МОГУ БОЯТЬСЯ Тушин о князе Андрее « До свидания, голубчик… Милая душа! «… одна мысль, что он боится, снова подняла его» «…нервическая дрожь пробежала по его спине» Расскажите, опираясь на схемы, как вёл себя во время Шенграбенского сражения Болконский? « Но где же? Как же выразится мой Тулон?

Выводы. Поиск высокого, значительного ведёт Андрея Болконского к мечте о подвиге, который преобразил бы ход событий. Он взволнован боем, однако не только из-за честолюбивой жажды « своего Тулона», но и как русский офицер, понимающий всю сложность положения русской армии.

Подведем итог. « Всё было так странно, так непохоже на то, чего он надеялся». Князь Андрей формирует себя по образцу вымышленного им Наполеона, но жизнь толкает его к простым людям, потому слова Тушина важны князю. Сам князь Андрей ещё не чувствует, что отвергнет выбранный им путь борьбы за личную славу и власть, не придаёт значение тому, что простые люди начинают видеть в нём своего, близкого человека. Шенграбен не бесследно исчез из души князя Андрея. Он не мог не почувствовать, что истинным героем сражения оказался Тушин. Придёт время, когда он поймёт, как выглядит истинное величие и где его искать.

Использованные ресурсы 1. Г. Н. Фейн « Роман Толстого « Война и мир» 2. В. Г. Маранцман « Виды сочинений по литературе»



Роман-эпопея "Война и мир" насыщен большим количеством маленьких, но имеющих большое значение эпизодов, не влияющих непосредственно на развитие сюжета и не играющих решающего значения в судьбах главных героев. Эти эпизоды приобретают особое значение для понимания романа как произведения, которое соединяет в себе идеи о личности человека, его роли в истории и о мироздании в целом.

Таким эпизодом является и заключение мирного договора в Тильзите. В этом эпизоде пересекаются важные идейные линии, затрагиваются мотивы войны, честности, справедливости. Автор позволяет нам увидеть новые детали в описаниях двух императоров - Александра и Наполеона.

Тильзитский мир – важнейшее событие в развитии международной политики в начале XIX столетия, а сама встреча великих императоров стала эпохальной. Мы представляем атмосферу торжественности и величественности.

Но Толстой в свойственной ему манере изображает все без величественного ореола, правдиво и просто.

Заключение мирного Тильзитского договора автор изображает через восприятие Николая Ростова, прибывшего для того, чтобы доставить императору прошение Денисова о помиловании. Ростов едет ночью, он не хочет быть узнанным, поэтому на нем штатское платье, он чувствует неловкость и смущение, которые еще больше увеличиваются, когда он видит все происходящее. Сначала он с недоумением обнаруживает в квартире Бориса французов, а ведь в армии к ним еще относились с презрением, ненавистью и даже некоторым страхом. Толстой при этом не поддерживает ни Бориса, ни Николая. Первый спокойно ужинает с бывшими врагами, второй яростно их ненавидит, хотя, по сути, они уже не являются врагами.

В этом эпизоде автор дает нам понять, что чрезмерный патриотизм не всегда оправдан. Да, он естественен во время войны, но надо уметь общаться с людьми вне военных действий. Однако и эта мысль не абсолютна, ведь писатель рассказывает нам о том, как Борис, нелюбимый герой Толстого, запросто находится в одной компании с французами.

В данном эпизоде большое значение имеют образы и их расстановка. Мы видим противопоставление образов Ростова и Бориса. Ростов просит за Денисова, как ранее просил за себя Борис у князя Андрея. Но сейчас роли изменились. Борис слушает Николая свысока, будто тот – подчиненный и докладывает о происходящих событиях своему генералу. Ростов чувствует неловкость, ведь раньше они общались вполне дружески. Толстой выставляет в этой сцене Бориса в крайне невыгодном свете.

В этом эпизоде Николай Ростов разочаровывается и в своих идеалах, рушатся его прежние убеждения. Герой представлял государя исключительной личностью, справедливее и великодушнее которой никого нет. Но автор показывает нам и своему герою истинное лицо императора, и Николай постепенно меняет свое мнение об Александре. Император оказывается вовсе не таким безупречным монархом, каким он представлялся Николаю и народу. Вот государь показывается на крыльце, и Николая поражает его внешний облик, в котором читаются одновременно величие и кротость. Однако Толстой очень быстро снижает этот образ: император – фразер. Для него сказать фразу – это почти создать художественное произведение. Но эта фраза с реальной жизнью не имеет ничего общего.

Николай восхищается русским императором, а Борис – Наполеоном, который показан в романе более уязвимым, чем Александр. В свою очередь, Ростов сильнее Бориса.

Толстой планомерно развенчивает образ Наполеона. Французский император плохо держится в седле, его внешняя характеристика непривлекательна: на губах неприятно-притворная улыбка, у него малый рост и маленькие белые руки. За Наполеоном тянется длинный хвост свиты.

Ростову неприятно наблюдать за тем, как Бонапарт легко и свободно общается с Александром, а русский император благосклонно отвечает ему. Николай не может понять, как могут мирно общаться законный государь и преступник.

Лазарев, которого признали самым храбрым в этой войне, получает награду. Николаю это кажется несправедливым, ведь, по его мнению, Денисов, возможно, был храбрее Лазарева, а сейчас он отбывает наказание. Вся сцена заключения Тильзитского мирного договора является противопоставлением эпизодам войны, а также предшествующим главам в госпитале, где мы видели всю правду жизни, и поняли, насколько она неприглядна. При этом мы не можем сказать, что в душе Николая Ростова происходит кардинальный перелом. Он видит происходящее, но не пытается дать ему оценку, разобраться в том, что он чувствует, он пугается своих мыслей. И хотя он понимает, что война с ее жестокостью, с гибелью невинных людей, оторванными руками и искалеченными судьбами и Наполеон со своей белой ручкой и Александр, улыбающийся Бонапарту, как-то не вяжутся между собой. Вот и вырывается из души Ростова пьяный крик - вопль отчаяния, который вызван глубоким разочарованием в том, во что он свято верил. Но и верить в то, что нет государя, нет Бога, он не согласен. Так Толстой вводит мотив сомнения, благодаря которому возможен нравственный рост человека.

Итак, эпизод заключения Тильзитского мира играет в романе значительную роль, поскольку показывает оборотную сторону мира, которая не подвластна сознанию истины, но наполнена неприкрытой жизненной правдой. В таком мире искренний, честный человек чувствует себя неловко. Автор стремился показать реальную жизнь людей и человеческий путь в этой жизни.

Четырехтомный роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир» известен каждому человеку еще со школьной скамьи. Кому-то это произведение понравилось, и он прочитал его от первого тома до последнего; кто-то был в ужасе от объема романа, который нужно освоить; а кто-то просто проигнорировал просьбу учителя прочесть роман. Тем не менее, «Война и мир» - действительно стоящее и великое произведение русской литературы, которое до сих пор изучают в школе. Эта статья призвана помочь школьникам разобраться в романе, понять его смысл и основные идеи. Итак, представляем вам сжатый анализ романа «Война и мир». Обратим внимание на наиболее важные моменты.

При анализе романа «Война и мир» можно выделить три основные мысли, которые раскрывает Л. Н. Толстой. Это мысль семейная, мысль народная и мысль духовная.

Мысль семейная в романе «Война и мир»

Ее удобно проследить в том, как Толстой изображает три семейства в романе - семьи Болконских, Ростовых и Курагиных.

Семья Болконских

Начнем анализ произведения «Война и мир» с семьи Болконских. Семья Болконских - это старый князь Болконский и его дети - Андрей и Марья. Основные черты этого семейства - следование разуму, строгость, гордость, приличие, сильное чувство патриотизма. Они очень сдержанны в проявлении своих чувств, только Марья иногда открыто показывает их.

Старый князь - представитель древней аристократии, очень строг, имеет власть как среди слуг, так и в своей семье. Он очень гордится своей родословной и умом, желает, чтобы его дети были такими же. Поэтому князь берется за обучение дочери геометрии и алгебре в то время, когда от дам подобные знания не требовались.

Князь Андрей - представитель передовой дворянской молодежи. Это очень волевой, стойкий человек высоких моральных принципов, он не приемлет человеческую слабость. В жизни его ждет множество испытаний, но он всегда найдет верный выход благодаря своей нравственности. Многое изменит в его жизни любовь к Наташе Ростовой, которая будет для него, как глоток свежего воздуха, символ настоящей жизни. Но измена Наташи убьет в нем надежду на лучшее. Однако на этом жизнь Андрея Болконского не закончится, он все-таки обретет свой смысл жизни.

Для княжны Марьи главным в жизни является самопожертвование, она всегда готова помочь другому, даже в ущерб себе. Это очень кроткая, добрая, милая душой и покорная девушка. Она религиозна, мечтает о простом человеческом счастье. Однако она не настолько мягка, может быть твердой и стоять на своем, когда унижают ее чувство собственного достоинства.

Семья Ростовых

Мастерски семью Ростовых изобразил в романе Лев Толстой. «Война и мир», анализ данного произведения продолжим рассказом об этом семействе.

Семья Ростовых по смыслу противопоставлена семье Болконских в том, что главное для Болконских - это разум, а для Ростовых - это чувства. Основные черты семейства Ростовых - доброта, щедрость, благородство, нравственная чистота, близость к народу, великодушие, открытость, гостеприимство, приветливость. Помимо своих детей, с ними живет еще Соня, племянница графа, Борис Друбецкой, сын дальней родственницы, и Вера. В трудное время семья Ростовых жертвует своим имуществом и помогает своей стране выдержать войну. Старый граф, например, жертвует свои повозки для того, чтобы на них возили раненых. Эта семья - символ освобождения от роскоши материального мира.

Старый граф, отец Илья Андреевич - простодушный и добрый барин, доверчивый и расточительный человек, любит свою семью и домашние праздники, у него близкие отношения с детьми, он их во всем поддерживает.

Графиня Ростова - воспитательница и наставница своих детей, у нее с ними также доверительные отношения.

Теплые отношения, основанные на родственной любви, есть и в отношениях детей. Наташа и Соня словно лучшие подружки, кроме того, Наташа очень любит своего брата Николая, радуется, когда он возвращается домой.

Николай Ростов, старший брат Наташи - простой, благородный, честный, отзывчивый, великодушный человек. Он добр, романтичен, как и Наташа. Прощает старым друзьям Друбецким их долг. Однако интересы Николая ограничены его семьей и хозяйством. В конце романа он создает семью с Марьей Болконской, и у них выходит гармоничный союз.

Наташа Ростова, младшая из детей, - веселая, живая, непосредственная девушка, душа семьи Ростовых, в детстве пренебрегает правилами приличия, принятыми в обществе. Она некрасива внешне, но у нее красивая чистая душа, в ней много черт от наивного ребенка. Произведение построено так, что чем ближе человек Наташе, тем он чище духовно. Наташе не свойствен глубокий самоанализ и раздумия о смысле жизни. Она эгоистична, но ее эгоизм естественен, в отличие от, например, эгоизма Элен Курагиной. Наташа живет чувствами и в конце романа находит свое счастье, создавая семью с Пьером Безуховым.

Семья Курагиных

Анализ романа «Война и мир» продолжим рассказом о семействе Курагиных. Курагины - это старый князь Василий и три его ребенка: Элен, Ипполит и Анатоль. Для этой семьи самое важное - это хорошее материальное положение и статус в обществе, друг с другом они связаны только кровным родством.

Князь Василий - честолюбивый интриган, стремящийся к богатству. Ему нужно наследство Кириллы Безухова, поэтому он вовсю пытается свести свою дочь Элен с Пьером.

Дочь Элен - светская львица, «холодная» красавица с безупречными манерами поведения в обществе, однако лишенная красоты души и чувств. Ей интересны только светские приемы и салоны.

Князь Василий считает дураками обоих своих сыновей. Ипполита он смог пристроить на службу, чего с него и достаточно. Больше Ипполит ни к чему не стремится. Анатоль - светский красавец, повеса, с ним много хлопот. Чтобы он успокоился, старый князь хочет женить его на кроткой и богатой Марье Болконской, однако этот брак не состоялся из-за того, что Марья не пожелала расстаться с отцом и создать семью с Анатолем.

Мысль семейная - одна из самых важных в романе «Война и мир». Толстой тщательно изучает семейства Болконских, Ростовых и Курагиных, ставит их в ситуацию переломного времени для страны и наблюдает, как они будут себя вести. Легко сделать вывод, что будущее страны автор видит за семьями Ростовых и Болконских, высокодуховных, добрых и связанных с народом.

Мысль народная в романе «Война и мир»

Нельзя представить полный анализ произведения «Война и мир» без рассмотрения народной мысли. Эта мысль - вторая важная тема в романе «Война и мир». В ней отражается глубина и величие русского народа. Толстой показал в своем романе народ так, что он не кажется безликой массой, люди у него разумны, именно они меняют и двигают вперед историю.

Много в народе таких людей, как Платон Каратаев. Это смиренный человек, который всех одинаково любит, он принимает все невзгоды, которые происходят в его жизни, однако не является мягким и безвольным. Платон Каратаев в романе - символ народной мудрости, воспитанной в русских людях с давних времен. Этот персонаж значительно повлиял на Пьера Безухова, на его мировоззрение. На основе мыслей Каратаева Пьер потом будет решать для себя, что в жизни хорошо, а что является плохим.

Мощь и духовную красоту русского народа показывают также многие эпизодические персонажи. Например, артиллеристы Раевского боятся смерти в бою, однако по ним этого не видно. Они не привыкли много говорить, они привыкли доказывать свою преданность Родине своими делами, поэтому молча защищают ее.

Тихон Щербатый - еще один яркий представитель русского народа, он выражает его гнев, излишнюю, но все же оправданную жестокость.

Кутузов естественен, близок к солдатам, к народу, поэтому и любим своими подчиненными и обычными людьми. Это мудрый полководец, который понимает, что ничего изменить не может, поэтому он лишь немного старается изменить ход событий.

Практически каждый герой в романе проверяется народной мыслью. Чем отдаленней от народа человек, тем меньше у него шансов на истинное счастье. Наполеон самовлюблен, что не может быть одобрено солдатами, Кутузов же - словно отец для своих воинов, кроме того, ему не нужна громкая слава, как Наполеону, поэтому его ценят и любят.

Русский народ неидеален, да и Толстой не стремится представить его таковым. Однако все недостатки русских людей перекрываются их поведением в военное время, ведь каждый готов пожертвовать тем, чем может, во благо своей страны, чтобы спасти ее. Рассмотрение мысли народной - один из ключевых вопросов в анализе романа «Война и мир».

Мысль духовная в романе «Война и мир»

Теперь перейдем к третьему важному вопросу в анализе произведения «Война и мир». Это мысль духовная. Заключается она в духовном развитии основных персонажей. Гармонии достигают те герои, которые развиваются, не стоят на месте. Они совершают ошибки, заблуждаются, меняют свои представления о жизни, но в результате приходят к гармонии.

Так, например, это Андрей Болконский. В начале романа - это образованный умный молодой человек, который видит всю пошлость дворянского окружения. Ему хочется вырваться из этой атмосферы, он стремится совершить подвиг и обрести славу, поэтому отправляется в армию. На поле боя он видит, насколько ужасна война, солдаты ожесточенно пытаются убить друг друга, чтобы их самих не убили, патриотизм здесь фальшив. Андрея ранят, он падает на спину и видит чистое небо над головой. Создается контраст между убивающими друг друга солдатами и чистым мягким небом. В этот момент князь Андрей понимает, что в жизни есть вещи поважнее славы и войны, Наполеон перестает быть его кумиром. Это переломный момент в душе Андрея Болконского. Позже он решает, что будет жить для своих близких и себя в семейном мире, однако он слишком деятелен, чтобы замкнуться только на этом. Андрей возрождается к жизни, он хочет помогать людям и жить для них, он наконец-то понимает смысл христианской любви, однако светлые порывы его души обрываются смертью героя на поле сражения.

Пьер Безухов также ищет смысл своей жизни. В начале романа, не находя, чем ему заняться, Пьер ведет разгульную жизнь. При этом он понимает, что такая жизнь не для него, но сил бросить ее у него пока нет. Он слабоволен и чересчур доверчив, поэтому легко попадает в сети Элен Курагиной. Однако их брак продлился недолго, Пьер понял, что его обманули, и расторгнул брак. Пережив свое горе, Пьер вступил в масонскую ложу, где и нашел себе применение. Однако увидев корысть и бесчестие в масонской ложе, Пьер ее покидает. Сражение на Бородинском поле сильно меняет мировоззрение Пьера, он видит доселе незнакомый ему мир простых солдат и сам хочет стать солдатом. Позже Пьер попадает в плен, где видит военный суд и казнь русских солдат. В плену он знакомится с Платоном Каратаевым, который сильно влияет на представления Пьера о добре и зле. В конце романа Пьер женится на Наташе, вместе они обретают семейное счастье. Пьер недоволен положением в стране, ему не нравится политический гнет, и он считает, что все можно изменить, объединившись с честными людьми и начав действовать с ними заодно. Вот таким образом происходит духовное развитие Пьера Безухова на протяжении всего романа, он наконец-то понимает, что лучшее для него - это бороться за счастье и благополучие русского народа.

«Война и мир»: анализ эпизода

В школе на уроках литературы при изучении романа «Война и мир» очень часто анализируют отдельные эпизоды. Их много, для примера мы сделаем анализ эпизода встречи Андрея Болконского со старым дубом.

Встреча с дубом символизирует переход Андрея Болконского от старой скучной и унылой жизни к новой и радостной.

Дуб своим внешним видом соотносится с внутренним состоянием героя. При первой встрече дуб выглядит старым угрюмым деревом, которое не гармонирует с остальным лесом. Такой же контраст легко заметить в поведении Андрея Болконского в обществе А. П. Шерер. Ему неинтересны светские беседы, надоевшие, давно знакомые ему люди.

Когда Андрей встречает дуб во второй раз, он уже выглядит иначе: дуб словно полон жизненных сил и любви к окружающему миру, на нем не осталось никаких болячек, засохших и корявых веток, он весь покрыт сочной молодой зеленью. Дерево было еще достаточно сильным и крепким, в нем был заложен высокий потенциал, как и в Андрее Болконском.

Потенциал Андрея проявился в бою при Аустерлице, когда он увидел небо; в его встрече с Пьером, когда тот рассказывал ему о масонстве, о Боге и вечной жизни; в моменте, когда Андрей случайно подслушал слова Наташи, которая восхищалась красотой ночи. Все эти моменты возродили Андрея к жизни, он вновь почувствовал вкус жизни, радость и счастье, как дуб, «зацвел» душевно. К этим переменам героя также привели его разочарования - в личности Наполеона, в смерти Лизы и т. д.

Все это сильно повлияло на Андрея Болконского, привело его к новой жизни с другими идеалами и принципами. Он осознал, в чем был не прав раньше и к чему теперь ему нужно стремиться. Таким образом, внешнее преображение дуба в романе символизирует духовное перерождение Андрея Болконского.

«Война и мир»: анализ эпилога

Чтобы представить полноценный анализ романа «Война и мир», нужно обратить внимание на его эпилог. Эпилог - важная часть романа. Он несет в себе большую смысловую нагрузку, в нем подводятся итоги, которые затрагивают вопросы о семье, о роли личности в истории.

Первая мысль, выраженная в эпилоге, - это мысль о духовности семьи. Автор показывает, что в семье главное - это доброта и любовь, духовность, стремление к взаимопониманию и гармонии, которая достигается путем взаимодополнения супругов. Это новая семья Николая Ростова и Марьи Болконской, объединившая противоположные по духу семейства Ростовых и Болконских.

Другая новая семья - это союз Наташи Ростовой и Пьера Безухова. Каждый из них остается особенной личностью, но идет на уступки друг другу, в итоге они образуют гармоничную семью. В эпилоге на примере этой семьи прослеживается связь хода истории с отношениями между отдельными людьми. После Отечественной войны 1812 года в России возник иной уровень общения между людьми, стерлись многие сословные границы, что привело к созданию новых, более сложных семейств.

Эпилог также показывает, как изменились главные герои романа, к чему они в итоге пришли. Например, в Наташе трудно узнать прежнюю эмоциональную бойкую девчонку.

Лев Толстой до сих пор славится тем, что подробно изображал духовную эволюцию или деградацию своих персонажей, поясняя, что и к чему привело. Эти переломы в жизни героев не происходят на пустом месте, а являются результатами каких-то событий. Одно из таких ключевых происшествий – ранение князя Андрея Болконского. Анализ отрывка «Под небом Аустерлица», описание и значение этого фрагмента необходимы читателю для наиболее полного понимания замысла писателя, его авторской позиции и идеи романа, считающегося легендарным образчиком русской литературы в нашей стране и за рубежом.

Князь Андрей пошел на войну по собственному желанию, на что имел несколько причин. Во-первых, Болконский хотел вырваться из обыденности, он устал ходить на светские вечера и вести пустые разговоры. Герой не мог бездействовать, жить без идеи. Он понимал, что даже в любви к жене он ошибался, не находил понимания у нее. Во-вторых, герой амбициозен, самолюбив, поэтому он хотел совершить подвиг, ждал «своего Тулона».

Что произошло с Андреем под небом Аустерлица? Перед битвой героя охватывают противоречивые мысли. С одной стороны, он думает о смерти, о том, что в бою от него мало что зависит, вокруг тысячи случайностей. И цель всего этого крайне туманна: «Неужели из-за придворных и личных соображений должно рисковать десятками тысяч и моей, моей жизнью?». Но инстинкт самосохранения перекрывается тщеславием, герой мысленно уже ведет за собой войско к победе против одной из самых сильных европейских армий. Л.Н. Толстой намеренно снижает пафос происходящего, Андрей слышит шутки солдат. Они далеки от высокопарных рассуждений, но именно на них лежит вся ответственность за победу.

В бою он действительно устремляется вперед, берет знамя и пытается повести наступление. Автор описывает героический поступок обыденно: громоздкая, неудобная ноша в виде знамени, а ранение сравнивается с ударом палки по голове. И вот герой падает, находится на грани жизни и смерти, смотрит вверх и видит небо. Что понял Андрей под небом Аустерлица? В этот момент он осознает, что нет ничего важного в войнах, подвигах, знаменах и битвах. Самое важное, самое вечное – это как раз небо, природа, сама по себе простота жизни, а остальное суетно.

Каковы смысл и роль эпизода «Небо Аустерлица» в романе «Война и мир»? Отрывок вводится автором для того, чтобы отразить его пацифистское мировоззрение, а также показать ключевой момент в жизни героя, который изменил его ценности. С этого момента Болконский понимает тщетность и ненужность войны и славы, в его жизни наступает новый период.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса