Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Певец лещенко петр константинович. Как легендарный артист Пётр Лещенко стал «врагом народа

Как известно, знаменитые российские песни во многом принадлежат не только российским исполнителям, но были написаны под определенную аудиторию. Одним из корифеев массовой музыкальной продукции был Петр Лещенко, который имел украинские корни, а по воспитанию и культурной среде – молдаванином. Он стал известен благодаря песням «Чёрные глаза», «Скажите почему», «Татьяна». Более подробно об успехах и падениях в карьере и личной жизни Петра Лещенко мы расскажем в данном материале.

Петр Лещенко биография и личная жизнь: детство и юношество знаменитого певца, военные годы

Петр Лещенко родился в селе Исаево, которое расположено в Одесской области. Мать - Мария Калиновна Лещенкова родила сына вне брака, и своего биологического отца он так и не узнал. Как незаконнорожденному Петру не выдали метрику, и первым документом стало свидетельство о крещении, которое состоялось 3 июля 1898 года. У Петра были младшие сводные сестры Валентина и Екатерина.

Через 9 месяцев после рождения первенца Мария Калиновна уезжает с родителями в Кишинев. До 8 лет мальчик был на домашнем воспитании, которым занималась мать, бабушка и отчим Алексей Васильевич Алфимов, зубной техник. Мария обладала абсолютным музыкальным слухом, любила и умела петь, знала наизусть множество народных песен. Эти способности передались по наследству и Петру, которого в 1906 году за проявленные способности в области вокала и танцев принимают в солдатский церковный хор, а через несколько месяцев его зачисляют в 7-е народное приходское училище в Кишинёве. Таким образом, в 17 лет Петр Лещенко окончил и общеобразовательную и музыкальную школы.

Тогда же юношу забирают на фронт. Сначала он год прослужил в 7-й Донском казачьем полку, а затем после окончания киевской пехотной школы прапорщиков - в одесском 40-й запасном полку в должности прапорщика, еще позже - командиром взвода подольского пехотного полка. В конце лета 1917 года был контужен, получил тяжелое ранение и был отправлен на лечение в кишиневский госпиталь. Выздоровление затянулось, и вышел из госпиталя Лещенко уже после октябрьской революции. И так как Бессарабия отошла к Румынии, то будущий певец оказался румынским подданным.

После армии он работал в разных направлениях - был токарем, занимал разные должности в церкви, пел в вокальном квартете, танцевал в театре и пел в Оперном театре Кишинева. В конце 1919 года Петр Лещенко переключается исключительно на эстрадную деятельность. Много гастролирует в составе танцевальной группы «Елизаров», с балалаечным ансамблем «Гусляр», выступает как сольный певец и в гитарном дуэте. Попав в Париж, поступает в известную в то время балетную школу Трефиловой, после окончания которой работает в престижном ресторане «Норманди» с танцевальными и вокальными номерами.

Петр Лещенко биография и личная жизнь: как Петр познакомился с музыкой и начал строить карьеру

С 1926 года в течение двух лет гастролирует по Европе и странам Ближнего Востока. После турне Петр возвращается в Румынию и некоторое время работает в театре «Театрул Ностра», но вскоре уезжает в Прибалтику, затем в Украину, где выступает в различных ресторанах. Его голос становится узнаваемым.

В конце 1931 года певец знакомится с видным композитором Оскаром Строком, который писал популярные мелодии в стиле танго и фокстрот, а также эстрадные песни и душевные романсы. По предложению Строка Петр Лещенко впервые записывает свой голос. Издаются граммофонные пластинки с песнями «Чёрные глаза», «Синяя рапсодия», «Скажите почему», а позже - «Татьяна», «Миранда» и «Настя-ягодка».

Успех этих песен приводит к тому, что исполнителю предлагает контракт румынский филиал английской фирмы звукозаписи «Columbia», на которой он записал более 80 пластинок. Также его записи издавались другими фирмами грамзаписи - немецкой «Parlophone Records», румынской «Electrecord» и латвийской «Bellaccord». Всего Петр Лещенко за свою жизнь успел записать около 180 пластинок. Звукозапись поднимает известность Петра Лещенко, и он много гастролирует не только по Бессарабии, но и выступает в лучших залах Вены, Бухареста, Лондона. В конце 1941 года вокалист давал ряд концертов в оккупированной румынскими войсками Одессе в центральном зале гостиницы «Бристоль».

Петр Лещенко биография и личная жизнь: семья, дети и увлечения знаменитого музыканта

Во время обучения в балетной школе во Франции Петр Лещенко познакомился с латышкой Жени Закитт, которая приехала учиться в ту же школу из Риги. В том же году они официально зарегистрировали свой брак. Супруги на все гастроли ездили вместе и много выступали в дуэте. В этом союзе у них в январе 1931 года родился сын Икки Лещенко.

Во время второй мировой войны, находясь на гастролях в Одессе, Петр Константинович знакомится с 19-летней студенткой консерватории Верой Белоусовой. В один из первых вечеров он делает девушке предложение и уезжает в Бухарест для оформления развода с Закитт, с которой все еще был официально расписан. Из-за войны и угроз мобилизации свадьба на долгое время была отложена. Только в 1944 году Лещенко и Белоусова смогли зарегистрировать свой брак. Пётр Лещенко свободно владел русским, украинским, румынским, французским и немецким языками.

Сотрудничество с немецкой студией грамзаписи и гастроли в западных странах не остались незамеченными Советской властью. Социалистическая система, к которой после второй мировой войны присоединилась и Румыния, посчитала певца неблагонадежным, непозволительно пошлым и даже антикоммунистическим. Также ему ставилось в вину, что он принудил к переезду в Румынию советскую гражданку Белоусову, которая после брака с Лещенко стала официально считаться в СССР предательницей родины. По прямому приказу из Москвы органы государственной безопасности Румынии арестовывают Петра Лещенко прямо в антракте концерта, который состоялся в городе Брашов в конце марта 1951 года.

В течение трех лет его переводили из одной тюрьмы в другую. Лещенко находился в Жилаве, Капул Мидиа, Борджеште, а в 1954 году был переведен в тюремную больницу Тыргу-Окна, так как у него открылась старая язва желудка. Была проведена операция, но из больницы он так и не был выписан. Новое обострение и ослабленный тюремным заключением организм стали причиной смерти Петра Константиновича Лещенко 16 июля 1954 года.

«Пётр Лещенко. Всё, что было…» - восьмисерийный телесериал о жизни и творчестве русского и румынского певца, артиста, ресторатора Петра Лещенко . Сериал является кинобиографией популярного певца, в исполнении которого звучали «У самовара », «Не уходи», «Чёрные глаза», «Комарик», «Чубчик», «Моя Марусечка», «Прощай, мой табор» и многие другие известные песни - -х годов.

Телевизионный фильм режиссёра Владимира Котта рассказывает обо всех значительных вехах жизни исполнителя: детстве и молодости, сражениях в Первой мировой войне , начале карьеры, об успехе, гастролях в оккупированной Одессе , его женщинах, трагической смерти в тюрьме Румынии в 1954 году .

Премьера картины состоялась 14 октября 2013 года на украинском телеканале «Интер » . С 1 по 2 мая 2014 года был показан на канале «Дом кино». В феврале и с 16 по 19 ноября 2015 года был показан на канале «Дом кино Премиум». Ожидается показ на «Первом канале» в сезоне 2015/2016 годов.

Сюжет

1-я серия

Ансамбль, сделавший самым посещаемым ресторан, в котором выступал, распался. Следующий раз Пётр услышал Катерину в госпитале, в котором лежал раненый, а известная певица Екатерина Завьялова приехала выступать перед бойцами.

При осаде крепости белые применяют психологическое оружие - небольшая группа солдат под аккомпанемент Петра Лещенко идет в атаку. Уловка срабатывает, крепость взята, а раненый Лещенко лежит до ночи на поле боя.

3-я серия

После ранения при взятии крепости Лещенко остаётся жив, а придя в сознание получает сообщение, что отныне - румынский подданный. Тут же в больнице Лещенко знакомится с одесским импресарио Даней Зельцером, который чует в нём талант музыканта. Он же устраивает первые выступления Петра в Бухаресте в ресторане «Альгамбра». Нюх Зельцера не подвел - Лещенко имел огромный успех. Успех сопровождает выступления Лещенко в Кишинёве и Риге , Праге и Париже , Константинополе и Бейруте , Дамаске и Афинах , Салониках и Лондоне , Берлине , Белграде , Вене .

Регулярные переводы, которые Лещенко отправлял матери, стали возвращаться. За выяснением обстоятельств он отправляется в Кишинёв , от отчима узнаёт о смерти матери, встречается с гимназистским другом Андреем Кожемякиным, который на войне потерял руку.

5-я серия

Цыганский табор Василия и Златы Зобар разорен, друзья Лещенко арестованы. Пётр выступает организатором в деле их побега из тюрьмы.

6-я серия

Лещенко получает свидание c Василем Зобаром, видит искалеченную Злату. Побег оказывается невозможным: у Златы перебит позвоночник, Василий отказывается бежать без сестры. Цыган расстреливают.

На одесские гастроли отказывается ехать жена и сценический партнёр Лещенко Жени, а выезд Даниила под вопросом из-за его национальности. В этом вопросе помогают цыгане. В паспорте Даниила Зельцера в графе «национальность» указано «болгарин ».

Ансамбль едет на гастроли. В купе вагона входит румынский капитан, который зовет Лещенко спеть перед едущими в Сталинград офицерами. Зельцер пытается его отговорить, чем вызывает гнев капитана, который пытается устроить над ним самосуд. В тамбуре вагона Даня убивает капитана. Труп сбрасывают с едущего поезда.

7-я серия

В ролях

  • Константин Хабенский - Пётр Лещенко
  • Иван Стебунов - Пётр Лещенко в молодости
  • Андрей Мерзликин - Георгий Храпак
  • Мириам Сехон - Жени Закитт, первая жена Петра Лещенко
  • Виктория Исакова - Екатерина Завьялова
  • Тимофей Трибунцев - капитан Соколов

Пётр Константинович Лещенко (рум. Petre Leșcenco). Родился 2 (14) июня 1898 года в селе Исаево Херсонской губернии - умер 16 июля 1954 в румынской тюремной больнице Тыргу-Окна. Русский и румынский эстрадный певец, танцор, ресторатор.

Петр Лещенко родился 2 (14 по новому стилю) июня 1898 года в селе Исаево Херсонской губернии. Ныне это Николаевский район Одесской области.

Мать - Мария Калиновна Лещенкова.

Петр был внебрачным ребенком. В метрической книге районного архива сохранилась запись: «Лещенкова Мария Калиновна, дочь отставного солдата родила сына Петра 02.06.1898». В графе «отец» запись: «незаконнорождённый».

Крещен 3 июля 1898 года и в дальнейшем в документах Петра Лещенко фигурировала именно дата крещения. Крёстные: дворянин Александр Иванович Кривошеев и дворянка Катерина Яковлевна Орлова.

Известно, что мать Петра обладала абсолютным музыкальным слухом, знала много народных песен и хорошо пела, что оказало должное влияние на формирование его личности. Он с раннего детства также обнаружил незаурядные музыкальные способности.

Семья матери вместе с 9-месячным Петром переехала в Кишинёв, где примерно спустя девять лет мать вышла замуж за зубного техника Алексея Васильевича Алфимова.

Пётр Лещенко владел русским, украинским, румынским, французским и немецким языками.

Сам музыкант о себе писал: "В возрасте 9 месяцев с матерью вместе, а также с её родителями переехали на жительство в город Кишинёв. До 1906 года я рос и воспитывался дома, а затем, как имевший способности по танцам и музыке, был взят в солдатский церковный хор. Регент этого хора Коган позднее определил меня в 7-е народное приходское училище в Кишинёве. Одновременно с этим регент архиерейского хора Березовский, обратив на меня внимание, определил в хор. Таким образом, к 1915 году я получил общее и музыкальное образование. В 1915 году ввиду перемены голоса я в хоре участвовать не мог и остался без средств, поэтому решил пойти на фронт. Устроился вольноопределяющимся в 7-й Донской казачий полк и служил там до ноября 1916 года. Оттуда я был направлен в пехотную школу прапорщиков в город Киев, которую окончил в марте 1917 года, и мне было присвоено звание прапорщика. После окончания упомянутой школы через 40-й запасной полк в Одессе был отправлен на румынский фронт и зачислен в 55-й пехотный Подольский полк 14-й пехотной дивизии на должность командира взвода. В августе 1917 года на территории Румынии был тяжело ранен и контужен - и отправлен в госпиталь, сначала в полевой, а затем в город Кишинёв. Революционные события октября 1917 года застали меня в этом же госпитале. Ещё и после революции я продолжал находиться на излечении до января 1918 года, то есть до момента захвата румынскими войсками Бессарабии".

Бессарабия была в 1918 году объявлена румынской территорией, и Пётр Лещенко официально выписался из больницы уже румынским подданным.

После выхода из госпиталя жил у своих родственников. До 1919 года Лещенко работал токарем у одного частника, затем служил псаломщиком в церкви при Ольгинском приюте, подрегентом церковного хора в Чуфлинской и кладбищенской церквах. Кроме того, участвовал в вокальном квартете и пел в Кишинёвской опере, директором которой была некая Белоусова.

С осени 1919 года в составе танцевальной группы «Елизаров» (Данила Зельцер, Товбис, Антонина Кангизер) четыре месяца выступал в Бухаресте в театре «Алягамбра», затем с ними же весь 1920 год - в кинотеатрах Бухареста.

До 1925 года как танцор и певец в составе различных артистических групп гастролирует по Румынии. В 1925 году с Николаем Трифанидисом уезжает в Париж, где встречается с Антониной Кангизер. С нею, её 9-летним братом и матерью, с Трифанидисом в течение трёх месяцев выступает в парижских кинотеатрах.

Лещенко выступал с гитарным дуэтом в балалаечном ансамбле «Гусляр» с номером, в котором он играл на балалайке, а затем, переодевшись в кавказский костюм, выходил на сцену «арабскими шагами» с кинжалами в зубах, танцуя в «присядку» и сопровождая всё это метанием кинжалов в пол. Номер имел успех у публики.

Желая усовершенствовать технику танца, Лещенко поступил в балетную школу Трефиловой, которая считалась одной из лучших во Франции. В школе он познакомился с артисткой Жени (Зинаида) Закитт из Риги, латышкой. Пётр и Зинаида разучили несколько танцевальных номеров и стали выступать дуэтом в парижских ресторанах, с большим успехом. Вскоре танцевальный дуэт стал супружеской парой.

В феврале 1926 года в Париже Лещенко случайно встретил знакомого по Бухаресту Якова Вороновского. Тот собирался уезжать в Швецию - и предложил Лещенко своё место танцора в ресторане «Норманди». До конца апреля 1926 года Лещенко выступал в этом ресторане.

Поляки-музыканты, ранее работавшие в ресторане в Черновцах и имевшие контракт с турецким театром в городе Адане, приглашают Петра Лещенко и Закитт поехать с ними на гастроли. И с мая 1926 до августа 1928 года семейный дуэт совершил гастрольную поездку по странам Европы и Ближнего Востока - Константинополь, Адана, Смирна, Бейрут, Дамаск, Алеппо, Афины, Салоники.

В 1928 году супруги Лещенко возвращаются в Румынию, поступают в Бухарестский театр «Театрул Ностра». Затем они выезжают в Ригу, по случаю смерти отца жены. В Риге пробыли две недели и перебрались в Черновцы, где три месяца отработали при ресторане «Ольгабер». Затем - переезд в Кишинёв.

Вплоть до зимы 1929 года супруги Лещенко выступают в ресторане «Лондонский», в Летнем театре и кинотеатрах. Потом - Рига, где до декабря 1930 года Пётр Лещенко работал один в кафе «A.T.». Лишь на месяц уезжал по приглашению танцоров Смальцовых в Белград.

Когда Зинаида забеременела, их танцевальный дуэт распался. Ища альтернативный способ зарабатывания денег, Лещенко обратился к своим вокальным способностям.

Театральный агент Дуганов устроил Лещенко на месяц выезд на концерты в Либаву. В это же время Лещенко заключает контракт с летним рестораном «Юрмала». Всё лето 1931 года проводит с семьёй в Либаве. По возвращении в Ригу вновь работает в кафе «A.T.». В это время состоялось знакомство певца с композитором Оскаром Строком - создателем танго, романсов, фокстротов и песен. Лещенко исполнил и записал песни композитора: «Чёрные глаза», «Синюю рапсодию», «Скажите, почему» и другие танго и романсы. Работал и с другими композиторами, в частности с Марком Марьяновским - автором «Татьяны», «Миранды», «Насти-ягодки».

Хозяин нотного магазина в Риге, по фамилии Юно́ша, осенью 1931 года предложил Лещенко на десять дней поехать в Берлин для записи песен на фирме «Parlophon». Лещенко заключает также контракт с румынским филиалом английской фирмы звукозаписи «Columbia» (записано около 80 песен). Пластинки певца издают фирмы «Parlophone Records» (Германия), «Electrecord» (Румыния), «Bellaccord» (Латвия).

С весны 1932 года вновь работает вместе с Закитт в Черновцах, в Кишинёве. В 1933 году Лещенко с семьёй решил обосноваться на постоянное жительство в Бухаресте и поступил на работу в павильон «Рус». Кроме того - турне по Бессарабии, поездка в Вену для записи на фирме «Коламбия».

В 1935 году с Кавурой и Геруцким по улице Каля Виктория, 2 открывает ресторан «Лещенко», который просуществовал до 1942 года. Лещенко в своём ресторане выступал с ансамблем «Трио Лещенко»: супруга певца и его младшие сёстры - Валя и Катя.

В 1935 году Лещенко дважды выезжает в Лондон: выступает по радио, записывается на студии звукозаписи и по приглашению известного импресарио Гольта Лещенко даёт два концерта. В 1937 и 1938 годах на летний сезон с семьёй выезжал в Ригу. Всё остальное время до начала войны проводит в Бухаресте, выступая в ресторане.

За свою творческую жизнь певец записал свыше 180 граммофонных дисков.

Петр Лещенко в оккупированной Одессе

В октябре 1941 года Лещенко получил извещение из 16 пехотного полка, к которому был приписан. Но под разными предлогами Лещенко старается от службы уклониться и продолжает концертную деятельность. Лишь по третьему вызову Лещенко прибыл в полк в Фалтичени. Здесь его судили офицерским судом, предупредили, что надо являться по вызовам, и отпустили.

В декабре 1941 года Лещенко получил приглашение от директора Одесского оперного театра Селявина с просьбой прибыть в Одессу и дать несколько концертов. Он ответил отказом по причине возможного повторного вызова в полк.

В январе 1942 года Селявин сообщил, что дата концертов перенесена на неопределённый срок, но, тем не менее, все билеты проданы. В марте 1942 года Лещенко получил разрешение культурно-просветительского отдела Губернаторства за подписью Руссу на въезд в Одессу.

Он выехал в оккупированную румынскими войсками Одессу 19 мая 1942 года, остановился в гостинице «Бристоль». В Одессе 5, 7 и 9 июня Лещенко провёл сольные концерты.

На одной из своих репетиций он познакомился с девятнадцатилетней Верой Белоусовой, которая стала его второй женой.

В феврале 1943 года он получил распоряжение немедленно явиться в 16 пехотный полк для продолжения воинской службы. Знакомый гарнизонный врач предложил Петру Лещенко лечение в военном госпитале. Лещенко решается на удаление аппендикса, хотя в этом не было необходимости. После операции и 25 дней положенного отпуска на службу не является. Лещенко удаётся устроиться в военную артистическую группу 6 дивизии. До июня 1943 года выступает в румынских воинских частях.

В октябре 1943 года новое распоряжение от румынского командования: отправить Лещенко на фронт в Крым. В Крыму до середины марта 1944 года он был при штабе, а потом заведующим офицерской столовой. Затем получает отпуск, но вместо Бухареста приезжает в Одессу. Узнаёт, что семью Белоусовых должны отправить в Германию. Пётр Лещенко увозит свою будущую жену, её мать и двух братьев в Бухарест.

В сентябре 1944-го, после входа в Бухарест Красной армии, Лещенко давал концерты в госпиталях, воинских гарнизонах, офицерских клубах для советских солдат. С ним выступала и Вера Лещенко.

Арест и смерть Петра Лещенко

26 марта 1951 года Лещенко был арестован органами госбезопасности Румынии в антракте после первого отделения концерта в городе Брашове.

Из румынских источников известно, что Пётр Лещенко находился в Жилаве с марта 1951 года, потом в июле 1952 года был переведён в распределитель в Капул Мидиа, оттуда 29 августа 1953 года в Борджешть. С 21 или 25 мая 1954 года переведён в тюремную больницу Тыргу-Окна. Там ему была сделана операция по поводу открывшейся язвы желудка.

Существует протокол допроса Петра Лещенко, из которого ясно, что в июле 1952 года Пётр Лещенко был перевезён в Констанцу (недалеко от Капул Мидиа) и допрошен как свидетель по делу Веры Белоусовой-Лещенко, которая обвинялась в измене Родине.

Согласно воспоминаниям Веры Белоусовой-Лещенко, ей разрешили всего лишь одно свидание с мужем. Пётр показал жене свои чёрные (от работы или от побоев?) руки и сказал: «Вера! Я ни в чём, ни в чём не виноват!!!». Больше они не встречались.

Материалы по делу Лещенко до сих пор закрыты.

В СССР Пётр Лещенко был под негласным запретом. Имя его не упоминалось в советских СМИ. В годы перестройки о нем опять вспомнили. По советскому радио стали звучать записи песен в исполнении Лещенко. Потом о нём появились передачи и статьи. В 1988 году фирма «Мелодия» выпустила пластинку «Поёт Пётр Лещенко», ставшую очень популярной.

Пётр Лещенко. Моё последнее танго

Рост Петра Лещенко: 172 сантиметра.

Личная жизнь Петра Лещенко:

Дважды был женат.

Первая жена - артистка Жени (Зинаида) Закитт, уроженка Риги, латышка. Поженились в июле 1926 года.

В январе 1931 года у пары родился сын - Игорь (Икки) Лещенко (Игорь Петрович Лещенко) (1931-1978), балетмейстер Театра оперы и балета в Бухаресте.

Вторая жена - Вера Белоусова (в замужестве Лещенко), музыкант, певица. Познакомились в 1942 году на одной из репетиций. На тот момент она была студенткой Одесской консерватории. В мае 1944 года поженились.

Вера Белоусова-Лещенко в июле 1952 года была арестована. Она обвинялась в браке с иностранным подданным, что квалифицировалось, как измена Родине (ст. 58-1 «А» УК РСФСР, уголовное дело № 15641-п).

Вера Белоусова-Лещенко 5 августа 1952 была приговорена к смертной казни, которую заменили 25 годами лишения свободы, но в 1954 освобождена: «Заключённую Белоусову-Лещенко освободить со снятием судимости и с выездом в Одессу 12 июля 1954 года».

Вдове Лещенко удалось получить из Румынии единственную информацию: LESCENCO, PETRE. ARTIST. ARESTAT. A MURIT ÎN TIMPUL DETENIEI, LA. PENITENCIARUL TÂRGU OCNA. (ЛЕЩЕНКО, ПЁТР. АРТИСТ. ЗАКЛЮЧЁННЫЙ. УМЕР ВО ВРЕМЯ ПРЕБЫВАНИЯ В ТЮРЬМЕ ТЫРГУ-ОКНА).

Вера Лещенко умерла в Москве в 2009 году.

Образ Петра Лещенко в кино:

2013 году на экраны вышел сериал «Пётр Лещенко. Всё, что было...» режиссёра Владимира Котта (автор сценария Эдуард Володарский). Роль Петра Лещенко исполнили Иван Стебунов (Петр Лещенко в молодости) и Константин Хабенский.

песни из сериала "Пётр Лещенко. Всё, что было..."

Дискография Петра Лещенко:

За гитарный перебор (романс, муз. народная);
Пой, цыгане (романс);
Признайся мне (танго, муз. Arthur Gold);
Спи, моё бедное сердце (танго, О. Строк и J. Altschuler);
Останься (танго, муз. Э. Хёнигсберга);
Миранда (танго, муз. М. Марьяновского);
Аникуша (танго, Клауде Романо);
Милость («Всё за любовь я прощаю», вальс, Н. Варс);

Сашка (фокстрот, М. Хальм);
Я б так хотел любить (танго, Е. Скляров - Н. Михайлова);
Миша (фокстрот, Г. Вильнов);
Мальчишка (народная);
В цирке (бытовая, Н. Мирский - Колумбова - П. Лещенко);
Возле леса (цыганский вальс, оркестр Хёнигсберга - Хеккера);
Частушки;
Андрюша (фокстрот, З. Бялостоцкий);
Трошка (бытовая);
Кто ты (слоу-фокс, М. Марьяновский);
Алёша (фокстрот, Ж. Корологос);
Мой друг (английский вальс, М. Хальм);
Серенада (C. Sierra Leone);

Марш из к/ф «Весёлые ребята» (И. О. Дунаевский, Ostrowsky);
Лошадки (фокстрот);
Ха-ча-ча (фокстрот, Werner Richard Heymann);
Татьяна (танго, М. Марьяновский, оркестр Хёнигсберга);
Настенька (фокстрот, Траян Корня);
Плачь, цыган (романс);
Ты едешь пьяная (романс);
Сердце мамы (танго, муз. З. Карасиньского и Ш. Каташека);
Кавказ (ориент-фокстрот, муз. М. Марьяновского);
Мусенька (танго, слова и музыка Оскара Строка);
Дуня («Блины», фокстрот, муз. М. Марьяновского);
Забыть тебя (танго, С. Шапиров);
Давай простимся (танго-романс);
Капризная, упрямая (романс, Александр Кошевский);
Моя Марусечка (фокстрот, Г. Вильнов);
Мрачное воскресенье (венгерская песня, Режё Шереш);
Синяя рапсодия (слоу-фокс, Оскар Строк);


Туманно на душе (Е. Скляров, Надя Кушнир);
Марш из к/ф «Цирк» (И. О. Дунаевский, В. И. Лебедев-Кумач);
Не покидай (танго, О. Строк);

Старинный вальс (слова и музыка Н. Листова);
Стаканчики (слова Г. Гридова, муз. Б. Прозоровского);
Капитан;
Спой нам, ветер (песни из к/ф «Дети капитана Гранта», И. О. Дунаевский - В. И. Лебедев-Кумач);
Как хороши;
Колечко (романсы, Ольга Франк - Сергей Франк, аранж. J. Azbukin);
Ванька милый;
Настя ягоды продаёт (фокстроты, музыка и слова М. Марьяновского);
Голубые глаза (танго, слова и музыка Оскара Строка);
Вино любви (танго, слова и музыка Марка Марьяновского);
Чёрные глаза (танго, слова и музыка Оскара Строка);
Станочек (народная песня, слова Тимофеева, муз. Бориса Прозоровского);

Жизнь цыганская (таборная, муз. Д. Покрасса);
Рюмка водки (фокстрот на русский мотив, слова и музыка М. Марьяновского);
Льётся песня (цыганская кочевая, слова М. Лахтина, музыка В. Кручинина);
Чубчик (народная);
Прощай, мой табор;

Буран (таборная);
Марфуша (фокстрот, Марк Марьяновский);
Вернулась снова ты (танго);
У самовара (фокстрот, N. Gordonoi);
Моё последнее танго (Оскар Строк);
Ты и эта гитара (танго, музыка Е. Петерсбургского, русский текст Ротиновского);
Скучно (танго, Sasa Vlady);
Прощай, мой табор (русская цыганская песня);
Чубчик (русская народная песня);
Буран (таборная);
Бессарабянка (народный мотив);
Жизнь цыганская (таборная, муз. Д. Покрасс);
Что мне горе (цыганский романс);
Льётся песня (цыганская кочевая, сл. М. Лахтина, муз. В. Кручинина);
Станочек (народная песня, сл. Тимофеева, муз. Б. Прозоровского);
Скучно (танго);
Ты и эта гитара (танго);
Моё последнее танго́;
У самовара (фокстрот);
Марфуша (фокстрот);
Вернулась снова ты (танго);
Возле леса;
Чёрные глаза;
Мой друг (вальс, Max Halm);
Серенада (C. Sierra Leone);
Не уходи (танго, Е. Скляров);
Сашка (фокстрот, M. Halm);
Моя Марусечка (фокстрот, G. Villnow);
Давай простимся (танго);
Колечко;
Как хороши (романсы, Ольга Франк - Сергей Франк, аранж. J. Azbukin);
Признайся мне (танго, Arthur Gold);
Ты едешь пьяная (романс);
Сердце (танго, И. О. Дунаевский, аранжировка F. Salabert - Ostrowsky);
Марш весёлых ребят (И. О. Дунаевский, Ostrowsky);
Вино любви (танго, М. Марьяновский);
Голубые глаза (танго, Оскар Строк);
Мусенька родная (танго, Оскар Строк);
Дуня («Блины», фокстрот, М. Марьяновский);
Кавказ (фокстрот, М. Марьяновский);
Татьяна (танго, М. Марьяновский);
Ваня (фокстрот, Шапиров - Лещенко - Федотов);
Не покидай (танго, Оскар Строк);
Миранда (танго, М. Марьяновский);
Останься (танго, Э. Хёнигсберг);
Комарик (украинская народная песня);
Карії очі (украинская песня);
Эй, друг гитара!;
Капризная;
Туманно на душе;
Андрюша;
Беллочка;
Все, что было;
Льется песня;
Барселона;
Настя;
Марфуша;
Вернись;
Возле леса, у реки;
Песнь гитары;
Синий платочек (поёт Вера Лещенко);
Тёмная ночь;
Мама (поёт Вера Лещенко);
Наташа;
Надя-Надечка. Любимая (дуэт с Верой Лещенко);
Моя Марусечка;
Сердце;
Бродяга;
Чёрные косы;
Чёрные глаза;
Андрюша;
Катя;
Студенточка;
Петрушка;
Сердце мамы;
Лошадки;
Сашка;
Рюмка водки;
Не уходи;
Марфуша;
Послушай что скажу я;
Вечерний звон;
Однозвучно гремит колокольчик

В последние годы, благодаря опубликованным краеведами-любителями материалам, жители нашего города смогли узнать о многих земляках-бердянцах, ставших широко известными не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Но не менее интересны судьбы и других наших земляков, которые лично не добивались каких-либо успехов в науке, искусстве и т.д., но чьи жизненные пути пересекались с судьбами знаменитостей.

В местных средствах массовой информации неоднократно упоминалось о Серафиме Васильевне Карчевской, дочери начальницы Бердянской женской гимназии Р. Карчевской, которая стала женой и верным спутником жизни всемирно известного ученого-физиолога И.П. Павлова.

К числу таких бердянцев относится и Зинаида Михайловна Стеценко, судьба которой хотя и косвенно, но была связана с именем знаменитого певца Петра Лещенко.

Родилась она 21 ноября 1895 года в г. Бердянске в семье железнодорожного служащего, в 1915 году окончила Бердянскую 1-ю женскую гимназию, работала учительницей, затем банковской служащей. Когда после революционных событий 1917 года в Бердянске была установлена советская власть, Зинаида Михайловна устроилась на работу делопроизводителем в военкомате, затем в 9-й стрелковой дивизии II-й армии, где и познакомилась с инженером Вольдемаром Карловичем Закитом. В 1922 году они сочетались браком и уехали в Петроград.

Был В.К. Закит родом из Латвии, окончил Рижский политехнический техникум. Судьба его сложилась трагично, он подвергался арестам, отправлялся в лагерь на строительство Беломоро-Балтийского канала, сидел в Соловецкой тюрьме, затем в Уфимской тюрьме, откуда уже не вернулся.

По утверждению Зинаиды Михайловны, ее муж обладал мятежным характером, активно участвовал в революционном движении, свято верил в возможность построения светлого будущего в стране, отрыто протестовал против всего, что считал несправедливым в том числе и против привилегий начальства. Возможно, что это действительно и было причиной проблем Вольдемара Карловича и его семьи.

Но есть и другая версия, связанная с именем известного во многих странах певца Петра Лещенко.

Петр Константинович Лещенко в 1915 году ввиду ломки голоса не мог петь и остался без средств поэтому решил пойти на фронт. Устроился вольноопределяющимся в 7-й Донской казачий полк и служил там до ноября 1916 года. Оттуда был перенаправлен в пехотную школу прапорщиков в город Киев, которую окончил в марте 1917 года и ему было присвоено звание прапорщика. В этом звании он был отправлен на румынский фронт и зачислен в 55-й пехотный Подольский полк 14-й пехотной дивизии на должность командира взвода. В августе 1917 года на территории Румынии был тяжело ранен, контужен и отправлен в госпиталь, сначала в полевой, а затем в Кишинев.

Революционные события октября 1917 года застали его в этом госпитале. Подобные события возникают, когда в странах наступает политическая нестабильность и обостряется борьба за власть, что мы и наблюдаем в настоящее время в своей стране. У некоторых соседних стран возникает соблазн воспользоваться случаем и попытаться расширить свои территории за счет украинских земель. Сегодня активность в этом вопросе стала проявляться с румынской стороны, но нет уверенности, что не найдутся и другие желающие.

Такое уже в нашей истории было, когда в январе 1918 года румынские войска заняли Кишинев. Румыния аннексировала всю Бессарабию и объявила ее румынской территорией, отторгнув от России.

В результате П. Лещенко, выписавшись из госпиталя в том же январе 1918 года, оказался румынским подданным, т.е. иностранцем. Это в дальнейшем отразилось как на его судьбе, так и судьбе его родственников и близких.

После выхода из госпиталя до 1919 года работал токарем у частника, затем служил псаломщиком в церкви при Ольгинском приюте, подрегентом церковного хора в Чуфлинской и кладбищенской церквей. Кроме того, участвовал в вокальном квартете и пел в Кишиневской опере.

С осени 1919 года в составе танцевальной группы "Елизаров" четыре месяца выступал в Бухаресте в театре "Алятамбра" и кинотеатрах Бухареста.

До 1925 года, как танцор и певец в составе различных артистических групп, гастролирует по Румынии. В 1925 году уезжает в Париж и в течении 3-х месяцев выступает в парижских кинотеатрах.

И в нашем городе еще в 50-х годах прошлого столетия существовала практика выступления артистов перед кинозрителями до начала вечерних сеансов. Так, в фойе кинотеатра "15 лет ВПКСМ" по ул. Шевченко на небольшой сцене часто выступала небольшая группа музыкантов под руководством М. Воловича.

С февраля по апрель 1926 года П. Лещенко выступает в ресторане "Нормандия", где знакомиться с Жени-Иоганна Закит, родом из Латвии, по профессии артисткой, и оформляет брак с ней в июле 1926 года. Интересно то, что вскоре она принимает сценическое имя - "Зинаида Закит". Ее отец Карл Закит был состоятельным человеком, в том числе одним из совладельцев кафе "АТ" (After Testament) в г. Риге.

С мая 1926 года по август 1928 года семейный дуэт совершает гастрольную поездку по странам Европы и Ближнего Востока - Константинополь, Адана, Смирна, Бейрут, Дамаск, Алепу, Афины, Солоники и вновь Константинополь.

В 1928 году супруги возвращаются в Румынию, поступают в Бухарестский театр "Театруп Ностра", много гастролируют - Рига, Черновцы, Кишинев, Белград, Либава. В 1931 году по возвращению в Ригу П. Лещенко вновь работает в кафе "АТ". В это время и состоялось знакомство певца с композитором Оскаром Строком - создателем танго, романсов, фокстротов и песен. П. Лещенко исполняет и записывает песни композитора: "Черные глаза", "Синяя рапсодия", "Скажите почему" и другие танго и романсы. Работает и с другими композиторами, в частности с Марком Марьяновичем - автором "Татьяны", "Миранды ", "Насти-ягодки".

С 1931 года его песни записываются в Берлине на фирме "Парлафон", английской фирмой звукозаписи "Columbia", фирмами "Parlophon" (Германия), "Electrocord" (Румыния), "Bellacord" (Латвия).

Это были самые успешные годы в карьере Петра Лещенко. Он выступает в Черновцах, Кишиневе, совершает турне по Бессарабии, записывает в Вене свои песни на фирме "Коламбия".

В 1933 году решил с семьей обосноваться на постоянное местожительство в Бухаресте, открывает в 1935 году ресторан "Лещенко", который просуществовал до 1942 года. В том же году дважды выезжает в Лондон: выступает на радио, записывается в студии звукозаписи, дает два концерта.

Но все хорошее когда-то кончается.

В войне 1941-1945 гг. Румыния принимает участие на стороне фашистской Германии и в октябре 1941 года румынские власти вспомнили о П. Лещенко, он получает извещение из 16-го пехотного полка, к которому был приписан. Но эта война была чуждой бывшему гражданину России и он старается от службы уклониться. Лишь по третьему вызову прибывает в полк в Фалтичени. Здесь его судят офицерским судом, предупреждают, что надо являться по вызову, и отпускают - он был все-таки заметной фигурой в артистической среде Бухареста.

В марте 1942 года Петр Лещенко получает разрешение на въезд в оккупированную румынскими войсками Одессу и проводит в июне три концерта. На одной из репетиций знакомится с девятнадцатилетней Верой Белоусовой, студенткой Одесского консерватория, музыкантом, певицей, делает ей предложение и уезжает в Бухарест, чтобы оформить развод с Закит.

В феврале 1943 года П Лещенеко получает распоряжение немедленно явиться в 16-й пехотный полк для продолжения воинской службы. Знакомый гарнизонный врач предлагает лечение в военном госпитале, но десять дней не решили проблемы: приходит новое извещение явиться в полк. П. Лещенко решается на удаление аппендикса, хотя в этом не было необходимости. После операции и 25 дней положенного отпуска на службу не является. Ему удается устроиться в военную артистическую группу 6-й дивизии и он до июня 1943 года выступает в румынских воинских частях.

В октябре 1943 года П. Лещенко отправляют на фронт в Крым, где до середины марта 1944 года он был при штабе, а потом заведующим офицерской столовой, ему присваивают звание сублокотенента (младший лейтенанта) интендантской службы.

В декабре 1943 г и январе 1944 г. П. Лещенко предоставили возможность выступить со своими песнями по радио в Симферополе.

В мае 1944 года он зарегистрировал свой брак с Верой Белоусовой. В августе 1944 года, когда войска Красной Армии подошли к границам, Румыния признала себя побежденной и объявила войну Германии, рассчитывая сохранить за собой хотя бы часть ранее оккупированной территории. Но у И. Сталина такие номера не проходили, самое большее, что он себе позволил - наградить румынского короля Михая высшей воинской наградой - орденом "Победа". После того, как войска Красной Армии в сентябре 1944 года вошли в Бухарест, Петр Лещенко стал давать концерты в госпиталях, воинских гарнизонах для советских солдат. С ним выступала и Вера Лещенко.

Вплоть до 1951 года П. Лещенко предпринимал попытки вернуться на Родину, жить в Советском Союзе. Он обращался в соответствующие органы власти, вплоть до И. Сталина и М. Калинина, но эти попытки оказались бесплодными.

Нужно признать, что время для возвращения им было выбрано неудачно. В те годы в Советском Союзе очень серьезное внимание уделялось вопросам укрепления идеологии и воспитанию патриотизма. Сегодня у нас эти вопросы являются второстепенными и ими в стране практически власть не занимается. А в то время они были актуальны ими занимались "от Москвы до самых до окраин..."

В войне 1941-1945 гг участвовали не только воинские подразделения и партизаны, но и гражданское население, в том числе и артисты. Не зря эта война вошла в историю как Великая Отечественная. На победу в войне работало огромное количество артистов, выступая по радио, перед солдатами и офицерами на фронтах, создавая кинофильмы. И как тут не вспомнить нашу землячку Лидию Чернышеву создавшую в первые месяцы войны фронтовой ансамбль песни и танца, который вместе с войсками Южного, Юго-Западного, Закавказского, Северо-Закавказского, Воронежского, Степного, Первого Украинского фронтов и Центральной группы войск прошел по фронтовым дорогам почти 80000 км и дал 2850 концертов.

Именно этим артистам, участникам войны, а иногда и боевых действий, отдавалось в то время предпочтение при организации концертов и выступлений по радио. И невозможно было представить, что рядом с этими артистами мог появиться П. Лещенко, который во время войны делал то же, что и они, но по другую сторону фронта.

Тем более, что во время войны в центральных газетах о нем неоднократно писалось как о человеке, сотрудничающим с оккупантами, предателем Родины и народа.

Свое стремление уехать из Румынии в СССР П. Лещенко ни от кого не скрывал, что привлекло внимание руководства органов румынской госбезопасности.

26 марта 1951 года он был арестован в антракте после первого отделения концерта в городе Брашове. Его несколько раз переводили из одной тюрьмы в другую, в тюремной больнице Тыргу Окна ему была сделана операция по поводу открывшейся язвы желудка, в этой большнице он и умер 16 июля 1954 года.

До сих пор не известно, какое обвинение ему было предъявлено со стороны румынских властей, материалы по делу П. Лещенко до сих пор закрыты.

Как и в наши дни, в те годы действовали двойные стандарты: главнокомандующий румынскими войсками был награжден орденом "Победа", а младший лейтенант интендантской службы был обвинен в неизвестных грехах, хотя всю войну в руках держал не винтовку, а гитару.

Не оставлены были без внимания родные и близкие Петра Лещенко. В июле 1952 года Вера Георгиевна Белоусова-Лещенко была арестована на территории СССР. Она обвинялась в браке с иностранным подданным, что тогда квалифицировалось как измена Родине, и 5 августа 1952 года была приговорена к смертной казни, которую вскоре заменили 25 годами лишения свободы. А в июне 1954 года Верховный суд СССР за отсутствием состава преступления вынес решение об освобождении бывшей комсомолки, которая в 1941 году пела песни защитникам героической Одессы. Ныне она полностью реабилитирована.

Но не у всех так быстро были решены проблемы. Не удивительно, что следы Петра Лещенко прослеживаются и в нашем городе. Его дед по линии матери - отставной солдат Калина Лещенко происходил из старинного рода запорожских казаков, а родной дядя Алексей Лещенко проживал в Васильевке Мелитопольского уезда Екатеринославской губернии (ныне г. Васильевка Запорожской области).

Близкие подруги-одноклассницы Эллы Полянской, проживавшей по ул. Энгельса, знали о том, что ее мама является родственницей П. Лещенко. Но чтобы не привлекать к этой семье внимания работников КГБ, рассказывать об этом стали тогда, когда никого из родителей подруги уже не было в живых.

Что же касается Зинаиды Михайловны Закит, с которой и был начат рассказ, то о ее судьбе было рассказано в статье "От мертвых не отрекаются" книги И.Б. Томан "Женские судьбы в России. Документы и воспоминания", изданной в 1994 году в серии "Народный архив". После того, как в 1935 году был арестован ее муж Вольдемар Карлович Закит, от нее в 1937 году потребовали отречься от него и развестись. Она сделать это отказалась, в результате была с детьми сослана в Башкирию в деревню Иглино. В январе 1943 года Вольдемар Карлович вновь был арестован, а в 1948 году у Зинаиды Михайловны снова потребовали отречься от мужа и, получив отказ, сослали 52-летнюю женщину в деревню Белая Глинка Кустанайской области.

31 марта 1954 года она была освобождена и поселилась с дочерью в Бердянске. Здесь и умерла 9 июля 1971 года.

Имеет ли какое-нибудь отношение латыш из Риги Вольдемар Карлович Закит и его жена Зинаида Закит к судьбе Петра Лещенко? Сегодня уже трудно ответить на этот вопрос. Но в те годы для того, чтобы сломать им судьбы, достаточно было иметь фамилию Закит - фамилию первой жены П. Лещенко латышки из Риги Жении ("Зинаиды") Карловны Закит.

P.S. В нашей стране лишь в конце 80-х годов прошлого века по радио стали звучать песни в исполнении П. Лещенко. Потом о нем появились передачи, статьи. В 1988 году фирма "Мелодия" выпустила пластинку "Поет Петр Лещенко", которую назвали сенсацией месяца. В мае диск занял 73-место во всесоюзном хит-параде, а уже в следующем месяце вышел на 1-место по популярности среди дисков-гигантов, опередив Лайму Вайкуле (9 место) и других популярных в то время исполнителей.

Георгий СУКАЧ

(1898-1954) русский певец

На протяжении многих лет, имя Петра Константиновича Лещенко оставалось под запретом, что, впрочем, никак не отразилось на популярности его песен. Иногда дело доходило до казусов. Например, фокстрот Лещенко «Андрюша» в исполнении К. Шульженко стал несомненным шлягером конца тридцатых годов. Газеты писали, что эта песня «подходит для воспитания советской молодежи», и в то же время самого певца официальная пропаганда именовала не иначе как «буржуазной отрыжкой».

Петр Лещенко родился в небольшом селе Исаево на самой границе России и Бессарабии. Когда Петру исполнилось три года, его отец неожиданно умер, и матери пришлось перебраться в Кишинев. Там она вскоре вновь вышла замуж за А. Алфимова, который и стал для Петра настоящим отцом.

Отчим первым заметил музыкальную одаренность мальчика и дал ему начальные уроки музыки. Чуть позже, опять-таки по инициативе Алфимова, Лещенко приняли в хор кишиневской православной церкви. В 1905 году семилетний мальчик уже самостоятельно зарабатывал, получая хлеб за выступления перед солдатами.

В течение нескольких лет Петр Лещенко учился в Кишиневской семинарии, где был прекрасный хор. В конце 1910-х годов, чтобы помочь семье, он начал выступать в иллюзионе «Орфеум»: танцевал между сеансами лезгинку и бросал в цель кинжалы. Правда, петь самостоятельно он в то время еще не решался.

В июле 1914 года, когда началась Первая мировая война, Петра Лещенко призвали в армию и направили в школу прапорщиков. После непродолжительной учебы он оказался на фронте, но не прошло и месяца, как его ранили, и он попал в госпиталь. Там Лещенко встретил Октябрьскую революцию и неожиданно для себя оказался эмигрантом, так как Бессарбию захватили румынские войска.

В поисках заработка он вместе с родителями и двумя младшими сестрами переехал в Бухарест, где семья купила маленький ресторанчик. Работать пришлось всем: Лещенко выступал с отдельными танцевальными номерами и в дуэте с матерью, которая неплохо пела. Чувствуя, что ему не хватает мастерства, он начинает усиленно заниматься вокалом и хореографией.

В середине двадцатых годов, по совету отчима, он отправился в Париж, где выступал в русских ресторанах, а также играл в составе балалаечного оркестра «Гусляр».

В начале 1926 года Петр Лещенко знакомится с танцовщицей 3. Закис, которая в то время только что закончила балетную школу. Вскоре они поженились и отправились в гастрольную поездку по странам Европы как дуэт «Петрушка и Розитта». Теперь Лещенко уже не только танцует, но и поет, а когда понял, что публике нравится его пение, оставил танцы и стал исполнять популярные песни.

Летом 1928 года вместе с женой они приезжают в Румынию и начинают выступать в известном бухарестском ресторане «Вишой». Здесь они провели два года, а потом уехали в Латвию к родителям Закис.

В Риге Лещенко выступает в «Дайлес театре», в кинотеатре «Палладиум» и в кафе, принадлежащем его тестю. Там его услышал известный скрипач Г. Шмидт и познакомил с композитором Оскаром Строком . Знакомство вскоре перешло в тесную дружбу, и со временем Строк становится постоянным автором всех песен Петра Лещенко.

Кроме того, Строк помог ему заключить контракт с фирмой «Юнгер и Файерабенд», которая представляла в Латвии известную немецкую граммофонную фирму «Парлофон». После прослушивания, дирекция фирмы предложила Лещенко отправиться в Германию для записи песен на пластинки.

Оставив в Риге жену вместе с только что родившимся сыном, Петр Константинович Лещенко уехал в Берлин, где записал несколько песен, которые вскоре были выпущены в грамзаписях. После этого к нему приходит известность, но он продолжал выступать в кинотеатрах и небольших ресторанах, т. к. не обладал сильным голосом, необходимым для выступлений в больших залах.

Популярность певца продолжала расти, Лещенко приглашали для записи пластинок в студии известнейших фирм - «Коламбия», «Электрекорд». Обычно певец проводил зиму в Бухаресте, а на летние месяцы приезжал в Ригу, где выступал в ресторанах, расположенных на взморье. Там в 1933 году его услышали два английских антрепренера, которые и пригласили певца в Лондон. Концерт Петра Лещенко прошел с таким успехом, что он вскоре повторил его на Би-Би-Си, где также была записана пластинка. Любопытно, что среди тех, кто восторженно отозвался о выступлении Лещенко, был и русский князь Феликс Юсупов .

Через год певец получил новое приглашение в Англию. Он выступал в самых престижных ресторанах столицы: «Трокадеро», «Савой», «Палладиум». Пластинки с записями его песен продавались по всей Европе. Иногда они попадали и в Россию. Песни Петра Константиновича Лещенко на мелодии О. Строка «Скажите, почему», «Давай простимся», «Не уходи» входили в репертуар ведущих артистов русской эстрады - В. Козина, Л. Утесова, И. Юрьевой. В одной из рецензий говорилось, что эти песни отражают настроение «устремленной в будущее советской молодежи».

В то же время самого Лещенко не переставали клеймить и критиковать в официальной советской печати. А название одной из его песен «Черные глаза» даже использовали в качестве заглавия одной из рубрик в сатирическом журнале «Крокодил» как символ буржуазной культуры.

Хотя Петр Лещенко и не обладал большим голосовым диапазоном, он привлекал внимание своей эмоциональностью, непосредственностью переживаний, умением подать даже примитивный текст. Вместе с А. Вертинским его можно считать основоположником театра песни на отечественной эстраде.

Показательно, что в конце тридцатых годов, когда в Румынии было официально запрещено выступать на русском языке, Лещенко продолжал петь только по-русски. В Белграде он записал на пластинку программу из советских песен, которая открывалась песней «Широка страна моя родная» на музыку Дунаевского .

Репертуар певца был разнообразен: он исполнял русские и украинские мелодии, вставлял новинки советской эстрады, в частности произведения братьев Покрасс.

В конце тридцатых годов Петр Лещенко открывает в Бухаресте собственный ресторан. Там начинает выступать оркестр под руководством композитора Ж. Ипсиланти, жена которого - А. Баянова - пела вместе с Лещенко. Интересно, что во время выступлений певца посетителям строго запрещалось есть и пить.

Казалось, в жизни артиста наконец наступило время спокойной работы. Но с началом Второй мировой войны все изменилось. Когда Румыния объявила войну СССР, Петра Лещенко призвали в армию, но он отказался воевать против своего народа. Власти побоялись привлечь его к ответственности и предпочли оставить в покое. Как только румынские войска заняли Одессу, Лещенко стал добиваться разрешения приехать в город с концертами.

Весной 1942 года немецкие власти разрешили концерт Лещенко в зале русского драматического театра. Певец выступал в сопровождении оркестра Одесской оперы. Этот день стал поистине триумфальным в его карьере. По требованию публики Петру Лещенко пришлось повторить концерт на следующий день, а затем еще несколько раз.

В Одессе он познакомился с В. Белоусовой, которая на время концертов стала его концертмейстером. Вскоре Лещенко увез ее в Бухарест, развелся с первой женой и женился на Белоусовой.

Во время войны он часто приезжал в Одессу и выступал в самых разных залах: здании биржи, ресторанах, в частных домах. Сразу же после входа в город советских войск он предложил свои услуги новым властям.

Его предложение приняли, и Петр Лещенко вновь начал выступать с концертами. Более того, певец начал хлопоты о возвращении в СССР. Но в марте 1951 года его внезапно арестовали по обвинению в сотрудничестве с фашистами и поместили в лагерь для военнопленных неподалеку от румынского города Брашов.

Только через девять месяцев жена Лещенко смогла добиться свидания. Белоусова пыталась помочь мужу, но вскоре и сама была арестована и отправлена в СССР. В 1954 году Белоусова была освобождена, ей разрешили вернуться в Москву. Там она и узнала, что Лещенко погиб в лагере.

Только в 1990 году в СССР была выпущена первая пластинка с записями Петра Константиновича Лещенко, а в 1998 году заложена памятная плита на «звездной аллее».

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса