Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Персонаж. в литературных произведениях неизменно присутствуют и, как правило, попадают в центр внимания читателей образы людей. Человек очень умный: он все понимает, но сказать не может

Приходилось ли вам сидеть и буквально заставлять себя собрать мысли? Чтобы потом произнести что-то очень важное и нужное? Например, отстоять свои права или донести мысли до начальника, мужа/жены, детей... Получалось ли у вас правильно, четко выразить их вслух? Если да - я искренне завидую Вам. Потому что у меня никогда не получалось ясно и грамотно выражать свои мысли. Идеально сложенные в голове, они вылетают изо рта не всегда так, чтобы было понятно для окружающих. Как научиться правильно выражать свои мысли - это вопрос, который всегда тревожил меня. И этот вопрос привел меня к потрясающему ответу.

Почему у некоторых людей не получается ясно и четко выражать свои мысли?
Как научиться правильно выражать свои мысли?

Я с детства чувствую себя идиоткой, когда не могу сказать то, что чувствую, думаю, понимаю. Со мной постоянно это случается - я не умею выражать свои мысли. На собраниях и на встречах, в спорах и в скандалах, вообще, во все важные для меня моменты, когда мне нужно сказать что-то значительное и нужное, происходит какой-то буквально переворот во мне. В голове мысли формировались нормально, а открыла рот и понесла какую-то чушь. Зачастую в такие моменты я говорю что-то и буквально таки по глазам собеседника видно, что он не улавливает нити моего разговора. Более того, часто я сама ловлю себя на том, что несу не то и не так. Болтая, говоря все, что домыслила в процессе разговора, я сама запутываюсь, и понимаю, что получается, ну совершенно не так убедительно, как было... там в мыслях.

Для меня всегда было странно, почему в голове мысли такие стройные и легкие. Все складывается просто без зазоринки. Более того, именно в голове, в моем воображении, я не просто могу правильно выражать свои мысли, я могу правильно расставлять акценты в них, точно варьировать значения словом и интонацией. Но в тот момент, когда начинаю говорить, выражать свои мысли, происходит какой-то сбой. И сказать их не получается так же красиво и стройно, так же четко и правильно, как было в голове.

Бывает два варианта развития событий. Либо мысли как будто бы скомкиваются, речь сминается. То, что я хотела вложить в 2 веских, красивых предложения, почему то превращается в какие-то вязкие, ненужные фразы. Их слишком много - 10, 20 или больше. Они размыты и не убедительны. Собранные мысли, как будто, расползаются и теряют свое значение. Я буквально утопаю в собственной рече, как в тягомотине . И главное, что я это понимаю не хуже моих слушателей, но ничего не могу поделать.

По-другому все происходит иначе. Когда я в голове подготовила большой важный спич, пестрящий яркими доводами и убеждениями. Но при прямом выражении этих мыслей вслух, я начинаю спешить и на ходу сокращать их. Мне кажется, что я задерживаю людей, что им будет слишком утомительно меня слушать. Мне неудобно, что я их отвлекаю своей болтовней. Я пытаюсь сэкономить слова , не терять времени даром. Поэтому речь получается скомканной и не понятной. То, на что реально надо было потратить 10 минут, чтобы обстоятельно все объяснить, я впихиваю в 3 короткие фразы. И опять же по глазам собеседников понимаю, что правильно, доходчиво выразить свою мысль мне не удалось.

Почему у меня не получается ясно выражать свои мысли?

Раньше я думала, что мое неумение выражать собственные мысли, - это проблема других. Просто в собственной голове легко составлять множество мыслей и приходить к логическому завершению своих рассуждений, а в разговоре с людьми так не получиться - собеседник может вставить слово, начать спорить, приводить контраргументы. Это именно он, тот с кем я говорю, сбивает меня с мысли, и я уже не могу выразить ее до конца.

Потом, когда я стала выступать спикером на конференциях, я заметила потрясающую вещь - очень часто бывает так, что собеседник вообще ничего в ответ не говорит. Он просто внимательно меня слушает. Очень внимательно. Я же, совершенно без его участия, обязательно собьюсь. И в конце разговора, я обязательно понимаю, что я сама бы себя не поняла, не сумела бы для себя донести смысл моей мысли. Так к чему винить собеседников? Причина только во мне.

Я ужасно злилась на себя за это. Особенно, когда дело касалось важных вещей. Например, когда я хотела наконец-то попросить у деректора поднять мне зарплату. Или тогда, когда хотела маме с папой сказать красивый тост-пожелание на юбилеи их свадьбы. Или тогда, когда хотела, чтобы мои соседи наконец-то выключили громкую музыку и перестали орать пьяными голосами в 3 часа ночи. В каждом из этих случаев мне было очень тяжело выражать свои мысли, хотя в голове их было много. И в каждом из них меня не поняли. Это самое обидное и неприятное.

Ведь когда ты говоришь какую-то мысль, то считаешь ее очень важной и нужной. Поэтому умение выражать свои мысли так ценно. Как же научиться этому? Как находить способ четко, ясно, правильно, гармонично выражать свои мысли?

Умение выражать свои мысли - большой талант

Сегодня я понимаю, что дело, конечно, не в собеседниках. Дело во мне. Не в смысле того, что я плохая или неправильная. Нет, совсем нет. Дело в моем звуковом векторе . Звуковик большое значение придает слову, и именно он в потенциале лучше всех способен выражать свои мысли, играть словами, переводить слова и смыслы с одного языка на другой. Когда звуковой вектор в стрессе, если ему по какой-то причине пришлось пережить травмочку, способность выражать свои мысли становится проблемой. Иногда, способность мыслить тоже проблемна, люди говорят « в голове пустота».

Я знаю, что я совсем не одинока. Таких людей, как я, обладателей звукового вектора, приблизительно 5%. Нас всех отличает одна особенность - мы ищем смысл жизни или же нам кажется, что мы уже нашли его. От идеи к идее, мы идем и словно бы утопаем в собственных мыслях. Все звуковики, и только звуковики, имеют постоянный, очень интересный мыслительный процесс. В транспорте и на прогулке, за едой или в ванной, впрочем, в любой момент, когда мы наедине с собой и нас никто не отвлекает разговорами, мы всегда буквально утопаем в собственных мыслях. И это не удивительно - ведь это наша видовая роль, цель жизни - создавать правильные, новые мыслеформы. И, конечно же, нам очень важно правильно выражать эти мысли.

Вообще, по большому счету звукового человека подсознательно интересуют вопросы не очень мирского характера. Зачем мы все живем? Почему все в мире устроено именно так, а не иначе? Почему мы умираем, и что будет после смерти? Вот вопросы, которые истинно важны для звуковика. Но ответы на такие вопросы нельзя получить просто так, их очень тяжело сформировать словом, выразить свои мысли словами.

Несмотря на то, что звуковика интересуют вопросы мироздания, он также живет (или пытается жить) обычной жизнью. Ему тоже надо есть и пить, иметь крышу над головой, во что-то одеться. Ему приходится общаться с другими людьми, бывает даже ходить на работу. Зачастую, делает он это только загоревшись идеей, а иначе - начинаются депрессивные состояния и постоянный вопрос в голове "кому нужна моя бренная жизнь?"

В процессе жизни у звукового человека, как и любого другого, возникает множество ситуаций, в которых необходимо отстаивать свою точку зрения, выражать свое мнение, добиваться поставленных целей. Для этого и дан человеку язык - мы должны правильно, ясно выражать свои мысли. И это получается у всех, кроме звуковиков. Просто потому, что в отличие от остальных, которые просто выражают свои мысли словом, звуковой человек начинает вязнуть в собственных мыслях, уходить в себя.

В собственном сознании он может формировать, развивать мысли, которые уже в своих корнях не понятны другим людям. Полный своего эгоцентризма, поглощенный собой, он рассуждает слишком оторвано от реального мира. Все мысли звукового человека, как правило, связанны с идеей мироздания, - ведь именно это изначально интересует его. Но другим, собеседникам без звукового вектора, на самом деле это безразлично.

Не удивительно, что пытаясь выразить такую мысль, полную с одной стороны множеством важных смыслов, с другой стороны - оторванной от реальности, у звуковика это нередко не получается получается. Кроме того, причиной скомканости, не понятности его речи является так же и то, что в голове он зачастую прокручивает собственные мысли слишком много раз и в конечном итоге, как бы запутывается сам, что он говорил, а что только думал. Так и получается, что одно слово сказал, два подумал, потом еще одно слово сказал - кто в силах понять такую речь? Еще одной причиной непонимания со стороны окружающих является то, что звуковой человек обладает уникальным абстрактным умом, он зачастую строит свои аргументы на абстрактных примерах, что сбивает с толку остальных людей.

Вот и получается, что в конечном итоге, сто раз обсосав и прокрутив свою мысль в голове, звуковик не может элементарного - ясно выразить свою мысль, донести ее до окружения. Оставаясь не понятым, он тяжело страдает - ведь его желания не воплощаются в жизнь. Даже если эти желания - действительно идеальны.

Как грамотно выражать свои мысли?

Для того, чтобы жить в гармонии с самим собой, необходимо разобраться в себе. Понять, оценить себя, свои действия и желания не через представления и установки других людей, а таковыми, какие они есть в действительности. Только в таком случае, возможно сделать шаг навстречу собственному подсознанию.

Для звуковика очень важно понять, что именно в мыслях - его реализация. Научиться ясно выражать свои мысли, доносить их до собеседника, особенно на бытовые темы, довольно просто. Для этого следует просто понимать, с кем ведется разговор, ощущать человека по

В литературных произведениях неизменно присутствуют и, как правило, попадают в центр внимания читателей образы людей, а в отдельных случаях – их подобий: очеловеченных животных, растений и вещей (сказочная избушка на курьих ножках). Существуют разные формы присутствия человека в литературных произведениях. Это повествователь-рассказчик, лирический герой иперсонаж , способный явить человека с предельной полнотой и широтой. Этот термин взят из французского языка и имеет латинское происхождение. Словом «persona» древние римляне обозначали маску, которую надевал актер, а позднее – изображенное в художественном произведении лицо. В качестве синонимичных данному термину ныне бытуют словосочетания «литературный герой» и «действующее лицо». Однако эти выражения несут в себе и дополнительные значения: слово «герой» подчеркивает позитивную роль, яркость, необычность, исключительность изображаемого человека, а словосочетание действующее лицо» –тот факт, что персонаж проявляет себя преимущественно в совершении поступков.

Персонаж – это либо плод чистого вымысла писателя (Гулливер и лилипуты у Дж. Свифта; лишившийся носа майор Ковалев у Н.В. Гоголя) либо результат домысливания облика реально существовавшего человека (будь то исторические личности или люди, биографически близкие писателю, а то и он сам); либо, наконец, итог обработки и достраивания уже известных литературных героев, каковы, скажем, Дон Жуан или Фауст. Наряду с литературными героями как человеческими индивидуальностями, порой весьма значимыми оказываются групповые, коллективные персонажи (толпа на площади в нескольких сценах «Бориса Годунова» А. С. Пушкина, свидетельствующая о мнении народном и его выражающая).

Персонаж имеет как бы двоякую природу. Он, во-первых, является субъектом изображаемого действия, стимулом развертывания событий, составляющих сюжет. Во-вторых, и это едва ли не главное, персонаж имеет в составе произведения значимость самостоятельную, независимую от сюжета (событийного ряда): он выступает как носитель стабильных и устойчивых (порой, правда, претерпевающих изменения) свойств, черт, качеств.

Персонажи характеризуются с помощью совершаемых ими поступков (едва ли не в первую очередь), а также форм поведения и общения (ибо значимо не только то, что совершает человек, но и то, как он при этом себя ведет), черт наружности и близкого окружения (в частности – принадлежащих герою вещей), мыслей, чувств, намерений. И все эти проявления человека в литературном произведении имеют определенную равнодействующую – своего рода центр, который М.М. Бахтин называл ядром личности , А.А. Ухтомский – доминантой , определяемой отправными интуициями человека. Для обозначения устойчивого стержня сознания и поведения людей широко используется словосочетание ценностная ориентация . Ценностные ориентации (их можно также назвать жизненными позициями) весьма разнородны и многоплановы. Сознание и поведение людей могут быть направлены на ценности религиозно-нравственные, собственно моральные, познавательные, эстетические. Они связаны и со сферой инстинктов, с телесной жизнью и удовлетворением физических потребностей, со стремлением к славе, авторитету, власти.


Герои литературы разных стран и эпох бесконечно многообразны. Вместе с тем в персонажной сфере явственна повторяемость, связанная с жанровой принадлежностью произведения и, что еще важнее, с ценностными ориентациями действующих лиц. Существуют своего рода литературные«сверхтипы» – надэпохальные и интернациональные. Подобных сверхтипов немного (авантюрно-героический, житийно-идиллический). Литературные персонажи могут представать не только «носителями» ценностных ориентаций, но и воплощениями безусловно отрицательных черт либо средоточием попранной, подавленной, несостоявшейся человечности (антигерой).

Автор неизменно выражает (конечно же, языком художественных образов, а не прямыми умозаключениями) свое отношение к позиции, установкам, ценностной ориентации своего персонажа. При этом образ персонажа предстает как воплощение писательской концепции, идеи, т.е. как нечто целое в рамках иной, более широкой, собственно художественной целостности (произведения). Он зависит от этой целостности, можно сказать, по воле автора ей служит. При сколько-нибудь серьезном освоении персонажной сферы произведения читатель неотвратимо проникает и в духовный мир автора: в образах героев усматривает творческую волю писателя. Соотнесенность ценностных ориентаций автора и героя составляет своего рода первооснову литературных произведений, их неявный стержень, ключ к их пониманию, порой обретаемый весьма нелегко. «Отношение автора к герою может быть по преимуществу либо отчужденным, либо родственным, но не нейтральным. О близости или чуждости своим персонажам писатели говорили неоднократно. В литературных произведениях так или иначе наличествует дистанция между персонажем и автором. Она имеет место даже в автобиографическом жанре, где писатель с некоторого временного расстояния осмысливает собственный жизненный опыт. Автор может смотреть на своего героя как бы снизу вверх (жития святых), либо, напротив, сверху вниз (произведения обличительно-сатирического характера). Но наиболее глубоко укоренена в литературе (особенно последних столетий) ситуация сущностного равенства писателя и персонажа (но не тождества).

Персонаж

Персонаж – вид художественного образа, субъект действия. Этот термин в определенном контексте может быть заменен понятиями "действующее лицо" или "литературный герой", но в строгом теоретическом плане это разные термины. Объясняется данная взаимозаменяемость тем, что в переводе с латинского (persona – маска) слово "персонаж" означает актера, исполняющего роль в маске, выражающей определенный тип характера, следовательно, буквально действующее лицо. Поэтому термин "персонаж" следует отнести к формальным компонентам текста. Допустимо употреблять этот термин при анализе системы образов-персонажей, особенностях композиции. Литературный персонаж – носитель конструктивной роли в произведении, автономный и олицетворенный в представлении воображения (это может быть личность, но также животное, растение, ландшафт, утварь, фантастическое существо, понятие), вовлеченный в действие (герой) или только эпизодически указанный (например, личность, важная для характеристики среды). С учетом роли литературных персонажей в целостности произведения можно поделить их на главных (первого плана), побочных (второго плана) и эпизодических, а с точки зрения их участия в развитии событий – на поступающих (активных) и пассивных.

Понятие "персонаж" применимо для эпических и драматических произведений, в меньшей степени для лирических, хотя теоретики-лирики как рода литературы допускают применение этого термина. Например, Г. Поспелов один из типов лирики называет персонажным: "Персонажи... – это личности, изображенные в эпических и драматических произведениях. Они всегда воплощают в себе те или иные характеристики общественного бытия и поэтому имеют определенные индивидуальные черты, получают собственные имена и создают своими действиями, протекающими в каких-то условиях места и времени, сюжеты таких произведений". В лирических произведениях герой не формирует сюжет, в отличие от эпических и драматических личность не действует непосредственно в произведении, но она представляется как художественный образ.

Л. Я. Гинзбург отмечала, что не следует смешивать понятия "лирический субъект" и "лирический герой" как особые формы воплощения личности поэта.

Герой

Под термином "литературный герой" понимается целостный образ человека – в совокупности его облика, образа мыслей, поведения и душевного мира; близкий по смыслу термин "характер", если брать его в узком, а не в расширительном значении, обозначает внутренний психологический разрез личности, ее природные свойства, натуру.

Героями произведений могут быть не только люди, но и животные, фантастические образы и даже предметы. Все они в любом случае являются художественными образами, отражающими действительность в преломленном сознании автора.

Герой – один из центральных персонажей в литературном произведении, активный в происшествиях, основных для развития действия, сосредоточивающий на себе внимание читателя.

Главный герой – литературный персонаж, наиболее вовлеченный в действие, его судьба – в центре внимания автора и читателя.

Литературный герой – образ человека в литературе. Однозначно с литературным героем нередко употребляются понятия "действующее лицо" и "персонаж". Иногда их разграничивают: литературными героями называют действующих лиц (персонажей), нарисованных более многогранно и более весомых для идеи произведения. Иногда понятие "литературный герой" относят лишь к действующим лицам, близким к авторскому идеалу человека (так называемый положительный герой) или воплощающим героическое начало (например, герои былин, эпоса, трагедии). Следует, однако, отметить, что в литературной критике эти понятия, наряду с понятиями "характер", "тип" и "образ", взаимозаменяемы.

С точки зрения образной структуры литературный герой объединяет характер как внутреннее содержание персонажа, а его поведение, поступки как нечто внешнее. Характер позволяет рассматривать действия изображаемой личности в качестве закономерных, восходящих к какой-то жизненной причине; он есть содержание и закон (мотивировка) поведения.

Персонаж в обычном значении то же, что литературный герой. В литературоведении термин "персонаж" употребляется в более узком, но не всегда одинаковом смысле. Чаще всего под персонажем понимается действующее лицо. Но и здесь различаются два толкования: лицо, представленное и характеризующееся в действии, а не в описаниях: тогда понятию "персонаж" более всего соответствуют герои драматургии, образы-роли. Любое действующее лицо, субъект действия вообще. В такой интерпретации действующее лицо противополагается лишь "чистому" субъекту переживания, выступающему в лирике, потому-то термин "персонаж" неприменим к так называемому лирическому герою: нельзя сказать "лирический персонаж".

Под персонажем подчас понимается лишь второстепенное лицо. В этом осмыслении термин "персонаж" соотносится с суженным значением термина "герой" – центральным лицом или одним из главных лиц произведения. На этой почве сложилось и выражение "эпизодический персонаж" (а не "эпизодический герой").

admin

В общении и понимании между людьми важную роль играет умение правильно формулировать и способность доносить мысли до окружающих. Даже простые разговоры с друзьями требуют определенных навыков. Как научиться выражать свои мысли грамотно, чтобы общение приносило новый импульс, давало повод к развитию отношений или поднятию по карьерной лестнице? В первую очередь необходимо понять, в чем конкретно проблема. Для этого необходимо пройти небольшой тест и ответить на простые вопросы:

Вы легко выражаете свои мысли во время общения с родственниками, друзьями?
У вас есть приятели или друзья?
Вы умеете переносить свои мысли в письменном виде?
Вы не часто заводите знакомства?
Вы редко открываете книгу?
Один на один с собеседником вы чаще говорите, а не молчите?
Вы быстро решаете, что сказать, если пауза затянулась?

Если ответов «да» больше, то причина кроется в трудностях мыслительного процесса. Если «нет» перевешивают, то причина в психологических особенностях. В любом случае проблема поправима. С психологическими проблемами стоит обратиться к специалисту. Если это невозможно, исправляйте положение самостоятельно.

Причины для проблем с могут быть разными. Самые распространенные:

Страх говорить из-за особенностей воспитания. Некоторые родители в детстве «отбивают» у ребенка желание что-нибудь рассказывать.
Недостаток общения. Находясь часто в одиночестве, человек не представляет, какие темы затрагивать и при встрече.
Дефекты дикции, особенности голоса. Комплексы порождают страх, а страх заставляет человека молчать.

Боритесь со своими страхами, преодолевайте их самостоятельно или с помощью психолога.

О чем подумать, прежде чем выражать мысли?

Еще в XVII в. литературный критик Франции Буало Н. сказал: «Кто ясно мыслит, тот так же излагает». Умение грамотно мыслить и доносить суть важно как при обычной встрече, так и во время собеседовании. Особенно, если претендуете на место, где необходимы навыки ведения переговоров.

Прежде чем выразить мысль, необходимо додумать ее до конца. Вы должны четко знать, о чем пойдет речь в следующем предложении, фразе, чем она закончится. Часто неумение выразить мысль на словах говорит о том, что она еще не сформулирована в голове.

Еще одна ошибка — увлечение деталями. Знаменитое выражение Чехова А.П. «Краткость — сестра таланта» справедливо и в наши дни. Многословие засоряет и затрудняет восприятие услышанного.

Не отвлекайтесь во время беседы, сосредоточьтесь на собеседнике, чтобы не потерять нить разговора. Чтобы выразить мысль грамотно, важно сосредоточиться. Нельзя говорить обрывками предложений, перескакивать с одного предмета разговора на другой. Собеседник не должен домысливать, о чем мы хотим сказать.

Как приобрести навык выражать мысли?

Излагать грамотно мысли научит логика, с помощью которой на основе рассуждений делайте выводы и получайте правильное представление об элементе размышления. Чтобы правильно донести мысль, выстраивайте логическую цепь из предложений и рассказчик поймет суть.

Грамотно выражать мысли не получится без отсутствия . В качестве примера: человек выражает мысль кратко, по сути, без отклонения в другие темы. При этом слушать его невозможно, так как речь неинтересна. Дело в том, что часто не хватает слов, чтобы грамотно и красиво обрисовать ситуацию.

Статистика говорит, что современный, образованный человек использует около 10 000 слов. Пушкин А.С. оперировал словарным запасом из 21 000 слова, которые он активно использовал в своих произведениях.

Пользуйтесь словарем синонимов и вводите в речь новые слова. Это привлекает внимание и делает высказывания интересными и запоминающимися.

Влияние памяти на умение излагать грамотные мысли

Возможно, вам приходилось попадать в ситуацию, когда во время разговора из памяти полностью исчезают мысли. Вы не знаете, что ответить и как поддержать беседу. Только спустя время в голову приходят целые фразы, которые можно было сказать. На память негативно влияет недостаток кислорода, физическая пассивность. Старайтесь чаще проветривать помещение, если приходится работать в офисе. Делайте зарядку или периодически вставайте с места и двигайтесь, чтобы кровь поступала к мозгу.

На память влияет длительность сна. Улучшают ее продукты с содержанием белка: рыба, яйцо, творог, мясо. Если у вас напряженная умственная работа, включайте в рацион орехи, сыр и другие продукты, содержащие фосфор и кальций.

Можно при помощи специальных упражнений. Тренируйте память, складывая в памяти цифры, запоминая телефонные номера, стихи, дни рождения или другие даты.

Простые упражнения для умения формулировать мысли

Способ увеличить словарный запас. Приобретите словарь и читайте слова. Открывайте на произвольной странице и старайтесь самостоятельно подбирать синонимы к прочитанным словам. Читайте классическую литературу и запоминайте выражения.
Способ научиться упорядоченно излагать мысли. Выберите сюжет из фильма или из книги. Главное, чтобы он был вам хорошо знаком. Выберите слушателя (отражение в зеркале, домашнее животное, друг или близкий родственник) и перескажите его с выражением. Перед тем как произносить предложение, обдумайте его построение и только после этого произносите вслух.
Способ развивать красноречие. Составьте текст из 7 предложение на свободную тему. Запишите его на листок и прочитайте несколько раз, чтобы запомнить. Возьмите диктофон и произнесите текст по памяти. Прослушайте запись и исправьте, если вы считаете, что мысли выражены не грамотно. Упражняйтесь до тех пор, пока готовая речь вас полностью устроит.

Ведь навыки грамотно формулировать мысли быстро проходят, если в беседе не надо напрягаться. Человек, общающийся с людьми, которым в разговоре требуется несколько слов, сам утрачивает навык выражать грамотно мысли. Читайте книги и вдумывайтесь в текст. Ведь пока вы не станете упорядоченно составлять в уме предложения, вы не научитесь красиво их выражать.

28 февраля 2014, 10:25
Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса