Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Палаццо Питти во Флоренции: история, интересные факты, расположение, фото. Палаццо питти Площадь питти во флоренции

> > > >

Палаццо Питти (Palazzo Pitti) во - это огромный дворец, один из крупнейших архитектурных памятников города. Палаццо было построено для семьи Питти в 1457 году по проекту архитектора Филиппо Брунеллески, а руководил строительством его ученик, Лука Фанчелли. Первоначальный дворец состоял только из центрального блока нынешнего здания (средние 7 окон на верхнем этаже). В 1549 году Палаццо Питти было продано герцогами и стало их главной резиденцией. После этого дворец был переделан и расширен. С 1560 г Бартоломео Амманати спроектировал и добавил к существующей постройке грандиозный двор и два боковых крыла. В период правления Козимо II Медичи началась разбивка площади. В то же время фасад дворца получил свой нынешний облик, за исключением двух боковыъ крыльев, добавленных в правление Дома Лотарингии в начале 18-го века. Позади Палаццо Питти расположены знаменитые Сады Боболи .

В настоящее время в Палаццо Питти расположен один из самых интересных : на втором этаже находятся Галерея Палатина , в которой собрана огромная коллекция живописи 16 - 17 вв, и Королевские апартаменты , где можно полюбоваться мебелью после модернизации в 19-м веке. На первом этаже и в мезанине расположен Музей Серебра (Museo degli Argenti ), где представлена обширная коллекция сокровищ дома Медичи. На верхнем этаже Палаццо Питти расположен Музей Модернистского искусства с экспозицией живописи 19 - 20 вв, преимущественно из . В отдельном здании Palazzina del Cavaliere на вершине холма садов Боболи расположен Музей Фарфора , а в Palazzina del Meridiana - Галерея Костюмов с выставкой нарядов за последние 300 лет.

Посещение Дворца Питти:

Дворец Питти разбит на несколько отдельных музеев. Все они покрываются туристическим билетом FIRENZE CARD (72 часа, 72 евро, 72 музея).

Галерея Палатина и Королевские Апартаменты, Музей Модернистского искусства.

Время работы:

  • вт - вск 8:15 - 18:50
  • пн - закрыто
  • Полный билет - 8,50€
  • Льготный билет (европейцы 18 - 25 лет) - 4,25 €
  • 1 билет на три музея.

Museo degli Argenti» (Музей Серебра) + Галерея Костюмов + Музей Фарфора + Сады Боболи

Время работы:

  • еж с 8:15 до 16:30 (нояб - фев), 17:30 (март), 18:30 (апр-май и сент-окт) и 19:30 (июль-авг).
  • последний вход за 30 минут до закрытия
  • Закрыто в 1 и последний понедельник каждого месяца
  • Закрыто 1 января, 1 мая и 25 декабря
  • Полный билет - 7,00€
  • Льготный билет (европейцы 18 - 25 лет) - 3,50€
  • Единый билет на 4 музея: Музей Серебра + Галерея Костюмов + Музей Фарфора + Сады Боболи
  • Во время временных выставок цена увеличивается до 10,00€ (полный) и 5,00€ (льготный).

Топ достопримечательностей Флоренции: дворец Питти.

Приехав в сказочную Флоренцию, туристы с нетерпением ожидают насыщенную прогулку по ее незаурядным достопримечательностям. Городской баптистерий, дворец Баджелло, галерея Уффици, собор Санта Мария дель Фьоре, дворец Питти – эти и другие объекты порадуют своих гостей необычайной красотой и «обрушат» на них множество новой интересной информации. Дворец Питти во Флоренции – одна из самых узнаваемых достопримечательностей города. Именно о нем мы расскажем в нашей статье.

История достопримечательности

В 1458 году городской банкир Лука Питти затеял строительство собственного жилого здания, которое планировалось назвать палаццо Питти. Флоренция в тот момент принадлежала Козимо Медичи – близкому другу Луки. Расторопный Питти захотел превзойти своего покровителя, и приказал строителям сделать оконные проемы своего немалого жилища больше, чем двери во дворце Медичи. Один из современников Питти – Николо Макиавелли, утверждал, что многие преступники, изгнанные из Флоренции, находили приют в строящемся дворце, и помогали возводить это неприветливое и строгое здание.

В середине XV века Европа была поражена успешной экспансией Османской Империи, которая благополучно разорила многих дальновидных и влиятельных торговцев материка. В 1464 году умер Козимо Медичи, и вместе с этим событием у Луки Питти появились финансовые сложности. Сам банкир умер в 1472 году, так и не достроив свой дворец.

Палаццо Питти простоял в запустении вплоть до 1549 года, после чего разорившийся Бонаккосро Питти продал его жене Козимо I Медичи – Элеоноре Толедской. Новые владельцы значительно видоизменили облик здания. Козимо I нанял архитектора Вазари, и приказал ему расширить дворец. В связи с этим с тыльной стороны сооружения появилась габаритная пристройка, увеличившая площадь дворца в 2 раза. Также Вазари создал надземный переход, который соединял дворец Питти, дворец Веккьо, мост Понте Веккьо и галерею Уффици. При помощи такого коридора члены властвующей семьи могли быстро и безопасно перемещаться из одного здания в другое.

Достроенный дворец Питти стал основным местом размещения приезжих официальных гостей. Семейство Медичи предпочло остаться в своей фамильной резиденции – палаццо Веккьо. Пришедший к власти сын Элеоноры Толедской – Фердинанде I Медичи, стал использовать Питти как место размещения фамильных произведений искусства.

Рядом с дворцом Питти расположен холм Боболи, который был выкуплен вместе с палаццо Элеонорой Толедской. Новая хозяйка имения поручила садовнику-декоратору Николо Тримболо заняться их обустройством. Спустя год, в 1550 году, садовник скончался, и обустройство парка перешло в руки Бартоломео Амманати. Согласно проекту, сады должны были окружать амфитеатр, в котором проходили самые первые оперные спектакли не только в Италии, но и всем мире. Впоследствии в садах Боболи появились живописные террасы, клумбы, фонтаны, гроты, скульптуры и другие декоративные ландшафтные элементы.

Расширенный, модернизированный и обустроенный дворец Питти являлся собственностью династии Медичи до 1737 года. После смерти последнего представителя семьи – Джана Гастоне Медичи, палаццо стала использовать его сестра – Анна Мария. Она не оставила после себя наследников, поэтому с приходом ее смерти род Медичи полностью угас. Следующими владельцами шикарного дворца стали герцоги Лотаринские – австрийский род, представителем которой являлся император Германской Империи Франц I Стефан. В их владениях уже находились земли Тосканы. После них дворец занимал Наполеон Бонапарт, осуществлявший контроль над Италией. После свержения французского полководца Питти снова перешел в руки австрийцев, и был в их владении до 1865 года. Тогда же Флоренция получила новый статус – столицы Италии, а в пышный дворец переехал новоиспеченный итальянский король Виктор-Эммануил II, и жил в нем до 1871 года. Его внук – Виктор-Эммануил III, в 1919 году даровал палаццо Питти государству. В 20-х годах прошлого века дворец и прилегающие к нему сады Боболи были поделены на несколько галерей и музеев. С тех пор здесь можно увидеть многочисленные произведения искусства семейства Медичи, и другие ценные артефакты, приобретенные государством.

Архитектура объекта

Как и сама Флоренция, палаццо Питти поражает посетителей великолепием своей архитектуры. Создателем этого монументального здания считается Лука Франчелли. Архитектор возвел дворец в лучших традициях эпохи Возрождения, и придал ему характерный внешний вид ренессансной постройки. Здание имело форму равностороннего куба, материалом для облицовки внешних стен послужил грубый рустовый камень.

Палаццо Питти состоит из 3 этажей, каждый из которых имеет высоту около 10 метров. Высота здания увеличивалась за счет естественного возвышения, что делало дворец необычайно величественным и монументальным. На первом этаже имелось 3 входа, 2 других этажа размещали в себе по 7 окон. Под крышей достопримечательности имелась лоджия, а окна фасада соединялись красивым длинным балконом.

Оказавшись во владении Медичи, дворец Питти изменил свой внешний облик. Здание обзавелось 2 пристройками, боковые двери были переделаны в огромные окна, в помещения 2 этажа можно было попасть по широкой лестнице. Главный архитектором, внесшим изменения в облик дворца, стал знаменитый Амманати. По его решению в Питти был оборудован внутренний двор, который по сей день считается самым красивым объектом подобного типа в стиле Ренессанс. Стены входа во двор облицованы 2 разными материалами, имеющими грубую и гладкую поверхность. Внутри дворика стоят 2 колонны, внешне напоминающие узловатые стволы деревьев. С их помощью архитектор хотел подчеркнуть неделимость двух противоположных объектов — искусства и природы.

Следующий важный этап в существовании дворца наступил при властвовании герцогов Лоранских. Архитекторы австрийской династии пристроили к Питти 2 боковых полукруглых крыла, из-за чего центральная площадь палаццо была защищена стенами с трех сторон. У каждого крыла имеется свое название: левое именуется Рондо Бахуса, правое – Каретное рондо. В тех же веках в Питти изменились некоторые внутренние интерьеры. Большую часть комнат владельцы пожелали переделать в неоклассический стиль.

Также дворец сохранил в себе изменения, проведенные французскими владельцами. Например, гости объекта могут полюбоваться вестибюлем и комнатой Марии Бурбон, а также ванной самого Наполеона. Работами по изменению интерьеров занимался Джузеппе Чачиалли.

Музеи и коллекции дворца Питти

Палаццо Питти – это не только ценный памятник архитектуры эпохи кватроченто, но и один из самых крупных музейных комплексов во всей Флоренции. В историческом здании размещаются следующие заведения:

  • галерея современного искусства;
  • Палатинская галерея;
  • галерея костюма;
  • музей фарфора;
  • музей серебра;
  • музей карет.

О каждом из них мы расскажем более подробно.

  1. Галерея современного искусства . Заведение открылось во дворце Питти в 1928 году. Коллекции галереи распространяются на 30 залов, и охватывают промежуток с XVIII до начала XX века. Основная коллекция картин представлена творениями флорентийской группы художников «Маккьяйоли. Мастера этой «школы» писали картины в свободной манере при помощи ярких цветных пятен.
  2. Палатинская галерея . Главным заведением палаццо Питти считается именно Палатинская галерея, открытая для публики в 1828 году. Ее помещения оформлены в барочном стиле, и предлагают гостям осмотреть более 500 картин, большая часть которых была написана в эпоху Возрождения. В залах заведения представлены личные коллекции предметов искусства династии Медичи. В необъятных коллекциях галереи вы увидите детища Рубенса, Рафаэля, Пьетро де Кортона, Тинторетто, Караваджио, Перуджино, Тициана, Понтормо, Ван Дейка, Веласкеса и др. Галерея Палатина занимает 28 комнат, где представлены не только картины, но и роскошные интерьеры, старинная мебель, фрески, позолоченные бронзовые изделия, китайские и японские вазы.
  3. Галерея костюма . Это заведение может похвастаться крупнейшим собранием артефактов, посвященных итальянской моде. Галерея костюма занимает Малый дворец – крыло, пристроенное к Питти в XVIII веке. Посетители заведения увидят множество интересных экспонатов (примерно 6 тысяч), охватывающие период с XVI века до наших дней. Экспозиция галереи меняется каждые 2 года. В залах находятся старинные театральные костюмы, повседневная одежда флорентийских жителей, похоронные одеяния Козимо I Медичи, Элеоноры Толедо и ее наследника Гарции. Кроме того, в галерее костюма выставлена коллекция бижутерии, созданной в середине прошлого века.
  4. Музей фарфора . Заведение размещено в садах Боболи, в здании Казино дель Кавальери. Оно было открыто в 1973 году. Коллекции музея предлагают ознакомиться с изящными фарфоровыми изделиями знаменитых европейских фабрик: Мейсен, Севр и др. Некоторые представленные экспонаты были подарены европейскими монархами для флорентийских правителей, другие были изготовлены для великого герцога по его приказу. Также гости музея фарфора увидят древние образцы античной керамики.
  5. Музей серебра . Это заведение имеет другое название — «Сокровищница Медичи». Оно расположено в личных королевских покоях, декорированных фресками работы Джованни да Сан-Джованни. В музее серебра вы увидите великолепные экспонаты, представленные серебряными, хрустальными и золотыми изделиями, старинными вазами, драгоценными и полудрагоценными камнями, древнеримскими амфорами, предметами, изготовленными из слоновой кости. Особого внимания заслуживает миниатюрная копия площади Синьории, созданная из золота и украшенная драгоценными камнями.
  6. Музей карет . На первом этаже дворца Питти выставлена коллекция средств передвижения XVIII-XIX веков. Кареты великого герцога сами по себе являются предметами искусства. Многие из них обшивались позолотой, на их поверхность наносились живописные пейзажи. Кареты для важных случаев украшались позолоченными коронами, которые считались символом знатности владельца конного транспорта. Также в экспозиции представлены кареты флорентийских официальных лиц, архиепископов, Короля обеих Сицилий и пр.

Не стоит забывать о неотъемлемой части дворца Питти – садах Боболи. Они представляют собой музей садово-паркового искусства, который занимает площадь 4,5 га. Первых гостей Боболи приняли в 1766 году. Масштабный парк вмещает в себя амфитеатр, озеро с искусственным островом, кофейный домик, несколько фонтанов, гротов, тематических садов, оранжерей, большое количество скульптур (с античного периода до XVII века), аллей, клумб и др. Стоит отметить, что сады Боболи расположены на одноименном холме, с которого открывается чудесный вид на Флоренцию.

Как видите, на посещение палаццо Питти и прилегающие к нему сады Боболи, необходимо отвести достаточное количество времени, чтобы успеть осмотреть не только интерьеры, но и представленные в отдельных заведениях экспозиции и коллекции.

Режим работы и стоимость билетов

Палаццо Питти – популярная достопримечательность Флоренции, осмотреть которую стремятся все туристы, приехавшие в итальянский город. Намечая свой туристический маршрут, не забывайте принимать во внимание режим работы выбранных заведений.

Посещение дворца Питти можно осуществить в каждый день недели за исключением понедельника. Известнейшее заведение работает с 8:15 утра до 18:50 вечера. Купить билеты нужно до 17:30, после этого времени вход закрывается.

Сады Боболи также можно осмотреть в течение всего года. Они открываются в 8:15, но в каждом сезоне устанавливаются определенные временные рамки закрытия достопримечательности. С ноября по февраль Боболи работают до 16:30, в марте – до 17:30, с апреля по май и с сентября по октябрь – до 18:30, а в летние месяцы наслаждаться чарующим обликом объекта можно до 19:30.

Теперь расскажем о стоимости билетов

Для посещения Палатинской галереи и галереи современного искусства необходимо заплатить 8,5 евро. Билет в музей серебра и фарфора стоит 7 евро, столько же стоит посещение садов Боболи и единый билет для музея костюма и галереи современного искусства. Оптимальным вариантом для туристов, располагающих достаточным количеством свободного времени, станет приобретение комплексного билета для всех заведений дворца. За него придется отдать 11,5 евро. Кстати, такой билет дает право осматривать все объекты знаменитого флорентийского палаццо в течение 3 дней.

Не забывайте о том, что у кассы дворца ежедневно образуются большие очереди. Если вы не желаете простаивать в толпе людей и терять драгоценное время, то приобретите билеты на официальном сайте. Имейте в виду, что в его стоимость будет входить услуга бронирования, за которую придется отдать дополнительные 3 евро. После оплаты на указанный электронный адрес придет письмо с ваучером, который необходимо распечатать и при посещении дворца предъявить кассиру.

На заметку: некоторые категории населения имеют право на приобретение льготных билетов. Например, граждане стран Евросоюза: от 18 до 26 лет и старше 65 лет, могут получить существенную скидку на покупку билета при предъявлении удостоверения личности. Также Питти предоставляет бесплатный вход для детей младше 18 лет, учителям некоторых ведомств, журналистам на национальном регистре, инвалидам и их помощникам, членам ИКОМОС и ИКОМ, и др.

  • Самым большим городским дворцом является Питти. Флоренция располагает еще несколькими историческими палаццо, которые заслуживают внимания приезжих туристов.
  • При строительстве палаццо Питти мастера брали за основу облицовку дворца Медичи. Архитектор знатных правителей Флоренции Микелоццо стал первым мастером, который использовал грубые отделочные материалы для украшения жилого дома.
  • До сих пор доподлинно неизвестно настоящее имя архитектора монументальной флорентийской достопримечательности. Большинство историков полагает, что им является Лука Франчелли – ученик Филиппо Брунеллески. Однако историк XVI века Джорджо Вазари предполагал, что творцом величественного Питти являлся именно Брунеллески.
  • На одной из стен дворца можно увидеть интересную фреску, на которой изображен Питти до того, как была проведена реконструкция XVI века. На этом образце средневекового искусства палаццо имеет сходство и с городским дворцом, и загородной резиденцией. Автором фрески является Джусто Утенса.
  • Галерея современного искусства во дворце Питти имеет явные расхождения с общепринятыми нормами временного периода. Например, в других музеях современное искусство представлено работами художников XX века, а в Питти выставлены картины XVIII- начала XX века. Коллекции, написанные в прошлом веке, относят к позднему периоду, который называется «Arte contemporanea». Творчество художников этого периода можно посмотреть в городе Прато (15 км от Флоренции), в центре современного искусства Луиджи Печчи.

Приятные прогулки, культурный досуг и насыщенный отдых — все это приготовила для вас очаровательная Флоренция. Дворец Питти со своим величественным видом, ошеломляющей историей и множеством музеев и галерей подарит незабываемые впечатления о городе, и поможет обогатить ваши знания исчерпывающей и полезной информацией о культуре и истории Италии.

Палаццо Питти за свою многовековую историю менял нескольких владельцев, но его называют именем первого хозяина здания — состоятельного банкира Луки Питти. Самый крупный во Флоренции частный дворец эпохи Кватроченто расположен на левом берегу реки Арно, на пьяцца Питти.

Когда-то палаццо являлся резиденцией великих герцогов, представителей императорской, а затем — королевской семьи. Сегодня в нем размещено несколько музеев и галерей, открытых для посещения круглый год. Архитектурно-исторический объект, являющийся одним из крупнейших музейных комплексов Италии, входит в список основных туристических мест Флоренции.

Галереи и музеи

Дворец начали использовать для постоянного размещения коллекций художественных произведений при великом герцоге тосканском Фердинанде I Медичи (1549—1609 гг.). Первые произведения искусства были перевезены им из Палаццо Веккьо . После национализации комплекса собрания пополнялись произведениями, приобретенными государством.

Билеты в Палаццо Питти 2019

Цена посещения зависит от сезона:

  • высокий (с 01.03 по 31.10) — полный билет 16 евро, льготный 8 евро;
  • низкий (с 01.11 по 28/29.02) — полный билет 10 евро, льготный 5 евро.

Льготное посещение предусмотрено для граждан Евросоюза в возрасте 18-25 лет при предъявлении удостоверяющего личность документа. Скидку 50% получают посетители, купившие билет в кассе до 08:59 и вошедшие в палаццо с 08:15 до 09:25. Кроме того, в низкий сезон по средам после 15:00 прогулка по музеям и галереям обойдется в два раза дешевле.

Попасть во дворец бесплатно можно в первое воскресенье любого месяца. Входной билет по цене 0 евро нужно получить в кассе, так как бронирование на эти дни отсутствует. Приоритет входа без очереди в бесплатные воскресенья получают только инвалиды с законным сопровождающим и беременные женщины.

Право бесплатного посещения распространяется на:

  • детей до 18 лет;
  • инвалидов и сопровождающих (1 человек);
  • лицензионных гидов — граждан ЕС;
  • организованные группы школьников и студентов, обучающихся в странах ЕС;
  • журналистов, имеющих членство профильной организации.

С более детальным списком можно ознакомиться на официальном сайте .

Музеи и галереи входят в список Музейной карты Флоренции, обеспечивающей приоритетный доступ к 76 достопримечательностям города. Приобрести карту можно на специальном сайте.

Режим работы

Палаццо Питти открыт для посещений ежедневно с 08:15 до 18:50, кроме выходных, приходящихся на:

  • понедельник;
  • 1 января;
  • 25 декабря.

Кассы закрываются в 18:05. Доступ к экспозициям прекращается в 18:30.

История Дворца Питти

Причиной появления в городе грандиозного по размерам здания стало соперничество между двумя влиятельными флорентийскими банкирами — Лукой Питти и Козимо Медичи. Каждый из бывших приятелей всеми удобными способами пытался доказать свое превосходство и знатность, в том числе строительством массивных фамильных дворцов и вилл, меценатством и коллекционированием произведений искусства.

Питти призвал к работе над проектом палаццо выдающихся архитекторов. Он выдвинул требование о том, что оконные проемы его дома должны быть того же размера, что двери у дворца Медичи на виа Ларга (ныне — Палаццо Медичи-Риккарди на виа Кавур), а внутренний дворик — вмещать в своих границах столь ненавистное здание. Впрочем, это лишь одна из многочисленных легенд, не подтвержденная фактами.

По предположению итальянского живописца, архитектора и писателя Джорджо Вазари, автором проекта здания является великий мастер эпохи Возрождения — Ф. Брунеллески. Однако оно считается спорным, так как архитектор скончался в 1446 г., за 12 лет до основания палаццо. В пользу мнения Вазари говорит то, что заказ от разбогатевшего Питти был, якобы, получен еще в 1440 г., а позднее проект перерабатывался учеником Брунеллески — малоизвестным в то время Лукой Франчелли. Насколько это является истиной, неизвестно, но авторство приписывается этим двум архитекторам. Не подлежит сомнению лишь факт значительно измененного дальнейшими перестройками первоначального облика здания.

При Луке Питти строительство палаццо велось с 1458 по 1464 гг. Оно было приостановлено по причине финансовых трудностей, совпавших со временем смерти Козимо Медичи. Владелец недостроенного дворца ушел из жизни в 1472 г., так и не увидев фамильный дом во всем его величии. По иронии судьбы, окончательно разорившемуся потомку Питти здание пришлось продать семейству Медичи. В 1549 г. его новой владелицей стала супруга великого герцога тосканского Козимо I — Элеонора ди Толедо.

После смерти в середине XVIII в. последнего представителя прямой ветки рода Медичи, дворец перешел во владение Габсбургов-Лотарингских, а спустя век — в 1860-м — он оказался собственностью Савойской династии. В 1919 г. Палаццо Питти было национализировано.

Архитектура

Внешне здание напоминает крепость, а рустированный фасад придает строению могущественный и слишком суровый вид. Идея облицовки была перенята у Козимо Медичи, который первым во Флоренции решился использовать характерные для общественных зданий того времени стилевые элементы. Фасады визуально облегчают высокие арочные окна.

Работами по увеличению площади здания, начавшимися в 1558 году, руководил талантливый флорентийский зодчий Бартоломео Амманати при участии Бернардо Буонталенти. Они же продолжили начатое Никколо Периколи обустройство Садов Боболи . В 1565 г. в кратчайшие сроки была возведена крытая галерея, соединившая два палаццо — Питти и Веккьо. Коридор Вазари носит имя своего автора и создателя.

Два выступающих крыла палаццо с портиками и террасами появились при Лотарингах. В общей сложности площадь дворца увеличилась в три раза.

  • Длина фасада — 205 м.
  • Высота здания — 38 м.

Центральная часть здания имеет кубическую форму. К ней примыкают двухэтажные пристройки. Каждый ярус по всей длине огражден балюстрадами. Во внутренний, достаточно просторный дворик ведет огромный входной портал.

Интерьер

Стены и потолки дворца украшены лепниной, фресками, шелковыми обоями и гобеленами. Вместе с представленными здесь произведениями искусства и уникальной мебелью, роскошные интерьеры оставляют в памяти посетителей незабываемые впечатления.

Адрес: Италия, Флоренция
Начало строительства: 1458 год
Окончание строительства: 1464 год
Архитектор: Филиппо Брунеллески, Лука Франчелли
Координаты: 43°45"54.4"N 11°15"00.7"E

Содержание:

Краткое описание

История этого величественного и монументального флорентийского дворца, строительство которого было начато в 1400-хх годах, будет интересна абсолютно всем: и простым путешественникам, и людям, посвятившим свою жизнь изучению истории этого великолепного цветущего города.

Палаццо Питти с высоты птичьего полёта

Уже один тот факт, что палаццо Питти в разное время принадлежал великой династии Медичи, Лотарингским герцогам и итальянской королевской фамилии, говорит о том, что это архитектурное сооружение многие туристы неспроста называют «Великим Королевским Дворцом». Ниже в материале довольно часто будет упоминаться слово «палаццо», которое означает великолепный дом-дворец. Сегодня Питти представляет собой один из самых крупнейших и самых интереснейших музеев Флоренции . В его стенах размещены Музей Серебра и Музей Карет, Палатинская Галерея и Галерея современного искусства.

Палаццо Питти история строительства

Палаццо Питти гордо возвышается на склоне холма Боболи, на южном берегу флорентийской реки Арно. Согласно историческим документам, первоначально здание было построено Лукой Питти, который сразу после посвящения в рыцари за заслуги перед республикой, приступил к строительству роскошного и величественного здания. Однако кто был первым архитектором, сумевшим создать такое великолепие, доподлинно неизвестно. Очень многие специалисты считают, что Питти заказал разработать план и сделать чертежи дворца самому известному и знаменитому архитектору Филиппо Брунеллеско. Лука Питти желал во всем превзойти самого Медичи, в том числе, и в размерах здания, и в его роскоши. Он заказывает архитектору проект палаццо, в котором бы обязательными были огромные окна «такие же большие, как двери резиденции Медичи», внутренний двор «такой, чтобы в нем мог поместиться весь дворец Медичи на Виа Ларга».

Вид Палаццо Питти с башни Арнольфо

Специалист, выслушав Питти, действительно разработал проект поистине огромного дворца: здание имеет длину в 201 метр (!), а его высота немного превышает 37 метров. Причем, грандиозным в его понимании должно было быть все: одинаково высокие этажи, одинаковые пролеты порталов и окон, одинаковые карнизы и балконы, мощнейшие арки. Трехэтажный дворец, построенный из «обломков» горы (грубо высеченные камни золотого оттенка), практически лишен украшений фасада. Пожалуй, исключением можно назвать балюстраду, которая словно «струится» по самому верху огромного строения, и окна, выступающие вперед и поддерживаемые арками.

Как только строительство палаццо подходило к своему завершению, семейство Питти переехало во дворец. Однако им недолго довелось наслаждаться созданной роскошью и великолепием. В 1472-м году Лука Питти скоропостижно скончался, семья несла убытки, вследствие чего дворец был брошен и запущен. Спустя столетие дворец переходит во владение к герцогу Козимо I Медичи (впоследствии первого Великого герцога Тосканского), а если быть более точным, его супруги Элеоноре Толедской. Это период нового расцвета палаццо Питти. В те времена за его восстановление взялся архитектор Бартоломео Амманнати, внеся значительные изменения в первоначальную конструкцию Брунеллеско (?).

Вид фасада Палаццо Питти

По его задумке была построена большая широкая лестница, ведущая на второй этаж, две боковые двери были заменены на напольные окна, увеличена длина фасада за счет возведения боковых пристроек. Однако главным преобразованием, которое появилось в те времена и заслуживает особого внимания, является появление великолепного внутреннего дворика, который по праву считается классикой Ренессанса. Также ценители архитектурных стилей могут заметить и «присутствие» стиля маньеризма, который отображается в ионических, дорических и коринфских колоннах.

Внутренний двор, ведущий путешественников в парк, завершается небольшим фонтаном, террасой и амфитеатром, по форме напоминающим подкову. Сегодня можно лишь представить себе, какие пышные праздники проходили во дворе палаццо Питти, какие сложные представления показывали артисты перед своими зрителями. В некоторых источниках можно прочитать информацию о том, что для одного спектакля была даже специально затоплена вся площадь двора: артистам в те времена потребовалось разыграть морскую битву. До наших дней сохранилась уникальная фреска полукруглой формы, на которой изображен палаццо Питти конца 1500-х годов .

Новое преобразование дворца приходится на XVII век, когда у власти стоял Козимо II, а позже Фердинандо II. Палаццо Питти еще более увеличился в размерах, а коллекция картин была дополнена работами известнейших художников Европы . Кроме этого в палаццо была собрана коллекция монументальных алтарей Андреа дель Сарто, уникальные полотна Ван Дейка и Рубенса, незабываемые пейзажи Сальватора Розы.

Вид на внутренний двор Палаццо Питти

Последние наиболее важные изменения в архитектуре дворца произошли во времена правления герцогов Лоранских. Тогда Питти «получил» два боковых полукруглых крыла: Рондо Бахуса и Каретное Рондо. Кроме этого был построен, так называемый, Палаццина Меридиана, что в переводе на русский язык дословно звучит, как «маленький палаццо». Во флорентийском дворце Питти можно увидеть и следы влияния наполеоновской эпохи: в палаццо есть комнаты Марии Луизы Бурбон, ванная комната Наполеона и ванная Марии Луизы, спроектированные Джузепе Чачиалли, предпочитавшего стиль тосканского неоклассицизма.

Палаццо Питти в наши дни

Как уже было сказано выше, под крышей палаццо Питти объединены несколько музеев, которые ежедневно принимают у себя гостей из разных уголков планеты. Прежде всего, следует упомянуть Галерею Палатина, известную на весь мир своей уникальной коллекцией картин, среди которых невозможно не отметить работы Тициана и Рафаэля, Боттичелли и Караваджо, Веласкеса и Ван Дейка, Рубенса и Филиппо Липпи. Кроме этого в Питти открыта для посетителей Галерея Современного искусства, в которой представлены работы итальянских художников, творивших в XIX- XX веках. Музей Костюма знакомит путешественников с одеждой различных эпох. Кстати, это единственный музей Костюма, наиболее полно дающий представление об истории моды. В Музее Серебра находятся настоящие сокровища: драгоценные камни, изделия из золота, серебра и слоновой кости. Не может не восхитить и уникальная коллекции ваз: некогда собранных Лоренцо Великолепным, вазы империи Сасанидов (

Если перебраться от площади Синьории по Понте Веккьо на южный берег Арно, после чего совершить небольшую прогулку по виа Гвиччардини, дорога приведет к палаццо Питти, бывшей резиденции герцогов Тосканских, Лотарингских и даже короля Италии. Но, сменив за всю историю своего существования нескольких хозяев, этот дворец смог наконец-то исполнить свое предназначение – стать из символа аристократической мощи национальным достоянием.

BlogoItaliano уже упоминал о палаццо Питти в статье . Но его примечательная история, конечно же, заслуживает более подробного рассказа.

История палаццо Питти: вопрос времени

Когда на исходе 1428 г. Джованни ди Биччи де Медичи почувствовал скорое приближение смерти, он призвал своего наследника, Козимо, вошедшего в историю Флоренции как Козимо Медичи Старший.

Наставления, которые дал умирающий отец сыну, сводились к одному: никогда не возносись перед народом, а уж если этого не миновать, постарайся свести представление к минимуму.

Но уже в 1430 г. Козимо, решив, что занимаемый семьей и канцелярией бывший дворец некогда разорившихся банкиров Барди стал слишком тесным, обратился к великому архитектору Брунеллески для создания нового палаццо на виа Ларга (ныне виа Кавур). Дела Медичи шли тогда особенно успешно, народ уважал и ценил представителей этой семьи, а флорентийские богачи и правители соседних городов следили за ее возвышением с затаенной злобой.

Палаццо Питти во Флоренции

Но то ли из уважения к памяти отца, то ли из понимания того, что еще слишком рано заявлять о себе в полный рост, Козимо в конце концов отказался от роскошного и величественного проекта Брунеллески, отдав предпочтение аскетичным фасадам архитектора Микелоццо. За фасадами нового жилища, правда, скрывалась невиданная по тем временам роскошь, но все внешние приличия были соблюдены.

Однако проект знаменитого архитектора не затерялся, став прообразом для дворца состоятельного купца Луки Питти. Но, в отличие от дальновидного Козимо и его наследника, Пьеро, Лука слишком поторопился, приняв в 1466 г. деятельное участие в заговоре.

Кроме того, во второй половине XV в. торговля в Европе из-за экспансии Османской империи шла с переменным успехом, многие некогда богатые семьи стали быстро разоряться. Не избежал этой участи и дом Питти. А дворец Питти простоял в запустении вплоть до 1549 г.

История палаццо Питти: из рук в руки

В 1549 г. дворцом заинтересовалась Элеонора Толедская, жена… Козимо I Медичи, герцога Тосканского, привыкшая с детства к просторным роскошным покоям. К тому же Медичи жили тогда уже в старом, но надежном с фортификационной точки зрения палаццо Веккьо. Здание дворца Питти было выкуплено, надстроено и перестроено под руководством архитектора Амманнати.

Рядом, на склоне холма, были разбиты первые в своем роде , в планировке которых приняло участие большое число именитых архитекторов, в том числе Вазари и Буонталенти.

Правда, окончательно во дворец Питти во Флоренции Медичи перебрались лишь к концу XVI в., уже при герцоге Фердинанде I. А палаццо все расширялся и обустраивался. Его размеры – 205 м в длину и 36 в высоту – и суровая облицовка рустом подчеркивали величие герцогской семьи и символизировали мощь Тосканы.

Сады Боболи стали открыты для публики в 1766 г.

Не имея уже прежнего влияния, Медичи передавали титулы и дворцы от отца к сыну до тех пор, пока их род не пресекся в 1737 г. Их преемниками стали герцоги Лотарингские, они же австрийские Габсбурги, к тому времени уже отрезавшие изрядный кусок от Апеннинского полуострова.

Во время наполеоновских войн дворец ненадолго перешел к Бурбонам, потом снова вернулся к Габсбургам, владевшим им вплоть до провозглашения в 1865 г. столицей и появления в стенах палаццо Питти короля Италии Виктора-Эммануила II. Но собственностью государства дворец стал только в 1919 г.: его подарил Италии Виктор-Эммануил III.

Палаццо Питти: коллекция и музеи

Медичи, переехав во дворец Питти во Флоренции, перевезли и богатейшее собрание полотен, скульптур, серебра и драгоценностей, ранее хранившееся в . К 1620 г. второй этаж дворца превратился в роскошную барочную галерею с залами Венеры, Марса, Аполлона, Юпитера, Сатурна. В этих залах первоначально и была размещена герцогская коллекция.

В галерее размещены полотна Рафаэля,Тициана,Боттичелли...

В коллекции были полотна Рафаэля, доставшиеся в приданое одной из будущих герцогинь, работы Чимабуэ, Фра Филиппо Липпи и его сына, а также Боттичелли и Перуджино. Связи с папским двором и торгово-военные союзы с предоставили герцогам Тосканским возможность получить полотна кисти Тициана, Тинторетто и Веронезе.

Благодаря Марии Медичи, королеве Франции, дружившей с Рубенсом, собрание пополнились и его работами. Родственные отношения с Неаполем и Испанией помогли Медичи обзавестись картинами Мурильо и Хусепе де Рибера. Немало в коллекции и работ итальянских маньеристов: Понтормо, Андреа дель Сарто, Бронзино.

Примечательно, что все картины из герцогской коллекции до сих пор занимают на стенах зеркально-золотой Палатинской галереи те же места, что были уготованы им владельцами при планировке убранства залов.

Но впервые увидеть бесценные работы великих мастеров Возрождения простые смертные смогли лишь в 1828 г. В живописные сады Боболи, украшенные двумя сотнями скульптур, фонтанами и гротами, публику стали допускать много раньше – в 1766 г.

Стены Палатинской галереи украшены полотнами мастеров Возрождения

В XVIII в. тяжелое столовое серебро почти что вышло из употребления, и на столах в богатых аристократических домах появился фарфор, секрет которого был открыт в 1709 г. Обширную коллекцию посуды из Севра (подарок Бонапарта сестре Элизе, правительнице Тосканы) и Мейсена, а также ценнейшие образцы античной керамики экспонируются в музее фарфора, располагающемся в «тайном павильоне» садов Боболи.

Нашлось место и столовому серебру, и вазам, и хрусталю, и огромному количеству драгоценностей семьи Медичи. Посетители палаццо Питти смогут увидеть их в Музее серебра, примыкающему к Палатинской галерее.

В музее карет представлены самые различные средства передвижения – от безрессорных повозок до автомобилей. В Галерее современного искусства на верхнем этаже дворца – работы художников XVIII-XX вв. Интересны и 14 залов Королевских апартаментов в правом крыле дворца, своеобразная выставка интерьеров XVI-XIX вв.

В пристроенном в XVIII в. к палаццо Питти Малом дворце Меридиана разместился музей костюмов, экспозиция которого меняется раз в два года. Всего в коллекции этого музея более 6000 различных костюмов и аксессуаров XVI-XX вв.

Драгоценности семьи Медичи размещены в Музее серебра

Билеты в Палаццо Питти

Как говорят сами итальянцы, если вы не были во Флоренции, вы не поняли Италию. Продолжая аналогию, можно сказать, что без посещения дворца Питти и садов Боболи впечатление от пребывания в городе будет неполным.

В залах музеев и в садах Боболи всегда немало посетителей. Правда, такого столпотворения, как в или , все же нет. Но только при большой доле везения можно купить билеты в Палаццо непосредственно в кассах музеев без очередей и утомительного ожидания в горячий летний сезон. Тургруппы и студенты со школьниками со всей Европы, желающие приобщиться к прекрасному, просто так на улицах Флоренции не растворяются.

Тем более что многие туристические программы предусматривают выбор: дворец Питти или галерея Уффици. А так как дворец попросторней, и изначально очереди к нему все же поменьше, выбор нередко делается в его пользу.

Несмотря на то, что Дворец открыт с 8:15 до 18:50 во все дни, кроме понедельника, 25 января, 1 января и 1 мая, допуск посетителей заканчивается уже в 17:30, что логично: в одной только Палатинской галерее насчитывается более 500 полотен, для осмотра которых потребуется не один час. По тому же билету можно пройти и в Галерею современного искусства.

Музей костюмов, Дворец Питти

Именно так: купить сразу билеты во дворец Питти и в сады Боболи, к сожалению, не получится: расчетливые флорентийцы всегда знали толк в коммерции. Впрочем, сумма, которую придется отдать за посещение всей резиденции, не столь велика, чтобы отказывать себе в удовольствии, осмотрев и галереи, и музеи, и сады за один день.

Чтобы упростить посещение и избежать очередей, билеты во Дворец Питти (как и другие основные ) можно заказать заранее через этот сервис . После выбора интересующей достопримечательности и оплаты заказа на e-mail приходит ваучер, который останется только поменять на билет в день посещения. Вот, собственно, и все.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса