Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Отрывки из известных сказок, которые наполнены глубоким смыслом

Знатоки сказок

Цели:

способствовать развитию логического мышления,

совершенствовать навыки чтения;

прививать интерес к чтению, к книге;

развивать творческие способности учащихся;

воспитывать чувство прекрасного, коммуникативные качества

Ведущий:

О чём-то скрипит половица,
И спице опять не спится.

Присев у кровати, подушки

Уже навострили ушки…

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходят … сказки.

Сказка… кажется, само это слово светится и звенит. Звенит серебряным волшебным звоном, как колокольчик тройки, уносящий нас в удивительный мир прекрасных и опасных приключений, фантастических чудес. Сказки знает каждый из вас. Сказка родилась давно, прежде, чем человек научился читать и писать. Сказки сочиняли народные мечтатели и рассказывали их родным и друзьям, а те передавали сказку дальше, и шла она по свету из уст в уста, яркая, умная, весёлая. Какие сказки бывают? (дети называют виды сказок). Сколько можно говорить о сказках? Достаточно слов.

Ребята, как вы догадались, сегодня мы с вами проведем путешествие по сказкам. А знаете ли вы сказки? Это выяснит наша игра.

В программе нашего конкурса “Знатоки сказки ”:

Сказочный пролог – “ Начинает сказка сказываться …”

В сказочной картинной галерее“ Галерея бабы –Яги»

Сказочная почта – “Кто и кому прислал эти письма ?”

Необыкновенный концерт – “ Для вас поют герои сказок”.

На сказочном пиру – “Кот там был, мед - пиво пил?”

На сказочных перекрестках “Кто-кто в теремочке живет?”

Итак , первый конкурс . Я буду читать вам начало сказки. А вы по этому началу - зачину должны угадать. Что это сказка, дать ее полное название и указать имя автора.

1.Родился зайчик в лесу и всего боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнет птица, упадёт с дерева ком снега – у зайчика душа в пятки. (Мамин-Сибиряк. Сказка про храброго зайца- длинные уши – косые глаза – короткий хвост)

2. Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил- был славный царь Дадон,
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело…
(А.С.Пушкин. “Сказка о золотом петушке”.)

3. За горами, за лесами,
За широкими морями
Против неба – на земле
Жил старик в своем селе.
(П.П. Ершов. “Конек- горбунок”.)

4.У мачехи была падчерица да родная дочка; родная что ни сделает, за все ее гладят по головке да приговаривают: “Умница!” А падчерица как ни угождает – ничем не угодит…

( Русская народная сказка “Морозко”)

5.Жила одна женщина, и не было у неё детей. Вот пошла она к старой колдунье и сказала: -Мне очень хочется, чтобы у меня была дочка. Не скажешь ли ты, где мне её взять? И колдунья дала ей ячменное зерно.(Андерсен Дюймовочка)

6.Жила – была в деревне одна женщина. У неё была маленькая дочка. Женщина купила ей красную шапочку…(Красная Шапочка. Перро)

7. Жила – была на свете лягушка – квакушка. Сидела она в болоте,ловила комаров да мошку, весною громко квакала вместе со своими подругами. (Лягушка – путешественница. Всеволод Гаршин)

ведущий: Вот мы с вами и выяснили, кто же лучше всех помнит зачины русских народных и литературных сказок. Но наш конкурс только начался, и в дальнейшем могут отличиться те, кому не повезло в самом начале. Условия второго конкурса таковы: представьте себе, что мы с вами находимся в сказочной портретной галерее - Третьяковской галереи Бабы-Яги. Ко дню своего рождения Баба – Яга открыла свою галерею по сказкам, а по каким сказкам совсем забыла. Я думаю, что вы исправите ее ошибки и возьмет на себя роль экскурсоводов (прокомментировать рисунки)

    Кораблик (Сказка о царе Салтане)

    Зеркало (Сказка о мертвой царевне)

    Корыто (Сказка о рыбаке и рыбке)

    Яблоко (Сказка о мертвой царевне)

    Лебедь (Сказка о царе Салтане)

Но помимо этих картин - есть еще в ней и портреты. И нарисованы они не красками или карандашами, а описаны словесно. Я сейчас познакомлю вас со словесными портретами героев ваших любимых сказок. Вы должны назвать создателя этого портрета - автора сказки. Дать полное ее название и, конечно же, узнать героя сказки. Итак, по словесному портрету нам ответьте: кто же это?

1.На лазоревом платье – частые звезды, на голове месяц ясный, такая красавица- не вздумать, не взгадать, только в сказке сказать.

(Василиса Премудрая – русская народная сказка “Царевна-Лягушка”.)

2.…княгиня – диво:
Под косой луна блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава…
(Царевна-Лебедь – А.С. Пушкин. “Сказка о царе Салтане…)

3… руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди – сзади горбы великие верблюжьи, весь лохматый от верху до низу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные.

(Зверь лесной, чудо морское – С.Т. Аксаков “Аленький цветочек”.)

4.Женщина эта необычайна прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда! И, однако, живая! Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни тепла, ни мира.

(Снежная королева – Г.Х. Андерсен. “Снежная королева”.)

5.Он носил яркую голубую шляпку, желтые, канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он вообще любил яркие краски.

( Незнайка – Н.Н. Носов. “Приключения Незнайки и его друзей”.)

6.Она была маленькая- маленькая, всего в дюйм ростом.

(«Дюймовочка» Андерсен)

7….самый младший мальчик был очень маленького роста.когда он родился, то был не больше пальца…(Мальчик-с-пальчик)

8…спала она чердаке под самой крышей, выполняла всю самую тяжелую работу, а окончив её, садилась возле камина, у ящика с золой…(Золушка Ш.Перро)

Ведущий: Вот у нас и появились новые знатоки сказок, которые героев сказочных знают хорошо! Посмотрим, как будут они отвечать на следующие вопросы. Ведь наш путь дальше, в сказку. И чем дальше – тем больше чудес. Вот, например, третий конкурс - сказочная почта. Слыхали о такой? Во многих сказках герои переписываются, получают друг от друга самые различные послания. У меня в руках письма сказочных героев. Вам нужно указать, кто и кому их послал, в какой сказке вы читали такое письмо. Кто автор сказки? Итак, я читаю вам сказочную корреспонденцию!

Приезжайте, доктор,
В Африку скорей
И спасите, доктор,
Наших малышей!

(Телеграмма от Гиппопотама- доктору Айболиту – К.И. Чуковский. “Айболит”.)

Травка зеленеет, солнышко блестит, а в королевских лесах распускаются весенние цветы. Посему всемилостивейше повелеваем доставить к Новому году во дворец полную корзину подснежников. (Королевский указ, который пишет Профессор под диктовку Королевы – С.Я. Маршак. “Двенадцать месяцев”.)

В нашем городе строится замечательный дом… Высота его – десять этажей. Ширина – пятьдесят шагов. Длина – тоже. На стройке работают десять крокодилов, десять жираф, десять обезьян и десять круглых отличников.

(Корреспондент в газете, преувеличивая все в десять раз – жителям города - Э.Н. Успенский. “Крокодил Гена и его друзья”.)

В гости не приду. Мотор забарахлил. (Карлсон А. Линдрен « Малыш и Карлсон»)

Как услышите гром да стук, не пугайтесь – это я в своей коробчонке к вам спешу (Царевна – лягушка)

Купил семена. Приезжайте тянуть урожай (Дед «Репка»)

Настроение улучшилось. Хвост нашёл (ослик Иа «Винни-Пух»)

Купила самовар. Приглашаю на чай. (Муха –Цокотуха)

Ведущий: Надо сказать, вы оказались неплохими почтальонами - письма по адресам разнесли правильно, сказочные газеты, телеграммы, указы тоже разобрали… одним словом, хорошо потрудились. Теперь можно т отдохнуть! Поэтому следующий конкурс вокалистов будет проходить в сказочном концертном зале. В сказках много певцов, кто только в них не поет: и медведи, и коты, и волки и петухи…Вот, например, хитрая лиса выманивает песенкой петушка:

Петушок, петушок, золотой гребешок,
Выгляни в окошко, дам тебе горошку.
А вот петушок спасает котика- братика:
Иду на пятах, несу косу на плечах,
Хочу лису посечи, слезай лиса с печи.

Вот эти певцы примут участие в нашем сегодняшнем необыкновенном концерте. Ваша задача: надо по песенке узнать героя сказки, ее автора и название. Итак, первый номер нашей концертной программы

Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
И от тебя, лиса,
Нехитро уйти!
(Колобок – русская народная сказка “Колобок”.)

Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
А я, коза, в бору была,
Ела траву шелковую,
Пила воду студеную….
(Коза- русская народная сказка “Волк и коза”.)

Птичка польку танцевала
На лужайке в ранний час.
Хвост налево, нос направо –
Это полька Карабас
(Куклы театра Карабаса – А.Н. Толстой. “Золотой ключик, или приключения Буратино”.)

Кто и в какой сказке “при честном при всем народе” поет песню “Во саду ли, в огороде?”

(Белка – А.С. Пушкин. “Сказка о царе Салтане…”)

Хоть полсвета обойдешь,
Лучше дома не найдешь.
Никакой на свете зверь,
Хитрый зверь, страшный зверь,
Не откроет эту дверь.
(Поросята – С.В. Михалков. “Три поросенка”.)

Ведущий: Скоро сказка сказывается- не скоро дело делается. Далеко в сказку зашли участники нашей сказочной викторины, приустали, проголодались… Вот мы и решили: объявляется обеденный перерыв! Следующий 5 конкурс - перерыв не простой – обед-то будет сказочный. Наш вопрос: кто кого и в какой сказке так угощает? Кто придумал такой пир - обед сказочный?

1… испекла каравай – рыхлый да мягкий, разукрасила каравай разными узорами мудреными: по бокам города с дворцами, садами да башнями, сверху – птицы летучие, снизу – звери рыскучие.

(Василиса Премудрая для царя – русская народная сказка “Царевна- лягушка”.)

2.Наварила манной каши и размазала по тарелке…- Не обессудь, куманек, больше потчевать нечем!

(Лиса – журавля - русская народная сказка “Лиса и журавль”.)

3.– Съешь моего ржаного пирожка…

Не стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся!

(Печка – девочку – русская народная сказка “Гуси-лебеди”.)

4.Усадили в уголок,
Подносили пирожок,
Рюмку полно наливали,
На подносе подавали,
От зеленого вина
Отрекалася она,
Пирожок лишь разломила
Да кусочек прикусила….
(Семь богатырей – царевну- А.С. Пушкин. “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”.)

Ведущий: Вот мы с вами и побывали на сказочном обеде, т, как полагается в сказке, у нас “по усам текло, а в рот не попало”, но все равно никто, наверное, не скажет, что он ушел с пира не солоно хлебавши! Ведь здесь мы еще больше подружились со сказкой. И она вновь зовет и манит нас к себе. Давайте прогуляемся по сказочному царству- государству, зайдем в гости к сказочным героям. Догадайтесь, кто и какой сказке живет по этому адресу. Кто из писателей- сказочников поселил своих героев в таком доме? Итак, кто- кто в теремочке живет? .

1.Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною, беленою трубою,
С дубовыми, тесовыми вороты.
(Изба жадной старухи – А.С.Пушкин. “Сказке о рыбаке и рыбке”.)

2…В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.
(Терем семи богатырей – А.С.Пушкин. “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”.)

3.Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами;
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом…
(Остров Буян, княжество Гвидона – А.С. Пушкин. “Сказка о царе Салтане…”)

4. Все бока его изрыты,
Частоколы в ребра вбиты,
На хвосте сыр- бор шумит,
На спине село стоит;
Мужички на губе пашут,
Между глаз мальчишки пляшут…
(Село на спине Рыбы-кита, Кита Китовича – П.П.Ершов. “Конек- горбунок”.)

7 Конкурс "Сказочные коты"

Кот Васька очень гордился, что в его роду было много известных котов. Попробуйте по небольшим портретам догадаться, о ком из этих котов идёт речь.

    Этот "слепой" кот был очень хитрым и изворотливым, под стать своей подружке. (Кот Базилио из сказки А.Н.Толстого "Золотой ключик, или приключения Буратино)

    Хозяин этого кота очень хорошо помнил, на какие хитрости пускался этот плут, когда охотился на крыс и мышей, как ловко он прикидывался мёртвым, то повиснув на задних лапах, то зарывшись чуть ли не с головой в муку. (Кот в сапогах, из сказки Ш. Перро "Кот в сапогах")

    А этот кот был добрейшей души животным, за что и поплатился, испытывая огромные неприятности и неудобства от весёлых непосед мышат. (Кот Леопольд, из сказки А.Резникова "Приключения кота Леопольда")

    Лучшим другом этого кота в тельняшке был теленок по имени Гаврюша. (Кот Матроскин, из повести Э.Успенского "Дядя Фёдор, пёс и кот")

    А теперь вспомните и назовите сказочных собак

(Жучка, из сказки "Репка", Артемон, из сказки А.Н. Толстого "Золотой ключик, или приключения Буратино, Тотошка, из сказки А.Волкова "Волшебник Изумрудного города", Шарик,(из сказочной повести Э. Успенского "Дядя Фёдор, пёс и кот" и т.д.)

8. Блицтурнир. (Быстрый вопрос – быстрый ответ.)

Жилище Бабы-Яги.

Кто из обитателей болот стал женой Ивана-царевича?

Аппарат, на котором Баба-Яга совершает полёт.

Что потеряла Золушка?

Какие цветы собирала Падчерица в сказке «Двенадцать месяцев»?

Весёлый человечек-луковка.

Герой сказки, путешествующий на печи.

Кто смастерил Буратино?

Кем стал гадкий утёнок?

Почтальон из деревни Простоквашино.

Крокодил, друг Чебурашки.

Черепаха, подарившая Буратино Золотой ключик.

Чем ловил рыбу Волк из сказки «Лисичка-сестричка и Серый Волк»?

В какой сказке Людоед превращается в мышку, и кот съедает её?

Кого вылепили старик со старухой из снега?

Кто жил в волшебной лампе Алладина?

Сколько раз закидывал старик невод?

Сколько лет прожил старик со своей старухой?

Царевич Гвидон в сказке 3 раза превращается в насекомых. Назовите в каких?

Сколько гномов было в сказке про Белоснежку?

9. Конкурс «Отыщи владельца»

Ведущий: У меня в коробке лежат разные вещи. Их кто-то потерял. Надо помочь найти владельца. Но не только назвать, кому принадлежат эти вещи, а прочитать отрывок из сказки.

    Мыло: «Вот и мыло подскочило» («Мойдодыр»)

    Блюдце: «А за ними блюдца дзын-ля-ля, дзын-ля-ля» («Федорино горе»)

    Орешек: «А орешки не простые, все скорлупки – золотые» («Сказка о царе Салтане…»)

    Зеркало: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи» («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)

    Телефон: «У меня зазвонил телефон («Телефон»)

    Градусник: «И ставит им градусники («Айболит»)

Хрустальная туфелька (Золушка)

Итак, дети, ответьте мне пожалуйста: Чему учат сказки? (Добру, справедливости)

Заканчивается наше путешествие по стране сказок, чудес и волшебства! Но зато вы теперь можете продолжить его сами, стоит вам взять в руки книгу, открыть и … приключения продолжаются.

Я к вам обращаюсь, товарищи дети:

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома.

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

Викторина «Сундучок волшебных сказок»

Ход викторины:

Дети входят в зал под музыку «В гостях у сказки».

Ведущий 1 : Итак, друзья, начнем программу,

Затей у нас большой запас.

А для кого они? Для вас.

Ведущий 2 : Мы знаем, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интересней,

Чем наши волшебные сказки.

Ведущий 1 : А почему они волшебные?

Дети: Потому, что в сказках животные умеют разговаривать,

есть несуществующие герои: Кощей Бессмертный, Баба-Яга, леший,

происходят чудеса – лягушка превращается в царевну, братец Иванушка в козленочка, ведра сами ходят.

Ведущий 2 : Сказки бывают народные, и бывают авторские.

Посмотрите, ребята, на верхнюю часть нашей выставки. Это русские – народные сказки. Называются они так потому, что их придумал народ.

А на нижней части выставки представлены авторские сказки. Сказки, которые придумал и записал автор.

Например, вы все знаете сказку “ О мертвой царевне и 7 богатырях”, “ О рыбаке и рыбке”. Это сказки А. С. Пушкина.

Или “ Мойдодыр” – это сказка К.И. Чуковского.

Ведущий1 : Дорогие друзья, сейчас мы проведём викторину по волшебным сказкам. Участвуют две команды. Команда группы «Веснушки» и команда группы «Игрушечка».

Конкурс 1 . “Ушки на макушке”

Команды слушают внимательно отрывки из сказок и определяют название.

Ведущий 1 - 1.Летела стрела и попала в болото.

А в том болоте поймал её кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожею

Сделался милой, красивой, пригожей. (Царевна-лягушка )

Ведущий 2 - 2.Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка )

Ведущий 1 - 3.Отворили дверь козлята

И пропали все куда-то. (Волк и козлята )

Ведущий 2 - 4.На окошке он студился

Взял потом и укатился

На съедение лисе. (Колобок)

Что за чудо, что за диво

Едут сани без коней? (По-Щучьему велению )

Ведущий 1 - 5.Заигралась сестрица.

Унесли братишку птицы. (Гуси-лебеди )

Ведущий 2 - 6.Уплетая калачи, Ехал парень на печи. Прокатился по деревне И женился на царевне. (По щучьему велению )

Ведущий 1 - 8.Вымолвил словечко – покатилась печка. Прямо из деревни к царю да царевне. И за что, не знаю, повезло лентяю. (По щучьему велению )

Ведущий 2 - 9.Он гремит костями страшно. Злобный, жадный и ужасный. Ходит в чёрном он плаще И зовётся царь… (Кащей, «Царевна – лягушка» )

Эстафета “Змей-Горыныч” (под музыку)

Кому не знакомо это сказочное существо, у которого три головы, четыре лапы и два крыла! Давайте тоже сделаем Змея-Горыныча, это не сложно. Трое участников встают рядом, кладут руки на плечи друг другу.

По сигналу “Змей-Горыныч” начинает движение, причем участники, стоявшие по бокам, должны выполнять движения руками, напоминая движения крыльями.

Добежав до финиша, тройка разворачивается, возвращается и передает эстафету следующим участникам.

Ведущий 2 - конкурс 2 ": «Сказочные фразы»"

Вот сундучок " Волшебных сказок", но он закрыт на замок. Ребята, вы хотите узнать, что там? В нем волшебные слова из сказок. ( в сундучке лежат листочки, на которых написаны фразы).

Команда " Игрушечка"
- По щучьему веленью, по моему хотенью.

(Емеля. Русская народная сказка " По щучьему веленью")

Команда "Веснушки" - Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!

(Иванушка - дурачок. Русская народная сказка "Сивка - бурка")

Команда " Игрушечка"
«Избушка, избушка! Стань по-старому. Как мать поставила, - ко мне передом, а к лесу задом». (Сказка «Царевна – лягушка) . Команда " Веснушки"
- Несёт меня лиса…(за дальние леса, за быстрые реки, за высокие горы). (Петушок и лиса)

Эстафета “Полёт Бабы-Яги” (под музыку)

В сказках непременными атрибутами Бабы-Яги были метла и ступа. В эстафете в качестве метлы – гимнастическая палка. Участник «садится» на палку, как на коня, и в таком положении проходят всю дистанцию и передают “метлу” следующему.

Ведущий 2 - Конкурс 3 “Телеграмма”

Ребята, я сегодня шла в детский сад и встретила почтальона. Он передал нам телеграммы, потому что сам не может догадаться от кого они пришли. Поможем ему?

Ведущий задаёт вопрос участникам команды. Если члены команды не знают ответ, помогают участники другой команду или зрители.

Ведущий 1 – Какой первый приказ был у царя в сказке «Царевна-лягушка»? (испечь каравай хлеба)

Ведущий 2 - На каком дереве хранился сундук, в котором была смерть Кощея? (дуб)

Ведущий 1 - Почему Василиса Премудрая покинула Ивана-царевича? (Иван сжег лягушачью кожу)

Ведущий 2 - Сколько дней искал Иван-царевич свою стрелу? (Три дня)

Ведущий 1 - В какой сказке отец бросил дочку зимой в лесу? (Морозко)

Ведущий 2 - Что спросил Морозко у девушки в первый раз? (Тепло ли тебе, девица?)

Ведущий 1 - Куда отправился доктор Айболит по телеграмме? (в Африку)

Ведущий 2 - Как звали собаку в сказке «Золотой ключик или Приключение Буратино»? (Артемон)

Ведущий 1 - Из чего сварил кашу хитрый солдат? (Из топора)

Ведущий 2 - На чём разъезжал Емеля в сказке «По щучьему велению»? (На печке)

Ведущий 1 - Самый знаменитый житель Цветочного города. (Незнайка)

Ведущий 2 - Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла? (Бабушке)

Ведущий 1 - Как звали девочку, путешествующую по Стране чудес и Зазеркалью? (Алиса)

Ведущий 2 - Что купила Муха-цокотуха на базаре? (Самовар)

Ведущий 1 - Какая избушка была у лисы в сказке «Заюшкина избушка»? (Ледяная)

Ведущий 2 - Кто поймал золотую рыбку? (Старик)

Ведущий 1 - Как звали маленькую девочку, которая родилась и жила в цветке? (Дюймовочка)

Ведущий 2 - Из чего была сделана карета, в которой Золушка отправилась на бал? (Из тыквы)

Ведущий 2 – Конкурс 4 «Название сказки»

Представитель каждой команды берет у ведущего картинку с изображением сказки. Нужно изобразить сказку так, чтобы другая команда сумела ее отгадать.

(«Репка», «Курочка ряба»)

Ведущий 1 - Конкурс 5 «Кто дал полезный совет

1. Не открывай двери незнакомым людям. (Семеро козлят)

2. Чисти зубы, мой руки, принимай регулярно душ. (Мойдодыр)

3. Покушал, вымой за собой посуду. (Федора)

4. Не ходи по лесу один. (Красная Шапочка)

5. Помогай друзьям в трудных ситуациях. (Репка и Аленушка из сказки «Гуси лебеди»)

8. Пей только чистую воду. (Братец Иванушка)

10. Хорошо учись. (Буратино)

12. Не ешь много сладкого. (Винни Пух)

Ведущий 2 - Конкурс 5 «Сколько?» (столы, цифры)

Вам необходимо послушать внимательно вопрос, ответ показать цифрой.

1. Сколько сказочных героев тянуло репку? (Шесть)

2. Сколько месяцев сидело у новогоднего костра? (Двенадцать)

3. Сколько животных шло в Бремен, чтобы стать музыкантами? (Четверо)

5. Сколько козлят похитил волк? (Шесть)

8. Сколько золотых монет Карабас Барабас дал Буратино? (Пять)

9 Сколько домиков разрушил волк в сказке три поросенка? (два)

Эстафета “Юный художник”

Мы убедились, что сказки вы знаете. А умеете ли вы рисовать героев ваших любимых сказок? Кого вы будете рисовать, узнаете из загадки:

На сметане мешан, на окошке стужён

Круглый бок, румяный бок

Покатился …….. (колобок)

Правильно, вы будете рисовать Колобка. Но рисовать будете всей командой. Послушайте как. Команды строятся в 2 колонны. Первый участник бежит и рисует голову, 2 участник – одну ножку, 3 участник – другую ножку, 4 участник – одну ручку, 5 участник – другую ручку, 6 участник – глазки, 7 участник – ротик, 8 участник – дорожку, по которой бежит колобок.

(Листки для рисования прикрепляют на доске, а первые участники команд получают по фломастеру.)

Эстафета “Колобок”

От кого приходилось уходить Колобку в сказке? Давайте поможем нашему Колобку избежать неприятностей. А колобком у нас будет мяч-колобок. Ребята обходят игрушки на полу, по серпантину катя мяч одной рукой по полу.

Ведущий 2 - Вот закончилась игра,

Расходиться нам пора.

Ведущий 1 - В мире много сказок, Грустных и смешных, И прожить на свете, Нам нельзя без них.

Дети выходят из зала под музыку.

Тип мероприятия: игра-викторина.

Цели:

  • обобщить знания учащихся о сказках;
  • корригировать речемыслительную деятельность учащихся;
  • воспитывать любовь к чтению.

Оборудование: чудесный мешочек (яблоко, яйцо, мыло, мука, игла, деревянная ложка, азбука), телеграммы, разрезные картинки, кроссворды.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Все вы очень хорошо знаете сказки, среди них есть самые любимые, которые рассказывают о добрых и злых волшебниках, о могучих богатырях и прекрасных царевнах. Сегодня мы с вами совершим путешествие в сказку, проведем игру-викторину “Что за прелесть эти сказки!”

– Сегодня у нас встречаются две команды. Они приготовили название и приветствие друг другу.(команды выступают)

1. Разминка

Ну, что, ребята, поиграем.
Я начну, а вы – кончайте,
Только в рифму отвечайте!

1. Перед волком он дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Всё ж попался… (колобок) .

2. В реках Африки давно
Злое плавает бревно.
Кто б навстречу ни проплыл
Всех проглотит … (крокодил) .

3. Враг людей и враг зверей –
Злой разбойник … (Бармалей) .

4. Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей.
А однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Добротою знаменит,
Это доктор … (Айболит) .

5. Он со всеми неизменно
Вежлив, кто б ни приходил.
Догадались, это Гена,
Это Гена … (крокодил) .

6. Его хозяин – мальчик Робин,
Его приятель – Пятачок.
Он раз был облаку подобен,
Он прост, но он не дурачок.
Для него прогулка – праздник,
И на мёд особый нюх.
Это плюшевый проказник
Медвежонок … (Винни-Пух) .

7. Он знаком всем малым детям,
Обожают все его.
Но таких на целом свете
Не найдёшь ни одного.
Он не лев, не слон, не птица,
Не тигрёнок, не синица,
Не котенок, не щенок,
Не волчонок, не сурок.
Он снимается в кино,
И известна всем давно
Эта милая мордашка,
А зовется … (Чебурашка) .

2. Дополни имя

Загадывается каждой команде по очереди.

  • Кощей-Бессмертный
  • Василиса-Прекрасная
  • Баба-Яга
  • Змей-Горыныч
  • Сестрица-Алёнушка
  • Мальчик-с-пальчик
  • Иван-царевич
  • Братец-Иванушка
  • Крошечка-Хаврошечка
  • Курочка-Ряба
  • Конёк-Горбунок
  • Царевна-Лягушка
  • Жар-птица
  • Ковёр-самолёт
  • Гуси-Лебеди
  • Иванушка-дурачок

3. Узнай сказку по отрывку

– Ребята, неужели вы знаете все-все сказки? Замечательно! И всё-таки я чуть-чуть сомневаюсь в ваших знаниях. Предлагаю вам игру “ Узнай сказку по отрывку “. Слушайте внимательно.

1. Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки. (“Три медведя”)

2. Красна девица грустна –
Приближается весна.
Ей на солнце тяжко –
Слёзы льёт бедняжка. (“Снегурочка”)

3. А дорога – далека,
А корзина – нелегка.
Сесть бы Мише на пенёк,
Съесть бы вкусный пирожок. (“Маша и медведь”)

4. Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться.
Очень вкусная вода
В ямке из копытца. (“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”)

5. Жил старик со своею старухой у самого Синего моря. Они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года. (“Сказка о рыбаке и рыбке”)

6. Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стены вылетели, и печь сама пошла по улице, по дороге прямо к царю. (“По щучьему велению”)

7. Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперёд. (“Тараканище”)

8. Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то,
Кто распростился с зелёною кожей.
Сделался мигом красивой, пригожей. (“Царевна-лягушка”)

9. У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный.
Он имел предлинный нос.
Что за сказка – вот вопрос? (“Золотой ключик или приключения Буратино”)

10. Был похож на мяч немножко
И катался по дорожкам.
Укатился ото всех, кроме рыжей,
Вот так смех! (“Колобок”)

11. Охраняют град не зря
Тридцать три богатыря.
В граде том богатства есть,
Злата, серебра не счесть. (“Сказка о царе Салтане…”)

12. Рыбка не простая, чешуёй сверкает,
Плавает, ныряет, желанья исполняет. (“Сказка о рыбаке и рыбке”)

4. Телеграммы

– Ребята, сегодня утром нам в школу доставили пакет. Посмотрим, кому он адресован? (На конверте надпись: “г. Зеленогорск, школа Мастеров. Детям, которые хорошо знают сказки.”)
– Ребята, а вы хорошо знаете сказки?
– Ну, что ж, посмотрим, что находится внутри. (Достаю телеграммы.)
– Ребята, оказывается, эти телеграммы пришли от персонажей сказок. Давайте отгадаем, от кого они.

  • Бабушка и дедушка, спасите! От волка убежал, но за мной гонится лиса! (Колобок)
  • Приходил волк и съел шестерых козлят. Спасите моих братьев! (Козленок)
  • Приезжайте, снесла золотое яичко! (Курочка Ряба)
  • Дядя Фёдор! Срочно приезжай! Кот Матроскин с Шариком поругались! (Почтальон Печкин)
  • Срочно приезжайте! Пора тянуть репку. (Репка)
  • Спасите! Меня дед выловил в Синем море! (Золотая рыбка)

5. Заморочки из мешочка

– Ребята, а вы обратили внимание, что у нас есть чудесный мешочек. Кто знает, что в нём? А вот и записочка рядом, что же в ней написано? (открываю записку) “Ребята, помогите эти вещи вернуть в сказки. Они нам очень нужны!” Герои сказок.

Вызывается по одному ребёнку из команды по очереди. Они достают предметы, отгадывают из какой они сказки.

В мешочке: мыло (“Мойдодыр”) , мука (“Колобок”) , яйцо (“Курочка Ряба”) , азбука (“Приключения Буратино”) , яблоко, зеркало (“Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”) ,

6. Собери мозаику

– Ребята, а сейчас я предлагаю вам следующее задание: вам нужно составить картинку из разрезанных кусочков бумаги и отгадать из какой она сказки.

Дается по два конверта – дети собирают мозаику.

1-я сказка – “Серая Шейка.”

2-я сказка – “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях.”

Кроссворды

– Ну а сейчас, я думаю, вам будет предложено самое трудное задание: вы должны разгадать кроссворд. Итак, кто же из вас будет первый? (См. Приложение )

7. Весёлый наборщик

– Переставьте буквы так, чтобы получилось название сказки.

1. Н С Р К А Я А А П К Ш О Ч А

(Красная шапочка.)

2. М О В О Ч К А Д Ю Й

(Дюймовочка.)

3. И Т Р Д Е Д М Я В Е

(Три медведя.)

– Ребята, почти все сказки начинаются и заканчиваются очень мудрыми словами. Я вам предлагаю из слогов собрать концовку сказки. (См. Приложение )

1. Стали себе жить-поживать, да добра наживать.
2. Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!

– Вы сегодня действительно доказали, что очень хорошо знаете сказки. Я с удовольствием каждому из вас подарю книгу сказок.

Урок чтения

учителя начальных классов Киселевой В.А.

ЗАТО Солнечный Красноярского края

Путешествие по сказкам А.С. Пушкина Сказки Александра Сергеевича Пушкина знают и любят во многих странах. В этой игре мы хотим проверить, насколько хорошо ребята знакомы с персонажами этих сказок, знают их содержание. Для этого мы разработали различного рода задания, детям предлагается: Выбрать сказки принадлежащие перу А.С.Пушкина Определить какому из его произведений принадлежит отрывок Вспомнить какие герои принадлежат какому произведению Воспроизвести слова и озвучить действия этих героев В игре могут принимать участие 3 команды по 3-4 игрока. Для проведения игры необходимо выбрать ведущего и членов жюри. Конкурс 1. Выбери сказку В этом конкурсе мы предлагает ребятам выбрать из общего числа сказок те, которые принадлежат перу А.С. Пушкина. Время на выполнения задания - 1 минута. За каждый неправиль-ный ответ команды наказываются штрафным баллом. 1) «Руслан и Людмила»» 2) «Айболит» 3) «Конек-Горбунок» 4) «Сказка о рыбаке и рыбке» 5) «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» 6) «Муха-Цокотуха» 7) «Сказка о золотом петушке» 8) «Федорино горе» 9) «Сказка о царе Салтане...» 10) «Дядя Степа» Ответы «Руслан и Людмила», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане...» Конкурс 2. Узнай сказку Команды прослушивают отрывки из различных сказок А.С. Пушкина и распределяют их номера по колонкам. За каж-дый правильный ответ команда зарабатывает 1 балл
«Сказка о царе Салтане...» «Сказка о ры-баке и рыбке» «Сказка о золотом петушке»
Отрывки из сказок № 1 «Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. «Кабы я была царица, - Говорит одна девица, - То на весь крещеный мир Приготовила б я пир». № 2 «Негде, в тридевятом царстве, В тридесятом государстве, Жил - был славный царь Дадон. Смолоду был грозен он И соседям то и дело Наносил обиды смело, Но под старость захотел Отдохнуть от ратных дел И покой себе устроить...» № 3 «Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась - и расцвела, Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого. И жених сыскался ей, Королевич Елисей». № 4 «Между тем как он далеко Бьется долго и жестоко, Наступает срок родин; Сына бог им дал в аршин, И царица над ребенком Как орлица над орленком; Шлет с письмом она гонца, Чтоб обрадовать отца». № 5 «Царь Дадон к шатру спешит... Что за страшная картина! Перед ним его два сына, Без шеломов и без лат Оба мертвые лежат, Меч вонзивши друг во друга». № 6 «Делать нечего. Она, Черной зависти полна, Бросив зеркальце под лавку, Позвала к себе Чернавку И наказывает ей, Сенной девушке своей, Весть царевну в глушь лесную И, связав ее, живую Под сосной оставить там На съедение волкам». № 7 «Воротился старик ко старухе: У старухи новое корыто. Еще пуще старуха бранится: «Дурачина ты, простофиля! Выпросил, дурачина, корыто! В корыте много ль корысти?» № 8 «Ветер на море гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На раздутых парусах. Мимо острова крутого, Мимо города большого, Пушки с пристани палят Кораблю пристать велят». № 9 «Пристают к заставе гости; Царь Гвидон зовет их в гости, Их он кормит и поит И ответ держать велит: «Чем вы, гости, торг ведете И куда теперь плывете?» №10 «Ой вы, молодцы честные, Братцы вы мои родные, - Им царевна говорит, - Коли лгу, пусть бог велит Не сойти живой мне с места. Как мне быть? Ведь я невеста». № 11 «Пошел он ко своей землянке, А землянки нет уж и следа; Перед ним изба со светелкой, С кирпичною, беленою трубою, С дубовыми, тесовыми воротами. Старуха сидит под окошком, На чем свет стоит мужа ругает». № 12 «Дверь тихонько отворилась, И царевна очутилась В светлой горнице; кругом Лавки, крытые ковром, Под святыми стол дубовый, Печь с лежанкой изразцовой. Видит девица, что тут Люди добрые живут; Знать, не будет ей обидно! - Никого меж тем не видно». Ответы
«Сказка о царе Салтане...» «Сказка о рыбаке и рыбке» «Сказка о мер-твой царевне и о семи бога-тырях» «Сказка о золотом петушке»
№1 №7 №3 №2
№4 №11 №6 №5
№8 №10
№9 №12
Конкурс 3. Вопросник В этом конкурсе каждая команда отвечает на вопросы, за правильный ответ жюри присуждает команде 1 балл. Если команда не знает правильного ответа или ответила неверно, право ответа переходит к следующей команде. Если все команды затруднились ответить, ведущий может адресовать вопрос зрителям. Самые активные зрители будут награждены по окончании игры.
    Вспомните, какую фразу говорила рыбка рыбаку после каждой его просьбы. («Не печалься, ступай себе с богом»)
2)Кем захотела стать старуха, после чего рыбка превратила ее опять в крестьянку? (Владычицей морскою.) 3)Где жил старик со старухою? (В ветхой землянке.)
    Кем захотела стать старуха, после того как она получила но-вую избу? (Столбовою дворянкой.) Какой волшебным предметом владела мачеха царевны из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»? (Зеркальцем.) Что приказала злая царица своей служанке Чернавке сделать с царевной в лесу? (Отвести ее далеко в лес, связать живую под сосной и «оставить ее там на съедение волкам») Кто оправился на поиски царевны? (Ее жених, королевич Елисей) Чем добрая царевна угостила старуху -нищенку? (Хлебом.) К кому обращался за помощью королевич Елисей во время поисков своей невесты? (К солнцу, месяцу, ветру)
    Кто подарил царю Дадону золотого петушка? (Мудрец) Зачем царю Дадону понадобился золотой петушок? (Чтобы охранять границы его царства) От нападок какой птицы царевич спас царевну Лебедь? (От коршуна)
13) В кого превратила царевна Лебедь князя Гвидона в первый раз, когда он захотел увидеться с отцом? (В комара) 14) Какой зверек грыз орешки с золотыми скорлупками на ост-рове князя Гвидона? (Белка) 15) Мимо какого острова лежал путь купцов в царство славного Салтана? (Мимо острова Буяна) Конкурс 4. Продолжи строчку Ведущему необходимо заранее написать строчки из сказок |на разных карточках и разложить перед участниками, текстом вниз. Капитаны команд подходят по очереди к ведущему и бе-рут по 4 карточки для своей команды. Затем в течение 5 минут участники готовятся к конкурсу. Задача игроков - продолжить строчки из сказок, воспроизвести текст как можно точнее. Жюри оценивает выступление команд по 5-балльной системе. 1) «Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
___________________________(Всех румяней и белее?») 2) «Ах ты, мерзкое стекло! ___________________________(Это врешь ты мне назло.») 3) «Вот в сочельник в самый, в ночь ___________________________(Бог дает царице дочь.») 4) И молва трезвонить стала: ___________________________ (Дочка царская пропала!)
    «И ей зеркальце в ответ:
    ____________________________(«Ты прекрасна, спору нет...») «Но живет без всякой славы,
Средь зеленыя дубравы, У семи богатырей, ______________________(Та, что все ж тебя милей».)
    «Коли красная девица,
    ______________________(Будь нам милая сестрица».)
8) «Ветер, ветер! Ту могуч, ______________________(Ты гоняешь стаи туч».) 9) «А орешки не простые, ______________________(Все скорлупки золотые».) 10) «Кабы я была царица, -
Третья молвила сестрица, -
Я б для батюшки-царя ______________________(Родила богатыря».)
    «Да скажите: князь Гвидон
    _____________________(Шлет царю-де свой поклон») «Ой вы, гости-господа,
_____________________(Долго ль ездили? Куда?») Конкурс 5. Реши кроссворд Участникам предлагается решить кроссворд. Все слова, за-шифрованные в кроссворде, пишутся в именительном падеже, единственном числе. Время на выполнение задания - 10 минут. За каждое пра-вильное слово команда получает 1 балл. Вопросы по горизонтали
    «Сказка о царе Салтане...» - В какое время суток разговаривали три сестры о том, чтобы они делала, если бы были
    царицами. (Вечер.)
    В кого превратился князь Гвидон, когда полетел навестить своего отца в третий раз? (Шмель.)
    «Будь одна из вас ткачиха,
А другая_______________» (Повариха.)
    Что поймал старик, когда в первый раз забросил свой невод? (Тина.)
    Чем отравила злая царица царевну из «Сказки о царе Салтане...»? (Яблоко.)
    В кого превратился князь Гвидон, когда полетел навестить своего отца во второй раз? (Муха.)
    Чем старик ловил рыбу? (Невод.)
    Куда выбросило морем бочку, в которой был князь Гвидон вместе со своею матушкой? (Остров.)
Вопрос по вертикали «...Тридцать три богатыря, Все красавцы молодые, Великаны удалые Все равны, как на подбор, С ними дядька__________» (Черномор.) Конкурс 6. Дополнительные вопросы Эти вопросы используются ведущим в том случае, когда ко-манды набирают одинаковое количество баллов. Чтобы опреде-лить победителя, игрокам задаются дополнительные вопросы. Участвуют в опросе только те команды, которые имеют равное количество баллов. Игроки слушают вопросы и пишут ответы на листочках, а затем отдают на проверку жюри, а сами обсуж-дают правильные ответы вместе с ведущим. Каждый правиль-ный ответ оценивается в два балла.
    Из какого дерева смастерил себе лук князь Гвидон, когда вы-шел из бочки вместе со своею матушкой? (Из дуба.)
    Чем угостили царевну семь богатырей при первой их встрече?
(«...Усадили в уголок, Подносили пирожок; Рюмку полну наливали, На подносе подавали».) 3) Как назывался дом, в котором жили семь богатырей? (Терем.) По окончании игры жюри подводит итоги, подсчитывает баллы, набранные командами, вычитает штрафные баллы и объявляет команду-победителя.

Тип урока: урок постановки учебной задачи.

  • познакомить детей с тремя видами сказок: волшебными, бытовыми, сказками о животных;
  • формировать у детей положительные мотивы учебно-познавательной деятельности, творческие инициативы, активность;
  • развивать речь детей, обогащать словарный запас.

Планируемые достижения обучающихся на уроке:

  • увидеть многообразие русских народных сказок;
  • иметь представление об отличительных особенностях трёх видов сказок: волшебных, бытовых, о животных.

Демонстрационный материал: рисунки с изображением трёх домиков к каждому виду сказок; сундучок с разными предметами из сказок; карточки с отрывками русских народных сказок.

Проект урока.

1. Эмоциональный настрой.

Давайте улыбнёмся друг другу! Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов и творческих удач!

2. Сообщение темы урока.

Сегодня, ребята, нам предстоит открыть дверь в прекрасный мир сказки. Сказка. Кажется, само это слово светится и звенит, как колокольчик. Звенит серебряным волшебным звоном, как бубенцы тройки, уносящий нас в удивительный мир прекрасных и опасных приключений, фантастических чудес. Сейчас мы читаем сказки в книгах, а раньше их только рассказывали, или, как тогда говорили, сказывали. Бабушки, дедушки, родители сказывали детям, а когда те вырастали и становились взрослыми, начинали сказывать их уже своим детям. Так сказки передавались из уст в уста, из поколения в поколение.

В русской деревне долгими вечерами любили рассказывать сказки. Сказки пришли к нам из глубины веков. Первые сказки родились задолго до того, как люди научились писать и издавать книги.

Послушайте стихотворение Валентина Берестова "Сказка"

Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца.

3. Работа с пословицей.

На доске (или экране) пословица: "Сказка - ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок". (А.С. Пушкин).

Прочитайте пословицу.

Как вы понимаете первую часть пословицы? (Сказка - это вымысел, в ней происходят невероятные и удивительные события)

Как вы понимаете вторую часть пословицы? (Сколько бы ни было вымысла, сказка говорит о реальной жизни)

Какой мудрости учит сказка? (Учит справедливости, помогает лучше узнавать себя и других, учит состраданию, милосердию, понимать чужую беду, учит верности в дружбе, трудолюбию, смелости, выдержке, смекалке)

Прочитайте названия сказок. Подумайте, по какому признаку их можно разделить на две группы?

(На карточках у каждой группы записаны названия следующих сказок:

  • "Дюймовочка"
  • "Конёк-Горбунок"
  • "Три медведя"
  • "Царевна-лягушка"
  • "Лиса и волк"
  • "Золушка"
  • "Как мужик гусей делил"

Все сказки можно разделить на авторские (у которых есть автор - конкретный человек ) и народные (эти сказки относятся к устному народному творчеству, они созданы неизвестными сказочниками и передавались устно из поколения в поколение)

Сегодня мы будем говорить о русских народных сказках. Все дети очень любят сказки. Назовите свои любимые сказки (ответы детей).

Но сказки мало любить, их надо ещё знать и помнить. Давайте проверим, как вы помните сказки. Мои помощники будут рассказывать (или читать) отрывки из русских народных сказок. Надо выслушать отрывок до конца, а потом попробовать угадать название сказки.

Отрывок из сказки "Иван-царевич и серый волк" (рассказывает подготовленный ученик)

[...Иван-царевич пошёл обратно путём-дорогой, а серый волк перемахнул через стену - да в сад. Засел за куст и глядит: Елена Прекрасная вышла со своими мамушками, нянюшками. Гуляла, гуляла и только приотстала от мамушек и нянюшек, серый волк ухватил Елену Прекрасную, перекинул через спину - и наутёк...]

Отрывок из сказки "Лисичка-сестричка и волк".

[... Наловил дед рыбу и везёт домой целый воз.

Увидела это лисичка, захотелось ей рыбки. И решила она деда перехитрить. Забежала лисичка вперёд, легла на дорогу и притворилась мёртвой.

Вот едет дед и видит: посреди дороги лежит лисичка. Дед слез с воза, подошёл к ней, а лисичка и не шевелится, лежит как мёртвая...]

Отрывок из сказки "Каша из топора"

[...У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.

Ох, добрый человек, и сама сегодня ещё ничего не ела: нечего.

Ну, нет так нет, - солдат говорит.

Тут он приметил под лавкой топор без топорища.

Коли нет ничего иного, можно и из топора кашу сварить...]

Подумайте и скажите, что объединяет эти отрывки и чем они отличаются.

5. Деление сказок на три группы.

На доске - три домика, символизирующие три вида сказок. (рисунок)

Посмотрите, какие домики! В каждом из них живут сказочные герои. Сейчас вы прочтёте отрывки из сказок, вспомните их названия и подумаете, в какой домик можно поселить главных героев (работа в группах).

У каждой группы - карточки с отрывками из сказок.

1. [...Жили-были лиса и заяц. У лисы избушка ледяная, а у зайца - лубяная. Вот лиса и дразнит зайца:

У меня избушка светлая, а тебя тёмная! У меня светлая, а у тебя тёмная...]

("Заюшкина избушка")

2. [...Лиса схватила петушка в когти и понесла в свою нору, за тёмные леса, за быстрые реки, за высокие горы...]

("Петушок - золотой гребешок")

3. [...Говорит однажды царь такое слово:

Дети мои милые! Возьмите себе по стреле, натяните тугие луки и пустите стрелы в разные стороны; на чей двор стрела упадёт, там и сватайтесь...]

("Царевна-лягушка")

4.[...Принесла старуха котёл.

Солдат топор вымыл, опустил в котёл, налил воды и поставил на огонь.

Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал.

Ну как? - спрашивает старуха.

Скоро будет готова, - солдат отвечает. - Жаль, что вот соли нет...]

("Каша из топора")

5. [...В домике этом жили три медведя. Один медведь был отец, звали его Михаил Иванович. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и звали её Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка...]

("Три медведя")

6. [...Волку делать нечего. Пошёл он в кузнецу и велел себе горло перековать, чтобы петь тонюсеньким голосом. Кузнец ему горло перековал. Волк опять побежал к избушке и спрятался за куст...]

("Волк и семеро козлят")

7. [...Кругом ночь чёрная, лес густой, ветер злой. Заплакала Василиса, вынула из кармана куколку:

Куколка моя милая, посылают меня к Бабе -Яге за огнём...]

("Василиса - Прекрасная")

Герои каких сказок будут жить в первом домике? (3, 7)

Герои каких сказок будут жить во втором домике? (1,2,5,6)

Герои каких сказок будут жить в третьем домике? (4)

Почему же все наши сказочные герои живут в трёх разных домиках? (Первый дом похож на терем, там должны жить волшебные герои, например, Василиса Премудрая. Второй домик похож на лесную избушку, она больше подходит для лесных зверушек. Третий дом - для простых людей: мужика, бабы, солдата).

В домике, похожем на терем, живут Иван-царевич, Василиса Прекрасная, Баба Яга. Этот домик волшебный. В волшебных сказках происходят чудеса, различные превращения. Эти выдуманные сказки с разными фантастическими событиями называются волшебными сказками.

Там где персонажами сказок являются зверушки, это сказки о животных.

И ещё есть бытовые сказки. В них представлены обычные простые люди: мужик, баба, солдат, и жили они в простой избе. Это сказки про простую жизнь, про быт, то есть повседневную жизнь.

Раньше вы не задумывались о том, что сказки бывают разные: волшебные, бытовые, о животных. С одной стороны, всё это сказки, с другой - они разные. Что же их отличает друг от друга? Что обязательно есть в волшебных сказках, какое там присутствует настроение?

А для кого сочинялись сказки: для детей или для взрослых? (Про животных - для маленьких, бытовые - для взрослых, а волшебные - всем интересны).

6. Игра "Угадай, из какой сказки предмет"

Элементы разных сказок
Мы собрали в кузовок.
Отгадай названье сказки,
Будь внимателен, дружок!

В сундучке спрятаны предметы из разных сказок. Вы должны вспомнить, из какой сказки они, кому принадлежат, какую роль играют. (Кольцо, пёрышко, яблоко, ложка, стрела, клубок).

Из каких домиков эти вещи?

Мы с вами увидели, какие разные бывают сказки: для разных слушателей по возрасту, с разным настроением, с разными героями. И всё-таки все они называются сказками. Почему? Что их объединяет?

7. Инсценирование русской народной сказки (по выбору учителя)

(Показывают подготовленные дети)

8. Итог урока.

Что нового открыли на уроке?

С какими видами сказок познакомились?

Список литературы.

  1. Русские сказки о животных. М.: "Эксмо", 2004
  2. Хрестоматия по литературе для 1-4 классов средней школы/Сост. Т. А. Бутенко; Приволж. Изд-во "Детская книга", 2002.
  3. Царевна-лягушка. Русские волшебные сказки. М.: ОНИКС 21 век, 2001.
Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса