Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Описание сестер на картине брюллова. Сочинение по картине «Портрет сестёр Шишмарёвых» Брюллова. Сочинение по картине Брюллова «Портрет сестер Шишмаревых»

Карла Брюллова можно назвать прекрасным мастером в области портретного жанра, ведь он необычайно тонко передавал особенности внешнего вида главных героев своих картин. Художник всегда старался выбрать неординарных людей, которые могли в дальнейшем оказаться на его холстах. Он выискивал изюминки внешности, он желал вызвать у зрителя настоящие эмоции от созданного художественного шедевра.

Замечательной считаю работу Карла Брюллова под названием «Портрет сестер Шишмаревых». Перед нами две девушки, которые медленно и вальяжно спускаются по лестнице. Сестры Ольга и Александра вышли на прогулку. Они совершенно не спешат, наслаждаясь каждым свои шагом.

Возле них активно и весело бежит собачонка. Думаю, она невероятно обрадовалась предстоящей прогулке.

Сестры Шишмаревы одеты в шикарные бархатные платья. Их наряды говорят о том, что эти девушки из богатой семьи. Волосы сестер опрятно собраны в прически и спрятаны под головными уборами. На лицах девушек правильные, спокойные эмоции. И все это связано с воспитанием, которое они получали с самого малого. Идеальная осанка, плавных ход выдают их аристократическое происхождение. В руках у главных героинь платочки. Они крепенько сжимают их в своих кулачках, дабы не уронить. Головы сестер слегка наклонены на бок. Глазки призакрыты. Такое ощущение, что они и вовсе не глядят под ноги, а просто плывут по спускающейся лестнице.

Однако, несмотря на такой нежный и плавный ход, мне кажется, что сестры имеют вольный, даже можно сказать боевой характер. Внизу, возле спуска девушек ожидает конь. Он в нетерпение, в ожидании того, когда же всадница произнесет команду, и он сможет умчаться вместе с ней. Время, проведенное в скачке, позволяет девушкам немного отдохнуть от всяческих манерных сцен, где следует изображать совершенно не то, что ощущает и чувствуешь.

Тема. Сочинение сравнительного характера по картине – портрету К. Брюллова «Портрет сестёр А. А. и О. А. Шишмарёвых». (1 – 2 уроки)

Цели:

  • научиться составлять сравнительную характеристику персонажей по картине;
  • познакомиться с особенностями построения текста сравнительного характера;
  • научиться соединять в своём сочинении различные типы речи (повествование, описание);
  • обогатить речь образно-выразительными средствами русского языка.

На доске:

  • Карл Павлович Брюллов (1799 – 1852)
  • «Портрет сестёр А. А. и О. А. Шишмарёвых». (1839)
  • Александра Афанасьевна и сестра ее Ольга Афанасьевна.
  • Портрет, портретист.

План.

2. Описание портрета.

а) лицо, мимика
б) поза
в) одежда
г) внутреннее состояние

3. Колорит картины.

4. Наше отношение к портрету К. Брюллова.

Оборудование:

  • Портрет художника.
  • "Последний день Помпеи".
  • Образцы ученических сочинений.

ХОД УРОКА

1. Слово учителя. Ребята, сегодняшний урок развития речи мы снова посвятим описанию иллюстрации. Но прежде чем мы с ней познакомимся, назовите мне, пожалуйста, жанры изобразительного искусства. (Портрет, натюрморт, пейзаж.)

– Мы остановимся на жанре портрета. Портрет является одним из самых древних и самых сложных жанров изобразительного искусства в живописи, графике, скульптуре. В русском искусстве портрет зародился в первой половине XVIII столетия.

2. Запись числа, темы

3. Постановка цели урока

Беседа

– Попробуйте дать определение портрета как жанра изобразительного искусства.

На доске и в тетрадях.

Портрет – изображение человека на картине.

– Как называют художника, работающего в жанре портрета?

На доске и в тетрадях.

Портретист – художник, работающий в жанре портрета.

– Подберите синонимы к слову портрет . (Работа, картина, холст, полотно, произведение) – на доске и в тетрадях.
– Подберите синонимы к слову портретист . (Художник, автор, мастер, живописец) – на доске и в тетрадях.
– Назовите известных вам художников – портретистов. (Тропинин, Брюллов, Серов, Веницианов, Репин.)
– Сегодня нам предстоит подготовиться к сочинению сравнительного характера по картине – портрету.
– Что же такое характеристика человека и сравнительная характеристика? В характеристике мы представляем какого-либо человека (кто он такой, каковы основные черты его характера). В сравнительной характеристике автор сопоставляет героев художественного произведения или произведения искусства по внешнему облику, поступкам и характеру.
Мы будем готовиться к составлению сравнительной характеристике по картине Карла Павловича Брюллова «Портрет сестёр А. А. и О. А. Шишмарёвых», написанной в 1839 году.

4. Слово учителя. Карл Павлович Брюллов прожил недолгую жизнь. Но он сделал для российского и мирового искусства так много, что переоценить этот вклад невозможно! Его кисти принадлежат прекрасные портреты и акварели, замечательная картина на исторический сюжет "Последний день Помпеи" и, наконец, он принимал участие в работе над росписью крупнейшего Российского храма в Санкт-Петербурге – Исаакиевского собора. В 1821 году, в возрасте 22 лет, после двенадцатилетнего обучения Брюллов закончил Академию с высшей наградой – большой золотой медалью. В то время золотые медалисты получали право на поездку за границу для усовершенствования, и им полагался соответствующий денежный пенсион. Карла и его брата Александра Общество поощрения художников направило в Италию. В мае 1923 года они прибывают в Рим. Карл оставался в Италии долгих 12 лет, до 1835 года.

5. Работа с учебником

– Откройте учебник на странице 189.
– Прочитайте задание у упр. № 412.
– Что значит дать сравнительную характеристику? Что мы будем сравнивать?
– Рассмотрите цветную вклейку в учебнике (иллюстрацию, по которой мы будем писать сочинение).
– Нравится вам картина? Докажите.
– Что вы видите на ней? Используя типы речи, повествование и описание, опишите, кого и что вы видите на ней?

6. Слово учителя. Послушайте, как описывает картину Карла Брюллова Эсфирь Николаевна Ацаркина - известный искусствовед 1960–1970 гг, автор книг о художниках первой половины XIX в. Отрывок взят из её книги «Брюллов».

Приступая к написанию нового полотна, Брюллов всегда рассматривал свою работу не как исполнение официального заказа, а как портретирование знакомых и приятных ему людей. Репрезентативность (заказанность) большого полотна должна была раствориться в атмосфере сердечной теплоты и лирической мягкости.
Александра Афанасьевна и сестра ее Ольга с раннего детства были приобщены к искусству. В доме их отца А.Ф. Шишмарева, любителя театра и друга художников, часто бывали актеры, музыканты. В своем петербургском имении Шишмарев построил летнюю мастерскую для Кипренского, в которой тот написал портрет любезного хозяина (картина находится в ГТГ).
Через 12 лет, когда Кипренского уже не было в живых, а слава "Великого Карла" гремела повсюду, Шишмарев обратился к художнику с просьбой написать его дочерей.
Брюллов был необычайно капризен в заказах и не раз отказывал людям влиятельным и знаменитым (портрет Николая I так и не был написан, несмотря на желание царя).
Будучи натурой глубоко артистичной, художник чувствовал себя скованным, когда брался за официальные заказы и писал людей ему несимпатичных. Познакомившись же с сёстрами, он не мог не оценить их прелести. Они были похожи и непохожи друг на друга. Старшая казалась более открытой и свободной в разговоре, грациозны были её движения. Младшая представлялась более сдержанной, угловатой, похожей на подростка. Обе музицировали, хорошо рисовали и, как все в их доме, увлечены искусством и литературой.
В групповом портрете Шишмаревых Брюллов вновь нарушил условные рамки заказанного полотна. Его содержание он свел к своеобразной жанровой сцене, сюжетной мотивировкой для которой послужила прогулка. Этот мотив позволил изобразить фигуры девушек в движении. Девушкам заказали костюмы для верховой езды, специально для картины, т. к они лошадьми не увлекались.
...Плавно и ритмично спускаются по ступеням широкой лестницы сестры Шишмаревых, одетые в амазонки. Разгоряченные лошади с трудом сдерживают порывистый норов. Сцену завершает бегущая за молодыми девушками лохматая собака, обычная участница больших групповых портретов Брюллова. Грациозна и стройна старшая Шишмарева, привлекающая своей миловидностью и изяществом движения, с каким она придерживает амазонку. Рядом с ней застывшей кажется младшая сестра.
Композиционное решение портрета было найдено Брюлловым в карандашных набросках. Избегая однообразия в изображении двух женских фигур представленных в рост, он уже в предварительных набросках разместил их на разной высоте, оправдывая свой прием уступами лестницы. (Э. Ацаркина)

7. Беседа

– Вспомните, с помощью каких изобразительных средств создаётся любая картина? (С помощью красок, поэтому целесообразнее начать её описание именно с цветового решения.)
– Каков же цветовой фон картины? (На доске и в тетрадях:Сочетание светлых и тёмных красок (золотистых, коричневых, оливковых, черных, голубых) придаёт ощущение задушевности, спокойствия, радости и теплоты.)
– Художник создал не просто портрет, а жанровую картину, на которой мы видим людей, их быт XIX века. Отметьте детали этого века.
Наряды дам XIX века: длинные шелковые платья (с корсетом или свободного покроя с бантом под грудью), изящные шляпки, лайковые перчатки (особая блестящая кожа); туфельки, отделанные шёлком и парчой (вид блестящей ткани с золотой или серебряной нитью), шёлковые носовые платки, амазонка – женское длинное платье особого покроя для верховой езды.
– Что дальше мы будем описывать? (Героев – девушек.)
– На какие детали мы обратим внимание при их описании? (Одежда, лицо, руки, глаза, волосы.)
– Что объединяет, а что различает героинь этой картины? (На доске и в тетрадях: Обе молоды, интересны, красивы, привлекательны, кокетливы, богаты, из состоятельной дворянской семьи. )
– Как вы понимаете слово кокетливы ? Подберите синонимы к этому слову. (Cтарающаяся понравиться; имеющая нарядный, привлекательный вид; жеманная, капризная, непостоянная; различаются манерой одеваться, внешностью) – на доске и в тетрадях.
– Составим сравнительную таблицу описания девушек.

На доске и в тетрадях.

№ п/п

Что сравнивается?

Александра Афанасьевна

Ольга Афанасьевна.

1. Поза, руки. Повернула голову к зрителям, облокотилась о перила одной рукой, в другой держит небольшой белый шелковый платочек. Грациозна и стройна. Изящные руки. Голову наклонила чуть влево, в одной руке держит белый шелковый платочек, в другой – хлыст.
Застыла на месте. Угловатая, сдержанная, похожая на подростка. Маленькие аккуратные руки.
2. Лицо. Тонкие черты лица. Удивительно миловидное, женственное (очень приятное). Выразительное румяное лицо. Лукавая, таинственная улыбка.
3. Глаза. Широко раскрыты, приветливы, лучисты. Прищуренные, добрые.
4. Взгляд. Выразительный, обращён к зрителям, добрый. Сосредоточенный, ласковый.
5. Нос. Маленький, короткий, аккуратный. Немного острый, средний по величине, прямой.
6.. Рот, губы. Маленький, изящный; яркие алые губы. Небольшой рот, тонкие губы, вытянутые ниточкой.
7. Волосы. Темные, плотно уложены и гладко причёсаны. Тёмные, немного вьющиеся уложены в локоны.
8. Одежда. Одета в амазонку – женское длинное платье особого покроя для верховой езды. Одета в амазонку.
9. Характер. Романтичный. Открытая и свободная в разговоре. Мечтательный, сдержанный.
10. Отношение художника. Выписывает каждую деталь. Выписывает каждую деталь.

– Запишем небольшой текст (это начало вашего сочинения).

Перед нами жанровая сцена, сюжетной мотивировкой для которой послужила прогулка. Этот мотив позволил изобразить фигуры девушек в движении.
Плавно и ритмично спускаются по ступеням широкой лестницы сестры Шишмаревы, одетые в амазонки. Разгоряченные лошади с трудом сдерживают порывистый норов. Сцену завершает бегущая за молодыми девушками лохматая собака, обычная участница таких прогулок. Грациозна и стройна старшая Шишмарева, привлекающая своей миловидностью и изяществом движения, с каким она придерживает амазонку. Рядом с ней застывшей кажется младшая сестра.

Скажите, какова роль пейзажа в этой картине? (Создаёт романтичную обстановку, ощущение теплоты и радости).
Какой стиль речи будете использовать в своём сочинении? (Описание с элементами повествования.)

Запишите план предстоящего сочинения – описания картины.

8. Чтение ученических сочинений-образцов (см. ниже)

9. Подведение итогов урока

Сочинение Волочий Виктора

Карл Павлович Брюллов считается одним из лучших портретистов России 19 века. Кисти художника принадлежит целый ряд портретов, которые дают нам представление о людях той эпохи.
На одной из картин мастера «Портрет сестёр А. А. и А. О. Шишмарёвых» мы видим двух девушек, собирающихся совершить верховую прогулку. Этот мотив позволил изобразить фигуры девушек в движении, спускающимися по ступеням.
Они одеты в амазонки, платья для верховой езды. У крыльца стоят разгорячённые лошади, едва сдерживающие свой норов. Рядом с девушками бежит собака, которая постоянно сопровождает из прогулки. С первого взгляда видно, что девушки – родные сёстры. Одна из них старшая. У обеих очень похожие тёмные глаза. Они молоды, интересны и очень привлекательны, нарядный вид говорит о том, что девушки из состоятельной дворянской семьи.
На картине старшая Александра грациозна и стройна. В одной руке держит платочек, а другой облокотилась о перила. Младшая Ольга застыла на месте с хлыстом в руке. Она похожа на подростка. Об этом говорит выразительное румяное лицо с лукавой, таинственной улыбкой. Её волосы тёмные, немного вьющиеся, уложены в локоны. А удивительно миловидное, женственное лицо с широко раскрытыми глазами Александры отражает её сдержанный и скромный характер. Её широко раскрытые лучистые глаза с добротой обращены к зрителям.
Ольга мечтательная, её взгляд сосредоточенный и ласковый. Она более весёлая, воздушная, уважает старшую сестру, пропуская её вперёд.
Вся картина насыщена энергией, движением, молодостью. Художник, раскрывая красоту женского образа, передаёт не только внешнее очарование, но и внутренний мир девушек.

Сочинение Воробьёвой Дарьи

С репродукцией картины Карла Брюллова «Портрет сестёр «А. А. и О. А Шишмарёвых» я познакомилась на уроке русского языка.
История создания этого полотна заставляет с особым трепетом вглядываться в многочисленные детали, каждая из которых – неотъемлемая часть композиции.
Карл Павлович Брюллов очень выборочно к созданию своих работ. Даже портрет российского императора Николая Первого был им не завершён. Художник писал портреты только тех людей, которые заинтересовали его, чей внешний вид и душевные качества вызывали в нём какие – либо эмоции.
Передо мной жанровая сцена, сюжетной мотивировкой для которой послужила прогулка. Этот мотив позволил художнику изобразить фигуры девушек в движении, подчеркнув при этом каждую деталь, раскрывавшую перед зрителем их характер.
Рассмотрим внешний вид двух очаровательных дам.
Александра Афанасьевна (старшая сестра) облокотилась о перила одной рукой, другой поддерживала амазонку, в которую одета. Она грациозна и стройна. Её тонкие черты лица: выразительные, широко раскрытые глаза, добрый, обращённый к зрителям взгляд, маленький нос, яркие, алые губы, тёмные, плотно уложенные волосы – выдают романтический характер, свободу и открытость в разговоре.
Младшая сестра, Ольга Афанасьевна, наклонила голову чуть влево, застыла на месте. В её маленьких аккуратных руках – белый платок и хлыст. На румяном лице можно заметить лукавую таинственную улыбку. Немного прищуренные добрые глаза, острый прямой нос, губы, вытянутые ниточкой, тёмные, вьющиеся волосы – все эти черты лица показывают её подростковый мечтательный характер.
Плавно и ритмично спускаются по ступеням широкой лестницы сёстры Шишмаревы. Разгорячённые лошади с трудом сдерживают порывистый норов. Сцену завершает бегущая за девушками лохматая собака, обычная участница таких прогулок.
Колорит картины очень яркий, тем самым художник хотел показать, что повседневная жизнь девушек из состоятельной семьи очень насыщена, полна разнообразных событий.
Жанровая сцена, изображённая на этом холсте, в точности показывает нам быт тех времён, нравы людей, их занятия и развлечения.

Пожалуй, начну со сведений о самом авторе картины. Карл Павлович Брюллов жил в период начала 19 века. Этому грандиозному русскому художнику были доступные глубочайшие знания в живописи, он хорошо овладел рисунком и акварелью. Все творчество Брюллова можно подразделить на две художественные направленности: огромные исторические полотна и не очень большие картины, сочетающие великолепное исполнение и непосредственность. Но самое главное, самое значимое в творчестве русского художника - это его грандиозные портреты, одним из которых и является «Портрет сестер Шишмаревых».

Картина «Портрет сестер Шишмаревых» удивляет меня своей необыкновенностью. В самой средней точке картины я различаю двух прекрасных молодых девушек, которые спокойно и равномерно спускаются по шикарным ступенькам роскошной лестницы. К лестнице привязаны скакуны, готовые в любую секунду ринуться в путь, об этом мне говорят их приподнятые мощные ноги. Справа от девушек бежит собака, жаждущая, чтобы с ней поиграли. Возле лошадей виден мужчина, который видимо придерживает лошадей, до отбытия милых дам. На заднем фоне я вижу роскошный сад и прекрасный дом, что говорит о благополучии этих дам. Также я не могу пропустить то, во что одеты девушки. Прекрасные бархатные платьица, милые шляпки, тонкие платочки, развивающиеся на ветру вуали - всё это говорит о высоком социальном статусе девушек. Все эти детали не заставляют грустить меня, а наоборот - они придают картине большой оптимизм.

Очень поражают выбранные Брюлловым цвета. Светло-синие цвета передают глубочайшую чистоту неба. Светло-коричневые краски - приукрашивают лестницу, а больше всего меня поразили те краски, которые автор использовал для создания лошадей: это белые краски, которые подчеркивают изящество и грациозность лошадей.

Портрет сестёр Шишмарёвых

Известный русский художник Брюллов славится написанием портретов. На одном из них изображены реальные лица - сестры Шишмаревы. Художник изобразил их сбегающих по лестнице - молодые девушки собрались на конную прогулку. Изображенный белый жеребец, бьет копытом о землю, будто хочет сказать, что его уже давно запрягли, и он устал ждать. За девушками бежит пес - радуется, что хозяйки возьмут его с собой на прогулку.

Внешне девушки очень похожи между собой - красивые черты лица, тонкая талия, женственная фигура. Но есть что-то такое, что их очень отличает друг от дружки.

Первая девушка с черными, как смола волосами, очень хороша собой. На ней надето красивое бархатное платье, с черным корсетом и синей юбкой, на голове - синяя вуаль. Белоснежные вязаные рукава, говорят о том, что девушка мастерица и любит вязать, сидев у окна долгими зимними вечерами. Взгляд девушки мечтателен, видно, что она робкая и застенчивая.

Вторая изображенная девушка одета в похожее платье, но оно коричневое с зеленой юбкой. Ее светлые волосы покрывает соломенная шляпка, сзади которой развивается прозрачная вуаль. Нашейный красный платок и розга в руках у девицы говорит о том, что она полная противоположность сестры - озорная и игривая. Ее взгляд немного затуманен, она о чем- то крепко задумалась. Обе девушки в руках держат белые платочки, без них молодицы из дому не выходят.

Благодаря таким картинам, как эта, в наше время можно увидеть, как же выглядели девушки несколько столетий назад. Спасибо за это Брюллову Карлу Павловичу.

8 класс

  • Сочинение по картине Левитана Осенний день. Сокольники 5, 6, 8 класс (описание)

    Увидеть и почувствовать красоту природы, отобразив ее на полотне, способен настоящий художник. Так и поступил один из выдающихся мастеров живописи – Исаак Левитан

  • Сочинение по картине Пименова Спор 8 класс описание

    Картина «Спор», была написана русским художником Ю. Пименом в середине прошлого века. А именно в 1968 году. Как и большинство работ данного автора, картина «Спор» показывает обычные будни советского народа.

  • Сочинение по картине Будущие летчики Дейнеки 6 класс

    На переднем плане картины изображена набережная. Аккуратная, высокая, она выложена из отполированного руками и ветром светлого камня

  • Сочинение по картине Левитана Вечерний звон 4, 8 класс (описание)

    В центральной части полотна расположена река. Ее воды обрамлены с одной стороны песчаным берегом, а с другой стороны реки берег покрыт зелеными деревьями и травой

  • Сочинение по картине Шишкина Зима (описание) 3, 7 класс

    Встретившись с произведением, Иван Ивана Шишкина «Зима» в выставочном зале или на страницах учебника сразу же ощущаешь всю глубину изображения.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса